Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Зима»;
развивать навык правильного выразительного чтения, умение анализировать стихотворение;
обучать пониманию поэтической речи, правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворении; находить рифмующиеся слова.
Оборудование : карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Сурикова, его портрет, аудиозапись.
Ход урока
II .Речевая разминка
Умные совята
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
И. Котляр
Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)
Прочитайте с интонацией удивления (еще: с вопросительной интонацией, сердито, радостно).
III . Проверка домашнего задания
Проверить план к стихотворению И. Сурикова «Детство», чтение понравившихся эпизодов.
IV .Введение в тему .
Сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение Ивана Сурикова.
Ярко солнце светит,
И, куда ни взглянешь,
Все кругом светло,
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы,
Дремлет лес:
Ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит,
Да взмахнет порою
Птичка под кустом,
Да, жужжа, повьется
Пчелка над цветком,
Да золотокрылый
Жук лишь прошуршит, -
И опять все тихо,
Все кругом молчит.
Хорошо!.. И если б
Пруд не призывал,
Долго бы весною
В поле простоял.
Понравилось стихотворение? Стало вам тепло? Суриков писал о поздней весне. Если вам захотелось прочитать другие его стихи, найдите их в библиотеке или дома. Обязательно почитайте.
V. Физкультминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
VI .Подготовка к восприятию стихотворения.
1. Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.Сурикова «Зима», но сначала давайте посмотрим на слова, которые будут встречаться в тексте, и объясним их значение.
Пелена, крестьянин, стужа, изба.
2.Чтение стихотворения учителем.
3. Работа над анализом стихотворения.
Памятка для анализа.
Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?
Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого стихотворения?
В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
Какие строчки показались тебе наиболее образными?
Какие рифмы показались самыми необычными?
Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
Как ты думаешь при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
Прочитайте, как крестьянин готовился встретить зиму.
Почему поэт называет сани - санишки?
Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении.
4.Выразительное чтение стихотворения
5. Сравнение в стихотворении
С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что дает нам такое сравнение?
Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение,метафоры, эпитеты.
Олицетворение (олицетворить ) - выразить, представить в образе живого существа.
Метафора - оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения, метафоры, эпитеты.
VII . Рефлексия
Прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года. Зима».
VIII .Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима».
Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Зима»; обучать пониманию поэтической речи, правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворении; находить рифмующиеся слова.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Сурикова, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Умные совята
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
И. Котляр
Прочитайте жужжащим способом.
Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)
Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем -сов-? (Совет.)
- Прочитайте с интонацией удивления (еще: с вопросительной интонацией, сердито, радостно).
Сейчас прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания
Чтение отрывка наизусть. Показ иллюстраций.
IV. Введение в тему
Сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение Ивана Сурикова.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни взглянешь,
Все кругом светло,
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы,
Дремлет лес:
Ни звука, -
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит,
Да взмахнет порою
Птичка под кустом,
Да, жужжа, повьется
Пчелка над цветком,
Да золотокрылый
Жук лишь прошуршит, -
И опять все тихо,
Все кругом молчит.
Хорошо!.. И если б
Пруд не призывал,
Долго бы весною
В поле простоял.
Понравилось стихотворение? Стало вам тепло? Мне хотелось показать вам, как Суриков писал о поздней весне. Если вам захотелось прочитать другие его стихи, найдите их в библиотеке или дома. Обязательно почитайте.
V. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели.
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
VI. Продолжение работы по теме урока
Чтение стихотворения «Зима»
Вот мы и вернулись обратно в зиму. Откройте с. 76 учебника. Прочитайте название стихотворения. («Зима».)
- Кто его написал? (Иван Захарович Суриков.)
Ознакомимся с ним. (Учитель читает, а учащиеся следят по учебникам.)
Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения? (Чувство покоя, радости, что наступила зима...)
- Какие слова помогают понять, что наступила зима? (Белый снег, пушистый / В воздухе кружится... И под утро снегом/ Поле забелело... Вот пришли морозцы - / И зима настала.)
- Как понимаете слово «пеленою»? В каком значении оно здесь употреблено?
Пелена - сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон (первоначально - кусок ткани, то, во что пеленают).
Ждал ли кто-нибудь наступления зимы? Кто? (Да, наступления зимы ждали природа, люди.)
(Дети зачитывают отрывки, подтверждая свой ответ.)
Прочитайте, как крестьянин готовился встретить зиму. (Уж давно крестьянин / Ждал зимы и стужи, / И избу соломой/Он укрыл снаружи.)
- Почему поэт называет сани - санишки? (Наверное, потому, что они маленькие, а может быть, потому, что они уже старенькие.)
Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении.
Выразительное чтение стихотворения
Сравнение в стихотворении
С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что дает нам такое сравнение? (Ответы детей.)
Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение (олицетворить) - выразить, представить в образе живого существа.
Метафора - оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения, метафоры, эпитеты.
VII. Рефлексия
Каждая из поэзий Сурикова о зиме так нам известна, что порой кажется: мы знаем их с детства. А еще каждый стих об этой чудесной поре очень искренний.
Наполнены чувством зимнего спокойствия и строки стихотворения с лаконичным, но точным названием «Зима». Тема этого произведения – приход в свои владения красавицы-зимы. Вступает в свои права зимушка сразу после того, как «пришли морозцы».
Эта поэзия – образец пейзажной лирики, в котором присутствуют философские раздумья о смысле жизни, ведь в ней многое подчинено законам матушки-природы, поэтому все изменения нужно встречать радостно, наслаждаясь каждым мгновением. Ведь жизнь полна приятных забот, и их не меньше у крестьян даже в морозные солнечные дни: надо привезти из лесу дрова, укрыть избу соломой, защищая свою обитель от зимней стужи. А вот детишкам в это время довольно весело, ведь они строят «снеговые горы».
Главная мысль этой поэзии Сурикова – воспевание сельской жизни, которая так близка сыну крестьянина. Стих отличается своеобразной мелодикой, насыщенностью образов и простотой слога. Его относят к разряду лирики пейзажной, так как уже с первых строк мы умиляемся пушистым снегом, белоснежность которого очищает окружающую среду.
Да, много забот у крестьян, однако это время года вносит в жизнь жителей села уютное спокойствие. А вот в представлении Сурикова зима у крестьян не лишена романтических ноток. Ведь «темный лес» под утро одевает снеговую шапку, а каждый зимний вечер просто переполнен великолепием.
Строф в стихотворении – восемь. Каждая их них состоит из четырех строк. Стих написан трехстопным ямбом (двухсложный размер), в нем перекрестная рифмовка, рифма женская (ударение на предпоследнем слоге).
Произведение Сурикова «Зима» насыщено и художественными приемами. К примеру, метафорами «злой мороз, сердитый», «лес…заснул», «пришли морозцы», эпитетом «снег пушистый». Во второй строфе происходит повторение сонорных «л», «н», то есть автор прибегает к аллитерации.
При детальном анализе синтаксиса произведения, можно увидеть, что многие предложения усложнены однородными членами с бессоюзной и союзной связью «падает, ложится», «крепко, непробудно», «зимы и стужи», «вьюги и метели».
Мне очень по душе пришлось стихотворение Сурикова «Зима». Вместе с автором пришлось погрузиться в красоту зимнего пейзажа: полюбоваться снегопадом, белоснежной пеленой поля и чудным лесом. Вместе с сельскими жителями был прожит замечательный зимний день, когда крестьянин заботиться об уюте в избушке, а ребятишки резвятся, лепя снежные комы.
Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело... Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной… Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. . Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы.