Михаил гельвановский. Михаил Гельвановский: «Мы никакие не россияне, мы русские и всегда были русскими

На 73-м году жизни скоропостижно скончался известный ученый-экономист Михаил Иванович Гельвановский...

18 февраля 2018 года, на 73-м году жизни, скоропостижно скончался доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, генеральный директор Национального института развития Отделения общественных наук РАН, главный научный сотрудник Института экономики РАН, заведующий кафедрой мировой экономики Российского государственного гуманитарного университета, руководитель секции управления экономикой Центрального Дома учёных Гельвановский Михаил Иванович .

«Мы потеряли дорогого друга, прекрасного человека, выдающегося ученого, государственника. Михаил Иванович создал собственную научную школу, объединяющую такие научные направления как экономическая безопасность, комплексная конкурентоспособность и стратегическое планирование, особое внимание уделял проблеме ценообразования. Он много сил и энергии посвятил продвижению христианских идей в научное сообщество, явился инициатором создания Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН, где являлся сопредседателем», - говорится в поступившем в редакцию сайта некрологе, подписанном Дирекцией Национального института развития Отделения общественных наук РАН, Дирекцией Института религиозных и социальных исследований Отделения общественных наук РАН, Президиумом Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН .

Также в редакцию поступил некролог коллектива Национального института развития , в котором говорится:«От нас ушел Михаил Иванович Гельвановский.

Мы, его коллеги, глубоко скорбим. Печаль наша безмерна. Мы осиротели.

Михаил Иванович Гельвановский был выдающимся ученым-экономистом, все свои таланты и душевные силы положившим на благо Родины. Его отличали высокий профессионализм, искренняя увлеченность любимым делом, трогательная душевная чуткость и глубокое понимание своего призвания. Михаил Иванович занимался экономической безопасностью, комплексной конкурентоспособностью и стратегическим планированием, но особое внимание всегда уделял проблеме ценообразования. Он был представителем той плеяды ученых-государственников, которой так сильна советская научная школа.

Много сил и энергии Михаил Иванович посвятил продвижению в научное сообщество идей христианства. Он инициировал и создал Научный совет по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН, где был сопредседателем.

Нам повезло не только встретить такого человека на своем жизненном пути. Мы имели счастье работать вместе с ним, созидать, учиться у него. В последние годы он вместе с нами занимался большим и сложным проектом по обеспечению финансово-экономической безопасности Российской Федерации. Работа над любым проектом – процесс сложный. Особенно, когда он связан с научным творчеством. Поэтому мы счастливы, что нам удалось в рамках нашей большой работы получить полезные результаты, которые Михаил Иванович увидел, и которые очень его порадовали.

Очень интересны и познавательны были наши общения, споры, поиски истины. Обмен опытом был взаимным. Естественно, что мы с удовольствием брали у него. И он щедро делился своими научными, житейскими и духовными знаниями, пониманием смыслов. А если получалось нам чему-то его научить (а такое случалось в нашем междисциплинарном общении), он искренне, совершенно по-детски, радовался новому знанию. Человеком большой внутренней культуры, доброты, чуткости и щедрости был наш дорогой Михаил Иванович. Прекрасный докладчик, он умел вычленить основное, по-простому объяснить сложное, расставить акценты так, что существо дела становилось очевидным, заставить слушателей сопереживать.

Дорогой Михаил Иванович, нам будет плохо без Вас. Вы ушли, а мы остались без Вашего общения, без Ваших мудрых советов, без Вашего видения и понимания, без Вашей помощи. Мы лишились мудрого наставника, доброго товарища, заботливого руководителя.

Наша утрата невосполнима. Но Вы всегда будете с нами, в наших сердцах, в нашей памяти. Мы твердо знаем, дорогой Михаил Иванович, что Вы будете с нами в наших делах, поисках, исследованиях и будущих открытиях».

Общественное движение «Семья, любовь, Отечество», экспертно-аналитический центр «VERITAS», экспертный центр Общественно-политического клуба присоединяются к словам коллег Михаила Ивановича Гельвановского и скорбят вместе ними.

Нам посчастливилось лично знать Михаила Ивановича и вместе с ним трудиться в общественном поле. Будучи настоящим учёным, человеком одарённым и высокообразованным, он имел в себе также талант сердца, позволявший тактично, уважительно и бережно общаться с совершенно разными по своему положению и характеру людьми, поддерживать коллег, согревать друзей и собирать единомышленников.

Он, безусловно, был центром целого сообщества – людей, не только преданных науке, но и беззаветно любящих своё Отечество и готовых честно ему служить.

Смерть – безжалостное зеркало для каждого, являющее истинную цену тому, как ты жил и что успел. Уход настоящего человека – всегда невосполнимая утрата для оставшихся и зияющая брешь в сложившемся мироустройстве.

Его место среди нас пустует – это остро ощущается всеми, и мы никак не можем поверить в реальность этой внезапной потеря.

Церковь призывает нас не унывать и утешает тем, что у Бога все живы – мы уповаем на то, что Господь Бог дарует рабу Своему Михаилу Царствие Небесное и вечный покой.

Выражаем искренние соболезнования родным и близким Михаила Ивановича Гельвановского.

Светлая память о нем останется в наших сердцах.

Прощание с М.И. Гельвановским и панихида состоится 21 февраля 2018 года с 13.30 до 15.00 по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.11, Храм Святого равноапостольного князя Владимира.

Пресс-служба движения «Семья, любовь, Отечество»

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондант РАН,академик РАЕН, действительный член Международной Академии менеджмента, зам. директора Центрального экономико-математического института РАН

I. Область научных интересов и сфера научной деятельности:

Специалист в области ценообразования, внешнеэкономических вопросов ценообразования.

II. Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях:

  • Действительный член академий РАЕН;
  • Член АГП (Академия геополитических проблем);
  • Член МАЭНПД (Международная академия экономических наук предпринимательской деятельности);
  • Член МАИП (Международная академия исследовательского прогнозирования);
  • Член ученого совета ИЭ института экономики РАН;
  • Член диссертационного совета РЭА.

III. Научно-педагогическая деятельность:

В РГГУ с 2006 г. Читает курсы лекций «Мировая экономика», «Конкурентные отношения в мировой экономике». Автор более 65 работ.

IV. Основные публикации:

  • Гельвановский М.И. Ценообразование в международном бизнесе (раздел в учебнике: Мировая экономика и международный бизнес: учебник /под общей ред В.В. Полякова и Р.К.Щенина. - М. КНОРУС, 2005. – 656 с.)
  • Гельвановский М.И. Конкурентоспособность, открытость и безопасность российской экономики (раздел в учебнике: Экономическая безопасность. Общий курс/учебник под общей ред. В.К. Сенчагова, М. «Дело», 2005. – 896 с)
  • Гельвановский М.И. Экономическая безопасность и конвертируемость национальной валюты (раздел в учебнике: Экономическая безопасность. Общий курс/ учебник под общей ред. В.К.Сенчагова, М. «Дело», 2005 – 896 с.)

Доктор экономических наук Михаил Гельвановский размышляет о глобальных экономических процессах, положении России в мировой экономической системе, суверенитете и современной экономической политике государства.

Мы с Вами беседуем в рамках конференции «Наука. Философия. Религия». Эта уникальная конференция собирает философов, богословов, представителей естественнонаучного знания, которые рассматривают актуальные вопросы современности. Как вообще удалось на одной площадке собрать столь разных людей и насколько удается найти общий язык?

Как удалось собрать, мне сложно сказать, потому что я в первый раз участвую в качестве соорганизатора этой конференции. Эту положительную характеристику надо, скорее всего, отнести к прежним организаторам, прежде всего к Фонду Андрея Первозванного, именно этот фонд проявил инициативу. Ну и, конечно, ученые, которые в Институте объединенных ядерных исследований работают; видимо, администрация очень помогла в этом плане.

Очень интересное дело, когда собираются люди совершенно разные по своим направлениям деятельности и обсуждают, казалось бы, не связанные между собой вопросы. Более того, мы привыкли к тому, что наука и религия - это два враждующих лагеря. Во всяком случае, если церковная часть, клирики относятся с почтением к науке, то люди науки, как правило, относятся с пренебрежением, даже с враждой к религиозным деятелям. Сейчас, правда, кое-что изменилось. Наверное, это связано с тем, что мы подошли к тяжелым временам и нам больше приходится уповать на волю Божию, чем на собственные силы. Как всегда старцы говорят, Господь ведет людей скорбями к Себе, и, видимо, такое сейчас происходит, поэтому по-другому стали смотреть на эти вещи.

А вообще это, конечно, удивительная площадка. Я в третий раз участвую в такого рода конференции, и раз от раза мне это доставляет огромное интеллектуальное удовольствие. И общение с людьми очень приятное. Действительно видно, что люди все находятся в поиске, потому что очень много интересных проблем, которые в обычной среде трудно обсуждать. Все мы поделены на определенные сегменты по своей специальности, это называется «разделение интеллектуального труда». Один занимается техникой, другой философией, третий какими-то другими социогуманитарными или естественными науками. А вот так, чтобы все вместе, тем более с религиозными учеными - в религии тоже ученые есть, - это очень редкая вещь. Поэтому это удивительная, уникальная площадка, где действительно поднимаются очень интересные вопросы.

В позапрошлом году была интересная дискуссия, связанная с развитием России в условиях глобализации. Предшествующая была связана с творчеством, обсуждались вопросы, что такое творчество и как оно понимается в религиозной среде, в научной среде. Сейчас основная тема - это Россия, ее перспективы в XXI веке и роль религиозных и научных начал, роль науки и религии. Некая серьезная преемственность здесь есть: от идентичности, когда речь шла о глобализации, к вопросам связи между религией и наукой в творчестве. И сейчас разворачивается проблема связи науки и религии в российской действительности, в России как в государстве, прежде всего как в экономическом конкурентном субъекте. Россия находится в сложном положении, в котором вынуждена конкурировать в острых формах, причем в разных направлениях: это и социокультурное, и геополитическое, и экономическое, естественно. Поэтому это очень интересная дискуссия, когда одновременно поднимаются вопросы, скажем, средневековья, даже античности и связываются с сегодняшним днем.

Это потрясающие вещи, потому что у нас (по крайней мере, у моего поколения) есть некая проблема: мы слабо образованы в социогуманитарном плане, мы не получили достаточно серьезного философского образования (оно было ограничено монополией марксизма-ленинизма, диалектического материализма). И конечно, мы не получили какого-то религиозного образования. Есть некая ущербность в этом, и приходится что-то добирать. А добирать сложно, потому что некоторые вещи должны впитываться ребенком, как говорят, с молоком матери. Отсюда и этические какие-то нормы, которые входят уже в кровь, в жизнь человека. Поэтому все сложности, которые мы видим сегодня в нашей действительности, - это как раз недостатки того воспитания и образования. К сожалению, мы сегодня можем констатировать, что серьезных шагов в продвижении к исправлению этих ошибок пока не делается. Конечно, Церковь в значительной степени преуспела в создании гимназий, воскресных школ, но этого так мало для общего населения нашей страны, что сложно очень говорить о каком-то серьезном влиянии. Хотя есть каналы «Союз» и «Спас», я вот тоже смотрю: совершенно другая тональность, интересы, другие темы рассматриваются в отличие от общего телевидения. Некая конвергенция, тенденция к сближению есть, но все-таки еще очень сильный разрыв. Особенно то, что касается культурного поля, очень сильно разделяется.

Об этом мы еще поговорим. Я хотел спросить, насколько, на Ваш взгляд, руководители нашего государства, люди, принимающие решения, готовы слушать в том числе участников подобных конференций с точки зрения перспективы развития России? Ваши рекомендации или наработки этой конференции будут ли интересны людям, принимающим стратегические решения?

Во-первых, мы именно на этой конференции поставили задачу все-таки выработать некий итоговый документ, который позволил бы нам обратиться к руководству страны с тем, чтобы попросить поддержать нас в реализации сформулированных задач. Это, прежде всего, касается науки и аксиологической, то есть ценностной, базы. Ни для кого не секрет, что особенно социогуманитарные науки в значительной степени впитали западные образцы, ценностные установки. А эти западные ценностные установки на протяжении последних почти ста лет, особенно пятидесяти-семидесяти, подвергались очень серьезной коррекции.

Один из наших крупных философов (я его считаю крупным философом в плане продвижения этой идеи) говорит о том, что создана ситуация, подобная эпистемологической оккупации, то есть это некая атмосфера или условия, когда человек, работая над какими-то проблемами, заранее запрограммирован работать в определенных установках, которые не позволяют ему выйти за эти рамки. Это некая аксиоматика, или основные положения науки, которые берутся на веру; аксиома - то, что не требует доказательств. Эта аксиоматика основывается на аксиологии, то есть на ценностных вещах. Такое построение уже сделано, как бы внедрено в нашу сегодняшнюю науку и в значительной степени влияет на то, что мы не можем оказать очень серьезного влияния на мировую науку. А если что-то и пытаемся сделать, то нас просто выбрасывают как людей, которые как будто ничего не понимают, как туземцев, которые что-то пытаются свое сказать, но ничего своего как такового не имеют.

В значительной степени это резонно, потому что мы действительно впитали что-то, и на этом поле реально конкурировать очень сложно. Дело в том, что вообще вся система конкуренции (я как раз очень давно занимаюсь конкуренцией как таковой, конкурентоспособностью) построена таким образом, что формируется она на макроуровне, то есть на уровне общехозяйственном, общенациональном, где и создаются как раз все эти установки. Если вы разрушите эти установки, замените их, то вам уже сложно будет конкурировать во всех остальных вещах. В какой-то степени мы меньше зависим от этого влияния в естественных науках, но даже там, как показала сегодняшняя утренняя конференция, есть очень серьезные влияния, которые сразу не видны, но в конечном итоге проявляют себя на каких-то последующих стадиях исследовательских процессов.

Что касается того, как слушают нас или готовы ли слушать в руководстве страны, могу два примера привести. Во-первых, последние слова президента: он сказал, что православие, или христианство, является душой России. Это о многом говорит, это признание на высшем государственном уровне того, что религия действительно имеет огромное значение для страны, и из этого должны быть сделаны соответствующие выводы. До сих пор, как бы мы ни хотели, что бы мы ни говорили, но некий маргинализм в этом присутствует. Понимаете, в советское время на людей верующих смотрели как на сумасшедших: их помещали в больницы. И этот шлейф остался, до сих пор действует, особенно в научной среде, в среде профессуры, преподавательском составе вузов.

Я знаю по многим примерам, что люди верующие стараются как-то об этом не говорить. Конечно, может быть, и не надо афишировать это, но быть твердым в этом плане, я считаю, было бы правильнее, чем скрывать и продолжать эту советскую линию. Говоря так о советском периоде, я как раз в отличие от многих других моих коллег считаю, что советский период состоял не только из отрицательных черт. Надо сказать, и наша наука многое сделала, просто мы еще пока не оценили эти вещи.

Второй момент, о котором я хотел бы сказать, это заявление нашего министра образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой, которая в начале октября выступила с тем, что необходима определенная суверенизация нашей социогуманитарной науки. Она тоже подчеркнула (точно не смогу процитировать), что в естественных науках мы еще как-то пытаемся конкурировать с западными учеными, а в социогуманитарных практически не имеем такой возможности, по рейтингам они оказываются на очень низких местах. Есть проблема, и я считаю, что мы могли бы дать достойный ответ, если бы серьезно занялись аксиоматикой. Это то, чему посвящена, по сути дела, сегодняшняя конференция. Посоветовавшись в оргкомитете, мы пришли к выводу, что именно эта тема может быть плодотворной и дать серьезные результаты. От того, какие ценности мы принимаем, возникают и дальнейшие выводы, и вся политика и стратегия.

Приведу пример. Первого декабря, совсем недавно, была утверждена стратегия научно-технического развития России, и там эти аспекты совсем не отражены, как будто этого вообще нет. Социогуманитарные науки просто упомянуты. В основном речь идет об импортозамещении и о неких больших вызовах, причем эти большие вызовы трактуются очень странно: как вызовы, которые требуют большой мобилизации, их нельзя решить просто увеличением ресурсов. Видно непонимание самого предмета, о котором должна была идти речь при разработке такого рода документа. То есть, с одной стороны, мы видим некое понимание на верхних этажах государственного руководства этих проблем, с другой стороны, мы видим полное непонимание и неготовность к этому. Это очень важный момент, перед которым мы сегодня стоим и который создает серьезную проблему для продвижения всего этого направления.

Если говорить о той сфере, которая Вам близка профессионально, об экономике, уже не первый год идет достаточно острая дискуссия как раз о разных парадигмах и подходах к экономическому развитию России. Есть так называемый «план Кудрина», есть так называемый «план Глазьева». Если можно, расскажите, в чем разница подходов? Как раз здесь та самая аксиоматика, целеполагание, парадигмы. Чем они разделяются, к чему стремятся и какими средствами полагает достигать этих целей та или иная команда?

План Кудрина - это практически продолжение той политики, той стратегии, которая реализуется у нас на протяжении двадцати пяти лет. Это либеральные реформы, плоды которых мы уже в какой-то степени пожали, и удовлетворения они, конечно, принести не могут никакого. Здесь только большое сожаление, что мы приняли столь некритично рекомендованные нам Международным валютным фондом схемы развития страны.

Что касается Глазьева, то у Сергея Юрьевича упор в основном на развитие науки и технологии шестого уклада, который позволит нам вырваться вперед, на активизацию инвестиционной деятельности, причем за счет собственных ресурсов, на новую валютную политику, где курс рубля должен держаться устойчиво, то есть это достаточно известные вещи. Конечно, я приверженец курса Глазьева, но единственное, я бы, может быть, на месте Глазьева (не упоминаю здесь о Кудрине, он вообще об этом не говорит) придал бы большее значение социокультурным и религиозным аспектам.

Это трудно делать в нашей экономической среде, потому что, еще раз говорю, такие люди воспринимаются как белые вороны; исходя из политкорректности, из осознания, что тебя не поймут, эти вещи часто опускаешь. На самом деле, конечно, именно в этом состоят все проблемы, потому что если мы понимаем, какие ценности разделяем и что в основе лежит именно это, то тогда все становится достаточно просто. Одной техникой тут ничего не сделаешь. Советский Союз был прекрасно оснащенной технически державой с огромным вооружением - и где сейчас эта держава? Да, остался большой кусок - Россия, но Россия двадцать пять лет развивается, не имея собственной стратегии. Если говорить о конкурентоспособности, то, не имея стратегии, вы вообще не представляете собой субъекта конкурентной борьбы, вы - никто.

Михаил Иванович, мы должны обязательно поговорить о том, что собой представляет научный совет по религиозно-социальным исследованиям отделения общественных наук Российской академии наук.

Это очень интересное образование. У истоков этого совета был ныне покойный Дмитрий Семенович Львов, очень уважаемый академик. Поскольку сам Дмитрий Семенович был верующим человеком, понимая роль религии в современной жизни и современной экономике, он однажды предложил такую идею, и мы, собственно говоря, постарались воспользоваться этим делом. Нас поддержал в этом плане и еще один академик РАН Макаров Валерий Леонидович, который тоже хорошо понимает роль религии в современном мире и науке, в том числе экономической. И вот на базе решения двух этих академиков, по сути, и был создан совет в 2004 году. На должность сопредседателя был назначен я, и еще мы пригласили ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения, который согласился стать сопредседателем этого совета. Имею в виду, что академия как не только духовный, но и научный и образовательный центр сможет нам помогать в работе этого совета. Действительно, владыка Евгений нам помогает в этом и всегда, когда мы обращаемся, чтобы получить какую-то компетентную консультацию или участника дискуссии, который бы разбирался в сложных богословских проблемах, он нам дает соответствующих специалистов. Более того, мы несколько раз собирались на площадке духовной академии, проводили интересные заседания совета.

Совет, как правило, заседает по определенным направлениям и свое заседание завершает итоговым документом. У нас достаточно много за двенадцать лет накопилось таких документов. Одно из первых заседаний и один из первых документов были посвящены как раз коррупции; мы на заседании совета выяснили (естественно, была подготовка определенная), что коррупция имеет достаточно разнообразные формы, их можно систематизировать, можно показать, какие формы работают в тех или иных условиях.

Но главное - это то, что в нашей стране коррупция стала, по сути дела, системным элементом, без нее сегодня даже сложно вести хозяйственную деятельность, если можно так выразиться. В названии этого заседания было отражено, что невозможно бороться с коррупцией чисто силовыми методами, нужен системный подход. Масштабы коррупции, в которых она сегодня есть в стране, были созданы или сформировались в результате перехода на рыночные условия хозяйствования и в условиях почти одномоментной приватизации государственной собственности. Возникли два полюса: с одной стороны, бедные, с другой стороны, сверхбогатые, и это сверхбогатство начало использоваться в виде подкупа и в коммерческой сфере, и в государственных структурах и так далее.

Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

Михаил Гельвановский, директор Национального института развития отделения общественных наук РАН, доктор экономических наук .

Общество доведено либеральными идеями и реформами до такой степени дезинтеграции, что, наконец, на повестку дня поставлена проблема солидарности. По сути дела дезинтеграция была порождена отсутствием преемственности.

Председатель Конституционного суда РФ Валентин Зорькин сказал в своем выступлении на Всемирном Русском Соборе, что современная Россия не обладает той преемственностью, которой обладал даже Советский Союз, потому что у СССР была большая идея, великая идея коммунизма. Другое дело, что эта идея оказалась утопичной, но сам по себе пафос мессианства и высокой цели позволял мобилизовать людей на великие дела. Сейчас мы оглядываемся назад и недоумеваем: кто мы такие, что мы за 20 лет сделали? Практически все потеряли, практически все разрушено, ничего не построено.

Что такое рынок? Рынок как таковой - это по большому счету идеологическая диверсия. Никакого рынка мы не построили! Мы построили уродливую систему, называемую рыночной. Мы отказались от СНиПов, от ГОСТов, отказались от всего, что выстраивали 50 лет. Мы отказались от технологии, тут идеологии, заметьте, нет никакой. Как можно построить без нормативов здание, которое бы не обрушилось? А нам все конфеты какие-то обещают…

Последний удар нанесен по Академии наук, но люди там продолжают работать. Так же как в 90-е годы, когда не выплачивали на предприятиях зарплату, но люди продолжали ходить на работу. Это чисто русская черта и, может быть, уже советская черта - развитое чувство долга. В нашем Институте экономики многие пожилые люди работают. Что их заставляет приходить на работу? Не только зарплата, но чувство долга. Их никто не слушает, слушают чубайсов, слушают представителей его команды. А нужно переосмыслить опыт Советского Союза. Сейчас это уже у всех на устах. Я не хочу вернуться в СССР, это нереально. Но взять оттуда наработанные десятилетиями грамотные хозяйственные механизмы, в частности, это стандартизация, ценообразование, управление промышленностью по отраслям - это вполне реально. Надо просто подумать, как это сделать.

Важно, что Православная церковь заняла активную социальную позицию. Другое дело, что активность церкви многих раздражает. Збигнев Бжезинский, идеологический подрывник нашего государства, сказал, что после падения СССР, главный враг - это РПЦ. Он прекрасно понимает, о чем идет речь, потому что Православие - духовная скрепа, залог единства русского народа.

Вся пропаганда выстроена по определенным клише. Осмеяние. Мощное оружие. Оружие дьявола - это смех, как говорил Александр Сергеевич Панарин, великий русский философ. Осмеивается церковь, осмеивается правительство, осмеиваются традиции. Все превращается в голый релятивизм. Все относительно, ничего постоянного, никаких твердых устоев. Все можно. А мы, люди церковные, знаем, что нарушение заповедей так или иначе карается. Господь не то что наказывает, он отворачивается, и тогда начинают действовать те силы, которые готовы человека растерзать. Разрушение устоев, традиционных связей ведет к общественной энтропии, когда люди начинают понимать, что негде искать поддержки.

Не выдвинув на первый план идею русского народа и русского единства, мы не построим государство. А сегодня вся миграционная политика направлена на то, чтобы смешать этносы, сварить бульон. И называют нас «россияне». Мы никакие не россияне, мы русские и всегда были русскими.

Насколько важно восстановление статуса русского народа? Ясно, что по территории Россия не может быть выделена в русское государство. Это глупость полная и очень опасная вещь. Надо дать полную культурную, этнокультурную автономию регионам, но назначить губернии и перестать делить территории по национальному признаку. Здесь я полностью согласен с Жириновским: все эти национальности, национальные анклавы - по сути возрожденные русским же населением территории. От наличия желания - тысячи возможностей, отсутствие желания - тысяча препятствий. Надо сесть и сделать. Не простые это слова: «разумейте языци и покараятеся, яко с нами Бог». Мы думаем, что это все старые песни, а на самом деле все это живо, все это по-настоящему. Русский этнос, который сегодня в значительной степени лишен самосознания, идентичности, должен быть поддержан. А идентичность сокрыта в Православии, конечно. И это прекрасно было показано историей, когда огромное сильное государство одномоментно превратилось в ничто, отказавшись от своей духовной традиции, отказавшись от Веры, отвернувшись от Господа. Как мы еще сохранились? Не иначе как чудом.