Анализ стихотворения Пастернака «Бабье лето. Анализ стихотворения Пастернака «Бабье лето»

Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель - уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.
Прежде чем приступать к анализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует сказать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложила значительный отпечаток на все его творчество. Достаточно сказать о том, что его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от заслуженной Нобелевской премии, присужденной за замечательный роман “Доктор Живаго”. Травля поэта была вызвана в основном его нежеланием писать о существующей власти для нее и по ее заказу. Для него человек и его судьба выше истории, выше революции и революционных идей. Буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию (имеется в виду судьба поэтов-современников Пастернака).
Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении “Февраль” (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник “Начальная пора”, поэт
выражает свое настроение - грустное, унылое, разочарованное, гнетущее:

Февраль.
Достать чернил и плакать!

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное; состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.
В этом же стихотворении звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Поэт уточняет, что “чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд”. И этот мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота
Другое стихотворение, относящееся к более позднему периоду творчества (началу Великой Отечественной войны), - “На ранних поездах” (Передел- кино, 1941 г.) - поэт снова начинает с описания времени года, погоды: “зима”, “январь”, “снег”, “стужа”, “на улице ни зги”...
Само название указывает на то, что в этом стихотворении будет повторен знакомый по многим произведениям Пастернака мотив железной дороги, мотив пути. В поезде, глядя в вагонное окно, поэт “сквозь прошлого перипетии и годы войн и нищеты” узнает “России неповторимые черты”. Стук колес навевает ему далекие воспоминания детства. С чувством “обожания” и “боготворения” он наблюдает за теми, кто ему встречается на пути: “здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря”, - и с тихой радостью и гордостью восхищается выносливостью простых русских людей:

В них не было следов холопства,
Которые кладет нужда,

И новости, и неудобства
Они несли как господа.

Тут наблюдается другая тема, тема России - измученной родины - и русского народа. Буквально в нескольких строках поэт сумел изобразить Россию в тяжелый период и выразил искренне и нежно всю свою любовь к стране и народу. И здесь поэт снова затрагивает тему творчества, судьбы языка и литературы, делясь с читателями своими наблюдениями за “взасос” читающими детьми и подростками.
Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении “Гамлет” (1946 г.), которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака “Доктор Живаго”. Уже в первых строках писатель строчкой “я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку” определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: “неотвратим конец пути”. Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): “На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси”, - и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).
В этом же, 1946 г. Пастернак пишет другое восхитительное стихотворение - “Зимняя ночь”, также вошедшее в сборник Юрия Живаго. Снова зима, февраль, снег, метель: “Мело, мело по всей земле...”. Образ метели символичен: метель - революция, гражданская война. Мело людей, словно снегом, круговорот истории заметал в неизвестность людские жизни и судьбы (“судьбы скрещенья”). Стихотворение является одним из самых гениальных, на мой взгляд, произведений Пастернака.
Буквально в каждой строчке - образы, символы. Так, например, свеча - библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. “Озаренный потолок” - небо, Бог. “Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья”, “крест”, “ангел” - связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение. Стихотворение насквозь пронизано христианскими мотивами и верой в божественное, справедливое торжество, в возрождение мира и добра на земле, а особенно в России. Таким образом, в поэзии Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.

2 070 0

В 1955 году завершил работу над своим знаменитым романом «Доктор Живаго», в который вошло более десятка стихотворных произведений. Их авторство поэт приписал своему главному герою, поэтому отдельным сборником они долгое время не публиковались. Среди поэтических зарисовок, написанных якобы Юрием Живаго, оказалось и произведение под названием , которое лишено свойственного поэту романтизма, но при этом отвечает внутреннему миру главного героя романа – немного циничного и прямолинейного доктора.

«Лист смородины груб и матерчат. В доме хохот и стекла звенят» , - первые строчки стихотворения наводят на мысль о том, что автор переносит читателей в некий пошлый и примитивный мир. Тем не менее, в обычной прозе жизни, когда семья занята заготовками консервации на зиму, можно уловить свою прелесть. Эта мирная и вполне обыденная картина несет в себе особую душевную теплоту и красоту. Тем более, что и сам автор не устает подчеркивать, что бабье лето на даче – удивительная пора, когда в суете повседневных хлопот окружающий мир предстает в новом, непривычном, свете. «Лес забрасывает, как насмешник, этот шум на обрывистый склон» , - отмечает поэт и словно бы сам в первый раз видит вдалеке орешник с пожелтевшими листьями, высохшие за лето коряги и дорогу, которая спускается в овраг и тонет в пока еще густых травах.

Вселенная представляется Пастернаку в такие моменты более простой и понятной, так как не нужно ничего изобретать и осмысливать. На кухне остро пахнет приправами, а за окном в свои права вступает золотая осень, напоминая о том, что «как в воду опущена роща, что приходит всему свой конец» .

Однако на душе у автора светло и празднично, хотя пройдет совсем немного времени, и пейзаж в светлых, теплых тонах сменится мрачной серостью свинцовых грозовых туч. Но тем и примечательно бабье лето, что оно способно подарить людям несколько по-настоящему красивых дней, которые так бесцельно расходуются на домашние хлопоты! Однако вот уже «осенняя белая копоть паутиной тянет в окно» , и «ход из сада в заборе проломан» , чтобы было сподручнее носить в дом дары природы. В подобных хлопотах проходят дни у абсолютно всех соседей, которые воспринимают бабье лето исключительно с потребительской точки зрения. Автор этому не сопротивляется, понимая, что ход вещей уже не изменить. И – продолжает тихо наслаждаться красотой окружающего мира, ловя последние краски увядающего лета.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

«Бабье лето» Борис Пастернак

Лист смородины груб и матерчат.
В доме хохот и стекла звенят,
В нем шинкуют, и квасят, и перчат,
И гвоздики кладут в маринад.
Лес забрасывает, как насмешник,
Этот шум на обрывистый склон,
Где сгоревший на солнце орешник
Словно жаром костра опален.
Здесь дорога спускается в балку,
Здесь и высохших старых коряг,
И лоскутницы осени жалко,
Все сметающей в этот овраг.
И того, что вселенная проще,
Чем иной полагает хитрец,
Что как в воду опущена роща,
Что приходит всему свой конец.

Что глазами бессмысленно хлопать,
Когда все пред тобой сожжено
И осенняя белая копоть
Паутиною тянет в окно.

Ход из сада в заборе проломан
И теряется в березняке.
В доме смех и хозяйственный гомон,
Тот же гомон и смех вдалеке.

Анализ стихотворения Пастернака «Бабье лето»

В 1955 году Борис Пастернак завершил работу над своим знаменитым романом «Доктор Живаго», в который вошло более десятка стихотворных произведений. Их авторство поэт приписал своему главному герою, поэтому отдельным сборником они долгое время не публиковались. Среди поэтических зарисовок, написанных якобы Юрием Живаго, оказалось и произведение под названием «Бабье лето», которое лишено свойственного поэту романтизма, но при этом отвечает внутреннему миру главного героя романа – немного циничного и прямолинейного доктора.

«Лист смородины груб и матерчат. В доме хохот и стекла звенят», — первые строчки стихотворения наводят на мысль о том, что автор переносит читателей в некий пошлый и примитивный мир. Тем не менее, в обычной прозе жизни, когда семья занята заготовками консервации на зиму, можно уловить свою прелесть. Эта мирная и вполне обыденная картина несет в себе особую душевную теплоту и красоту. Тем более, что и сам автор не устает подчеркивать, что бабье лето на даче – удивительная пора, когда в суете повседневных хлопот окружающий мир предстает в новом, непривычном, свете. «Лес забрасывает, как насмешник, этот шум на обрывистый склон», — отмечает поэт и словно бы сам в первый раз видит вдалеке орешник с пожелтевшими листьями, высохшие за лето коряги и дорогу, которая спускается в овраг и тонет в пока еще густых травах.
Вселенная представляется Пастернаку в такие моменты более простой и понятной, так как не нужно ничего изобретать и осмысливать. На кухне остро пахнет приправами, а за окном в свои права вступает золотая осень, напоминая о том, что «как в воду опущена роща, что приходит всему свой конец».

Однако на душе у автора светло и празднично, хотя пройдет совсем немного времени, и пейзаж в светлых, теплых тонах сменится мрачной серостью свинцовых грозовых туч. Но тем и примечательно бабье лето, что оно способно подарить людям несколько по-настоящему красивых дней, которые так бесцельно расходуются на домашние хлопоты! Однако вот уже «осенняя белая копоть паутиной тянет в окно», и «ход из сада в заборе проломан», чтобы было сподручнее носить в дом дары природы. В подобных хлопотах проходят дни у абсолютно всех соседей, которые воспринимают бабье лето исключительно с потребительской точки зрения. Автор этому не сопротивляется, понимая, что ход вещей уже не изменить. И – продолжает тихо наслаждаться красотой окружающего мира, ловя последние краски увядающего лета.