Развитие речи фгос подготовительная группа. Конспект од по развитию речи в подготовительной группе. Работа над звукопроизношением

Речка-берег

Ход игры : на игровой площадке проводят 2 параллельные линии. Между ними - «река». Все игроки становятся на берег или на оба берега «реки». Ведущий быстро говорит «В реку!», и игроки прыгают в реку. Ведущий кричит «На берег!», и игроки прыгают на берег. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Выигрывает последний игрок, ни разу не ошибившийся. Он становится новым ведущим.

Особые замечания: ведущий может ускорять темп. Все проигравшие игроки после окончания игры прыгают на одной ножке вдоль «речки».

Царица-рыба

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: красивый платок или венок, 4 шеста с цветными ленточками.

Ход игры : из игроков выбирается «царица- рыба». Ей на голову надевают яркий платок или венок. «Рыба» становится в центр хоровода, который изображает рыбацкую сеть.

Фрагмент игры

Около хоровода ставятся 4 шеста с цветными ленточками. «Рыба», пробравшись между рук игроков, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не поймали, она продолжает играть и возвращается в хоровод. «Рыбак», поймавший «рыбу», становится на ее место.

Особые замечания: «рыба» не может разрывать круг, а только проскальзывать под руками.

Водяной

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: в центре игровой площадки чертят круг - «озеро» или «болото», в котором живет Водяной. Все игроки -- дети, а один -- Водяной. Он говорит: «Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной!» Дети бегают вокруг «озера» и кричат: «Водяной, поиграй со мной!»

Водяной бегает по «озеру» и ловит тех играющих, которые слишком близко подошли к нему. Пойманных детей Водяной забирает к себе в «озеро». Игра продолжается до тех пор, пока Водяной не переловит большинство детей.

Особые замечания: Водяной не может выйти за пределы своего круга-«озера». Те, кого он поймал, тоже могут помогать Водяному.

Морские фигуры

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, расширение эрудиции.

Атрибуты: несколько стульев.

Ход игры : по игровой площадке расставляются стулья. Ведущий - капитан. Он дает каждому игроку название какого-нибудь предмета из корабельной обстановки. Капитан начинает двигаться за спинами сидящих по кругу и рассказывать о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания. Каждый названный капитаном «предмет» встает. Они выстраиваются друг за другом за капитаном. Когда встали все игроки, капитан кричит: «На море шторм!» Дети двигаются, изображая волны. Капитан командует: «На море штиль!» Дети стараются как можно скорее занять свои места на стульях. Оставшийся без стула становится капитаном и начинает игру заново, рассказывая свою историю.

Особые замечания: строиться за капитаном игроки должны в порядке названных им предметов. Садиться можно не только на свой, но и на любой свободный стул.

Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Цель игры: развитие двигательных способностей, внимания, координации, быстроты реакции.

Атрибуты: шнур или веревка длиной 4-5 м с привязанным на конце мешочком с песком.

Ход игры : все игроки-«рыбки» становятся в круг. Один игрок - «рыбак» - становится в круг и начинает вращать веревку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. «Рыбки», внимательно наблюдая за движением мешочка, следят, чтобы он не задел их, и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или веревку, становится в середину и начинает вращать веревку.

Особые замечания: при вращении веревки «рыбки» не могут отходить от своего места.

Судак и плотва

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : на площадке проводят две линии на расстоянии 15 м друг от друга. Один из игроков - «хищный судак», все остальные - «шустрая плотва», поделенные на 2 команды. «Плотвички» встают лицом друг к другу по противоположным линиям. По команде ведущего они одновременно перебегают к другой линии. «Судак» старается осалить - «поймать» как можно больше «плотвы». Осаленные игроки выходят из игры.

Особые замечания: проигрывает та команда, в которой осалено большее число игроков.

Черепашки-футболисты

Атрибуты: футбольный мяч.

Ход игры: из числа игроков выбирается ведущий - «большая черепаха». Он берет в руки мяч. Остальные игроки-«черепашки» сидят на площадке в разных местах.

По сигналу ведущего «Игра!» - «большая черепаха» бросает мяч, стараясь попасть им в одного из игроков. Попадание засчитывается в том случае, если мяч коснулся любой части тела, кроме ног. Если ведущему это удалось, он меняется местами с «черепахой», в которую попал мячом и которая зарабатывает штрафное очко. Если же «большая черепаха» попала в ноги или промахнулась, то игроки, получив мяч в свое распоряжение, начинают передавать его друг другу ногами, передвигаясь в упоре лежа. «Большая черепаха» старается перехватить мяч и с того места, где ему это удалось, снова попасть в кого-либо из «черепашек». Игру выигрывают те «черепахи», которые за назначенное для игры время не получили ни одного штрафного очка.

Особые замечания: «большая черепаха» может бросать мяч только с того места, где ей удалось его перехватить. Передвижение по площадке с мячом запрещено. Если мяч укатился за пределы игровой площадки, «черепаха» бросает его с края площадки. «Черепашки» могут защищаться от попадания, поворачиваясь и выставляя ноги навстречу мячу или передвигаясь в упоре лежа.

Река впадает в море

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : все игроки - это река. Они встают в несколько колонн с одинаковым количеством человек. По сигналу ведущего «Реки текут!» все бегут друг за другом в разных направлениях, придерживаясь колонн. На сигнал «Море!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги- моря. Выигрывают те игроки, которые быстрее построят круг.

Особые замечания: все действия следует производить по сигналу.

Рыбаки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: шнур длиной 3-5 м.

Ход игры: из шнура выкладывается круг - «сеть» в центре игровой площадки. Все игроки - «рыбки». Трое - «рыбаки». «Рыбаки» встают в центр круга. «Рыбки» бегают по всей площадке, забегая иногда в круг. «Рыбаки» пытаются поймать их.

Особые замечания: ловить «рыбок» можно только в кругу. Пойманные «рыбки» выбывают из игры.

Рыбки и рыбаки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: игроки делятся на 2 группы и становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Одна группа - «рыбаки», другая - «рыбки».

Начинает игра с разговора. «Рыбы» спрашивают:

Что вы делаете?

Невод вяжем.

Что вы будете неводом делать?

Рыбу ловить.

А попробуйте!

«Рыбы» разворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый «рыбак» старается поймать одну из «рыб». Потом игра начинается вновь, но называется уже другая «рыба».

Особые замечания: ловить «рыб» можно только на границах моря. «Рыба» считается пойманной, когда «рыбак» дотрагивается до нее рукой.

Акула

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: веревка длиной 2-3 м, колышек, стул.

Ход игры: все игроки - «рыбки». Один игрок - «акула». На одном конце веревки делают петлю и надевают ее на колышек, закрепленный в земле, в центре площадки.

Можно привязать веревку к стулу, стоящему в центре.

«Акула» берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы она была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-«рыбкам», которые разбрелись по площадке-морю, надо прыгать через нее.

Особые замечания: «рыбки», задетые веревкой, считаются съеденными «акулой».

Прыжок через веревку

Рыбы и крокодилы

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: резиновый мяч среднего размера.

Ход игры: в центре поля очерчивают большой круг диаметром около 4 м. Игроки делятся на 2 команды - «рыб» и «крокодилов». «Рыбы» защищают свой дом, а «крокодилы» на них нападают. Игроки-«рыбы» входят в круг, а игроки-«крокодилы» окружают их за чертой, отойдя друг от друга на приблизительно одинаковое расстояние. Получив мяч от ведущего, нападающие 3 раза подряд перебрасывают мяч над кругом. Это условие для начала игры. В это время «крокодилы» не имеют права ударять находящихся в кругу, а те не могут прыгать и ловить мяч. После 3 перебросов игроки-«крокодилы» стараются уловить момент и ударить по кругу. Кто находится в кругу, стараются избежать ударов - защищаются, т. е. «рыбы» ловят мяч или стремятся удержать его в кругу. В случае удачной защиты игроки меняются ролями.

Особые замечания: если удар «крокодилов» достиг цели и мяч вылетел из круга, то защитник, в которого попал мяч, выбывает из игры. Если мяч не достиг цели, из игры выходит тот игрок- «крокодил», который бросал мяч.

Щука и караси

Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.

Ход игры: на противоположных концах игровой площадки очерчиваются 2 «залива», в которых живут «караси». Расстояние между «заливами» примерно 10-15 м. Все остальное пространство игровой площадки - «река». Из игроков выбирается «щука», все остальные - «караси». «Караси» встают все вместе в одном из «заливов», а «щука» - посередине «реки». «Шука» говорит «Раз, два, три!», и все «караси» начинают переплывать к противоположному заливу. «Щука» ловит «карасей». Пойманный «карась» становится на середину игровой площадки. «Щука» опять считает, «караси» опять переплывают и т. д.

Пойманные «караси» встают посередине «реки», держась за руки, и образуют сеть. «Караси» продолжают переплывать из одного «залива» в другой, но теперь уже проходя через сеть. «Щука» ловит выбегающих из сети «карасей».

Все пойманные «караси» присоединяются к сети, и теперь из нее образуется круг - корзина. Непойманные «караси» пробегают через корзину, а «щука» ловит их. Когда «карасей» остается очень мало, пойманные образуют верши - встают в 2 ряда, лицом друг против друга, образуя коридор. «Шука» становится в 2 м от вершей и ловит «карасей» у выхода из них. Игра заканчивается, когда все «караси» пойманы.

Особые замечания: на счет «Три!» все «караси» должны начать перебегать из одного «залива» в другой. Пойманные «караси», стоящие в сети, корзине или вершах, не препятствуют передвижению остальных «рыб». Все «караси» при перебежке должны забегать в сеть, корзину или верши. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за «щуку» и загнать ее в корзину. Если «щука» попадется в корзину, все пойманные «караси» отпускаются и выбирается новая «щука», а бывшая становится «карасем».

Рыбы в сети

Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.

Ход игры : в центре игровой площадки очерчивается большой круг. Из числа игроков выбираются 3 «рыбы», остальные игроки образуют сеть, встав в круг и взявшись за руки. По сигналу ведущего - «рыбака» - круг начинает двигаться вправо, а «рыбы» бегают в кругу. По сигналу «рыбака» круг останавливается, и «рыбы» стараются выбраться из сети. Они могут пробегать под руками стоящих в круг игроков, перепрыгивать через руки или силой пробиваться между ними. Другие игроки препятствуют им, приближаясь друг к другу, приседая и т. д. «Рыбам» на выход из сети дается 1 минута. После этого игра прекращается, и выбираются новые «рыбы».

Особые замечания: если «рыба» просунула сквозь сеть голову, она считается свободной.

Жмурки «Кот и котята»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : все игроки - «котята», они идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку и ведя игрока-«кота» с завязанными глазами. «Кота» доводят до двери, ставят на порог, просят взяться за ручку и начинают с ним такой разговор:

Кот, кот, на чем стоишь?

На дубу!

За что держишься?

Что на суку?

Что в ульях?

Кому да кому?

Мне да сыну моему!

А нам что?

Песка да глины!

Дети начинают петь песенку:

Кот, кот Опанас,

Ты лови два года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

При последних словах дети-«котята» разбегаются в стороны, а «кот» старается кого-нибудь из них поймать. «Котята» вертятся вокруг «кота», дразнят его, дергают за одежду.

Особые замечания: осаленный «котенок» выходит из игры.

Палочка-выручалочка

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: небольшая палочка.

Ход игры : все игроки - дети. Один игрок, выбранный по считалке, - Колдун. Он отбегает от детей и встает лицом к стене. У стены лежит палочка-выручалочка. Колдун берет в руки палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не найма. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов Колдун ставит палочку у стены и идет искать. Заметив одного из игроков, он громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку в руки, стучит ей о стену и кричит: «Палочка-выручалочка (имя найденного игрока) нашла!» Названный и «застуканный» игрок выходит из игры, а Колдун идет искать следующего. Если игра продолжается после того, как Колдун всех поймал, на его место становится тот, кого поймали первым.

Если какой-нибудь игрок, будучи замеченным Колдуном, добежит до палочки раньше его, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручай!» стучит ею по стене и бросает как можно дальше. Пока Колдун ищет палочку, игрок прячется заново. Колдун находит палочку, кладет ее на прежнее место и снова идет искать.

Особые замечания: пока дети прячутся, Колдун стоит лицом к стене и считает до 20; искать детей он должен по всей площадке, не задерживаясь около палочки.

Колпак

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : из игроков выбирается ведущий. Он говорит:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Игроки встают в круг и сначала, когда ведущий в первый раз произносит слова, они просто слушают. При втором повторе игроки должны слово «треугольный» заменять показом треугольника из пальцев. При третьем повторе игроки должны слово «колпак» заменять показом колпака над головой с помощью рук.

Особые замечания: игроки, которые ошиблись, выходят из игры.

Речка—берег

Ход игры : на игровой площадке проводят 2 параллельные линии. Между ними — «река». Все игроки становятся на берег или на оба берега «реки». Ведущий быстро говорит «В реку!», и игроки прыгают в реку. Ведущий кричит «На берег!», и игроки прыгают на берег. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Выигрывает последний игрок, ни разу не ошибившийся. Он становится новым ведущим.

Особые замечания: ведущий может ускорять темп. Все проигравшие игроки после окончания игры прыгают на одной ножке вдоль «речки».

Царица-рыба

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: красивый платок или венок, 4 шеста с цветными ленточками.

Ход игры : из игроков выбирается «царица- рыба». Ей на голову надевают яркий платок или венок. «Рыба» становится в центр хоровода, который изображает рыбацкую сеть.

Фрагмент игры

Около хоровода ставятся 4 шеста с цветными ленточками. «Рыба», пробравшись между рук игроков, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не поймали, она продолжает играть и возвращается в хоровод. «Рыбак», поймавший «рыбу», становится на ее место.

Особые замечания: «рыба» не может разрывать круг, а только проскальзывать под руками.

Водяной

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: в центре игровой площадки чертят круг — «озеро» или «болото», в котором живет Водяной. Все игроки -— дети, а один -— Водяной. Он говорит: «Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной!» Дети бегают вокруг «озера» и кричат: «Водяной, поиграй со мной!»

Водяной бегает по «озеру» и ловит тех играющих, которые слишком близко подошли к нему. Пойманных детей Водяной забирает к себе в «озеро». Игра продолжается до тех пор, пока Водяной не переловит большинство детей.

Особые замечания: Водяной не может выйти за пределы своего круга-«озера». Те, кого он поймал, тоже могут помогать Водяному.

Морские фигуры

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, расширение эрудиции.

Атрибуты: несколько стульев.

Ход игры : по игровой площадке расставляются стулья. Ведущий — капитан. Он дает каждому игроку название какого-нибудь предмета из корабельной обстановки. Капитан начинает двигаться за спинами сидящих по кругу и рассказывать о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания. Каждый названный капитаном «предмет» встает. Они выстраиваются друг за другом за капитаном. Когда встали все игроки, капитан кричит: «На море шторм!» Дети двигаются, изображая волны. Капитан командует: «На море штиль!» Дети стараются как можно скорее занять свои места на стульях. Оставшийся без стула становится капитаном и начинает игру заново, рассказывая свою историю.

Особые замечания: строиться за капитаном игроки должны в порядке названных им предметов. Садиться можно не только на свой, но и на любой свободный стул.

Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Цель игры: развитие двигательных способностей, внимания, координации, быстроты реакции.

Атрибуты: шнур или веревка длиной 4—5 м с привязанным на конце мешочком с песком.

Ход игры : все игроки-«рыбки» становятся в круг. Один игрок — «рыбак» — становится в круг и начинает вращать веревку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. «Рыбки», внимательно наблюдая за движением мешочка, следят, чтобы он не задел их, и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или веревку, становится в середину и начинает вращать веревку.

Особые замечания: при вращении веревки «рыбки» не могут отходить от своего места.

Судак и плотва

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : на площадке проводят две линии на расстоянии 15 м друг от друга. Один из игроков — «хищный судак», все остальные — «шустрая плотва», поделенные на 2 команды. «Плотвички» встают лицом друг к другу по противоположным линиям. По команде ведущего они одновременно перебегают к другой линии. «Судак» старается осалить — «поймать» как можно больше «плотвы». Осаленные игроки выходят из игры.

Особые замечания: проигрывает та команда, в которой осалено большее число игроков.

Черепашки-футболисты

Атрибуты: футбольный мяч.

Ход игры: из числа игроков выбирается ведущий — «большая черепаха». Он берет в руки мяч. Остальные игроки-«черепашки» сидят на площадке в разных местах.

По сигналу ведущего «Игра!» — «большая черепаха» бросает мяч, стараясь попасть им в одного из игроков. Попадание засчитывается в том случае, если мяч коснулся любой части тела, кроме ног. Если ведущему это удалось, он меняется местами с «черепахой», в которую попал мячом и которая зарабатывает штрафное очко. Если же «большая черепаха» попала в ноги или промахнулась, то игроки, получив мяч в свое распоряжение, начинают передавать его друг другу ногами, передвигаясь в упоре лежа. «Большая черепаха» старается перехватить мяч и с того места, где ему это удалось, снова попасть в кого-либо из «черепашек». Игру выигрывают те «черепахи», которые за назначенное для игры время не получили ни одного штрафного очка.

Особые замечания: «большая черепаха» может бросать мяч только с того места, где ей удалось его перехватить. Передвижение по площадке с мячом запрещено. Если мяч укатился за пределы игровой площадки, «черепаха» бросает его с края площадки. «Черепашки» могут защищаться от попадания, поворачиваясь и выставляя ноги навстречу мячу или передвигаясь в упоре лежа.

Река впадает в море

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : все игроки — это река. Они встают в несколько колонн с одинаковым количеством человек. По сигналу ведущего «Реки текут!» все бегут друг за другом в разных направлениях, придерживаясь колонн. На сигнал «Море!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги- моря. Выигрывают те игроки, которые быстрее построят круг.

Особые замечания: все действия следует производить по сигналу.

Рыбаки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: шнур длиной 3—5 м.

Ход игры: из шнура выкладывается круг — «сеть» в центре игровой площадки. Все игроки — «рыбки». Трое — «рыбаки». «Рыбаки» встают в центр круга. «Рыбки» бегают по всей площадке, забегая иногда в круг. «Рыбаки» пытаются поймать их.

Особые замечания: ловить «рыбок» можно только в кругу. Пойманные «рыбки» выбывают из игры.

Рыбки и рыбаки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: игроки делятся на 2 группы и становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Одна группа — «рыбаки», другая — «рыбки». .

Начинает игра с разговора. «Рыбы» спрашивают:

— Что вы делаете?

— Невод вяжем.

— Что вы будете неводом делать?

— Рыбу ловить.

— Карася!

— А попробуйте!

«Рыбы» разворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый «рыбак» старается поймать одну из «рыб». Потом игра начинается вновь, но называется уже другая «рыба».

Особые замечания: ловить «рыб» можно только на границах моря. «Рыба» считается пойманной, когда «рыбак» дотрагивается до нее рукой.

Акула

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: веревка длиной 2—3 м, колышек, стул.

Ход игры: все игроки — «рыбки». Один игрок — «акула». На одном конце веревки делают петлю и надевают ее на колышек, закрепленный в земле, в центре площадки.

Можно привязать веревку к стулу, стоящему в центре.

«Акула» берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы она была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-«рыбкам», которые разбрелись по площадке-морю, надо прыгать через нее.

Особые замечания: «рыбки», задетые веревкой, считаются съеденными «акулой».

Прыжок через веревку

Рыбы и крокодилы

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: резиновый мяч среднего размера.

Ход игры: в центре поля очерчивают большой круг диаметром около 4 м. Игроки делятся на 2 команды — «рыб» и «крокодилов». «Рыбы» защищают свой дом, а «крокодилы» на них нападают. Игроки-«рыбы» входят в круг, а игроки-«крокодилы» окружают их за чертой, отойдя друг от друга на приблизительно одинаковое расстояние. Получив мяч от ведущего, нападающие 3 раза подряд перебрасывают мяч над кругом. Это условие для начала игры. В это время «крокодилы» не имеют права ударять находящихся в кругу, а те не могут прыгать и ловить мяч. После 3 перебросов игроки-«крокодилы» стараются уловить момент и ударить по кругу. Кто находится в кругу, стараются избежать ударов — защищаются, т. е. «рыбы» ловят мяч или стремятся удержать его в кругу. В случае удачной защиты игроки меняются ролями.

Особые замечания: если удар «крокодилов» достиг цели и мяч вылетел из круга, то защитник, в которого попал мяч, выбывает из игры. Если мяч не достиг цели, из игры выходит тот игрок- «крокодил», который бросал мяч.

Щука и караси

Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.

Ход игры: на противоположных концах игровой площадки очерчиваются 2 «залива», в которых живут «караси». Расстояние между «заливами» примерно 10—15 м. Все остальное пространство игровой площадки — «река». Из игроков выбирается «щука», все остальные — «караси». «Караси» встают все вместе в одном из «заливов», а «щука» — посередине «реки». «Шука» говорит «Раз, два, три!», и все «караси» начинают переплывать к противоположному заливу. «Щука» ловит «карасей». Пойманный «карась» становится на середину игровой площадки. «Щука» опять считает, «караси» опять переплывают и т. д.

Пойманные «караси» встают посередине «реки», держась за руки, и образуют сеть. «Караси» продолжают переплывать из одного «залива» в другой, но теперь уже проходя через сеть. «Щука» ловит выбегающих из сети «карасей».

Все пойманные «караси» присоединяются к сети, и теперь из нее образуется круг — корзина. Непойманные «караси» пробегают через корзину, а «щука» ловит их. Когда «карасей» остается очень мало, пойманные образуют верши — встают в 2 ряда, лицом друг против друга, образуя коридор. «Шука» становится в 2 м от вершей и ловит «карасей» у выхода из них. Игра заканчивается, когда все «караси» пойманы.

Особые замечания: на счет «Три!» все «караси» должны начать перебегать из одного «залива» в другой. Пойманные «караси», стоящие в сети, корзине или вершах, не препятствуют передвижению остальных «рыб». Все «караси» при перебежке должны забегать в сеть, корзину или верши. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за «щуку» и загнать ее в корзину. Если «щука» попадется в корзину, все пойманные «караси» отпускаются и выбирается новая «щука», а бывшая становится «карасем».

Рыбы в сети

Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.

Ход игры : в центре игровой площадки очерчивается большой круг. Из числа игроков выбираются 3 «рыбы», остальные игроки образуют сеть, встав в круг и взявшись за руки. По сигналу ведущего — «рыбака» — круг начинает двигаться вправо, а «рыбы» бегают в кругу. По сигналу «рыбака» круг останавливается, и «рыбы» стараются выбраться из сети. Они могут пробегать под руками стоящих в круг игроков, перепрыгивать через руки или силой пробиваться между ними. Другие игроки препятствуют им, приближаясь друг к другу, приседая и т. д. «Рыбам» на выход из сети дается 1 минута. После этого игра прекращается, и выбираются новые «рыбы».

Особые замечания: если «рыба» просунула сквозь сеть голову, она считается свободной.

Жмурки «Кот и котята»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : все игроки — «котята», они идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку и ведя игрока-«кота» с завязанными глазами. «Кота» доводят до двери, ставят на порог, просят взяться за ручку и начинают с ним такой разговор:

—- Кот, кот, на чем стоишь?

— На дубу!

— За что держишься?

— За сук!

— Что на суку?

— Что в ульях?

— Кому да кому?

— Мне да сыну моему!

— А нам что?

— Песка да глины!

Дети начинают петь песенку:

Кот, кот Опанас,

Ты лови два года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

При последних словах дети-«котята» разбегаются в стороны, а «кот» старается кого-нибудь из них поймать. «Котята» вертятся вокруг «кота», дразнят его, дергают за одежду.

Особые замечания: осаленный «котенок» выходит из игры.

Палочка-выручалочка

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: небольшая палочка.

Ход игры : все игроки — дети. Один игрок, выбранный по считалке, — Колдун. Он отбегает от детей и встает лицом к стене. У стены лежит палочка-выручалочка. Колдун берет в руки палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не найма. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов Колдун ставит палочку у стены и идет искать. Заметив одного из игроков, он громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку в руки, стучит ей о стену и кричит: «Палочка-выручалочка (имя найденного игрока) нашла!» Названный и «застуканный» игрок выходит из игры, а Колдун идет искать следующего. Если игра продолжается после того, как Колдун всех поймал, на его место становится тот, кого поймали первым.

Если какой-нибудь игрок, будучи замеченным Колдуном, добежит до палочки раньше его, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручай!» стучит ею по стене и бросает как можно дальше. Пока Колдун ищет палочку, игрок прячется заново. Колдун находит палочку, кладет ее на прежнее место и снова идет искать.

Особые замечания: пока дети прячутся, Колдун стоит лицом к стене и считает до 20; искать детей он должен по всей площадке, не задерживаясь около палочки.

Колпак

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : из игроков выбирается ведущий. Он говорит:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Игроки встают в круг и сначала, когда ведущий в первый раз произносит слова, они просто слушают. При втором повторе игроки должны слово «треугольный» заменять показом треугольника из пальцев. При третьем повторе игроки должны слово «колпак» заменять показом колпака над головой с помощью рук.

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цели: формирование умения работать в микрогруппах и находить решения на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать образную речь.
  • умения подбирать образные выражения.
  • учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • актуализация словаря по теме;
  • совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);

Развивающие задачи:

  • развивать речь, память.
  • образное мышление, фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать эстетические качества.
  • учить выслушивать высказывания товарищей .
  • Формировать умение работать в команде.

Ход НОД

Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?

Дети. Пасмурная.

Воспитатель. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода?

Дети. Грустное, печальное, тоскливое…

Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?

Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет…

Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.

Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?

Дети. Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Посмотрите, вот что сейчас я нашла на пороге нашей группы. Это сундук. Посмотрим, что в нем лежит? Записка и карта. Садитесь поудобнее и прочитаем записку.

Все садятся в круг, читают.

Воспитатель читает записку: «Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Я принес сундук, но не знаю: туда я попал или нет? Нес я его в подготовительную к школе группу. Если вы веселые, умные, находчивые, тогда прочитайте письмо».

Воспитатель. Смотрите, здесь еще что – то написано (читает.) «Разложите буквы в соответствии с числами, от 1 до 10, и у вас получится слово».

Дети по карточкам составляют слово «Кузя»

Воспитатель. От кого же записка? Как вы думаете, кто этот Кузя?

Дети. От домовенка Кузи. Это домовенок Кузя.

Воспитатель. А теперь давайте прочитаем письмо, что же в нем написано.

«Ребята, сорока, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Бабе Яге или вредной и хитрой вороне, я спрятал его у вас в группе. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, которые я спрятал в группе, то найдете сокровище. Желаю удачи ».

Воспитатель. Ребята, что вы решили, будем искать?

Дети. Да!

Воспитатель. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание. Там должна находиться цифра 1 и записка.

Дети идут на поиски задания. Находят записку и мяч.

Воспитатель. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?»

Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.

  • У медведя чей дом? – Медвежий.
  • У зайца чей дом? – Заячий.
  • У волка чей дом? – Волчий.
  • У белки чей дом? – Беличий.
  • У барсука чей дом? – Барсучий.
  • У черепахи чей дом? – Черепаший.
  • У лягушки чей дом? – Лягушачий .

Воспитатель. Молодцы! Ой, смотрите, здесь еще есть буква «К» с № 1. Чтобы это значило? Идем дальше, узнаем. Второе задание, где у нас находится? Давайте смотреть по карте. Вот, нашли. Слушайте следующее задания – вопросы:

  1. Сколько рогов у 2-х коров? (4)
  2. Сколько ушей у 3-х мышей?(6)
  3. Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
  4. У 3-х братьев по 1- ой сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

Воспитатель. Задачки решили. Можно идти дальше, но и здесь есть буква -это «Н», с № 2, берем ее с собой. Смотрим карту дальше. Нашли место с третьим заданием? Нашли.

Ребята, я думаю, что нам нужно немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо стать.

Воспитатель. Смотрим что в нашем задании. «Жили – были, а кто отгадайте:

У меня одна привычка –

Я с утра несу яичко.

Это, думаешь легко?

Ко –ко- ко. (Курица)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухой выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Воспитатель. Это, какие птицы?

Дети. Домашние.

Воспитатель. Еще загадки послушайте:

Она маленькая птичка,

А зовут ее…..(синичка)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Воспитатель. А, это какие птицы? Вот вы выполнили третье задание. И нашли букву «И» под № 3. Не забудьте ее.

Воспитатель. Ищем четвертое задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. В этой записке написаны вопросы, нужно на них ответить.

Кто знает, где живет белка? (в дупле.) А дупло где находится? (на дереве.) А орешки где белка собирает? (под деревом.) Прячется она где? (за деревом.) Прыгает белка как? (с ветки, на ветку.)

Воспитатель. Молодцы, ответили на все вопросы. И получаем карточку с буквой «Г» под № 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Пойдемте, проверим. Вот, записка, а в ней игра «Наоборот». Мы же знаем эту игру?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте играть, встаем в круг.

Воспитатель кидает мяч детям и говорит слова: высокий – низкий, широкий – узкий, влево – вправо, впереди – сзади, большой – маленький, внизу – вверх и т.д.

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания домовенка. И получили с последним заданием букву «А» с № 5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Ребята, посмотрите, в сундуке есть еще одно письмо. Давайте его почитаем.

«Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. Это и будет ответ. А ответ этот… «книга». В ней можно найти ответы на многие вопросы. Это не простая книга, а «умная книга» или «Энциклопедия». А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания». До встречи. Ваш домовёнок Кузя».

Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?


Программное содержание :

  • Обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через игры и игровые упражнения.
  • Учить составлять небольшой рассказ, используя ранее полученные знания и представления.
  • Учить образовывать наречия (весна теплая, а лето…теплее и т. д.)
  • Учить решать противоречия.
  • Учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень.
  • Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки.
  • Учить называть слова с заданным звуком.
  • Учить делить слова на слоги.
  • Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.

Ход занятия

Один мой знакомый художник подарил мне картину. Вот она. Но вот я, чем больше на нее смотрю, никак не могу понять. Как же эту картину можно назвать? Может, вы мне поможете?

(Эту картину можно назвать «Зима»…)

Вы все правы. Здесь нарисована и весна, и лето, и осень, и зима. Если здесь нарисованы все времена года, значит, как можно назвать эту картину? (Времена года.)

А можно назвать ее «Круглый год»?

Сколько всего времен года?

Назовите времена года по порядку.

Игра «Кто больше?»

Какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая? (Морозная, снежная, холодная, вьюжная, волшебная, сказочная, белая…).

Какими словами можно сказать о весне? Весна, какая? (Теплая, радостная, долгожданная, веселая, звонкая, цветущая, несмелая, затяжная, буйная, ранняя, поздняя, красивая …).

Какими словами можно сказать о лете? Лето, какое? (Знойное, теплое, жаркое, горячее, душное, щедрое, урожайное, засушливое, дождливое, солнечное…).

Какими словами можно сказать об осени? Осень, какая? (Золотая, дождливая, сырая, поздняя, долгая, нарядная, ненастная, ранняя, унылая, хмурая…)

Скажите, а какое время года вам нравится больше всего?

И это не удивительно, что вам всем нравятся разные времена года.

Вспомните рассказ К. Ушинского «Четыре желания». Мы с вами уже читали его на занятиии.

Что понравилось Мите осенью? (Осенью Мите понравилось собирать в саду плоды – румяные яблоки и желтые груши).

Что понравилось Мите зимой? (Мите зимой понравилось кататься на санках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке.)

Что понравилось Мите летом? (Мите летом понравилось ходить с отцом на сенокос, ловить рыбу, собирать ягоды, кувыркаться в душистом сене).

Каждое время года Мите казалось лучше, чем предыдущее. Лето было хорошее, а осень лучше.

Игра «Сравни»

Весна теплая, а лето… (теплее).
Осень холодная, а зима… (холоднее).
Июнь жаркий, а июль… (жарче)
Лето дождливое, а осень… (дождливее).
Вечером темно, а ночью… (темнее).

Игра «Узнай время года?»

Один ребенок будет рассказывать, а остальные должны будут угадать, какое это время года.

Это самое холодное время года. Дни короткие, ночи длинные. Выпадает снег, стоят морозы. Растения не растут. Деревья стоят голые, без листьев. У животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Некоторые животные все это время года спят. Люди носят теплую одежду. Дети любят в это время года играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, на ледянках со снежной горы, на коньках по замерзшей реке. Какое это время года?

В это время года дни становятся длиннее и теплее. Природа оживает. На деревьях появляются почки, зеленеет травка, растения начинают расти. Птицы возвращаются из теплых стран. Они начинают ремонтировать свои гнезда. Медведица выходит из берлоги со своими медвежатами. Дети любят в это время года пускать кораблики в ручейки. Какое это время года?

Это самое теплое время года. Дни длинные, а ночи короткие. Все растет. Распускаются цветы, зреют фрукты, ягоды. У птиц и животных появляется много пищи. Люди проводят много времени на улице, купаются, загорают. Многие едут отдыхать на море. Какое это время года?

В это время года дни становятся короче и холоднее. Растения больше не цветут. С деревьев опадают листья. На деревьях и кустарниках много плодов и ягод. Не только люди, но и животные готовят запасы на зиму. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные, моросящие дожди. Какое это время года.

О каком времени года я вам сейчас прочитаю стихотворение?

Если в поле ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже … (лето),
Значит, кончилась… (весна).

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес:
Ни звука, -
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
(Летом)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Завалился медведь спать.
Что за время года к нам пришло опять?
(Осень)

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля она,
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело!
(Зимой)

Игра «Что будет, если…»

Что будет, если после осени сразу наступит весна?

Зимой природа отдыхает. Если не будет зимы, то у деревьев не будет силы для новых листьев. Птицы только прилетят в теплые края, а им уже надо возвращаться назад, они устали и могут не долететь. Медведь только заснул, а ему надо вставать, он не успеет выспаться.

Что будет, если после лета сразу наступит зима?

Если не будет осени, то с деревьев не успеют опасть листья и зимой под тяжестью снега, ветки поломаются. Перелетные птицы не успеют улететь в теплые края, и зимой им нечем будет питаться, они погибнут. Люди и животные не приготовят запасы на зиму.

Все времена года должны приходить каждое в свое время. Все времена года хороши по-своему.

Игра «Не ошибись»

Воспитатель бросает мяч и называет слово, а дети первый звук этого слова. (Зима, весна, лето, осень, дождь, снег, радуга, ветер и другие)

Физкультминутка «Прогулка под дождем»

Мы по улице гуляли
(Ходьба на месте.)
И под тучку забежали.
(Бег на месте.)
Кап-кап-кап-кап-капли,
(Руки в стороны, поочередное зажимание пальцев в кулачок.)
Мы промокли и озябли.
(Похлопывание себя по бокам, руки скрестно.)
Кап-кап-кап-кап-капельки,
(Поочередное разжимание пальцев.)
Не расстроились ни капельки.
(Махи руками над головой.)

Прошу отгадать загадку :

«В дверь, в окно стучать не будет,
А войдет и всех разбудит. Что это?»
(Солнце)

Штриховка «Солнце »

Прошу заштриховать солнце и нарисовать лучи.

Штриховать слева-направо, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами).

Упражнение «Разбери слово зима »

Какое время года нарисовано на картине?? Сколько нарисовано клеточек? Почему?

Какой первый звук? Каким кружком обозначим? Почему?

Какой второй звук? и т.д.

Назови согласные в этом слове? Назови гласные? Что можно рассказать об этом слове? (В этом слове два гласных звука и два согласных.).

Игра «Угадай-ка»

На мольберте прикреплены картинки и модели звукового состава. Прошу детей провести линии от выбранной картинки к соответствующей модели и объяснить выбор.

Игра «Волшебная поляна»

У меня на поляне живут разные предметы. Их названия начинаются с разных звуков.

Найдите те предметы, названия которых делятся на два слога.

Найдите те предметы, названия которых делятся на три слога.

Найдите те предметы, в названии которых один слог.

Анализ занятия.

Сегодня мы с вами поговорили о временах года. Теперь вы знаете, что все времена года приходят каждое в свое время. Все они хороши по-своему.

Много придумали определений к словам «лето», «осень», «зима», «весна».

Правильно определяли количество звуков в словах, делили слова на слоги.

Аккуратно заштриховывали, соблюдали расстояния между линиями, старались не выходить за контур.

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.
Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).
Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи старших дошкольников

На занятиях по развитию речи детей седьмого года жизни учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки.
Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь.

Словарная работа

В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей. Решение этих задач в старшем дошкольном возрасте по сравнению с предшествующими возрастными группами имеет ряд особенностей.
Обогащение и уточнение словаря осуществляется не только за счет слов, понимание которых формируется в процессе продуктивной деятельности детей, но и с опорой на имеющиеся у ребенка представления об окружающем.
Хотя в старшем дошкольном возрасте словарь детей достаточно богат и разнообразен, существует значительная разница между общепринятым значением слов и сложившимися у ребенка представлениями. Эта «семантическая микросистема» (определение А. Леонтьева) имеет тенденцию к постоянному расширению и уточнению. Но это возможно лишь при условии систематической помощи детям со стороны взрослых.
В этом возрасте детей знакомят с многозначностью слов. Без помощи взрослого они не могут понять это явление. Очень своеобразно, например, дети понимают слово грамота : «Грамота есть книга, а в ней всякая разная азбука».
В работах К. Чуковского, Л. Пантелеева, В.Филатова описаны примеры того, как дети самостоятельно образуют производные слова, например: показательный палец , ныряльная шапка (резиновая шапка для купания), дождь рассилился (идет сильнее). Вместе с тем образование и понимание родственных слов в старшем дошкольном возрасте осуществляются с трудом.
Иногда дошкольники заменяют прилагательные другими частями речи. Умение детей употреблять прилагательные во многом зависит от того, насколько часто эта работа проводится на занятиях.
В ходе словарной работы на занятиях и в процессе общения в быту дети встречаются с явлением синонимии, когда слова, разные по звучанию, имеют одинаковое или близкое значение. Поскольку синонимы позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, важно приучать детей замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие в каждом конкретном случае.
Средством выразительности речи являются также антонимы – слова, имеющие противоположное значение. Антонимы привлекают старших дошкольников, и они часто неосознанно используют их. Работа с антонимами способствует развитию мышления, пространственных, временных представлений, умению сравнивать. При этом следует помнить, что пары контрастных слов должны быть соотносимы (то есть обозначать какой-либо один признак, например, размер или пространственные отношения и т. п.). Развитию умения дошкольников подбирать антонимы способствуют упражнения, в которых нужно закончить фразу, сравнив два признака: «Этот карандаш длинный, а этот…, Эта лента широкая, а эта…, Эта полка висит на стене высоко, а эта…» С этой целью используются и игры-упражнения, в которых воспитатель или ребенок называет слово, а партнер произносит слово с противоположным значением: зима – лето, справа – слева, ближе – дальше, мягкий – твердый, широкий – узкий и т. п.
Овладение словарем – это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его активное употребление. Только в этом случае можно говорить о богатстве словаря ребенка. Поэтому активизация словаря является особой задачей педагогической работы с детьми.
В активный словарь входит прежде всего общеупотребительная лексика. Но он должен обогащаться и образными выражениями, которые дети используют при пересказе, в играх-драматизациях и т. д.
Одним из основных путей обогащения и активизации словаря прилагательными и наречиями, которых мало в речи дошкольников, должно стать знакомство с произведениями художественной литературы. Детям старшего дошкольного возраста понятны в основном те из них, для которых характерны динамичность развертывания сюжета, завершенность действий и поступков героев.
Без использования приемов, связанных с разбором художественных деталей произведения, уточняющих и закрепляющих те или иные слова, многие определения могут и не стать достоянием активного словаря ребенка. При этом, естественно, не следует забывать о том, что, в отличие от объяснительного чтения в школе, основная задача чтения художественных произведений в детском саду – понимание детьми текста в целом.

Грамматический строй речи

С целью уточнения и активизации речи детей в старшем дошкольном возрасте используются специальные лексико-грамматические игры и упражнения, которые направлены на формирование следующих умений:
правильно употреблять несклоняемые существительные;
правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
согласовывать слова в предложении в роде и числе;
образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.
В ходе бытовой и игровой деятельности у детей не возникает необходимость использовать сложные формы предложений. Дошкольникам трудно заимствовать их и из художественных произведений. Поэтому воспитатель должен проводить соответствующую работу, направленную на формирование у детей умения строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения. Своими вопросами (почему? когда?), предположениями (что сделать, чтобы… если…) педагог побуждает детей давать развернутые ответы, употреблять сложноподчиненные предложения.

Звуковая культура речи

В старшей группе у детей было сформировано умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове. У детей седьмого года жизни совершенствуется слуховое внимание и фонематическое восприятие. В этом возрасте они уже должны четко произносить все звуки родного языка. В подготовительной к школе группе у детей формируют новое и достаточно сложное умение – определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот) .
С целью развития слухового внимания детям предлагают упражнения, в которых они должны вспомнить слова, начинающиеся на определенный слог, а затем вслед за педагогом проговорить еще 10-12 слов, которые воспитатель зачитывает из словаря. Потом дошкольники пытаются объяснить, что обозначают эти слова.
Слух дошкольников совершенствуется и в ходе выполнения упражнений на подбор рифмы к стихотворным строчкам.
В подготовительной группе с целью развития у детей звукопроизношения широко используются скороговорки. Как справедливо отмечает З. Савкова: «Скороговорки – этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».
Однако, как правило, этим роль скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи (дикции).

Связная речь

В ходе работы с детьми седьмого года жизни решаются следующие задачи по развитию связной речи:
развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;
учить соблюдать логику развития сюжета;
совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;
учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;
учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную выразительность речи.
Развивать связную речь – логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание, – задача не из легких.
Дети подготовительной к школе группы должны самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.
Рассказы детей не всегда интересны по содержанию, логичны, образны. Часто они состоят из нераспространенных назывных предложений. В рассказах детей встречается много повторов, личных местоимений («он сказал», «они пошли»). Нередко дети неправильно пользуются прямой речью, употребляют союзы и предлоги, неточно используют глаголы в косвенной речи.

Подготовка детей к обучению грамоте

Программа подготовки к обучению грамоте предполагает формирование у детей представлений о слове и предложении.
Обучая дошкольников делить предложения на слова, воспитатель предлагает им сосчитать слова в предложении (без союзов и предлогов) и любым способом сообщить результат (хлопки в ладоши, отсчет фишек, показ карточек из математического набора с нужным числом геометрических фигур и т. д.). Далее педагог просит детей назвать слова в порядке их расположения в предложении. Для того чтобы дети выполняли это задание с удовольствием и в достаточно быстром темпе, воспитатель «раздает» им слова, например: «Весна – Оле, пришла – Диме» и т. д. Если дошкольники назвали слова не в том порядке, педагог «раздает» слова другим детям.
В подготовительной к школе группе детей учат слоговому и звуковому анализу слов. (Многие дети путают звуки и слоги.) В этом отношении неоценимую помощь оказывает упражнение «Я – вам, вы – мне», в котором сначала педагог просит детей сосчитать и назвать части того или иного слова, а затем выполняет задание, сформулированное ребенком. («Валентина Викторовна, сосчитайте и назовите части в моем слове».) То, что ребенок в своем обращении к воспитателю вынужден оперировать терминами часть слова, звук , способствует усвоению этих понятий.
Для анализа воспитатель предлагает детям двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами; просит назвать звуки в словах, состоящих из трех-четырех звуков.

Приобщение детей к художественной литературе

Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.
В перечень произведений для чтения в подготовительной к школе группе входят (как и во всех предыдущих группах) фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, зарубежная проза и поэзия.
Русская народная поэзия представлена более сложными песенками, в том числе календарными обрядами (коляда, Масленица), прибаутками, небылицами, пословицами, скороговорками, считалками, загадками.
Среди русских народных сказок есть малоизвестные педагогам произведения («Белая уточка», из сбор. А. Афанасьева; «Сынко-Филип-ко», пересказ Е. Поленовой; «Чудесное яблочко», обраб. Л. Елисеевой и др.). Рекомендуется знакомить детей с былинами: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», запись А. Гильфердинга (отрывок); «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой; «Садко», запись П. Рыбникова (отрывок).
В программный список поэтических произведений вошли стихотворения А. Пушкина, А. Блока, М. Волошина, А. Ремизова, П. Соловьевой и других поэтов.
Рекомендованы литературные сказки отечественных (П. Ершов, А. Ремизов, К. Ушинский, К. Паустовский и др.) и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов. В список включены повести и рассказы, которые, как свидетельствуют наши наблюдения, пришлись по душе именно детям 6–7 лет (А. Куприн, «Слон»; Н. Телешов, «Уха» (в сокращении); К. Коровин, «Белка»; рассказы Ю. Коваля и т. д.).
Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста:
устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;
наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;
заметное возрастание интереса к поэтическому слову;
умение некоторых детей читать самостоятельно.
Методика работы с этой возрастной группой мало отличается от методики работы с детьми 5–6 лет. Правда, педагоги, беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений, предусматривают более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные, аргументированные ответы.
Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей; вместе с ними нужно решить, какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. Процедура передачи книг доставляет много радости и той и другой стороне.
В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А. Пушкина, Г.Х. Андерсена, Д. Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент.
В подготовительной к школе группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая разнообразная: авторская книга, например сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например В. Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с веселыми историями и др. Тематика выставок определяется наличием книг в дошкольном учреждении. Кроме того, интересующую детей книгу можно взять (заказать) в библиотеке (при этом дошкольников знакомят с работой библиотеки и библиотекарем).
Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице его можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя – своевременной помощи. С помощью педагога дошкольники продолжают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги (единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).
Литературный багаж у детей различен. Дошкольники шестого года жизни могут назвать от двух до одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду с А. Пушкиным, К. Чуковским, С. Маршаком дети называют М. Зощенко, Н. Носова, Д. Хармса, А. Милна, Г. Снегирева. У многих ребят есть любимые книги.
Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно прочитать заранее и желательно вслух, что педагоги, к сожалению, делают крайне редко. Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать. Если по какой-либо причине произведение не полюбилось воспитателю, его лучше не читать детям (выбор программных произведений достаточно велик).
Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора уже знакомы детям, следует непременно напомнить им об этом. Прежде чем предложить детям книгу для самостоятельного рассматривания, педагог должен сам внимательно рассмотреть ее: определить, на что дошкольники сами не обратят внимание (например, на то, как художник с помощью цвета передает радость или отчаяние героев).
Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:
ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;
специальные занятия;
свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы.
Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен. Предполагается также повторение уже знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.
Многие произведения художественной литературы, в частности стихотворения, связаны с тем или иным временем года, а иногда и с месяцем. Поскольку климатические условия в разных регионах нашей страны отличаются, воспитателям необходимо заранее ознакомиться с нашими рекомендациями, чтобы своевременно поменять местами некоторые занятия.
В ходе свободного общения с детьми воспитатель может предложить им тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого, договаривают слова и отдельные фразы), иллюстрирование любимой книжки, рассказывание стихов жестами (воспитатель очень медленно читает знакомое детям стихотворение, а они практически на каждое слово реагируют жестом: «Пять… веселых… домовых… расшалились… очень…») и т. д.
Упражнения из книги «Расскажи стихи руками» очень популярны за рубежом. Подобная книга вышла и на русском языке: «Расскажи стихи руками. По мотивам английского фольклора» (вольный пересказ В. Егорова. – М., 1992). Такие упражнения способствуют развитию образного мышления, свободы движений. Старшие дошкольники находят очень точные и выразительные жесты при чтении русских народных песенок, стихотворений Д. Хармса, С. Черного, отрывков из сказок К. Чуковского.
Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.
Во всех возрастных группах педагог периодически проверяет, знают ли дети программные сказки, рассказы, стихотворения. При проведении срезовой работы следует избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?» Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для данной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.
Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.

Планы занятий

Август – сентябрь

В эти месяцы перед выходом на прогулку, а также на прогулке (южные районы страны) детям читают стихотворения о наступившей осени, программные сказки А. Пушкина («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») . После прочтения сказок желательно прослушать эти произведения в аудиозаписи в благоприятствующее этому процессу время.
Также следует прочитать детям сказку Дж. Родари «Волшебный барабан» (из серии сказок, у которых три конца). Затем можно предложить дошкольникам сочинить свою концовку к сказке.
Если в детском саду существует традиция читать детям перед сном, лучше выбирать небольшие спокойные произведения, которые чаще всего читаются в одной тональности. Это могут быть и книги, которые читаются по главам: А. Гайдар, «Чук и Гек», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (пер. с швед. Л. Лунгиной), Т. Энгер, «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (пер. с норвеж. Л. Брауде) и т. д.
Следует познакомить детей с новыми играми

На пол ставят неглубокую миску. Каждый игрок должен забросить в нее три теннисных шарика с расстояния пяти шагов. Забрасывают по очереди, друг за другом. Побеждает тот, кто забросит больше всего шариков.

Сентябрь

Занятие 1. Подготовишки

Цель. Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

Ход занятия

«Вы теперь самые старшие в детском саду, – начинает беседу педагог. – А как называется наша группа? Подготовительная к школе.
Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? Не забывайте, отвечая на вопросы, контролировать свою речь. Теперь вам это уже по силам. Итак, что, на ваш взгляд, необходимо уметь будущему школьнику?»
Воспитатель заслушивает ответы детей, привлекает их к обсуждению высказываний сверстников. Педагог напоминает, что желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что…», «Мне кажется, что…».
«Это позволит не обидеть товарища, высказывая сомнение в правильности его суждений», – объясняет воспитатель.
«Читать и писать вас обязательно научат в школе, – продолжает разговор педагог. – А сейчас нам надо научиться слушать и слышать педагогов; работать не отвлекаясь; толково, понятно рассказывать о чем-либо, пересказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках. Справимся? Давайте проверим, умеете ли вы слушать и слышать».
Воспитатель читает первые две строки из четверостишия М. Лапыгина: