Бове здания. Аплодисменты Осипу Бове. Что знаменитый архитектор оставил потомкам. Главный архитектор «фасадической части»

Русский архитектор Осип Бове известен тем, что отстраивал Москву после пожара во время наполеоновского нашествия в 1812 г. Все главные его работы выполнены в классическом стиле.

Происхождение

В 1782 г. неаполитанский художник Винченцо Джованни Бова был приглашен в Россию для работы в главном музее страны Эрмитаже. Здесь, в Петербурге, в 1784 г. и родился будущий великий зодчий. При крещении ему было дано имя Джузеппе. Но мальчику предстояло жить и работать в России, поэтому его имя позднее «обрусело», и в историю русского искусства он вошел как Осип Иванович Бове. После рождения сына семья поселилась в Москве. И именно этот город стал судьбой Осипа.

Учеба

Специальное образование юноша получил в Московском архитектурном училище, открытом при Экспедиции Кремлевского строения у мастера Ф. Кампорези (1802 - 1807). После окончания учебы, еще до уничтожительного пожара в Москве, ему посчастливилось попасть в ученики и помощники к великим зодчим - и К. И. Росси, вместе с которым он работал в Москве и в Твери. В эти годы он получил неоценимый опыт практической архитектуры.

Отечественная война 1812 г. и после нее

Во время с Наполеоном Бове, как и многие русские люди, ушел воевать в рядах ополченцев. В 1813 г. он возвратился в Москву на свою службу. Сожженная Москва представляла собой ужасное зрелище: черное пепелище, руины, разорение. Чтобы восстановить город, было решено создать специальную Комиссию о строении Москвы. Осип Бове был включен в эту группу архитекторов. Ему было поручено отвечать за застройку центральных районов города: Арбатскую, Тверскую, Новинскую, Городскую и Пресненскую части.

В 1814 г. Бове назначили главным архитектором «фасадического» плана, контролирующим проекты и их производство, точность осуществления застройки в соответствии с планами и фасадами. Работая в этой должности, Бове реализовал обновление облика древней столицы, показав новый для Москвы размах и единый стилистический замысел. Он сумел воплотить идею генерального плана, который был утвержден в 1817 г., и возродил город - монумент, прославляющий величие Российской империи.

Главные творения

Оценивая недюжинный талант, неутомимое трудолюбие и организаторские способности Бове, совет Императорской Академии Художеств присваивает ему почетное звание архитектора названной Академии. Тот год был отмечен в личной жизни Бове женитьбой на овдовевшей княгине Трубецкой Авдотье Семеновне, урожденной Гурьевой. Осип Бове действительно был одним из основных участников архитектурного обновления Москвы после трагических событий 1812 г. Он создал три архитектурных ансамбля в центре: Красную площадь, Театральную площадь и Александровский сад. Они преобразили лицо Москвы.

Он окружил Кремль и заново построенный Большой театр едиными по стилю постройками и члененными аркадами. Теперь красивые большие площади центра города отражали новое восприятие Москвы - как центра гражданской жизни великой России. Красную площадь тогда тоже обогатил и украсил памятник народным героям , подчеркивая патриотический характер всего величественного центрального ансамбля Москвы. До наших дней сохранились части былых архитектурных шедевров Бове, относящихся к центральным ансамблях; Малый
театр и Манеж.

Кроме центральных объектов, Бове построил Градскую больницу, что находится в районе Калужской заставы. По его же проекту возведены Триумфальные ворота возле тверской заставы, которые в 1968 г. были воссозданы у Поклонной горы неподалеку от монумента Победы. Бове умер в Москве 16(28).06.1834 года. Его похоронили на территории кладбища .

Джузеппе Бова (настоящее имя) - знаменитый российский архитектор, который сыграл огромную роль в формировании архитектурного облика центральной части Москвы. И сейчас исторический центр города в основных чертах выглядит так, как его спроектировал и построил Бове. Большинство работ этого архитектора выполнены в стиле классицизма.

Бове родился 24 октября (4 ноября) 1784 года в Санкт-Петербурге, в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова (Бове - французский вариант произношения), который приехал в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Мать - Екатерина Кнаппе, дочь художника Карла Кнаппе. Поскольку семья осталась жить в России, то постепенно мальчика стали называть на местный манер - Иосифом или Осипом, а для отчества имя отца Джованни переделали в Ивана. Вскоре после рождения Осипа семья переехала из столицы в Москву, и уже здесь у четы родились еще два сына: Михаил и Александр, которые впоследствии тоже стали архитекторами.

В 18 лет Осип Бове поступил в архитектурное училище при экспедиции Кремлевского строения. Наставником Бове стал Франческо Компорези. Уже в училище Бове показал себя перспективным специалистов, он довольно быстро поднимался по карьерной лестнице и рос в чинах. Бове поступил на службу в 1801 году. В 1803 году он был канцеляристом и коллежским регистратором, в 1806 году - губернским секретарем, а в 1809-1812 годах Осип уже входит в число архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля и благоустройству Москвы и Твери. Молодой архитектор к тому времени успел поработать под руководством таких мастеров как М.Ф. Казаков и К.И. Росси, а это была очень хорошая школа, и полезный опыт.

Во время войны с Наполеоном Бове сражался в ополчении, а после победы вновь вернулся на службу. В 1816 году Бове получил от совета Императорской Академии художеств звание архитектора, а также принял православие и женился на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой (в девичестве - Гурьевой). Вначале молодая семья жила в доме Бове на Малой Дмитровке, а затем Осип построил новый дом в имении жены в Петровском переулке (б. Богословском).

В это же время шли работы по восстановлению Москвы. Сожженный наполеоновскими войсками город нуждался в кардинальном обновлении. С этой целью создали «Комиссию о строении Москвы», и Бове был назначен главным архитектором "фасадической части" надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Архитектор отвечал за формирование архитектурного облика центра Москвы: Арбатской, Новинской, Пресненской и Тверской и Городской частей. Именно благодаря Осипу Бове этот сектор Москвы был отстроен с большим размахом и имел единый стилистический замысел. И по сегодня главные достопримечательности Москвы мы можем видеть в том виде, в каком их построил Бове.

В 1817 году был утвержден новый генеральный план застройки Москвы, и перед Осипом Бове встало несколько грандиозных задач, за решение которых он принялся с большим энтузиазмом.

Свою работу Бове начал с реконструкции Красной площади, которая сильно пострадала во время пожара. После переноса столицы в Санкт-Петербург главная площадь Москвы утратила свое значение, и представляла собой пространство, беспорядочно застроенное торговыми лавками. Бове засыпал защитный ров и снес земляные укрепления, окружавшие кремлевскую стену. На месте рва был устроен бульвар, и появился съезд к набережной Москвы-реки. Остатки лавок снесли, и с площади открылся красивый вид на собор Василия Блаженного. Кроме того, была восстановлена Никольская башня Кремля с Воскресенскими воротами и перестроено здание Торговых рядов, куда переместили торговлю. В 1818 году на площади установили памятник Минину и Пожарскому. Позднее, в 1888 году, на Красной площади построили новое здание Торговых рядов (ГУМ), а памятник Минину и Пожарскому перенесли к собору Василия Блаженного.

Еще одно творение Бове - Театральная площадь. Для ее оформления снесли старые кварталы, окружавшие старый Петровский театр. Чтобы защитить участок от подтопления и заболачивания, речку Неглинную упрятали в трубу. Также Бове разработал проект обрамления площади симметрично расположенными зданиями. Главной задачей при оформлении площади было строительство нового здания для театра. Проект здания разработал петербургский архитектор Андрей Михайлов. Однако комиссия признала проект слишком дорогим и громоздким. В результате его дорабатывал Осип Бове. Он уменьшил масштаб здания и удешевил стоимость постройки, хотя основные очертания и композиция были сохранены.

Еще одна его работа - Александровский сад. Под стенами Кремля решили добавить зелени. Согласно идее Бове, территория проектировалась как регулярный сад с живописными рукотворными руинами и небольшими уютными павильонами. До наших дней сохранился итальянский грот, расположенный недалеко от мемориала Неизвестного солдата. Русло Неглинной пришлось увести в сторону. Изначально планировалось создать в парке систему прудов, но осуществить этот план не удалось.

Рядом с Александровским садом по проекту архитектора Бетанкура построили здание Манежа. Осип Бове занимался его отделкой и скульптурным декором. Правда его задумка не была реализована полностью. Предполагалось, что стену оформят военными доспехами, символизирующими победу, мощь и величие державы. Здание украсили лепниной, на стенах закрепили элементы легионерской атрибутики, а вот чугунные горельефы, которые запланировал Бове, так и не были отлиты.

Если в предыдущих проектах Бове принимал участие наряду с другими архитекторами, то Триумфальная арка - это авторский проект. Триумфальные ворота решили установить на въезде в Москву с петербургского направления, возле Тверской заставы. На разработку чертежей ушло два года, а окончательный вариант утвердили в 1929 году. При закладке Триумфальных ворот в фундамент бросили горсть серебряных монет "на счастье" и установили памятную бронзовую плиту. Эскизы для скульптур разработал сам Бове, изготовляли их скульпторы Тимофеев и Витали. Из-за финансовых затруднений строительство Триумфальной арки растянулось на 5 лет, и открытие состоялось только в 1834 году. К сожалению, до нашего времени оригинальные Триумфальные ворота не сохранились. В 1930-е годы проводилась реконструкция площади, и ворота разобрали. Предварительно сооружение обмерили, зарисовали и отсняли на фотопленку, чтобы затем восстановить их у Белорусского вокзала. Декоративные детали отправили на хранение в музеи. Но затем началась Великая Отечественная война, и чугунные колонны переплавили для нужд фронта - уцелела лишь одна. То, что мы видим сейчас на Кутузовском проспекте - это новодел, но создавали его по сохранившимся чертежам и фотографиям.

На счету Осипа Бове не только монументальные сооружения, но и обычные здания, которые важны для любого города. В этом перечне Градская больница в районе Калужской заставы; дом Гагариных, который Бове переоборудовал для нужд Екатерининской больницы, а также жилые дома. Что касается последних, то Бове, как ответственный за фасады Москвы, уделял большое внимание внешнему виду жилых домов. Под его руководством были составлены так называемые "Альбомы образцовых проектов", где были собраны рекомендации и образцы домов для представителей различных сословий. Это были своеобразные каталоги проектов, и каждый желающий мог выбрать подходящий вариант дома, в соответствии со своим вкусом и достатком. Благодаря Бове появился новый тип строений - доходные дома, где верхний этаж предназначался для проживания владельцев дома, на первом размещались торговые помещения, а на остальных этажах квартиры сдавались внаем. Бове придумал и новую концепцию городского особняка: с флигелями, выходящими на улицу и небольшим парадным двориком. После войны 1812 года Москва активно отстраивалась, и Бове работал не только с официальными государственными заказами, но и с частными лицами - он проектировал дома для мещан, купцов, дворян.

Разносторонний архитектурный талант Осипа Бове увековечен и в московских храмах. Среди церквей, которые построены по проектам Бове - Покровский храм, Никольская церковь в Котельниках, храм Троицы Живоначальной на территории Даниловского монастыря, храм в честь Архангела Михаила в Архангельском, несколько церквей при больницах. Последняя работа архитектора, которую он не успел закончить - церковь Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке. В прошлом западную часть этой церкви перестроил наставник Бове - Баженов, и сложилось так, что реконструкция восточной части досталась ученику.

Осип Бове был весьма успешным человеком. Еще при жизни он заслужил всеобщее признание, был хорошо обеспечен и счастлив в личной жизни - у них с женой родились четверо сыновей. Единственное, о чем он мечтал, но так и не получил - звание академика архитектуры. В 1818 году Осип Бове подал прошение в Императорскую Академию художеств о присвоении ему звания академика архитектуры. Представители Академии поставили архитектору условие получения звания - он должен был спроектировать здание театра вместимостью 3 000 человек. Это задание выполнить не получилось, и академиком Бове не стал.

Осип Бове прожил очень деятельную, но короткую жизнь. Архитектор умер в 49 лет, 15 июня 1834 года, немного не дожив до 50-летнего юбилея - по нынешним временам он был еще совсем молодым человеком. Похоронили Осипа Бове на кладбище при Донском монастыре.


Историческая справка:

24 октября (4 ноября) 1784 г. - в Санкт-Петербурге родился Осип Бове
1801 г. – Бове поступил на службу после окончания архитектурного училища
1809-1812 г.г. - Бове входит в число архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля и благоустройству Москвы и Твери
1812 г. – Бове участвует в ополчении
1816 г. - Бове получил от совета Императорской Академии художеств звание архитектора, а также принял православие и женился на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой
15 июня 1834 г. – Осип Иванович Бове умер

Поразительно, почему в Москве так и не появилась улица, названная в честь архитектора Осипа Бове. И дело даже не в том, что он построил для нас Манеж, Большой театр, Александровский сад, Триумфальную арку и многое другое. Ведь именно ему столица обязана своим современным обликом - это он восстанавливал ее после пожара 1812 года. МОСЛЕНТА решила вспомнить историю жизни великого зодчего и рассказать подробнее о его монументальном творчестве.

Биография

Родился зодчий в Петербурге (в 1784 году) в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова. Через пару лет семья с маленьким сыном Джузеппе переехала в Москву. Когда мальчик подрос, его определили в архитектурное училище при Экспедиции Кремлевского строения, которое уже по ходу его учебы было преобразовано в Архитектурное училище.

Отцом-основателем школы был Матвей Федорович Казаков, а непосредственное руководство занятиями в это время вел Франческо Кампорезе. Этих двух мастеров Бове считал своими учителями. Большое влияние на молодого архитектора также оказал Карл Росси, с которым он работал сразу после выпуска из училища. Росси был всего на десять лет старше Бове, но к этому времени он уже считался серьезным мастером.

Осип Бове (1784 - 1834)

Вместе с Росси, еще в должности помощника архитектора, Бове трудился над реконструкцией и перестройкой Тверского путевого дворца, за что даже был награжден императорскими золотыми часами. Позже Бове пришлось восстанавливать, а фактически строить заново обветшавшую Водовзводную башню Кремля. Эту работу пришлось повторить: башню взорвали французы.

До начала Отечественной войны Бове успел получить чин титулярного советника (гражданский аналог армейского штабс-капитана), еще дважды был одарен золотыми часами и даже бриллиантовым перстнем. В это же время архитектор изменил фамилию на более привычную нашему слуху Бове, а имя Джузеппе на русское Осип.

Когда армия Наполеона вторглась в пределы России, Осип Бове записался в Московский гусарский полк, который на свои деньги формировал граф Петр Салтыков – отставной офицер, сын московского губернатора фельдмаршала Ивана Салтыкова. По формальному статусу, полк был ополченским, но по форме - регулярным. Бове служил там с Александром Грибоедовым, Александром Альбьевым, Николаем Толстым - отцом Льва Толстого, а также Шереметьевы, Голицыны и другие знатные горожане.

Ко времени оставления Москвы полк еще не был до конца укомплектован и вооружен, дальнейшее его формирование проходило в Казани. Там Салтыков заразился от раненых нервной горячкой и умер, а полк объединили с обескровленным в боях Иркутским драгунским, переименовав в 16-й Иркутский гусарский полк. Под этим названием Бове участвовал в освобождении страны и заграничных походах.

Офицер гусарского полка, в котором служил Осип Бове. 1812 год.

Женился будущий градостроитель уже сильно после войны, и эта свадьба вызвала в Москве нешуточный скандал. Избранницей его стала княжна Авдотья Трубецкая - наследница огромного состояния и хозяйка нескольких подмосковных поместий. Авдотья Семеновна происходила из весьма уважаемой семьи академика Семена Емельяновича Гурьева, профессора Санкт-Петербургского Училища корабельной архитектуры, автора первого в России учебника по высшей математике. А титул она получила после свадьбы с князем Алексеем Ивановичем Трубецким. В 1813 году гвардейский офицер погиб в битве народов под Лейпцигом, а через три года молодая вдова (ей не было и тридцати) вышла замуж за архитектора Бове.

Высший свет этого союза не принял: «Москва помешалась: художник, архитектор, камердинер - всё подходит, лишь бы выйти замуж», - писала острая на язык сплетница княжна Туркестанова. Но любовь оказалась сильнее светских пересудов: красавица Трубецкая пожертвовала титулом, и стала чиновницей седьмого класса Бове. Кстати, к этому моменту у Авдотьи Семеновны было пятеро детей, и еще четверых она родила в браке с Осипом Ивановичем.

Но до этого Бове еще предстояло стать главным градостроителем разоренной столицы. Так что вернемся к тому моменту, как он прибыл из военных походов и немедленно включился в работу «Комиссии по строению Москвы», созданную при московском главнокомандующем Федоре Ростопчине. Входили туда известные мастера: Василий Стасов, Доменико Жилярди, Федор Соколов, Афанасий Григорьев и Василий Балашов и другие.

На пепелище

По официальным данным, из существовавших до пожара 9158 домов (2567 каменных и 6591 деревянных) сгорело 6532 (2041 каменных и 4491 деревянных). Из 387 казенных и общественных зданий 192 были уничтожены. Центр выгорел примерно на 90 процентов, почти исчезли Пречистенская, Якиманская, Сретенская части и Китай-город, чуть меньше пострадали Тверская и Мясницкая.

Французы в Москве. 1812 год.

Бове сначала был поручен центральный участок, в который входил Китай-город и нынешняя Красная площадь - перед войной она представляла собой беспорядочное нагромождение торговых лавок и была отделена от Кремля и собора Василия Блаженного. Мастер решил связать их в единый ансамбль, выстроив напротив кремлевской стены новое здание Торговых рядов в виде 12-колонного портика с куполом (сейчас там стоит ГУМ).

Портик перекликался с контурами и куполом Сената, а храм Василия Блаженного и Воскресенские (Иверские) ворота замыкали огромное свободное пространство. Шедший вдоль кремлевской стены Алевизов ров был закопан, предмостные укрепления снесены. Также по инциативе Бове на площади поставили памятник Минину и Пожарскому - сначала их поставили спиной к торговым рядам, но потом перенесли, чтобы не мешали демонстрациям.

Главный по фасадам

С мая 1814 года Осип Бове назначен заведующим «фасадической частью» города, «чтобы он за всеми казенными, публичными и общественными строениями, строящимися или приводящимися в прежнее или лучшее состояние, имел непосредственный надзор». По сути, это пост главного архитектора. А еще он фактически занялся разработкой генплана застройки Москвы, которая изначально была поручена шотландскому специалисту Вильяму Гесте, но в 1813 году провалилась на утверждении комиссии, и император Александр I предложил мастерам действовать самостоятельно.

Новая концепция была готова в 1817 году. Согласно ней, Москва сохранила сложившийся веками концентрический характер с радиальными магистралями. Бульварное и Садовое кольца на месте отживших свой век укреплений стали городскими артериями, ворота и заставы превратились в площади. Центр Москвы был очищен от нерегулярной застройки, улицы по возможности спрямлены, расширены и благоустроенны.

Река Неглинка стараниями инженера Егора Челиева была убрана в трубу, что высвободило новые зоны для застройки. Вокруг Кремля и Китай-города была создана цепочка просторных площадей – Красная, Манежная, Воскресенская (ныне площадь Революции), Лубянская, Старая и Новая и т.д. Преобразились улицы Трубная и Петровка, Кузнецкий мост, появилась Театральная площадь и Александровский сад. Все фасады постарались подчинить единому стилю, даже цвет построек был регламентирован.

Лубянская площадь. 1899 год.

Вдоль крепостной стены древнего Кремля, где раньше текла Неглинка, Бове предложил разбить сады и сам же создал проект. Кремлевский, а позже Александровский сад очень быстро стал любимым местом прогулок московской публики. Кстати, для декорирования знаменитого грота Руины под Средней Арсенальной башней использовались фрагменты декоративных украшений зданий, погибших в огне.

Рядом появился Манеж - здание, где одновременно мог проводить парад целый полк. Необходимость в нем появилась в 1817 году, когда праздновалось пятилетие победы над Наполеоном. Инженерный план самого большого в мире на тот момент здания без внутренних опор создал инженер Августин Бентакур, а знакомый нам поныне классический внешний облик зданию придал Бове. Правда, потом инновационное творение Бентакура пришлось дорабатывать и ремонтировать, за что снова взялся Бове.

Архитектора на «бис»

Разумеется, Осипу Ивановичу помогали в разработке концепции, но отдельные территории – чисто его работа. Например, Театральная площадь. Ясно было, что нужно восстанавливать Петровский дворец из руин, в остальном архитекторы получили полную свободу благодаря осушению берега Неглинки. Бове же предложил проект обширной площади с главным городским театром, а Малый театр, Сенатская типография и жилые дома должны были быть выдержаны в едином стиле с ним. Центр площади украсил фонтан.

Изначально предполагалось восстановить стоявший тогда на площади Петровский театр по проекту профессора, а впоследствии и ректора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова. Но он не вписывался в план создаваемой Бове площади. Так что главному градостроителю пришлось самому спроектировать уже относительно знакомое нам здание Большого театра с колесницей над входом.

«На торжественном открытии публика вызывала не актеров, а архитектора. Перед увертюрой поднялся ужасный шум. Стали выкликать строителя: «Бове, Бове!» Он явился в ложе директора, и его заглушили рукоплесканиями...», - пишут «Московские ведомости» от 6 января 1825 года.

Петровский театр.

К сожалению, театр Михайлова-Бове в 1853 году сгорел. Восстанавливавший его архитектор Альберт Кавос несколько изменил пропорции, и не факт, что это пошло зданию на пользу.

Ворота в вечность

Пожалуй, самым монументальным сооружением Бове стала Триумфальная Арка - символ победы над Наполеоновской армией и послевоенного восстановления города.

Надпись ее фронтоне гласит: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный. 1826»

Кстати, Александр I достаточно трезво воспринимал свою скромную роль в военных успехах и, дабы не было двусмысленностей, от возведения подобных сооружений отказывался. Но после его загадочного исчезновения идея возродилась, и сменивший брата Николай I ее одобрил. О строительстве арки было офиально объявлено во время коронационных мероприятий в начале 1826 года.

Триумфальные ворота. 1920-е гг.

Символические ворота должны были стоять на въезде в Москву со стороны Петербурга – у площади Тверской заставы, где сейчас находится Белорусский вокзал. Бове нарисовал торжественную, монументальную, но в то же время легкую арку и богато украсил ее декоративными элементами, которые по его эскизам изготовили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев. Это классический пример русского ампира.

При этом Бове постарался максимально органично переработать окружающий арку район, чтобы монумент не выбивался из общего вида. Фасады окрестных домов были приведены в соответствие со стилем арки. Со стороны Кремля арка была издали видна через абсолютно прямую в этом месте Тверскую улицу, дома которой словно выстраивались в парадные шеренги. С противоположной стороны арка просматривалась от Петровского дворца, а вдоль дороги были разбиты парки и скверы.

Торжественная закладка Триумфальных ворот состоялась в 1829 году, а открыты они были лишь в 1834 году – из-за отсутствия средств работы затянулись на пять долгих лет. К сожалению, Бове торжественного открытия не увидел, он умер несколькими месяцами ранее.

К сожалению, оригинальная Триумфальная арка простояла чуть более ста лет - в 1936 году она стала мешать развитию города, и ее снесли. Через тридцать лет одумались и восстановили, благо сохранились точные чертежи. Сейчас она стоит на Кутузовском проспекте, рядом с панорамой Бородинской битвы и Поклонной горой.

Неизвестные творения

Все знают о монументальных творениях Осипа Бове, которые стоят на виду у всех туристов и внесены во все путеводители по Москве. Но мало кто знает, что архитектор активно строил и восстанавливал цервки, и эта часть его наследия сохранилась куда лучше, чем «хрестомайтиные» достопримечательности.

Бове создал Никольский храм на Котельнической набережной, церковь Живоначальной Троицы в Даниловом монастыре, перестроил церковь Покрова Пресвятой богородицы в Красном Селе (Нижняя Красносельская улица), восстановил и перестроил церковь Всех Скорбящих Радости на Ордынке работы Василия Баженова.

Никольский храм, 1882 год.

Но, пожалуй, один из самых ярких храмов авторства Бове находится даже не в столице, а в подмосковном селе Архангельское. Это церковь Михаила Архангела, которую он построил в имении своей жены Авдотьи Семеновны и где они все вместе жили, строил в подарок. Это удивительный храм - гармоничный, красивый и очень домашний. И, пожалуй, это редкий случай, когда мастер не думал о градостроительных пропорциях и просто творил от чистого сердца.

Георгий Олтаржевский

О сип Бове стал главным архитектором Москвы после пожара 1812 года: он восстановил Красную площадь, Торговые ряды, построил Александровский сад, участвовал в проектировании Большого театра и Театральной площади. Зодчий также оставил своим ученикам объемный теоретический труд - «Альбом образцовых проектов»: в нем Бове собрал образцы зданий и рекомендации по их строительству.

Главный архитектор «фасадической части»

Осип Бове родился 4 ноября 1784 года в Петербурге , в семье Винченцо Бовы - неаполитанского художника-резчика. Бова приехал в Петербург в 1782 году, а вскоре после рождения сына семья перебралась в Москву.

В 1802 году Осип Бове поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Его первым учителем стал архитектор Франц Компорези. Благодаря его лекциям Бове изучил основы своей будущей профессии. Позже молодой архитектор работал помощником Матвея Казакова на строительстве Голицынской больницы . В 1809–1810 годах он вместе с молодым архитектором Карлом Росси отправился в Тверь, чтобы построить дворец для генерал-губернатора Тверской, Ярославской и Новгородской губерний - принца Георга Ольденбургского.

Триумфальная арка в Москве. Архитектор Осип Бове. Скульпторы: Иван Тимофеев и Иван Витали. 1827-1834. Фотография: Зобков Георгий / Фотобанк Лори

Покровский храм. Архитектор Осип Бове. 1825-1833. Фотография: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори

Осип Бове быстро продвигался по карьерной лестнице - от канцеляриста до губернского секретаря он вырос за четыре года.

После московского пожара 1812 года в городе создали особую строительную комиссию. В нее вошел и Осип Бове. Для удобства Комиссия разделила город на четыре сектора, а за каждым сектором закрепила архитектора с помощниками. Бове стал архитектором центрального района Москвы и отвечал за Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. За один день в комиссию поступало до 100 прошений на возведение новых зданий. Бове исправлял проекты, планировал новые архитектурные ансамбли, руководил обновлением кремлевских башен и стен.

В 1814 году Бове назначили главным архитектором «фасадической части». По его замыслу Москва должна была приобрести единый стилистический облик и стать городом-монументом. Первые работы Бове были связаны с реконструкцией Красной площади, которая сильно пострадала во время пожара. До событий 1812 года площадь была застроена торговыми лавками. Бове решил сместить акценты в облике главной площади города - с бытового и коммерческого на культурный. В ансамбль архитектор включил Кремлевскую стену со Спасскими и Никольскими башнями и Покровский собор (собор Василия Блаженного). Под его руководством были восстановлены присутственные места, Воскресенские ворота, здание городской думы и магистрата.

Торговые ряды, Театральная площадь, Большой театр

В центре Москвы Осип Бове также перестроил Торговые ряды: он сохранил в своем проекте характер старой постройки, однако придал ей величественность. Углы здания, которые выходили на Ильинку, Бове украсил портиками и колоннами, фризами и лепниной. На углах со стороны Варварки появились полукруглые возвышения с колоннадами. Работу над Верхними и Средними торговыми рядами архитектор завершил в 1816 году. После реконструкции Красная площадь стала самой большой площадью Москвы.

Бове задумал построить также и Нижние торговые ряды, чтобы связать в единый ансамбль площадь с Китай-городом. Эту идею реализовали уже после смерти архитектора, во второй половине XIX века.

Большой театр. Архитектор Осип Бове. 1821-1824. Фотография: Геннадий Соловьев / Фотобанк Лори

Манеж. Архитектор Осип Бове. 1824-1825. Фотография: Наталия Попова / Фотобанк Лори

Выдающийся архитектор первой половины XVIII века, работавший в стиле классицизма.

Детство и юность. Первые работы

Осип Иванович Бове родился в 4 ноября 1784 года. Его отцом был очень известный в то время живописец Винченцо Джованни Бове, работавший в Эрмитаже и заслуживший себе хорошую репутацию в артистической среде. Влияние отца и большое природное дарование предопределили будущее не только самого Осипа Ивановича, но и двух его младших братьев. Все трое впоследствии станут архитекторами, хотя наибольшей известности удостоится именно старший брат, Осип. Младшие будут известны по большей части как помощники Бове.

Детские годы Осип Иванович провел в , где в 1802 году поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Его учителем был Ф. Кампорези, и сам Бове неоднократно упоминал о том, что «премного обязан» ему обширными познаниями в архитектурном художестве, которые приобрел благодаря лекциям архитектора.

Карьера юного Бове началась очень быстро, во многом тому способствовало наставничество в лице выдающихся архитектурных творцов того времени - и М. Ф. Казакова. Он довольно быстро повышался в чинах. Канцелярист, коллежский регистратор, а затем и коллежский секретарь. Уже через десять лет Бове станет архитекторским помощником. По меркам времени это был оглушительный, стремительный успех. Бове уже давно допускали до участия в реставрационно-строительных работах. Он ремонтировал здания, занимался благоустройством города и вскоре был допущен до реставрации Кремлевских стен. Ни один архитектор его возраста не мог даже помыслить о подобном успехе.

Восстановлением сожженной Москвы было решено заняться сразу же после войны 1812 году. Уже в 1813 году была создана особая Комиссия, которая не только осуществляла надзор за строительными работами, но и выполняла многие другие общественно-полезные функции, к примеру, помогала жителям города. В комиссии было четыре сектора, одним из которых и занимался Бове. Ему доверили центральные районы - Тверскую, Арбатскую, Пресненскую и другие части. Эту работу Бове помогали делать его младшие братья, которые к тому времени уже многое понимали в архитектурном деле. Сговорчивость и отсутствие конкуренции среди братьев сделало их идеальными партнерами. Обязанностями всех Бове было составление проектов строительства жилых домов и контроль над их выполнением.

Иван Осипович лично спроектировал немало торговых лавок в разных частях города. Особого внимания удостоились проекты лавок, построенных специально для торгового центра на и вокруг стен Китай-города. С поставленный перед ним ответственной задачей Бове справился очень успешно. Его заслуги были по достоинству оценены и в родном Петербурге. Так, в феврале 1816 года совет Академии художеств присудил ему звание архитектора. Для Бове это был серьезный прорыв. Но самые значимые проекты одаренного мастера будут впереди.

Лучшие годы. Венец творчества

В 1817 году Комиссия для строения разработала новый генеральный план Москвы. Для Бове это означало широкое поле для деятельности; он знал, что здесь его таланту удастся проявить себя во всей красе. В содружестве с другими архитекторами комиссии Бове строил дома и проектировал гостиницы. Особенный и самый значимый вклад Бове - реконструкция центра Москвы, которая осуществлялась по плану Комиссии для строения.

К 1817 году за плечами у Бове был колоссальный опыт по проектированию, реставрации и строительству зданий в Москве и Подмосковье. Поэтому Комиссия для строения, доверившая ему роль одного из ведущих творцов проекта, не боялась прогадать. Бове пользовался репутацией настоящего молодого дарования, и с невероятным рвением взялся за порученное ему дело.

Первое, что ему предстояло сделать - перестроить Красную площадь, сильно пострадавшую во время московского пожара. Здесь архитектор работал над созданием гармоничного ансамбля, перестраивая торговые ряды в стиле классицизма. Так же благодаря его инициативе был засыпан ров вдоль стены с последующим разбитием на этом месте бульвара, и снесены земляные укрепления. Бове сразу отказался от идеи возродить Красную площадь в ее первоначальном виде. До пожара она была настолько застроена лавками, что уже мало вписывалась в окружающий антураж: бесчисленные торговые ларьки на фоне грандиозного собора и Кремля действительно смотрелись неуместно. Идея Бове заключалась не только в смещении акцентов - дать больше культурного взамен бытовому, коммерческому, но и в гармонизации облика Красной площади.

В планах Бове было восстановление и старинных построек в северной части площади - , присутственных мест, здания городской думы и магистрата. Возведение этих сооружений с вертикальными башнями позволяло им гармонировать с архитектурой Кремля. Украшением площади стало здание Торговых рядов, по задумке Бове ставшего куда более величественным. Вклад Бове в реконструкцию Красной площади неоспорим: ее современный облик - всецело заслуга именитого архитектора, решившегося кардинально изменить площадь после московского пожара.

В целях расширения исторического центра Москвы было также решено построить новую площадь, выдержанную в духе классицизма. Местом для площади был выбран Петровский театр, и Комиссия по строению не могла не привлечь к этой работе Бове. Площадь хотели разбить давно, но проект был утвержден в Петербурге только в 1821 году. Площадь должна была иметь прямоугольную форму, в окружении четырех симметричных зданий. Проекты по строительству зданий, выходящих на Театральную площадь, были закончены Бове в 1819 году, когда он передал их в Комиссию по строению.

Большой театр стал одной из самых крупных и значительных работ Бове, которая не только подтвердила его репутацию одаренного мастера, но и обеспечила его имени широкую огласку. Несмотря на то, что проектирование здания было результатом коллективной работы (в то время планирование крупных проектов всегда подразумевало вовлечение в работу широкого круга лиц), имя Бове стояло особняком. Ему заказали его как «искуснейшему из архитекторов», что само по себе было огромной честью.

Петровский театр в 1805 году был уничтожен ввиду пожара, и правительство давно собиралось отстроить его заново. Такая грандиозная работа могла быть поручена только очень одаренному творцу. Проект Бове одобрил сам император . Помимо Бове в проектировании также принимал участие известный инженер Девис. По задумке Бове, здание украсил портик из восьми колонн. Нашлось там место и для скульптуры бога Аполлона, восседающего на колеснице. Иван Осипович не поскупился на размеры зрительного зала - тот мог единовременно вместись до трех тысяч зрителей. Уже в 1825 году был дан первый спектакль. О том, как обновленное здание восприняла публика, красноречиво говорят рукоплескания на премьере. На открытии театра публика ревела от восторга, снова и снова выкрикивая фамилию Бове. После окончания зрелища зрители попросили выйти на сцену не актеров, а самого архитектора и долго не отпускали его. Аплодисменты не смолкали: актерская труппа о таком успехе даже мечтать не могла.

Одновременно с работой по проектированию Театральной площади и Большого театра, Бове также активно занимался устройством нового Кремлевского сада, который современным обывателям известен под именем .

Успешное осуществление всех этих проектов помогло Бове достигнуть пика своей карьеры в сравнительно молодом возрасте. Уже к началу 1820-ых гг. Иван Осипович считался одним из самых выдающихся русских архитекторов своей эпохи. Имя архитектора было на слуху у всех. Он постоянно получал заказы - от дворян, купцов и других частных лиц. Его стараниями послевоенная Москва активно застраивалась жилыми домами, и в облике каждого из них угадывался «фирменный почерк» Бове - присущая классицизму величественность зданий. Благодаря Бове появился новый тип городского особняка, в котором был выход флигелей на улицу и парадный двор. В подобном стиле архитектор выстроил особняк Н. С. Гагарина, который, к сожалению, был разрушен в период Великой Отечественной войны.

Храмовая архитектура Бове. Строительство больниц

Храмам в списке послушных работ Бове было уделено не так много места, но не потому, что архитектор не чувствовал себя достаточно компетентным для строительства храмовых сооружений. Много времени и сил у него занимали другие работы. Тем не менее, на счету Бове значится несколько выдающихся образчиков жанра.

Так, в 1821 году он возвел церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Проект осуществлялся на средства князя Голицына. Итогом стараний Бове стало небольшое здание, всем своим обликом полностью соответствующее канонам католицизма - высокий купол, шпиль и колокольня. В 1822 году Бове приступает к строительству церкви Михаила Архангела в подмосковной усадьбе своей супруги. Еще в 1816 году Осип Иванович женился на Авдотье Семеновне Трубецкой, и с тех пор много внимания уделял родовому имению. На этот раз церковь была возведена в стиле ампир и по праву считалась одним из лучших образчиков этого жанра.

Помимо этого, Бове перестроил два храма в городских больницах. Строительство больниц стало еще одной важной вехой в творчестве Ивана Осиповича; именно этим он активно занимался в 1820-е гг., успевая не только составлять планы, но и активно участвовать в строительстве. В 1825 г. он переоборудовал дом Гагариных в Екатерининскую больницу, а также разработал проект Градской больницы, находящейся на Большой Калужской улице. Несмотря на высокую скорость работы, сразу же приступить к строительству зодчий не смог, ведь проект был одобрен только три года спустя. Фасад Градской больницы Бове украсил портиком - этот элемент декора давно уже стал для него фирменным знаком. Обе больницы, возведенные Бове, были открыты практически в одно время, в 1833 году.

Но и это было еще не все. Подтверждая славу одного из самых плодовитых мастеров, Бове также успел создать проект . Памятник должен был быть возведен около Тверской в честь победы над в войне 1812 года. Визуально арка представляла собой величественное строение, выполненное из белого камня, богато украшенное сверху скульптурной группой «Слава» - это была победоносная фигура на колеснице, символизирующая триумф Российской Империи над французским врагом. Скульптурами была украшена вся арка: здесь были установлены изображения храбрости, твердости и т.д. Авторами скульптур были И. Т. Тимофеев и И. П. Витали, которые выполняли работы по рисункам Бове. Арка была разобрана в 1936 году и восстановлена лишь тридцать два года спустя.

И это был далеко не предел плодовитости архитектора! Недавно выяснилось, что он также построил новый в московском . Долгие годы было принято называть автором храма архитектора Тюрина, и лишь недавно было обнаружено, что его тоже построил Бове.

Конец пути

Бове скончался 28 июня 1834 года. Многие архитекторы под конец жизни чувствуют страшную эмоциональную усталость и оказываются неспособны достойно завершить творческий путь. Но в случае с Бове это было не так. Осип Иванович умер, находясь на пике творческих сил, полный вдохновения и энергии, грезящий о новых проектах и сооружениях. Очевидно, что та невероятная самоотдача, с которой архитектор подходил к каждой новой работе, подкосила его физические силы и в итоге свела в могилу в раннем возрасте. Слишком сильно он отдавался архитектуре, слишком напряженно работал, слишком многое вложил.

На момент смерти Бове не исполнилось и пятидесяти лет. Его последним проектом стало строительство церкви Всех Скорбящих Радость, завершить которую он не успел. Иван Осипович Бове похоронен на кладбище в Москве.