Психология и психиатрия. Психотерапевт и психолог - в чем разница? Какая разница между психологом, психотерапевтом, психиатром и психоаналитиком? В чем заключаются функции психолога

Отзывы о них самые положительные, однако есть и противники этого метода. Неудивительно, ведь он не укладывается в рамки традиционной психологии. Автором метода является Берт Хеллингер. Книги его, изданные в конце прошлого и начале этого века, завоевывают все большую аудиторию. Предлагаем вам познакомиться с методом Хеллингера, а также с ним самим.

Биография этого человека достаточно интересна. Берт Антуан Хеллингер - известный немецкий философ, богослов, психотерапевт, духовный учитель. Фигура его порой вызывает споры, однако это лишь подогревает интерес к этому человеку. Цитаты Берта Хеллингера часто встречаются в научных трудах и популярных статьях.

Происхождение и детство

Хеллингер появился на свет 16 декабря 1925 г. в городе Лаймене (Германия). Отцом его был Альберт Хеллингер, немецкий инженер и католик. Берт был средним из трех его сыновей.

В 1936 году мальчик окончил начальную школу и в возрасте 9 лет покинул родительский дом. Он отправился в г. Лоор-на-Майне, где находился интернат миссионерской конгрегации, в котором Берт намеревался продолжить свое обучение. В будущем он хотел стать миссионером и священником.

Интернат в 1941 году был закрыт, поэтому парень вернулся к родителям. Он продолжил свое обучение в гимназии. Берт Хеллингер в это время присоединился к молодежному католическому движению, запрещенному Вермахтом. Его безуспешно пыталась завербовать местная организация гитлерюгенд. В итоге Берт Хеллингер стал рассматриваться как потенциальный враг народа. Администрация гимназии даже хотела отказать ему в получении аттестата после окончания курса гимназических наук.

Плен и побег

В 1942 г. Хеллингер отправился во Францию, в строительные батальоны Вермахта, куда его призвали на службу. А в 1945-м американские войска взяли его в плен. Так Берт Хеллингер оказался в лагере для военнопленных, находившемся в Бельгии. Спустя год он бежал из плена, укрывшись в товарном вагоне. После побега Хеллингер возвратился в Германию. Здесь он узнал о смерти своего брата Роберта, который погиб на фронте в России.

Монашество, обучение в университете и поездка в Южную Африку

Хеллингер, оказавшись в Германии, вступил в религиозный католический орден Марианхилл. Он стал монахом и взял имя Сюйтберт, сокращенно - Берт. В 1971 году Хеллингер вышел из ордена, однако сохранил это имя.

Берт изучал теологию и философию в университете Вюрцбурга. Окончив его, он принял послушничество, после чего полгода служил в должности капеллана. Затем отправился в Южную Африку, в приход Марианнхилл, где должен был осуществлять миссионерскую деятельность среди зулусов. Здесь Хеллингер продолжил обучение. Он окончил Южноафриканский университет и Университет Петермарицбурга, где проходил курс педагогики и английского языка.

Жизнь Берта в Африке

Берт прожил в Африке 16 лет. Он преподавал в школах, был приходским священником и руководителем комплекса, включающего 150 региональных миссионерских школ. Берт изучал зулусский, активно общался с местным населением, участвовал в его ритуалах. Со временем он начал понимать взгляд на мир этих людей и заслужил уважение и известность.

Берт Хеллингер, работая руководителем школ, сталкивался с конфликтами и взаимным неприятием, которые возникали между представителями различных вероисповеданий и рас. Пытаясь разрешить эти конфликты, он сотрудничал с членами психодинамической группы, которую англиканская церковь с этой целью направила в Марианнхилл. Так Берт узнал о методах Он был впечатлен тем, как они могли примирять противоположности путем взаимного уважения.

Возвращение в Германию, выход из ордена, женитьба

В 1968 г. Берт возвратился в Германию. Он решил получить образование в сфере психотерапии. В ордене мужчина стал считаться еретиком, однако несколько лет работал в нем, параллельно получая образование и ведя собственную практику с психодинамическими группами. Но в 1971 году Хеллингер вышел из ордена. Он решил, что больше не хочет быть священником. В это время Берт познакомился с Гертой, своей будущей женой. В браке с ней у него не было детей. Вместе с Гертой он продолжил вести психотерапевтические консультации и группы.

Книга, повлиявшая на судьбу Хеллингера

Хеллингер не прекращал впитывать новые знания. В начале 1970-х гг. он изучал классический психоанализ в Венском сообществе глубинной психологии у И. Шакеда и Р. Шиндлера, а также обучался в Мюнхенском психоаналитическом институте. Работа "Первичный крик" Артура Янова, которую Хеллингер прочитал в 1972 году, когда книга только что вышла, произвела на него очень сильное впечатление. Берт даже прервал свое психоаналитическое образование. Он на год выехал из Германии. В течение этого времени Берт Хеллингер обучался у Янова в США и проходил личную терапию.

Вернувшись назад, Берт использовал идеи Артура Янова в дипломной работе по психоанализу. Научное сообщество не приняло эти идеи, и Хеллингер не был аттестован как психоаналитик.

Знакомство с новыми методами

После этого он изучал и практиковал методы терапии, использовавшиеся в то время: трансактный анализ, недирективную гипнотерапию, провокативную терапию, гештальт-терапию и др. У Гундля Кучеры Берт изучал НЛП. Именно этому методу, кстати, посвящена его первая книга, которая осталась неопубликованной. Берт изучал у Рут МакЛендон и Лесли Кадиса. Их группы впервые познакомили его с работой, которая стала прообразом созданного им впоследствии метода семейной расстановки.

Семейная расстановка

Через некоторое время она стала основным методом, который использовал Берт. Он развил его, соединив в нем два положения:

  • при котором клиент и тема, заявленная им, рассматривались во взаимосвязи его с членами системы (семьи);
  • предполагающий следование тому, что возникает во время работы, без использования предварительных концепций, а также без дальнейших интерпретаций.

Порядки Любви

Исследования, которые провел Хеллингер, убедительно доказывали, что личность следует рассматривать не как единицу, а как составляющую некоей системы, которая больше, чем сумма составляющих ее частей. Берт вскоре убедился в том, что члены одной семьи (братья и сестры, отцы и дети, не только ныне живущие, но также и умершие) соединены невидимыми нитями. Данные связи основаны на трех базовых законах. Общее название, которое дал им Берт Хеллингер, - "Порядки Любви".

Закон принадлежности - первый из этих законов. Он гласит, что у любого члена семейной системы есть право на приятие в ней и принадлежность к ней. Следующий, называемый законом иерархии, предполагает, что новая система, то есть молодая семья, имеет безусловный приоритет над старой (родительской). Наконец, закон баланса предполагает необходимость равновесия в отношениях принятия и отдачи.

Нарушение законов

Если семейная система функционирует нормально, то ныне живущие отдают детям ту любовь, которой когда-то их наделили родители. Недостаток любви может стать причиной сбоя в системе, называемого парентификацией. Данный феномен описывает ситуацию, при которой дети оказываются "родителями" для своих отцов и матерей.

Бывает и так, что нарушается закон принадлежности. В результате этого человек всю свою жизнь ощущает себя так, словно он воспроизводит чужие чувства и выполняет чужие запросы. К счастью, семейные расстановки проливают свет на ситуацию в семье и трансформируют отношения внутри нее.

Как проводятся расстановки

Больше всего они напоминают психодраму. Участвующие в ней разыгрывают роли других людей. Однако это только внешнее сходство. Зрители и участники расстановки оказываются в мире настоящих людей, их радостей, трагедий, эмоций и чувств. В этом нет никакой игры. Участники замещают незнакомых им людей. При этом они очень точно передают то, что происходит в жизни данного человека.

Заместителем называется человек, который выбран на замещение кого-либо из участников жизненной истории клиента. Руководит этим человеком то, что Хеллингер назвал замещающим восприятием. В расстановке разыгрываются трагедии и драмы. Об этом свидетельствуют слова, движения, реакции заместителей.

Польза расстановок

Чем же могут быть полезны семейные расстановки? Все люди, как известно, принадлежат своему роду. Они несут в своей жизни что-то такое, что не удалось реализовать или прожить их предкам, членам рода. В расстановках учение о карме выглядит совершенно по-новому. Получается, что человек, рождаясь в той или иной семье, несет в себе ее карму. Он разрешает ситуации, которые не были разрешены его предками, а также испытывает эмоции, которые какой-то представитель его рода не смог выразить.

Поле расстановки через заместителей может поведать о том, что является корнем проблемы этого клиента. Сеансы, проводящиеся по методу Хеллингера, могут помочь человеку понять себя, а также процессы, происходящие с ним и с его партнерами в роду, в семье. Это поможет улучшить отношения с родственниками, преодолеть кризисы, изменить свою жизнь, обрести душевную гармонию и любовь.

Стоит ли рекомендовать расстановки по Хеллингеру? Отзывы о них неоднозначны, ведь этот метод до сих пор не получил научного признания. Однако многие отмечают его пользу. Конечно, чтобы получить желаемый результат, необходимо найти хорошего специалиста. Множество психологов сегодня практикуют метод Берта Хеллингера, поэтому можно без труда отыскать опытного человека, основываясь на отзывах.

Любовь как основа метода

Берт считает себя практиком, который, испытав множество различных методов, в конечном итоге нашел свой собственный. Он говорит, что самым важным элементом данного подхода, отличающим его от классической семейной терапии, является понимание того, что за любым поведением стоит любовь. Она также является скрытой действующей силой всевозможных симптомов. Следовательно, для психотерапевта очень важно найти точку, в которой сосредоточена энергия любви его клиента, поскольку здесь находится и корень его проблемы, и ключ к ее решению.

Популярность расстановок

Основой терапевтической работы Берта являются акты уважения, признания, принятия судьбы, правды, мужества и смирения. Его метод (семейные расстановки) очень быстро стал популярным как в Германии, так и за пределами этой страны. Берт провел работу со множеством групп по всему миру. Он говорит, что не обучает методу, а всех практикующих отпускает для свободного исследования. Вокруг него складывается группа коллег, увлеченных его методом. Они быстро осваивают и развивают новые техники и направления расстановочной работы: организационные расстановки, структурные, те, в которых используются фигурки, и др.

Берт Хеллингер: книги и выступления

Дальнейшая судьба Берта после открытия метода складывается успешно. Хеллингер в 1980-х годах активно работает. Он также входит в общество семейных терапевтов Германии. Однако Берт по-прежнему не пишет книг и не проводит обучение. Гунхард Вебер, его ученик, в начале 1990-х годов получает разрешение Хеллингера на публикацию записей с семинаров, которые он проводил (скрипты комментариев и расстановок). В 1992 году появляется первая книга Берта о семейных расстановках ("Два рода счастья…"). Это издание сразу же становится бестселлером.

Работа Хеллингера с 1994 года становится все более публичной - он выступает перед аудиториями, насчитывающими несколько сотен человек. Берт начинает описывать свой метод расстановок в книгах, а также в CD и видеофильмах. В 1992-2007 гг. было издано более 30 его книг. В основном они являются записями с семинаров, которые проводил по всему миру Берт Хеллингер. "Источнику не нужно спрашивать пути" - одна из самых известных его книг. Как и другие его работы, она популярна во всем мире. Еще одна интересная книга, автором которой является Берт Хеллингер, - "Исцеление". В ней представлено множество медитаций и упражнений, позволяющих познать опыт исцеляющего и освобождающего движения. Как известно, все заболевания имеют психологическую составляющую. Нужно стремиться исцелить не только свое тело, но и душу. Предлагаем вам обратить внимание еще на одну книгу - "Большой конфликт". Хеллингер в ней рассказывает о душевных механизмах, которые приводят к конфликтам и войнам между религиями и народами мира.

В нашей стране в период с 2000 по 2009 год появилось 11 книг Хеллингера, а также 2 варианта перевода издания Гунхарда Вебера (в 2001 году - "Два рода счастья", в 2005 - "Кризисы любви").

Берту Хеллингеру недавно исполнилось 90 лет. В настоящее время он активно путешествует. Хеллингер проводит обучающие курсы и семинары, читает лекции по всей Европе, а также в Южной и Центральной Америке, США, Китае, России и Японии.

Общая психиатрия Тиганов А.С. (под. ред.)

В решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль психологической науки, которая обозначается как медицинская психология (В настоящее время четко определилась тенденция переименования медицинской психологии в клиническую.

Это вызвано необходимостью терминологического единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В западных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологических знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содержании учебных программ подготовки специалистов в области медицины. В отличие от этого сфера научной и практической деятельности психолога в системе здравоохранения обозначается за рубежом как клиническая психология. Данная ситуация переходного периода смены наименований характеризуется употреблением в отечественной литературе и нормативных документах понятий "медицинская" и "клиническая" психология как синонимов). Имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной психиатрии.

В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека, т.е. то, что называется общей психологией, с другой - знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о медицинской психологии и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей, сформировавшейся в рамках клинической психологии. Но в основе подхода к пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система взглядов о природе психического отражения у здорового нормального человека.

Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собственных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии.

В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики - это прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

Современные информационные системы делают доступным для широкого пользователя практически неограниченный спектр психологических методик. Создается иллюзия свободного манипулирования методиками как самодостаточными средствами решения теоретических и практических задач. В связи с этим получаемые результаты и их интерпретация, как правило, становятся в лучшем случае поверхностными, эклектичными, а в худшем - противоречивыми и несопоставимыми. Необходимо подчеркнуть, что медицинская психология есть область профессиональной деятельности психолога, работающего в рамках определенного психологического подхода или, в любом случае понимающего, к какой научной парадигме относится выбираемый им психологический инструментарий и какие задачи при этом могут быть решены.

В связи со сказанным очень важно здесь остановиться на краткой характеристике той психологической школы, в рамках которой сформировалась отечественная медицинская психология. Эта научная традиция представлена в трудах таких психологов, как Л.С. Выгодский, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Б.В.Зейгарник, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, а также их учеников и последователей.

В основе подхода к пониманию психики человека лежит принцип активности субъекта, преломляющийся в таком базисном понятии, как психическая деятельность. При этом центральное место занимают мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели и средства осуществления последней. Не менее важным принципом в понимании сущности психики человека является принцип развития, особенно отчетливо просматривающийся в детском, подростковом и юношеском возрасте. Однако и в более поздние периоды взрослого онтогенеза в процессе активного взаимодействия субъекта с окружающим миром происходит постоянное обогащение индивидуального опыта человека, что в свою очередь приводит к дальнейшему совершенствованию и разнообразию проявлений психической деятельности. Этот процесс характеризуется еще и тем, что на разных этапах онтогенеза содержание психической активности и формирование в психике новых структур определяется ведущей для данного этапа деятельностью (общение, предметно-манипулятивная, игровая, учебная, профессиональная и т.д.). Смена ведущей деятельности и мотивов, ее побуждающих, сопровождается кризисами развития, которые нередко проявляются в негативных поведенческих феноменах. Именно в этих критических точках наиболее высока вероятность "накопления" различного рода девиаций, формирования пограничных расстройств и манифестации эндогенных психических заболеваний.

В нашей стране люди как-то с недоверием относятся к психологической помощи. При накопившихся проблемах принято искать утешение в крепких напитках или «плакаться в жилетку» друга. Однако сложные проблемы ни друг, ни очередной бокал вина решить не в состоянии. Без помощи квалифицированного специалиста никак не обойтись. Но тут встает злободневный вопрос: психотерапевт и психолог - в чем разница между этими специалистами? Попытаемся разобраться в материалах данной публикации.

В чем заключаются функции психолога

К психологу принято обращаться, если существуют проблемы в семейных взаимоотношениях между супругами или с «трудными» подростками. Иногда люди обращаются к этому специалисту в индивидуальном порядке. Разница между и психиатром, конечно же, существует. Первый из названных не имеет медицинского образования, поэтому в его компетенцию не входит диагностирование заболевания. Такой специалист не имеет права выписать человеку, пришедшему к нему на прием, медикаментозного лечения. Со слов обратившегося лица психолог составляет общую картину ситуации, оценивает ее и дает рекомендации. В его компетенции находится изучение характера человека, при этом специалист часто использует стандартные вопросы и тесты.

Разберем понятия "психотерапевт" и "психолог". В чем разница между ними? Большая работа выпадает на долю психологов, работающих в детских общеобразовательных учреждениях. По поведению ребенка и выявлению некоторых навыков им предстоит определить уровень развития малыша, а затем дать соответствующие рекомендации родителям и педагогам. Можно сказать, что психолог в детских общеобразовательных учреждениях - это тот же самый педагог. Он оценивает ребенка, выявляет те или иные проблемы, а затем работает с ними. Специалист, практикующий со взрослым населением, использует аналогичные методы работы.

Образование психолога

Разница между психологом и психотерапевтом кроется в базовом образовании. В нашей стране психологи проходят 5-летнее обучение в вузах на одноименном факультете. Поэтому основная работа этого специалиста основана на взаимодействии со здоровыми людьми, имеющими какие-либо жизненные и психологические затруднения. К психологу может обратиться молодой человек, который еще не определился со своими приоритетами в жизни, находящийся в поиске самого себя.

Очень хорошо такие специалисты помогают спортсменам настраиваться на самые важные и ответственные старты в жизни. Ну, и как мы уже говорили, они просто незаменимы при оказании помощи в преодолении супружеских кризисов, послеродовой депрессии, а также во взаимодействии с детьми переходного возраста. Если человек желает изменить свою жизнь, но не знает, как это сделать и с чего начать новую главу, он также может записаться на прием к психологу.

Работа со здоровыми людьми

Ну вот мы вкратце и разобрались, какая разница между психологом и психотерапевтом. Первый специалист работает исключительно со здоровыми людьми, попавшими в определенные жизненные затруднения. Он помогает людям найти выход из сложившейся ситуации. Не все обращают внимание на важность профессиональной помощи, пытаясь преодолеть трудности в одиночку. А зря. Своевременная квалифицированная работа специалиста поможет избежать осложнений, и не приведет к серьезным запущенным клиническим случаям.

Психотерапевт

Если человек потерял сон и аппетит, в его голове поселились мысли о суициде, кто поможет в таком случае: психолог, психотерапевт, психоаналитик? Разница между этими профессионалами очевидна не всем. При отсутствии интереса к жизни помощь психолога будет мало полезной. Здесь налицо тяжелая форма депрессии, от которой человек не сможет избавиться посредством обычных советов. В данном случае нужно полное обследование психотерапевта, который в соответствии с результатами диагностики назначит лечение и подберет антидепрессант.

О важности лечения

Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением. Любой сильный антидепрессант у нас в стране продается только по рецепту врача-психотерапевта. Ввиду того, что эти лекарства, как правило, обладают длинным перечнем побочных эффектов, их прием необходимо вести только под контролем врача. При индивидуальной непереносимости или слабом воздействии выписанного средства врач-психотерапевт вносит коррективы в лечение. Этот специалист обязательно имеет базовое медицинское образование, а также сертификат или лицензию врача-психотерапевта. Иными словами, кроме базового медицинского образования, он должен прослушать дополнительный специализированный курс.

В каких случаях следует обращаться к психотерапевту?

Теперь мы знаем, кто такие психотерапевт и психолог. В чем разница между ними, тоже разобрались. Сейчас настало время поговорить о стеснении людей признавать возникшие психические проблемы. Многие люди, находящиеся в депрессии, считают постыдным обращаться к профессионалам за помощью. И не дай Бог, если кто-то из родственников намекнет на лечение, обиды будут просто нескончаемыми. В западном мире лечение депрессивного расстройства не является чем-то постыдным. Люди часто обращаются за помощью к психотерапевтам, лечат заболевание и поправляются.

У нас же в большинстве случаев альтернативой квалифицированному психотерапевту является бутылка. Может быть, поэтому процент пьющего населения у нас в стране намного выше, чем в той же Америке. Некоторые люди полагают, что хорошее лечение невозможно без финансовых вложений, и сетуют на отсутствие денег. Однако если сложить деньги, потраченные на выпивку, можно пройти не один курс лечения в платной клинике. Поэтому не нужно пугаться таких слов, как психолог, психотерапевт, психиатр. Разница потенциального обращения к тому или иному профессионалу наблюдается лишь в общем психоэмоциональном состоянии и в симптомах.

Характерные симптомы депрессии

  • Непрекращающиеся панические атаки.
  • Наличие апатии и утрата интереса к любимым увлечениям.
  • Неконтролируемые приступы плача или смеха.
  • Полностью потерян аппетит или появилась тяга к перееданию.
  • Ощущение повышенной немотивированной тревожности.
  • Часто повторяющиеся вспышки гнева.
  • Над человеком довлеют или он машинально производит ритуальные действия.
  • Появляются новые фобии.
  • Физические свойства.
  • Человека бесконечно мучает бессонница.
  • Продолжающееся состояние острого горя и отсутствие интереса к жизни.

Задача психотерапевта

В сегодняшней статье мы знакомимся с такими специалистами, как психотерапевт и психолог. В чем разница между ними? Психолог не может взять на себя функции психотерапевта, однако ротация в обратном порядке возможна. Так, при необходимости врач-психотерапевт может дополнить назначенное пациенту лечение с и методами. В конечном итоге пациент должен вновь обрести радость к жизни и вернуться в прежнее русло, чувствуя себя освобожденным от гнетущих мыслей. Также врач помогает пациенту быстрее адаптироваться к новым условиям.

Психиатр: функции

Мы говорили об отличиях, которые заключают в себе понятия "психолог" и "психотерапевт". В чем разница этих специалистов с врачом-психиатром? Узнаем об этом прямо сейчас. Как вы уже поняли, психиатр - это доктор. Однако чтобы стать им, недостаточно базового медицинского образования. Будучи студентом, этот специалист обучается на факультете психиатрии. И действительно, этот врач должен знать все об органических и биохимических свойствах психики, о зачатках и развитии различных психических расстройств, а также подбирать медикаментозное лечение в особо тяжелых случаях.

Под тяжелыми случаями следует понимать такие расстройства психики, как шизофрения, психозы, эпилепсия, слабоумие и другие серьезные душевные расстройства. Также к тяжелым формам расстройств можно отнести состояние бреда, видения несуществующих объектов, общение с голосами, которых никто не слышит, неспособность справиться с тяжелой депрессией с помощью антидепрессантов. Отсюда можно сделать вывод, что врач-психиатр занимается только тяжелыми случаями, лечение которых проводится в клинических условиях.

Психоаналитик

Теперь наши читатели хорошо подкованы в вопросе, кто такие В чем разница между этими специалистами и психоаналитиком? Если вы часто смотрите иностранные триллеры или драмы, то абсолютно точно запомнили, как называется профессионал, к которому модно ходить обычным людям, испытывающим те или иные жизненные затруднения. В западном варианте такой специалист обязательно имеет медицинское образование и владеет приемами психоанализа. В нашей стране дела обстоят несколько иначе, и психоанализ изучают не только в медицинских вузах. Этот метод может быть подвластен и выпускникам психологических факультетов.

Длительное образование и постоянное развитие

Однако, для того чтобы стать психоаналитиком у нас в стране, недостаточно иметь базового гуманитарного образования. По выбранному методу психоанализа обязательно дополнительное образование. Выпускник вуза может выбрать для себя возможность обучаться и по европейским программам. Но и это еще не все. Такой специалист должен постоянно развиваться, выбрать супервизора-наставника из числа действующих психоаналитиков. И уже через несколько лет, пройдя весь этот тернистый путь, обычный психолог может стать психоаналитиком.

Таковым может стать и врач-психотерапевт. Только для этого ему нужно будет также получить дополнительное образование и в течение длительного времени активно взаимодействовать с практикующим психоаналитиком-супервизором. Если резюмировать вышесказанное, данный специалист должен в совершенстве владеть выбранным методом психологического анализа.

Заключение

В этой статье вы познакомились с такими профессиями, как психолог, психиатр, психотерапевт, психоаналитик. Разница между ними существенна. Если в вашей жизни или в жизни членов вашей семьи возникнут те или иные затруднения, теперь вы знаете, к кому из них необходимо обращаться.

Подавляющему большинству людей тяжело разобраться в том, какие различия имеют психология и психиатрия, и что роднит между собой эти понятия. В том, что они как-то связаны, сомневаться не приходится, ведь у обоих слов общий корень – «псих». И именно этот момент часто становится отпугивающим фактором, когда человеку, испытывающему определенные трудности эмоционального характера, предлагается обратиться к специалисту.

Он, имея ложные ассоциации, утверждает, что душевнобольным не является, и к психологу идти отказывается наотрез. А, между тем, проблемы накапливаются, человек барахтается в них, безуспешно пытаясь выбраться, и в итоге, действительно, может «заработать» патологии. Так чем отличается психология от психиатрии, и что общего с ней имеет? Рассмотрим отдельно каждое из понятий.

Чем отличается психология от психиатрии

Кто такой психолог?

Начнем с термина. В переводе с латинского слово «психология» означает «учение о душе». Она является самостоятельной наукой, а не отраслью какой-либо из них. Психологом называется человек, имеющий соответствующее высшее образование, которое на сегодняшний день предлагают очень многие ВУЗы. При этом существуют различные специализации. Так, например, психологи могут быть общими, клиническими, школьными, судебными и т.д.

Важно понимать, что к медицине данная профессия отношение имеет разве что косвенное. Психолог – это не врач, а тот, с кем он работает, - не пациент. Цель данного специалиста – помочь своему клиенту решить эмоциональные проблемы, познать себя и окружающий мир, научить управлять чувствами и состояниями, контролировать поведение, устанавливать здоровые отношения с близкими, коллегами и т.д. Лекарственных средств при этом никаких назначаться не может, ведь психолог не является медиком. Основные методы его работы – это беседы, тренинги, тесты, специализированные игры и т.д.

Как правило, психолог имеет дело со здоровыми людьми, хотя бывают и исключения. Он не имеет права оказывать помощь людям без их согласия. И в этом, пожалуй, его основное отличие от психиатра.

Кто такой психиатр?

И снова обратимся к термину. Психиатрия это в переводе с того же латинского – «лечение души». Она, в отличие от психологии, не является самостоятельной научной дисциплиной, а считается одной из медицинских отраслей. Таким образом, психиатр – это доктор, имеющий соответствующее образование и лечащий самые разнообразные психические недуги, как то: амнезия, шизофрения, невроз, депрессия, паранойя, сексуальные извращения и т.д.

Список патологий огромен. Люди, с которыми работает данный специалист, называются пациентами, и их желание в данном случае решающей роли не играет, ведь, как правило, здоровый человек способен признать, что у него имеются определенные проблемы, а вот больной – нет.

В отличие от психолога, психиатр не имеет длительных личных контактов с лицами, которым он оказывает помощь. Общение обычно ограничивается одной или несколькими беседами, необходимыми для постановки диагноза. А далее доктор назначает препараты и другие методы лечения в зависимости от ситуации.

Психология и психиатрия: взаимосвязь и различия

Психология и психиатрия, взаимосвязь и различия, которых очевидны, являются близкими дисциплинами, поскольку имеют общий объект – психику, или, как было принято выражаться на заре развития данных сфер деятельности – душу человека. Но их задачи, методы и целевая аудитория не совпадают. Так что смешивать два понятия оснований нет абсолютно никаких. Грань между психологией и психиатрией, имеется и ее очень сложно не заметить.

Вопрос психологу

Доброго времени суток! Прочитав роман Скотта Фицджеральда "Ночь нежна", я заинтересовалась такими профессиями , как психолог и психиатр. Мой конкретный вопрос: чем отличается клиническая психология от психиатрии и от общей психологии. В чем заключается суть профессиональной деятельности клинического психолога, психиатра, общего психолога ? Почему образование клинического психолога можно получить как в меде, так и в университете (не медицинском). Какие особенности направления там и там?
Мне 16 лет, ищу будущую профессию .

Но чтобы работать в рамках психотерапии и врач психиатр, и врач психотерапевт, и общий психолог, и клинический психолог проходят обучающие семинары по психотерапии, проходят свою личную терапию, супервизируют свои клинические случаи.

Алина, и не важно какую специальность вы выберите, важно, чтобы вы понимали, что пройдет не мало лет прежде чем вы станете профессионалом. И став профессионалом, вы будете продолжать свое образование, работу над собой. Потому что вы работаете с Человеком. Каждая личность уникальна и требует от специалиста всех его знаний, всего его личного опыта.

С уважением, Татьяна Шамильевна, врач психиатр, врач психотерапевт, психоаналитик, групповой аналитик.

Хороший ответ 8 Плохой ответ 0

Добрый день, Алина!

Психиатр - врач, знает особенности психического развития человека и в основном работает с психическими заболеваниями (шизофрения, органические поражения головного мозга и т.д.) В основном психиатр назначает медицинское лечение и корректирует его в зависимости от поведения пациента. Пациентам психиатра показаны занятия с медицинским психологом, психотерапевтом.

Клинический или медицинский психолог в процессе обучения достаточно подробно изучает отклонения в психическом развитии человека и психические заболевания, им дают много медицинских знаний. Задача клинического психолога - помогать людям с психическими отклонениями лучше адаптироваться к действительности, к окружающему миру через специальным образом организованные психологические занятия.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0