Какие рукотворные объекты видны из космоса. Что можно увидеть из космоса. лет выходу в открытый космос

Отвечает доктор филологических наук, заведующая отделом теории литературы ИМЛИ им. Горького РАН, Татьяна Александровна Касаткина

Какая основная тема «Преступления и наказания»?

Это роман о том, как человек находит в себе Христа, научается выбирать Христа в себе и доверять Христу в себе. Для Достоевского высшее развитие личности (см. «Зимние заметки о летних впечатлениях»), прошедшей и переросшей свое эгоистическое состояние (необходимый, впрочем, этап человеческого развития), заключается в способности и даже страстном ее желании отдать себя всем, «добровольно пойти за всех на крест, на костер», то есть - стать Христом, просиять Христом. Для Достоевского все социальные вопросы решаются одним фундаментальным способом: «если все Христы…» (фраза эта много раз повторяется в черновиках романа «Бесы»). Например, в таком виде: «Если все Христы, будут ли бедные?». Мы с Вами обозначили здесь контекст предшествующих и последовавших за «Преступлением и наказанием» текстов Достоевского, в которых развивается его мысль о пути человека и человечества как движении ко Христу, к Царствию Божию «внутрь вас» и «среди вас» («среди вас» - как следствию «внутрь вас»; как говорит Достоевский: «были бы братья - будет и братство»). Что же в самом романе?

В «Преступлении и наказании» в центре внимания Достоевского два способа человеческого бытия, предъявленные нам в самом Раскольникове. Это, во-первых, представление о бытии как об открытой системе, постоянно пополняемой милостью и благодатью извне, и о человеке как проводнике этой благодати, Христе мира, ответственном за этот мир, окормляющем его из своей неоскудевающей руки (неоскудевающей - за счет реализованного человеком в полноте принципа самоотдачи ). И второе - представление о бытии как о закрытой системе, где для того, чтобы у кого-то прибыло - нужно, чтобы у кого-то убыло. И человек - властный человек - в такой системе - перераспределитель благ, вынужденный решать, «кому жить, кому умирать».

Первое дано Раскольникову во мгновенном чувстве своей ответственности за происходящее вокруг него, своей обязанности изменить происходящее за собственный счет. Он постоянно, из состояния, по видимости, крайней нищеты, раздает деньги всем вокруг себя. И каждый раз у него неожиданно находится именно столько, сколько нужно, что в тексте подчеркнуто: «- Послушайте, - сказал Раскольников, - вот (он пошарил в кармане и вытащил двадцать копеек; нашлись )» (6, 41) .

Второе приходит тогда, когда в действие вступает рассудок, твердящий, что у него мало, почти ничего нет, на всех - и даже на близких - не хватит, и что единственный способ достать - это отобрать у кого-то. Второе - это ощущение мира как места недостатка и нищеты, места жестокой борьбы за ресурс, который радикально ограничен. То ощущение, которое так хотел изменить Иисус своими чудесами умножения хлебов, внушающими человеку: если только ты готов делиться, то хватит на всех.

Раскольников, по заданию, - Христос романного мира (как и всякий человек, по Достоевскому, в области своего бытия). Любой студент, будучи спрошенным, опознает икону Богоматери с Младенцем-Христом в последней фразе письма матери Раскольникова в самом начале романа: «Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость Творца и Искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!» (6, 34). И именно это задание им ощущается, определяя первый способ его бытия - и это же задание радикально трансформируется при включении меры и счета. Остается чувство ответственности и причастности - меняются только средства , которыми можно изменить ситуацию. Вместо самопожертвования и самоотдачи возникает идея жертвования другими - для пользы всех - собственно, теория Раскольникова. Теория возникает именно тогда, когда бледнеет - под аналитическим прицелом рассудка - непосредственное ощущение живой жизни и непосредственно данной правды. Теория возникает как желание получить тот же результат (исцеление мира) без самопожертвования и самоотдачи, перекладывая бремя жертвы на другого.

Как тема “обожения” развивается в “Преступлении и наказании” вне образа Раскольникова?

Две героини «Преступления и наказания» живут согласно первому принципу - когда человек полностью приносит себя в жертву другим, ничего не ожидая и не требуя для себя взамен - Соня и Лизавета. Лизавета просто каждому отдает то, что от нее хотят: и тело, и жизнь - и повседневную заботу. Раскольникову она отдает жизнь - не вскрикнув, не выдав, - но и рубашку ему, как выясняется, чинила тоже она. Лизавета, воплотившая полноту самоотдачи, по словам Сони, «Бога узрит».

Соня же еще видит в себе остатки эгоизма - и именно это она имеет в виду, когда говорит о себе: «Я великая, великая грешница». Это - а вовсе не то, что она проститутка (и это было прямо проговорено в черновиках - и, по всей видимости, в первом варианте сцены чтения Евангелия, которую Достоевский вынужден был переработать под давлением редакции). Она открывает Раскольникову свой грех, когда он пытается заставить ее «подумать», перейти на поле «рационального» мышления, предъявляя ей ее обиду (он ей говорит: «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била?»). И этот ее великий грех - отказ в просьбе Катерине Ивановне, попросившей у нее воротнички. Грех - в том, что есть еще вещи, которые могут заслонить от нее радость самоотдачи.

При этом интересно и характерно, что Достоевский показывает, как большая, воистину крестная, жертва оказывается более и быстрее возможна для человека, чем мелкие жертвы повседневности.

Соня, уже продавшая себя за еду и тепло для детей, «ушедшая в шестом часу и вернувшаяся в девятом» (так Достоевский прямо указывает на вновь явившуюся в ее жертве жертву Христову) , все же делает Катерине Ивановне больно из-за мелочи - но и сама остро чувствует эту боль другого. Потому что другой для нее перестал быть другим. «Мы одно, заодно живем» - выговаривает она для Раскольникова истинный принцип человеческого бытия. И это «заодно» - уже не исходное невыделение личности из толпы и массы - а вольное возвращение личности, вполне развившейся и осознавшей себя, ко всем, ее желание принести все триумфальное чувство человека в его потенциальном величии, добытое личным страданием, всем.

Недаром каторжники с очевидностью воспринимают Соню как Богоматерь - или, во всяком случае, как икону Богоматери (приведу потрясающую цитату из эпилога романа в небольшом сокращении с выделением слов, которые очевидно указывают на такое восприятие): «Неразрешим был для него вопрос: почему все они так полюбили Соню? Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на Рождестве, принесла на весь острог пирогов. Но мало-помалу между ними и Соней завязались более близкие отношения: она писала им письма к их родным. Их родственники оставляли в руках Сони вещи для них и деньги. Жены их и любовницы ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов - все снимали шапки, все кланялись: “Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!” - говорили эти грубые каторжники этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться» (6, 419).

Достоевский в конце романа показывает, как люди приходят к своему окончательному преображению благодаря тому, что они нашли друг друга, помогли друг другу, восполнили друг друга. Именно такая взаимная самоотдача, жертвенность, открытость является путем к настоящей радости, истинному счастью.

Таким образом, «Преступление и наказание» - роман о боли и радости роста человека к заданному ему размеру, то есть - об обожении. «Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть», - писал Ф.М. Достоевский (25, 228). Самый главный призыв, обращенный к Раскольникову, прозвучит из уст следователя Порфирия Петровича: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего нужно быть солнцем» (6, 352).

Почему некоторые люди после прочтения «Преступления и наказания» начинают испытывать глубокую неприязнь к Достоевскому?

Эта неприязнь связана, как правило, с тем, что человек не готов читать Достоевского, поскольку не способен смотреть на мир на той глубине, на которой воспринимает его писатель. Такой читатель живет в совершенно другой, другого объема, реальности. Отсюда и неприязнь. И такое впечатление остаётся не только от «Преступления и наказания».

Материал по теме


Когда венчались Анна Григорьевна Сниткина и Федор Михайлович Достоевский венчаются, ей было - 20, ему - 45. «Мне ее Бог дал» - не раз потом скажет писатель о своей второй жене. Правда, для нее этот первый год оказался годом как счастья, так и нелегкого избавления от иллюзий. Она вошла в дом известного писателя, «сердцеведа» Достоевского, которым восхищалась порой даже чрезмерно, называя его своим кумиром, но реальная жизнь грубо «сдернула» ее с этих блаженных небес на твердую землю…

По преданию, это был очень богатый человек, жил он в одном греческом городе. Он много помогал другим людям, церквям и монастырям, но при этом был блудником. После его смерти монахи монастыря, которому он благодетельствовал, молились, чтобы узнать о его посмертной судьбе. И вот игумену приснился сон: стоит их благодетель, прикованный к столбу между раем и адом, так, что может созерцать и то, и другое, но ни туда, ни туда не может войти. В силу своей благодетельности он не мог попасть в ад. Ничто не жгло его изнутри (что и есть адский огонь): ни зависть, ни подлость, ни желание отнять. Но и рай оказался для него недоступен, потому что своей блудной жизнью он убил в себе способность чистого созерцания красоты, чистого, не потребительского, отношения к красоте. Он не способен воспринять чистоту как ценность, как условие истинного общения, настоящего контакта.

Более того, в результате сама райская красота становится для него источником адского пламени: Достоевский в черновиках говорит, что Свидригайлов собирался распаляться чистым образом Дуни, именно чистота его разжигала . Благодетельный блудник - тот, в ком ад пробуждается только - и именно! - созерцанием рая.

Помните, как Свидригайлов рассказывает Раскольникову о Дуне? Это чрезвычайно интересно. Он говорит следующее: «Авдотья Романовна целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно. (Заметьте себе, я вам сообщаю это о вашей сестре как факт. Она целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум, и это ей повредит.)» (6, 365). То есть - для него целомудрие - это, в данном случае, только и исключительно помеха и преграда. Для него целомудрие - это то, что мешает жить и радоваться жизни. С его точки зрения, это как болезнь, которая приносит вред и Дуне, и ему самому. Поэтому он, кстати, в так называемой «сцене изнасилования» просто пытается создать для нее такие условия, в которых она могла бы ему отдаться, не чувствуя при этом за собой никакой вины. И он это заранее иносказательно и завуалировано объясняет Раскольникову, рассказывая ему о соблазнении «добродетельной барыни».

При этом интересно, что всеми своими поступками накануне смерти Свидригайлов стремится защитить мир вокруг себя от насильственного растления. Он дает деньги Сонечке для того, чтобы ей не нужно было заниматься проституцией и чтобы она могла следовать за Раскольниковым в Сибирь. Всех детей Мармеладова он пристраивает в приют и кладет на их счет деньги, чтобы Полечке в будущем не пришлось идти путем Сони. Своей невесте, шестнадцатилетней девочке, которую ему фактически продали, он оставляет огромное приданое, чтобы уберечь ее от возможной будущей «продажи».

Достоевский очень отчетливо рисует нам сцену «благодетельного блудника», чтобы мы не остались в сомнении на счет посмертного пути Свидригайлова. Интересно, что отправляясь в свое последнее странствие, герой все время думает о том, что нужно бы «прямо пройти» на Петровский (то сад, то остров), где деревья, кусты, и тот куст, который обрушится на него миллионами брызг. Петр, как известно, ключник рая, так что рай обозначен тут вполне прозрачно. Но Свидригайлов сворачивает налево , к пожарной каланче. Пожарная каланча в системе романа вещь тоже довольно очевидная - это соединение огня и воды - то же самое, которое было в представлении Свидригайлова о вечности - «бане с пауками по углам», месте, где тоже соединяются огонь и вода. Свидригайлов здесь как бы подходит именно к тому посмертию, которое он для себя и предвидел. Но перед ним встает еврейский «Ахиллес» - одновременно иудей и эллин (что, собственно, и указывает нам на то, Чей, на самом деле, образ мерцает через смешной образ еврея-пожарного - победителя огня ада), которого Свидригайлов назовет братом - тот, кто скажет ему, что «здеся не место» - то есть не его место. Свидригайлов может покончить жизнь самоубийством - но в ад Господь его не пустит.

Вообще, можно сказать, что за Раскольниковым и Свидригайловым на протяжении всего романа бегает Бог - как отец бегал в сне о лошадке за маленьким Раскольниковым, пытающимся навести порядок и справедливость по своему разумению, пытающимся сначала защитить жертву, а потом отомстить за ее смерть и наказать убийц. И Свидригайлова, отвернувшегося от всех Его призывов (например, в гостинице ему приносят телятину (очередная прямая отсылка к притче о блудном сыне, мотивами которой вообще пронизан весь роман) - но он ее так и не ест), Он все же успевает хотя бы загородить от ада, заслонить от его последнего неправильного выбора.

Какие знаковые события происходят с Раскольниковым накануне убийства? А после?

Вообще, все «Преступление и наказание» - это история неправильных выборов главных героев. Неправильных выборов, которые, однако, каким-то образом дают Богу шанс.

Но одно событие, пожалуй, далеко выделяется из других по своей яркости (не внешней - каким-то образом многие читатели умудряются вообще не обратить на него внимания) и по тому вызову, который оно бросает сознанию читателя. Это событие - спусковой крючок убийства, и Раскольникову оно кажется «каким-то предопределением судьбы его» (6, 50).

После сна о лошадке Раскольников просыпается с ярким осознанием невозможности замысленного, на душе его становится «легко и мирно» - и он произносит молитву: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей» (6, 50).

А вот затем начинается странное. Раскольников, уставший, идет домой, но почему-то делает бессознательно «очевидный и совершенно ненужный» крюк , проходит через Сенную площадь - и именно там слышит разговор Лизаветы с мещанами-торговцами, которым она обещает прийти для заключения сделки в седьмом часу - и таким образом Раскольников, совершенно точно и абсолютно не вызывая подозрений, узнает, что старуха завтра в это время останется дома одна . И он воспринимает услышанное как приговор. Приговор, заметим, не старухе - себе: «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти » (6, 52). За время этого лишнего и совершенно ненужного крюка произошло нечто, что полностью уничтожило его «волю и свободу рассудка», как говорит Достоевский. Этот лишний и совершенно ненужный крюк в несколько минут станет причиной лишнего и совершенно ненужного крюка в его жизни, который растянется в общей сложности на девять лет; мгновенно уничтоженная воля приведет к девятилетнему лишению свободы.

Раскольников. Рисунок Екатерины Ватель

Пожалуй, еще более непонятным делают этот эпизод слова Порфирия Петрович в его последнем объяснении с героем: «Вас, может, Бог на этом и ждал». «По крайней мере, долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел» (6, 351).

Здесь нам в своем наиболее полном и концентрированном виде явлена сложнейшая проблема свободы в «Преступлении и наказании».

Раскольникову уже дано то, что ляжет потом в основу преображения - ощущение себя ответственным за весь мир, за все, что происходит на его глазах. Он уже в глубине своей Христос - и крюк, который он сделает для того, чтобы преображение осуществилось - в этом смысле совершенно лишний. Но у него уже, с другой стороны, сформировалась теория, плод испуганного и неверящего рассудка, последуй он которой не в столь радикальной форме, сформируй на ее основе жизненный путь - и постепенно превратится в существо гораздо страшнее Лужина. И потому ему предлагается после молитвы не путь - а выбор пути: отказаться от своей «проклятой… мечты », которую он еще нескоро - и лишь после осуществления - назовет «промахом» - то есть грехом (грех по-гречески - ‘αμαρτία - от ‘αμαρτάνω - ошибаться, промахиваться , не попадать) - но в ситуации обстоятельств наибольшего благоприятствования ей. То есть - отказаться не вынужденно, а самостоятельно и осознанно. Или - утратив свою волю, сделать этот совершенно лишний и ненужный крюк, пережив в полноте и на глубине все последствия решения приносить в жертву не себя, а другого. Этот крюк, на котором ждет Бог - потому что на таком крюке Он может ждать - но на таком пути - нет.

Сделав неправильный выбор, Раскольников отказывается от своей свободы. Он словно начинает жить в механизированном мире. Будто он клочком одежды попал в колесо огромной машины, которая тащит и тащит героя куда-то. Совершив убийство, вольно выбрав поступать так, как диктуют обстоятельства, Раскольников сам порождает цепь причинно-следственных связей, внутри которой он теперь надолго вынужден поступать не так, как хочет, а как диктуют обстоятельства. Он становится их рабом, потеряв возможность действовать по собственной воле. Жизнь его механизируется. От этого и ощущение пространства и времени в романе очень мутное. Все вокруг Раскольникова искажено его собственным неправильным выбором: и город, и воздух, и вода, и цвет.

Кстати, что такое навязчивый унылый желтый цвет в романе, о котором столько уже говорено? Как он связан с преступлением Раскольникова и с главной идеей романа? Мы уже говорили о том, что преступник Раскольников - по заданию - Христос романного мира. Как, впрочем, и всякий человек в области своей жизни. Христос - Солнце миру (об этом свидетельствует вся христианская литургическая поэзия, и для православного, регулярно посещающего службу, это соответствие абсолютно очевидно) - в том смысле, что Он - неистощимый податель благ. И Раскольников так и ведет себя - отдавая все, что имеет, всем вокруг. Но это происходит лишь тогда, когда он перестает полагаться на собственный расчет и рассудок, утверждающие, что у него - мало, на всех не хватит, и, чтобы иметь возможность помогать, - нужно у кого-то отнять. Внимая рассудку, герой не верит в то, что он - солнце. И яркий солнечный свет в романе исчезает - вместо него появляется страшный желтый цвет - цвет недостатка и нищеты, цвет плохой воды, выцветших обоев, желтого билета Сони. Тусклый желтый цвет романа - выродившийся свет солнца, которое больше не светит. Именно поэтому и скажет герою Порфирий Петрович: «Станьте солнцем…». Интересно, что это соотношение солнечного света и желтого цвета у Достоевского вполне традиционно для христианской культуры. Солнечный свет передается сияющим золотом, а желтый - это обесцененный , поскольку утративший связь с золотом цвет уже в восприятии европейского средневековья.

Есть ли в романе герой, устами которого говорит сам Достоевский? Может, это Порфирий Петрович?

Нет, таких героев у Достоевского нет никогда. Автор - и мне, кажется, уже даже в рамках нашего интервью отчасти удалось это показать, - всегда говорит нечто

неизмеримо более сложное, чем самый «хороший» герой. Автор у Достоевского не говорит словами, его мнения бесполезно искать в дискурсе - там есть мнения только его героев, его слово всегда многомерно, ибо его слово - это образ.

Что касается Порфирия Петровича, тем не менее, то это очень интересный персонаж - и именно с точки зрения своей близости к автору. Кстати, чрезвычайно интересно уже его имя, которое можно перевести примерно как «красный камень». И здесь интересно будет вспомнить аналогию со средневековой алхимией. Было учение, что красный камень - это тот самый знаменитый камень философов, который является итогом алхимических трудов, он по легенде исцеляет человека и природу при соприкосновении с ними, дарует вечную жизнь и изобилие. Камень философов - это и есть личность на высшей ступени своего развития, о которой так проникновенно говорил Достоевский, личность, пришедшая к жгучему желанию абсолютной самоотдачи, чтобы и другие все стали такими же развитыми личностями.

В романе Порфирий Петрович называет себя человеком «поконченным», и здесь мы можем увидеть, как мастерски Достоевский использует для создания образа слово, которое на поверхности звучит, как приговор (поконченный - то есть уже не развивающийся, замерший, завершенный), а в глубине открывает иной, глубоко положительный смысл, заданный значением имени (так оборачиваются слова в конце «Записок из подполья», за что герой-повествователь и получил прозвание парадоксалиста). Порфирий - завершенный человек в смысле восхождения на высшую стадию развития личности, отныне ничего не ищущей для себя, а старающейся помочь вырасти и состояться другому. Тот, кто достиг конечного результата. Именно ему было суждено помочь Раскольникову прийти к своему преображению.

В одной из бесед с Родионом Романовичем он, кстати, по замечанию Достоевского, вдруг начинает не говорить, а … кудахтать. И это, конечно, не случайно, поскольку у Достоевского в тексте вообще нет ничего случайного. Порфирий носится с Раскольниковым, как курица с яйцом. Яйцо - символ зарождения новой жизни. И Порфирий Петрович постепенно открывает Раскольникову новую жизнь, пробуждает его к перемене ума - метанойе - тому покаянию, которое воистину радикально изменяет жизнь человека. При этом Достоевский показывает, что гарантом правильно происходящего процесса преображения выступает Господь. Именно действие высшей силы незаметно регулирует этот процесс, удерживая его в нужном русле.

Например, когда Порфирий, решив ускорить процесс, начинает давить на Раскольникова, вымогая его признание, а тот, еще до конца не созрел, не готов к истинному и самостоятельному раскаянию. И вот в этом момент в комнату врывается Миколка-красильщик и кричит: «Я убийца!» Раскольников оказывается спасен от неосмысленного, вынужденного признания, которое принесет ему вред, а зарвавшийся было Порфирий останавливается, отвлекается на этого юношу, оставив Раскольникова «дозревать» дальше. Но когда Родион Романович уже готов, когда он уже не может не раскаяться, Порфирий доводит его до конца, принимает его, подводит к окончательной трансформации. Он сопровождает его как незаметный наставник, как ценитель и оценщик заключенного в Раскольникове человеческого материала. Красный камень преображает металл в золото, потому что по этой теории любой другой металл - это просто поврежденное, больное, не завершенное золото.

В этом смысле Порфирий Петрович действительно выступает от лица Достоевского. Он, подобно автору внутри текста, творит того Раскольникова, каким его задумал сам Достоевский.

Можно ли в «Преступлении и наказании» найти прямую проповедь христианства?

Проповедь - безусловно, и не только в этом романе. Один итальянский священник написал о Достоевском книгу, которую назвал «Достоевский: Христос - страсть жизни». Достоевский все время пишет о Христе - как влюбленный все время говорит о возлюбленной.

А вот с ее «прямотой» сложнее. Писатель всегда утверждал: на читателя не надо наступать, от читателя надо отступать. Ему необходимо давать возможность взять из текста ровно столько, сколько он может и готов.

Роман включен в школьную программу. Как преподавать его детям?

Достоевский Ф.М . Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., Наука, 1972–1990. Здесь и далее том и страница указываются в тексте в скобках после цитаты.

Согласно евангелистам Христос был распят на кресте в 6-м часу, а умер в 9-м

Согласно Евангелию от Иоанну, Лазарь из Вифании был воскрешен Иисусом Христом через четыре дня после смерти (Ин. 11:1-45)

Данный текст доступен в формате электронной книги.

Гитара в пампасах

Эта необычная лесополоса в полкилометра длиной тянется через пампасы Аргентины. Только сверху видно, что лес похож на гигантскую гитару. Создали это впечатляющее творение стрит-арта Фермер Педро Мартин Урета и его четверо детей в память о рано умершей жене и матери. Гитара «состоит» из 7000 живых деревьев и уже несколько десятилетий изумляет пилотов местных авиалиний.


Гигантская шахматная доска


Эта шахматная доска (400х400 м.) находится неподалёку от немецкого города Бад-Франкенхаузен-Кифхойзер. Появилась в 2009-м году. Четыре года назад на этой доске состоялся матч Элизабет Пац, члена женской сборной Германии по шахматам, против мирового шахматного сообщества.


На самом деле это классический семиповоротный лабиринт – мистический знак, известный человечеству несколько тысячелетий. Такие лабиринты находят на всех пяти континентах. Пожалуй, самый известный рисунок можно увидеть на античных критских монетах в музее Ираклиона. Благодаря мифу о Минотавре, этот рисунок стал чуть ли не брендом острова. Здесь лабиринт дорисован до отпечатка пальца. Он имеет в длину 38 метров и находится в Хоув парке, Брайтон (Великобритания).


Длинный человек из Уилмингтона, Великобритания


Предположительно, появился в Железном веке, по другим данным - в XVI-м или XVII-м веке.

Имя шейха Хамада


Чудаковатый арабский шейх-миллиардер Хамад бен Хамдан Аль Нахайян соорудил на частном острове Аль-Футаиси надпись «HAMAD». Высота каждой буквы – 1 км, длина надписи – 3 с лишним км. Первые 2 буквы представляют собой судоходные каналы, заполненные водой.


Монументальную инсталляцию в пустыне Сахара (Египет) создали, постигая дзен, три художницы – Даная и Александра Стратоу и Стелла Константинидес.


7 марта 1997 года творение было завершено. Две спирали из песчаных конусов закрутились на площадке в 100 тысяч квадратных метров. В центре - круглый бассейн с островком в виде усеченного конуса. Художницы предполагали, что дальше под влиянием эрозии сооружение исчезнет, но его до сих пор видно на спутниковых снимках, сделанных Google Earth.


Логотип Firefox


На полях американского штата Орегон в 2006 году был создан круг в форме логотипа молодого в то время браузера Firefox. Снимок с логотипом стал одним из самых популярных мест Google Earth. Подобная оригинальная реклама действительно помогла привлечь к браузеру новых пользователей.


Гигантский тряпичный розовый кролик лежит в итальянских Альпах, недалеко от городка Арестина. Безумная идея создания такой странной инсталляции принадлежит группе итальянских художников под названием «Желатин».


Они сформировали 60-метрового кролика из материалов, которые должны разложиться к 2025 году. К кролику ежегодно устраиваются паломничества туристов, которые с удовольствием фотографируются возле гигантского «трупа».


Карта мира на озере Клейтруп, Дания.


Кельтский знак – гигантский крендель в Мюнхене


«Остров времени» находится рядом с аэропортом в Мюнхене (Германия). Художник Вильгельм Холдерид при его создании вдохновлялся кельтскими мотивами, ну а огромным кренделем (брецелем) его называют местные жители – за очевидную схожесть. Миллионы людей видят этот знак, пролетая над ним к аэропорту Франца-Джозефа Штрауса в Мюнхене.

Портрет Чингисхана,


Портрет, сделанный во время фестиваля традиционной монгольской культуры Наадам в Улан-Баторе, 2006-й год


«Золотая спираль» – инсталляция в Марокко, созданная немецким художником Хансджоргом Вотхом (Hannsjörg Voth} и архитектор Питер Рихтер «Peter Richter) в 1992-1997 годах.


Озеро в форме человека, штат Сан-Паулу, Бразилия


Всегда интересно, как все вещи на Земле выглядят, если смотреть на них из космоса. Да и видно ли их вообще? Некоторые из географических элементов рельефа и созданных человеком сооружений достаточно огромны для того, чтобы их можно было видеть из космоса. Вот список из 10 вещей на Земле, которые видят космонавты.

✰ ✰ ✰
10

Ночные города

Космонавты могут из космоса идентифицировать континенты на Земле, анализируя их форму. Но вид освещаемых огнями городов имеет более впечатляющий визуальный эффект. В основном, речь идет о крупных городах по всему миру. Космонавты видят освещенные участки территории Соединенных Штатов, Европы и Индии.

✰ ✰ ✰
9

Острова Пальм, Дубай

Острова Пальм наряду с Мировыми островами Дубая видны даже из космоса. Поскольку это крупнейшие в мире искусственные острова, то ничего удивительного в этом нет. Острова Пальм на самом деле — это три искусственных острова в форме пальм, расположенные на площади в 60 кв. км. Здесь вы найдете сотни роскошных отелей, вилл, торговых центров и парков – настоящее рукотворное чудо. Архипелаг Мировых островов имеет площадь более 9 кв.км и содержит 300 искусственных островов, построенных из песка на мелководном побережье Дубая.

✰ ✰ ✰
8

Цветение фитопланктона

Планктон — одно из очень распространенных и потрясающих явлений в океане — бесчисленное количество микроскопических водорослей, блуждающих по поверхности воды. Процесс цветения планктона видно даже из космоса, его снимают спутники, такие, как Терра и Аква из НАСА.

Планктон является пищей для многих океанских обитателей от мелких рыб до больших китов. Также он играет важную роль в преобразовании диоксида углерода в кислород. Цвести планктон начинает в теплых водах океана, что из космоса похоже на разноцветный водоворот.

✰ ✰ ✰
7

Теплицы Альмерии, Испания

Теплицы Альмерии являются сердцем сельского хозяйства Испании. Они расположены на площади 259 кв. км. Эти пластиковые теплицы видны из космоса в дневное время суток. Здесь каждый год производится несколько сотен тонн овощей и фруктов, и отсюда продукция экспортируется во многие страны Европы. Это экономическое чудо Испании привлекает немало туристов, так что Альмерия является популярным туристическим направлением Испании.

✰ ✰ ✰
6

Пирамиды Гизы

Одно из семи чудес древнего мира также стало излюбленным местом на Земле для космонавтов, которые хотят получить эффектное фото Земли с космической орбиты. Пирамиды не видны невооруженным глазом из космоса, космонавты используют камеру с большим фокусным расстоянием. Камеры с высоким разрешением МКС сделали множество детальных снимков пирамид Гизы из космоса.

На космических снимках пирамид Гизы с юго-восточной части они как будто освещены Солнцем. Также на этих снимках можно рассмотреть и статую сфинкса.

✰ ✰ ✰
5

Дельта реки Ганг

Дельта Ганга является крупнейшей дельтой реки в мире, расположена в Бенгальском заливе на территории Бангладеш и Индии, в регионе, который называется Западная Бенгалия. Дельта занимает площадь более 100 тыс кв. км. Эту удивительную территорию также можно увидеть с орбиты Земли.

✰ ✰ ✰
4

Гранд-Каньон

Безусловно, чтобы исследовать каждый метр Гранд-Каньона в Аризоне понадобится очень много времени. Но космонавтам, находящимся на орбите Земли, повезло видеть Гранд-Каньон весь сразу. Космические изображения Гранд-Каньона помогают ученым составлять поверхностную карту Каньона, а также наблюдать за изменениями его рельефа.

✰ ✰ ✰
3

Река Амазонка

Почти 7 тыс км длины реки Амазонки и ее притоков видны космонавтам с орбиты Земли. Во время паводков река образует ответвления, как будто линии паутины, которые видны из космоса. На космических изображениях Амазонки цвет воды кажется очень темным из-за цвета почвы равнинных лесов, окружающих реку.

✰ ✰ ✰
2

Большой Барьерный Риф

2500 км Большого Барьерного рифа делают его самым большим коралловым рифом на Земле. Это также самое большое живое существо в этом мире, который можно видеть из космоса. Большой Барьерный риф связывает между собой более 900 островов и рифов, расположенных в восточной части Австралии. Он включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и является местом обитания 1500 видов тропических рыб. Также, это великолепная территория для аквалангистов и популярное туристическое направление в Австралии.

✰ ✰ ✰
1

Гималаи

Гималайские горы, где находятся самые высокие вершины мира, также хорошо видны из космоса. Самый высокий горный хребет на планете отделяет Индийский субконтинент от Тибетского плато, где гора находится Эверест — самая высокая гора в мире. В Гималаях сотни горных вершин, высота которых превышает 7200 метров. Многие участки этого горного хребта являются священными и для индуизма, и для буддизма.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья: Что можно увидеть на Земле из космоса? ТОП-10. Спасибо за внимание.