Понятие фольклора и его сущность - духовно-нравственные ресурсы в изучении фольклора

Фольклор - традиционная для этноса бытовая художественно-утилитарная деятельность и ее результат, отражающие философско-эстетическое самосознание этноса, сложившееся в результате многовековой коллективной коммуникации и проявляющееся в основном в устной форме и в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов произведений (49).

Город Куритиба был очень важным этапом для иммиграции Европы в Бразилию. Население столицы штата Парана является польским, греческим, украинским, португальским, итальянским и немецким. Его не забывают другие страны мира, такие как Япония и Боливия, миграция которых значительно способствовала формированию местного фольклора.

Ознакомьтесь с специальным веб-сайтом, в котором собраны обширные материалы о возможностях мышления в процессах обучения и обучения, которые укрепляют интегральное развитие учащихся. Кроме того, город собирает множество легенд и местных празднеств, всегда в диалоге с этническим разнообразием, которое его составляет. Среди многих других есть католические фестивали, такие как «Богоматерь Света Пинхаиса», сбор урожая, такой как Весенний фестиваль Хару Мацури и Фестиваль винограда.

Фольклор - сложный комплекс духовных и материальных, ху­дожественно- эстетических и нехудожественных явлений, текстов, изделий, бытующих по преимуществу в народной среде, и отображающих менталитет этой среды.

Фольклор - важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой - определенные циклы человеческой жизни; времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор - это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю, человека, его мысли и действия.

Для преподавателей ключ лежит в работе этого многообразия. Зная о происхождении местного населения, он поддерживает понимание собственной истории и истории города, а также позволяет приблизиться к истории других народов, к географии, литературе и искусству других стран. Как и Куритиба, многие бразильские города собирают это разнообразие. Поощряя учащихся думать о своих собственных путях и открывать свое семейное происхождение, они могут инициировать коллективную исследовательскую работу для разных народов, которые составляют свое происхождение, позволяя междисциплинарные действия и мощные отношения с территорией.

Каждая социальная группа в процессе становления и развития вырабатывает свою своеобразную фольклорную культуру. Сложное социальное бытование фольклора, включение в него разноплановых явлений, несущих приметы искусства, быта, предметов социально-практической или духовной сферы, вызывают споры о том, что такое фольклор, какие явления к нему относятся, а какие - к другим видам творчества.

Культура Канданга и создание мифов. Сеу Эстрело - популярный художник, который пришел и празднует людей; он родился из чрева дерева, сына Лайи и Рио. Легенда гласит, что Лайя влюбилась в Рио, и его любимый брат дал ему сон, чтобы он мог встретиться со своим любимым Рио. В задумчивости Рио вошла в Лайю, наводняя ее. Когда она проснулась, Лайа спасла мечту на дереве, а девять месяцев спустя родился Сеу Эстрело.

Канданго - тот, кто родился в Бразилиа. Его происхождение происходит от того, как назывались рабочие, которые иммигрировали, чтобы построить столицу. Из африканского происхождения канданго означает «обычный», показывая, как их считали теми, кто построил город федерального округа.

По-разному рассматриваются связи фольклора с другими слоями и явлениями народной культуры: изобразительным искусством, фольклоризмом, бытовым любительским творчеством, художественной самодеятельностью. В одном случае они относятся к смешанным формам творчества; в другом - взаимодействуют в рамках разных культурных систем или подсистем; в третьем - их взаимодействие опосредовано рядом условий.

Инициатива, отмеченная многими бразильцами или канданго, позволяет рассказывать истории и популяризировать недавнюю, но современную культуру города. Его фольклор, каждый день изобретаемый жителями, собирает элементы других фольклоров из разных регионов Бразилии. С этой точки зрения преподаватели могут работать над культурой федерального округа и канданго, стремясь понять происхождение и историю своих учеников. Каковы ваши семейные воспоминания и традиции? Вы когда-нибудь слышали о его других эстралях, Лаасе и Риосе?

И даже более того, из примера можно инвестировать в коллективное создание нового мифа, обсуждая процессы построения фольклора и локальной памяти. Нет нации без общего представления и идеала. Искусство и средства массовой информации играют важную роль в их появлении и структурировании. Это особенно справедливо для стран, которые, долгое время лишенные своего собственного государства, стремятся укрепить свое единство и достаточно взвешивать, чтобы считать политически. Такова была ситуация в Финляндии, независимость которой датируется менее чем столетием назад.

Дискуссии о границах, предмете, сущности фольклора ведутся большим количеством исследователей.

Многие исследователи считают, что фольклорный текст сам по себе в фольклорной практике не живет, а существует в совокупности хотя бы с одним из видов искусства - музыкой, пением, танцем – народной культурой.

Устно-поэтическое творчество (например, сказки, загадки) несет элементы драматического действия, игры. Другими словами, подразуме­валось в большей или меньшей степени такое свойство фольклора, как синкретичность, тесная взаимообусловленность в нем различных искусств.

В этой статье автор особенно заинтересован в отношении Финляндии. Романтические чувства наций в поисках идентичности. Нация и архитектура: активизм, незаконное присвоение, юмор. Политическим и идеологическим движениям, стимулом которых была идея нации, предшествовало, а затем сопровождалось культурными, архитектурными и художественными творениями. Эта эстетическая революция также предназначалась для создателей периферии, чтобы освободиться от моделей, распространяемых Академиями крупных столиц. Но в некоторых случаях они были поставлены на службу новым народам.

Однако признание этого очевидного факта не всегда означало включение в предмет фольклористики других видов художественного творчества.

Исследователь К. В. Чистов утверждал, что "фольклор - это свод традиционных устных словесных текстов, функционирующих в народном быту". Развивая эту концепцию, он излагает свои взгляды на "границы фольклора как формы духовной культуры, связанные с языком, выраженные речевыми средствами".

Также в Бухаресте румынский атенеум, первый крупный концертный зал, был построен французским архитектором Альбертом Галероном. Снаружи здание состоит из портика с восемью колоннами, поддерживающими фронтон. Здание с круглым планом имеет большой купол, венчающий которого вдохновляет памятник Лисикрата в Афинах. Под фронтоном богато украшенные медальоны представляют князей, которые царствовали в Молдавии и Валахии.

Это весь менталитет создателей этих небольших окраин Европы, которые мы должны пересмотреть, также дегустируя свои черты юмора, как это видно, например, в декоративном устройстве, которое окружает главный вход в город. Похйола в Хельсинки, Элиэль Сааринен, Армас Линдгрен и Герман Гезеллиус, где медведи вырезаны в позах отдыха и часов, опираясь на хвойные деревья. Внутри здания, считающегося жемчужиной национального романтизма, декоративное искусство иллюстрирует в том же счастливом вене национальный эпос.


Некоторые ученые обосновывали связь устно-поэтического творчества, например с музыкой, драмой.

В.Я. Пропп писал: "Под "фольклором" понимается только духовное творчество и, даже уже только словесное, поэтическое творчество. Поскольку поэтическое творчество фактически всегда почти связано с музыкой, можно говорить о музыкальном фольклореи выделить его как особую фольклорную дисциплину".

Народы и их «хозяева»: иногда добродетельные культурные обмены. Затем народ берет на себя черты парадигмы, охватывающей все черты творения: ее намерения или мотивации, предметы, которые будут взяты из истории нации или из ее современной борьбы, ее стиль, который будет включать в себя больше стилей. старые характеристики этой нации. Работа над национальными стилями в Финляндии, в румынских княжествах, а также в случае Венгрии и Каталонии приводит к гораздо менее механическому взгляду на проявления идеи нации в архитектуре и искусстве.

Художественные стили, которые вдохновляли национальные перерождения в то время, были сделаны из нескольких национальных «микромиров» разных времен. В Финляндии средневековая церковная архитектура, относящаяся ко времени, когда Финляндия была частью Королевства Швеция-Финляндия, считалась матричным корпусом финской нации, например, архитектором Армасом Линдгреном.

Несмотря на эту существенную оговорку, за рамками фольклора оставался огромный пласт традиционного танцевального, драматического, инструментального, музыкального творчества народа.

Позднее В.П. Аникин расширил понимание фольклора, только вместо пения он включил драму. «Виды устной прозы, поэзии и драмы, когда-либо существовавшие и существующие в народе, и составляют в совокупности то, что в обиходе, именуется фольклором».

Это было верно, когда эти здания были вдохновлены - большую часть времени очень свободно - от типологий, стилей или декоративных мотивов, считающихся «национальными». Действительно, при строительстве общественных зданий было неприемлемо прибегать к народным типологиям нации, и, кроме того, современные материалы, такие как железо, не могли быть освобождены в городах. Наконец, поскольку небольшие нации хотели заявить о своей важности, архитекторы также прибегли к космополитическим формам, чтобы интегрироваться в городскую эстетику европейских столиц, руководствуясь национальными намерениями.

Академик Д.С. Лихачев вместо танцевального искусства включает в фольклор наряду со словесным, музыкальным творчеством материальные изделия народных ремесел.

Реальная практика бытования фольклора, а также некоторые исходные представления о его основных чертах объективно подчеркивали ограниченность сужения его границ лишь одним жанром или видом искусства.

Но к этому замечанию есть важные исключения. Например, новый Музей декоративного искусства в Будапеште, построенный знаменитым Одоном Лехнером, использовался в его декоративных моделях, свободно заимствованных из народного народного искусства. Фольклорные и мифические территории.

Вдохновение фольклора и народных типологий коснулось архитектуры, но было явно труднее применить ее к городским сооружениям, чем к деревянным домам, расположенным вдали от городов. Она также очень присутствует в декоративном искусстве. Тем не менее, это утверждение необходимо квалифицировать. В некоторых творениях архитекторы переняли старые методы строительства. Они также использовали типологические детали, которые особенно обратились к ним. Но они пользовались большими свободами с фольклором и традициями, и то же самое было в отношении декоративного искусства.

Фольклор - это мир художественных и нехудожественных явлений, объединенных в своем функционировании в целостность со сложными внутренними связями между его отдельными составными частями. Традиционные виды драматического искусства, народной драмы, музыки определили комплексный характер существования разных видов творчества в фольклоре.

Фольклор был более чем репертуаром моделей для создателей наций. Это был древний образ жизни, к которому стремились. Это был страстный поиск привычек и обычаев «Древних», их языка, их обычных предметов, их традиций, в очень отдаленное время, а на самом деле мифический. Стремление к фольклору находилось в полном противоречии с фундаментальным движением, которое затронуло европейские общества, которые требовали урбанизации и современности. Поиск фольклора соответствовал интересам мифических территорий народов: Калотасег для венгров, Карелия для финнов, высокие места памяти, которые были каталонскими монастырями.

Поэтому многим показалась перспективной идея, высказанная в конце 60-х годов В.Е. Гусевым. В определение фольклора он включает ту область народного творчества, "где художественное отражение действительности осуществляется в словесно-музыкально-хореографических и драматических формах коллективного народного творчества, выражающих мировоззрение трудящихся масс и неразрывно связанных с их жизнью и бытом". Автор признает, что существует устно-поэтическое фольклорное творчество и художественный фольклор, синтезирующий музыку, пение, игру, танец, которые часто связаны со словом, но могут быть и не связаны. Если подходить к фольклору как явлению синтетическому, то необходимо говорить о его связи с прикладными и изобразительными видами творчества. Народные исполнители одеты всегда в национальные костюмы, носят украшения, соответствующую обувь и т.п. Все это создает единый целостный мир фольклора и традиционной культуры.

Но в журналах разных стран есть четкие акценты, связанные с горизонтами ожидания нации в конце века. В результате эта же критика имела тенденцию видеть в павильоне иллюстрацию его политического анализа. Тем не менее, хотя павильон был боевым манифестом, это не помешало ему стать тонким и сложным произведением искусства. Французская критика неправильно истолковала долгое время финской нации, особенно семи веков, когда этот регион находился под шведским правлением.

Речи, произведённые в мире искусства, не освобождаются от этой идеологии. Вот почему работы, связанные с народами, часто приводят к предвзятым интерпретациям. В художественной критике межвоенного периода читаются тавтологические интерпретации, которые исчерпаны сами по себе. Приведенная им интерпретация становится монолитной и иногда совершенно ошибочной. Французские критики, а также американские критики видели персонализацию финской нации.

Устно-поэтическое, музыкально-песенно-драматическое и изо­бразительное творчество создают комплекс явлений, интеграция и диффузия которых образуют целостную структуру фольклора.

В определении фольклора, принятом ЮНЕСКО, указывается: "К формам фольклора наряду с другими относятся язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектура и другие виды искусства". "Фольклор (в более широком смысле - традиционная народная культура) - это коллективное, и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности".

Мелина Кариз, Алиса Делмот-Хальтер, Саломе Рот, Винчиан Транскарт

Коммуникация, культура, эстетика. Нэнси, выпускники университета Пул-Лотарингии, колл. Мелина Кариз, Алиса Делмот-Хальтер, Саломе Рот, Винсиан Транскарт, Дир, Искусство Фольклора. Европа-Африка-Америка, Нэнси, общеобразовательные школы-амфитеи из Лотарингии, колл.

Представление, данное директорами, задает и пытается определить его исторический выбор, его концептуальные рамки и общие для его вклада проблемы. В качестве творческого процесса фольклор анализируется в его актуализации современным искусством, вне концепции, которая привлекает его к устаревшему использованию. Первое, «Начало дебатов», находится под знаком испанского искусства и фольклора и состоит из трех выступлений. По словам автора, практика этого музыкального инструмента является частью привычек и обычаев прошлого испанского народа, развиваясь сегодня в научном художественном контексте, что делает гитару классическим инструментом, создателем искусства Иберийская музыка.

В современной социокультурной ситуации формируется новая этнофольклорная среда, в которой развивается, сохраняя наиболее привлекательные стороны и черты, фольклор. Но как бы он не развивался и не формировался, он является частью народной художественной культуры общества.

Постепенный процесс поиска своего места в духовной практике - историческая закономерность развития фольклора. Без этого не может быть его нормального функционирования, которое обеспечивается постоянным обновлением, видоизменением, приспособлением и т.п. Обновление касается и эстетической, и прагматической сущности фольклора, и функций, т.е. его основополагающих, характерных черт и свойств. Меняется панорама бытования фольклора, его социально-культурный контекст, его облик, черты и характеристики механизмы включения и отражения жизни, но всегда и на всех этапах своего существования он был и будет частью народной художественной культуры (49).

Основополагающий инструмент между искусством и фольклором, его исследование является одним из краеугольных камней, чтобы задержать строительство испанской национальной идентичности. Затем вклад Элен Фризон, «Трикорн: фольклор как современность», интересуется балетом «Трикорн», рожденным на встрече в России и Испании, «между русскими художниками, увлекаемыми испанским фольклором и испанцами в стремление к современности». В исследовании подчеркивается гибридизм, лежащий в основе этого художественного жанра: гибридизм, который формулирует стремление к современности и «вера в творческий потенциал фольклора».

Термин «фольклор», что в переводе означает «народная мудрость», в современном значении впервые употребил в 1846 году английский учёный Вильям Томс. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда – только словесное. В фольклоре раскрывается душа человека, его мысли и чувства. Испокон веков фольклор на Руси был непременной и органической частью народного быта.

Фольклор отличает следующие черты:

▪ устная форма бытования,

▪ опора на традиции,

▪ непосредственность контакта исполнителя и слушателя,

▪ коллективность,

▪ народность,

▪ сочетание слова с элементами других видов искусства.

Фольклор – устное народное творчество. Три слова, три характеристики, три качества.

Устное – это свойство определяет коренные особенности народного искусства слова. Автору литературного текста совсем не обязательно общаться с читателем. Произведения фольклора существует только тогда, когда слушатель находится рядом.

Фольклор – народное творчество, так как его создаёт сам народ, отражая свою жизнь в определенных образах.

В фольклоре имеется понятие «варианта». Создается множество вариантов, каждый из которых правильный. Авторство в фольклоре является коллективным.

Фольклор – искусство, искусство праздничное, отражающее идеал прекрасного.

У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры, хантыйские шаманы. Хороший сказочник, например, знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтора слов, эпизодов. Использование фольклорных символов (кукушка, осина – горе), общих типических мест (формула красоты – «ни в сказке сказать, ни пером описать»; формула повелевания – «встань передо мной, как лист перед травой»), постоянных эпитетов.

Все приёмы устного народного творчества создавались на протяжении десятилетий и даже столетий.

В глубокой древности основное место занимали жанры, объясняющие мир, сохранявшие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы, основанные на народных приметах). Очень медленно, постепенно стали складываться жанры, которые уже не имели практического назначения, а служили для удовольствия, забавы и веселья, для выражения чувств и переживаний.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый. Особый раздел народного поэтического творчества составляет игровой и неигровой фольклор. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, лирические песни разных народов, отличаясь национальной самобытностью, в то же время создаются на основе общих для всех законов.

Пословица – это краткое изречение. Её задачей является кратко и точно оценить характеры и поступки людей. Например, «Жизнь прожить – не поле перейти».

Поговорка же не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него, скрыто оценивает различные явления человеческой жизни («С корабля на бал»).

Считалка – это стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. Считалка предназначена для весёлого распределения ролей в игре. («На золотом крыльце сидели»)

Побасёнка – это разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера. Она высмеивает плохие черты характера или показывает остроумие героя.

Небылица рассказывает необычную, выдуманную, «перевёрнутую» картину жизни, весело учит различать действительность и фантазию, развивать воображение.

Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе со взрослыми, тем самым учит малыша жестам и навыкам. («Идет коза рогатая»)

Загадка – жанр потешного фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно, через сравнение их с отдаленно сходными.

Существует три типа загадок:

1. Перечисление признаков загаданного.

2. Открытое сравнение признаков загаданного.

3. Скрытое сравнение признаков загаданного.

Основной задачей загадки является обучение отгадывания загадок. Например, «Синяя шубенка покрыла весь мир» - небо сравнивается с шубой: образ поражает воображение несовместимостью признаков – шуба оказывается «синей» и так велика, что ею можно укрыть «весь мир».

В загадке дана воля вымыслу. Воображение предметно и реально.

2. ЗАГАДКИ НАРОДОВ СЕВЕРА

2. 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАГАДОК

Происхождение загадок относится к глубокой древности. Учёные предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам и явлениям. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил своё отражение в загадке.

Загадка имеет несколько определений. В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». Но так же существуют определения известных фольклористов, исследователей народного творчества, философов и просто обычных людей.

По определению В. И. Чичерова, «загадка-это иносказательное описание предметов, явлений, имеющих нечто общее с другими предметами и явлениями, данное обычно в форме вопроса». Другой известный фольклорист В. П. Аникин, определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». Ещё Аристотель называл загадку «хорошо составленной метафорой».

В основе всех определений одни и те же признаки:

▪ описание загадки нередко оформлено в виде вопросительного предложения, как правило, это описание лаконично;

▪ загадке часто присущ ритм.

Например, русские загадки:

По сеням ходит,

А в избу не идёт. (Дверь)

По горам, по долам,

Ходит шуба да кафтан. (Овца)

Хантыйская загадка:

В чаще леса ходит мужик на лыжах. (Выдра)

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот и орудия труда. К «тайной речи» прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками. Например, охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт, употреблял «подставные» слова. С этими «подставными» словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление оценивались путём указания на какие - либо признаки, например:

«Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта» («Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей»).

Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах. (Например, существовал язык «офеней». Офеня-это бродячий торговец в дореволюционной России, коробейник. В его честь назван язык, изобиловавший метафорами и загадками.)

Образец «тайного языка» находим в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» в диалоге Пугачева и хозяина постоялого двора. «Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?»

Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечере звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

«Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! За ваше здоровье!». При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати».

В этом диалоге ярко выражены все признаки «тайного языка». Использование большого количества метафор, сравнений и олицетворений –это основные признаки «тайного языка». Широко пользовались иносказательным языком, в том числе и загадками, пословицами и поговорками, скоморохи, нищие и прочий бездомный люд. Загадка была не только «тайным языком», но и с её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях, бывальщинах и других распространенных фольклорных жанрах. В древнегреческом мифе, позже отраженном в драме Софокла «Царь Эдип», злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку. Она звучит так:

«Кто утром ходит на четырёх, в полдень на двух, вечером на трех ногах?» Не отгадавшего постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип: «Утром, то есть в детстве, человек ползает, значит на четырех конечностях, днем, в зрелом возрасте, человек ходит на двух ногах, вечером, то есть в старости, человек ходит с костылём, на трех».

В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.

2. 2. ЛИТЕРАТУРНАЯ И НАРОДНАЯ ЗАГАДКА

Существуют два вида загадок: литературная (книжная) и народная(бытовая). Литературная загадка заметно отличается от народной по форме. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть краткой. Автор литературной загадки имеет возможность дать развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественные средства книжного или художественного стиля речи. Нередко такие загадки принимают форму стихотворения в несколько строф. В литературной загадке поэтические языковые средства. Например: внешний жилец, говорливый скворец. Самыми известными писателями литературных загадок являются С. Я. Маршак и К. И. Чуковский. Их загадки стали широко известными и распространенными в народе.

Например: Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня! (Крапива)

К. И. Чуковский.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе,

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят. (Почтовый ящик)

С. Маршак

Современная загадка, она как правило литературная, книжная, часто избирает объектом речи такие понятия, как Родина, труд, технический прогресс, общественная жизнь и другие аспекты современной жизни.

Например: Висит груша, Зяб, перезяб

Нельзя скушать (лампа). В тонких березях (оконное стекло)

Другой вид загадок -это народные или бытовые загадки. Народные загадки всегда лаконичны. Они сохраняются всегда только в памяти народа, поэтому загадки должны быть краткими, легко запоминающимися. Именно краткость народной загадки требует ёмких, выразительных, порой грубоватых народных средств, как правило, разговорного стиля, привычного и характерного для устной речи. В таких загадках отражена тонкая наблюдательность людей над окружающими явлениями природы, растительным и животным миром, предметами труда и быта, а так же самим человеком и процессами его труда.

Например: Один поливает, второй эту воду пьёт, третий растёт

(дождь, земля, трава).

В лавке пятак,

Не вынешь никак. (Сучок)

В литературных загадках предмет имеет более развернутое описание предмета, а в народных загадках предмет описывают более кратко и лаконично.

Литературная загадка:

Стоит терем,

В тереме ящик,

В ящике мучка,

В мучке жучка (печь).

Народная загадка:

В воде плавает, но сухой (гусь).

Народная: Злой голодный шатун в поисках пищи обойдёт семь тундр. (Волк)

Литературная: Без окон, без дверей,

Полна горница людей. (Огурец)

Книжные загадки чаще всего пишутся в форме маленького стихотворения, а бытовые загадки обычно загадываются в форме вопроса.

Литературная: Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь).

Народная: Никто их не пугает, но они дрожат.

Что это? (Листья осины)

2. 3. ТЕМАТИКА И ФОРМА ЗАГАДОК

Так же литературные и народные загадки отличаются и по тематике. В литературных загадках основными темами являются: Родина, общественная жизнь, технический прогресс, аспекты современной жизни,

В народных загадках - природные явления, животные, люди, окружающая среда.

При создании народной загадки большое внимание обращается на поведение, повадки загадываемого предмета, а в литературных загадках обращают внимание на внешние признаки и свойства предмета. Если литературные загадки записывают в книги и сборники, то народные загадки передаются устным путём, из поколения в поколение. В наше время литературные загадки продолжают развиваться, к сожалению, народные загадки постепенно выходят из употребления, частично утрачиваются.

Год за годом Сибирь притягивала к себе всё больше и больше внимания. Этнокультура ханты и манси длительное время находилась под влиянием русской культуры. Настоящий удар по традициям этнической культуры ханты был нанесён приходом Советской власти и её борьбой с религиозными культами.

В течении нескольких лет были уничтожены самые уважаемые шаманы и популярные святилища, осквернены и разорены лабазы, где хранились приношения богам, культовые атрибуты. И, наконец, самым губительным для Сибири и населяющих её народов оказалось открытие нефтяных и газовых месторождений. Это разорило природу и привело к деградации коренного населения. Несмотря на всю губительность современной цивилизации, этническая культура ханты и манси сохранила основы собственного миропонимания. Это подтверждает огромное количество мифов, преданий, культовых песен, сказок, загадок, которые в большинстве своём сохранили первозданность.

У народов ханты и манси множество различных загадок. Они не имеют сезонного ограничения, как сказки, которые летом не рассказывают. Загадками пользуются круглый год: и во время отдыха, и во время работы (только в том случае, если характер работы не требует соблюдения тишины), как, например, при рыбалке или охоте.

Например: Вершина дерева искрится, блестит. (Ягоды черёмухи)

Дом короткий, а сени длинные. (Сорока)

Мифология и устное народное творчество народов Севера привлекали к себе внимание уже при первом знакомстве русских с этим удивительным краем. Мир мог никогда и не узнать о загадках северных народов, если бы не было людей, которые готовы пожертвовать своим благосостоянием, для того, чтобы донести до широкой публики народное творчество малочисленных народов. Это исследователи. Исследователем фольклора северных народов был М. А. Плотников. В 1930 году он передал издательству «Academia» рукопись стихотворной обработки вогульских сказаний. Это было первое знакомство широкой читательской аудитории с творением одного из малочисленных народов Обь-Иртышья, развеявшим утверждения об отсутствии у северных народов своего фольклорного наследия. М. А. Плотников понимал, как важно для потомков сохранить прекрасные и неповторимые образы фольклора. Исследователи говорят, что «мир загадок - это прежде всего преимущественно материальный предметный мир».

«В каждом фольклорном жанре по-своему преломляются и отражаются историческая действительность и народный быт», - отмечает В. Я. Пропп, исследователь фольклора.

Значительный интерес представляет для нас и древнейший жанр народнопоэтического творчества – загадка. Можно предположить, что первые загадки создавались параллельно с первыми мифами. Метафорическое отражение факта познания присущи и мифу и загадке. Загадка, состоящая из одного - трех слов, исполненная удивления и вопроса, обращенного к природе:

«без числа» (звезды), «без корня растет» (камень) – могла вполне соответствовать текстовому компоненту обряда, который порой выражался столь же кратко. Это говорит о том, что люди очень верили в силу слова. Вкладывая в него всю силу убеждения и надежду на отклик, они тем самым сообщали слову свою веру в его особую магическую силу и действенность.

Загадка отмечает характерные признаки предмета, его сущность, детали, порой малозаметные черты. Загадки отражают материальную культуру человека. Загадка, для этнографов, исследователей и историков, ценный источник знаний.

Среди произведений устного народного творчества преобладают этиологические сказания о происхождении вселенной, земли, людей, «хозяевах» стихий. Основное место в мировоззрении ханты и манси занимает понятие Вселенной.

Структура Вселенной состоит из птичьего верха, звериной середины и рыбьего низа.

Всякий «верх» представлен различными видами животного мира, соответственно – орлом, горностаем и осётром, представлен растительным миром – берёзой, а среди цветовой гаммы его символом является белый цвет.

Например:

По середине бора стоит мужик в белой нюплуевой малице с рыжей бородой. (Берёза)

Четырёхногий мужик в белом гусе прыгает, скачет. (Заяц)

Это же касается «середины» и «низа». «Середина» среди животного мира- это тетерев, лось, нельма, среди растительного – сосна, в цветовом обозначении – красный цвет.

Например:

В густом лесу, в тёмной чаще стоит мужичок с ноготок в красной шляпе. (Гриб)

Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубку. (Лисица)

«Низ», в свою очередь, - гагара, змея, щука и кедр – черный цвет. Таким образом, данные категории представляют и обозначают небо (торум), землю (мув) и подземное царство (калиторум).

Вообще культ животных в фольклоре манси и ханты играет огромную роль. Небо и земля наполнено зверями и птицами: лосями, оленями, медведями, гагарами, лебедями и филинами, что нашло отражение и в загадках.

Например: Снежный трескучий ком. (Белый олень)

Хозяин леса, хозяин бога. (Медведь)

Интересными бывают вечера загадок, это когда люди из нескольких домов собираются вместе и состязаются в отгадывании загадок. Такая игра-это тренировка ума на быстроту мышления, на сообразительность, на хорошую память, на наблюдательность за окружающим нас миром. Перед загадкой человек, который её загадывает, говорит: «Ам амщум ов!», что означает: «Внимание загадка!». Такое предупреждение призывает к вниманию.

У народа манси имеются так называемые платные загадки. Когда кто-либо задает платную загадку, то ему обязательно должны заплатить, сделать какой-нибудь подарок. Таких загадок у манси немного. По тематике они касаются священных предметов или изображений духов-покровителей.

Например:

В дремучем лесу, в дремучем бору сидит мужик с денежным столом. (Медведь)

В настоящее время дети, то есть молодое поколение, не знают платных загадок, но взрослые ещё помнят их. В частности Мария Сергеевна Мерова (коренная жительница Югры, по национальности манси) знает несколько таких загадок. Игра в загадки, по-видимому, очень древний фольклорный жанр. В героических сказаниях о духах-предках, встречается тематика загадывания загадок какому-либо выдающемуся герою сказки. Тематические группы загадок у манси неравноправны, одни из них представлены единицами. Эти загадки более удалены из быта народа, например, о почте, книгах, зато огромное количество загадок о человеке.

Например: Стоят два кола,

На кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек)

В загадках предпочтение отдается частям тела человека, голове и её главным деталям (ушам, глазам, носу, рту). Например: глаза - это муж и жена, ногти - это золотоликие куклы и так далее.

Например:

Два человека, нареченные видеть прекрасную землю, одетую в золотую одежду, живут по обе стороны дороги, но никогда не встречаются. (Глаза)

Много загадок о небесных телах. Их выражают через доступные земные предметы. Иногда может показаться совершенно невероятным описание загадываемого предмета в загадке.

Например: Женщина шьет с золотым кольцом - это золотой луч.

Звезды - это на крыше лежит шкура быка-оленя с гнездами личинок паука.

Божественное дерево с тысячами ветвей. (Солнце)

Есть загадки о предметах, орудиях труда, которые строятся образно, по типу сходства, аналогии, сравнению.

Например: В окна не входит, в двери не входит, а в щель легко проскользнёт. (Иголка)

В загадке метафора доминирует, преобладает, имеются и эпитеты.

Например: Дом сотен тысяч людей шумный, только сами не разговорчивые.

(Вода и рыбы)

Аристотель говорил: «Создавать хорошие метафоры, значит, подмечать сходство». Эпитеты в загадках указывают на размеры, форму, материал.

Например: лежит на крыше полная булка (это полная луна).

В загадках называются числительные.

Например: Колотушка с семью дырочками или четыре женщины.

Загадываемый предмет находится в отрыве от других предметов, а рассматривается как бы во взаимосвязи с другими предметами во времени и пространстве.

Например: Настает лето, ставит берестяной дом, а настает зима, из зимних шкур оленя ставит дом.

Северные загадки имеют четыре акта:

1) призыв к вниманию;

2) загадывание загадки;

3) просьба отгадать;

Например:

Ам амщум ов!

Вокруг тебя вьется, а руками не поймаешь.

Что это? (Дым)

1) призыв к вниманию: Ам амщум ов!

2) загадывание загадки: «Вокруг тебя вьётся, а руками не поймаешь. »

3) просьба отгадать: «Что это?»

4) ответ: «Дым».

У северных народов раньше не было возможности обучать своих детей в школах, и чтобы хоть как-то развивать их ум, мышление и память, родители учили отгадывать загадки. Главная особенность загадки, которая выделяет ее в отдельный фольклорный жанр, это то, что она представляет собой логическую задачу, которая требует последовательного мышления. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят в мир народной поэзии. В загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывают на характерные признаки во внешнем облике предмета, на то из чего сделан предмет, на предмет в действии.

Например: Два кольца, два конца, а посередине гвоздь и тот насквозь (ножницы).

Многое могут рассказать загадки о животных и птицах. Из этих загадок можно узнать о повадках, величине и внешнем виде животного.

Например: Юркий маленький зверёк, по деревьям прыг да скок (белка).

Или загадка о зайце:

Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках.

Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность, повышают интерес к окружающей среде и действительности, формируют реалистические представления о природе. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Загадка, несмотря на миниатюрность своего жанра, обладает многими ценными качествами.

Загадок, сказок и сказаний у северных народов огромное количество, но мало пословиц и поговорок. На сегодняшний день сохранилось их небольшое количество. Мне удалось найти лишь несколько пословиц и поговорок, но, к сожалению, к ним не сохранилось пояснений, а без них очень трудно объяснить значение той или иной пословицы, потому что у северных народов загадки, пословицы и поговорки построены на метафорах и сравнениях, которые порой не так-то просто отгадать, объяснить.

Вот примеры пословиц и поговорок:

«Несколько плясунов на одном месте плясали, и друг другу мешали».

«Белые люди рубят, а красный все подбирает».

«Десять человек и все с костяными затылками».

Возможно, преимущество загадок и сказок можно объяснить тем, что в них более точно описаны явления природы, орудия труда и окружающие предметы.

Загадкам свойственна богатая и многообразная звукопись.

Например: С места сдвинешься – за тобой следит, обратно повернёшься – от тебя убегает. (Тень)

В них часто встречаются аллитерация (это повторение согласных звуков).

Например: Живёт волшебник сильнее солнца, но с ветром не справляется. (Туча)

В этом примере употребляется много шипящих звуков. Часто повторяются звуки: ш и с.

Так же встречается частый ассонанс (это повторение гласных звуков).

Например: Крылатый, быстроногий зверь быстрее ракеты летит (мысль).

В этой загадке часто повторяются гласные ы, а, и, е.

Особенности звучания (эвфония) широко используются для создания образа загаданного предмета. Хорошо развитый слух, умение воспринимать звуковой рисунок слова, фразы - все это помогает отгадывать загадку по её звучанию. На основании этого можно сказать, что загадка, это логическая задача, предложенная в художественной форме.

Фольклор народов Севера - это система жанров, включающих в себя героический эпос и сказку, несказочную прозу и песенные жанры, пословицы, поговорки и загадки. Особенность его состоит в том, что каждый жанр здесь отличается значительным своеобразием. Это обусловлено особенностями исторической жизни народов Севера, спецификой их мифологии.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАРАТУРЫ

Фольклорное произведение живет, движется не только в пространстве, меняется не только в разной социальной среде, но и во времени.

До последних десятилетий XX века крестьяне составляли большинство населения России. Поэтому, когда говорили «народное искусство», то имели в виду крестьянское искусство, отражающее представления, опыт и вкусы крестьянина. В последние десятилетия во многих странах, в том числе и в России, в городах стало жить больше людей. Наряду с крестьянским, появился рабочий, а затем и шире – городской фольклор.

По своей форме новые произведения отличаются от традиционного искусства слова: в них нет постоянных эпитетов, зачинов, концовок, общих мест. Но живут и распространяются они так же, как традиционные фольклорные.

Взаимодействовать с литературой, использовать её опыт фольклор начинал ещё с XVIII века: появилась рифма, деление на строфы.

В период зарождения литературно – художественного мышления народов Севера и создания первых произведений письменной литературы, писатели народов Севера стремились взять из эпоса все самое ценное и творчески развить многие особенности поэтики эпоса. Мифология северных народов отражена в произведениях их устного народного творчества, язык которых имеет свои особенности, отличающие его от обыденной речи. Для фольклорного языка характерны устоявшиеся формулы: обилие параллелизмов, ритмика, аллитерация, эпитеты, повторы, метафоры. Художественные средства передают отношение народа к природе, выражают поэтичность и приверженность к красоте, служат раскрытию национального характера.

Литература, в свою очередь, издавна училась у словесности, в творчестве многих писателей использовано народное искусство слова – его идеи, его мудрые наблюдения над природой и человеком, нередко и его художественные особенности (произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Н. Кольцова).

За счет фольклора постоянно обогащается литературный и разговорный язык. Ведь в произведениях устного народного творчества много старинных и местных (диалектных) слов. Постепенно какие-то слова входят в повседневную речь, украшают её, делают выразительнее.

Легенды, предания, песни, загадки – живой жанр, они окружают нас и по сей день. Народная культура живёт и сегодня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Углубленное исследование истории родного края способствует созданию своеобразной летописи народной жизни. Пересказанные писателями фольклорные предания имеют большое литературное значение, так как помогают понять черты национального характера народов ханты и манси. Специфику фольклора народов Севера определяет сильное проникновение в него языческой мифологии, темы, сюжеты и образы которой сохранились в устно-поэтическом творчестве до наших дней.

В последние 2-3 десятилетия, ни взрослые, ни дети уже не проводят вечера загадок. Эта игра постепенно уходит из быта северных народов. Новые же, литературные книжные загадки, не приживаются. Конечно, с развитием общества появляются новые загадки, но они не такие образные и некомпактные, как исконно народные загадки северных народов. Отмечая различия между литературными и народными загадками, нужно сказать, что это делается не в целях их противопоставления, а для подтверждения того, что с развитием культуры, образования, техники современная литературная загадка получает стремительное развитие, а народная загадка постепенно уходит в прошлое. Для современного поколения загадки утратили свой основной смысл и предназначение. Сегодня жизнь становится более современной. Ханты и манси получили возможность обучаться, многие переселяются в города. Правительство нашей страны создаёт определенные программы для защиты малочисленных народов Севера, что оказывает огромное влияние на образ жизни молодежи. Стали менее актуальными и практически исчезли традиционные обряды и праздники, но молодое поколение не должно забывать своих обычаев. Сегодня существует угроза вымирания культуры малочисленных народов Севера, поэтому мы должны стараться сохранить фольклор не только русского народа, но и фольклор народа, на чьей земле мы проживаем. Мы должны помнить лишь одну простую истину: «Без прошлого, нет и будущего!»

Приложение

Фольклор – народное творчество, произведение, создаваемые народом и бытующие в нём (былины, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы).

Этнография – народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселение (этногеография) и культурно-исторических взаимоотношений народов. Оформилась как наука в 19 веке с возникновением эволюционной школы, с появлением исследований Л. Г. Морган и труда С. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственной собственности и государства» 1884 год.

Фольклористика – наука о народном творчестве. Необходимое условие и одна из важнейших задач фольклористики - собирание фольклорных произведений.

Загадка – жанр народнопоэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления испытывающее сообразительность отгадывающего.

Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.

Поговорка – образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословиц лишена обобщающего поучительного смысла.

Звукопись – звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Эвфония – (с греч. приятный язык) благозвучие.

Параллелизм - сопутствие параллельных явлений, действий.

Различия литературных и народных загадок.

Литературные (книжные) загадки Народные (бытовые) загадки

1)Развернутое описание предмета 1)Очень кратки, лаконичны

3)Использование различных художественных средств книжного стиля. 3)Чаще всего загадываются в разговорном стиле речи, без употребления художественных средств.

4)Написаны в форме маленького стихотворения 4)Загадываются в форме вопроса

5)Тематика загадок: Родина, Общественная жизнь, аспекты современной 5)Тематика загадок: природные явления, животные, люди, окружающая жизни. среда.

6)При создании загадки опираются на внешние признаки предмета 6)При создании загадок обращают внимание на поведение, повадки.

7)Записываются в книги, сборники. 7)Передаются устным путём, из поколения в поколение.

8)Продолжают развиваться 8)Постепенно утрачиваются

Задачи малых жанров.

Жанр Задача жанра

1. Пословица - краткое изречение. Кратко и точно оценить характеры и поступки людей.

2. Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на Намекает, скрыто оценивает различные явления человеческой жизни.

3. Считалка – стихотворное произведение прикладного характера. Имеет Помочь весело распределить роли в игре.

две части. «Формула» - тот и выйдет вон.

4. Побасёнка – разговор о действиях героев, проявляющих их черты Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

характера.

5. Небылица – рассказывает необычную, выдуманную, «перевёрнутую» Весело учить различать действительность и фантазию, развивать картину жизни. воображение ребёнка.

6. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами Весело учить ребёнка жестам и навыкам.

вместе с взрослыми.

7. Загадка иносказательно описывает предмет. Бывает три вида загадок:

1) перечисление знаков загаданного

2) открытое сравнение признаков загаданного. Развивать у детей умение угадывать задуманное.

3) скрытое сравнение признаков загаданного.