Логическое смысловое ударение. Логическое ударение. Ммми – мммэ – ммма – мммо – ммму – мммы

Логическое ударение

Выделение с помощью интонационных средств какого-л. слова в высказывании, которое представляется говорящим наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонационного центра высказывания, т. е. о том слоге или слове, на котором происходит коммуникативно значимое изменение высоты тона голоса. Интонационный центр высказывания всегда расположен на том слове, которое говорящий хочет акцентировать. В зависимости от того, на какое слово фразы падает л. у., высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. В тексте такое слово иногда выделяют другим шрифтом

Ежели бы не моя истинная любовь к дяде , - сказала она, с особенной уверенностью ... выговаривая это слово (Л. Толстой).


Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет . О. Н. Лагута . 1999 .

Смотреть что такое "логическое ударение" в других словарях:

    Логическое ударение Литературная энциклопедия

    Логическое ударение - ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. Более сильное ударение на одном слове предложения, чем на других. Л им У ем обозначается психологическое сказуемое (см.) суждения, выраженного в предложении, как главное в мысли. Наприм., в предложении: «Я написал письмо… … Словарь литературных терминов

    ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ - ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. То же, что смысловой акцент. Элемент интонационного оформления предложения, состоящий в выделении того слова (словосочетания), которое представляется говорящему особенно важным в смысловом отношении … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    логическое ударение - ударение, характеризующее смысловую нагрузку компонентов суждения. В некоторых учениях о суж дении в традиционной логике, принадлежавших психологическому направлению, основная смысловая нагрузка в простых атрибутивных суждениях относилась к… … Словарь терминов логики

    Логическое ударение - средство смыслового выделения какой либо значимой единицы высказывания. Накладываясь на обязательное Словесное ударение, Л. у. обычно усиливает фонетические характеристики слова, подчёркивая информацию, новую или спорную для одного из… … Большая советская энциклопедия

    логическое ударение - Более сильное ударение на одном слове предложения, чем на других. Л им У ем обозначается психологическое сказуемое (см.) суждения, выраженного в предложении, как главное в мысли. Наприм., в предложении: «Я написал письмо товарищу» каждое слово … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    логическое ударение - Выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки. ср.: Я сегодня, поеду в институт (не кто либо другой, а именно я). Я сегодня поеду в институт (не в другой день, а именно сегодня). Я сегодня поеду в… … Словарь лингвистических терминов

    УДАРЕНИЕ Современная энциклопедия

    УДАРЕНИЕ - (акцент) ..1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском,… … Большой Энциклопедический словарь

    Ударение - (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Тема 2.1. Фонемы. Особенности русского ударения.

Наша речь складывается из практически бесчисленного количества разных звуков, которые являются результатом сложной артикуляционной деятельности человека. В каждом языке эти звуки группируются и объединяются в ограниченное число звуковых типов – фонем.

Фонема – это звуковой эталон, служащий для различения значимых единиц языка. Например, слова том, сом, дом различаются фонемами <т>, <с>, <д>. В русском языке выделяется 6 гласных и 35 согласных фонем.

Наша речь представляет собой звуковой поток, который делится на отдельные звенья. К ним относятся фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги и звуки.

Фраза это высказывание, обладающее интонационной и смысловой законченностью и отделенное от других единиц продолжительными паузами. На письме паузы обозначаются двумя наклонными параллельными линиями. Надо идти вперед. Если встретится стена // её надо разрушить. Если встретится гора// её надо

срыть. Если встретится пропасть// её надо перелететь. Если нет крыльев // их надо сделать! (Л. Андреев).

Речевой такт – часть фразы, выделяемая ритмико-интонационными средствами. Она характеризуется незаконченной интонацией и более короткими паузами. В составе речевого такта может быть от одного до семи слов. Например, Куска лишь хлеба он просил, и взор являл живую муку, и кто-то камень положил в его протянутую руку (М.Ю. Лермонтов).

Фонетическое слово часть речевого такта, объединённая одним ударением. Например, в лесу, такой ли, за город, под руку.

Слог часть фонетического слова, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. В составе слова один звук, выделяющийся своей звучностью. Это, как

правило, гласный звук. Сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Например, о-бед; а-ви-а-би-лет; те-а-тр. Фонетическое членение на слоги часто не совпадает с морфологическим делением и правилами переноса на письме. Ср. у-ро-дли-вый (фонетическое деление), урод-лив-ый (морфологическое деление), урод-ли-вый (перенос слова).

Ударение – это выделение с помощью тех или иных средств одного из слогов в составе слова или же слова в пределах речевого такта или фразы.

По объекту выделения ударение может быть логическим и словесным.

Логическое ударение – это выделение в речевом такте или фразе одного или нескольких слов с целью подчёркивания их особого значения.

Большую роль в этом ударении играет интонация. Повышение или понижение тона позволяет говорящему выделить важное слово.

Так, в зависимости от цели высказывания во фразеМы идём в кино может быть выделено любое фонетическое слово.



Важной особенностью русского ударения является его подвижность , т.е. в разных формах одного и того же слова оно может перемещаться с одного слога на другой. Например, дом – дома; город - города; понял – поняла. Ударение может служить средством разграничения грамматических форм (трАвы – И.п.мн. числа,

травЫ – Р.п.ед.числа; нарЕзать – сов. вид., нарезАть – несов. вид) и отдельных лексических единиц (вЫкупать – выкупАть, дорОга – дорогА).

Тема 2.2. Орфоэпические нормы: произносительные,

То, как проявляется ударение в речевом потоке, в большой степени зависит от языка. В некоторых языках ударные слоги имеют более высокий или более низкий тон, чем безударные - это так называемое тоновое, или музыкальное ударение. В других языках они могут выделяться более высоким или низким тоном по сравнению с окружающими слогами (тоновое отклонение) в зависимости от типа предложения. Существует также динамическое (шумное, силовое) ударение, квалитативное (качественное) ударение (отсутствие редукции гласного) и квантитативное ударение (количественное - увеличение длины звука, известное в музыкальной теории как агогика). Ударение может обладать несколькими из этих характеристик одновременно. Кроме того, ударение может реализовываться в разной степени на разных словах в одном предложении; в некоторых случаях различие между акустическими сигналами ударных и безударных слогов может быть минимальным.

Наблюдается и обратный процесс, когда некоторые исторические изменения влияют на место ударения. Так, например, в русском языке за последние сто лет наблюдается процесс переноса ударения на корень или на начало слова, как наиболее значимые его части, которые несут в себе основную смысловую нагрузку. Например, катить , звонить , солить и другие глаголы на -ить во всех формах, кроме формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (ка́тишь , ка́тит , ка́тят , ка́тим ; пока́тишь , пока́тит и т. д.). Лингвисты объясняют эту тенденцию тем, что в течение последних ста лет темп нашей жизни значительно ускорился и повлёк за собой ускорение речи, поэтому такие изменения в ударении позволяют нам эффективнее улавливать смысл услышанного .

Уровни ударения [ | ]

В некоторых языках выделяют первичное и вторичное ударение. Традиционно считается, что английский язык обладает двумя уровнями ударения, как, например, в словах cóunterfòil [ˈkaʊntɚˌfɔɪl] и còunterintélligence [ˌkaʊntɚ.ɪnˈtɛlɪdʒəns], а в некоторых работах даже говорилось о том, что он имеет четыре уровня ударения, но эти исследования часто противоречат друг другу.

Эволюция правил ударения в русском языке [ | ]

  • Каждая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) может быть самоударной (или типа a ), правоударной (или типа b ) и безударной (или типа c ).
  • Единица ударения - слово с предлогами, союзами, частицами. При этом вспомогательные слова, стоящие перед словом, всегда безударные, после слова - всегда самоударные.
  • В древнерусском также были редуцированные гласные (их обычно обозначают буквами ъ и ь ). Они были сильными и слабыми; последняя - всегда слабая. Если перед слабой редуцированной будет ещё одна редуцированная, та будет сильной . Слабые редуцированные ныне исчезли, сильные превратились в о и е (коньць конец , коньца конца ).
  • Находим первую ударную морфему. Если она самоударная - ударение на неё, если правоударная - на слог правее.
  • Но если ударение падает на слабую редуцированную - смещаем его левее.
  • Если все морфемы безударные - ударение на первый неслабый слог.

Например, корень рук- безударный, окончание самоударное, окончание и предлог на безударные, и выходит рукá , рýку , въ рýку , нá руку .

Современное ударение сдвигается в другие, более сложные правила, при этом одни слова работают по старым правилам, другие по новым. Фразы на ру́ку и на́ руку значат совершенно разное. Появились безусловно-ударные морфемы - например, суффикс -ив-(ый) (счастли́вый ). Ударение взяло на себя функцию различия падежей - жены́ распалось на жены́ (р.п. ед.ч.) и жёны (и.п. мн.ч.). В словах на -ер/-ёр ударение даёт понять, механизм это или человек: верёвочный стáртер , стартёр с флагом .

Говоря или читая вслух, важно не только правильно произносить слова, но и акцентировать нужные фразы, которые несут основную смысловую нагрузку. Даже если материал, который излагается устно, очень ценный, но преподнесен без нужного логического ударения, то он не будет усвоен аудиторией как следует. Когда докладчик говорит вяло и монотонно, то вряд ли он сможет долго удерживать внимание слушателей, не говоря уже про то, чтобы убедить их в чем-то или поощрить к действию.

Логическое ударение — это выделение в речи слова или фразы, которые являются наиболее важными в сообщении. Как это делать? И связано ли оно с паузами и изменениями интонации?

Методы передачи логического ударения

Их несколько, и умелые докладчики научились их совмещать. К примеру, если нужно выделить важную мысль, то сделать это можно так: увеличить силу голоса, медленнее проговорить нужную фразу, сделать паузу до и/или после нее, использовать подходящие жесты и мимику. Еще один способ сфокусировать внимание — это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация. Логическое ударение способствует тому, чтобы усвоить смысл сказанного, а вот интонация помогает сделать речь красочной. Эти два инструмента дополняют друг друга.

Какой из этих способов самый приемлемый в конкретной ситуации, зависит от содержания материала и обстоятельств.

Что выделять?

Если говорить про доклад, логическое ударение может обозначать начало новой мысли или переход от одной мысли к другой, чтобы слушатели уловили то, как построена речь. Это можно сделать, подчеркивая такие слова: "в первую очередь", "в конце концов", "из этого следует", "поэтому", "напрашивается вывод" и т. д.

Если речь идет о нескольких факторах, причинах или составляющих чего-то, вполне уместно будет каждый из них выделить акцентированными фразами "во-первых", "во-вторых", "в-третьих" вместе с перечисляющими жестами.

Также докладчик с помощью логического ударения может показать личное отношение к обсуждаемому. Это те мысли, которым он хочет придать особенную эмоциональную окраску. А выделить их помогут слова "безусловно", "чрезвычайно важно", "немыслимо", "полностью". Тут пригодится правильное изменение интонации. В таком случае мнение докладчика может передаться слушателям и даже повлиять на их собственную позицию.

Логическое ударение при чтении текста

В обыденных разговорах люди используют смысловое ударение без труда, даже не задумываясь про это, потому что ясно осознают, что именно хотят сказать. Трудность возникает, когда надо прочитать вслух текст, написанный кем-то другим.

Ключ к успеху — понять для себя, какова же главная мысль текста. Затем надо тщательно проанализировать каждый абзац предложение за предложением и найти не отдельные слова, а целые фразы, которые эту мысль выражают.

Для удобства можно их подчеркнуть карандашом или маркером. Если слово уже выделено курсивом, то это дополнительное напоминание, что на нем тоже следует поставить акцент.

Логическое ударение: ошибки

Нельзя при чтении текста выделять слишком большое количество слов: это рассеивает внимание.

Также некоторые используют прием периодического подчеркивания, то есть акцентируют слова через равные промежутки времени, не важно, несут эти слова смысловую нагрузку или нет. А некоторые без надобности выделяют предлоги и союзы, такие как "и", "но", "тоже", "за", "перед" и т. д. Это очень отвлекает и выглядит как плохая манера.

Если докладчик говорит очень быстро и без остановок, то польза от такой речи сводится к нулю. Логические паузы и ударения способствуют ясности сказанного.

Чтобы стать умелым оратором, надо упорно тренироваться до тех пор, пока не получится выделять слова и фразы так, чтобы это звучало естественно.

Так, например, в строке из басни Крылова «Борона и Лисица»: «Лисица видит сыр» - слово «сыр» - глав­ное по смыслу, так как из-за сыра Лиса остановилась и завела с Вороной разговор, поэтому именно это слово следует выделить логическим ударением.

Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения. Фраза, прочитанная без вы­деления голосом слова, несущего сановной смысл, зву­чит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.

«Ударение, - писал Станиславский,- указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1

Логическое ударение достигается различными сред­ствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа три произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на вы­деляемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами в фразе и вырывает из текста.

Чтобы правильно поставить логическое ударение, не­обходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рас­сказ автором.

Вспомним стихотворение А. Пушкина «Осень». В этом стихотворении автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступле­нием осени. Поэтому при чтении следует выделить логи­ческим ударением именно те слова, при помощи кото­рых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и пе­редает чувства, связанные с ее приближением:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман ,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Постановка логического ударения без предваритель­ного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого.

Так, если в рассказе В. Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» - произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он ус­тупил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим.

Логическим ударением может быть выделено любое слово в фразе в зависимости от ее смысла, и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово.

Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова». Произнесем ее с выделением различных слов и посмот­рим, как эта фраза будет восприниматься.

У меня вчера очень болела голова (у меня, а не у кого-то другого).

У меня вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время).

У меня вчера очень болела голова (не просто боле­ла, а очень сильно).

У меня вчера очень болела голова (был не здоров, а болел).

У меня вчера очень болела голова (голова, а не что-то другое).

Существуют правила постановки логических ударе­ний, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношений слова.

Логическим ударением выделяются:

1. Новые понятия, явления, действующие лица, о ко­торых говорится впервые:

Был мальчик, звали его Филипп.

(Л. Толстой «Филиппок»)

Деревья весело шумели,

«когда вернулась к нам весна;

и только ель одна меж ними

была безмолвна и мрачна.

Деревья жалобно

шумели, когда настали холода;

лишь ель молчала равнодушно

и зеленела, как всегда.

(А. Плещеев «Ель»)

3. Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значе­ние имеет процесс, действие) в нераспространенном
предложении:

Подули студеные ветры .

(И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)

Побежали оба Мороза...

(«Два мороза»)

4. Существительное в родительном падеже при соче­тании с другим существительным:

Вот уже темнеют реки ,

тянет кверху дым костра.

(А. Твардовский «Осень»)

5. Существительное, стоящее после прилагательного:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

(А. Пушкин «Зимнее утро»)

Однако, если читающий хочет особо выделить приз­нак предмета, особенность действующего лица, подчерк­нуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном:

Январь. Начало года.

Морозец во дворе.

Хорошая погода

бывает в январе:

(Н Саконская «В гостях у Ленина»)



6. Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного:

Мороз десятиградусный

трещит в аллеях парка.

(3. Александрова «Лыжники»)

7. Пояснение при глаголе:

Мигом команда моя разбежалась...

(Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

8. Слова, выражающие сравнения:

Нашу речку, словно

в сказке ,

за ночь вымостил мороз.

(С. Маршак «Елка»)

9. Слова, обозначающие перечисление или счет:

Проходят , встают предо мною

деревни , поля и леса ,

и месяц над самой трубою,

и липа напротив крыльца.

(М. Исаковский «У самой границы»)

10. Обращение, стоящее в начале фразы:

Соседка , слышала ль ты добрую молву?

(И. Крылов «Мышь и крыса»)

Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется:

Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою!

(Русская народная сказка «Колобок»)

Не плачь , зайчик!

(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)

11. Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д.:

Баран разбежался - да бац , бац , начал осаживать волка по бокам.

(Русская народная сказка «Зимовье зверей»)

12. Слова, выражающие вопрос:

Кто там?

13. Прилагательное с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление:

Поздняя осень .

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

(А. Пушкин)

Правила постановки логических ударений в равной степени относятся как к прозе, так и к стихам. Необос­нованное увлечение ритмико-мелодической стороной, стремление особо выделить рифмующиеся слова может привести к нарушению смысла стиха. Так, при постанов­ке логического ударения только на рифмующихся сло­вах смысл четверостишия будет искажен:

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад !

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

И, наоборот, при верном выделении наиболее важ­ных в смысловом отношении слов текст четверостишия будет восприниматься быстро и точно:

Лучше б сне г да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись , к югу

Журавли летят.

(А. Фет «Осень»)

Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако в зависимости от намерения читающего выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет важное значение, от этихправил допу­стимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и вытекает из внутреннего смысла текста (подтекста).

Так, в двустишии из стихотворения М. Лермонтова «Смерть поэта»:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет -

логическое ударение можно сделать не на существитель­ном «сердце», а на прилагательном «пустое», если чи­тающий хочет особо отметить бездушие убийцы.

Задания

1. На каждое правило подобрать два примера, выписать в тет­радь, проставить логическое ударение и прочитать вслух.

Мы идем по темному ельнику.

Мы идем то темному ельнику.

Мы идем по темному ельнику.

Мы идем по темному ельнику .

Кто кинул луком в Луку?

Кинул луком Клим в Луку.

Что сделал Клим?

Кинул луком Клим в Луку.

Чем Клим кинул в Луку?

Кинул луком Клим в Луку.

4. Списать текст в тетрадь, подчеркнуть слова, которые выде­ляются логическим ударением, и объяснить, почему именно эти сло­ва следует выделить.