Охарактеризуйте этапы организации движений нервной системы человека. Этапы развития нервной системы человека. Функции вегетативной нервной системы

Социально-демографические свойства личности не находятся в причинной связи с преступностью, но их анализ и обобщение позволяет составить обобщённый портрет преступника, определить, какие социальные группы наиболее нуждаются в профилактическом воздействии.

Социально-демографическая характеристика включает в себя:

  • 1. Пол;
  • 2. Возраст;
  • 3. Образование (не оконченное среднее, среднее, среднее специальное, не оконченное высшее, высшее);
  • 4. Род занятий (работает, не работает);
  • 5. Семейное положение (в браке, не состоит в браке);

Нами были исследованы социально-демографические характеристики 100 женщин, совершивших преступление в Кузнецком районе г. Новокузнецка.

Таблица 3. Характеристика женщин-преступниц по возрастному признаку, осужденных Кузнецким районным судом г. Новокузнецка

Как видно из Таблицы 3, наблюдается омоложение женской преступности. В 2010 г. количество преступлений совершенных женщинами в возрасте 14-24 лет выросло на 8 %, а в возрастной группе 25-29 лет - на 6 %. Наблюдается рост женской преступности и среди несовершеннолетних. Однако большую часть преступлений совершают женщины чей возраст 30-45 лет, что обусловлено спецификой условий, детерминирующих женскую преступность. Чаще всего эта специфика проявляется в сфере профессиональной деятельности женщин либо в их семейных и родственных отношениях. Профессия и семья в жизнь женщины вторгается после 20 лет, а к 30 - 35 годам женщины все больше ощущают проявление их некоторых негативных факторов, что иногда детерминирует их преступные проявления.

При постоянном росте женской преступности наибольшие темпы ее прироста в последнем десятилетии в целом по стране отмечены в группах женщин в возрасте 25 - 29 лет (+ 82,8%) и 18 - 24 года (+ 80,8%). Указанные возрастные группы в структуре женской преступности составляют около 30%. Что же касается образования, то образовательный уровень женщин-преступниц был всегда выше образовательного уровня мужчин-преступников (см. таблицу 4).

Таблица 4. Уровень образования женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

Из приведенных в таблице данных видно, что образовательный уровень достаточно низок, 38% женщин не имеют даже среднего образования, и всего 2% имеют высшее образование.

Таблица 5. Показатели занятости женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

80 % женщин-преступниц не имеют постоянной работы и всего 20% имеют постоянную или временную работу.

Большую значимость для женской преступности имеют проблемы семейного положения женщин (см. таблица 6).

Таблица 6. Показатели семейного положения женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

88% женщин-преступниц в момент совершения преступления не состояли в официальном браке, и всего 6 женщин состояли в официальном браке, из них у 6% имелись дети.

Положению, которое человек занимает в обществе, присущи определённые социальные роли, имеющие конкретное содержание (сценарий роли), которому следует человек. Человек одновременно занимает множество позиций и исполняет множество ролей, что накладывает на личность определённый отпечаток: развиваются качества, важные для этих ролей и подавляются ненужные. Если основные исполняемые социальные роли не требуют формирования качеств, связанных с ответственностью за совершение поступков, конфликтуют между собой, не соответствуют социальной ориентации человека, возникает личностная деформация, которая может способствовать совершению преступлений.

При характеристике социальных ролей, присущих преступникам, указывается на их малую престижность, отсутствие прочных связей с трудовыми и учебными коллективами и, напротив, наличие тесных с неформальными группами, имеющими отрицательную социальную направленность, отсутствие каких-либо долгосрочных жизненных планов, социальные притязания, превышающие возможности конкретного человека.

Для преступников не характерно членство в общественных организациях, они крайне редко принимают участие в деятельности общественных, в том числе государственных институтов. Дефектным является и правосознание преступников, что проявляется в пренебрежительном отношении к возможности наказания, как временном (например, в результате употребления спиртных напитков или под воздействием других внешних факторов), так и стойком, иногда в незнании правовых запретов.

Преступники вообще меньше подвержены воздействию на них со стороны общества: при попытке внушить им правовые и нравственные нормы они зачастую не могут понять, чего от них хотят; ввиду этого оценка ситуации, определяющая их поведение, делается не на основе социальных требований, а на основе каких-то личных представлений. В других случаях преступники могут, ещё не утратив понимания сути общественных предписаний, не желать их выполнять ввиду отчуждённости от общества, слабости трудовых, семейных и дружеских связей.

Рассматривая социально-ролевую характеристику следует выделить следующие ситуации:

  • 1. человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства и вести в соответствии с требованиями закона и морали;
  • 2. человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми нормами поведения, то есть на лицо конфликт социальных ролей;
  • 3. человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют ему преступное поведение;
  • 4. человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие.

Выше приведенные модели ситуаций ведут к тому, что женщины преступницы менее ответственно относятся к своим обязанностям в семье, работе, наблюдается тяготение к неформальным группам антиобщественной направленности и так далее.

Таким образом, среди основных социально-демографических детерминант женской преступности, действующих на общесоциальном уровне, можно выделить безработицу, опережающий рост расходов над доходами вследствие инфляции, невостребованность на рынке труда молодежи, характер выполняемой работы и условия труда, социальное и экономическое неравенство разных групп населения, гендерное неравенство, проявляющееся, в том числе, в сфере занятости, должностном положении и оплате труда, а также низкий уровень социальных гарантий в области семьи, материнства и детства.

Правильное понимание поведения личности в группе, взаимоотношений индивида и группы требует учета как свойств личности, которая имеет определенные социальный статус, позицию и роль в группе, так и состав, характер деятельности, уровень организации группы и групповых процессов. Статусно-ролевые характеристики, особенности поведения личности в группе и в более широких социальных спільностях выражают понятие "статус", "позиция", "роль", "ранг" и проч.

Статус (лат. status - состояние, положение) - место индивида в системе межличностных отношений в группе, обществе, его права, обязанности и привилегии.

Каждый человек охвачено различными социальными связями и различными социальными функциями, поэтому одновременно может быть много статусов. Находясь во взаимосвязях различного уровня, индивид может иметь статусы человека, гражданина, студента, члена семьи, неформального объединения и тому подобное. Учитывая естественность - обретение статуса, выделяют предлагаемые (национальность, социальное происхождение, место рождения) и достигнутые (образование, профессия и проч.) статусы. Существенными также являются экономический, правовой, профессиональный, политический, личностный статус человека. Иногда речь идет о заданном и достигнут, формальный и неформальный, субъективный и объективный статусы. В более обобщенном виде можно утверждать о психологический и социальный статус.

Статус является единством объективного и субъективного, свидетельством признания значимости личности группой или обществом. В нем реализуются групповые нормы и ценности. Определяется статус позицией, социальным рангом (официальный статус), а также отношением к личности группы лиц, степени их уважения, симпатии, авторитета, престижности индивида в сообществе (неофициальный статус). Зависит он от социальных ролей личности в общности. Между официальным и неофициальным статусом существует тесная взаимосвязь: авторитетная личность имеет больше шансов занять высокий ранг, в то же время повышение официального статуса поднимает рейтинг человека, его оценку другими. Авторитет и престиж личности являются главными составляющими статуса.

В социальной психологии это понятие соотносится с представлением о власти (в широком социально-философском трактовке власть рассматривается как способность и возможность осуществлять влияние на деятельность, поведение людей с помощью различных средств - воли, права, авторитета, насилия), хотя авторитет может и не совпадать с властью (авторитетом может обладать человек, не наделенный полномочиями власти, которая является образцом для членов группы, а значит, имеет высокую степень референтности для окружающих). Основой авторитета являются свойства, черты человека, которые по уровню своего развития существенно преобладают те же качества других людей. Авторитет характеризуют: широта (количественный признак - сфера влияния, количество членов группы, привлеченных к отношениям), глубина (качественный признак - авторитет должности, авторитет личности, виды деятельности, на которые он распространяется), стабильность (временная характеристика авторитета).

Власть и авторитет проявляются настолько, насколько сторона, мобилизуя свои возможности, старается изменить поведение другой стороны средствами влияния. Часть порожденных психологическим воздействием изменений исчезает, как только человек или группа людей оказываются вне сферы влияния, другие продолжают существовать, воздействуя на человека, превращаясь при определенных обстоятельствах на черты характера. Источником авторитета и власти является влияние одной части явления на другую.

Авторитет человека в группе может быть реальным и формальным. Власти реального авторитета прочнее, чем формального. В иерархии социальных статусов обладает реальным авторитетом лицо воспринимается группой без малейшего сомнения, ее рекомендации, указания имеют большую убедительную силу, она вселяет уверенность в действиях. Типичным явлением является и формальный авторитет, то есть подкреплена правом власти лица. В обоих случаях применения власти является эффективным, если источник ее признается законным (легитимным) и приемлемым. Следовательно, эффективность власти лица зависит от ее авторитета, а также моральных и материальных возможностей.

Престиж (франц. prestige - авторитет, влияние, уважение) - мера признания обществом заслуг Індивіде (социальной общности), общественная оценка его общественной значимости; результат соотношения социально значимых характеристик личности со шкалой ценностей, сложившейся в данной группе.

Престиж личности может определяться как маркой автомобиля, счетом в банке и прочее, так и ее высокими моральными качествами, активностью в деятельности. Престижными бывают профессии, должности, образ жизни, внешние поведенческие проявления (стиль поведения) и др. Показатели престижа зависят от общественных условий жизнедеятельности индивида, группы и социально признанных норм поведения, характеристик личности.

Социальная мобильность человека в обществе является предпосылкой изменения ее социального статуса, что способствует всестороннему развитию, наиболее полной реализации ее способностей. На межличностном уровне общения статус определяется ее местом в системе связей с другими людьми. То есть он является показателем социально-психологических свойств личности в структуре коммуникативного процесса.

Место личности в системе общения, отражение межличностных отношений в ее внутренней структуре выражает такой социально-психологический феномен, как позиция.

Позиция (лат. positio - размещаю, ставлю) - устойчивая система отношений человека с определенными аспектами действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; обобщенная характеристика взглядов, представлений, установок человека, группы в статусно-ролевой структуре.

Социологический подход рассматривает этот феномен как нечто внешнее к личности, то есть ее место в системе отношений, условия, при которых человек действует как личность. Для психологического подхода позиция является внутренним компонентом, который входит в структуру личности.

Позиция отражает взгляды, представления, установки человека относительно условий собственной жизнедеятельности, то есть она является субъективным отношением к окружающей действительности, субъективной оценкой социума, выбором оптимального поведения. Позиция не возникает ситуативно, она связана с устойчивыми характеристиками личности, что является основанием для утверждений о устойчивую и неустойчивую позицию, характеризующих степень личностной зрелости. Различают позицию и по степени активности. Активная жизненная позиция выражает деятельное отношение человека к событиям и поступкам, связана с попыткой воздействовать на социальные отношения и события в социуме. Важное свойство позиции - стремление завоевывать для себя право на определенное поведение.

Динамический аспект социального статуса личности реализуется через ее роль в системе социальных отношений.

Роль (франц. rôle - список) - определенная социальная, психологическая характеристика личности, способ поведения человека в зависимости от ее статуса и позиции в группе, обществе, в системе межличностных, общественных отношений.

Роль является поведенческой характеристикой человека.

Психология классифицирует социальные роли по разным критериям. Например, концепция символического интеракционизма (Дж.-Г. Мид и др.), принимая за основу степень заданности, разделяет их на конвенциональные (формализованные - закрепленные в обществе и определены позицией индивида в социальном взаимодействии) и межличностные (их определяют участники социальных отношений). Концепция социализации (Т. Парсонс) классифицирует роли заданы на включение человека в социальные структуры и группы (определяются рождением, полом, социальным происхождением индивида и тому подобное) и достигнутые благодаря личным усилиям (связанные с образованием, карьерой и проч.).

Значительное количество ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. Однако ни одна из них полностью не исчерпывает личность, которая в течение своей жизни выполняет множество ролей. Постоянное выполнение одной или нескольких ролей способствует их закреплению. Относительно личности ее окружения имеет определенные ролевые ожидания - систему представлений о том, как она должна вести себя в конкретной ситуации, каких поступков от него ожидать. Среди многих ролей особый интерес представляют социальные роли, которые отличаются высокой степенью нормирования, и психологические роли, которые характеризуются стереотипністю поведения человека, хоть и могут быть разнообразными.

С социально-психологической точки зрения роль реализуется как поведение, то есть она возникает только в контексте социальных отношений личности. Характер роли определяется особенностями группы, в которой происходит взаимодействие, к которой принадлежит или в которой представляет себя человек. Сообщество настолько влияет на ролевое поведение индивида, насколько он придерживается общественных и групповых норм и стереотипов. Так формируются ролевые ожидания (експектації) относительно индивида - участника взаимодействия.

Если роль принята личностью, то она есть и личностной характеристикой индивида, который, ощущая ролевую идентичность, осознает себя субъектом роли. В социальной психологии в основном речь идет о такие формы ролевой идентичности:

Половая (заключается в отождествлении себя с той или иной статью);

Этническая (определяется национальным сознанием, языком, этнопсихологическими и социокультурными особенностями);

Групповая (зависит от участия в различных социальных группах);

Политическая (связана с социальными и политическими ценностями);

Профессиональная (обусловлена определенной профессии). Длительное исполнение роли можно сравнить с маской, которая будто прирастает к лицу и становится им.

В сообществе существует соответствующая иерархия, благодаря чему каждый индивид может знать свой социальный ранг, который является важной социально-психологической характеристикой личности.

Ранг(нем. Rang - чин и франц. rang-ряд) - чин, звание, категория людей, явлений действительности; степень социального признания человека в группе.

Определяют ранг с учетом многих факторов: производительность труда, отношение к работе, коммуникабельность, умение отстаивать свою точку зрения, профессиональные способности и тому подобное. Высокий уровень самореализации по этим критериям обеспечивает авторитет личности, определяет ее вклад в формирование репутации группы.

Статусно-ролевые характеристики личности охватывают уровень ее включения в социальную среду, структуру социальных связей, определяющих меру ее вхождения в систему социальных норм, правил, ожиданий и обязанностей, которые существуют в структуре групповых отношений. В одном случае они являются инструментом приспособления к социуму, элементом вхождения в него, в другом - средством самоутверждения личности, раскрытия ее коммуникативного, профессионального, творческого потенциала. В этом контексте важно соотношение личностных свойств не только между собой, но и с иерархией социальных ситуаций, в которых действует индивид. В общем статусно-ролевая характеристика личности интегрирует и регулирует в динамике всю личностную структуру, обеспечивает определенный уровень включения ее в социальные связи, самоопределения как субъекта этих связей.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.


Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Социально-ролевая характеристика.

Положению, которое человек занимает в обществе, присущи определённые социальные роли, имеющие конкретное содержание (сценарий роли), которому следует человек. Человек одновременно занимает множество позиций и исполняет множество ролей, что накладывает на личность определённый отпечаток: развиваются качества, важные для этих ролей и подавляются ненужные. Если основные исполняемые социальные роли не требуют формирования качеств, связанных с ответственностью за совершение поступков, конфликтуют между собой, не соответствуют социальной ориентации человека, возникает личностная деформация, которая может способствовать совершению преступлений. При характеристике социальных ролей, присущих преступникам, указывается на их малую престижность, отсутствие прочных связей с трудовыми и учебными коллективами и, напротив, наличие тесных с неформальными группами, имеющими отрицательную социальную направленность, отсутствие каких-либо долгосрочных жизненных планов, социальные притязания, превышающие возможности конкретного человека. Для преступников не характерно членство в общественных организациях, они крайне редко принимают участие в деятельности общественных, в том числе государственных институтов. Дефектным является и правосознание преступников, что проявляется в пренебрежительном отношении к возможности наказания, как временном (например, в результате употребления спиртных напитков или под воздействием других внешних факторов), так и стойком, иногда в незнании правовых запретов. Преступники вообще меньше подвержены воздействию на них со стороны общества: при попытке внушить им правовые и нравственные нормы они зачастую не могут понять, чего от них хотят; ввиду этого оценка ситуации, определяющая их поведение, делается не на основе социальных требований, а на основе каких-то личных представлений. В других случаях преступники могут, ещё не утратив понимания сути общественных предписаний, не желать их выполнять ввиду отчуждённости от общества, слабости трудовых, семейных и дружеских связей.

Нравственно-психологическая характеристика.

Психология преступников также имеет отличия от контрольных групп законопослушных граждан. У преступников повышена импульсивность, они менее склонны к обдумыванию своих поступков. Данная черта сочетается с агрессивностью, низким порогом реакции и ранимостью в межличностных отношениях. В наибольшей степени эти признаки присущи грабителям, убийцам, насильникам, в меньшей -- ворам, должностным преступникам.

Для преступников характерен дисбаланс между самооценкой и требованиями, предъявляемыми к другим лицам: самооценка у преступников завышена, они склонны к самооправданию, к перекладыванию вины на других лиц; лишь менее 1/10 части лиц, совершивших тяжкие насильственные и корыстно насильственные преступления искренне раскаивались в содеянном Кузнецова Н. Ф., Лунеев В. В.. Криминология: Учебник М., 2004. .

Ценностные ориентации, нравственные особенности, присущие преступникам, достаточно специфичны и отличаются от таковых у групп лиц, ведущих себя устойчиво правопослушно. На этом основаны успешные эксперименты по предсказанию индивидуального преступного поведения с использованием методов машинного распознавания образов: ЭВМ с достоверностью 80% и более относила человека к группе правопослушных людей, преступников, совершивших преступление под влиянием случайных факторов, и лиц с устойчивой антиобщественной социальной ориентацией, неоднократно совершавших преступления. Долгова А. И. Криминология: Учебник для вузов М.: 2001. С. 351. Личностные деформации у преступников часто сопряжены с алкоголизмом. Длительное систематическое злоупотребление спиртным влечёт за собой деградацию личности. Минко А.И., Линский И.В. Алкогольная болезнь. Новейший справочник. М., 2004. С. 179. Отмечается, что преступники, страдающие зависимостью от алкоголя, менее склонны к активному преступному поведению, не создают условия преступной ситуации, а пользуются сложившимися благоприятно факторами. Алкоголизм влечёт за собой разрушение нормальных семейных и трудовых связей, которые заменяются на связи с неформальными группами собутыльников, являющиеся питательной средой бытовой преступности.

Преступникам присущи не только социально-негативные качества. Достаточно часто встречаются среди преступников лица с такими позитивными качествами, как предприимчивость, инициатива, индивидуальность, лидерские способности. Однако эти качества, накладываясь на антисоциальные ценностные ориентации и искажённые нравственные основы поведения, могут увеличивать общественную опасность конкретного преступника, как лица способного занять или занимающего лидирующее положение в преступной группе.

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов – с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды. Ролевые отношения – это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками:

  • 1. Безличность. Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.
  • 2. Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль – это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы.
  • 3. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, – все может в широких пределах отличаться.
  • 4. Вживаемость в социальную роль субъекта. Роли быстро выучиваются и могут значительно влиять на поведение субъекта.

Ролевые отношения обычно представлены следующими параметрами. Во-первых, ролевым эпизодом, который определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Во-вторых, ролевым набором, представляющим собой совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеет более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.

В-третьих, важным параметром роли выступает ролевая дифференциация, которую можно определить как степень различия типов функций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения. Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека – это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

  • 1) нормативными требованиями – "Я" в предлагаемой обстоятельствами роли;
  • 2) личными притязаниями – "Я" как таковой.

Первый план поведения – социальная форма ролевых действий, второй план – психологический способ ролевой самореализации. Здесь и возникает та существенная проблема – трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле "настоящая" данная роль, как правило, приводят к внутриролевым и межролевым конфликтам.