Крысько в г социальная психология год. Социальная психология - Курс лекций - Крысько В.Г. Задачи этнопсихологии как науки

В учебном пособии в обобщенном виде отражены систематизированные знания о психике и специфике ее учета в обучении и воспитании людей.

Материал представлен в виде схем, снабженных подробными комментариями, что в значительной степени облегчает и упорядочивает процесс овладения психолого-педагогическими знаниями. Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ по предмету "Психология и педагогика".

Книга предназначена для студентов всех вузов и тех, кто хочет иметь устойчивые психолого-педагогические знания.

В. Г. Крысько
Психология и педагогика в схемах и комментариях

Введение

Психология и педагогика – очень сложные и взаимосвязанные отрасли знаний, исследующие чрезвычайно многогранные явления и процессы и охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов. Их содержание трудно усвоить с первого раза, для этого необходимы серьезные усилия.

Главная цель настоящего учебного пособия состояла в максимальной систематизации психолого-педагогических представлений и создании на этой основе реальных предпосылок для более эффективного их усвоения.

В нем, кроме того, решались следующие задачи:

в области психологии – показать специфику и методологические основы осмысления психики и сознания людей, значимость последних в жизни и деятельности людей; описать сущность и своеобразие проявления мотивационных, познавательных, эмоциональных, волевых и коммуникативно-поведенческих психологических явлений и процессов; представить в обобщенном виде психологию личности и различных групп общества и охарактеризовать своеобразие их проявления во взаимодействии, общении и взаимоотношениях людей;

в области педагогики – описать предмет, задачи и основные направления развития этой отрасли знаний; показать, как она использует психологические знания в интересах обучения и воспитания людей; охарактеризовать своеобразие и закономерности совершенствования навыков и умений людей в учебном и педагогическом процессах.

В издании реализуется специальный подход, облегчающий процесс овладения представленными здесь обширными знаниями. С одной стороны, психология и педагогика достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и выявляют зависимости между ними. С другой стороны, автор эти зависимости обобщил и представил в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде – как схемы, являющиеся наглядным изображением систематизированных представлений и дающие возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенную информацию.

Каждая из схем несет определенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним составляющим всего каркаса психолого-педагогических знаний, которые могут затем и наращиваться, и расширяться, но уже навсегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Комментарии к схемам разъясняют и закрепляют заложенную в них информацию.

В то же время представленное учебное пособие:

● показывает, в каком направлении и как нужно овладевать психолого-педагогическими знаниями; ф выражает основные принципы подхода к их анализу и изучению;

● содержит информацию, изложенную в обобщенном и систематизированном виде;

● включает сведения, являющиеся результатом осмысления многих научных исследований и публикаций по психологии и педагогике.

Часть I. Психология

Глава первая Предмет, задачи и методологические основы психологии как науки

Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения – научить человечество обращаться с этим сокровищем.

Н. К. Рерих

Психология – достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на современные запросы социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом – специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология – это особая область знаний, в которой, с одной стороны, многое не укладывается в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой – присутствуют своеобразные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачи любой науки определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний.

Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Методология психологии – это результат осмысления ее теории (т. е. совокупности взглядов, представляющих собой результат изучения и осмысления проявления психики людей в процессе их жизни и деятельности) и естественно-научных основ познания ее происхождения.

1.1. Предмет и задачи психологии

доктор филологических наук, профессор по специальности «русский язык»
главный научный сотрудник, заведующий отделом
Профиль в РИНЦ
Страница на academia.edu
vbkryskorambler.ru

Окончил филологический факультет Латвийского университета в 1983 г., учился в аспирантуре с 1983 по 1986 гг. Тема кандидатской диссертации: «Глаголы со значением ‘transgredi’ в истории русского языка» (1986 г.). В 1991-1994 гг. - докторант Института русского языка. Тема докторской диссертации: «Переходность, объект, одушевленность в истории русского языка» (1994 г.).

C 2003 г. - заведующий Отделом исторической лексикографии и исторической грамматики русского языка, с 2012 г. - заведующий Отделом древнерусского языка. С 2003 г. - главный редактор Словаря древнерусского языка (XI-XIV вв.), в 2003-2011 гг. - Словаря русского языка XI-XVII вв.; редактор академической серии монографий «Историческая грамматика древнерусского языка» (т. I-IV, М., 2000-2006). Член редколлегии международного журнала «Russian Linguistics» (2002-2009); член Комиссии по церковнославянским словарям при Международном комитете славистов; почетный доктор Упсальского университета (с 2008 г.). Лауреат Фонда содействия отечественной науке (2006–2007). С 2017 г. – член Национального комитета славистов РФ. Лауреат премии им. А. А. Шахматова РАН 2018 г.

Преподавал в Латвийском университете, в Российском государственном гуманитарном университете, в Государственной академии славянской культуры. Выступал с докладами и курсами лекций в университетах и научных центрах Венгрии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Италии, Швейцарии. В 1995-1996, 1997, 1998, 2001, 2006, 2017 гг. вел научную работу в Упсальском университете (Швеция), в 2001-2002, 2006, 2007, 2013 гг., в качестве стипендиата Фонда им. А. фон Гумбольдта, – в Гёттингенском университете, а в 2015 и 2017 гг. – в Гиссенском университете (Германия), в 2007 г. - в Хельсинкском университете (Финляндия).

Участник XI–XV съездов славистов, многих международных конференций в нашей стране и за рубежом (Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Латвия, Норвегия, Польша, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция).

Список научных трудов

I. Книги

(Рец.: 1) A. Bolek // Slavia Orientalis. 1995. T. 44, z. 4. S. 585–587;

2) А. Тимберлейк // Вопр. языкознания. 1996. № 5. С. 7–19;

3) H. Seldeslachts // Orbis: Bulletin international de documentation linguistique. 1996–1997. T. 39. P. 355–357;

4) Е. Klenin // Russian Linguistics. 1997. Vol. 21, No. 1. P. 108–120;

5) R. Comtet // Bulletin de la Société de Linguistique de Paris. 1998. T. 93, f. 2. P. 296–300).

2. Исторический синтаксис русского языка: Объект и переходность. М., 1997. 424 с.

(Рец.: 1) H. Birnbaum // Russian Linguistics. 1997. Vol. 21, No. 3. P. 311–316;

2) W. R. Schmalstieg // Diachronica. 1998. Vol. 15, No. 2. P. 363–372;

3) R. L’Hermitte // Bulletin de la Société de Linguistique de Paris. 1998. T. 93, f. 2. P. 304–305;

4) А. Загнiтко // Мовознавство. 2001. № 1. С. 75–77;

5) М. Петровски // Зборник Матице Српске за филологиjу и лингвистику. 2001. XLIV/1–2. С. 299–310).

3. Историческая грамматика древнерусского языка / Под ред. В. Б. Крысько. Т. I: Множественное число именного склонения / С. И. Иорданиди, В. Б. Крысько. М., 2000. 310 с.

(Рец.: 1) W. R. Schmalstieg // The Journal of Indo-European Studies. 2002. Vol. 30, Nos. 1–2. P. 167–178;

2) T. Menzel // Russian Linguistics. 2003. Vol. 27, No. 2. P. 231–241;

3) C. Le Feuvre // Bulletin de la Société de Linguistique de Paris. 2003. T. 98, f. 2. P. 353–355).

4. Историческая грамматика древнерусского языка / Под ред. В. Б. Крысько. Т. II: Двойственное число / О. Ф. Жолобов, В. Б. Крысько. М., 2001. 236 с.

(Рец.: 1) W. R. Schmalstieg // The Journal of Indo-European Studies. 2002. Vol. 30, Nos. 3–4. P. 464–475;

2) P. Ambrosiani // Russian Linguistics. 2004. Vol. 28, No. 1. С. 131–136).

3) C. Le Feuvre // Bulletin de la Société de Linguistique de Paris. 2005. T. 100, f. 2. P. 344–348).

Научные интересы

история русского языка (грамматика, лексикология, лексикография, издание памятников), палеославистика

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Раздел психологии, лежащий на пересечении психологии с социологией. Изучает явления психики, существующие только в группе людей или у личности в группе (например, коммуникативные способности, коллективизм, психологическую… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Современная энциклопедия

Отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в.… … Большой Энциклопедический словарь

Раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации,… … Психологический словарь

Социальная психология - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологической характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в начале 20 в.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Социальная психология раздел психологии … Википедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия

Наука, изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп и индивидов, а равно и роль этих механизмов в обществ. жизни. В отличие от исследования идеологии, С. п. изучает менее отчетливо сформулированные, систематизированные и… … Советская историческая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (social psychology) подраздел психологии и социологии, который, согласно олпорту, занимается способами воздействия, оказываемого на мышление, чувства и поведение индивидуума социальными интеракциями, группами и т.д. Социальная психология… … Большой толковый социологический словарь