Стимулирование конструктивных конфликтов. Управление конфликтами. Стимулирование конфликта, его формы и средства

/Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. С._Пб., Питер, 2006, с.77-82/.

Понятие «опытная наука» впервые прозвучало в XIII в. в работах ан­глийского мыслителя доктора Роджера Бэкона. Он же ввел двоякое представление о самом опыте. Один вид опыта - это приобретаемый с помощью «внешних чувств». В частности, он писал о том, что «земные вещи» мы узнаем с помощью зрения, а, например, небесные тела на­блюдаем с помощью специально изготовленных для этого инструмен­тов; от других сведущих людей мы узнаем о тех местах, где нас не было. Но есть и другой опыт - духовный; в этом опыте ум идет по пути по­знания, обретая «внутреннее озарение», не ограничиваемое ощущени­ями. Духовные предметы познаются и через их «телесные следствия», и рационально - умом.

Таким образом, уже в докартезианскую эпоху прозвучало представ­ление о связи опытного (эмпирического) познания и рационального. Следующий великий англичанин с той же фамилией - Фрэнсис Бэ­кон - развил учение об опыте, введя представление о его опосредство­вании орудиями: как орудия направляют движение руки, «так умствен­ные орудия дают разуму указания или предостерегают его». Но «идолы» ума и мешают познанию (психологам хорошо известна его концепция четырех типов заблуждений), ум должен от них освобождаться. Зани­маясь наукой, человек является, по Бэкону, обычно или эмпириком, или догматиком. Эмпирики только собирают данные (и довольствуются со­бранным), в то время как рационалисты, подобно пауку, воспроизводят нечто из себя самих. Третьим путем был бы путь пчелы, собирающей нектар, но перерабатывающей его. Дело философии - не исследование начал вещей или абстракция от природы, а осмысление извлекаемого с помощью опыта материала посредством категорий - «средних аксиом». В каждой науке такие аксиомы будут своими.

То есть в концепции Бэкона речь идет не о психологическом знании как таковом, а о необходимости соединения опытного и рационально­го в познании, противопоставляемом схоластике. Через 35 лет после рождения Ф. Бэкона в мир войдет другой мыслитель - француз Рене Декарт, также не связавший себя служением в университетах, но дав­ший классическую парадигму в разведении движений тела и души - академическую формулировку психофизической проблемы. Он завер­шит отождествление категорий души и сознания. Но пока в работах Бэкона психология - в рамках философии - перестает быть наукой о душе. Бэкон вводит индуктивную логику в законы познания. Он пред­полагает также возможность эмпирического изучения психических процессов и явлений, причем в эмпирической установке на то, «как они есть». Критерий отделения таковых от организмических дал поз­же-в первой половине XVII в. - Декарт.


С одной стороны, он последовательно «рационализировал» пред­ставление о человеке (в его телесной сущности) в своем учение о ре­флексе, отказавшись от идеи ума (или души) как обеспечивающего движение тела. С другой - он ввел отождествление души и сознания, сделав эмпирическую данность мышления конечным критерием пси­хического. В качестве мышления у него выступила вся совокупность непосредственно воспринимаемого, т. е. это и ощущения, и чувства, и мысли - все, что осознается. Он продолжил эмпирическую линию в изучении сознания. Таким образом, в рамках философского зна­ния различным образом представленные рационализм и эмпиризм не были изначально разведены по разным «этажам» познания. У Де­карта - при решении им психофизической проблемы - появился даже специальный орган их взаимодействия (шишковидная железа). Мышление свойственно именно душе (духовной субстанции). А стра­сти, имеющие как телесную, так и душевную сторону, побеждаются интеллектуально (в соответствии с гипотезой взаимодействия души и тела).

Последующий этап развития эмпиризма, направлявший психоло­гию в более автономную область (но все еще в рамках теории позна­ния), - это учение Дж. Локка, ориентирующегося в целом на матери­ализм и занятие естественными науками.

Локк также различал два вида опыта, исходящего из ощущений и восприятия действий нашего ума (т. е. рефлексии). Оба вида опыта лежат в основе возникновения идей, и нет в сознании ничего, что не прошло бы первоначально через призму опыта. Ощущение пассивно, мышление - наиболее активно; сложные идеи образуются из простых работой разума - операциями сравнения, абстрагирования и обобще­ния. Идеи - это элементы сознания; они не врожденны; их же соотно­шение аналогично законам ньютоновской механики. Признание актив­ности разума (происхождение свойств которого не обсуждается) делает картину эмпирического познания в целом довольно противоречивой и подготавливает противоположную позицию - рационалистической традиции в представлении сознания.

Главное, что предуготовил Локк, введя понятие ассоциации, - почву для последующего выделения собственно психологической науки из рамок философского знания - ассоциативной психологии. Но само понятие ассоциации связано у Локка с представлением о случайности и «неестественном» характере возникновения этой связи. Основную же роль в закономерной душевной жизни играет соединение идей дея­тельностью разума.

На основной труд Локка «Опыт о человеческом разумении» немец­кий философ, языковед, физик и математик Г. В. Лейбниц (1646-1716) ответил «Новым опытом о человеческом разумении», дискутируя с ним по следующим направлениям. Идее души как tabula rasa противопо­ставляется идея наделенности души общими категориями, невыводи­мыми из опыта. Механистическому пониманию сознания - последо­вательный идеалистический рационализм: «Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума».

Монада выступила термином, закрепившим представление о внут­реннем законе любой вещи, или лежащей в ее основе субстанции. Душа, как экран, отображает внешне накладывающееся изображение, но име­ет свои «складки» - врожденные особенности. Активность сознания также строится по внутреннему закону - стремлению достигнуть цель­ного восприятия. Среди них могут быть и так называемые малые вос­приятия, не поддающиеся сознательному различению. Эту линию су­ществования бессознательной психической деятельности можно затем продолжить к другим учениям немецкоязычных исследователей - Г. Гельмгольца, 3. Фрейда. Но здесь мы этого делать не станем, по­скольку очерчиваем иной круг вопросов возникновения двух основа­ний психологического анализа - эмпирически и рационально ориен­тированных психологии.

Термины эмпирической и рациональной психологии ввел немец­кий философ Христиан Вольф (1679-1754). В 1732 г., т. е. уже после картезианской постановки психофизической проблемы, вышла его книга «Рациональная психология». В обосновании им эмпирической и рациональной психологии как двух самостоятельных дисциплин речь шла на самом деле об апелляции к одному и тому же типу опы­та - основанному даже не на самонаблюдении, а на подтверждении отдельными (извлекаемыми из опыта субъективных представлений) случаями сугубо умозрительных и в этом смысле теоретических по­строений как основы психологического знания. Важно, что при этом речь шла не о выделении психологии в отдельную опытную науку, тем более не о претензии на «душеведение», а о систематизации философского знания вокруг психологии как философской дисцип­лины.

Итак, выделение X. Вольфом представления о теоретической психо­логии прозвучало не в противопоставлении эмпирического, т. е. опыт­ного, и теоретического знания, а в связи с направленностью на ее выде­ление как центральной части философии. Не помышляя о выделении психологии из философии, он дал первое систематическое изложение психологии в Новое время, понимая в качестве ее предмета душу, а точ­нее, силу представлений, в которой находит выражение активность со­знания.

Из 64 томов его работ на немецком и латыни два были посвящены психологии: «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая пси­хология» (1734). Популярность термина «психология» сделала ее на вре­мя центральной философской дисциплиной, что попытался затем огра­ничить И. Кант. В качестве теоретической психологии Вольф обосновал такую, которая строится как логическая конструкция, имеющая произ­вольный (теоретический) характер. Но важно учесть, что в то время со­отношение теоретического и эмпирического мыслилось иным образом, чем в последующей научной картине мира.

Вольф разделил: 1) науки рациональные теоретические (куда и во­шла рациональная психология) и рациональные практические, а также 2) науки эмпирические теоретические (эмпирическая психология, те­леология, догматическая физика) и науки эмпирические практические (технология и экспериментальная физика). То есть любая психология в этой системе - теоретическая. И предметом для обеих психологии ста­ла «природа» души.

Эмпирическая психология в качестве теоретической науки проти­вопоставлена указанным практическим, т. е. опытным, наукам и рас­сматривается как «опытная» только в одном аспекте - как наука, даю­щая представление о том, что происходит в человеческой душе. Она не предполагает рациональной психологии, а служит для проверки и под­тверждения того, что априорно развивает психолбгия рациональная. Рациональная же психология в начале эпохи Нового времени, несмотря на оппозицию Локка-Лейбница, в качестве общего закона движений души постулировала закон ассоциаций. Движение представлений в концепции Вольфа и предполагалось по закону ассоциаций. Это об­щая часть названных двух теоретических психологии (рациональной и эмпирической). Самонаблюдение не выступило еще методом систе­матической интроспекции, а поставляло (как и память) лишь приме­ры для демонстрации тех или иных положений. Оно было призвано выполнять функцию проверки соответствия теоретических построе­ний опыту, т. е. не было источником эмпирического материала: «...было достаточно отдельных примеров, которые бы подтвердили "жизнен­ную правду" созданной картины ("сцепления психологических поня­тий"). Далее менялись принципы, определяющие "сцепления", но не традиция» [Мазилов, 2003, с. 60].

Таким образом, превалирование теоретической психологии над лю­быми другими уже присутствовало в самом начале истории ее станов­ления. Причем именно в качестве философской основы и мира теорий (рациональная психология), и мира эмпирии, понятого как общий уро­вень знания с телеологией и догматической физикой (а отнюдь не в связи с построением науки Нового времени). Уже это ставит пробле­му: видимо, дело не в том, возможна ли единая метапсихологическая Дисциплина, а в том, какой мыслится эта теоретическая психология.

Рационализм и эмпиризм направляли не только выделение предме­та психологии (в рамках ее становления), но и развитие представле­ний о ее методах. Выделившись в качестве науки о сознании, психоло­гия задала в качестве основного (адекватного предмету изучения) метод интроспекции. В его рамках работали как психологи, ориентированные на эмпиризм в понимании оснований сознания (например, Вундт), так и психологи, стоящие на позициях рационализма (напри­мер, представители вюрцбуржской школы мышления).

Раздел 1. Психология

1. Создателем первой психологической системы, изложенной в трактате «О душе», является …

a) Аристотель

2. Психология – это наука …

a) о явлениях, закономерностях, механизмах психики человека и животных

3. Признаком метода интроспекции является…

a) непосредственное, прямое наблюдение переживаний

4. Стандартизированная процедура психологических измерений обеспечивается…

a) тестированием

5. При проведении _____ эксперимента испытуемые не знают, что являются его участниками

a) естественного

6. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З Фрейдом, – …

a) глубинная психология (психоанализ)

7. С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является …

a) процесс превращения сексуального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности

8. Наибольшее развитие отечественная психологическая теория деятельности получила в трудах …

a) Аристотель

10. Причинами формирования основных психологических школ стали…

a) переход к исследованию системы организм-среда, кризисная социальная ситуация, открытия в других науках

11. Понимание движущей силы психического развития как бессознательного стремления к сублимации влечений свойственно работам…

a) З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга

a) А. Н. Леонтьев

13. Ученым, разработавшим физиологическую основу учения о типах темперамента, является…

a) И. П. Павлов

14. Наиболее важную роль в центральной нервной системе играет(ют) …

a) большие полушария головного мозга

15. Психофизиология как раздел физиологии и психологии изучает

a) физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений

16. С позиций теории деятельности и теории интериоризации происхождение психического А Н Леонтьев объясняет следующим образом:



a) в любом действии, даже внешнем, уже есть психический компонент, а само психическое возникает еще в период внутриутробного развития

a) С Л Рубинштейн и А Н Леонтьев

18. Для успешной социализации подростка необходимо его включение в такой вид деятельности, как …

19. Действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие – либо внешние средства, называется _______ действием

a) умственным

20. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:

a) обусловлена биологическими закономерностями

21. Целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, называется

a) действием

22. Одним из принципов отечественной психологии является принцип…

a) единства сознания и деятельности

23. В когнитивную составляющую самосознания входят…

a) знание личности о себе

24. Соотношение сознания и бессознательного было достаточно полно изучено…

a) К. Юнгом

25. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется …

a) сознанием

26. В Вундт определил психологию как науку о…

a) структурах сознания

27. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

a) Б. М. Кедрова

28. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

a) И. Гербарт

29. Психология как самостоятельная наука оформилась:

a) в 80-х гг XIX в.

30. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

a) Аристотелем

31. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

a) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений

32. Термин «психология» в научный оборот ввел:

a) Х. Вольф

33. Психология как наука о сознании возникла:

34. Психология как наука о поведении возникла:

35. Определение психологии как науки о душе было дано:

a) более двух тысяч лет тому назад

36. Первые представления о психике были связаны:

a) с анимизмом

37. Определение эмпирической психологии принадлежит:

a) Х. Вольфу

38. Термин «эмпирическая психология» был введен:

39. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

a) Дж. Ст. Милль

40. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

a) психофизиологическая

41. Психическое отражение:

a) носит избирательный характер

42. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

a) образ бесплотной сущности

43. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

a) регуляции вегетативных изменений

44. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

a) бихевиоризм

45. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

a) психологии души

46. Психология – это наука о функциях сознания согласно:

a) функционализму

47. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

a) экзопсихикой

48. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

a) к эндопсихике

49. Психическим явлением является:

a) интерес

50. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

a) ощущение

51. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

a) П. Я. Гальперин

52. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

a) воображением

53. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

a) темперамента

54. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

a) возрастная

55. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

a) социальная

56. Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

a) педологией

57. Педология возникла:

a) на рубеже XIX–XX вв.

58. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

59. В. Франкл известен как основоположник:

a) Я. Морено

61. Методология:

a) определяет способы достижения и построения знания

62. Критерием научной теории в психологии не является(ются):

a) материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов

63. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследований общим(ми) является(ются):

a) постановка целей и задач исследования

64. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:

a) системности

65. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

a) детерминизма

66. Сидеалистическую точку зрения свойства человеческой психики не рассматривал:

a) Аристотель

67. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:

a) развития

68. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:

a) рационализмом

69. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:

a) биологического

70. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции, называется:

a) структурно-функциональным

71. Структурно-функциональный подход относится к уровню:

a) общенаучной методологии

72. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

a) философской методологии

73. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

a) деятельности

74. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:

a) единства и борьбы противоположностей

75. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

a) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека

76. При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как:

a) эволюционный

77. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

a) детерминизма

78. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

a) детерминизма

79. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:

a) детерминизма

80. Методологической основой бихевиоризма является:

a) позитивизм

81. Методология бихевиоризма тесно связана:

a) с механистическим пониманием поведения

82. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:

a) развития

83. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:

a) рационализм

84. Философской основой гуманистической психологии является:

a) экзистенциализм

85. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего наблюдения, называются:

a) L – данными

86. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:

a) Q-данными

87. Такое присвоение чисел объектам, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака или свойства объекта, предполагает наличие шкалы:

a) интервалов

88. Шкала порядка соответствует измерению на уровне:

a) ординальном

89. Ранжирование объектов по выраженности определенного признака составляет суть измерений на уровне:

a) ординальном

90. Крайне редко в психологии применяется шкала:

a) отношений

91. К числу постулатов, которым подчиняются преобразования порядковых шкал, не относятся постулаты:

a) дихотомии

92. В наиболее общей форме шкалы измерений представлены шкалой:

a) наименований

93. Нельзя производить никаких арифметических действий в шкале:

a) наименований

94. Установление равенства отношений между отдельными значениями допустимо на уровне шкалы:

a) отношений

95. Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:

a) к организационным методам

96. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

a) наблюдением

97. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

a) лонгитюдным

98. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

a) интроспекция

99. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

a) для гештальтпсихологии

100. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, – это:

a) тестирование

101. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:

a) самонаблюдение

102. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

a) экспериментом

103. Основным для современных психогенетических исследований не является метод:

a) интроспекции

104. В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:

a) полевое

105. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:

a) социометрией

106. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

a) В. Вундтом

107. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

a) эксперимента

108. С помощью экспериментального метода проверяются гипотезы о наличии:

a) причинно-следственной связи между явлениями

109. Устанавливать наиболее общие математико-статистические закономерности позволяет:

a) А. Ф. Лазурский

111. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввел:

a) Р. Готтсданкер

112. Промежуточным между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных, является:

a) квазиэксперимент

113. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется переменной:

a) независимой

114. По Д.Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к переменным эксперимента:

a) независимым

115. В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется.

англ. empirical psychology) - термин, введенный нем. философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся "бессмертной" душой). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.

В учениях древнегреч. философов содержались не только общие положения о природе души и ее месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В средние века важность эмпирико-психологиче-ского подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, как Ф. Бэкон, У. Оккам и др. В эпоху Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач X. Л. Вивес, книга которого "О душе и жизни" (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о людях, которое м. б. использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Лок-ж, который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний - выступал в виде производимых душой операций. Это стало предпосылкой расщепления Э. п. на 2 направления - материалистическое и идеалистическое.

Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под "опытом" чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в. Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.

Сложившаяся в середине XIX в. "опытная школа" в психологии несла печать двойственности, поскольку соединила установку на наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Исследования "опытной школы" подготовили переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина "опыт" привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта, сводимого ими к субъективным феноменам.

Эмпирическая психология - термин, введенный немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся бессмертной душой).

Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.

В учениях древнегреческих философов содержались не только общие положения о природе души и ее месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В средние века важность эмпирико-психо-логического подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, как Ф. Бэкон, У. Оккам и др. В эпоху Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач X. Л. Вивес, книга которого «О душе и жизни» (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о людях, которое может быть использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Локка, который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний - выступал в виде производимых душой операций. Это стало предпосылкой последующего расщепления Э. п. на два направления - материалистическое и идеалистическое.

Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под «опытом» чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли французские материалисты XVIII в. Выступая горячими сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.

Сложившаяся в середине XIX в. «опытная школа» в психологии несла печать двойственности, поскольку соединила установку на эмпирическое наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Исследования «опытной школы» подготовили переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта, сводимого ими к субъективным феноменам.

Вконтакте