Умение держать себя в руках. Корпоративная культура делового общения. Виды корпоративного общения

«Опасные ситуации на дорогах» - Кроссворд. Тёплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда. Что показывает стрелка спидометра? Нарушение правил дорожного движения пешеходами. Замёрзшая вода, очень опасная для движения транспорта и пешеходов. Причины опасных ситуаций на дорогах. Время года, когда опавшие листья удлиняют тормозной путь.

«Ситуации природного характера» - 2 группа «Спасатели» Наводнение. Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы. 4 группа «Врачи». Цените Жизнь! Жизнь – великий дар! Вопросы для исследования: Какова готовность населения по оказанию ПМП? Цените ЖИЗНЬ! Какие меры необходимы по защите населения от последствий наводнения? Как оказать первую медицинскую помощь?

«Природные ситуации» - Обгорает лесная подстилка, корни деревьев, гибнет подлесок. Низовой устойчивый пожар. Сообщите в комиссию по чрезвычайным ситуациям о состоянии Вашего дома. Огненный шторм. Существует недолго, перемещаясь вместе с облаком. Лавины. Сель. Правила безопасного поведения во время землетрясения. Землетрясение -.

«Речевые умения» - Умение различать звуки речи на слух. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Владение элементарными навыками звукового анализа. Грамматический строй речи В норме к 6 – 7 годам у ребенка сформированы: Связная речь. Владение элементарными навыками звукового анализа: Логопедическая Готовность к школе.

«Создание ситуации успеха» - Результаты работы 2 - е классы. Приёмы создания ситуаций успеха. Уровень школьной мотивации учащихся 1 ступени. Великие дидакты и философы: Действия учителя: Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни! Методы стимулирования и мотивации. 3 – е классы. 4 – е классы. Наиболее характерные учебные мотивы: Школьная мотивация.

«Ситуация успеха» - Для создания ситуации успеха: Демонстрируйте детям полное доверие. Открыто выражайте классу свои чувства. В основе ожидания успеха. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. С социальной точки зрения. Задача состоит в том, чтобы. С педагогической точки зрения. Ситуация успеха. Успех ученика находится в прямой зависимости от успешной деятельности учителя.

Корпоративное общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Цель корпоративного общения - постановка определенных целей и конкретных задач. Этим оно отличается от общения в широком смысле слова. Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации. Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника.

Знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату, - все это включает в себя коммуникативная культура.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией.

Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, когда появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

Тактичность - также одно из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т.д.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.

Предупредительность - это стремление первым оказать любезность избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Человек с высоким уровнем коммуникативной культуры обладает:


  • эмпатией - умением видеть мир глазами других, понимать его также, как они;
  • доброжелательностью - уважением, симпатией, умением понимать людей, не одобряя их поступки, готовностью поддерживать других;
  • аутентичностью - способностью быть самим собой в контактах с другими людьми;
  • конкретностью - умением говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовностью отвечать однозначно на вопросы;
  • инициативностью - способностью «идти вперед», устанавливать контакты, готовностью браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
  • непосредственностью - умением говорить и действовать напрямую;
  • открытостью - готовностью открывать другим свой внутренний мир и твердой убежденностью в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренностью;
  • восприимчивостью - умением выражать свои чувства и готовностью принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;
  • любознательностью - исследовательским отношением к собственной жизни и поведению, готовностью принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.

Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.

Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

Показателями культуры речи в деловом общении являются:


  • словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);
  • словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);
  • произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);
  • грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);
  • стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой среды позволяют говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.

Виды корпоративного общения

Корпоративное общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Цель корпоративного общения - постановка определенных целей и конкретных задач. Этим оно отличается от общения в широком смысле слова.

В деловом корпоративном общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации.

Однако деловое (корпоративное) общение - понятие более широкое, чем служебное, так как включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников-работодателей, которое происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и пр.

Корпоративное общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

Различают два вида корпоративного общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. verbalis - словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и пр.

Три основных стиля корпоративного общения:


  • ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер - лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличие от следования роли - социальной, профессиональной, личностной;
  • манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любые обучение, убеждение, управление всегда включают манипулятивное общение;
  • гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

К формам корпоративного общения относятся деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка.

Деловая беседа - передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно.

Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе:


  • взаимное общение работников из одной деловой сферы;
  • совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
  • контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
  • стимулирование деловой активности и пр.

Деловая беседа может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.


  • Деловые переговоры - основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов.
  • Спор - столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссии и пр.
  • Деловое совещание - способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.
  • Публичное выступление - передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.
  • Деловая переписка - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста.

Главные функции корпоративного общения:


  • организация совместной деятельности;
  • формирование и развитие межличностных отношений;
  • познание людьми друг друга.

Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника. Работник, как профессионал, должен уметь:


  • формулировать цели и задачи общения;
  • организовывать общение;
  • разбирать жалобы и заявления;
  • владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;
  • вести переговоры, управлять деловым совещанием;
  • предупреждать конфликты и разрешать их;
  • доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;
  • осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением.

Социально-психологические методы управления общением

Заражение - это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

Внушение - это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

Подражание - это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т.п. другого человека. Самое массовое проявление подражания - следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.

Убеждение - это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его цель - активизировать мышление личности при усвоении информации, формировать у нее убежденность.

Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания и поднимется до основательного содержательного познания какого-то явления, в ее сознании начнут складываться убеждения, т.е. собственная позиция.

Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации.

Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.

Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Еще Аристотель говорил, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. Подражание как сознательная или бессознательная имитация чьих-то действий, манеры поведения и мышления широко распространено в жизни, в том числе и деловой практике.

Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании цель достигается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа - основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.

Принуждение по сравнению с предыдущими методами - это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.

Как бы ни был профессионально подготовлен руководитель, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми, как на массовом, так и на индивидуальном уровне. Найти свой стиль в общении с людьми - важное условие успеха.

Факторы, влияющие на выбор стиля общения

Состав аудитории. Здесь полезно принимать во внимание все то, что характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные качества. Различные аудитории предполагают специфические подходы к достижению наилучшего коммуникационного воздействия.

Содержание и характер материала выступления. Например, в выступлении, в котором рассматриваются актуальные вопросы профессиональной деятельности, недопустим авторитарный тон, безаппеляционность высказываний. Необходимо проявлять больше доверия к людям, советоваться с ними в процессе выступления. Здесь допустим доверительный обмен мнениями, открытое желание взаимно обогатиться знаниями - надежный вариант коммуникационного общения.

Объективная самооценка выступающим своих личностно-деловых качеств, научной компетенции в тех проблемах, с которыми он вышел к людям. Важно не переоценивать и не занижать свою научно-экономическую и практическую подготовленность. Следует самокритично оценить свои коммуникабельные качества. Выступающему следует серьезно задумываться над техникой общения, контролировать себя в процессе общения.

Существуют несколько видов делового общения:


  • менторский - поучительный, назидательный;
  • одухотворяющий - возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества;
  • конфронтационный - вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться;
  • информационный - ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-то знаний.

Следует всячески стремиться освободиться от менторского общения, остерегаться появления у руководителя ноток поучающего общения. Не должно быть позы, какого-либо проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакций на излагаемый материал.

Современные люди сдержанно относятся к информационному общению. Они хотят обмена мыслями, утверждения себя в научном понимании реальных факторов, выработки собственных убеждений. Не случайно сейчас популярно одухотворяющее общение. В его процессе люди проникаются достоинствами интеллектуального общения. У них актуализируется потребность в совершенствовании своего духовного мира. Одухотворяющее общение - наглядный показатель высокой культуры общения.

Конфронтационное общение в ряде случаев дидактически необходимо. Бывают пассивные аудитории или аудитории, которые, как говорят, ничем не удивишь. Бывают темы выступления, которые не вызывают у людей по самым разным причинам живого интереса. Конфронтационная манера общения используется для активизации внимания людей, втягивая их в обсуждение проблемы, она наиболее предрасполагает к возникновению дискуссий, к противоборству различных точек зрения.

  • Кадровая политика, Корпоративная культура

Ежедневно люди сталкиваются с огромным количеством стрессовых ситуаций. Чтобы не потерять эмоциональное равновесие, важно знать, как держать себя в руках. Чтобы не дать внешним раздражителям взять верх над собой, стоит научиться контролировать эмоции.

Почему люди теряют контроль над собой

Серьезные проблемы, а порой и самые незначительные трудности, могут вывести человека из себя и вызвать настоящий приступ злости и ярости. В большинстве случаев такая эмоциональность является врожденной особенностью темперамента. Характер - это упрямая вещь, а потому научиться самообладанию достаточно сложно. Тем не менее есть еще ряд причин, по которым человека может захлестнуть приступ агрессии:

  • Неудовлетворенность собственной жизнью нередко выражается через агрессию к окружающим. Проблемы в семье, на работе, нереализованные желания... Как результат - малейший раздражитель может вызвать сильный Нет смысла прибегать к советам психологов, пока вы не измените что-то в своей жизни или же отношение к происходящим событиям.
  • Причиной вспыльчивости и несдержанности порой могут стать проблемы со здоровьем. Ощущая боль или любой другой дискомфорт, человек не может адекватно реагировать на происходящее.
  • Нередко причиной эмоциональной вспышки является к собеседнику. Для того чтобы совладать с собой, достаточно решиться на откровенную беседу, которая поможет устранить все противоречия, разногласия и взаимные претензии.
  • Если у человека то открытое противостояние - один из способов ее повысить. Можно сказать, что это своего рода метод самореализации.

В том случае если несдержанность и вспыльчивость мешают вам нормально жить, работать и налаживать взаимоотношения с окружающими, пришло время задаться вопросом о том, как держать себя в руках. Советы профессиональных психологов помогут вам в этом.

Гнев - ваш главный враг

Как держать себя в руках? В первую очередь научитесь не поддаваться гневу. Позволив этому состоянию завладеть вами, вы полностью потеряете контроль над ситуацией и полностью окажетесь во сласти своего оппонента или той сложной ситуации, которая выбила вас из колеи. Порой собеседник может сознательно идти на провокацию.

Чтобы не пойти на поводу у эмоций, вы должны четко осознать, что гнев нанесет вам только вред. Поддавшись этой эмоции, вы можете наломать дров, выставив себя не в лучшем свете. В тот момент, когда чувства начинают захлестывать вас, прекратите любые контакты с раздражителем (будь то человек или объект работы). Накопившуюся агрессию лучше выместить путем физических нагрузок.

Нужно уметь отвлекаться

Длительное сосредоточение на рабочей проблеме или споре вовсе не способствует поиску правильного решения. Наоборот - вы перестаете объективно смотреть на ситуацию. Как держать себя в руках в такой ситуации? Конечно же, отвлечься и переключить внимание.

Если речь идет о какой-либо рабочей задаче, которая никак вам не поддается, оставьте ее на некоторое время без внимания. Полюбуйтесь видом за окном, сделайте перерыв на кофе, пройдитесь по улице. Вполне возможно, что, посмотрев на ситуацию свежим взглядом, вы намного быстрее найдете решение.

Если ваш диалог с собеседником постепенно начинает переходить на повышенные тона, на секунду остановитесь и резко переведите тему. Обратите внимание оппонента на необычный цветок на окне, погоду или любые другие вещи, абсолютно не связанные с предметом вашей беседы. Это своего рода элемент неожиданности, который поможет снять напряжение, а через некоторое время продолжить конструктивный диалог.

Не оставайтесь наедине с проблемами

Если вы не знаете, как держать себя в руках в трудной ситуации, постарайтесь не решать свои проблемы в одиночку. Чтобы не дать эмоциям завладеть собой, излейте кому-нибудь душу, поделившись своими трудностями. Если же речь идет о каком-нибудь споре, не стоит оставаться один на один с оппонентом. Как вариант, можно привлечь к решению проблемы незаинтересованное лицо. Так вы получите объективное мнение и будете держать себя в рамках приличия.

Контролируйте свои мысли

Если вы не знаете, как лучше держать себя в руках, научитесь держать под контролем свои мысли. Именно они во многом определяют ваше и поведение. Как только вы чувствуете, что негативные мысли овладевают вами, сосредоточьтесь и постарайтесь направить их в оптимистичное русло.

Чаще всего негатив овладевает человеком перед началом нового дела или же важным разговором. В голове вырисовываются самые негативные сценарии развития событий. Не позволяйте подобным мыслям взять над собой верх. Настройтесь на позитивный исход, представьте себя победителем. Тогда никакие внешние влияния не смогут вывести вас из себя.

Правильно дышите

Пожалуй, всех интересует, как держать себя в руках. Советы о глубоком вдохе на первый взгляд могут показаться нелепыми. Тем не менее эта техника действительно работает. Набирайте как можно больше воздуха в легкие до тех пор, пока дыхание снова не станет ровным и размеренным. Приток кислорода к мозгу усилится, а вы более трезво посмотрите на ситуацию.

Посчитайте до 10

Если вы хотите узнать, как контролировать и держать себя в руках, обратитесь к совету мудрецов. Они утверждали, что, прежде чем сделать или сказать что-то важное, стоит медленно посчитать до 10 в уме. За это время ваш пыл немного охладится, а ситуация представится в абсолютно ином свете. Вполне возможно, что такая методика убережет вас от неверного действия или неосмотрительно произнесенного обидного слова.

Наверное, всем приходилось становиться невольным свидетелем ссор или прочих неприятных сцен. Несмотря на то что многие невнимательно относятся к подобным ситуациям, они способны многому научить нас. Как? Научится держать себя в руках человек, который будет осуществлять мысленный анализ: кто прав, кто виноват, как стоило бы вести себя на месте спорщиков.

Если вы чувствуете, что противостояние с оппонентом переходит в деструктивную фазу, представьте, что вокруг вас много людей. Станьте на секунду одним из этих зрителей и посмотрите на себя же. Достойно ли ваше поведение? Не стыдно ли вам за самого себя? Ответив на эти вопросы, вы сможете скорректировать тактику ведения спора и достойно выйти из конфликтной ситуации.

Не спешите отвечать

Далеко не всегда конфликтные ситуации возникают сами собой. Порой оппонент может сознательно спровоцировать вашу вспышку гнева для достижения своих личных целей. Если вы часто сталкиваетесь с подобными ситуациями, вам просто необходимо знать, как можно держать себя в руках.

Главное правило - не спешите отвечать на провокацию. Самое верное решение - короткой фразой оборвать разговор (естественно, не опускаясь до грубостей или оскорблений) или же вовсе промолчать. Даже если вам очень хочется сказать в ответ какую-то колкость, не позволяйте себе этого. Уже через пару минут вы поймете, что поступили абсолютно правильно.

Уважайте собеседника

К сожалению, многие люди теряют контроль над собой только из-за того, что считают свое мнение единственно правильным. Тем не менее ваш оппонент имеет такое же право на свою точку зрения. Чужое мнение должно быть поводом не для раздражения, а для повторного осмысления сложившейся ситуации. Помните, что если вам свойственно выходить из себя при малейших отклонениях от намеченного вами плана, то это вовсе не значит, что окружающие вас люди не такие. Научитесь уважать собеседника и искать компромиссы, ведь обычный спор может перерасти в серьезный конфликт.

Негативные эмоции значительно искажают внешность человека, а потому еще более актуальным является вопрос о том, как держать себя в руках. Рекомендации специалистов заключаются в том, чтобы смотреть на себя в зеркало всякий раз, когда вами овладевают негативные эмоции. Конечно, было бы глупо делать это на улице, но дома или в рабочем кабинете это вполне возможно. Будьте уверены, что, увидев собственное лицо, искаженное гневной гримасой, вам тут же захочется успокоиться и вернуть себе прежний облик.

Введите систему наказаний

Каждого ребенка наказывали за провинности, непослушание и шалости. Конечно, взрослого человека никто не решится поставить в угол, а потому стоит самостоятельно ввести для себя систему взысканий. Если, поддавшись эмоциям, вы вступили с кем-то в перепалку, накричали на собеседника, разревелись после замечания начальника, непременно накажите себя, отказавшись от какого-то удовольствия. Это может быть отказ от любимого лакомства, просмотра сериала, похода по магазинам и тому подобное. Таким образом у вас появится стимул к самоконтролю.

Научитесь уступать

Умение отстаивать свои интересы, безусловно, очень ценно. Тем не менее во время спора могут возникать стрессовые ситуации, которые нередко приводят к потере самоконтроля. Подумайте, действительно ли для вас так важно одержать победу в споре? Если это всего лишь дело принципа, лучше отступить, сохранив лицо и нервные клетки.

Умение контролировать свои действия и мысли бесценно, ведь самообладание - это одно из главных оружий в достижении целей. Если вы хотите быть успешным человеком, узнайте, как держать себя в руках. Советы психолога направят вас по верному пути. Обратите внимание на следующие моменты:

  • Не пытайтесь подавить эмоции. Это негативно сказывается как на психическом, так и на физическом состоянии. Самоконтроль - это искусство, которому нужно учиться постепенно.
  • Учитесь самообладанию у других. Если человек спокоен и уравновешен, это вовсе не значит, что у него нет проблем и неприятностей. Попытайтесь понаблюдать за ним, изучив его приемы реагирования на стрессовые ситуации.
  • Не стыдитесь своей эмоциональности, ведь каждый человек с рождения наделен определенным темпераментом. Относитесь к ней как к характеристике, которая поддается коррекции.
  • Проще смотрите на жизнь и проблемы, которыми она сопровождается. Иногда стоит надевать которые помогут вам отгородиться от стрессов.

Как держать себя в руках: получаем навыки

Самообладание - это черта сильных и успешных людей, которые легко преодолевают препятствия на пути к цели. Тем не менее далеко не все знают, как держать себя в руках. Навыки вырабатываются на протяжении длительного времени. Для этого вы должны следовать таким рекомендациям:

  • Анализируйте свое поведение. Каждый вечер описывайте свои эмоции и поведение в тех или иных ситуациях. Так вы сможете со стороны посмотреть на свои ошибки, чтобы избежать их в будущем.
  • Будьте готовы к стрессовым ситуациям. Перед каким-то событием или встречей предусмотрите возможные трудности. Попытайтесь проработать сценарий реакции на них.
  • Научитесь пробуждать в себе Как только вас начинает захлестывать негатив, начинайте думать о чем-то приятном и красивом.
  • Если ваши нервы напряжены, постарайтесь окружать себя позитивом. Не смотрите грустные фильмы, не смотрите плохие новости, не читайте книги с тяжелым сюжетом.

Выводы

Неумение держать себя в руках, чрезмерная вспыльчивость и обидчивость - это серьезная проблема, которая мешает жить, работать и наслаждаться окружающим миром. Если каждая мелочь в разговоре или отклонение от намеченного плана действий приводят вас в ярость, значит, пора задуматься о том, чтобы обратиться за помощью к психологу. Он непременно даст вам ценные рекомендации по самоконтролю, а также посоветует успокоительные препараты, которые сделают вас менее восприимчивыми к внешним раздражителям.

Будь скромным = не высовывайся

Википедия гласит:

"Скромность - умение держать себя в рамках, быть умеренным, сдержанным, спокойным. Под скромностью понимают черту характера, выражающуюся в следующем:

  • умеренность во всех требованиях;
  • равнодушие к роскоши и излишествам;
  • отсутствие властолюбия, стремления первенствовать, показывать себя, соблюдение рамок;
  • порядочность и степенность в общении с другими людьми".

Если перефразировать получается нечто в духе:

Скромность – это когда нужно всячески скрывать свои таланты, достижения и стремления, сдерживать амбиции и мечты, чтобы другому человеку, если он менее красив/успешен/богат/умен (нужное подчеркнуть) не было обидно. Фактически, скромность диктует такие правила: не надо никуда стремиться, будь как все. Ты не имеешь права на личные границы, не вздумай их отстаивать. Тебе нельзя быть богатым, а то это уже не скромно. Тебе нельзя быть красивым и ярким, а то это оскорбит кого-нибудь. Тебе нельзя делать ничего другого, что делают окружающие (хочешь быть бизнесменом – забудь, это неприлично. Кстати быть преуспевающим бизнесменом в нашей стране до сих пор считается чуть ли не смертным грехом. Сразу: наворовал, выскочка). Единственное, что про порядочность в общении мне нечего сказать, но и тут как посмотреть. Например, если твоя подруга считает нормальным бить детей, а ты – нет, по философии скромности надо промолчать: её же ребенок. Но вообще, конечно, нет. Нужно спокойно рассказать о последствиях вырастить невротика с заниженной самооценкой или бандита.

Откуда всё это?

Родители твердили: не высовывайся. Ты что, возомнил себя лучше других? Эта мантра следовала за мной по пятам все школьные годы. Даже одежду мне покупали настолько посредственную, что чтобы купить голубую куртку вместо черной, думали неделю – не слишком ли броско? Тогда я стала думать, что, пожалуй, они правы. Надо быть скромной. Не хочется же быть выскочкой и считать себя лучше других. Это классический аргумент, которым часто оперируют и очень хитрый, сразу и не придумаешь, что сказать, особенно если ты маленький. В случае с моими родителями, скромность долгое время воспитывалась советскими идеологами. Это такой сдерживающий механизм, который удобен обществу и который представляют под личиной благородства. Я же вижу в этом обман, манипуляцию и подмену понятий.

Скромность чревата тем, что человек не просто скрывает свои порывы от окружающих, но заодно подавляет их в себе. Итог - посредственная, скучная жизнь, когда ты еще и за себя постоять не можешь. К сожалению, идея скромности укоренилась и во мне. И до сих пор я справилась не со всем. Особенно по части «умеренности во всех требованиях».

Просветление

Сначала, как оно часто и бывает, меня начали терзать сомнения: ведь я не считаю себя лучше других, просто мне образ жизни такой больше подходит, просто мне хочется сделать в жизни что-то полезное, донести какую-то идею, в которую я верю. Или когда какой-нибудь "друг" семьи говорит, что у меня круги под глазами, почему я не могу сказать в ответ, чтобы он посмотрел в зеркало сам или встал на весы? Получается, я не скромная? Просветление настигло в обыкновенной бытовой ситуации;

Бытовая ситуация

Это произошло пару лет назад, когда термокружки еще были диковинкой, а люди пользовались термосами. Я купила термос на 0,5 с мыслью: «какая удобная штука, идешь зимой по улице, а у тебя горячий чай с собой. Сел на лавку, выпил стаканчик, согрелся и довольный пошел дальше». Собралась, значит, ехать в город за покупками, беру термос. И тут мама мне говорит: ты что, собираешься чай прямо в магазине пить? Не выпендривайся, так никто не делает! Хочешь показать, что ты лучше других?

«Ого, подумала я, - а я так делаю. Только где тут желание унизить окружающих, утвердить свое превосходство? Никто не делает, а я делаю. Всё. Другие пусть делают по-своему».

И тут я поняла масштабы этого вселенского надувательства – скромность. И сколько людей повелось на эту удочку, сколько шедевров не было написано, сколько идей не реализовано и даже не высказано.

Какой подход мне нравится больше?

Нужно понимать, что человек всегда выходит за рамки, когда хочет построить свою жизнь, когда хочет сделать что-то полезное, продвинуть крутую идею. И им не движет мотив: доказать всем, что вы глупцы недостойные. Им движет мотив: сделать свою жизнь и жизнь кого-то лучше. Или своим примером показать, что в этой ситуации старые схемы не работают, приносят вред, а есть схемы получше (вспоминаю Мартина Лютера Кинга). Или вдохновить: донести до людей идею, в которую он искренне верит, которая работает и делает его счастливым, вдруг кого-то тоже сделает?

Если же вы действуете из мотива дискредитировать окружающих, тогда подумайте, что с вами не так.

Слово «скромность» от слово скрывать. Так вот, на «нескромных» людей, я смотрю как на открытых и искренних, им нечего скрывать.

Мой посыл таков:

будьте требовательны, желайте большего, показывайте себя, выходите за рамки, цените себя.

Лучше быть воспитанным, а не скромным.)

«Воспитанность - умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле В. означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле В. является неотъемлемым качеством интеллигентности. В. проявляется не только по отношению к людям, но и животным, окружающей природе. В. формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.»

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 43)

И поведение не всегда удается, иногда случается жалеть о сказанном или сделанном в пылу чувств. Сложнее всего контролировать сильные эмоции, инстинкты, поступки, в основе которых лежит необходимость удовлетворить базовую или актуальную потребность. Как держать себя в руках? Этому надо учиться. Это навык, требующий сильной воли и душевного мужества.

Люди срываются, выражая свои позитивные и негативные чувства и переживания, совершая необдуманные поступки, то есть ведут себя импульсивно.

Импульсивность – неспособность противостоять сиюминутному порыву, желанию. Противоположное импульсивности явление – самоконтроль или психическая .

Самоконтроль и саморегуляция – это умение контролировать свои мысли, эмоции и поведение.

Импульсивность лишена осознанности, неподвластна воле человека, самоконтроль – способность в большинстве ситуаций оставаться трезвомыслящим, контролирующим усилием воли свое психическое состояние, человеком.

Воля – высшая психическая функция, обуславливающая умение принимать осознанные, взвешенные решения и претворять их в жизнь. Эта способность является базовой для самоконтроля.

Воля – психологическая основа целеполагания, так как от личности зависит способность определять для себя жизненные цели и достигать их.

Воля плохо развита у детей и незрелых личностей, поэтому они часто проявляют себя как безвольные, недисциплинированные, малодушные, агрессивные или слишком импульсивные люди. Также совершенно не могут сдерживаться люди с физиологическими или органическими поражениями головного мозга, психопатологией, психологически неблагополучные личности.

Умение сдерживать себя обусловлено генетически, но развивается в процессе воспитания и самовоспитания. Способность держать себя в руках – это психологический навык.

Труднее всего бывает сдержать агрессию и обиду. Как бы ни хотелось, а слезы сами льются, жестокие слова срываются с уст, опережая мысли. Люди плачут, кричат и применяют физическую силу в случаях, когда совершенно не могут себя контролировать.

Женщинам труднее сдерживаться, чтобы не плакать, когда затронуты самые чувствительные струны души. Представительницы прекрасного пола по природе своей обидчивые, ранимые, эмоциональные, чувствительные.

Мужчинам тяжелее сдерживать злость, оставаться в спокойном состоянии, когда хочется «дать сдачи». Обусловленная гормонально, мужская натура делает представителей сильной половины человечества более агрессивными и, порой, жестокими.

Иногда сдерживать приходится не только отрицательные, но и положительные чувства. Их проявление не всегда социально одобряемо и уместно. По тем или иным причинам случается скрыть и огромную радость, и симпатию, и любовь. Трудно бывает сдержать не только негативные и позитивные, но и нейтральные эмоции, например, любопытство.

Современные психологи экспериментальным путем доказали гипотезу о прямой зависимости умения сдерживать себя и успешностью в жизни. Так, люди, которые не умеют контролировать и сдерживать мысли и поступки, больше подвержены стрессу, склонны к зависимостям, а также у них чаще случаются проблемы в личной жизни и на работе.

Вопрос о том, как научиться держать себя в руках, это вопрос об улучшении качества жизни. Оттого он всегда будет актуален.

Как контролировать эмоции

Слово «эмоция» в переводе с латыни «потрясаю». Это действительно потрясающее явление и психический процесс, до сих пор еще малоизученный.

Эмоции волнуют человека и выражают его субъективное отношение к реальным, прошедшим и возможным ситуациям. Кроме того, они мотивируют действовать, учиться, узнавать новое, ставить цели.

Как сдерживать эмоции, если они спонтанные и естественные проявления человеческой природы? Нужно ли их подавлять, если они формируют отношение к себе, другим и миру?

Эмоции сами по себе не вредят организму, вредной может оказаться степень их интенсивности. Слишком сильные эмоции, все равно негативные они или позитивные – стресс для организма. Продолжительные сильные эмоции приводят к психическим и физиологическим заболеваниям.

Несмотря на то что эмоциональная природа человека не изучена до конца, исследования в этой области подтверждают способность людей контролировать эмоции усилием воли.

Эмоционально стабильный человек не тот, который совершенно лишен способности чувствовать и переживать, а тот, кто научился регулировать свое психоэмоциональное состояние.

Одни люди, в силу темперамента и характера, сдержанные и мало эмоциональные, «холодные», другие слишком чувствительные и тревожные. Все люди испытывают эмоции, хоть и выражают их по-разному. Даже самый сдержанный и всегда спокойный человек, может безудержно рассмеяться или горько расплакаться, если стимул для подобных эмоций будет достаточно сильным.

Пожалуй, каждый человек однажды задавался вопросом о том, как научиться сдерживать свои эмоции.

  • Осознание природы эмоций

Знание и понимание природы эмоций облегчает их переживание. Анализ причин возникновения сильных переживаний помогает разобраться в них. На силу и тон эмоций влияет психическое и физическое состояние, прошлый опыт и настроения окружающих людей.

Такой феномен, как эмоциональное заражение – яркий пример того, что сильная эмоция может возникнуть потому, что ее испытывают все окружающие люди. Например, паника в толпе распространяется молниеносно. Решение проблемы очень простое – удалиться, покинуть «зараженное» эмоцией общество.

Так и в остальных случаях, узнав источник или причину эмоций, нужно постараться их ликвидировать.

Человек может раздражаться оттого, что болит голова, а близкие сделают выводы, что он разозлился или обиделся на них без причины. Контролировать эмоции нужно всегда!

  • Физические методы

Положение тела, поза, мимика и жесты не только выражают, но и способствуют возникновению эмоций. Улыбка и говорит о хорошем настроении, и вызывает его; в глаза собеседнику смотрят смелые люди, поэтому чтобы подавить страх нужно смотреть на оппонента; снизить уровень агрессии можно расслабив плечи, руки, челюсть и так далее. Замечая и отмечая, о какой эмоции сигнализирует тело, можно ее регулировать.

Ответ на вопрос о том, как научиться держать себя в руках, кроется в нем самом – научиться делать это, в прямом смысле. Когда человек словно обнимает себя руками или соединяет их за спиной, он сдерживает эмоциональные порывы. О сдержанном человеке говорят, что он держит себя в руках, про импульсивного что он распускает руки.

Лучшая поза тела, помогающая осуществить самоконтроль – это спокойная, расслабленная, но в то же время уверенная поза, то есть та, в которой удобно находиться.

Умеют держать себя в руках спортсмены. Физические нагрузки и упражнения , выдержку и помогают выразить накопившийся негатив безопасным способом. Не стоит забывать и о таком важном физическом методе, как отдых и здоровый сон.

  • Переформатирование эмоций, чувств и мыслей

– важная составляющая умения контролировать эмоции и чувства. Без веры в то, что получится совладать с собой, вряд ли это удастся.

Чтобы изменить негативные переживания, для начала их нужно правильно обозначить словом, назвать, а затем определить желанную положительную эмоцию или состояние. Когда станет понятно к чему стремиться, нужно постараться убедить себя в том, что это состояние уже есть сейчас, в настоящий момент. Самовнушение – один из способов переформатировать негативную эмоцию.

  • Юмор – прекрасное средство от стресса

И чувств помогает метод нахождения чего-то смешного или глупого в трудной ситуации. Если не получается найти ничего смешного, можно пофантазировать. Например, если приходится выслушивать необоснованные упреки, представить как у обидчика удлиняется нос или он сам уменьшается в размерах, а его голос становится смешным, как у персонажей из мультфильмов.

Нелюбовь к себе, неумение ставить цели, перфекционизм, чрезмерная самокритичность препятствуют психологической саморегуляции. Если такие проблемы существуют, от них нужно постараться избавиться самостоятельно или обратившись за помощью к психологу.

Контроль поведения в стрессовой ситуации

Сдерживать себя в от совершения необдуманных поступков поможет следующая последовательность действий:

  1. Не срываться и не действовать спонтанно. Усилием воли сдержать порыв, остановиться, сказать себе: «Стоп! Я владею эмоцией, а не она мною».
  2. Сделать глубокий вдох и мысленно сосчитать до десяти. Десять секунд – это время, которого бывает достаточно, чтоб сдержаться и не наговорить или не наделать лишнего.
  3. Посмотреть на ситуации с другой стороны. Задасться вопросом: «А так ли это важно?», «Будет ли это значимо через час, день, год?». Подумать о возможных последствиях.
  • Отвлечение

Сдерживаться помогает умение переключаться, отвлекаться от раздражителя. Можно войти в ресурсное состояние, представив себя в спокойном месте, приятной и комфортной обстановке. Чтение, рисование, музыка и любое другое, не затрагивающее волнующую ситуацию действие, спасет от необдуманных поступков и поможет абстрагироваться.

  • Дыхание, сжигающее адреналин

Дышать нужно часто и глубоко, в три подхода по три вдоха и выдоха, с перерывами. Вдыхать через нос, выдыхать через рот.

Очень многие люди часто задерживают дыхание в стрессовых ситуациях, не замечая того, и практически перестают дышать! Однако, это очень важно и нужно – не забывать дышать!

Дыхание – это жизнь. Неправильное дыхание или его задержка вредит здоровью и психологическому благополучию. Даже просто думая о дыхании и продолжая дышать в трудную минуту, человек держит себя в руках, сохраняет способность мыслить и контролировать эмоции.

  • Болевые ощущения

Некоторым людям помогает прийти в себя действие, вызывающее боль: ущипнуть себя, шлепнуть по ноге, сильно сжать кулаки, слегка прикусить губу или язык и тому подобное.

  • Зеркало

В то время, когда внутри бушуют эмоции, подойти к зеркалу и посмотреть на себя. Можно поразиться тому, как изменяется лицо в гневе, слезах и при других ярких эмоциональных проявлениях. Чаще всего, при взгляде в зеркало, человек бывает шокирован своей мимикой. Нежелание выглядеть глупо и попросту некрасиво, стимулирует сдерживать себя.

Люди, знающие как держать себя в руках, помнят, что любая эмоция – не враг, а помощник, сигнализирующий об изменениях, происходящих вне человеческого организма.

Эмоции помогают разобраться в себе и сориентироваться в ситуации. Человек способен усилием воли, разумом контролировать интенсивность эмоций и свое поведение.