Есть в осени первоначальной короткая. Есть в осени первоначальной

««Литературное чтение» 3 класс» - Золотое слово. Славная осень. Крестьянский кафтан. Детство. Проверь себя. Выбрать правильный ответ. Пропущенное слово. Бальмонт «Золотое слово». Густой зелёный ельник. Объясни значение слова. Как зовут Бунина. Ветер. Как зовут Некрасова. Полевые цветы. Поэтическая тетрадь.

«Литература для внеклассного чтения» - Отцы и дети. Образно. Познание радости. Свой край. Древнерусская литература. Материал. Василий Тёркин. Научно. Сказки по телефону. По Рериховским местам. Система уроков внеклассного чтения. Путь творений Н.К. Рериха. Царь Соломон. Античная литература. Современная поэзия. Эмоционально.

«Уроки литературного чтения в 1 классе» - Лексические средства (тропы). Крылатые выражения. Драма. Задачи. Результаты моей работы. Нравственные представления. Ход анализа басни «Ворона и лисица». Анализ лирических произведений (алгоритм и технология работы). Актуальность. Синтаксические средства. Изобразительно – выразительные и образные средства языка.

«Как хорошо уметь читать» - Книга учит мыслить. Человек в разы расширяет свой кругозор. Встречаются и такие ребята, которые читают только учебник. Ребенка интересует чтение не только как источник новых знаний. Чудесный мир детской литературы. Исследования по чтению. Любите ли вы читать. Высказывания о книгах и чтении. Думаю, что каждый ребёнок хочет хорошо учиться.

««Литературное чтение» 4 класс» - Нивы сжаты. Проворонила ворона воронёнка. XXI век. Священное Писание. Автор. Птица средних размеров. Стихи. Доброе сердце. Сказка. Ворона. Георгий Васильевич Марчук. Музыкант. Годы от Рождества Христова. Произведения о природе. Пусть добрым будет ум у нас. Жители планеты Земля. Белорусское Полесье. Кульминационный момент.

«Вопросы по литературному чтению» - Поэтическая тетрадь. Найди в данном списке «Лишнего». Выбрать правильный ответ. Какое стихотворение написала Е. А. Благинина. А. Л. Барто. Как зовут Михалкова. Внутренний мир героя. Узнай произведение по ключевым словам. Узнай стихотворение по его описанию. Кто написал стихотворение «Котёнок». Кто автор стихотворения «Разлука».


И.А. Ефименко
учитель начальных классов
МОБУ «СОШ № 6» г.Всеволожска

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:
«Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Цели:
-научить ребят выразительно читать стихотворение;
- учить воспринимать информацию на слух;
- учить извлекать информацию из текста;
-учить любви, уважению, чувству эстетического сопереживания к произведениям искусства;
- формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению как важнейшему компоненту гармонического развития личности
Задачи:
- познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
- познакомить с биографией поэта Ф. И. Тютчева;
-учить анализировать стихотворение;
- учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;
-формировать общеучебные умения и способы деятельности;
- учить видеть взаимосвязи между поэзией и другими видами искусства;
- формировать представление о жанре литературного произведения;
- развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;
-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;- воспитывать потребность в общении с поэзией.
1.Организация класса. Психологический настрой.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
2.Вводная часть
Подготовка к первичному восприятию текста.
- В этот осенний погожий день я вам принесла букетик из осенних листьев. Но вдруг,
Дунул ветер – улетели
Все листочки, полетели,
И на парты тихо сели.
Ветерок принес листочек каждому из вас. А листочки эти необыкновенные. Что в них удивительного? (на них что-то написано)
- Прочитайте про себя (каждый вариант читает свои загадки на осенних листьях).
На желтых листочках:
Зажгла огней рябиновый костер.
То - щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем.
На оранжевых листочках:
А что это за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней, и голодно,
В душе тоска и холодно…
Все засыпают, угасают дни.
- Что вы прочитали? (загадки).
- Почему вы так думаете? Докажите. (Описывается предмет, его признаки, а сам предмет не называется).
-Вы отгадали, о каком времени года говорится? (об осени).
Слайд.

Прочитайте первую загадку выразительно (чтение сильным учеником).
-Докажите, что речь об осени.
Ответы учеников:
осенью плоды рябины становятся красными;осень – щедрая пора, созревает урожай в садах, на огородах, в полях.
- С чем сравниваются гроздья рябины? (с костром, с огнем).
- Какое настроение вызывает эта загадка? (радостное, веселое, осень игриво улыбается).

Слайд.

Выразительное чтение второй загадки сильным учеником.
- Докажите, что и в вашей загадке описана осень.
Ответы детей:
осенью дни становятся короче; частые дожди, туманы; многие животные готовятся к зимней спячке; становится грустно, печально.
На слайде появляется отгадка (осень).
- Вы правильно отгадали загадки, ребята. Вы даже сказали о настроении, которое передает каждая загадка. А почему такие разные описания осени? (осень бывает разной).
Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. Каждая загадка описывает разную осень.
Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней».
Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой».
- А вам нравится это время года? (да, нет).
-Кто любит осень? Почему?
Ответы учеников.
Ваня: Осенью очень красивые деревья.
Андрей: Днем какой-то розовый воздух…
Алена: Листопад. Я люблю запах опавших листьев.
Алиса: Осень разноцветная.
- О какой осени говорили ребята? (о золотой)
- А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?
Ответы детей.
Миша: Идут дожди. Сыро, холодно, темно.
Лиза: Пусто кругом. Вянут цветы.
Саша: Природа умирает.
- Признаки, какой осени называли ребята? (поздней)
- Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.
- Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.
- Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины).
- Какие краски можно использовать, передавая отношение к осени?
Алена: Вот если бы я рисовала, то один рисунок яркими красками, а другой – темными.
- Интересно, почему?
- Алена: Бывает разное настроение.
- Да, ребята, Алена права. Посмотрите репродукции картин И.И.Левитана, И. Грабаря, В.Д.Поленова (слайды)

Кто из художников передал на картине восхищение осенью? (В.Поленов, И.Грабарь)
- Кто передал грусть и печаль? (И. Левитан).
- В домашнем задании вы тоже сможете передать красками свое отношение к осени.
- Как могут выразить свои чувства к осени композиторы? (звуками, музыкой).
- Осень не оставила их равнодушными. Послушайте пьесу
П. И. Чайковского «Октябрь» (Осенняя песнь) и определите, какое настроение он постарался передать? (Звучит пьеса)
Ответы детей.
Денис: Мне стало очень грустно. Мелодия печальная медленная.
Звучат произведение, А. Вивальди «Осень».
- Какое настроение передал Вивальди? (жизнерадостное, веселое).
- Откройте стр.66 учебника. Прочитайте вступительную статью к новому разделу и скажите, кто еще, кроме художников и композиторов, может рассказать об этом удивительном времени года? (писатели и поэты).
-Мы говорили, что художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, композиторы передают свои чувства звуками музыки.
- Как же могут выразить свое настроение писатели и поэты? Как об этом написано в тексте? Прочитайте (писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах).
- Правильно, ребята, поэты рисуют картины осенней природы словами.
- О каком поэте вы прочитали? (об А. С. Пушкине) Слайд.

Какие чувства осень вызывала у поэта? (радость)
- Вы правы, ребята. Осень – любимое время года А.С.Пушкина (слайд).

В его стихах она торжественно - печальна и величаво – красива. В это время года он особенно много работал.
Физминутка.
- Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.(плавно опускаются)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (поднимаются)
3. Сообщение темы урока.
- Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? (об осени).
Мы начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте его название на стр. 65.
Дети читают: «Люблю природу русскую. Осень» (тема записана также на доске).
Выставка книг с произведениями об осени из серии «Русские поэты».
- Какие книги вам знакомы? (с произведениями А.С. Пушкина, А. Плещеева).
- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по обложке и содержанию, должна выяснить, какие произведения об осени есть в каждой книге (работа в группах).
- Познакомьте всех с авторами – русскими поэтами и названиями стихотворений об осени.Ответы детей (представитель каждой группы).
Володя: А. Фет « Ласточки пропали», «Осенью», «Осенняя песенка».
Дима: А. С. Пушкин « Осень». Уж небо осенью дышало»
Таня: А. Майков « Осень», «Осенние листья по ветру кружат»,
Лиза: И Бунин « Осень», « Листопад»,
Андрей: Б, Пастернак «Золотая осень»,
Валерия: С Есенин « Закружилась листва золотая», «Отговорила роща золотая».
- Откройте стр. 66 учебника. Определите по внешнему виду жанр произведения, с которым мы познакомимся? (стихотворение)
-Значит, как можно назвать автора? (поэт).
- Это произведение написал русский поэт Ф. И. Тютчев (слайд).

Читали ли вы его произведения? (нет)
Рассказ учителя об авторе. Слайд.
- Он родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье (слайд)

Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам - французскому, немецкому и латинскому (слайд).

В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.
В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение (слайд).

Поэзия Тютчева насчитывает около 400 стихотворений. Большая их часть посвящена красоте родного края.
Проверяем умение извлекать информацию на слух.
- Ответьте на вопросы (слайд).
В какой усадьбе родился поэт Тютчев?
2.Где получил первоначальное образование?;
3. Какие иностранные языки изучал поэт?

4.В каком возрасте опубликовано первое стихотворение?
5. Сколько стихотворений насчитывает поэзия Тютчева?
По мере ответов детей, появляются ответы на слайде.
- Молодцы. Вы внимательно слушали мой рассказ о Тютчеве и многое запомнили. Наиболее полными были ответы Володи, Вани, Алены.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Он о том, как пахнет хвоя,
Куст рябины, и какое Будет утро в час покоя…
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,
Отдыхайте…

Первичное восприятие текста.
- Прочитайте первую строчку стихотворения на стр. 66.Как вы думаете, о чем оно? (об осени)
- Можно ли поместить книгу с этим стихотворением на выставку? Почему? (Тютчев – русский поэт; стихотворение об осени)
- Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке.-.Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева? («Есть в осени первоначальной…»- Мы говорили, что осень бывает разная. Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? (о ранней осени)
- Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? (сказано « осени первоначальной»)
- А что означает слово «первоначальной»? (начало осени).
- Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? (не знаем, грустное, радостное).
- Как узнать, так ли это? (прочитать стихотворение).
Чтение стихотворения про себя (в учебнике, слайд).
Проверка восприятия:
- Какое настроение у вас возникает при чтении этого стихотворения?
(спокойствие; небольшая грусть).
- Кто был прав в своих предположениях (поднимают руки).
- Взволновало вас произведение?(да).
- Какую музыку можно подобрать? (ту, что слушали первой – медленную, лирическую, немножко печальную).
- Можно ли стихотворение назвать лирическим? (да, оно такое же мелодичное).
Беседа по первым впечатлениям:
- Какие картины осени вы представили?
Ученики:
-ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели.
- Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».
Анализ стихотворения.
Чтение и анализ стихотворения по частям.
Слайд.
- 1-я строфа.
- Прочитайте медленно и вдумчиво первую строфу.
Чтение сильным учеником.
- Какие незнакомые слова и выражения вам встретились?(дивная, лучезарный).
- Кто из вас может объяснить значение этих слов?
Ученики:
-Дивная – удивительная.
- Молодцы. Правильно, а можно еще сказать - прекрасная, восхитительная. (слайд: Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.)Лучезарный – …
- Затрудняетесь с ответом?(слайд) Лучезарный значит - светящийся лучами, лучистый, сияющий.
-Попробуйте подобрать синонимы к слову лучезарный (блестящий, сверкающий, светлый)
- Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какие слова нужно выделить голосом? Поделитесь своим мнением с соседом по парте.
Дети самостоятельно работают с учебником.
- Какие слова выделили?
Ученики называют слова. Обсуждаем правильность выбора. Дети подчеркивают в тексте эти слова(Слайд. Первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны.)- Поэту нравится осень. Чтобы выразить красоту осеннего дня он употребил эпитеты.
(Слайд. Эпитеты – это слова, которые называют характерные признаки предметов и отвечают на вопрос какой?)Например. Слайд.
Осень (какая?) первоначальная
Пора (какая?) дивная
День (какой?)…(ответы детей – хрустальный)
Вечера (какие?)…(ответы детей - лучезарные)
Ваня: А как это «хрустальный» ?- Хрусталь - особое стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Оно отличается хрупкостью, прозрачностью, звонкостью, мелодичностью.
- Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его.
Алиса: Воздух прозрачный, чистый.
Таня: Видно далеко-далеко.
Катя: На небе нет ни облачка.
- Хрустальный, ребята, это еще и - хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, подуют холодные ветры, и «хрустальный день « разобьется».
- «Хрупкость» этого времени передают и другие слова. С чем сравнивает поэт паутину? (с тонким волосом).
- Что может случиться с тонким волосом? (он может порваться).
- Правильно, так же хрупок и «хрустальный день», исчезнет с первыми бурями.
- Как вы представляете «лучезарные вечера»? Опишите их.
(Красиво заходящее солнце, всё сверкает и сияет…)
- Что говорит поэт о первоначальной осени?(что это дивная пора, но короткая; не успеешь оглянуться, уже холодно).
- А почему? (она быстро пройдет)
- Подготовьте выразительное чтение первой строфы.
В каком темпе будем читать?(Неторопливо, не спеша)
- С какой интонацией?(Торжественно, но не громко)
- Прочитайте друг другу в парах.
Чтение учащимися вслух(3 ученика). Обсуждаем варианты прочитанного.
- Что скажете о чтении Саши? (2-ю часть нужно читать звонче, радостнее).
- Что посоветуете Алисе? (сделать паузу подольше в конце 2-й строчки).
- Как прочитал Володя?(очень выразительно, у него хорошо получилось).
- Кто хочет прочитать по- своему? (ученик читает, ребята анализируют его чтение).
- Молодцы. Все очень старались.
Слайд.
2 строфа.
- Прочитайте вторую строфу (слайд)
Чтение сильным учеником.
- Назовите непонятные слова (серп, борозда, праздный)
- Кто может объяснить значение слов?
Саша: Серп мы видели на экскурсии в этнографическом музее. Это – кривой нож для того, чтобы срезать траву.
- Молодец, Саша. Ты правильно сказал. Серп – орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы и т.д. (слайд – изображение серпа) .-Прочитайте на слайде толкование слова борозда (слайд).
1) Канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
2) Углубление, расположенное на поверхности полушария головного мозга и разделяющее ее на извилины.
3) Глубокая морщина, складка на коже.
- Выберите нужное значение, объясните свой выбор.
Ответы детей.
Ваня: Я думаю, что нужно выбрать первое значение – канавка на поверхности почвы, ведь в строфе говорится о поле.
Андрей: Серп нужен для уборки урожая в поле. Ваня прав.Первое значение.
Саша: Морщина на коже и второе значение совсем не подходит по смыслу.
- Кто согласен с ребятами? Проверьте свои предположения по учебнику на стр. 214.(чтение в учебнике: борозда – канавка.)
- Вы, ребята, молодцы. Отлично справились с заданием.
- Выясним значение слова «праздный»? (дети затруднились с ответом)
Слайд.
- Праздный – ничем не занятый, без дела, пустой.
- Почему борозду поэт назвал праздной? (раньше здесь было много работы, а теперь борозда без дела, отдыхает).
- Как вы узнали, что работа кипела? (Бодрый серп гулял, падал колос).
-Правильно, тишина на поле осенью – это тишина после работы.
- Прочитайте строфу. Какие слова вы выделите голосом? Подчеркните их.
Работа в парах.
- Сверьте свои слова со словами на слайде.
(Гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит).
- Как поэт назвал серп? (бодрый).
- А борозду? (праздной).
- Что это? (эпитеты).
- Какую картину вы себе представили? Опишите её. (Поле пустое. Простор. Раздолье. Тишина.)- С каким чувством поэт говорит об изменениях в природе?
(с грустью, печалью).
- С какой интонацией нужно читать четверостишье? (, спокойной)
- В каком темпе? (медленном).
- Подготовьте выразительное чтение 2-ой строфы.
Прочитайте друг другу в парах.
Чтение строфы вслух 3-мя учениками и выбор лучшего варианта.
- Чье чтение понравилось больше всего? (Алена очень выразительно прочитала, соблюдая все паузы, с правильной интонацией).
- Что посоветуете другим чтецам? (Игорь слишком торопился, читал без выражения; Миша удачно прочитал 2 строчки, а 3-ю и 4-ую нужно читать медленнее и тише).
- Кто еще хочет прочитать, учитывая пожелания одноклассников? (Ученик читает, ребята анализируют его чтение).
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
В небесах – сиянье (смотрят вверх)
Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)
А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом)
- О чем это? (об осени)
3 строфа.
- Прочитайте 3-ю строфу.
Словарная работа:
- Найдите старое русское слово (боле).
- Можете объяснить его значение? Прочитайте строчку и попробуйте догадаться по смыслу (подходит слово больше)
-Прочитайте строчку с этим словом.
Сильный ученик читает:
Пустеет воздух, птиц не слышно больше…
- Подходит слово по значению? (да)
- Какие еще незнакомые слова вам встретились?(лазурь).
- Это тоже устаревшее слово. Кто из вас может объяснить его значение?
Ученики:
- Лазурь –синий цвет.
- Верно (слайд).Лазурь - светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.
- Прочитайте еще раз строфу и выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом (самостоятельная работа).
Взаимопроверка.
-Сверьте со словами на слайде.
(Воздух, боле, далеко, бурь, лазурь, отдыхающее).
- Найдите эпитеты (самостоятельная работа). Проверьте правильность своего выбора(слайд)
Лазурь (какая?) чистая, теплая
Поле (какое?) отдыхающее.
- Кто правильно нашел только один эпитет? Просигнализируйте своими листочками (6уч)
- Кто правильно нашел оба эпитета? (20 уч.)
Итог. Большая часть выполнила правильно.
- Какую картину представили?
Ответы учеников.
-Маша: Птицы улетели.
- Алена: Небо, как бы ложится на поле и укрывает его одеялом. Укутывает.
- Научитесь читать 3-ю строфу выразительно. Выделите паузы.
-Подумайте, с какой интонацией будете читать? (спокойной)
- В каком темпе надо прочитать четверостишье? (медленно, тихо)
- Почему? (птиц не слышно, воздух пустеет, поле отдыхает).
- Попробуйте прочитать про себя выразительно. Постарайтесь передать спокойствие в природе.
- Прочитайте друг другу.
Чтение вслух 3-мя учениками.
- У кого получилось лучше, почему?(Алиса читала выразительно, с правильной интонацией. Выдерживала паузы. Правильно ставила логическое ударение. Передавала голосом теплоту, спокойствие. Ане и Лизе нужно быть внимательнее, когда делают паузы…)Обобщение результатов анализа произведения.
- Ребята, скажите, почему в конце 1-ой строфы автор поставил многоточие, а не другой знак препинания? Вспомните, в каких случаях ставится многоточие?
Денис: Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена.
- Для чего же нужна долгая пауза?
Алена: Чтобы мы задумались, представили красоту осеннего дня.
Андрей: Чтобы поняли, как важна эта пора…
Саша: Чтобы остановились, перевели дыхание.
- Правильно, ребята, многоточие говорит о недосказанности, какой-то медлительности.
- Но почему в конце 2-ой строфы стоит точка?
Алена: Поэт говорит: «Теперь уж пусто …Все, лето закончилось, осень пришла».
- Да, Тютчев показывает, что осень наступила, бесповоротно, пришло ее время.
- В конце 3-ей строфы – многоточие. Попробуйте объяснить, почему?
Андрей: Сейчас тепло, но скоро придут холода. И природа их ждет.
- Замечательно подметил, Андрей. Природа покорно ждет наступления зимы. Она в ожидании, в волшебном спокойствии. Как будто понимает, что приход зимы неизбежен.
- Будем готовиться к выразительному чтению всего стихотворения (ребята читают про себя 3-4 мин)
- Прочитайте стихотворение выразительно вслух (сильные ученики).
3 уч. читают вслух. Анализируем чтение каждого ученика.
- Что получилось хорошо? С чем вы не согласны?
Ответы детей.
Алена: Настя прочитала очень хорошо. С правильной интонацией, выразительно. Особенно удачно прочитала последнюю строфу, каким-то теплым мягким голосом.
Володя: мне понравилось, как прочитал Гордей. Он выдерживал все паузы, выделял голосом слова, на которые падает логическое ударение.
Читал выразительно.
Саша: Хочу похвалить Дениса. Она прочитала правильно и выразительно. Передавала голосом, интонацией спокойствие, немножко радости, немножко грусти.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо выразительно прочитали стихотворение.
- А хотите, я прочитаю стихотворение? (чтение учителем)
Итог урока.
- О какой поре осени рассказывает поэт?(о золотой осени).
- Как осень изменила всю окружающую природу?
Денис: Вокруг необыкновенный ясный свет.
Маша: Воздух прозрачный и чистый. Небо безоблачное.
Валерия: Там, где была рожь, теперь пустое поле.
Кристина: И только на пустой борозде тонкая паутинка.
Таня: Птиц больше не слышно. Кругом - тишина.
- Как вы думаете, природу какой страны описывает Ф.И.Тютчев?
(России).
- Почему вы так решили? (написал с любовью, нежностью, так пишут о Родине).
- Вы видели такую золотую осень у нас? (да).
Учитель обобщает:
- Поэт испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда начинающаяся осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, грустно - от сознания, что всё скоро пройдёт, что впереди ненастье, зимние холода и метели.
- Что нового узнали на уроке?(познакомились с новыми словами, с понятием «эпитет», учились анализировать стихотворение…)
- Что особенно понравилось?
(Понравилось стихотворение: красивые музыкальные слова – лучезарный, льется, лазурь. Хочется придумать мелодию к нему.
Понравились картины художников, музыка. Как читали дети.)- Какие были затруднения? (поначалу сложно было выделять главные слова, находить эпитеты, были незнакомые слова, читать выразительно)
- Ребята, наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться.
Домашнее задание.
- Нарисуйте дома иллюстрации к этому стихотворению.
-Какие краски понадобятся, чтобы нарисовать картину? (голубой, желтый, оранжевый…)
- Картину какого художника - Левитана, Грабаря, Поленова, вы бы выбрали иллюстрацией к этому стихотворению? (Грабаря и Поленова)
- Постарайтесь передать красками свои чувства, настроение. Подпишите свой рисунок строчкой из стихотворения. Например: «Лучезарны вечера…»
- На следующем уроке устроим выставку ваших работ.
Если вам понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.
Спасибо за урок.

Бабье лето

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью. В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость - основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...» - необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде». В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека. Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

Рассмотрим анализ поэтического текста (стихотворения) на начальном этапе работы.

В последнее время часто звучат споры о приоритетности определённых предметов в курсе средней школы. Естественно, литературе необходимо уделять особое внимание.

Преподавание лирики чрезвычайно актуально в наше время. «Простота» лирических текстов, включённых в разделы учебников литературы 5-8 классов, не даёт возможности видеть «настоящую» поэзию. Такое ощущение возникает потому, что вопросы, предлагаемые авторами учебников, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, почувствовать текст. А ведь именно серьёзная, вдумчивая работа с конструктивными элементами текста может стать основанием для размышления о смысле стихотворения, многое открыть в нём.

Я считаю, что наиболее важными являются самые первые уроки по лирике, проводимые в пятом классе. Ведь именно в этот момент закладывается отношение к тексту не как к сухому и скучному, а к тексту, который таит в себе загадку, некий потаённый смысл.

Но сначала должен пройти подготовительный этап к первичному восприятию стихотворения. И в течение первого месяца я провожу подготовительные упражнения (иногда на уроках русского языка, когда среди упражнений встречаются стихотворения; иногда на уроках литературы).

Упражнение 1. Рисуем стихотворение.

Возьмите карандаши тех цветов, которые будут необходимы для изображения картины, написанной поэтом.

Конечно, дети сначала приносят только те цвета, обозначение которых есть в стихотворении. Но разбирая поэтические строчки, они узнают, что есть ещё другие цвета: серый-скука, голубой-надежда, розовый-мечта, синий-глубина, жёлтый- тепло и др. Это упражнение учит детей думать, воспринимать, ассоциировать.

Упражнение 2. Нарисуйте настроение стихотворения.

Интересной и плодотворной является работа над определением настроения стихотворения. Можно предложить с помощью карандашей или красок выразить настроение, которое есть в данном поэтическом тесте. Самая важная часть работы - это обсуждение того, что получилось в процессе рисования. Так как все рисунки будут разными.

Упражнение 3. Подберите картины художников, отражающие тему стихотворения.

Упражнение 4. Поиск метафоры . Поиск связи между разнородными предметами.

Что общего в словах жизнь-судьба-семья-счастье, лампочка- туфли- компьютер?

Например, дружба и цветок. Дружба расцветает как цветок и вянет.

Статуя и душа. Статуя — образ человека, душа тоже. И то и другое легко разбить.

Зайчонок и ученик. Ученики и зайчата маленькие. Оба любознательные. Ученик не выучил уроки и боится идти в школу. Ученик перед учителем, как зайчонок перед волком.

Иногда я задаю слова, которые, кажется, ничего общего не имеют. Но дети очень быстро находят метафору. Чем меньше связаны значения слов, тем интереснее.

Упражнение 5. Подберите к существительным глаголы - олицетворения или эпитеты.

Выполнение этих упражнений позволит, во-первых, объяснить значение многих тропов, во-вторых, раскрепостит, сделает свободным воображение ученика, в-третьих создаст эмоциональный настрой, особенно необходимый для уроков по лирике.

Ученики привыкают к необычности явлений, выразительности, учатся смотреть на предметы и явления с непривычной точки зрения.

Главным на уроках литературы становится совместный поиск двух читателей: ученика и учителя, поиск ответов на вопросы, совместное решение задачи, неизвестное порой не только первому, но и второму. И роль учителя здесь значительна. Во-первых, необходимо помогать в формулировках, когда трудно выразить мысль; во-вторых, давать высказаться всякому желающему сказать; в-третьих, отсекать те ходы в поисках ответов, которые не ведут никуда.

На таких уроках делается много наблюдений, кажущиеся иногда незначительными детали могут оказаться ключом к пониманию сложного текста. В процессе работы над стихами разных поэтов свои наблюдения, находки записываем в тетрадь. Очень удобно записывать все наблюдения в следующую таблицу:

Или начать знакомство с разными уровнями анализа стихотворения.

Уровни анализа стихотворения

Эта работа основана на методике М.Л. Гаспарова. Она позволяет интегрировать уроки русского языка и литературы, проводить научное исследование текста, глубоко вникать в каждое слово.

Такая подготовительная совместная работа учеников позволяет собрать богатейший материал, который впоследствии каждый из них использует индивидуально.

Как начинать работать над анализом стихотворения.

Но настаёт момент, когда необходимо собрать всё воедино. К письменной работе по анализу лирического стихотворения надо серьёзно готовиться. Особенно трудно справиться ней начинающим литературоведам. Поэтому составляется план в виде вопросов, представляющий своеобразный алгоритм действий.

  1. Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
  2. Настроение стихотворения.
  3. Как выражается настроение стихотворения? Докажите, приводя примеры тематических групп слов.
  4. Как оно построено? Насколько частей можно разделить стихотворение.
  5. Как звучит стихотворение (размер, ритм, рифма)?
  6. Какие художественные приёмы использует автор (тропы, звукопись, цветопись, повторы, слова одной и той же части речи, использование предложений определенной конструкции).
  7. Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?
  8. Какие мысли и чувства хотел донести автор до читателей?
  9. Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
  10. Личное впечатление от стихотворения.

Также пятиклассникам, пока не искушённым оформлять свои наблюдения над текстом, можно подсказать такие конструкции, речевые клише:

«В стихотворении (автор, название) говорится о… . В стихотворении (название) (фамилия поэта) описывает (что?). В стихотворении царит… настроение. Стихотворение пронизано… настроением. Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на… части, так как… . Композиционно стихотворение делится на… части, потому что… . Звучание стихотворения создаёт… ритм. Короткие (длинные) строки подчеркивают… В стихотворении мы словно слышим звуки… . Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать… . Используя… , поэт создаёт образ… . Лирический герой этого стихотворения представляется мне… . …ассоциируется с… . Образ… вызывает ассоциации с…».

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Составим таблицу, которую мы будем заполнять по мере наших наблюдений.

Стихотворение не имеет название. Почему?

Придумайте название.

Посмотрите, как построено стихотворение. Как оно звучит (3 строфы, ритм медленный, торжественный, в конце утверждающий, размер ямб)

Строфу, состоящую из 4 строк, по-другому еще называют катреном.

Посмотрите, сколько глаголов в первом катрене? Что обозначает глагол «есть», какое действие, временное или постоянное? (постоянное, то, что всегда существует независимо от каких-то причин)

Обратите внимание на слово «осень»? Есть оно еще в тексте? Какие ассоциации возникают при чтении этого слова?

Почему Тютчев называет осень первоначальной? Можно сказать «первоначальное лето», «первоначальная зима» (осень делится на 3 этапа)

На что указывает многоточие после первой строфы? (поэт призывает писателя к размышлению)

О какой поре говорит эпитет «дивная пора» (бабье лето, это особенное время, удивительно по своей красоте)

Обратите внимание на слова «день» и «вечера» в 3 и 4 строке. Почему поэт использует разное число? (Каждый день особенный, индивидуальный, не похож на другие, а вечеров много, они все теплые и ясные)

Как описывается день в стихотворении? Прочитайте (день стоит как бы хрустальный) Какой художественный прием использует здесь автор? (сравнение)

Каким бывает хрусталь? (звонким, хрупким, прозрачным) Объясните сравнение (день прозрачный, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее; день звонкий, потому что звук разносится далеко; день хрупкий, потому что осенняя погода непостоянна, в любой момент может испортиться)

Обратите внимание на эпитет лучезарные вечера. Что означает слово «лучезарные»? (озарен лучами, т.е. теплый, ясный, светлый)

Прочитаем вторую строфу стихотворения. Какая картина предстает перед вами? (поле, где уже собран урожай)

А чьё присутствие мы чувствуем в стихотворении? (человека, серп - это его орудие труда) Как вы понимаете олицетворение «серп гулял» (т.е. работал легко, весело, играючи)

Обратите внимание, что здесь так же, как и слово день - серп и колос употреблены в единственном числе. Автор как бы укрупняет предметы, придает им единичность.

А какое слово еще свойственно человеку (волос)

Значение слов «тонкий волос паутины» приводит нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но еще о человеке. И это неспроста, ведь осень обозначает еще и позднюю пору человеческой жизни - старость.

Какие еще художественные средства вы заметили? (бодрый серп, праздная борозда, волос паутины) Какой образ создается с помощью эпитетов и метафор? Объясните их (эпитет «праздная борозда» — пустая, свободная от работы на ней, проводящая время в безделье)

С каким эпитетом перекликается «праздная борозда» (отдохнувшее поле). О каком поле можно так сказать? (на котором уже не ведутся никакие работы)

Обратите внимание на слово «пусто» во второй и «пустота» в третье строфе. Это не печальная пустота, а, наоборот, радостная, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай.

Каким знаком препинания заканчиваются первая и последняя строфы? Почему? (многоточие - недосказанность, настраивает читателя на размышление)

Что вы можете сказать о последней строфе (она пронизана оптимизмом. Осень продолжает дарить тепло, согревая старость, и отодвигает время зимних бурь). Как ее нужно читать? (С радостью)

Теперь давайте прочитаем, что вы записали в таблице.

Как вы теперь ответите на вопрос «о чем это стихотворение»?

Вывод:

«И льется чистая и теплая лазурь». Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружающий мир с наступление ранней осени. В стихотворении воспевается осеннее спокойствие. Тишина волнует, заставляет задумываться над человеческой жизнью. Созерцание красоты окружающего мира - это одна из возможностей сделать человека хоть намного счастливее. Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы и использует для этого яркие образные средства.

Примеры сочинений учеников 6 класса и их анализ.

При оценивании сочинений использовались следующие критерии:

  1. определение настроения стихотворений;
  2. тема стихотворений;
  3. лексические средства (тропы);
  4. звукопись, цветопись;
  5. понятие лирического героя;
  6. определение стихотворного размера;
  7. композиции.

1) В стихотворении Тютчев описывает начало осени. Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Она готовится ко сну и напоследок радует человеческий взор волшебной красотой.

Стихотворение состоит из 3 строф, размер ямб, настроение мелодичное и торжественное.

В первой строфе мир вокруг удивительно красив, дни становятся «хрустальными», а «вечера лучезарны». Во второй строфе чувствуется некая грусть. Человеческую душу тревожат тягостные мысли: «пусто», «лишь паутины тонкий волос блестит…». Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэт показывает, насколько тесно природа связана с жизнью человека.

Отдых в это время года не имеет ничего общего с ленью, это награда за долгую и упорную работу. Осень позволяет человеку отвлечься от суеты своих собственных дел и предаться созерцанию красоты природы.

В сочинении №1 правильно раскрыта тема, немного намекается на цветопись, верно определена смена настроения, удачно цитирование, прослеживается лирический герой, имеется знание понятия композиции. Но не обозначены тропы, стихотворный размер.

2) Главная идея стихотворения заключается в том, чтобы рассказать об удивительной осенней поре. Созерцание ее красоты дает возможность человеку задуматься о многом. Употребление тире, многоточий наталкивает на размышления, раздумья.

В стихотворении много существительных и прилагательных. Тютчев употребляет слово день в ед.ч., так как хочет показать, что осенью день непостоянен. Даже маленький листочек может пожелтеть за ночь. А «вечера» во мн.ч. указывают на то, что они останутся по-прежнему теплыми и светлыми.

Все слова в стихотворении красиво связаны в эпитеты, метафоры и олицетворения. Созерцание красоты природы это одна из возможностей сделать людей хотя бы немного счастливее.

В сочинении №2 проведена хорошая работа со словом, находки поясняются примерами из текста и ассоциациями из жизни. Очень трогательно звучит предложение «все слова красиво связаны в метафоры, эпитеты, олицетворения». Но ничего не сказано о композиции.

3) В стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора. Стихотворение легко читается. В первой строфе веселое настроение. Особую радость доставляет погода - мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием: «хрустальный день», «лучезарные вечера»

Но вместе с тем человеческую душу отягощают грустные мысли. И многоточия в конце предложений наталкивают на размышления о красоте природы.

Осень - это напоминание о скором наступлении холодов. Но, несмотря на это, ритм стихотворения торжественный. Длинные слова, сложные предложения заставляют звучать стихотворение мелодично. Стихотворение вызывает много различных ассоциаций.

В сочинении №3 ученик обратил внимание на звукопись, правильно определил тему и идею стихотворения, но не раскрыл, какие ассоциации вызывает стихотворение. Ничего не сказал о лирическом герое и о композиции.

4) В стихотворении Тютчева описана природа, начало осени. Это доказывают такие слова, как «в осени первоначальной», «падал колос», «пусто все», «простор везде», «птиц не слышно», «отдыхающее поле». Стоят последние теплые деньки. «День стоит как бы хрустальный», в этом сравнении целая картина. День звонкий, прозрачный, хрупкий, он свеж, чист, красив.

Описывается природа, которая ожидает прихода зимы. Но настроение стихотворения торжественное, мелодичное, радостное. До зимних бурь еще далеко. А пока мы наслаждаемся тишиной и покоем. Урожай убрали, поля опустели, человек отдыхает вместе с природой.

В сочинении №4 ученик показал умение находить тематическую группу слов, хорошо поработал над раскрытием сравнения «день хрустальный», уловил настроение, определил лирического героя.

5) Стихотворение написано в три катрена, размером вольный ямб и обладает мелодичным, торжественным ритмом. В нем присутствуют разные художественные средства. Эпитеты «дивная пора» и «первоначальная осень» подчеркивают красоту этой поры, «праздная борозда», «отдыхающее поле» - свободное от трудов, работ, а раньше здесь «гулял серп» - бойко и весело жал колосья. Метафора «паутины тонкий волос» намекает на присутствие человека. Автор прибегает к различного рода хитростям, употребляя существительные то во мн.ч., то в ед.ч.. Стихотворение состоит из трех сложных предложений с тире и многоточием. Я думаю, Тютчев писал не только об осени, но и о человеческой старости.

В сочинении №5 не прослеживается тема и идея стихотворения, все сводится к композиции. Некоторые моменты, характерные для анализа, перечисляются, но не раскрываются. Однако удачно описаны художественные средства.

Заключение.

Уже с первых уроков по лирике мы должны внушить своим ученикам мысль о том, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение. Ибо слово в поэзии, по словам Заходера, это шар, внутри которого находится ещё один шар, гораздо большего размера.

Поэзия - это крик души, это голос совести, а иногда это чуть слышный ропот трепещущего сердца. Лирика открывает нам душу поэта, чувствительную, с пылающими в ней страстями, сильную, противостоящую окружающему миру. Поэтому без понимания слова в его эстетической функции, без умения уловить смысловые эмоциональные оттенки в тексте нет должного восприятия поэзии.

Моя задача - сделать уроки по лирике интересными и даже загадочными, на каждом из них должно происходить какое-то открытие.

От осени к лету поворота нету.
Русская пословица

В этом стихотворении Фёдор Иванович Тютчев любуется картиной наступающей осени, ещё тёплой, мягкой, завораживающей и прекрасной.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
И всё же поэт немного грустит, вспоминая лето и уборку урожая. Об этом говорит вторая строфа:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
«Паутины тонкий волос» - это вестник осени. «Простор» на полях, где недавно трудились люди, тоже говорит о том, что лето закончилось. Меняется природа, «птиц не слышно боле».
Но Тютчев словно успокаивает себя тем, что осень только наступает и ещё постоят тёплые дни:
...Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Поэт не зря называет поле «отдыхающим». Этим он показывает, что всё в природе закономерно: опять наступит лето, и поле должно будет принести людям новый урожай.
Наблюдая за этим полем, за природой вокруг, Тютчев присматривается к каждой детали, к каждому «волосу» паутины. Чтобы передать нам увиденное, он использует яркие, выразительные эпитеты: «дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде».
Интересно описание природы в этом стихотворении. Небо поэт сравнивает с «лазурью», которая «льётся», а «отдыхающее поле» напоминает крестьянина, который набирается сил после уборки урожая.
Всё стихотворение проникнуто спокойным, немного грустным настроением. В нём Тютчев соединяет три времени. Прошедшее - это воспоминание об уходящем лете. Будущее - это мысли поэта о «зимних бурях». И настоящее - это «первоначальная осень», которая радует Тютчева своей мимолётной красотой. Поэтому он гонит от себя все грустные мысли и просто наслаждается этой «дивной порой», ведь она так коротка!