Педагогический проект преемственность доу со школой. Проект (5 класс) на тему: образовательный проект "Организация преемственности начального и основного общего образования". Механизмы создания системы преемственности между учебными учреждениями

Проект «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС»

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.

Следует подчеркнуть, что проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Целью проекта является создание и апробация эффективности модели преемственных связей между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи проекта направлены на:

1. Изучение и анализ существующего опыта реализации ФГОС НОО (достижения, проблемы, перспективы).

2. Формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

3. Установление уровня преемственных связей ФГОС ДО И НОО.

4. Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

5. Разработку и согласование с начальной школой модели выпускника в соответствии с ФГОС.

6. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Основные формы работы со школой в ДОУ:

Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

Взаимопосещения специалистов дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждения;

Проведение совместных мероприятий (совместные спортивные праздники, развлечения и т. д.);

Проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы.

Работа с детьми:

Экскурсии в школу

Посещение школьной библиотеки, школьного музея

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Совместные праздники и соревнования.

Ожидаемый результат:

Проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, а именно: разработанная Программа преемственности между ДОО и начальной школой, которая будет способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.

Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т. к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.

Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада.Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....

Доклад: «Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы в соответствии с ФГОС»

Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни. Проблема преемст...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ Кесовогорская средняя общеобразовательная школа Образовательный проект Тема: «Организация преемственности начального и основного общего образования» Выполнила: у читель математики Смирнова О.В. П. Кесова Гора 2016

Актуальность: Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие – сложный момент в жизни ребёнка. Меняются, во-первых, в соответствии с возрастом, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое главное изменение - большое количество учителей со своими общими и индивидуальными требованиями. Совокупность этих факторов приводит к снижению качества знаний у о бучающихся, и, как следствие, потере интереса к процессу обучения. С этой проблемой мне самой пришлось столкнуться, так как второй год подряд я преподаю математику в 5 классах. Для подтверждения этого предположения -качество знаний учащихся 4 и 5 классов я показала на диаграммах.

Качество знаний учащихся 4 класса

Качество знаний учащихся 5 класса

Цели проекта: организация преемственности между начальным и основным образованием для предупреждения снижения качества знаний обучающихся

Задачи проекта: 1) изучить теоретический материал по проблеме преемственности в обучении; 2) проанализировать и выявить основные проблемы преемственности начальной и основной школы; 3) разработать пути решения этих проблем

Сроки реализации: ежегодно; Целевая аудитория: учащиеся 4-ых и 5-ых классов; План реализации проекта: 1. Изучение теоретического материала по проблеме преемственности в обучении; 2. Анализ преемственности начального и основного образования в нашей школе; 3. Организация Временной Творческой Группы учителей для решения выявленных проблем

1. Изучение теоретического материала по проблеме преемственности в обучении; « На принципе преемственности основаны все социальные институты обучения и воспитания» Проблема преемственности в образовании существовала всегда, но на разных этапах решалась по разному. В первые эта проблема остро встала в 50-е годы, в прежней десятилетней школе, тогда начальная школа была самостоятельной организацией. Несогласованность между 4 и 5 классами выражалась в различии методов обучения, в преподавании теоретических вопросов и в оформлении записей в тетрадях. Второй раз эта проблема обострилась в 70-е годы. Начальная школа перестала быть обособленным звеном и стала трёхлетней. В это время возникли большие нестыковки в уровне знаний выпускников начальной школы и учеников, приступающих к обучению в 4 классе. В процессе реформ общеобразовательной и профессиональной школы проблема преемственности встаёт третий раз в 80-е годы. Средняя школа становится 11-летней, обучение начинается с 6 лет, а начальная школа снова становится 4-х летней. На современном этапе, в связи с переходом на ФГОС, проблема преемственности снова обострилась и требует незамедлительного решения.

2. Анализ преемственности начального и основного образования в нашей школе Переход от младшей ступени образования к основной в с овременном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся: 1)Повышение требований к самостоятельности и ответственности школьников; 2) Возрастающая сложность предметного содержания обучения; 3) Вместо одного учителя – сразу много; 4) Больше учебных предметов; 5) Кабинетная система; 6) Несоблюдение методов и приёмов в обучении одному предмету; 7) Несогласованность требований к уровню знаний учащихся;

Организация Временной Творческой Группы ВТГ ВТГ формируется на 2 года(4и 5 классы) из учителей начальной школы, учителей предметников основной школы, которые будут работать в 5 классах. В её состав входит будущий классный руководитель, психолог и социальный педагог школы. Основная задача ВТГ помочь ученику, пришедшему из начальной школы, ч увствовать себя комфортно и в основной школе, сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера. Этапы работы ВТГ: Подготовительный этап Адаптационный этап Стабилизационный этап

Структура временных творческих групп. МО учителей начальных классов ВТГ Методический совет школы МО учителей гуманитарных наук МО учителей точных наук МО учителей естественных наук МО классных руководителей Служба психологического сопровождения

Подготовительный этап - 4 класс Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и основного звена 2. Эмоциональная подготовка педагогов основной школы к работе с детьми младшего подросткового возраста. 3. Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в основной школе. 4. Психологическое сопровождение. Задачи: Основные мероприятия 1. Учителя – предметники основной школы знакомятся с программой обучения начальной школы, изучают методику преподавания конкретного учителя 4 класса. 2. Взаимопосещение уроков учителями 4 и 5 классов. 3. Круглые столы с целью обсуждения общих методов и приёмов в обучении 4 . Оформление информационных карт выпускников начальной школы

Адаптационный этап – 1 полугодие 5 класса Задачи: Формирование адаптационно-развивающей среды в 5 классах Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся Формирование системы индивидуальной работы учителей-предметников и классных руководителей по устранению факторов, препятствующих успешной адаптации. Осуществление промежуточного контроля и его анализа успешности Основные мероприятия Круглые столы учителей 4 и 5 классов с целью определения путей взаимодействия и взаимопомощи. Вводные срезовые работы, позволяющие определить уровень подготовленности 5-тиклассников к обучению в основной школе. 3. Анализ результатов срезовых работ. Разработка памяток для учителей начальной школы. 5. Психолого-педагогическое сопровождение.

Рекомендации учителям начальной школы от учителей математики. Объективно оценивать уровень обученности и качества знаний у обучающихся начальной школы. 2. Приучать учащихся заканчивать урок со звонком, не давать дополнительного времени на выполнение контрольных и самостоятельных работ. 3. Приучить вести словарики математических терминов и определений. Приучить учить математические термины и определения. 4. Уделить особое внимание формированию навыков табличного сложения и умножения. Систематически проводить устный счёт. 5. Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления. Регулярно включать в устный счёт задания на табличное деление. 6. Чётко отрабатывать порядок действий при выполнении примеров в несколько действий. 7. Требовать выполнения краткой записи к задаче в виде схем и графических рисунков. 8. Регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге.

Стабилизационный этап – 2 полугодие 5 класса Задачи: Анализ результатов адаптационного периода; Определение путей решения вопросов и проблем, возникших в адаптационный период; 3. Создание бесконфликтной среды для пятиклассников. Круглые столы участников ВТГ с целью проведения анализа результатов адаптационного периода 2. Составление информационных таблиц на пятиклассников 3 . Создание бесконфликтной среды пребывания пятиклассников.

Прогнозируемые результаты: Стабилизация уровня обученности и качественных учебных показателей при переходе в основную школу. Как следствие: Успешная адаптация выпускников начальной школы в пятых классах. 3. Рост уровня удовлетворённости школьной жизнью. 4. Сохранение здоровья пятиклассников. Основным результатом реализации проекта является:

Спасибо за внимание!


Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 города Сызрани самарской области Структурное подразделение, реализующее программу дошкольного образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: Осуществление преемственности между детским садом и школой (Скоро в школу).
воспитатель первой квалификационной категории Автор проекта: Чинарова Татьяна Михайловна ГБОУ СОШ № 4 (Структурное подразделение, реализующее основную программу дошкольного образования) г.о. Сызрань
С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Анализ темы.
2. Актуальность проблемы.


5. Предполагаемый результат.
6.Механизм оценки результата.

8. Список используемых источников.
9. Приложение.
Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский

1. Анализ темы.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения.
Такую единую систему призвано и обязано решать наше ГБОУ, на данном этапе мы обязаны учесть федеральные государственные требования к программе дошкольного общего образования и их плавный переход к новым федеральным государственным стандартам нового поколения в школьном образовании.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка, то преемственность применительно к нашей теме проанализируем с позиции детского сада и с позиции школы.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Исходя из всего сказанного выше, следует, что вопрос о преемственности в работе ГБОУ – это вопрос о сохранении элементов уже приобретённого стереотипа в поведении и жизни первоклассника. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.
По введению ФГОС начального образования. В связи с нововведениями в законодательство РФ «Закон об образовании», ФГОС начального образования, требования к выпускникам ГБОУ так же изменились, и как следствие возникает потребность в введении форм и методов работы по осуществлению преемственности ГБОУ со школой.
В нашем детском саду реализуется «Комплексная программа воспитания и обучения в детском саду» под. ред. Васильевой М.А., Комаровой Т.С. Она соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
До введения ФГТ, преемственность осуществлялась следующим образом: изучение реализуемой программы, изучение работы учителя, совместные методические объединения, изучение работы воспитателя, совместное проведение мероприятий и праздников, посещение уроков в 1 классе воспитателями, совместные педагогические советы, посещение занятий в подготовительной группе учителем, родительские собрания с участием учителя будущего первого класса, помощь воспитателя и учителя в адаптации детей в 1 классе. Данная работа имела свои результаты. Дети легко адаптировались в школе, учились на хорошо и отлично. Давайте вспомним, какие предъявляли требования школа к модели выпускника: 1. организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего разностороннего развития дошкольников; 2. специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов в начальной школе.
Общая готовность к школе выражалась в достижении ребёнком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Она определяется наличием у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких, например, как математика и русский язык.
В проекте федеральных государственных требований определены конкретные характеристики и качества личности (тридцать пять) желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
2. Постановка проблемы.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. В условиях развития демократизации общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к права и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий содержании образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы.
Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "Радость детства". С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Одним из аспектов проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. Имеет свои специфические особенности, которые выражаются в том, что выпускник ГБОУ вступает в новую для него стадию развития. Ключевым моментом в реализации преемственности в обучении дошкольников и младших школьников является определение сущности ребенка к началу систематического школьного обучения. Одним из непременных условий реализации преемственности является единство содержательного и процессуального аспектов обучения. К характерным признакам содержательной преемственности в обучении предмету относятся: использование на каждом последующем этапе предметных ЗУН, полученных детьми на предыдущем этапе, то есть актуализация опорных результатов обучения; перспективный характер обучения,то есть возможность на каждом предыдущем этапе закладывать основы обучения предмету в дальнейшем и таким образом ориентировать на требования будущего. К признакам процессуальной преемственности относятся: учет ведущего типа деятельности, взаимосвязь методов, форм и средств обучения, то есть применение в ГБОУ форм, методов и средств, используемых при обучении младших школьников, и учет в младших классах тех форм, методов и средств, которые использовались в ГБОУ. Таким образом, преемственность в учебно-воспитательной работе старших дошкольников и младших школьников рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учетом его непрерывности формируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие развития личности:
Таким образом, в качестве основополагающего в настоящее время рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Тем не менее в решении данного вопроса существует ряд проблем:
1.Первая проблема состоит в том, что механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, как правило, нет, поэтому необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях. Такая согласованность обеспечит общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению, где основной целью образования в начальной школе является всестороннее общее развитие детей с учётом возросших возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становление учебной деятельности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.
2. Вторая проблема – несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым требованиям социума (исключение – системы развивающего обучения). Общая цель – обогатить общекультурное развитие ребёнка (расширить его информационное пространство, воспитать культуру восприятия чувств, отношений, сформировать систему ценностей и предпочтений.
3.Третья проблема – недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.
Анализ педагогического опыта показывает, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий.
Осуществление преемственности между ГБОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.
Готовить ребенка к школе - это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (же¬лание учиться) и развивать те специ¬фические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Таким образом, преемственность должна строиться:
на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
на единых целях воспитания и обучения детей;
на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Особым вопросом преемственности стоит вопрос о переходе в школу детей с особыми образовательными потребностями. Одним из путей оптимизации преемственности детского сада и школы в образовании детей является, разработка специального проекта по обозначенной проблеме.
Данная работа – попытка частично разработать щадящий путь перехода ребенка из детского сада в школу.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.
3. Цель, задачи педагогического проекта.
Цель проекта: Воспитание положительного отношения детей к школе. Обеспечить комплексное развитие ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, а так же сформировать психологическую готовность ребенка к школе.
Задачи проекта:
организация предметно-развивающей среды;
организация кружка;
развитие речевой деятельности ребенка;
сотрудничество между детьми, педагогами и родителями в подготовке ребенка к школе;
сохранение и поддержание индивидуальности ребенка, его физического и психического здоровья в период адаптации к школе;
стимулирование и активизация совместной деятельности детей, родителей и педагогов, в рамках проекта «Преемственность».

4. Рабочий план реализации проблемы.
Нормативно-правовая и документальная база
Указ Президента России Д.А Медведева "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации"
Закон РФ « Об образовании» в редакции федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от23.11.2009г. № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Целевая программа «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» п. 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280.
Вид проекта: долгосрочный, творческий смешанного типа.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, выпускники детского сада (учащиеся начальной школы), педагоги ГБОУ, учителя начальной школы, родители.
1 этап проекта – создание развивающей среды
В группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Будем говорить правильно», картотека разнообразных игр, центр науки и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов; создан мини – музей, где оформляются выставки: «Природа и фантазия», «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском».
Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание: в группе созданы условия для социализации ребенка, обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.
В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.
Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения.
2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу.
3этап – встречи с выпускниками и учителями
Традициями в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников, прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями.
Дальнейшая реализация проекта привела к организации кружка «Веселая мастерская». Дети, посещающие детский сад и выпускники детского сада, а так же родители совместно изготавливают атрибуты для театральной деятельности, делают поделки, комбинируют их из природного, бросового материала. Каждое занятие кружка несет радость, не допускает скуку и переутомление.
Работая над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд мероприятий.
Зимние каникулы:
«Школа Деда Мороза»
«Мороз невелик, да стоять не велит» (зимние игры, забавы, соревнования).
«Необыкновенное чудо» (конкурс поделок на новогоднюю елку).
«Рождественские встречи».
Весенние каникулы:
«День открытий»
«День здоровья»
Малые театральные встречи (совместные спектакли – экспромты).
Создание фото -газеты: «Детский сад, школа и я – вместе дружная семья».
Формы реализации проекта:
Игры:
дидактические
развивающие,
сюжетно-ролевые,
театральные,
игры-
эксперименты,

Работа с родителями:
родительские собрания,
консультации,
информация в уголок для родителей,
анкетирование,
памятки,
рекомендации.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению, является профилактика школьной дезаптации.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры:
1. Мотивационная готовность к обучению в школе или наличие учебной мотивации.
2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.
3. Определенный уровень интеллектуального развития, позволяющий владение ребенком определенными операциями обобщения.
4. Хорошее развитие фонематического слуха.
5. Предполагаемый результат.
Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.
Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других.
Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать.
У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству.
Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно.
У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ГБОУ
6.Механизм оценки результата.
1. Тестовая методика Керна - Иерасика.
Цель: Определение общего интеллектуального развития ребенка.
2. Графическое копирование фразы из письменных букв.
3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Цель: Диагностика сенсомоторной координации, произвольности внимания, координация зрения и движения тонкой моторики рук.
4. Диагностическая методика по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И.Гуткина).
5. Методика «Сказка», «Домик», «Да и Нет», «Звуковые прятки», «Сапожки», «Последовательность событий», «Лесенка».
6. Исследование личностной сферы методика Рене-Жиле.
Цель: выявление общего фона благополучия ребенка в детском саду, определить особенности восприятия ребенком педагога и сверстников, желание и потребность общаться с ними, измерить психологическую дистанцию отношений.
Вывод: Результаты исследований показали, что основной причиной неуспеваемости, является недостаточная готовность к процессу обучения.

7. Дальнейшее развитие проекта.
8. Привлечение к работе в проекте специалистов школы: педагога-психолога и учителя-логопеда.
8. Список литературы.
1. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями) от 10.07.92 №3266-1;
2. Мониторинг в детском саду. Нучно-методическое пособие. А.Г. Гогоберидзе, СПб. «Детство-пресс», 2011г.;
3. Махмутов М. И. Проблемное обучение.
4. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности.
5. Дереклеева.Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веребум–М, 2001.
9. Приложение
План работы по преемственности СОШ №4
и ГБОУ структурное подразделение (детский сад)
на
февраль 2012года.
3 февраля 10.00
Посещение школы детьми подготовительной группы
- Спортивный праздник «Богатырские потешки»
8 февраля 9.00
Открытый просмотр ПОД в ДОУ учителями начальных классов в подготовительной группе
- Обучение грамоте
13 февраля 11.40
Экскурсия в школу
- Посещение выставки детского творчества учеников начальных классов «Наша Армия родная»
20 февраля 9.45
Открытый урок в 1 классе для родителей детей подготовительной группы детского сада
- Математика


Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность ДОУ ШКОЛА


Цель Целью обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не стремление к единству в содержании и методах обучения, а одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенности их поведения, развития, опора на них.


Задачи На дошкольной ступени формировать: Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению. Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности. Развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).


Задачи На ступени начальной школы формировать: Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования).


Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования: Состояние здоровья и физическое развитие детей. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. Умственные и нравственные способности учащихся. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.


Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы: Выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения; Завышение требований к готовности ребенка к школьному обучению; Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу. Недостаточное количество специалистов-психологов в образовательных учреждениях. Недостаточное обеспечение учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.


Этапы осуществления преемственности между детским садом и школой: Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности; Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; Проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.; Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей); Проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора; Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе; Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.


Вопросы 1)Как Вы думаете, кто из участников непрерывного образовательного пространства вовлечен в схему взаимодействия? Вывод: - Администрация образовательных учреждений; - воспитатели и учителя; - родители подготовительной к школе группы; - родители первоклассников - бывших воспитанников детского сада; - специалисты дополнительного образования и учителя предметники школы; - психологические службы дошкольного учреждения и школы; - медицинские кадры. 2) Каких традиций в сотрудничестве со школой и родителями придерживаетесь вы и ваши коллеги-педагоги детского сада для выработки общности взглядов и согласования действий? В чем заключаются достоинства этих традиций? - По возможности, обсудите на педагогическом совете с коллегами практику вашей работы в этом направлении.


Схема организационно-содержательных аспектов преемственных связей ДОУ со школой, семьей и другими социальными институтами Функционирование координационного совета по преемственности Педагогические советы, методические объединения, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов дополнительного образования и учителей-предметников с детьми- дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования) ДОУПсихологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей ШКОЛА Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы Проведение «дней выпускников» в ДОУ Совместное со школой комплектование 1-х классов их выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе Встречи родителей с будущими учителями Анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка в период адаптации к школе Игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста


Формы преемственных связей Знакомство учителя с будущими учениками Совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах. Экскурсии дошкольников в школу Проведение «Дней выпускников» Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов детского сада, родителей и учителей начальных классов.

С этим файлом связано 292 файл(ов). Среди них: 39.rar , 38.rar , 37.rar , 36.rar , 34.rar , preemstvennost_proekt_moj.rar , 96.rar , 85.rar , 84.rar , 83.rar и ещё 282 файл(а).
Показать все связанные файлы
Ни для кого не секрет , что переход ребенка из начальной школы в среднюю характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни: увеличивается число учебных предметов, появляется несколько учителей, предъявляющих разные требования; усложняется материал учебных программ, расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; меняется социальный статус детей. Именно 10 -12 летний возраст связан с двумя кризисами в жизни школьника: с одной стороны, с переходом от детства к отрочеству, с другой стороны, с переходом от начальной к основной ступени образования.

Поэтому, снижение успеваемости, падение интереса к учёбе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний , снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – является стандартным перечнем проблем, наблюдаемых при переходе на 2 ступень обучения.

Это происходит вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной в основной школу. Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т. е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе , учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя.

С связи с переходом на 2 ступень обучения ломаются привычные стереотипы, под угрозой самооценка ребёнка – теперь его оценивают не один педагог, а несколько. Таким образом, результат обучения в 5 классе напрямую зависит от того, как проходит процесс адаптации.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием, а так же напрямую связана с их психологи­ческой готовностью к переходу в V класс.

Интерес к проблемам адаптации представлен во многих работах отечественных психологов и педагогов. Но, несмотря на многочисленные исследования, проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю , ее сущностные психолого-педагогические характеристики не раскрыты до конца. В частности, недостаточно изучены психолого-педагогические основы адаптации школьников на самом первом этапе перехода в среднюю школу. Это и определило тему моего исследования.

Начиная работу над проектом, я выделила объект и предмет исследования, а также наметила цель своей работы. Исходя из цели, я выделила ряд гипотез исследования. Ведь в связи с возрастными особенностями происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Для проверки сформулированных гипотез мною были определены задачи исследования, которые направлены на обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений , навыков, способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.

Для обеспечения благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода возникла необходимость сохранения и развития основных способов и форм организации образовательного процесса начальной школы в работе с учениками 5–6-х классов, а также создание эмоциональной обстановки в классе, близкой начальной школе.

Для реализации поставленных задач в работе использован комплекс методик, опросников, анкет. Достоверность выводов проверялось с помощью методов математической статистики - вычисление средних значений.

Базой исследования стали мои выпускники 2008 года, а затем уже они стали пятиклассниками. В исследовании участвовали учителя и родители.

Исследование проводиться в три взаимосвязанных этапа.

Полученный материал на первом этапе позволил выдвинуть основную рабочую гипотезу и наметить программу исследования, а также определить цели и задачи, объект и предмет исследования.

Второй этап состоял из 2 периодов: доадаптационного и адаптационного. Этот этап сыграл важную роль в проверке и уточнении концепции, определения социальных психолого-педагогических аспектов решения проблемы, позволил накопить фактический материал и экспериментально его проверить.

Часто учителя–предметники сетуют на некачественную подготовку учащихся начальной школы, обвиняя этим работу учителя начальных классов. Мне довелось быть и в роли обвинителя и в роли обвиняемого. Я работаю учителем начальных классов и преподаю уроки математики в 5 классе. Познакомившись с программами математики начальных классов и 5 класса, изучив учебники, я поняла, что они имеют разный уровень работы , предполагают различные виды деятельности. Поэтому на совместной встрече учителей-предметников и учителей начальных классов я предложила углубить работу по преемственности 1 и 2 ступеней.

Мною была разработана программа по обеспечению преемственности, составлен психологический паспорт выпускного класса и разработано портфолио для каждого учащихся.

В конце 4 класса выпускники выполнили контрольные работы по трем основным предметам: русскому языку, математике, окружающему миру. В конце сентября бывшие выпускники, а ныне пятиклассники выполнили те же работы. Затем, сравнивая срезы, я заметила некоторое снижение результатов, но все же резких скачков не было. Тем не менее, отметки за повторные контрольные работы совпали на 98%. Это явилось показателем, что мы смогли добиться определённых результатов в совместной работе.

Третий этап включает в себя обработку и анализ полученных результатов исследовательской работы, уточнение теоретических и практических положений.

Анализ качества знаний моих выпускников показал, что адаптационный период проходит успешно. Учащиеся подтверждают свои знания.

Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе может быть успешно решена только путем формирования команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды. Этого мы добивались , работая строго по намеченному плану, составленному в соответствии с программой по преемственности.

Основываясь на своём опыте, я считаю, что если один из предметов учебного плана 5 класса ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы, то это благоприятно скажется на адаптации учащихся на 2 ступени.

Особая роль в обеспечении преемственности отводится классным руководителям, поэтому я думаю, что может существовать и другой вариант – когда роль классного руководителя в 5 классе остаётся за учителем начальной школы.

В заключении хотелось бы сказать об одном из важнейших тандемов «учитель начальной школы – учитель среднего звена», т. к. осуществление всей этой работы зависит только от взаимоотношений прошлого и будущего.

МОУ СОШ № 11

с углубленным изучением ряда предметов

Курского муниципального района

Ставропольского края

«Психолого - педагогические основы адаптации учащихся

на 2 ступени обучения »