Фет куришь. Народные приметы про осень: о погоде и не только. Небесные приметы осени

Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом … » — одно из ранних произведений Сергея Александровича Есенина, великого русского поэта. Как и многие стихи того периода, оно посвящено теме природы, описанию её красоты и очарования. Весна — прекраснейшее время года, когда всё расцветает, оживает и в природе, и в душе человека. Всё вокруг живёт, растёт, цветёт. Природа полна жизни. Человек оказывается под властью её очарования:

Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
Обновление в природе созвучно настроению в душе поэта. Он тоже рад, счастлив, открыт для новой жизни,полон надежд и мечтаний.

Радостное настроение подчёркивает яркий и образный язык произведения, богатый эпитетами (шелковые травы, зыбистым бегом), сравнениями (сыплет черёмуха снегом, пеной я цвет разнесу). По своему плавному и неторопливому звучанию стихотворение напоминает песню. Это нежное и трогательное произведение создаёт радостное настроение. Красота природы никого не может оставить равнодушным. Читая стихотворение «Сыплет черемуха снегом», словно ощущаешь аромат черёмухи, лугов и дубрав, смолистый запах сосны.

Сергей Есенин - Сыплет черемуха снегом

Syplet cheremukha snegom,
Zelen v tsvetu i rose.
V pole, sklonyayas k pobegam,
Khodyat grachi v polose.

Niknut shelkovye travy,
Pakhnet smolistoy sosnoy.
Oy vy, luga i dubravy, -
Ya odurmanen vesnoy.

Raduyut taynye vesti,
Svetyatsya v dushu moyu.
Dumayu ya o neveste,
Tolko o ney lish poyu.

Syp ty, cheremukha, snegom,
Poyte vy, ptakhi, v lesu.
Po polyu zybistym begom
Penoy ya tsvet raznesu.

Csgktn xthtve придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;

  1. абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
  2. развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
  3. последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;

15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;

16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;

17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

19) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Концовка - Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.

Послушайте стихотворение Есенина Сыплет черемуха снегом

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Сыплет черемуха снегом

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Стихи про сентябрь одни из самых красивых. В этот месяц природа особенно прекрасна. Золотые и багряные листья, теплые дни бабьего лета создают особую атмосферу.

Непогода - осень - куришь,
Куришь - все как будто мало.
Хоть читал бы, - только чтенье
Подвигается так вяло.

Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.

Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Все такая чертовщина!

Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю...

Афанасий Фет

В сентябре
(Л. Ким)

В сентябре играет ветерок
С листьями опавшими красиво,
Провожает в школу на урок,
Волосы нам путает игриво.
В листопаде осень закружит,

Золотая осень к нам спешит,

(Л. Зубаненко)

Птичкой игривой сентябрь в лесу
Бросает рябину в густую росу,
Качает головки пожухлых цветов,
Пурпуром раскрасил верхушки кустов,
Штрихует холодными ливнями сад,
Ему не по нраву зелёный наряд,
И быстрою стайкой несётся на юг,
Тепло унося от метелей и вьюг.
Он с каждым мгновеньем пейзажи нам шлёт
И песню о жизни осенней поёт.

В сентябре
(Л. Ким)

В сентябре играет ветерок
С листьями опавшими красиво,
Провожает в школу на урок,
Волосы нам путает игриво.

В листопаде осень закружит,
Разукрасив листья в желтый цвет.
Золотая осень к нам спешит,
И не спросит, ждем ее иль нет.

В сентябре
(Н. Язева)

В сентябре, в сентябре
Много листьев на земле
Желтые и красные!
Все такие разные!

«Золотой сентябрь»

(Ирис Ревю)

Золотой сентябрь.
Дымкою объят
Дремлет под луною,
Наш знакомый сад,

Облетают листья,
Не журчит ручей,
И не видно в поле
Носачей-грачей.

Осенняя любовь, как первородный грех...

Срываются одежды с серых будней.
И неленивый только не осудит
Горящих чувств последний фейерверк!

И я когда-то улыбалась в след....
Двум пожилым, не помнящим про возраст
Ах, осень, осень в чем же твой секрет?
Зачем зовешь на голубиный остров...

Зачем вселяешь нежности дурман,
Уводишь в лес за спелою рябиной...
Где подаешь из лучших снов бальзам,
Под песни грустной стаи журавлиной.

И будто снова молодость пришла,
А новая любовь кипит сиренью,
Не позабыть весеннего тепла...
А осень преподносит на мгновенье

Последнюю любовь и терпкий поцелуй,
Последние обьятья горьких судеб...
Ах, осень, золотая, околдуй,
Пусть этот грех прощается без судей!

«Сентябрь»

(Ирис Ревю)
Шепнуло лето: «Убегаю,
Цветы и краски заберу,
Сентябрь в гости приглашаю,
Он вам придется ко двору».

Сентябрь золотом одарит,
Богатым хлебом наградит,
Поутру в лес чудной поманит,
Дарами леса удивит.

«Грустный сентябрь»

(Ирис Ревю)
Грустный сентябрь,
Дожди непрерывные,
Тучам-громадам не видно конца,
Вот уж поникли рябина да ивушка,
Тихо кивают они у крыльца.

Неужели осень - это грусть?
Нежность расставания с надеждой?
Годы вдаль несутся. Ну и пусть.
Осени я рада, как и прежде.

Светлой моей осени восторг

И укрыт туманом низкий лог,
И мечты мои опять безбрежны.

Листья набирают высоту
Прежде чем на землю опуститься.
Я доверю им свою мечту,
И взлечу над лесом, словно птица...

Я вдыхаю осени восторг,
Бархат мхов поглажу я рукою.
В землю посажу любви росток
Распуститься сможет он весною.

Я любовь в тумане растворю,
Чтобы всей земле её хватило...
Как рябина, осенью горю,
Не хочу, чтобы душа остыла.

Глянцевый возьму брусничный лист,
И сплету из ягод ожерелье.
До чего прекрасна наша жизнь,
Ну и что, что впереди метели?

Светлой моей осени восторг
Тёплых паутинок дарит нежность...
И укрыт туманом низкий лог,
И мечты мои опять безбрежны.

Годы вдаль несутся?.. Ну и пусть!..
Осени - я рада, как и прежде...
Кто сказал, что осень - это грусть?..
Осень - это новые надежды!..

Ольга Мальцева-Арзиани

ПТИЦЫ ОСЕНИ

В сентябре желтеют листья,
Отрываются от ветки.
Я их нарисую кистью
В книге красочной виньеткой.
Листья кружатся устало,
Тихую встречают осень.
До земли осталось мало,
Листья о полете просят.
Их услышит добрый ветер,
Позовет лететь с собою.
Птицы желтые ответят:
«Мы согласны. Мы с тобою».

ИЗ ЖИЗНИ ЗЕЛЕНЫХ ЛИСТЬЕВ

Осеннее утро стучится в окно
Ветвями уставшего клена.
И каждую осень мы смотрим кино
Об участи листьев зеленых.

Иные из них сон корней сторожат
Хрустящим сухим покрывалом.
Иные в полете коротком кружат,
Одетые в желтом и в алом.

Иные на ветках теряют пигмент,
Желтеют и ждут вдохновенья,
Чтоб с радостью встретить из жизни фрагмент
Свободного вальса – паренье.

И только один задержался в пути,
Ему теплых дней не хватило.
И он продолжает упрямо расти
И тянется утром к светилу.

ЛУЖИ ОСЕНИ

Бьет по лужам дождик-кроха,
Раскраснелся куст рябины.
Но на улице неплохо –
Осень красочно картинна.

В серых лужах листья клена,
И застенчивой березы
Обнимаются влюбленно,
Не берет их жизни проза.

Лужи дразнят тень подошвы,
Проникая сквозь структуру.
Разговаривая с прошлым,
Обжигают след культуры.

Разрывает ветер лужи,
Лепит из воды гармошку.
Он воде совсем не нужен,
Брызги пачкают дорожку.

Лужи плачут и смеются,
Отражая в лицах лица,
И когда-нибудь проснутся
Все провинции в столице.

Впрочем, это просто осень.
Бьет по лужам дождик-кроха
Холод дарит веткам просинь,
Но на улице неплохо.

Женщина под зонтиком.Осень. Непогода.
Отчего туманится отрешённый взгляд?
Чем обеспокоена?Личные невзгоды?
Или это дождик нудный виноват?
Улыбнитесь женщине! Мельком,между прочим.
Посмотрите дружески,отгоняя грусть.
Просто так,без повода.Пусть спешите очень,
Пусть не в вашем вкусе,пусть не ваша,пусть!
Улыбнитесь женщине,не ища причины,
Пусть от взгляда вашего станет ей теплей.
Улыбнитесь женщине на правах мужчины,
Вы по праву сильного улыбнитесь ей!
И улыбкой вашею,как лучом,отмечена,
Удивлённо вскинется,зонтик теребя...
Как немного нужно ей,чтобы снова женщиной
Гордой и уверенной ощутить себя!

Осень – удивительная пора. Вся природа облачается в свои самые яркие наряды. Но осенью надо готовиться к зиме. Осенние приметы можно увидеть практически во всем. Главное – быть внимательным и ничего не пропустить, ведь каждый листочек, каждая птичка и каждый зверь смогут рассказать о том, чего ждать осенью, какой будет зима и когда встречать весну.

С давних времен люди внимательно смотрели за тем, как деревья готовятся к зиме, понимая, что они точно знают наперед, и какой будет зима, и когда она наступит, и даже когда ждать весны. Поэтому желтеют и опадают листья с деревьев осенью каждый год по-разному. Наблюдая за деревьями, люди могли точно предсказывать будущее:
Если листья на деревьях долго не желтели, значит, зима в этом году суровой не будет, а весна наступит рано.
Если же, наоборот, листья чуть ли ни в один день пожелтели и начали стремительно опадать, зима не за горами, и быть ей суровой и холодной.
Если пожелтевшие листья долго висят на деревьях, зима ожидается холодной и затяжной.
Рано опавшие листья предвещают урожайный год.
О том, какой будет весна, спрашивали у березы. Если желтеет с верхушки, быть весне ранней; с низу – зимние морозы продержатся долго.
А вот о самой осени рассказывала рябина. Если она зацветала поздно, осень ожидалась затяжной. Мало ягод – к сухой осени, много – всю осень будут лить дожди.
Сосны и елки покажут, будет ли зима суровой. Если шишек на деревьях много, жди суровой зимы.
Снег не будет лежать, пока на вишне останется хоть один лист.
Если на деревьях сохранятся листья к началу ноября, будет неурожай.

Многие осенние приметы связаны с созреванием растений. По тому, когда и какие растения начали цвести, когда можно собирать урожай, безошибочно предсказывали погоду на ближайшие полгода.
Считается, что лето заканчивается, когда появляются опенки в лесу.
Когда в лесу не очень много грибов, но зато хороший урожай орехов, последует холодная снежная зима.
О холодной зиме расскажет и большой урожай лесных ягод.
Полевые цветы до позднего лета радуют – зима не будет суровой.
Богатый урожай кизила собирают перед холодной зимой.
Яблоня-антоновка дала хороший урожай, в следующем году будет и хлеба урожай.
Калина дала урожай, но листочки на ней еще зеленые, осень будет теплая и мягкая.
Если на ели больше шишек внизу, ожидаются ранние морозы; больше шишек на верхушке – зима долго не задержится.
Толстые корни у полыни предсказывают в следующем году хороший урожай зерновых.

Осенние приметы можно считать и с неба, посмотрев на луну, звезды, тучи, солнце. Как правило, эти приметы не указывали на долгосрочные признаки, например, наступающей зимы, а тем более весны. Но сказать, какими будут ближайшие несколько дней по осеннему небу можно безошибочно.
Цвет неба на вечерней заре осенью подскажет погоду следующего дня: розовая или золотистая заря – к ясному дню, красная, бордово-синяя – к непогоде.
Яркие звезды на небе указывают на ясную погоду на завтра, а вот тусклые звезды предвещают пасмурный денек.
Если луна мутная и бледная, днем будет дождь; если яркая – погода будет хорошей.
Редкие облака на небе – к теплому дню, а если заходят тучи – ожидай ненастья.
Если в начале сентября звучат раскаты грома, осень ожидается теплой; гром в октябре – зима будет малоснежная.

По тому, как ведут себя птицы, домашние и дикие, люди испокон веков читали осенние приметы. Приближающиеся холода могли принести птицам неминуемую гибель, поэтому ошибиться они никак не могли. И люди, наблюдая за их поведением, точно знали, когда наступят холода, какой будет зима.
Домашние птицы прячут голову под крыло – скоро похолодает.
Если осенним утром курицы быстро выбегают из курятника во двор, погода будет хорошей; если выходят медленно или совсем не хотят –жди дождя.
Пока дикая утка сидит на воде, погода будет стоять хорошая.
Птицы летают низко и на крышу садятся, скоро будет дождь.
С раннего утра слышно птичье щебетание, погода будет хорошая.
Улетают дикие гуси – скоро будет снег.
Скворцы не торопятся улетать – осень будет ненастная и долгая.
Если перелетные птицы долго собираются к отлету, зима не торопится.
Птицы быстро собрались в стаи и улетели в один день – жди скорых заморозков.
Птичьи стаи летят высоко, зима будет теплая, снега ожидается много; если летят низко – зима наступит суровая, снега много не жди.
Если птицы, собираясь в стаи, долго переговариваются, а улетая, громко прощаются, зима будет теплая.

Не только птицы, но и звери своим поведением подсказывают, какой будет зима. По тому, какие звери делают норки, сколько и какие припасы они готовят, как сами преображаются, можно с уверенностью говорить о будущей зиме и о том, как скоро она настанет.
Домашняя кошка предскажет погоду на ближайшие дни: если она разваливается на окошке, нежится, мурлыкает – погода будет теплой и солнечной; если старается улечься где-нибудь в укромном месте дома – возможны холода; а если закрывает мордочку лапками или прячет ее под одеяло – жди заморозков.
Домашние мыши стали чаще воровать запасы, готовятся к холодной осени и суровой зиме.
Когда пчелы полностью заделывают леток в улье воском, ожидается холодная зима; если оставляют маленькие дырочки, зима суровой не будет.
Около муравейников большие кучки, они стараются уйти глубже в землю – зима ожидается холодная.
Пауки начинают осенью плести паутину вокруг растений – холода еще не торопятся.
Мыши копают норки на южную сторону, ждать зимой стужи.
Если мыши, кроты, белки делают большие запасы, зима будет долгая и холодная.
Если полевые грызуны несут в начале осени в свои норки много соломы, осенью и зимой будет холодно.
Если зайцы и белки не торопятся осенью поменять шубку, зима задерживается; если же начинают рано линять – скоро наступят холода.
Если лесные обитатели к началу осени набирают много жира, становятся медлительными и неповоротливыми, то они готовятся к суровой зиме.

Осенние деньки расскажут не только о погоде. Наши предки строго следовали советам, которые подсказывал им календарь. Когда убирать урожай, когда делать запасы на зиму. Даже многие бытовые дела исполнялись исключительно по предписанию осеннего календаря.
Так, до 5 сентября необходимо было обязательно убрать овес, потому что потом могут быть заморозки.
До 10 сентября вывозили сено с полей, поскольку дождями может замочиться.
14 сентября начинается бабье лето. Если в этот день солнечно, то осень будет дождливая. Если семья строила новую избу, то именно 14 сентября нужно было в нее заселиться, тогда житься в ней будет легко, сытно и радостно. Этой примете следуют и сейчас, стараясь въехать в новую квартиру именно в этот день.
21 сентября, на Рождество Богородицы, окончательно с летом прощаются: теплых дней уже не будет. К этому времени нужно было выкопать картофель, убрать морковь и свеклу.
28 сентября вспоминали Никиту Гусятника и наблюдали за поведением гусей: если они в воду заходят – осень не торопится с морозами; если голову под крыло старается спрятать – быть заморозкам; если на одной ноге долго стоят или лапу часто поднимают, скоро наступят холода.
1 октября смотрят, улетели ли журавли. Если они еще только собираются в стаи, зима холодной не будет.
Погода 4 октября останется без изменений 4 недели. Если же в этот день дует ветер, жди суровую зиму.
В ночь на 23 октября смотрели на месяц. Если рог показывает на север, зима наступит скоро и будет холодной; если на юг – осень с дождями и грязью задержится надолго.
4 ноября – самый лучший день для свадеб. Отмечается один из главных праздников женщин – Казанская Бабья Заступница, или Казанская Богоматерь. Считается, что девушки, вышедшие замуж в этот день, будут счастливы в браке и родят много детей.
Снег или град 5 ноября подскажут, что к 20 ноября зима будет полноправной хозяйкой.
Оттепель 8 ноября станет приметой тому, что и во время зимы будут случаться оттепели.
19 ноября смотрели на реке лед. Если к этому времени лед стянул речку крепко – ждать хорошего урожая. Снег в этот день – хорошая примета: зима будет снежная.
27 ноября высматривали иней и дождь, они предвещали урожай пшеницы и овса, а если день стоял светлый, быть плохому урожаю.
Если 29 ноября выпадал снег, то считалось, что пролежит он до середины декабря.

С осенью связаны и некоторые суеверия. Считалось, например, что 2 сентября девушка обязательно должна молиться, чтобы ей встретился жених. Именно эта просьба должна быть услышана. 4 сентября боялись ходить в лес – леший мог завести в чащу. Но если заблаговременно задобрить его дарами, то и он чем-нибудь поможет. А 28 сентября надо было готовить угощение для водяного – обычно ему бросали обезглавленного гуся. 10 ноября надо обязательно молиться о благополучии семьи, просить здоровья близким.

Все приметы возникают на основе долгих наблюдений за природой, животными и птицами, поэтому если быть внимательным, то можно безошибочно узнать многое.

Афанасий Афанасьевич Фет

Непогода — осень — куришь,
Куришь — все как будто мало.
Хоть читал бы — только чтенье
Подвигается так вяло.

Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.

Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Все такая чертовщина!

Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю…

В 1850 году свет увидел второй сборник Фета. Книга включила в себя небольшой цикл «Хандра», состоящий всего из трех произведений. В них Афанасий Афанасьевич рассматривает и анализирует состояние душевной опустошенности - странного ощущения происходящей кругом чертовщины, порождающего причудливые видения и нетривиальные сопоставления. Событий в трилогии нет. В качестве предмета художественного изображения поэт выбирает «не происходящее ничего», как верно заметил литературовед В. А. Кошелев.

Открывается цикл стихотворением «Непогода - осень - куришь…». В нем в центре сюжета оказывается феномен хандры, посещающей человека с приходом осени. В рассматриваемом тексте употребляются глаголы несовершенного вида в настоящем времени. Благодаря их использованию удается замедлить действие, обозначить процессы, уже продолжающиеся в течение некоторого времени и не близящиеся к завершению в обозримом будущем. Ритм задается ходом настенных часов, болтающих нестерпимо и неутомимо. От их размеренного тиканья тоскливое состояние лирического героя только усиливается. Сердце стынет, хотя топится камин и в помещение жарко. В третьей строфе возникает мотив черта. Как уже говорилось выше, в том или ином виде он присутствует во всех произведениях цикла. В стихотворении «Непогода - осень - куришь…» Фет косвенно упоминает о нем: лирический герой жалуется, что в голову его больную лезет всякая чертовщина. Во втором тексте «Хандры» - «Не ворчи, мой кот-мурлыка…» - в роли черта выступает как раз представитель семейства кошачьих. В третьем и закрывающем цикл произведении - «Друг мой, я сегодня болен…» — о нечистом говорится практически напрямую:

…Вон - вон тот, что смотрит плутом,
С черной мордою козлиной?

В стихотворении «Непогода - осень - куришь…» чертовщина становится причиной возникновения в голове героя странных образов. Предаваясь «принужденной дремоте», он слышит, будто в соседней комнате кого-то учат азбуке, а в кабинете или в зале в худо запертом рояле пляшут крысы. Последняя сцена напоминает гениальные фантасмагории немецкого писателя-романтика Гофмана. Мир лирического героя переворачивается, реальность все теснее переплетается с иллюзиями. На этой ноте и завершается стихотворение. При этом за две строфы до его финала казалось, что спасение от хандры найдено, ведь герой практически погрузился в столь необходимый ему сон.