Что то в углу как будто забелело. §3. Неопределенное местоимение – прилагательное. §4. Неопределенное местоимение – наречие


"Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь" (Из Поучения Владимира Мономаха) ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ


ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ 1. От учтивых слов …… 2. Доброму слову …. 3. Ласковые слова…. 4. Как аукнется….. 5. Каков голосок,…. 6. От пустого слова….. 8. Рана от сабли заживает,…. 9. Доброе слово … Кстати промолчишь, …. 11. Слово пуще …. 12. Пустые речи …… травинка не зеленеет. так и откликнется слаще мёда язык не отсохнет таков и отголосок рана от слова – нет что большое слово молвишь стрелы разит слушать неча а грызня грызёт и кошка рада. опускает саблю


1. От учтивых слов язык не отсохнет. 2. Доброму слову и кошка рада. 3. Ласковые слова слаще мёда 4. Как аукнется, так и откликнется 5. Каков голосок, таков и отголосок. 6. От пустого слова травинка не зеленеет. 7. Рана от сабли заживает, рана от слова – нет. 8. Клевета беззуба, а грызня грызёт. 9. Кстати промолчишь, что большое слово молвишь. 10. Доброе слово опускает саблю, доброе слово режет сталь. 11. Слово пуще стрелы разит. 12. И скажешь - плохо, и не скажешь - плохо. 13. Пустые речи и слушать неча.


Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен. В уста целует, кто отвечает словами верными Язык мудрости









Человеческие качества Их наличие: + / - Описание характера 1. Самостоятельность 2. Ответственность 3. Умение думать не только о себе 4. Доброта 5. Смелость 6. Уверенность в себе несамостоятельны безответственны эгоисты озлобленны трусливы неуверенны в себе




Действуя словом, мы можем управлять жизнью, судьбой. Берегите чувства близких людей, будьте внимательны к своим словам. 1-е место – «Я» 2-е место – «Имя» 3-е место – «Хочу» - желания и интересы человека 4-е место – «Хороший» - осознание и преподнесение своих сильных сторон 5-е место – «Пол» - признание со стороны представителей противоположного пола 6-е место – «Был-Есть-Буду» - уважение к прошлому, принятие настоящего, надежда на будущее. 7-е место – «Имею право» - осознание и заявление своих прав 8-е место – «Должен» - осознание


Хит-парад обидных слов 12 место: « Шаромыжники» - cher ami (дорогой друг). 11 место: «Урода" - по-польски Красота. 10 место: « Идиот» - греческое "Идиотэс" не дурень, а "частное лицо". В языке Византии – мирянин. 9 место: «Олух» произошло от "волоха" (пастух). 8 место: «Болван» – в древнерусском "массивная глыба", " скала". 7 место: "Подлец" в польском языке означало " простой, незнатный человек ". 6 место: «Поганец» (пришло из латыни)– селянин. Деревенский житель. 5 место: «Кретин» (из латыни) - христианин. 4 место: «Скотина" произошло от германского "Скат«, означало "деньги", "богатство", "сокровище". "Сволочами" в древнем русском языке называли людей, которые собрались (то есть сволоклись) в какое-то определенное место. Это слово – однокоренное со словом "волость". 3 место: «Негодяй» - обозначало "рекрут, непригодный к воинской службе ". 2 место: «Зараза". Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза "Какая вы зараза!" означало "Какая вы прелесть, само очарование!" 1 место: «Ряха" не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно " неряха".




СОВЕТЫ ПО ОТКАЗУ ОТ ГРУБЫХ И ОБИДНЫХ СЛОВ 1. Не опускайтесь до уровня хама. 2. Первый способ остановить словесный поток грубияна изменение темпа вашей речи и тембра голоса. 3. Глядите своему собеседнику прямо в глаза. Произносите все слова неторопливо и плавно, нараспев. 4. Вызовите своим поведением удивление у вашего оппонента. 5. Поразите хама, задав ему неожиданный вопрос. 6. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Откажитесь от сквернословия! 7. Чем чаще вы будете тренировать себя разговаривать вежливо и не опускаться до площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.


Как не стать объектом агрессии Не позволяй себя обижать! 1. Не бойся агрессора, держись уверенно. 2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо. 3. Не груби в ответ и не дерись. 4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения: твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение; пошути в ответ; спокойно уйди, (не убегай); обратись за помощью к друзьям или старшим, если не сможешь справиться сам.


Правила класса Мы поддерживаем добрые взаимоотношения. Не поддерживаем агрессора (обидчика). Когда говорят: «Давай подразним вместе!» - каждый из нас отвечает: «Нет!» Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают. Мы не исключаем из игры никого, и это здорово! Мы называем друг друга по имени. Мы уважаем друг друга!


Говорите слова, говорите. Говорите красивые слова, Говорите добрые слова, И чтобы не кружилась голова, А было так тепло и радостно И в будний день, и в праздники Слово ранит, и слово лечит Давайте мир увековечим От добрых слов, красивых слов Лица озаряются.



Хочу воспеть, как дух нечистый ада
Оседлан был брадатым стариком,
Как овладел он черным клобуком,
Как он втолкнул монаха грешных в стадо.

Певец любви, фернейский старичок,
К тебе, Вольтер, я ныне обращаюсь.
Куда, скажи, девался твой смычок,
Которым я в Жан д’Арке восхищаюсь,
Где кисть твоя, скажи, ужели ввек
Их ни один не найдет человек?
Вольтер! Султан французского Парнаса,
Я не хочу седлать коня Пегаса,
Я не хочу из муз наделать дам,
Но дай лишь мне твою златую лиру,
Я буду с ней всему известен миру.
Ты хмуришься и говоришь: не дам.
А ты поэт, проклятый Аполлоном,
Испачкавший простенки кабаков,
Под Геликон упавший в грязь с Вильоном,
Не можешь ли ты мне помочь, Барков?
С усмешкою даешь ты мне скрыпицу,
Сулишь вино и музу пол-девицу:
«Последуй лишь примеру моему». -
Нет, нет, Барков! скрыпицы не возьму.
Я стану петь, что в голову придется,
Пусть как-нибудь стих за стихом польется.

Невдалеке от тех прекрасных мест,
Где дерзостный восстал Иван-Великий,
На голове златой носящий крест,
В глуши лесов, в пустыне мрачной, дикой,
Был монастырь; в глухих его стенах
Под старость лет один седой монах
Святым житьем, молитвами спасался
И дней к концу спокойно приближался.
Наш труженик не слишком был богат,
За пышность он не мог попасться в ад.
Имел кота, имел псалтирь и четки,
Клобук, стихарь да штоф зеленой водки.
Взошедши в дом, где мирно жил монах,
Не золота увидели б вы горы,
Не мрамор там прельстил бы ваши взоры,
Там не висел Рафаэль на стенах.
Увидели б вы стул об трех ногах
Да в уголку скамейка в пол-аршина,
На коей спал и завтракал монах.
Там пуховик над лавкой не вздувался.
Хотя монах, он в пухе не валялся
Меж двух простынь на мягких тюфяках.
Весь круглый год святой отец постился,
Весь божий день он в келье провождал,
«Помилуй мя» вполголоса читал,
Ел плотно, спал и всякий час молился.

А ты, монах, мятежный езуит!
Красней теперь, коль ты краснеть умеешь,
Коль совести хоть капельку имеешь;
Красней и ты, богатый кармелит,
И ты стыдись, Печерской Лавры житель,
Сердец и душ смиренный повелитель...
Но, лира! стой! - Далеко занесло
Уже меня противу рясок рвенье;
Бесить попов не наше ремесло.

Панкратий жил счастлив в уединенье,
Надеялся увидеть вскоре рай,
Но ни один земли безвестный край
Защитить нас от дьявола не может.
И в тех местах, где черный сатана
Под стражею от злости когти гложет,
Узнали вдруг, что разгорожена
К монастырям свободная дорога.
И вдруг толпой все черти поднялись,
По воздуху на крыльях понеслись -
Иной в Париж к плешивым картезьянцам
С копейками, с червонцами полез,
Тот в Ватикан к брюхатым итальянцам
Бургонского и макарони нес;
Тот девкою с прелатом повалился,
Тот молодцом к монашенкам пустился.
И слышал я, что будто старый поп,
Одной ногой уже вступивший в гроб,
Двух молодых венчал перед налоем.
Черт прибежал амуров с целым роем,
И вдруг дьячок на крылосе всхрапел,
Поп замолчал - на девицу глядел,
А девица на дьякона глядела.
У жениха кровь сильно закипела.
А бес всех их к себе же в ад повел.

Уж темна ночь на небеса всходила,
Уж в городах утих вседневный шум,
Луна в окно монаха осветила.
В молитвенник весь устремивший ум,
Панкратий наш Николы пред иконой
Со вздохами земные клал поклоны.
Пришел Молок (так дьявола зовут),
Панкратия под черной ряской скрылся.
Святой монах молился уж, молился,
Вздыхал, вздыхал, а дьявол тут как тут.
Бьет час, Молок не хочет отцепиться,
Бьет два, бьет три - нечистый всё сидит.
«Уж будешь мой», - он сам с собой ворчит.
А наш старик уж перестал креститься,
На лавку сел, потер глаза, зевнул,
С молитвою три раза протянулся,
Зевнул опять, и... чуть-чуть не заснул.
Однако ж нет! Панкратий вдруг проснулся,
И снова бес монаха соблазнять,
Чтоб усыпить, Боброва стал читать.
Монах скучал, монах тому дивился.
Век не зевал, как богу он молился.
Но - нет уж сил; кресты, псалтирь, слова -
Всё позабыл; седая голова,
Как яблоко, по груди покатилась,
Со лбу рука в колени опустилась,
Молитвенник упал из рук под стол,
Святой вздремал, всхрапел, как старый вол.

Несчастный! спи... Панкратий вдруг проснулся,
Взад и вперед со страхом оглянулся,
Перекрестясь с постели он встает,
Глядит вокруг - светильня нагорела;
Чуть слабый свет вокруг себя лиет;
Что-то в углу как будто забелело.
Монах идет - что ж? - юбку видит он.

«Что вижу я!.. иль это только сон? -
Вскричал монах, остолбенев, бледнея. -
Как! это что?..» - и, продолжать не смея,
Как вкопанный, пред белой юбкой стал,
Молчал, краснел, смущался, трепетал.

Огню любви единственна преграда,
Любовника сладчайшая награда
И прелестей единственный покров,
О юбка! речь к тебе я обращаю,
Строки сии тебе я посвящаю,
Одушеви перо мое, любовь!

Люблю тебя, о юбка дорогая,
Когда, меня под вечер ожидая,
Наталья, сняв парчовый сарафан,
Тобою лишь окружит тонкий стан.
Что может быть тогда тебя милее?
И ты, виясь вокруг прекрасных ног,
Струи ручьев прозрачнее, светлее,
Касаешься тех мест, где юный бог
Покоится меж розой и лилеей.

Иль, как Филон, за Хлоей побежав,
Прижать ее в объятия стремится,
Зеленый куст тебя вдруг удержав...
Она должна, стыдясь, остановиться.
Но поздно всё, Филон, ее догнав,
С ней на траву душистую валится,
И пламенна, дрожащая рука
Счастливого любовью пастуха
Тебя за край тихонько поднимает...
Она ему взор томный осклабляет,
И он... но нет; не смею продолжать.
Я трепещу, и сердце сильно бьется,
И, может быть, читатели, как знать?
И ваша кровь с стремленьем страсти льется.
Но наш монах о юбке рассуждал
Не так, как я (я молод, не пострижен
И счастием нимало не обижен).
Он не был рад, что юбку увидал,
И в тот же час смекнул и догадался,
Что в когти он нечистого попался.

При жизни Пушкина не печаталось. Ранняя неоконченная поэма Пушкина, написана на сюжет популярного жития Иоанна Новгородского.

Введение

В 1893 году Короленко как корреспондент “Нижегородского листка” отправляется на Чикагскую Всемирную Выставку. В Чикаго Владимир Галактионович внимательно осмотрел интернациональный отдел выставки и встретился со знакомыми русскими эмигрантами. Впечатления от пребывания писателя в Америке переданы Короленко в очерках и с наибольшей полнотой - в повести “Без языка”, написанной блестяще и с чисто диккенсовским юмором. Зарисовки Америки, особенно - Нью-Йорка, даны здесь глазами его героев.

“Эта книга не об Америке, а о том, как Америка представляется на первый взгляд простому человеку из России”, - писал Короленко впоследствии. И хотя он утверждает, что его знакомство с Америкой кратковременно и недостаточно, зарисовки Нью-Йорка столетней давности, жизнь и проблемы и приключения эмигрантов из России, и простых крестьян, и бедных евреев, можно узнать по этой полной интереснейших подробностей повести…

В Америке неграмотный украинский крестьянин становится уважаемым человеком и фермером, а находившийся на самом дне социальной лестницы еврей, которого на родине презрительно звали Берко, здесь - достопочтенный мистер Берк… Здесь же “бывшие враги” - барин и батрак оставшейся за океаном деревни встретились другими людьми и стали друзьями. Сердца их сжимала жгучая печаль, но о возвращении на родину не могло быть и речи. Надо строить жизнь и пускать корни здесь, в “новом свете”…

Вот эта жизнь эмигрантов, которые попали в неизвестную им страну, неизвестность быта, нравов, традиций – пугает их. И именно с помощью единиц неопределенной семантики передается неясность и неопределенность чувств персонажей, их кризисное состояние, связанное с ломкой привычных критериев в оценке окружающей действительности, их поведение и образ жизни в чужой стране.

Принципом отбора неопределенных местоимений послужил метод сплошной выборки.

Цель: особым направлением исследования является анализ средств неопределенности в произведении В.Г. Короленко «Без языка».

Задачи исследования:

1. На примерах, из произведения В.Г. Короленко «Без языка», показать, что неопределенные местоимения являются творческой манерой и своеобразная техника письма в данном тексте.

2. Выявить с помощью примеров, что в данном тексте неопределенные местоимения обладают некоторой семантической недостаточностью, неопределенностью, неизвестностью.

Объект: послужило повторение неопределенных местоимений в произведении В.Г. Короленко «Без языка».

Предмет исследования: местоимения категории неопределенности.

Цель работы: проиллюстрировать проявление особенного в применении единиц неопределенной семантики как средства выражения категории неопределенности на материале творчества В.Г. Короленко «Без языка».

Глава I

§ 1. Гносеологический подход к изучению категории неопределенности.

Современная наука в целом не может обойтись без понятия неопределенности. Неопределенность является объективным свойством материального мира: объектов природы, техники, самого процесса познания, по сути, всех норм бытия. Уже на заре человечества древними греками был поставлен вопрос о понятии неопределенности, его сущностных характеристик, роли в становлении жизни и в развитии человеческого познания.

Древние греки в целом обозначили весь круг проблем, связанных с категорией неопределенности, впрочем, как это было и с другими основополагающими понятиями и теориями языкознания.

Первая оформленная в теорию характеристика неопределенности встречается у Анаксимандра при объяснении первоначала, первосущности всех конкретных вещей. Ученый считал первометерией апейрон, обладающий качественной неопределенностью.

Идея о неопределенной основе конкретных вещей была подхвачена пифогорийцами. Они считали неопределенностью существенной характеристикой беспредельного. Под неопределенностью пифагорейцы понимали бесконечное, неизмеримое, а также абсолютное отсутствие у бесконечного каких-либо качественных характеристик.

Своеобразное понимание определенности – неопределенности (О/Н) встречается у Платона. Согласно Платону, идеальный мир, мир сущностей – это мир определенности, а материальный мир – это мир неопределенности.

Неопределенность материального мира характеризуется как изменчивость, несовершенство, хаотичность. Отдаленными отголосками такого понимания полагаем, можно считать художественные миры Н.В. Гоголя, А. Платонова.

Существенный вклад в разработку понятия неопределенности внес Аристотель. Неопределенность понимается ученым как объективная лишенность определенного бытия, лишенность определенного качества, количества, места, времени. В понятие неопределенности Аристотель вкладывает и такой смысл: неопределенность потенциального бытия обусловлена существованием в нем множества возможностей.

После Аристотеля вплоть до Гегеля проблема неопределенности существенно не развивалась.

Гегель начинает «Науку логики» с описания абстрактного бытия, лишенного всякой определенности. Это чистое бытие, по Гегелю. Неопределенность рассматривается немецким философом как бескачественное бытие, «сама его неопределенность составляет его качество».

Понятие неопределенности оказались востребованными в разных областях науки: биологии, кибернетике, социологии.

Философские понятия определенности и неопределенности универсально, т.е. свойственно всем языкам мира. Неопределенность начала активно разрабатываться в философии. Неопределенность в философии стали рассматривать как одну из форм объективного существования явлений. Оказалось, что новая философская категория находиться на пересечении с философскими категориями дискретности и непрерывности, необходимости и случайности, возможности и действительности.

Таким образом, философы ставят вопрос о локализации категории определенности/неопределенности: является ли она объективной или субъективной категорией, иначе говоря, следует ли рассматривать ее как имманентную характеристику воспринимающего субъекта. В лингвистике так прямо вопрос не ставился. В первые в истории русистики термин «неопределенность» встречается у Н. Греча.

В XX столетии понятие неопределенности стало рассматриваться в науке как важнейшая характеристика объектов исследования и познавательных ситуаций. Одним из первых современных анализов понятий научной неопределенности провел французский ученый Л. Бриллэн. Ученый показал, что неопределенность, содержащаяся в конечном результате исследования, является не недостатком, а необходимым условием получения информации.

Философское понятие О/Н универсального, т.е. свойственно всем языкам мира.

При характеристике познавательного аспекта неопределенности выделяется ее источники: неопределенность, порождаемая неопределенностью объекта, и неопределенность, связанная с активным субъектом.

§ 2. Лингвистический подход к изучению категории неопределенности.

Вопрос о категории О/Н в лингвистике посвящена большая литература. Однако до недавнего времени все исследования группировались вокруг проблемы становления и употребления артикля – одного из средств выражения категории определенности – неопределенности.

Естественно, появление той или иной категории в языке связано с экстралингвистическими причинами – универсальностью законов человеческого мышления, сознания, механизма взаимодействия речи, мышления и сознания, с другой стороны имеется и более конкретная причина. Становление артиклей в системе языков аналитического строя расценивается как формирование особого способа выражения в существительном категорией общего и частного.

Известно, что определенный артикль указывает на определенный, индивидуализированный предмет среди множества подобных ему предметов и тем самым выражает категорию частного. Неопределенный артикль выделяет один какой-то предмет из множества ему подобных, и потому подчеркивает имеющуюся между всеми предметами этого класса общность.

Логический подход к категории О/Н таков, определенность – это качество правильного логического суждения. Неопределенность – качество, противоположное определенности, качество неправильного, противоречивого суждения. Снятие неопределенности обеспечивает получение информации.

Согласно грамматическому подходу к категории О/Н, эта категория свойственна любому русскому предложению. Категория О/Н объединяет единицы одного уровня, но возможна и актуализация средств разных уровней: порядка слов, интонации, дейктических частиц и пр.Эти средства, взаимодействуют друг с другом в предложении, формируют семантику неточности, неопределенности.

Для функционального подхода к категории О/Н важным является коммуникативный аспект, согласно которому говорящий должен учитывать осведомленность адресата об объекте речи, чтобы быть адекватно понятным.

a. На уровне слова О/Н глагола, например, совершенный вид более определен; у существительного – неопределенность связана с формой множественного числа существительного.

b. На уровне текста (дискуса) – текстологический подход – неопределенность достигается средствами деформации изображения, описательными оборотами.

Согласно грамматическому подходу к категории О/Н, эта категория свойственна любому русскому предложению.

Категорию О/Н наказывают контекстуальной категорией, поскольку ее значение раскрывается только в контексте. Такое понимание категории О/Н приближается к рассмотрению ее как функционально – семантической.

Как замечают лингвисты, понятие неопределенности в русском языке остается в большей степени неопределенным. Это объясняется тем, что под О/Н понимаются очень разнородные явления:

1. противопоставление известного и неизвестного;

2. противопоставление фиксированного (конкретного, индивидуализированного, рефератного) и нефиксированного (неконкретного, неиндивидуализированного, нерефератного);

3. противопоставление ранее упомянутого в тексте и впервые вводимого в текст (анафорические отношения);

4. противопоставление класса, абстрактного представителя класса и члена класса;

5. противопоставление уверенности и неуверенности говорящего (субъективная модальность неопределенности);

6. противопоставление точности и неточности информации.

Даже название разнородной единицы не исчерпывает весь объем категории О/Н. Так, само понятие известности/неизвестности является многозначным, представляет собой градационную шкалу, содержащую многочисленные разновидности семантики неизвестности/известности.

Средства категории О/Н изменились на разных этапах истории языка. Вместе с развитием категории О/Н с течением времени изменились и теоретические представления о ней в лингвистике как, то: понятие О/Н расширялось и дифференцировалось, среди названной категории обнаруживались все новые феномены.

Со второй половины XIX в. в отечественном языкознании появляется термин «неопределенный» в отношении к фактам лексики, фонетики, морфологии, синтаксиса.

Новый этап в изучении категории неопределенности проявляется в том, что фонетическая и морфологическая терминология, связанная с неопределенностью, за небольшим исключением вышла из употребления, а синтаксическая расширяется, пополняется.

В функционировании категории О/Н можно отметить этапы ее возникновения, длительного становления и все более четкого выявления оппозиций. В диахроническом плане развития О/Н соотносятся с общим направлением диахронической типологии: движение от конкретного к обобщенному. Следовательно, исторически более ранними являются средства выражения определенности.

В русском языке в разные периоды его развития О/Н выражались по-разному. В древнерусском языке наиболее различительными средствами выражения определенности были указательные местоимения, приклеивающиеся к именной форме прилагательных, а прилагательные без этих местоимений были более неопределенны. Следовательно, исходными формами определенных и неопределенных значений были указательные местоимения.

Понятие О/Н – антитеза. Однако два понятия в языке могли иметь разные ступени О/Н, начиная с полной определенности до абсолютно неопределенного.

Исследования неопределенных местоимений в последнее время ведется в нескольких направлениях:

1. описание проводиться пословно, т.е. отдельно анализируется «нечто», «кое-кто» и т.п. с их функциями и семантикой.

2. описание ведется попарно, противопоставляются (напр. «кто-то», «кто-нибудь» - «кто-либо»).

3. целиком противопоставляются группы местоимений разных аффиксов.

В современном русском языке количество неопределенных местоимений увеличивается в зависимости от возникновения новых образований из местоимений и тех суффиксов, о которых говорил В.В. Виноградов в книге «Русский язык».

Важным лексическим средством категории неопределенности в русском языке является система неопределенных местоимений и наречий. Значение неопределенности передают и неопределенно-притяжательные местоимения: «чей-то», «чей-нибудь», «чей-либо»; и неопределенно-указательные местоимения «такой-то», «тот-то».

В современном русском языке неопределенность лица, предмета и вещи обычно выражалась местоимениями: «кто-то», «кто-нибудь», «что-то», «где-то», «что-нибудь» и пр.

Подвижность лексического состава неопределенных местоимений на фоне чрезвычайной устойчивости других местоименных разрядов – явление, несомненно, примечательное. Понятие неопределенности настолько общо, настолько «неопределенно», что его уточнение идет в разных направлениях. Именно в этом причина модификации неопределенных местоимений.

3. В современном рыском языке семантика неопределенности предстоит как чрезвычайно развитая функционально-семантическая категория. Она стала уже суперкатегорией, интегрирующей прагматику, семантику, грамматику и фонетику.

4. Местоимения и местоименные слова, в том числе определенные, обладают некоторой семантикой недостаточностью, неопределенностью.

5. В русском языке система неопределенных местоимений оказалась наиболее разнообразной по сравнению с другими языками. Помимо собственно неопределенных значений русский язык располагает большим числом неопределенных прономинативов – слов, употребленных в функции местоимения.

6. Средства выражения категории неопределенности в художественном тексте в русском языке обладают как чертами общего, закономерного, так и чертами особенного, свойственного творческой манере какого-либо писателя.

7. Ранее в критике избыток средств выражения категории неопределенности оценивается отрицательно, в современной науке

признается особая «техника» применения средств неопределенности для создания особой выразительности художественного текста.

Глава II

§1. Функции неопределенных местоимений в произведении В.Г.Короленко «Без языка».

Большой экспрессивностью в художественной речи обладают неопределенные местоимения. Неопределенные местоимения, в отличие от личных, притяжательных не «приближают», а «отдаляют» людей, предметы и события, о которых идет речь. Например:

1. Как те, которые когда-то , так же отрывались от мачты корабля, неслись туда… назад…

2. И вот ночью Матвею приснилось, что кто-то стоит над ним, огромный, без лица и не похожий совсем на человека, стоит и кричит, совсем так, как еще недавно кричал в его ушах океан под ночным ветром…

3. И старик сверкал дикими потухающими глазами и говорил: «Гей-гей! Было когда-то наше время… Была у нас свобода!»

4. И по глазам его было видно, что какой-то огонек хочет выбиться на поверхность из безвестной глубины этой простой и тесной души…

Местоимения что-то, кое-что, что-нибудь, кто-то, кое-кто, кто-нибудь близки по значению, но различаются в смысловых и стилистических оттенках.Местоимение что-то (кто-то) указывает на неизвестное, как для говорящего, так и для слушающего. Например: 1. Казалось, кто-то дышит, огромный и усталый, то опять кто-то жалуется и сердиться, то кто-то ворочается и стонет… и опять только гудит и катится…2. Кто-то неизвестный, кто-то удивленный, кто-то испуганный и недовольный.3. В комнате было темно, но кто-то ходил, кто-то стонал, кто-то сопел и кто-то стоял над самой его постелью.4. В ушах у него шумело, в голове что-то ворочалось.5. А там, в синеватой мгле, стало проступать что-то , что-то заискрилось, что-то забелело, что-то вытягивалось и пестрело.6. Среди белого дня, в молочной мгле что-то , видно, почудилось капитану. Местоимение «кое-что» указывает на неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему. Например: 1. А чех говорит по-немецки, значит, можно было кое-что узнать через него и от него.2. Что же касается дальнейших, то мистер Робинзон, сенатор и крупный фабрикант, может казать кое-что по этому поводу, так как на его собственной фабрике с прошлого года рабочие часы сокращены без сокращения платы.3. И нигде так радушно не встречали заезжих людей, которые могли порассказать кое-что о широком белом свете. Различие между местоимениями что-то и что-нибудь (кто-то и кто-нибудь) заключается в том, что частица - то придает значение “неизвестно что или кто”, а частица -нибудь придает значение “безразлично что или кто”.Например: 1. Пока он размышлял, таким образом, кто-то вдруг погасил рожок, около которого он сидел.2. И шляпа на нем, и белая рубашка, и галстук,… а глядишь, уже кто-нибудь кошелька и не досчитаться….3. Барыня замолкла, даже перестала вязать и устремила внимательный взгляд на Джона, который поднял беспечно голову к потолку, как будто разглядывая там что-то интересное.4. Что люди всюду рвут друг друга,- это, конечно, может быть, и правда, но свободной,- думал они,- наверное, называется что-нибудь другое. Местоимение «кто-нибудь» имеет выделительное значение и употребляется для указания на лицо хотя и неопределенное, но возможное из числа входящих в некоторое множество. «Кто-то» и «кто-нибудь» по-разному соотносятся с синтаксическим временем. Первое употребляется обычно в конструкциях с прошедшим или настоящим временем, а второе – чаще с будущим временем. 1. Когда он шел по людной улице, кто-то

кто-то

3. Писарь, и тот не сразу отдал Лозинской письмо и билет, а держал у себя целую неделю и думал: баба глупая, а с такой бумагой и кто-нибудь поумнее мог бы побывать в Америке и поискать там своего счастья. Местоимение «куда-то» в большей своей степени имеет функцию неизвестности, неопределенности направления. Например: 1. Ищи его теперь, этого счастья, в этом пекле, где люди летят куда-то , как бешенные…2. Лететь куда-то вдаль, где угасает заря, где живут добрые и счастливые люди…3. Разумеется, все оттого, что был много досуга, а перед глазами ходил океан и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность… Как многие слова - названия, так и некоторые местоимения в отдельных значениях обладают способностью выражать положительную (одобрение, восхищение) или отрицательную (неодобрение, негодование) эмоцию говорящего к обозначаемому. 1. Посмотрите только, не станет ли он делать чего-то похуже.2. Но все ждал чего-то чудесного и хорошего.3. Матвей вошел, а вагон как-то радостно закатился по кругу.4. Но Матвей знал, что Дыма – человек легкого характера: сегодня ему кто-нибудь не по душе, а завтра первый приятель.5. Он чувствовал что-то как будто родственное и симпатичное. Глазами эмигрантов воссоздается картина неизвестных окружающих их людей в незнакомой стране. С помощью неопределенных местоимений ярко вырисовывается картина мира людей, в большей части здесь представлены бедняки, их жизни в этой стране. 1. По площади, из улиц и переулков шли кучами какие-то люди в пиджаках, правда, в довольно потертых сюртуках, правда, в довольно засаленных…2. Лозищанин понял, что эти люди заботятся о нем, хотя его удивляло, что этот беспечный народ относится к его печальному положению с каким-то непонятным весельем.3. Неподалеку от фонтана, по соседству с местом митинга, в эту ночь повесился какой-то бедняк, им, род занятий, даже национальность которого остаются пока неизвестны. 4. Но наименее цивилизованные элементы толпы в лице итальянцев, отчасти русских евреев и в особенности какого-то дикого человека неизвестной наци вспыхнули при этом, как порох от спички.5. Очевидно, это был тоже ночной бродяга, какой-нибудь несчастливец, которому, видно, не повезло в этот день, а может, не везло уже много дней, и теперь не было нескольких центов, чтобы заплатить за ночлег. 6. Идет такой бедняга с дрянным товаром, порой со спичками, только бы прикрыть чем-нибудь свое нищенство, идет лохматый, оборванный и грязный…7. Может быть, это был человек без языка какой-нибудь бедняга-итальянец, один из тех, что идут сюда целыми стадами из своей благословенной страны.

Неопределенные местоимения способствуют изображению происходящего и организуют движение сюжета.

1. По площади тянулись и грохотали вагоны, пыхтел где-то в туннеле быстрый поезд.

2. Из переулка Матвея ввели в какое-то помещение, длинное, узкое и довольно темное.

3. Пароход остановили, потом отошли назад, как будто убегали от кого-то , кто двигался в тумане.

Неопределенные местоимения способны передавать нерешительность героя, мучительную борьбу противоречивых чувств, особенность которых не в состоянии выразить, что и подчеркивается неопределенным актуализмом.

1. Ему хотелось бы выразить как-нибудь свою благодарность и почтение.

2. вчера он обрадовался этому человеку, как избавителю, сегодня чувствовал себя как-то неловко его присутствии.

3. но он забыл еще что-то, и теперь это что-то плачет и тоскует в его душе…

4. Матвей чувствовал, что всеми перечисленными предметами в душе остается еще что-то, какой-то неясный осадок…

5. Ему хотелось чего-то необычного, опьяняющего…..

Художественный текст – своеобразный процесс коммуникации, передающий определенный объем информации об мире и субъективное видение этого мира, а также волевое намерение, которое автор стремиться реализовать в структуре текста посредством лингвистических средств.

Методом сплошной выборки в языке повести Короленко «Без языка» выявлено значительное количество неопределенных единиц местоименного характера.

Рассмотрим их в последовательности, соотнося традиционно с

1. существительными

2. прилагательными

3. наречиями

и учитывая морфемный состав, т.е. аффикс.

Отметим количественную характеристику каждой из групп.

§2. Неопределенное местоимение – существительное с аффиксом –то-

a) «что-то» (6 единиц)

«Что-то» [шт], чего-то, местоимение неопределенное. Некий предмет, некое явление, нечто. Например: «Что-то приятное. Чего-то не хватает».

Ядерным средством выражения категории неопределенности неопределенного местоимения «что-то» «какой-то предмет, точно не называемый».

1. Джон пострел в свою записную книжку, потом разыскал номер и прижал. В квартире что-то затрещало. Дверь отварилась, и наши вышли в переднюю.

2. В последние дни молодой человек нередко заходил туда, просиживал по получасу и более и что-то оживленно рассказывал Анне.

3. Все они глядели на этого огромного человека, ожидая чего-то страшного, тем более что Дыма тоже стоял перепуганный и бледный.

4. Человек постоял, посмотрел на булочника грустными глазами, пытался еще говорить что-то и вышел на улицу.

5. Он говорил что-то продавцу-немцу и даже, когда тот отдавал сдачу, старался схватить его за руку и тянулся к ней губами.

6. Барыня замолкла, даже перестала вязать и устремила внимательно взгляд

на Джона, который поднял беспечно голову к потолку, как будто разглядывая там что-то интересное.

Данные неопределенные местоимения в названных сочетаниях усиливают оттенок неопределенности, имеющийся уже в самой семантике субстантива.

b) «кто-то» (6 единиц)

Неопределенное местоимение «кто-то» является средством выражения категории неопределенности, употребляясь в значении «кто-то человек» (точно не называемый).

«Кто-то», кого-то, местоимение неопределенное. Некое существо, некое лицо, некто. Например: «Кто-то прячется в кустах».

1. А в это время, действительно, и ирландцы повскакали с кроватей, кто-то зажег огонь, и все, проснувшись, смотрели на рассвирепевшего лозищанина.

2. И как только он начинал засыпать, ему снилось, что он стоит, неспособный двинуть ни рукой, ни ногой, а к нему, приседая, подгибая колени и извиваясь, как змея, подходит кто-то , не то Падди, не то какой-то курчавый негр, не то Джон.

3. На крыльце неприятного молодого человека не было, но кто-то мелькнул за углом.

4. Когда он шел по модной улице, кто-то тронул его за рукав тихо и ласково.

5. Пока он размышлял, таким образом, кто-то вдруг погасил рожок, около которого он сидел.

6. Но Матвея огорчало и даже сердило, что Дыма не просто говорит, а как будто гримасничает и передразнивает кого-то , выпячивает нижнюю губу, жует, шипит, картавит.

c) «что-нибудь» (3 единицы)

Что-нибудь [шт], чего-нибудь, местоимение неопределенное. Какой-нибудь неопределенный предмет (явление) или безразлично какой.

1. Матвей больше сидел дома, ожидая, когда, наконец, он попадет в американскую деревню, а Дыма часто уходил и, возвращаясь, рассказывал Матвею что-нибудь новое.

2. – Он говорит – этот ирландец и еврей, у которого я покупал одежду, что и нам бы можно… Конечно, голоса не совсем настоящее, но тожечего-нибудь стоят.

3. – Ну что ж, - сказал он,- когда ты такой, то заработаю один. Все-таки хоть что-нибудь …- И в этот же день сообщил, что его уже записали.

§3. Неопределенное местоимение – прилагательное.

a) «какой-то» (4 единицы)

«Какой-то» неопределенное местоимение.

a. Неизвестно какой. Например: «Какой-то приезжий тебя ждет».

b. До некоторой степени сходный, несколько напоминающий кого- что-нибудь. Например: «Он какой-то чудак».

c. О небольшом количестве: не больше чего-нибудь; всего лишь, всего-навсего (разг.) Например: «опоздал на каких-то пять минут».

d. Не заслуживающий внимания, уважения (разг. оборот) например: «какой-то молокосос берется всех учить».

1. Быстрее ворочались колеса на какой-то близкой станции, и уже пронесся поезд, шумя как ветер в бору перед дождливым утром.

2. Между тем, Нилов тихонько переоделся, сменив рабочий костюм легкой фланелевой парой, и, сев к столу, раскрыл какую-то книгу.

В данном случае неопределенное местоимение «какой-то» выполняет функцию, как выражение неизвестности признака (в этом случае названия).

3. – Слушай, Матвей, - сказал онкаким-то заискивающим голосом,- вот видишь, что я тебе хочу сказать. Они… хотели бы угостить тебя…

Неопределенное местоимение «какой-то» представлено в виде значения близкого сходства с человеком.

4. Дыма кричал, Дыма проклинал Джона, себя и своих приятелей и даже толкнул Падди, когда тот сунулся с какой-то шуткой.

Выражение чего-то несущественного в значении неопределенности, но не требует определенной конкретизации.

b) «какой-нибудь» (6 единиц)

Какой-нибудь, местоимение неопределенное.

a. Тот или иной. Например: «Найти какой-нибудь решение».

b. О небольшом количестве: не больше чего-нибудь; всего лишь, всего-навсего. Например: «Каких-нибудь полчаса подождать».

В данном произведении Короленко «Без языка» неопределенное местоимение «какой-нибудь» выражает разные значения и их можно разделить на:

Неопределенное

1. Звуки совестного языка дали ему надежду на спасение, на то, что его, наконец, поймут, что ему найдется какой-нибудь выход…

2. Поверьте мне, у всякого человека есть какие-нибудь намерения.

3. Американцы стали тревожно разговаривать между собой и потом, потребовав Даму, спрашивали у него, в своем ли разуме его приятель и не грозит ли им ночью от него какая-нибудь опасность.

Здесь, в третьем примере, значение неопределенности, выраженное неопределенным местоимением, несколько смягчает значение «опасность», выраженное соответствующим именем существительным.

Минимальное

1. Вот Дыма – давний и испытанный приятель, но и у него характер совершенно изменился в какую-нибудь неделю.

Безразличное, в значении «неважно какой»

1. Во всей Америке бокс очень любят! И если, вдобавок, выищутся какие-нибудь необыкновенные силачи, то ездят из города в город и тузят друг друга на людях за хорошие деньги.

Качественная характеристика персонажа

1. Если даже какой-нибудь поджарый Падди может повалить самого сильного человека во всех Лозищах.

В этом контексте неопределенное местоимение не выражает значения неопределенности, неизвестности: вполне ясно, о ком идет речь, герой не назван. Неопределенное местоимение способствует выражению

качественной характеристики персонажа, а именно вносит оттенок пренебрежительности в определении.

c ) чей-то (3 единицы)

Чей-то, чья-то, чье-то, местоимение неопределенное. Относящийся к какому-то. Например: «Чья-то забытая книга».

1. Вот за углом как будто мелькнула чья-то фигура.

2. … он излил на него все то чувство, которое его теперь переполняло: чувство огорчения и обиды, беспомощности и надежды на чью-то помощь.

3. Окна вспыхивали и угасали, наконец, ряды окон пролетали мимо, и в них мелькали, проносились и исчезали чьи-то фигуры, чьи-то головы, чьи-то едва видные лица.

§4. Неопределенное местоимение – наречие.

a) где-то (3 единицы)

Где-то, местоимение наречие.

· В каком-то месте. Например: «Где-то нас ждут»

· Приблизительно, как-то, в чем-то (прост.) Например: «Приезд где-то около восьми. Возможно, я где-то неправ. Где-то по-человечески мне его жаль».

1. Издали, точно где-то за горой, храпел поезд.

Здесь рассматривается неопределенность места, выраженная неопределенным местоимением наречием, что подчеркивается сравнительным союзом наречием «издали», «точно».

2. Окна большие и окна маленькие, окна светились внизу, и окна стояли где-то высоко в небе, окна яркие и веселые, окна чуть видные и будто прижмуренные.

3. За въездом прямо крытый двор, с высокой соломенной стрехой; между стропилами летают тучи воробьев, и голуби воркуют где-то так сладко, а где и не увидишь.

b) где-нибудь (3 единицы)

Где-нибудь, местоимение наречие. В каком-нибудь, точно не известном месте. Например: «Где-нибудь встретимся».

1. Лучше бы я стал стучаться в окна на своей стороне, лучше издох бы где-нибудь на своей дороге….

2. И всякий раз при этом где-нибудь на полянке мелькнул огонь, порой горел костер, вокруг которого расположились дровосеки, порой светились окна домов…

3. В это время Дыма с чехом усаживались где-нибудь в уголке, брали к себе еще англичанина, или знающего немца, и Дыма учился разговаривать.

c) как-нибудь (1 единица)

Ка"к-нибудь, и как-нибу"дь местоимение наречия.

· Каким-нибудь неопределенным образом, так или иначе. Например: «Надо как-нибудь помочь ему».

· (как-нибу"дь) Кое-как, небрежно (разг.) Например: «Он все делает как-нибудь».

· Когда-нибудь в недалеком будущем (разг.)Например: «Загляните ко мне как-нибудь на той неделе».

1. Тут сердиться нечего, ничего этим не поможешь, а видно надо как-нибудь и самим ухитриться…

d) когда-нибудь (3 единицы)

Когда-нибудь, местоимение наречия. В какое-нибудь неопределенное время – настоящее, прошедшее или будущее.

1. А что будем на том свете, это когда-нибудь увидите и сами…

2. – Ну, эту историю надо когда-нибудь кончить,- сказал Джон, поднимаясь.

3. Wery well! Это очень хорошо для вас, что вы сюда приехали: Америка – лучшая страна в мире, Нью-Йорк – лучший город в Америке. Ваши милые дети станут здесь когда-нибудь образованными людьми.

Здесь предположительное действие (в этих примерах – будущего времени). С помощью неопределенного местоимения подчеркивается удаленность результата, а также вноситься оттенок неуверенности, неизвестности.

e) куда-то (4 единицы)

Куда-то, местоимение наречие. В каком-то месте. Например: «Секретарь куда-то вышел».

1. У них не было определенных асов работы. Иной раз они уходили куда-то гурьбой и туда звали с собой и Дыму.

2. И он не может ничего сделать, и летит куда-то среди грохота и шума, и перед глазами его мелькает испуганное лицо Анны.

3. Ирландцы спешно пили в соседней комнате утренний кофе и куда-то торопливо собирались.

4. Матвей остановился на середине улицы, как барка, которую сорвало с причала и несет куда-то по течению и, без надежды найти жилье старой барыни, поел туда, откуда слышал шум.

В данных примерах неопределенное местоимение наречие выражает значение неизвестного направления.

f ) как-то (4 единицы)

Как-то местоимение наречие.

· Каким-то образом, неизвестно как. Например: «Он как-то сумел уладить дело».

· В некоторой степени, несколько. Например: «Говорит как-то непонятно. Здесь кА-то неуютно».

· Однажды когда-то (разг.) Например: «Зашел как-то вечером».

· (союз) То же, что а именно. Например: «Все предприятия, как-то: строительные, текстильные – работают нормально».

· Как-то раз (разг.) – то же, что как-то (в 3 знач.) Например: «Как-то раз случилось мне быть на охоте».

1. – Ну, что же ты мне скажешь, моя милая? – спросила она как-то едко, обращаясь к Анне.

2. Вообще, при виде этого почти чужого лица Матвею стало как-то обидно. Ему казалось, что Дыма становиться чужим…

3. Анна подумала, что она хорошо сделала, не сказав Розе всего о брате. У нее как-то странно сжалось сердце.

4. – Ал раит, - повторил за другими и Дыма как-то радостно.

Заключение

В.Г. Короленко использовал средства неопределенности при изображении переживаний героев, их кризисного состояния, состояния отчаянности и никчемности в незнакомой стране, поведение героев и образ жизни персонажей, а также эмоции и характер, на которых влияет атмосфера неизвестности чужого города.

Результаты исследования по использованию средств неопределенности в художественном произведении В.Г. Короленко «Без языка» позволяет выделить общее в их употреблении.

Общим является следующие способы их использования:

1. Психологические характеристики, построенные на использовании неопределенных слов, особенно на применении местоимений с аффиксами –то, -нибудь, позволяют проникнуть в сущность процессов, явлений, внутренних движений персонажа.

2. Средства неопределенности формируют некоторую таинственность в характеристике героев, в изображении происходящего, организуют движение сюжета.

3. Способны передавать нерешительность героя, мучительную борьбу противоречивых чувств, особенность которых не в состоянии выразить, что и подчеркивается неопределенным актуализмом.

4. Местоимения широко используются в изображении окружающего мира персонажа.

5. Неопределенные местоимения организуют эффект постепенного удаления человека от объекта его созерцания для передачи душевного состояния героя.

Список литературы

1. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. – М., 1996. – 271 с.

2. Галкина-Федорук Е.М. Выражение неопределенности в русском языке неопределенными местоимениями и наречиями. - М./МГУ, 1963, 45 с.

3. Исанченкр А.В., Ревзин И.И. О синтаксической природе местоимений//Проблемы современной филологии. – М., 1965. – 160 с.

4. Кузьмина С.М. Семантика и стилистика неопределенных местоимений// Грамматические исследования. Функционально-стилистический аспект. Суперсегментная фонетика. Морфологическая семантика. М. – 1989

5. Николаева Т.М. Семантика акцентного выделения. – М., 1982, с.103.

6. Сеничкина Е.П. Специфика категории неопределенности в русском языке: Учеб. Пособие к спецкурсу для студентов филологического и нефилологических специальностей вузов/ Моск. гос. ун-т печати. – М., 2004. – 78 с.

7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковик, 1999. – 944 стр.

Уж темна ночь на небеса всходила, Уж в городах утих вседневный шум, Луна в окно Монаха осветила. В молитвенник весь устремивший ум, Панкратий наш Николы пред иконой Со вздохами земные клал поклоны. Пришел Молок (так дьявола зовут), Панкратия под черной ряской скрылся. Святой Монах молился уж, молился, Вздыхал, вздыхал, а дьявол тут как тут. Бьет час, Молок не хочет отцепиться, Бьет два, бьет три - нечистый все сидит. "Уж будешь мой", - он сам с собой ворчит. А наш старик уж перестал креститься, На лавку сел, потер глаза, зевнул, С молитвою три раза протянулся, Зевнул опять, и... чуть-чуть не заснул. Однако ж нет! Панкратий вдруг проснулся, И снова бес Монаха соблазнять, Чтоб усыпить, Боброва стал читать. Монах скучал, Монах тому дивился. Век не зевал, как богу он молился. Но - нет уж сил; кресты, псалтирь, слова, Все позабыл; седая голова, Как яблоко, по груди покатилась, Со лбу рука в колени опустилась, Молитвенник упал из рук под стол, Святой вздремал, всхрапел, как старый вол.

Несчастный! спи... Панкратий вдруг проснулся, Взад и вперед со страхом оглянулся, Перекрестясь с постели он встает. Глядит вокруг - светильня нагорела; Чуть слабый свет вокруг себя лиет; Что-то в углу как будто забелело. Монах идет - что ж? юбку видит он.

"Что вижу я!.. иль это только сон? Вскричал Монах, остолбенев, бледнея. Как! это что?.." - и, продолжать не смея, Как вкопанный, пред белой юбкой стал, Молчал, краснел, смущался, трепетал.

Огню любви единственна преграда, Любовника сладчайшая награда И прелестей единственный покров, О юбка! речь к тебе я обращаю, Строки сии тебе я посвящаю, Одушеви перо мое, любовь!

Люблю тебя, о юбка дорогая, Когда, меня под вечер ожидая, Наталья, сняв парчовый сарафан, Тобою лишь окружит тонкий стан. Что может быть тогда тебя милее? И ты, виясь вокруг прекрасных ног, Струи ручьев прозрачнее, светлее, Касаешься тех мест, где юный бог Покоится меж розой и лилеей.

Иль, как Филон, за Хлоей побежав, Прижать ее в объятия стремится, Зеленый куст тебя вдруг удержав... Она должна, стыдясь, остановиться. Но поздно все, Филон, ее догнав, С ней на траву душистую валится, И пламенна, дрожащая рука Счастливого любовью пастуха Тебя за край тихонько поднимает... Она ему взор томный осклабляет, И он... но нет; не смею продолжать. Я трепещу, и сердце сильно бьется, И, может быть, читатели, как знать? И ваша кровь с стремленьем страсти льется. Но наш Монах о юбке рассуждал Не так, как я (я молод, не пострижен И счастием нимало не обижен). Он не был рад, что юбку увидал, И в тот же час смекнул и догадался, Что в когти он нечистого попался.

ПЕСНЬ ВТОРАЯ ГОРЬКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ, СОН, СПАСИТЕЛЬНАЯ МЫСЛЬ

Покаместь ночь еще не удалилась, Покаместь свет лила еще луна, То юбка все еще была видна. Как скоро ж твердь зарею осветилась, От взоров вдруг сокрылася она.

А наш Монах, увы, лишен покоя. Уж он не спит, не гладит он кота, Не помнит он церковного налоя, Со всех сторон Панкратию беда. "Как, - мыслит он, - когда и собачонки В монастыре и духа нет моем, Когда здесь ввек не видывал юбчонки, Кто мог ее принесть ко мне же в дом? Уж мнится мне... прости, владыко, в том! Уж нет ли здесь... страшусь сказать... девчонки". Монах краснел и делать что не знал. Во всех углах, под лавками искал. Все тщетно, нет, ни с чем старик остался, Зато весь день, как бледна тень, таскался, Не ел, не пил, покойно и не спал.

Проходит день, и вечер, наступая, Зажег везде лампады и свечи. Уже Монах, с главы клобук снимая, Ложился спать. Но только что лучи Луна с небес в окно его пустила И юбку вдруг на лавке осветила, Зажмурился встревоженный Монах И, чтоб не впасть кой-как во искушенье, Хотел уже навек лишиться зренья, Лишь только бы на юбку не смотреть. Старик, кряхтя, на бок перевернулся И в простыню тепленько завернулся, Сомкнул глаза, заснул и стал храпеть.

Тот час Молок вдруг в муху превратился И полетел жужжать вокруг него. Летал, летал, по комнате кружился И на нос сел монаха моего. Панкратья вновь он соблазнять пустился, Монах храпит и чудный видит сон.

Казалося ему, что средь долины, Между цветов, стоит под миртом он, Вокруг него сатиров, фавнов сонм. Иной, смеясь, льет в кубок пенны вины; Зеленый плющ на черных волосах, И виноград, на голове висящий, И легкий фирз, у ног его лежащий, Все говорит, что вечно юный Вакх, Веселья бог, сатира покровитель. Другой, надув пастушечью свирель, Поет любовь, и сердца повелитель Одушевлял его веселу трель. Под липами там пляшут хороводом Толпы детей, и юношей, и дев. А далее, ветвей под темным сводом, В густой тени развесистых дерев, На ложе роз, любовью распаленны, Чуть-чуть дыша, весельем истощенны, Средь радостей и сладостных прохлад, Обнявшися любовники лежат.

Монах на все взирал смятенным оком. То на стакан он взоры обращал, То на девиц глядел чернец со вздохом, Плешивый лоб с досадою чесал Стоя, как пень, и рот в сажень разинув. И вдруг, в душе почувствовав кураж И набекрень, взъярясь, клобук надвинув, В зеленый лес, как белоусый паж, Как легкий конь, за девкою погнался.

Быстрей орла, быстрее звука лир Прелестница летела, как зефир. Но наш Монах Эол пред ней казался, Без отдыха за новой Дафной гнался. "Не дам, - ворчал, - я промаха в кольцо". Но леший вдруг, мелькнув из-за кусточка, Панкратья хвать юбчонкою в лицо. И вдруг исчез приятный вид лесочка. Ручья, холмов и нимф не видит он; Уж фавнов нет, вспорхнул и Купидон, И нет следа красоточки прелестной. Монах один в степи глухой, безвестной, Нахмуря взор; темнеет небосклон, Вдруг грянул гром, Монаха поражает Панкратий: "Ах!..", - и вдруг проснулся он.

Смущенный взор он всюду обращает: На небесах, как яхонты горя, Уже восток румянила заря. И юбки нет. Панкратий встал, умылся И, помолясь, он плакать сильно стал, Сел под окно и горько горевал. "Ах! - думал он, - почто ты прогневился? Чем виноват, владыко, пред тобой? Как грешником, вертит нечистый мной. Хочу не спать, хочу тебе молиться, Возьму псалтирь, а тут и юбка вдруг. Хочу вздремать и ночью сном забыться, Что ж снится мне? смущается мой дух. Услышь мое усердное моленье, Не дай мне впасть, господь, во искушенье!" Услышал бог молитвы старика, И ум его в минуту просветился. Из бедного седого простяка Панкратий вдруг в Невтоны претворился. Обдумывал, смотрел, сличал, смекнул И в радости свой опрокинул стул. И, как мудрец, кем Сиракуз спасался, По улице бежавший бос и гол, Открытием своим он восхищался И громко всем кричал: "Нашел! нашел!" "Ну! - думал он, - от бесов и юбчонки Избавлюсь я - и милые девчонки Уже меня во сне не соблазнят. Я заживу опять монах-монахом, Я стану ждать последний час со страхом И с верою, и все пойдет на лад". Так мыслил он - и очень ошибался. Могущий рок, вселенной господин, Панкратием, как куклой, забавлялся.

Задание 5. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в образовании сравнительной степени имени прилагательного . Исправьте ошибки.

1. Краски благодаря солнцу выглядят еще более отчетливее, ярче.

2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.

3. Зощенко обратил внимание на недостатки в обществе более раньше, чем другие.

4. Этот рассказ был написан довольно раньше.

6. Завод имеет в этом году более высокие показатели, чем в про­шлом.

7. Сейчас мы будем изучать эту тему более подробно.

8. Наша цель - показать наиболее лучшие выступления фигури­стов.

Тема: Правописание глагольных форм

Вопросы для самоконтроля :

1. Правописание личных окончаний глагола.

2. Правописание Ь в глагольных формах.

3. Суффиксы - ОВА/-ЕВА и - ЫВА(-ИВА), суффикс - ВА.

4. Суффиксы - Е - и - И - в глаголах с приставкой ОБЕЗ-(ОБЕС-).

5. Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Текст (для самоконтроля)

Опасный полет

Я чере..чур переоценил свою потреп..нную и рас­шат..нную машину. Тяжелый (северно)уральский уча­сток с его (1280)_________________________________________________________________ километрами в осенних условиях оказался не под силу моему заслуж..нному моторчику. Он начал по­кашл..вать и сдавать. Руки и ноги у меня одерев..­нели. Ледяные ветры гнали низкие нависшие тучи и кое-где уже облед..нили машину.

По старинной привычке попробовал бесед..вать с самим собой: «До аэродрома не дотян..шь, Кузьма Кириллович. Спокойствие! Не дурач(?)ся, остав(?) трас­су, сэконом(?) горючее. Приблиз(?)ся к северным озе­рам и разыщ.. там что-нибудь поскорее для посадочной площадки. А там уж от твоего искусства будет завис..ть, приземлиш(?)ся ты или погибн..шь».

Вгляд..ваюсь в знакомую местность, и мысли ве­реницей пронос..тся в голове. Семнадцать лет назад в небольшом городишке Золотой Ключ я командо..вал инженерной ротой, потом завед..вал конструк­торским бюро. Здесь меня чествовали при получении первого ордена. Помнит(?)ся, мои юные друзья со мной вместе (не)досыпали, (не)доедали, со­здавая новые модели. Бывало, обессил..нные, сва­л..тся с ног, а потом высп..тся - и снова за работу.

Но вот вдали что-то забелело. Приближаюсь. Да это же (н..) что иное, как чудесное Аннинское озеро. (Н..)что иное в этих местах и не могло оказат(?)ся. Снижаюсь. Волны беспокойно плещ..тся, сухие ка­мыши колыш..тся, шепч..тся, что-то назойливо ле­печ..т. Смотрю вниз. Кажется, что навстречу несутся прибрежные кусты и что волны вот-вот доплещ..т до самолета. Приземляюсь у линии прибоя. Кругом никого и ничего. Только темно-желтые сухие листья верт..тся в сумасшедшей пляске. Позвать кого-ни­будь? Попробуйте, крикн..те! Никто не услыш..т. Если вы крикн..те громче, эхо загрохоч..т в ущелье. Снежинки верт..тся в воздухе, кол..тся, жал..т и тут же та..т на щеках.

Но что это? Собачий лай... Сухонький старичок беж..т навстречу самолету. Да это же Аниканыч, наш знаменитый приисковый лекарь, искусно лечивший от всевозможных нехитрых болезней, в том числе и от ц..нги. Не рассчитывал я на встречу с этим (не)безызвестным профессионалом и на ноч..вку в его избушке. Бесконечные ра..просы и ра..казы длились до утра. На столе ра..тавлены такие зна­комые предметы: деревя..ые блюдца с выжж..нны­ми на них какими-то надписями, тусклые оловя..ые ложки, кале..ые кедровые орехи, суше­..ая и вяле..ая рыба, копче..ая медвежатина, варе­ный картофель, глиня..ая кринка с медом, две серебря..ые чарки да заветная фляжка, всегда на­полнее..ая вином для жела..ого гостя. Все это ак­куратно стоит на старенькой тка..ой скатерти.

Тема: Правописание наречий

Вопросы для самоконтроля :

1. Правила правописания гласных на конце наречий.

2. Правописание наречий на шипящую.

3. Дефисное написание наречий.

4. Слитное написание наречий.

5. Раздельное написание наречий.

6. Отличие наречий от сходных именных форм с предлогами.

Диктант (для самоконтроля)

В тайге темнеет быстро. И несмотря на то что мы это зна­ли, все-таки темнота застала нас врасплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы мало-помалу продвигались вперед. Было совершенно темно, но, как ни странно, от прожорливых комаров и мошек, летавших вперемешку вокруг нас, спасения не было так же, как и днем.

Целый день мы шли вниз по течению реки, но река ис­чезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки, в которой мы рассчитывали устроить ночевку, оставалось, по-видимо­му, совсем недалеко. И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой.

Не теряя ни минуты и в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы в пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест. Вот и готова наша пахучая, но не очень мягкая постель! Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда-то на память, сна­чала шепотом, а потом и в голос, вовсе не подозревая, как он смешон в эту минуту.

С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кед­ров, как будто предвещая на завтра дождь, и где-то вдали кричит какая-то ночная птица.

Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Ответьте на вопросы :

1. Какие члены предложения являются однородными? Каковы их функции? 2. Как разделяются однородные члены, не соединенные союзами? По каким правилам ставятся знаки препинания в предложениях с однород­ными членами, соединенными а) одиночными союзами, б) повторяющимися союзами, в) двойными союзами?

3. Каково пунктуационное оформление предложений с обобщающими словами при однородных членах?

4. Какие определения можно считать однородными?

Выполните задания :

1. Расставьте знаки препинания.

2. Составьте графические схемы предложений, отражая в них имеющиеся пунктограммы.

1. От ней [бочки] по мостовой и стукотня и гром и пыль столбом (Кр.). 2. На взгляд-то он хорош да зелен (Кр.). 3. Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли (Гр.). 4. Он [Савельич] посматривал с по­дозрением то на хозяина то на вожатого (ПВолна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой (П.). 6. Весь вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь (П.). 7. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно в колеблющемся свете метели (Л. Т.). 8. В нём [голосе] была и неподдельная глубокая страсть и молодость и сила и сладость и грустная скорбь (Т.). 9. Колесо чугунное вертится и гу­дит и ветром обдаёт (НЯ или зарыдаю или закричу или в обморок упаду (Ч.). 11. Появление Гарта не произвело ни на мальчишек ни на старика никакого впечатления (Пауст.). 12. Эта книга не так интересна как поучительна. 13. Я немного поколебался однако сел. 14. Агронома вы найдёте если не в кабинете то в саду. 15. Товарищ бывал в этих местах да позабыл дорогу. 16. Вдали белеют не то облака не то пар. 17. Тургенев увлекался преимущественно гуманитарными науками историей и философией древними языками и литературой. 18. В лесу мы собирали и тра­вы и ягоды и грибы всё что находили. 19. Я стал посещать музеи и галереи и читать книги. 20. Всё кругом переменилось и природа и характер леса.

Тема: Предложения с обособленными приложениями

Вопросы и задания :

1. Что такое приложение?

2. Назовите правила правописания одиночных приложений.

3. Какие существуют правила обособления приложений?

Текст (для самоконтроля)

Четырёхлетний жеребец по кличке Изумруд рослая беговая лошадь американского склада серой серебристо-стальной масти проснулся по обыкновению около полуночи в своем деннике. В углу на ворохе соломы храпел дежурный конюх.

Изумруд подошёл к дверной решётке. Напротив него дверь в дверь стояла молодая вороная еще не сложившаяся кобылка Щеголиха. Тотчас же рядом с собою направо Изумруд услышал ревнивое сердитое дыхание. Тут помещался Онегин старый норовистый бурый жеребец изредка еще бегавший на призы в городских одиночках. Но Изумруд чувствовал в душе некоторую боязнь перед этим длинным самоуверенным жеребцом.

Перед самым рассветом он Изумруд увидел во сне раннее весеннее утро красную зарю над землей и низкий ароматный луг. Изумруд семимесячный стригунок бесцельно носится по полю нагнув голову и взбрыкивая задними ногами. Весь он точно из воздуха и не чувствует веса своего тела. Но вот он слышит короткое беспокойное ласковое и призывающее ржание. Он останавливается на всем скаку прислушивается одну секунду высоко подняв голову двигая тонкими ушами и отставив метелкой пушистый короткий хвост потом отвечает длинным заливчатым криком и мчится к матери.

Она костлявая старая спокойная кобыла поднимает мокрую морду из травы быстро и внимательно обнюхивает жеребенка и тотчас же опять принимается есть...

Изумруд только что доел овес когда за ним пришли чтобы вывести его на двор. Изумруду не стоялось... Привязанный к коновязи он ржал плясал задними ногами и изгибая набок шею косил назад на вороную кобылу. (по А. Куприну)

Тема: Обособление конструкций с союзом КАК

Вопросы и задания:

1. Каковы условия обособления конструкций с союзом КАК ?

2. Когда обороты с союзом КАК не обособляются?

3. При каких условиях допустима двоякая пунктуация в предложениях с оборотом, включающим союз КАК ?

Задание (для самоконтроля)

Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор. Определите функции союза как.

1. Лучом румяного заката твой стан как лентой обовью. (Л.) 2. Однако после этого Ермил не скоро справился год как шаль­ной ходил. (Н.) 3. Степан Владимирович принимается за колба­су которая оказывается твердою как камень соленою как сама соль. (С.-Щ.) 4. Шофер как шофер неприметный как все. (Тв.) 5. И нес в котомке как залог любви и жизни дружной веселый ситцевый платок жене подарок мужний. (Тв.) 6. На глади прозрачной царит тишина как в зеркале мир опрокинут. (А. К. Т.) 7. Да вспряну я тобой объятый и вняв карающим словам как камень от удара млата огонь таившийся издам. (А. К. Т.) 8. Я нигде земли не знаю и роднее и добрей Родину свою не выбирают как не выбирают матерей. (Шим.) 9. Под ут­ро как убитые заснули мужики. (Н.) 10. Правда как масло везде наверх всплывает. (Посл.) 11. Ты относишься ко мне как к полям ты относишься ко мне как к лесам ты относишься ко мне как я сам относился бы к волне парусам. (Март.) 12. Мате­ринское слово всегда отлежится у человека в душе вырастет как зерно даст колос. (Пауст.) 13. Но делаю я что хочу за то меня земля и терпит как молот бью как серп блещу и трепе­щу как лунный серпик. (Март.) 14. Невозможно конечно пере­дать музыку словами как бы ни был богат наш язык. (Пауст.) 15. По ночам как и на Каменном острове Тихон часто просыпался смотрел на низкое солнце. (Пауст.) 16). «Ты как солнце говорит ей Григ как нежный ветер и раннее утро». (Пауст.) 17. Быль как смола небыль как вода. (Посл.)

3. Банк контрольных заданий

Тема: Правописание приставок

Задание 1. Перепишите, вставьте пропу­щенные буквы.

Бе...смысленный спор, во…главить делегацию, бе...четное количество, во...хождение в гору, pa ...терянное преимущество, ни...посланная милость, ни...вергнуть в пропасть, и...балованный ребенок, чере...чур много, во...полнить пропущенное, ра…четный счет, бе...граничное доверие, пламенное во...звание, pa ...формировать полк, и...тратить деньги, ...гореть дотла, и...сякший источник, бе...перспек­тивный план, ни...провергать авторитеты , pa…жечь костер, бе...форменная масса, ...дорово живешь, бе...жалостный поступок, бе... смертное произведение, бе...срочный отпуск, во...произвести текст, во...седать на престоле, ...двинутые шкафы, бе...конечное нытье, во...пылать любовью, pa ...паковать вещи, ...делыцина, точно ра…читать, ни...падать на плечи, ...держать слово, прои...шедший случай, ни...ринуться с обрыва, ра…сердиться на сына, бе...вкусная пища, ра...планировать день, и...течь кровью, шалить и...подтишка, ...гинуть навсегда, ра...пробовать сладости, бе...звездное небо, взгляд и...подлобья, совершить удачную...делку, руководство ра...щедрилось, глупые ра...суждения.

Задание 2. Укажите неправильные написания.

1. разискивать друзей 13. сверхизысканный вкус

2. небезизвестный оратор 14. получить спортинвентарь

3. безискусный рассказ 15. прединфарктное состояние

4. подитожить расходы 16. отиграть первый тайм

5. небезынтересный факт 17. поступать в пединститут

6. изыскать резервы 18. сверхимпульсивный пациент

7. строгий фининспектор 19. съесть шампиньон

8. дезинформировать население 20. межинститутский референдум

9. безисходная печаль 21. работать безынициативно

10. сверхизобретательный 22. предиюльский период

11. удачная контрыгра 23. трехимпульсный

12. отискать подлинник 24. постинфарктный период

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы.

Пр...бывать на даче, пр...дать друга, пр...творить планы в жизнь, пр...ступить закон, беспр...страстный судья, непр...хо­дящий успех, пр...дать необходимый оттенок, пр...одолевать трудности, пр...клоняться перед красотой, пр...землиться вов­ремя, пр...кратить спор, пр…открыть дверь, пр...верженец но­вых взглядов, необоснованные пр…тензии, пр...морский край, пр...лагать усилия, пр...небрежительное отношение, пр...чудливые узоры, пр...бывать в Париж, пр...образовать жизнь, показать все без пр...крас, пр...ступить к работе, достойный пр...емник, пр...восходный торт, пр...возмочь боль, пр…вередливый человек, пр...тендовать на многое, пр...ступить к работе, пр...следовать благород­ные цели, пр...зидент страны, пр…влекательный вид, неспра­ведливые np...тязания, седой пр...вратник, пр...красный вечер, пр...бывать на отдыхе, пр...даваться воспоминаниям, пр...хо­дящее явление, пр...ручить зверя, np...чудливый орнамент, сделать пр...вивку, пр…градить дорогу, пр...увеличить опасность, искать пр...станища, найти пр...бежище, любители пр...ключений, непр…ступная крепость, пр...украсить комнату.

Задание 4. Укажите неправильные написания слов.

1. непременное условие

2. примерный студент

3. примелькавшиеся лица

4. премудрый пескарь

5. премитивный взгляд

6. привозмочь усталость

7. привратный смысл

8. преамбула договора

9. принудительный труд

10. пренаряженный кавалер

11. принципиальный человек

12. не приминуть сказать

13. преворотное зелье

14. привычная дорога

15. таинственное превидение

16. припираться из-за пустяков

17. претерпеть изменения

18. правила приличия

19. приимущество

20. прегожий денек

21. сердечная привязанность

22. приостановленное движение

23. приемственность в работе

24. непреступная твердыня

25. притерпеть унижение

26. припереть к стенке

27. преумножить богатства

28. приобщаться к культуре

29. припротивный разговор

30. прегладить вихры

Тема: Правописание - Н - и - НН - в суффиксах разных частей речи

Задание 1. Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы.

Вариант 1

1.Жалко ему сверс...ника своего, жже…ого во всех огнях и купа…ого во всех водах. 2. Это уже реше…ое дело. 3. Лесная тропа была малохоже…ой. 4. Он пересел поближе, вытирая тряпкой масл…ые пальцы. 5. Под крылом Смоленщина лежит на земной натруже…ой ладони. 6. Даре…ому коню в зубы не смотрят. 7. Стриже…ая по-мальчишески девч...нка встретила его в к...ридоре. 8. Это лучший поэт Европы и мой любимый назва...ый брат. 9. Нечая…ая встреча, нежда…ые хлопоты всегда есть в арс...нале нач...нающей гадалки. 10. Сыр оказался скверный, хлеб недопече…ый и кислый. 11. Кое-где проглядывала из-под снега колея заброше…ой, нехоже…ой дороги. 12. На столе лежали маринова…ые огурцы, ч...рные сухари и реза…ая кусочками рыба. 13. Там до сих пор валялись почерневшие стрел…ые гильзы. 14. Лата...ая-перелата...ая шуба висела на гвозде в пр...хожей. 15. Во время свадебной процессии извозчики вплетали в лошади...ые гривы бумажные розы и хризантемы, что очень нравилось посаже...ым отцам.

Тема: Правописание частиц не и ни

Задание 1. Вставьте нужную букву е или и . Объясните свой выбор.

1. н... чуть н... изменился

2. н... кем заменить

3. н... с кем передать письмо

4. делать было н... чего

5. н... кто н... какой тревоги н...ощущал

6. н... где отдохнуть

7. н... льзя н... думать о победе

8. н... у кого просить

9. н... у кого просить н... буду

10. н... во что н... верю

11. н... во что теперь верить

12. н... куда пойти

13. н... куда ходить н... надо

14. н... кто н... забыт

15. рассказывал н... что интересное

16. н... читал книгу

17. н... попугай, а орел

18. н... рыбешки н... поймал

19. в поле н... былинки

знал н... правил, н... формул

21. н... мог н... слышать крик

22. н... когда н... забуду

23. куда н... кинь, всюду разруха

24. в доме н... кусочка

25. н... дам н... глоточка

26. нет покоя н... днем н... ночью

27. н... вырастил н... зернышка

28. н... кто н... мог это сделать

29. завернуть было н... во что

30. н... где н... огонька

Задание 2 . Вставьте нужную букву е или и. Объясните свой выбор.