Этапы психолого педагогического консультирования. Этапы консультирования. Напряжение, вызванное конфликтом, должно быть болезненнее для индивида, нежели стресс от попытки разрешить этот конфликт. Чаще всего за консультацией обращаются люди в кризисные, пе

Современная жизнь требует от человека большой внутренней силы. В связи с бурными изменениями, происходящими в обществе, каждому из нас приходится искать свое место в жизни, определить ее смысл, ценностные ориентации и пережить крушение прежних идеалов. При этом весьма сложно не поддаться депрессивным тенденциям и сохранить в себе оптимистическое видение мира.

А что делать тем людям, у которых внутренней силы недостаточно? Тогда это может привести к уходу в апатию и к развитию болезни.

Сегодняшняя жизнь преподносит нам достаточно много трудных и критических ситуаций. Справиться с ними самостоятельно может далеко не каждый человек. В связи с этим и возникают вопросы оказания психологической поддержки на тех или иных жизненных этапах людям разной возрастной категории.

Новое направление

Если рассматривать психологическое консультирование в качестве профессии, то его можно представить как сравнительно молодую область психологической практики, которая в свое время выделилась из психотерапии. Появилась такая специальность для того, чтобы удовлетворить потребности людей, у которых нет клинических нарушений, но нуждающихся в психологической помощи. Именно поэтому на прием к такому специалисту, как правило, приходят люди, не справляющиеся с трудностями повседневной жизни. Спектр проблем при этом довольно широк. Это и трудности на работе, и неудовлетворенность ею, конфликты с руководителями и коллегами, неурядицы в семье и неустроенность в личной жизни и т. п. Список этот довольно обширен. Причем, будучи молодой отраслью, психологическое консультирование не имеет каких-либо строгих границ, рассматривая самые разнообразные проблемы клиентов.

Принцип консультирования

Оказание психологической помощи пациентам выражается в рекомендациях и советах. Их профессионал озвучивает во время личной беседы. Ей предшествует предварительная подготовка в виде изучения проблемы записавшегося на прием человека. Проводится психологическое консультирование только в заранее оговоренное время и в помещении, способствующем созданию конфиденциальной обстановки, изолированном от остальных людей.

Беседа желающего получить помощь человека и специалиста длится в зависимости от сложности ситуации. Твердые рамки подобного разговора не устанавливаются. Он может продолжаться и десятки минут, и несколько часов. В процессе беседы человек рассказывает специалисту о своей проблеме и о себе. Вся информация внимательно выслушивается психологом. Профессионал стремится вникнуть в суть проблемы для того, чтобы в дальнейшем дать пояснение причин ее возникновения.

В процессе проведения консультации специалист обязательно оценивает личность клиента. Это позволяет, принимая во внимание индивидуальные особенности человека, дать аргументированные и научно обоснованные рекомендации, которые смогут помочь решению проблемы.

Этапы беседы

Разговор, который специалист проводит с клиентом, можно представить себе в виде процесса. Он с самого начала и вплоть до своего окончания состоит из определенных шагов. Это так называемые этапы психологического консультирования. Каждый из них по-своему важен, обладает своими специфическими особенностями и призван решать ту или иную частную задачу.

Если рассматривать значение слова «этап», то разъяснить его можно как стадию или отдельный момент в развитии того или иного явления. Различными авторами данный процесс разъясняется с некоторыми интерпретациями. Этапы психологического консультирования разбирались и описывались Алешиной Ю. Е., Абрамовой Г. С., Васьковской С. В., Горностай П. П. и многими другими. Стоит отметить, что на практике редко представляется возможность последовательно и до конца придерживаться требований лишь одной определенной модели. Однако ориентироваться на ту или иную из них необходимо для повышения рефлексивности профессионала к процессу.

Основные этапы психологического консультирования включают определенные процедуры. Под ними понимаются группы приемов ведения беседы, объединенные между собой по целевому назначению и решающие одну из частных задач.

Рассмотрим более подробно основные этапы психологического консультирования.

Подготовительный

Начальный этап психологического консультирования предполагает знакомство специалиста с клиентом. Делает он это по предварительной записи в картотеке или в журнале регистрации. Помимо этого, психолог получает информацию о клиенте от третьих лиц. Ими могут быть руководитель организации, коллеги по работе или специалисты психологической консультации, принимавшие заявку от человека на проведение беседы.

На данном этапе профессионал начинает подготовку к предстоящему разговору. Для этого специалист разрабатывает план его проведения, учитывая индивидуальные особенности пациента, а также готовит оборудование и материалы, которые могут пригодиться в ходе беседы.

В отличие от других этапов психологического консультирования, самый первый из них не предусматривает применения специальных процедур. Длительность данной стадии разговора составляет, как правило, 20-30 минут.

Настроечный

Продолжим рассмотрение этапов процесса психологического консультирования. На втором из них специалист проводит личную встречу с клиентом. Он знакомится с человеком и настраивается на проведение совместной работы. Со своей стороны, то же самое предстоит сделать и клиенту.

В описанных исследователями этого направления этапах и процедурах психологического консультирования можно ознакомиться с теми действиями, которые предстоит совершить профессионалу для проведения настроечной стадии. Так, он может:

  1. Встать навстречу человеку или встретить его возле дверей кабинета. Подобное действие будет восприниматься пациентом как демонстрация заинтересованности и доброжелательности.
  2. Подбадривать человека фразами «Пожалуйста, проходите», а также «Усаживайтесь поудобнее».
  3. На протяжении первых минут беседы клиенту должна быть дана пауза. В течение 45-60 секунд человек должен оглядеться и собраться с мыслями.
  4. После окончания паузы можно начинать непосредственное знакомство. Специалист должен спросить человека, как его зовут, и предложить познакомиться, назвав и свое имя.

Далее понадобится решить некоторые вопросы. Касаются они самого процесса консультирования. Специалист должен предоставить пришедшему к нему на беседу человеку информацию о расценках на проводимый разговор, сколько он будет длиться и где заканчивается граница конфиденциальности, а также некоторые другие моменты. В результате клиент должен принять решение о том, стоит продолжать процесс консультирования или нет.

Решив все необходимые вопросы, психолог переходит к расспрашиванию клиента. Для перехода между выяснением нюансов и началом беседы важно произнести заранее заготовленную фразу. Подобный шаг позволит специалисту не попасть в неловкую ситуацию, когда он не знает, с чего начать. Например, психолог может спросить: «Что же вас привело на эту беседу?» При прохождении первого этапа психологического консультирования семьи специалист должен получить о ней полную информацию (состав, возраст каждого из ее членов, их профессии и т. д.). При этом должны быть выявлены особенности взаимодействия близких людей и существующих между ними отношений. Помимо этого, профессионалом должна быть составлена генограмма. В ее схему понадобится включить не менее трех поколений. В том случае, если на беседу пришли все члены семьи, специалисту понадобится выяснить позицию каждого из них относительно проблемы, возникшей между близкими людьми.

По времени второй из этапов проведения психологического консультирования может длиться 5-7 минут. Этого вполне достаточно для формирования положительного эмоционального настроя клиента на проведение беседы.

На данном этапе психолог может применять и другие конкретные действия и приемы. Главное, чтобы они создали у человека максимально благоприятное впечатление, что в дальнейшем обеспечит успех консультации.

Диагностический

На третьем из этапов психологического консультирования специалист выслушивает пришедшего к нему на беседу клиента. Проведя анализ разговора, профессионал проясняет и уточняет ту проблему, которая мучает человека.

Порой психологу недостаточно той информации о проблеме, которую изложил ему человек. В связи с этим сделать верные выводы и сформулировать рекомендации становится невозможным без получения дополнительных сведений. Для этого должна быть продолжена беседа с клиентом или привлечены другие лица, которые имеют отношение к проблеме. Вполне возможно, что эти люди предоставят информацию, полезную для консультирования.

О проведении дополнительной беседы с третьими лицами консультант обязан поставить в известность клиента заранее, получив у него на это разрешение.

Собрав необходимую информацию о клиенте и о его проблеме, специалист может переходить к следующему из этапов социально-психологического консультирования. Это рекомендательная стадия, на которой происходит выработка советов, а также уточнение и пояснение существенных деталей.

Что происходит на данном этапе? Психологом-консультантом должна быть оказана помощь человеку в том, чтобы тот самостоятельно сформулировал возможные альтернативы уже привычному для него поведению.

Далее специалисту предстоит внимательно проанализировать и критически оценить тот вариант, который человек посчитал для себя наиболее подходящим. После этого психологом могут быть применены процедуры разъяснения и убеждения, конкретизации и поиска взаимоприемлемого решения, а также уточнения деталей. Все это позволит довести до понимания клиента тех практических рекомендаций и советов, которые были выработаны им совместно с профессионалом. Цель подобных действий заключается в полном и глубоком осознании решений и выводов, предложенных психологом. Одновременно с этим у человека должны возникнуть мотивы по их выполнению.

Контрольный

На пятом из этапов психологического консультирования профессионал и клиент договариваются между собой о том, каким образом будет оцениваться практическая реализация полученных советов. А для этого процесс их выполнения должен непременно контролироваться.

На завершающем этапе психологического консультирования подводятся итоги беседы, и специалист расстается с человеком. При этом еще раз оглашается суть проблемы, ее интерпретация, повторяются результаты консультации и рекомендации, выработанные для устранения трудной жизненной ситуации. Подобный этап также является достаточно важным. Дело в том, что повторение, прозвучавшее в конце беседы, запомнится клиентом намного лучше. Если человек изъявит желание, то все рекомендации могут быть выданы ему не только в устной форме, но и в письменной.

При подведении итогов психологической консультации специалист совместно с клиентом должен наметить программу, способствующую реализации полученных рекомендаций. При этом необходимо установить сроки и форму ее выполнения.

Желательно, чтобы периодически клиент сообщал консультанту о ходе своих дел и о том, как решается его проблема. Именно поэтому в конце беседы понадобится наметить, каким образом в дальнейшем будет происходить контакт.

Прощаясь с клиентом, психологу необходимо проводить его до двери и сказать напоследок теплые слова. При этом можно подарить человеку какой-нибудь сувенир, который напомнит о проведенном разговоре.

Возрастно-психологическое консультирование

Порой помощь специалиста требуется не взрослому, а ребенку. В таком случае становится важным прохождение всех этапов возрастно-психологического консультирования, содержание которых несколько отличается от описанных выше. Так, после проведения первичного приема и диагностического этапа профессионалом должна быть разработана система психолого-педагогических рекомендаций, способствующих проведению мероприятий по психическому развитию ребенка. В случае возникновения необходимости возможно принятие мер по уточнению родительских установок.

В чем заключается специфика консультирования возрастно-психологического вида? В том, что специалисту уже с самого начала понадобится в большей степени работать с мамами и папами, обращаясь к ним за помощью. На всех этапах психологического консультирования от родителей психологу потребуется помощь, для чего с ними должен быть установлен тесный контакт. Так, близким людям понадобится:

  • уточнить историю развития ребенка;
  • рассказать о своих воспитательных установках;
  • заключить устное соглашение о совместной работе.

В процессе проведения консультации профессионалом должна быть осуществлена психологическая коррекция. Она представляет собой освобождение родителей от гнетущих их тяжелых чувств, обращение их взора на положительные стороны проблемы и направление на активные действия по поиску ее возможных решений.

Важность работы с близкими людьми заключена в их главенствующей роли в процессе формирования той обстановки для социального развития, которая имеет место при становлении личности подрастающего человека.

Задача психолога во время проведения консультации заключена в повышении уровня компетентности близких для его маленького клиента людей. Это позволяет активизировать роль взрослых в создании нормальных условий для дальнейшего развития подрастающего человека. Причем достижение этой цели становится возможным только в том случае, если консультантом-психологом будут созданы доверительные отношения с людьми, которые обратились к нему по поводу своего ребенка. И здесь от специалиста требуется проявление уважения к ним и признание имеющегося у них беспокойства, вызванного проблемами с их чадом. Психолог не должен критиковать действия взрослых и высказывать свое мнение, говорящее об их педагогической некомпетентности. То, что родители являются «неуспешными» воспитателями, специалист должен высказать только после тщательного обследования и анализа представленных о ребенке данных. Но и в этом случае психолог не должен ущемлять самооценку своих клиентов, руководствуясь известным принципом «Не навреди».

Этапы консультирования по Алешиной

В литературе, рассматривающей проблемы проведения беседы с человеком, который нуждается в помощи специалиста, разные авторы выделяют свои стадии.

Например, существует четыре этапа психологического консультирования по Алешиной. Среди них:

  1. Начало беседы. Длительность данного этапа составляет от 5 до 10 минут. В это время психолог знакомится с клиентом. На первом из этапов психологического консультирования по Алешиной должна соблюдаться позиция равенства имен. Помимо этого, профессионалу необходимо избегать неудачных выражений и слов, например, «не бойтесь…».
  2. Рассказ человека о себе. Данный этап длится от 25 до 35 минут. Психолог должен задавать клиенту открытые вопросы. Например, во время прохождения второго этапа психологического консультирования семьи можно спросить: «Когда все началось?» или «Какие у вас отношения?» Для полноценного диалога специалисту важно помнить детали, даты, названия и имена, упоминаемые клиентом.
  3. Коррекционное воздействие. Алешина отводит данному этапу 10-15 минут. В этот период психолог может задать клиенту парадоксальные вопросы, ставящие под сомнение общепринятые нормы, или перефразировать сказанное, делая из негативного положительное.
  4. Завершение беседы. Длится данный этап от 5 до 10 минут. Он представляет собой краткое обобщение всего процесса беседы.

Психологическое консультирование - один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.

Основные этапы психологического консультирования:

  • Предварительный этап - на этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.
  • Этап первичного приема - на данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. Как правило это самое первая консультация, но иногда этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, или консультация разовая, может занимать от 5 до 7 мин.
  • Диагностический этап - на данном этапе психолог-консультант выслушивает "исповедь" клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.
  • Этап составления психологического заключения - Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.
  • Этап совместного анализа причин и способов разрешения проблемы - Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурсных, и «слабых» аспектов личностного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования.
  • Заключительный этап - Подведение итогов.

Контроль и оценка реализации принятого решения:

Жалоба имеет сюжет и структуру. Сюжет жалобы - это последовательность изложения событий, жизненных коллизий, их содержание и взаимосвязь. Структура жалобы включает локус (субъектный и объектный) и самодиагноз. Субъектный локус характеризует того, на кого жалуется клиент, а объектный - на что именно он жалуется.

Запрос конкретизирует ожидания клиента в отношении помощи, которую он предполагает получить в консультации. Можно выделить следующие виды запросов клиента о психологической помощи:

  • информационный запрос;
  • запрос о помощи в обучении навыкам общения, взаимодействия, поведения в проблемных ситуациях;

Все перечисленные виды запросов можно квалифицировать как адекватные. Неадекватными ожиданиями клиента. Тогда запросы формулируются по типу манипулятивного запроса или запроса-перекладывания ответственности за решение проблемы на консультанта.

психолога-консультанта.

Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в исповеди клиент. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологуконсультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.

В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для консультирования информацию.

О том, что психолог-консультант собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента, он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешение.

Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования.

Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психологконсультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так – предупредить клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.

Основные этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации

уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

Процедуры психологического консультирования

Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность.

Поскольку процедуры обычно связаны с конкретными этапами психологического консультирования, то мы будем их выделять и рассматривать в связи с теми этапами, которые были выделены и описаны в предыдущем параграфе.

На первом этапе психологического консультирования, как правило, не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры.

На втором этапе применяются процедуры встречи с клиентом, общего, эмоциональноположительного настроя клиентана проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с клиентом.

Процедура встречи клиента включает в себя специальные действия, совершаемые психологомконсультантом во время встречи клиента, включая его приветствие, проводы на место, где он должен будет находиться во время проведения консультации. К этой процедуре относится также выбор самим психологом-консультантом места своего расположения по отношению к клиенту во время начала разговора с ним, приемы установления психологического контакта консультанта с клиентом, первые слова, которые произносит психолог-консультант, начиная свой разговор с клиентом. В следующей главе, названной «Техника психологического консультирования», мы подробнее, с соответствующими примерами рассмотрим указанные приемы.

Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на клиента наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение.

Большинство клиентов, которые обращаются в психологическую консультацию, имеет психологические барьеры и комплексы, которые препятствуют нормальному общению с людьми, в том числе и с психологом-консультантом. Особенно сильно отрицательное действие подобных барьеров и комплексов проявляется в незнакомой обстановке, например при первой встрече психолога-консультанта с клиентом, в ожидании непростого разговора клиента с незнакомым человеком – консультантом – о своих, глубоко личных проблемах.

Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура «снятие психологических барьеров». При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

Общий эмоционально-положительный настрой клиента на предстоящую консультацию обеспечивается не только при помощи описанной выше процедуры – она в основном только преднастраивает клиента, успокаивает его, – но также посредством применения особой

процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитивные эмоциональные переживания.

На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти клиента, процедуры подкрепления, прояснения мысли клиента и психодиагностические процедуры (их мы рассмотрим далее, в пятой главе учебника).

Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание на клиенте, на том, что он говорит. Задача эмпатического слушания заключается в достаточно

глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологуконсультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания).

Во время эмпатического слушания клиента психолог-консультант психологически отождествляет себя с клиентом, но одновременно, оставаясь в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент. Это, однако, размышления особого рода – такие, в процессе которых психолог-консультант, вживаясь в образ клиента, переживая и чувствуя то, что он говорит, психологически оценивает и пытается понять не себя в образе клиента, а клиента в его собственном образе. Это и есть то, что называется эмпатическим слушанием. Оно представляет собой основную процедуру второго этапа психологического консультирования.

Процедурой активизации мышления и памяти клиента называется система приемов, в результате применения которой активизируются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсуждаемой проблемой, с поиском ее оптимального практического решения. Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то, что раньше было скрыто от сознания.

К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы, как подтверждение слушающим, в данном случае психологом-консультантом, точки зрения говорящего – клиента, выражение определенного, чаще всего положительного, отношения к тому, о чем он сообщает, оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания. Сюда же можно отнести заполнение психологом-консультантом неоправданных, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановка перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих ему о том, что следует говорить дальше, стимулирующих память и мышление клиента.

Процедура подкрепления заключается в том, что, слушая клиента, психолог-консультант время от времени – чаще всего тогда, когда сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта – словами, жестами, мимикой, пантомимикои и другими доступными экстра и паралингвистическими

средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.

Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиентасостоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. Необходимость использования этой процедуры чаще всего возникает тогда, когда очевидно, что сам клиент не вполне доволен тем, что и как он говорит психологуконсультанту.

На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания клиента тех

советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психологконсультант. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания клиентом тех выводов и решений, к которым приходит психологконсультант, а также в том, чтобы мотивировать клиента на выполнение этих решений.

Убеждение – это процедура, основанная на логически безупречно аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную для клиента.

Разъяснение – это процедура, включающая в себя развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психологаконсультанта. Здесь психолог-консультант сознательно ведет диалог с клиентом таким образом, чтобы стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы. Предлагая эти ответы, психолог-консультант одновременно внимательно наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно то, что ему говорят.

Под процедурой, называемой «поиск взаимоприемлемого решения», имеется в виду следующее. Нередко в процессе проведения психологического консультирования возникает такая ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы.

Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.

Следующая процедура – «уточнение деталей» – связана с разъяснением клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологомконсультантом и клиентом практических рекомендаций. Для того чтобы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают. Если что-то в понимании клиентом обсуждаемых вопросов не вполне устраивает психолога-консультанта, то он предлагает клиенту дополнительное разъяснение своих мыслей, причем старается сделать это максимально конкретно и практически ориентированно.

На пятом, заключительном этапе психологического консультирования применяются те же процедуры, которые использовались на четвертом этапе. Однако на этот раз они в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения клиентом тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у клиента уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы. На данном этапе также могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоциональноположительного стимулирования и ряд других.

Упражнения

1. Что вы как практикующий психолог-консультант будете делать на каждом из пяти этапов психологического консультирования?

2. Допустим, что вы как психолог-консультант встречаете в помещении психологической консультации клиента. Проведите процедуру встречи клиента с кем-либо, вспомнив и использовав все, что в этом случае должен делать хорошо подготовленный психолог-консультант.

3. Предположим, что вы уже встретили клиента в психологической консультации и проводили его на свое место. Выполните да лее все те практические действия, которые следует предпринять психологу-консультанту до

начала исповеди клиента, включив в частности в эти действия процедуру снятия психологических барьеров у клиента, процедуру его общего эмоционального настроя на психологическую консультацию.

4. Предположим, что исповедь вашего клиента уже началась. Продемонстрируйте на практике процедуру эмпатического слушания клиента. Покажите, как работает процедура активизации

Психологическое консультирование - это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность его четко прослеживается в основном методе психологического консультирования - интервью.

Следует заметить, что термин интервью (от англ, interview - беседа, встреча) в психологии трактуется неоднозначно. В общем смысле интервью - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

Различают 2 вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизованное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами). Можно также выделить ряд ситуаций, в которые попадает интервьюер, в зависимости от меры осознания респондентом (опрашиваемым) его действий:
а) респондент знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;
б) респонденту недостает информации о причинах своего действия;
в) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется.

Та или иная ситуация определяет применение разных методов интервью. В первом случае достаточно ис пользовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента и интервьюера в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются интервью диагностическое (управляемое и неуправляемое) и интервью клиническое. Под первым понимается получение информации о свойствах личности на ранних этапах психотерапии, под вторым - терапевтическая беседа при оказании психологической помощи (Психология: Словарь, 1990. С. 145-146),

Ясно, что в нашем случае речь идет о процессе, близком клиническому интервью. Однако сам термин интервью является более узким и специфичным, нежели обсуждаемая нами тема, поэтому в дальнейшем мы будем говорить не об этапах интервью, а о стадиях процесса психологического консультирования.

В литературе обычно приводится "пятишаговая" поэтапная модель процесса консультативного интервью:
1 этап - это установление контакта и ориентирование клиента на работу;
2 - сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";
3 - осознание желаемого результата, ответ на вопрос: "Чего Вы хотите добиться?";
4 - выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";
5 этап интервью - это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

В известной работе Ролло Мэя "Искусство психологического консультирования" (М., 1994) процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно прослеживается.

Р.Мэй пишет: "Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи - исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться"... Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования" (там же. С. 79).

Следующую главу книги Р.Мэй начинает со слов: "Рассмотрим последнюю фазу консультирования - трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса" (там же. С. 92). Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим четыре стадии консультативного процесса:
1) установление контакта с клиентом (раппорт);
2) исповедь;
3) толкование;
4) трансформация личности.

Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и Г.Хэмбли:
"Первая цель любого консультирования - это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости... После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование... Установив отношения доверия... и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы... на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия" (Хэмбли, 1992. С. 14-22).

Структурировав текст Г.Хэмбли, получаем следующие стадии:
1) установление отношений доверия (возникновениераппорта, чувства близости путем выслушивания ирефлексии); 2) исследование (анализ чувств и прояснение проблемы);
3) решение о соответствующем действии (вывод).

Консультирование необходимо начинать с планирования времени. Оптимальный временной режим работы позволяет консультанту выполнять его профессиональные обязанности на высоком технологическом уровне, поддерживать профессиональное мастерство и повышать свою профессиональную квалификацию.

Структурирование процесса консультирования начинается с планирования встречи с клиентом. Подготовка к ней состоит из ряда стадий:

  • 1. Составление предварительного представления о клиенте и его проблеме. Сведения, полученные консультантом перед началом работы с клиентом, помогут реализовать следующие этапы подготовки к консультации.
  • 2. Систематизация знаний по имеющейся проблеме. На данном этапе консультант может просмотреть литературу по данной проблеме; проконсультироваться с коллегами; ознакомиться с новыми исследованиями.
  • 3. Разработка плана проведения консультации. Следует учесть, что наличие плана может иметь положительную и отрицательную стороны. Консультанту необходимо уметь изменять намеченный план в зависимости от ситуации, иначе можно упустить важные для клиента моменты, главные направления дальнейшей работы.
  • 4. Подбор психодиагностических средств.

Следование данному алгоритму позволит, особенно начинающим консультантам, чувствовать себя уверенно в процессе работы.

Процесс консультирования также возможно представить в виде последовательно сменяющих друг друга этапов. Ученые предлагают различные модели консультирования.

Большинством специалистов на практике используется пятиэтапная методика консультирования:

I этап. Установление и закрепление доверительных взаимоотношений с клиентом (поддержание консультантом доверительных отношений с клиентом должно осуществляться на протяжении всего процесса консультирования). Консультант поддерживает клиента, создает для него условия психологической безопасности и вызывает у клиента доверие к себе как к профессионалу.

II этап. "Исповедь" клиента консультанту (субъективное эмоциональное словесное изложение клиентом его психологических и социально-психологических проблем). У консультанта возникает общее представление о внутренних и внешних причинах психосоциальных проблем клиента, и появляются первые рабочие гипотезы - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Благодаря консультативным гипотезам консультант может сформулировать тот ряд психосоциальных проблем, с которыми пришел к нему клиент. Специалист начинает формулировать предварительное профессиональное консультативное заключение.

III этап. Анализ (осмысление, обдумывание) социально-психологической проблематики клиента; проверка генеральной рабочей консультативной гипотезы.

IV этап. Всесторонняя профессиональная проработка консультантом значимых проблем клиента, поиски осуществление консультантом вместе с клиентом оптимальных решений проблем клиента и нахождение ресурсов (с целью разрешения социально-психологических сложностей клиента и выхода из его трудной жизненной ситуации).

V этап. Рекомендации клиенту и завершение консультативного процесса, краткое обобщение консультантом того, что происходило в течение всего процесса консультирования, повторное "проговаривание" (для клиента) выбранных совместно с клиентом вариантов решения проблемы.

В завершающей части процесса консультирования также обговаривается, если это необходимо, последующее общение (профессиональное взаимодействие) консультанта с клиентом.

В социальной работе консультант помогает клиенту в решении конкретной проблемы. В этой связи стадии консультирования удобно рассматривать с помощью модели Дж. Эгана. Данная модель рассматривает консультирование как "менеджмент проблем", что означает управление, а не решение, так как не все проблемы могут быть окончательно решены. Центральными стадиями модели являются:

  • 1) определение проблемы (помощь клиенту в изложении его истории; фокусировка; активизация);
  • 2) формирование целей (разработка нового сценария и набора целей; оценка целей; выбор целей для конкретных действий) ;
  • 3) осуществление действий (выработка стратегий действий; реализация стратегий).

Первая стадия, на которой устанавливаются доверительные отношения, направлена на создание картины "текущего сценария", т.е. проблемной ситуации. На второй стадии консультант совместно с клиентом формирует "новый сценарий", с помощью которого ситуация может быть улучшена. На третьей стадии вырабатываются стратегии достижения целей, действий, необходимых для перехода от "текущего сценария" к "желательному".

Существуют культурные и индивидуальные проблемы, которые возникают на разных стадиях (этапах консультирования), которые консультанту необходимо учитывать. Некоторые из них приведены в прил. 3.

Нельзя следовать жестким нормам в проведении консультативной беседы, однако необходимо структурировать процесс консультирования. Начинающему консультанту особенно следует учиться планировать консультацию и консультативный процесс в соответствии с этапами консультирования.

4.5. Техники консультирования

Базовой основой любого вида консультирования являются коммуникативные техники. Как известно, коммуникация происходит как на вербальном, так и на невербальном уровнях.

Владение консультантом знаниями невербального языка и навыками рефлексии собственного невербального поведения помогает созданию доверительных отношений и более глубокому пониманию клиента. Одна из основных функций невербальной коммуникации - с помощью внешнего поведения проявлять эмоции. Сигналы тела сообщают об эмоциональном состоянии человека и делают это более эффективно, чем слова, оказываясь более убедительными из-за своей природной спонтанности и устойчивости к фальсификации (обману). Как правило, речь сопровождают невербальные вокальные (интонация, паузы, вокализации и т.д.) и кинестетические элементы (позы, жесты, мимика, взгляд).

Когда то, что человек выражает с помощью языка (вербальный канал коммуникации), не соответствует тому, что он выражает с помощью тела (невербальный канал коммуникации), его партнер по взаимодействию обращает больше внимания на невербальные "сообщения". Это связано с тем, что за языком тела можно непосредственно наблюдать, он находится на поверхности, и его сложнее скрыть.

Движения тела многое говорят о человеке, порой даже то, что он не может выразить словами. Способность консультанта с помощью знания невербального языка озвучивать переживания клиента является важным инструментом консультирования. Учитывая, что коммуникация - это двухсторонний процесс, консультант должен осознавать, что его невербальное поведение также "читается" клиентом. Когда консультант спокоен и контролирует ситуацию, то передает клиенту ощущение благополучия, соответственно, не остаются не замеченными и переживаемые консультантом стрессы или неловкость. С помощью языка тела консультант непроизвольно сообщает о своем отношении к клиенту.

Вербальная активность всегда происходит параллельно с теми или иными телодвижениями: позой, жестами, мимикой, взглядом.

Поза - это положение тела, которое человек принимает сознательно или неосознанно. Она может иметь диагностический смысл, сообщая консультанту об эмоциональном состоянии и личностных особенностях человека. Кроме того, поза имеет огромное прагматическое значение и может влиять на поведение других людей. Различают открытую и закрытую позы, позу-доминирование и позу-подчинение.

Жесты - это безмолвное действие, которое не прерывает речь и не служит для нее помехой. С помощью жеста как одного-единственного движения человек может:

  • o передать такое количество информации, которое он не смог бы передать с помощью одного слова, а лишь с помощью достаточно большого количества слов;
  • o выразить обратную связь отправителю сообщения, не прерывая его и не претендуя на право высказываться;
  • o прояснить потенциальную неоднозначность высказывания, разъясняя, о чем именно идет речь;
  • o выразить элементы опыта или переживания, которые трудно адекватно передать словами.

Существующие классификации различают символические, иллюстрирующие, экспрессивные, регулирующие жесты, жесты адаптации или управления собой.

С помощью символических жестов пожимают руку в знак приветствия или указывают на объект или направление.

Движения тела, в особенности рук, с помощью которых человек разъясняет, дополняет то, что он выражаете словах, расставляет акценты, подчеркивает главное или усиливает вербальное высказывание, относят к иллюстрирующим жестам.

Экспрессивные жесты являются индикаторами эмоционального состояния. Например:

  • - переживание грусти и скуки выражается в медленной и "тяжелой" жестикуляции, часто при этом плечи человека согнуты, а руки сложены на груди;
  • - радость, как правило, проявляется в оживленной жестикуляции;
  • - человек, прикрывающий лицо руками, часто испытывает стыд и смущение.

Примерами регулирующих жестов могут быть:

  • - поднимание рук как знак для собеседника, чтобы он прервал свою речь;
  • - кивание головой, стимулирующее собеседника продолжать свою речь.

Жесты адаптации или управления собой помогают человеку совладать с волнением, напряжением, управлять телом в ситуациях взаимодействия.

Простые, иногда почти незаметные жесты могут сообщить очень многое. Примерами позитивного языка тела консультанта могут служить:

  • o небольшой наклон туловища в сторону клиента;
  • o расслабленная, но внимательная поза;
  • o положение ног, которое не бросается в глаза;
  • o ненавязчивые и плавные жесты;
  • o минимизация других движений;
  • o выражение лица консультанта соответствует его чувствам или чувствам клиента.

Большую роль в понимании клиента играет мимика. По мимическим движениям, взгляду консультант может провести гораздо более глубокий анализ истории клиента, нежели ориентируясь только на содержание его рассказа. Посредством мимики человек неосознанно демонстрирует то, что он переживает, делая это явным для других.

Направление взгляда, движения глаз передают огромное количество информации. Характеризуя взгляд, используют прилагательные: добрый, веселый, злой, открытый, недоверчивый, грустный. Можно говорить, что это описание эмоционального состояния человека в данный момент времени. Давая характеристику взгляду, консультант способствует осознанию клиентом своего состояния и возможности обсудить это. О готовности продолжать беседу свидетельствует длительность визуального контакта. Устойчивый контакт глаз не только показывает заинтересованность, но и вдохновляет клиента продолжать речь, а консультанту помогает слушать более внимательно. Вместе с тем пристальный взгляд может поставить говорящего в неловкое положение, а иной раз и вызвать агрессию, может восприниматься как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Для большинства клиентов естественно поддерживать более стойкий визуальный контакт, когда говорят они, и менее стойкий, когда говорит консультант. Идеальным считается взаимное стремление к естественному и приятному для обеих сторон контакту, который должен соответствовать обстановке и обсуждаемому вопросу.

Особое внимание следует уделять значению улыбки. Искренняя улыбка отличается от напряженной, вынужденной, которую иногда называют желательной улыбкой. В отличие от спонтанной желательная улыбка асимметрична. Она не отражает пережитые эмоции, статична и остается на лице очень долго или возникает и исчезает очень быстро, задействуя при этом лишь мышцы рта. Мышцы глаз остаются при этом неподвижными, чего не происходит при спонтанной улыбке. Говоря об улыбке, часто используют прилагательные: благожелательная, добрая, печальная, скромная, сдержанная. Однако есть и такие характеристики улыбки, как: злая, ехидная, ироническая, отталкивающая. Но самое главное - уместность улыбки. Если клиент рассказывает о печальных событиях, а консультант при этом продолжает благодушно улыбаться, это нарушает взаимопонимание, и контакт прерывается.

Консультант должен уметь анализировать невербальное поведение клиента, но не менее важно знать и свои особенности, владеть своим телом. Как правил о, человек не может без специальной тренировки дать себе отчет в том, насколько он в данный момент свободен или нет. Внешним показателем, критерием свободы от напряжения является пластичность движений. Мерой мышечной свободы может служить ощущение того, приятно ли смотреть на позу, движения человека. Если приятно - тело свободно, если что-то смущает - мышечной свободы нет. Научиться видеть себя "со стороны", иметь представление о мере свободы собственного тела является важной задачей при освоении профессии консультанта.

Умение вести себя адекватно ситуации, выглядеть естественно, свободно, владея невербальными составляющими коммуникации, способствует формированию желаемого представления о себе при взаимодействии с клиентом. Кроме того, способность "читать" невербальный язык помогает стать компетентным в понимании психического состояния и поведенческих намерений клиента.

Особого внимания заслуживает техника молчания, или паузы. Для начинающего консультанта эта техника представляет большую сложность. В светском общении молчание партнера означает либо игнорирование, либо обиду. Это всегда вызывает напряжение и желание прервать тягостное ощущение, возникающее при длительном молчании. В консультативном процессе молчание - важнейшая техника психологической помощи, которая может быть признаком сопротивления, самоанализа, выражения отчаяния и безысходности, канун инсайта. Понимая, что паузы необходимы в работе с клиентом, необходимо освоить наиболее общие приемы реагирования в ситуации молчания: кивок, повторение последних слов (своих или клиента); перефразирование последнего высказывания (своего или клиента). Если клиент продолжает молчать, можно помочь ему выразить свое состояние. Для этого подойдут фразы: "вам сейчас трудно говорить"; "возможно, вы не знаете, какна это отреагировать" или "возможно, вас это расстроило" . Если же молчание продолжается и носит упорный характер, консультант должен уважительно отнестись к поведению клиента и постараться завершить консультацию интерпретацией - предположением о том, что, очевидно, для клиента такое поведение сейчас наиболее приемлемо.

Основным инструментом работы консультанта является слушание, которое значительно отличается от того, как мы слушаем партнера по общению в обычной жизни. Приемы слушания можно разделить по группам: нерефлексивное слушание; рефлексивное слушание; активное слушание (расспрашивание); эмпатическое слушание.

Нерефлексивное слушание определяется как простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе устного общения. Особенно полезно применять приемы нерефлексивного слушания в начале беседы, а также при выражении клиентом таких глубоких чувств, как гнев или горе. Задачи такого слушания: понимать текст; побуждать продолжение разговора; запоминать сказанное; управлять собственным вниманием. Консультант использует при этом:

  • o минимальные поощряющие реплики, к которым относят междометия или нейтральные, по существу малозначащие фразы: " Да!"," Понимаю вас. .", "Продолжайте, пожалуйста, я Вас слушаю...";
  • o комментарии к невербальным посланиям клиента (открывающие реплики), которые способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале, а также снимают напряженность. Например: "У Вас вид счастливого человека"; "Вы выглядите очень усталым".

Следует отметить некоторые ошибки при применении нерефлексивного слушания:

  • 1) попытка имитировать внимание. Консультант все время улыбается и кивает головой в знак согласия, постоянно говорит: "Угу", но не включается полностью в то, что говорит рассказчик;
  • 2) реплики-несогласия, принуждения: "это почему же?"; "почему бы и нет?"; "ну, не может быть, чтобы так уж плохо"; "приведите мне хотя бы одну причину, по которой Вы так расстраиваетесь!"

Рефлексивное слушание направлено на понимание рационального компонента сообщения, в порядке возрастания их силы: пауза, молчание; подбадривание, поддержка; непонимание; отражение (эхо); парафраза (переформулирование); резюмирование; прояснение.

Задачами рефлексивного слушания являются: проверка правильности понимания консультантом слов и высказываний клиента; поддержка рассказа клиента; проявление заинтересованности по отношению к клиенту. При этом консультант не должен управлять темой разговора.

Техники рефлексивного слушания:

  • o Непонимание -техника, используя которую консультант старается лучше понять клиента. Использовать ее необходимо только в том случае, если консультант действительно не понимает что имеет в виду клиент. При этом исключено проявление раздражения или неудовольствия. Примеры таких высказываний: "Я не понимаю, что Вы имеете в виду". "Я пока действительно не понимаю, что у Вас случилось. Но мне хотелось бы Вас понять. Может, расскажете поподробнее?..".
  • o Отражение (эхо) - повторение слов или фраз собеседника дословно или с незначительными изменениями. Отражаются не любые фразы, а высказывания, значимые для клиента, сопровождающиеся выраженными эмоциями. Рекомендуется применять данную технику там, где смысл высказываний собеседника оказался не вполне ясным; где высказывания клиента несут эмоциональную нагрузку, а также при отражении последних слов фразы клиента во время продолжительных пауз в качестве приглашения продолжить рассказ. Не стоит применять слишком часто, чтобы у партнера не сложилось впечатление, что его передразнивают.
  • o Перефразирование (парафраза) - формулирование высказывания клиента так, как понял его консультант. Целью данной техники является проверка точности собственного понимания сообщения. Применять ее следует именно тогда, когда речь клиента кажется нам понятной.

Исполнение этой техники можно начать следующими словами: "как я понял Вас, Вы считаете, что..."; "как я понимаю, Вы говорите о том, что..."; "по Вашему мнению..."; "Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но..."; "другими словами, Вы считаете..."; "правильно ли я понимаю?".

o Резюмирование - подведение итога значительной части рассказа или всего разговора в целом. Основное правило формулировки - простота и понятность.

Вступительными фразами техники резюмирования могут быть: "итогом сказанного Вами..."; "из Вашего рассказа я сделал следующие выводы...".

Резюмирование может оказаться эффективным в случаях, когда клиент "ходит по кругу", возвращается к уже сказанному. Такое поведение клиента часто связано с тем, что он опасается, что его не поняли или поняли неправильно.

  • o Прояснение - применяется:
  • - при обращении к клиенту за уточнениями: "не повторители Вы еще раз?"; "что Вы имеете в виду?";
  • - для прояснения ситуации; "не объясните ли Вы поподробнее?"; "может быть, Вы что-нибудь добавите?.."; "не могли бы Вы развить Вашу мысль?.."; "что случилось потом?.. "Вы говорили, что... Вы могли бы рассказать об этом подробнее?";
  • - для устранение логических противоречий в материале: "Я не уверена, что поняла Вас правильно. Вы говорили, что..., а теперь говорите, что... Нет ли здесь противоречия? ";
  • - для того, чтобы сменить тему разговора: "Мне кажется, что Вы хотите рассказать о чем-то другом..."; "Вы хотите поговорить со мной о... ? "; "поясните, пожалуйста, мне следующий момент..."

Активное слушание позволяет консультанту занять активную позицию, задавать клиенту вопросы. Следует отметить особенности применения различных видов вопросов. Так, закрытые вопросы применяют при налаживании взаимопонимания. При этом закрытыми вопросами лучше не злоупотреблять, так как это может вызвать у клиента ощущение давления, проверки, экзамена. Необходимо помнить, что, используя вопросы закрытого типа, консультант находится в директивной позиции и практически управляет темой разговора. При использовании открытых вопросов клиент предоставляет много информации, которую консультант может систематизировать позднее. Консультант в этом случае занимает не директивную позицию, остается "ведомым" по отношению к содержанию разговора. Он следует за клиентом, оставаясь на шаг позади него. Расширяющий вопрос позволяет получить более подробные сведения о проблеме. Примерами таких вопросов могут быть следующие: "хотите рассказать об этом поподробнее?"; "...и что случилось потом? "

С помощью проясняющих вопросов консультант максимально однозначно, без "додумывания" понимает то, о чем рассказывает клиент; подвергает сомнению искажения, ограничивает необоснованные преувеличения и восстанавливает игнорируемый клиентом материал; клиент точнее осознает то, что с ним происходит, может более корректно сформулировать свои мысли.

Приведем примеры таких вопросов: Клиент: Я боюсь.

Консультант: Чего или кого Вы боитесь?

Клиент: Меня никто не любит. Консультант: Кто именно Вас не любит?

Клиент: Мои родные выводят меня из себя. Консультант: Что конкретно они делают, когда Вы выходите из себя?

Консультант может структурировать разговор с помощью вопросов, помогающих изучить проблему:

  • o факты (каковы факты, относящиеся к данной ситуации; это действительно факты или догадки?);
  • o чувства (что клиент чувствует по отношению к данной ситуации в целом; что чувствуют другие?);
  • o желания (что клиент хочет в действительности; он действительно этого хочет или пытается кому-то угодить; каковы желания других участников ситуации; знает он это наверняка или догадывается; в чем конкретно будет выражаться исполненное желание?);
  • o смыслы (зачем ему это?);
  • o действия (делает клиент что-то, чтобы исправить положение; если да, то что именно?);
  • o препятствия (что ему мешает действовать эффективно?);
  • o средства (как клиент может добиться того, чего хочет?). Эмпатическое слушание направлено на понимание чувств

или желаний, испытываемых клиентом, сопереживание ему. Следует отметить, что клиенту бывает трудно словами выражать свои чувства. Это связано с тем, что если даже есть осознание желаний и чувств, в активном словаре не хватает нужных слов. Кроме того, о чувствах говорить непривычно, так как в светском общении это не принято, а иногда чрезмерная открытость может быть опасна. Некоторые чувства в обществе не одобряются. Например, считается, что, если человек злится, завидует, плачет, испытывает гнев, неприлично показывать это на людях. Существуют также "родительские" запреты и предписания: "мальчики не плачут", "девочки должны быть сдержанны" и т.д., что накладывает отпечаток на поведение клиента во время консультации. Вместе с тем выражать истинные чувства необходимо, чтобы быть правильно понятым. Эмоции, не находящие выхода, оказывают разрушающее действие на поведение и организм. Выражение эмоций - важный способ вернуть утраченное душевное равновесие.

Поэтому задачи эмпатического слушания заключаются в оказании помощи клиенту в выражении чувств и желаний, демонстрации понимания их со стороны консультанта и проверке правильности этого понимания. Для этого используется две группы техник:

  • 1) эмоциональное присоединение к состоянию партнера;
  • 2) вербализация его чувств. Эмоциональное присоединение включает:
    • o внимательное наблюдение за невербальным состоянием;
    • o повторение невербального поведения клиента - отзеркаливание эмоционального состояния.

Вербализация чувств заключается:

  • - в назывании чувств клиента словами;
  • - акцентировании внимания клиента на употребляемые им слова, отражающие чувства, например: печаль, гнев, радость и т. д.;
  • - присоединении к невербальным проявлениям клиента, стремлении понять, что он чувствует.

Консультанту необходимо анализировать, насколько сообщение клиента конгруэнтно его невербальному поведению, эмоциональному состоянию, и при несоответствии сообщений эмоциональному состоянию обращать на это внимание клиента.

Вводными фразами в эмпатическом слушании могут быть следующие: "вероятно, Вы чувствуете..."; "мне показалось, что Вы..."; "похоже, Вы..."; "мне кажется, Вы..."; "я почувствовал, что..."; "в Ваших словах я ощутил..."; "если я правильно понял, Вы ощущаете...".

Таким образом, приемы слушания помогают консультанту глубже понять суть проблемы клиента. Однако не менее важно, что данные приемы помогают и клиенту лучше разобраться в своих чувствах, мыслях и желаниях.