Романы где есть описание города будущего. Каким должен быть город будущего? Антиутопическая ферма в Нью-Йорке, США

Все мы любим пофантазировать о будущем. Какой будет наша планета лет через 50? Как изменится климат? Какими станем мы? И, конечно же, одним из неотъемлемых вопросов в этой цепочке является вопрос: а где мы будем жить? Каков он, город будущего?

Этот вопрос не является новым. О нем задумывались ученые, писатели, архитекторы, да и, наверное, каждый из нас. А сейчас давайте познакомимся с некоторыми наиболее интересными проектами города будущего и, конечно же, поделимся впечатлениями.

1. Город без автомобилей

Эта идея далеко не нова. Ведь каждый знает, что автомобили наносят много вреда окружающей среде, однако Китай является первой страной, где возникла идея постройки города, в котором не будет ни одной машины.

Город будет рассчитан на количество жителей около 80 тыс. Все жилые комплексы будут размещаться в центре города, а офисы, сервисные центры, магазины и другие объекты будут застраиваться, начиная от комплекса и дальше к периферии. В городе будет парковая инфраструктура, благодаря которой к его окраинам жители смогут добраться всего за 10-15 минут. Передвижение в таком городе будет осуществляться с помощью велосипеда, или же пешком.

Согласно прогнозам, город, который, между прочим, будет называться Great City, что в переводе означает Великий Город, будет расходовать гораздо меньше воды и электрической энергии. А количество выбросов в нем будет почти на 90% меньше, чем в других городах такого же размера.

2. Город с минимальными выбросами углерода

А вот Арабских Эмиратах пошли еще дальше. Город в Арабских Эмиратах, Масдар, будет не только без vfiby, но в нем также будут отсутствовать небоскребы. А гениальной задумкой является то, что этот город будет полностью обходиться без привычных источников энергии. Вместо этого, потребности жителей города будут обеспечиваться благодаря природным источникам, включая солнечную энергию, а также энергию ветра, игеотермальные источники. В итоге, количество вредных для окружающей среды отходов сократится до минимума.

3. Город-оазис в пустыне

Масдар – не единственный город будущего в ОАЭ. Если Масдар – это проект, которыйбудет создаваться с самого начала, то Дубай – реально существующий город, известный каждому. И теперь специалисты одной из ведущих архитектурных компаний создали проект для уменьшения выброса углерода в атмосферу.
В Дубай планируется постройка 550 зданий различного предназначения (от жилых домов до общественных заведений). А энергия для этих помещений будет вырабатываться с помощью, внимание, 200 квадратных километров солнечных модулей. Также в городе планируется введение транспорта, который не будет засорять окружающую среду.

4. Город с пустыми постройками

Еще одним проектом по «переделке» уже построенного города в экологически чистый, является проект бюро Kjellgren Kaminsky Architecture. Идея проекта состоит в том, чтобы заполнить город Гетеборг, который находится в Швеции, плотными застройками. А для еще большей экономии площади предлагается на крышах домов разместить участки для выращивания овощей, солнечные батареи и ветряные мельницы. Это поможет удовлетворять потребности жителей с минимальными затратами.

5. Вертикальный город

Архитекторы Австралии предложили довольно-таки неординарную разработку. По их задумке, город Мельбурн будет развиваться не горизонтально, а вертикально, причем как вверх, та и вниз. А над самим городом планируют построить прозрачное накрытие, которое будет предназначено для накопления солнечной энергии и выращивания фруктов и овощей. Передвижение в городе будет осуществляться двумя способами: под землей и в воздухе.

6. Пешеходный город

Еще одним городом, который планирует извлечь из пользования автомобили, является Сан-Хуан (Пуэрто-Рико). В городе наблюдается сокращение количества жителей, и это стало толчком для инвестиций в проект по перестройке города. Согласно проекту, в городе будут созданы прекрасные парковые зоны, а автомобили полностью исключены из пользования. Это сделает город привлекательным как для туристов, так и для постоянных жителей. Реализация проекта обойдется приблизительно в полтора миллиарда долларов.

7. Город с очагом отдыха

Греки также «заразились» идеей прекращения использования автомобилей. Был проведен конкурс на лучший проект по изменению города. Такой проект был найден, и теперь в центре городе планируется создание «зеленого уголка», который будет служить местом отдыха и прогулок пешком. Также, осуществится незначительная перепланировка, в результате чего можно будет передвигаться к разным участкам города пешком.

8. Город-поляна

Следующим «городом будущего» в Китае является Шан-Суи. В городе планируют построить множество небоскребов для большей плотности заселения. Но это еще не все. В самих небоскребах планируют создать различные общественные места и зеленые уголки, где жители небоскреба смогут отдохнуть и отвлечься от каждодневных забот.

Осуществление такого проекта облегчит также передвижение по самому городу. Жители смогут быстро и без труда добраться в различные районы города пешком или на транспорте.

9. 3D-город

Еще одним проектом для уменьшения площади застроек и увеличения плотности заселения есть проектNeoTax. Его суть состоит в том, чтобы строить многоэтажные дома не только вертикально, но и, начиная с определенной высоты, еще и горизонтально. Это поможет сохранить зеленые насаждения и окружающую среду, а также обеспечить жильем большее количество населения при затрате минимальной площади. Такие дома будут внизу строится по принципу традиционных многоэтажек, а выше будут разветвляться в различные стороны. Довольно-таки оригинальный проект.

10. Каменный город

Интересный проект был разработан архитектором из Бельгии Винсентом Каллебо для китайского города Шенчьженя. Бельгиец вдохновился природными нагромождениями камней и предложил постройку домов в виде насаженных один на другого камней.
Это позволит не только сэкономить площадь, а и снизить роль транспорта. Также на каждой «каменной брыле» можно установить солнечный модуль и развести огород.

Как мы увидели, существует много интереснейших проектов «города будущего», некоторые из которых могут уже в ближайшее время воплотиться в жизнь. И, возможно, их масштабная реализация поможет нам сохранить ресурсы Земли и улучшить состояние экологии.

Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом. Как результат – намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Эти моменты – забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.

Мы предлагаем познакомиться с четырнадцатью проектами городов будущего. Некоторые из представленных концептуальных проектов находятся лишь в стадии разработки, а другие – уже строятся, чтобы через несколько лет дарить комфорт своим жителям и поражать воображение своих гостей.

Город без машин

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей – непростая задача. Решить ее взялось правительство Китая, одобрив амбициозный проект населенного пункта под названием Great City.

«Великий город» представляет собой проект с нуля. Он строится в сельской местности невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей.

Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка – жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания – вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.

Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода

Если китайский Great City – это город без машин, то Масдар в ОАЭ – город без машин и без небоскребов.

Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.

В этом городе будущего особое место будет уделено скоростному общественному транспорту, исполинские «подсолнухи» будут укрывать улицы от дневного зноя, а накопленная ими энергия будет использоваться лишь в ночное время.

Зеленый город в пустыне

Дубай – еще один город из Объединенных Арабских Эмиратов, который сможет полностью соответствовать требованиям к городу будущего. Специалисты компании

Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.

Важнейшими для «зеленого» города будущего они находят принципы экологии и простоту социального взаимодействия жителей. Их проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебных заведений и органических ферм, энергию для которых будут вырабатывать 200 квадратных километров солнечных панелей.

Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.

«Зеленый» город с плотной застройкой

В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture также считают, что плотная застройка – одна из визитных карточек города будущего. Точнее, сверхплотная застройка.

Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.

Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Вертикальный город

В John Wardle Architects предположили, каким может стать австралийский Мельбурн через 100 лет. Их проект Multiplicity («Множественность») демонстрирует огромный мегаполис, растущий не вширь, а вниз и вверх.

Для перемещения по Мельбурну будущего будут использоваться подземные и воздушные трассы, а над всем городом будет создана общая прозрачная «крыша», которая будет использоваться для выращивания пищи, сбора воды и солнечной энергии.

Город пешеходов

Пуэрториканский город Сан-Хуан – это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.

Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.

Город с центром комфорта

Конкурс ReThink Athens призван был найти проект, который позволит полностью переосмыслить центр античного города, сделает его более спокойным и чистым.

Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.

Город-лужайка

Шан-Суи – еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.

Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.

3D-город

Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть – в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.

Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.

Город из камешков

Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для еще одного китайского города – Шэнчьженя.

Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн

наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды непосредственно в жилых башнях. Кроме того, «пирамидки из камешков» будут иметь ветрогенераторы и солнечные батареи, а высокая плотность квартир и домов уменьшит роль автотранспорта.

А вот еще некоторые рассуждения о городе будущего:

Глядя на картины футуристов и визионеров прошлого, скажем, рубежа XIX и XX веков, мы невольно улыбаемся кажущейся наивности авторов. Многоэтажные каменные дома, небо забито каркасными деревянными аэропланами, пространство между небом и землей заполнено многоуровневыми железными дорогами на эстакадах, по которым ходят старомодные паровозы, а на улицах в жутком беспорядке столпились ретроавтомобили. Мы не видим ничего из этого вокруг. Поезда в больших городах стали электрическими, их спрятали под землю или так и оставили на земле, в небе над городом не так уж часто появляются совсем другие, чем на картинках – металлические – машины: самолеты и вертолеты; многоуровневые эстакады больше подошли для автомобилей, совсем другого вида и другого качества, движущихся по строгим правилам. При всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни такие неточные прогнозы создают идейный бульон, из которого потом выкристаллизовывается реальность.

Идея идеального города будущего волновала людей давно. Достаточно вспомнить образ Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова, где город описывается как куб со стороной 12000 стадий: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Небесный Иерусалим – запредельная для земной жизни цель, на этой земле неосуществимая, но сам образ будущего града не раз повторен в храмах и монастырях Средневековья: аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции, храм Василия Блаженного в России. В Новое Время идея идеального города все больше стала смещаться из области несбыточного на земле в область осуществимого человеческими силами. Первая попытка построить идеальный город-сад была осуществлена Клодом Николя Леду в XVIII веке во Франции, и до конца так и не была доведена. В начале XX века многим архитекторам, в том числе Ле Корбюзье, тоже показалось, что именно они создадут идеальные города для идеального общества. Сегодня мы разочарованно смотрим на плоды их трудов, но идея совершенствования городской среды становится все более актуальной под натиском реальности.

Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, осложнение экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы показывают, что современный город находится на пределе своих возможностей удовлетворять потребности населения. Современный малый город не способен дать разнообразия возможностей, необходимых для сохранения активного молодого населения, он пустеет. Мегаполисы, напротив, привлекая возможностями все большие массы людей, все хуже справляются со своими городскими функциями. Жители мегаполисов задыхаются от газов, одиночества, стрессов и конфликтов, психических расстройств, недостатка времени и сил на преодоление огромных расстояний. Большой город, априори лишенный преимуществ малого, теперь теряет и свои собственные. В разных уголках планеты вопрос стоит по-своему: в Голландии просто не хватает места для жизни и производства, и его отвоевывают у моря, в Мексике тяжелые транспортные проблемы, Россия отчаянно нуждается в возрождении сотен городов от Черного моря до Камчатки для удержания гигантских пустеющих пространств. Поэтому разработка новых форм расселения людей, новых принципов построения городского и – шире – обитаемого пространства – не праздные разговоры, а суровая необходимость.

Ясно, что практически любой из существующих и разрабатываемых ныне проектов города будущего – это лишь приблизительное видение будущего «через мутное стекло». Многие из этих проектов обогатят реальность городской среды лишь какими-то отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопическими. К действительному образу города будущего близкими окажутся самые реалистичные проекты, которые впитают элементы других, более затратных и фантастических. Как уже было в истории градостроительства, воплощение получит не одна идея, а целый букет идей, обогащающих друг друга и причудливо преломляющихся сквозь призму реальности. Наполнять жизнью будущее обитаемое пространство предстоит каждому; каким оно будет, зависит от каждого из нас. Рассмотрим некоторые концепции городов будущего.

Зеленый город

Реальность настоящего момента как будто сама подталкивает задать вопрос: может ли город вместо того, чтобы эксплуатировать окружающую среду, потребляя сырье и выбрасывая в нее вредные отходы, наоборот, культивировать природную среду, полностью перерабатывая свои отходы и возобновляя потребляемые ресурсы? Вопрос открыт, и окончательный ответ на него даст время. Однако концептуальные проекты таких «зеленых» городов уже существуют. Это самодостаточный город, который сам вырабатывает необходимую ему энергию из возобновляемых источников, таких как солнечный свет, ветер, органические отходы, геотермальная энергия, рассеянное тепло; имеет собственное сельское хозяйство в вертикальных фермах-небоскребах, на крышах домов и в парках. Такой город должен быть спроектирован на принципах пассивной архитектуры, когда климатический комфорт достигается соответствующим месту расположением улиц и домов, учитывающим местные преобладающие ветра, особенности рельефа и солнечного освещения. Это позволяет свести к минимуму специальные технические средства для поддержания пригодного климата, возложив их функции на умно построенные и верно расположенные стены.

Размеры таких городов невелики и рассчитаны на пешеходов, велосипедистов и экологически чистый общественный транспорт. Это позволяет отказаться от лишних неэкологичных средств передвижения и экономит время и здоровье людей. Фасады домов озеленены, высотные дома покрыты кустами и деревьями на всю высоту и несут на себе сады с могучими деревьями. Несколько проектов такого рода уже на стадии осуществления. Это город Масдар, возводимый с нуля в пустыне Абу-Даби и город Альмере, полностью стоящий на отвоеванной у моря территории, в Голландии. В России «зеленые» города пока существуют в проектах Общества биотехнологов России под руководством Раифа Васильева.

Город-дом

Современные технологии позволяют строить здания столь внушительных объемов, что в них может уместиться население целого города. Так почему бы не попробовать разместить весь сложный городской организм в стенах одного гигантского дома? Подобные города и поселения, слитые в единый монолитный объем, существовали в древности на Ближнем Востоке, в каком-то смысле к такому типу поселений можно отнести плотно застроенные замки и города Средневековья, ту же концепцию выражает и образ Небесного Иерусалима, города-храма, воплощенный в многоглавых русских храмах.

Сегодня существует множество подобных проектов: это и распластанные по земле ярусные цитадели, и города-небоскребы. Последние по понятным причинам особенно актуальны в перенаселенных странах Азии. В таком городе жилые и рабочие ярусы перемежаются с парками, техническими и хозяйственными ярусами. Сразу два таких проекта затеяла японская корпорация «Takenaka». Больший из них – километровой высоты Sky City («Небесный город») – может стать кровом для тридцати шести тысяч человек и рабочим местом еще для ста тысяч. В таком небоскребе предусмотрено все для полноценной жизни без необходимости покидать его: школы, парки, магазины, рестораны, театры, больницы, офисы. Ясно, что в таких зданиях возникнут обособленные субкультуры, ведущие специфический образ жизни.

По мнению авторов, сооружение подобных зданий возможно уже сегодня и в случае применения качественных материалов, такой город простоит около пятисот лет. В России проектами городов-домов занимается архитектор Сергей Непомнящий, предложивший несколько концепций, в том числе 75-этажный город «Рождение Венеры» и распластанный по ландшафту в виде гигантской шайбы «Блин-город».

Плавающий город

Пример – проект «Lilypad» – плавучий экополис для климатических беженцев, нечто вроде Ноева Ковчега. Название образовано от английских слов «lily» – «лилия» и «pad» – «жилище», что соответствует и внешнему образу, и внутренней структуре плавучего города. Автор концепции – французский архитектор Венсан Каллебо. Плавучее поселение имеет двойную оболочку, состоящую из полиэфирного волокна и слоя диоксида титана, который под воздействием ультрафиолета очищает воздух. Оно рассчитано на пятьдесят тысяч человек, беженцев от последствий глобального потепления, и представляет собой огромный круглый в плане корабль, напичканный всевозможными «зелеными» технологиями. Солнечные батареи, приливные электротурбины, ветрогенераторы, различные системы очистки и опреснения воды, собственные фермы, полностью обеспечивающие город продовольствием. В центре «лилии» – резервуар для сбора дождевой воды, погруженный в океан и стабилизирующий плавучий город.

Круглое сооружение имеет по периметру три здания-возвышенности, склонами обращенные внутрь, как воронка, образующие искусственный ландшафт и организующие водосток. Поверхность резервуара, обращенная к океану, представляет собой плантации морских растений, там же расположено жилье и исследовательские лаборатории. Плантации расположены и в других частях плавучего острова. Город задуман как гармоничная составляющая экосистемы, находящаяся в симбиозе с окружающим океаном, очищающая его от вредных продуктов деятельности человека. На сегодняшний день проект существует только как концепция и не проработан детально.

Задумка при всей красоте трудноосуществима. Ее радикальность и дороговизна отпугивает инвесторов, и автор проекта считает возможным массовое строительство таких городов лишь начиная с середины XXI века.

Аэротрополис

Это город, организованный вокруг центра авиационного сообщения, аэропорта. Подобные города уже формируются естественным образом в Европе и Юго-Восточной Азии. Многие крупные аэропорты, как правило, удаленные от обслуживаемого города, настолько обросли вспомогательной инфраструктурой, офисами, отелями, торговыми центрами, что уже сегодня становятся структурными ядрами целых самостоятельных поселений. Сторонники концепции аэротрополиса склонны считать это не просто расширенным вариантом аэропорта, а новой формой городского поселения. Самым ярким на сегодняшний день примером подобного города можно считать Франкфурт-на-Майне в Германии. Не случайно именно здесь в мае 2007 года была проведена первая международная конференция «Аэропорт-сити как международный ключ к региональному экономическому развитию». Автор и активный пропагандист концепции аэротрополиса, директор Института частного предпринимательства при Университете Северной Каролины Джон Кассарда представляет ее как логическое продолжение развития городов. По его словам, аэропорты являются пятой волной изменений в транспортной инфраструктуре. Эти волны и определяли пути развития городов в течение последних трех столетий: сначала это были морские порты, затем каналы и реки, затем акцент переместился на сухопутные коммуникации – железные дороги, автомагистрали. Транспортом ХХI века, как считает Кассарда, станет авиация, и именно от близости к аэропортам будет зависеть благосостояние того или иного города. Поэтому Кассарда и предлагает не выносить аэропорты подальше от города, а формировать городские центры вокруг аэропортов.

Трансполия

Это линейный город, вытянутый вдоль сложной транспортной и инфраструктурной магистрали. По структуре трансполия напоминает вытянутую вдоль тракта деревню: по обеим сторонам дороги расположены дома, хозяйственные постройки и дворы, за домами расположены приусадебные участки, огороды, плавно переходящие в поля и естественную природную среду. Структура трансполии намного сложнее, но принцип пространственного зонирования тот же самый. Вытянутые вдоль магистрали функциональные зоны по мере удаления от нее становятся все более экологически чистыми и плавно переходят в естественную природную среду. Инфраструктурная магистраль представляет собой сложное переплетение самых разных коммуникаций: высокоскоростной пассажирский и грузовой транспорт, газо- и нефтепроводы, участки водных артерий, линии электропередач и информационные сети. Вблизи инфраструктурной магистрали располагаются обслуживающие ее предприятия и сооружения, электростанции, заводы и все, что можно отнести к сфере промышленности. Следующая зона – деловая и торговая, где расположены деловые, административные и офисные кварталы. Далее расположена жилая зона, состоящая главным образом из средне- и малоэтажных домов, причем по мере удаления от оси-магистрали этажность понижается и появляются усадебные кварталы. Затем приходит черед сельскохозяйственных угодий, гармонично переходящих в рекреационные зоны и природные заповедники. Это упрощенная схема, которая в жизни усложнится конкретными условиями и задачами, зоны будут пересекать одна другую, магистраль перекроют гигантские зеленые мосты с посаженными деревьями.

Концепция трансполии вдоль Транссибирской магистрали была предложена архитекторами И. Лежавой и М. В. Шубенковым. По мнению авторов, подобный линейный город станет структурным хребтом России и сделает необъятные пространства России прибыльными, а не убыточными, как сегодня. Усиление и расширение Транссиба и применение сверхскоростного транспорта будущего позволят сделать путешествие или доставку грузов из Европы на Дальний Восток быстрыми и удобными, превратив Россию в ключевого игрока трансазиатских перевозок. По мысли авторов концепции, такая революционная реанимация Транссиба укрепит территориальную целостность России, даст людям возможности лучшей жизни путем организации новых рабочих мест для обслуживания магистрали и расселения в районах усадебной урбанизации. Общая ширина трансполии не будет превышать 15-20 километров, а вокруг будут созданы природные заповедники, что обеспечит благоприятную экологию трансполии. Такая суперструктура сочетает преимущества и городской, и сельской жизни. С одной стороны, близость к высокоскоростной транспортной артерии, способной за несколько часов перенести на тысячи километров, современные коммуникации и сопряженные с этим деловые и бытовые преимущества, с другой – доступность природной среды.

Поместная урбанизация

Это урбанизация принципиально нового типа, представляющая новую цивилизацию, новый образ городской жизни. Такая урбанизация предполагает формирование особой усадебной городской ткани, связанной с транспортными путями и сочетающей в себе преимущества собственного сельского дома и городские удобства и вспомогательную технику. Усадебный тип урбанизации является исконно русским и составляет своеобразие русского города. Характерна слитность города со страной, невыделенность его тела в общем окружающем ландшафте, в отличие от четко выделенного из окружающей среды города западноевропейского типа. По мысли Юрия Крупнова, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, активно продвигающего этот проект, усадебная урбанизация предполагает возрождение многопоколенной семьи, живущей под одной крышей, что решит ряд сложных социальных проблем и в современных условиях возродит разрушенный традиционный образ жизни. Жилище сможет вновь стать не типовой ячейкой в многоэтажном человечнике, а эстетически своеобразным и непохожим на другие родовым поместьем с автономными системами жизнеобеспечения.

Форма городского образования определяется транспортными инфраструктурами, оставаясь свободной и наиболее органичной для данного места. Повышенное внимание уделяется природному ландшафту, вписанности в него городской ткани. Подобный подход к градостроительству получил специальный термин в истории архитектуры, который говорит сам за себя, – естественный русский город. Он требует изменения современного градостроительного мышления, слишком привязанного к составлению абстрактных планировочных узоров, красоту которых можно осознать разве что с самолета. Необходимое и важное мышление планами должно быть потеснено пейзажным видением будущего города, характерного для средневековых русских градостроителей, как говорят архитекторы, с человеческой точки зрения.

Поместная урбанизация предполагает активное применение принципов «архитектуры соучастия», становящихся все более популярными в мире. Архитектура соучастия – это метод проектирования жилой среды, когда сами будущие или настоящие жильцы города принимают активное участие в проектной работе. Таким образом, человек заселяется не в спроектированный неизвестно кем, полностью готовый стандартный жилой район, а в созданный коллективным творческим трудом, где рядовой житель мог бы чувствовать себя хозяином, способным изменять среду своего обитания. Усадебная урбанизация основывается на принципах минимальных затрат, простоты и рациональности проектных решений и лежит в русле освоения бескрайних русских просторов. На принципах усадебной урбанизации можно не только создавать новые поселения, но и реконструировать старые населенные территории.

Дезурбанизация

Наряду с урбанистическими концепциями существует идея полного отказа от городской жизни, возвращения в лес, к земле, к натуральному экологически чистому хозяйству. Наиболее радикальные сторонники дезурбанизации вообще заявляют о ненужности городов, их полной бесперспективности как формы совместного проживания людей. Большинство же дезурбанистов просто сделали свой личный выбор, не настаивая на его правильности для всех. В пределе дезурбанизация предполагает проживание в экопоселении на собственной земле в родовом доме, построенном из естественных строительных материалов по экологически чистым, но не обязательно традиционным технологиям, с максимально простыми техническими решениями. Экологически чистое сельское хозяйство без использования пестицидов и вообще всяких искусственных химических средств и с ограниченным применением техники должно полностью обеспечивать все нужды поселенцев. Сегодня данная концепция расселения является очень популярной, однако нередко ее сторонники не учитывают многих реалий. Не все изнеженные городские жители представляют всю тяжесть сельскохозяйственного труда и степень зависимости его результатов от природных условий. Полный отказ от городов – безусловно, утопия, которая в случае осуществления в какой-либо стране была бы равносильна прекращению существования данного государства, но сами экопоселения с сельским хозяйством, построенном на принципах симбиоза человека и природы, станут важными элементами новой реальности.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -


Архитектура будущего всегда была камнем преткновения между архитекторами и заказчиками в силу разных причин - от неготовности последних к чему-то новому до нехватки необходимых средств на строительство. В нашем обзоре представлены 15 невероятных проектов футуристической архитектуры, которые пока так и остались на бумаге.

1. Отель "Рай на воде" в Шанхае, Китай


"Рай на воде


"Рай на воде


"Рай на воде": художественный разрез здания


Среди особенностей проекта шанхайского отеля стоит выделить место его расположения (будущий отель должен был расположиться в живописном карьере, наполненном водой), озелененную крышу, источники геотермальной энергии и подводные помещения, включающие в себя непосредственно номера для проживания, а также всевозможные рестораны и кафе. Первоначально планировалось, что это здание будет построено к маю 2009 года, однако на сегодняшний день его строительство все еще не начато.

2. " в Нью-Йорке, США


Комплекс городской фермы "Стрекоза


Комплекс городской фермы "Стрекоза


"Стрекоза": художественный разрез здания


Проект огромной фермы на острове Рузвельта в Нью-Йорке разработал известный дизайнер Винсент Каллибо. Ферма должна была удовлетворить потребность в пище многомиллионного населения. Главной концепцией 132-этажной башни, напоминающей крылья гигантской стрекозы, стало эффективное использование солнечной и ветровой энергии. Здесь должны были выращивать зерновые культуры, фрукты и овощи, а также производить молочную и мясную продукцию.

3.


Глобальный проект устойчивой цивилизации "Венера"


Глобальный проект устойчивой цивилизации "Венера"


По причине глобального потепления, перенаселения и других проблем грядущего века, некоторые архитекторы считают необходимым процесс создания новой модели цивилизации, которая будет служить во благо людям и приносить им максимальную пользу. Проект "Венера" - одна из таковых моделей. Круглые поселения со встроенными фермами и развитыми сетями общественного транспорта и различные города в открытом море, способные вмещать миллионы человек, являются лишь частью этой трудноосуществимой задачи.

4. Вращающиеся под влиянием ветра башни в Дубае, ОАЭ




Итальянский архитектор Дэвид Фишер разработал концепцию башен таким образом, что каждый из 80 этажей может вращаться в любом направлении с помощью специальных голосовых команд. Автор проекта хотел создать универсальный тип комнаты, в которой каждый сможет насладиться как восходом солнца, так и закатом. Трехчасовой цикл вращения происходит благодаря энергии солнечных батарей и 79 ветровых турбин, расположенных под каждым этажом. Отметим, что на строительство этого шикарного комплекса требуется около 540 млн долларов, и именно нехватка средств стала основной причиной замораживания строительства.

5. Небоскребы Sky-Terra в Сан-Франциско, США: городская рекреация в небе



В следствие перенаселенности крупных мегаполисов, создание зеленых городских участков стало как никогда актуальным. Sky-Terra - это проект сети небоскребов, возвышающихся над городом Сан-Франциско. Комплекс предполагает размещение городских парков, амфитеатров, полей и общественных бассейнов прямо в небе. Внутренним вертикальным ядром, связывающим наземный уровень каждой структуры с последними этажами, являются скоростные и панорамные лифты.

6. Павильон "Мой сон, моя мечта" в Сингапуре


Павильон "Мой сон, моя мечта


"Мой сон, моя мечта


Дизайнерское бюро Design Act спроектировало свой павильон "Мой сон, моя мечта" к международной выставке World Expo 2010, проходящей в Сингапуре. Объект состоит из нескольких тысяч маленьких кубиков, которые выглядят, как пиксели на изображении. Внешне павильон напоминает огромное "цифровое облако", нависшее над зелеными лугами. Интересно, что согласно задумке авторов, каждый посетитель сможет оставить записку с текстом своей заветной мечты в стенах павильона. А сбудутся ли эти мечты, или нет, можно будет узнать лишь тогда, когда проект павильона будет наконец реализован.

7. Комплекс "Ничья земля"


Комплекс "Ничья земля"


Экологический проект "Ничья земля" нью-йоркского архитектора Фу Хоанга, расположенный вблизи Мертвого моря, изначально задумывался как ответ на вопрос "сможет ли архитектура способствовать миру на Ближнем Востоке?" Комплекс должен решить множество проблем, среди которых отсутствие качественного контроля воды и возобновляемых источников энергии, а также мест для отдыха в этом регионе. Проект включает в себя сеть островов искусственного архипелага. Специальная технология помогает комплексу извлекать молекулы воды из воздуха и опреснять их, превращая в чистую питьевую воду.

8. Антиутопическая ферма в Нью-Йорке, США



Похожее на гигантский муравейник, здание фермы от Эрика Вернье, включает в себя хозяйственные помещения, офисы и жилищно-торговые площади. Главная идея проекта заключается в отказе от романтизации процесса пищевого производства и стремлении выразить с помощью необычных форм всю его сущность - генную инженерию, ГМО и различные питательные добавки. К сожалению, именно такая пища сегодня пользуется популярностью у большинства жителей Манхэттена.

9. Башня в Тайчжуне, Китай



Главной фишкой 300-метровой башни можно считать "плавающие смотровые площадки", сделанные из легких материалов, которые используются в аэрокосмической промышленности. Площадки могут передвигаться вверх и вниз и вмещать одновременно до 80 человек. Далеко не каждый турист захочет увидеть панораму китайского городка с такой смотровой площадки!

10. "Облако" в Дубае, ОАЭ




"Облако" - проект скульптурной группы, которая должна была расположиться в главном городе ОАЭ. По задумке автора Надима Карама, "облако" должно парить на уровне 300 метров над землей благодаря прозрачным столбам-опорам, похожим на дождь. К сожалению, на сегодняшний день эта оригинальная идея так и не реализована.

11. Плавающая пирамида в Токио, Япония



Проект пирамиды в Токио являет собой пример архитектуры аркологии - жилой мегаструктуры, способной в случае глобальной катастрофы вместить в себя все население города.
Эта плавающая мега-пирамида высотой с 50-этажный дом предназначена для 750 тысяч человек. Внутри здания есть все условия для жизни - собственные дома, гостиница, развлекательные центры и даже транспортные сети. Размеры этого "города в городе" настолько велики, что вам потребуется несколько дней на то, чтобы просто обойти его.

12. Жилой комплекс на воде в Новом Орлеане, США




Жилой комплекс в американском штате Луизиана - еще один проект плавающей аркологии. Предназначенное для прибрежной территории реки Миссисипи здание необычной формы способно принять 40 тысяч человек. Интересно, что в переводе на английский, полное название объекта звучит как "The New Orleans Arcology Habitat". Сокращением служит аббревиатура NOAH, что переводится на русский язык как "Ной". Очень жалко, что современный ковчег так и не был построен.

13. Плавающий аэро-отель

"Водоскреб"


"Водоскреб": художественный разрез здания


Согласно проекту, башня должна стать такой же высокой, как знаменитый Эмпайр Стейт Билдинг, но с одним "небольшим" отличием - все этажи, за исключением двух последних, будут находиться...под водой. Уникальное здание будет генерировать свою собственную энергию с помощью волн, солнца и ветра. Помимо жилых апартаментов и гостиничных номеров в "водоскребе" было предусмотрено место для фермы. Башня должна держаться на плаву с помощью специальных тросов, напоминающих щупальца краба. Тем, кто захочет посетить "первый" этаж этого комплекса, предстоит долгий путь ко дну океана.

15. " в Шанхае, Китай


Гостиничный комплекс "Народное здание


Гостиничный комплекс "Народное здание


Проект комплекса, состоящего из отеля на 1000 номеров, конференц-зала и спортивного центра, является одним из многочисленных примеров современной архитектуры, ставшей крайне популярной в развитых азиатских странах. По форме здание гостиничного комплекса напоминает перешагивающего китайскую реку Хуанлу человека, а две башни, плавно перетекающие друг в друга - две его ноги. Одна из них вырастает из-под воды, а другая и вовсе берет начало под землей.

Порой некоторые проекты, кажущиеся нереальными, все-таки реализуются, чему послужат примером и . А ответить на вопрос "будет ли реализован очередной футуристический шедевр ?" мы сможем лишь по прошествии времени.

Каким должен быть город будущего? В первую очередь он должен разрешать проблемы перенаселенности, загрязнения и застройки путем создания плотных вертикальных строений, которые связаны между собой на всех уровнях. Жители смогут свободно перемещаться из одного места в другое пешком. Перед вами двенадцать концептуальных городов, некоторые из которых уже строятся. В их основе лежит свободное перемещение, которое иногда заходит так далеко, что автомобили становятся вовсе не нужны.

(Всего 12 фото)

Город без машин

1. Китай создает город без автомобилей с нуля, выстраивая городской центр вокруг жилого ядра, в котором умещается 80 000 человек. Great City (Большой город) должен появиться в сельской местности за пределами Чэнду. Он будет полностью пешеходным и зеленым. От центра до внешнего кольца парков на ногах можно добраться меньше чем за десять минут. Другие ближайшие городские центры будут доступны через общественный транспорт. Город будет использовать на 48% меньше энергии и на 58% меньше воды, чем другие традиционные города такого же размера, и будет производить на 89% меньше отходов.

Город без выбросов углерода

2. Самый экологичный в мире метрополис - без машин и небоскребов - сейчас строится в пустыне за пределами Абу-Даби. Масдар, первый в мире город с нулевым выбросом углеродов и отходов, будет работать на системе общественного скоростного транспорта вместо личных автомобилей и зависеть от энергии солнца, ветра и геотермальной энергии. Гигантские «шапки подсолнухов» обеспечат подвижную тень в течение дня, будут хранить тепло и выделять его в ночное время.

Город-лужайка

3. MAD Architects видит в городе Шан-Суи город будущего. В основе концепции лежит поклонение горам и воде в Китае, поэтому концепт состоит из масштабных многофункциональных зданий с большим количеством общественных мест, где люди могут собираться, общаться и наслаждаться природой. Плотное заселение приводит к тому, что все необходимые ресурсы легкодоступны в пределах легкой прогулки или передвижения на общественном транспорте. Архитекторы утверждают, что высокая плотность жизни куда более устойчива как идея при строительстве города, чем нынешняя тенденция «коробок, захвативших мир». В основе этой концепции также лежит легкий доступ к природе, так же как к школам, местам здравоохранения и работы.

Зеленый город в пустыне

4. Baharash Architecture предлагает включить в Дубае «лучшие практики в экологическом строительстве», сосредоточившись на общественных связях и социальном взаимодействии на фоне зеленых насаждений. Строение состоит из 550 вилл, органических ферм, учебных заведений и 200 000 квадратных метров солнечных панелей. Город будет самостоятельно вырабатывать 50% необходимой энергии и компенсировать ею выбросы углерода за счет общественного транспорта.

Зеленый Гетеборг будущего

5. Шведский Гетеборг может быть еще зеленее, как считает Kjellgren Kaminsky Architecture. Сверхплотная застройка сделает Гетеборг самодостаточным по части энергии и еды. На крышах разместятся ветряные мельницы для выращивания еды и солнечные батареи для выработки электричества. Плотная застройка снижает дорожный трафик, и река становится более значимым средством для транспортировки.

Вертикальный город

6. «Мельбурн не разрастается, а растет вверх и вниз», - говорят в John Wardle Architects о своем концепте Multiplicity, в котором австралийский город представлен через сотню лет. «Новые воздушные и подземные пути открывают городу совершенно новые перспективы. Самолеты и городская топография позволяют в будущем собирать продукты питания, дождевую воду и энергию из новых источников».

Город пешеходов

7. Весь город Сан-Хуан в Пуэрто-Рико подвергается трансформации на 1,5 миллиарда долларов и превращается в «город для прогулок» с новой системой общественного транспорта. Это крупнейшее и очень спорное изменение. В черте города запрещены автомобили. Сан-Хуан страдает от сокращения населения последние 60 лет, и власти хотят привлечь новых людей, очаровав их пешеходной зоной в самом центре города, где пешеходам не придется переживать об автомобилях или вдыхать выхлопные газы. Прекрасные пляжи города сейчас недоступны из-за портов и чрезмерной зависимости от автомобилей.

Город с центром комфорта

8. Победивший проект в рамках конкурса ReThink Athens (Переосмысление Афин) от OKRA превращает сердце города в яркий, зеленый и доступный пешеходам, а не автомобилям центр. Зеленые зоны обеспечивают тень и укрытие, смягчают жару, поощряя более активный отдых. Новые зеленые проспекты также обеспечивают проходимость ко всем прилегающим районам.

Плавучий город

9. Гаити представляет собой островное государство, разоренное бедностью и стихийными бедствиями, вроде землетрясений, которые сравняли большую часть Порт-о-Пренса с землей и оставили миллионы людей без жилья. Архитектор Э. Кевин Шопфер представил новый плавучий город на 30 000 жителей в непосредственной близости от берега с жилой площадью, поддерживающей сельское хозяйство и легкую промышленность. 3-километровый в диаметре комплекс состоит из четырех кварталов в виде плавающих модулей, соединенных между собой линейной системой каналов. Способный выдерживать ураганы и тайфуны, город может быть при необходимости расширен.

Трехмерный город

10. Что, если бы наши города были такими, словно наши архитекторы работали с трехмерной сеткой? Идея принадлежит конкурсу eVolo 2011 Skyscraper Competition и называется NeoTax. Строения, которые растут вверх и далее. Организованные в горизонтальную и вертикальную сетки улиц, здания основаны на модульной системе, где каждый модуль можно рассматривать как отдельное здание, соединенное с другим на уровне земли. Грубо говоря, все мы будем соседями и не будем корчевать зеленые насаждения ради строительства.

Город из «камешков»

11. Бельгийский архитектор Винсент Каллебо известен своим дизайном, который черпает вдохновение из природных форм, вроде плавающих городов в форме лотоса. В этот раз он представил вертикальный город Шэнчьжень в Китае, сделанный в виде кэрнов, или каменных пирамид. «Задача в создании благоприятной городской среды с нулевым уровнем выбросов углерода и позитивной энергетикой», - говорит архитектор. В этом проекте город должен жить по законам джунглей, быть высокоплотным и обладать садами и огородами, устроенными прямо в жилых башнях. Каждая башня содержит 20 остекленных «камешков», покрытых солнечными батареями и ветряными турбинами.

Город, свободный от страха

12. Каково это - жить в городе, свободном от страха? Этот концепт создан для Now+When, австралийской выставки урбанизма в 2010 году, и фокусируется на вещах, которые делают люди, свободные от страха, а не притесняемые им в современных городах. Для этого в городе должны строиться такие решеточные улицы и помещения, которые подчеркивали бы взаимосвязь и движение. Видимые связи, соединяющие различные здания и окрестности на всех уровнях города, позволили бы горожанам чувствовать себя более открыто.

Представьте себе час пик в большом городе. Люди спешат домой после тяжелого трудового дня. Мимо проносятся беспилотные автомобили; по специально оборудованным безопасным дорожкам, обособленно от моторизованного движения и потока непредсказуемых пешеходов и велосипедистов.

По мере наступления вечера установленные в помещениях датчики регулируют температуру окружающего воздуха и включают освещение; люди управляют телевизорами, радио, и даже подачей воды в ванной жестами, не вставая со своих кресел.

Тем временем датчики, установленные на улице, отслеживают состав воздуха и готовы моментально оповещать жителей при достижении в атмосфере опасного уровня отравляющих веществ. Уборка городского мусора планируется компьютером, который автоматически получает данные о наполнении мусорных баков. Системы планирования уличного движения постоянно отслеживают и корректируют потоки трафика, благодаря чему пробки и аварии остаются в прошлом. Все функции городских систем управления незаметно для горожан оптимизируются, делая жизнь проще и эффективнее.

Сегодня , архитекторы и технологи всё чаще вынуждены включать воображение, чтобы ответить на один из наиболее значительных вопросов современности: как максимально эффективно и экологически рационально решить проблему постоянно растущего городского населения?

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году около 70% населения Земли, или 6,4 млрд. человек, будет проживать в городской местности. Многие из них будут жить в крупных городах, которым исполнится к тому моменту несколько десятилетий или даже столетий, и которые изначально строились с расчетом на значительно меньшее число жителей, притом предъявлявших совсем иные требования к местам своего обитания. По мере зарождения и развития этих мегаполисов возникает риск, что они превратятся в огромную, неэффективную воронку, поглощающую драгоценные ресурсы – землю, воду, энергию. При этом управлять такими структурами в материально-техническом отношении будет очень сложно.

На помощь для решения этих задач приходит целый ряд дисциплин и цифровых инструментов, позволяющих ученым и градостроителям, к примеру, представлять и изучать возможные варианты создаваемого будущего, а также влияние этого будущего на тех, кто будет жить в городах и на обитателей планеты в целом. Наука градостроения обещает в корне изменить наши представления о городах и о том, какой будет наша жизнь в условиях этих городов.

Ингеборг Рокер – одна из тех, кто возглавляет эту работу. Являясь руководителем проекта GEOVIA 3DEXPERIENCity в компании Dassault Systèmes , который ориентирован на разработку комплексных виртуальных моделей городов, и одновременно доцентом кафедры архитектуры в Гарвардском университете. Ингеборг считает, что для создания города будущего нам необходимо воспользоваться иным, новым подходом к проектированию наших городов.

Традиционное планирование подразумевает, что эффективность достигается за счет стандартизации всех элементов. Действительно, если сделать все дороги, элементы освещения, перекрёстки и здания одинаковыми, то можно добиться существенной экономии затрат и заметно ускорить процессы строительства, развития и модернизации городов. Однако Ингеборг Рокер считает, что подобно тому, как с медицинской точки зрения уникальность каждого пациента диктует необходимость в индивидуальном выборе лечения, мы не можем применять один и тот же подход к проектированию различных городов. По её мнению, города следует рассматривать и планировать как живые организмы, где каждый элемент и каждый житель является частью единого целого. Изменения – какими бы незначительными они ни были – нельзя предпринимать, не изучив предварительно влияние этих изменений на весь организм города и на его окружающую среду.

Изучение характера взаимодействия между людьми и системами выявило определенные модели взаимодействия, которые никак нельзя назвать стандартными, – говорит Ингеборг Рокер.– Если проанализировать модели поведения и взаимодействие между людьми и системами, например, транспортными системами или системами ликвидации и переработки отходов, то можно создавать города, которые будут одновременно динамичными, высокоэффективными и экологически сбалансированными, но при этом совсем другими.

Подобный подход является новаторским в архитектуре и способен привести к переосмыслению этой дисциплины, которая будет ориентироваться не только на характеристики, получаемых на выходе зданий, но и на эффект, который создаваемые здания будут оказывать на ресурсы планеты. Новые технологии, подобные тем, которые разрабатываются в рамках проекта 3DEXPERIENCity, позволяют планировщикам городов и градостроителям цифровыми методами изучать и испытывать новые идеи, и при этом постоянно учитывать влияние процессов урбанизации – не только в масштабах конкретного города, но и в масштабах целой планеты, в контексте её ресурсов.

Городской стиль жизни оказывает влияние даже на самые отдалённые регионы нашей планеты. Чтобы сохранить экологическую сбалансированность, нам следует найти способы ограничивать влияние роста урбанизации на нашу геосферу, – говорит Ингеборг Рокер.

Горожане

Безусловно, вопросы архитектуры, инфраструктуры и городского планирования играют важную роль в будущем городов. Но главным элементом любого города являются его жители. Если мы преследуем цель обеспечить городам экологически сбалансированное будущее, то необходимо намного более тесно работать с жителями этих городов.

Хотя на рынке уже представлены технологии умного, дома, в частности, система управления домом Google Nest, мы только лишь приближаемся к тем революционным переменам, которые позволят жителям самостоятельно создавать и контролировать своё непосредственное окружение.

Архитектура начинает постепенно оказывать влияние на образ мыслей людей. Вскоре мы сможем управлять средой и окружающим нас пространством, что позволит нам оптимизировать использование энергии и даже управлять конфигурацией этажей зданий. Уже не за горами будущее, в котором квартиры оснащены роботизированными стенами, которые могут менять своё положение и создавать пространства в соответствии с нашими потребностями. Возможно, появится даже роботизированная мебель, которая будет появляться или удаляться по вашему запросу. Всё это даст возможность создавать небольшие пространства, которые будут выполнять сразу несколько функций, что позволит людям сократить своё жилое пространство, при этом не жертвуя комфортом и не поступаясь привычными удобствами.

По мере того, как люди будут сталкиваться с нехваткой свободных площадей, будут появляться персонализированные города с чрезвычайно высокой плотностью застройки, при планировании которых будут учитываться многофункциональные пространства, которые можно будет использовать 24 часа в сутки.

Компактный город

В последние годы всё большее внимание уделяется идее компактного города – планированию более уплотнённых и концентрированных пространств для достижения более сбалансированных городских форм. Идея заключается в том, что в зоне доступности для жителей города должно быть больше различных активностей и публичных сервисов, в том числе это касается образовательных ресурсов и общественного транспорта. Среди преимуществ подобного подхода – улучшение качества городского воздуха за счет уменьшения количества автомобилей на улицах города, а также снижение энергопотребления за счет того, что здания располагаются плотнее друг к другу.