Последние слова маяковского перед смертью. Смерть замечательных людей: Владимир Маяковский. Маяковский. Последняя любовь, последний выстрел

Где сейчас находится Гиперборея?

Долгое время местоположение северного материка оставалось загадкой, а осколки идиллического рая пребывали в забвении вечных льдов. Свидетельства былого величия древней прародины следует искать на лучше всего уцелевшем ее останке, а именно спаянном ледником в самый крупный остров на планете – Гренландии, и в заполярной оконечности Канады.

Несмотря на известность легендарной Атлантиды, ее географическая сестра Гиперборея становится популярнее. Если могущество цивилизации атлантов поглощено водами океана, то гиперборейской повезло больше. Однако многокилометровая толща льда усложняет поиски. Возможно, покажется неуместным название этого безжизненного участка суши Зеленым островом, но непременно здесь вскоре будут обнаружены следы «северной Атлантиды».

Этим летом на самый большой остров в мире отправляется экспедиция Русского географического общества. Специалисты проверят гипотезу о том, что Гренландия – часть материка, ушедшего под воду вследствие падения небесного тела более 10 тысяч лет до нашей эры. Известно, что еще 8 тысяч лет тому назад вершины горных хребтов, ныне сокрытые подо льдами Северного полюса, торчали над водной гладью. Но они на материк явно «не тянут». И, вполне вероятно, разгадка окажется неожиданной: континент затонул не полностью, и искали его не там, где нужно…

Индусы верят, что их предки жили на Шпицбергене

В древних мифах некий материк на Крайнем Севере считается обителью блаженных, или прародиной, откуда пришли разные народы. Индийский эпос «Махабхарата» упоминает, что «на севере Молочного моря (Северного Ледовитого океана) есть большой остров Шветадвипа, страна блаженных, где Центр Мира, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и Звезды».

Центром, или Пупом Мира, у индусов считалась «золотая гора Меру, царица гор», находящаяся точно на Северном полюсе. Индийцы считали, что их предки пришли из краев, где ночь длилась сто дней. В наши дни полярная ночь столько длится у 77,4 градуса северной широты – на юге Шпицбергена или на севере Таймыра.

Древние греки тоже считали Гиперборею счастливым краем, где продолжается золотой век. И даже приписывали гиперборейское происхождение строителям Дельфийского храма – Абарису и Аристею. А римский историк Плиний Старший (23 - 79 г. н. э.) пишет о гиперборейцах как о реальном народе: «Солнце светит там в течение полугода. Страна эта с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью…».

Разумеется, гиперборейцы не могли быть современниками эллинов и римлян: в то время север был уже скован льдами. Однако столь точное описание полярного дня вряд ли можно из ничего вообразить. Именно астрономическая часть описания заставляет полагать, что тут неспроста что-то точно есть.

Климат на севере Евразии в древности был не похож на нынешний. Это подтверждают последние исследования, проведенные на севере Шотландии: еще 4 тысячи лет назад условия там были сравнимы со средиземноморскими. И, по мнению ученых, в центре Ледовитого океана могла существовать благоприятная зона умеренного климата, более мягкого, чем на полярных территориях Северной Америки.

Где находится гора Меру

На древних и средневековых картах Гиперборею изображают одинаково: круглый материк, разделенный реками или проливами на четыре части, в центре высокий пик – гора Меру, возвышающаяся на полюсе. Так же выглядит материк и на карте Герарда Меркатора, известного картографа эпохи Возрождения. Однако сейчас на полюсе даже под водой ничего нет подобного!

Разрешить противоречие удалось только сейчас. Директор Международного центра уфологических исследований Валерий Уваров обратил внимание, что некоторые сооружения древности сориентированы не на нынешний полюс, а на одну точку в 15 градусах от него. Это не ошибка, жрецы придавали величайшее значение точной ориентации храмов и других построек относительно сторон света. Они хотели таким образом показать некое место, более важное, чем нынешний Северный полюс.

Самая большая «стрелка» нашлась в Южной Америке. Это Дорога мертвых, вдоль которой выстроили город Теотиуакан. Хотя майя и ацтеки умели определять стороны света с точностью до долей градуса, Дорога отклонена на 15° к востоку. Такую же «неточность» имеют многие монументальные сооружения по всему миру, включая древние пирамиды Китая. Азимуты, проведенные от «неправильных» сооружений, пересекались в одной и той же точке – на горе, возвышающейся посреди льдов Гренландии. А вдруг это и есть гора Меру, бывший Северный полюс?

Северный полюс сдвинулся

Валерий Михайлович принялся сравнивать древние карты с картой морского дна Северного Ледовитого океана и убедился, что совпадения между ними нельзя назвать случайностью. Очертания шельфов Гренландии и Евразийского плато точно совпадали с изображением Гипербореи на древних картах, если не считать того, что у Герарда Меркатора, Оронция Финеуса и других картографов они были изображены как суша и все с той же «ошибкой» на 15 градусов.

Четыре реки или пролива Гипербореи тоже встали на свои места: река, идущая от ее центра на юг, идеально повторяет абрис береговой линии западного побережья Гренландии в районе моря Баффина и пролива Дейвиса, а ее устье выходило точно в залив Лабрадорского моря. Река, идущая на восток, совпадает с реками, впадающими в фиорды Земли Короля Кристиана X, а река, несшая воды на север, впадала точно в залив моря Линкольна.

Ныне на севере Евразийского плато над водой высятся Шпицберген, Северная Земля, Земля Франца Иосифа, Новая Земля и Новосибирские острова. Меркатор здесь изобразил изрезанный реками материк таким, каким был север Сибири «до потопа». На современных картах рельефа дна отчетливо видны русла сибирских рек, тянущиеся под водой почти на 1000 километров от берега.

Меркатор использовал несколько древних и современных карт, и в результате некоторые детали рельефа были прорисованы дважды со смещением в 15° относительно друг друга. Можно не сомневаться, что Меркатор пользовался какими-то очень точными источниками: например, на карте изображен пролив между Азией и Америкой, о существовании которого стало известно в Европе только после экспедиции Беринга в 1728 году.

Сомнений больше нет: Гренландия – часть Гипербореи, не ушедшая под воду. Но что передвинуло Северный полюс от горы Меру в океан?

Ее погубил удар из космоса

Древние легенды многих народов упоминают о катастрофе глобального масштаба, разница только в ее описании. У одних это потоп, у других всемирный пожар. А что, если речь идет об одном и том же явлении – падении планетоида или применении неизвестного доселе оружия, сместившего земную ось на 15 градусов? Те, кто жил ближе к эпицентру, запомнили падающий с неба огонь и гигантский пожар, а до остальных докатились только чудовищные волны и массы воды, хлынувшие на сушу.

«Шел огненный дождь, земля покрылась пеплом, камни и деревья клонились к земле. Камни и деревья были раздроблены… С неба сорвался Великий Змей… и на землю упали его кожа и куски его костей… Тогда нахлынули ужасные волны. Небо вместе с Великим Змеем рухнуло на землю и затопило ее…» - гласит легенда майя, записанная в рукописи «Чилам Балам».

Китайские летописи рассказывают о невероятном событии, как Солнце не заходило несколько дней, и стороны света поменялись местами. В трактате «Хуайнань-цзы» это описывается так: «Небесный свод разломился, земные веси оборвались. Небо накренилось на северо-запад. Солнце и звезды переместились. Земля на юго-востоке оказалась неполной, и поэтому воды и ил устремились туда…».

Древнеегипетский папирус сохранил упоминание, что в древности времена года изменились: «Зима приходила, как лето, месяцы следовали в обратном порядке, часы перепутались».

Невероятной силы удар был нанесен под углом к плоскости вращения Земли. Северный полюс отклонился на 20° от исходного угла наклона земной оси, который составлял примерно 9°. С течением времени под влиянием сил инерции угол наклона постепенно менялся и, наконец, принял нынешнее положение. Судя по косвенным данным, катастрофа произошла за 10 тысяч лет до нашей эры.

Правду узнаем осенью

Проверить гипотезу Уварова очень просто. Ритуальным центром Гипербореи была гора Меру: ее окружали храмы, наверх вела дорога и, может, вершину тоже венчала какая-то постройка. Она свободна ото льда и никогда не покрывалась им доверху.

Русское географическое общество собирается этим летом направить экспедицию в Гренландию, чтобы подтвердить или опровергнуть смелую версию. По мнению Валерия Михайловича, шансы что-то найти в никем не изученной местности очень велики.

Экспедиция состоится в конце июля или начале августа, когда в Гренландии местность максимально свободна ото льда и снега, - рассказал он. - Вопрос с датскими визами и финансированием уже улажен. Мы прилетаем в Упернавик, расположенный в 200 км от места, где находится предполагаемая гора, а дальше будем добираться вертолетом.

Мы будем первыми, кто окажется на легендарной горе спустя тысячи лет после катастрофы. Там не было научных экспедиций. Уверен, что даже эскимосы равнодушно проходили мимо: у них гора не считается священной. Если теория подтвердится, это будет величайшим археологическим открытием нового тысячелетия.

Ее искали и на Кольском полуострове

Первые слухи о том, что на севере Европейской части России сохранились следы древней арктической цивилизации, возникли в начале прошлого века. Оккультист и мистик Александр Барченко, заручившись поддержкой руководителя спецотдела ОГПУ Глеба Бокия, в августе 1922 года с пятью спутниками отправился изучать глубинные районы Кольского полуострова. Вскоре петроградская «Красная газета» опубликовала сенсационное интервью с Барченко, заявившим, что им удалось отыскать руины храмов, более древних, чем египетские пирамиды.

Но летом 1923 года на проверку сенсации отправился некий Арнольд Колбановский. Он разыскал проводника Барченко и с представителями местных властей повторил маршрут. Оказалось, что «руины» просто причудливо обточенные ветром и дождями камни. Разоблачение никак не отразилось на Барченко, однако знакомство с Глебом Бокия и другими крупными фигурами из ЧК добром не кончилось: в 1937 году он был арестован и расстрелян.

Для справки

Название «Гиперборея» с древнегреческого дословно переводят как «за Бореем», то есть «за северным ветром» (Борей – бог северного ветра у греков), однако правильный перевод обозначает «крайний север». Индийское название «Шветадвипа» переводится как «Страна (или Остров) Света»: санскритское «швета» по смыслу и звучанию (с учетом трансформации «ш» в «с») тождественно русскому слову «свет».

Публикация доступна для распространения и если оказалась для вас полезной, поделитесь с друзьями либо подписчиками.

Само слово гиперборейцы означает те, кто живут за Бореем (Северным ветром), или просто - те, кто живут на Севере. О гиперборейцах сообщали многие античные авторы."
Когда читаешь о Гиперборее в трудах одного из самых известных ученых Древнего мира - Плиния Старшего, то можно подумать, что речь идет о реально существующей стране у полярного круга:

«За этими (Рипейскими горами), по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил, Солнце светит там, в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как-то думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего.»

Современные исследователи тем не менее в этом сомневаются, указывая, что легенда о Гиперборее и гиперборейцах образовалась из мифа об Аполлоне, а, следовательно, можно говорить только о некоей воображаемой стране, где все устроено лучше и правильнее, чем у нас.
На тот факт, что античная Гиперборея была, скорее, вымыслом и своеобразной утопией, указывает и наличие огромного количества совершенно фантастических подробностей. Тимаген рассказывал, что в Гиперборее идет дождь медными каплями, которые собираются и используются в качестве монет. Гекатей сообщает, что Луна в Гиперборее отстоит совсем на небольшом расстоянии от Земли и на ней даже заметны некоторые выступы Земли. Сатирик Лукиан добавляет к уже сложившейся картинке несколько потрясающих воображение штрихов:

«Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца, варвара, - он называл себя гиперборейцем - я поверил и оказался побежденным, хотя долго противодействовал. И что, в самом деле, оставалось мне делать, когда на моих глазах днем человек носился при мне по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь? - Ты видел это? - спросил я, - видел летающего и стоящего на воде гиперборейца? - Еще бы, - ответил Клеодем, - гипербореец имел даже обычную кожаную обувь. О мелочах, которые он показывал, говорить не стоит, - как он напускал любовные желания, призывал духов, вызывал давно похороненных покойников, делал видимой даже Гекату и низводил с неба Луну.»

Полеты гиперборейцев довольно часто встречаются в материалах, которые связывают с легендой о стране Аполлона. Это позволило современным палеофантастам сделать вывод, что народ Гипербореи как минимум обладал авиационными технологиями. Почему-то эти деятели не оставляют древним грекам (а особенно сатирику Лукиану!) права на вымысел и забывают, что эллинская мифология прямо-таки кишит летающими существами, которые обходятся без всяких технологий.

В Советской России веру в существование Северной Атлантиды поддерживал ученый с оккультными наклонностями Александр Васильевич Барченко.
В 1920 году Барченко был приглашен к выступлению с научным докладом Дух древних учений в поле зрения современного естествознания на конференции Петроградского Института изучения мозга и психической деятельности (Институт Мозга). Там судьба свела его с еще одним замечательным и талантливейшим человеком, академиком Владимиром Михайловичем Бехтеревым.
30 января 1920 года, на заседании Ученой конференции института, по представлению академика Бехтерева, Александр Барченко был избран членом Ученой конференции на Мурмане и командирован в Лапландию для исследования загадочного заболевания мерячение, наиболее часто проявляющегося в районе Ловозера.
Ловозеро расположено в самом центре Кольского полуострова и тянется с севера на юг. Вокруг - тундра, заболоченная тайга, местами - сопки. Зимой тут властвует глухая и ледяная полярная ночь. Летом не заходит солнце. Жизнь теплится лишь в маленьких поселках и стойбищах, в которых живут лопари. Они промышляют рыбалкой и пасут оленей.
Именно здесь, в этом вымороженном пустынном краю, распространено необычное заболевание, называемое мерячением (или арктической истерией). Им болеют не только туземцы, но и пришлые. Это специфическое состояние похожее на массовый психоз, обычно проявляющийся во времена справления шаманских обрядов, но иногда способное возникать и совершенно спонтанно. Пораженные мерячением люди начинают повторять движения друг друга, безоговорочно выполняют любые команды.
Русские ученые, в том числе Владимир Бехтерев, обратили на мерячение внимание еще в конце XIX века. Появлявшиеся время от времени публикации о странной болезни, возможно, были известны и Барченко. Во всяком случае, он без колебаний принял заманчивое предложение Бехтерева.
Барченко пробыл на Севере около двух лет. Работал на биостанции в Мурмане - изучал морские водоросли с целью их использования в качестве корма для крупного и мелкого рогатого скота. Вел работы по извлечению агар-агара из красных водорослей. Занимал должность заведующего Мурманским морским институтом краеведения - изучал прошлое края, быт и верования лопарей. Это стало частью подготовки к экспедиции в глубь Кольского полуострова.
Экспедиция эта, снаряженная по инициативе Мурманского Губэкосо (Губернского экономического совещания), началась в августе 1922 года. Участие в ней вместе с ученым приняли три его спутницы: жена Наталья, секретарь Юлия Струтинская и ученица Лидия Шишелова-Маркова, а также специально приехавшие из Петрограда репортер Семенов и астроном Александр Кондиайн (Кондиайни), представлявший также общество Мироведение.
Основной задачей экспедиции было обследование района, прилегающего к Ловозерскому погосту, населенному лопарями или саамами. Здесь находился центр русской Лапландии, почти не изученный учеными.
Уже в самом начале экспедиции, во время перехода к Ловозеру, ее участники натолкнулись в тайге на довольно странный памятник - массивный прямоугольный гранитный камень. Всех поразила правильная форма камня, а компас показал к тому же, что он ориентирован по странам света. В дальнейшем Барченко выяснил, что хотя лопари поголовно исповедуют православную веру, втайне они поклоняются богу Солнца и приносят бескровные жертвы каменным глыбам-менгирам, по-лопарски - сейдам.
Переправившись на парусной лодке через Ловозеро, экспедиция двинулась дальше в направлении близлежащего Сейдозера, почитавшегося священным. К нему вела прорубленная в таежной чаще прямая просека, поросшая мхом и мелким кустарником. В верхней точке просеки, откуда открывался вид одновременно на Ловозеро и Сейдозеро, лежал еще один прямоугольный камень.
Александр Кондиайн записал в своем дневнике:

«С этого места виден по одну сторону в Ловозере остров - Роговой остров, на который одни только лопарские колдуны могли ступить. Там лежали оленьи рога. Если колдун пошевелит рога, поднимется буря на озере. По другую сторону виден противоположный крутой скалистый берег Сейдозера, но на этих скалах довольно ясно видна огромная, с Исаакиевский собор, фигура. Контуры ее темные, как бы выбиты в камне. Фигура в позе падмаасана. На фотографии, сделанной с этого берега, ее можно было без труда различить.»

Участники экспедиции заночевали на берегу Сейдозера в одном из лопарских чумов. Наутро решили подплыть к обрыву скалы, чтобы лучше рассмотреть загадочную фигуру, но лопари наотрез отказались дать лодку.
Всего у Сейдозера путешественники провели около недели. За это время они подружились с лопарями, и те показали им один из подземных ходов. Однако проникнуть в подземелье так и не удалось, поскольку вход в него оказался завален землей."
До наших дней дошли странички из Астрономического дневника Александра Кондиайна с рассказом об одном дне экспедиции, который заслуживает того, чтобы процитировать его целиком:

«10/IX. Старики. На белом, как бы расчищенном фоне, напоминающем расчищенное место на скале, в Мотовской губе выделяется гигантская фигура, напоминающая темными своими контурами человека. Мотовская губа поразительно, грандиозно красива. Надо себе представить узкий коридор версты 2-3 шириной, ограниченный справа и слева гигантскими отвесными скалами, до 1 версты высотой. Перешеек между этими горами, которым оканчивается губа, порос чудесным лесом, елью - роскошной, стройной, высокой, до 5-6 саженей, густой, типа таежной ели. Кругом горы. Осень разукрасила склоны вперемежку с лиственницами пятнами серо-зеленого цвета, яркими кущами берез, осин, ольхи.
Солнце освещало яркую картину северной осени. На берегу стояли 2 вежи, в которых живут лопари, выселяющиеся на промысел с погоста. Их всего, как на Ловозере, так и на Сейдозере, около 15 человек. Нас, как всегда, радушно приняли, угостили сухой и вареной рыбой. После еды завязался интересный разговор. По всем признакам мы попали в самую живую среду седой жизни. Лопари вполне дети природы. Дивно соединяют в себе христианскую веру и поверья старины. Слышанные нами легенды среди них живут яркой жизнью. Старика они боятся и почитают.
Об оленьих рогах боятся и говорить. Женщинам нельзя даже выходить на остров - не любят рога. Вообще же они боятся выдавать свои тайны и говорят с большой неохотой о своих святынях, отговариваясь незнанием. Тут живет старая колдунья, жена колдуна, умершего лет 15 назад, брат которого, до сих пор еще глубокий старик, поет и шаманствует на Умб-озере. Об умевшем старике Данилове говорят с почтением и страхом, что он мог лечить болезни, насылать порчу, отпускать погоду, но сам он однажды взял задаток у шведов (вернее, чуди) за оленей, надул покупателей, т. е. оказался, по-видимому, более сильным колдуном, наслав на них сумасшествие.
Нынешние лопари имеют несколько другой тип. Один из них имеет немного черты ацтеков, другой - монгол. Женщины - с выдающимися скулами, слегка приплюснутым носом и широко расставленными глазами. Дети мало отличаются от русского типа. Живут здешние лопари много беднее ундинских. Много их обижают, и русские и ижемцы. Почти все они неграмотные. Мягкость характера, честность, гостеприимство, чисто детская душа - вот что отличает лопарей.
Вечером после краткого отдыха пошел на Сейдозеро. К сожалению, мы пришли туда уже после захода солнца. Гигантские ущелья были закрыты синей мглой. Очертания Старика выделяются на белом фоне горы. К озеру через тайболу ведет роскошная тропа. Везде широкая проезжая дорога, кажется даже, что она мощеная. В конце дороги находится небольшое возвышение. Все говорит о том, что в глубокой древности роща эта была заповедной, и возвышение в конце дороги служило как бы алтарем-жертвенником перед Стариком.
Погода менялась, ветер усилился, облака собирались. Надо было ожидать бури. Часов в 11 я вернулся на берег. Шум ветра и порогов реки сливались в общем шуме среди надвигающейся темной ночи. Луна поднималась над озером. Горы оделись чарующей дикой ночью. Подходя к веже, я испугал нашу хозяйку. Она приняла меня за Старика и испустила ужасный вопль и остановилась как вкопанная. Насилу ее успокоил. Поужинав, мы обычным порядком залегли спать. Роскошное северное сияние освещало горы, соперничая с луной.
На обратном пути Барченко и его спутники попытались вновь совершить экскурсию на запретный Роговый остров. Парнишка, сын местного священника, согласился перевезти членов экспедиции на своем паруснике. Но стоило им только приблизиться к острову, как поднялся сильный ветер, отогнал парусник и сломал мачту. В конце концов, путешественников прибило к крошечному, совершенно голому островку, где они, дрожа от холода, и заночевали. А утром уже на веслах кое-как дотащились до Ловозерска.»

Участники Лапландской экспедиции вернулись в Петроград глубокой осенью 1922 года. 29 ноября Кондиайн выступил на заседании географической секции общества Мироведение с докладом о результатах своей поездки, который назывался В стране сказок и колдунов. В нем он рассказал о сделанных экспедицией удивительных находках, свидетельствующих, по его мнению, о том, что местные жители-лопари происходят от какой-то более древней культурной расы.
А через некоторое время в петроградских газетах появилось сенсационное интервью с руководителем экспедиции и изображения загадочных памятников древней лапландской культуры.

«Проф. Барченко открыл остатки древнейших культур, относящихся к периоду, древнейшему, чем эпоха зарождения египетской цивилизации, - сообщила читателям Красная газета от 19 февраля 1923 года.

Экспедиция Арнольда Колбановского

Невзирая на огромный интерес публики к открытиям, сделанным экспедицией Барченко, почти сразу появились и скептики. Летом 1923 года один из сомневающихся, некто Арнольд Колбановский, организовал собственную экспедицию в район Ловозера, дабы воочию убедиться в существовании памятников древней цивилизации.
Вместе с Колбановским в заповедные места отправилась и группа объективных наблюдателей - председатель Ловозерского волисполкома, его секретарь и волостной милиционер. Первым делом Колбановский попытался добраться до заколдованного Рогового острова. Вечером 3 июля отряд отважных путешественников, несмотря на колдовские чары, переплыл через Ловозеро и высадился на Роговом острове. Полуторачасовое обследование его территории, однако, не дало никаких результатов.
На острове - поваленные бурями деревья, дико, никаких истуканов нет - тучи комаров. Пытались отыскать заколдованные оленьи рога, которые издавна - по легендам лопарским - потопили наступавших шведов. Эти рога насылают погоду на всех, кто пытается приблизиться к острову с недобрыми намерениями (а также с целью обследования), особенно на женщин.
В отчете о поездке ничего не говорится о том, удалось ли Колбановскому найти хоть одну из перечисленных реликвий.
Ночью, чтобы не привлекать к себе внимания, отряд двинулся к соседнему Сейдозеру. Обследовали загадочную фигуру Старика - выяснялось, что это не что иное, как выветренные темные прослойки в отвесной скале, издали напоминающие своей формой подобие человеческой фигуры.
Но оставалась еще каменная пирамида, служившая одним из главных аргументов в пользу существования древней цивилизации. К этому чудесному памятнику старины Колбановский и отправился. И вновь неудача: Подошли вплотную. Глазам представилось обыкновенное каменное вздутие на горной вершине.»
Выводы Колбановского, развенчавшие все открытия Александра Барченко, были опубликованы сразу же после окончания экспедиции мурманской газетой Полярная правда. При этом редакция газеты в своем комментарии довольно язвительно охарактеризовала сообщения Барченко как галлюцинации, занесенные под видом новой Атлантиды в умы легковерных граждан гор. Петрограда.
Уже в наше время, ровно через 75 лет после Барченко, к Ловозеру отправилась экспедиция Гиперборея-97, возглавляемая доктором философских наук Валерием Деминым.
Главной целью экспедиции Демина было не только подтвердить или опровергнуть данные Барченко, но и найти следы Прародины человечества - Гипербореи. В своем отчете об экспедиции, вошедшем частью в книгу Тайны русского народа (1999), Демин пишет следующее:

«...И вот я на древней гиперборейской земле, в самом центре Кольского полуострова. Дорога через перешеек тянется прямо к священному саамскому Сейдозеру. Она как бы мощеная: редкие булыжники и плиты аккуратно утоплены в таежный грунт. Сколько же тысяч лет ходят по ней люди? Или, быть может, десятков тысяч лет? Здравствуй, Гиперборея! - говорю я. - Здравствуй, Заря мировой цивилизации! Слева, справа наливается мириадами рубинов брусничник. Ровно 75 лет назад здесь прошел отряд Барченко-Кондиайна. Навстречу неизвестности. Теперь идем мы - экспедиция Гиперборея-97, четыре человека.
Места заповедные. Снежный человек? Да на него тут кто только не наталкивался, - говорит проводник Иван Михайлович Галкин. - В прошлом году совсем рядом детвору до смерти напугал: загнал в избушку да еще в окна и двери всю ночь толкался. Пока егеря поутру не подоспели. Но стрелять не стали - человек ведь... Позже то же самое подтвердили и профессионалы, помногу лет выслеживающие реликтового гоминоида. А бабушка-лопарка отреагировала совсем просто: Да отец мой одного такого много лет подкармливал.
Еще не доходя до Сейдозера, видим на обочине хорошо обтесанный камень. На нем едва проступают загадочные письмена - трезубец и косой крест.
Вот и Сейдозеро - спокойное, величавое и неповторимое в своей северной красоте. По гребням гор одиноко маячат сейды - священные саамские камни-менгиры.
Если подняться повыше в горы и побродить по скалам и осыпям, обязательно встретишь пирамиду, искусно сложенную из камней. Повсюду их множество. Раньше они попадались и внизу, по берегу озера, но были уничтожены (разобраны по камешку) где-то в 20-30-е годы, во времена борьбы с пережитками темного прошлого. Точно так же были изничтожены и другие лопарские святилища - сложенные из оленьих рогов. "
Наша первая цель (пока Солнце благоприятствует фотографированию) - гигантское человекоподобное изображение на отвесной скале на противоположной стороне, вытянутое на 10 километров озера. Черная, трагически застывшая фигура с крестообразно раскинутыми руками. Размеры можно определить лишь на глазок, сравнивая с высотой окрестных гор, обозначенной на карте: метров 70, а то и поболее. Добраться до самого изображения на почти абсолютно вертикальной гранитной плоскости можно разве что со специальным скалолазным оборудованием.
При лобовом солнечном освещении таинственная фигура заметна уже издалека. Менее чем с половины пути она отчетливо из разных точек предстает перед изумленным взором во всей своей загадочной непостижимости. Чем ближе к скале, тем грандиозней зрелище. Никто не знает и не понимает, как и когда появился в центре Русской Лапландии гигантский петроглиф. Да и можно ли его вообще считать петроглифом? По саамской легенде это - Куйва, предводитель коварных иноземцев, которые чуть было не истребили доверчивых и миролюбивых лопарей. Но саамский шаман-нойд призвал на помощь духов и остановил нашествие захватчиков, а самого Куйву обратил в тень на скале.
А на другой день (это случилось 9 августа 1997 г.) русский офицер Игорь Боев, поднявшись на гору Нинчурт (Женские Груди) к языкам нерастаявших снегов, на полпути к вершине нашел руины Гипербореи! Целый культурный очаг, выветренный, полузасыпанный скальным грунтом и тысячекратно проутюженный наледями и сходами лавин. Циклопические руины. Останки оборонительных сооружений. Гигантские отесанные плиты правильной геометрической формы. Ступени, ведущие в никуда (на самом деле мы пока просто не знаем, куда они вели двадцать тысячелетий тому назад). Стены с пропилами явно техногенного происхождения. Ритуальный колодец. Страница каменного манускрипта со знаком трезубца и цветком, напоминающим лотос (точно такой же знак был на чашеподобном талисмане экспедиции Барченко-Кондиайна, но, к сожалению, в запасниках Мурманского краеведческого музея следы той реликвии не отыскались).
И наконец, пожалуй, самая впечатляющая находка. Останки древнейшей обсерватории (и это в безлюдных горах за Полярным кругом!) с 15-метровым желобом, уводящим вверх, к небу, к звездам, с двумя визирами - внизу и вверху...»

Таким образом, экспедицией Гиперборея-97 были подтверждены и запечатлены на фотопленке открытые Александром Барченко артефакты: двухкилометровая мощеная дорога, ведущая через перешеек от Ловозера к Сейдозеру, пирамидальные камни, изображение гигантской черной фигуры на отвесной скале. В то же время участники этой новой экспедиции сделали и несколько собственных открытий. Например, они обнаружили некое сооружение, напоминающее остатки древней обсерватории...

Практически каждое лето к Ловозеру отправляются десятки любознательных с намерением отыскать следы мифической Гипербореи. Местные власти, недовольные наплывом безбашенных туристов в госзаказник Сейдозеро, еще летом 2000 года пригласили из Москвы четырех докторов наук - биологических, технических, геологических и военных - и попросили выяснить, как же в действительности обстоят дела с Гипербореей.
Вот что рассказал один из членов этой экспедиции:

«Признаюсь, я сам мечтатель и, конечно же, очень хотел бы увидеть следы протоцивилизации. Когда я вышел на перешеек между Ловозером и Сейдозером и сквозь золото берез увидел дорогу из огромных плит, остатки каких-то циклопических сооружений, загадочные арки подземных ходов, я был потрясен. Ну откуда, скажите на милость, все это взялось в труднодоступном и безлюдном месте? На какое-то время я поверил - да, это действительно могут быть остатки древней цивилизации! Но, увы... Даже признаков Гипербореи мы при всем старании не отыскали.
При внимательном знакомстве с местностью сразу стало ясно, как образовалась дорога из огромных плит. Дело в том, что горный массив тут сложен из графитового сланца. В незапамятные времена в скалах выветривалась порода, в трещины попадала вода, постепенно выламывались плоские геометрические блоки, которые сползали со склона. Блоки эти, наползая один на другой, соскальзывали вниз, вплоть до дна озера, и образовали дорогу. Если внимательно посмотреть на скальный склон, там видны следы съезда этих блоков.
Добрались мы до стометрового изображения Бога и Провидца (другое его название - Бегущий лопарь) и огорчились. Два разлома (вертикальный и горизонтальный) в скале, выше них площадка, поросшая мхом, - издалека при наличии воображения их на самом деле можно принять за фигуру человека с нимбом над головой. Но вблизи ясно видно, что это - система трещин, то есть природное явление, а не творение рук человеческих или инопланетных.
Побывали мы на острове Роговом, проникновение на который якобы грозит смертью простым людям. С давних времен шаманы тут проводили свои ритуалы, а чтобы посторонние сюда не лезли, распускали слухи о табу. Но экзальтированные интеллигенты, верящие в протоцивилизацию, в магические силы, действительно начинают трепетать вблизи таких мест. На нашей же экспедиции пребывание на острове никак не отразилось.
Гиперборейцы с восторгом описывали нам свои встречи со снежным человеком. По их рассказам, огромное, высотой пять метров, лохматое человекообразное существо время от времени скакало по берегу Ловозера, гугукая и издавая вопли.
Нашли мы этого йети, пообщались. Лешак оказался щуплым местным парнишкой. Жизнь в тех местах веселой не назовешь, вот он и придумал себе развлечение. Сшил из оленьей шкуры одеяние и в белые ночи, приняв на грудь, с удовольствием носится у озера (по прибрежной воде, чтобы не оставить следов), вызывая изумление у приезжих.»
Известно, что на Ловозере неоднократно гибли байдарочники, но нет никаких оснований связывать их гибель с какими-то мистическими явлениями. Погода в этих краях может поменяться в течение нескольких минут, при этом на озере внезапно подымается высокая, до пяти метров, волна. Местные жители знают, что может возникнуть волна, но не знают, в какой момент она подымется, а потому они никогда не идут по зрительно доступному пути. Они ходят вблизи от берега, по безопасному фарватеру. А приезжим подавай простор. Вот в своих утлых байдарках они и попадают под эту волну, переворачиваются. Никакой надувной жилет в этой ситуации не выручит. В безлюдных местах на помощь прийти некому, а в ледяной воде человек долго не протянет.
Что до видений, которые посещают гиперборейцев во время медитации в местах, избранных шаманами для камлания, то, по авторитетному заявлению аборигенов, снабжающих приезжих спиртными напитками, после трех бутылок водки может еще не такое пригрезиться...»

Эти наблюдения только подтверждают старую истину о том, что каждый видит только то, что хочет увидеть. Поклонники идей Барченко, развитых Деминым, видят следы цивилизации там, где их никогда не было...

Новость отредактировал HeiligSein483 - 10-06-2012, 00:22

Что мы знаем о северной цивилизации Гиперборее?

Исследователи древних мифов и легенд упоминают таинственный мир - Гиперборея. Эту страну называли еще Арктида.

Чтобы отыскать ее возможное расположение, надо обратить взор на северные территории планеты. Гиперборея - гипотетический древний материк или большой остров, который существовал на севере Земли, в районе Северного полюса, населенный некогда могущественной цивилизацией. Название следует понимать так: Гиперборея - это то, что находится на крайнем севере, «за северным ветром Бореем», в Арктике.

Гиперборея в мифах и легендах

До сих пор факт существования Гипербореи не имел подтверждения, кроме древнегреческих легенд и изображения этого участка суши на старых гравюрах, к примеру на карте Герарда Меркатора, изданной его сыном Рудольфом в 1595 г. На этой карте в центре имеется изображение легендарного материка Гипербореи, вокруг - побережье Северного океана с легко узнаваемыми современными островами и реками.


Следует заметить, сама эта карта породила немало вопросов у исследователей. По описаниям тех же древнегреческих летописцев, в Гипербореи якобы был благоприятный климат, там из центрального моря или крупного озера вытекали и впадали в океан четыре крупные реки, из за чего на карте Гиперборея выглядит как «круглый щит с крестом» (на картинке выше).

Гиперборейцы, жители идеальной по своему устройству Арктиды, были в особенности любимы богом Аполлоном. В Гипербореи существовали его жрецы и слуги. Согласно древнему обычаю Аполлон являлся в эти земли регулярно, каждый раз ровно через 19 лет.

Может быть, некоторые астрономические данные помогут понять суть появления гиперборейского Аполлона. Лунные узлы возвращаются в исходную точку на орбите через 18,5 года. Все небесные тела в древние времена обожествлялись, Луна в Древней Греции стала Селеной, а к именам многих греческих богов, того же Аполлона, а также хорошо известных героев, к примеру Геракла, добавлялся общий эпитет - Гиперборейский…

Жители страны - гиперборейцы, так же как и эфиопы, феаки, лотофаги, относились к числу народов, близких к богам и любимых ими. Жители Гипербореи наслаждались радостным трудом с молитвами, песнями, танцами, пирами и всеобщим непроходящим весельем. В Гиперборее даже смерть наступала только от усталости и пресыщения жизнью. Обряд прерывания земного пути был простым - испытав все виды наслаждения и устав от жизни, старые гиперборейцы как правило бросались в море.

Мудрые гиперборейцы владели огромным количеством знаний, самых передовых на тот момент. Именно выходцы из этих краев, аполлоновские мудрецы Абарис и Аристей, считавшиеся и служителями, и ипостасью Аполлона, учили греков слагать поэмы и гимны, впервые открыли основные премудрости, музыку, философию. Под их руководством был сложен легендарный Дельфийский храм… Эти учителя, согласно летописи, владели и символами бога Аполлона, в числе которых назывались стрела, ворон, лавр с чудодейственной силой.

Плиний Старший о Гиперборее

Историк древнего мира Плиний Старший относился к описанию удивительной страны очень серьезно. Из его записей почти однозначно прослеживается расположение малоизвестной страны. Добраться в Гиперборею, согласно Плинию, было трудно, но не так уж и невозможно. Необходимо было только перемахнуть через некие северные Гиперборейские горы:

«За этими горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ… который называется гиперборейцами, достигает довольно преклонных лет и прославлен чудесными легендами… Солнце светит там на протяжении полугода, и это только один день, когда Солнце не скрывается… от весеннего равноденствия до осеннего. Светила там восходят лишь один раз в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем… Страна эта находится вся на Солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью… Нельзя сомневаться в существовании этого народа…»

Существует еще одно косвенное доказательство былого существования высокоразвитой полярной цивилизации.

Карта Пири Рейса

За 7 лет до первого кругосветного путешествия Магеллана турок Пири Рейс составил карту мира, на которой обозначались не только Америка и Магелланов пролив, но и Антарктида, которую русским мореплавателям предстояло открыть только через 300 лет… Береговая линия и некоторые из подробностей рельефа представлены на ней с такой точностью, какой возможно достигнуть лишь при аэрофотосъемке, а то и съемке из космоса. Самый южный континент планеты на карте Пири Рейса лишен ледового покрова! На нем имеются реки и горы. В некоторой степени изменены расстояния между континентами, что подтверждает факт их дрейфа.

В короткой записи в дневниках Пири Рейса говорится о том, что он составил свою карту основываясь на материалах эпохи . Откуда знали об Антарктиде в IV столетии до н. э.?

Любопытен такой факт: в 70-е годы XX века советская антарктическая экспедиция смогла установить, что покрывающему континент ледовому панцирю по крайней мере 20 000 лет. Выходит, что возраст реального первоисточника информации составляет как минимум 200 столетий. А если так, напрашивается вывод: когда карта составлялась, вероятно, на Земле существовала развитая цивилизация, которая в столь глубокой древности смогла достигнуть таких невероятных успехов в картографии.

Претендентами на звание лучших картографов тех времен могли быть гиперборейцы. Благо они жили также на полюсе, только не на Южном, а на Северном. Оба полюса в те времена были свободны ото льда и холода. Способность летать, имевшаяся у гиперборейцев, согласно легендам, делала обычными полеты от полюса к полюсу. Может быть, этим и можно объяснить, почему оригинальная карта была составлена так, будто бы наблюдатель находился на земной орбите…

Но в скором времени, как мы уже знаем, полярные области покрылись льдом… Считается, что погибшая в результате климатического катаклизма высокоразвитая цивилизация Гипербореи оставила после себя потомков - ариев, а те в свою очередь - славян…

В поисках Гипербореи

Поиски Гипербореи сродни поискам , с той лишь разницей, что от затонувшей Гипербореи все-же осталась часть суши - это север нынешней России. Впрочем, некоторые трактовки позволяют предположить, что Атлантида и Гиперборея - вообще один и тот же материк… В некоторой степени к разгадке великой тайны должны подойти будущие экспедиции. На севере России многочисленным геологическим партиям не раз доводилось сталкиваться со следами деятельности древних цивилизаций.

1922 год — в районе Сейдозера и Ловозера в Мурманской обл. прошла экспедиция под руководством Варченко и Кондиайна, занимавшаяся этнографическими, психофизическими и просто географическими исследованиями. Поисковиками был обнаружен необычный лаз, уходящий под землю. Проникнуть внутрь исследователям не удалось - мешал странный безотчетный страх, почти осязаемый ужас, буквально рвущийся наружу из черного зева. Один из местных жителей говорил, что «ощущение было таким, словно с тебя живьем сдирают кожу!» Сохранилась коллективная фотография (напечатана в «НГ-наука», октябрь 1997г.), на которой рядом с мистическим лазом сфотографировались 13 членов экспедиции.

По возвращении в Москву материалы экспедиции были тщательно изучены, в том числе и на Лубянке. Дело в том, что экспедицию А.Барченко еще на стадии подготовки поддержал лично Феликс Дзержинский. И это в самые голодные для Советской России годы, сразу по окончании гражданской войны! Как видно, у экспедиции были очень важные задачи. Разобраться, за чем именно ездил на Сейдозеро Барченко, сейчас сложно, сам он был репрессирован и расстрелян, а добытые им материалы никогда и нигде не были опубликованы.

В 90-х годах прошлого века, доктор философских наук В.Н.Демин обратил внимание на довольно скудные дошедшие до нас воспоминания о находках Барченко, а когда подробно изучил местные легенды и сравнил их с греческими, то пришел к выводу: следы древней цивилизации следует искать здесь.

Места эти в действительности удивительные. У местных жителей Сейдозеро по сей день вызывает благоговейный страх или по крайней мере уважение. Всего 100–200 лет назад его южный берег был самым почетным местом погребения в каменную могилу для шаманов и других уважаемых членов саамского народа. Для них название Сейдозеро и загробный рай были просто одним и тем же. Там даже ловить рыбу разрешалось лишь один день в году…

В советские времена зона северней озера считалась стратегической сырьевой базой - здесь обнаружили большие запасы редкоземельных металлов. Сейчас Сейдозеро и Ловозеро славятся частыми проявлениями разных аномальных явлений. К примеру, есть сообщения о появлении в этих местах легендарного снежного человека…

В 1997–1999 годах в том же месте под руководством В.Демина были снова предприняты поиски, только на этот раз - остатков древней цивилизации Гипербореи. И новости не заставили себя ждать. Экспедициями были обнаружены несколько разрушенных древних строений, в том числе каменная «обсерватория» на горе Нинчурт; каменные «дорога», «лестница», «этрусский якорь»; странная металлическая «матрешка». Исследованы несколько изображений «трезубца», «лотоса», а также известное всем местным старожилам гигантское (70 м) наскальное крестообразное изображение человека - «старика Койву». Как гласит легенда, это побежденный и вмурованный в скалу южней Карнасурты «чужой» шведский бог…

Но, как выяснилось, «старик Койву» сложен из почерневших камней, по которым веками сочится из скалы вода. С другими находками также не все так просто. Профессиональные геологи и археологи скептически относятся к вышеназванным находкам, считая их не чем иным, как игрой природы, сооружениями саамов давностью до нескольких столетий и остатками деятельности советских геологов в 1920-30 гг. Но критика полезна, потому как заставляет исследователей искать дополнительные доказательства.

Классический пример: Генрих Шлиман обнаружил Трою там, где ее «не должно быть». Чтобы повторить такого рода успех, надо как минимум быть увлеченным. Все оппоненты профессора Демина как раз и называют его сверхувлеченным.

Некогда климат нынешнего российского Севера был гораздо более благоприятен. Как написал Ломоносов, «в северных краях в древние веки великие жары бывали, где слонам родиться и размножаться… можно было». Возможно, резкое похолодание наступило как результат какого-то катаклизма или небольшого смещения земной оси (согласно вычислениям древних вавилонских астрономов и египетских жрецов, это произошло 399 000 лет назад). Но вариант с поворотом оси «не срабатывает». Ведь согласно древнегреческим летописям, высокоразвитая цивилизация существовала в Гиперборее всего несколько тысяч лет назад, и именно на Северном полюсе или рядом с ним. Это видно из описаний, и этим описаниям следует доверять, потому как нельзя придумать и описать полярный день именно таким, каким он виден только на полюсе и нигде больше.

Где находилась Гиперборея?

Если задаться вопросом о конкретном нахождении Гипербореи, ясного ответа нет, так как возле Северного полюса нет даже островов. Но… есть мощный подводный хребет, названный в честь первооткрывателя хребтом Ломоносова, рядом - хребет Менделеева. Они в действительности ушли на дно океана сравнительно недавно - по геологическим меркам. Если так, то жители гипотетической Гипербореи, хотя бы некоторые из них, вполне имели время перебраться на нынешний континент в районе Канадского арктического архипелага, Кольского или Таймырского полуостровов, а скорей всего - России, восточнее дельты Лены. Именно там, где, согласно легендам, спрятана «Золотая баба».

Если Гиперборея — Арктида не миф, то как объяснить теплый климат на большой околополюсной территории? Мощное геотермальное тепло? Маленькая страна вполне может согреваться теплом фонтанирующих гейзеров (как Исландия), но от наступления зимы это не спасет. Да и в сообщениях древних греков нет упоминания о густых шлейфах пара, а не заметить их было бы нельзя. Но возможно, эта гипотеза имеет право на существование: вулканы и гейзеры обогревали Гиперборею, а потом в один прекрасный день они же и сгубили ее…


Смерть Маяковского.

Вряд ли найдется в России человек, который не читал или не слышал о трагическом конце Маяковского. Со, школьных лет нам внушали и до сих пор внушают уже нашим детям лишь одну мысль о естественности самоубийства поэта на почве его запутанных любовных отношений, осложненных творческими неудачами, нервозностью, а также долгим нездоровьем. Многие из друзей поэта поддерживали скупую официальную версию, посчитавшую мотивом самоубийства «причины личного порядка».

Заявленная в день смерти поэта, она фактически свернула следствие на формальный путь констатации этого вывода, уводя его от ответа на многочисленные вопросы. Подробной разработкой и «обслуживанием» этой версии практически занялись историки литературы, находившиеся под неусыпным присмотром цензуры, введенной властями через несколько часов после выстрела и действующей — уже негласно — до наших дней.

Доводы же литераторов сводились к перечню фактов, совокупность которых и привела будто бы Маяковского к самоубийству: осенью 1929 года поэту отказали в визе во Францию, где он собирался жениться на Т. Яковлевой; тогда же он получил известие о замужестве самой Т. Яковлевой; болезненное состояние усугубилось неприятием критикой его «Бани»; в апреле 1930 года расстроились личные отношения поэта с В. Полонской, которую поэт любил и с которой хотел создать семью; и главное — Маяковский оставил предсмертное письмо, где объяснил причины добровольного ухода из жизни.

Действительно ли Маяковский хотел в Париж?

Начало сомнениям Скорятина относительно добровольного ухода поэта из жизни положило отсутствие сколь-нибудь серьезных доказательств отказа ему в получении визы для поездки в Париж, которая должна была якобы закончиться браком с Т. Яковлевой. Здесь надо отметить не только особую роль Лили Брик в распространении этой версии, но и особую цель, которую она при этом преследовала. Дело в том, что совместная жизнь с поэтом вполне удовлетворяла Бриков, поскольку она давала много заметных материальных преимуществ. Поэтому Брикам не хотелось отпускать от себя Маяковского — ведь его намерение создать свою семью привело бы к обязательному разъезду. Поэтому, когда Маяковский в октябре 1928 года отправляется в Ниццу на свидание со своей двухлетней дочерью Элли и ее матерью американкой Елизаветой Зиберт (Элли Джонс), сестра встревоженной этим обстоятельством Л. Брик (Эльза) знакомит Маяковского с красивой эмигранткой из России Татьяной Яковлевой. Возвращаться на Родину она не собирается, а Маяковский тоже ни за что не останется за границей. А флирт с Т. Яковлевой, по мнению Л. Брик, отвлечет поэта от отцовских забот.

Но как только поэт влюбляется всерьез и у него появляется твердое намерение связать, свою жизнь с Т. Яковлевой, Брики, после приезда Маяковского в апреле 1929 года из Парижа в Москву, знакомят его с 22-летней эффектной В. Яблонской, актрисой МХАТа.«Внезапно вспыхнувшее увлечение Маяковского,- пишет Скорятин,- как бы отодвигало Т. Яковлеву на второй план и исключало женитьбу на ней. Такой поворот вполне устраивал Бриков. Полонская в Москве. Случись что-то непредвиденное, есть возможность намекнуть на возможную огласку ее отношений с поэтом». Ведь В. Полонская была замужем за актером Яншиным.

Маяковский начинает понимать, что его любовь к Т. Яковлевой без будущего, и 5 октября 1929 года он отправляет в Париж последнее письмо. Поездка в Париж теряла для Маяковского смысл и по другой причине. 11 октября 1929 года Л. Брик получает письмо от сестры Эльзы, где говорилось, что «Яковлева… выходит замуж за виконта». Отметим при этом две детали: намеренность Лили Брик в доведении этого сведения до поэта и то, что в комнате при этом находились В. Полонская с мужем, а также то, что Эльза в письме значительно опережает события.

Поэтому, когда Скорятин проверил архивные документы, то не удивился тому, что обнаружил: Маяковский не писал заявления о получении визы и не получал никакого отказа. Значит, эта ситуация никоим образом не могла влиять весной 1930 года на настроение поэта и не давала ему повода к серьезным переживаниям, которые, как считалось, и привели его к трагедии 14 апреля.

Весной 30-го года Маяковский огорчен идейной размолвкой с РЭФом, бойкотом бывших своих соратников его выставки, переживает неудачу с «Баней». А тут еще сильная болезнь горла, возможно, грипп. Он не скрывает своего недомогания, стремясь чаще бывать на людях, чтобы побороть тоскливее настроение. Одним он казался в это время мрачным, другим — надломленным, третьим — потерявшим веру в свои силы. Скорятин отмечает, что «эти мимолетные наблюдения, объединившись впоследствии с домыслами и слухами, обернулись прочной подпоркой для официального сообщения о самоубийстве».

В это время Маяковский все более привязывается к Веронике Полонской и связывает с ней все свое будущее. Не первый раз он решал «строить семью», но всегда наталкивался на упорное сопротивление Лили Брик, пускающей в ход женские уловки, ухищрения, истерику,- и Маяковский отступал. Странная это была жизнь втроем… Весной 1930-го он решает отделиться от Бриков во что бы то ни стало, чувствуя огромную тягу к нормальной собственной семье. Ведь с Бриками он был, в сущности, одинок и бесприютен. Отношения с В. Полонской заставляют его действовать. 4 апреля он вносит деньги в жилищный кооператив РЖСКТ им. Красина (после смерти поэта туда переселятся Брики), просит помочь В. Сутырина (из ФОСП) с квартирой, чтобы уехать от Бриков раньше, чем те возвратятся из-за границы. Но не успел…

Вечером 13 апреля Маяковский отправился в гости к В. Катаеву. Там были и Полонская с Яншиным. Разошлись поздно, в третьем часу. Наступил понедельник 14 апреля. Маяковский появился у В. Полонской в 8.30. Они уехали на такси в роковую квартиру в Лубянском. Там Полонская предупредила, что в 10.30 у нее важная репетиция и она не может опаздывать. Когда она успокоила Маяковского, требовавшего, по ее словам, чтобы она у него сейчас осталась, то сказала, что любит его, будет с ним, но не может остаться. Яншин не перенесет ее ухода в такой форме. «Я вышла. Прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел… Я закричала. Заметалась по коридору… Вероятно, я вошла через мгновение. В комнате еще стояло облачко дыма от выстрела. Владимир Владимирович лежал на полу, раскинув руки…»

Скорятин замечает, что «тогда никто, из присутствовавших не слышал, чтобы Полонская говорила о револьвере в руках поэта, когда она выбегала из комнаты». Эта важная подробность сразу бы все объяснила: Полонская выбегает — Маяковский тут же стреляет в сердце. И никаких сомнений в самоубийстве. Может, к тому моменту следователям еще не удалось принудить Полонскую, чтобы она согласилась с «все объясняющей» версией?

Скорятин обратил внимание на то, что все, прибежавшие сразу после выстрела, застали тело поэта лежащим в одном положении («ногами к двери»), а явившиеся позже — в другом («головой к двери»). Зачем передвигали тело? Может, в той суматохе кому-то понадобилось представить такую картину — в момент выстрела поэт стоял спиной к двери, вот пулевой удар в грудь (изнутри комнаты) и опрокинул его навзничь, головой к порогу. Несомненное самоубийство! А если бы он стоял лицом к двери? Тот же удар опять-таки опрокинул бы его навзничь, но уже ногами к двери. Правда, в таком случае выстрел мог произвести не только сам поэт, но и кто-то, внезапно появившийся в дверях… Приехавший первым руководитель секретного отдела ГПУ Я. Агранов сразу взял следствие в свои руки. Л. Краснощекова вспоминала, что она уговаривала Агранова подождать Лилю, но он сказал, что похороны будут «завтра или послезавтра», и Бриков ждать не будут. Потом, видимо, Агранов сообразил (или ему кто подсказал), что столь поспешные похороны, несомненно, вызовут ненужные подозрения.

К вечеру приехал скульптор К. Луцкий, снявший маску с лица Маяковского. 22 июня 1989 года в ленинградской телепрограмме «Пятое колесо» художник А. Давыдов, показывая эту маску, обратил внимание телезрителей, что у покойника сломан нос. Значит, Маяковский упал лицом вниз, предположил он, а не на спину, как бывает при выстреле в самого себя. Затем прибыли прозекторы, чтобы изъять мозг поэта для научных исследований в Институте мозга. То, что фамилия Маяковского оказалась в «ряду избранных», показалось Скорятину «верным знаком того, что ход трагических событий контролируют всемогущие силы».«Около полуночи,- вспоминает Е. Лавинская, — из столовой раздался голос Агранова. Он стоял с бумагами в руках и читал вслух последнее письмо Владимира Владимировича. Агранов прочел и оставил письмо у себя».

А вскрытия тела, как полагается по следственным законам, так и не было проведено, если бы не В. Сутырин, потребовавший вскрытия 16 апреля, когда до него дошли слухи о неизлечимой венерической болезни Маяковского, якобы и приведшей его к самоубийству («Стремительная болезнь» — так было сказано даже в официальном некрологе «Памяти друга» в «Правде», подписанном Я. Аграновым, М. Горбом, В. Катаняном, М. Кольцовым, С. Третьяковым, Л. Эльбертом и другими). Результаты вскрытия показали, что злонамеренные сплетни не имели под собой никаких оснований. Но этот вывод опубликован не был.

Взял себе Агранов и ту фотографию, которую Е. Лавинская увидела в его руках, когда он показывал ее в клубе ФОСП кучке лефовцев: «Это была фотография Маяковского, распростертого, как распятого на полу, с раскинутыми руками и ногами и широко открытым в отчаянном крике ртом… Мнеобъяснили: «Засняли сразу, когда вошли в комнату Агранов, Третьяков и Кольцов. Больше эту фотографию я никогда не видела». (Скорятин думает, что снимок сделан до прибытия следственной группы.)Приехали Брики, гостившие, как многие знали, у матери Лили Юрьевны — Е. Каган, работавшей в советском торгпредстве в Лондоне. О том, кто и как разыскал заграницей ее с мужем, Брик никогда не рассказывала.

Одни Брики, пожалуй, ничему не удивились. Для них гибель поэта никогда никакой тайны не представляла. К. Зеленский вспоминает, как убеждал его Осип Брик: «Перечитайте его стихи и вы убедитесь, как часто он говорит… о своем неизбежном самоубийстве». Лиля Брик приводила другие мотивы якобы неизбежного самоубийства поэта: «Володя был неврастеником. С 37-градусной температурой он чувствовал себя тяжелобольным. Едва я его узнала, он уже думал о самоубийстве. Предсмертные прощальные письма он писал не один раз». Л. Брик все было ясно.

Проследим за мыслью Валентина Ивановича Скорятина, единственного человека, всерьез задумавшегося над так называемым «предсмертным письмом» Владимира Маяковского. Может, нам тоже станет кое-что ясно — и не только о поэте, но даже и о самой Лиле Брик.

Предсмертное письмо: документ или фальшивка?

Вот его текст, всегда цитировавшийся для доказательства намерения поэта покончить с собой (и комментарий Скорятина):

Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите, — это не способ (другим не советую) — но у меня выходов нет. Лиля — люби меня.

Товарищ правительство, моя семья- это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят — «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо оставаться.

Прежде всего, обратимся к строке, где поэт перечисляет состав «семьи». Родных он упоминает дважды. Но там, где обращение носит чисто эмоциональный характер, они названы первыми, а в том месте, где, по сути, перечисляются наследники, родные почему-то оказываются после Л. Брик. (Позже право на наследство будет закреплено Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР: 1/2 часть назначена Л. Брик, по 1/6 — матери и сестрам, В. Полонской, в нарушение воли поэта, не достанется ничего). Но, собственно, не это воистину неправедное решение вызывает недоумение, а сам нравственный смысл подобного «списка». Общеизвестно, что Маяковский, в общественной полемике допускавший резкость, был предельно благороден с людьми близкими. Почему же, обращаясь к «товарищу правительству», он столь неосторожно бросает тень… нет, не на Л. Брик (она в официальном мнении давно уже слыла неофициальной женой поэта при официальном муже), а, прежде всего, на замужнюю молодую женщину? Мало того, обнародовав связь с ней, он тут же еще раз унижает ее восклицанием: «Лиля — люби меня».

И ладно бы письмо составлялось наспех, в смертном томлении последних минут, но на сдвоенном листке из гроссбуха стоит дата — 12 апреля. Бросается в глаза и другое: почему, готовясь к решающему разговору с возлюбленной, Маяковский заранее, уже 12 апреля, предопределяет исход еще не состоявшегося с нею разговора — «любовная лодка разбилась…»? Да ведь и не разбилась, в общем-то: как мы знаем, предложение поэта было принято Вероникой Витольдовной…

Впрочем, стихи к Полонской не относились. Они были написаны поэтом… еще в 1928 году. Набросок переносился поэтом из одной записной книжки в другую. И вот пригодился для обращения… к правительству. Выходит, Маяковский, не напрягая ни ума, ни сердца, взял свои старые заготовки и вмонтировал их в свое предсмертное письмо, дезориентировав всех по поводу адресата? Не говорю уже о финансовых расчетах в конце письма. О чем думает человек перед лицом вечности? Какие налоги, какой ГИЗ! Хочешь не хочешь, а приходится в чем-то соглашаться с В. Ходасевичем.

Приходится, да что-то мешает. Никак не укладывается в голове, что такое вот, прямо скажу, суетное письмо вышло из-под пера поэта. Впрочем, как раз… не из-под пера. По газетам, перепечатавшим письмо, читателям было не понять, что оригинал написан… карандашом.

Известно, что заполучить ручку поэта даже на короткое время было весьма трудно. Да и подделать почерк «чужой» авторучкой почти невозможно, Но все эти сложности устраняются, если воспользоваться… карандашом. А уж сам почерк — сущий пустяк для профессионалов из ведомства Агранова. И если допустить это предположение, то развеваются все огорчительные недоумения по поводу карандашного текста. Письмо, как и многие другие вещественные доказательства, «взял себе» Агранов. Известно, что даже члены правительства при разделе наследства Маяковского руководствовались не подлинником, а… его газетной перепечаткой (факт беспрецедентный!)«.

Найденные Скорятиным заметки кинорежиссера С. Эйзенштейна говорят, что он, отмечая в предсмертном письме «близость ритмического строя» к «блатной одесской поэзии», а так же «юродскому фольклору» времен гражданской войны (намекая тем самым на невозможность Маяковского быть автором письма), делает однозначный вывод: «Маяковский никогда ничего подобного не писал!» И еще: «Его надо было убрать. И его убрали…»Оскорбительный тон письма по отношению к матери и сестре, а также беспрецедентное нарушение их наследственных прав доказывают, что ничего подобного поэт не писал.

С Полонской Маяковский провел самый трагический год и хотел ввести ее в свой новый дом как жену. Упомянутая в предсмертном письме Маяковского как член его семьи, она была ловко отодвинута от каких-либо прав на наследство поэта. Достались ей лишь тягостные беседы с Сырцовым да с Аграновым, сплетни, скорый развод с мужем и двусмысленное положение в обществе, когда Л. Брик почему-то считалась «вдовой Маяковского», будучи не разведенной с О. Бриком, а она, Полонская, по сути — «нелегальной» возлюбленной поэта. И в страшном сне не могло присниться молодой актрисе, какая неблагодарная роль уготована ей в этом театре абсурда Бриков.

Учитывая, что с 1930-го по 1958 год письмо лежало в сверхсекретных архивах ОГПУ, а затем в Политбюро ЦК КПСС, можно утверждать, что оно было фальшивкой, составленной в органах ОГПУ и призванной убедить всех в качестве главного доказательства самоубийства Маяковского.

«Уголовное дело № 02-29»

Несколько лет тому назад после многочисленных поисков Скорятину удается получить в секретном архиве «Уголовное дело № 02-29, 1930 года, народного следователя 2 уч. Баум. района г. Москвы И. Сырцова о самоубийстве В. В. Маяковского». Приведем из милицейского протокола лишь некоторые факты, вызвавшие серьезные недоумения:
в протоколе не упомянуто предсмертное письмо;
не упомянут календарь, о котором сообщает В. Полонская. Сейчас календарь в Музее Маяковского есть;листки календаря от 13,14 апреля, вырванные Маяковским, исчезли;
не был найден и допрошен «книгоноша» (не приходил ли под видом его человек, участвующий в подготовке убийства?);экспертиза рубашки Маяковского не проводилась. Рубашку взяла себе Л. Брик и сдала ее в музей только 24 года спустя. Нельзя поручиться за то, что с ней не «поработали» таким образом, чтобы она соответствовала версии о самоубийстве.

Этот протокол, передающий странное и бесспорное вмешательство в дело Агранова и его «коллег», был затем вместе с делом передан почему-то следователю И. Сырцову, в ведении которого находился другой участник района. Сырцов оказался для Агранова, видимо, более сговорчивым. Противоречия между воспоминаниями В. Полонской и ее показаниями следователю, на взгляд Скорятина, объясняются тем, что она писала их восемь лет спустя и не для широкой публики, и ей, видимо, казалось, что проклятые допросные страницы навсегда канули в безвестность.

Что касается протокольных показаний («был назойлив», «не собиралась уходить от мужа»), то именно такую версию и хотел получить от нее следователь И. Сырцов. 14 апреля И. Сырцов после допроса В. Полонской на Лубянском заявляет: «Самоубийство вызвано причинами личного порядка»,- что на следующий день будет опубликовано в печати. 15 апреля Сырцов делает в расследовании внезапный «беспричинный» перерыв, который Скорятин объясняет тем, что в этот день Сырцов получал на Лубянке необходимые инструкции для дальнейших действий. В деле есть документ, говорящий об остром интересе к смерти поэта со стороны сразу двух подразделений ОГПУ: контрразведывательного (Гендин) и секретного, которым руководил Агранов, в руках которого потом оказались все нити дела. Вероятно, ГПУ смутила в записи допроса фраза: «Я вышла за дверь его комнаты…» Выходит, поэт на какое-то время оставался один, а это могло породить всевозможные толки.

«Опасения гэпэушников были не напрасны,- развивает догадку В. Скорятин,- ибо вопрос, где находилась Полонская в момент выстрела, вызвал немало кривотолков. Ю. Олеша писал в Берлин В. Мейерхольду 30 апреля 1930 года: «…Она выбежала с криком „Спасите“, и раздался выстрел…» А сестра поэта Людмила Владимировна считала, что Полонская не только «вышла за дверь его комнаты», а уже «сбегала с лестницы». В своей тетрадке она записала: «Когда сбегала с лестницы П. (Полонская) и раздался выстрел, то тут же сразу оказались Агран. (Агранов), Третьяк. (Третьяков), Кольцов. Они вошли и никого не пускали в комнату».

Материалы дела так и не дали ответа на вопрос: успела ли Полонская выбежать из комнаты Маяковского или из квартиры, или же выстрел произошел при ней? Не дали, потому что, видимо, такой ответ просто был не нужен. Вся поспешность и незавершенность, считает Скорятин, объясняется тем, что Сырцов явно «гнал» дело, и уже 19 апреля он закрывает его, вынося постановление, где единственный раз упоминается предсмертное письмо-«записка».

В прокуратуре в дело добавляется еще один документ: «Расписка. Мною получены от П. М. О, пр-ра т. Герчиковой обнаруженные в комнате Владимира Владимировича Маяковского деньги в сумме 2113 руб. 82 коп. и 2 золотых кольца. Две тысячи сто тринадцать рублей 82 к. и 2 зол. кольца получила. Л. Брик. 21.4.30».

«Лиля Юрьевна,- комментирует В. Скорятин,- не состоявшая (при живом-то муже!) ни в каких официальных родственных отношениях с Маяковским, ни с того ни с сего получает деньги и вещи, найденные в его комнате, а затем и все его наследство- и в материальных ценностях, и в бесценных архивах, являющихся, по существу, народным достоянием. Особый цинизм этой ситуации вот в чем. В письме сестры поэта Ольги Владимировны, отправленном родственникам несколько дней спустя после трагедии, сказано: „12-го я с ним говорила по телефону… Володя мне наказал прийти к нему в понедельник 14-го, и, уходя из дома утром, я сказала, что со службы зайду к Володе. Этот разговор 12-го числа был последний“. Ясно же, что „Володя“ приготовил конверт для сестры с пятьюдесятью рублями как обычную, заурядную помощь семье. И вот это-то пособие выдается в материалах дела чуть ли не за окончательный, предсмертный будто бы расчет поэта со своими близкими! Не говорю уже о том, что этот факт лучше всего свидетельствует: у поэта и мысли не было уйти из жизни по своей воле».

Добавим к словам В. Скорятина, что все поведение Брик как нельзя лучше свидетельствует о многочисленных направлениях личной заинтересованности Л. Брик и ее мужа в этом деле, о ее обширных связях с чекистскими кругами, сложившимися у нее благодаря работе мужа в ЧК еще с 1920 года (сначала в спекулятивном отделе, а потом «уполномоченным 7-го отделения секретного отдела»). Как обнаружил Скорятин, и сама Лиля была агентом этого ведомства. Номер ее чекистского удостоверения — 15073, а Осипа Брика- 25541. Понятно, какая организация помогла Брикам срочно уехать в феврале 1930 года из Москвы, чтобы оставить поэта в одиночестве. В связи с этим рассуждением Скорятина становится понятно, зачем Лиля Брик организует в 1935 году передачу своего письма через Агранова Сталину. Сталинская резолюция («Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи») должна была заставить советских издателей выпускать сочинения Маяковского огромными тиражами, в чем непосредственно, как наследница, была заинтересована Лиля Брик.

После сказанного Скорятиным напрашивается естественный вывод: Л. и О. Брики не могли не знать, что Маяковский в скором времени будет убит. Все их поведение это доказывает.

Сколько недоумений, нарушений, вопросов вызвало это дело о таком простом и обыкновенном самоубийстве «по личным мотивам», окруженное, тем не менее, строжайшей секретностью. Но все вопросы и проблемы исчезают или объясняются, если считать, что поэт был убит. Такой вывод делает и Скорятин. И тогда остается уже действительно последний вопрос: зачем это было сделано и кем? Скорятин допускает, что до конца жизни «поэт был верен романтическим идеалам революции. Но все чаще в его „партийные книжки“ врывались ноты трагического разочарования, и все натужней он воспевал реальность. Зато крепло сатирическое обличение „дряни“. В ходе набирающего силу ликования по поводу успехов — голос поэта начинал звучать опасным диссонансом. Появились и грозные предупреждающие сигналы: ошельмованы спектакли по пьесам „Клоп“ и „Баня“, снят портрет из журнала, все озлобленней травля в печати».

Размышляя над тем, как быстро сужался круг чекистов вокруг поэта в последний месяц, Скорятин считает это не случайным. (К нему на квартиру сразу после отъезда Бриков переезжает Л. Эльберт, работавший еще в 1921 году в ВЧК зам. нач. инф. отдела и особоуполномоченным иностранного отдела, занимавшегося шпионажем и международным терроризмом, зачастила, семья чекистов Воловичей, и, наконец, заходил Я. Агранов, о котором Роман Гуль пишет: «При Дзержинском состоял, а у Сталина дошел до высших чекистских постов кровавейший следователь ВЧК Яков (Янкель) Агранов… ставший палачом русской интеллигенции. Он… уничтожил цвет русской науки и общественности… Это же кровавое ничтожество является фактическим убийцей замечательного русского поэта Н. С. Гумилева…») Маяковский, видно, не понимал, «с каким всепожирающим огнем он играет», соприкасаясь с какими-то тайнами ГПУ. И потому для выводов об убийстве поэта есть самые серьезные основания. Анализ последних дней поэта говорит о том, что убийство готовилось под руководством ГПУ 12 апреля, но по каким-то причинам сорвалось. (Блестящая догадка Скорятина, объясняющая, почему на якобы предсмертном письме поэта стоит эта дата.) Наплыв сотрудников ГПУ 14 апреля (из секретного отдела, контрразведки и оперода, занимавшегося арестами, обысками, провокациями, терактами), считает Скорятин, с одной стороны, бросает тень на репутацию пролетарского поэта, вынуждая нас сегодня подозревать его не только в творческом сотрудничестве с режимом, а с другой — может стать свидетельством недоверия властей к поэту.

Скорятин установил, что в день гибели Маяковского активность сотрудников ГПУ была явно выше, чем в другие дни. Видимо, давно обнаружив слежку, поэт и был от этого постоянно расстроен. Из показаний В. Полонской следует, что, когда она выбежала на улицу после выстрела, к ней подошел «мужчина, спросил мой адрес». То же самое произошло и с книгоношей, протокол допроса которого хранился десятилетиями в глубочайшем секрете. А книгоноша Локтев оказался в квартире, наверно, всего лишь за несколько минут до выстрела, потому что он случайно видел, как «Маяковский стоял перед ней к (Полонской) на коленях…». Из протокола же осмотра тела поэта явствует, что выстрел был произведен сверху вниз (поскольку пуля вошла около сердца, а прощупывалась около последних ребер внизу спины) «и похоже,- делает вывод Скорятин,- в тот момент, когда Маяковский стоял на коленях». Это последнее, к чему он пришел в расследовании.

Скорятин не нашел, кто убийца. Но своим исследованием он доказал, что советского официального мифа о самоубийстве поэта Маяковского больше не существует, что тайна этого трагического события им раскрыта- поэт Маяковский был убит.

Имя убийцы неизвестно. Зато нам известно, кому это было выгодно, кто был в этом заинтересован, кому не нравились его пьесы, желание написать поэму «Плохо» и многое из того, что уже родилось внутри него и только искало выхода. Отсюда его желание освободиться от ига Бриков, ставших ему давно духовно чуждыми людьми, порвать с чекистским окружением, желание говорить «во весь голос» то, что рождалось в его сердце. Не случайно в один из приездов в Париж он с поразительной откровенностью говорит Ю. Анненкову, «что коммунизм, идеи коммунизма, его идеал, это — одна вещь, в то время как „коммунистическая партия“, очень мощно организованная… и руководимая людьми, которые пользуются всеми выгодами „полноты власти“ и „свободы действия“, это — совсем другая вещь».

Не случайно колеблется его вера. Поздно вечером 13 апреля 1930 года «…у него вырвалось восклицание: «О Господи!». Полонская сказала: «Невероятно! Мир перевернулся. Маяковский призывает Господа. Вы разве верующий?» А он ответил: «Ах, я сам ничего не понимаю теперь… во что я верю!»

Если бы Маяковский захотел приспособиться, он бы написал поэму «Иосиф Виссарионович Сталин». Поэт на это не пошел, хотя ему наверняка настойчиво подсказывали. Но те главные ошибки, которые он сделал в жизни, и в поэзии (вставая художественным словом на сторону тех, кого надо было этого слова лишить), они были искренние. И как всякий человек, который искренне ошибается, тот и очень медленно прозревает. Но когда уж он прозреет, в нем родятся такая стальная воля, такая колоссальная мощь, дающиеся ему самой правдой его жизни, то с этим человеком уже не совладать. Он пойдет на все и сделает то, что надо сделать. И такой Маяковский рождался.
Я знаю силу слов,
я знаю слов набат.
Они не те,
которым рукоплещут ложи…

Разве не слышна эта колоссальная духовная мощь, только-только оперившаяся в неясные строчки, только-только вышедшая из души его сердца, но уже возвестившая, что старого Маяковского со своими бесчисленными томами своих «партийных книжек» больше никогда не будет, даже если для этого потребуется, чтобы не был он сам. Рождающийся заново Маяковский не хочет мириться с тем, с чем мирился раньше, не хочет больше слушать тех, кого слушал раньше, не хочет больше ни перед кем склоняться, а хочет БЫТЬ, чего бы это ему ни стоило. Он бросает вызов самой Смерти — …и та принимает его.

14 апреля 1930 года в Москве в квартире 12 дома № 3 по Лубянскому проезду было найдено тело поэта Владимира Маяковского. Причиной смерти стало самоубийство.

Неразделенная любовь

При жизни Маяковский имел много романов, хотя в официальном браке никогда не состоял. Среди его возлюбленных было немало русских эмигранток - Татьяна Яковлева , Элли Джонс. Самым серьезным увлечением в жизни Маяковского был романом с Лилей Брик. Несмотря на то, что она была замужем, отношения между ними сохранялись долгие годы. Более того, долгий отрезок своей жизни поэт жил в одном доме с семьей Брик. Этот любовный треугольник существовал несколько лет, пока Маяковский не встретил молодую актрису Веронику Полонскую , которой на тот момент исполнился 21 год. Ни разница в возрасте в 15 лет, ни наличие официального супруга не могли помешать этой связи. Известно, что поэт планировал с ней совместную жизнь и всячески настаивал на разводе. Эта история стала причиной официальной версии самоубийства. В день смерти Маяковский получил отказ от Вероники, что спровоцировало, как утверждают многие историки, серьезное нервное потрясение, которое привело к таким трагическим событиям. Во всяком случае, семья Маяковского, включая мать и сестер, считали, что вина за его смерть лежит именно на Полонской.

Маяковский оставил предсмертную записку следующего содержания: «ВСЕМ

В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама сестры и товарищи простите - это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. - Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам они разберутся. Как говорят - „инцидент исперчен“, любовная лодка разбилась о быт Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.

Душевные травмы

Как одну из теорий самоубийства историки рассматривают и тяжелые душевные переживания. 1930 год был не слишком удачным для поэта. Во-первых, он много болел. Во-вторых, Маяковского жёстко критиковали, считая, что он уже совсем „исписался“. Местные газеты видели в нем антисоветского писателя. На одной из встреч с читателями, которая состоялась за 2 дня до рокового события, он выслушал много нелестных отзывов в свой адрес. Сам Маяковский в этот период считал себя глубоко несчастным. Поэтому эта версия вполне имеет право на существование. Во многих исторических трудах можно найти информацию о том, что именно угнетенное эмоциональное состояние вместе с несостоявшейся любовью стали причиной такого поступка.

Беспорядочные связи способствовали появлению версии о сифилисе, который мог стать причиной самоубийства. Но большинство исследователей опровергают эту гипотезу, утверждая, что такой жизнелюбивый человек как Маяковский не мог свести счеты с жизнью только из-за этой болезни. Да и нет официальных доказательств, что поэт действительно болел. После смерти поэта криминалисты настояли на повторном вскрытии, чтобы окончательно убедиться в несостоятельности этой версии.

Политические мотивы

Также ходили слухи и о том, что поэта убили из идеологических соображений. Некоторые считали, что Маяковский с его бунтарским характером представляет опасность для советской власти. Действительно в последние годы он мог позволить себе нелестные высказывания, но это никак не относится к его гибели. Версия убийства не имеет никакой почвы. То, что поэт стрелял сам, официально подтвердили криминалисты.