Что значит взять ответственность жизнь. И как решить главную проблему — быть счастливым если родственник, бликий человек в зависимости. «Потому что нельзя быть на свете красивой такой»

Рассмотрим, чем является глубинная психология человека. Глубинно-психологические виды психотерапии, именуемые также психоаналитическими или психодинамическими, ведут свое начало от различных психоаналитических школ. Они разделяют убеждение, что все чувства и модели поведения человека формируются под влиянием первичных переживаний в раннем детстве и подростковом возрасте, а также зависят от жизненных обстоятельств в настоящее время. Психодинамические виды терапии предназначены для оказания помощи пациенту с использованием различных методик, цель которых обучить больного разбираться в том, как его прошлое влияет на настоящее, чтобы уметь преодолеть существующие в данное время трудности и добиться изменений в собственной личности и в поведении.

Различные психодинамические методики имеют общую для всех теоретическую основу. Среди основных принципов можно назвать следующие:

Существование динамического подсознательного. Значительная часть нашей ментальной жизни протекает без участия сознания, но постоянно оказывает влияние и мотивирует наши сиюминутные переживания. Многие модели поведения, включая так называемые необдуманные поступки (как, например, обещания), симптомы (страхи, депрессия и т. д.), сновидения и фантазии, представляют нам сведения о характере функционирования подсознательного.

Значение опыта и развитие в раннем детстве. Каждый период жизни, начиная со дня рождения, оказывает воздействие на последующий период и влияет на нашу чувственную жизнь и наше поведение. Жизненный опыт, приобретенный в раннем детском возрасте, рассматривается как чрезвычайно важный, так как он основа для более поздних переживаний.

Интрапсихический конфликт. Начиная с самого раннего детства и в течение всей жизни наши потребности и желания часто противоречат друг другу, кроме того, они вытесняются общественными и родительскими запретами. Это происходит потому, что подобные конфликты, будучи слишком болезненными для пациента или вызывающими страхи, подавляются при помощи защитных механизмов, а иногда превращаются в те симптомы (головные боли, фобии и страх), которые побуждают пациента обратиться за помощью к врачу. Эти желания и страхи имеют непосредственное значение для душевной жизни пациента в данное время. Действительно, большинство поступков человека определяется стремлением привести в согласие современный опыт взрослого и подсознательные желания.

Все психодинамические методики пытаются тем или иным способом раскрыть и сделать прозрачными все подсознательные конфликты для того, чтобы выяснить, в какой мере они влияют на жизненный опыт взрослого в настоящее время.

Глубинная психология человека. Защитные механизмы

Каждый человек, начиная с детства, использует множество психических механизмов для того, чтобы переработать эмоциональные переживания, получить удовольствие, устранить из сознания страхи и болезненные конфликты. Теоретики психодинамики, начиная с Зигмунда Фрейда, разработали объемный каталог этих подсознательных механизмов, различая зрелые и незрелые формы защиты. Незрелые защитные механизмы выражаются в особенностях поведения, которые искажают жизненный опыт человека, в то время как зрелые защитные механизмы помогают ему преодолевать все трудности.

Незрелые защитные механизмы

Проекция – приписывание собственных чувств и мотивов другому лицу. Например, есть люди, которые избегают близких отношений, потому что «у мужчин (или женщин) всегда на уме только секс», в то время как они, по-видимому, сами не в состоянии признать собственные сексуальные желания.

Отрицание – это отказ признать реальность, причиняющую душевную боль. Так, некоторые люди настаивают на том, что их следует рассматривать как жертв, при том, что в реальности они страдают от последствий собственных поступков.

Перенос – неправомерное перенесение чувств с одного лица на другое. Например, женщина, у которой имеются проблемы с бывшим мужем, переносит свою злость на детей, или начальник использует подчиненных в качестве «громоотвода» для своих семейных трудностей.

Отказ означает стремление уклониться от жизненных обстоятельств, требований или обязательств.

Зрелые механизмы защиты

Альтруизм – получение радости и удовлетворения при оказании помощи другим.

Юмор притупляет болезненные переживания при помощи смеха и веселого настроя.

Сублимация превращает неприемлемые побуждения, как, например сексуальные стремления или агрессивность, в приемлемую активность: творческие или спортивные занятия.

Подавление означает умение так вытеснить реакцию на безрадостное событие, что появляется возможность увидеть его с положительной стороны, или принимается решение отложить свою реакцию до более благоприятного момента («подумаю об этом завтра»). Подавление существует на уровне сознания.

Идентификация (отождествление) – стремление присвоить себе в известной мере качества, цели, идеалы и амбиции уважаемого лица.

Глубинная психология человека. Психоанализ

Психоанализ, пожалуй, самая распространенная форма психодинамической терапии. Он предъявляет наиболее высокие требования к эмоциональной выносливости пациента, его времени, а также к его финансовым возможностям. Именно поэтому в США психоанализ является наименее востребованной формой глубинно-психологического лечения. Однако он служит предшественником всех разновидностей психоаналитической терапии, поэтому должен быть представлен первым.

Венский невролог Зигмунд Фрейд в конце XIX в. начал лечить пациентов с помощью психоанализа. Последующие поколения психоаналитиков существенно развили его первоначальные теорию и метод. Современный психоанализ притязает на то, что он представляет собой интеллектуальную психотерапевтическую и научную терапевтическую школу.

Существуют многочисленные теоретические варианты психоанализа, вытекающие из учений Зигмунда Фрейда, Карла-Густава Юнга и Мелани Кляйн, – это теории взаимоотношения объектов, психологии Я и др. Они отличаются друг от друга в основном по тому значению, которое придают подсознательной мотивации и конфликтам, а также роли, которую играет опыт, приобретенный в раннем детстве.

Юнгианский анализ основан на трудах Карла-Густава Юнга, современника и первоначально последователя Зигмунда Фрейда. Юнг исходил из предположения о существовании универсальных мифов и символов, формирующих коллективное бессознательное, более всеобъемлющее, чем личное подсознание отдельного индивидуума.

Из всех существующих разновидностей психотерапии психоанализ преследует наиболее широкие и честолюбивые цели: вместо того, чтобы ограничиться решением определенных конкретных проблем, он пытается исследовать личность и воздействовать на глубинные изменения характера поведения. Для того, чтобы добиться поставленной цели, психоанализ использует специальные методики, которые будут детально описаны ниже и которые побуждают пациента, именуемого «анализандом», оказаться способным к оживлению воспоминаний о его детских переживаниях и фантазиях и осмыслить конфликты, которые оказывают влияние на его чувства и поведение в настоящее время.

Психоанализ, как правило, продолжительный и медленный процесс поступательного самопознания, который приводит к зрелости и эмоциональному росту (совершенствованию). Его сравнивали с лепестками луковицы, с процессом, при котором постепенно высвобождаются детские желания и страхи – подсознательные детерминанты современных особенностей поведения и чувств. Как только их удается вскрыть, конфликты теряют актуальность, становятся понятными, приемлемыми и разрешимыми. Как следствие поведение и чувства пациента претерпевают изменения, и он достигает более высокой степени зрелости. Очень часто по окончании курса психоанализа люди выходят с более глубоким пониманием и более дифференцированным представлением о себе и других в своей жизни.

Лечение требует от трех до пяти 45-минутных сеансов в неделю в течение 3 – 5 лет.

Показания для лечения

Психоанализ является непрямой формой терапии, во время которой психоаналитик совместно с анализандом исследует внутренние механизмы его душевной жизни. В связи с тем что психоаналитик не дает никаких советов и подсказок для решения проблем, этот вид терапии не рекомендуется лицам, находящимся в кризисном состоянии, так как они нуждаются в активной неотложной помощи. Однако иногда психоанализ назначается при определенных клинических картинах (как, например, при тяжелых депрессиях) в сочетании с медикаментозной терапией. Такое комбинированное лечение стабилизирует состояние больного и позволяет ему в дальнейшем продолжить процесс аналитической терапии.

Психоанализ требует как минимум среднего интеллектуального уровня, готовности к самопознанию, способности переносить фрустрацию и болезненные переживания, а также известной степени коммуникабельности. Поэтому психоанализ не пригоден при острых психотических, выраженных импульсивных расстройствах, у наркоманов или тяжело депрессивных пациентов. Однако некоторым из перечисленных категорий больных по окончании острого периода болезни этот метод может оказаться полезным для того, чтобы осознать причины их поведения, а также острого течения эмоциональных переживаний, которые усугубляли проблемы, и изменить их.

Приемлемыми показаниями для психоанализа могут быть хронические трудности и фрустрации во взаимоотношениях, тяжелые формы заторможенности и непреходящие проблемы в профессиональной деятельности или в достижении других жизненных целей, а также такие симптомы, как страх и умеренная депрессия. Многие люди с легкими и умеренно выраженными жизненными трудностями могут, вероятно, извлечь пользу из психоанализа.

Несмотря на то что со времен Фрейда психоанализ проделал значительное теоретическое развитие, разработанные им методики во многом остались прежними.

Терапевтический нейтралитет. Терапевтическое поведение аналитика определяется его нейтралитетом, анонимностью и отстраненностью. Это означает, что аналитик всегда отстранен, хотя и проявляет сочувствие, но не принимает сторону анализанда и не вмешивается в его решения и постановку целей. Точно так же аналитик ничего не сообщает анализанду о своих взглядах, чувствах или о своей частной жизни, так как в центре его внимания постоянно остается душевная динамика анализанда.

Пациент лежит на кушетке, поставленной таким образом, что аналитик находится вне поля его зрения. Это условие стимулирует исследование наиболее глубоких слоев сознания и облегчает свободные ассоциации анализанда.

Свободные ассоциации. Основное правило аналитической ситуации предусматривает, что анализанд должен пытаться высказывать без цензуры и контроля все, что приходит ему в голову во время сеанса, – все мысли, чувства, желания, фантазии и ощущения, какими бы неприятными, неловкими или устрашающими, тривиальными или бессвязными они ни казались. Несмотря на то что аналитик внешне остается пассивным и безучастным, он внимательно слушает и проявляет интерес к сновидениям и фантазиям пациента, а также к его чувствам, мыслям, поступкам в данное время. Свободные ассоциации анализанда представляют собой исходную позицию для дальнейшего понимания скрытых значений и подсознательных сил, которые определяют его душевную жизнь.

Истолкование. Аналитик задает вопросы, поощряет пациента как можно конкретнее рассказывать о своем поведении и своих чувствах, и если считает необходимым, то возражает, приводя в качестве примера образец поведения («Когда вы говорите о себе и обо мне, старайтесь это делать более вдумчиво»). Но, что важнее всего, аналитик предлагает пациенту в нужный момент истолкование его чувств и поведения. С помощью этих истолкований главным «творческим продуктом» психоанализа является изложение психоаналитиком своего понимания подсознательных элементов, которые лежат в основе переживаний пациента. Интерпретация сновидений и их функция связующего звена между переживаниями в прошлом и настоящем является характерным элементом психоаналитического истолкования.

Истолкование должно помочь анализанду осознать защитные механизмы, с помощью которых он/она оказывает сопротивление лечению. Нередко происходит так, что пациент забывает дату назначенного сеанса или говорит о том, что аналитик «ничего не говорил» о своем предстоящем отъезде в отпуск. Это забывание может иметь своей целью защиту от возможного раздражения, подавленности или злости из-за того, что психоаналитик оставляет их «на произвол судьбы». Истолкование сопротивления помогает пациенту повысить свою толерантность в отношении неприемлемых чувств и мыслей и обеспечивает ему возрастающее понимание тайных механизмов его душевной жизни.

Реакция переноса. Перенос – нормальный процесс во всех областях жизни, при котором человек бессознательно повторяет образцы детского поведения и взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами в той форме, в какой они развивались в прошлом. При переносе человек направляет на лицо из своего нынешнего окружения те чувства и те отношения, которые он адресовал важным персонам своего детства. Происходит то, что люди бессознательно ведут себя со своим партнером, учителем, работодателем так, будто это их родители, будто они предъявляют те же требования и грозят теми же наказаниями, которыми некогда угрожали родители. Способность научиться понимать механизм переноса часто помогает людям признать, как искаженно они представляют себе восприятия других.

В ходе психоаналитического лечения у анализанда постепенно формируется реакция переноса на психоаналитика. Эта реакция становится важнейшим связующим звеном терапевтического процесса, той линзой, через которую рассматриваются, истолковываются, ревизуются и видоизменяются подсознательные конфликты и динамика чувственной жизни пациента. Пациент постепенно все больше и больше начинает относиться к психоаналитику (который фактически остается нейтральным) как к важной персоне своего детства и заново переживает противоречивые желания, фантазии и боли, фрустрацию и стыд, чувство вины, ярость и страх, т.е. те радости и горести, которые он/она в раннем детстве и в школьные годы испытывали по отношению к ключевым персонам.

С помощью исследования переноса, т.е. того, как анализанд выстраивает свое отношение к аналитику и что тот, по мнению анализанда, думает и чувствует, пациент вскрывает корни нарушенных душевных механизмов, которые хранятся в его «внутреннем детстве».

Переработка. В процессе анализа пациент обучается переживать перенос как на «разделенном экране», т.е. одновременно чувствовать и анализировать то, как эти ранние конфликты повлияли и продолжают влиять на его жизнь в настоящее время. В связи с тем что анализанд все время повторно конфронтирует с вытесненными надеждой, болью и нереальными желаниями своего детства, ему удается постепенно признать их, вместо того, чтобы отвергать.

Наиболее важно то, что в процессе этой переработки, которая составляет главное дело анализа, пациент начинает изменять характер своего поведения и своих реакций, основанных на этих подсознательных, пройденных и перенесенных представлениях. Так, например пациентка начинает постепенно понимать, что ее комплексы и слишком строгая самокритика основаны на потребности видеть своих родителей не столь критически настроенными по отношению к ней, тщетно пытающейся завоевать их любовь и признание. По мере того как это знание углубляется, детские желания могут быть, наконец, оставлены в прошлом и испробованы новые модели поведения.

Психоаналитическая психотерапия

Психоаналитическая психотерапия – дальнейшее развитие психоаналитической методики, – одна из наиболее часто применяемых разновидностей терапии. Она использует те же психодинамические принципы раскрытия подсознательных конфликтов, но ее цели менее претенциозны, а сам процесс лечения менее интенсивен. Главный акцент этой формы психотерапии состоит скорее в том, чтобы помочь пациенту получить нужные знания, которые позволили бы ему найти решение трудных жизненных проблем. При этом психотерапевт играет более активную роль, чем при психоанализе.

Психоаналитическую терапию проводят как специально подготовленные психотерапевты, так и те, кто не прошел специализированного курса обучения.

Терапевтические сеансы проводятся обычно в течение 2 – 5 лет, один – три раза в неделю.

Показания для лечения

Показания те же, что и при психоанализе, хотя психоаналитическая психотерапия показана более широкому кругу пациентов, включая тех, которые нуждаются в более активной поддержке и помощи психотерапевта и которым трудно заново переживать свою несостоятельность – нагрузки, неизбежные в рамках психоаналитического процесса. Эта разновидность терапии, так же как и психоанализ, наиболее эффективна для пациентов, которые интересуются механизмами своей душевной жизни и настроены на то, чтобы самим найти необходимые решения.

Пациент и терапевт сидят лицом друг к другу, хотя при некоторых видах психоаналитической терапии предусматривается лежачее положение больного. Так же как при психоанализе, пациента побуждают говорить все, что придет в голову. Несмотря на то что характер отношений между пациентом и терапевтом имеют важное значение, психоаналитическая психотерапия обычно сосредоточивает свое внимание не на воспроизведении и истолковании интенсивного регрессивного переноса в детство. Скорее всего, психотерапевт использует технику выяснения определенных особенностей поведения и установок и работает над конфронтацией (например, указывая пациенту на несоответствие между его высказываниями и поступками), применяет суггестию и другие методы, которые активно влияют на процесс лечения.

Динамическая краткосрочная терапия

При краткосрочной динамической психотерапии (которую также называют ограниченной во времени краткосрочной психотерапией) психотерапевт и пациент заранее оговаривают количество лечебных сеансов или срок окончания лечения, при чем речь, как правило, идет о 12-20 сеансах в течение 3-6 месяцев. Психотерапевт и пациент фиксируют свое внимание на определенной, четко обозначенной проблеме (например, на трудностях, которые существуют у студента при завершении дипломной работы). При переработке одного этого вопроса могут быть решены определенные, лежащие в его основе конфликты (страх студента стать взрослым и покинуть родительский дом).

Показания для лечения Предпосылкой краткосрочной динамической терапии являются относительное психическое здоровье пациента и высокая степень мотивации – стремление разрешить проблему и уверенность в своей способности быстро довериться психотерапевту. Эта форма терапии, так же как и другие формы динамической терапии, не рекомендуется лицам с тяжелой депрессией, расстройствами, в основе которых лежит импульсивность, при наркомании или с трудностями в коммуникабельности. Но она показана там, где речь идет о помощи в решении конкретной проблемы. Переживание достигнутого успеха нередко освещает всю дальнейшую жизнь пациента. Если кому-то удается решить насущную или угнетающую проблему (например, длительное внутреннее сопротивление при переходе на лучшее место работы), то это повышает его самоуважение и тем самым укрепляет его функциональную способность добиться положительного результата и в других областях жизни. Эта форма терапии пригодна также для понимания психотерапевтического процесса, который в дальнейшем может быть применен с большей интенсивностью при других, более глубоких трудностях.

Уже в начальной стадии психотерапевт идентифицирует неизвестный конфликт, который должен разъяснить конкретную проблему, имеющуюся у пациента. В течение всего курса лечения он держит в центре внимания этот основной конфликт, разъясняет его и истолковывает. При этом перенос важен в связи с тем, что именно раскрывается в конфликте. Например, мужчина ищет помощи ввиду своей несостоятельности в профессиональной деятельности. Психотерапевт устанавливает, что пациент испытывает неоправданный страх перед начальником. Во время сеансов проясняются особенности поведения пациента, свидетельствующие о поиске гармонии в отношениях с психотерапевтом. Психотерапевт истолковывает это поведение пациента как отклонение от центрального конфликта – страха перед начальником.

Психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология », хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте - как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.

Из истории

Заслуга введения понятия признается за швейцарским психиатром Э. Блейлером , тесно сотрудничавшим с З. Фрейдом . Совместными исследованиями авторы заложили фундамент для изучения психических феноменов через призму бессознательного . Психоанализ стал ведущим направлением глубинной психологии, из которого позже откололись многочисленные направления и течения.

Теории и направления

К глубинной психологии относятся:

  • Неофрейдизм (К. Хорни , Э. Фромм , Г. Салливан и другие)

«Глубинная психология» является понятием, возникшим в современной медицинской психологии (Э. Блейлер), и обозначает ту психологическую науку, которая занимается феноменами бессознательного.

Это интересно

Основа термина Tiefenpsychologie («тифопсихология») заимствована к.м.н. Ю. Р. Вагиным для обозначения собственного подхода, названного им «тифоанализ» («глубинный анализ»). Тифоанализ является монистической психологической концепцией, предметом изучения которой является область метапсихологии классического психоанализа .

См. также

Источники

  • Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А. М. Боковикова. - М., 2006
  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996
  • Райкрофт Ч. Критический словарь по психоанализу. - СПб., 1995
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перевод с англ. А. М. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. - М., 2000

Ссылки

  • Психоанализ (глубинная психология)//М. Г. Ярошевский История психологии
  • Глубинная психология - словарь психоаналитических терминов сайта Психоанализ на Руси

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Глубинная звезда номер 6
  • Глубока-над-Влтавой

Смотреть что такое "Глубинная психология" в других словарях:

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на… … Философская энциклопедия

    глубинная психология - ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Наиболее известные направления Г … Большая психологическая энциклопедия

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - см. ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (нем. Tiefenpsychologie) совокупное обозначение направлений психологии 20 в., сделавших предметом исследования т. н. глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на поверхности сознания (психоанализ З.… … Большой Энциклопедический словарь

    Глубинная Психология - ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает:… … Психологический словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - собирательное понятие, посредством которого обозначают ряд различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов,… … Новейший философский словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (от нем. tifenpsy chologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    глубинная психология - (нем. Tiefenpsychologie), совокупное обозначение направлений психологии XX в., сделавших предметом исследования так называемые глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на «поверхности» сознания… … Энциклопедический словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (Depth psychology; Tiefenpsychologie) общее название психологических течений, выдвигающих идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать и исследовать это независимое психическое как таковое, в его динамическом… … Словарь по аналитической психологии

    глубинная психология - (от нем. tifenpsychologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Этнопсихологический словарь

Книги

  • Мудрость психики: Глубинная психология в век нейронаук , Парис Жинетт. В этой книге Жинетт Парис открывает новый жанр психологического письма, которое соединяет интимные данные личной биографии, человечески трогательные истории пациентов и радикальные,…

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе стали глубинные бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой .

Основные положения психоанализа:
1) понимание как мотивационного, личностного;
2) рассмотрение развития как к среде, хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному ;
3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т.е. удовлетворению);
4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы и ее уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом .

Основные теории глубинной психологии


Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся либидозное, агрессивное и влечение к суициду. Ид, Эго и Супер-Эго. Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация.


Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации. Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей - быть или иметь. Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм.

Э. Эриксон
Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.). Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности. Стремление к целостности, (с собой, своей культурой, этносом И Т.Д.).

От сознания, стремление обосновать существование психики, независимой от сознания и исследовать ее в отрыве от него. Понятие «глубинная психология» объединяет в себе несколько течений, центральную позицию среди которых занимает психоанализ З. Фрейда. В рамках данного течения выделяют также концепции аналитической психологии К. Юнга и индивидуальной психологии А. Адлера.

Определение 1

Главное отличие глубинной психологии от эмпирической заключается в понимании психики как феномена отдельного от сознания; сознание же понимается как свойство, присущее психике в отдельные моменты.

В центре внимания глубинной психологии – проблемы личности, поскольку именно бессознательное в понимании представителей данного подхода играет решающую роль в процессе формирования, выявления и исследования системы онирических ценностей личности.

Психоанализ З. Фрейда

Данное направление психологической мысли формировалось в условиях трагических социальных, политических потрясений начала минувшего столетия, когда экономические кризисы и потрясения порождали социальный пессимизм, сопровождались потерей веры в рациональность бытия, акцентируя внимание на бессознательном.

На начальном этапе становления направления З. Фрейд занимался неврозами. В процессе поисков путей оптимизации оказания помощи пациентам, ученый обращается к гипнотическому внушению, позволяющему высвободить подсознательные страхи, переживания пациентов, оживить в их памяти травмирующие переживания, эмоциональное испытание которых может стать инструментом исцеления.

Деятельность З. Фрейда охватывает несколько десятилетий, на протяжении которых метод психоанализа существенно трансформировался. Одним из ключевых моментов развития направления глубинной психологии стал отход от гипноза, проникновению которого к забытым и ущемленным болезненным переживаниям многие пациенты сопротивлялись, и обращение к интерпретации сновидений, больших и малых психопатологических симптомов, включая двигательные расстройства, забывания, оговорки и пр. Другими словами, ядро психоанализа составляет учение о бессознательном.

Структура душевной жизни в психоанализе

В центре внимания З. Фрейда – структура душевной жизни, в которой выделяют уровни сознательного, предсознательного и бессознательного с цензурой между указанными уровнями.

Определение 2

Сознательное имеет свойство переживания, осознания.

Определение 3

Предсознательное – имманентное, латентное бессознательное, которое может проникать в сознание, т. е. выступает потенциально сознательным.

Определение 4

Бессознательное понимается как вытесненная бессознательная психика, которая не проникает в создание, соответственно, не имеет свойство переживания, но находит свою репрезентацию в сновидениях, больших и малых психопатологических симптомах, соответственно, излечение пациентов, страдающих неврозами, требует исследования именно бессознательного материала.

Методы психоанализа

В процессе выявления и изучения бессознательного материала З. Фрейдом был разработан ряд методов, включая следующие:

  • метод свободно всплывающих ассоциаций;
  • метод интерпретации сновидений.

Определение 5

В процессе толкования снов основатель психоанализа различал образное содержание сна и маскируемый скрытый смысл – те желания, в которых человек не хочет себе признаться.

Эти неприемлемые на сознательном уровне желания в сновидениях представлены в форме символов.

Определение 6

Сновидения, таким образом, выступают своеобразным компромиссом между вытесненными желаниями, подавленными импульсами и сопротивлением цензурирующей силы.

Таким образом, глубинная психология представляет собой совокупность направлений в психологии, в центре внимания которых - бессознательное. Одним из приоритетных направлений глубинной психологии выступает психоанализ, созданный на рубеже XX-XXI столетий, достижения которого успешно применяются в современной психотерапевтической практике.


Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Она включает в себя психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

К основным тезисам глубинной психологии относятся следующие:

1) ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное;

2) влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры;

3) психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами;

4) баланс между инстинктами и культурными нормами устанавливается посредством защитных механизмов психики;

5) причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения – в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности, принадлежит австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду (1856-1939). После длительных наблюдений за своими больными он пришел к выводам, которые изменили представления о психике, существовавшие в начале ХХ века.

В частности, Фрейд утверждал, что:

Наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил (влечений);

Влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но, прежде всего – подавленными желаниями, которые вытеснены в область подсознательного из-за невозможности их удовлетворения на уровне сознания;

Желания, продолжающие действовать без участия сознания, проявляются в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или на творчество.

Сексуальные побуждения человека подавляются в наибольшей степени ввиду различных социальных ограничений. По Фрейду, именно они побуждают людей действовать. Именно благодаря их энергии (либидо) происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Многие черты индивидуума и половые аномалии объясняются неудовлетворенностью и конфликтами, вызванными подавлением этих влечений в детстве.

По мнению Фрейда, причиной невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения является нарушение баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

В таких случаях задачей психоаналитической терапии является осознание пациентом подлинной причины невротического симптома, что должно повлечь за собой его исчезновение.

Учение З.Фрейда находит свое продолжение в неофрейдистских концепциях. Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума (Э.Эриксон).

В целом, достижения психоаналитического направления привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное Альфредом Адлером (1880-1937). Она исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие.

Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения.

Задача психотерапии – помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем, чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах.

Идеи индивидуальной психологии получили распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии. Индивидуальная психология оказала влияние на сторонников неофрейдизма.

Аналитическая психология Карла Густава Юнга . Карл Густав Юнг (1875-1961) вошел в историю психологии как создатель целого направления – аналитической психологии. Под последней К.Г.Юнг подразумевал интегральную концепцию, объединяющую психоанализ, индивидуальную психологию и многие другие направления. Он считал, что создаваемый им метод охватывает символические области, причем в равной степени как сознательные сферы, так и бессознательные.

К основным положениям аналитической психологии можно отнести следующие:

Каждый индивидуум может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я (интроверт) или, наоборот, к внешнему миру (экстраверт);

Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению;

Основу коллективного бессознательного составляют архетипы (образы героев, мифы, фольклор, обряды, традиции), которые организуют и направляют психические процессы;

Либидо является универсальным недифференцированным источником энергии, которая проявляет себя не только в сексуальной жизни, но и в языке, культуре, обрядах и т.д.

По мнению К.Г.Юнга сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.

Постмодернизм. Поиск новых оснований научного познания социальной сущности человека привел к развитию идей постмодернизма. В научной литературе постмодернизм часто отождествляется с постструктурализмом, хотя эти понятия не идентичны. Постструктурализм в его оригинальном значении – это теория знания и языка (Деррида, французский феминизм), а постмодернизм (Фуко, Бартес, Лиотард, Бодрильяр) – теория общества, культуры и истории.

Идеи постструктурализма и постмодернизма оказали несомненное влияние на развитие социальных наук в целом и психологии в частности. Это влияние, по мнению Б.Егга (B.Agger), выражается в ряде требований к социальным наукам, которые должны:

Быть рефлексивны в отношении утверждений о непогрешимости их методов исследований и безграничности возможностей;

Рассматривать все дискурсивные (в том числе и научные) тексты как риторические, форма изложения в которых направлена на донесение соответствующих систем значений до читателей, обладающих способностью и возможностью собственной их интерпретации;

Проводить мысль, что язык конституирует реальность, предполагает изучение особенностей ее формирования, проявления и развития, определяющих специфику само- и мировосприятия субъекта;

Исключать возможность существования единственно верных, однозначных, универсальных описаний социальной реальности.

Предметом понимающей психологии является процесс взаимопонимания как формирование единого поля значений в межличностном взаимодействии в системах различного уровня сложности (обыденное сознание – обыденное сознание, исследуемый – исследователь и т.п.).

Основной проблемой взаимопонимания является его знаковая опосредованность, которая зачастую приводит к неадекватному восприятию партнерами транслируемых друг другу символических сообщений.

Понимающая психология должна быть диалогической по своей природе. Это требует изменения исследовательской методологии – от интреспективной (методология первого лица) через экстраспективную (методология третьего лица) к диалогической (методология второго лица). Последняя предполагает активный, субъект-субъектный характер взаимодействия исследователя и исследуемого, направленное на взаимопрояснение адекватности сформировавшегося поля значений. К диалогической методологии относятся нарративная методология, многоголосое исследование и совместные исследования.

Основные теории глубинной психологии

Движущие силы

развития личности

Структура

Основные механизмы развития и запиты

3. Фрейд Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти, транс-

формирующиеся либидозное, агрессивное н влечение к суициду

Ид. Эго и Супер-Эго Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация
К. Юнг Обобщенная психическая энергия либидо принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интровертности и одной из психических функций
А. Адлер Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности Компенсация неполноценности - неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая
К. Хорни Чувство коренной тревоги

(физиологической и психологической)