О том, знает каждый школьник. Однако далеко не всем известны правила правописания данной части речи, а также на какие группы она делится и пр.
Общая информация
Представляет собой часть речи, которая называет свойства и качества предметов (например, старое кресло ), событий (невероятное происшествие ), состояний (сильное чувство ) и иных явлений окружающего мира (тяжелое детство ). Помимо этого, прилагательное указывает на принадлежность объекта кому-либо (мамина сумка, лисья нора ).
Основные виды
В зависимости от того, как обозначается и какой признак имеет прилагательное, а также какими грамматическими свойствами оно обладает, данная часть речи подразделяется на следующие группы:
- относительные;
- качественные;
- притяжательные.
Относительные прилагательные
Такая группа описывает свойства какого-либо признака, действия или предмета через его отношение к другому признаку, действию или предмету.
Приведем примеры: книжный шкаф, детские забавы, разрушительная сила, бразильский орех, двойной удар, религиозные воззрения и пр.
Качественные прилагательные
Такая группа имеет свои особенности, а именно:
- Обозначает признаки предметов: возраст (старый), размер (больной), скорость (быстрый), цвет (синий), человеческие свойства (злой), оценку (нормальный), физические свойства (крепкий, плотный, толстый и пр.) .
- Образует такие как превосходная (сильнейший, самый тонкий, важнейший, самый важный ) и сравнительная (сильнее, тоньше, важнее и пр. ).
- Имеют краткие формы (например, быстр, толст, могуч и т. д.). Следует особо отметить, что краткие прилагательные могут образовываться не от всех качественных.
Притяжательные прилагательные
Прилагательные такой группы отвечают на вопрос «чей?», а также обозначают принадлежность чего-либо животному (заячья нора, коровье молоко) или человеку (папин кошелек, Петина машина ). Следует также отметить, что все притяжательные прилагательные образуются от одушевленных имен существительных при помощи таких суффиксов, как -нин, -ин, -ий, -ев, -ов.
Приведем примеры: дедушка - дедушкин; отец - отцов и пр.
Краткое имя прилагательное
Помимо разделения на относительные, качественные и притяжательные группы, данная часть речи различается и по особым формам. Так, в русском языке имеются:
- краткие;
- полные прилагательные.
Причем первые образуются путем своеобразного сокращения вторых. Чтобы понять, какие особенности имеют краткие прилагательные, следует рассмотреть все правила, касающиеся их образования и правописания. Ведь только эта информация позволит вам правильно использовать данную часть речи в написании текста или в устном разговоре.
Окончания
Прилагательные в краткой форме в единственном числе имеют следующие родовые окончания:
- Женский род - окончание -а . Приведем примеры: нова, худа, крепка, тоща и пр.
- Мужской род - нулевое окончание. Приведем примеры: силен, крепок, тощ, нов, красив и пр.
- Средний род - окончание -о или -е (красиво, крепко, сильно, ново, худо, тоще и пр. ).
Во множественном числе какие-либо родовые различия у данной части речи именно в этой форме отсутствуют. Таким образом, все краткие прилагательные имеют окончания -и или -ы (сильны, крепки, красивы, новы, грациозны, тощи и пр. ).
Особенности краткой формы
Как видите, данная часть речи может склоняться по родам и числу. Однако следует запомнить, что краткие прилагательные никогда не изменяются по падежам. В предложении такие члены обычно выступают в роли сказуемого.
Приведем пеример: Она очень умна. В данном случае слово «умна» представляет собой краткое прилагательное, которое выступает в роли сказуемого.
Следует также отметить, что некоторые виды данной части речи с несколькими лексическими значениями могут образовывать краткую форму лишь в некоторых из них. Например, слово «бедный» не имеет краткого прилагательного, если оно означает «жалкий, несчастный». Помимо этого, некоторые прилагательные также не могут иметь полную форму. К таким словам можно отнести должен, рад, люб и горазд.
В чем отличие от полных?
Краткую форму имеют только Их отличие от полных заключается в определении морфологических признаков. То есть, как было сказано выше, такая форма представленной части речи не изменяется по падежам, а склоняется лишь по числу и роду. Кроме того, краткие имена прилагательные отличаются от полных синтаксической ролью. Так, в предложении они выступают не в качестве определения, а в или его составной части. Хотя в некоторых случаях их все же обозначают как определение. Чаще всего данное явление наблюдается во фразеологических оборотах или же в произведениях народного творчества (например, на босу ногу, средь бела дня, красну девицу, добра молодца и пр .).
Правописание кратких прилагательных
Чтобы правильно использовать краткие формы имен прилагательных, следует обязательно изучить правила их правописания.
![](https://i1.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/11333/453926.jpg)
Образование кратких прилагательных
Краткие формы от полных форм. Это происходит путем прибавления к ним родовых окончаний:
- нулевого или мужского;
- среднего (-е или -о);
- женского (-я или -а).
Помимо этого, краткие прилагательные могут быть множественного (окончание -ы или -и) или единственного числа. Так как образуются такие формы? Данные правила весьма просты:
![](https://i1.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/11333/453928.jpg)
Соотношение полной и краткой форм прилагательных
С точки зрения лексических значений выделяются 3 типа соотношений краткой и полной форм прилагательных:
1. Совпадающие по лексическому значению (например, хороший день и день хорош, красивый малыш и малыш красив ).
2. Совпадают только в отдельных значениях:
- «Фальшивый» в значении «поддельный». В этом случае краткой формы не существует.
- «Фальшивый» в значении «неискренний». В этом случае краткая форма будет "фальшив".
- «Бедный» в значении «несчастный». В этом случае краткой формы не существует.
- «Бедный» в значении «неимущий». В этом случае краткая форма будет "беден".
3. Краткая форма рассматривается в качестве семантического синонима и отличается от полной своим значением:
- краткая форма обозначает временной признак, а полная - постоянный (например, малыш болен и малыш больной );
- краткая форма указывает на избыточное проявление признака (например, бабушка старая или бабушка стара) ;
- полная форма указывает на безотносительный признак, а краткая - на отношению к чему-либо (например, платье узкое и платье узко ).
- в некоторых случаях значения обеих форм прилагательных настолько расходятся, что они используются и воспринимаются как совершенно разные слова (например, цель путешествия была вполне ясна и погода была ясная ).
ЛЕКЦИЯ № 5
СТИЛИСТИКА
Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуется функционирование языковых единиц в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях языкового общения.
Выделяются 5 стилей литературного языка: научный, публицистический, официально-деловой (это книжные стили), разговорный и художественный.
Прежде всего функциональные стили различаются лексикой. Лексика современного русского литературного языка с точки зрения стилистической делится на нейтральную и эмоционально окрашенную.
Все слова языка что-либо обозначают. Если слово не имеет значения, то оно не является словом, а лишь ничего не значащим комплексом звуков. В детском стихотворении Ирины Токмаковой говорится о слове «плим», которое ничего не значит: «А я придумал слово, простое слово «плим». Не прыгает, не скачет и ничего не значит «плим, плим, плим». «Слово» «плим» не является словом, потому что оно не имеет значения. Итак, все слова языка имеют значение, т.е. что-либо называют: предмет, его признак, признак признака, действие и т.д., т.е. слова обладают номинативной (назывной) функцией. (Термин образован от латинского слова «номинатив», что значит «называние», номинативом в лингвистике также называют форму именительного падежа имён). Например: книга, большой, играть, всегда . Но есть такие слова, которые могут не только называть предмет, явление, действие, но и давать им оценку. Например: зануда, сморозить, сесть в калошу и т.п. Такие слова, кроме номинативной функции, обладают ещё и экспрессивно-оценочной или коннотативной функцией.
Слова, обладающие лишь номинативной функцией, называются стилистически нейтральными. Слова, обладающие номинативной и коннотативной функциями, называются эмоционально окрашенными.
Определите, какие слова являются стилистически нейтральными, а какие – эмоционально окрашенными: дождь, молодец, мы, десять, берёза, берёзонька, дом, домище, ворота, врата, люди, людишки, спать, говорить, поболтать.
Но есть слова, имеющие несколько значений (многозначные), которые в одном значении могут быть стилистически нейтральными, а в других - эмоционально окрашенными. Например, «медведь» в значении «животное» нейтральное слово, а в значении «неповоротливый, неуклюжий человек» - эмоционально окрашенное. Слово «вода» нейтрально, но в предложении «не кофе, а вода» (значение «жидкий безвкусный напиток») уже имеет явно негативную окраску, так же, как и в значении «многословие при бедности мысли» в предложении «в докладе много воды».
Основой литературного языка является стилистически нейтральная лексика. 3/4 слов русского языка стилистически нейтральны.
Эмоционально окрашенная лексика делится на две большие группы: книжную и разговорную. В конце 10 века (988 г.) на Руси появляется книжная письменная речь. Её существование протекает наряду с существованием устной разговорной речи. Проблема заключается в том, что на Руси письменная речь - это не запись устной. В 10 веке говорят на древнерусском языке, а пишут, пользуясь старославянским языком, привезённым вместе с богослужебными книгами из Византии. Поэтому научиться писать и читать для русского человека непростая задача. Представьте себе, что вы говорите на русском языке, а писать должны, например, на украинском. Несмотря на близость языков, они всё же значительно различаются. Вот в этом и заключается феномен русского языка. Книжная речь (старославянский язык) сначала имела только письменную форму, а разговорная (древнерусский) - только устную. Но постепенно книжная речь стала употребляться в устной форме (проведение богослужений, пересказ богослужебных книг), лексика старославянского языка становится более понятной, привычной, затем, с появлением литературы, начинает записываться древнерусская разговорная лексика. Идёт постепенный процесс сближения двух языков, а потом и слияния в один язык, в котором, однако, сохраняется разделение лексики на книжную и разговорную.
На современном этапе развития языка мы легко понимаем книжную речь. Но овладение книжной речью как средством общения до сих пор составляет определённую трудность, т.к. с самого детства и большую часть жизни, общаясь, мы пользуемся прежде всего разговорной речью, а, вырастая, благодаря средствам массовой информации, обучению в образовательных учреждениях, начинаем понимать книжную речь, но, чтобы самостоятельно начать говорить или писать книжным языком, требуются определённые усилия и специальная подготовка. Это связано с тем, что письменная форма и старославянский язык наложили на книжную речь свой неизгладимый отпечаток, сделав её специфичной, отличной от разговорной речи.
Прежде всего книжная и разговорная речь различаются лексикой.
С точки зрения происхождения разговорная лексика преимущественно древнерусская, а книжная – старославянская и заимствованная из других языков.
Книжная лексика
В современном русском литературном языке книжная лексика несёт на себе печать прежде всего старославянского языка. Это проявляется в наличии старославянских морфем (суффиксов и приставок), прибавляемых при словообразовании к исконно русским, старославянским или иноязычным корням:
-ти-, -ств-, -стви-, -ость, -ни-, -ени-, -ани- и т.д. (эти суффиксы обычно служат для образования отглагольных существительных, свойственных книжной речи, в речи разговорной мы редко прибегаем к таким существительным, предпочитая глаголы): развить – разви ти е, освоить – осво ени е, влиять – влия ни е, производить – производ ств о, приветствовать – привет стви е, искать – иска ни я;
-тай, -тель : хода тай , глашатай, согляда тай , власти тель , пода тель , созида тель ;
низ- (нис-),воз- (вос-), из (ис-), пре- (пред-), чрез-: ходить (нейтр.) – нис ходить (книжн.), падать (нейтр.) – нис падать (книжн.), петь (нейтр.) – вос петь (книжн.), дать (нейтр.) – воз дать (книжн.), сидеть (нейтр.) – вос седать (книжн.), проводить (нейтр.) – пре проводить (книжн.), писать (нейтр.) – пред писать (книжн.).
Все суффиксы причастий (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -т-, -ем-, -ом-, -им-, -енн-, -нн- ) и деепричастий (-а-, -я-, -в-, -вши-, -учи-) и суффиксы сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных (а также сравнительнлй степени наречий) (-ее, -е, -ше, -айш-, -ейш- ) тоже являются старославянскими, поэтому эти формы используются преимущественно в книжной речи: вед ом ый, хран им ый, бред ущ ий, лику ющ ий, бодр ящ ий, крич ащ ий, люб ящ ий, спас ённ ый, велич айш ий, умн ейш ий и т.д. В разговорной речи причастиям мы предпочитаем глаголы, а прилагательным в форме степеней сравнения – прилагательные со словами очень . Ср.: Земля, обильно политая дождём, буйно зазеленела (книжн.) и Дождь обильно полил землю, и она зазеленела (разг.); знаменитейший (книжн.) – очень знаменитый (разг.), богатейший (книжн.) – очень богатый (разг.), талантливейший (книжн.) – очень талантливый (разг.).
Заимствованная из других языков лексика стилистически нейтральна (названия предметов, взятых у других народов: свёкла, тетрадь, кукла, парус, фонарь, лента (греч.яз.), верстак, маляр, клевер, бинт (нем.яз.), костюм, блуза , батон, лампа (франц. яз.), плед, кекс, танк, трамвай, хоккей (англ.яз.), базар, халат, казна, табун, арбуз, амбар (тюркск.яз.) и т.п.).
Большой пласт заимствованной лексики является книжным по своей стилистической окраске: аннотация, апелляция, канцелярия, инаугурация, церемония и т.д.
Иноязычные морфемы активно используются русским языком для образования книжной лексики. Это приставки анти- (гр. противоположность, враждебность) , дез- (фр. от, раз; уничтожение, удаление, отсутствие чего-либо), контр- (лат. против), супер- (лат. сверху, над), пост- (лат. после), суффиксы –ист-, -изм-, -изаци- и т.д., которые могут прибавляться к различным с точки зрения происхождения корням – древнерусским, старославянским, иноязычным: антинаучный, антитела, антихрист, дезинфекция, дезорганизатор, контрагент, контратака, суперобложка, супермен, постфикс, постпозиция, атеист, феминизм (женское движение за уравнение в правах женщин с мужчинами), демократизация , а также иноязычные корни
авиа (лат. птица) – авиация, авиапочта, авто (греч. сам) – автомат, автомобиль, автограф, агро (гр. поле) – агроном, аква (лат. вода) - акварель, астро (гр. звезда), библио (греч. книга) – библиотека, библиография, био (греч. жизнь) – биография, биология, гам (гр. брак) – моногамия, полигамия, гастро (гр. желудок, живот) – гастрономия, гастрит, гео (гр. земля) – география, геология, гемо (гр. кровь) – гемоглобин, грамм (греч. запись, буква, знак) – логограмма, телеграмма, граф (греч. пишу) – автограф, биограф, гуман (лат. человеческий) – гуманист, гуманный, демо (греч. народ), крат (гр. власть) – демократия, дром (гр. место для бега) – аэродром, космодром, лог (гр. учение, слово) – психология, морфология, метр (гр. мера) – метр, термометр, морфо (гр. форма) – морфология, пан (гр. все) – панорама, пневмо (гр. дуновение) – пневмонасос, пре (гр. пред) – преамбула, префикс, прото (гр. первый) – прототип, психо (гр. душа) – психиатр, психология, тека (гр. вместилище, ящик) – библиотека, фонотека, термо (гр. тёплый) – термообработка, тип (гр. отпечаток, образ) – прототип, фоне (гр. звук) – телефон, магнитофон, фото (гр. свет) – фотоаппарат, эпо (гр.речь) – эпос, орфоэпия.
В книжной лексике выделяют особые лексические пласты: специальную, официальную и возвышенную лексику.
Специальная лексика свойственна различным областям науки и техники. Основную массу слов специальной лексики составляют термины. Термин – это название определённого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства. Термины содержатся в специальных терминологических словарях. В толковом словаре литературного языка их немного, только общеупотребительные. Например, негабари`т – продукт, изделие, по своим размерам не отвечающие норме, стандарту (спец.) (обл. производства), нега`ция – то же, что отрицание (в грамматике: слово или морфема, заключающие в себе значение противоположности утверждаемому, напр. «нет», «не», «ни» (спец.), (обл. науки)), отрицательный – 1) заключающий в себе отрицание, отвергающий что-нибудь; 2) в грамматике: предложение, содержащее отрицание перед сказуемым или в составе сказуемого (спец.), (обл. науки) Отрицательное предложение ; 3) в математике: представляющий собой величину, взятую со знаком «минус», меньшую, чем ноль (спец.), (обл. науки) Отрицательное число ; 4) в физике: относящийся к тому виду электричества, материальные частицы которого называются электронами (спец.), (обл. науки) Отрицательный электрический заряд . (Ожегов, Шведова, 2000г. изд.). Термины, содержащиеся в терминологических словарях (словарь математических терминов, словарь музыкальных терминов, словарь экономических терминов), можно отнести к пассивному словарному запасу, т.к. этими словами пользуется только узкий круг специалистов. Для людей, занимающихся другой сферой деятельности, они непонятны и вряд ли когда-нибудь будут востребованы. Например, прозопопе`я – один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами, мыслями (синоним: олицетворение); оксиморо`н – оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явления. Звонкая тишина, горькая радость . (Словарь литературоведческих терминов). Вряд ли такие слова понадобятся специалисту какой-нибудь другой области знания, не литературоведу.
В толковом словаре возле слов специальной лексики стоит стилистическая помета (спец.) .
Язык деловых бумаг должен соответствовать традициям официально-делового стиля литературного языка. Основные особенности официально-делового стиля – это точность , исключающая возможность каких бы то ни было иных толкований и неясностей, и языковой стандарт – стремление к выражению мыслей единообразным способом путём соединения в определённой логической последовательности стандартных языковых моделей. Приведение языковых и текстовых средств (расположение частей текста, выделение абзацев, рубрикация, выбор шрифта и т.д.) служебных документов к единому образцу, т.е. стандартизация и унификация деловой письменной речи, оправдано соображениями удобства, экономией времени при составлении текстов деловых писем, их обработке. Языковые модели - это устойчивые (клишированные, стандартизированные) языковые обороты, позволяющие с высокой степенью точности выражать регулярно повторяющиеся ситуации делового общения. За многолетнюю практику деловой переписки были выработаны языковые формулы, позволяющие ясно и лаконично излагать мотивы, причины и цели официального послания, формулировать просьбу, предупреждение, распоряжение, заверение, отказ и т.д.: в подтверждение нашей договорённости ...; в соответствии с письмом заказчика ... и т.д. (мотив создания документа); ввиду задержки получения груза ...; в связи с завершением работ по ... и т.д. (причины создания документа); для согласования спорных вопросов ...; во избежание конфликтных ситуаций...; и т.д. (цель создания документа); прошу рассмотреть возможность ...; приказываю создать комиссию ...; настаиваем на соблюдении всех условий настоящего договора ... и т.д. (просьба, распоряжение, требование); напоминаем Вам, что срок соглашения истекает ... и т.д. (напоминание, предупреждение); назначить на должность начальника отдела... (приказ, распоряжение); сообщаем, что ...; извещаем Вас о том, что ... и т.д. (сообщение, уведомление) и т.п.
Слова, обороты официальной лексики, употреблённые в другом, не официально-деловом стиле речи, называются канцеляризмами (от слова канцелярия – отдел учреждения, ведающий служебной перепиской, оформлением текущей документации). Если в официальном письме можно «поставить вопрос о браке», то в личном письме, адресованном любимой девушке, это сочетание слов неуместно. В первом случае это лексика официально-делового стиля, во втором – канцеляризм. Понятие «канцеляризм» ввёл К.И.Чуковский. Канцеляризм – это канцелярский штамп, который воспринимается негативно, поскольку он обедняет живую речь, не соответствует выбранному стилю, его употребление не оправдано. Например, нельзя сказать ребёнку: «Ты по какому вопросу плачешь, малыш?»
В толковом словаре возле слов официально-деловой лексики стоит стилистическая помета (офиц.) .
В книжной речи заметно выделяется возвышенная лексика. Она позволяет сделать речь торжественной. Особенно активно такая лексика используется в поэзии (гимны, оды). Большая часть её по происхождению является архаизмами – устаревшими словами (не путать с историзмами – словами, обозначающими предметы и явления, которые ушли из жизни, например посад – часть города, помещавшаяся за городскими стенами, населённая ремесленниками и купцами; голважьня – мера соли Древней Руси; гривна – денежная единица Древней Руси, серебряный слиток весом около полуфунта). В основном, архаизмы – это старославянизмы: уста-губы, ланиты – щёки, очи – глаза, чело – лоб, длани – руки, десница – правая рука, усние –кожа, отче – отец, Отчизна – Родина и т.д.
В толковом словаре возле слов возвышенной лексики стоит стилистическая помета (высок.) .
В публицистических произведениях возвышенная лексика используется с двумя целями: для создания торжественности и как средство иронии. Ироническое впечатление создаётся тогда, когда рядом со словами возвышенной лексики употребляются разговорные или просторечные слова.
Книжная лексика
Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п. Воззрение, конъюнктура, прерогатива, фактор, эрудиция (имена существительные). Гипотетический, декларативный, идентичный, рационалистический, аффективный (имена прилагательные). Апробировать, исчислять, констатировать, низложить, утратить (глаголы).
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .
Смотреть что такое "книжная лексика" в других словарях:
книжная лексика с обобщенным и отвлеченным значением - 1) Набор слов, имеющих книжную окраску, характерных для научной речи (свечение, сгорание, активность, инклюзивность). 2) Один из элементов информационной модели научного стиля, входящий в набор языковых средств, смоделированный с опорой на… …
См. книжная лексика … Словарь лингвистических терминов
лексика - ед. В лексической стилистике: пласт общего лексического фонда, совокупность слов языка. Л. диалектная. Разряд слов и выражений, употребляемых в диалектах (говорах). Диалектизм, ы. Диалектные слова, употребляемые в литературном языке… … Учебный словарь стилистических терминов
ЛЕКСИКА - (от греч. lexikόs относящийся к слову), совокупность слов языка или диалекта, а также определённых пластов словарного состава языка (специальная Л., книжная Л., разговорная Л. и т. п.) и словарный состав тех или иных произведений. Л.… … Литературный энциклопедический словарь
Стиль книжный - (книжная речь) – стиль, свойственный книжно письменной речи (см. Письменная речь). В стилистике помимо выделения функц. стилей существует разграничение языковых средств и стилей на две основные сферы – книжную и разговорную, идущее от традиций… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
стилистические пласты лексики - Пласты лексики, возникшие в результате стилистического расслоения лексики языка на две большие группы: 1) книжные; 2) разговорные, отличающиеся сферой употребления и экспрессией. Книжная лексика используется в литературно письменной и приподнятой … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
функциональные парадигмы в лексике - Парадигмы, объединяющие слова одной функционально стилистической сферы употребления (например, книжная лексика: специальная, высокая, поэтическая; разговорная лексика; просторечная лексика) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Жанр рус. бытовой музыки, сформировавшийся на основе гор. песенно романсовой традиции кон. 18 нач. 19 вв. под влиянием практики отдельных исполнителей цыган и цыганских хоров. Основой для формирования Ц. р. послужила российская песня,… … Музыкальная энциклопедия
Персидский язык Самоназвание: فارسی fârsi / پارسی pârsi Страны: Иран, Афганистан, Таджикистан, Пакистан. Диаспоры в США, Великобритании, Германии, России, Израиле, Турции, странах Персидского залива … Википедия
Книги
- Школьный словарь лексических трудностей , Еднералова Н.Г.. Словарь содержит более 4000 слов и выражений, лексические значения которых могут представлять определенные трудности для читателей. Это малоупотребительная, устаревшая, книжная и поэтическая…
- Школьный словарь лексических трудностей по литературным и историческим текстам XVII-XX веков , . Словарь содержит более 4000 слов и выражений, лексические значения которых могут представлять определенные трудности для читателей. Это малоупотребительная, устаревшая, книжная и поэтическая…
Лексика с точки зрения стилистической. Понятие функционального стиля и стилистического расслоения лексики. Межстилевая (нейтральная) и стилистически окрашенная лексика. Лексика книжных стилей (книжная). Официально-деловая лексика (канцеляризмы). Высокая, поэтическая и народно-поэтическая лексика.
Говоря о разновидностях русского языка: литературном языке и диалектах, мы отмечали, что и литературный язык существует в нескольких разновидностях, имеющих лексические, орфоэпические, словообразовательные и грамматические особенности. Эти особенности обусловлены спецификой и условиями общения: так, письмо подруге будет отличаться от научной статьи так же, как непринужденный разговор приятелей от речи прокурора на суде (хотя и то, и другое сближает форма речи: устная или письменная). Такие разновидности литературного языка называются функциональными стилями. О специфике функциональных стилей литературного языка писал еще Л.В. Щерба (см.* Приложение 1. Хрестоматия. Текст № 6).
Традиционно выделяют книжные стили (научный, публицистический, официально-деловой) и разговорную речь (или разговорный стиль). Отдельное место занимает художественный стиль, язык художественной литературы. По поводу выделения последнего нет единого мнения: одни вообще выводят его за пределы функциональных стилей, т.к. он нередко выходит и за пределы литературного языка, другие относят его к книжным стилям. Подробно знакомиться с функциональными стилями вы будете в специальном курсе «Основы культуры речи и функциональной стилистики». Сейчас же нас интересует лишь то, что с пониманием функциональных стилей тесно связано и стилистическое расслоение лексики.
В связи со спецификой функционирования лексики в том или ином стиле (т.е. проецируя лексику русского языка на употребление ее в определенном функциональном стиле), в словарном составе русского литературного языка выделяют следующие лексические пласты: лексика стилистически окрашенная и нейтральная , или межстилевая лексика (т.е. стилистически не окрашенная). Когда мы говорили о синонимах, то отмечали, что слова в синонимическом ряду могут различаться стилистической окраской: ср. - голова, глава, башка или спать, почивать, дрыхнуть. Здесь как раз и представлены слова двух разных лексических пластов: нейтральное, межстилевое (голова ; спать ) и стилистически окрашенные синонимы (глава, башка; почивать , дрыхнуть ), значение которых выявляется через нейтральный, стилистически не окрашенный синоним. В словарях такие синонимы маркированы соответствующими пометами. Например: ДОМ, ЖИЛИЩЕ, ЖИЛЬЕ (разг.), КРОВ (высок.), КРЫША (разг.), ОБИТАЛИЩЕ (устар.), ОБИТЕЛЬ (устар и высок.), БЕРЛОГА (разг. и шутл.), КОНУРА (разг.), Угол (разг.).
Таким образом, стилистическая окраска - это принадлежность к определенному стилю, знак того, что данное слово может употребляться только в определенных (указанных) стилях. Стилистически окрашенные слова как бы тяготеют к своему нейтральному синониму, обозначая то же самое, но отличаются от него иными условиями употребления - в высокой, поэтической речи (Почивать изволили?) или, напротив, в сниженной, разговорной речи или просторечии (Хватить дрыхнуть! ). Межстилевая же лексика может употребляться в любом стиле, в этом ее особенность (Пора спать. Спать изволили? Хватит спать!) .
Что же представляет собой нейтральная (межстилевая) лексика? Это такие слова, которые составляют основу литературного языка, его словарного состава - они употребляются в речи независимо от условий общения во всех функциональных стилях, книжных и разговорных. Так, слово голова мы можем использовать и в научном стиле, и в разговорной речи, и в художественном тексте. Слово же башка в книжных стилях не употребишь, как не употребляют в разговорной речи и слово глава : не скажешь ведь у меня глава болит , а вот у меня башка раскалывается - вполне уместно. Т.е. нейтральная лексика - это слова без особых стилистических примет и привязанностей к определенному стилю. На их фоне другие слова и воспринимаются как стилистически закрепленные. Таким образом, межстилевая лексика - это тот фон, на котором выявляется лексика стилистически окрашенная. В словарях такая лексика не сопровождается никакими стилистическими пометами. Само отсутствие пометы при слове является значимым: оно как бы маркирует нейтральную, межстилевую, стилистически не окрашенную лексику.
Для обозначения лексики, «возвышающейся» над нейтральной, обычно пользуются термином «книжная », или лексика книжных стилей (как термином «разговорная » обозначают всю сниженную лексику). Получается, что указанные лексические пласты схематически можно представить как находящиеся один над другим:
Книжная лексика
Межстилевая лексика
В толковых словарях для маркировки лексики книжных стилей используется стилистическая помета «книжн .» (книжная), которая ставится перед словарным определением или после него. Например:
Восполнить (книжн .) Добавить то, чего не хватало, пополнить;
Дифирамб . 2.Преувеличенная восторженная похвала (книжн .).
Значимость (книжн .) То же, что значение.
Канонический (книжн .) 1. Соответствующий канону. 2. Принятый за образец.
Благоприятствовать (книжн .) Способствовать, помогая в чем-л.
Данная помета указывает на то, что слово (или значение) характерно преимущественно для письменной, особенно научной или публицистической речи.
Слова, обычные для книжных стилей, тяготеют к научной терминологии, но не относятся к ней как к узкоспециальной, которая отмечается пометой «спец.», а является как бы общенаучной лексикой , т.е. наук, изучаемых всеми, например в школе (гипотеза, импульс, теорема, гегемония ). Это слова, употребляемые в научных докладах и статьях, независимо от отрасли знания (превалировать , интерпретация ), или в публицистике - общественно-публицистическая лексика (рубеж , рапортовать , марионетка , наемник , труженик и т.п.).
Однако в словарях для выделения «возвышенной» (книжной) лексики употребляются и другие пометы: «высок .» (высокая). «поэт .» (поэтическая), «офиц .» (официальная) и др. Следовательно, книжная лексика неоднородна. Это объясняется как множеством книжных стилей (научный и научно-популярный, публицистический, официально-деловой, художественный и даже эпистолярный), так и разнообразием их функционирования.
Поэтому помета «книжн .» (при стилистической дифференциации «возвышенной» лексики) ставится при словах и значениях, которые употребляются преимущественно в научном и публицистическом стилях:
Автократ . Книжн . Лицо с неограниченной верховной властью, самодержец.
Адепт . Книжн . Ревностный приверженец, последователь какого-н. учения.
Адекватный . Книжн . Вполне соответствующий, совпадающий.
Помета «офиц .» (официальное) или «офиц.-дел.» (официально-деловое) указывает, что данные слова характерны для официальных текстов, документов, например:
Исходящий . 2. Офиц.-дел . Документ, бумага, отправляемые из учреждения..
Уведомить . Офиц . То же, что известить.
Помета «высок .» (высокое) свидетельствует о том, что слова употребляются преимущественно в торжественно-приподнятой речи: ораторской, публицистической, художественной, - и придают ей оттенок торжественности, возвышенности, важности. Например:
Возмездие . Высок . Отплата, кара за причиненное, совершенное зло.
Изведать . Высок . Узнать на опыте.
Грядущее . Высок . Будущее. Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе.
При словах, употребляемых исключительно в поэтической речи или в фольклоре, ставятся пометы «поэт .», «трад.-поэт.» (традиционно-поэтическое), «нар.-поэт.» (народно-поэтическое):
Вежды . Поэт . Веки. Всю ночь не тронул сон Усталых вежд его .
Белокаменный . Нар.-поэт. Из белого камня. Москва белокаменная.
Венчать . Трад.-поэт. Украшать голову венком или чем-л. вроде венка. И я пришел, плющом венчанный .
В некоторых словарях эти пометы еще более дробятся: например, в «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова наряду с пометой «книжн .» используются также уточняющие стилистические пометы «публиц .», «газетн .», «научн .», «техн .», «ритор .», «поэт .», а наряду с пометой «офиц .» - помета «канц .» (канцелярское, канцеляризм ). Только в нем разграничиваются поэтическое и народно-поэтическое употребление. Приведем примеры из указанного словаря:
Арматура . 2. Второстепенные приборы и принадлежности какого-н аппарата или машины (техн .).
Армада . Книжн., поэт., устар. Большой военный флот.
Ассигновать . Включить в смету (офиц., фин.).
Бездна . 1. // Беспредельная глубина (поэт .)
Будить . 2. Возбуждать (книжн., поэт.)
Вотще . Книжн., устар. Напрасно, тщетно.
Таким образом, возвышенная лексика - это слова книжных стилей: книжная лексика - общенаучная, публицистическая, официально-деловая и т.п. (уведомить, предвосхитить, минорный, шествие, трапеза, исполин, обрести, отрешиться, обречь, страждущий, треволнение и т.п.), а также высокая, поэтическая, в том числе народно-поэтическая и традиционно-поэтическая (ланиты, лучезарный, лазоревый, жребий, десница, длань, денница, дева, златоглавый, сладкогласный, исторгнуть, низойти, лобзание и т.п.). Высокие, поэтические слова называются поэтизмами : они ограничены употреблением преимущественно в стихотворных жанрах художественной литературы XVIII-XIX вв. (ланиты, очи, перси, лира, венец, чертог, вдохновенный, дерзновенный, немолчный, благовонный, златокудрый, влачить, зардеть, мниться и мн. др.). Многие слова этого типа давно перешли в разряд архаизмов, но до настоящего времени сохраняют колорит поэтичности и ни в каком другом стиле не употребляются. Например, о жилище: обиталище (устар .), обитель (устар и высок ), кров (высок .).
Лексике книжных стилей («возвышенной») противопоставляется лексика с противоположной стилистической окраской - сниженная (разговорная и просторечная), которая будет рассмотрена ниже.
В разряд книжной лексики входят такие стилистически ограниченные и закрепленные в своем употреблении слова, которые встречаются преимущественно в письменной речи. Тем самым книжная лексика в противоположность разговорнобытовой выступает как система слов, основной сферой использования которых является строго нормированная литературная речь, стили публицистических и научных произведений, официальных бумаг и деловых документов, а также язык художественной литературы. Употребляясь в устной речи, книжные слова не утрачивают все же стилистической окраски книжности.
Среди книжных слов выделяются, с одной стороны, слова, служащие единственным названием соответствующих явлений (бессмертие, символизм, электрон, протоплазма, единорог и др.), и, с другой стороны, слова, в разговорно-бытовой и общеупотребительной лексике имеющие синонимы, правда, с иными экспрессивно-стилистическими свойствами {восторжествовать - победить, грядущий - будущий, приверженец - сторонник, чаяния - надежды и т. д.).
В разряд книжных слов входят в первую очередь все научные, общественно-политические и технические термины. Сюда же, естественно, относится большинство абстрактной лексик и, представляющей собой выражение различных отвлеченных понятий. Правда, целый ряд абстрактных слов {засолка, безалаберщина, толкотня, давка, хитринка и т. п.) являются принадлежностью разговорно-бытовой лексики, немало их в составе межстилевой лексики, однако основная масса, несомненно, относится в качестве одного из наиболее характерных компонентов к книжной лексике.
Подавляющая масса абстрактных слов книжного характера представляет собой производные слова, образованные при помощи того или иного морфологического способа (чаще всего при помощи суффиксов -ние (-ение), -ость, -изм, -ация, -енный, -ствовать и сложения основ: стремление, поверхность, солипсизм, профанация, властвовать, мировоззрение и т. п.). Но встречаются среди них и слова непроизводные, например: воля (к победе; «рукам воли не давай» - разг.), жажда (счастья; «его мучила жажда» - межстил.) и т. д.
В книжную лексику включаются также слова деловых бумаг и официальных документов. Такой разряд слов называется официально-деловой лексикой. В качестве примеров можно привести слова иск, надлежит, ответчик, вышеизложенный, препроводить, уведомление, посему, оный, нижеследующий и др.
Целиком к книжной лексике относятся устаревшие слова и номинативно-стилистические неологизмы (см. § 28).
В книжную лексику входят также экзотизмы, примыкающие к!им варваризмы и поэтическая лексика.
Экзотизмы представляют собой иноязычную по происхождению лексику, характеризующую быт и специфические национальные черты того или иного народа. Экзотическая лексика используется в научных и публицистических произведениях и художественной литературе (в последней не только для описания не свойственных нам вещей и явлений, но также и для передачи местного колорита и особенностей речи персонажей). Так, Лермонтов, описывая жизнь горцев, использует слова: аул, бешмет, сакля, башлык, Зара, Селим и т. д. Естественно, что особенно много экзотизмов наблюдается в переводах иноязычных художественных произведений.
Все слова, принадлежащие к экзотической лексике, представляют собой иноязычные слова, в определенной степени уже освоенные русским языком: они выступают всегда как слова определенного лексикограмматического класса, содержат в своем составе лишь отдельные иноязычные черты (например, сольдо, сэр и т. д.), изображаются средствами русского алфавита.
Под варваризмами следует понимать такие иноязычные слова, которые сохраняют все присущие им в языке-источнике свойства. Очень часто они передаются не русскими буквами, а с помощью того алфавита, который свойствен языку-источнику.
В художественной литературе и публицистике варваризмы используются, как правило, с теми же стилистическими целями, что и слова, относящиеся к экзотической лексике. Иногда они также употребляются как средство комического, для создания иронии, пародии, комизма и т. д. (ср., например, употребление Пушкиным в «Евгении"Онегине» слов vulgar, dandy, roast-beef, впоследствии освоенных в виде слов вульгарный, денди, ростбиф).
Особым разрядом книжной лексики, чаще всего употребляющимся в стихотворных произведениях, но встречающимся и в художественной прозе, является так называемая поэтическая лексик а. Она выделяется особым стилистическим характером взволнованности и лиричности. Входящие в нее слова или создают патетический тон повествования, или придают ему мягкость и задушевность.
Отбор такого рода слов в русской поэзии происходит в конце XVIII - начале XIX в. как отбор поэтических средств выразительного и красивого. Поэтическая лексика была составлена из старославянизмов, книжных слов, образованных по их подобию, некоторых иноязычных слов и отдельных слов из народной поэзии, например: ланиты, перси, уста, жребий, уповать, секира, предаваться, забвен- ный, година, безбрежный, обаяние, волшебный, пламенный, сладостный, увы, грфЬть, нега, прелестный, эфир, роза, арфа, кумир, нектар, аромат, муза, зефир, лилия, идеал, родимый, голубить, бесталанный, краше, ненаглядная, дуброва, пригожий, кручина и т. д. Все эти разнородные по происхождению слова в составе поэтической лексики получили одинаковые стилистические свойства.
Многие слова поэтической лексики в настоящее время осознаются уже как архаизмы. Лирический или патетический тон стихотворения создается советскими поэтами, как правило, с помощью других лексических средств: стилистический характер поэтичности в целом ряде случаев у них приобретают слова, ранее ничего взволнованного и лиричного не содержавшие.
Однако и сейчас поэтическая лексика некоторыми советскими поэтами привлекается довольно широко и свободно. Ее состав и характер употребления определяются литературно-художественной школой и отражают стилистические вкусы автора, следование определенным традициям русского классического стиха. Так, у Твардовского пушкинские стихотворные интонации и словоупотребление можно видеть в использовании слов зов, обретать, ведать, грядущий, краса и т. п.:
Она моя - твоя победа, За далью - даль!
Она моя - твоя печаль. Своим - своя, чужим - чужая.
Твой слышу зов: со мною следуй, Я службу гордую несу,
И обретай в пути, и ведай Грядущей славой мир венчая,
За далью - даль. Его величье и красу.
См. у Пушкина: «Грядущие годы таятся во мгле»; «Я ведаю, что рано или поздно Ему Москву уступит сын Борисов»; «Юный град, полнощных стран краса и диво» и т. д.
Еще по теме § 25. Книжная лексика.:
- Книжная лексика. Группы книжной лексики. Словообразовательные признаки книжных слов. Стилистические пометы в толковых словарях, характеризующие книжную форму современного языка.
- Функционально-стилевое расслоение лексики. Лексика разговорная и книжная (разновидности). Экспрессивно-окрашенная лексика. Использование функционально-закреплённой и эксперсс-окрашенной лексики в различных стилях речи. Канцеляризмы и штампы.