Критичность ума кто изучал. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека: широта, глубина, критичность, гибкость и быстрота ума. Как это сделать

Подстрекатель – это лицо или группа (государство, организация), которые подталкивают другого участника к конфликту. Задача подстрекателя – спровоцировать конфликт между другими сторонами.

Сложность в выявлении подстрекателей:

Его истинные мотивы могут быть скрыты,

Он подставляет под удар кого-то третьего,

Невозможно предугадать все возможные последствия действий пострекателя.

Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью. Пособники бывают активными и пассивными. Активные пособники предпринимают определенные действия, прилагают усилия к развитию конфликта. Пассивные пособники – наблюдатели, которые только своим вниманием, сочувствием и присутствием побуждают противоборствующие стороны к эскалации конфликта.

Организатор – это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, собственности и т.д.

Стадия познания и персонализации в конфликте. Коммуникативные барьеры

Любое восприятие характеризуется определенным искажением (проблемы социальной перцепции, восприятия человека человеком). В основе этого лежит субъективное отражение отражение реальности, основанное на индивидуальных особенностях, жизненном опыте, уровне образования, направленности личности, коммуникативных барьерах.

Коммуникативные барьеры представляют собой различия в однороных особенностях личностей участников контакта, препятствующие полноценному общению между ними.

Коммуникативные барьеры:

· Смысловой

· Моральный

· Мотивационный

· Интеллектуальный

· Ригидностный эмоциональный

· Эстетический

Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

Материал олимпиады подготовила учитель истории

Конобевцева Лилия Николаевна

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Обществознание

9 класс

(90 минут) 1 вариант

Блок1.

1. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется:

а) свободой слова

б) свободой совести

в) свободой веры

г) свободой передвижения

д) свободой собраний

3. Что пропущено в данном ряде: норма, дозволение, предписание, _____?

А) Закон

Б) Обряд

В) Запрет

Г) Право

3. Совокупность социальных институтов называется:

А) социальная стратификация

Б) социальная организация

В) социальная система

Г) социальная структура общества

4. Товар, способный своим трудом создавать другие товары-это

А) предметы труда

Б) средства производства

В) человек

Г) рабочая сила

5. К какой из подсистем общества (сфер общественной жизни) относится институт семьи?

а) Экономической

б) Социальной

в) Политико-правовой

г) Духовной

д) Ни к одной из выше перечисленных

6. Статус преимущественного развития в экономике современных развитых государств имеет:

А) рынок товаров Б) рынок идей в) рынок ценных бумаг в) рынок услуг

7. Мораль от права отличается тем, что:

А) регламентирует в основном имущественные отношения

Б) регулирует все межличностные отношения

В) регулятором ее исполнения выступает государство

Г) регулирует административные отношения

8. Способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение людей - это:

а) Плюрализм

б) Насилие

в) Эффективность

г) Власть

9. Как называется комплексная наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний и включающая в себя практическую деятельность юристов и систему их подготовки?

А) Право

Б) Политология

В) Экономика

Г) Юриспруденция

А) формы государства

Б) формы правления

В) формы народного представительства

Г) формы политических режимов

11.Процесс гуманизации образования предполагает:

а) соблюдение устава школы

б) обязательное среднее образование

в) учет потребностей и интересов учащихся

г) обучение в две смены

12. Деньги - это:

а) финансовый актив, используемый для совершения сделок

б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг

в) запас ценности, единица счета, средство обращения и средство платежа

г) все ответы верны

итого 12 баллов, по 1 баллу за правильный ответ.

Блок 2.Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет» .

1. Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения.

_______

2. Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.

­_______

3. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.

_______

4.К признакам любого государства относится:

а) уважение к законам

б) наличие парламента

в) унитарное устройство

г) наличие публичной власти

Блок4. Заполните пропуски :

1. Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется _________________________________________________________ .

2. Не является ____________________________ действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Блок 5. Ответь на вопросы.

Вопрос 1
Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Евгений находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.
Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

Вопрос 2
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.

Блок 6 .Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

    Способность человека, переселение, критическая оценка собственных поступков, большие группы людей, переживание несоответствия своего поведения должному, перемещение.

1.-……………………………………………………………………………………………………………………………..

2.-……………………………………………………………………………………………………………………………..

2. Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею. Участвующая в борьбе за власть, деятельность.

1-………………………………………………………………………………………………………………………………….

2.-………………………………………………………………………………………………………………………………..

Блок 7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,
прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть
и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Экономический ____(А) – это период колебания деловой активности. Он имеет
4 основные фазы: подъём, пик, ___(Б), дно. В период фазы подъёма резко
увеличиваются объёмы производства, растут цены и ___(В), ____(Г)
сокращается до естественного уровня. В точке пика экономика
«перегревается», ___(Д) переполнен товарами, а покупательская активность
населения низка. Предприятия же, не получающие ту ___(Е), на которую они
рассчитывали, оказываются неспособны погашать свои кредитные ___(Ж)
перед банками. Наступает период массового ___(З) фирм, растёт уровень
безработицы. Во время депрессии сокращается падение объёмов
производства

Список терминов: 1. банкротство 2. безработица 3. доход 4. издержки 5. инфляция 6. кризис 7. обязательство 8. падение 9. прибыль 10. фирма 11. производство 12. процентная ставка 13. рынок 14. спад 15. цена 16. цикл

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2017/18

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Обществознание

9 класс

(90 минут) 2 вариант

Блок 1.

1. Что является отличительной чертой индустриального общества?

а) приоритет ценностей коллектива

б) превращение науки в общественный институт

в) низкая социальная мобильность

г) широкое использование компьютерных технологий 2. К какому типу государства (по форме правления) относится современная Россия?

а) Смешанная республика

б) Парламентарная республика

в) Конституционная монархия

г) Дуалистическая монархия

д) Федеративное государство

е) Демократическое государство

3. Товар, способный своим трудом создавать другие товары- это:

А) предметы труда б) средства производства в) человек г) рабочая сила.

4. Понятие «классовая борьба» ввели в употребление:

А) французские историки конца 18 века

Б) английские экономисты начала 19 века

В) социалисты-утописты

Г) К. Маркс и Ф. Энгельс

5. Интуиция - это:

а) чувственное познание

б) познание сверхъестественного

в) способность предвидения

г) непосредственное схватывание сущности вещи

6. Единство территории, языка, культуры, экономического уклада жизни являются признаками:

А) нации б) государства в) класса г) племени.

    Поведение, которое не соответствует социальным нормам называется:

А) ненормальным б) аномальным, в) традиционным г) отклоняющимся.

    К основным видам экономических отношений относят

1)труд

2)предпринимательство

3)производство

4)распределение

5)творчество

6)обмен

9 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.

10. высшим органом исполнительной власти в нашей стране является:

А) Министерство иностранных дел РФ

Б) Администрация Президента РФ

В) Верховный суд РФ

Г) Правительство РФ

11.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) расширением возможностей массовой коммуникации
Г) организацией массового промышленного производства

12. К числу социальных последствий НТР относится:
А) уменьшение среднего класса
Б) снижение затрат на образование
В) рост требований к подготовке специалиста
Г) увеличение продолжительности рабочего дня

Блок 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет» .

1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.

_______

2. Общество относится к саморазвивающимся системам.

_______

3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности._______

Блок3. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны

Блок 4. Заполните пропуски :

1. Автором категорического императива – всеобщего нравственного закона, согласно которому каждый должен поступать «согласно только такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» является ________________ .

    Политическая __________________ - это система концептуально оформленных представлений, взглядов и воззрений на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ориентации на те или иные политические явления, процессы, институты.

Блок 5.Ответь на вопросы.

1. Что объединяет приведенные ниже страны с точки зрения формы государства? Дайте максимально точный ответ.
Россия, Германия, Бразилия, США, Мексика, Индия.
2.Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска, воздушно-десантные войска.

Блок 6. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

    Форма, денежные доходы, систематизация, роспись, законы, одна из областей, регулирующие, определенный срок, нормативные акты, государство, общественные отношения, расходы, иные, составляемая.

1-…………………………………………………………………………………………………………………………………

2-……………………………………………………………………………………………………………………………….

    Группы населения, направленный, конкуренция, мотив, иностранная, истребление, расовый, другой, защита, национальный, государство, религиозный, отдельный, или, политика, экономический, национальная политика.

1-……………………………………………………………………………………………………………………………………….

2-……………………………………………………………………………………………………………………………………….

Блок 7. 15. Вставьте пропущенные слова.

В РФ свободное и добровольное участие граждан в выборах на основе всеобщего, _____ и _____ избирательного права при тайном голосовании.

А) Прямого

Б) Равного

В) Законного

Г) Народного

Ответы:

Вариант1.

Блок 1.

1-б, 2-в, 3-в, 4-г, 5-б, 6-б, 7-б, 8-г, 9-г, 10-г.11-в, 12-г(12 баллов) по 1 баллу за правильный ответ.

Блок 2. (6 баллов) по 2 балла за правильный ответ

    Нет, еще включает человека- производительные силы.

    нет.

    да.

Блок 3. (8 баллов) по 2 балла за правильный ответ.

    Формы правления

    Основания(ресурсы) власти

    Страты, стратификация

    Публичная власть

Блок 4. (2 балла) по 1 баллу за правильный ответ.

    Валовый внутренний продукт

    преступление

Блок 5. (по 2 балла за правильный ответ) 4 балла.

1-нет, так, как женитьба делает его полностью дееспособном гражданином(процедура эмансипации)

2.обмен, так, как не относится к факторам производства.

Блок 6. По 2 балла за термин и определение (8 баллов)

1. Миграция- переселение, перемещение больших масс людей

2.Совесть-способность человека к критической оценке своих поступков, переживание несоответствия своего поведения должному.

1. Политическая партия-организация, выражающая интересы социальных групп, активная часть общества, участвующая в борьбе за власть.

2. Способности- индивидуальные особенности личности, обеспечивающая ей успех в деятельности, легкость овладения ею.

Блок 7. Ответ: А Б В Г Д Е Ж З И К

16 14 3 2 13 9 7 1 12 15 (3 балла)

итого 47 баллов

Вариант2.

Блок1 . 1-б, 2-а, 3-г, 4-а, 5-б, 6-б, 7-г, 8-346, 9-стагнация, 10-г.11-в, 12-в(12 баллов) по 1 баллу за правильный ответ.

Блок2. (6 баллов) по 2 балла за правильный ответ

    да.

    нет.

Блок3. (8 баллов).

участники социального конфликта.

Блок 4.(4 балла) по 2 балла за правильный ответ.

    И. Кант

    идеология

Блок5. .(по 2 балла за правильный ответ) 4 балла

    федеративные государства

    вооруженные силы

Блок6. По 2 балла за термин и определение (8 баллов)

1. Бюджет-роспись денежных доходов и расходов государства, составляется на определенный срок.

2.Кодификация-форма систематизации законов и иных нормативных актов, регулируемых одну из областей общественных отношений.

    Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным или другим мотивам.

    Протекционизм- экономическая политика государства, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции.

Блок 7. А, Б (3 балла)

Итого 45 баллов.

Победитель – 40-45 баллов

Призёр – 32-39

3 место -25-31

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

Задание 1.1

К основным видам экономических отношений относят

  1. предпринимательство
  2. производство
  3. распределение
  4. творчество
  5. обмен

Задание 1.2

Что из перечисленного является признаком федерации как формы государственно-территориального устройства?

  1. в государстве существует однопалатный парламент
  2. входящие субъекты имеют статус государственного образования
  3. наличие трёх независимых ветвей власти
  4. в государстве существует двухуровневая система законодательства
  5. образующие государство части имеют полный суверенитет
  6. право регионов свободного выхода из состава государственного образования

Задание 1.3

Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются:

  1. политические партии
  2. публичные акционерные общества
  3. публично-правовые образования
  4. жилищные кооперативы
  5. производственные кооперативы
  6. унитарные предприятия

Задание 1.4.

Формами рационального познания выступают

  1. понятие
  2. восприятие
  3. суждение
  4. умозаключение
  5. ощущение
  6. представление

Ответ :

1.1. 1.2. 1.3. 1.4.
346 24 256 134

Критерии оценивания

2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 2

Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны.

Ответ : участники социального конфликта.

Критерии оценивания

2 балла за верный ответ.

Задание 3

Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.

Ответ :

Общее : формы социальной динамики.

Лишнее : стагнация.

Критерии оценивания

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез.

Ответ :

Общее : теоретические методы научного познания.

Лишнее : описание.

Критерии оценивания

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы.

Ответ :

Общее : представители этнических общностей/групп, выделенных по этническому признаку.

Лишнее : сибиряки.

Критерии оценивания

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Задание 6.1

В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но не заносятся дисциплинарные взыскания.

Задание 6.2

В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное наличие определённой квалификации.

Задание 6.3.

Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни человека.

Задание 6.4

Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим любому государству.

Задание 6.5

Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным.

Задание 6.6

В большинстве современных государств существует нерегулируемая государством свободная рыночная экономика.

Ответ :

6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6.
да нет да нет нет нет

Критерии оценивания

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Решите задачу.

Владелец кинозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каком виде спроса он добился бы желаемого? При каком виде спроса его выручка уменьшится?

Ответ : владелец кинозала добился бы желаемого при условии, что спрос на услуги кинозала является неэластичным. Если спрос на услуги кинозала окажется эластичным, его выручка с ростом цены входных билетов уменьшится.

Критерии оценивания

  • 2 балла за верное указание вида спроса, при котором выручка увеличится.
  • 2 балла за верное указание вида спроса, при котором выручка уменьшится.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 8

Прочитайте описание ситуации и ответьте на вопросы.

В 2015 г. гражданин В., известный филолог, за несколько месяцев перед смертью закончил рукопись романа на сюжет древнегреческой мифологии со значительными вставками на древнегреческом языке, который всю жизнь мечтал написать. Роман был издан ещё при жизни автора в количестве 100 экземпляров, которые автор по себестоимости продал своим знакомым и членам городского клуба любителей исторических романов. Гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права и не успев составить завещание. Из живых родственников у него осталась только 88-летняя мать.

  1. Нормы какого кодекса регулируют права, возникшие у гражданина В. в отношении его романа?
  2. В каком году произведение гражданина В., станет общественным достоянием?
  3. Как повлияет на авторские права то, что гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права?
  4. Сможет ли мать гражданина В. претендовать на его наследство? Приведите пояснение ответа.
  5. К какому типу культуры относится роман гражданина В.? Назовите три признака, по которым это можно определить (каждый признак обязательно проиллюстрируйте примером из текста).

Ответ :

ВОПРОС ОТВЕТ БАЛЛЫ
1 Гражданский кодекс РФ 1 или 0
2 в 2076 г. (спустя 70 лет со смерти автора, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора) 2 или 0
3 никак не повлияет, поскольку для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения, право на произведение возникает в момент его создания (ГК РФ, ст. 1259, п. 4) 1 или 0
4 1) ответ : да, сможет;

2) пояснение : вне зависимости от наличия завещания она является наследницей первой очереди, которая в данном случае имеет все права на наследство

1 или 0

1 или 0

5 1) ответ: элитарная культура;

2) пояснение:

· ориентация на узкий круг ценителей (книга разошлась среди членов клуба любителей исторических романов);

· необходимость специальной подготовки для восприятия (вставки на древнегреческом языке)

1 или 0

по 1 баллу за каждый названный признак, по 1 баллу за каждое приведённое пояснение.

Максимум за задание 13 баллов.

Задание 9

Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которым они соответствуют.

Ответ :

А Б В Г Д
2 1 4 3 5

Критерии оценивания

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 10

Установите соответствие между предприятиями и видами предпринимательства, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
5 3 2 4 1

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждую верную позицию.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла историю человечества на несколько этапов – _______ (А), каждая из которых состояла из _______ (Б) (производительные силы и производственные отношения) и _______ (В) (социально-политические и духовные институты). В основных формациях были _______ (Г), борьба между которыми двигала человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление _______ (Д), в которой и виделись основные беды человечества и которую считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для складывания общества справедливости.

В отличие от марксизма, абсолютизировавшего _______ (Е) сферу жизни общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения _______ (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь _______ (З). На её основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации, отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных цивилизаций.

Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества на основе уровня развития _______ (И), который определяет остальные компоненты – социально-политическую организацию и духовное развитие. В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление _______ (К) общества и определили его основные черты.

Список терминов:

  1. базис
  2. деятельность
  3. духовная
  4. касты
  5. классы
  6. коммунистическое
  7. надстройка
  8. общественная собственность
  9. политическая
  10. постиндустриальное
  11. религия
  12. сословия
  13. техника
  14. формация
  15. частная собственность
  16. экономическая

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж З И К
14 1 7 5 15 16 3 11 13 10

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 12

Объедините следующие понятия в классификационную схему.

Понятия :

  1. проступки,
  2. преступления,
  3. дисциплинарные,
  4. уголовные,
  5. административные,
  6. правонарушения,
  7. гражданские.

Ответ :

Схема с ответами

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждую верную позицию.

Максимум за задание 7 баллов.

Задание 13

Рассмотрите рисунок. Укажите отражённые в нём социальные статусы изображённого человека. Укажите пять статусов.

Ответ : мужчина, воин (рыцарь), феодал, дворянин, христианин, вассал, сеньор, участник Крестовых походов.

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 14

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Исторический миф - мощное оружие пропаганды Нового и Новейшего времени… В наши дни мифотворцы обращаются за поддержкой уже не к священным текстам или чудесам, а к исторической науке… Одно, это исторические сведения сами по себе, другое ‒ их интерпретация, ценностное отношение. Самая опасная ложь ‒ та, что на 99 % состоит из правды. Миф отличается от науки не тем, что он не опирается на факты или сам их выдумывает (это как раз не обязательно), а тем, как он расставляет акценты, чему придаёт высшую ценность…

Между подлинным мифом ‒ греческим, германским или индейским ‒ и современным идеологическим мифом такая же разница, как между настоящим бифштексом и вермишелевым концентратом «со вкусом говядины».

В самом деле, идеологический миф лишь использует некоторые механизмы подсознания, хорошо заметные в классической мифологии, чтобы изложить с их помощью совсем иное содержание и предложить его совсем иным людям ‒ уже способным к иным, высшим видам мышления.

Учёные предлагают различать «два значения слова “миф”»: 1) вид архаического мировосприятия; 2) «добросовестное заблуждение», когда репутация предмета принимается за сам предмет. Первый характерен для древних культур, второй ‒ для современной культуры»… Для нашего сегодняшнего мира именно «миф-2» сохраняет грозную актуальность, в то время как «миф-1» ‒ в лучшем случае этнографическое значение.

Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности. Этот смысл невыразим до конца в словах (поскольку касается вещей метафизических), поэтому он не поддаётся вполне логичному объяснению. Вместо этого он лишь обозначается основным символом данной культуры и раскрывается (возможно, скорее иллюстрируется) в её основном мифе. Без этого культура не может сложиться как нечто целое и отграниченное от всех прочих культур. Рационального сознания для этого недостаточно: ведь законы физики во всём мире едины. А культуры различны, больше того ‒ именно в их различии и многообразии богатство человечества и его шансы на выживание перед лицом любых опасностей, которые может нести будущее.

Мосионжник Л.А. «Технология исторического мифа»

  1. А. Какие два типа мировоззрения (две формы постижения мира) противопоставляет автор? Б. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два отличия между ними.
  2. Сколько смыслов слова «миф» приводит автор? Раскройте их содержание.
  3. Опираясь на содержание текста, назовите тип культуры, для которого характерен современный миф.
  4. Какую, по мнению автора, социальную функцию играет современный миф? Раскройте содержание этой функции, приведя авторскую цитату.
  5. Выскажите предположение, какую социальную опасность может нести современный миф.
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1. А. Научное и мифологическое;

Б. два отличия между ними, например:

  • миф опирается на веру и не требует доказательств, а наука опирается на разум и строго доказательна;
  • миф даёт только ответы и не приемлет вопросов, а научное познание начинается с вопроса (проблемы);
  • синкретичность мифа (соединение рационального и эмоционального, неотчётливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова), тогда как наука представляет собой системное знание.

Могут быть приведены другие отличия.

2. Два смысла:

  • классический миф как вид архаического мировосприятия;
  • современный миф как «добросовестное заблуждение».
А . 1 балл

Б . По 2 балла за каждое отличие (всего 4 балла)

По 2 балла за раскрытие содержания каждого смысла (всего 4 балла)

3. Характерен для современной массовой культуры. 2 балла
4. Положительная социальная функция мифа – интеграция, консолидация общества. 2 балла
Пояснение , например: «Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности».

Может быть приведено другое положение текста, поясняющее интегрирующую функцию мифа.

2 балла
5. Современные мифы могут создаваться с целью разжигания вражды между членами общества, утверждения превосходства одних народов или социальных групп над другими, оправдания антигуманной политики.

Могут быть высказаны иные предположения.

3 балла

Максимум за задание 18 баллов

Задание 15

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОНЯТИЯ
1) *** государства должна быть такой, чтобы не нарушать *** гражданина. (Станислав Ежи Лец ) Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт , обращаясь к составителям ***) Вы видели *** стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей. (Муаммар аль-Каддафи ) конституция
2) *** – побочный продукт процветающих банков. (Эдвард Йокель )

*** ‒ это законная процедура, в ходе которой Вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам. (Тристан Бернар ) Бедняк никогда не станет ***. (Английская поговорка )

банкротство
3) Если бы от *** что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать. (Марк Твен )

*** ‒ священное таинство демократии. (Теодор Хесберг )

Только способность *** составляет квалификацию гражданина. (Иммануил Кант )

выборы/ голосование
4) *** никогда не бывает реальностью, иначе весь мир стал бы святым. (Освальд Шпенглер )

Мысль без *** ‒ недомыслие, *** без мысли ‒ фанатизм. (Василий Ключевский )

*** без политики бесполезна, политика без *** бесславна. (Александр Сумароков )

мораль

Критерии оценивания

По 2 балла за каждое верное слово.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 16

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

    «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский )

    «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». (И.Т. Посошков )

    «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф )

    «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений». (Ф. Бурлацкий )

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, ‒ 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
  • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов .

Максимум за работу 125 баллов .

Важный аспект структурного анализа социальных конфликтов – выявление «действующих лиц и исполнителей» конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта», сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъект», «посредник». При этом не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей. Так, участником этнического конфликта может быть любая группа лиц, которая принимает участие в конфликте, но не отдает себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником могут быть также сторонние лица, случайно оказавшиеся в зоне конфликта и не имеющие своего интереса. Субъектом этнического конфликта является этническая группа, способная создать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других групп, вызывать те или иные изменения.

Такой специалист в области теории конфликтов, как Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:

Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии субъективно несовместимых целей;

Вторичные группы – те, кто стремится быть незамешанным непосредственно в конфликт, но вносит вклад в его разжигание;

Третичные группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Конфликтантов можно различать по следующим объективным характеристикам.

Роли - некая идеальная модель, совокупности прав и обязанностей. Роли различаются по включенности в конфликт, которая может быть:

· прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппонентов) конфликта;

· косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, - это участники конфликта.

Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением , т.е. косвенные участники конфликта могут:

· провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор), его цель - спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов;

· содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи);

· поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно (пособник, союзник или группа поддержки);

· планировать и руководить протеканием конфликта (организатор);

· быть жертвой конфликта.

Алан Турен считает, что определение социальных оппонентов и их ценностных ориентаций является ключевым моментом в анализе конфликта. В чем же здесь проблема? В реальном конфликте действительные оппоненты могут не проявлять свое участие, а скрываться за второстепенными участниками (подмена, маскировка субъекта). Кроме того, трудность с определением участников и субъектов конфликтного взаимодействия связана с динамичностью этого процесса: на одном этапе человек или группа может выступать инициатором конфликта, а к концу переместиться в категорию жертв. Поэтому имеет смысл согласиться с французским исследователем: эта процедура не так проста, как выглядит на первый взгляд.



Кроме ролей, субъекты и участники конфликта характеризуются рангом, социальным статусом, потенциалом.

Ранг - позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне:

· оппонент 1 ранга - человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

· оппоненты 2 ранга - отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

· оппонент 3 ранга - структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

· оппоненты 4 ранга - государственные структуры, выступающие от имени закона.

Социальный статус - общее положение личности или группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав или обязанностей.

Потенциал (сила) - возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента; вся совокупность потенциальных и актуальных средств и ресурсов стороны конфликта.

Элвин Тоффлер выделяет, согласно западным стандартам, три наиболее важных источника силы: насилие, богатство и знание. Насилие он считает низкокачественной силой. Оно может быть использовано как позитивно, так и негативно. Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатство есть сила среднего качества.

Сила наивысшего качества исходит из применения знаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научными законами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступают формами знания. Знание выступает наиболее демократическим источником силы.

Знание, насилие и богатство, взаимоотношения между ними определяют силу в обществе.

Политический же вектор ресурсов вытекает из взаимодействия следующих факторов .

1. Фактор власти. Устойчивость и действенность властных структур и их легитимность в глазах населения или отдельных социальных групп.

2. Фактор человеческих ресурсов . Число людей, поддерживающих, сотрудничающих или оказывающих особое содействие властным структурам, их число относительно всего населения, а также форма и устойчивость их организаций.

3. Фактор знаний и навыков (технологической оснащенности). Умения, знания и возможности этих людей, их способности удовлетворять потребности политических структур.

4. Скрытые факторы . Фундаментальные основания деловой культуры и архетипов, психологические и идеологические факторы, такие, как привычки, отношение к повиновению и подчинению, наличие или отсутствие общественного доверия, идеология, чувство долга. По М. Веберу, дисциплина есть возможность того, что в силу привычки команда получит быстрое и автоматическое исполнение в стереотипизированных формах от данных групп или личностей.

5. Материальные ресурсы и политика . Собственность, естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи и транспорта.

6. Санкции. Характер и силы принуждения и наказания, которые имеются в распоряжении властных структур.

Сила есть способность к эффективному действию и противодействию. Но ее мощь зависит от взаимоотношений с другой стороной, проявляется во взаимодействии социальных групп. Коротко говоря, действие и противодействие являются свойствами силы; они констатируют силу в действии.

Любой ресурс, выступающий основанием силы, эффективен только в том случае, если индивиды подтверждают этот ресурс, и ресурс индивида только тогда дает силу, когда он имеет некоторый вес в контексте тех отношений, где он используется (Э. Тоффлер).

Обычно выделяют и рассматривают три категории участников конфликта в зависимости от присущих им ролей:

Участники: атакующие и защищающиеся;

Управляющие конфликтом;

Нейтральные.

Каждая категория объединяет, в свою очередь, несколько групп. Так, категория «управляющие конфликтом» включает группы: правительственные лица, бюрократические институты, ассоциации. Развернутую типологизацию участников конфликта предложил А.А. Белов. Им выделены и описаны 11 групп участников конфликта в зависимости от степени их вовлеченности в конфликт и ролевого участия в нем.

1. Непосредственные участники – это те, кто сходится в прямом противоборстве за свои интересы. Это сами участники, их союзники, помощники, которые подыскиваются как в самой организации, так и вне ее.

2. Манипуляторы – те, кто пытается достичь своих целей, не принимая явного участия в конфликте, «руками других», используя их как марионеток.

3. Подстрекатели – те, кому выгоден конфликт, но не потому, что в нем достигаются их цели, а потому, что «можно ловить рыбу в мутной воде», кому выгодно обоюдное ослабление сторон, чьи услуги (продукция), в частности, будут пользоваться повышенным спросом в условиях конфликта, кто хочет занять вследствие конфликта лидирующее положение.

4. «Спонсоры». Их цели в конфликте непосредственно не достигаются. Интересы «спонсоров» не связаны с проблемой и результатом. За оказанную помощь в конфликте они получают какие-либо «проценты» (это могут быть материальные блага, льготы, должность, просто благодарность, наконец). Такой тип участников может быть назван еще «ростовщиками».

5. Арбитры – те, кто могут своим волевым решением остановить конфликт, кто управляет конфликтом – «третейские судьи», руководители, авторитетные люди, профессиональные арбитры.

6. «Жертвы» – те, кто страдают от конфликтных действий, не участвуя в них, кто испытывает неудобства от конфликта. Такие субъекты, хотя и не преследуют целей, связанных с содержанием конфликта, могут включаться в него для самозащиты или мести обидчикам.

7. Посредники (медиаторы) – те, кто принимают непосредственное участие в конфликте, но, сохраняя нейтралитет, не преследуют своих целей, а стараются смягчить «трения» сторон, облегчить их коммуникацию, привести стороны к компромиссу.

8. Зрители – те, для кого конфликт – развлечение. Они могут интересоваться ходом, наблюдать, одобрять или осуждать (и сам конфликт, и действия сторон), но активные действия не принимают.

9. «Общественные контролеры» – следят за ходом конфликта, чтобы соблюдались «правила честной игры». В целом сохраняют нейтралитет, но могут вмешиваться, если эти правила нарушаются.

10. «Болельщики» – группы поддержки конфликтующих. Обеспечивают необходимый эмоциональный фон, оказывают моральную поддержку. Никаких интересов не преследуют (могут рассчитывать на благодарность «своих» участников). Действия основаны на личных симпатиях и взаимоотношениях.

11. Наблюдатели – сохраняют нейтралитет, наблюдают за ходом конфликта, чтобы вовремя отреагировать, если будут затронуты интересы групп, которые они представляют.

Обоснование определения участников конфликтного взаимодействия, их роли в конфликте, степени вовлеченности в него позволяет установить реальный «вклад» в развертывание конфликта, цели, преследуемые ими в конфликте, причины и мотивы вступления в него. Знание этих параметров дает возможность сконцентрировать усилия по разрешению конфликта на его «ядре», а не распылять их, что, безусловно, повышает эффективность противоконфликтных мер.

Например, по данным социологических опросов, проведенных в течение последних десяти лет в организациях г. Белгорода, конфликтные роли среди их руководителей и сотрудников распределились следующим образом (в % к числу опрошенных).

Таблица 1

Распределение участников конфликтного взаимодействия