Лучезарны вечера как понять.  Готовимся к ЕГЭ. Стихотворения Ф.И.Тютчева. Как начинать работать над анализом стихотворения

«Есть в осени первоначальной...» было написано Тютчевым в 1957 году в середине творческого пути автора. Вдохновило автора окружающая природа, в один из дней он возвращался домой с дочерью и был поражен картиной вокруг. Стихотворение пронизано лиризмом и тонким описанием пейзажа начала осени. Ведь эта пора по особенному волшебна, автор показал некую грань между уходом лета и появлением нового времени года.

Вам нужно остаться с этой книгой. Это ослепительно, но озадачительно, потрошило, но в конечном счете, возвышало, фарси порой, невообразимо жестокое в других. Это и настоящая, и галлюцинаторная. Но тогда это Арундхати Рой, и что мы ожидаем? Это был немедленный успех, одна из тех этажных книг, которые пробиваются из ниоткуда, успех, который издатели всегда пытаются - и терпят неудачу - копировать. С одной стороны, Бог малых вещей - это интимная семейная сага; с другой стороны, это очень политическая история, резко критичная к кастовой системе.

Было ли это в Ассаме, Пенджабе, Хайдарабаде, Кашмире, количестве людей, которые были убиты или искалечены или подвергнуты пыткам, это просто пролетел под радаром, пока это повествование было конфликтовано. В течение нескольких месяцев он провел серию ядерных испытаний, и автор запустил годы активизма. В то время как новый роман раскрывает насилие индийской системы, Рой слишком умный писатель, чтобы сделать его манифестом. Ее воображение и описательные силы поднимают его намного выше полемики.

Главную роль в описании принимают эпитеты, автор называет эту пору "дивной", показывая этим не только красоту осени, но и необыкновенность дней. Одной из характерных особенностей творчества Тютчева было объединение человека и природы, особенно видно это в стихотворении благодаря образу поля и метомимий. Третья строфа повествует о том, что всё живое чувствует приближение зимы. Для поэта осень была как зрелость человека, мудрость. Это стихотворение несет легкий осенний воздух, некую печать и нежную грусть.

Он открывается на кладбище в Старом городе Дели, где женщина средних лет сделала ее домом. Она Анджум, человек-транссексуал из мусульман. Она жила на кладбище, как дерево. В сумерках она сделала обратное. Будучи молодым человеком, она покидает свой дом и присоединяется к сообществу хиджр, называемому «хвабга», и обнимает ее женственность. «На Урду это означает дом мечты», объясняет Рой. Город разделен на зоны, и каждое сообщество хиджры имеет зону.

То, как они зарабатывали деньги, заключалось в том, чтобы пойти на свадьбы или рождение, и им будут даны деньги, потому что они «считаются счастливыми». Она движется на кладбище и постепенно строит комнаты вокруг могил. Он становится известен как Гостевой дом Джаннат, привлекающий к нему лидирующих людей города.

Произведение состоит из трех строф, Тютчев использовал перекрестную рифмовку и музыкальный ритм. Среди художественных средств не только эпитеты играют главную роль, еще есть сравнения, метафоры, олицетворения и антитезы.

2. Анализ стиха

Поэтическое произведение, как известно, по сво­ему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, «втисну­тый» в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображе­нии проницательного читателя. Каждое слово в ли­рическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.

Она - центр всех других людей, которые не вписываются в чугунную социальную сетку, социальную сетку, в которую входит индийское общество, - говорит Рой. Это книга о границах. Очевидно, что зажигательная граница пола; есть далиты или неприкасаемые, которые обращаются в ислам, пористую границу между людьми и животными, а также между живыми и мертвыми на кладбище. И вот там Тило, с границей касты, проходящей через нее.

Тило - другой главный герой романа, вокруг которого крутится любовная история. Три мужчины, друзья из университетских дней, влюблены в нее. «У неё сложилось впечатление, что она как-то соскользнула с поводка», - замечает друг. «Как будто она ходила на прогулку, пока нас всех ходили - как домашних животных».

В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его сти­хи - это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тот­час же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.

Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно пред­ставить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт по­эзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворе­ние, восхваляющее родную природу, заслуживает са­мого пристального внимания.

Через одного из мужчин Тило попадает в затяжную, насильственную борьбу за независимость в Кашмире. Вы можете рассказать правду о Кашмире в художественной литературе, - говорит Рой. Исчезнувшие, немаркированные могилы. Как воздух посеялся от ужаса. Вы не можете сказать это через отчеты о правах человека.

«Я ждал чего-то сложного, чтобы сказать»

Рой долго ждал, чтобы написать еще один роман, потому что: Я бы не написал другого, пока не был уверен, что есть что-то сложное. Но у меня было что-то, что не оставалось бы неписаным. Тем не менее, это было 10 лет в написании. Ваш ум всегда работает, и слои растут, а затем наступил период, когда он был почти как камень. Как вы собираетесь строить этот город? последние пару лет это просто безумие, потому что вы весь день и всю ночь, вы беспокоитесь о том, что ваш дом горит.

Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, на­сколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на чело­века огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становят­ся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивитель­но красив. Особую радость доставляет погода - мяг­кая, поражающая своим волшебным спокойствием:

Письмо - это сочетание дисциплины и безумия. Фраза «магический реализм» часто привязана к работе Роя, но Министерство наивысшего счастья - более индийский сюрреализм. Она тихо смеется. Да, вы в Южной Африке понимали бы это лучше, чем западные читатели. Такой реализм, вероятно, волшебный для них, но он не волшебный, это так, как есть.

Когда ее герои начали разговаривать с ней, настаивая на том, чтобы она написала свою историю: Я подумала, как вы вырваетесь из этой все более одомашненной формы, этой легко доступной для каталогов, легко доступной для продажи формы художественной литературы, которая почти напугана взятием большого темы?

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особен­но остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

И вот здесь: мешковатый, исправленный, фантасмагорический. История, которая простирается от окровавленного озера в Кашмире до окровавленного дома в пригороде Калифорнии, из безвкусного будущего в Старом Дели в тяжелую больницу в штате Керала. Рассказ о странных, бдительных животных и оскорбительных душах, о новорожденных младенцах и духах, о мести и искуплении, храбрости и продажности.

Выдержка из новой книги Роя

Министерство наивысшего счастья публикуется Хэмишем Гамильтоном. Вокруг нее город растянулся на многие километры. Тысяча летняя волшебница, дремавшая, но не спящая, даже в этот час. Серые эстакады выскользнули из ее черепа Медузы, спутываясь и распутывая под желтой натриевой дымкой. Спящие тела бездомных выстроились на высоких, узких тротуарах, с головы до ног, с головы до ног, зацикливаясь на расстоянии.

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, свя­занные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не раду­ют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрады­ваются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Старые секреты складывались в борозды ее свободной, пергаментной кожи. Каждая морщина была улицей, на каждой улице был карнавал. Каждый артритный сустав разрушал амфитеатр, где истории о любви и безумии, глупости, восторга и невыразимой жестокости были разыграны на протяжении веков. Но это должно было стать началом ее воскресения.

Ее новые мастера хотели скрыть свои узкие, варикозные вены под импортированными чулками из ажурной сетки, втиснуть свои увядшие сиськи в сумасшедшие набитые бюстгальтеры и запятнать ее ноющие ноги в острые туфли на высоком каблуке. Они хотели, чтобы она качала свои жесткие старые бедра и снова направляла края ее гримасы вверх в замерзшую, пустую улыбку. Летом бабушка стала шлюхой. - Арундхати Рой.

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадо­ваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.

Возможно, она ждала 20 лет, чтобы опубликовать второй роман, но Арундхати Рой написал десятки провокационных эссе и научно-популярных работ и отправил мир в лекции по таким озабоченностям, как рост индуистского национализма, продолжающаяся война в Кашмире, гнет далитов и разрушительные последствия для окружающей среды, вызванные строительством шахт и плотин.

Антинаксалиты сожгли чучело ее в Нагпуре. Однажды ее однажды посадили в тюрьму за неуважение к суду, протестуя против больших дамб. Критикуя как пронзительный и упрощенный, Рой регулярно подвергается преследованиям в публичных выступлениях и публикуется в индийских газетах. В других кругах она аплодирует за ее вокальную активность.

Стихотворение создает яркое и отчетливое ощу­щение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияю­щей на настроение так ненавязчиво и легко.

Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: «дивная пора», «хрустальный день», «лучезарный ве­чер». Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окру­жает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, на­ступлением красивейшего времени года - осени.

«Хрустальный день» - это удивительная неося­заемая драгоценность. К ней невозможно прикос­нуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! «Хрустальный день» в понимании чи­тателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в про­зрачном воздухе начинают казаться еще более чис­тыми и нежными.

Эта удивительно красивая «дивная» пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волную­щую яркость красок. Первые холодные дожди и вет­ра смоют прозрачность и лучезарность «хрустально­го дня». И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается «паутины тонкий волос». Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как толь­ко пройдет период, отпущенный природой на любо­вание первоначальной осенью.

Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям велико­лепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.

Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладить­ся его сиянием и теплом. Особую радость дарит ве­чер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великоле­пия окружающей природы.

«Лучезарный вечер» словно сияет разными крас­ками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже са­мый лучший художник не может сравниться с кар­тиной, которую пишет сама осень. «Льется чистая и теплая лазурь». Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружаю­щий мир с наступлением ранней осени. В этом сти­хотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окру­жающего мира - это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.

Ранняя осень - это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тют­чев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о «бодром серпе». «Где бодрый серп гулял и падал ко­лос». Действительно, летом кипит работа, нет вре­мени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться со­зерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершен­но отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически не­ощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.

Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красо­ту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.

В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на са­мом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоция­ми. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе соб­ственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Пейзажной лирике Тютчева Федора Ивановича стоит приделить большое внимание. Это непросто описание природы, это целый момент жизни пережитый, описанный и наполнен смыслом. Невозможно читать стихотворение автора и не представлять ту красу, о которой идет речь. Большого внимания требует стихотворение «Есть в осени первоначальной…», потому как автор не любил осень и считал ее, символизирующей смерть живой природы. Но не восхищаться ее красой он также не мог. Поэтому 22 августа 1857 года возвращаясь с дочерью в Москву, он был поражен красотой окружающей природы и сделал черновик данного стихотворения. Относят его уже к более зрелой лирике поэта.

Период, описанный в стихотворении, еще не совсем наступившая осень, а последние теплые деньки, называемые в народе «бабьим летом». Автор использует много красивых эпитетов, делая тем самым стихотворение сказочным и запоминающимся. День в него приобретает хрустальный цвет, а вечера стаю лучезарными. Также видна взаимосвязь человека и природ. Появляется образ поля, где гулял серп и падал колос.

Стихотворение состоит из трех строф написанных разностопным ямбом. Рифмовка в первых двух строфах используется перекрестная, а в последней - опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются, создавая музыкальное звучание, а использование длинных и коротких строк показывает недолговечность и непостоянство природы.

Федор Тютчев всегда показывал, что осень наводит на него угнетение и тоску. Она напоминает о том, что все в жизни имеет свой финал и человеческая жизнь не исключение. А в более зрелом возрасте такие вещи ощущаются сильнее, поэтому унылый осенний период автор старался проводить за границей, так он спасался от увядающего русского пейзажа. Но предшествие осени и теплые последние деньки очень любил.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. »

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.
В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи - это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.
Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.
Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода - мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:


Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.
Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко.
Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года - осени.
“Хрустальный день” - это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться еще более чистыми и нежными.
Эта удивительно красивая “дивная” пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Первые холодные дожди и ветра смоют прозрачность и лучезарность “хрустального дня”. И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается “паутины тонкий волос”. Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как только пройдет период, отпущенный природой на любование первоначальной осенью.
Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.
Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладиться его сиянием и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы.
“Лучезарный вечер” словно сияет разными красками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже самый лучший художник не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень. “Льется чистая и теплая лазурь”. Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружающий мир с наступлением ранней осени. В этом стихотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окружающего мира - это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.
Ранняя осень - это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тютчев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о “бодром серпе”. “Где бодрый серп гулял и падал колос”. Действительно, летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.
Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.
В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

18715 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной. "

Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной. "

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью. В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость – основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера. » - необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде». В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека. Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

Тема стихотворения – состояние природы в первые дни осенней поры. Автор невероятно красиво и правдоподобно описывает то, как выглядит и как «ощущает» себя природа в «осени первоначальной».

Настроение стихотворения полностью умиротворённое, спокойное, полное тихих дум о будущем и, в то же время, не забывающее о настоящем, о ценности этого осеннего мига.

Произведение состоит из трёх четверостиший, каждое из которых является отдельной пейзажной зарисовкой, но свой истинный смысл, значение они обретают, только соединившись в одно целое.

Для передачи всех чувств и мыслей автор использует различные художественные приёмы. Здесь присутствуют эпитеты: дивная пора, лучезарные вечера, бодрый серп, праздная борозда и др. Есть также олицетворения: день стоит, серп гулял, льётся лазурь. И ещё присутствуют метафоры: паутины тонкий волос, отдыхающее поле и др. Эти приёмы как нельзя лучше помогают поэту достичь тех живых впечатлений, которые он и хотел передать своим произведением.

Основная идея стихотворения – каждый момент, каждое время года должно быть нам драгоценно, нужно уметь видеть прекрасное в каждом дне, оставляя при этом в памяти прошлое и будущее.

Это стихотворение по-настоящему оставило во мне неизгладимое впечатление, поэт мастерски передал все чувства, краски, эмоции, которые очень близки и мне.

Обновления на сайте

Послушайте стихотворение Тютчева Есть в осени первоначальной

Темы соседних сочинений

Картинка или рисунок Есть в осени первоначальной


Цели:

  • Повторить и обобщить изученное по русскому языку и литературе в Vклассе;
  • Развивать творческое воображение учащихся;
  • Научить всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, применяяполученные на уроках русского языка и литературы знания, умения и навыки.
  • Развивать и формировать эстетические чувства учащихся.

Ход урока

Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить об осени, о том, как видели и изображали ее поэты, писатели, художники, композиторы.

Лексико-орфографическая работа со словом осень.

Произнесите слово осень вслух. Что слышится вам в этом слове? (Что-то грустное, прощальное, ведь осень - это вечер года. За этим словом стоят три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь).

Обратимся к истокам этого слова. Заглянем в этимологический словарь. Слово осень - общеславянского происхождения «езень» - время колошения, жатвы, сбора урожая.

Подберите однокоренные слова к слову осень. К какому словарю мы обратимся? (К словообразовательному).

Запись в тетрадях:

Осень, осенний, по-осеннему, осенины.

Я просила вас к этому уроку найти пословицы, поговорки, загадки об осени.

  1. Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.
  2. Весной дождь парит, а осенью мочит.
  3. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, а снизу метет.
  4. Осень непогодь несет.
  5. Осенью скот жиреет, а человек добреет.
  6. Осенью и у воробья пиво.
  7. Осенью и у вороны копна, не только у тетерева.
  8. Весна не мясна, осень не молочна.
  9. Осенней озими в закрома не кладут.
  10. Осень прикажет, а весна свое скажет.
  11. Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я еще погляжу.
  12. В осеннюю пору растут золотые горы. (Снопы)
  13. Рыжий Егорка ушел в озерко,
    Сам не утонул
    И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
  14. Падают с ветки золотые монетки. (Осенние листья)

Ребята, а какие представления у вас об осени?

(Осень - пора урожая.

Осень начало учебного года.

Осенью деревья очень красивые, в лесу много грибов и ягод.

Поздней осенью идут нескончаемые дожди, солнце выглядывает редко.

Осенью засыпает природа, отдыхает, набирается сил перед будущей весной).

А чем пахнет осень? (Прелым листом, грибами, дождем, первым снегом).

Ребята, а вы любите осень? (Ответы разнообразные, кто говорит да, кто нет).

А можете вы, ребята, назвать поэта, для которого осень была любимым временем года? (А.С. Пушкин).

Учащиеся читают стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»

Стихотворения об осени каких поэтов вам знакомы?

И.А. Бунин «Костер», Н.А. Заболоцкий «Суровой осени печален поздний вид», С.Я. Маршак « На кровлях тихих дач и в поле на земле» и др.

А сейчас послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева « Есть в осени первоначальной» и постарайтесь представить, что нарисовал словами поэт.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
22 августа 1857 года

Какую картину вы мысленно увидели?

Я представил чистое поле, никого нет. За тонкую травинку зацепилась паутинка и дрожит, блестя на солнце.

А я вижу лес в золоте осенней листвы: желтые березки, красные осинки и лишь сосны ярко зеленеют среди осеннего буйства красок.

А каково было ваше настроение, когда вы слушали стихотворение?

Мне было очень спокойно, но немного грустно.

А о чем, по-вашему, это стихотворение?

Это стихотворение о ранней осени, о самом ее начале.

Да, с этим можно согласиться. В стихотворении нет заглавия, поэтому мы будем называть его по первой строчке - «Есть в осени первоначальной...»

А какое заглавие можно было бы подобрать к этому стихотворению? («Осень», «Золотая осень», «Начало осени»)

Но поэт почему-то отказался от заглавия. Как вы думаете, почему? (Может быть, он хотел сказать не только об осени, но и еще о чем-то).

Как вы считаете, отсутствие заглавия облегчает или затрудняет работу читателя? (Затрудняет).

Верно. При отсутствии заглавия, или как его называют ученые, при нулевом заглавии, мы должны более внимательно вчитаться в первую строку - «Есть в осени первоначальной...» Для нас она будет названием стихотворения. На первом месте в сильной позиции стоит слово есть. Что оно обозначает? К какой части речи относится?

Это глагол. Он обозначает, что что-то существует.

Да. Этот глагол называется действие как вневременное или постоянное. То, что есть, существует постоянно, всегда, независимо ни от чего. Это короткое, но емкое слов сразу же дает нам возможность мыслить, размышлять о чем-то вечном, независимом от человека.

На втором месте в строке - в осени. Как вы понимаете это слово? (Время года). Но в осени несколько этапов. Тютчев в первой же строке в сильную позицию (конец строки) ставит слово, которое называет этот этап - «первоначальной». Как вы понимаете это слово? (Первый, ранний, начальный).

Правильно. Почему же Тютчев избрал именно это слово? Чем он отличается от названных вами?

У него два корня, это длинное слово.

Верно, в этом слове два синонимичных корня, которые определяют раннюю осень дважды. Вероятно, автору важно было привлечь внимание именно к этому слову, к этой характеристике осени. Такое длинное, или многосложное слово в малосложными более протяженно и поэтому звучит более торжественно.

Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом есть одно или два многосложных или длинных слова, и часто у Тютчева это сложносоставные слова.

Конечно. И не только эту строку, но и все стихотворение, так как первая
строка «задает» торжественный, размышляющий тон всему стихотворению.

(чтение I строфы несколькими учениками)

Вторая строка - «Короткая, но дивная пора».

Обратите внимание: между двумя определениями осени стоит коротенькое слово но.

Какой частью речи является это слово?

Но - это союз.

В чем заключается работа этого слова?

Оно противопоставляет значение двух слов друг другу.

- «Короткая, но дивная пора» - это какая? Как вы понимаете эти слова? (Это время в осени удивительное по красоте, но очень короткое, и потому очень дорогое для нас: ведь счет идет на дни).

Да, в природе всего несколько таких дней. Она дарит нам их перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту «дивную» пору долго-долго.

«Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера»

Обратите внимание на существительные в третьей и четвертой строках: день и вечера. Своим значением они описывают короткую, но дивную пору осени. Но как интересна их форма!

Что вы заметили? (День - в ед. ч., вечера - во мн. ч.)

Правильно. Но, может быть, поэт ошибся, ведь не только вечеров много, но и дней, значит, нужно было написать дни?

Слово день стоит в ед. ч. Поэтому мы видим отдельность, особенность каждого дня.

Форма ед. ч. как бы укрупняет предмет, делает его особенным, выделяя из остальных.

«День стоит как бы хрустальный...» Какой прием использует поэт?

Сравнение.

Почему же как бы, а не как?

Это как бы разрешает читателю самому продолжить ряд сравнений,подобрать свои.

День... как бы хрустальный» - удивительное авторское сравнение. Ведь хрусталь это «сорт, род стекла». Что же общего?

Хрусталь хрупкий, прозрачный, недолговечный.

Почему же вечера «лучезарны»? Что означает это слово?

Светлый, ясный, теплый.

Форма множественного числа дает нам почувствовать, что таких вечеров много, они следуют друг за другом.

Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что он передает? (Что это еще не все, что можно сказать о ранней осени).

Какие согласные звуки повторяются? ([р], [л]). Как называется такой прием? (Аллитерация - нагнетение согласных).

Послушайте вторую строфу. Что вы представили, слушая ее? (Сжатое поле, кое-где дрожат на ветру былинки, нигде не видно людей, тишина и пустота).

Почему слова серп, колос употреблены в единственном числе? (Понятно, что и серп, и колос были во множестве, но это поэту не так важно).

Во второй строке намеренно «собраны» рядом слова, которые обозначают пространство. Назовите и прокомментируйте их. (Пусто и простор, все везде)

Какие согласные создают ощущение пространства? ([п], [т]).

Ощущение простора создается пустотой. - Третья строка начинается словом лишь. Каково его значение? (Только).

Это частица, которая выделяет один предмет.

- «...паутины тонкий волос Блестит...» Что вы «видите» своим внутренним зрением?

Тютчев в этой строке - очень тонкий наблюдатель. А как можно об этом можно сказать по-другому? (Паутинка, ниточка паутины).

Но поэт выбрал «паутины тонкий волос». Указание на «тонкость» паутины уже есть в самом слове, почему же волос? Волосы ведь есть у человека. Как называется такой прием?

Олицетворение.

В четвертой строке наш взгляд притягивают слова «на праздной борозде» Как вы их понимаете?

Праздный - праздничный, ничего не делающий, отдыхающий.

Послушаем третью строку. Как вы объясните фразу «пустеет воздух, птиц не слышно боле...» (Птицы уже улетели в теплые края).

- «…но далеко еще до первых зимних бурь». Объясните значение слова «буря». (Ураган, метель, пурга, сильная непогода).

В третьей строке интересно слово «лазурь» - это заменитель слова «небо» здесь и солнечный свет, и голубизна воздуха, и тепло, которое как бы изливается сверху.

Почему теплая и чистая?

Чистая - цвет неба - ярко-голубой.

Теплая - приятная.

Отдыхающее поле, какое оно? (Выполнившее свою миссию, урожай выращен и собран, можно отдыхать до будущей весны).

Слов какой части речи в стихотворении больше всего? (Прилагательных).

А как вы думаете, почему? (Тютчев описывает начальную пору осени).

В качестве какого художественного средства использует поэт имена прилагательные? (Как эпитеты).

Выпишите из стихотворения эпитеты с определяемыми словами.

Слова с какими известными вам орфограммами встретились в этом стихотворении?

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова, осени - осенний, короткая - короток, вечера - вечер.
  2. Непроверяемые гласные и согласные, паутины, лазурь.
  3. Проверяемые согласные в корне слова серп - серпы, уж - уже, колос - колосья.
  4. Непроизносимые согласные в корне слова, на праздной -мпразден.
  5. Буквы «е» и «и» в корнях с чередованием блестит (нет а)
  6. Разделительные «Ъ» и «Ь» льется

Ребята, а что можно услышать в осеннем лесу? (Шорох падающих листьев, стук дятла шум деревьев).

А вот как услышал осень знаменитый русский композитор П. И Чайковский. (Звучит пьеса «Октябрь» из «Времен года» одновременно с показом слайдов с репродукциями картин).

Многие русские художники рисовали осень. Я предлагаю вам посмотреть несколько репродукций известных картин и определить, какая из них лучше всего отражает содержание стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

  • Г. Мясоедов «Осеннее утро»
  • Ф. Васильев «Болото в лесу. Осень»
  • И. Остроухов «Золотая осень»
  • И. Левитан «Золотая осень»
  • И. Левитан «Золотая осень. Слободка»
  • Н. Пимоненко «Жатва на Украине»

Репродукции проецируются на экран, показываются через видеопроектор. (Дети высказывают свое мнение, но многие отмечают наибольшее сходство со стихотворением Тютчева картин И. Левитана).

Что объединяет стихотворение Ф. Тютчева и картины И. Левитана об осени? (Общее настроение - светлое, торжественное, приподнятое).

Ребята, наш осенний урок подходит к концу. Запишите под диктовку предложения, объединенные темой «Поздняя осень».

Погода хмурая, дождливая, сырая. Солнце холодное, далекое, невеселое. Небо серое, бледное, угрюмое. Деревья голые, темные, серые. Листья сморщенные, сухие, бурые. Ветер холодный, сильный, резкий. Дождь мелкий, непрерывный, скучный.

Домашнее задание: напишите сочинение «Ранняя осень», используя материал урока и включив собственное воображение.