Главные черты фонологической системы современного русского языка. Словосочетание и предложение: предикативные, атрибутивные, объективные, релятивные словосочетания; синтаксические связи в словосочетаниях. Единицы и ярусы системы языка: фонологический, мор

Фонема - это класс звуков, объединенных ведущими (основными) дифференциальными признаками, которые не существуют самостоятельно, а сосуществуют в фонеме. Однако совокупность фонем современного русского языка - это не просто набор мельчайших языковых единиц. Они образуют систему - сложное целое, все компоненты которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и противопоставлены друг другу.

Чтобы описать фонологическую систему русского языка, надо определить состав фонем данного языка, а затем их синтагматические и парадигматические отношения, т.е. установить сочетательные возможности (синтагматику) фонем и их аллофонов и противопоставленность (парадигматику) фонем и их аллофонов. Противопоставление двух или нескольких однородных единиц языка называется оппозицией (лат. оppositio - противоположение).

Анализ и классификация оппозиций в фонологии впервые были предприняты известным лингвистом Н.С.Трубецким и описаны в его монографии «Основы фонологии». Для согласных фонем русского языка различают два типа оппозиций:

1) привативные, в которых один признак присутствует в одном члене оппозиций, но отсутствует в другом (например, оппозиция по глухости и звонкости);

2) эквиполентные, в которых фонемы противопоставлены по характеристикам общих признаков (например, различие по месту образования).

Для гласных фонем различают градуальные оппозиции, в которых противопоставление носит ступенчатый характер (например, разная степень подъема).

Привативные оппозиции образуют коррелятивные ряды фонем. Цепочка одинаковых оппозиций называется корреляцией. В фонологической системе русского языка имеется два коррелятивных ряда согласных: 1) ряд звонких и глухих согласных; 2) ряд твердых и мягких согласных.

В современном русском литературном языке около 40 фонем. При установлении точного их числа представители разных фонологических школ получают различные результаты.

В понимании сущности фонем, особенностей их реализации в речи и функций, а также классификации фонемного состава отдельных слов и фонемного состава языка в целом существуют разногласия. Эти разногласия наиболее четко обнаруживаются при сопоставлении взглядов представителей двух основных фонологических школ - Московской (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, М.В. Панов, В.И. Сидоров, Л.Л. Касаткин и др.) и Санкт-Петербургской (Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.Л. Буланин, Л.А. Вербицкая и др.).

Расхождение во взглядах на фонему определяются, во-первых, различиями в трактовке исходной значимой единицы при определении состава фонем, во-вторых, различиями в оценке качества позиций при описании звуковых противопоставлений.

Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М.

Фонетика современного русского языка, 2010.


Система фонем потому и является системой, а не простым набором этих фонем, что последние находятся в определенных и достаточно четко устанавливаемых связях и противопоставлениях, входят в объединяемые по тем или иным признакам группы фонем, образуют соотносительные ряды.
Интересы языка как средства общения требуют наиболее четко организованной фонологической системы, в которой составляющие ее единицы - фонемы - были бы максимально противопоставлены друг другу, будучи в то же время связаны определенными отношениями в группы фонем.
Однако в естественных языках идеально построенных фонологических систем нет, да, как видно, их и не может быть. Объяснение этому факту можно найти в двусторонней природе звуков речи. Соднойстороны, характер звуков речи непосредственно связан с работой органов речи, прямо зависит от физических особенностей действия этих органов, от артикуляционной базы носителей данного языка. С другой стороны, звуки речи как реализация функциональных единиц образуют систему, которая характеризуется прежде всего противопоставлениями этих единиц друг другу, что и позволяет им играть роль в различении словоформ, т. е. быть фонемами. Следовательно, работа органов речи определяет характер самих звуков речи, их артикуляционные и акустические особенности, их произношение и восприятие, т. е. то, что можно было бы назвать собственно фонетической, звуковой системой. Вместе с тем звуки речи как материальное воплощение фонем образуют и фонологическую, функциональную систему, систему фонем, призванную быть средством различения словоформ языка, обеспечивающих языку выполнение его коммуникативных задач.
Фонетическая и фонологическая системы, без сомнения, оказываются в единстве друг с другом, но в то же время они находятся и в противоречии. В основе фонологической системы лежит требование максимальной дифференциации ее единиц, предельной четкости ее построения, что выражается в стремлении к простоте и ясности противопоставлений фонем. Последнее означает, что фонологическая система тем лучше будет осуществлять функции различения словоформ, чем четче будут отличаться друг от друга фонемы. Как противопоставление красный - белый проще, резче, четче, чем противопоставления красный - темно-розовый, темно-розовый - розовый, розовый - светлорозовый, светло-розовый белый, точно так же противопоставления, например, согласных глухой -звонкий, твердый - мягкий, смычный- фрикативный проще, резче, четче, чем противопоставления глухой - полу звонкий, полузвонкий - звонкий; твердый - полумягкий, полумягкий - мягкий; смычный -¦ аффриката, аффриката - фрикативный. Значит, чем проще фонологическое противопоставление, тем надежнее оно как средство различения двух словоформ, а отсюда следует, что фонологическая система требует четкости и резкости в артикуляции звуковых реализаций и не терпит «смешения» этих реализаций.
Собственно же фонетическая система строится на совершенно противоположной основе: ее определяет тенденция к «экономии произносительных усилий», или «принцип экономии» т. е. стремление к ослаблению напряженности артикуляций, к облегчению работы органов речи, к уменяшению определенности в артикуляции того или иного звука, а следовательно, и к ослаблению степени различаемое™ звуков, к уменьшению степени их противопоставленности. Таким образом, с одной стороны, стремление к максимальной дифференциации звуковых реализаций фонем как средства различения словоформ, а с другой - тенденция к «экономии произносительных усилий» - таково противоречие, обусловливающее противодействие созданию идеально построенной и симметричной фонологической системы.

Еще по теме § 79. Фонологическая система:

  1. Фонологические школы в русском языкознании: Московская фонологическая школа и Ленинградская фонологическая школа

Звуковой строй любого языка можно изучать не только с точки зрения артикуляционных и акустических свойств звуков, но и в функционально-лингвистическом аспекте. В этом аспекте звуки рассматриваются с учетом их соотношений в системе языка и их смыслоразличительной роли в речи. Изучением звуков с точки зрения их функций в процессе общения, в социальном аспекте занимается функциональная фонетика, или фонология.

Основы фонологии были заложены выдающимся лингвистом И.А. Бодуэном де Куртенэ (в конце XIX - начале XX в.). Суть его учения можно свести к трем основным положениям:

1)звук как физическое явление и как знак какой-то лингвистической сущности (отраженной в человеческом сознании) не одно и то же;

2)каждый конкретный звук представляет только одну из возможных реализаций этой сущности;

3)звуки должны рассматриваться не сами по себе, а в их отношении с этими сущностями.

Идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ были подхвачены и развиты Л.В.Щербой, Н.С.Трубецким, Р.И.Аванесовым и другими учеными, в работах которых указанные лингвистические сущности И.А.Бодуэном де Куртенэ получили название фонем. (Термин «фонема» предположительно принадлежит русскому лингвисту XIX столетия Н.В. Крушевскому).

Фонема - минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.

Например: в словах мол, мал, мул в функции различителей звуковых оболочек выступают фонемы //о//, //а//, //у//; //дом/ком/лом/ром/сом/том// ® //д//, //к//, //л//, //р//, //с//, //т//;

До́м ® до́ма ® до́му - фонемы //а//, //у// участвуют в выражении и различении падежных значений Р и Д.

Сама по себе непосредственно фонема вообще никакого смысла не выражает, значения у нее нет. Но опосредованно она связана со значением, т.к. различает звуковые оболочки.

Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука, т.к. всякая фонема является звуком, но не всякий звук речи может выступать в роли фонемы.

Например: в словах был, выл, мыл, пыл, тыл -//б//, //в//, //м//,//п//, //т// - фонемы, т.к. звуковые оболочки слов различаются; в словах просьба - [про́з"бъ], резьба -[р"иэз"ба́] звук [з"] не является фонемой, т.к. он не выполняет смыслоразличительной функции, а служит вариантом фонем //с٬// - косить -[кÙс"и́т"] и //з// - резать [р"э́зът"].

Таким образом, понятие фонемы и звука тесно, неразрывно связаны, но не тождественны, т.к. звуки - это конструктивные единицы (служат для создания слов), они конкретны, воспринимаются на слух, фонема же - это абстрактная единица, существующая в целом классе звуков.

Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в этой позиции - слабая.

Сильная позиция - позиция максимальной различительности и минимальной обусловленности.

Сильная позиция для гласных - это позиция под ударением; для согласных абсолютно сильная позиция - позиция перед гласными [а], [о], [у]: //са́н/со́н /сы́н//- //сам/зам/дам/там//.

В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке: [л"э́с/л"и́сы] - [л"иса́] ® //э//, //и//® [и]; [пло́т] ®//д// и //т// - [т].

Неразличение фонем в слабой позиции называется нейтрализацией.

Фонема включает инвариант, варианты и вариации.

Инвариант - это идеальный (основной) вид звука.

Варианты - это звуки языка, встречающиеся в слабых позициях минимальной различительности и входящие в состав двух или более фонем: плод - [пло́т], плоды - [плÙды́] ® //о//®[о],[Ù]; //д//- [д], [т].

Вариации - это звуки языка, встречающиеся в позициях максимальной обусловленности и входящие в состав одной фонемы: [лу́к /л"у́к / лу́к"и/ л"у́к"и] - [у], ["у], [у"], ["у"] ; [ра́дъс"т" / т"иэа́тр / ру́б"ит];

[р] - в конце слова после глухих согласных выступает в виде «оглушенного р»; [р ] перед [у] выступает как "оглубленный р”, [р] перед [а] - как "неогубленный р”.

Те звуки речи, в которых реализуется та или иная фонема, называются ее аллофонами:

[а́] - инвариант

[Ù ], [ъ], [иэ ], [ь] - варианты аллофоны фонемы // а //

["а], [а"], ["а"] - вариации

Таким образом, фонема - это класс звуков, объединенных ведущими (основными) дифференциальными признаками. Например, для всех аллофонов //а// будет единым ряд и нелабиализованность.

Фонемы современного русского языка не просто набор мельчайших языковых единиц.

Они образуют систему - сложное целое, все компоненты которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и противопоставлены друг другу.

Чтобы описать фонологическую систему русского языка, надо определить состав фонем данного языка, а затем их синтагматические и парадигматические отношения, т.е. установить сочетательные возможности фонем и их аллофонов и противопоставленность фонем и их аллофонов.

Противопоставление двух или нескольких однородных единиц языка называется оппозицией (лат. оppositio- противоположение).

(Анализ и классификация оппозиций в фонологии впервые были предприняты известным лингвистом Н.С.Трубецким: Основы фонологии М. 1960).

Для согласных фонем русского языка различают два типа оппозиций:

1) привативные, в которых один признак присутствует в одном члене оппозиций, но отсутствует в другом.

Например, оппозиция по глухости и звонкости:

//г//-//-к// ® звонкость - отсутствие звонкости.

2) эквиполентные, в которых фонемы противопоставлены по характеристикам общих признаков.

Например, //п//-//т//-//к//- отличаются местом образования, а все остальные признаки одинаковые; //л//-//м// ®отличаются способом образования.

Для гласных фонем различают градуальные оппозиции, в которых противопоставление носит ступенчатый характер:

//и//-//э// ®разная степень подъема.

Привативные оппозиции образуют коррелятивные ряды фонем.

Цепочка одинаковых оппозиций называется корреляцией.

В фонологической системе русского языка имеется два коррелятивных ряда согласных: 1) ряд звонких и глухих согласных; 2) ряд твердых и мягких согласных.

В современном русском литературном языке около 40 фонем. При установлении точного их числа представители разных фонологических школ получают различные результаты.

Таким образом, фонемы современного русского литературного языка не просто набор мельчайших языковых единиц. Они образуют фонологическую систему, все компоненты которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и противопоставлены друг другу.

Фонологическая система продолжает развиваться, т.к. развитие - способ существования языка.

В понимании фонем, классификации фонемного состава отдельных слов и фонемного состава языка в целом существуют разногласия. Эти разногласия наиболее четко обнаруживаются при сопоставлении взглядов представителей двух основных фонологических школ - московской (Р.И. Аванесов, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, М.В.Панов) и петербургской (Л.В.Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.Л.Буланин).

Расхождение во взглядах на фонему определяются, во-первых, различиями в трактовке исходной значимой единицы при определении состава фонем, во-вторых, различиями в оценке качества позиций при описании звуковых противопоставлений.

МФШ. Для представителей МФШ исходной единицей является морфема, фонемы рассматриваются только в сильной позиции.

Например, в парах слов [стÙлы́//сто́л// вÙда́/во́ды// хÙд"и́т"/хо́д"ит] выступает одна и та же морфема: вод-, ход-, стол-, хотя произносятся они по-разному.

В словах плод и плот морфемы разные и фонемы в их составе разные // пло́т // пло́д //, хотя произносятся одинаково [пло́т].

В слабой позиции может происходить стирание различий фонем.

Например, [сто́к с"э́нъ // сто́к вÙды́].

В этой позиции нельзя дифференцировать г/к. Это позиция нейтрализации. Она происходит только в слабой позиции. Те варианты фонем, которые произносятся в слабой позиции, называются архифонемами.

(Впервые термин в значении неразличения двух фонем, смешение в одном употребил Н.С.Трубецкой).

Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной.

Например: [дÙма́]- // до́м //, [зу́п] - //зу́бы//.

Но в языке есть фонемы, которые не бывают в сильной позиции и проверить их фонологическое качество нельзя.

Например: вокзал, стакан, собака и другие.

Такие фонемы называются гиперфонемами - слабая фонема, не приводимая к сильной позиции. (Терминология В.Н.Сидорова) Так, в словах [сÙба́къ / вÙгза́л / стÙка́н], звук [Ù ] может быть представителем фонем //о // и //а //, но какой из них, решить невозможно. В этом случае выступают гиперфонема // а/о //. В слове [вÙгза́л]- гиперфонема // г/к //.

В слове здесь -[з"д"э́с"]- звук [з"] может соответствовать фонемам - //з//, //з"//, //с//, //с"//, а звук [с"]- фонемам- //с"//, //з"//. Проверка невозможна; следовательно, данные фонемы - гиперфонемы.

Таким образом, основным признаком МФШ является морфонологизм. Фонемы рассматриваются как постоянный структурный элемент морфемы.

ПФШ. Представители ПФШ принимают за исходную единицу словоформу. При этом признается равенство позиций (сильная и слабая), т.е. то, что не различается в произношении, не различается и в фонемной составе.

Например, в парах слов [стÙлы́/сто́л], [пло́т] - плод /плот -выступают разные фонемы: в словах столы ®//а //, стол ®//о //, плод - плот ® одна фонема //т //; в словах плод - плоды ®//о//- // т//, //а//- // д//.

Фонема понимается как «звуковой тип», способный различать слова и их формы. Под звуковым типом имеется в виду группа акустически различных звуков, заменяющих друг друга в разных фонетических условиях и объединяемых общей функцией, которую они выполняют в языке.

Например, [ма́л/м"а́л/ма́т"/м"а́л"и] - произносятся разные гласные в зависимости от твердости или мягкости соседних согласных. Звуки [а], ["а], [а"], ["а"] замещают друг друга в разных фонетических положениях, эти звуки образуют звуковой тип, т.е. фонему //а //.

В приведенном примере члены одного звукотипа, разновидности одной и той же фонемы, близки акустически и артикуляционно, что проще всего доказывает их единство.

Таким образом, различаются не позиции и позиционные варианты фонем, а оттенки фонем, обусловленные качеством соседних звуков.

Подводя итоги, можно сказать, что отличия двух фонологических теорий приводят к тому, что по-разному определяется фонологический состав различных значимых единиц и соответственно по-разному устанавливается общий состав фонем в системе русского языка.

Так, московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. При этом не признаются самостоятельными фонемами: 1) мягкие [г"], [к"], [х"], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки не являются самостоятельными и являются лишь вариантами фонем //г//, //к//, //х //, т.к. они не могут быть противопоставлены по тв./ мяг. в абсолютном конце слова, а если и встречаются мягкие варианты, то перед гласными [ и], [э], не могут быть перед [ у], [о], [ а];

2) гласный [ы]. Представители МФШ (Л.А.Булаховский, Р.Н.Аванесов и другие) считают, что звук [ ы] является вариантом фонемы // и // (т.е. звуки [ ы] и [ и] являются разновидностями одной фонемы //и //). Они исходят из того, что употребление звуков [ ы] и [ и] обусловлено позицией:

А) [ы] употребляется только после твердых, [ и] - только после мягких согласных: [ мы́л] - [ м"и́л], тогда как другие гласные фонемы могут выступать как после твердых, так и после мягких согласных в одинаковых фонетических условиях: [ ма́л / м"а́л // лу́к / л"у́к // мэ́р / м"э́р];

Б) в составе одной и той же морфемы звук [ и] заменяется звуком [ ы] под влиянием предшествующего твердого согласного:

Играл - сыграл, синий - новый и т.д.;

В) [ ы] не встречается в начале слова

Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных.

1. ПФШ рассматривает 6 гласных фонем, т.к. в зависимости от артикуляции в языке отчетливо воспринимаются на слух 6 разных звуков, используемых для разграничения слов и форм. Они считают, что звуки [ ы] и [ и] - отдельные самостоятельные фонемы, т.к.

А) каждый из этих звуков мы свободно произносим в изолированном положении, что не характерно для вариантов гласных фонем;

Б) не всегда под влиянием твердого предшествующего согласного [ и] заменяется [ ы]: [ ша́р // ша́р"ик // стÙлы́ / сто́л"ик ];

В) в некоторых иноязычных словах [ ы] встречаются в начале слова: Ындин, Ыйсон.

2. ПФШ рассматривает [г"], [к"], [х"] как самостоятельные фонемы, т.к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: // кур"и́ - к"ур"и́ //, // тку́т / тк"о́т //

Несмотря на невозможность мягких [г"], [к"], [х"] в конце слова, в современном русском языке в некоторых случаях противопоставляются по твёрдости-мягкости перед гласными //а //, //о //, //у //: киоскёр, ликёр, Кюи, гяур и другие, но такого рода случаи исключительно редки.

Разногласия существуют и по поводу трактовки сложных звуков [ ш̅"], [ж̅"]. МФШ рассматривают [ш̅"], [ж̅"] как самостоятельные фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука.

Представители ПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний.

Таким образом, оценивая обе школы, следует отметить, что каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, причем зачастую недостатки одной школы автоматически оказываются достоинствами другой.

Вопросы:

1. Что называется фонемой?

2. Какие функции выполняет фонема в языке?

3. Как соотносятся понятия «фонема» и «звук»?

4. Спорные вопросы фонологии. МФШ и ПФШ.

5. Фонетическая оценка звуков [ ы] и [и] ПФШ и МФШ.

6. Мнение МФШ и ПФШ о признании фонологической значимости мягких заднеязычных [г"], [к"], [х"].

7. Разногласия по поводу звуков [ ш̅"], [ж̅"].

Литература

1. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч.1., Н. М. Шанский, В. В. Иванов. М., «Просвещение»1987.

2. Гвоздев А. Н., Современный русский литературный язык, ч.1, М., 1973.

3. Ковалев В. П., Минина Л. И. Современный русский литературный язык. Ч.1, М., «Просвещение»,1979.

4. Бондаренко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. М.,1977

Среди множества лингвистических дисциплин особенно стоит выделить такой раздел, как фонология. Это наука, изучающая звуковой строй языка, реализацию фонем в нем. Осваивают данную дисциплину на первых курсах специальностей, связанных с переводом, преподаванием языков, в особенности русского.

Мы с вами рассмотрим, что такое фонология, каковы ее предмет и задачи, строй нашего языка на данном уровне. Также познакомимся и с основной терминологией этого раздела.

Определение

Начнем наш разговор с самого определения.

Фонология - это раздел современного языкознания, который рассматривает звуковой строй языка, функционирование различных звуков в его системе и их характеристики.

Относится она к теоретической лингвистике. Основная которую изучает наука, - фонема.

Зародилась она в 70-80-х годах 19-го века в России. Основатель ее - Иван Александрович Бодуэн де Куртене, русский ученый с польскими корнями. В 30-х годах 20-го века оформилась как самостоятельная наука. Сегодня является одной из основных филологических дисциплин и занимает первое место в цикле предметов теоретической грамматики языка.

Предмет и задачи

Как и любая другая наука, данный раздел лингвистики имеет свои задачи и предмет.

Предмет фонологии - фонема, которая является минимальной языковой единицей. Именно ее изучают ученые-фонологи. Невнимательные студенты могут считать, что предметом является звук, но это вовсе не так. На самом деле их изучает другая дисциплина - фонетика.

Второй вопрос, который следует рассмотреть, - задачи. К ним относятся:

  • реализация в языке;
  • анализ сущности;
  • установление соотношений между фонемой и звуком;
  • описание системы фонем и их модификаций;
  • описание фонологической системы;
  • связь между фонемой и другими значимыми единицами языка - морфемами и словоформами.

И это далеко не все задачи фонологии. Стоит отметить, что вышеперечисленные приоритетны для всех существующих ныне фонологических школ.

Известные лингвисты-фонологи

Как уже отмечалось выше, основоположником науки стал Иван Александрович Бодуэн де Куртене. Он разработал ее основы, дал толчок к дальнейшему ее развитию.

Не менее известен и его ученик Николай Сергеевич Трубецкой, написавший знаменитые «Основы фонологии». Он значительно расширил научный аппарат дисциплины, описал основные классификации и понятия.

Работали в данном разделе языкознания и Роман Осипович Якобсон, Аврам Ноам Хомский и многие другие.

Немало научных трудов посвящено проблемам данного раздела языкознания. Следует отметить следующие статьи и монографии, которые дадут исчерпывающее представление о развитии науки, ее основных постулатах:

  • Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров издали в свое время монографию "Система фонем русского языка".
  • Довольно известна работа С. И. Бернштейна "Основные понятия фонологии".
  • Й. Вахек, "Фонемы и фонологические единицы".

Тем, кто интересуется историей вопроса, пригодится книга Л. Р. Зиндер "Основные фонологические школы".

Отметим также работы:

  • С. В. Касевич, "Фонологические проблемы общего и восточного языкознания".
  • Т. П. Ломтем, "Фонология современного русского языка на основе
  • В. И. Постовалов, "Фонология".

Студенты-филологи изучают ее на первом курсе университета, перед знакомством с фонетикой или же параллельно с ней. Знание основ данной дисциплины в дальнейшем помогает не только усвоить грамматику, но и правила орфографии и орфоэпии.

I. Определение фонологии.

Фонология – раздел языкознания, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции ) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

В отличие от фонологии, фонетика изучает физический аспект речи: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Создателем современной фонологии считается работавший в том числе в России учёный польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ. Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли также Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Лев Владимирович Щерба, Ноам Хомский, Моррис Халле.

II. Основные понятия фонологии

Основное понятие фонологии – фонема , минимальная языковая единица, обладающая в первую очередь смыслоразличительной функцией. Проявление фонемы в речи - фон, конкретный отрезок звучащий речи, обладающий определёнными акустическими свойствами. Число фонов потенциально бесконечно, однако в каждом языке они распределены по разным фонемам в зависимости от устройства каждого фонологического набора. Фоны, принадлежащие к одной фонеме, называются аллофонами.

Ключевую роль в фонологии также имеет понятие противопоставления (оппозиции). Две единицы считаются противопоставленными, если существуют так называемые минимальные пары , то есть пары слов, не различающиеся ничем, кроме данных двух единиц (например, в русском: том - дом - ком - ром - сом - ном - лом ). Если два данных фона вступают в такую оппозицию, они относятся к разным фонемам. Напротив, если два фона находятся в дополнительном распределении , то есть не встречаются в одном и том же контексте, - это необходимое (но не достаточное) условие для отнесения их к одной фонеме. Так, в русском языке никогда не встречаются в одном контексте [a] (как в слове матка ) и [ä] (как в слове мять ): первый звук произносится только между твердыми согласными (и/или гласными), второй - только между двумя мягкими согласными. Таким образом, они могут относиться к одной фонеме и являться её аллофонами (при выполнении других необходимых условий). Напротив, в немецком языке похожие звуки противопоставлены в ударном слоге: Apfel "яблоко", Äpfel "яблоки", и поэтому они относятся к разным фонемам.

Фонологическая система языка – внутренне организованная совокупность его фонем, связанных определёнными отношениями.

Противопоставления фонем образуют оппозиции (по глухости/звонкости фонем <п> – <б> или твердости/мягкости фонем <с> – <с’>).

Сравнение фонем в оппозициях основано на сопоставлении их признаков – дифференциальных и интегральных.

Интегральные признаки фонем образуют основание оппозиции, а дифференциальные формируют противопоставление, например, у фонем <т> и <д> интегральными признаками (т.е. общими для обеих фонем) являются взрывность, переднеязычность, твёрдость, а дифференциальными (т.е. различительными) – глухость (для <т>) и звонкость (для <д>).

Фоны – конкретные экземпляры реализации фонемы (и её варианты), экземпляры звуков, употреблённых в миллионах и миллиардах высказываниях тысячами или миллионами носителей соответствующего языка.

В артикуляторно-акустическом отношении фон , т.е. представитель фонемы в потоке речи , не отграничен ничем от соседнего фона, представителя другой фонемы. Иногда они частично перекрываются, накладываются друг на друга, поэтому человек, не знающий данного языка, не всегда способен различить и понять их.

III.Основные фонологические школы:

1. Ленинградская

Основатель – академик Лев Владимирович Щерба – работал в первой половине XX века. Он и его ученики ориентировались на задачу преподавания иностранных языков, постановке правильного произношения.

Школа исходит из понимания фонемы как звуковой единицы со смыслоразличительной функцией. Использует в качестве критерия отождествления фонем критерий фонетического сходства (тождества).

Большинство учебников иностранных языков в своей фонетической части использует понятия и терминологию, развитую Щербой. Сама фонологическая теория Щербы лучше всего была представлена в его учебнике «Фонетика французского языка». В дальнейшем эти же концепции были поддержаны исследователями, занимающимися инструментальным изучением звуковой речи и конструированием систем автоматического распознавания речи.

2. Московская

Ярким представителем этой школы является Александр Александрович Реформатский. Главные работы, в которых сформулированы взгляды этого направления, посвящены описанию родного (русского) языка. Первоначально фонологическая школа рассматривала свои построения как единственно верное учение о звуковом строе языка.

С течением времени, однако, возобладала тенденция всестороннего обсуждения проблем и синтеза фонологических теорий.

Первую попытку такого синтеза предпринял один из основателей МФШ Рубен Иванович Аванесов. Он выдвинул концепцию «слабых фонем», которые наряду с «сильными» входят в состав языковых знаков.

Слабая фонема Аванесова – это набор дифференциальных признаков, которые необходимо указать для определения звука в данной позиции. Они ассоциируются с командами на исполнительные органы речи, с целью создания того или иного акустического эффекта.

3. Американская школа

Она развивалась в нач. XX века как школа дискриптивной фонологии , которая решала задачи описания языков американских индейцев. Их концепция была близка взглядам Ленинградской фонологической школы. В частности, американские ученые наиболее чётко сформулировали процедуру членения речевого потока на фонемы речевосприятия.

В поствоенные годы под влиянием успехов компьютерной техники американские лингвисты впервые прямо поставили вопрос о техническом моделировании языковой способности. Пионером этих работ был так же выходец из пределов России (вернее из Польши) Наум Хомский.

Его работы основали направление, называющееся генеративнойлингвистикой. Её задача – построение формальной модели (автомата) производства правильных высказываний на конкретном языке.

Фонологическая часть генеративной теории возникла благодаря работам ещё одного россиянина Романа Осиповича Якобсона, который в связи со Второй мировой войной эмигрировал из Праги (где он был видным членом Пражской школы) в Америку. Описывая генерацию (производство) речи, генеративная фонология естественным образом пришла к концепции, близкой Московской фонологической школе.

Суть теории в том, что языковые знаки путём последовательных преобразований по языковым правилам трансформируются из внутреннего представления в фонемах речепроизводства в поверхностное представление речевыми звукотипами. Принимая такую терминологию, можно назвать фонемы речепроизводства глубинными фонемами, а фонемы речевосприятия – поверхностными фонемам.

(создан на базе реферата Власовой Екатерины)