Рассматривание картины «Поздняя осень». Составление описательного рассказа. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи "Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней"

Тема : Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Цель : закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).

А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).

Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин? (Об осени.)

С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость...)

Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)

Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).

Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...

Какие приметы осени вы видите на этой картине?

Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)

Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)

Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)

Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Тема: Составление рассказа по картине «Золотая осень»

Цель: учить детей составлять рассказ по картине.

Задачи: 1. Воспитывать любовь к природному окружению.

2. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

3. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по

Картине.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

Ребята, отгадайте мою загадку, о каком времени года она.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Кто догадался, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

Дети: Об осени.

Правильно, это загадка про осень. Сейчас у нас наступила осень. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года.

(Когда дети отвечают на вопросы, воспитатель вставит картины подходящие к ответу.)

Ребята, сколько всего осенних месяцев? (Три)

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как можно осень назвать в сентябре? (Ранняя, золотая, разноцветная)

А почему она золотая? (Потому что листья пожелтели)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая, холодная)

Почему дождливая? (Потому что часто идут дожди, моросит)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)

Почему поздняя? (Потому что ноябрь – последний месяц осени, холодно, снег с дождем)

Ребята, какое явление природы мы называем листопадом? (Когда падают много листьев)

В какую погоду листочков падают больше? (Когда дует сильный ветер)

3.- Молодцы, ребята, вот как много знаете вы про осень. А давайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Да или нет». Я задам вам вопросы про осень, а вы должны на них отвечать только одним словом «да» или «нет».

(Игра проводится в кругу с мячом)

  • Осенью растут грибы? (Да)
  • Тучки солнце закрывают? (Да)
  • Холодный ветер дует? (Да)
  • Туманы осенью плывут? (Да)
  • Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет)
  • А букашки прилетают? (Нет)
  • Звери норки закрывают? (Да)
  • Урожай все собирают? (Да)
  • Птицы улетают? (Да)
  • Часто-часто идут дожди? (Да)
  • Одеваем ли мы сапоги? (Да)
  • Солнце светит очень жарко? (Нет)
  • Можно детям загорать? (Нет)
  • Ну а что же можно делать?

Куртки, шапки надевать? (Да)

  1. Художественное слово, слайды про осенний лес, музыка П.Чайковский «Октябрь»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Листья солнцем наливались,

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели, потекли и полетели.

Ветер золото кружит, золотым дождем шумит.

  1. – Ребята, осень-художница нарисовала картину про осень и отправила по интернету нам. Я назвала эту картину «Золотая осень». (Рассказ по картине)

Вопросы по картине:

  1. Какое время года нарисовала осень-художница на картине?
  2. Что вы видите на картине?
  3. Какие листья на деревьях?
  4. Вдали что видите?
  5. Ребята, что такое листопад?
  6. Я назвала эту картину «Золотая осень», а как бы вы назвали эту картину?
  7. Понравилась ли вам эта картина?
  1. Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся)

Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (движение руками вправо-влево)

Будто опять закружится хотят.(поднимаются, кружатся)

  1. Стук в дверь.

Ребята, слышали кто то стучится к нам в дверь. (Воспитатель заносит в комнату корзину с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это письмо Осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям самим придется догадаться о чем там было написано. Воспитатель читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые воспитатель старается записать.)

Рассказ “Осень”.

На смену лету пришла…(золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели …(разноцветный наряд). (Красные, желтые)… листья горят на солнышке,а затем (падают,укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться… (по домам) . Птицы собираются в стаи …(и улетают в теплые края). Звери делают …(запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

  • Чтение письмо Осени, который составлен с помощью воспитателя.
  • Вместе с детьми составление рассказа по картине.

Ребята, мы сегодня много нового узнали об осени. Давайте вы сами попробуйте составить рассказ по этой картине. (Дети сами составляют рассказ по картине по 2-3 предложения)

  1. Итог занятия.
  1. О каком времени года мы сегодня составили рассказ?
  1. Что нового узнали сегодня?
  1. Что бы вы хотели узнать об осени?
  1. Кому расскажете дома о золотой осени?

Цели:

Уточнить знания детей о признаках осени;

Формировать навыки составления короткого описательного рассказа с использованием опорных схем;

Активизировать «осенний» словарь: слякоть, непогода, ненастье, бурая, ржавая, рыжая трава, пожухлые листья;

Развивать связную речь, мышление, внимание, воображение;

Формировать пространственно-временные представления;

Воспитывать интерес к пейзажной живописи.

Оборудование: картина «Поздняя осень», буквы «с», «о», «н», цифры «1», «2», «3», грамзапись П.И. Чайковского «Осенний день», опорные схемы для составления описательного рассказа.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку

Несу я урожаи

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю

Но не боюсь я сосен

И ёлочек... я... (Осень)

Ребята, пригласим в гости слова, которые живут осенью? Я буду произносить разные слова. Как только вы услышите слово, которое живёт осенью, вы должны будете хлопнуть в ладоши.

- Сентябрь , капель, метель, слякоть , дождь , снегопад, листопад , ненастье , ласточка, ноябрь , сугроб, одуванчик, золотая , земляника, грибы , август, октябрь .

Слова, которые вы пригласили, останутся у нас на занятии.

У осени есть три сына. Что это за сыновья?

Как зовут первого сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка - «с».

Коля, найди букву «с», поставь её под цифрой «1».

Второй осенний месяц назовите так, как будем писать.

Как зовут третьего сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка «н».

Прочитаем слово «СОН».

Как вы считаете, матушка Осенина выбрала бы себе это слово?

Что происходит в природе в конце осени?

- Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Некоторые животные впадут в спячку, они прячутся в норы и засыпают, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом. Деревья сбросили листву.

О разных временах года композиторы пишут музыку. Послушайте произведение П.И. Чайковского «Осенний день».

Что вам хотелось бы делать под эту музыку?

- Посидеть, поспать...

Многие художники изображают осенние пейзажи. Какой период осени изобразил художник на этой картине?

- Конец осени.

Как вы догадались?

- Деревья голые, трава завяла, потемнела, стала бурой, ржавой.

Внимательно посмотрите на картину и подскажите её название.

- «Поздняя осень».

Какие краски использовал художник в своей картине?

- Холодные, тёмные.

Что вы видите на переднем плане?

- Дорогу.

Какая дорога?

- Широкая, длинная, грязная.

Что вы видите на дороге?

- На дороге широкая грязная лужа и маленькие лужицы.

Посмотрите влево, кого вы видите слева, на обочине дороги?

- Слева, на обочине дороги четыре вороны.

Что изображено справа от дороги?

- Справа, от дороги, на картине изображены разные деревья: берёзы, клёны, сосны.

Что вы видите вдали на картине?

- Деревья, а за ними деревня, а за деревней густой лес.

Я думаю, что художник изобразил ясный день. Вы согласны со мной?

- Нет, на картине пасмурный, ненастный, хмурый день.

Как вы это определили?

- Нет солнца, небо низкое, хмурое, серое. По низкому небу плывут тёмные, дождевые тучи.

Увидеть все, что есть, на этой картине могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите «бинокли». Что вы видите ещё на картине?

- Вдали лежит длиннохвостая, белобокая сорока. Высоко в небе кружится стая птиц. На ветке сидит сорока.

Дети, а как птицы предвещают непогоду, ненастье?

- Вороны собираются в стаи, летают высоко и низко, громко каркают, а сороки трещат.

Ребята, эта картина непростая, она звучит. Представьте, что мы с вами вошли в картину и оказались на этом пригорке, или на этой дороге, возле деревни. Закройте глаза и представьте, какие звуки вы услышали?

- Крики птиц, шорох листвы, звук ветра, треск сучьев.

Вдохните глубоко. Какой воздух?

- Холодный, сырой, свежий.

Сейчас я взмахну волшебной веточкой, и вы превратитесь в осенние листья.

Психогимнастика «Осенние листья»

Где находятся листочки?

- На дереве.

А как они держатся за ветку?

- Черешком – как будто это рука.

Крепко держатся листочки за веточку. Ветерок подул... ветер дует сильнее... сильный ветер подул...

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад...

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Все листочки слетели, ветер утих. Где вы сейчас? Что вы чувствуете?

Кто-то говорит, что он лежит в луже, кто-то спрятался под скамейку, кого-то взяли домой для букета...

Вам, листочки, хотелось бы полететь в дальние страны? Подул волшебник-ветер, поднял листочки с земли, они закружились в воздухе и полетели. Что вы видите сверху?

- Землю, дома, речку.

Ветер утих, вы опустились на землю. Я дотронусь до вас волшебной веточкой, и вы опять превратитесь в детей и расскажите, какими были листьями и где росли?

- Я был осиновым листочком и рос на осине...

Мы опять с вами в своей группе. Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься? На доске выставлены схемы составления рассказа.

- Составлять рассказ.

Помогите правильно составить первое предложение:

Был осенний хмурый пасмурный день.

Небо было тёмным, серым, хмурым, низким.

По низкому небу плыли тёмные дождевые тучи.

Недавно прошёл сильный дождь.

На дороге образовались большие лужи и маленькие лужицы.

Вдали по грязной дороге идут школьники.

Деревья стоят голые.

На дубах и клёнах остались последние пожухшие листья.

Холодный сырой ветер срывает листья деревьев и уносит их далеко от дерева.

Зимующие птицы собираются в стаи, летают высоко и низко, ищут себе корм.

Закончим наш рассказ стихотворением.

Осенние денёчки

Везде большие лужи

Последние листочки

Холодный ветер кружит.

Какие ещё стихотворения вы знаете о поздней осени?

Дети читают стихотворения:

И. Бунина «Лес, точно терем расписной»,

А. Плещеева «Осень»,

А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»...

Итог занятия:

Дети, вам понравилось сегодня занятие?

Что вам понравилось больше всего?

Нравится 1 Плохо 0

Цели:

Уточнить знания детей о признаках осени;

Формировать навыки составления короткого описательного рассказа с использованием опорных схем;

Активизировать «осенний» словарь: слякоть, непогода, ненастье, бурая, ржавая, рыжая трава, пожухлые листья;

Развивать связную речь, мышление, внимание, воображение;

Формировать пространственно-временные представления;

Воспитывать интерес к пейзажной живописи.

Оборудование: картина «Поздняя осень», буквы «с», «о», «н», цифры «1», «2», «3», грамзапись П.И. Чайковского «Осенний день», опорные схемы для составления описательного рассказа.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не боюсь я сосен

И ёлочек... я - … (Осень)

Ребята, пригласим в гости слова, которые живут осенью? Я буду произносить разные слова. Как только вы услышите слово, которое живёт осенью, вы должны будете хлопнуть в ладоши.

Сентябрь, капель, метель, слякоть, дождь, снегопад, листопад, ненастье, ласточка, ноябрь, сугроб, одуванчик, золотая, земляника, грибы, август, октябрь.

Слова, которые вы пригласили, останутся у нас на занятии.

У осени есть три сына. Что это за сыновья?

Как зовут первого сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка - «с».

Коля, найди букву «с», поставь её под цифрой «1».

Второй осенний месяц назовите так, как будем писать.

Как зовут третьего сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка «н».

Прочитаем слово «Сон».

Как вы считаете, матушка Осенина выбрала бы себе это слово?

Что происходит в природе в конце осени?

Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Некоторые животные впадут в спячку, они прячутся в норы и засыпают, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом. Деревья сбросили листву.

О разных временах года композиторы пишут музыку. Послушайте произведение П.И. Чайковского «Осенний день». Что вам хотелось бы делать под эту музыку?

Посидеть, поспать...

Многие художники изображают осенние пейзажи. Какой период осени изобразил художник на этой картине?

Конец осени.

Как вы догадались?

Деревья голые, трава завяла, потемнела, стала бурой, ржавой.

Внимательно посмотрите на картину и подскажите её название.

- «Поздняя осень».

Какие краски использовал художник в своей картине?

Холодные, тёмные.

Что вы видите на переднем плане?

Какая дорога?

Широкая, длинная, грязная.

Что вы видите на дороге?

На дороге широкая грязная лужа и маленькие лужицы.

Посмотрите влево, кого вы видите слева, на обочине дороги?

Слева, на обочине дороги четыре вороны.

Что изображено справа от дороги?

Справа, от дороги, на картине изображены разные деревья: берёзы, клёны, сосны.

Что вы видите вдали на картине?

Деревья, а за ними деревня, а за деревней густой лес.

Я думаю, что художник изобразил ясный день. Вы согласны со мной?

Нет, на картине пасмурный, ненастный, хмурый день.

Как вы это определили?

Нет солнца, небо низкое, хмурое, серое. По низкому небу плывут тёмные, дождевые тучи.

Увидеть все, что есть, на этой картине могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите «бинокли». Что вы видите ещё на картине?

Вдали лежит длиннохвостая, белобокая сорока. Высоко в небе кружится стая птиц. На ветке сидит сорока.

Дети, а как птицы предвещают непогоду, ненастье?

Вороны собираются в стаи, летают высоко и низко, громко каркают, а сороки трещат.

Ребята, эта картина непростая, она звучит. Представьте, что мы с вами вошли в картину и оказались на этом пригорке, или на этой дороге, возле деревни. Закройте глаза и представьте, какие звуки вы услышали?

Крики птиц, шорох листвы, звук ветра, треск сучьев.

Вдохните глубоко. Какой воздух?

Холодный, сырой, свежий.

Сейчас я взмахну волшебной веточкой, и вы превратитесь в осенние листья.

Психогимнастика «Осенние листья».

Где находятся листочки?

На дереве.

А как они держатся за ветку?

Черешком – как будто это рука.

Крепко держатся листочки за веточку. Ветерок подул... ветер дует сильнее... сильный ветер подул...

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад...

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Все листочки слетели, ветер утих. Где вы сейчас? Что вы чувствуете?

Кто-то говорит, что он лежит в луже, кто-то спрятался под скамейку, кого-то взяли домой для букета.

Вам, листочки, хотелось бы полететь в дальние страны? Подул волшебник-ветер, поднял листочки с земли, они закружились в воздухе и полетели. Что вы видите сверху?

Землю, дома, речку.

Ветер утих, вы опустились на землю. Я дотронусь до вас волшебной веточкой, и вы опять превратитесь в детей и расскажите, какими были листьями и где росли?

Я был осиновым листочком и рос на осине.

Мы опять с вами в своей группе. Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься? На доске выставлены схемы составления рассказа.

Составлять рассказ.

Помогите правильно составить первое предложение: Наступить поздняя осень.

Был осенний хмурый пасмурный день.

Небо было тёмным, серым, хмурым, низким.

По низкому небу плыли тёмные дождевые тучи.

Недавно прошёл сильный дождь.

На дороге образовались большие лужи и маленькие лужицы.

Вдали по грязной дороге идут школьники.

Деревья стоят голые.

На дубах и клёнах остались последние пожухшие листья.

Холодный сырой ветер срывает листья деревьев и уносит их далеко от дерева.

Зимующие птицы собираются в стаи, летают высоко и низко, ищут себе корм.

Закончим наш рассказ стихотворением.

Осенние денёчки

Везде большие лужи

Последние листочки

Холодный ветер кружит.

Какие ещё стихотворения вы знаете о поздней осени?

Дети читают стихотворения: И. Бунина «Лес, точно терем расписной», А. Плещеева «Осень», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»...

Итог занятия:

Дети, вам понравилось сегодня занятие?

Что вам понравилось больше всего?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей №63 «Подснежник»»

План – конспект

непосредственной образовательной

деятельности в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Прогулка в осенний лес»

Учитель-логопед: Фатихова Лилия

Миннахматовна

Республика Татарстан

Г. Нижнекамск, 2014 г.

Используемая образовательная программа:


  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  2. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 208с.
Профессиональная программа:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 частях. Часть 1. Первый год обучения (старшая группа). М.: Альфа, 1993.

Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1. Под общей редакцией С.Г. Шевченко;

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической работе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) Нищева Н.В., Санкт-Питербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006..

Тема занятия: Составление рассказа по сюжетной картине «Ранняя осень».

Дидактическое обеспечение: 5 мячей среднего размера, разноцветные бумажные листья с разных деревьев, силуэты осенних деревьев, предметные картинки для игры «Четвертый лишний», картина «Ранняя осень» (Круглый год. Серия демонстрационных картин. – СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005), ноутбук, запись фрагмента «Времена года» П.И. Чайковского.

Предварительная работа: Прогулка в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание упражнения «Осенью».

Цели:

Коррекционно-образовательные: Учить составлять последовательный рассказ по сюжетной картине, упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе в именительном падеже, составлении простых распространенных предложений, расширять словарь по теме «Осень».

Коррекционно-развивающие: развитие длительного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе.

Структура занятия:


  1. Вводная часть (3 минуты).
Цель: Создание эмоционального положительного фона. Собрать и активизировать внимание детей, настроить на дальнейшую деятельность.

- приветствие;

- сообщение темы.

1. Упражнение «Перешагни через лужи».

Цель: Формирование умения ходить с перешагиванием через предметы.

2. Пальчиковая гимнастика «Дует ветер».

Цель: Развитие мелкой моторики

3. Артикуляционная гимнастика.

Цель: совершенствование артикуляционной моторики.


  1. Основная часть (20 минут).
Цель: реализация задач программного содержания.

  1. Презентация «Осень».
Цель: Закрепить знания о приметах осени.

  1. Рассматривание картины «Ранняя осень». Коллективное составление рассказа детьми.
Цель: расширение представлений об осенних изменениях в природе. Развитие связной речи.

  1. Самостоятельные рассказы детей по плану.
Цель: закрепить навык составления рассказа по картине у детей.

  1. Динамическая пауза. Координация речи с движением «Осенью».

  2. Дидактическая упражнение «Расскажи какой лист?»
Цель: пополнение пассивного словаря относительными прилагательными.

  1. Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, мышления и связной речи.

  1. Заключительная часть (2-3 минуты).
Цель: подведение итогов занятия, педагогическая оценка деятельности детей.

Используемые методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картины, презентация Power Point.

Практические: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игровые упражнения, упражнение.

Словесные: вопросы, наводящие вопросы; план рассказа, коллективное составление рассказа детьми; образец рассказа педагога.

Используемая литература:


  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

  2. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логопедической группе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Ход занятия:

  1. Вводная часть.

  1. Упражнение «Перешагни через лужу».
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в осенний лес. Дорога у нас будет трудная, длинная (логопед приглашает детей пройти в кабинет, по дороге в кабинет разложены на равном расстоянии друг от друга 5 мячей). Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через них, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени (дети идут, перешагивая через мячи; логопед следит за правильностью выполнения упражнения и поддерживает детей, если они в этом нуждаются).

Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ножки.

2. Пальчиковая гимнастика «Дует ветер».

А теперь дети давайте покажем, как у нас сильно дует ветер (дети повторяют за логопедом)


Дует, дует ветер

Дует, задувает


Энергичные взмахи руками

Желтые листочки

С дерева срывает


Имитация срывания листочков.

Падают листочки

Прямо нам под ножки


Наклон вперед, руки касаются ног

Ветер по лесу летал

Плавные волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с Березки золотой,

Вот последний лист с осинки


Загибают по одному пальчику на обеих руках

Ветер бросил на тропинку.

(Н. Нищева)


Спокойно укладывают ладони на стол.

3. Артикуляционная гимнастика.

- А теперь, ребята, давайте подойдем к реченьке. Вот посмотрите, это речка (логопед показывает на зеркало, дети садятся перед зеркалом, логопед сидит позади детей так, чтобы они хорошо видели его лицо в зеркале, все упражнения выполняются вместе с детьми).

- Сядьте правильно, спину держите прямо. Руки положите на колени. Давайте улыбнемся реченьке. Вот так (выполняют перед зеркалом упражнение «Улыбка» 3-4 раза).

- Отдохнули немного? Давайте теперь попьем водички, вытягиваем вперед округленные губки (выполняют вместе с логопедом упражнение «Хоботок»).

- Молодцы, а теперь давайте сначала улыбнемся реченьке, а затем попьем воды (выполняем поочередно упражнение «Улыбка – Хоботок»).

- А теперь давайте язычок наш отдохнет. Положите на нижнюю губу расслабленный язычок (дети выполняют упражнение «Лопаточка»).

II . Основная часть.


  1. Презентация Power Point «Осень».
Логопед читает стихотворение «Листопад».

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца.

Стихотворение читается под фон записи фрагмента П.И. Чайковского «Времена года».

Вот мы и пришли. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу, все деревья в желтом уборе, много листьев…

2 . Рассматривание картины «Ранняя осень»

Ребята, посмотрите еще раз на осенний лес (перед детьми картина «Ранняя осень»). Давайте мы расскажем о нем (детям дается 1 минута для свободного рассмотрения картины). Кого вы видите? Начните ответ со слов «Мы видим». (Мы видим детей).

Где находятся дети? (Они пришли в лес)

В какой лес пришли дети? (Дети пришли в осенний лес)

Как вы догадались? (В лесу на деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава. В траве растут грибы.).

Что делают девочки? (Девочки собирают листья)

Что делает мальчик в красной куртке? (Наблюдает за белочкой)

Что делает другой мальчик? (Другой мальчик хочет погладить ёжика)

Как вы думаете, детям понравился осенний лес? Обратите внимание на их лица. (У детей веселые лица. Им очень нравится в осеннем лесу)

Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы. А теперь давайте попробуем рассказать о картине целиком.

3. Самостоятельные рассказы детей по плану.

1) Сначала вы расскажете, кого вы видите на картине, где они находятся?

2) Затем опишите осенний лес.

3) Потом расскажете, что делают дети.

4) И, наконец, объясните, почему детям понравилось в осеннем лесу.

(Логопед дает детям 2 минуты для подготовки к рассказу).

Петя, расскажи нам о картине. (Мы видим на картине детей. Они пришли в осенний лес. В лесу на деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава. В траве растут грибы. Девочки собирают листья. Один мальчик наблюдает за белочкой, а другой – за ёжиком. Детям интересно гулять в осеннем лесу.).

Молодец, Петя, у тебя получился хороший рассказ. Каждый из вас составит свой рассказ потом. (При затруднении логопед предлагает детям образец рассказа).

4. Динамическая пауза. Координация речи с движением «Осенью».

Ребята, в осеннем лесу так весело, давайте с вами поиграем в игру «Осенью». Встаем лицом в круг.


- Молодцы, хорошо повеселились.

5. Дидактическое упражнение «Расскажи какой лист?»

- Ребята посмотрите, сколько листьев опало, целый осенний ковер. Давайте расскажем про эти листочки. Надо рассказать какого он цвета и с какого дерева. (На полу разбросаны разноцветные листья с разных деревьев, и стоят силуэты осенних деревьев). Вот посмотрите, это желтый березовый листок.

Юлиана, какой у тебя листочек? (Я взяла красный лист осины) Это красный осиновый листок.

Саша, у тебя какой листочек? (У меня коричневый листок дуба). Правильно, это коричневый дубовый листок.

Мария, у тебя какой листок? (У меня оранжевый листок клена). Верно, это оранжевый кленовый листок.

Очень хорошо. А теперь давайте поиграем с осенними листочками. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек. (Упражнение выполняется 3-4 раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи).

6. Игра «Четвертый лишний».

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». (Перед детьми выставляются картинки: зонт, резиновые сапоги, плащ-дождевик, спасательный круг) Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них лишняя? (Лишний спасательный круг).

Почему? (Он нужен летом, на пляже).

Верно, а все остальные предметы нам нужны осенью. (Аналогично проводится работа с 2-3-мя комплектами картинок).

III . Заключительная часть.

- Ребята, а теперь нам пора возвращаться. Давайте, вспомним, чем мы сегодня занимались? (Перешагивали через лужи, любовались на речку, составляли рассказ по картине про осенний лес, собирали листочки, играли с ними, играли в игру «Четвертый лишний»).

Что вам больше понравилось? (собирать листочки, играть в осеннем лесу).

Молодцы, ребята, хорошо позанимались сегодня и Саша, и Маша, и Юлиана. Петя составил красивый рассказ про осенний лес. Все – молодцы!