Портрет анны карениной у толстого. Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной по одноименному роману Л. Н. Толстого

Трагедия Анны Карениной . Действительность семидесятых годов, ощутимый кризис старых форм жизни выдвинули перед Л. Толстым новый ряд проблем, решить которые должен был писатель. Следовало отразить изменившуюся общественную ситуацию, когда в пореформенную пору? по словам К. Левина, «всё <...> переворотилось и только укладывается» . Терпело крах помещичье землевладение, в жизнь внедрялись буржуазные отношения. Необходимо было откликнуться на изменившийся характер духовных исканий передовых людей России. Важно было раскрыть проблему семьи, брака, положения женщины в обществе. Л. Толстой учитывал также традиции русской классики, в частности намеченную Пушкиным тему отчужденности героини в светском мире (в незавершенном отрывке «Гости съезжались на дачу »). Не случайно зерном толстовского замысла стал «тип женщины, за мужней, из высшего общества, но потерявшей себя», не виноватой, но жалкой. Это зафиксировала в своих записях Софья Андреевна Толстая, жена писателя. Хотя автор «Анны Карениной» весьма отрицательно относился к идее женской эмансипации и, по свидетельству А. Фета, осуждал идею драмы Островского «Гро за», тем не менее, при работе над новым романом он стремился сделать своё личное отношение и свои пристрастия незаметными для читателя. В этом писатель видел проявление художественнос ти и объективности творчества.

Работа над романом протекала напряженно и одновременно с невиданным увлечением. Писатель признавался, что когда писал «Анну Каренину», то оставлял куски мяса в своей чернильнице. Всего 50 дней понадобилось Толстому, чтобы создать черновую ре дакцию текста. Но чтобы завершить свою грандиозную постройку и закончить роман, великий художник слова затратил четыре года.

Новая книга писателя не случайно была названа именем героини. В центре произведения оказалась трагедия Анны Карениной, русской женщины 60-х-70-х годов XIX века, попытавшейся отстоять своё право на любовь и свободу. Писатель изобразил героиню, исполненную душевных сил, внешне и внутренне обаятельную. Раскрытию этих свойств помогает выразительный портрет Анны, в котором особенно выделен её запоминающийся оживленный взгляд, свет её блестящих серых глаз, прелестная улыбка, «из гибавшая её румяные губы». В этих чертах ощущался «избыток чего-то », который переполнял всё её существо. В другом месте текста этот портрет дополняется легкой походкой, колечками вьющихся черных волос, небольшими руками, энергичными и одновременно нежными. А в сцене бала писатель обогащает этот портрет описанием костюма, «черного, низко срезанного бархатного платья, открывавшего её точеные, как старой слоновой кости, пол ные плечи и грудь». Детали эти повторяются Толстым, варьируются, и мы отчётливо представляем пластически переданный облик этой женщины. Внешность героини, воссозданная писателем, ча стично запечатлевает облик дочери Пушкина - Марии Александ ровны, что подтверждают свидетельства современников и порт рет М. Гартунг, выполненный художником И. К. Макаровым и хранящийся ныне в музее Л. Толстого в Москве. Этот факт углубляет в нашем сознании связь романа с пушкинским наследием.

Однако особое обаяние Анны Карениной состояло не только во внешнем её облике, но и в богатстве её натуры, в интенсивности внутренней жизни, в её душевности, отзывчивости, чуткости и непосредственности выражения чувств, что не могло пройти не привлекать внимания пытливых людей, общавшихся с нею. Их покоряли широта интересов Анны, её пристрастие к английским романам, склонность к творчеству (она сочиняет детский роман, высоко оцененный издателем), познания в области изобразительного искусства и архитектуры, живой отклик на общественные вопросы жизни, её многосторонняя одарённость.

Но этой прекрасной женщине суждено стать трагической героиней. Уже первая встреча читателей с Анной на станции Петербургской железной дороги сопровождается несчастным случаем, смертью сторожа, раздавленного поездом. На этот эпизод обостренно реагирует героиня, и мы догадываемся, что произошедший горестный эпизод бросает свет на судьбу Анны и предвещает её трагедийный финал.

Наше знакомство с обстоятельствами замужества и семейной жизни героини подтверждает нашу догадку. Тётка устроила её брак по расчёту, выдав за знатного и богатого, сухого и немолодого Каренина, в своей семейной жизни Анна не знала любви и заживо похоронила себя, будучи обреченной на тиранию деспотического мужа и нескончаемую муку. О своей затворнической жизни с Карениным она рассказывает так: «Он восемь лет душил мою жизнь, душил всё, что было во мне живого... на каждом шагу он оскорблял меня и оставался доволен собой». Живая натура, наделенная яркой эмоциональностью и потребностью любить, Анна не хочет мириться со своей несвободой и лицемерием мужа, долга, и потому, полюбив, она не сразу, а мучаясь и терзаясь, делает свой выбор. К тому же властно удерживали её в кругу семьи материнское чувство, нежная привязанность к своему мальчику.

Тем не менее, встреча с Вронским, нарушив её душевный покой и пробудив жажду подлинной жизни, настолько захватывает Анну, что она больше не хочет себя обманывать, не желает поддерживать царящие в семье фальшь и лицемерие, не намерена дальше считаться с установлениями косного и самодовольного света, с его ханжеством, ложью и бездушием. Анна новыми глазами глядит на сослуживцев мужа, на окружающих её людей, на светский круг, на мужа с его оттопыренными ушами, на самое себя, открыв в себе человека. И она бросает вызов тем силам, которые давили живую жизнь, сталкивается с ныне ненавистным миром, вступая в острый конфликт с аристократическим обществом, лицемерно осудившим поступок Анны.

Читатель с волнением и напряженным вниманием читает ярко переданные Толстым сцены скачек, свидания с Вронским на даче, объяснения с мужем, ухода к Вронскому. Становится очевидным, что любовь полностью преобразует героиню, возвышает Анну над её средой, открывает мир человеческих отношений, дает истинное счастье.

Но враждебная действительность преследует женщину, осмелившуюся не считаться с законами света. Её лишают права видеться с сыном, и потрясающая сцена свидания с Серёжей должна произойти тайно, скоротечно. «Свет» объявляет Анну преступницей, человеком «вне закона», порочной женщиной, хотя сам он окутан пороками и «каменеет» в разврате. Авторская позиция между тем сложна и неоднозначна. Толстой, безусловно, сочувствует своей героине, ставшей жертвой лицемерной общественной среды. Но он же показывает себялюбие и «эгоизм страсти» героини, сужение сферы жизни Анны, сосредоточенность на своей любви к Вронскому, забвение родительской ответственности.

Драматические обстоятельства жизни с героем романа приводят к отчуждению любящих, расставанию с Вронским, исчезновению душевного покоя, росту терзаний и самобичевания Анны, у которой чувственное влечение столкнулось с её внутренним благородством и нравственным чувством, а также обостренным ощущением тупика, в котором она оказалась. Героиня с неумолимой неизбежностью идёт к своему трагическому финалу. Её душевные муки становятся безмерными, утраты всего, чем она жила, стали безграничными. Для неё ничего в этой жизни не остаётся... «Ста ло быть, всё кончено». Кругом одна неправда, «всё ложь, всё об ман, всё зло ». Остаётся только «потушить свечу», уйти из жизни.

С огромной художественной силой и достоверностью показано в романе самоубийство Анны, её гибель под колёсами поезда, машины, ассоциирующейся с мужем-машиной, обществом, давящим человека с тупым безразличием машины. И тут нам открыва ется сокровенный смысл - «Мне отмщение и аз воздам» - эпи графа романа . Осуждающие слова Бога относятся и к пути Анны, которого Толстой - при всём сочувствии к героине - не приемлет, видя в поведении её не только беду, но и трагическую вину, и к лживому обществу, погубившему прекрасную человеческую личность, потянувшуюся к свободе и счастью.

Каренин и Вронский. Такое понимание эпиграфа подтверж дается намерением Толстого, высказанным в письме А. Фету в 1863 году: « Ничтожных лиц <...> ругать так, чтобы небу жарко было, или смеяться над ними так, чтобы животики подвело » . Эти слова проливают дополнительный свет на обрисовку в романе Ка ренина и его круга. Толстой изображает в лице мужа Анны представителя сановной аристократии, всецело подчиненного фальшивой светской морали, требующего от людей и от своей жены «соблюдения внешних условий приличия», как это принято «в сферах служебных». Воспроизводя облик этой «министерской машины», Толстой не жалеет красок, чтобы наделить «строго-самоуверенную фигуру» Каренина отталкивающими чертами. Особенно запоминаются его «мертвые глаза », «тонкий » пилящий голос и его торчащие уши. Эти внешние черты отражают внутреннюю сущность нудного, холодного, черствого и бездушного человека, не способного любить. Предельно оторванный от живой жизни, он призван подавлять её живые проявления. Существование Анны с таким человеком не могло не стать для неё духовным рабством. Лишь в редкие минуты у него бывают проблески человечности, показанные писателем для оттенения бездушной сущности Каренина и как некоторые отступления от принятой нормы. Эта личность по-своему трагична, являя перед читателем уродливое искажение человеческой природы в условиях бесчеловечного общества.

От подлинной, многогранной жизни по-своему далёк и Вронский . Правда, он переживает в романе определенную эволюцию, пытается, выйдя в отставку, жить по-новому, ищет сферу приложения своих сил. Но и за политику, и за новые книги, и за сельское хозяйство, и за живопись он хватается, по слову Толстого, «как голодное животное ». В определенной мере это свойство проявляет он и в любви к Анне, богатство внутренней жизни которой он постичь не в состоянии. Рожденный светской средой, он постоянно тяготеет к ней, к её законам и обычаям, что и приводит к его расхождению с Анной.

Искания Константина Левина. Параллельно с судьбой Анны в романе развертывается история Константина Левина, четвертого центрального героя этого произведения. У него тоже нелегко складываются семейные отношения. Он, как и Анна, живёт чувством, а не «умствованиями», как и она, он приходит к мысли о самоубийстве, как и она, он вступает в конфликт с обществом. Но эти точки сближения лишь оттеняют различия судеб двух героев романа. Левин живёт напряженными идейными, духовными исканиями. В этом он напоминает некоторых толстовских героев предшествующего периода творчества, например, Нехлюдова («Утро помещика»), Оленина («Казаки»), Пьера («Война и мир»). Он хочет понять смысл жизни и смерти, его волнуют судьбы страны, он пытается найти выход из того тупика, в который зашла послереформенная действительность в России. Он убежденно отвергает крепостническую систему хозяйства, в основе которой лежит закабаление крестьян. Решительно протестует он и против воцаряющихся в стране буржуазных порядков, за которые ратуют Свияжский и Кознышев. Именно он констатирует ту истину, что теперь «всё переворотилось» и «только укладывается». И не просто констатирует, а выдвигает самые больные проблемы эпохи, пытаясь их разрешить. Многое этому герою удаётся. Жизненные противоречия, погубившие Анну, преодолеваются Левиным. Он обретает счастье в семейной жизни с Кити. Отказывается от самоубийства, не видя в нём панацеи от всех бед, и решительно прячет шнурок, чтобы избежать трагического соблазна повеситься на нём. Он отходит от морали и взглядов того социального круга, к которому принадлежал по рождению. В своём хозяйствовании Левин стремится учитывать интересы крестьян, которых он уважает, и ищет путей сближения с народом. Правда, ему суждено увидеть, что его интересы как помещика все-таки расходятся с интересами мужиков, и это определяет его духовный кризис, но он уважает тяжелый крестьянский труд. Глубокой поэзией овеяна сцена косьбы, в которой Левин принимает участие и чувствует в этом труде минуты забытья и высокой поэзии. Левин - любимый толстовский герой-правдоискатель, недаром фамилия его образована от имени самого писателя. Выходом из кризиса для Левина становится усвоенная мораль патриархального крестьянства, в частности слова крес тьянина Федора о другом мужике : «Фоканыч - правдивый старик. Он для души живёт, Бога помнит... » Эту жизнь для души и Бога отны не признаёт Левин и принимает для себя закон нравственного само совершенствования - любимую идею Л. Н. Толстого.

Толстому удалось мастерски связать судьбы своих центральных героев, и это определило своеобразие многопланового романа, слож ность и стройность его композиции, архитектоники, основанной «на внутренней связи», а не на фабуле и не на отношениях лиц. На это обращал внимание сам Толстой, авторская мысль которого связы вает воедино и проблемы романа, и сюжетные его линии. Драма тизм духовных исканий героев, трагизм судеб некоторых из них (Анны, Левина, Вронского, отчасти Каренина) делают произведе ние Толстого монументальным романом-трагедией. А. Фет видел в этой книге «строгий, неподкупный суд всему нашему строю жиз ни», а Томас Манн находил, что «Анна Каренина» является «вели чайшим социальным романом во всей мировой литературе ».


Тема урока:

Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной по одноименному роману Л. Н. Толстого.

Цель урока:

Помочь учащимся раскрыть образ Анны Карениной и глубже понять его значение, исследовать мастерство автора в его создании; развивать навыки создания характеристики образа, умения определять главное и художественные детали; высказывать свое мнение и суждение, воспитывать высокие материальные качества.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Методы обучения:

Лекция с элементами беседы, лекция с презентацией, диспут, экспресс-диалог.

Оборудование:

Портрет Л. Н. Толстого, фильм «Анна Каренина», литературоведческие словарики, рисунки учащихся к роману, слайды.

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка посещаемости, санитарно-гигиенического состояние помещения.

Сообщение темы и цели урока.


  1. Мотивация учебной деятельности.
Преподаватель: Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» был написан в 70-е годы XIX века. С тех пор коренным образом изменился и мир, и люди, и время. Другими стали проблемы, часто диаметрально противоположными.

Но по-прежнему актуальными остались такие понятия, как любовь, семья, поиск смысла жизни, своего пути на земле.

Об этом мы и поговорим сегодня на уроке, обратившись к роману Л. Н. Толстого, писателя, которому гениально удавалось в своих произведениях соединять проблемы общечеловеческие с проблемами актуальными, злободневными.


  1. Актуализация опорн ы х знаний учащихся.
Все смешалось в доме Облонских

Пребывание Анны и Вронского за границей

Добровольный уход из жизни

Преподаватель: Давайте вспомним события, изображенные в романе, и, использовав разрозненные эпизоды этого произведения, создавшие своеобразный коллаж, восстановим сюжетную цепочку.


Развитие романа с Вронским

(Учащиеся, глядя на коллаж, который демонстрируется на экране через мультимедийный проектор, создают «сюжетную цепочку», в центре которой – Анна Каренина).


Анна Каренина

Все смешалось в доме Облонских

Приезд Анны в Москву ради примирения Стива и Долли

Развитие романа с Вронским

Уход Анны от мужа, открытая связь с Вронским

Пребывание Анны и Вронского за границей

Возвращение из-за границы. Сцена в опере

В имении Вронского. Приезд Долли

Ссоры с Вронским. Предчувствие катастрофы.

Добровольный уход из жизни

Преподаватель: Я неоднократно употребляла слово «сюжет». А чем сюжет отличается от фабулы? Обратившись к литературоведческим словарям, установите разницу между этими двумя понятиями.

(Учащиеся читают определения таких понятий, как «сюжет» и «фабула», делают вывод о различии между ними).

Фабула – фактическая сторона повествования, те события, случаи, действие, состояние в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Сюжет в литературе, драматургии, театре, кино – ряд событий, последовательность сцен, актов, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателей по определенным правилам демонстрации. Сюжет – основа формы произведения.


  1. Формирование умений и навыков литературоведческого анализа художественного произведения.
Преподаватель: Вы знакомы с текстом романа, с главными героями этого произведения. Нарисуйте устный портрет Анны Карениной, именем которой и назван этот роман.

(Учащиеся устно «рисуют» портрет героини. Ожидаемое описание: высокая, с красивой фигурой, со вкусом одета, с красивыми черными волосами, слегка вьющимися у висков, с умными глазами, с прекрасными чертами лица).

Преподаватель: Исследователи творчества Л. Н. Толстого утверждают, что большое влияние на писателя имел роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Лев Николаевич как будто рассуждал о том, что было бы с пушкинской Татьяной, если бы она не отказалась от претензий Онегина и нарушила свой долг перед семьей и мужем.

Да и внешний облик своей героини Л. Н. Толстой описывал, представляя старшую дочь А. С. Пушкина, Марию Александровну Гартунг (1832-1919).


Второй прототип героини Л. Н. Толстого – Анна Степановна Пирогова, которую несчастная любовь привела к гибели – она кинулась под товарный поезд.

Однако реальные факты действительности не определяли творческие замыслы писателя.

«Надо наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип», - говорил Л. Н. Толстой.

Так кто же она такая, Анна Каренина? В какую эпоху жила и к чему стремилась?

Диалогическая экспресс-беседа с учащимися по тексту романа «Анна Каренина»

Преподаватель: Как начинается история Анны и Вронского?

(Ожидаемый ответ: Брат Анны, Стива Облонский, которого жена уличила в измене, попросил сестру приехать и помирить его с женой. На вокзале Анна и Вронский, ожидавший приезда матери, встретились. Познакомил их брат Анны - Стива).


Преподаватель: Как автор изображает Анну Каренину?

(Обратившись к тексту романа, учащиеся зачитывают описание внешнего облика Анны).

Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме… Он почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее – не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное…

Преподаватель: Как раскрывается Анна в эпизодах примирения Долли со Стивом, знакомства с Кити, общении с детьми?

(Ожидаемый ответ: Анна мирит Стива и Долли, очаровывает Китти Щербацкую своей простотой, щедростью, открытостью; дети Долли в восторге от Анны, с удовольствием общаются и играют с нею).


Преподаватель: Почему отношение Кити Щербацкой к Анне изменяется после балла?

(Ожидаемый ответ: Кити увидела Анна совсем новую и неожиданную для себя. Анна опьянела от внимания и восторженного отношения к ней окружающих. А самое страшное для Кити было то, что она заметила своим влюбленным взглядом: Анна и Вронский «чувствовали себя наедине в этой полной зале»).


Преподаватель: Что мы знаем о замужестве Анны?

(Ожидаемый ответ: Тетка выдала Анну замуж за человека, который был намного старше нее. Женщина жила спокойно, размеренно, испытывая любовь лишь к сыну, но не к мужу).


Преподаватель: Пытается ли Анна бороться со своей страстью к Вронскому или же сразу бросается навстречу любви?

(Ожидаемый ответ: Анна пытается забыть Вронского, борется со своим чувством, однако у нее ничего не получается: в муже ее раздражает холодность и высокомерное назидательность, даже сын Сережа не воспринимается ею так, как раньше).

Преподаватель: Скрывает ли Анна свою любовь к Вронскому от окружающих?

(Ожидаемый ответ: Жить, как раньше, Анна не могла, однако, прежде чем признаться во всем мужу, она долго мучилась: ей хотелось быть рядом с любимым человеком и вместе с тем она испытывала стыд, ужас перед вступлением в новую жизнь).

Преподаватель: Как сложились взаимоотношения Анны и Вронского после того, как она, открыто бросив вызов обществу, ушла к возлюбленному?

(Ожидаемый ответ: Анна оказывается в безвыходном положении: казалось бы, она должна быть счастлива, потому что рядом с нею – любимый человек; однако женщина оказалась в изоляции от привычного для нее общества и не имела возможности видеться со своим сыном, которого любила больше своей дочери, рожденной от Вронского, вероятно, потому, что чувствовала свою вину перед ним).


Преподаватель: К какой трагической развязке пришла история Анны и Вронского?

(Ожидаемый ответ: Измученная ревностью, Анна убеждала себя в том, что ее любовь делается страстнее и себялюбивиее, а его все гаснет и гаснет… и в отчаянии она находит, как ей показалось, единственно правильный выход из создавшегося положения – уходит добровольно из жизни).


Мини – диспут на тему: «Мое отношение к поступку Анны Карениной».

Преподаватель: Л. Н. Толстой говорил: «Для того, чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную».

Тема семьи есть тем стержнем, который соединяет всю сюжетную конструкцию произведения от центра до периферии.

Сам писатель сначала именно в Анне и ее измене мужу видел причину трагедии. Однако в процессе работы над романом взгляды автора на героиню и ее мужа несколько изменяются, и судьба Анны изображается как безвыходно-трагическая.

А каково ваше отношение к героине? Предлагаю вам принять участие в диспуте и высказать свое мнение о главной героине, постаравшись ответить на такие вопросы:


  • Как вы думаете, почему Анна страстно влюбилась именно в Алексея Вронского?

  • Если бы Анна не оставила семью, как бы могла сложиться дальше ее жизнь?

  • Анна, сохраняя внешнее благопристойное поведение, могла бы встречаться с Вронским тайно. Почему она не делает этого?

  • Поддерживаете ли вы мнение автора романа о том, что долг перед семьей превыше всего?

  • Осуждаете ли вы поступок Анны с позиции сегодняшнего времени?
Ожидаемые ответы:

  • Анна, не найдя любви в собственной семье, находит ее вне семьи, испытывая страсть к Алексею Вронскому. Осуждать ее за желание любить я не могу. Да и Вронский достоин любви, ведь он красив, умен, занимает высокое положение в обществе, богат, любит Анну.

  • Я думаю, что подобная участь ожидала бы и Татьяну Ларину, если бы она согласилась на предложение Онегина и оставила семью. Анна, оставшись со своим мужем, осталась бы жива, наслаждалась бы жизнью великосветского общества и воспитывала сына, пусть даже без любви к мужу.

  • По-моему, Анна поступила честно и открыто, не пожелав лгать, лицемерить и притворяться, ведь она делала все ради любви к Вронскому.

  • Я считаю, что для женщины прежде всего на первом плане должна быть семья, раз она связывает себя семейными узами, ну а страсть, любовь должны подчиняться разуму и долгу перед мужем и детьми. В этом отношении Анну я не понимаю, ведь, отдавшись чувству любви, она счастливой не стала, потому что чувствовала вину перед сыном, измучила Вронского своей ревностью и подозрениями, и в конце концов сама погибла.
Преподаватель: Спасибо, ребята, за участие в диспуте, за то, что в процессе изучения романа вы сформировали свою собственную точку зрения.

Как бы мы с позиции нашего времени ни говорили об Анне Карениной, соглашаясь с ней или осуждая ее давайте определим, какова же она, Анна Каренина?

Предлагаю вам, объединившись в группы по два человека, обсудить и заполнить таблицу «Противоречивый образ Анны Карениной» (учащиеся заполняют таблицу).

Преподаватель: Да, Анна – натура противоречивая, ее поступки не вызывают однозначной оценки читателя. Но какая же она чарующая, вызывающая интерес к своей личности, личности цельной, незаурядной, оригинальной!

Образ Анны Карениной и во времена Л. Н. Толстого, и в наше время вызывает интерес художников, кинематографистов, композиторов к его воплощению в произведениях искусства. Предлагая вам презентацию индивидуального проекта на тему: «Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» в произведениях искусства» учащейся 1 курса.


Презентация проекта (с использованием электронных способов учебного назначения).
Из всей отечественной классики, пожалуй, именно "Анна Каренина " чаще всего привлекает внимание кинематографистов. Представители совершенно разных стран, взглядов и киношкол экранизируют этот роман Льва Толстого вот уже более века.

Первые экранизации снимали ещё в эпоху немого кино, последняя на данный момент картина англичанина Джо Райта вышла буквально на днях. В своё время главную героиню романа играли такие разные актрисы, как Грета Гарбо, Вивьен Ли, Софи Марсо и Татьяна Самойлова.

Сегодняшняя Каренина – это хрупкая худенькая Кира Найтли, совсем не похожая на близкую к литературному образу Анну в исполнении Татьяны Самойловой или Аллы Тарасовой.









Один из лучших - для меня - современных балетов. Я люблю этот роман Л. Н. Толстого, и очень "настороженно" стала смотреть этот балет - очень понравился - потрясающее проникновение музыки, жеста в "ткань" прозы, что казалось невозможным было представить...»

Так Майя Плисецкая отозвалась о балете, музыка к которому написана знаменитым русским композитором Родионом Щедриным по мотивам романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

П. И. Чайковский также создал музыку к балету «Анна Каренина»

Анна Каренина произвела впечатление и на художников, которые написали много иллюстраций к роману Л. Н. Толстого.

Наиболее популярными считаются иллюстрации к роману таких художников, как М. А. Врубель, К. И. Рудаков, А. Н. Самохвалов, Г. С. Верейский, В. С. Михайлов.









Вячеслав Саввич Михайлов

«Анна Каренина»



Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель

«Анна Каренина. Свиданье с сыном»


Рудаков Константин Иванович

1891 – 1949

«Анна Каренина»








Л. Щеглов

Гео́ргий Семёнович Вере́йский

(1886-1962)


Александр Николаевич Самохвалов

Преподаватель: Анна Каренина – образ обаятельной и трагически запутавшейся в жизненных ситуациях женщины. Давайте простим ей все ее ошибки и прегрешения, ведь она – просто женщина. (Звучит песня на стихи М. И. Цветаевой «Посвящение женщине» в исполнении Т. Гвердцители. Исполнение песни сопровождается показом слайдов из к/ф «Анна Каренина» реж. Александр Зархи (1967 г.)).

Преподаватель подводит итог урока, выставляет оценки, дает дифференцированное домашнее задание:


  • 10 – 12 баллов – написание творческой работы на тему «Рассуждение над страницами романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

  • 7 – 9 баллов – написание аннотации к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

  • 4 - 6 баллов – подготовка к тестированию по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Примечание: оценка работы учащиеся на уроке проходит поэтапно, за каждый этап выставляется определенное количество баллов, которые суммируются в конце урока и объявляются учащимся.

Анна Каренина. Психологический портрет и ошибки

Лев Николаевич Толстой - один из самых выдающихся русских писателей. Он написал романы «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение», автобиографические произведения «Детство», «Отрочество», «Юность», «Исповедь», повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Казаки», драмы «Живой труп», «Власть тьмы». Книги Льва Николаевича экранизируют по всему миру. Своей творческой деятельностью Толстой породил самобытное философское течение, основные принципы которого были открыты им в постоянных попытках самоанализа и проецирования собственной этической системы на внешний мир. Благодаря чему книги приобрели известность еще при жизни автора. Актуальность проблем, поднятых Львом Николаевичем, доказывают бессмертность его произведений.

«Совершенным произведением искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново, и выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и потому вполне правдиво. Такие произведения всегда были и будут редки» .

Правда без утайки

Л. Н. Толстой родился в дворянской семье в 1828 году. Он появился на свет в Ясной поляне (Тульская губерния) и стал четвертым ребенком в семье. Через 2 года умерла его мать, а еще через 7 лет скончался отец. Детей на воспитание взяла тетя. Учеба Толстому давалась с трудом, и нередко он получал низкие отметки. К сожалению, Льву Николаевичу так и не удалось окончить университет. Он всерьез увлекался музыкой и много времени проводил время за фортепиано. Он разучивал произведения великих композиторов, таких как Шуман, Шопен, Мендельсон, Бах, Моцарт. Кроме того, ему нравилось выражать свои мысли на бумаге, и он вел личный дневник. Впоследствии, это увлечение привело к созданию великих романов.

Лев Николаевич служил в армии юнкером и участвовал в Крымской войне. В те годы он написал рассказ под названием «Детство», который был опубликован в журнале «Современник». В 1860 году писатель начал работать над своим первым известным романом – «Война и мир». А через 13 лет он приступил к созданию второго, не менее известного романа, – «Анна Каренина».

При написании романа «Анна Каренина», Лев Николаевич вложил много личного в отношения Левина и Кити, ухаживания Константина за любимой девушкой напоминают ухаживания писателя за своей женой.

В. Я. Лакшин писал о Льве Николаевиче: «Первое, чему научился (или с рождения умел?) Толстой, - это говорить себе правду без утайки. Он преследует в самом себе любой оттенок фальши, всякий намек на неискренность, потому что без этого условия - откровенности с собой самим - нечего и думать о том, чтобы стать лучше» .

Множество героев писателя наделены полезными и важными человеческими качествами, которые позволяют им работать над своим характером и становиться лучше.

По следам героев книги «Анна Каренина»

Анна Каренина - главная героиня одноименного романа великого писателя. Сюжетная линия произведения начинается с того, что Анна приезжает к своей сестре и намерена помирить ее с мужем, который изменил. На станции Анна знакомится с обаятельным молодым человеком по фамилии Вронский и эта встреча кардинально меняет ее жизнь.

В начале произведения описывается страшное событие: на глазах у Анны под колесами поезда умирает смотритель. Зачастую такие роковые события сильно западают в душу человека и то они часто могут расцениваться как знаки судьбы. Анна не стала исключением.

«Дурное предзнаменование, – сказала она» .

Подобные «знаки» могут достаточно сильно влиять на дальнейшее поведение людей. Многие люди принимают близко к сердцу такого рода события. Сохраняют их в памяти, сами того не желая, мысленно возвращаются к ним и вспоминают их вновь и вновь.

Такой психологический настрой способен привести к неприятностям. Разумнее фокусировать внимание на положительных моментах и стараться не придавать значения плохим событиям, которые происходят в жизни. Но главная героиня была слишком чувствительна и эмоциональна, чтобы после увиденного избежать мрачных мыслей.

Судьба еще раз сталкивает Анну с Вронским, в этот раз на балу. И молодой человек, влюбившись в нее без памяти, решает отправиться за героиней, куда бы она ни поехала. Анне нравится Вронский, его внешность ей приятна, ее привлекает его внутренний мир. Джентльмен моложе ее на несколько лет, его внимание льстит главной героине. Женщина не отталкивает его, несмотря на то, что замужем. Почему же так происходит? Дело в том, что Анна в браке совсем несчастлива. А если человек не чувствует удовлетворение от своей жизни, то порой, готов схватиться за любую возможность, которая способна подарить надежду на счастье.

Анна делает попытку вернуться к мужу, старается отыскать в нем что-то родное, но его каждое действие и всякое слово только раздражают женщину. У них есть общий сын Сережа, но даже ради него Анна не готова вычеркнуть Вронского из своей жизни. Она уверяет себя в том, что именно этот человек сможет подарить ей счастье.

Правильно ли Анна поступает? У нее есть семья. Алексей Каренин ей преданно верен. Хоть внешне он и выглядит несколько черствым, на самом деле он невероятно любит свою жену. Для нее и сына он делает все, на что только способен. Но Анне этого недостаточно, она желает совершенно иного. Женщине не хватает чувств, любовной страсти, приключений. Алексей живет по четкому плану, не проявляя при этом лишних эмоций. Анна же желает ощутить вкус жизни в полной мере, и потому решается на роман с Вронским. Тем самым она делает больно не только своему мужу, но и любимому сыну. В этом поступке отчетливо проявляется эгоизм главной героини. Она думает исключительно о своих желаниях и потребностях, забывая о родных людях, которые всегда находились рядом.

Через год Анна решает признаться мужу в том, что неверна ему. Она надеется на то, что муж подаст на развод и отпустит ее. Но он не согласен, Каренин готов закрыть глаза на измену и предлагает скрыть ее роман от света, иначе женщина больше не сможет общаться с сыном.

Предложение мужа весьма удивляет Анну. Ведь измена – это предательство и узнав о ней, в большинстве случаев, человек почувствует гнев, обиду, разочарование, отчаяние, досаду. Измена способна перечеркнуть хрупкое доверие, которое связывает двух людей. А без него, брак будет являться одним лишь названием: когда счастливы на людях, а в душе чужды друг другу. Однако Алексей сильно любит Анну и считает, что принял верное решение. В глубине души он надеется, что жена одумается и вернется, что их брак еще можно будет спасти. Такое мышление свойственно людям, которые любят всем сердцем и готовы бороться за свою любовь. Всем хочется верить в лучшее и порой люди закрывают глаза на самые очевидные вещи.

Анна испытывает гнев. Вероятно, ее эго не способно принять тот факт, что все вокруг происходит совсем не так, как ей того хотелось. Но все же, главная героиня соглашается на предложение мужа. Под сердцем она уже носит ребенка от Вронского, и ее муж обещает принять его, как своего собственного.

Что же чувствует Вронский? Он любит Анну, но женитьба на ней принесет ему слишком много сложностей. Ему придется отказаться от прежней жизни, и он вынужден будет уйти в отставку. А он любит полковую жизнь и не желает с ней прощаться. Поэтому Вронский также, как и Анна, молча принимает решение Алексея. Однако он продолжает ее навещать. Жизнь молодых людей вновь наполняется ложью и обманом.

Может ли человек быть счастлив, если испытывает угрызения совести? Если прячется от мира и постоянно обманывает свое окружение? Что испытывала Анна во время встреч с возлюбленным? Ведь ее счастье было омрачено горечью предстоящих разлук и постоянной ложью.

Вторые роды у Анны проходят тяжело, и она чуть не умирает. Главная героиня уверена, что ее мучениям скоро конец. Женщина просит прощения у своего мужа. Теперь ей кажется, что он - замечательный человек. Каренин заботится о ней и ухаживает за новорожденной малышкой. Но Анна понимает, что не достойна подобного отношения. Ведь она совершила множество плохих поступков. Вронского же она гонит от себя, ей неприятно видеть лицо своего искусителя. Анна уверена, что именно он стал виновником кардинальных изменений в ее жизни.

Главная героиня чувствует, что скоро умрет. Она впервые начинает видеть события со стороны, а не через призму собственного «я». Алексей теперь предстает перед ней в ином свете. Он кажется ей практически святым человеком, который принял ее обратно после страшного обмана. Женщина подзывает его к постели и говорит:

«Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь - она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся. Я теперь умираю... Одно мне нужно: ты прости меня, прости совсем! Я ужасна... Я знаю, этого нельзя простить!.. Ты слишком хорош!» .

Анна впервые обретает душевное спокойствие. Она счастлива от того, что мучениям близится конец.

Перед смертью многие люди начинают прокручивать в голове свою жизнь, вспоминая жизненные ситуации и совершенные поступки. И наконец, они осознают самое главное: где поступали дурно, а где достойно. Раскаяние накатывает с невероятной силой, и они благодарны тому просветлению, которое наступает в их душе.

Это ощутила и Анна. Но у судьбы были другие планы, и женщина не умирает. Она поправляется и вновь начинает ненавидеть мужа. Анну больше не трогают его поступки. Она собирает вещи и уезжает с Вронским в путешествие.

Впервые за все время главная героиня наконец ощутила безграничное счастье. «...Несчастье ее мужа дало ей слишком большое счастие, чтобы раскаиваться» . Однако ее любовник начинает тосковать по прежней жизни. Он старается сделать все, чтобы Анна не переживала, но сам теряет интерес к новой и столь чуждой для него жизни.

Женщина замечает, что в обществе ее не принимают. Она сильно переживает и вымещает свою злобу на возлюбленном. Анна начинает обвинять Вронского в том, что она находится в разлуке со своим сыном. Она не пытается услышать и понять любимого. Каренина, как ей свойственно, живет только своими чувствами и эмоциями.

«Живи один, сказал мудрец. Это значит то, что решай вопрос своей жизни сам с собой, с тем Богом, который живет в тебе, а не по советам или суждениям других людей» .

Анна не привыкла решать проблемы. Ей кажется, что все должно быть именно так, как она того хочет. Главная героиня не видит, что совершает ошибки. А потому не готова за них платить. Во всех сложностях и бедах Анна привыкла обвинять только других. Она вовсе не думает о том, что у других людей тоже есть чувства.

Анна считает, что ее никто не любит и уже не может сделать ее счастливой. Но сама, любит ли она кого-то? Женщина покинула родной дом, сделала больно своему супругу, бросила любимого сына и новорожденную дочь. Все то время, пока они страдали, главная героиня испытывала огромное счастье рядом с Вронским. Ее не волновали чувства близких людей, она думала лишь о себе.

Как только появились первые проблемы в отношениях с Вронским, Анна вновь опустила руки и ощутила себя несчастной. Она не пыталась сохранить их союз, разобраться в том, как им жить дальше. Главная героиня отчаялась, обвинив во всех своих бедах одного Вронского.

Окружение не принимает Анну. Она ощущает себя одинокой и ненужной, ей очень тяжело. Муж отказывается подавать на развод, считая, что это грех. И Вронский взять Анну в жены не может.

Они часто ссорятся, положение пары осложняется с каждым днем все больше. Анна видит, что любимому она в тягость и не знает, что предпринять. Тем временем Вронский решает съездить к матери. Анна же, следует за ним, в надежде помириться. Но когда она попадает на железнодорожный вокзал, то осознает, что ей суждено сделать и бросается под поезд.

«Туда! – говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, – туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя» .

Все проблемы исчезают под колесами стремящегося состава. Анна долгое время хотела стать счастливой. Она не желала бороться за свой «черствый» брак и не пыталась спасти отношения с Вронским. Проблемы слишком давили на нее, и Анна не желала их решать.

Если женщина счастлива с Вронским, то почему окружающие этого не понимают? Почему ее муж не согласен на развод? Почему общество не принимает их? Разве любовь - не главное в жизни?

Новость о самоубийстве Вронский воспринимает очень тяжело. Он считает, что во всем виноват, раскаивается и решает уехать добровольцем на войну.

Анна, бросившись под колеса поезда, намеренно наказала Вронского. Она не думала о том, что станет с ним после ее смерти и какой будет его дальнейшая судьба. Вероятно, когда человек совершает самоубийство, тем самым он «убивает» и своих близких. Так произошло и в случае с Анной. Вронскому жить стало настолько тяжело, что он отправился искать смерть на войну.

В книге «Анна Каренина» параллельно рассматриваются несколько историй. Если же читателю не станет близка и понятна главная героиня, то он непременно будет сочувствовать скромному и чистому душой Левину, который влюблен в чудесную девушку Кити.

«...Но что всегда, как неожиданность, поражало в ней, это было выражение ее глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее улыбка, всегда переносившая Левина в волшебный мир, где он чувствовал себя умиленным и смягченным, каким он мог запомнить себя в редкие дни своего раннего детства» .

Но в силу своей молодости и глупости Кити отвергает его предложение выйти за него замуж. Левину становится больно от отказа, поэтому он уезжает в деревню.

Физическую боль лечат медицинскими препаратами, но от душевной боли лекарства нет. Левин постоянно работает и совсем не позволяет себе роскоши. Однако забыть Кити у него не получается. Она слишком глубоко запала в его душу. Судьба вновь сталкивает героев через несколько лет. Они оба счастливы, им легко общаться, они понимают друг друга с полуслова. И вот теперь, наконец, они решают пожениться.

Л. Н. Толстой наглядно показывает пример светлой, взаимной и искренней любви, описывая отношения Левина и Кити. Их слова честны, а поступки вызывают одобрение у читателей. Таким героям всегда сопереживают и радуются, когда они обретают счастье.

Левин и Кити тоже переживают трудные времена: смерть близкого человека, тяжелые роды. Константина посещают мысли о самоубийстве, но он понимает, что это не выход. Только он сам, своими действиями может наполнить счастьем жизнь своей семьи. А для этого нужно стараться, над этим необходимо работать.

Константин Левин – положительный герой, он пример для подражания. Он учит читателя думать о важном. Бесконечный вопрос: «Для чего я живу?» может привести в уныние. А ведь определенного ответа на него нет. Размышления на эту тему навевают грусть и отчаяние. Человек может опустить руки и ошибочно прийти к выводу, что в его жизни совсем нет ничего стоящего.

Но это не верный путь. Вопросы не должны долго оставаться без ответов, людям важна определенность во всех сферах жизни. Только сам человек может придать значимость своей судьбе. Необходимо стараться жить по законам совести и следовать по пути добра.

«Движение к добродетельной цели неотделимо от самосовершенствования, а совершенствование невозможно без самой крепкой узды воли. Главное же, не следует жалеть себя, успокаивать, ласкать свое самолюбие, как свойственно многим людям» .

Почему роман называется «Анна Каренина»?

В своем произведении Л. Н. Толстой уделил внимание не только судьбе главной героини, но и отношениям Левина с Кити. Однако роман получил название «Анна Каренина». Но почему не иначе?

Поступки одного человека влияют не только на его жизнь, но и на судьбы других людей. Анна приехала в Москву и стала свидетелем случайной смерти человека. Это страшное событие предопределило ее будущее. Через несколько лет женщина аналогичным образом погибает под колесами поезда.

Но если бы Анна не приехала, то Вронский не заинтересовался бы ею. И возможно, сделал предложение прелестной Кити. Это же обстоятельство подмечает и сестра главной героини, Долли.

«Как счастливо вышло тогда для Кити, что приехала Анна, и как несчастливо для нее. Вот именно наоборот, - прибавила она, пораженная своею мыслью. - Тогда Анна так была счастлива, а Кити себя считала несчастливой» .

Название книги позволяет увидеть некоторые причинно-следственные связи в жизни героев, которые показывает автор. Среди множества несвязанных событий улавливается тонкая нить, которая объединяет их в единую историю. Писатель использует подобную технику в романах «Война и мир» и «Счастливый билет». Он предоставляет читателям возможность заглянуть за кулисы мироздания и проследить связь между событиями, которая скрыта повседневности.

Анна Каренина является наглядным и поучительным примером человека, разрушающего свое собственное счастье через эгоизм и волю к самоудовлетворению любой ценой. Имя инфантильной, себялюбивой и гордой Анны Карениной в этом смысле становится нарицательным. Она противопоставляется Левину и вероятно, именно поэтому ее именем названа книга.

Путь Анны, полный одиночества

В начале романа перед нами предстает жизнерадостная, эмоциональная и своенравная Анна. Она находится замужем за Карениным, но не чувствует к нему любви. А потому и вся жизнь ей кажется пустой. Главная героиня ищет не только счастья, но понимания. В надежде все это получить, она поддается ухаживаниям обаятельного джентльмена Вронского.

Отношения молодых людей окутывает ложь. Сначала им приходится лгать Каренину, а затем они обманывают и свое окружение. Анна изо всех сил пытается быть счастливой и жаждет понимания. Но все ее отвергают и отворачиваются.

Отчуждение общества доводит главную героиню до отчаяния. Окружающие, глядя на нее, испытывают лишь презрение. Своим холодным отношением они подталкивают главную героиню к пропасти. Женщина страдает от того, что ее не понимают и не принимают ее чувств. Анна отвергнута высшим светом и не ощущает поддержки от любимого. А от того чувствует себя совершенно никому не нужной.

Тема одиночества пронизывает весь роман, начиная со знакомства Анны и Вронского и заканчивая ее решением броситься под поезд. Этот шаг завершает не только мучительную жизнь Анны, но и ее болезненные любовные скитания.

Психологические ошибки Анны Карениной

Главная героиня находится в поисках счастья, понимания и любви. Она не замечает достоинств своего мужа, не осознает и того, что Господь подарил ей здорового сына. Все ей кажется не тем и не так. Анна ощущает в своей жизни пустоту. И потому не случайно поддается ухаживаниям Вронского, она сама ищет любовных приключений. Пыталась ли главная героиня сохранить свою семью? Нет, она ставит свои потребности выше. Женщина длительное время играла по правилам светского общества, которые глубоко презирала. Она не сразу поддалась ухаживаниям Вронского. В душе она переживала сильнейшие чувства, и в итоге пошла у них на поводу.

Отвергнув свою семью, главная героиня пытается построить счастье с Вронским. Но ради любви она разрывает семейные узы. Предав свою семью, она вряд ли стала бы хорошей женой Вронскому и любящей матерью своей маленькой дочери. Анна раз и навсегда разрушает два важных душевных качества: материнскую любовь и супружескую верность. На протяжении всего произведения главная героиня думает только о себе и своих чувствах. Ей не жалко мужа, который очень старается сохранить семью и предстает перед ней беззащитным, любящим человеком. Женщина забывает и о своем сыне. А оказавшись рядом с Вронским, начинает обвинять его в свалившихся на них бедах.

Все идет не так, как хотела того Анна. Она не готова к сложностям и решению проблем. Эгоизм ее губит и ведет в могилу. Левин же напротив, за счет своего стремления к жизни, противостоит всем трудностям и своими руками создает семейное счастье. Произведение во многом является нравственно-поучительным. Толстой наглядно противопоставляет счастье несчастью, что делает описанные взаимоотношения на фоне друг друга более контрастными и завораживающими.

Если бы у Анны Карениной была возможность перестать потакать своим инстинктам и изменить себя, то выход из ее сложной ситуации был бы возможен, но она не совершает даже попытку. Анна – раба обстоятельств, но это полностью ее вина и ее выбор. Так же, как и смерть является ее выбором и попыткой показать, что она достойна большего (лучшей судьбы). Она пытается переломать обстоятельства и не принимает мир такой, какой он есть. Так поступают дети и подобно заносчивому и наглому ребенку она получает наказание от судьбы за свое надменное поведение.

Если бы Анна хотела направить энергию «Эго» в созидательное русло и переплавить стремление к саморазрушению, она, вероятно, нашла бы способ в смирении или других практиках. Но тогда не было бы этой книги, а ее судьба не послужила бы нам ярким примером того, как не нужно цепляться за представления о себе и мире, за свои Эго-инстинкты, свою гордость и значимость, доводя, тем самым, себя до погибели.

Литература:
  1. Толстой Л.Н. Что такое искусство? / Собрание сочинений в 22 томах, Том 15. М, 1983.
  2. Лакшин В.Я. Пять великих имён: статьи, исследования, эссе, М., «Современник», 1988 г., с. 305-307. // http://vikent.ru/enc/3077/
  3. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.а
  4. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М., 1976.

Редактор: Бибикова Анна Александровна


Прочитано 18143 раз


Устойчивая система психических качеств называется характером. Эти качества определяют основной стиль поведения человека и обуславливают его особенности взаимодействия с обществом. Проявление характера человека заключается в его суждениях и действиях.
В большей мере на характер человека влияет общество, в котором он растет и развивается. Жизненные ситуации, изменяют грани характера, а иногда и влияют на психологические установки. Личность главной героини рома Л. Н. Толстого «Анна Каренина» является очень интересной для изучения с точки зрения клинической психологии.
Поведение героини невозможно назвать однозначным. Оно распространяется на отличие истины от предлога. Хотя героиня не скрывает всех фактов своей жизни, вся это ложь от первого до последнего пункта – ложь, порожденная леностью ума и скудостью людей окружающих ее.
Портрет Анны Карениной составлен как рассказ об одном из обаятельных женских образов русской литературы. Ее ясный ум, чистое сердце, доброта и правдивость притягивают к ней симпатии лучших людей в романе.
Чтобы составить психологическую картину жизни А. Карениной, необходимо проанализировать вполне ясную причинно-следственную связь ее поступков и поступков ее мужа.
Для описания психологического портрета Карениной, необходимо определить тип ее личности. Наиболее подходящим для нее является тип «интроверт». Все люди, относящиеся к этому типу, обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми.
На протяжении всего романа Анна только и делает, что совершает одну глупость за другой. Но она постоянно оправдывает себя и обвиняя других, как человек, которые отрицает мнение и советы других. Сознание Карениной на протяжении всего романа начинает раздвоиться, что свидетельствует об отклонении в психологическом сознании.
Двойственная природа Анны просвечивает уже в той роли, которую она играет при первом появлении в доме брата, когда своим тактом и женской мудростью восстанавливает в нем мир и в то же время, как злая обольстительница, разбивает романтическую любовь молодой девушки.
Важно отметить, что психологическая двойственность происходит в тот момент, когда Анна, с такой мудростью и тактом помирившая поссорившихся супругов, одновременно приносит зло, покорив Вронского и разрушив его помолвку с Кити. В жизни Карениной происходит психологический разлом, и переоценка важных моментов.
После происходящего убийства прислуги, Анна всерьез задумывается над смыслом жизни, она ищет понимание в каждом человеке, но не может найти отклик в глазах близких людей.
Увидеть в самоубийстве «красоту», а в попытке самоубийства другого человека «незначительное событие» этот вопрос интересен Карениной.
Каренина понимает, что главная истина ее жизни в том, что она не любила никого и никогда. Ни Вронского, ни сына, ни мужа, ни дочь. Она вообще лишена этого чувства - она не умеет любить, и более того: она и не желает любить. А любовь, направленная не на нее, и вовсе раздражает.
Она не может спокойно ее наблюдать, она ее бесит, ее от нее воротит.
На красоту Карениной - откровенно противопоставляемой некрасивости Долли - в романе обращается огромное внимание, и это не случайно. Ее красота была приманкой и одновременно ловушка, скрывающая под собой ненасытного злобного высокомерного манипулятора, одержимого жалостью к себе, бесом превосходства и жаждой безоговорочной власти над жертвой.
Интерес интровертов к предмету отличается глубиной. Люди данного типа, как и Каренина склонны создавать и переделывать объекты, воспитывая их.
Собственно, превосходство над всеми и безоговорочная власть над жертвой - это и есть единственная жизненная цель Карениной. Это все, что ее интересует и к чему она стремится по-настоящему.
Разумеется, подобная цель порождает подобные поступки, а они, в свою очередь, нуждаются в оправдании - и тут помощником Карениной становится жалость к себе..............

Список использованной литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.,2014 - 205 с.
2. Василюк Ф. Е. Психотехника переживания. - М., 2011. - 801 с.
3. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2012. - 169с.
4. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 2015. - 272 с.
5. Толстой Л. Н. «Анна Каренина», Москва: Просв. 2011 – 361 с.
6. Роман «Анна Каренина» [Электронный ресурс] - https://ru.wikipedia.org/wiki/Анна_Каренина