Симпатию друг к другу. Симпатия — что это такое. Почему возникает симпатия

Всем нам известна прописная истина, что мы лучше обращаемся с теми людьми, которые нас привлекают, чем с теми, которые нас отталкивают. Быть привлекательным и симпатичным для других - одно из главных желаний у очень многих людей. И эта жизненная цель кажется им весьма достойной. От чего же зависит симпатия? Как действуют на нас физически привлекательные люди?

Существует 6 факторов (признаков симпатии), влияющих на то, почему другие люди кажутся нам привлекательными: сходство, близость, социальный обмен, симпатия по отношению к нам, ассоциация с приятными вещами и физическая привлекательность.

Сходство

Люди симпатичны нам тем больше, чем сильнее они на нас похожи. Это означает не только то, что они должны выглядеть так же, как и мы, но и то, что у них должны быть сходные с нашими установки и ценности. К примеру, если окажется, что незнакомому человеку нравятся те же фильмы, что и вам, то вы скорее всего оцените это как плюс в пользу этого человека. Вне всякого сомнения, вы подумаете, что у этого человека утонченный вкус.

Эффект сходства установок можно объяснить социальным подтверждением. Соответствие вашего мнения взглядам другого человека дает ощущение, что ваша точка зрения вполне уместна. Таким образом, другой человек становится источником такого социального подтверждения - моя собственная компетентность и адекватность благодаря ему становится очевидной.

Как и физическая привлекательность, сходство - это один из наиболее часто обсуждаемых факторов симпатии. При этом не всегда понятно, действительно ли сходство является причиной симпатии. Можно доказать и обратную связь. Если человек нам симпатичен, то в дальнейшем мы считаем, что он похож на нас. К тому же сходство взаимосвязано с очень простым условием, при котором может возникнуть симпатия. Дело в том, что у похожих людей больше шансов встретить друг друга.

Сходство взглядов и интересов особенно сильно проявляется в определенных способах поведения, например, изучении одного и того же предмета, посещении одних и тех же вечеринок, занятии спортом в одном клубе и т.д. Поскольку вероятность встречи, пожалуй, самое главное, хотя и простое условие симпатии, то сходство между людьми и их симпатия взаимосвязаны.

Можно доказать, что сходство действительно вызывает симпатию, например, когда человек становится симпатичнее благодаря стремлению быть похожим. На самом деле, человек может вызвать нашу симпатию, если он будет утверждать, что у него, например, такая же точка зрения.

Это значение сходства используют в программах тренинга для продавцов. Человек с большей вероятностью купит у того продавца, который на него похож. Продавцов учат обращать внимание на особые характеристики потенциальных покупателей, такие, как происхождение или хобби, и впоследствии указывать на то, что у них они сходны. Все зависит от умения интуитивно определять такие признаки, например, обращая внимание на отличительный признак автомобиля или диалект покупателя, и затем демонстрировать это сходство в своем поведении.

Психологи в 1974 году провели эксперимент, в котором использовали этот эффект сходства. В магазине пластинок и магнитофонов нужно было продать средство для чистки головки магнитофона. Когда клиенты подходили с выбранными кассетами к кассе для оплаты, продавец рекламировал это средство. В некоторых случаях он добавлял, что ему нравится такая же музыка, как и покупателям. При этом условии продажи были значительно выше, чем когда этого сходства не было.

Более высокие шансы на нашу симпатию есть не только у тех людей, которые имеют сходные с нами взгляды и ценности. Даже если у нас общий день и месяц рождения, то мы станем друг другу более симпатичны. Если деловые партнеры узнают, что у них день рождения в один день, то их готовность к сотрудничеству возрастает. Однако этот эффект существенно уменьшается, если специально обратить внимание людей на незначительность и иллюзорность таких общих признаков.

Близость

Люди, которые пространственно ближе друг к другу, быстрее завязывают дружбу и вступают в интимные связи, чем те, что дальше. В какой-то мере это очевидно. Люди, которые находятся рядом, чаще встречаются, и поэтому у них больше возможностей познакомиться и подружиться.

Кроме того, люди, находящиеся в пространственной близости, более похожи друг на друга по своим установкам, семейному положению или предпочтениям, например, потому что они живут в одной местности, имеют одну профессию, относятся к одной церковной общине и т.д.

Другая причина, вероятно, менее тривиальна. Социальные отношения легче сохранять, когда люди находятся ближе друг к другу. К тому же, те, кто находятся рядом с нами, являются более многообещающими социальными партнерами. Связь с ними оправдалась бы скорее, чем связь с более удаленным человеком.

Простое ожидание того, что мы будем иметь дело с этим человеком также в будущем, способствует развитию интереса и симпатии к нему. Это проявляется в так называемом «предвосхищаемом взаимодействии».

В одном эксперименте испытуемые должны были выполнить задание под управлением привлекательной руководительницы. Исследование состояло из нескольких частей, так что в течение следующих недель испытуемые должны были встретиться еще два или три раза. Некоторым сообщили, что они познакомятся с новой руководительницей, другим сказали, что они будут работать с той же самой. В конце первой встречи испытуемые должны были оценить, насколько симпатичной они ее считают. Оказывается, что испытуемые считали одного и того же человека более симпатичным, если полагали, что встретят его снова. Ожидание последующей встречи делает человека более симпатичным.

Социальный обмен

Более благоприятными являются те социальные отношения, в которых взаимный обмен сбалансирован. Мы считаем непривлекательными людей, которые у нас что-нибудь «берут» и не «возвращают». Это утверждение верно и с экономическими, и с интимными отношениями. Но этот эффект распространяется также и на повседневное взаимодействие. Так, например, мы считаем несимпатичным случайного собеседника, которому мы сами рассказали много личной информации, а он, в свою очередь, ничего о себе не сообщает. Уровень откровенности в общении должен быть в какой-то мере сбалансирован.

Симпатия по отношению к нам

Нам нравятся те, кому нравимся мы. Этот эффект по своей силе превосходит другие эффекты, например, такие, как сходство установок. Это психологическое правило очень хорошо проиллюстрировано в пьесе Шекспира «Много шума из ничего». Беатрис и Бенедикт не могут терпеть друг друга и не упускают случая вступить в перепалку. Эта очевидная антипатия вызывает у друзей желание сделать из задир пару. Они сообщают Беатрис, что Бенедикт за ее спиной отзывается о ней очень положительно, и наоборот, то же самое сообщают Бенедикту. Без подтверждения этого, оба воспринимают симпатию другого к себе как настоящую. И этого оказывается вполне достаточно, чтобы отношения у них наладились. Беатрис дает Бенедикту шанс, и в конце концов...

О значении проявления симпатии и комплиментов для продажи упоминалось уже в XVI веке в руководстве для успешной продажи: «Если для тебя важны клиентки, то будь общительным, скажи, что у них хорошая фигура, и они вызывают у тебя симпатию. Они будут ослеплены, и ты можешь быть уверен в выгодной продаже. И даже если женщины безобразны и в шрамах, сделай для них что-нибудь приятное, и это принесет выгоду».

У продавцов больше шансов, если они проявляют личный интерес к клиентам. Существенный положительный эффект обеспечивает также то, что продавец помнит имя клиента и в будущем его употребляет. Вот еще один пример эффективности проявления симпатии: лучшим в мире продавцом автомобилей в 1993 году, согласно книге рекордов Гиннеса, стал Джо Жирард из Детройта.

Интересна его привычка: каждый месяц он посылает своим бывшим клиентам - в среднем около 13000 человек - поздравительные открытки на день рождения, Рождество, Пасху или на День благодарения. Открытка содержит не более чем поздравление и простое предложение: «Вы мне симпатичны». Люди видят, что открытки написаны не лично автором, и тем не менее... Так становятся успешными продавцами автомобилей и зарабатывают более 200000$ в год.

Ассоциация с чем-то положительным

Это чрезвычайно простой вывод. Вот пример. У продавца билетов в кино больше шансов вам понравиться, чем у полицейского, который только что выписал вам штраф за неправильную парковку. Ассоциация людей с положительными и отрицательными обстоятельствами может привести даже к суеверному поведению. В древности было принято наказывать [казнить] гонца с плохой вестью, и даже в наше время можно услышать упреки в адрес метеорологов из-за плохой погоды. Такая ассоциация не обязательно подчиняется логике, по крайней мере, пока она положительна.

Физическая привлекательность

Физически привлекательных людей наделяют положительными качествами, считая их более чувствительными, приветливыми, открытыми, интересными, сильными, уравновешенными, скромными, общительными, талантливыми. Окружающие их люди считают, что они обладают хорошим характером, большим статусом, получают лучшее место работы, более счастливы в браке и вообще ведут более полноценную жизнь.

Привлекательных людей считают более многосторонними, восприимчивыми, осторожными, уверенными, счастливыми, активными откровенными, остроумными, сдержанными и гибкими. Но физически привлекательные люди имеют преимущество не только в глазах других. Они действительно демонстрируют более уверенное социальное поведение, чем менее привлекательные люди. Так что можно даже прийти к выводу, что физически привлекательные люди на самом деле больше уверены в себе.

Приписывание подобных положительных качеств имеет практические последствия. Физически привлекательные люди скорее победят на выборах, им охотнее помогают, и они быстрее получают работу. У них лучшие шансы в суде. Все это доказано соответствующими экспериментами. Кроме того, их считают менее способными на преступление. Если же преступление доказано, то один и тот же проступок у физически привлекательных людей приводит к меньшим наказаниям, чем у физически непривлекательных людей.

Однако имеется важное исключение. Так, результаты одного исследования показывают, что с привлекательными нарушительницами закона обращаются более снисходительно. Но этот эффект меняется, если физическая привлекательность сыграла определенную роль во время преступления, например, в случае с мошенничеством, в отличие от взлома.

Привлекательный мошенник может использовать свои физические преимущества, чтобы завоевать доверие, ведь у него больше шансов убедить других людей. В таких случаях привлекательные преступницы получали более строгое наказание. Это показывает, что именно в тонких сферах отношений, где доверие играет важную роль, привлекательные люди хотя и имеют преимущество, но оно всегда учитывается при оценке их поведения.

В маркетинге и рекламе охотно используют подобные исследования. Если продукт влияет на оценки привлекательность людей, значит, о нем стоит сообщить, поскольку тогда возрастает шанс, что предложение будет принято, например, в сфере моды, диеты или косметики. Во-первых, даже без какого-либо специального исследования можно с уверенностью сказать, что большинство людей хотели бы быть скорее красивыми, чем уродливыми. Цель - быть привлекательным - это одна из потребностей потребителей.

Во-вторых, физически привлекательные люди, несомненно, нравятся другим. При этом они лучше подходят для передачи влияющей коммуникации. Им больше доверяют, они более подходят на роль рекламных моделей, и иногда их образ используют просто для того, чтобы создать приятный контекст.

Поэтому физически привлекательных фотомоделей в рекламе всегда воспринимали как более достойных доверия и более симпатичных. Кроме того, люди считают, что они лучше разбираются в продукте.

Вероятно, нашу большую готовность поверить привлекательному человеку, можно объяснить и тем, что мы полагаем, что привлекательные люди сами определяют свою судьбу и управляют ей. Это заставляет нас думать, что собственное мнение таких привлекательных людей не подвержено влиянию. Поэтому мы больше им доверяем.

Но не всегда. Такое преимущество физически привлекательных людей, как способность вызвать доверие, исчезает, когда появляется дополнительная информация об этом человеке. Так, если публика считает человека компетентным экспертом, то его внешняя привлекательность больше не влияет на степень достоверности, с которой другие воспринимают его оценки.

В рекламе привлекательные коммуникаторы увеличивают преимущества не всех видов продуктов. Например, если речь идет о фруктовом соке или сыре, а не о косметике, то привлекательные коммуникаторы не имеют особого преимущества во влиянии на намерения покупателей.

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Каждый день мы общаемся с большим количеством людей, встречаем новых, кто-то сразу нам нравится и мы хотим продолжить общение, а с кем-то контакт не получается наладить, как бы сильно мы ни старались. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое симпатия к человеку, почему она возникает между людьми и во что она в итоге может перерасти.

Хотите научиться нравиться всем безоговорочно? Производить приятное впечатление с первого раза? При знакомстве показывать себя с лучшей стороны? Тогда вам не обойтись без книги Пэтти Вуд «Как вызвать симпатию ».

Симпатия - это…

«Симпатия - неуловимый ток, который вдруг возникает между людьми и притягивает их друг к другу»
Наталья Солнцева

Как вы понимаете, что человек вам симпатичен? Вам хочется больше проводить времени вместе с человеком, общаться на разные темы, просто гулять вместе, позвонить и узнать как дела. . Что-то незримое и неуловимое. Когда между людьми возникает бессловесное понимание и притяжение. На мой взгляд, это и есть симпатия.

Некоторые считают, что притягиваются противоположности. Таким образом, можно заключить, что мы симпатизируем тем людям, в которых присутствуют качества, которых нет в нас самих, но мы хотели бы ими обладать.

Есть и противоположное мнение, что симпатия возникает между похожими людьми. И чем больше у двух людей схожего, тем больше они будут нравиться друг другу.

Чаще всего симпатия - это личное чувство. Но встречается и навязанное. Когда вам расхваливают человека. Или авторитетное для вас мнение склоняет искать и замечать только положительные моменты в другом человеке.

Симпатия возникает только между противоположным полом? Несомненно, когда молодой человек видит привлекательную барышню, то он невольно начинает испытывать к ней чувство симпатии. И девушка, встретив приятного мужчину, то она всячески начинает оказывать ему знаки внимания.

Но ведь бывает и дружеская симпатия. Как среди такого огромного количества окружающих людей найти друга? Здесь и появляется симпатия. Когда вы приходите на работу и одна из девушек вам кажется приятной и интересной, вы начинаете общаться и со временем завязываются более близкие .

Чувство симпатии позволяет нам найти подходящих людей, тех, с кем мы захотим связать свою жизнь. Тех, кто поймет нас, кто будет рядом, кто может научить чему-то новому. Это чувство помогает нам формировать свой круг общения. Согласитесь, что вы не станете общаться с человеком, который вам неприятен?

Раз есть понятие симпатии, значит, есть и противоположное чувство. Антипатия - это чувство отвращения, неприязни к человеку. Иногда ее трудно объяснить. Случалось ли у вас такое, что при встрече вы сразу понимали, что с этим человеком никогда больше не хотите встречаться?

И здесь мы имеем два полюса. Иногда антипатию объясняют тем, что мы видим в человеке нежелательные качества, которые есть в нас самих. Именно поэтому нам так неприятно на него смотреть, ведь мы видим отражения себя самого.

И второй момент, мы видим те качества, которых нам не хватает и это вызывает ревность, зависть, злость. Поэтому лучше исключить такого человека из жизни, чтобы он не мозолил глаза как говорится.

Основа симпатии

Какие существуют признаки того, что человек будет нам симпатичен? По каким критериям можно сразу определить, что этот нам подойдет и мы будем с ним общаться, а вот тот человек совсем не подходит и от него лучше держаться подальше?

Первое - сходство. Что ни говори, а нам всегда приятны те люди, которые в чем-то схожи с нами. Человек склонен испытывать приятные и положительные эмоции даже к тому человеку, с которым у него совпадает день или месяц рождения.

Человек существо социальное. Все мы, так или иначе, ищем одобрения, подтверждения, что другие тоже думают, как и мы. Именно поэтому так приятно находиться в обществе с людьми, которые разделяют твои взгляды и интересы.

В 70х годах прошлого столетия психологами был проведен тест на симпатию по признаку сходства. Продавцу в музыкальном магазине необходимо было продать один прибор. И когда он говорил покупателю, что слушает такую же музыку или любит этот же жанр, то процент продаж значительно увеличивался. Сегодня эта методика широко используется в сфере продаж и в целом.

В языке жестов даже есть специальный термин - отзеркаливание. Если вы хотите , добиться от него расположения и в итоге, утвердительного ответа на ваше предложение, то вам просто стоит принимать ту же позу, что и он.

Второе - близость. Можно назвать ее физической. Нам наиболее приятны те люди, которые находятся в непосредственной близости к нам. Конечно, не нарушая .

Согласитесь, завязать отношения или дружбу гораздо проще с человеком, который находится рядом с тобой, нежели с тем, кто .

Кроме того, близость обеспечивает сходство по установкам, любимому занятию, принадлежности к определенной социальной группе.

Третий момент - взаимность. Мы больше склонны испытывать приятные эмоции к тем людям, которые отдают что-то взамен. С теми, кто только берет и пользуется, человек старается не поддерживать близких отношений.

Нам приятно чувствовать симпатию в ответ. Поэтому мы с большей вероятностью будем дружить с тем человеком, который проявляет инициативу к нам, оказывает и отвечает.

Например, вы рассказали незнакомому человеку много личной информации о себе, но он не рассказал про себя в ответ ничего. В этой ситуации он вам покажется отстраненным, неприятным, закрытым, несимпатичным и вы не захотите повторить с ним встречи.

Четвертый фактор - внешность. Я думаю со мной согласиться большинство, что внешняя играет очень большой процент в общении, особенно при знакомстве. Нас тянет к прекрасному, мы хотим окружать себя не только красивыми вещами, но и прекрасными людьми.

Конечно, внешность не главное, важно наполнение человека, но согласитесь, что когда к вам подойдут два человека вы с большей вероятностью обратите внимание на того, кто ухожен, красиво одет, опрятен, от кого вкусно пахнет и так далее.

Вы когда-нибудь встречали откровенно уродливую модель в журнале? Или совершенно отвратную актрису, на которую без слез и не взглянешь? Нет. Все потому, что мы склонны больше доверять привлекательным и внешне симпатичным людям. Мы их считаем более открытыми, дружелюбными. А это важные качества для установления доверия между людьми.

И этим пользуются многие мошенники. Так, всегда выглядят с иголочки. Вы никогда не увидите дамского угодника в рваных штанах и грязном пиджаке. Ведь он прекрасно понимает, чтобы произвести нужное впечатление, необходимо хорошо следить за своей внешностью.

Что дальше

Симпатия между мужчиной и женщиной чаще всего перерастает в романтические отношения. Хотя я знаю много примеров, когда они оставались друзьями. Сразу понять во что выльется эта симпатия сложно. Случается так, что человеку бывает трудно , поэтому дальше дружеского общения они не продвигаются.

Как люди выражают свою симпатию? Тянутся друг к другу, хотят общения, делают , приглашают на встречи, делают и оказывают всяческие знаки внимания, раскрывают свою душу, делятся сокровенным.

Но есть и другой вариант. Как мальчишки в школе показывают, что им нравится девочка? Правильно, дергают за косички, стукают портфелем. И у некоторых взрослых можно заметить такую модель поведения. Раз он так нарочито негативно ко мне относится, значит, я ему определенно нравлюсь.

Будьте более открытыми и общительными и это обязательно поможет вам лучше налаживать контакт с окружающими.
Всего вам самого лучшего!


Внешность – не единственный фактор, от которого зависит наше отношение к людям. Когда мы знакомимся с человеком, то, помимо внешности, отмечаем сразу же и иные его свойства, усиливающие или, наоборот, снижающие впечатление, которое произвела на нас его внешность. Мы отмечаем склад ума, вкусы, привычки, чувство юмора у нового знакомого. Существуют и определенные сложившиеся представления о том, каким должен быть положительный человек. Так, многие из нас убеждены, что девушка должна быть красивой, а мужчина – умным. Если разобраться, требование достаточно жестокое: ясно, не все девушки красивы, так же как не все мужчины очень умны (ведь, говоря «умный», мы подразумеваем, что он умнее других, умнее большинства, выделен из большинства). Получается, мы готовы признать достойными внимания только какую‑то привилегированную часть сограждан, определяя всех остальных на порядок ниже. В повседневной жизни мы, конечно, не задумываемся, не анализируем так глубоко этот стереотип, как и все другие стереотипы, будто бы не принимаем всерьез. Но он задерживается в сознании, пускает корни, и избавиться, отойти от него, оказывается, не всегда легко.

Следующее обстоятельство, от которого зависит возникновение симпатии, – несходство или сходство партнеров. Часто говорят – эти люди сошлись оттого, что похожи друг на друга. Не менее часто говорят, что сошлись люди как раз оттого, что очень непохожи. В зависимости от ситуации значимым оказывается или одно или другое.

Кроме того, для того чтобы люди друг другу понравились, важен характер взаимодействия. Общение – это взаимодействие, и от того, каким образом оно развивается, симпатия может возникнуть или нет. Знаменитая книга Дейла Карнеги, открывшая широкому читателю Америки и Европы механизм психологических закономерностей, построена на одном из принципов взаимодействия. «Делай человеку добро, – в разных вариациях повторяет автор, и к этому сводится концепция книги, – и ты будешь человеку приятен». В определенных условиях, при определенном типе отношений человек становится независимо от своих качеств нам более симпатичен.

И конечно, мы все знаем, как много значит в развитии отношений ситуация. Всем понятно, что очень трудно завязать знакомство или вызвать симпатию у кого‑нибудь в переполненном троллейбусе. Даже самые доброжелательные люди с облегчением вздохнут, сходя на остановке. Действительно, определенный опыт говорит о том, что есть и такие ситуации, в которых легче понравиться друг другу.

Наконец, нам может понравиться человек не только оттого, что он умен и привлекателен, или потому, что мы вместе делали какую‑то работу, но и потому, что мы в этот момент готовы испытывать симпатию, любить людей. Дело не в человеке, не в ситуации – в наших собственных свойствах и в нашем состоянии.

Представление о причинах возникновения симпатии может пригодиться нам и в повседневности, предостеречь от некоторых поведенческих ошибок. Особенно же поучительной такая информация окажется для юного читателя, для наших детей – тех, кто особенно остро переживает новое знакомство, взаимоотношения с товарищами.

Итак, какие же свойства объекта, кроме красоты, нас волнуют?

Нам нравится ум, эрудиция, высокое положение в обществе, энергия, оптимизм. Между тем даже такие, казалось бы, очевидные достоинства нами бывают оценены неодинаково.

Вот что показал один эксперимент.

В четырех комнатах группам мужчин и женщин показывали одну и ту же видеозапись. Человек отвечал на вопросы телевикторины. Тексты же, сопровождающие видеосюжет, различались. В одном случае человек нам представлялся на редкость удачливым: он с блеском учился в школе и в институте, занимал неплохое положение в обществе, у него была отличная семья, он был увлечен работой. На вопросы викторины отвечал также блестяще. В другом случае он был представлен человеком вполне заурядным: и учился так себе, и зарплата невысокая, и на вопросы отвечал с ошибками.

Финал видеозаписи также имел два варианта: в одном случае викторина заканчивалась без всяких происшествий, в другом, беря предложенную чашечку кофе, деловые люди нечаянно выливали его себе на брюки. Выливал и неудачник, и «баловень судьбы», причем вел себя не по‑суперменски – очень огорчался, жаловался, что костюм дорогой и наверняка пропал.

Теперь предложим читателю небольшой тест – отложите эту книжку и ответьте, кто из четырех героев видеозаписи вызвал наибольшую симпатию – неудачник или «супермен», не проливавший кофе, или один из двух, проливший.

Оказалось, больше других вызвал симпатию... «супермен», оказавшийся в неловкой ситуации и огорченный пролитым на брюки кофе.

Почему же не тот, кто держался с достоинством до конца и избежал такой оплошности? «Супермен», выдержавший свою роль до конца, нравился значительно меньше. Оттого, что был слишком безупречным. Оттого, что его достоинства, столь очевидные и приятные, все вместе отдаляли его образ от зрителей, делали недоступным. И именно поэтому люди, сидящие в зале, неосознанно начинали искать в нем какие‑то недостатки, неприятные черты, он казался не таким уж симпатичным. Лишь оттого, что по всем параметрам превосходил зрителей!

Так и в жизни: мы невольно сравниваем себя с собеседником, новым знакомым, невольно производим оценку своих и его качеств. Идеальное общение для нас – приблизительное равенство достоинств и недостатков. Если мы явно превосходим партнера по уму, эрудиции, общественному статусу, широте интересов и так далее или если по большинству параметров партнер сильно отстает, общаться с ним будет не слишком интересно.

Общение будет продолжаться только в том случае, если партнер превосходит нас по каким‑то иным параметрам (скажем, чемпион страны по японской борьбе).

Но с другой стороны, если мы чувствуем, что партнер намного превосходит нас во всем, – мы также не станем стремиться к такому человеку. Однако наше сознание, охраняя наши интересы лучше любой армии, не объяснит это как наше несовершенство. Подсознательно мы начнем выискивать в «супермене» неприятные черты и, сами о том не подозревая, можем даже придумать несуществующие недостатки. Потому лишь, что он в чем‑то лучше. Вероятно, стереотип «очень красивый – значит злой, плохой» утверждался с помощью именно такого механизма. И нежелание общаться с «суперменом» мы будем объяснять не неравенством наших достоинств, а тем, что этот, безусловно, неприятный человек не имеет с нами, естественно, во всех отношениях положительными, ничего общего.

Многие молодые люди не подозревают о такой на первый взгляд нелогичной особенности человеческого восприятия и, знакомясь, например, с девушками, попадая в незнакомую компанию, с первых же минут делают серьезную ошибку: они преувеличивают свои достоинства, приписывают себе порой несуществующие достижения – и вот складывается некий образ рыцаря без страха и упрека, теннисиста‑разрядника, который и диссертацию в двадцать пять лет защитил, и читает свободно на трех языках, и за границу в командировки его посылают, и в джазе успевает играть. Кажется, такой образ как нельзя лучше способствует удачному развитию отношений. Но случается иначе. Познакомившись с таким замечательным человеком, девушка может похвастаться им подруге, может пару раз сходить с ним в гости или в кафе – с той же целью. Но едва ли она решится продолжить знакомство – срабатывает тот же «защитный механизм». Для серьезного знакомства девушка предпочтет внешне вполне обычного человека.

Потому что девушкам, как и зрителям, участвовавшим в эксперименте, как и всем нам, нравятся только те, которые чем‑то похожи на нас, самых обычных людей. У которых есть маленькие человеческие слабости. Сверхположительный человек на экране позволил себе слабость – он был взволнован пролитым на костюм кофе так же, как самый заурядный человек. У него, при всей его неуязвимости, обнаружилась естественная человеческая черта, и он приобрел симпатии зрителей. Ведь никто из нас не способен любить ближнего только за достоинства – мы любим и за слабости, и за недостатки.

Вообще образ супермена, человека исключительных достоинств, – одна из тех масок, которую многие из нас нередко примеряют в надежде на успех. А это‑то как раз и мешает удаче. Хорошо иллюстрирует такое положение вещей коллизия фильма «Служебный роман». Оба героя открыли друг друга, начали жить настоящей, полной жизнью только после того, как сбросили привычные для окружающих личины – «железобетонной» начальницы и вечно виноватого недотепы‑подчиненного.

Какие же качества все‑таки способствуют возникновению симпатии? Таких качеств нет. Дело в том, что в зависимости от ситуации одно и то же свойство человека может быть оценено и положительно, и отрицательно, нет абсолютно «плохих» и «хороших» свойств. Ведь если разобраться, что значит, например, «мотовство»? Щедрость глупого человека. А щедрость – качество, безусловно, положительное. Что такое хитрость? Ум нехорошего человека. Мы можем осуждать скаредного человека. Но это тоже относительно – в иной ситуации мы будем говорить уже не о скаредности, а о бережливости, то есть о том, без чего в семейной жизни, например, трудно.

Так же мы можем одного и того же человека осуждать за беспринципность, поощрять за доброту и возмущаться бесчувственностью по отношению к близким.

И ничего тут странного нет – потому что добрым нельзя быть вообще, так же как отважным и великодушным, можно только в определенной ситуации, по отношению к конкретным людям. Не всегда даже, казалось бы, очевидные достоинства приносят удачи.

Вспомните известную эпиграмму «и прекрасны вы некстати, и умны вы невпопад».

Чтобы достичь удачи, однако, хорошо бы помнить некоторые закономерности, связанные не столько со свойствами личности, сколько с манерой поведения. К примеру, одна из основных рекомендаций уже упоминавшегося Карнеги – «улыбайтесь» – как правило, оправдывает себя. Всегда приятнее иметь дело с приветливым человеком, чем с личностью угрюмой, хмурой. Нам приятнее разговаривать с человеком, который смотрит в глаза, а не изучает пейзаж за окном, пока мы ему что‑то доказываем. Приятнее с тем, кто нам доверяет. Однако в доверии также должна быть мера: человек, который с жаром рассказывает случайному знакомому самые интимные подробности своей биографии, скорее всего симпатии не внушит.

Существует между тем одна особенность, которая практически всегда вызывает симпатию к человеку. Это – удачливость. Один из очень распространенных стереотипов утверждает, что хороший человек – удачливый. И мы тянемся к тому, кто удачлив.

Группа испытуемых принимала участие в интеллектуальной игре. Вклад всех участников был одинаков, но одного из них время от времени экспериментатор награждал за успехи в игре. Конечно, все понимали, что на самом деле успехи у всех абсолютно одинаковые, но через некоторое время на вопрос, чей же вклад больше, многие ответили, что лучше всех проявил себя именно тот, кого награждали.

Большинство современных людей не верят в судьбу, в тайные силы природы и тому подобное. Но нередко у вполне образованного современного человека складывается такое впечатление, что удачливость (и в большом, и малом) как будто предопределена некоей закономерностью. Мы, например, склонны думать, что если кто‑то десять раз подряд бросит монету, и она упадет десять раз подряд одной и той же стороной – это не случайно.

У Владимира Маканина есть такой рассказ – «Ключарев и Алимушкин», речь в нем идет о том, как одному человеку вдруг стало несказанно везти, в то время как другому не везти по всем статьям. Чем больше возвышался один, тем горше бедствовал другой. Рассказ полон авторской иронии, но ведь для нее есть основания – наши представления, не фундаментальные, основные, конечно, а бытовые, ежедневные, в чем‑то близки ощущению героев. Мы не хотим мириться с тем, что везение, удачливость посещают человека просто так, ни за что.

Не хотим хотя бы потому, что склонны думать: мир изначально, имманентно справедлив. Безо всяких наших усилий добро в принципе должно победить зло, как в детской сказке. Нам хочется верить, что в нашей жизни будет именно так. Эта наивная вера зиждется на предрассудках, а может быть, срабатывает и некий защитный механизм, ведь когда дело идет о судьбах стран и народов, мы мыслим вполне научно, реалистически. Но бытовые наши переживания базируются часто не на научных данных, а на тех мелочах, которые мы слышим с детства от близких, о которых догадываемся, в которые начинаем верить, не слишком раздумывая.

У Евгения Евтушенко есть одно раннее стихотворение, в нем разговор идет о сосульке, свесившейся с крыши. И автор, ратующий за справедливое устройство мира, призывает сосульку упасть на голову плохому человеку.

К сожалению, в жизни мы часто убеждены, что она действительно упадет на голову плохому человеку. А раз так – пусть неудачник плачет.

Для иллюстрации приведем один зарубежный эксперимент, показывающий, к чему может привести такое вроде бы безобидное верование в справедливое устройство вещей.

Группе учащихся американской автошколы продемонстрировали видеозапись: дорожное происшествие, сбит пешеход, виноват водитель. В одном варианте записи пешеход почти не пострадал, в другом был серьезно ранен. Предлагалось определить степень виновности обоих. Результат ошеломил: если пешеход был легко ранен или вообще отделался синяками, вина водителя казалась испытуемым безусловной. Если же состояние пешехода, как сообщалось, было тяжелое или он погибал, часть испытуемых была склонна долю вины возложить и на ни в чем не повинную жертву.

Как же так? Дело в том, что, веря в изначально справедливый мир, нас окружающий, мы как бы передоверили заботу о себе силам природы. Это они должны следить, чтобы мы не попали случайно под машину. Чтобы не попали в случайное дорожное происшествие, не испытали незаслуженное несчастье. Мы не хотим верить, что можем безвинно, как этот пешеход, угодить под колеса.

Именно поэтому некоторые испытуемые обвинили пешехода: всякое несчастье, по их неосознанному убеждению, должно быть расплатой за какой‑то проступок. Иначе получается, что каждый может в любой момент стать жертвой обстоятельств. Неожиданная жестокость была продиктована глубоко спрятанным чувством самосохранения, нашедшим опору в предрассудке.

В другом зарубежном эксперименте испытуемым также показали видеозапись: человек на экране решал предлагаемые ему задачи. Если ответ был неверным, человек получал несильный удар электрическим током. Каждый из нас, читая эти строки, справедливо возмутится: как же можно таким образом наказывать за ошибку! Но участники эксперимента вели себя неоднозначно. Многие, наблюдая происходящее на экране (естественно, демонстрировали не настоящий эксперимент), на вопрос, каков человек, получающий удар током, отвечали, что он наделен многими неприятными чертами. Чем больше он страдал от боли (актер на экране по ходу действия показывал, что ему все больнее и больнее), тем меньше симпатии он вызывал.

Если сообщалось, что демонстрируется эксперимент, проходящий в соседней комнате, подавляющее большинство зрителей требовало прекратить бесчеловечное испытание.

Что все это значит? Как можно объяснить такое неожиданное поведение?

Мы все, как правило, готовы прийти на помощь человеку в том случае, когда от нас что‑то зависит. Мы гуманны, когда обладаем ответственностью за происходящее вокруг. Мы отвечаем за судьбу человека на экране, когда в наших силах, прервать эксперимент, и мы не позволим ему страдать.

Но если от нас не зависит его судьба, и мы не в силах ничего изменить? Оказывается, некоторые люди в такой ситуации могут не испытывать сочувствия к чужому страданию. И не только не испытывать сочувствия – могут даже искать некое оправдание его плачевному положению. Вот почему кому‑то человек на экране показался неприятным. И хотя эксперимент проводился за рубежом и с этической точки зрения не все в нем нас может устроить – выводы его имеют к нам непосредственное отношение.

И главный вывод в том, что наше поведение очень во многом зависит от того, насколько развито в нас чувство ответственности. Ответственность – вот ключ к нравственному воспитанию, вот о чем никогда не стоит забывать. В первую очередь тем, кто работает с молодежью. Не в отсутствии ли ответственности за происходящее вокруг коренится нередко жестокость подростков? Да и не только подростков. Проанализируем свои собственные поступки. Вряд ли кто оставит без помощи знакомого или родственника, или соседа по купе поезда, если тому вдруг стало плохо. Мы как бы за него отвечаем. Но вот упал на улице человек – и прохожие идут мимо. Нет ответственных.

Если мы попытаемся проанализировать свое отношение к той или иной ситуации, к герою кинофильма, мы также заметим, что нередко непроизвольно, сами того не замечая, оправдываем большое количество несправедливостей и жестокостей. И симпатизируем не столько пострадавшему за правое дело, сколько победителю, тому, кому повезло. Ведь победителей не судят... Какой опасный, чреватый самыми неожиданными последствиями стереотип!

Надо объяснять без устали нашим детям, что удачливый – не всегда хороший. Что единственное качество, гарантирующее успех в общении, – естественность. (Это доказано многочисленными экспериментами.) Молодой человек придумывает себя, оттого что не уверен в собственных силах, в собственных достоинствах, в том, что сможет понравиться таким, каков он есть.

Предвидим возражение: многие вспомнят, что именно естественное поведение, когда они были сами собой, успеха не имело. Но тут дело в другом. Вспомните урок физкультуры в школе или занятие в секции – вы готовитесь прыгнуть в высоту, а тренер смотрит на ваши приготовления скептически. Вы разбегаетесь, а тренер бормочет под нос, что напрасно вы взялись за это дело, вам лучше в шахматы играть, – вот и разбег не тот, и размер ноги неподходящий... Скорее всего, в таких условиях вы собьете планку, даже если она стоит значительно ниже вашего предела.

Так вот, в общении главное – переубедить своего внутреннего оппонента. Или – если он не желает слушать ваши доводы – постараться «убавить громкость» его голоса. Попробуйте сами к себе отнестись с симпатией – и увидите, что ваши чувства начнут разделять окружающие.

Надо всегда помнить, что завоевать симпатию конкретного человека в большинстве случаев возможно. Но невозможно, конечно, нравиться всем. Не только потому, что все люди разные. Ориентация на симпатию большинства окружающих может привести к известным трудностям. Сколько мы знаем сегодня примеров того, как человек, совершивший открытие, выдвинувший смелую гипотезу, совсем еще недавно оказывался в изоляции, с ним было не согласно большинство. Мало того, большинство ему не симпатизировало: все мы знаем, что в иные времена «всякий порядочный человек всем сердцем желал увидеть «еретика» на костре». Если бы Галилей и Коперник стремились быть приятными всем окружающим, мы до сих пор бы, наверное, думали, что движется не Земля, а Солнце.

Кроме того, стремясь нравиться всем, человек едва ли будет счастлив.



Симпатия Аутентичное участие терапевта в отношениях с клиентом. Клиент участвует "на равных" с терапевтом, и терапевт не "прячется", в частности, за своим статусом.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Симпатия

(от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - устойчивое одобрительное эмоциональное (см. ) человека к другим людям и явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению , оказанию внимания, помощи и т. п. Обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей , интересов , нравственных идеалов. Может возникнуть и как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, , черты характера другого человека (см. ). В своей динамике С. может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях С. является одним из факторов интеграции людей и сохранения психологического комфорта.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Симпатия

Устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляемое в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и пр.

Обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Иногда - как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера другого человека (см. ). В своей динамике симпатия может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, даже перейти в антипатию и неприязнь.

В отношениях межличностных симпатия - один из факторов интеграции людей и сохранения комфорта психологического.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "симпатия" в других словарях:

    СИМПАТИЯ - (греч., от syn вместе, и pathein чувствовать). Сочувствие; бессознательное влечение к кому или чему либо, безотчетное влечение одного человека к другому; естественное согласие двух или многих вещей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    симпатия - См … Словарь синонимов

    СИМПАТИЯ - (симпатия устар., мед.), симпатии, жен. (греч. sympatheia сострадание). 1. Изменение в чем нибудь, возникающее под непосредственным влиянием изменений, происходящих в другом, симметрично или близко расположенном (мед.). 2. Влечение, сочувствие,… … Толковый словарь Ушакова

    Симпатия - Симпатия ♦ Sympathie Испытывать симпатию – значит чувствовать то же, что другой человек, или чувствовать вместе с ним. Греческое слово «симпатия» означает «сочувствие». Однако в современном языке эти два слова отнюдь не являются синонимами.… … Философский словарь Спонвиля

    СИМПАТИЯ - (от греч. sympatheia влечение) сострадание; одинаковое настроение, восприятие, сочувствие; способность принимать близко к сердцу радости и горе другого, способность чувствовать то же самое; см. Вчувствование. Космическая симпатия – внутренняя,… … Философская энциклопедия Толковый словарь Даля

    СИМПАТИЯ - (от греч. sympatheia сочувствие) англ. sympathy; нем. Sympathie. Внутреннее расположение, устойчивое эмоционально окрашенное одобрительное отношение человека к др. людям, группам; один из факторов интеграции людей и поддержания психол. комфорта.… … Энциклопедия социологии

admin

Люди всегда испытывают друг к другу какие-то чувства. Встречаются понятия антипатии и симпатии. Эти два слова происходят от корня греческого слова patos, что переводится как переживание или ощущение.

Что такое симпатия

Симпатия (в переводе с греческого приязнь, тяга) – это стойкое позитивное отношение к личности или иным явлениям в обществе. Проявляется оно в восхищении, приветливом, дружелюбном отношении, побуждает к коммуникации, помощи или вниманию.

Причиной появления симпатии выступает осознанный или почти неосознанный фактор. К осознанному стоит отнести единство идей, жизненных позиций, интересов, ценностей, идеалов. К другой группе – характер, притягательность внешности, манеру общения и т.д. По одному из определений, симпатией называется тяга к человеку.

Понятие симпатии будоражило умы философов еще в Древней Греции. Они трактовали это явление как общность духа, из-за которой люди способны сочувствовать друг другу. Но в течение многих сотен лет симпатию рассматривали в качестве эмпатии.

Что такое антипатия

Антипатией называется качество личности, т.е. проявление стойкого неодобрения, неблагожелательности к другим людям или явлениям. Она является безотчетным чувством, ее невозможно контролировать. В человеке может ничего не быть отталкивающего внешне, но неприязнь откуда-то возникает. Случается, что антипатия появляется осознанно. Например, с собственной позиции человек оценивает поведение другого и считает его безнравственным.

Антипатия считается противоположным полюсом симпатии. Если симпатии появляются по какому-то особенному закону, то и с антипатиями такая же ситуация. Их корни прячутся в представлении человека, какими должны оказаться другие. Если есть большое расхождение с представлениями, появляется антипатия. Человек замечает в других негативные качества. Они и формируют подобное восприятие. Кроме того, антипатия может явиться следствием несовпадения взглядов на жизнь и другие явления. Антипатия являет собой неприятие других личностей.

Некоторые признаки симпатии

Есть несколько , которые влияют на то, почему остальные люди нравятся нам. Рассмотрим их подробнее:

Сходство.

Человек симпатичен нам, если с ним есть некоторое сходство. Сюда относится не только внешнее совпадение, но и похожие ценности, взгляды. Схожесть интересов и мнений мощно проявляется в некоторых вариантах поведения. К примеру, посещение одинаковых вечеринок, изучение одинаковых предметов, занятие определенным видом спорта.

Общественный обмен.

Приятными будут те отношения, где есть баланс во взаимном обмене. Нам кажутся неприятными личности, которые что-то «взяли», но «не вернули». Это относится и к финансовой, и к интимной стороне взаимоотношений. Но данный эффект встречается и в повседневных реалиях. Если вы рассказали много о себе другому, но он не сообщил ничего, то симпатия вряд ли возникает.

Симпатия к вам.

Людям нравятся те, кому приятны они. Данный фактор превалирует над другими. О важности проявления симпатии упоминалось даже в 16 столетии в инструкции для продавцов. Стоит проявлять симпатию к покупателям, и тогда они непременно совершат выгодную покупку.

Позитивные ассоциации.

Сопоставление людей с различными жизненными обстоятельствами приводит даже к суеверному поведению. В подобной ассоциации сложно найти логику, в особенности, если она позитивная.

Физическая привлекательность.

Притягательных внешне личностей наделяют позитивными чертами. Они считаются благожелательными, сбалансированными, талантливыми. Люди уверены, что они обладают приятными чертами характера, получают лучшие должности и т.п.

Привлекательные люди считаются разносторонними, счастливыми, они верят в себя, остроумны. Но приписывание таких качеств имеет некоторые последствия. Такие люди чаще получают работу, охотнее соглашаются помочь, у них выше шансы одержать победу на выборах и в суде.

Главные причины симпатии

Существуют различные причины возникновения симпатии. Относительная «шкала» привлекательности одной личности для другой располагает определенным диапазоном. От проявления этой шкалы находится в зависимости модель возникновения симпатии. Диапазон может быть представлен разными оценками субъекта:

любовь;
явная симпатия;
простая симпатия;
безразличие;
антипатия;
неприязнь.

Уровень любви подразумевается, если человек является для другого . От этого появляется явное желание быть с ним вечно. О явной симпатии говорится, если вы чувствуете комфорт в присутствии человека. Вы считаете его другом, вам нравится составлять с ним планы, замыслы, придумывать идеи и заниматься общим делом.

Простая симпатия – это позитивное отношение к другой личности, приятное чувство от взаимодействия с ней. Если человек не вызывает эмоций, то здесь имеется в виду нейтральное отношение. При подобном уровне личности не стремятся общаться, но и не избегают встреч.

Как известно, антипатия – это неприятие другого. Человек старается избегать встреч и взаимодействий с определенной личностью. Крайняя ступень диапазона – ненависть. Это отношение, когда человек даже не способен держать в руках себя при взгляде на другого, может желать нанести ему ущерб.

Сейчас эксперты, основываясь на информации из статистики и итогах эмпирических анализов, выделяют следующие причины возникновения симпатии: инфантильность во внешности, схожесть в манерах, притягательность внешности, побуждение к поддержке, а также показной стиль общения.

Инфантильная внешность – это присутствие во внешности каких-то детских черт, но у личности сохраняются черты характера, присущие его реальному возрасту. Считается, что при проявлении подобной внешности даже в мелкой детали, она помогает в немалой степени расположить к себе других. Поясняется это тем, что инфантильные черты на интуитивном уровне свидетельствуют о наивности, беззащитности, а также доверии. Это предупреждает развитие у других людей подозрительности и не доверительного отношения.

Вообще, физическая привлекательность – это многозначный фактор формирования симпатии. Нередко бывает так, что притягательная внешне личность при более близком знакомстве вызывает только негативные чувства. Кроме того, есть и прямо противоположные примеры, если внешне непривлекательные люди в итоге становятся причиной гаммы только позитивных чувств.

Связывается это с тем, что в формировании оценки другой личности, это означает, что и в образовании симпатии, важен не только внешний вид. Он считается первичным фактором, отправной точкой, но в результате на отношение к личности оказывают влияние увлечения, позиция человека, его мировоззрение, приоритеты, манеры.

Причины антипатии

Случается, что к довольно милому с виду человеку, который ничего плохого вам не делает, возникает антипатия и раздражение. Каковы причины появления такой антипатии?

Если вы испытываете беспричинное раздражение по отношению к другому, не стоит подавлять подобное чувство в себе на корню. Стоит разобраться, откуда оно взялось. Человеческое подсознание способно считать не только вербальную информацию, но и некоторые невербальные признаки. К ним относится мимика, жесты, позы. А они часто оказываются правдивее слов. Может быть, ваш собеседник на деле лжив, желает манипулировать другими. Абстрагируйтесь от его слов, обратите пристальное внимание на его поведение:

если человек прикасается руками к лицу, потирает нос или глаза, прикрывает рот ладошкой в ходе разговора, то перед вами лжец;
кроме того, настораживать должно и то, если человек старается не смотреть в глаза. И, наоборот, если его взгляд чересчур пристальный;
если человек немного морщит нос и приподнимает верхнюю губу, то есть шанс, что он испытывает чувство отвращения к вам;
поза со скрещенными руками тоже свидетельствует о нежелании быть откровенным, о неискренних эмоциях;
часто высокомерие проявляется в том, что человек говорит нейтральные фразы, но смотрит сверху вниз.

Мы невольно замечаем подобные мелочи, а подсознание их фиксирует, что вызывает нервозность, а также кажущуюся беспричинной антипатию или злость. Но случается и так, что фактором возникновения антипатии являемся мы сами. Чтобы это выяснить, стоит задать себе такие вопросы:

что конкретно случается между вами и тем человеком, когда вы ощущаете антипатию? К примеру, вы раздражаетесь, если человек хвастается успехами собственных детей и т.д.;
какие черты вас раздражают? Вы считаете собеседника чересчур болтливым, он рассказывает много деталей, которые вам неинтересны;
почему вы считаете, что такие черты – лишние, их быть не должно? Вы уверены, что болтливость – напрасная трата времени, его стоит истратить на что-то полезное;
какие качества сближают вас? Вы также гордитесь собственными детьми и хотите, чтобы в школе их дела шли лучше;
кого напоминает собеседник? Скорее всего, он похож на строгого преподавателя, который вас не любил и имел схожие привычки;
какие черты, присутствующие у собеседника, у вас отсутствуют? Скорее всего, вы желаете быть таким же уверенным в собственных силах и т.д.;
чего вам хочется от данной личности? Первый ответ будет: ничего. Но на деле вам хочется, чтобы человек тоже вас внимательно выслушал и похвалил;
а чего человек хочет от вас? Того же самого, что и вы;
что вы испытываете при общении с ним? В каких случаях вы испытываете ? Самое странное, что подобную злость и антипатию вы испытываете, если человек не замечает ваших стараний, не ценит их;
зачем вам нужны такие чувства? Какую пользу они принесут? Такие негативные чувства – это знак того, что вам требуется постоянное ободрение. А без него вы не чувствуете собственный успех и веру в себя.

28 марта 2014, 18:33