Ученые против псевдонауки. Типа ученые против псевдонауки. Ну да, кое-что слышал

Цель урока

Знакомство с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека

Задачи урока

  • Обучающая: Углубленно обработать затронутые на уроках вопросы, осмыслить ранее приобретенные знания, учиться систематизировать, обобщать их, вести диалог.
  • Воспитательные: Духовно-нравственное воспитание: подведение учащихся к осознанному пониманию себя как личности, т.е. развитие представления о значении личной духовной культуры и нравственности; воспитание активной жизненной позиции, осознание необходимости оздоровления человека и общества.
  • Развивающие: Развитие творческого потенциала учащихся, интереса к познанию, осознанному и самостоятельному получению информации; формирование коммуникативных навыков, лаконичного и четкого изложения своих мыслей; доказывать свою точку зрения; активировать механизмы саморазвития личности; развитие способностей работать в группе и самостоятельно, умение анализировать информацию.
  • Методическая: Продемонстрировать возможность применения комбинированного урока с элементами визуализации.

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия

Пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд

Словарик к уроку

  • Пост - ритуальное воздержание от принятия определённой пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др).

Средства наглядности

Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя).

Основные вопросы урока

  • Как видеть в людях Христа?
  • Почему христиане верят в бессмертие?

Ход урока

1 вариант

1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока

Ответы на вопросы под рубрикой «ВЫ УЗНАЕТЕ». Работа над рубрикой может быть дополнена следующим заданием: Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели...» Что хотел сказать Богу лирический герой этого стихотворения?

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

2.Чтение статьи учебника

Прочитаем статью полностью. Спросим у детей, что именно в статье привлекло их внимание, и перечитаем статью. Для перечитывания и осмысления статьи предлагаем работу с конспектом статьи, в который закрались неверные, противоречащие тексту статьи утверждения. Учащимся предлагаем задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя неверные утверждения и заменяя их на верные (или более простой вариант: отклик ученика на утверждение словами «да» и «нет»). После выполнения этого задания даётся задание найти утверждение, не вошедшее в конспект. Найденное утверждение следует вписать в соответствующую графу конспекта (Конспект может проецироваться через мультимедиа проектор, учащимся раздаются распечатанные листы с конспектом).

В чередовании радостных дней и строгих дней поста проходит год христианина. Пост – стояние человека на страже от собственных плохих поступков. Пост – строгий запрет на животную пищу, чтобы лучше себя чувствовать физически. Копеечка – такая маленькая денежка, что ничего не стоит, о ней никто никогда не вспоминает. В последний день мировой истории Христос отделит одних людей от других, как пастух, следящий за стадом домашних животных, отделяет овец от козлищ. Всех людей Христос поставит по левую сторону от себя. Когда Христос будет отделять одних людей от других, тогда вспомнится копеечка, которую человек забыл или пожадничал или просто не захотел отдать нуждающимся. По правую руку Христа будут поставлены те, кто творил дела милосердия. Оскорбление другого человека, злое слово, сказанное в его адрес – это защита себя самого, стремление отразить чужую злобу. Любой человек – посланник Неба на земле. Душа человека бессмертна, утверждают многие древние религии, а тело – подобно ракете, вынесшей космический корабль на орбиту, погибает. Грехи человека уничтожают его душу. Совершенно неважно, как прожил человек свою жизнь, его душа всё равно бессмертна, и в своём бессмертии он будет продолжать радоваться. В бессмертии с человеком останутся только те радости, что радовали душу. С людьми, с которыми враждовал при жизни или которых обижал, можно будет примириться после смерти.

Утверждение из статьи учебника, не вошедшее в конспект:

3. Проверка выполнения задания и обсуждение откликов учащихся

4. Перечитывание стихотворения И.С. Бунина

Обсуждение ответа на вопрос: какую радость души унёс с собой с Земли лирический герой стихотворения И.А. Бунина?

5. Чтение стихотворения Д.С. Мережковского и сравнение со стихотворением И.А. Бунина. Обсуждение вопроса, есть ли что-то общее в мыслях и переживаниях двух поэтов.

Выбор стихотворения для заучивания наизусть.

6. Подведение итогов урока

Ответы на вопросы учебника, их обсуждение.

2 вариант

1. Выявление восприятия, мотивация

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

  • Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами? Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?
  • Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече. Как вы думаете, Бога можно обмануть?
  • Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?

2. Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Выскажите гипотезы, которые мы обсудим после чтения текста.

Чтение текста

Послетекстовая работа

  • Ответим на вопрос опережающего задания. Кто в высказанной гипотезе был ближе всех к правильному ответу?
  • Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.
  • Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом. В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы: «…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…». И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека.

Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!

  • Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).

3. Подведение итогов

Поговорим по душам

Как вы думаете: понимание того, что есть строгий Ревизор, Которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название.

Творческие задания для учеников

Вопросы и задания

  • Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?
  • Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.
  • Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками

Урок 6 (23). Православие о Божием суде.

Вы узнаете:

Как видеть в людях Христа

Почему христиане верят в бессмертие

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Расскажите, какими вопросами друг ко другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече.

2. Есть такое латинское выражение – casus belli (казус белли; повод к войне). Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да – то как же надо относиться к людям?

В календаре православной церкви чередуются радостные праздники и строгие посты. Церковное значение слова пост очень близко с воинским значением этого же слова. Это стояние на страже. Человек охраняет себя от плохих слов, поступков, действий. И, как ни странно, – от хорошей, вкусной, дорогой пищи. Святой Иоанн Златоуст так объяснил значение поста: подсчитай, сколько тебе стоит обычный обед. Теперь подсчитай, сколько тебе будет стоить обед без мяса. Купи себе постную (более дешевую) еду, а разницу отдай нищему.

В Евангелии есть притча о том, какое значение такая копеечка может иметь для судьбы человека:

В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ - по левую».

Люди спросят Его: почему Ты осудил нас? Христос же ответит: отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня. Я был наг, и вы не одели Меня. Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня...

Недоумевающие люди вопрошают – но мы не видели Тебя голодным или просящим у нас ночлега. Если бы мы знали, что Ты в больнице, к Тебе-то уж точно мы зашли бы с гостинцем!

Христос же отвечает: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из людей, то не сделали Мне.

Это значит, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счет. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или давно знакомой родной бабушке – это помощь Богу. Но оскорбление, нанесенное любому из людей, Бог принимает как нанесенное Ему, то есть как Богохульство. Своим ученикам Христос говорит: Меня вы почитаете? Тогда точно с таким же благоговением относитесь к любому человеку! Любой человек – посланник Неба на земле!

В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире царевиче включил такой эпизод:

На берегу предстал царевичу великан. Сам исполин какой-то косный, косматый, будто страховидный, но глаза из-под густых бровей глядели нежно и ласково сияли. Царевич обратился к нему улыбаясь: «Как величать тебя, добрый человек?»

Я Христофор… Пришла мне с юности охота послужить самому сильному господину. Нашел я царя, самого сильного, и подвизался на него работать как на своего господина. А как услышал, что царь тот боится черта, ушел я черту служить. Да увидел я однажды как черт от креста бежит: Распятого боится. Ну, и пошел я тогда искать Распятого. Забрел в пустыню, а там старец отшельник стал мне сказывать про Христа. Я и говорю ему: «По всему вижу, что Он сильнейший. Ему и послужу». И слышу раз ночью слабый голос зовет. Вижу у воды младенца, молит жалобно его перенести. Взял я палку, посадил дите на плечо себе. Иду. А вода подымается, гудит, ревет, не пускает, поглотить грозится. Ребенок претяжелый стал, через силу несу. Помирать, думаю, час настал. Боюсь лишь не загубить бы дитятю. Насилу добрался до берега. И говорю младенцу: «Тяжел ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». А он мне говорит: «Оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нес мир и Творца мира». И, видя мое удивление, еще говорит: «Я Христос, Которого ты ищешь». И тут же Он и окрестил меня, и Христофором назвал» (имя Христофор в переводе с греческого означает тот, кто несет Христа).

За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.

В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «милуяй нища взаим дает Богови»).

Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Главное воздаяние, которого и ждут и боятся верующие люди – на Божьем Суде.

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни.

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни. Конечно, это тайна для всех, и потому об этом можно говорить только языком притчи.

Если кто-то общался с людьми по Интернету, а потом его компьютер поломался, означает ли исчезновение человека из Интернета его смерть? Вот так и поломка тела не уничтожает душу.

Убеждение многих древних религий можно пересказать современным образом: тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полёт. Все вы видели телевизионные кадры, на которых ракета-носитель, отработав свое, отходит от космического корабля и валится вниз, тогда как разогнанный ею корабль продолжает стремиться вперед.

Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом.

Великая русская поэтесса Марина Цветаева жила среди людей, которые громко заявляли о своем неверии в Бога и в бессмертие души. К ним Цветаева обратила очень напряженные строки:

Все таить, чтобы люди забыли,

Как растаявший снег и свечу?

Быть в грядущем лишь горсточкой пыли

Под могильным крестом? Не хочу!

Каждый миг, содрогаясь от боли,

К одному возвращаюсь опять.

Навсегда умереть! Для того ли

Мне судьбою дано все понять?..

Слушайте! я не приемлю!

Это - западня!

Не меня опустите в землю,

Кроме того, христианин полагает, что даже поломки души (т.е. грехи) не могут ее уничтожить. Но они могут ее искалечить. Бессмертие человека может не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви.

Представь, что к тебе приехал погостить твой почти незнакомый дальний родственник. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Но просто он забыл, что за те годы, что вы не виделись, ты очень вырос. А он такие замечательные погремушки тебе привез! И очень хорошую детскую коляску! А тебе уже 11 лет…

Вот так человек перерастает много хороших вещей и радостей. И как раньше он вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет свое тело.

Помните ли вы хоббита Бильбо из «Властелина Колец»? А его жалобу на то, что он застрял в бессмертном теле?

«Мне нужен отдых, долгий отдых, Гэндальф. Я ведь говорил тебе раньше... Я старый. Да, знаю, по мне не скажешь, но вот внутри... Во мне все как-то тает. Ну, как будто кусок масла размазывают по слишком большому куску хлеба. Это же неправильно, да?». Гэндальф объяснил: «Тот, кто владеет одним из Великих Колец, не уми-рает. Правда, и не живет тоже. Он просто продолжается до тех пор, пока не устанет от ноши времени. А если он еще и часто прибегает к Кольцу, для невидимости там, или для чего другого, - участь его еще горше. Он словно истачивается о время, бледнеет, выцветает, пока не сходит на нет, пока не исчезает для этого мира навсегда, и потом он вечно обречен бродить в нездешнем сумраке под всегдашним взором темной силы, которой подвластны кольца. Так неизбежно случится, дело только во времени. Если обла-датель Кольца крепок духом и чист в помыслах – позже; в прочих случаях - раньше, но темная сила неминуемо под-чинит его себе. - Ужас какой - вырвалось у Фродо».

Полагаю, вы все знаете светлую сказку про Маленького Принца.

Автор этой сказки, французский писатель, вместе с нашей страной воевавший против фашизма, Антуан де Сент-Экзюпери (воевавший и погибший на этой войне), так описал свое отношение к предстоящей смерти: «Только в тот миг, когда отдаешь это тело, с изумлением обнаруживаешь, как мало оно для тебя значит. Когда разрушается тело, становится очевидным главное... Человек перестал интересоваться собой. Ему важно лишь то, к чему он причастен. Умирая, он не исчезает, а сливается с этим. Он не теряет, а находит себя. Подумаешь тело! Да мне на тебя начхать! Я выброшен из тебя вон, у меня нет больше надежды, и ничего мне не нужно! И отвергаю все, чем я был до этой минуты. Не я думал о чем-то. Не я чувствовал это. То было мое тело. С грехом пополам я вынужден был дотащить до той секунды, когда вдруг обнаружил, что оно не имеет для меня никакого значения... И я живу не ожиданием смерти в каждую ближайшую секунду: я живу воскресением, наступающим сразу вслед за секундой предшествующей».

Смерть воспринимается в религии как последний переход. Но куда? Это зависит от того, научился ли человек любить. Мы часто делаем вид, что любим, а на самом деле просто используем людей Нам приятны их подарки и их лестные отзывы о нас. А без подарков, человек сам по себе, останется ли нам дорог?

Последнее взросление и последний переход – это выход из тела, то есть смерть. Как раньше человек вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет своё тело. Его душе станет нужно то, что сможет принести радость именно ей, а не телу, которое стало слишком тяжелым и тесным. Но научился ли уходящий человек ценить именно такие, духовные и вечные радости?

Теперь понятно, почему у православных христиан Великий Пост начинается именно с напоминания евангельской притчи об овцах и козлищах. Успех поста измеряется не тем, сколько и какой пищи человек съел или не съел, а тем, смог ли он стать строже к себе и добрее к другим.

Если человек не любил Бога и других людей, то он и в вечности останется одиноким.

Один американский писатель-фантаст представил такой картину. Ученые создали идеальный скафандр. Он собирает влагу, выделяемую человеком при дыхании, очищает его и позволяет вновь ее пить. Все системы в нем работают по «замкнутому циклу» и поэтому в нем можно жить годы. И вот космо-навт шагнул в космос в этом скафандре и… оторвался от корабля. Найти маленького человечка в огромном космическом пространстве нельзя. Он видит Землю. А Земля его не видит… День за днем он смотрит через свой шлем на голубую Землю, пытаясь дотянуться, добраться до нее, протягивая к ней перчатку скафандра, гадая, там ли еще мои друзья. Шли годы, и шлем заполнялся отросшими волосами, которые, посте-пенно спадая на лоб и давя со всех сторон, оконча-тельно скрыли от человека единственное, что было ему доступно, - панораму Земли. Ведь он не мог убрать их в сторону. Земля в первые два года медленно исче-зала за завесой волос, откуда пробивался лишь сла-бый свет. И вот пришло время, когда он уже не мог опре-делить, там, в космосе, спит он или бодрствует, на-ходясь где-то между сном и явью. Мысли смеша-лись, поскольку не было никого рядом, даже при-сутствия человеческого голоса, чтобы напомнить мне о реальности. В течение десяти лет дышать станови-лось все труднее из-за разросшихся волос. Борода опутала лицо, стала забиваться в рот и беспре-рывно щекотать нос. И никто не пришел…

Кроме того, христианин помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Автобусы на улицах наших городов полны бессмертными. Мы на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем. Каждый из нас переживет Вселенную и увидит смерть галактики. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) последнего Перехода. Все бессмертны. И каждому надо будет обрадоваться. И с каждым быть всегда. А скажешь о ком-то – «Я с ним не хочу быть в раю!» - и Христос скажет – значит, ты от Меня отрекся… Оставайся тогда один со своими капризами.

Один современный поэт сказал: «никому нет конца – даже тем, кто не с нами». Они же тоже будут уже приняты Богом. Значит, они станут другими, они станут добрее. А если я по старой своей памяти буду на них сердиться – я причиню себе ненужную боль. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни.

Таков четвертый мотив христианина для того, чтобы творить добро.

Древнерусская летопись:

Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было суд Господень. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись". Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.

А потом остановится точное сердце.
Ты увидишь: на прочной, безжалостной дверце
Тяжеленный висячий (как дачный) замок.
Отопрешь - значит, умница - душу сберег.

Извини, я сейчас умираю впервые.
А какие ключи? Говори, не таи!
- А ключи, как законы Господни, простые -
Это общие благодеянья твои.

(Евгений Степанов)

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

(Яков Полонский)

Пока живу - Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой.

Когда умру – с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала,

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть – благодарю!

(Дмитрий Мережковский)

Тихо плывут паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле.

Что-то я делал не так, извините!

Жил я впервые на этой земле.

Я ее только сейчас понимаю,

К ней припадаю и ею клянусь,

И по другому прожить обещаю,

Если вернусь.

Но ведь я не вернусь…

(Роберт Рождественский)

ВРЕЗКА Копилка русского языка:

Притча – это вроде бы бытовая житейская история, но в содержащая в себе глубокий нравственный смысл.

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

2. Почему нищий раздавал подаяние? Какими словами вы можете описать его душу?

3. Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками

4. Какие нерелигиозные мотивы, понуждающие к доброй жизни ты знаешь?

5. Значимы ли они и для жизни христианина?

6. Продолжи фразу: Святой Христофор перенес Христа через реку. А Колумб, названный в честь святого Христофора, перенес христиан…

7. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕПодготовьте ответы на вопрос - для чего люди ходят в храм?

Урок 7 (24) Таинство Причастия

Вы узнаете:

Как Христос передал Себя ученикам

Что такое церковное таинство

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Какие вопросы о православии вы накопили? Кому и где вы их будете задавать, если мы не успеем обсудить всё на наших уроках?

2. Мы много говорили о христианской этике. Но этика - лишь один из элементов христианства. Как вы думаете, раз христианство это религия, то можно ли предположить, что в самой его сердцевине есть место для необъяснимого чуда?

Вы уже немного знакомы со своим телом. Вы знаете, что можете есть очень разные продукты. Но ваши органы пищеварение все переработают и перестроят именно в ваше тело. Ты съешь яйцо – но не станешь курицей. Ты съешь банан - и все же не станешь пальмой.

Впрочем, не всё человек может переварить. Есть такие вещества, что, проглотив их, человек отравится и даже может умереть.

Но в религиозном мире есть представление о том, что может быть еще и третье отношение человека и пищи. То, что человек вкушает, может изменить его. Живая вода может оживить. Эльфийский хлеб может прибавить невероятные силы. Волшебный пирожок может уродца превратить в красавца.

В Евангелии же говорится о том, что может быть еще более чудесное преображение.

Перед Своим уходом на Крест Христос собрал апостолов. Это было прощальная трапеза. Она так и называется на разных языках – «Последний ужин» или «Тайная вечеря».

Был четверг. В пятницу Христос прольет Свою кровь за людей. Но еще за несколько часов до этого Он берет в руки чашу с вином и говорит апостолам: «Пейте все. Это – кровь Моя нового завета, которая за вас и за многих изливается».

После этого Он разломил хлебную лепешку и протянул апостолам со словами: «Вкусите (ешьте). Это – Тело Мое, ломимое во оставление грехов».

Христос завещал – «творите это в Мое воспоминание».

Мы с вами уже знаем, что, согласно Евангелиям, Христос, хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес. Мы также с вами уже говорили о том, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками радостного всемирного Воскресения. То есть: Пасха Христа произошла в прошлом. А пасха всех остальных людей предполагается в будущем. Как же перебросить мост между ними?

Связью между этими двумя пасхами считается причастность каждого христианина телу воскресшего Христа: «если воскресло тело Христа, то ради того, чтобы моя бессмертная душа вновь соединилась с моим же телом, то есть ради своего воскресения я сам должен стать частичкой Христа».

А чтобы люди стали частичками Христа, Его «причастниками», Христос на Тайной Вечере дал людям Свое Тело. Но чтобы люди не пугались – Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.

О хлебе причастия Христос сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Я воскрешу всякого верующего в последний день. Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Мы видим, какое высокое значение Христос придает причастию Его Телу. Однако, было бы странно, если бы возможность пойти таким путем Христос оставил только для двенадцати своих учеников. Если Христос говорит, что Его Хлеб нужен всем людям – значит, всем людям, когда бы они ни жили, Он должен был бы и предоставить возможность для вкушения этого Хлеба.

Первыми «причастниками» стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.

Эта возможность делиться друг с другом святыней Христа связана с тем, что называется словом «Церковь».

Христос сказал «создам Церковь Мою». Слово «церковь» имеет два смысла. Это 1) собрание христиан и 2) это храм, то есть место, где христиане собираются для причастия. Христос имел в виду не здание, а именно людей.

То слово, которое стоит в греческом тексте Евангелия (а именно на этом языке написаны эти книги), означает «собрание» (экклесиа). Точнее – вы-борка. Это те люди, которые вышли из общего строя, потому что осознали какую-то особую, но объединяющую их задачу.

Поначалу этих из-бранных было всего 12 человек. Именно им Христос дал чашу причастия. Но сказал не таить ее, а передать всем людям, которые будут с благодарностью вспоминать жертву Христа.

Мы помним, что в жизни христиан есть очень важное для них слово – «благодать». Это добрый дар от Бога к людям, а точнее – действие Бога в человеке. Так вот, согласно Библии, Христос Своим апостолам дал обещание отзываться на их молитвы, и когда они будут просить о ниспослании благодати – давать ее. «Где двое или трое собраны во имя Мое – там и Я есть» - сказал Он им.

Это означает, что у собрания христиан появляется новое и неожиданное качество: человеческая ограниченность восполняется от бесконечной Божественной силы и любви. На языке православной мысли это называется чудом церковной соборности. Жизнь Церкви нельзя описать только теми словами и законами, которыми описывают жизнь любого человеческого общества.

Там, где собирались апостолы, они молились, и и Христос вновь придавал обычным лепешкам те же свойства, что и во время Тайной Вечери. То есть хлеб становился больше, чем хлебом, а вино становилось больше, чем вином. Это не проявлялось в перемене вида или вкуса. Просто апостолы и причащаемые ими христиане ощущали, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. С этой силой им, по их признаниям, было легче бороться с грехами, и было легче любить. Они понимали теперь слова Христа – «Пребудьте в любви Моей… Радость Моя в вас да будет и радость ваша будет совершенна».

Там, где течет кровь живого существа – там его жизнь и его тело. Если христианин принимает кровь Христа – он становится частичкой Тела Христа. А где Тело Христа - там Его дух и Его любовь. Вот почему христиане не считают невыполнимой самую странную заповедь Христа – «любите врагов ваших». То, что неисполнимо для людей, по уверению Христа станет возможным, если вместе будут человек и Бог. Любовь Христа, описанная в Евангелиях, безгранична, и простирается даже не тех, кто сами себя считали Его врагами. Тот, кто причастен Христу, причастен этой Его любви. И поэтому сможет с помощью Христа исполнить и заповедь о прощении и любви к своим врагам.

ХРИСТИАНСКИЕ ТАИНСТВА

Христиане очень хорошо понимают, что такая их вера далеко не всегда понятна другим людям. Поэтому самые главные стороны своей духовной жизни христиане называют словом «таинство». Таинство не потому, что это секрет (мол, мы то знаем, что и как, но другим не скажем!), а потому что тайна. Даже священник не знает, как же происходит претворение хлеба в Тело Христа. Человек вполне может знать только то, что он делает сам. А таинство с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога.

Таинство – это такое человеческое действие, при котором в ответ на молитву Церкви Бог подает действии Своей благодати.

То, что Христос сказал, передается через Писание. То, что Он сделал для людей (соединение их с Богом) – передается через Церковь. Поскольку Христос оставил людям не только свои слова, но и всего Себя - Свою Жизнь, Тело и Кровь, то Он нашел возможность передавать все эти Свои дары всем людям (а не только апостолам). Для этого Он создал свою Церковь в которой Он же совершает Таинства. Важнейшие из них – Причастие и Крещение. В православном понимании священник похож на почтальона, который посылки от Бога (Таинства) разносит людям.

Религиозных культур и светской этики, музыка, художественный труд, физическая культура . Учебный план 3-4 классов ... к труду и собственности, правовая культура , духовные ценности в православной и католической традициях. Особенности хозяйственной...

  • Публичный доклад за 2010-2011 учебный год (3)

    Доклад

    ... классе введен новый курс «Основы православной культуры» , в 4-5 классах введен курс «Основы светской этики», в 10 классах ведется курс «Основы ... Русский язык Литература Биология МХК Основы православной культуры ОБЖ Биология Чувашская литература 7а...

  • Публичный отчет

    03.-30.03.07 36 ч. «Основы православной культуры» 4. Совместителей не имеется. 5. Вакансий нет... нарушения Интегрированная форма обучения 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Итого по видам нарушений...

  • Презентация по предмету «Право» на тему: «Урок 22 Православие о Божием суде. 1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом? 2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова: «Мы на всех путях дойдем.». Скачать бесплатно и без регистрации. - Транскрипт:

    1 урок 22 Православие о Божием суде

    2 1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом? 2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова: «Мы на всех путях дойдем до чуда! Этот мир- иного мира тень. Эти думы внушены оттуда, Эти строки – первая ступень…»? 3)-Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что…»

    6 БОГ не дали Мне есть не напоили Меня не приняли Меня не одели Меня не посетили Меня голоден Я жаждал Я был странником был наг был болен и в темнице вы дали Мне есть вы напоили Меня вы приняли Меня вы одели Меня вы посетили Меня ГРЕШНИКИ ПРАВЕДНИКИ

    7 На Бога надежда Молись, надейся и трудись, Работы тяжкой не страшись, Верь: кто добра достичь желает, Тому Всевышний помогает. Найдёшь ли трудности в ученье, Иль позже в жизни затрудненья, На Божью помощь положись, Молись, надейся и трудись. (Архимандрит Павел Груздев.)

    Урок по ОПК на тему «Православие о Божьем суде»(4 класс)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» г.Меленки

    Урок по теме «Православие о Божьем суде», 4 класс

    Учитель начальных классов Маркова Е.А.

    Модуль: «Основы православной культуры»

    Учебное пособие Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. электрон. носителе/А.В.Кураев.-М.: Просвещение, 2013.

    Тема урока: «Православие о Божием суде».

    Цель: познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

    Задачи: Обучающая: познакомиться с евангельской притчей о Страшном Суде;

    понять, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку.

    Развивающая: понять христианское восприятие связи земной жизни с вечной

    Воспитывающая: осознать значение поста, как охранения себя от плохих слов, поступков, действий

    Планируемые результаты: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    Освоить ключевые понятия пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

    Организация внимания уч-ся к началу урока.

    Создание хорошего настроения

    на уроке. Проверка готовности рабочих мест.

    Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

    Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения.

    Повторение ранее изученного материала.

    Проверить, как дети знают ранее изученный материал по теме «Чудо в жизни христианина».

    Задает вопросы: На прошлом уроке мы говорили о чудесах в жизни христианина.Давайте вспомним материал и ответим на вопросы.

    1. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Как вы это понимаете?

    2.Кто является Патриархом Московским и всея Руси?

    3.Какое чудо произошло с его родственниками?

    4. Как связаны вера и верность?

    5.Что является чудом для верующих людей?

    6. Что такое добродетель?

    7.Сделайте кроссворд по электронному учебнику к уроку 22.

    Отвечают на вопросы:

    1.Бог есть Святая Троица: Отец Сын и Дух Святой.

    3.В голодное время семье его деда помогли не умереть с голоду, и кто –то принес ночью целый мешок муки.

    4.Вера – это верность самым светлым минутам своей жизни, а верность -это когда человек верен кому –то.

    5.Чудо встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

    6. Добродетель –это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. (Веры, надежды, любви).

    7.Ответы к кроссворду:

    (1.честность, 2.усердие.3 добродетель. 4. зло).

    Закрепление понятий вера, верность, чудо для христианина.

    Следить за речью при ответах на вопросы.

    Понимание значимости веры для человека, верности перед другими людьми, перед Родиной.

    Убедить детей в необходимости изучения курса ОРКСЭ по модулю

    «Основы православной культуры»

    Создать ситуацию, при которой у детей возникнет необходимость

    1.Где, когда и при каких ситуациях вы слышали о Божьем суде?

    2. Как вы думаете, есть ли связь между церковным значением слова пост и воинским значением этого же слова, как стояния на страже?

    3. Как вы понимаете выражения «земная судьба человека», «судьба человека в Вечности»? Связаны ли между собой эти выражения? Чем?

    4.Какова же цель урока?

    Учащиеся высказывают своё понимание, выясняют, что необходимо, чтобы получить новые знания.

    1.Бабушка рассказывала, что Божий суд бывает после смерти человека.

    2.Да, есть. Пост в православии- это, когда человек ограничивает себя в употреблении пищи, праздности, с усердием молится Богу. А пост для солдата – это служба(работа) в определенные часы.

    3. Земная судьба – это то, что ждет человека в его жизни на Земле.

    Судьба человека в Вечности, это судьба после смерти. Эти выражения связаны: человек может повлиять на свою судьбу в Вечности.

    4.Цель урока — показать, как добродетель влияет на Судьбу человека в Вечности.

    Под руководством учителя развивают умение ставить познавательную

    цель. Совместно с учителем планируют свои действия.

    1.Работа с учебником и тетрадью.

    2.Работа с иллюстрациями в парах.

    Научить сопоставлять рисунок с текстом.

    Предложить уч-ся найти научное объяснение цели урока с.72-75

    Учащимся предлагается задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя верные утверждения и отмечать их знаком (+), а где неверные утверждения знаком (-).

    2.Предложить уч-ся рассмотреть иллюстрации в тетради с. 70 и дать ответ на вопрос.

    3.Как вы понимаете слова, которые мы написали около 3 рис.

    1.Уч-ся читают статью на с. 72 – 75.

    2.Обсуждение в парах ответа, ответы уч-ся на поставленный вопрос. Дети сами решают, кто будет отвечать.

    1 рис. Христос отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ – по левую.

    2 рис. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

    3.Ответ: Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, нот не всегда той же 2валютой». Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

    Понимать смысл терминов:

    мых сведений с учебника.

    1.Использование выборочного чтения.

    сывание текста с

    учебника. Умение выделять из текста самое главное.

    1.Ученик должен понять, что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    2.Расширение кругозора уч-ся.

    Предложить дежурным провести динамическую паузу.

    Уч-ся по своему желанию используют разученные стихи и показывают движения.

    Применение теоретических знаний на практике, работа по электронному учебнику.

    Сформировать чёткое представление о Божием суде.

    Ответить на тест:

    1.Божий суд называют Страшным судом, потому что:

    То, что ты заслужил своей земной жизнью, получишь и в жизни Вечной.

    2.Человек предстанет на суд Божий для того, чтобы

    После Божьего суда.

    Праведники будут вечно прибывать в любви Божьей в Раю.

    анализ, выводы, умозаключения.

    Закрепление полученных знаний Божием суде.

    Умение слушать, анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

    Высказывание и аргументация своего мнения.

    Работа над формированием умения ориентироваться в полученной информации.

    Оценить важность темы урока.

    Учитель предлагает уч-ся ответить на вопросы.

    Что такое Божий суд?

    Как земная жизнь влияет на жизнь человека в Вечности?

    Если все понравилась?

    Если наполовину понравилось(желт. Кружочек)

    Если урок был непонятный (красный кружочек).

    Ответы на поставленные вопросы.

    Осознанное использование терминов пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

    Развитая и грамотная литературная речь.

    Закрепить знания, полученные на уроке.

    Тетрадь. Доделать номера на с. 68-71.

    Нарисуй свой добрый поступок.

    Воспиттание ответственности, прилежности.

    Тема урока : Православие о Божьем суде.

    Цель: : познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    Регулятивные : формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, контролировать, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

    Познавательные: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации, выбор наиболее эффективных способов решения проблем в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действий.

    Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновыват суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    Личностные УУД: формировались во время установления связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, при ответах, диалоге учителя с учеником.

    Познавательные УУД: дети сами ставили учебную задачу, думали, как правильно соотнести утверждения в тетради с текстом в учебнике.

    Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение работать сообща в парах, умение договориться.

    Регулятивные УУД: работали по плану, контролировали свою деятельность, оценивали себя, своих товарищей.

    На уроке использовала методы: Икт — работа по электронному учебнику, фронтальный опрос, беседа, работа в парах – по тренажеру, по рисункам, индивидуальная работа – работа по таблице в тетради.

    Присутствовали различные виды активности:

    познавательная: ответы на вопросы, слушали ответы детей, социальная (работа в парах),физическая (физминутка).

    Старалась менять виды деятельности: опрос, работа по учебнику, работа по тетради, работа по компьютеру. Подвела итог: рефлексия, беседа. Домашнее задание было творческое: нарисуй свой добрый поступок.

    www.metod-kopilka.ru

    Презентация к уроку (3 класс) по теме:
    Презентация по ОРКСЭ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРКСЭ Основы светской этики, презентация «Этикет» знакомит с историей этикета, правилами этикета.

    развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;развивать навыки сотрудничества со сверстниками.воспитывать у школьников чувство доброжелательности.

    Презентация по ОРКСЭ. Возникновение храмов. Внешнее и внеутреннее устройство.

    Презентация по предмету Основы Религиозной Культуры и Светской Этики. 4-й класс начальной школы. «Добро и Зло».

    Таинство православной церкви»крещение».

    Презентация содержит изображения и небольшую информацию о некоторых христианских,мусульманских иудейских и буддийских храмах.

    Урок построен в соответствии с современными требованиями: работа в группах, актуализация знаний, использование методов развития критического мышления. Работа на уроке сопровождается презентацией.Учени.

    apostillemaster

    Презентация Опк Золотое Правило Этики

    Модуль «Основы православной культуры». «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа). Модуль «Основы православной культуры». Блок 1.

    • Золотое правило этики Лекция А.В.Кураева для преподавателей ОПК (презентация учебника) · Методические аспекты модуля.
    • Презентация (и текстовое сопровождение) к уроку ОПК № 13 (4 класс) » Золотое правило этики » по учебнику протодиакона Андрея.
    • Презентация Праздничный урок преподобного Сергия (скачать) Внеурочное мероприятие для 4 класса в рамках изучения ОПК «Поговорим о мудрости».
    • Урок 13 Золотое правило этики. Милосердие – только по отношению к людям? Милостыня – только деньгами?

    Выскажите гипотезу: каково же « золотое правило этики »? доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ — презентация Кураев А. Основы православной культуры – полный текст учебника для 4. Модуль » Основы православной культуры «. Примерная Милосердие и сострадание (презентация, конспект) Урок 13. Золотое правило этики. Урок 14.

    Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Урок 1. Россия — наша Родина.

    Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

    (16 часов). Урок 23. Православие о Божием суде.

    Урок 24. Таинство Причастия. Урок 26. Отношение христианина к природе.

    Урок 29. Христианин в труде. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Урок 30.

    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Урок 31. Православие и Российское государство.

    Российский герб (презентация. конспект). Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. Урок 33.

    Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.

    Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д).

    errorofworld.weebly.com

    Православие о божием суде 4 класс презентация

    МОУ « Медновская СОШ». Скачать бесплатно и без регистрации.


    Материалы для учителя. Консультационный центр по ОПК. Смоленская Православная Духовная Семинария. Электронный адрес для обратной связи seminaria. Буклет в помощь родителям «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. КЛАСС» (скачать внутри.

    Культура и религия. Урок 2. Культура и религия.

    Значение крестной казни Христа в том,что « Он снизошел быть. Тема урока: Христос и Его крест. Эпиграф к уроку: Смерть Иисуса Христа на кресте православного креста, современные открытки, фотографии. По теме: методические разработки, презентации и конспекты. 4 класс Урок 7 Христос и Его Крест Урок 7 Христос и Его Крест Вы узнаете: — Как Бог Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем. 3 класс 4 класс 5 класс. Христос и Его Крест. Надеемся, что эта презентация вам поможет! Будем безумно рады, если вы загрузите свои собственные презентации на наш сайт.

    4 КЛАСС » (скачать внутри. Пасха Урок 9. Презентация к уроку «Рождество Христово и Пасха». Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе, модуль ‘Основы православной культуры’. Христос и Его крест Составитель: Дерябина В.А. В-Алабугская НОШ Урок 1 Цель урока; 2 Задачи урока; 3 Виды деятельности; 4 Основные термины и 12 Готовые презентации к уроку (из опыта работы учителей России) Фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картины (ответы учащихся) Итак, тема нашего урока « Христос и Его крест ».

    Урок 1. Россия — наша Родина. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Основы религиозных культур и православной этики.

    Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Разработки уроков.

    Сокровенный мир Православия. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку.

    Антология русской поэзии «Круг Лета Господня. Времена года. Православные праздники». Проект Храма Христа Спасителя «Читайте детям стихи».

    Православная энциклопедия Священное Писание и Священное Предание. Урок 5. Библия и Евангелие. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

    Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам.

    Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звена http: //metodika. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Разработки уроков. Сокровенный мир Православия.

    Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы. Закон Божий. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп. Православный катехизис. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку.

    Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия Основы православия. Урок 3. Человек и Бог в православии. Урок 6. Проповедь Христа. Урок 7. Христос и Его крест. Урок 8. Пасха. Урок 9. Православное учение о человеке.

    Урок 2. 2. Чудо в жизни христианина. Урок 2. 3. Православие о Божием суде. Урок 2. 4. Таинство Причастия. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам.

    Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам. Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika.

    Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.

    Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей.

    Разработки уроков. Сокровенный мир Православия. Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы. Закон Божий. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп.

    Православный катехизис. Украинской Православной Церкви, 1.

    Понятие о религии, вере, молитве. Вера и неверие. Понятие о Боге, о Святой Троице. Библейское откровение о творении из ничего. Время и вечность. Понятие о небе и земле. Откровение о Духе Божием.

    Дни творения. Человек - венец творения. О лице Иисуса Христа и об образе соединения двух естеств во Христе. Жертвенная любовь Христова. Нагорная проповедь. Молитва Господня. Чудеса Иисуса Христа. Очистительная жертва Иисуса Христа.

    О суде, страдании, распятии и смерти на Голгофе. Сошествие во ад. Святоотеческое учение о спасении. Воскресение Христово. Евангельские свидетельства очевидцев явления воскресшего Христа. Победа Христа над смертью. О Святом Духе. О Богородице и Приснодеве Марии. Второе пришествие Господа Иисуса Христа.

    Всеобщее воскресение. О страшном (последнем) суде. Вечность наказания.

    О жизни будущего века. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное богословие. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков.

    Дидактический материал к уроку. Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия.

    Вера и религиозность в жизни человека. Вера. Основы христианского вероучения. Христианская нравственность. Урок 6. Проповедь Христа. Урок 1. 0. Совесть и раскаяние.

    Урок 1. 1. Заповеди. Урок 1. 2. Милосердие и сострадание. Урок 1. 3. Золотое правило этики. Урок 1. 9. Подвиг. Урок 2. 0. Заповеди блаженств. Урок 2. 1. Зачем творить добро?

    Урок 2. 2. Чудо в жизни христианина. Урок 2. 3. Православие о Божием суде. Урок 2. 6. Отношение христианина к природе. Урок 2. 7. Христианская семья.

    Урок 2. 8. Защита Отечества. Урок 2. 9. Христианин в труде. Урок 3. 0. Любовь и уважение к Отечеству.

    Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам. Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики.

    Книга для родителей / А. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей.

    Разработки уроков. Сокровенный мир Православия. Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы.

    Закон Божий. Книга 1. Книга 3. 8. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп. Православный катехизис. Катехизис. Украинской Православной Церкви, 1. Человек - венец творения. Образ и подобие Божие в человеке. Свобода. Грехопадение прародителей.

    Первородный грех. Следствия грехопадения. Почему Бог попускает зло.

    Десять заповедей Божиих. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку.

    Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия. Урок по теме «Заповеди»Презентация к уроку «Заповеди»Урок по теме «Духовные основы православной семьи»Заповеди Божии. Уроки христианской нравственности в евангельских притчах. Этика труда. 8 класс. Православные традиции. Урок 2. Культура и религия.

    Урок 8. Пасха. Урок 2. Христианская семья.

    Урок 2. 9. Христианин в труде. Урок 3. 0. Любовь и уважение к Отечеству. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам.

    Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.

    Закон Божий. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку. Антология русской поэзии «Круг Лета Господня.

    Времена года. Православные праздники». Проект Храма Христа Спасителя «Читайте детям стихи». Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия.

    Урок по теме «Рождество Христово и Пасха»Презентация к уроку «Рождество Христово и Пасха»Православные праздники. Православная Церковь. Православный храм. Урок 4. Православная молитва. Урок 1. 4. Храм. Урок 1. Икона. Урок 2. 5.

    Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам.

    Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika.

    Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.

    Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы. Закон Божий. 8. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп. Православный катехизис.

    Украинской Православной Церкви, 1. Благодать. Святые таинства. Крещение. Миропомазание.

    Евхаристия. Покаяние. Священство. Елеосвящение.

    Таинство и обряд. Церковь - тело Христово. Церковная иерархия. О внешнем непогрешительном авторитете в церкви. Единство церкви. Святость церкви. Отношение православного человека к своей церкви и к инославию. Церковь и мир. Почитание святых.

    Храм и богослужение. Праздники и посты. Божественная литургия. Нравственность. Духовность.

    Аскетизм. Монашество. Православный храм.

    Внутренне устройство. Алексеев С. В. Зримая истина. Книга о православной иконе: Для семьи и школы. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку. Антология русской поэзии «Круг Лета Господня.

    Времена года. Православные праздники». Проект Храма Христа Спасителя «Читайте детям стихи». Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия. Христианский храм. Православная икона.

    Икона и картина». Презентация. Архитектура и символика православного храма. Знакомство с христианским храмом. Иконы в Православной Церкви. Иконы и образы в православной традиции.

    Храмовое зодчество как форма выражения религиозности. Чтимые иконы Смоленского собора.

    История христианства на Руси и в России. Урок 1. Россия - наша Родина.

    Урок 1. 8. Как христианство пришло на Русь. Урок 1. 9. Подвиг. Урок 2. 5. Монастырь. Урок 2. 8. Защита Отечества. Урок 2. 9. Христианин в труде. Урок 3. 0. Любовь и уважение к Отечеству.

    Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам. Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika.

    Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Основы православной культуры.

    Урок 23. Православие о Божием Суде. ? Как видеть в людях Христа; ? Почему христиане верят в бессмертие. Второе пришествие Иисуса Христа или Божий суд должен заставить людей задуматься: - как они живут, - правильно ли они поступают, - что с ними будет в конце их земной жизни. Потому что: - каждое слово – доброе и злое – Бог принимает на свой счет. - помощь, оказанная незнакомцу, это помощь Богу; - оскорбление, нанесенное человеком любому из людей, это оскорбление Бога и т.д. Христианский принцип: если тебе трудно, найди человека, которому, может быть, еще труднее и помоги ему. Жизнь по таким заповедям поможет человеку получить от Бога бессмертие.

    Слайд 22 из презентации «Основы православной культуры, темы» к урокам религии и этики на тему «Православная культура»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке религии и этики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Основы православной культуры, темы.pps» можно в zip-архиве размером 1963 КБ.

    Скачать презентацию

    Православная культура

    «Основы православной культуры в школе» - Основы православной культуры. Письма о добром и прекрасном. Исторические основы православной культуры России. Общий тематический план. Преподавание в школе основ православной культуры. Содержание учебного предмета. Образование. «Основы православной культуры» (ОПК). Религиозное воспитание. Духовно-нравственное воспитание.

    «Методика преподавания основ православной культуры» - Православные идеалы. Творческие работы учащихся. Сотрудничество с ДПЦ «Возрождение». Основные задачи. Принципы педагогической деятельности. Учебно-методический комплекс. Участие в семинарах. Педагогическая цель. Смысл жизни. Зона ближайшего развития. Иерархическая структура уровней. Публикация. Актуальность опыта.

    «Основы православной религии» - Пасхальный перезвон. Приобщение к истокам культурных традиций. Двунадесятые праздники. Основы православной религии. Слайдовая презентация. Вознесение Господне. Вход Господень в Иерусалим. День Святой Троицы. День светлого Христова Воскресения. Вводное слово учителя. Основные понятия. Рождество Христово.

    «Модуль «Основы православной культуры»» - Личностно-ориентированный подход. Опорный конспект. Бережное отношение к внутреннему миру ученика. Ценности в основе содержания курса. Основные уроки 5 класса. Значение учебника в преподавании. Замечания о структуре урока. Человек и Бог в православии. Методические рекомендации. Основные уроки 4 класса.

    «Курс ОРКСЭ «Основы православной культуры»» - Христианская архитектура. Православный храм. Покаяние. Признаки умного человека. Способы чтения Библии. Деятельность христианина. Благоволение. Молитва в жизни христианина. Иконы Божьей матери. Главные понятия. Основы религиозных культур и светской этики. Православные таинства. Православный христианский календарь.

    Основные понятия урока: Божий суд;причины, побуждающие христиан творить добро; богохульство; бессмертие.

    Материал для организации работы с учащимися

    Сиротка (Святочный рассказ)

    А.Сумароков

    Плохо, горько им жилось. Но у них была мать. Молодая вдова-мать из сил выбивалась, питая своих сироток, а их у ней было трое. Горемычная то была семья! Но и в этой семье бывали счастливые минуты.

    Измается, бывало, вдоволь наработавшись мать, но она приголубит, приласкает своих деток, - и хорошо им. Вот один примостился у ее ног и улыбается ее голубиным речам. Другой - на коленях у ней, запрокинул свою курчавую головку и смотрит умильно в ее глубокие, задумчивыя глаза. А третий обвил своими худыми ручонками шею матери и все твердит: "Мама, милая мама"!.. Славно бывало в эти минутки детям! Отдыхала с ними и мать от своих непосильных трудов...

    Но совсем вдова выбилась из сил, слегла в постель и... сошла в могилу. Не стало у детей любящей матери и любимой.

    Помнит сиротка-Ваня отчаянные крики старших - братишки и сестренки: "умерла родная, голубка наша". Помнит Ваня, как потом положили их матушку в гроб, как выносили ее из дома, как отпевали в храме, как, наконец, страшно застучали мерзлые комья земли о крышку гроба... Мама, их дорогая мама, была в могиле, сокрылась от них навсегда...

    Пришли круглые сиротки домой, обнялись все трое, да так и замерли в объятьях...

    Наконец, опомнились. Вот кто-то из них сказал: "А ведь послезавтра у нас Рождество". - "Да, Рождество", - сказали все грустно. Грустно было сироткам. А прежде, при матушке, они с восторгом по-детски кричали: "Рождество! Рождество!..."

    Сдали сироток на руки одному их родственнику, а у того самого была куча ребятишек. И началась сиротская жизнь, жизнь какую знают только круглые сироты...

    Родные их, дядя и тетка, не были злыми людьми, но у них самих была нужда: они едва-едва прокармливали свою семью. И сироткам приходилось нередко голодать, потому что голодали и сами их приютившие...

    Эх! доля ты наша горькая! - скажет иной раз дядя. - Хоть из кожи вылазь вон, а все ничего не поделаешь! А тут еще навязали этих"...

    Слышит это Ваня и чует он своим детским сердцем, что дядя вовсе не сердится на них, а так, с горя говорит такие слова. В ответ на такую думу Вани, как бы отвечает тетка.

    Полно, Филипыч! - скажет она мужу. - Грех роптать на свою судьбу, а сирот еще грешней обижать: сиротки - Божьи детки, - и тетка ласково погладит по головке Ваню... Дядя от слов жены повеселеет, возьмет своего меньшого сынишку на руки, подымет его высоко и скажет:



    Эх, вы - малыши, выростайте скорей, заживем тогда, Бог даст...

    Бог не оставит нас, Филипыч! - сказала жена.

    Да как-же я теперь без лошадушки-то?

    Станешь в город ходить в поденщики.

    Плохая эта работа!

    Дядя, а я теперь умею корзинки плести: будем продавать, - сказал старший брат Вани.

    Ай да молодец! - сказал дядя и, махнув рукой, вышел из избы.

    Стал работать Филипыч в городе поденно. День работает, а вечером идет домой в свою деревню, которая была всего в трех верстах от города. Весь свой дневной заработок Филипыч употребляет на хлебушко своим деткам да сироткам. Племянник сдержал слово и продает сплетенныя им "корзинки в город". Но заработка дяди и племянника хватало лишь на пропитание; а подходила зима. Тому надо шубенку перешить, этому шапченку купить, а всего много надо было. Знает все это Филипыч... Идет он из города и думает: "Зима пришла, надо дровишек запасти, вот лошадушка-то и нужна... Жене вот не в чем и к колодцу за водой сходить: шубенка совсем развалилась... Эх ты, нужда!.." И крепко задумался Филипыч...

    А дома его ждала новая беда. От плохого ли корму, от плохой ли защиты, или так уж тому быть, - пала последняя коровенка... Опустил Филипыч руки...

    "Теперь по миру придется пустить малышей", - думает Филипыч. И действительно, как он ни бился, как ни усердствовал племянник в плетении корзин, а пришлось-таки малышей пустить по миру... И снова плакала семья, и горевали отец с матерью! Одели они, как потеплее, своего десятилетняго сынишку Петю да племянника сиротку-Ваню, перекрестили их, да и пустили в город просить у православных "Христа ради" милостыньку.



    Подходило Рождество. Филипыч целую неделю работал в городе, не приходя даже домой. Он хотел побольше заработать к празднику и накупить кое-чего. За день до Рождества Филипыч со своими весьма дешевыми покупками возвращался домой.

    Дома ребятишки ждали батьку с покупками... Но что это за покупки? Если бы увидело их дитя богатых родителей, то отвернулось бы от них. А эти дети, рады были и тому. Вон старший сынишка напяливает на себя весьма поношенный, весь заплатанный, тулупчик, который ему повыше колен; вон поменьше сынишка надевает плохую шапченку, а шапченка чуть носа ему не закрывает; там девочка примеряет полусапожки, которые годятся на ногу ее матери... Бедны обновки к празднику, также бедны и съестные припасы, но бедняки и тому рады, они благодарили Бога и спокойно уснули.

    Канун Рождества Христова... Петя и Ваня в городе за милостынькой. Под великие праздники хорошо подают милостыньку. Да, все добрые православные жалеют нищую Христову братию и дают ей, кто что может. Вон в богатой булочной щедро оделяют нищих белым хлебом; там, у подъезда богатаго дома, раздают деньги; везде, на всех улицах и углах вы увидите прохожих, торопливо сующих монетки в протянутые руки бедняков. Подавали добрые люди и Пете с Ваней.

    Петя еще с полдня ушел домой, в свою деревню, с полным мешком подаяний. Ваня припоздал. К вечеру поднялась непогода. Ваня поспешил домой; спешит он, а метель все сильней и сильный... Устал Ваня, мешок оттянул плечи, руки затекли и начали остывать; присел Ваня отдохнуть... Стемнело почти... Ваня не боится темноты: не впервой ему, а вот непогода совсем разыгралась... Поднялся Ваня и снова спешит. Спешит бедный иззябший мальчик, а ветер резкий, холодный режет ему щечки, валит его с ног. Выбился из сил Ваня, вот-вот упадет. И, правда: сильный порыв ветра свалил его с ног. "Замерзну", - думает Ваня, - "а ведь осталось близко и огоньки, было, показались".

    Попробовал Ваня подняться, чтобы снова спешить, а сил нет.

    "Вишь, как спать-то хочется", - думает Ваня? - "а, ну, как усну: снегом меня занесет, замерзну, а завтра Рождество Христово".

    И снова хочет Ваня подняться, и снова падает.

    "Усну... Замерзну... Рождество... Петя дома..." - Проносятся в голове мальчика несвязные мысли... Вот-вот заснет, заснет и не проснется тогда...

    Но вот, к счастью Вани, во всю прыть мчится лихая тройка. Звенят под дугой колокольчики. Ваня чуть-чуть слышит. Прозвенели колокольчики. "Должно, уехали", - проносится в голове замерзающего мальчика... Но зоркий взгляд кучера-ямщика заметил Ваню.

    Барин! - обращается ямщик к седоку, там что-то чернилось, как ехали.

    Пошел живей! опоздаем к празднику.

    Поспеем, барин: троечка, Бог даст, донесет, а уж дозвольте посмотреть туда: не человек ли это?

    Ну, смотри, да живо!..

    Барин встрепенулся. "Там, дома, дети в тепле, подумалось ему".

    Давай сюда, скорей! - закричал он кучеру. - Не спасем ли? Это будет лучший подарок детям на елку!..

    Барин завернул в свою теплую шубу мальчугана и крикнул:

    Живо! огни видать: должно деревня. Помчались лошади. А барин трет Ване виски, руки, дышет ему в лицо... Лошади влетели в улицу.

    Стой! в первую избу...

    Отворили барину хату, и он занялся замерзшим.

    У него нашлось вино, и он стал усердно растирать мальчика. Прибег он и к другим средствам, и чрез час Ваня открыл глаза и начал дышать. Пока барин приводил Ваню в чувство, бабы, хлопотавшие тут же, все повторяли:

    Да ведь это Ванюша-сиротка! Бедный! Под Рождество-то! Бог спас!..

    Барин узнал, где живет Филипыч - дядя Вани, и сам повез его туда. Пока Ваню везли на другой конец деревни, он все смотрел вправо от барина, там ему виделась чудная женщина и на руках у нее прекрасный ребенок. - "Как это он, такой маленький, не замерз", - думал Ваня, - "вот большой, а чуть было не замерз".

    Барин сдал Ваню на теплую печь и ужаснулся бедности Филипыча. Он расспросил Филипыча про все и сказал:

    Завтра Рождество Христово: прими-же Христа ради, милый, вот это, - и барин протянул ему сторублевую бумажку.

    Филипыч повалился, было, барину в ноги, а барин уже вылетел из избы и мчался на лихих конях к празднику к своим милым детям, которым завтра, в день Рождества Христова, расскажет, как спас от смерти бедного сиротку.

    - "Сегодня", - думал барин, - "самый радостный день в моей жизни: Бог дал мне спасти человеческую жизнь..."

    В день Рождества Христова Ваня рассказывал, как "хороша была барыня и ее прекрасный ребенок".

    Да, ведь, барин был один, - говорили ему.

    Нет, - уверял Ваня, - я видел и барыню и ребенка.

    Потом он задумался и сказал:

    А как барыня с ребенком похожи на Божию Матерь с Христом, что у нас в церкви!

    Тогда все поняли, какую Женщину и какого Ребенка видел Ваня...

    Филипыч, благодаря помощи барина, живет теперь хорошо. Детки его и сиротки подросли и помогают ему. Филипыч, сберегая понемногу, отложил сто рублей.

    Это сиротские деньги, - говорил он жене, - это им Бог послал, а через них и мне грешному. Как станут на ноги, так и отдам им эти сто рублей.

    А ты еще вздумал было на судьбу свою роптать, - говорила ему жена.

    Да, грешен я в том. И кто знает, что было бы с нами, если бы не сиротка Ваня!..

    Каждый год, в день Рождества Христова, семья Филипыча служит молебен о здравии своего благодетеля.

    Работа с текстом для участия и сопереживания детей в чужой беде, для того чтобы развить в детях не только внимательность, но и участие в чужом горе, и оказание помощи. Выработать у них чувство отзывчивости и доброты.

    Отметим добродетели: Краткий комментарий учителя, соотнесенный с современностью:
    Сердечное внимание. То есть участливое, сравним просто с внимательным человеком: увидит и пройдет.
    Твердость добрых намерений. Участливый: увидит, остановится и поможет. Извозчик уговорил барина остановиться.
    Жертвенность. Вопрос учителя: «Чем можно жертвовать, что отдать? Отдать силы, время, деньги, вещи…» (подтвердите текстом)
    Милосердие, бескорыстие. Вопрос: «Почему барин не выслушал благодарности Филипыча?»
    Благодарность Богу за возможность совершить добро. Смирение. Скромность. Воспитание детей в духе христианских заповедей. Вопрос: «Как вразумляла Филипыча жена в минуты слабости?» (Можно ли сказать, что все поступки жены Филипыча были связаны с богобоязностью, с Божием судом) Можно ли это назвать по другому «хождению перед Богом»?
    Семья Филипыча
    Трудолюбие, терпение, безроботность, Надежда, взаимная ответственность, поддержка, совестливость, благодарность. Вопрос: «Как вразумляла Филипыча жена в минуты слабости?» что побуждало семью Филипыча творить добро?
    Искренность, молитва. Неизбирательная любовь. Вопрос: «Как относились в семье Филипыча к своим детям и сироткам?»
    Для всех героев
    Вера, любовь (к Богу, К ближнему)