О классификации поэтических образов как концептов культуры. Музыкальный способ выразительности, направленный на раскрытие образа в музыке

Мой выбор пал на эту тему потому, что именно поэтический образ есть одно из важнейших черт, отличающих стихотворное произведение от прозаического.
Размещение этого материала в отчете сенатора временное. Здесь оно более доступно для пользователей. Потом я его перенесу по принадлежности в имеющийся на сайте специальный отдел: "Основное меню (левая кнопка на верхней строке гл. страницы) - Поэтическая энциклопедия - Руководство для начинающих поэтов"

"Поэзия - образная литературно-художественная речь, подчиненная особому закону упорядоченности, который придает ей ощутимую стройность и мелодичность. То есть образность стихотворения - это первейший и важнейший фактор отнесения произведения к поэзии. Конечно, образность - это лишь часть средств художественного изображения, но важнейшая часть. Поэзии без образа не существует, а если и встречаются безОбразные стихи, то они не имеют с поэзией ничего общего. Как сказал А.С.Пушкин: "Что если это проза, да и дурная".

Человек с детства, с самого рождения обладает способностью индивидуально воспринимать окружающий мир, видеть то, что до него никто не успел разглядеть, а если и разглядел, то не сумел сформулировать и правильно, художественно выразить свое отношение к увиденному.. Научить поэтически видеть мир невозможно. Научить правильно выражать свое поэтическое сознание можно, нужно и важно.

Главным в образе является, пожалуй, неожиданная деталь (мысль, штрих, соответствие), подмеченная автором и не видимая, не бросающаяся в глаза до этого момента никому другому. Значит, образность стиха выражается наличием художественно поданных неожиданностей в его тексте. Конечно, для стиха важны и музыкальность, и связность, и цельность образных конструкций. Без этих параметров стих не будет отличаться от прозы.

Наиболее важные требования к поэтическому образу - это: первое, взаимозависимость образов, содержащихся в одном стихе. Нельзя допускать образы противоречивые или взаимоисключающие друг друга; второе - стихотворный образ обязан быть локальным, то есть уместным.

Первая, самая распространенная форма отображения образа - это простейший эпитет. Когда мы говорим "белый снег", то слово "белый" является просто эпитетом. Но если сказать "белая ночь", то слово "белая" - уже поэтический эпитет,т.е. становится образом. Поэтический эпитет, кроме определения(предметного или логического), дает слову дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения - это почти всегда метафорическое прилагательное, в котором заложен меткий признак сравнения (соответствия, взаимосвязи). Например, "сахарный снег",
неуютная жидкая лунность (С.Есенин).
Кроме эпитетов-прилагательных, встречаются эпитеты-существительные в родительном падеже ("серп месяца", "чаша бытия") и в именительном падеже ("меч-перо", "ветер-перевертень").

Поэтический оборот, употребление слов, фраз, выражений в переносном, образном смысле называется тропом и является поэтическим образом".

Из книги М.Швеца "Технология русского стихосложения".

Непрямой (иносказательный) способ выражения, «перенос» значения слова на другой предмет, создание намеков или символов — все это, согласно классической риторике, способы создания речи, отличающейся от обыденной или деловой. В античных и средневековых поэтиках и риториках поэтическая речь — это речь «украшенная». Независимо от того, имелась ли в виду сугубо практическая задача убеждения — как в собственно ораторском слове или авторская речь стремилась, «поучая, услаждать» — как в поэзии, сама по себе речь была лишь средством достижения заранее известной цели, причем цели вполне определенного рода.

По мнению Цв. Тодорова, в историческом развитии риторики первоначальная «орудийная» установка сменяется (начиная с Квинтилиана) «орнаментальной». В таком случае сближение риторики с поэзией и поэтикой становится понятным: именно во второй, более чем полуторатысячелетний, период развития риторики речь рассматривается как «самоценная » — явное предвосхищение идей русских формалистов начала XX в.

Ж. Женетт считает, что риторика оказалась «сведенной к изучению elocutio, то есть украшенной речи, colores rhetorici» именно в Средневековье, будучи «стиснутой» между грамматикой и диалектикой «в рамках средневекового "тривиума"». Это, на его взгляд, и привело к предпочтению поэтических текстов ораторским, особенно в XVIII в., а следовательно, к тому, что сама риторика превратилась в учение о тропах и фигурах.

Независимо от своей эволюции, классическая риторика всегда противопоставляла «фигурам речи» ее содержание. Одно, конечно, подбирается к другому и оба выигрывают от такого сочетания, но отнюдь не взаимоопределяются благодаря ему. Стилистические формы и передаваемые с их помощью идеи в рамках этой традиции остаются независимыми друг от друга до такой степени, что, например, Айвор Ричарде, отрицая характерный для риторики разрыв между «чистым значением» и выражающими его фигурами речи, считает все же возможным различать «содержание» и «оболочку» высказывания.

Если разнообразные способы выражения идей существуют сами по себе, в качестве определенного репертуара, то вполне понятны многовековые усилия классифицировать и даже, скорее, каталогизировать эти способы и приемы. «Риторика как теория и практика литературы — точное соответствие рационализму дедуктивно-метафизического типа. Ей присуще дедуктивное движение от общего к частному, так что описываемая реальность предстает как частное применение "общего места", а индивидуальный стиль — как неповторимая комбинация бесконечно повторяемых свойств слога...».

Другая сторона — каноничность риторической культуры: ее суть — в ориентации на образцы. Это в неменьшей степени объясняет тяготение к классификации и каталогизации, которое уживалось с пренебрежением системностью.

Однако так понятая «поэтичность» могла существовать лишь до эпохи романтизма, для которой характерны отказ от утилитарного понимания искусства, противопоставление поэтического содержания прозаическому, глубоко разработанное Гегелем, и представление о творчестве как создании — аналогичном акту творения — нового поэтического мира и нового языка. Не случайны ссылки, например, А. Ричардса на Шелли и Кольриджа. Как замечает С. С. Аверинцев, «романтическая и неоромантическая риторика — это риторика, неспособная стать системой, не имеющая достаточно твердых онтологических и гносеологических оснований...».

Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарченко — М., 2004 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..2

I . Теоретическая часть

1.1. Литературное сообщество «Замысел»………………………………………….......4

1.2. Литературное сообщество «Содружество писателей Нижневартовска»………...4

II . Практическая часть

2.1. Анкетирование учителей, родителей и обучающихся школы…………………...5

2.2. Анализ поэтического образа Нижневартовска в творчестве югорских поэтов....5

2.3. Исследование семантики поэтического образа Нижневартовска ……………….6

2.4. Поэтический образ города на Оби в моем сознании……………………………...7

Заключение……………………………………………………………………………….8

Список литературы……………………………………………………………………....9

Приложения

Введение

Нижневартовск - город, известный всему миру своими нефтяными и газовыми промыслами. Но не меньшую славу ему принесли писатели и поэты, живущие в жемчужине Самотлора.

I . Теоретическая часть

    1. Литературное сообщество «Замысел»

Литературное объединение «Замысел» действует уже более 20 лет. За это время были выпущены десятки коллективных сборников, включающих в себя творчество нижневартовских литераторов, вышли в свет многие авторские книги. На протяжении нескольких лет члены этого объединения публиковали плоды своего труда в газете «Местное время», на литературной странице, получившей название «Иван-чай» - так воплощалась в жизнь глубинная мечта, присущая каждому пишущему человеку. Визитная карточка творческого объединения – литературно-художественный альманах «Зори Самотлора». В 2014 году вышел его двенадцатый по счету выпуск.

Кроме того, членов объединения «Замысел» можно увидеть на многих праздничных мероприятиях, они частые гости на литературных часах и творческих встречах с молодежью в библиотеках и школах города. Руководитель ЛИТО - член союза писателей и член союза журналистов России - Альбина Кузьмина. «Литературный росток на Ханты-Мансийской земле», - так называют литераторы России объединение «Замысел». «Замысловцы» - люди совершенно разных профессий: строители, учителя, врачи, нефтяники, но объединяет их любовь к прозе, к поэзии.

1.2. Литературное сообщество «Содружество писателей Нижневартовска»

Известная общественная организация города «Содружество писателей Нижневартовска » была зарегистрирована в 2005 году, ее представители выпускают сборники своих произведений и собственную газету «Литературный Нижневартовск».

Первым председателем этой организации был член Союза писателей России Николай Смирнов, к сожалению, ушедший из жизни несколько лет назад. Сегодня это литературное сообщество успешно возглавляет член Союза российских писателей Марина Александрова. При «Содружестве» создана студия начинающих литераторов «Самотлор», которой руководит Роза Салах.

Вывод по I главе: в городе творят писатели и поэты двух литературных сообществ – «Замысел» и «Содружество писателей Нижневартовска », под крылом которых трудятся более полусотни авторов. Кто-то из них выпускает авторские книги, творчество других отражается в литературных сборниках и на страницах журналов и газет, третьи лишь готовятся к тому, чтобы представить свои произведения широкой публике, но всех их объединяет поэтический пророческий дар и особое поэтическое восприятие образа города Нижневартовска.

II . Практическая часть

2.1. Анкетирование учителей, родителей и обучающихся школы

Прежде всего, нам было важно узнать, как в настоящее время относятся к поэзии окружающие нас люди. Для этого было проведено анкетирование (Приложение I ). В нём участвовало 50 человек: младших школьников – 10 человек, обучающихся средних и старших классов - 20, учителей - 10, родителей – 10. Результаты анкетирования (Приложение II).

2.2. Анализ поэтического образа Нижневартовска в творчестве югорских поэтов

Для анализа были взяты стихотворения некоторых поэтов объединений «Замысел» и «Содружество».

Так, в стихотворении Валерия Акимова «Не только нефть на Самотлоре» Нижневартовск представлен как целая эпоха, «где так близки восторг и горе». Поэта волнуют многие проблемы и выражает он это в противопоставлении «бесславья» и «почета». В стихотворении звучит мысль и о том, что в Нижневартовске живут не временщики, что здесь простой народ « нашёл свой жизненный приют» (Приложение III).

В посвящении «Тебе, Великий Самотлор!» ярко представлены прошлое и настоящее нашего города (Приложение IV). Действительно, когда-то ничто не нарушало жизнь «скромного уголка земли», где «тихо обитали звери, птицы». С приходом геологов-нефтяников «заболоченные дали» наполнились «артериями жизни магистралей». И до сих пор «бурлит неутомимый Самотлор!» Все стихотворение проникнуто гордостью автора за людей, которые своим упорством и трудолюбием «буднями историю творят» . Таким же настроением проникнуто и стихотворение «К 40-летию Нижневартовска», написанное к юбилею города (Приложение V). Перед нашим взором открывается картина, на которой изображен «красивый и неповторимый» город, раскинувшийся на берегу могучей реки Обь. Поэт восхищен и «огромным, благодатным краем», и «людьми задорными, озорными», и «героями трудовых профессий», которые «дружно в городе живут».

Обращает на себя внимание оригинальное стихотворение Марины Александровой «Мой город» (Приложение VI). С самых первых строк стихотворения читатель ощущает сочетание ранимости и тонкости с безграничной любовью и гордостью поэта за свою Родину. Эпитеты «нежный», «юный», «светлый», «чистый» передают трепетное отношение автора к родному городу. Противопоставление «сильный – слабый» лишь усиливает переживание Марины Александровой за судьбу города, рожденного стойкими и мужественными людьми.

В стихотворении Светланы Рамазановой «Заснеженный город» мы слышим чарующие нотки, которыми воспевается наш «зас- нежен ный» Нижневартовск: «зас нежен ы взгляды», «зас нежен ы люди» ( Приложение VII).

Казалось бы, зимний город должен восприниматься, как что-то холодное, промозглое, но эпитет «зас нежен ный» помогает читателю почувствовать любовь автора к родному городу, ощутить зимнюю негу и трепет жизни. В воображении всплывают картины миражного, хрустального мира, чувствуется какая-то непредсказуемость, которая влечет к себе неизъяснимо…

Читая стихотворение Лидии Журавлевой « Город в пенном кипении белых ночей», невольно представляешь город-парусник, который превратился, благодаря неустанному труду его жителей, в «город, всех сказок чудесней». Каждая строчка этого поэтического признания прославляет «город славной судьбы», над которым не властно время. Каждый образ этого стихотворения выстрадан и пронизан чувством любви к «вековой суровой тверди», чувством гордости за «город славной судьбы» (Приложение VIII).

2.3. Исследование семантики поэтического образа Нижневартовска

На данном этапе мы поставили задачу исследовать, как различные части речи раскрывают семантику (значение) поэтических образов стихотворений поэтов творческих объединений «Замысел» и «Содружество писателей Нижневартовска».

Для анализа взяли стихи, которые были отобраны для исследования. В результате пришли к следующим выводам.

В стихотворениях чаще всего встречаются существительные. САМОТЛОР, ОБЬ, НЕФТЬ, СИБИРЬ – эти существительные стали символами нашего города.

Отмечено и частое употребление слов, отражающих суровый сибирский климат Югры: МОРОЗ, СНЕГ, ЛЕД, ЗИМА.

Существительные ДУША, СЕРДЦЕ, бесспорно, являются ключевыми: они свидетельствуют о горячей и искренней любви поэтов к « городу славной судьбы» .

Благодаря ряду существительных, используемых поэтами, образ нашего родного города приобретает не только предметность, вещность, но и пластичность, живописность.

Яркость и выразительность исследуемому поэтическому образу придают прилагательные СЛАВНЫЙ, СУРОВЫЙ, КРАСИВЫЙ, СНЕЖНЫЙ, ЧИСТЫЙ, СМЕЛЫЙ, РОДНОЙ, НЕЖНЫЙ, РУССКИЙ, ЮНЫЙ.

Любовь к Родине, несомненно, важны для поэтов, но гораздо существеннее для них описать жизнь Нижневартовска во всех деталях и таким образом передать свои чувства к городу, где они « нашли свой жизненный приют». Рассмотрев ряд глаголов, наиболее часто употребляемых в стихотворениях (ЖИТЬ, ВОЗВЕЛИ, ЛЮБИТЬ, ПРОЦВЕТАТЬ, ИДЁМ, ВЕРИТЬ), мы пришли к выводу, что лирика югорских поэтов наполнена движением, целеустремленностью и верой в светлое будущее нашего города.

2.4. Поэтический образ города на Оби в моем сознании

Приложение I

Анкета

Литературная жизнь Нижневартовска начиналась, как известно, в период бурного освоения нефтяных месторождений и строительства города, а сегодня это огромный пласт мировой культуры. Уже многие столетия идёт не только социальное, но и художественное освоение нашего края, создаётся особый язык культуры, разрушающий миф о «безголосой», «безликой» Сибири.

А что знаете Вы о поэтах и писателях Нижневартовска? Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы:

    Какие литературные сообщества есть в нашем городе?

    С творчеством каких югорских поэтов Вы знакомы?

    Хотели бы больше узнать о творчестве нижневартовских поэтов?

    Согласны ли с утверждением, что поэзия – зеркало души?

    Влияет ли поэзия на общую культуру человека?

    Да

    Нет

    Затрудняюсь ответить

Благодарим за участие!

Приложение II

Результаты анкетирования

Диаграмма 1. Какие литературные объединения есть в нашем городе?

Диаграмма 2. С творчеством каких югорских поэтов Вы знакомы?



Диаграмма 3. Хотели бы больше узнать о творчестве нижневартовских поэтов?

Диаграмма 4. Согласны ли с утверждением, что поэзия – зеркало души?



Диаграмма 5. Влияет ли поэзия на общую культуру человека?

Приложение III


Эпоха продолжает счёт,

Где так близки восторг и горе,

Где и бесславье, и почёт

И где народ, с природой споря,

Нашёл свой жизненный приют...

Не только нефть на Самотлоре -

Здесь просто-напросто живут!

(В. Акимов)

Приложение IV

Тебе, Великий Самотлор!

Величию, кристальности озёр,
Людским трудом прославленному краю, -
Тебе пою я песню, Самотлор,
Твоим богатствам оды посвящаю!


Ты опоясан вдоль и поперёк
Артериями жизни магистралей.
Трубопроводы, линии дорог
Вонзились в заболоченные дали.


Когда-то в скромный уголок земли,
Где тихо обитали звери, птицы,
Геологи-нефтяники пришли,
Чтоб написать истории страницы.

Мы буднями историю творим,
Нас не страшат морозы и метели,
С упорством, с трудолюбием своим
Вперёд идём, не изменяя цели.

Труду первопроходцев, чей задор
и подвиги записаны навечно,
Звучит в просторах песня бесконечно!
Бурлит неутомимый Самотлор!

( )

Приложение V

К 40-летию Нижневартовска

Среди болот непроходимых,
Где Обь - могучая река.
Красивый и неповторимый,
Построен город на века.
Здесь распростёрся величаво,
Всем трудностям наперекор,
Тот, кто дал городу начало,
Великий, Славный - Самотлор.
Сибирь всегда к себе манила,
Людей задорных, озорных.
Лишь им богатства приоткрыла,
Своих подземных кладовых.
В лесах таёжных, на болотах,
Грибов и ягод урожай.
Богат рыбалкой и охотой,
Огромный, благодатный край.

Живёт наш город, процветает,
Преображаясь из года в год.
И ежегодно приезжает,
Со всех концов Земли, народ.
Религий разных и конфессий,
Находят жизненный уют.
Герои трудовых профессий,
И дружно в городе живут.

( )

Приложение VI

Мой город

Нижневартовск.

Нежный Вартовск.

Юный на дороге смелости.

Светлый Вартовск.

Снежный Вартовск.

Смелый на пороге зрелости.

Чистый Вартовск.

Русский Вартовск.

Щедрый на стремнине лености.

Ждущий Вартовск.

Жгущий Вартовск.

Яркий в ореоле факела.

Сильный Вартовск.

Слабый Вартовск.

Кровь для нас Земля

растратила.

(М. Александрова)

Приложение VII


Заснеженный город

Заснеженный город
В заснеженном сне
Заснеженной ночью
Привиделся мне…

Заснежены взгляды
Заснеженных лиц,
А в небе лишь стаи

Заснеженных птиц

Заснежены взгляды
Заснеженных лиц,
А в небе лишь стаи
Заснеженных птиц…

(С. Рамазанова)



т

Приложение VIII щё

- краше.


Город в пенном кипении белых ночей,

Город славной судьбы, город юности нашей.

Добывая стране драгоценную нефть

Мы живем здесь - и строим, и учим и лечим,

И земли вековая суровая твердь

Покоряется гордым сердцам человечьим.

Здесь растут наши дети, и внуки растут,

Проходя по бульварам, поют наши песни.

Я хочу, чтобы знали они, что наш труд

Сотворил этот город, всех сказок чудесней.

Город в пенном кипении белых ночей

Город славной судьбы, город юносмти нашей

Нижневартовск - ты мне с каждым годом родней,

Я хочу, чтоб ты был и чтоб стал ещё краше.

(Лидия Журавлева)

Приложение IX

Все спит под снежным покрывалом

Рябиновые гроздья рубинами горят,

В городе, красивом и туманном,

Добрые и нужные дела творят.


В воздухе веет крепким кедром,

Улыбается строго царица-сосна,

Это наши природные недра,

Это наша югорская страна!


Это нежный хрустальный мир

И черного золота суровый рай.

Имя этой волшебной сказки

Сибирь, надежных сердец край!

(Дарья Базарнова, 8 лет)

Улыбается нежной рябью Обь,

Светит яркое доброе солнце,

Не видать болотную топь -

Счастье смотрит в оконце!

Ветер беспечный шумит,

Будто детский хор поет,

А сердце упорно твердит:

«Будущее нас вперед зовет!»

(Дарья Базарнова, 8 лет)

В произведении два образа: тучки и утеса, под которым подразумеваются человеческие чувства: мягкость, беззаботность и одиночества, печали.

Характер лирико – драматический.

Форма произведения простая 2х частная:

Iч. Период квадратного строения 4+4 такта.


IIч. Расширенный период 4+6 тактов.

Основная тональность a-moll, размер 4/4, темп Moderato, Cantabile (умеренно, певуче). Стиль письма гомофонно – гармонический с элементами подголосочной полифонии.

Iч. Произведение начинается коротким соло альтов, тема сочетает в себе ходы на широкие интервалы ч4, м6 и плавное волнообразное движение, 3 такте подключаются сопрано, звучит развитие двух, а затем трехголосие. Тему ведут сопрано, но альтовая партия заполняет своим движением выдержанные звуки у сопрано, таким образом, уравновешивая звучание. Появляются распевы на (две шестнадцатые), носит изобразительный характер подчеркивая мягкость изящество тучки. (Такты №6, №т 7)


IIч. Начинается в другом характере: с затакта вступают басы («но остался влажный…») к которым поочередно присоединяются тенора, а затем женский хор (Такты №8, №9)

Гибкая фразировка, мягкий акцент в слове «морщине» залигованый через тактовую черту. Звук передает спокойствие, задумчивость. Далее следует вновь короткий басовый эпизод «одиноко он стоит…» наполненный грусти, печали. Присоединяющиеся поочередно тенора, альты и сопрано усиливают восприятие образа одиночества. Заканчивается произведение в низкой тисситуре в динамике PPP, мягким плагальным оборотом. (Такты № 12, № 13, № 14, № 15)

6. Музыкальный способ выразительности, направленный на раскрытие образа в музыке:

Темп, размер, динамика, ритм штрих.

Единство художественной трактовки, правильность розкрытия художественного образа требуют обозначения нужного темпа в исполнении произведения. Нашел дирижер нужный темп – это означает в большей степени, что можно завладеть художественным образом, созданным в данном произведении.

ТЕМП .

ТЕМП - скорость движения (латинское tempus - время). Темп произведения зависит от его характера, настроения, содержания. Правильный темп - важное условие выразительного исполнения; существенное отклонение от правильного темпа ведет к искажению произведения.

В данной обработке темп не умеренный и на протяжении произведения не изменяется.

Ритмические трудности.

Распевы на (две шестнадцатые) исполняются мягко, немного подчеркнуто на слове «весело». В конце произведения фермата на последнем аккорде, трудность в том чтобы максимально точно выдержать её.

Темповые трудности.

Размер.

МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ РАЗМЕ́Р - выражение метра; обозначает число долей определенной длительности, образующих такт. Размер изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли (единицы измерения), в числителе - число таких долей в такте. Размеры бывают простые, сложные, смешанные, переменные.

В данном случае размер составляет 4/4 и не меняется на протяжении всего произведения.

Образ поэтический

О´ БРАЗ ПОЭТИ´ ЧЕСКИЙ - 1) художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений «по законам красоты» (К. Маркс). Н. Г. Чернышевский писал: «В прекрасном идея должна нам явиться вполне воплотившейся в отдельном чувственном существе; это существо, как полное проявление идеи, называется образом» («Критический взгляд на современные эстетические понятия»). 2) Как явление стиля О. п. присутствует всюду, где художественная мысль выражается при помощи различных поэтических средств - сравнения, метафоры, эпитета, метонимии, синекдохи, гиперболы, параллелизма, уподобления и т. д., т. е. всего того, что характеризует металогию , отличающуюся от автологии . Примером такой образности могут служить следующие стихи:

Зима. Огромная просторная зима.

Деревьев громкий треск звучит, как канонада.

Глубокий мрак ночей выводит терема

Сверкающих снегов над выступами сада.

В одежде кристаллической своей

Стоят деревья. Темные вороны,

Сшибая снег с опущенных ветвей,

Шарахаются, немощны и сонны.

В оттенках грифеля клубится ворох туч,

И звезды, пробиваясь посредине,

Свой синеватый движущийся луч

Едва влачат по ледяной пустыне...

(Н. Заболоцкий)


Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Смотреть что такое "образ поэтический" в других словарях:

    Образ - 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия

    Образ - ОБРАЗ (в поэзии). Вопрос о природе поэтического образа принадлежит к наиболее сложным вопросам поэтики, ибо в нем пересекаются несколько доселе еще не разрешенных проблем эстетики. Прежде всего следует отбросить те узкие и поверхностные… … Словарь литературных терминов

    образ - 1. ОБРАЗ, а; мн. образы; м. 1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Мне часто вспоминается её нежный о. О. молодого Чехова запечатлён на фотографиях. Это был настоящий дьявол в образе… … Энциклопедический словарь

    Поэтический стиль Диккенса - характеризуется своеобразным противоречием между новой тематикой, настойчиво вторгающейся в литературную продукцию Диккенса, и старыми, в значительной степени традиционными, методами её оформления. Начавшееся со второй половины XVIII века… … Википедия

    образ - Художественное обобщение; явления, типы, характеры в живописи, литературе, музыке, на сцене и т. п. Абстрактный, аллегорический, архаичный, бесцветный, бледный, великий, верный, впечатляющий, выдуманный, выпуклый, выразительный, глубокий,… … Словарь эпитетов

    Поэтический реализм - У этого термина существуют и другие значения, см. Поэтический реализм (значения). Поэтический реализм (фр. Réalisme poétique, англ. Poetic realism) художественное направление в европейском, в основном во французском… … Википедия

    ОБРАЗ - художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто —… …

    Образ автора - – 1) одно из проявлений глобальной категории субъектности, выражающей творческое, созидательное начало в разных видах деятельности, включая речевую; 2) основная категория текстообразования, наряду с образом адресата формирующая лингвистические и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    образ - I а; мн. о/бразы; м. см. тж. главным образом, каким образом?, некоторым образом, никоим образом, равным … Словарь многих выражений

    АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ - (поэтический) (от позднелат. associatio — соединение), образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий, обладающий повышенной метафоричностью и субъективностью. Ассоциативность лежит в основе всякого художественного… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке , Н. В. Павлович. Эта книга о том, как устроен русский образный язык. Ее предмет - поэтические словесные образы или то, что обычно подразумевается под метафорой в широком смысле. Иными словами, это - `сходство… Купить за 724 грн (только Украина)
  • Лишь слову жизнь дана. Поэтический образ времени , Мандельштам Осип Эмильевич, Бунин Иван Алексеевич, Рылеев Константин. Поэтический сборник представлен именами уроженцев Воронежского края или жизненно и творчески связанных с ним: Сергей Марин, Михаил Милонов, Кондратий Рылеев, Дмитрий Веневитинов, Алексей…