Сущность контроля и оценки качества образования. Курсовая работа: Педагогический контроль и оценка качества образования. Педагогическая оценка как стимул

«Международные организации» - Понятие международного режима. История создания и развития международных организаций (МО). 5. Классификация международных организаций. Принцип субсидиарности и принцип наднациональности. Роль МО в мировой политике. 3. Понятие МО в основных теориях и концепциях международных отношений. Понятие международной правительственной, неправительственной, неправительственной гибридной организации.

«Образовательный стандарт» - Образовательный стандарт: разработки 2005- 2006 г.г. Ресурсы и условия. Контакты. Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я. Цель: обеспечение консолидации нации. Учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … Требования стандарта могут быть дополнены. Образовательный стандарт: особенности подхода.

«Стандарты 2 поколения» - Формируемые общеучебные умения и способы деятельности Повторение Дом.зад. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом. Педагоги-ческие технологии. Назначение ФГОС. Стандарт как общественный договор: ориентиры развития. Пояснительная записка. Рабочая учебная программа. Стандарты второго поколения и реализация образовательной системы «Школа -2100».

«Стандарты второго поколения» - Недаром стандарты тогда мы нередко называли стандартами содержания образования. К предметным результатам относятся. Личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований. Освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

«Новые образовательные стандарты» - Федеральный государственный образовательный стандарт. Планируемые результаты группы «Ученик получит возможность научиться». Общественный договор и государственная ответственность. Изменяются требования к качеству усвоения содержания образования. Уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения.

«Новый образовательный стандарт» - В В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Дополнительная - внеурочная - нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.

Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная техническая комиссия (МЭК) разработали международные стандарты.

Основное назначение международных стандартов — это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (рис. 15.1).

Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества — достижение поставленных стратегических целей.

Система качества охватывает все .

В соответствии с международными стандартами ИСО 900 выделяются основные направления деятельности в области качества :

  • планирование качества;
  • управление качеством;
  • обеспечение качества;
  • улучшение качества.

Планирование качества включает в себя: определение требований к качеству продукции, ее оценку, выработки положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и другое.

В состав процедур управления качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством — выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции проекту и материально-техническим обеспечением.

Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.

Эффективность работы системы качества

Эффективность работы системы качества зависит от достоверности получаемой информации, ее адекватности, скорости прохождения сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях и адекватности применяемых мер . Поэтому в системе качества осуществляется постоянный контроль — организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработка соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по заранее разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени соответствия фактического состояния работ требованиям, установленным документами системы. В этих целях специально разрабатывается блок-вопросник, содержащий 300 вопросов, разбитых по 35 функциям системы качества. Результаты внутренней проверки представляются в формализованном виде по трехбалльной оценке соответствия каждой из 300 характеристик установленным нормам и требованиям. Системы управления качеством могут контролироваться или проверяться на соответствие установленным требованиям не только внутренней комиссией, но и внешней. В этом случае результаты проверки оформляются соответствующим документом- сертификатом.

Международная организация по стандартизации

Накапливаемый опыт в области обеспечения качества постоянно нуждается в осмыслении, анализе и систематизации. Вопросами этого опыта и юридическим его оформлением занимается Международная организация по стандартизации (ИСО). Основной задачей ИСО является разработка международных стандартов для содействия международной торговле, ликвидации «нетаможенных» барьеров, возникающих в силу действия различных национальных стандартов, изданных правительствами законов и правил.

В 1987 г. были одобрены и введены в действие пять международных стандартов серии ИСО 9000 на системы качества: МС ИСО 9000; МС ИСО 9001; МС ИСО 9002; МС ИСО 9003; МС ИСО 9004.

В это же время Европейская организация по стандартизации выпустила Европейские стандарты Е № 29000 и Е № 29004, основные требования которых совпадают с требованиями международных стандартов к системам качества.

В настоящее время все мира признают и используют международные стандарты для совершенствования действующих в фирмах систем качества.

1. Данное предисловие к Сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг призвано способствовать пониманию области применения и сферы действия стандартов и документов, опубликованных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, как это изложено в Общих положениях Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.

11. Международные стандарты контроля качества предназначены для применения аудиторскими организациями в отношении всех предоставляемых ими услуг, подпадающих под определение стандартов выполнения заданий Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность. Сфера применения МСКК описана во введении к МСКК.

12. Некоторые международные стандарты, указанные в , содержат информацию о целях и требованиях, руководство по применению и прочие пояснительные материалы, а также вводные положения и определения. Эти термины должны толковаться аналогично тому, как они разъясняются в контексте Международных стандартов аудита при аудите финансовой отчетности в соответствии с МСА 200.

13. Другие международные стандарты, установленные в , содержат основные принципы и обязательные процедуры (выделенные в тексте полужирным шрифтом и обозначенные словами "следует", "должны"), а также соответствующие указания в форме пояснительных и иных материалов, включая приложения. Основные принципы и обязательные процедуры должны истолковываться и применяться в контексте пояснительных и иных материалов, которые содержат указания по их применению. Поэтому необходимо изучить весь текст стандарта, чтобы понять и применять основные принципы и обязательные процедуры.

14. Основные принципы и обязательные процедуры Стандарта должны применяться во всех случаях, когда они являются уместными в конкретных условиях задания. Однако в исключительных обстоятельствах профессиональный бухгалтер может счесть необходимым отступить от соответствующей обязательной процедуры, чтобы достичь цели такой процедуры. Когда возникает такая ситуация, профессиональный бухгалтер обязан задокументировать то, каким образом выполненные альтернативные процедуры достигают цели обязательной процедуры и причины такого отступления, если последние не являются очевидными. Необходимость отступления от соответствующей обязательной процедуры, с которой столкнулся профессиональный бухгалтер, может возникнуть лишь тогда, когда такая процедура оказалась бы неэффективной в конкретных обстоятельствах задания.

15. Приложения, которые составляют часть руководства по применению, являются неотъемлемой частью стандарта. Цель и назначение приложений объясняются в основной части соответствующего стандарта или в названии самого приложения и во введении к нему.

17. Сфера применения, дата вступления в силу и любые ограничения в применении какого-либо международного стандарта четко установлены в тексте стандарта. Если международный стандарт не содержит иных указаний, профессиональному бухгалтеру разрешается применять международный стандарт до даты вступления в силу, указанной в стандарте.

18. Международные стандарты применяются к заданиям, выполняемым в государственном секторе. Дополнительные аспекты, характерные для организаций государственного сектора, в подобающих случаях включены в:

19. Неофициальные материалы включают Международные отчеты о практике применения, публикуемые Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, и материалы, публикуемые сотрудниками этого совета. Неофициальные материалы не являются частью международных стандартов, публикуемых Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.

20. Международные отчеты о практике применения Международных стандартов аудита не содержат дополнительных требований для аудиторов, помимо содержащихся в Международных стандартах аудита, и не влияют на обязанность аудитора соблюдать все Международные стандарты аудита, действие которых распространяется на данный аудит. Международные отчеты о практике применения Международных стандартов аудита оказывают практическую помощь аудиторам. Предполагается, что они должны распространяться организациями, отвечающими за разработку национальных стандартов, или использоваться при подготовке соответствующих материалов на национальном уровне. Кроме того, они содержат материалы, которые могут использоваться аудиторскими организациями при разработке своих программ обучения и внутренних инструкций и указаний.

Методы, средства и формы процесса обучения.

Педагогическая форма – это устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют три разновидности: – простые: построены на минимальном количестве методов и средств, чаще всего посвящены одной теме или содержанию. В зависимости от того, к какому направлению содержания воспитания относится форма, различают следующие формы: –физического воспитания; –эстетического воспитания; –трудового воспитания; –умственного воспитания; –нравственного воспитания. Различают формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на достижение целей обучения с образовательным, воспитательным и развивающим эффектом. Система методов, квалифицированных по особенностям способов построения этой деятельности, включает группы: –по способу формирования знаний, навыков и умений – словесныед, –по особенностям построения взаимодействия обучающего с обучающимися – устное изложение –по активизации познавательной деятельности обучающихся – объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемный метод, частично-поисковый метод, частично-исследовательский метод; – по логике передачи и восприятия информации – дедуктивный метод, индуктивный метод; –по особенностям учебного моделирования реальных условий практических действий – словесно-образного; –по видам и способам контроля за эффективностью процесса обучения – методы индивидуального, общего, выборочного, сплошного, текущего, предварительного, рубежного, итогового и заключительного контроля, самоконтроля, взаимопроверки, отчета по индивидуальному заданию, проверки выполнения заданий, беседы, опроса, контрольной работы, подготовки и защиты реферата, курсовой, квалификационной, дипломной работы, педагогического тестирования, снятия нормативов выполнения действий, проверки качества изготовленного продукта, оценки.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля – диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Виды контроля: –текущий – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Главная функция текущей проверки – обучающая. –периодический – осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Специальным видом является комплексная проверка, главная функция которой – диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

Диагностика – это контроль в учебном процессе. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определённых целями исследований.

Диагностирование в педагогике включает контроль, проверку, оценивание, накопление данных по процессам обучения и воспитания, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контролирование, оценивание знаний, умений, навыков обучаемых является составной частью диагностики .

Контроль знаний составляют процессы выявления, измерения, учета и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Главная задача контроля – проверка знаний, умений и навыков; определение уровня достижения требований с целью восполнения и пробелов в их подготовке; организация повторения и включение новых знаний в дополнение к уже усвоенным. Контроль способствует решению задач формирования личности учащегося, управления их познавательной деятельностью.

Проверка знаний – составляет компонент контроля знаний. Основной дидактической функцией проверки является обеспечение обратной связи между преподавателем и студентом, получение педагогом информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Кроме проверки контроль содержит оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В ведомостях успеваемости оценки фиксируются в виде отметок . Основой для оценивания успеваемости обучающегося являются итоги контроля . Каждому оценочному суждению при контроле приписывается определенный балл , показатель.Балл – это приписанное оценочному суждению значение.

Функция оценки состоит не только в констатации уровня обученности. Оценка – средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность – это инструмент педагога. Под влиянием объективной оценки у студента создаётся адекватная самооценка, критическое отношение к своим знаниям.

Функции контроля:

1. Управляющая функция – это получение в процессе контроля информации о ходе и результатах учебной деятельности и педагогическая реакция на нее: это корректировка содержания, форм, методов организации учебно-воспитательного процесса и управление учебно-познавательной деятельностью.

2. Оценочная (проверочная) функция – получение сведений об исходном уровне знаний и умений учащихся, оценка результатов обучения, достигнутых на определенном этапе, оценка общего уровня развития учащихся.

3. Обучающая функция .

4. Контролирующая функция .

5. Воспитывающая функция .

6. Развивающая функция – развитие в процессе контроля самостоятельности, глубины, критичности мышления, общих учебных умений и навыков.

Требования, предъявляемые к контролю:

1. Объективность контроля – должна исключаться предвзятость и субъективное отношение педагога к учащимся.

2. Регулярность контроля – он должен проводиться систематически на разных этапах обучения.

3. Всесторонность контроля – проверка теоретических и практических знаний, охватывающая все разделы программы.

4. Индивидуальность контроля – предусматривает личностно-ориентированный подход при контроле к каждому обучаемому.

5. Дифференцируемость контроля – учитывает специфику дисциплины, отдельных ее разделов, нивелирует недостатки какого-либо одного метода контроля.

6. Единство требований к результатам контроля .

7. Целенаправленность контроля – он должен проводиться по заранее намеченной системе на всех этапах процесса обучения.

8. Мобильность – быстрое получение обратной связи от результатов контроля, использование разных его методов и приемов.

Важнейшие принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости):

1) Объективность – заключается в научно-обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, адекватном установленным критериям оценивания знаний, умений, навыков.

2) Систематичность – необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения.

3) Наглядность (гласность) – проведение открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Это требует оглашения и мотивации оценок, объявления результатов оценок, их обсуждения и анализа с участием заинтересованных людей, составления планов ликвидации пробелов в обучении.

Диагностировать, контролировать, проверять, оценивать знания, умения обучающихся нужно в той логической последовательности , в какой проводится их изучение.

Главными результатами педагогической деятельности являются:

· обученность – это способность студента применять усвоенные знания для выполнения конкретного учебного задания и достигать определённого темпа деятельности;

· воспитанность – показатель сформированности отношений студентов к окружающему миру. Он реализуется в их социальной деятельности, в умственных и практических действиях при решении общественных задач, в отношениях с людьми (коллегами) в соответствии с социальными нормами общества.

Рейтинговая система относится к прогрессивному способу оценки знаний умений, навыков. Это – система, организующая учебный процесс, влияющая на его эффективность. Рейтинг учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений, навыков, формирующих личностные качества студентов: учеба, посещаемость занятий, участие в научной работе, участие в конкурсах, написание рефератов, выступления на студенческих научных конференциях и т.д.

1. Входной – это контроль знаний в начале обучения очередной дисциплины.

2. Текущий – текущее отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и лабораторных практических занятиях, отчеты (в определённый срок) об итогах этих занятий. По всем видам деятельности ведется учет баллов, исходя из важности и трудоемкости работ.

3. Рубежный – контроль по окончании изучения темы, раздела, модуля. Написание контрольной работы, выполнение РГР и т.д.

4. Итоговый – как правило, это – зачет или экзамен по всей дисциплине или её части.

5. Отсроченный – это контроль остаточных знаний спустя определённое время после окончания курса.

Инструментом измерения рейтинга служат специально составленные тесты педагогических достижений , они должны соответствовать предмету обучения и его задачам. Рейтинг служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины.


Похожая информация.