В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А А Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции:
Тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;
Желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3 - 6 лет);
Затруднения при восприятии светотеневого рисунка;
Затруднения малышей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;
Положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).
Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухиной, происходит по трем направлениям: изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания.
А. А. Люблянская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).
С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Характер ответов зависит также от характера вопросов, определяющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - называют совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следовательно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно задерживает ребенка на самой низшей стадии восприятия.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.
Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).
Используются и репродукции картин мастеров искусства:
пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
картина должна быть высокохудожественной;
изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.
Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов.
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.
Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.
Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.
Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны.
При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.
В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке») 1 . Одни из них даются только для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания.
Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щенятами», например, обращается внимание не только на собаку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На
реке» надо дать возможность полюбоваться рекой, голубым небом, пароходом, который везет много пассажиров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, плавал на пароходе. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для активизации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Дети потом включают эти факты в свои рассказы.
Повысит детскую активность предложение самим задавать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводится элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учитываются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как сердито фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хотелось еще узнать про ежей, и задать вопрос . У детей может появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рассматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)
Для активизации речи и мышления использовались такие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выполнить («Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).
Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием.
Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи - рассматривания картины и рассказывания по ней.
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.
1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
2. Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.
В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.
«Игра в прятки» - картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.
В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе - беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о методике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.
У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на...(коврике). У нее маленькие...(котята). Один...(котенок)...» и т. д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.
Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).
Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок большой, а у поросеночка маленький пятачочек».
Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.
Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).
Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.
Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».
Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.
В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.
Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) - возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» 1 .
В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.
Описанию и сравнению предметных картин;
Описанию сюжетных картин;
Повествованию по серии сюжетных картин. Занятие начинается с рассматривания или повторного
просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.
Например, шин в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.
В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.
Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1:
На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;
Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).
Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.
Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.
Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.
В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Э. П. Короткова рекомендует организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).
Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).
Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).
Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя - давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое.
Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.
Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева 1 . Остановимся кратко на особенностях этой методики.
Воспринимая пейзаж или натюрморт, лети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.
Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.
Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.
Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ
ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНАМ
Разработала воспитатель ДОУ № 000
г. Красноярск
2007 г.
Глава II. Примерные конспекты занятий по развитию связной речи………............3
ЗАНЯТИЕ 1 Рассматривание репродукции картины «Уборка урожая»………………………………………………………………………….…........3
ЗАНЯТИЕ 2 Рассказывание по картине «Уборка урожая»….........4
ЗАНЯТИЕ 3 Рассматривание репродукции картины,
«В школьном саду»…………………..……………………………...….5
ЗАНЯТИЕ 4 Рассказывание по картине,
«В школьном саду»……………………………………………………………………..7
ЗАНЯТИЕ 5 Рассматривание репродукции картины «Семья».......8
ЗАНЯТИЕ 6 Рассказывание по картине «Семья»………………….9
ЗАНЯТИЕ 7 Рассматривание репродукции картины «Зимние забавы»…………………………………………………………………………11
ЗАНЯТИЕ 8 Рассказывание по картине «Зимние забавы»……...13
ЗАНЯТИЕ 9 Рассматривание репродукции картины Веретенникова «Кошка с котятами»…………………………………………………………………………….....14
ЗАНЯТИЕ 10 Рассказывание по картине Веретенникова «Кошка с котятами» ….15
ЗАНЯТИЕ 11 Рассматривание репродукции картины «Куры»..17
ЗАНЯТИЕ 12 Рассказывание по картине «Куры»……………....18
ЗАНЯТИЕ 13 Рассматривание репродукции картины «Ежи»…..20
ЗАНЯТИЕ 14 Рассказывание по картине «Ежи»………………....21
ЗАНЯТИЕ 15 Рассматривание репродукции картины «Лето»…...23
ЗАНЯТИЕ 16 Рассказывание по картине «Лето»…………...……..24
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………...26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………34
ГЛАВА I .
Обучение рассказыванию по сюжетным картинам.
Работа над сюжетной картиной проходит на двух занятиях: на первом занятии детей знакомят с картиной, а на втором занятии составляют рассказ по картине. Обучение рассказыванию по сюжетной картине включает в себя следующие этапы:
1. Подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и т. д.).
2. Разбор ее содержания.
3. Обучение составлению рассказа.
4. Анализ детских рассказов.
При обучении рассказыванию по картине используются такие методические приемы, как образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предварительный план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми.
Для того, чтобы работа над сюжетной картиной проходила более продуктивно и интересно, воспитатель может включать в нее разнообразные игры и упражнения, например:
· игровое упражнение « Кто больше увидит?» (ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала);
· игровое упражнение « Кто лучше запомнил?» (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины);
· игровое упражнение «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом);
· игра «Волшебная цепочка» (дети составляют и распространяют предложение по картине, добавляя каждый по одному слову);
· игровое упражнение «Составь предложение» (дошкольники составляют предложения по картине с заданным словом или словосочетанием);
· игра «Кубик эмоций» (дети составляют предложения по картине с заданным эмоциональным состоянием);
· обыгрывание детьми посредством пантомимы действий персонажей многофигурной картины с последующим их оречевлением;
· творческая игра «Угадайка» (по вопросам и указаниям воспитателя дети восстанавливают содержание фрагмента, изображенного на картине, но закрытого экраном);
· игра «Найди ошибку»(воспитатель читает рассказ, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Дети должны обнаружить и исправить ошибки. Выигрывает тот, кто заметил большее число ошибок и верно их исправил);
· прием «вхождения» в картину (воспитатель предлагает детям представить себя на месте изображенного человека или животного:«Представьте, что картина ожила. Что бы вы услышали?»);
· прием «закрытого экрана» (демонстрируется только один фрагмент картины, а остальные фрагменты закрыты экраном. Дети составляют предложения. Воспитатель добивается, чтобы они стали распространенными. Такая работа проходит по всем фрагментам картины, а затем, предложения объединяются в рассказ) ;
· игра «Задай вопрос». (При разборе содержания картины педагог задает детям наводящие вопросы, предваряющие план рассказа. Вначале вопросы задает воспитатель, затем роли меняются. Дети, стимулируемые воспитателем, ставят вопросы, а педагог на них отвечает. Это закрепляет содержание картины, и дети учатся задавать вопросы).
ГЛАВА II .
Примерные конспекты занятий по развитию связной речи.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Рассматривание репродукции картины «Уборка урожая» (приложение 1)
Цель: Учить детей рассматривать сюжетную картину, придумывать ей название; упражнять в согласовании прилагательных с существительными; учить задавать вопросы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дидактическая игра «Узнай на вкус». Воспитатель предлагает детям съесть кусочек овоща с закрытыми глазами и отгадать его название.
II. Рассматривание картины.
· Куда пришли дети? Придумайте им имена.
· Как они одеты?
· Чем занимаются?
· Кто им помогает?
· Какие овощи созрели в огороде?
· Что вы видите на дальнем плане?
· Чем занят тракторист?
· Опишите небо. Почему оно затянуто тучами?
Игровое упражнение «Кто больше увидит?» Назвать предметы, сделанные из дерева (деревянные ящики, деревянные колья, деревянный забор, деревянная лодка, деревянный мостик, деревянная крыша, деревянный черенок) . Назвать предметы, сделанные из железа (железные ведра, железные грабли, железная лопата, железный трактор). Назвать овощи красного, оранжевого, зеленого и коричневого цвета.
III. Физкультурная пауза « Что где растет?»
IV.
Игровое упражнение «Составь предложение» со словами: срывать, выдергивать, выкапывать.
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Витя срывает помидоры, чтобы…
Дети взяли лопаты, чтобы…
Мальчик принес ящик, чтобы…
Учительница помогает детям, чтобы
Игра «Задай вопрос»
Вначале вопросы, предваряющие план рассказа, задает воспитатель, затем роли меняются. Дети, стимулируемые воспитателем, ставят вопросы, а педагог на них отвечает.
· Какое время года наступило?
· Куда пришли дети?
· Что делают дети?
· Кто помогает детям?
· Какой урожай собрали дети?
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: Рассказывание по картине «Уборка урожая» (приложение 1)
Цель: Учить детей составлять связный рассказ по картине; активизировать в речи глаголы: выкапывать, срывать, выдергивать; упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети отгадывают загадку: растут в огороде на грядке,
кто любит их есть-
у того здоровье в порядке.
(овощи)
II. Работа над словарем.
Дидактическая игра «Заготовим овощи впрок»
Воспитатель выставляет грузовик с овощами.
· Какие овощи привез грузовик?
· Как убирали овощи на огороде? картошку – выкапывали
капусту – срубали
помидоры – срывали
морковку – выдергивали
огурцы – срывали
лук – выдергивали
Игровое упражнение «Подбери слово-признак» (дети передают овощ по кругу)
Морковь (какая?) - оранжевая морковь
длинная морковь
спелая морковь
сладкая морковь
Помидоры (какие?) - красные помидоры
круглые помидоры
сочные помидоры
Огурцы (какие?) - зеленые огурцы
длинные огурцы
спелые огурцы
хрустящие огурцы
III. Физкультурная пауза «Что где растет?»
Воспитатель называет овощ. Если он растет под землей – дети садятся на корточки. Если он растет над землей – дети встают.
IV.
Сначала воспитатель предлагает свой зачин рассказа. Потом дети по цепочке составляют мини-рассказы по каждому фрагменту, обозначенному на картине цифрами. Концовку снова дает воспитатель. Затем, один ребенок составляет рассказ по картине в целом.
Примерный образец рассказа:
«Уборка урожая»
Наступила осень. В огороде созрели овощи. Дети вышли собирать урожай. Саша и Витя срывают спелые помидоры. Они кладут их в корзины. Петя и Наташа выкапывают картошку. Таня носит картошку ведрами и высыпает ее в ящики. Света срывает зеленые огурцы и кладет их в ведро. Учительница помогает детям выдергивать морковку. Богатый урожай собрали дети!
V. Анализ последнего рассказа.
· Чем понравился рассказ?
· Какие моменты были пропущены? (если были)
· Придумайте свой вариант названия рассказа.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Рассматривание репродукции картины, «В школьном саду» (приложение 2)
Цель: Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений, согласовании существительных с числительными.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети отгадывают загадку: растут в саду на дереве
с косточкой внутри.
Сладкие, полезные,
ты их собери. (фрукты)
II. Рассматривание картины.
Примерные вопросы к разбору картины:
· Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили?
· Куда пришли дети?
· Какие деревья растут в саду?
· Чем заняты дети?
· Кто ми помогает?
· Как вы думаете, для чего мальчики принесли лестницу?
· Что можно приготовить из яблок?
Дидактическое упражнение «Назови сок, варенье…»
варенье из яблок – яблочное варенье
сок из слив – сливовый сок
компот из груш – грушевый компот
· Как бы вы назвали эту картину?
Игровое упражнение «Кто больше увидит».
Назвать изображенные на картине предметы голубого и белого цвета.
Прием «вхождения в картину».
Представьте, что картина ожила. Что бы вы услышали? (как разговаривают дети, как дует ветер, как плещется вода в реке, как свистит в воздухе скакалка…)
III. Физкультурная пауза «Летние забавы».
Жарким солнечным днем имитация движений по тексту
Через речку мы плывем.
А потом в футбол играем,
Ловко гол мы забиваем.
Сядем мы на самокаты,
Прокатиться очень рады!
В руки мы возьмем скакалку
IV. Упражнения на составление фраз – высказываний.
Игровое упражнение «Составь предложение» со словами: загорать, купаться, прыгать, играть.
Воспитатель помогает детям, показывая соответствующие детали картины.
Игра «Кубик настроения».
· Какое настроение у детей, изображенных на картине?
ЗАНЯТИЕ 16
Тема: Рассказывание по картине «Лето» (приложение 8)
Цель: Формирование умения объединять несколько фрагментов картины в связный рассказ; закреплять навыки грамматически правильной речи.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети отгадывают загадку: если вся вода в реке
солнышком согрета,
если дети загорают –
наступило… (лето)
II. Работа над словарем.
Игровое упражнение «Подбери слово».
· Какая погода летом вам нравится? (теплая, жаркая, солнечная, ясная…)
· Что делают дети летом? (купаются, загорают, плавают, катаются…)
Игровое упражнение «Исправь ошибку в предложении».
Девочки прыгают в скакалку. Девочки прыгают через скакалку.
Мальчики играют на футбол. Мальчики играют в футбол.
Ребята купаются под реке. Ребята купаются в реке.
Дети загорают у пляже. Дети загорают на пляже.
Подружки играют с классики. Подружки играют в классики.
III. Физкультурная пауза «Летние забавы».
Жарким солнечным днем имитация движений по тексту
Через речку мы плывем.
А потом в футбол играем,
Ловко гол мы забиваем.
Сядем мы на самокаты,
Прокатиться очень рады!
В руки мы возьмем скакалку
Скок да скок, нам ног не жалко!
Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра.
IV. Составление рассказа по картине.
Вспомните, как называется картина, на которой изображены летние игры детей?
(выставляется картина).
Сегодня мы будем составлять по ней рассказ.
· С чего можно начать рассказ? (с описания погоды)
· О чем расскажите потом? (об играх детей)
· Чем можно закончить рассказ? (как детям было весело и интересно)
Сначала зачин и концовку рассказа дает воспитатель. А ребенок составляет основную часть рассказа с помощью «волнистой линии». После этого два – три ребенка составляют рассказ самостоятельно.
Примерный образец рассказа:
«Лето»
Наступило жаркое, солнечное лето. Дети обрадовались и вышли на улицу.
Петя и Таня играли в бадминтон. Девочки прыгали через скакалку. Мальчики играли в футбол. Подружки играли в классики. Дети купались в реке и загорали на пляже.
Всем было весело и интересно!
V. Анализ рассказов.
· Чей рассказ вам понравился? Почему?
· В чьем рассказе были пропуски?
· Найдите ошибку в предложении (если есть).
· Как бы вы назвали этот рассказ?
приложение 1
приложение 2
http://pandia.ru/text/79/145/images/image003_37.jpg" alt="100_1856.jpg" width="689" height="512 id=">
приложение 4
http://pandia.ru/text/79/145/images/image005_23.jpg" alt="100_1858.jpg" width="689" height="600 id=">
приложение 6
http://pandia.ru/text/79/145/images/image007_14.jpg" alt="100_1859.jpg" width="643 height=777" height="777">
приложение 8
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глухов связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – Москва: Аркти, 2002.
2. , Коноваленко связной речи.
3. , Чиркина общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – Москва: Айрис пресс, 2004.
4. Чумичева о живописи. – Москва: Просвещение, 1992.
Т.А. СИДОРЧУК, А.Б. КУЗНЕЦОВА
Рисунки Дмитрия Майстренко
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного освоения программы
обучения в школе у выпускника детского сада
должны быть сформированы умения связно
высказывать свои мысли, строить диалог и
составлять небольшой рассказ на определенную
тему. Но чтобы этому научить, необходимо
развивать и другие стороны речи: расширять
словарный запас, воспитывать звуковую культуру
речи и формировать грамматический строй.
Все это так называемый «стандарт», который
должен иметь ребенок при поступлении в школу.
В практике дошкольного обучения речевые задачи
решаются на специально организованных занятиях
по развитию речи, которые носят, как правило,
комплексный характер.
Многие педагогические коллективы используют интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию (или тему) задачи и по развитию речи, и по формированию элементарных математических представлений, и по изобразительной деятельности. В таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи. Но при этом, на наш взгляд, сужаются возможности полноценной подготовки ребенка по развитию речи.
Особенно сложным видом речевой
деятельности для ребенка является рассказывание
по картине. Проблема организации такого занятия
в том, что дети должны выслушивать рассказы по
одной картине сначала воспитателя (образец), а
затем своих товарищей. Содержание рассказов
почти одинаковое. Варьируются лишь количество
предложений и их развернутость. Детские рассказы
страдают скудностью (подлежащее - сказуемое),
наличием слов-повторов («ну»..., «потом»..., «вот»...
и т.д.), длительными паузами между предложениями.
Но главным негативом является то, что ребенок не
строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с
очень незначительной интерпретацией.
В течение одного занятия педагог успевает
опросить только 4-6 детей, остальные при этом
являются пассивными слушателями.
Из отзывов педагогов можно сделать
вывод, что более неинтересного занятия, чем
составление рассказа по картине, нет. Тем не
менее трудно поспорить с тем, что ребенок должен
к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому
такой вид работы должен проводиться и давать
положительные результаты.
Однако мы позволили себе усомниться в том, что:
1) надо обязательно заставлять детей
слушать однообразные рассказы;
2) рассказы, составленные воспитателем и детьми,
которых вызывают первыми, должны служить
примером для подражания другим ребятам;
3) именно такая форма занятия по составлению
рассказов позволяет эффективно решать задачи
речевого развития, не говоря уже о том, чтобы
способствовать формированию творческих
способностей детей.
Возникшее противоречие мы попытались
решить, используя игровые методы обучения
рассказыванию по картине, в том числе метод
составления загадок А.А. Нестеренко, а также
адаптированные методы развития воображения и
элементы теории решения изобретательских задач
(ТРИЗ). При таком подходе результат является
достаточно гарантированным: умение составлять
творческий рассказ по картине на фоне
устойчивого интереса ребенка-дошкольника к
этому виду деятельности.
Предлагаемая методика рассчитана на два типа
рассказов по картине.
1. Описательный рассказ.
Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.
Виды описательного рассказа:
Фиксация изображенных на картине
объектов и их смысловых взаимосвязей;
- описание картины как раскрытие заданной темы;
- развернутое описание конкретного объекта;
- словесно-выразительное описание
изображенного с использованием аналогий
(поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).
2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).
Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.
Виды рассказов:
Фантастическое преобразование
содержания;
- рассказ от имени изображенного
(представляемого) объекта с заданной или
самостоятельно выбранной характеристикой.
Наиболее оправданная форма обучения
дошкольников рассказыванию - дидактическая
игра, которая имеет определенную структуру:
дидактическую задачу, игровые правила и игровые
действия.
Предлагаемое пособие включает в себя игры как с
изображенным на картине объектом, так и в целом
по содержанию всей картины.
Часть игр направлена на обучение ребенка
описательному рассказыванию, часть -
опосредованно касается содержания картины и
направлена на развитие воображения.
Сформированные у детей умения
систематизировать, классифицировать,
прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем
могут использоваться ими при построении
собственных рассказов.
Общие требования к организации работы с картиной
1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
Публикация статьи произведена при поддержке образовательного учреждения «Ученики Пифагора». Образовательное учреждение «Ученики Пифагора» - это русскоязычная школа и детский сад, располагающиеся в республике Кипр. Воспользовавшись услугами образовательного учреждения «Ученики Пифагора», Вы сможете записать Вашего ребенка в школу на Кипре, что позволит ему получить высококачественное образование, сохранив любовь к русскому языку и культуре. Высокоэффективные программы обучения , использование самого современного оборудования, большой опыт работы и профессионализм педагогов школы «Ученики Пифагора», помогут ребенку раскрыть его богатый потенциал в спорте и самых разных науках. Узнать больше об образовательном учреждении «Ученики Пифагора», и записаться в школу онлайн можно на сайте http://pithagoras-school.com
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ
на примере картины «Собака со щенками»
1. Определение состава картины
Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.
Игра с «подзорной трубой»
Цель:
упражнять детей в умении
выделять конкретные объекты, изображенные на
картине, и давать им соответствующие названия.
Материалы:
рассматриваемая картина,
альбомный лист бумаги, свернутый для имитации
подзорной трубы.
Ход игры:
каждый ребенок по очереди
рассматривает картину в «подзорную трубу» и
называет только один объект. Например:
мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с
черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами,
косточка, миска с молоком, будка, дом, елка,
веревка, трава...
Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
Игра «Кто в кружочке живет?»
Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.
Материалы:
картина, чистый лист
бумаги (50 x 30 см), фломастер одного цвета (например,
синий).
Ход игры:
каждый ребенок должен назвать, кто
из персонажей или объектов картины «живет» в
указанном педагогом кружочке, и схематично
нарисовать названное существо или предмет.
Игровое правило: в кружке должен находиться
только один объект, например:
собака - щенок 1 - щенок 2 - щенок 3 - дом - будка - миска - ель
Игра «Ищу родственников»
Цель:
учить детей классифицировать
объекты на картине и активизировать словарь
обобщающими понятиями.
Игровое действие: нахождение однородных
объектов по заданному классификационному
принципу:
1) природный мир - рукотворный мир;
2) живая - неживая природа;
3) целое - частное;
4) по месту нахождения;
5) по выполняемой функции.
Например:
1) Собака, щенки, трава, земля, небо,
деревья, молоко - природный мир.
Будка, миска, дом, веревка - рукотворный мир.
2) Собака, щенки, трава - живая природа.
Небо, земля - неживая природа.
3) Крыша, труба, окна, стены - дом.
Голова, туловище, ноги, хвост - собака.
4) Береза, ель, кусты, трава - опушка
леса.
Собака, щенята, будка, пища - лужайка перед домом.
5) Дом, будка - здание, сооружение.
Миски глубокая и мелкая - посуда.
2. Установление взаимосвязей между объектами
Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.
Игра «Ищу друзей (недругов)»
Цели:
установление
эмоционально-духовных связей и взаимодействий
между изображенными объектами на уровне «хорошо
- плохо»; развитие связной речи; упражнение в
использовании предложений со
сложноподчинительной связью.
Игровое действие:
поиск «друзей (недругов)»
применительно к конкретному объекту.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не
повторяли ответы других, отвечали развернуто и
доказательно.
Примеры:
Собака - дом.
«Собака с удовольствием сторожит дом, потому что
хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят
вовремя пищу и даже построили будку».
Веревка - собака.
«Собаке неприятно, что веревка не пускает ее
гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо,
потому что веревка удерживает ее у дома, который
должна сторожить собака».
Игра «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит»
Цели:
Учить детей объяснять
взаимодействие между объектами на уровне
физических связей;
- подвести их к выводу, что все на картине
взаимосвязано;
- упражнять в умении строить рассуждение,
соблюдая его структуру.
Материалы:
картина, лист со
схематически обозначенными объектами (из игры
«Кто в кружочке»), фломастеры контрастных цветов.
Игровое действие:
нахождение физических
связей между объектами. Нужно соединить кружочки
с выбранными объектами линией и обосновать их
связь, не повторяя друг друга.
При установлении взаимосвязей педагог должен
обращать внимание детей на то, что один объект
при взаимодействии с другим всегда что-то
приобретает и что-то отдает.
Например:
Щенок - ель.
«Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у
земли, для того чтобы расти, а земля с помощью ели
укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя
лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю».
Другие примеры:
Собака - дом; щенок 1 - будка; щенок 2 - миска;
щенок 3 - ель.
Игра «Живые картинки»
Цели:
учить детей ориентироваться
в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать
развернутыми предложениями на вопросы о
местонахождении объекта.
Ход игры:
каждый ребенок «превращается» в
один из объектов на картине, объясняет словами
свое местонахождение в двухмерном пространстве
относительно других объектов, изображенных на
картине, а затем моделирует его в трехмерном
пространстве (на ковре).
Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию
местонахождения объектов в трехмерном
пространстве и наблюдается воспитателем 5-7
секунд после построения всех детей-объектов на
ковре.
Пример игры
Распределение ролей:
дом - Оля,
будка - Лена,
собака - Вася,
ель - Оксана,
веревка - Федя.
Дом-Оля:
Я нахожусь на опушке леса,
окнами смотрю на будку и собаку со щенятами,
сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на
ковре я должна встать подальше от края.
Будка - Лена:
Позади меня дом, а впереди -
собака со щенятами. На ковре я встану между
собакой и домом.
Ель - Оксана:
На картине я нахожусь далеко,
дальше дома - в лесу. На ковре я встану позади
дома.
Собака - Вася:
Я нахожусь в середине лужайки
на картине. На ковре я встану в центре перед
будкой.
Веревка - Федя:
Я - веревка и соединяю будку
и собаку. На ковре я нахожусь между будкой и
собакой.
3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств
Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Цели:
- учить представлять различные звуки и
передавать свои представления в законченном
рассказе;
- побуждать к фантазированию путем построения
предполагаемых диалогов между живыми и неживыми
объектами по сюжету картины.
Ход игры:
всматриваясь в объекты,
изображенные на картине, нужно представить
издаваемые ими звуки и затем составить связный
рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой
картине». Составить рассказ «О чем говорят
объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.
Примерные варианты рассказов:
1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».
2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть».
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»
Цель:
учить представлять возможные
запахи, передавать свои представления в
законченном рассказе и фантазировать на основе
предполагаемых восприятий запахов.
Ход игры:
нужно представить запахи,
свойственные объектам, изображенным на картине,
и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».
Например:
«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке».
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»
Цель:
учить детей представлять
возможные осязательные ощущения при
воображаемом соприкосновении с различными
объектами, обозначать словами их специфические
признаки и составлять законченный рассказ.
Ход игры:
нужно представить ощущения,
возникающие при воображаемом касании руками или
ином кожном соприкосновении с объектами на
картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю
руками и лицом».
Пример рассказа:
«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки - жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле - жестко и больно».
Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»
Цели:
- учить детей разделять объекты на
съедобные-несъедобные с точки зрения человека и
других живых существ, изображенных на картине;
- уточнить представления о способах и продуктах
питания;
- побуждать передавать в речи различные
вкусовые характеристики.
Игровые действия:
объекты, имеющиеся на
картине, разделяются на относящиеся к
растительному или животному миру. Воспитатель
объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут
слова, обозначающие отношение каждого живого
существа к продуктам питания (любит - не любит,
вкусно - невкусно, сытый - голодный и т.п.), и
описывают разные способы питания (способы
питания растительного, животного мира различны).
Затем они описывают свои предполагаемые
вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и
невкусно» (с точки зрения выбранного на картине
объекта).
Примеры рассказов:
1. «Я - рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых - жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня - это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный».
2. «Я - ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и невкусно».
4. Составление образных характеристик объектов
Игра «Подбери такое же по цвету»
Цель:
упражнять детей в сравнении
объектов по цвету и учить находить ярко
выраженное цветовое решение в знакомых детям
объектах.
Игровое действие:
назвать цвета объектов или
их частей на картине и найти данный цвет в
предметах окружающего мира.
Составление открытых описательных загадок,
которые подходят под разные объекты и имеют
множество отгадок.
Например:
Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)
Игра «Сравни по форме»
Цель:
упражнять детей в сравнении
предметов по форме и учить находить выделенную
форму в предметах окружающего мира.
Игровое действие:
назвать форму объектов или
их частей на картине и найти данную форму в
предметах окружающего мира.
Игра «Сравни по материалу»
Цель:
упражнять детей в сравнении
предметов по материалу и учить находить
выделенный материал в предметах окружающего
мира.
Игровое действие:
назвать материал, из
которого сделан объект, изображенный на картине,
и найти предметы, сделанные из такого же
материала, в окружающей среде.
Составление открытых загадок.
Далее воспитатель может самостоятельно провести
серию игр по выделению специфических признаков
объектов, их действий, назначений, размеру и т.д.
Итогом является составление описательных
загадок через речевые связки: «Как...» или «Но
не...».
Например:
Загадка про веревку: «Длинная, но не река; извилистая, но не змея; крепкая, но не сталь; удерживает, но не замок».
Загадка про ель: «Зеленая, как зеленка; высокая, как башня; сама растет, как человек; дает тень, но не зонтик».
5. Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени
Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).
Ход занятия:
1. Объекты на картине разделяются на три категории:
а) рукотворный мир;
б) живая природа;
в) неживая природа.
2. Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:
Объекты животного мира,
изображенные на картине, рассматриваются в
рамках суточного изменения, например, при
составлении описательного рассказа на тему «Я
вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или
«Я представлю, что было с ней поздно вечером».
- Объекты растительного мира можно
рассматривать в рамках изменения времен года,
например: что было с березой зимой или что с ней
будет ранней осенью.
- Неживая природа рассматривается в рамках
крупных изменений окружающего ландшафта (это
зависит от разумной или неразумной деятельности
человека), например: как выглядело это место на
картине, когда человека еще не было на земле; как
будет выглядеть это место через сто лет.
- Рукотворные объекты рассматриваются в рамках
времени их создания и использования. Например:
кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем,
когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней
нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.
Примерная последовательность вопросов к детям:
1) Какое время года изображено на картине? (Старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например: раннее лето, позднее лето и лето в зените.)
2) В какой части суток происходит действие на картине? (Старшие дети должны различать раннюю и позднюю часть суток, раннее и позднее утро.)
3) Изображенное на картинке отображает сегодняшний день жизни человека, далекое прошлое или будущее.
Пример рассказа.
«Миска с молоком»
«Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят молоко. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить в мисочку свежего молока. Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».
6. Составление рассказов от лица разных героев
Цель:
учить детей вживаться в образ
и составлять связный рассказ от первого лица.
Ход занятия:
1. Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь
или во что-нибудь (целый объект или его часть,
например: береза или ее ветка).
2. Выбрать специфическую характеристику объекта,
например: старая береза или больная ветка.
3. Предложить детям описать картину с точки
зрения выбранного объекта.
Пример рассказа.
«Мудрая береза»
«Я - береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».
МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА
С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме.
Использовать такие игры можно начиная со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.
Игра «Да - Нет»
(на загаданный объект, его часть или однородное множество)
Цель:
учить классифицировать
объекты по заданным признакам.
Игровое действие:
ведущий загадывает на
картине объект, дети задают вопросы, сужающие
поле поиска объекта, отгадывают его и описывают.
Правила игры.
Дети знают, что ведущий отвечает на вопросы в
основном только «Да» или «Нет», хотя возможны
также ответы «Не имеет значения» (в случае
незначительности выясняемого признака) и «Да и
нет одновременно» (указывающий на наличие
противоречивых признаков объекта).
Ведущий не позволяет просто перечислять
изображенные на картине объекты.
Все играющие должны знать примерный алгоритм, по
которому задаются вопросы.
Алгоритм сужения поля поиска загаданного объекта
Загаданный объект относится к рукотворному миру или к нерукотворному?
Необходимо также задавать вопросы
о частях объекта и количестве загаданного, о
времени создания объекта или о его возрасте.
Вопросы могут задаваться детьми не строго в
указанной последовательности.
Пример 1.
Ведущий загадал окно дома.
Примерная последовательность детских вопросов,
на которые ведущий должен ответить «Да»:
- Это относится к рукотворному миру?
- В нем живут?
- Люди?
- Это часть дома?
- Это сделано из дерева и из стекла?
- Его форма плоская? Прямоугольная?
- Размер этого примерно в рост человека?
- Это одного цвета?
- Эта часть сооружения служит для освещения
жилища?
Пример 2.
Загаданы облака на небе.
Вопросы, на которые ведущий отвечает
утвердительно:
- Это относится к природному миру?
- Это относится к неживой природе?
- Это газообразное и жидкое?
- Это приносит пользу человеку? (Ответ ведущего:
«И да и нет».)
- Это находится в верхней части картины?
- Это множество одних и тех же объектов?
Пример 3.
Загадана ветка березы с листьями.
Вопросы, на которые дети получают утвердительный
ответ:
- Это природный мир? Живая природа?
- Мир растений? Дикорастущее?
- Это дерево?
- Ствол у этого дерева белый?
- Загадана часть березы? Та, которая находится
над землей?
- Ветка эта имеет больше десяти листочков?
(Ответ: «Не имеет значения».)
Обязательным условием окончания игры
является описание отгадавшим объекта по
выясненным признакам.
Например, в первом случае ребенок говорит: «Была
загадана часть дома «окно», которое сделано, как
и дом, руками человека. Окно состоит из дерева и
стекла. Оно плоское и прямоугольное по форме.
Стекло прозрачное, а дерево покрашено в голубой
цвет. По размеру окно примерно равно росту
человека. Окно люди делают в доме для того, чтобы
было светло в комнате и видно происходящее на
улице».
Игра «Аукцион»
Цели:
- учить как можно более полному перечислению
составляющих объекта;
- формировать понятие об отношениях «целое -
часть - подчасть».
Игровое действие:
ведущий выбирает
какой-либо объект и предлагает детям перечислить
его элементы по принципу: главные части, в них -
подчасти, в подчастях - составляющие и т.д.
Сначала ребенок должен назвать некое основное
составляющее объекта, а затем найти в нем его
часть по принципу «матрешки». Ведущий награждает
того, кто последний назовет цепочку
составляющих, не повторяя предыдущих.
Например:
Конура собаки состоит из крыши, пола, двух боковых стенок, одной задней и одной передней. У пола две части: та, что находится на земле, и та, что является подстилкой для собаки. Пол для собаки - это фанерка, прибитая гвоздями. Фанера состоит из слоев дерева.
Игра «Что с чем связано»
Цель:
учить описывать объект с
точки зрения его разнообразных связей с
окружающим.
Игровое действие:
выбранный объект
представляется как ищущий у встречных дружбы или
разгадывающий их не очень добрые замыслы (то есть
связи данного объекта с другими раскрываются с
точки зрения «хорошо - плохо»).
Примеры описаний.
Выбранный объект - щенок с коричневыми пятнами (ему можно дать имя, например, Забияка).
1. Описание отношений Забияки с другим щенком (он с костью, поэтому его можно назвать Обжоркой): «Забияка совсем не обращает внимания на Обжорку, потому что ему не нужна кость - он сыт. Но потом, когда он проголодается, Забияка обязательно начнет отбирать кость у Обжорки!».
2. Описание отношений Забияки со щенком по имени Игрун: «Забияке всегда хочется подраться, но Игрун только делает вид, что злится, а на самом деле он играет с Забиякой. Да и Забияка не по-настоящему лает на братика, только так, чтобы потренировать свой голос и показать остренькие зубы».
3. Описание связей Забияки и дома: «Когда Забияка дерется, он все время поглядывает на дом: а вдруг выйдет хозяйка и будет сердиться на то, что он такой задира. Хорошо, если из дома выйдет сын хозяйки - с ним и подраться можно!»
Педагог может объявить конкурс среди детей по поиску связей заданного объекта с изображенным на картине. Обязательное условие для детей - объяснение связи заданного объекта с изображенным на картине.
Игра «Путешествие на машине времени»
Цель:
учить составлять рассказ об
объекте с точки зрения времени его
существования.
Игровое действие:
ведущий выбирает объект и
предлагает играющим прокатиться с ним на «машине
времени», а потом рассказать о том, что было с
объектом в прошлом и будет в будущем.
Правила игры:
- нельзя рассказывать о времени, когда данного
объекта не было;
- не обязательно подробно рассказывать о
моменте существования объекта на картине.
Пример рассказа.
«Травинка»
«Жило-было маленькое семечко. Его носило ветром по миру. И вот однажды ветер опустил его на полянку, где только что построили будку для собаки. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что наконец наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда на нее наступали. Самые тяжелые существа - люди. Мама-собачка полегче, но все равно ее ноги сильно приминали травинку. А легкие и мягкие лапки щенят травка даже любила. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но все же опять будет так холодно!»
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям новую картину, затем целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.
Модель работы с картиной как целостной системой
1. Выделение объектов, изображенных на
картине.
2. Установление взаимосвязей различного уровня
между объектами.
3. Представление объектов с точки зрения их
восприятия различными анализаторами.
4. Описание изображенного средствами
символической аналогии.
5. Представление объектов в рамках времени их
существования.
6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с
заданной характеристикой.
Главная сложность организации и проведения такой работы с детьми 4-7 лет заключается в том, что у них еще не сформированы классификационные и системные умения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно осуществлять работу в данном направлении с любым (не обязательно со всеми) объектом, изображенным на этой же картине.
Основные операции анализа объекта
1. Выбор основной (возможной) функции
объекта.
2. Перечисление составляющих объекта по принципу
«матрешки».
3. Обозначение сети взаимосвязей одного объекта с
изображенным на картине.
4. Представление «жизни» объекта на временной
оси.
Представленная модель может служить основой для построения педагогических технологий при обучении детей (не только дошкольного возраста) описанию пейзажной или предметной картинки. Перспективен данный подход и при анализе литературных произведений любого жанра, если педагог ставит своей целью развитие творческих способностей ребенка.
СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ И ИГР ПО КАРТИНАМ
(разработаны Ириной Гуткович, завучем научно-методического центра № 242 г. Ульяновска)
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «БЕЛКА»
(Вторая младшая группа)
Задачи:
Учить определять состав картины,
- устанавливать связи и взаимодействия между
основными объектами,
- сравнивать объекты по форме,
- побуждать детей к составлению рассказа из 3-4
предложений.
Первая игра
Воспитатель (В.): Дети, сегодня у нас в
гостях Волшебник Деления. Он подарил всем по
подзорной трубе, через которую на картине виден
только один предмет или одно живое существо.
Посмотрите на картину в свои волшебные подзорные
трубы и скажите: кого или что вы там видите?
(По мере называния объектов воспитатель
схематично обозначает их в кружочках на большом
листе бумаги.)
Дети:
- Белку.
- Бельчонка, который бежит по дереву.
- Еще одного бельчонка, который сидит в дупле.
- Бельчонка, которого держит белка.
- Дупло.
В.:
А дупло - это часть чего? (Ответы детей.)
Верно, дерева...
Вторая игра
В.: А сейчас к нам пришел Волшебник
Объединения и все соединил между собой. Он
соединил белочку с веточкой - как вы думаете,
почему?
Дети:
Она на ней сидит.
(По мере нахождения и объяснения связей между
объектами воспитатель чертит линии-соединения.)
В.:
А еще с кем или с чем объединил белочку
Волшебник?
Дети:
Белку с бельчонком. Потому что белка
держит его в зубах.
В.:
А вот этого бельчонка?
Дети:
С деревом. Потому что он по дереву бежит.
А бельчонка в дупле - с дуплом, потому что он в
дупле сидит...
Третья игра
В.: А сейчас ваша подзорная труба
видит только то, что имеет круглую форму.
Назовите, что вы видите.
Дети:
Дупло.
В.:
На что оно похоже?
Дети:
На тарелку, на колесо...
Глазки у белочки и бельчат тоже кругленькие.
В.:
Какие они, на что похожи?
Дети:
Они похожи на бусинки.
В.:
Да, глазки маленькие, как бусинки. А
представьте, что вы гладите белку; какая она?
Дети:
- Мягкая.
- Пушистая.
- Гладкая.
Занятие с подгруппой
В.: В гостях у нас любимая картина.
Кто на ней изображен?
Сейчас Настя расскажет про белочку и ее бельчат.
Настя:
Одна белочка была мамой. У нее были
бельчата. Один в дупле, один на дереве, одного она
держит в зубах. Они маленькие, пушистые. Глазки,
как бусинки.
В.:
Катя, а теперь ты расскажи...
Катя:
Белочка сидит на дереве. Она пушистая,
гладкая, глазки маленькие. Это мама. У нее есть
бельчата: один в зубах - она его носит. Другие -
на дереве.
В.:
Миша, расскажи нам про белочек.
Миша:
На дереве сидит белка. Она держит
бельчонка в зубах. Один бельчонок сидит в дупле,
один бежит по дереву. Бельчата маленькие,
пушистые.
Игры-занятия проводила Н.БУРМИНСКАЯ.
ИТОГОВОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ “КОШКА С КОТЯТАМИ”
(Вторая младшая группа)
В.:
Расскажите, что вы видите на
картине.
Алена:
Я вижу на картине, как около мисочки
котенок играет клубком, а из мисочки другой
пьет… и у него капает с носика…
В.:
А что еще ты видишь?
Алена:
Кошка-мама спит, и у нее шкурка теплая,
а на улице солнышко не светит, вот ей и холодно.
Носик свой греет.
Наташа:
В корзине клубочки раньше лежали, а
котенок-киска стал играть и все свалил. Бабушка
хотела носочки вязать, а теперь все спуталось…
В.:
Кому бабушка хотела связать носки?
Наташа:
Внучку своему, потому что холодно
зимой. А котенок-киска все испортил. Клубочки
рассыпал.
(Воспитатель просит превратиться в кого-нибудь
на картине.)
Сережа:
Я на картине котенок - вот этот,
спящий.
В.:
А как тебя зовут?
Сережа:
Меня зовут Сережа-котенок. Я
сплю-сплю, потому что ночью не спал. (Дети
смеются.)
В.:
Почему же ты не спал?
Сережа:
Мама ходила мышей ловить, а я плакал и
не спал.
В.:
Что еще ты хочешь нам рассказать?
Сережа:
Братики спали, а я нет. Все.
Марат:
Здесь кошечка с котятами. Один играет,
второй, в пятнышках, молоко пьет. У него лапки
маленькие, и коготков не видно, у другого вон
видно (показывает).
Когда эти царапаются у
мамы, то сильно, а у котят - нет.
В.:
А еще в чем различия между котятами и их
мамой?
Марат:
Ушки и носики у них маленькие, а у нее
большие, и усы (показывает на себе)
такие.
Кошка на половичке лежит полосатом, и сама
полосатая. Котятки разные у нее.
В.:
Настя, как бы ты назвала эту картину?
Настя:
“Котятки и кошка”.
В.:
В кого ты превратишься?
Настя:
Я – глаза кошки-мамы. Смотри-смотри,
как играет один мой сынок, весь перепутался.
Лапки у него черные и в нитках. Другой сыночек…
В.:
А может, это дочка?
Настя:
Нет, сыночек молоко пьет. Мне не
оставит…
В.:
Жалко?
Настя:
Нет, я попила уже, пусть пьет. И еще
котеночек под боком лежит, теплый такой и урчит
“мр-мр”.
Игры-занятия проводили Е.МАШКОВА и Н.БУРМНСКАЯ.
ИГРЫ В КАРТИНКАХ
Какой поросенок из нижнего ряда должен занять пустующее место?