Аргументы по направлению человек и общество. Сочинение на тему: Человек и общество. Пример сочинения по тематическому направлению "Человек и общество" на примере произведения Достоевского "Преступление и наказание"

Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

Человек создан для общества.

Он не способен и не имеет мужества

жить один. (У. Блэкстоун)

Хотим ли мы это признавать или нет, но каждый из нас рождается и воспитывается в коллективе, изменяется, развивается, приобретает те или иные навыки, взгляды, психологию благодаря влиянию других людей. А изоляция привела бы к полной деградации личности или отсутствию личности как таковой в человеке. Почему так происходит, не сложно понять: общество - социальное явление, исторически развивающееся. И человек, включенный в общество, так или иначе «вынужден» перенимать культуру, язык, мораль и взгляды этого объединения людей, становясь носителем их языка, морали и культуры. Как сказал В.И. Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Можно ли жить в обществе людей и не зависеть от их мнения, морали, взглядов, правил, законов, то есть быть свободным? На эти и другие вопросы и отвечает литература, рассматривая человека и общество в единстве.

Ф.М. Достоевский в философском романе «Преступление и наказание» создает образ Родиона Раскольникова, «попытавшегося» противопоставить себя людям, тому социальному окружению, которое, по мнению героя, ломает человека, делает его жертвой, слабой и бессильной. Спасти человека от общественного безумия - именно эта задача приводит Раскольникова к совершенно безнравственной теории о «сильных мира сего», могущих совершать преступления, переступать через общественные законы, то есть жить в обществе и «быть свободным» от него. К таким свободным личностям герой романа отнес и себя. И просчитался: явно безнравственная теория о внутренней и внешней свободе, независимости от людей привела его к нравственным страданиям.

Вспомним Робинзона Крузо (Даниэль Дефо «Остров сокровищ»), оказавшегося на необитаемом острове в силу внешних обстоятельств. Вот, казалось бы, она, такая желаемая свобода! Не получилось «быть свободным от общества». Даже ежедневный труд по обустройству жилища, выращиванию продуктов, добыванию пропитания и одежды не спас героя от одиночества. Желание быть среди людей, желание общения с ними стали для него главной мечтой в новой жизни. Научиться быть свободным от всех он так и не смог.

Конечно, социальные общества многообразны. Их стремления, взгляды, законы тоже. И в литературе противостояние героя обществу - любимая тема

писателей-классиков. Чацкий, Печорин, Базаров, Рудин, даже Ларра с его безнравственностью и себялюбием. Судьба этих героев трагична. Хотя бы потому, что, живя в обществе, они отринули это общество, попытавшись обрести «свободу». Но в том - то и смысл, что каждый из нас, являясь частью общего, должен не отрицать это общее, а бороться за его «чистоту» и нравственность. Как сказал Д. Медведев, общество только тогда станет прогрессивным во всех смыслах, когда каждый из нас станет работать над собой, а не противостоять всем.

(414 слов).

(356 слов)

Что такое отдельный человек в бесконечной сети общественных отношений? Это главный элемент общества, который постоянно с ним взаимодействует. С самого детства мы социализируемся, приспосабливаемся и живем по тем правилам, которые диктует нам общественность. Вовсе не случайно еще древнегреческий философ Аристотель называл человека «общественным животным». Но социум не всегда благотворно влияет на индивидуума, иногда под его влиянием он теряет свою индивидуальность и не только.

Так, в повести Куприна «Олеся» героиня становится жертвой общественных предрассудков. Крестьяне верят, что она — ведьма, так как живет в лесу и собирает лечебные травы. Люди ненавидят бедную девушку лишь за то, что она от них отличается. В попытке сблизиться с коллективом ради возлюбленного она покидает уединенный край и идет в церковь. Тогда толпа набросилась на нее и едва не убила. Вот так попытка войти в систему общественных отношений едва не окончилась для героини трагедией, и такое обращение часто заставляет личность покориться давлению и стать такой же, как все. Олесю от такой участи спасло бегство, но не все могут применить этот радикальный метод.

Некуда бежать обитателям ночлежки, героям пьесы Горького «На дне». Если рассматривать каждого из них по отдельности, то перед нами неплохой человек, и ничто в его жизни не предвещало такой судьбы. Но все вместе люди дна образовали клоаку, из которой не выбраться никому из них. Например, Сатин был успешным и благополучным человеком, пока не наказал обидчика сестры, получив в результате наказание в виде тюремного заключения. Даже там мужчина сохранял достоинство, отбыл срок, но на воле он обнаружил, что за человека его теперь не считают, и общество нормальных людей от него отвернулось. Чтобы не умереть от голода, ему оставалось только продолжать идти по кривой дорожке. Так, одна социальная группа его погубила своим равнодушием, а другая затянула его в свои порочные сети, не давая очиститься. Сатин — жертва социума, который мыслит предрассудками и шаблонами.

Итак, нередко возникают ситуации, когда человек не способен нормально жить в сложившейся системе общественных отношений. Иногда он борется с точкой зрения и поведением большинства, но чаще всего забывает о личном мнении и транслирует коллективные установки. Однако, безусловно, люди должны стремиться изменить общество в лучшую сторону, при этом не боясь с его стороны упреков и порицаний. Только тогда можно добиться прогресса.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Направление "Человек и общество " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.

Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы человека и общества в итоговом сочинении.

Сочинение на тему: Человек и общество

Человек и общество - так звучит одно из направлений тем итогового сочинения. Тема обширная, многогранная и глубокая.

Человек, индивид, личность - в такой последовательности принято выстраивать "путь", который проходят люди в процессе социализации. Последний термин нам знаком ещё из уроков обществознания. Он означает процесс встраивания человека в общество. Этот путь длиною в жизнь. Именно так: на протяжении всей жизни мы взаимодействуем с обществом, меняемся под его воздействием, изменяем его своими идеями, мыслями и делами.

Общество - сложная система взаимодействия его индивидов со всеми их интересами, потребностями и мировоззрением. Человек немыслим без общества, так же как и общество без человека.

Общество генерирует разум, смысл и волю. Оно подлинно легитимно, в нём концентрируется суть людского бытия: всё, чем человек отличается от биологического существа и, что вскрывает его разумную и духовную природу. Общество формирует человеческую личность, его систему социально значимых особенностей человека как члена общества.

Среди порядочных и воспитанных людей каждый старается быть не хуже. Аналогично тому - в дурном обществе для человека теряется ценность добропорядочности, всплывают порочные инстинкты, допускаются нелицеприятные поступки. Неблагополучное окружение этого не осуждает, а порой и поощряет негатив и злобу.

Человек мог бы и не обнаружил в себе эти отрицательные черты, если бы этому не посодействовало плохое общество и окружение.

Пример аргументов и рассуждения на тему человека и общества из художественного произведения:

Подобную ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Когда главный герой романа - Чипка сдружился с сомнительными личностями - Лушней, Мотней и Крысой, то всё хорошее и доброе, что в нём раньше было, куда-то исчезло.

Герой романа стал циничным и злобным, начал воровать, а позднее перешёл и к разбою.

Автор филигранно изображает эпичную картину нравственного падения человека. Пьянство в доме героя романа сопровождается оскорблениями его матери. Но Чипку это уже никак не задевает, он и сам начинает ругать собственную мать. Всё это превратилось в позор, ставший в последствии для Чипки фатальным. Вскоре он дошёл и до убийства. Ничего людского в нём не осталось, так как он последовал в жизни за недостойными людьми.

Без сомнений, общество влияет на человека, на его характер и личность в целом.

Однако только от самого человека зависит - внять доброму, светлому и созидательному или погрязнуть в пучине аморальности, злобы и беззакония.

Пример сочинения по тематическому направлению "Человек и общество" на примере произведения Достоевского "Преступление и наказание"

На протяжении всей истории человечества людей интересовала проблематика взаимоотношений человека и общества. Склонность к объединению усилий и совместной жизнедеятельности - у нас в крови. Эта черта передалась нам даже не от обезьян, а вообще от животных в целом. Вспомним такие понятия, как "стая", " стадо", "прайд", "косяк", "рой", "табун" - все эти слова означают форму совместного существования различных видов животных, рыб и птиц.

Конечно, человеческое общество намного сложней животных сообществ. В этом нет ничего удивительного - ведь оно состоит из самых умных и развитых представителей живого мира.

Многие мыслители, философы и учёные искали либо пытались создать такое идеальное общество, где бы раскрывался потенциал каждого его члена и где бы каждую личность уважали и ценили.

Ход истории явственно продемонстрировал, что идеалистичные помыслы плохо уживаются с реальность. Идеального общества человек так и не создал. При этом, лучшим общественным устройством в плане равноправия и справедливости, по мнению учёных, считаются города-полисы в Древней Греции. С тех пор никакого действительно качественного прогресса не дсотигнуто.

И всё же я считаю, что каждый разумный человек должен постараться внести свой вклад в совершенствование общества. Для этого есть несколько путей.

Первый - путь писателей-просветителей, который состоит в планомерном изменении мировоззрения читателей, в трансформации сложившейся системы ценностей. Именно так действовали на благо общества Даниэль Дефо, продемонстрировавший своим произведением «Робинзон Крузо», что даже отдельная человеческая личность способна совершить действительно многое; Джонатан Свифт, который своим романом «Путешествия Гулливера» явственно показал социальную несправедливость и предложил варианты спасения, и т.п.

Второй путь изменения человеком общества - радикальный, агрессивный, революционный. Он применяется в ситуации, когда выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью обострились до того, что их уже нельзя разрешить переговорами. Примерами подобных ситуаций могут послужить буржуазные революции в Англии, Франции, Российской империи.

Я полагаю, что второй путь в литературе ярче всего удалось показать Ф.М, Достоевскому в его романе «Преступление и наказание». Потрёпанный жизнью студент Раскольников решает убить старушку-процентщицу, которая выступает для него ярким олицетворением той социальную несправедливости, которая имела место в Петербурге XIX века. Отнять у богатых и раздать бедным - цель его замысла. Кстати, аналогичными были и лозунги большевиков, также стремившихся улучшить жизнь людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем». Правда большевики позабыли о том, что нельзя просто так наделить человека способностями и талантом. Бесспорно, стремление сделать жизнь справедливее - благородно. Но такой ли ценой?

У героя романа Достоевского была и другая возможность. Он мог продолжить учиться, начать давать частные уроки, перед ним было открыто нормальное будущее. Однако такой путь требовал усилий и стараний. Убить и ограбить старушку, а потом творить добрые дела - значительно проще. К счастью для Раскольникова, он достаточно благоразумен чтобы засомневаться в «правоте» своего выбора. (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).

Противоборство личности Раскольникова и общества Петербурга середины XIX века завершилось поражением для личности поражением. Выделяющейся на фоне общества личности в принципе всегда бывает нелегко в жизни. И проблема зачастую даже не в самом обществе, а в толпе, порабощающей личность, нивелирующей её индивидуальность.

Общество имеет свойство обретать животные черты, превращаясь то в стаю, то в стадо.

Будучи стаей, общество преодолевает невзгоды, противостоит врагам, завоёвывает власть и богатства.

Становясь стадом или толпой, общество теряет индивидуальность, самосознание и свободу. Подчас, даже не осознавая этого.

Человек и общество - неразделимые компоненты бытия. Они были, есть и ещё очень долго будут изменяться и трансформироваться в поисках оптимальной модели существования.

Список тем итогового сочинения по направлению «Человек и общество»:

  • Человек для общества или общество для человека?
  • Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
  • Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
  • Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль
  • Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа
  • «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
  • Люди, обладающие характером — это совесть общества. Ралф Эмерсон
  • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
  • Способен ли один человек изменить общество? Или один в поле не воин?

Список основной литературы для направления итогового сочинения «Человек и общество»:

Е. Замятин «Мы»

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Итоговое сочинение Человек и общество

Официальный комментарий ФИПИ: Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество –учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа: Человек –живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда, обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств. Общество –совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. Организация, объединение людей, ставящих себе какие-нибудь общие задачи.

Синонимы: Личность, индивидуум, существо. Союз, сообщество, община, товарищество, круг, среда.

Афоризмы и высказывания известных людей «Человек создан для общества. Он неспособен и не имеет мужества жить один» У. Блэкстоун «Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями –людьми и со всем родом человеческим» Цицерон «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» В. Г. Белинский

«Общество –это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию» В.Г. Кротов «Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними» Ш. Монтескье «Человек без людей –что тело без души. С народом никогда не погибнешь. ...Самая прекрасная жизнь –это жизнь, прожитая для других людей» Х. Келлер

«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» А. Моруа «Каждый человек -центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров» Э. Канетти «Быть человеком -значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас» Г. Лихтенберг «Все дороги ведут к людям» А. де Сент-Экзюпери

Методические рекомендации: Возникновение человека и возникновение общества -это единый процесс. Нет человека -нет общества. Нет общества -нет и человека. В социальном смысле человек -существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы формируют личность, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии.

Что же мы называем обществом? В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями. В широком смысле, общество –это часть мира. В него входят не только все ныне живущие люди. Для общества характерно непрерывное развитие, значит, оно имеет настоящее, прошлое и будущее. Поколения людей, которые жили в далеком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.

Итак, общество -это все человечество в его истории, современности и перспективе. Объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания. Вступление в человеческое общество происходит непо заявлению: каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.

А.С. Грибоедов «Горе от ума» Образ Чацкого -нового, умного, развитого человека -противопоставляется фамусовскому обществу. Все гости Фамусова немеют от восторга при виде любого заезжего французика из Бордо, копируют обычаи и наряды иностранных модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему. Отличительная особенность Чацкого как сильного человека в сравнении с чопорным фамусовским обществом заключается в полноте чувств. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. При этом Чацкий -единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Душа и характер человека формируются в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно устремлениям его воли, с другой -обществом и эпохой. Исследуя психологию героя, автор представляет Печорина как героя своего времени. Он стремится любыми средствами снять маски с окружающих, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. «Герой нашего времени» -роман о самореализации личности, ее ответственности перед людьми и своим собственным «я». Печорин исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества, поэтому его попытки приблизиться к людям, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ними бесплодны.

Л.Н.Толстой «Война и мир» Петербургский высший свет -особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, -неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, и за актерской маской нет человека, есть лишь пустота и равнодушие. Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна Отечественная война 1812 года, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

М.Горький «Старуха Изергиль » В «Старухе Изергиль » образ юноши Ларры противопоставлен образу Данко. Горький подчеркивает: свобода в одиночестве –это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми. Человек –существо социальное. Человек должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими. Юноша Данко -абсолютная противоположность Ларры. Ради свободы своего народа идет на великую жертву –отдает жизнь во благо родного племени. Данко не ждал благодарности за свою жертву. Он существовал ради людей, ради их блага. Данко не помнил о себе, постоянно беспокоился за других. Этот герой –романтический идеал Горького.

М.А.Шолохов «Тихий Дон» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Примерные темы: В чем проявляется конфликт между человеком и обществом? Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку - волк»? Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»? Может ли человек существовать вне общества? Может ли человек изменить общество? Как общество влияет на человека? Несет ли общество ответственность за каждого человека? Как общество влияет на мнение личности? Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным? Что такое толерантность? Почему важно сохранять индивидуальность? Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения» Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими? Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»? Нужны ли общественные нормы поведения? Какого человека можно назвать опасным для общества? Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»? Можно ли назвать любого человека личностью? Что происходит с человеком, оторванным от общества? Почему общество должно помогать обездоленным? Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»? Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей» В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе? Какова роль личности в истории? Как социум влияет на решения человека? Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек». Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки? Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом? Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»? Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства? Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества? К чему ведет равнодушие общества к человеку? Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»? Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Почему человек стремится быть оригинальным? Нужны ли обществу лидеры? Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»? Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества? Кто такой мизантроп? Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»? К чему приводит неравенство в обществе?


Общество – могучая сила. Человек не может жить вне общества. Однако огромное количество законов, написанных для защиты человека от общества, свидетельствует о том, что не всё нормально в отношениях между гражданами и социумом. Мы боимся выйти на улицу вечером, нам бесконечно угрожают мошенники из социальных сетей. Вступая в жизнь, мы уже напуганы теми опасностями, которыми грозит этот недобрый, а подчас и откровенно злобный мир. Как прожить свою жизнь по своему плану? Как не сломаться под ударами судьбы?

В знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой Александр Андреевич Чацкий, наделённый умом и свободомыслием, человек открытый и честный, оказывается во враждебной среде «фамусовского общества». Прожив в течение трёх лет в отъезде, встречаясь, очевидно, с умнейшими людьми своего времени, прочитав много книг, он считает, что общество движется вперёд, благодаря прогрессу. Свои идеи он высказывает прямо, предполагая найти единомышленников в знакомой с детства среде. Однако на всё так просто. Прогресс не коснулся застывших в своём развитии представителей высшего света Москвы. Они остаются приверженцами правил, которыми руководствовались ещё их деды, они считают, что «по отцу и сыну честь» и «кто беден, тот … не пара». В этом мире делают выбор в пользу богатства, а не любви: «…будь плохонький, но если наберётся душ тысячки три – тот и жених». Их дом открыт «для званных и незванных, особенно из иностранных». Эти постулаты позволяют льстивым и недалёким Молчалиным сделать карьеру, а может, и войти в богатенькое семейство, благодаря сговорчивости и умению угождать!

В итоге общество объявляет Чацкого сумасшедшим, потому что не желает принимать его нелицеприятных обличений. Чацкого гонят из этого круга, хотя он во многом прав. Покидая дом Фамусова, пронизанный ложью и лицемерием, герой уходит, унося «мильон терзаний», раздавленный высокомерием, он остаётся верен своим убеждениям, хотя сердце его разбито.

Герой другого классического произведения – Евгений Онегин – презирает общество. В одноимённом романе А.С.Пушкина показаны три круга дворянства: поместное, московское и петербургский высший свет. Онегин не показан только в Москве. Как складываются его отношения в этих кругах? Петербургский свет сразу принял Онегина, благодаря ему умению «кланяться непринуждённо», говорить по-французски совершенно и умению танцевать. «Чего же боле? Свет решил, что умён и очень мил!» Да, петербургский свет не терпит только открытой лести и смешного подражания. Здесь Онегин чувствует себя вполне комфортно. Совсем по-другому складываются его отношения с поместным дворянством. Уже в самом начале молодой повеса всем своим поведением выказывает неуважение к гостям, которые пытаются его навестить. На именинах Татьяны на салфетках рисует шаржи на примитивных провинциалов. Ему безразлично мнение этого общества. Но он, боясь быть этими людьми осуждённым, принимает вызов Ленского на дуэль, вместо того чтобы отрезвить своего юного друга и предотвратить смертоубийство. Так, нелепый страх быть осуждённым обществом оборачивается для Онегина трагедией.

Общество может повлиять на жизнь любого человека. Никто не застрахован от обсуждений, осуждения и разного рода пересудов. Все мы можем оказаться в безвыходном положении и от того, как поведёт себя общество, зависит много. Его влияние нельзя игнорировать.