Что грамматический строй русского языка. Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Роль речи в умст.развитии

  • БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ) ОРУЖИЕ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОКСИНОВ И БОЛЕЗНГЕТВОРНЫХ МИКРОБОВ
  • Бактериологическое (биологическое) оружие. Проблемы биотерроризма.
  • Биологическое действие ионизирующих излучений и способы защиты от них
  • Чтобы сделать логическое ударение на слове, нужно только снять ударение со всех остальных слов, и тогда оно будет естественно ударным.

    (К.С. Станиславский)

    Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо уметь правильно разбираться в структуре предложения, находить в нем главное и второстепенное, определять связь между его членами, определять основную мысль и доносить её до слушателя средствами звучащей речи.

    Что такое логическое ударение? Как в каждом слове есть ударный слог, который является его центром, так и в каждом предложении есть главное, ударное слово, т.е. то, которое заключает в себе основной смысл высказыва­ния и на котором фиксируется внимание слушателя.

    Ударное слово – это основной смысловой центр, тот конкретный образ, который необходимо вызвать у слушателя.

    Как в слове от перемены ударения может меняться или теряться значение самого слова (змок замк, доргой – дорогй; мка – мук ), так и в предложении от перенесения ударения с одного слова на другое меняется или искажается смысл высказывания. Прочтение фразы Вечером я лучше усну (с ударением на слове лучше )предполагает, что речь идет о человеке,страдающем бессонницей. Вечером он уснет лучше, чем ночью. Ночью он не может уснуть.

    Прочтение этой же фразы Вечером я лучше усну (с ударе­нием на слове усну )изменяет смысл предложения. При таком ударении предполагается, что говорится о человеке, любящем поспать, который вечером лучше ляжет спать, чем, например, пойдет в кино.

    Ударное слово не только выделяется паузами, но и отличается в произношении от других слов своей протяженностью, звучностью, изменением высоты голоса.

    Помните, логическое ударение – это не просто повышение или понижение голоса, это прежде всего выделение средствами звучащей речи центра мысли , создание конкретного образа у слушателя.

    ВЫВОДЫ

    1. Звуковая сторона речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками.

    2. Дикция включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова. Дефекты дикции (шепелявость, картавость и т.п.) можно устранить при помощи специальных упражнений.



    4. Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предположение, словосочетание или даже слово, произнесенное с разными интонациями, может приобрести разные смыслы в зависимости от предлагаемых обстоятельств, конкретных условий и цели высказывания.

    5. Главным компонентом интонации является мелодика речи, т.е. изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Существует несколько типов мелодики: мелодика завершенности, вопросительная мелодика, мелодика незавершенности.

    7. Темп речи – это скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Следите за темпом своей речи.



    8. Роль паузы в речи исключительно велика. Неправильно сделанная пауза меняет смысл высказывания, а иногда лишает фразу всякого смысла.

    9. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а разнообразия в их применении. Для этого следует делать интонационную разметку текста, выделяя короткую и длинную паузы, подчеркивая слова, на которые должно падать логическое ударение.

    10. Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо правильно делать логическое ударение. Логическое ударение – это выделение средствами звучащей речи центра мысли.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Какую роль играет звуковая сторона устной речи и как она соотносится с ее содержательной стороной ?

    2. Какую роль в восприятии речи оратора играет его дикция и каким образом можно устранить ее дефекты?

    4. Важна ли для речи оратора интонация и почему?

    5. Почему оратор должен обращать особое внимание на интонационное оформление своей речи?

    6. Каким образом следует пользоваться громкостью голоса при произнесении речи?

    7. Что такое темп речи и на какие ошибки при неправильном использовании темпа речи указывал К.С. Станиславский?

    8. Какова роль паузы в речи оратора?

    9. В чем состоит интонационная разметка текста?

    10. Что такое логическое ударение?

    Интонация незаменима в вербальном общении, и если бы её не существовало, люди бы попросту друг друга не понимали.

    С её помощью мы можем различать эмоции собеседника, узнавать его личное отношение к тому, что он говорит, выделять главное из речи и многое другое.

    Представьте себе ситуацию: вы посетили лекцию профессора, который вёл её совершенно безэмоционально - он просто бубнел полтора часа. Что у вас отложится в памяти после неё? Ответ: ничего. Если вы не робот, идеально запоминающий информацию, то вы сразу же всё забудете. Отсюда напрашивается вывод, что , прежде всего, необходима для того, чтобы мы понимали речь друг друга, а уже после - для ее окрашивания эмоционально.

    Логическое ударение в речи - один из ключевых компонентов интонации

    Что такое логическое ударение? Постараемся объяснить это простыми словами. Логическое ударение в речи необходимо для того, чтобы выделить какое-то слово или фразу из общего текста, подчеркнув их значимость. Рассмотрим пример: фраза «я куплю тебе мороженое» может быть произнесена в 5 разных ударениях, отчего поменяется её эмоциональный окрас.

    Можно сказать: «Я куплю тебе мороженое» (не Маша, не Дима и не Петя, а именно Я). Или так: «я КУПЛЮ тебе мороженое (тогда вы подчеркнёте, что именно купите лакомство, а не украдёте его у прохожего и т.д.). Обратите внимание, что логические ударения в тексте можно выделить, просто написав нужное слово или фразу с заглавных букв. Однако же во время устного общения, подчеркнуть значимость слова или отдельной фразы можно лишь выдержав паузу: «Я куплю..тебе…мороженое» - помедлив после «куплю» и перед «мороженое», вы подчеркнёте слово «тебе», тем самым дав понять своему собеседнику, что именно ему достанется лакомство. Вот, что такое логическое ударение.

    Паузы и логические ударения: немного об эмоциональном ударении

    Как выделять логические ударения в тексте и речи вы уже поняли, а теперь стоит упомянуть об эмоциональном (его ещё называют эмфатическим) ударении. По сути, это разновидность логического ударения, но со своими нюансами.

    Важнейшее отличие эмоционального ударения от логического заключается в нестандартном использовании гласных и согласных звуков.

    К примеру, сказав: «Какой прекрааасный день»,- вы подчеркнёте интонацией свою положительную эмоцию. Это значит, что день вам и вправду нравится, и ваш собеседник сразу же это поймёт. Что касается отрицательных эмоций, то они в устной речи передаются посредством удлинения согласных. Например, «какой же ты всё-таки м-м-мерзавец». Вы наверняка не раз слышали, как недовольный чем-либо человек растягивает согласные звуки. Теперь же вы знаете, почему так происходит.

    Паузы и логические ударения как способ скрасить нашу речь

    Из статьи вы поняли всю и логических ударений. Правильная их постановка поможет вам лучше коммуницировать с людьми, а также выступать публично с большей убедительностью. Учитесь проявлять свои эмоции в речи, и вы научитесь располагать к себе людей, будет это деловая встреча, публичное выступление или привычное межличностное общение!

    Выделение слова или группы слов среди других слов в предложении или группе предложений с помощью звуковых средств называется логическим ударением.

    Целью ударения являются наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие саму суть текста.

    Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отличающий самое главное слово в фразе или такте».

    Одинаковое ударение на всех словах в предложении ничего не значит. Оно настолько же бессмысленно, как и фраза, в которой совсем нет ударений. Фраза, в зависимости от перемещения в ней логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Акцент зависит от того, что именно хочет сказать говорящий.

    Предложение может иметь одно главное и несколько второстепенных и даже третьестепенных ударений.

    Существуют следующие виды ударений:

    Тактовое

    Фразовое I

    Фразовое II

    Ударение слова внутри речевого такта называется тактовым. Выделение главного по смыслу речевого такта в предложении называется фразовым ударением I. Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение называется фразовым II.

    Например:

    «Нормальные женщины | почти не страдают». (А. С. Писарева «Счастье»)

    В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «женщины» (группа подлежащего), во втором - «не страдают» (группа сказуемого). «Женщины» выделяется второстепенным ударением, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «не страдают».

    Например:

    «Дочь, | Екатерина Ивановна, | молодая девушка, | играла на рояле». (А. Чехов «Ионыч»)


    В этом предложении четыре речевых такта, в каждом есть свое ударное слово. Но главный речевой такт - последний, его главное ударное слово - «на рояле».

    В приведенных примерах можно выделить логические ударения, отметить паузы, но передать все модуляции голоса, все оттенки интонации на бумаге отобразить невозможно.

    Нужно много практически работать над разбором, ибо он является хорошей, крепкой основой для дальнейшей работы над литературными текстами.

    Выделение главного по смыслу слова может быть достигнуто различными способами: замедлением темпа речи на этом слове, усилением, повышением или понижением голоса.

    Ударное слово можно выделить, если с остальных слов снять или почти снять ударения во избежание многоударности и бессмыслицы. Станиславский придавал огромное значение умению снимать лишние ударения. Он рекомендовал актерам снимать ударения с тех слов, которые не несут главной мысли и предлагал специальный прием: «нарочито неторопливая, бескрасочная интонация, почти полное отсутствие ударений».



    Бескрасочная интонация - есть монотон - речь на одной или почти на одной высоте. Монотонная речь сама по себе однообразна и может утомить слушателя, но если ее применять на контрасте с главной частью фразы, она, напротив, поможет это ударение выделить.

    Трудности в постановке логических ударений заключаются в том, что в начале работы большое количество речевых тактов, тактовых ударений и это затрудняет чтение; читающему сложно разобраться сразу, ему начинает казаться, что все является главным. От перегрузки ударениями текст становится непонятным. Надо научиться «скелетировать» фразу, то есть снимать ударения со слов, не несущих главной мысли, а точно определять смысловые центры предложения и именно их выделять ударением.

    Станиславский рекомендует при определении ударений в первую очередь выбирать среди всей фразы одно самое важное слово, выделяя его ударением. Затем сделать то же с менее важными, но все-таки выделенными словами. А второстепенные, не главные слова отодвинуть на задний план.


    Важно помнить, что путь логического разбора - это всегда путь от целого к части и от части к целому, поэтому разобраться в определении главных и второстепенных ударений можно только исходя из основной мысли произведения.

    В первый этап работы над логическим разбором надо понять, какую мысль мы хотим сообщить слушателю и отталкиваясь от этого определять место логических ударений в предложении.



    Существует определенная закономерность русской речи: во фразе наиболее ярко выделяется ударное слово последней синтагмы (речевого такта). Это - фразовое ударение, оно отмечает границу фразы.

    Фразовое ударение I содержится не в каждом предложении. Его наличие или отсутствие зависит сугубо от контекста литературного произведения, от его основной мысли.

    Фразовое ударение I несет значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

    У фразового ударения II еще более активная позиция в том или ином сюжетном куске. Оно поистине выполняет функцию «указательного пальца», отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль выбранного литературного отрывка.

    Например:

    «Глаза I у него были несравненные | - большие, | черные, | с таким взглядом, который, когда мы встречались с ним, | казалось, только и составляет единственное, что есть в данную минуту в мире. | Ничего, казалось, нет сейчас вокруг нас, | только этот взгляд существует. ||

    Когда я вспоминаю Маяковского, | я тотчас же вижу эти глаза | - сквозь обои, | сквозь листву. | Они на меня смотрят, | и мне кажется, что в мире | становится тихо, | таинственно. | Что это за взгляд? | Это взгляд чтения». (Ю. Олеша «Ни дня без строчки»)

    В первом предложении фразовым ударением выделяются: «Глаза у него были несравненные» и «только этот взгляд существует».

    Особенность русского языка в том, что ударение тяготеет к концу фразы и чаще всего получает наиболее сильное ударение.

    В авторском тексте часто встречается инверсия, на которую при расстановке ударений необходимо обращать внимание. Инверсия - нарушение обычного порядка слов в предложении (в русском языке соблюдается прямой порядок слов: подлежащее, как правило, обычно находится перед сказуемым, определение перед определяемым словом и так далее). Применение инверсии дает возможность писателю выделить нужное ему слово. Как только это слово попадает «не на свое место», внимание читающего оказывается привлеченным к нему, и на него обычно падает ударение.

    Но в каждом правиле есть свои исключения. Фразовое ударение I - «только этот взгляд существует» показывает, что главное ударение принимает на себя предпоследнее слово.

    «Это взгляд гения» выделяется фразовым ударением II.

    Определение «гения» является главным ударным словом всего отрывка. Это слово есть смысловой центр, ибо именно оно характеризует взгляд Маяковского.

    Сильнее фразового ударения логическое ударение. Оно может приходиться на любой такт во фразе и даже на любое слово в зависимости от цели высказывания. «Чаще всего логическое ударение связывают с актуальным членением предложения, с выделением темы высказывания. Логическим признается смысловое ударение сильно акцентируемое и выполняющее функцию выделения «психологического сказуемого», нового во фразе или/и функцию акцентуации элементов скрытого либо явного противопоставления».

    Например:

    «Я был в театре» (а не ты).

    «Я был в театре» (это уже случилось).

    «Я был в театре» (именно там, а не где-либо еще).

    В живой разговорной речи логические ударения встречаются очень часто. В конкретной ситуации логическое ударение оказывается вполне определенным. При этом оно всегда совпадает с тактовым или фразовым ударением. Такое совпадение дает нам право пользоваться термином «смысловое ударение» для обозначения всех видов ударения - логического, тактового, фразового.

    То, как проявляется ударение в речевом потоке, в большой степени зависит от языка. В некоторых языках ударные слоги имеют более высокий или более низкий тон, чем безударные - это так называемое тоновое, или музыкальное ударение. В других языках они могут выделяться более высоким или низким тоном по сравнению с окружающими слогами (тоновое отклонение) в зависимости от типа предложения. Существует также динамическое (шумное, силовое) ударение, квалитативное (качественное) ударение (отсутствие редукции гласного) и квантитативное ударение (количественное - увеличение длины звука, известное в музыкальной теории как агогика). Ударение может обладать несколькими из этих характеристик одновременно. Кроме того, ударение может реализовываться в разной степени на разных словах в одном предложении; в некоторых случаях различие между акустическими сигналами ударных и безударных слогов может быть минимальным.

    Наблюдается и обратный процесс, когда некоторые исторические изменения влияют на место ударения. Так, например, в русском языке за последние сто лет наблюдается процесс переноса ударения на корень или на начало слова, как наиболее значимые его части, которые несут в себе основную смысловую нагрузку. Например, катить , звонить , солить и другие глаголы на -ить во всех формах, кроме формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (ка́тишь , ка́тит , ка́тят , ка́тим ; пока́тишь , пока́тит и т. д.). Лингвисты объясняют эту тенденцию тем, что в течение последних ста лет темп нашей жизни значительно ускорился и повлёк за собой ускорение речи, поэтому такие изменения в ударении позволяют нам эффективнее улавливать смысл услышанного .

    Уровни ударения

    В некоторых языках выделяют первичное и вторичное ударение. Традиционно считается, что английский язык обладает двумя уровнями ударения, как, например, в словах cóunterfòil [ˈkaʊntɚˌfɔɪl] и còunterintélligence [ˌkaʊntɚ.ɪnˈtɛlɪdʒəns], а в некоторых работах даже говорилось о том, что он имеет четыре уровня ударения, но эти исследования часто противоречат друг другу.

    Эволюция правил ударения в русском языке

    • Каждая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) может быть самоударной (или типа a ), правоударной (или типа b ) и безударной (или типа c ).
    • Единица ударения - слово с предлогами, союзами, частицами. При этом вспомогательные слова, стоящие перед словом, всегда безударные, после слова - всегда самоударные.
    • В древнерусском также были редуцированные гласные (их обычно обозначают буквами ъ и ь ). Они были сильными и слабыми; последняя - всегда слабая. Если перед слабой редуцированной будет ещё одна редуцированная, та будет сильной . Слабые редуцированные ныне исчезли, сильные превратились в о и е (коньць конец , коньца конца ).
    • Находим первую ударную морфему. Если она самоударная - ударение на неё, если правоударная - на слог правее.
    • Но если ударение падает на слабую редуцированную - смещаем его левее.
    • Если все морфемы безударные - ударение на первый неслабый слог.

    Например, корень рук- безударный, окончание самоударное, окончание и предлог на безударные, и выходит рукá , рýку , въ рýку , нá руку .

    Современное ударение сдвигается в другие, более сложные правила, при этом одни слова работают по старым правилам, другие по новым. Фразы на ру́ку и на́ руку значат совершенно разное. Появились безусловно-ударные морфемы - например, суффикс -ив-(ый) (счастли́вый ). Ударение взяло на себя функцию различия падежей - жены́ распалось на жены́ (р.п. ед.ч.) и жёны (и.п. мн.ч.). В словах на -ер/-ёр ударение даёт понять, механизм это или человек: верёвочный стáртер , стартёр с флагом .

    Логические ударения в стихотворном тексте, как правило, приходятся на конец строки. Это обусловлено ритмообразующими факторами стиха. В прозе дело обстоит по-другому.

    Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений.

    Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говориться в предложении или в целом отрывке.

    Выделено слово (или группа слов) может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.

    Ударное слово может быть выделено, если с остальных слов предложения снять или почти снять ударения, если специально замедлить темп речи при произнесении важного для донесения мысли слова (или предложения), если особенно повысить (или понизить) голос на главном для смысла произнесения слове. В некоторых случаях на ударном слове может быть сделано подчеркивающее ударение, т.е. такое ударение, которое резко выделяет ударное слово, вызывая у слушателя ощущение, что вне данного предложения имеется противопоставление. В этом случае повышение (или понижение) голоса на ударном слове бывает более резкое и сильное, чем при обычном ударении.

    Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте!». В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных и третьестепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.

    Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.

    Существует три вида ударений:

    • 1) тактовое - на слове внутри речевого такта;
    • 2) фразовое I - выделение главного по смыслу речевого такта в предложении;
    • 3) фразовое II - когда с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке.

    Например: Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом.

    В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «Арбата» (группа подлежащего, определение), во втором - «снегом» (группа сказуемого, дополнение). «Арбата» здесь выделяется ударением второстепенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом». Автор этой фразой говорит нам о времени года: была зима. Поэтому «снегом» и выделено главным ударением в этом предложении.

    Отнюдь не каждое предложение содержит в себе фразовое ударение I. Наличие или отсутствие фразового ударения I всецело зависит от контекста, от главной мысли данного литературного текста. Фразовое ударение I несет в себе значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

    Фразовое ударение II играет еще более активную роль в том или ином сюжетном куске и выполняет функции "указательного пальца", отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль данного куска литературного отрывка.

    Монотон - речь на одной (или почти на одной) высоте. Сила речи не в громкости, а в звуковых контрастах. Те слова, которые не несут главных мыслей, надо стушевать, выделить минимально. Для этого на большинстве тактовых ударений надо очень мало повышать голос, это и поможет подчеркнуть самое важное для донесения смысла.

    Русскому языку свойственны определенные правила постановки ударений в предложении, их следует знать всем, кто хочет научиться доносить мысль в звучании.

    Как определить ударные слова в каждом конкретном случае? Прежде всего надо с помощью контекста понять, какую мысль нужно высказать, что сообщить слушателю. В то же время существует целый ряд обязательных ударений, свойственных нашему языку, и существуют правила их постановки. Нельзя полагаться только на свой вкус, - это затормозит речь случайными ударениями и совершенно затемнит смысл.

    Правило, не связанное с синтаксисом русского языка, а всецело относящееся к правилам логики речи, требует постановки ударения на новом понятии - первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления.

    Новое понятие почти всегда получает главное ударение, т.к. оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явлением. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.