Бодрый серп. Есть в осени первоначальной

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!
(Ф.И. Тютчев, 1830 г.)

1. В первой строфе Ф.И. Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.
2. Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?
3. Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Мысль изреченная есть ложь»).
4. Определите стихотворный размер стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!».
5. Почему Ф.И. Тютчев призывает к молчанию и кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»?
()
С поляны коршун поднялся...

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он,
И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла -
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
(Ф.И. Тютчев, 1836 г.)

1. Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Тютчева "С поляны коршун поднялся...".
2. Как называется стилистический прием, основанный на повторении одинаковых гласных звуков в строке ("Я , ца рь земли , прирос к земли !..")?
3. Какая рифмовка (схема ААВВ) использована автором в данном стихотворении?
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны: 1)повтор; 2) инверсия; 3) неологизм; 4)эпитет; 5)гротеск.
5. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева "С поляны коршун поднялся..." (без указания количества стоп).
6. Что даёт основание отнести приведённое стихотворение Ф.И. Тютчева к философской поэзии? ()
* * *

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
(Ф.И. Тютчев, 1851 г.)

1. Настроение лирического героя передается с помощью образных определений ("буйная слепота", "горючая влага"). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.
2. Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!»?
3. Как называется стилистическая фигура, использованная автором в предпоследней строфе («Боль, злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)?
4. Как вы понимаете слова Тютчева "О, как убийственно мы любим!" и в каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?
***

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф.И. Тютчев, 22 августа 1857)

1. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
2. Для создания поэтического настроения поэт использует образные определения. Как называется это художественное средство?
3. Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде»).
4. Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется это художественное средство?
5. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?


ПОЛДЕНЬ

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)

1. Назовите художественный прием одушевления неживого предмета, использованный Ф.И.Тютчевым («…дышит полдень…»).
2. Какое средство художественной выразительности использовано автором: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?
3. Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чем стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2–3 примера.)
4. Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).
5. Каким термином обозначается повторение начальных частей строк, к которому прибегает поэт:
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река…?
6. Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевленности природы?
7. Как называется звуковой повтор, связывающий между собой концы строк в стихотворении: мглистый – чистой, река – облака?

Цели:

  • Повторить и обобщить изученное по русскому языку и литературе в Vклассе;
  • Развивать творческое воображение учащихся;
  • Научить всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, применяяполученные на уроках русского языка и литературы знания, умения и навыки.
  • Развивать и формировать эстетические чувства учащихся.

Ход урока

Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить об осени, о том, как видели и изображали ее поэты, писатели, художники, композиторы.

Лексико-орфографическая работа со словом осень.

Произнесите слово осень вслух. Что слышится вам в этом слове? (Что-то грустное, прощальное, ведь осень - это вечер года. За этим словом стоят три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь).

Обратимся к истокам этого слова. Заглянем в этимологический словарь. Слово осень - общеславянского происхождения «езень» - время колошения, жатвы, сбора урожая.

Подберите однокоренные слова к слову осень. К какому словарю мы обратимся? (К словообразовательному).

Запись в тетрадях:

Осень, осенний, по-осеннему, осенины.

Я просила вас к этому уроку найти пословицы, поговорки, загадки об осени.

  1. Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.
  2. Весной дождь парит, а осенью мочит.
  3. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, а снизу метет.
  4. Осень непогодь несет.
  5. Осенью скот жиреет, а человек добреет.
  6. Осенью и у воробья пиво.
  7. Осенью и у вороны копна, не только у тетерева.
  8. Весна не мясна, осень не молочна.
  9. Осенней озими в закрома не кладут.
  10. Осень прикажет, а весна свое скажет.
  11. Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я еще погляжу.
  12. В осеннюю пору растут золотые горы. (Снопы)
  13. Рыжий Егорка ушел в озерко,
    Сам не утонул
    И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
  14. Падают с ветки золотые монетки. (Осенние листья)

Ребята, а какие представления у вас об осени?

(Осень - пора урожая.

Осень начало учебного года.

Осенью деревья очень красивые, в лесу много грибов и ягод.

Поздней осенью идут нескончаемые дожди, солнце выглядывает редко.

Осенью засыпает природа, отдыхает, набирается сил перед будущей весной).

А чем пахнет осень? (Прелым листом, грибами, дождем, первым снегом).

Ребята, а вы любите осень? (Ответы разнообразные, кто говорит да, кто нет).

А можете вы, ребята, назвать поэта, для которого осень была любимым временем года? (А.С. Пушкин).

Учащиеся читают стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»

Стихотворения об осени каких поэтов вам знакомы?

И.А. Бунин «Костер», Н.А. Заболоцкий «Суровой осени печален поздний вид», С.Я. Маршак « На кровлях тихих дач и в поле на земле» и др.

А сейчас послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева « Есть в осени первоначальной» и постарайтесь представить, что нарисовал словами поэт.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
22 августа 1857 года

Какую картину вы мысленно увидели?

Я представил чистое поле, никого нет. За тонкую травинку зацепилась паутинка и дрожит, блестя на солнце.

А я вижу лес в золоте осенней листвы: желтые березки, красные осинки и лишь сосны ярко зеленеют среди осеннего буйства красок.

А каково было ваше настроение, когда вы слушали стихотворение?

Мне было очень спокойно, но немного грустно.

А о чем, по-вашему, это стихотворение?

Это стихотворение о ранней осени, о самом ее начале.

Да, с этим можно согласиться. В стихотворении нет заглавия, поэтому мы будем называть его по первой строчке - «Есть в осени первоначальной...»

А какое заглавие можно было бы подобрать к этому стихотворению? («Осень», «Золотая осень», «Начало осени»)

Но поэт почему-то отказался от заглавия. Как вы думаете, почему? (Может быть, он хотел сказать не только об осени, но и еще о чем-то).

Как вы считаете, отсутствие заглавия облегчает или затрудняет работу читателя? (Затрудняет).

Верно. При отсутствии заглавия, или как его называют ученые, при нулевом заглавии, мы должны более внимательно вчитаться в первую строку - «Есть в осени первоначальной...» Для нас она будет названием стихотворения. На первом месте в сильной позиции стоит слово есть. Что оно обозначает? К какой части речи относится?

Это глагол. Он обозначает, что что-то существует.

Да. Этот глагол называется действие как вневременное или постоянное. То, что есть, существует постоянно, всегда, независимо ни от чего. Это короткое, но емкое слов сразу же дает нам возможность мыслить, размышлять о чем-то вечном, независимом от человека.

На втором месте в строке - в осени. Как вы понимаете это слово? (Время года). Но в осени несколько этапов. Тютчев в первой же строке в сильную позицию (конец строки) ставит слово, которое называет этот этап - «первоначальной». Как вы понимаете это слово? (Первый, ранний, начальный).

Правильно. Почему же Тютчев избрал именно это слово? Чем он отличается от названных вами?

У него два корня, это длинное слово.

Верно, в этом слове два синонимичных корня, которые определяют раннюю осень дважды. Вероятно, автору важно было привлечь внимание именно к этому слову, к этой характеристике осени. Такое длинное, или многосложное слово в малосложными более протяженно и поэтому звучит более торжественно.

Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом есть одно или два многосложных или длинных слова, и часто у Тютчева это сложносоставные слова.

Конечно. И не только эту строку, но и все стихотворение, так как первая
строка «задает» торжественный, размышляющий тон всему стихотворению.

(чтение I строфы несколькими учениками)

Вторая строка - «Короткая, но дивная пора».

Обратите внимание: между двумя определениями осени стоит коротенькое слово но.

Какой частью речи является это слово?

Но - это союз.

В чем заключается работа этого слова?

Оно противопоставляет значение двух слов друг другу.

- «Короткая, но дивная пора» - это какая? Как вы понимаете эти слова? (Это время в осени удивительное по красоте, но очень короткое, и потому очень дорогое для нас: ведь счет идет на дни).

Да, в природе всего несколько таких дней. Она дарит нам их перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту «дивную» пору долго-долго.

«Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера»

Обратите внимание на существительные в третьей и четвертой строках: день и вечера. Своим значением они описывают короткую, но дивную пору осени. Но как интересна их форма!

Что вы заметили? (День - в ед. ч., вечера - во мн. ч.)

Правильно. Но, может быть, поэт ошибся, ведь не только вечеров много, но и дней, значит, нужно было написать дни?

Слово день стоит в ед. ч. Поэтому мы видим отдельность, особенность каждого дня.

Форма ед. ч. как бы укрупняет предмет, делает его особенным, выделяя из остальных.

«День стоит как бы хрустальный...» Какой прием использует поэт?

Сравнение.

Почему же как бы, а не как?

Это как бы разрешает читателю самому продолжить ряд сравнений,подобрать свои.

День... как бы хрустальный» - удивительное авторское сравнение. Ведь хрусталь это «сорт, род стекла». Что же общего?

Хрусталь хрупкий, прозрачный, недолговечный.

Почему же вечера «лучезарны»? Что означает это слово?

Светлый, ясный, теплый.

Форма множественного числа дает нам почувствовать, что таких вечеров много, они следуют друг за другом.

Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что он передает? (Что это еще не все, что можно сказать о ранней осени).

Какие согласные звуки повторяются? ([р], [л]). Как называется такой прием? (Аллитерация - нагнетение согласных).

Послушайте вторую строфу. Что вы представили, слушая ее? (Сжатое поле, кое-где дрожат на ветру былинки, нигде не видно людей, тишина и пустота).

Почему слова серп, колос употреблены в единственном числе? (Понятно, что и серп, и колос были во множестве, но это поэту не так важно).

Во второй строке намеренно «собраны» рядом слова, которые обозначают пространство. Назовите и прокомментируйте их. (Пусто и простор, все везде)

Какие согласные создают ощущение пространства? ([п], [т]).

Ощущение простора создается пустотой. - Третья строка начинается словом лишь. Каково его значение? (Только).

Это частица, которая выделяет один предмет.

- «...паутины тонкий волос Блестит...» Что вы «видите» своим внутренним зрением?

Тютчев в этой строке - очень тонкий наблюдатель. А как можно об этом можно сказать по-другому? (Паутинка, ниточка паутины).

Но поэт выбрал «паутины тонкий волос». Указание на «тонкость» паутины уже есть в самом слове, почему же волос? Волосы ведь есть у человека. Как называется такой прием?

Олицетворение.

В четвертой строке наш взгляд притягивают слова «на праздной борозде» Как вы их понимаете?

Праздный - праздничный, ничего не делающий, отдыхающий.

Послушаем третью строку. Как вы объясните фразу «пустеет воздух, птиц не слышно боле...» (Птицы уже улетели в теплые края).

- «…но далеко еще до первых зимних бурь». Объясните значение слова «буря». (Ураган, метель, пурга, сильная непогода).

В третьей строке интересно слово «лазурь» - это заменитель слова «небо» здесь и солнечный свет, и голубизна воздуха, и тепло, которое как бы изливается сверху.

Почему теплая и чистая?

Чистая - цвет неба - ярко-голубой.

Теплая - приятная.

Отдыхающее поле, какое оно? (Выполнившее свою миссию, урожай выращен и собран, можно отдыхать до будущей весны).

Слов какой части речи в стихотворении больше всего? (Прилагательных).

А как вы думаете, почему? (Тютчев описывает начальную пору осени).

В качестве какого художественного средства использует поэт имена прилагательные? (Как эпитеты).

Выпишите из стихотворения эпитеты с определяемыми словами.

Слова с какими известными вам орфограммами встретились в этом стихотворении?

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова, осени - осенний, короткая - короток, вечера - вечер.
  2. Непроверяемые гласные и согласные, паутины, лазурь.
  3. Проверяемые согласные в корне слова серп - серпы, уж - уже, колос - колосья.
  4. Непроизносимые согласные в корне слова, на праздной -мпразден.
  5. Буквы «е» и «и» в корнях с чередованием блестит (нет а)
  6. Разделительные «Ъ» и «Ь» льется

Ребята, а что можно услышать в осеннем лесу? (Шорох падающих листьев, стук дятла шум деревьев).

А вот как услышал осень знаменитый русский композитор П. И Чайковский. (Звучит пьеса «Октябрь» из «Времен года» одновременно с показом слайдов с репродукциями картин).

Многие русские художники рисовали осень. Я предлагаю вам посмотреть несколько репродукций известных картин и определить, какая из них лучше всего отражает содержание стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

  • Г. Мясоедов «Осеннее утро»
  • Ф. Васильев «Болото в лесу. Осень»
  • И. Остроухов «Золотая осень»
  • И. Левитан «Золотая осень»
  • И. Левитан «Золотая осень. Слободка»
  • Н. Пимоненко «Жатва на Украине»

Репродукции проецируются на экран, показываются через видеопроектор. (Дети высказывают свое мнение, но многие отмечают наибольшее сходство со стихотворением Тютчева картин И. Левитана).

Что объединяет стихотворение Ф. Тютчева и картины И. Левитана об осени? (Общее настроение - светлое, торжественное, приподнятое).

Ребята, наш осенний урок подходит к концу. Запишите под диктовку предложения, объединенные темой «Поздняя осень».

Погода хмурая, дождливая, сырая. Солнце холодное, далекое, невеселое. Небо серое, бледное, угрюмое. Деревья голые, темные, серые. Листья сморщенные, сухие, бурые. Ветер холодный, сильный, резкий. Дождь мелкий, непрерывный, скучный.

Домашнее задание: напишите сочинение «Ранняя осень», используя материал урока и включив собственное воображение.


И.А. Ефименко
учитель начальных классов
МОБУ «СОШ № 6» г.Всеволожска

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:
«Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Цели:
-научить ребят выразительно читать стихотворение;
- учить воспринимать информацию на слух;
- учить извлекать информацию из текста;
-учить любви, уважению, чувству эстетического сопереживания к произведениям искусства;
- формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению как важнейшему компоненту гармонического развития личности
Задачи:
- познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
- познакомить с биографией поэта Ф. И. Тютчева;
-учить анализировать стихотворение;
- учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;
-формировать общеучебные умения и способы деятельности;
- учить видеть взаимосвязи между поэзией и другими видами искусства;
- формировать представление о жанре литературного произведения;
- развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;
-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;- воспитывать потребность в общении с поэзией.
1.Организация класса. Психологический настрой.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
2.Вводная часть
Подготовка к первичному восприятию текста.
- В этот осенний погожий день я вам принесла букетик из осенних листьев. Но вдруг,
Дунул ветер – улетели
Все листочки, полетели,
И на парты тихо сели.
Ветерок принес листочек каждому из вас. А листочки эти необыкновенные. Что в них удивительного? (на них что-то написано)
- Прочитайте про себя (каждый вариант читает свои загадки на осенних листьях).
На желтых листочках:
Зажгла огней рябиновый костер.
То - щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем.
На оранжевых листочках:
А что это за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней, и голодно,
В душе тоска и холодно…
Все засыпают, угасают дни.
- Что вы прочитали? (загадки).
- Почему вы так думаете? Докажите. (Описывается предмет, его признаки, а сам предмет не называется).
-Вы отгадали, о каком времени года говорится? (об осени).
Слайд.

Прочитайте первую загадку выразительно (чтение сильным учеником).
-Докажите, что речь об осени.
Ответы учеников:
осенью плоды рябины становятся красными;осень – щедрая пора, созревает урожай в садах, на огородах, в полях.
- С чем сравниваются гроздья рябины? (с костром, с огнем).
- Какое настроение вызывает эта загадка? (радостное, веселое, осень игриво улыбается).

Слайд.

Выразительное чтение второй загадки сильным учеником.
- Докажите, что и в вашей загадке описана осень.
Ответы детей:
осенью дни становятся короче; частые дожди, туманы; многие животные готовятся к зимней спячке; становится грустно, печально.
На слайде появляется отгадка (осень).
- Вы правильно отгадали загадки, ребята. Вы даже сказали о настроении, которое передает каждая загадка. А почему такие разные описания осени? (осень бывает разной).
Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. Каждая загадка описывает разную осень.
Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней».
Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой».
- А вам нравится это время года? (да, нет).
-Кто любит осень? Почему?
Ответы учеников.
Ваня: Осенью очень красивые деревья.
Андрей: Днем какой-то розовый воздух…
Алена: Листопад. Я люблю запах опавших листьев.
Алиса: Осень разноцветная.
- О какой осени говорили ребята? (о золотой)
- А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?
Ответы детей.
Миша: Идут дожди. Сыро, холодно, темно.
Лиза: Пусто кругом. Вянут цветы.
Саша: Природа умирает.
- Признаки, какой осени называли ребята? (поздней)
- Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.
- Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.
- Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины).
- Какие краски можно использовать, передавая отношение к осени?
Алена: Вот если бы я рисовала, то один рисунок яркими красками, а другой – темными.
- Интересно, почему?
- Алена: Бывает разное настроение.
- Да, ребята, Алена права. Посмотрите репродукции картин И.И.Левитана, И. Грабаря, В.Д.Поленова (слайды)

Кто из художников передал на картине восхищение осенью? (В.Поленов, И.Грабарь)
- Кто передал грусть и печаль? (И. Левитан).
- В домашнем задании вы тоже сможете передать красками свое отношение к осени.
- Как могут выразить свои чувства к осени композиторы? (звуками, музыкой).
- Осень не оставила их равнодушными. Послушайте пьесу
П. И. Чайковского «Октябрь» (Осенняя песнь) и определите, какое настроение он постарался передать? (Звучит пьеса)
Ответы детей.
Денис: Мне стало очень грустно. Мелодия печальная медленная.
Звучат произведение, А. Вивальди «Осень».
- Какое настроение передал Вивальди? (жизнерадостное, веселое).
- Откройте стр.66 учебника. Прочитайте вступительную статью к новому разделу и скажите, кто еще, кроме художников и композиторов, может рассказать об этом удивительном времени года? (писатели и поэты).
-Мы говорили, что художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, композиторы передают свои чувства звуками музыки.
- Как же могут выразить свое настроение писатели и поэты? Как об этом написано в тексте? Прочитайте (писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах).
- Правильно, ребята, поэты рисуют картины осенней природы словами.
- О каком поэте вы прочитали? (об А. С. Пушкине) Слайд.

Какие чувства осень вызывала у поэта? (радость)
- Вы правы, ребята. Осень – любимое время года А.С.Пушкина (слайд).

В его стихах она торжественно - печальна и величаво – красива. В это время года он особенно много работал.
Физминутка.
- Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.(плавно опускаются)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (поднимаются)
3. Сообщение темы урока.
- Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? (об осени).
Мы начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте его название на стр. 65.
Дети читают: «Люблю природу русскую. Осень» (тема записана также на доске).
Выставка книг с произведениями об осени из серии «Русские поэты».
- Какие книги вам знакомы? (с произведениями А.С. Пушкина, А. Плещеева).
- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по обложке и содержанию, должна выяснить, какие произведения об осени есть в каждой книге (работа в группах).
- Познакомьте всех с авторами – русскими поэтами и названиями стихотворений об осени.Ответы детей (представитель каждой группы).
Володя: А. Фет « Ласточки пропали», «Осенью», «Осенняя песенка».
Дима: А. С. Пушкин « Осень». Уж небо осенью дышало»
Таня: А. Майков « Осень», «Осенние листья по ветру кружат»,
Лиза: И Бунин « Осень», « Листопад»,
Андрей: Б, Пастернак «Золотая осень»,
Валерия: С Есенин « Закружилась листва золотая», «Отговорила роща золотая».
- Откройте стр. 66 учебника. Определите по внешнему виду жанр произведения, с которым мы познакомимся? (стихотворение)
-Значит, как можно назвать автора? (поэт).
- Это произведение написал русский поэт Ф. И. Тютчев (слайд).

Читали ли вы его произведения? (нет)
Рассказ учителя об авторе. Слайд.
- Он родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье (слайд)

Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам - французскому, немецкому и латинскому (слайд).

В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.
В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение (слайд).

Поэзия Тютчева насчитывает около 400 стихотворений. Большая их часть посвящена красоте родного края.
Проверяем умение извлекать информацию на слух.
- Ответьте на вопросы (слайд).
В какой усадьбе родился поэт Тютчев?
2.Где получил первоначальное образование?;
3. Какие иностранные языки изучал поэт?

4.В каком возрасте опубликовано первое стихотворение?
5. Сколько стихотворений насчитывает поэзия Тютчева?
По мере ответов детей, появляются ответы на слайде.
- Молодцы. Вы внимательно слушали мой рассказ о Тютчеве и многое запомнили. Наиболее полными были ответы Володи, Вани, Алены.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Он о том, как пахнет хвоя,
Куст рябины, и какое Будет утро в час покоя…
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,
Отдыхайте…

Первичное восприятие текста.
- Прочитайте первую строчку стихотворения на стр. 66.Как вы думаете, о чем оно? (об осени)
- Можно ли поместить книгу с этим стихотворением на выставку? Почему? (Тютчев – русский поэт; стихотворение об осени)
- Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке.-.Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева? («Есть в осени первоначальной…»- Мы говорили, что осень бывает разная. Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? (о ранней осени)
- Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? (сказано « осени первоначальной»)
- А что означает слово «первоначальной»? (начало осени).
- Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? (не знаем, грустное, радостное).
- Как узнать, так ли это? (прочитать стихотворение).
Чтение стихотворения про себя (в учебнике, слайд).
Проверка восприятия:
- Какое настроение у вас возникает при чтении этого стихотворения?
(спокойствие; небольшая грусть).
- Кто был прав в своих предположениях (поднимают руки).
- Взволновало вас произведение?(да).
- Какую музыку можно подобрать? (ту, что слушали первой – медленную, лирическую, немножко печальную).
- Можно ли стихотворение назвать лирическим? (да, оно такое же мелодичное).
Беседа по первым впечатлениям:
- Какие картины осени вы представили?
Ученики:
-ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели.
- Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».
Анализ стихотворения.
Чтение и анализ стихотворения по частям.
Слайд.
- 1-я строфа.
- Прочитайте медленно и вдумчиво первую строфу.
Чтение сильным учеником.
- Какие незнакомые слова и выражения вам встретились?(дивная, лучезарный).
- Кто из вас может объяснить значение этих слов?
Ученики:
-Дивная – удивительная.
- Молодцы. Правильно, а можно еще сказать - прекрасная, восхитительная. (слайд: Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.)Лучезарный – …
- Затрудняетесь с ответом?(слайд) Лучезарный значит - светящийся лучами, лучистый, сияющий.
-Попробуйте подобрать синонимы к слову лучезарный (блестящий, сверкающий, светлый)
- Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какие слова нужно выделить голосом? Поделитесь своим мнением с соседом по парте.
Дети самостоятельно работают с учебником.
- Какие слова выделили?
Ученики называют слова. Обсуждаем правильность выбора. Дети подчеркивают в тексте эти слова(Слайд. Первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны.)- Поэту нравится осень. Чтобы выразить красоту осеннего дня он употребил эпитеты.
(Слайд. Эпитеты – это слова, которые называют характерные признаки предметов и отвечают на вопрос какой?)Например. Слайд.
Осень (какая?) первоначальная
Пора (какая?) дивная
День (какой?)…(ответы детей – хрустальный)
Вечера (какие?)…(ответы детей - лучезарные)
Ваня: А как это «хрустальный» ?- Хрусталь - особое стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Оно отличается хрупкостью, прозрачностью, звонкостью, мелодичностью.
- Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его.
Алиса: Воздух прозрачный, чистый.
Таня: Видно далеко-далеко.
Катя: На небе нет ни облачка.
- Хрустальный, ребята, это еще и - хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, подуют холодные ветры, и «хрустальный день « разобьется».
- «Хрупкость» этого времени передают и другие слова. С чем сравнивает поэт паутину? (с тонким волосом).
- Что может случиться с тонким волосом? (он может порваться).
- Правильно, так же хрупок и «хрустальный день», исчезнет с первыми бурями.
- Как вы представляете «лучезарные вечера»? Опишите их.
(Красиво заходящее солнце, всё сверкает и сияет…)
- Что говорит поэт о первоначальной осени?(что это дивная пора, но короткая; не успеешь оглянуться, уже холодно).
- А почему? (она быстро пройдет)
- Подготовьте выразительное чтение первой строфы.
В каком темпе будем читать?(Неторопливо, не спеша)
- С какой интонацией?(Торжественно, но не громко)
- Прочитайте друг другу в парах.
Чтение учащимися вслух(3 ученика). Обсуждаем варианты прочитанного.
- Что скажете о чтении Саши? (2-ю часть нужно читать звонче, радостнее).
- Что посоветуете Алисе? (сделать паузу подольше в конце 2-й строчки).
- Как прочитал Володя?(очень выразительно, у него хорошо получилось).
- Кто хочет прочитать по- своему? (ученик читает, ребята анализируют его чтение).
- Молодцы. Все очень старались.
Слайд.
2 строфа.
- Прочитайте вторую строфу (слайд)
Чтение сильным учеником.
- Назовите непонятные слова (серп, борозда, праздный)
- Кто может объяснить значение слов?
Саша: Серп мы видели на экскурсии в этнографическом музее. Это – кривой нож для того, чтобы срезать траву.
- Молодец, Саша. Ты правильно сказал. Серп – орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы и т.д. (слайд – изображение серпа) .-Прочитайте на слайде толкование слова борозда (слайд).
1) Канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
2) Углубление, расположенное на поверхности полушария головного мозга и разделяющее ее на извилины.
3) Глубокая морщина, складка на коже.
- Выберите нужное значение, объясните свой выбор.
Ответы детей.
Ваня: Я думаю, что нужно выбрать первое значение – канавка на поверхности почвы, ведь в строфе говорится о поле.
Андрей: Серп нужен для уборки урожая в поле. Ваня прав.Первое значение.
Саша: Морщина на коже и второе значение совсем не подходит по смыслу.
- Кто согласен с ребятами? Проверьте свои предположения по учебнику на стр. 214.(чтение в учебнике: борозда – канавка.)
- Вы, ребята, молодцы. Отлично справились с заданием.
- Выясним значение слова «праздный»? (дети затруднились с ответом)
Слайд.
- Праздный – ничем не занятый, без дела, пустой.
- Почему борозду поэт назвал праздной? (раньше здесь было много работы, а теперь борозда без дела, отдыхает).
- Как вы узнали, что работа кипела? (Бодрый серп гулял, падал колос).
-Правильно, тишина на поле осенью – это тишина после работы.
- Прочитайте строфу. Какие слова вы выделите голосом? Подчеркните их.
Работа в парах.
- Сверьте свои слова со словами на слайде.
(Гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит).
- Как поэт назвал серп? (бодрый).
- А борозду? (праздной).
- Что это? (эпитеты).
- Какую картину вы себе представили? Опишите её. (Поле пустое. Простор. Раздолье. Тишина.)- С каким чувством поэт говорит об изменениях в природе?
(с грустью, печалью).
- С какой интонацией нужно читать четверостишье? (, спокойной)
- В каком темпе? (медленном).
- Подготовьте выразительное чтение 2-ой строфы.
Прочитайте друг другу в парах.
Чтение строфы вслух 3-мя учениками и выбор лучшего варианта.
- Чье чтение понравилось больше всего? (Алена очень выразительно прочитала, соблюдая все паузы, с правильной интонацией).
- Что посоветуете другим чтецам? (Игорь слишком торопился, читал без выражения; Миша удачно прочитал 2 строчки, а 3-ю и 4-ую нужно читать медленнее и тише).
- Кто еще хочет прочитать, учитывая пожелания одноклассников? (Ученик читает, ребята анализируют его чтение).
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
В небесах – сиянье (смотрят вверх)
Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)
А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом)
- О чем это? (об осени)
3 строфа.
- Прочитайте 3-ю строфу.
Словарная работа:
- Найдите старое русское слово (боле).
- Можете объяснить его значение? Прочитайте строчку и попробуйте догадаться по смыслу (подходит слово больше)
-Прочитайте строчку с этим словом.
Сильный ученик читает:
Пустеет воздух, птиц не слышно больше…
- Подходит слово по значению? (да)
- Какие еще незнакомые слова вам встретились?(лазурь).
- Это тоже устаревшее слово. Кто из вас может объяснить его значение?
Ученики:
- Лазурь –синий цвет.
- Верно (слайд).Лазурь - светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.
- Прочитайте еще раз строфу и выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом (самостоятельная работа).
Взаимопроверка.
-Сверьте со словами на слайде.
(Воздух, боле, далеко, бурь, лазурь, отдыхающее).
- Найдите эпитеты (самостоятельная работа). Проверьте правильность своего выбора(слайд)
Лазурь (какая?) чистая, теплая
Поле (какое?) отдыхающее.
- Кто правильно нашел только один эпитет? Просигнализируйте своими листочками (6уч)
- Кто правильно нашел оба эпитета? (20 уч.)
Итог. Большая часть выполнила правильно.
- Какую картину представили?
Ответы учеников.
-Маша: Птицы улетели.
- Алена: Небо, как бы ложится на поле и укрывает его одеялом. Укутывает.
- Научитесь читать 3-ю строфу выразительно. Выделите паузы.
-Подумайте, с какой интонацией будете читать? (спокойной)
- В каком темпе надо прочитать четверостишье? (медленно, тихо)
- Почему? (птиц не слышно, воздух пустеет, поле отдыхает).
- Попробуйте прочитать про себя выразительно. Постарайтесь передать спокойствие в природе.
- Прочитайте друг другу.
Чтение вслух 3-мя учениками.
- У кого получилось лучше, почему?(Алиса читала выразительно, с правильной интонацией. Выдерживала паузы. Правильно ставила логическое ударение. Передавала голосом теплоту, спокойствие. Ане и Лизе нужно быть внимательнее, когда делают паузы…)Обобщение результатов анализа произведения.
- Ребята, скажите, почему в конце 1-ой строфы автор поставил многоточие, а не другой знак препинания? Вспомните, в каких случаях ставится многоточие?
Денис: Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена.
- Для чего же нужна долгая пауза?
Алена: Чтобы мы задумались, представили красоту осеннего дня.
Андрей: Чтобы поняли, как важна эта пора…
Саша: Чтобы остановились, перевели дыхание.
- Правильно, ребята, многоточие говорит о недосказанности, какой-то медлительности.
- Но почему в конце 2-ой строфы стоит точка?
Алена: Поэт говорит: «Теперь уж пусто …Все, лето закончилось, осень пришла».
- Да, Тютчев показывает, что осень наступила, бесповоротно, пришло ее время.
- В конце 3-ей строфы – многоточие. Попробуйте объяснить, почему?
Андрей: Сейчас тепло, но скоро придут холода. И природа их ждет.
- Замечательно подметил, Андрей. Природа покорно ждет наступления зимы. Она в ожидании, в волшебном спокойствии. Как будто понимает, что приход зимы неизбежен.
- Будем готовиться к выразительному чтению всего стихотворения (ребята читают про себя 3-4 мин)
- Прочитайте стихотворение выразительно вслух (сильные ученики).
3 уч. читают вслух. Анализируем чтение каждого ученика.
- Что получилось хорошо? С чем вы не согласны?
Ответы детей.
Алена: Настя прочитала очень хорошо. С правильной интонацией, выразительно. Особенно удачно прочитала последнюю строфу, каким-то теплым мягким голосом.
Володя: мне понравилось, как прочитал Гордей. Он выдерживал все паузы, выделял голосом слова, на которые падает логическое ударение.
Читал выразительно.
Саша: Хочу похвалить Дениса. Она прочитала правильно и выразительно. Передавала голосом, интонацией спокойствие, немножко радости, немножко грусти.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо выразительно прочитали стихотворение.
- А хотите, я прочитаю стихотворение? (чтение учителем)
Итог урока.
- О какой поре осени рассказывает поэт?(о золотой осени).
- Как осень изменила всю окружающую природу?
Денис: Вокруг необыкновенный ясный свет.
Маша: Воздух прозрачный и чистый. Небо безоблачное.
Валерия: Там, где была рожь, теперь пустое поле.
Кристина: И только на пустой борозде тонкая паутинка.
Таня: Птиц больше не слышно. Кругом - тишина.
- Как вы думаете, природу какой страны описывает Ф.И.Тютчев?
(России).
- Почему вы так решили? (написал с любовью, нежностью, так пишут о Родине).
- Вы видели такую золотую осень у нас? (да).
Учитель обобщает:
- Поэт испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда начинающаяся осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, грустно - от сознания, что всё скоро пройдёт, что впереди ненастье, зимние холода и метели.
- Что нового узнали на уроке?(познакомились с новыми словами, с понятием «эпитет», учились анализировать стихотворение…)
- Что особенно понравилось?
(Понравилось стихотворение: красивые музыкальные слова – лучезарный, льется, лазурь. Хочется придумать мелодию к нему.
Понравились картины художников, музыка. Как читали дети.)- Какие были затруднения? (поначалу сложно было выделять главные слова, находить эпитеты, были незнакомые слова, читать выразительно)
- Ребята, наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться.
Домашнее задание.
- Нарисуйте дома иллюстрации к этому стихотворению.
-Какие краски понадобятся, чтобы нарисовать картину? (голубой, желтый, оранжевый…)
- Картину какого художника - Левитана, Грабаря, Поленова, вы бы выбрали иллюстрацией к этому стихотворению? (Грабаря и Поленова)
- Постарайтесь передать красками свои чувства, настроение. Подпишите свой рисунок строчкой из стихотворения. Например: «Лучезарны вечера…»
- На следующем уроке устроим выставку ваших работ.
Если вам понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.
Спасибо за урок.

Сочинение

Ф. И. Тютчев — мастер пейзажной лирики. Его стихи — это меткие, красочные, образные зарисовки природы в разные времена года. Это стихи человека, который не просто воспринимал окружающий мир «с помощью пяти органов чувств», но и старался разглядеть скрытую тайну природы, пытался сопоставить конкретно-зримые приметы внешнего мира и их отражения в человеческой душе.

Одно из известных пейзажных стихотворений поэта «Есть в осени первоначальной…» датируется 22 августа 1857 года. Это небольшая, но очень полная и яркая картина осеннего дня.

Пору, описанная поэтом, в народе обычно называют «бабьим летом». Осень только начинает вступать в свои права, сменяя лето. Эпитет «первоначальная» помогает ощутить, увидеть зарождение нового времени года. В этом сложном прилагательном два корня, которые дополняют друг друга по значению. К сожалению, эта пора «короткая». Однако, эпитет «дивная», а также противопоставление «но» доказывают, что, несмотря на быстротечность, это время может подарить человеку множество восхитительных впечатлений.

Каждое время суток осенью по-своему прекрасно. День назван «хрустальным», этот эпитет играет большую роль для воссоздания картины. Хрустальный — состоящий из хрусталя, то есть обладающий красивым блеском и игрой света. С другой стороны, хрустальный — это чистый, прозрачный. Эпитет совмещает в себе оба значения, кроме того, наполняет всю первую строфу звоном и создает ощущение хрупкости, непрочности. Кажется, что все вокруг наполнено солнечными бликами, слепящими глаза. Так хочется сохранить эту недолговечную красоту!

Наступающий вечер рождает новую характеристику: «лучезарны». Закатное солнце придаёт пейзажу сияние и разливает вокруг теплый и уютный свет.

Известно, что в лирике Тютчева человек и природа едины. Изменения в природе, конечно же, отражаются в душе человека. Недаром во второй строфе появляется образ поля, ведь это священное место для русского человека. Летом ему отдается много сил, а осенью оно отдыхает. Поэтому и человек может перевести дух, оглядеться вокруг и, возможно, подметить что-то такое, чего не замечал во время жаркой деревенской страды. Борозда названа «праздной», она отдыхает, будто человек, выполнив свою работу.

Используется метонимия «серп гулял». Серп — трудовой инструмент крестьянина, на него переносятся все свойства труженика. Он «бодрый», то есть полный сил, деятельности и энергии. Еще одна метонимия в этой строфе — «падал колос».

Но оживление летних дней минуло, «теперь уж пусто все». По своему значению слово «пусто» несколько отрицательно. Пустой — это ничем не заполненный, лишенный содержимого. Однако, в стихотворении оно интерпретируется несколько иначе, появляется слово «простор». «Везде» видится свободное, обширное, пространство и раздолье. Но в этом пространстве подмечается столь малая частица мироздания — «паутины тонкий волос». Такое, казалось бы, будничное, некрасивое явление приобретает блеск, сияние, наполняется светом. Кажется, что эта сверкающая паутина — связующая нить между землей и небом, между летом и осенью.

В третьей строфе все настойчивее звучит напоминание о неминуемом приходе зимы. Воздух «пустеет», пространство лишается звуковой наполненности, так как «птиц не слышно». Однако, это не страшная, холодящая тишина, это тишина, несущая покой и умиротворение. Природа постепенно, медленно приближается к печальной поре увяданья. Но у нас еще есть время насладится разлитой вокруг гармонией, время «первых зимних бурь» еще не пришло. Наверное, для того и существует это время в природе, чтобы отдохнуть, восстановить душевный покой, насладиться последним, но щедрым и прекрасным светом.

Мягкость, умиротворение подчёркивает слово «лазурь». Лазурный — это нежно- голубой. Летом воздух насыщенно- синий, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, слепящий. А сейчас, в начале осени, воздух — чистая и теплая лазурь. Этот волшебный свет «льется» с небес, то есть распространяется повсюду, разливается, струится.

Для того чтобы определить неторопливость этих превосходных дней, поэт использует не только лексические средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недоговоренности, какой-то медлительности. Этим удается пробудить «воображение» читателя и заставить его «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе. Длинные фразы делают стихотворения неторопливым, помогают передать безмятежность в природе, отсутствие суеты.

Стихотворение написано ямбом, однако количество стоп в каждой строке меняется. Перекрестная рифма в последней строфе сменяется опоясывающей, мужские рифмы чередуются с женскими. Все это создает ощущение некоторой порывистости и дополняет впечатление непостоянности расплесканной вокруг красоты.

Сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! Стихотворение навевает множество всевозможных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы. Тютчев не изображает каких-то неземных, диковинных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек.

В самом обычном поэт учит видеть чудесное и волшебное. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас. Недаром Н. А. Некрасов относил Тютчева «к русским первостепенным поэтическим талантам».

««Литературное чтение» 3 класс» - Золотое слово. Славная осень. Крестьянский кафтан. Детство. Проверь себя. Выбрать правильный ответ. Пропущенное слово. Бальмонт «Золотое слово». Густой зелёный ельник. Объясни значение слова. Как зовут Бунина. Ветер. Как зовут Некрасова. Полевые цветы. Поэтическая тетрадь.

«Литература для внеклассного чтения» - Отцы и дети. Образно. Познание радости. Свой край. Древнерусская литература. Материал. Василий Тёркин. Научно. Сказки по телефону. По Рериховским местам. Система уроков внеклассного чтения. Путь творений Н.К. Рериха. Царь Соломон. Античная литература. Современная поэзия. Эмоционально.

«Уроки литературного чтения в 1 классе» - Лексические средства (тропы). Крылатые выражения. Драма. Задачи. Результаты моей работы. Нравственные представления. Ход анализа басни «Ворона и лисица». Анализ лирических произведений (алгоритм и технология работы). Актуальность. Синтаксические средства. Изобразительно – выразительные и образные средства языка.

«Как хорошо уметь читать» - Книга учит мыслить. Человек в разы расширяет свой кругозор. Встречаются и такие ребята, которые читают только учебник. Ребенка интересует чтение не только как источник новых знаний. Чудесный мир детской литературы. Исследования по чтению. Любите ли вы читать. Высказывания о книгах и чтении. Думаю, что каждый ребёнок хочет хорошо учиться.

««Литературное чтение» 4 класс» - Нивы сжаты. Проворонила ворона воронёнка. XXI век. Священное Писание. Автор. Птица средних размеров. Стихи. Доброе сердце. Сказка. Ворона. Георгий Васильевич Марчук. Музыкант. Годы от Рождества Христова. Произведения о природе. Пусть добрым будет ум у нас. Жители планеты Земля. Белорусское Полесье. Кульминационный момент.

«Вопросы по литературному чтению» - Поэтическая тетрадь. Найди в данном списке «Лишнего». Выбрать правильный ответ. Какое стихотворение написала Е. А. Благинина. А. Л. Барто. Как зовут Михалкова. Внутренний мир героя. Узнай произведение по ключевым словам. Узнай стихотворение по его описанию. Кто написал стихотворение «Котёнок». Кто автор стихотворения «Разлука».