Какие понятия входят в синтаксис. Уроки русского: синтаксис — что изучает данная наука. Что такое синтаксис

Имя: Эразм Роттердамский (Дезидерий Эразм)

Возраст: 69 лет

Деятельность: писатель, ученый, доктор богословия

Семейное положение: не был женат

Эразм Роттердамский: биография

Эразм Роттердамский – известный европейский философ, ученый и гуманист Северного Возрождения. Поклонники его творчества звали исследователя «князем гуманистов». В числе заслуг Роттердамского изучение религиозных текстов с научной позиции, трактовка богословия, а также педагогические заветы.

Детство и юность

Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 года, хотя некоторые источники указывают 1466-й и 1467-й как возможные годы появления мальчика на свет. Его родиной стала Гауда, располагающаяся неподалеку от Роттердама. Поэтому его фамилия – это скорее прозвище, обозначающее место проживания философа.


Эразм оказался незаконнорожденным ребенком служанки и сына достопочтенных бюргеров, которому прочили карьеру священнослужителя. Вспыхнувшие между молодыми людьми чувства не ознаменовались свадьбой. Эразм воспитывался матерью под именем Гергард. Позднее в переводе с латинского языка его имя стали озвучивать как Дезидерий Эразм.

Мальчик испытывал тягу к знаниям. Поначалу он был учеником простой школы в Гауде, а затем школы Герта Грота, располагавшейся в Девентере. Основным профилем во втором учебном заведении была древняя литература. Эразм остался сиротой в 13 лет. Его семья оказалась жертвой чумы, а юношу отправили в монастырь. Родственники со стороны отца не проявляли интереса к нему, поэтому на перспективы можно было не рассчитывать.


С 1486 по 1492 годы молодой человек жил в обители монахов-августинцев, где принял сан. Он посвящал обучению все свободное время, погружаясь в чтение книг, совершенствуясь в латыни и древнегреческом языке, познавая азы ораторского мастерства. Успехи юноши не остались без внимания, и он получил пост секретаря епископа французского города Камбре.

С 1493 по 1499 годы Роттердамский жил в Париже, где свел знакомство с лордом Маунтджоем. В совместном путешествии с высокопоставленной особой в Лондоне Эразм был представлен , Джону Фишеру и Джону Колету. Новые знакомства положили начало продолжительной дружбе философов. В этот же период состоялся первый променад с британским королем .

Общественная деятельность

Эразм постоянно путешествовал между Нидерландами, Британией, Францией и Италией. В Турине он получил диплом доктора богословия и был радушно принят Папой Римским. В Оксфорде в 1506 году философа пригласили к преподавательской деятельности, но он отдал предпочтение Кембриджу, сделавшему похожее предложение. Выбор был сделан, исходя из того, что в последнем преподавал приятель Джон Фишер.


Эразм Роттердамский стал педагогом древнегреческого языка и учил студентов богословию. Для занятий он самостоятельно перевел и истолковал Новый Завет. В этом заключалось новаторство исследователя, раскритиковавшего привычный подход к религиозному тексту. В 1511 году Роттердамского назначили профессором Кембриджа, а спустя 2 года он уехал в Германию. Затем последовал визит в Великобританию и Швейцарию, где по протекции Карла Испанского философ стал советником короля. Ученый продолжал привычную работу и неустанно путешествовал.

Отдельное место в истории гуманизма занимает вклад Эразма Роттердамского. Он обладал безупречной репутацией и авторитетом в обществе. Единственным человеком, удостоившимся такой же славы, был , чьи произведения были на пике популярности во 2-й половине 18 века. Слава Роттердамского гремела на всю Европу.


Он состоял в переписке с правителями разных стран, папами и кардиналами, поддерживал добрые отношения с государственными мужами. Благодаря расположению сильных мира сего он мог стать кардиналом, получать пенсию от баварского правительства в случае предпочтения Нюрнберга для постоянного места жительства.

Авторитет Роттердамского был велик: к нему приходили за советом высокопоставленные чиновники и управленцы. Он отвечал на вопросы научного, политического и философского характера. Как истинный гуманист, Эразм Роттердамский придерживался идей о научном духе, радеющем за исследования и истинное знание.

Идеи и творчество

Первые книги автора увидели свет в Париже. Дебютное произведение под названием «Adagia» представляло собой компиляцию афоризмов и поучительных историй, прототипом которым послужили труды древних писателей. В 1501 году Эразм создал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», опубликованный в 1504-м. Философию духовного самосовершенствования он ставил превыше традиционных обрядов.


В путешествии по Великобритании был создан труд под названием «Похвала глупости», содержащий критические мысли относительно схоластического богословия эпохи Средневековья. В нем мыслитель рассуждает о свершениях человечества и его ошибках, повторяющихся циклично, предрассудках и пороках, актуальных в любое время. Книгу переиздавали 40 раз при жизни автора. Она переведена на популярные языки мира.

Роттердамский обладал прекрасным чувством юмора, эрудицией и оптимизмом, поэтому свою веру в человека, готового бороться с собственным несовершенством, писатель отстаивал. В творчестве Эразм Роттердамский сочетал принципы философа с привычками ученого и талантом писателя. Современники звали его «европейский оракул», так как деятельность и взгляды мыслителя серьезно влияли на мировоззрение человека в 16 веке.

В 1515 году вышла книга «Наставление христианского государя», а в 1516-м – «Жалоба мира», описывающие позицию мыслителя относительно завоевательных войн и пацифистских идей. В труде «О свободе воли» автор выступал против Реформации. Эразм Роттердамский прославлял гуманизм в различных направлениях. Он проявлял себя в качестве филолога, собирая, переводя и истолковывая произведения , Лукиана и других древнегреческих авторов.

Исследователь также изучал фонетику языка, которая легла в основу науки о лингвистике Древней Греции. Богослов изучал Евангелие, толкуя его в смелом ключе. Он выдвигал критические предположения, не зная о том, что из них возникнет протестантское движение христианства. Еще одним направлением для развития мыслителя была педагогика. «Разговоры запросто», готовившиеся с 1518 по 1533 годы, входят в число самых популярных книг в этой области.


Роттердамский верил, что на развитие личности человека влияет воспитание, которое предполагает интеллектуальное развитие, заложение основ нравственности и формирование религиозных взглядов.

Физиологическое развитие – немаловажный сопровождающий фактор. Главная цель воспитания – раскрыть потенциал подопечного, уважая и помня, что каждый индивид несет ответственность за поступки. Эразм пропагандировал уважение и заботу о детях, дискредитируя насилие и телесное воздействие. Он также продвигал идею о необходимости обязательного образования для каждого.

Личная жизнь

Эразм Роттердамский вел образ жизни, подходящий священнослужителю. Он не участвовал в любовных интригах и имел безупречную репутацию в отношении общения с противоположным полом. У философа не было жены и детей, а всю его личную жизнь составляли путешествия и научные труды. Исследователи, описывающие биографию мыслителя, не находят ни одного компрометирующего доказательства.


Однажды изобразил Роттердамского на портрете якобы заглядевшимся на девушку. Но персонаж на картине был явно смущен и испытывал неудобство от близости к женщине. Никто из приятелей Эразма не делился интригующими подробностями личной жизни философа, так как их попросту не было.

Смерть

Эразм Роттердамский скончался 12 июля 1536 года. Причиной смерти стала дизентерия. Его последним пристанищем оказался кафедральный собор Базеля, находящийся на Соборной площади в сердце города. В 1538 году на могиле философа установили памятник из красного известняка.


Мыслитель ушел в иной мир, закрепив за собой славу главы гуманизма. В наследство после себя он оставил обширную библиотеку и дорогостоящее имущество. В Базеле сегодня находится университет, где которое десятилетие существует Эразмовская стипендия. Студенты здесь помнят цитаты великого гуманиста.

Цитаты

«Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя».
«Вежливость порождает и вызывает вежливость».
«Все превращает любовь и немного делает мудрым».
«Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен».

Библиография

  • 1509 - «Похвала глупости»
  • 1511 - «Навозник гонится за орлом»
  • 1515 - «Воспитание христианского государя»
  • 1516 - «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного»
  • 1524 - «О свободе воли»
  • 1530 - «О приличии детских нравов»
  • 1533 - «Разговоры запросто»

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский - выдающийся гуманист эпохи Возрождения. "Вольтер XVI века" (Дильтей); друг Томаса Мора; был связан с флорентийской академией платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила по вопросу реформации, стоял вне партий. Основное сочинение: "Похвала глупости".

Дезидерий Эразм Роттердамский- Герхард Герхардс родился 28 ноября 1466 года. Эразм был незаконнорожденным ребенком, прижитым священником от связи со служанкой. Папа Юлий II в 1506 году особой грамотой освободил Эразма от всех канонических ограничений, налагавшихся на него рождением вне брака.

В 1485 году Девентер поразила чума. Мать Эразма умерла и он уехал в Гауду к отцу. Вскоре скончался и он. Опекуны желали, чтобы Эразм и его брат Питер поступили в монастырь. В 1487 году Эразм сделался послушником обители Стейн, принадлежавшей к ордену августинских уставных каноников и позже принял постриг.

в 1493 году он вместе вместе с Генрихом Бергенским, епископом Камбрейской епархии отправился в Рим в качестве секретаря.

Летом 1495 года Эразм уехал в Париж, учиться богословию.

До весны 1499 года он оставался парижским студентом. Все это время он искал меценатов, которые захотели бы обессмертить свое имя покровительством будущему светилу богословия и словесности. Осенью 1498 года такой меценат, наконец, нашелся - Уильям Блаунт, четвертый лорд Маунтджой. В мае 1499 года Маунтджой увез Эразма в Лондон.

Проведя лето в имениях Маунтджоя и его тестя в отдыхе и развлечениях, осень в Оксфорде, в августинской коллегии Святой Девы Марии, в беседах с Колетом и его коллегами, а декабрь и большую часть января в Лондоне, Эразм в начале февраля 1500 года приехал снова в Париж, где вышел в свет его "Сборник пословиц". В апреле 1501 года он издал текст трактата Цицерона "Об обязанностях", а в мае покинул Париж, спасаясь от чумы.

Осенью 1502 года он приехал в Лувен. Адриан Утрехтский, настоятель лувенского собора Св. Петра, предложил ему читать лекции в университете. Но Эразм отказался.

В Лувене Эразм оставался до осени 1504 года. Следующие полгода он провел в Париже, выпустив к концу этого срока "Примечания к Новому завету" итальянского гуманиста Лоренцо Валлы.

1505-1506 годы Эразм провел в Англии, где получил предложение сопровождать в Италию сыновей королевского лейб-медика Джованни Боэрио, который желал дать своим детям университетское образование. В конце августа Эразм прибыл в Турин, где получил докторскую степень.

21 апреля 1509 года умер Генрих VII Английский, и на престол взошел его сын, Генрих VIII. Воспитателем нового государя в годы его отрочества был лорд Маунтджой, который вспомнил об Эразме и послал ему денег на дорогу с просьбой возвращаться в Лондон. По пути он замыслил "Похвалу Глупости". Написана она была всего за неделю в лондонском доме Мора. Эразм был противником философии, как конструкции по аристотелевско-схоластическому типу.

Философия для него это мудрое понимание жизни, в особенности практическое благоразумие христианской жизни.

Великая религиозная реформа для Эразма состоит в следующем: стряхнуть с себя все, что навязано силой церковного авторитета, оспаривать тех схоластиков, которые указуют на простоту евангельской истины, которую сами же запутывают и усложняют.

Философский дух концепции Эразма своеобразно проявляется в "Похвале глупости". Речь идет о работе, ставшей наиболее известной, и среди прочих она и сегодня читается с наибольшим интересом.

О том, как прошли эти два года в Англии, никаких сведений не сохранилось. В 1511-1514 годах Эразм живет преимущественно в Кембридже, читая лекции, но главное его занятие - работа над письмами святого Иеронима.

В начале июля 1514 года Эразм покидает Англию. Следующие три года проходят в новых скитаниях: Базель, Лондон, Брюссель, Антверпен, Брюгге, Гент, Майнц... В эти годы вышел в свет важнейший богословский труд Эразма -греческий текст Нового завета с комментариями и латинским переводом. Одновременно с Новым заветом появились девять томов сочинений святого Иеронима.

В 1517-1521 годах Эразм жил в Лувене.

Эразм Роттердамский поставил гуманизм на службу реформе, но не порывал с католической церковью. Однако единство церкви и христианства усилиями Мартина Лютера было утрачено. 31 октября 1517 года Лютер выступил со своими 95-ю тезисами против индульгенций.

На первых порах он сочувствовал Лютеру всецело и, хотя от публичной поддержки уклонялся. Потом, еще в Лувене, он пытался примирить Лютера с опппонентами, призывая обе стороны к взаимной сдержанности. Свои убеждения он сохранил нетронутыми и продолжал высказывать их до конца жизни, подставляя себя под огонь обоих лагерей.

Базельский период длился до 1529 года, когда сторонники реформы взяли верх. 13 апреля 1529 года он отплывает вверх по Рейну; цель его путешествия - город Фрейбург, находящийся под властью австрийских государей.

В это время создана большая часть сборника "Разговоров запросто". К тем же годам относится и очень дорогая для ближайших к Эразму веков часть его наследия - парафразы (то есть развернутые пересказы-истолкования) книг Нового завета.

Политические события его почти не волнуют - годы и болезни берут свое. Но старость и недуги не помешали Эразму издать еще несколько трудов - "О раннем и достойном воспитании детей" (1529), "Изъяснение псалма XXII", "Рассуждение насчет войны с турками", "О приличии детских нравов" (1530), "Истолкование Символа веры"

1. Синтаксис как раздел науки о языке.

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает законы и правила построения осмысленных высказываний, законы построения связной речи.

Ученые: Ломоносов, Востоков, Овсяннико-Куликовский, Потебня, Фортунатов, Буслаев, Пешковский, Шахматов. Современные: Салганик, Валгина, Розенталь, Лекант, Сиротинина, Золотова, Ильенко

Задачи синтаксиса:

1) изучение связей и отношений слов в различных их комбинациях, образующих осмысленные высказывания;

2) изучение предложений в их структурной целостности и качественном своеобразии.

Разделы синтаксиса:

1) синтаксис словосочетания; 2) синтаксис простого предложения; 3) синтаксис осложненного предложения; 4) синтаксис сложного предложения;5) синтаксис текста.

Предложение изучается синтаксисом в 4-х основных аспектах:

1) с точки зрения своей сущности как особой единицы языка, отличной от звука, слова, морфемы, словосочетания, т.е. предложение изучается в его структурной цельнооформленности и семантическом

своеобразии; 2) с точки зрения своего внутреннего устройства, т.е. выявляются синтаксические связи и отношения, реализованные в предложении, а также исчисляются минимальные парные соединения слов, называемые словосочетанием; 3) с точки зрения систематизаций, т.е. выясняется, в какие классификационные разряды входит предложение; 4) с точки зрения тех преобразований, которым подвергается предложение в меняющихся условиях общения, например, преобразования по актуальному членению.

Основные понятия синтаксиса

Синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Например, в предложении К дому Ивановы подъехали на новенькой машине 7 слов на 5 словоформ, т.к. предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения.

В составе словосочетания или предложения словоформа выступает в синтаксической функции и является структурно-смысловым компонентом

синтаксической единицы – синтаксемы.

Синтаксема - (морфологическая форма слова иногда со служебным словом) – единица, обладающая определенной синтаксической семантикой.

Например, в саду, у реки – семантика местоположения; до неузнаваемости, до изнеможения – значение степени и следствия.

Синтаксические связи и отношения

Синтаксические связи и отношения между элементами синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений.

Синтаксическая связь есть выражение взаимосвязи элементов в синтаксических единствах. Основные виды синтаксической связи – это сочинение и подчинение.

При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый.

Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной – словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных

предложений.

Сочинительная связь бывает открытой , т.е. объединяет различное число компонентов, например, Сергея, Вани и Коли не было сегодня в школе (можно еще добавить Вити ), и закрытой , т.е. объединяет только два компонента, находящиеся между собой в от отношениях противопоставления или соединения, но не простого перечисления, например Мне было скучно, и я пошел погулять .

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.

Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами словосочетаний и предложений, как простых, так и сложных.

5. Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные . Свободные состоят из 2х слов, которые являются разными членами предложения и выполняют разные синтаксические функции, разлагаются на составляющие их части. нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью;

Связанные состоят из 2х слов, которые являются либо фразеологически, либо синтаксически неразложимыми, компоненты выполняют функцию одного члена предложения. два студента, несколько книг, бил баклуши, экзамен повышенной сложности

Стилистически маркированные словосочетания -

Клей обойный, сельдь атлантическая, зачетная книжка.

7. Виды простого предложения (предложения реальной и ирреальной модальности; утвердительные и отрицательные; по типу высказывания; распространенные и нераспространенные; простые и сложные предложения).

В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:

    В зависимости от количества предикативных единиц

Простые - состоящие из одной предикативной единицы (членимые, имеющие второстепенные члены, не членимые, не имеющие второстепенных членов)

Сложные - состоящие из двух или более предикативных единиц (двукомпонентные и многокомпонентные)

    По соотнесенности предмета мысли и его признака

Утвердительные – наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности

Отрицательные – отрицающие наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности. В общеотрицательные предложениях отрицается сказуемое (с помощью частиц НЕ и НИ или с помощью интонации – Где вам торговаться! Ни слова больше я тебе не скажу . НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОТРИЦАНИЕМ! Предложения с повторяющейся частицей НЕ в составном глагольном сказуемом: Широта его взглядов не могла не удивлять . – усиленное утверждение. Вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей?). В частноотрицательных предложениях отрицается какой-либо второстепенный член предложения: Законы пишу не я . Контекстуальные случаи – структурно предложения отрицательные, но семантически утвердительные: Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!

3.По типу отношения у объективной реальности

Предложения с выделением реальной модальности – утверждение о существовании факта в настоящем, прошлом, будущем (Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать ).

Предложения ирреальной модальности – выражают оттенки субъективных значений – предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность, приказ. Выражаются сослагательным и повелительным наклонением (Пойдемте ко мне, Павел Романович, - сказала я своим самым хрустальным тоном ).

4. По цели высказывания:

Повествовательные – предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Вышел хозяин.

- Вопросительные – заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко и вы живете? Бывают местоименные (содержат местоимение или начериче)и неместоименные (не содержат). Выделяют: собственно-вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно побудительные, вопросительно-риторические.

- Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей: Воротить, воротить его!

5. Восклицательные и невосклицательные

Восклицательные – предложения, в которых содержание сопровождается выражением чувств говорящего. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.

Невосклицательные – не содержат.

6. Распространенные и нераспространенные

Распространенные – содержат второстепенные члены

Нераспространенные – не содержат

7. Полные и неполные

Полные – содержат все необходимые члены данной структуры предложения

Неполные – не содержат

8. Двусоставные и односоставные

Двусоставные - подлежащее + сказуемое

Односоставные–один главный член

СИНТАКСИС. Определение С. В определениях С. отражены три основных направления в изучении грамматики (см.) в целом направления логическое, психологическое и формальное. Так, наиболее распространенными определениями С. являются: 1) определение его… … Литературная энциклопедия

- (греч., от syn вместе, и taxis порядок). Часть грамматики, излагающая правила соединения слов и самих предложений для выражения мысли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНТАКСИС [гр. syntaxis… … Словарь иностранных слов русского языка

Синтаксис - СИНТАКСИС отдел грамматики, заключающий «учение о предложениях» по одним, «учение о словосочетаниях» по другим и «учение о значении форм слов и классов слов» по третьим. Определение синтаксиса тормозится трудностью определения предложения (см … Словарь литературных терминов

- (от греч. syntaxis построение, порядок) раздел семиотики, исследующий структурные свойства систем знаков, правила их образования и преобразования, отвлекаясь от их интерпретации (которую исследует семантика). С. формализованного языка называют… … Философская энциклопедия

Набор правил построения фраз алгоритмического языка, позволяющий определить, осмысленные предложения в этом языке. См. также: Синтаксис языков программирования Языки программирования Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

- (от греческого syntaxis построение, порядок), 1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, способы порождения высказываний как части текста; типы, значения словосочетаний,… … Современная энциклопедия

- (от греч. syntaxis построение порядок),1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения; типы, значения и т. п. словосочетаний и предложений.2) Раздел грамматики, изучающий эту… … Большой Энциклопедический словарь

СИНТАКСИС, синтаксиса, мн. нет, муж. (греч. syntaxis составление) (линг.). Отдел грамматики, изучающий предложение, словосочетания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СИНТАКСИС, а, муж. 1. Раздел грамматики наука о законах соединения слов и о строении предложений. 2. Система языковых категорий, относящихся к соединениям слов и строению предложений. С. словосочетания. С. предложения. С. текста. С. разговорной… … Толковый словарь Ожегова

Муж., греч., грам., словосочиненье. Синтаксическия правила. Синтезис, ·лог. разбор от начала к последствиям, от частностей к общему. Синтетический способ разысканий, ·противоп. аналитический, разлагающий целое на части его, доходяший от явлений к … Толковый словарь Даля

- (греч. suntaxiV строй, система, в грамматике конструкция, грамматический строй речи) в европ. грамматике этимтермином обозначалась та часть ее, которая рассматривает законысочетания отдельных слов в целые предложения. Современная… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сложный русский язык изучают множество разделов наук: орфография, орфоэпия, морфология и многие другие. Эта статья поможет понять, что такое синтаксис и что он изучает.

Что такое синтаксис?

Синтаксис - раздел науки о языке, который занимается изучением строения и связей между частями речи в словосочетаниях и предложениях.

В темы, которые изучает синтаксис, входят следующие:

  • Построение и состав предложений и словосочетаний
  • Виды связей слов внутри синтаксических единиц
  • Различные типы синтаксических единиц и их роль в языке
  • Главные и второстепенные члены предложения, грамматическая основа

Наука синтаксис появилась только в 19 веке, хотя предпосылки развития были еще в античные времена. В разные времена существовали разные понятия о главной синтаксической единице. Когда-то считалось, что это предложение или словосочетание, а в другое время за неё принимали текст целиком.

Единицы синтаксиса

Существуют три основные синтаксические единицы:

  1. Словосочетание-два и более слова, связанные между собой подчинительной связью. Используется с целью описания или наименования чего-либо, а не средством повествования. Оно не выражает полную и законченную мысль. Словосочетаниями не являются те слова, которые являются подлежащим и сказуемым или имеющие сочинительную связь. Например, «Дождь идет» или «умный и красивый».
  2. Предложение-целостная единица языка, которая обладает смысловой нагрузкой и служи для формирования и выражения мысли.В русском языке выделяют простые и сложные предложения. Простые состоят только из подлежащего и сказуемого, а в сложных присутствуют еще и второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства.
  3. Члены предложения. Синтаксис изучает члены предложений и их роль в тексте, поэтому они также могут считаться синтаксической единицей, Одно слово может быть различным членом в разных предложениях в зависимости от формы слова и словосочетаний. В предложениях могут присутствовать главные и второстепенные члены.


Связи в синтаксисе

В словосочетаниях и предложениях все слова и части сложных предложений связаны друг с другом. Всего существует два типа синтаксических связей:

Сочинительная. Она связывает между собой равноправные единицы. При такой связи части предложения могут быть разделены или удалены и от этого не пострадает смысл предложения. Например, предложение «Снег кружился медленно и плавно» можно без труда поделить на два самостоятельных. Снег кружился медленно. Снег кружился плавно.

Подчинительная. Связывает части предложений, одна из которых является главной, а другая зависимой от нее. От независимой части всегда можно задать вопрос к зависимой. Например, «Солнце, которое уже садилось, продолжало освещать берег». Солнце какое?


Таким образом, синтаксис является одной из важнейших частей изучения русского языка, потому что именно он определяет связи меду словами и предложениями.