Литература об отдельных произведениях и сборниках. События и мероприятия

Георгий Дмитриевич Гачев

Гачев Георгий Дмитриевич (01.05.1929, Москва - 23.03.2008, Москва) - философ, культуролог, эстетик, докторр филологических наук. Окончил филологический ф-т МГУ (1952). В 1957-1961, 1963-1971 годы младший научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН. В 1965 году принят в Союз писателей. В 1972-1985 году - младший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. В 1986-2008 годы - старший, затем ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Доктор honoris causa Университета в г. Велико Тырново (2004), Софийского университета (2006). Гачев развивал теорию ускоренного развития культуры, согласно которой народы, культурное развитие которых было заторможено историческими обстоятельствами, вступая на арену культуры, за сравнительно короткое время проходят основные стадии мирового духовного развития, «догоняя» Европу, где эти стадии подчас занимали столетия (свою теорию называл «теорией относительности в гуманитарной культуре» ). Опираясь на Гегеля, стремился постичь «феноменологию духа» народа, понять, как универсальное проявляется в национальном, «онтогенез», индивидуальный опыт духовного роста национального целого, повторяет «филогенез », опыт развития человечества, выработанные им в этом развитии формы быта, государственности, культуры. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в русской и мировой литературе (Жизнь художественного сознания. М., 1972; Образ в русской художественной культуре. М., 1981). Гачев подчеркивал, что русская литература в XIX веке была синтетической формой национального самосознания , «выполнила роль национальной русской философии». Обращаясь к проблеме соотношения традиции и новаторства в культуре, выдвинул идею содержательности художественных форм; доказывал, что «форма есть отвердевшее содержание», литературные структуры в момент своего возникновения вбирают в себя жизненный и духовный опыт своего времени и затем излучают его на каждую последующую эпоху, так что создание литературного текста есть сложное взаимодействие новой творческой идеи и жанровой структуры, несущей в себе архетипическое содержание. Виды, стили, жанры искусства - варианты миропонимания, призмы, по-разному преломляющие бытие. Главный труд Гачева - многотомная серия «Национальные образы мира» (1960-е - 2007), посвященная анализу национальных ментальностей. Гачев разработал методологию, позволяющую увидеть всякий национальный организм как целостность, понять его «энтелехию», его идею, которая проявляется на различных уровнях: природа, быт, язык, культура, научные и философские теории. Ввел понятие «национальный Космо-Психо-Логос»: единство природы, в которой живет народ, национального характера и способа мышления. Описывая национальный Космос, использовал выработанный в мировоззрении досократиков натурфилософский язык четырех стихий: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Определял различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, -гонии (рождения) и -ургии (труда), мужского и женского, растительной и животной образности, вариантам религиозного чувства. Изучая национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры. Выработал свой алгоритм чтения национальной предметности (жилища, кухни, музыки, танца, одежды) и телесности («тело человека - «тело отсчета» в национальном космосе»). Писал «философию быта как бытия», раскрывая смыслы вещей, давая эстетическое осмысление повседневности (Вещают вещи, мыслят образы. М., 2000). Занимался проблемой диалога между естествознанием и гуманитарной культурой, демонстрируя, как один и тот же сегмент бытия отражается в науках о природе и в науках о человеке. Утверждал целостность познания (синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), взаимопереплетенность мысли и жизни. Свой тип мышления называл «при-влеченным», стремился показать, как внутренний, личный опыт познающего субъекта отражается на ходе анализа. Работал в жанре жизненно-философского дневника («жизнемысли»), внутри которого писал свои трактаты и исследования.

А. Г. Гачева

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 126.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Ускоренное развитие литературы. М., 1964, 2-е изд.: Неминуемое. М., 1989; Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968,2-е изд. - 2008; М„ 1980; Национальные образы мира. М., 1988; Русская дума: Портреты русских мыслителей. М, 1991; Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., 1991; Наука и национальные культуры: Гуманитарный комментарий к естествознанию. Ростов-на-Дону, 1992; Образы Индии. Опыт экзистенциальной культурологии. М., 1993; Русский Эрос. М., 1994,2-е изд. - 2004; Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995,2-е изд. - 2007; Америка в сравнении с Россией и Славянством. М., 1997; Воображение и Мышление. М., 1999; Евразия - космос кочевника, земледельца и горца. М., 1999; Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама. М., 2002; Кавказ: Грузия, Азербайджан, Армения. М., 2002; Болгария в сравнении с Россией (опыт экзистенциального литературоведения). М., 2007; Миры Европы. Взгляд из России. Англия (Интеллектуальное путешествие). М., 2007; Миры Европы. Взгляд из России. Италия (Интеллектуальное путешествие). М.» 2007; Эллада, Германия, Франция: опыт экзистенциальной культурологии. М., 2008; Ментальности народов мира. М., 2003,2-е изд. - 2008; Дневник современного философа (в соавт.). М., 2010; Образы Божества в культуре. Национальные варианты. М., 2014.

- (1 мая 1929, Москва 23 марта 2008, там же), российский ученый (литературовед, философ, культуролог), доктор филологических наук. Основные работы ученого посвящены теории литературы, национальным художественным образам мира, русской философской… … Энциклопедический словарь

ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич - (р. 1929) российский критик, литературовед, философ. Основные работы посвящены теории литературы, национальным художественным образам мира, русской философской мысли. Книги: Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, драма (1968), Жизнь… … Большой Энциклопедический словарь

Гачев, Георгий Дмитриевич - (р. 01.05.1929) спец. в обл. культурологии, эстетики, проблем нац. ментально сти; д р филол. наук. Род. в Москве. Окончил филол. ф т МГУ (1952) и асп. Ин та мировой литературы (1957). С 1957 работает в системе АН СССР (РАН): в Ин те мировой… … Большая биографическая энциклопедия

Гачев Георгий Дмитриевич - … Википедия

ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич - (р. 1.5.1929, Москва), литературовед, культуролог, писатель; д р филол. наук (1983). Род. в семье болг. философа, политэмигранта в СССР. Окончил филол. ф т МГУ (1952). Работал учителем (рус. яз. и лит ра; англ. яз.) в Брянске. С 1954 науч. сотр.… … Российская педагогическая энциклопедия

ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич - (1.05.1929, Москва) философ, культуролог, эстетик, д р филологических наук, ведущий научный сотрудник Ин та славяноведения и балканистики РАН. В трудах Г. выдвигаются идеи ускоренного развития культуры, национальных образов мира, гуманитарного … Русская Философия. Энциклопедия

Георгий Дмитриевич Гачев - … Википедия

Гачев (фамилия) - Гачев болгарская фамилия. Известные носители Гачев, Аврам Петков (1871 1941) болгарский политик. Гачев, Георгий Дмитриевич (1929 2008) советский и российский философ, культуролог, литературовед и эстет. Гачев, Дмитрий Иванович… … Википедия

Гачев - Гачев болгарская фамилия. Гачев, Аврам Петков (1871 1941) болгарский политик. Гачев, Георгий Дмитриевич (1929 2008) советский и российский философ, культуролог, литературовед и эстет. Гачев, Дмитрий Иванович (1902 1946) … … Википедия

ГАЧЕВ - Георгий Дмитриевич (род. 1929), литератор, культуролог. Сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН с 1985. Теоретические исследования литературы, типологии художественного сознания. Взгляд на естествознание с позиции художника (Книга… … Русская история

Книги

  • , Гачев Георгий Дмитриевич. Книга философа, литературоведа, культуролога Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008) - завершающий труд уникальной серии "Национальные образы мира" . Автор предлагает культурно-эвристический… Купить за 1465 руб
  • Образы Божества в культуре. Национальные варианты , Гачев Георгий Дмитриевич. Книга философа, литературоведа, культуролога Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008) - завершающий труд уникальной серии`Национальные образы мира`. Автор предлагает культурно-эвристический…

Гео́ргий Дми́триевич Гребенщико́в (6 мая 1883 или 1884 - 11 января 1964) - писатель, критик, журналист, общественный деятель.

Родился в селе Николаевский рудник на Алтае (после 1917 Каменевка, ныне не существует) в семье горнорабочего. В 1894, не закончив начальной школы, начал самостоятельную жизнь.

Перепробовав множество профессий, занялся журналистикой. Первые литературные опыты относятся к 1905. В 1906 выходит сборник рассказов и очерков «Отголоски сибирских окраин». С 1909 ответственный секретарь журнала «Молодая Сибирь», поступает вольнослушателем в Томский университет, знакомится с Г. Н. Потаниным, разделяет его взгляды на Сибирь.

В 1910-11 по совету Потанина совершает этнографическое путешествия по Алтаю. По их итогам делает доклады о староверах в томском Обществе изучения Сибири, читает лекцию о бухтарминских поселенцах в Сибирском собрании Петербурга, печатает очерк в «Алтайском сборнике». Весной 1912 по рекомендации Потанина становится редактором барнаульской газеты «Жизнь Алтая».

В это время издает двухтомник рассказов и повестей «В просторах Сибири». При содействии М. Горького, с которым находился в переписке, начинает печататься в столичных журналах «Современник» и «Летопись», на средства барнаульского мецената В. М. Вершинина подготовил «Алтайский альманах» (СПб., 1914), в нем публикует произведения В. Шишкова, С. Исакова и других молодых писателей.

Свидетельство роста писательского мастерства - создание в 1913-16 повестей «Ханство Батырбека» и «Любава». В них автор заявляет о себе как о незаурядном писателе-реалисте. С начала 1916 находится в действующей армии, начальник Сибирского санитарного отряда. В московских «Русских ведомостях» публикуются его репортажи и корреспонденции с фронта. В 1917 завершил первую часть своего главного произведения - романа «Чураевы», в котором нашли отражение волновавшие писателя религиозно-нравственные проблемы.

Октябрьские события 1917 не принял. Годы гражданской войны провел в Крыму, сотрудничая в местной печати. В 1920 эмигрировал. Жил сначала во Франции, в Париже был тесно знаком с Н. Рерихом, Ф. Шаляпиным, К. Бальмонтом. С 1924 - в США. В штате Коннектикут основал селение Чураевку, создал совместно с Н. Рерихом книжное издательство «Алатас». Продолжал работу над романом «Чураевы».

В 30-е Гребенщиков - один из духовных лидеров русской эмиграции в Америке. Вел переписку с А. Куприным, И. Буниным, Н. Рубакиным, представителями династии Романовых. Много внимания уделял пропаганде русской культуры, говоря о ее вкладе в духовную культуру Запада. В конце 30-х переселился во Флориду, в Лейкленде преподавал русскую литературу в университете. Во время 2-й мировой войны занимал патриотические позиции. Последняя книга - повесть «Егоркина жизнь» (опубл. в 1968), где нашли отражение впечатления об алтайском детстве писателя. Похоронен на кладбище г. Лейкленда.

Что-то случилось с Георгием Дмитриевичем Гачевым в воскресенье 23 марта 2008 года – вышел из дома в Переделкино погулять, погиб на дороге (сбит то ли машиной, то ли поездом). Его дочери Анастасии я пока не дозвонился, подробностей не знаю. Подружился с ним в 1964 году на Моховой в Коммунистической аудитории МГУ на собраниях нашего УММ (Университет Молодого Марксиста). Последний раз видел его четыре месяца назад на семинаре «Русская философия (традиция и современность)» в Доме-библиотеке Алексея Федоровича Лосева на Старом Арбате. Он делился не столько творческими, сколько издательскими планами и просил помочь с грантами на издание нескольких книг по национальным образам мира народов Европы – французов, англичан, испанцев и других. Я было горячо взялся, однако из-за сверхцейтнота не смог даже сходить в посольство Франции и в Дом Сервантеса. Зато с огромным удовлетворением прочел его книгу «Осень с Кантом», ибо нашел в ней ряд созвучий со своей работой «Постигая Хайдеггера», где, в частности, плотно истолкован хайдеггеровский трактат «Кант и проблема метафизики». Жалко, что он не освоил ЖЖ и вообще не пользовался Интернетом и электронной почтой.

1 мая ему бы исполнилось 79 лет. Он родился в Москве в семье болгарского коммуниста-эмигранта Дмитрия Гачева и музыковеда Мирры Брук. При знакомстве он представился мне – «жидоболгарин». Я считаю его ярчайшим гением современной русской культуры, и его многочисленные изданные и ещё неизданные работы предстоит штудировать нашим последователям. И сам я намерен их доосмысливать и использовать в своих текстах.

О себе он пишет 29 ноября 1993 года в Заветном списке :

«Родился в Москве в 1929 году. Сын политэмигранта из Болгарии Гачева Дмитрия Ивановича, эстетика и литератора-западника (1902 -1954 г.; с 1938 г. на Колыме, откуда прислал мне список мировой литературы, по которому я ее изучал с 1944 года) и музыковеда Мирры Семеновны Брук (род. в 1904). Окончил в 1952 г. филологический факультет МГУ по отделениям романо-германской и славянской филологии.

В 1952 -54 г.г. - учитель средней школы в Брянске. С 1954 - в системе Академии наук СССР и РАН. 1954 -72 г.г. в Институте мировой литературы, 1972 -85 - в институте славяноведения и балканистики. В 1962-63 г.г. - эпизод "хождения в народ": бросил АН и полтора года работал матросом на Черном море. Дважды женат. Трое детей. Доктор филологических наук с 1983, член Союза писателей с 1965 .

Начал как литературовед: выработал теорию ускоренного развития литературы, что есть как бы теория относительности в применении к гуманитарной культуре. См. в книгах: "Ускоренное развитие литературы (На материале болгарской литературы первой половины - XIX века) М.: Наука, 1964; 2-е изд. "Неминуемое". М.: Художественная литература, 1989; а также "Чингиз Айтматов" (в свете мировой культуры). Фрунзе: Адабият, 1989. Затем - книги по теории литературы и эстетике: "Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр". М., Просвещение, 1968; "Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа" Часть 1. М.: Искусство, 1972; "Образ в русской художественной культуре". М.: Искусство, 1981; "Творчество, жизнь, искусство". М.: Детская литература. 1980.

Затем стал строить мост (рыть туннель?) между гуманитарной культурой и естествознанием. См. книги: "Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке", М.: Педагогика, 1991 и "Наука и национальные культуры. Гуманитарный комментарий к естествознанию". Изд-во Ростовского ун-та, 1992. Но основной труд - серия "Национальные образы мира" - 16 томов рукописей за 30 лет работы. См. книги: "Национальные образы мира", М.: Советский писатель, 1988; "Русская Дума. Портреты русских мыслителей". М.: Новости, 1981; "Образы Индии. Опыт экзистенциональной культурологии". М.: Наука, 1993.

Мышление, которым работает Гачев, - не Отвлеченное, а Привлеченное: все трактаты - внутри дневника жизни и мысли, теоретические построения отрефлексированы - как сублимация загвоздок личной жизни и в ситуациях поведения. Потому культурологию свою Гачев именует "экзистенциальной" См. "Жизне-мысли" (М.: "Правда", М., 1989).

"Золотой список" исповедально-завещательный из 30 книг. Располагаю в последовательности влияния в ходе жизни.

1. Сказки Братьев Гримм.
2. Сказки Тысяча и одной ночи
3. Сетон -Томпсон. "Рассказы о животных".
4. Вальтер Скотт. "Айвенго".
5. Дюма. "Три мушкетера".
6. Гюго. "Отверженные".
7. Стендаль. "Пармская обитель".
8. Толстой. "Война и мир".
9. Державин. Оды.
10. Пушкин. "Евгений Онегин".
11. Лермонтов. "Герой нашего времени".
12. Гоголь. "Ревизор".
13. Гончаров. "Обломов".
14. Гомер. "Одиссея".
15. Софокл. "Царь Эдип".
16. Шекспир. "Король Лир", "Гамлет".
17. Гете. "Фауст".
18. Достоевский. "Идиот".
19. Библия: "Бытие", "Екклезиаст", "Евангелия".
20. Фурье. "Теория четырех движений и всеобщих судеб".
21. Гегель. "Феноменология Духа".
22. Платон. "Апология Сократа", "Пир", " Федр", "Федон", "Тимей".
23. Бахтин. "Франсуа Рабле".
24. Тютчев. Поэзия.
25. "Бхагавадгита".
26. "Дао-дэ-цзин".
27. Монтескье. "О духе законов".
28. Декарт. "Рассуждение о методе".
29. Н.Федоров. "Философия общего дела".
30. Светлана Семенова. "Тайны Царствия Небесного"

«В Переделкине на 79-м году жизни погиб замечательный русский мыслитель Георгий Гачев. Ненадолго вышел из дома. В старой пишущей машинке остался заправленный лист.

В духовной истории России ХХ века много значат имена наших современников – Солженицына, Аверинцева, Мамардашвили, Гаспарова, Топорова. У Гачева – дервиша русской философии – особое место.

Он выдвинул множество идей и написал множество работ: тут и «Портреты русских мыслителей», и « Русский эрос», и «гуманитарные комментарии» к естествознанию, к физике и химии, и многотомные «Национальные образы мира», где всякая национальная целостность понимается как «космо-психо-логос», то есть как единство местной «природины», характера народа и склада мышления, где описание ведется на «метаязыке четырех стихий» (Земля, Вода, Воздух, Огонь), охватывая и материальную культуру, и духовную символику.

Но главное его открытие – жанр «жизнемыслей», философского дневника, в котором смело соединяется научная рефлексия с шокирующей исповедальностью – и это его изобретение не поддается литературному тиражированию.

Дело в том, что образ жизни своеобразного философа идентичен образу его текстов.

Наивен, простодушен, всеведущ, свободен, бескорыстен, духовен, экзистенциален, избыточно жаден к слову, мысли, со-бытию, к истории, времени, пространству и Богу, к любви, семье (жена – известный философ Светлана Семенова, дочери: Анастасия Гачева – литературовед, Лариса Гачева – художник, иконописец).

Сама его жизнь и происхождение – метафора русской души.

«Отец – болгарин из Фракии, мать – еврейка. (Болгария + Иудея) = Эллада выходит. Так что натурально себя платоником, даже досократиком чую и на языке четырех стихий всё выражаю», – писал Гачев, добавляя, что родился-то он в России, и родной язык его – русский.

Как русская земля полторы тысячи лет на своих свободных неогосударствленных просторах собрала все веры, языки и крови, так и Георгий Гачев есть сосуд, вместивший в себя и смешавший эти веры, языки и крови в равноправии, любви и духовном движении.

Среди множества метафор Гачева есть рассуждение о вертикали Земля – Небо, проходящей транзитом «через сердце – «я» творческого сосуда». Эта метафора вызвала к жизни строки в стихотворении, посвященном Георгию Гачеву, написанном четверть века назад:

Сруби меня – и в небе будет яма
С корнями, не убитыми в глуби.

Проносясь равнодушно мимо великого человека, стоявшего на краю железной дороги, железная машина срубила его жизнь, но корни его мысли и души навсегда остались в небе русской духовной истории».

Он окончил филологический факультет МГУ (1952) и аспирантуру Института мировой литературы (1957). С 1957 работает в системе Академии наук СССР (РАН): в Институте мировой литературы (1957-1972), Институте истории естествознания и техники (1972-1985); с 1985 – ведущий научный сотрудник Института славяноведения и балканистики. Докторская диссертация - "Развитие художественного образа в литературе" (1983). Разрабатываемые проблемы и темы: стадии, типы и формы сознания (художественного и научного) - исторические, национальные, индивидуальные. В трудах Гачева выдвигаются идеи ускоренного развития культуры, национальных образов мира, гуманитарного комментария к естествознанию, экзистенциальной культурологии и привлеченного мышления.

Согласно развиваемой Гачевым концепции, ускоренное развитие культуры в странах Восточной Европы XIX века (Болгария) и Азии XX века (творчества Чингиза Айтматова) в стяженном виде воспроизводит стадии мирового духовного развития.

Главный труд Гачева - многотомная серия "Национальные образы мира". Всякая национальная целостность понимается как Космо-Психо-Логос, т. е. как единство местной "природины", характера народа и склада мышления. Описание ведется на "метаязыке 4-х стихий" ("земля", "вода", "воздух", "огонь"), охватывая и материальную культуру, и духовную символику (образность в искусстве, язык науки, метафоры в терминах философии). Задавшись вопросом "Как сказывается национальная ментальность в "точных" науках?", Гачев стремится "построить мост" между естествознанием и гуманитарной культурой в стремлении к целостной картине мира.

При этом, считает он, сохраняется целостность как в стиле мышления (в нем - синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), так и в личности: автор в рефлексии обнаруживает, что его теоретические построения сублимируют ситуации его личной жизни, так что свое мышление он называет "ПРИвлеченным", а культурологию - экзистенциальной; его трактаты - внутри дневника "жизнемыслей".

Основные его произведения:

Национальные картины мира // Народы Азии и Африки, Москва, 1967, № 1;
Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. - Москва, 1968;
Творчество, жизнь, искусство. - Москва, 1980;
Образ в русской художественной культуре. - Москва, 1981;
Европейские образы Пространства и Времени // Культура, человек и картина мира. - Москва, 1987;
Национальные образы мира. - Москва, 1988;
Жизне-мысли. - Москва, 1989;
Русский Эрос // Опыты. - Москва, 1990;
Русская Дума: Портреты русских мыслителей. - Москва, 1991;
Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. - Москва, 1991;
Наука и национальные культуры: Гуманитарный комментарий к естествознанию. – Ростов-на-Дону, 1992;
Логика вещей и Человек: Прение о правде и лжи в "На дне" М.Горького. - Москва, 1992;
Образы Индии: Опыт экзистенциальной культурологии. - Москва, 1993;
Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии, Москва, 1994, № 12;
Русский Эрос. - Москва, 1994;
Жизнь с Мыслью (Испо-весть). - Москва, 1995;
Космо-Психо-Логос. - Москва, 1995;
Америка в сравнении с Россией и Славянством. - Москва, 1997;
Национальные образы мира: Курс лекций. - Москва, 1998;
Воображение и мышление. - Москва, 1999;
Музыка и световая цивилизация. - Москва, 1999;
Национальные образы мира: Евразия космос кочевника, земледельца и горца. - Москва, 1999;
Вещают вещи, мыслят образы. - Москва, 2000;
Осень с Кантом: Образность в «Критике чистого разума» – Москва, 2004.

Советский скульптор, график и живописец. Член Союза художников РСФСР.

Георгий Дмитриевич Алексеев родился 20 апреля 1881 года в селе Подольского уезда Московской губернии (ныне в ) в семье рабочего-гравёра. Он был девятым сыном в семье. Отец умер в 1893 году, когда Георгию исполнилось 12 лет. Мать отдала сына на сургучную фабрику в , где он стал работать чернорабочим по 12-14 часов в сутки.

В 1900 году Г. Д. Алексеев поступил на живописный факультет Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который окончил в 1907 году. Преподавателями Г. Д. Алексеева были , С. Коровин, В. Серов, Н. Касаткин. В 1907 году по заказу Московского комитета РСДРП он создает бюст Карла Маркса, ставший одним из первых скульптур Маркса в . В студенческие годы Г. Д. Алексеев работал в типографии Сытина, где занимался иллюстрацией книг и журналов.

В 1914 году окончил скульптурный факультет Московского училища живописи, ваяния и зодчества и получил звание «классного художника» и «скульптора I степени».

В 1918 году по поручению Моссовета, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, Г. Д. Алексеев создал горельеф «Союз рабочих и крестьян», который был установлен на фасаде здания городской думы к первой годовщине Октябрьской революции (Центральный музей , ныне одно из зданий Государственного исторического музея). В 1918 Георгий Дмитриевич сделал несколько натурных зарисовок в его кабинете в Кремле во время бесед с вождем. В 1919 году им был создан первый скульптурный портрет , высоко оцененный современниками. Уже в 1920 году копии этой скульптуры были установлены в 29 городах страны. В том же 1919 году скульптор создает памятник Карлу Марксу, установленный в .

Самой известной работой скульптора стал памятник «Призывающий вождь», выполненный в 1924 году из бетона. В марте 1925 года правительственной комиссией по увековечению памяти эта работа была утверждена для широкого воспроизводства во многих городах Советского Союза. Скульптура была тиражирована в сотнях экземпляров - установлена на площадях, вокзалах, в музеях и скверах многих городов страны.

В начале 1920-х гг. Г. Д. Алексеев сотрудничал с и М. М. Черемных в «Окнах сатиры РОСТА». В 1923 году он создал плакат «Ультиматум», упомянутый Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». В своем творчестве скульптор большое значение уделял пропаганде физической культуры и спорта. Наиболее известные произведения в этом жанре - скульптуры «Футболист», «На старте», «На отдыхе», «Физкультурная группа к фонтану». Георгий Дмитриевич Алексеев стал одним из первых членов Союза художников РСФСР, был членом президиума Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству (Осоавиахима), является автором эмблемы Осоавиахима, скульптурное изображение которой и сейчас можно увидеть на старых домах