В том что он обладает. Поцелуй меня в чакру! Актуальные вопросы экономических наук

Если вам грустно, плохо или одиноко, прочтите этот текст. Написан он поэтом Максом Эрманном в далекие 1920-е годы прошлого века. Называется поэма Desiderata. Это произведение настолько мудрое и проникновенное, что вошло в историю, и ему даже посвящена целая статья на Википедии!

В своём дневнике Макс Эрманн написал: «Я бы хотел, если у меня это получится, оставить после себя подарок - небольшое эссе, проникнутое духом благородства». Примерно в то же время он и создал «Напутствие».

Прочтите эти строки, в них скрыт большой смысл!

«Идите своим путём спокойно среди гама и суеты и помните о мире, который может быть в тишине. Не изменяя себе, живите, как только возможно, в хороших отношениях со всяким человеком. Говорите мягко и ясно свою правду и слушайте других, даже людей, не изощрённых умом и необразованных, - у них тоже есть своя история.

Избегайте людей шумных и агрессивных, они портят настроение. Не сравнивайте себя ни с кем: вы рискуете почувствовать себя никчёмным или стать тщеславным. Всегда есть кто-то, кто более велик или более мал, чем вы.

Радуйтесь своим планам так же, как вы радуетесь тому, что уже сделали. Интересуйтесь всегда своим ремеслом; каким бы скромным оно ни было - это драгоценность в сравнении с другими вещами, которыми вы владеете. Будьте осмотрительны в своих делах, мир полон обмана. Но не будьте слепы к добродетели; другие люди стремятся к великим идеалам, и повсюду жизнь полна героизма.

Будьте самим собой. Не играйте в дружбу. Не будьте циничны в любви - в сравнении с пустотой и разочарованием она так же вечна, как трава.

С добрым сердцем принимайте то, что советуют вам годы, и с благодарностью прощайтесь с молодостью. Крепите свой дух на случай внезапного несчастья. Не мучайте себя химерами. Многие страхи рождаются от усталости и одиночества.

Подчиняйтесь здоровой дисциплине, но будьте мягким с собой. Вы - дитя мироздания не меньше, чем деревья и звёзды: вы имеете право быть здесь. И пусть это для вас очевидно или нет, но мир идёт так, как он и должен идти. Будьте в мире с Богом, как бы вы Его ни понимали.

Чем бы вы ни занимались и о чём бы вы ни мечтали, в шумной суете жизни храните мир в своей душе. Со всеми коварствами, однообразными трудами и разбитыми мечтами мир всё-таки прекрасен. Будьте к нему внимательны. »

Стихотворение в прозе Макса Эрманна Desiderata (Desideratum Poem) неоднократно переводилось на русский язык разными переводчиками. Однако, все они допускали те или иные досадные оплошности. Причиной этого является вовсе не недостаток мастерства и квалификации у различных авторов перевода. Просто сама сущность этого произведения такова, что любой читающий его человек начинает в большей мере руководствоваться эмоциями и чувствами, а не буквой первоисточника… В этом случае ошибки появляются сами собой - ведь эмоции у всех свои…
Существует живучая легенда, связанная с этим стихотворением:

В своем дневнике Макс написал: «Я бы хотел, если у меня это получится, оставить после себя подарок – небольшое эссе, проникнутое духом благородства». Где-то в конце 20 годов он как раз и создал «Напутствие».

Около 1959 года ректор церкви Св. Павла в Балтиморе добавил эту поэму в папку текстов для своего прихода. При этом надпись на папке гласила: «Старая церковь Св. Павла, 1962 г.» (В 1962 году она была основана).

Прихожане церкви передавали эту папку друг другу. В 1965 года один из гостей прихожанина увидел этот текст и заинтересовался. Он посчитал, что «Напутствие» представляет собой поздравительную открытку на Рождество. А так как текст лежал в папке «Старая церковь Св. Павла, 1962 г.», гость посчитал что в этом году в этой церкви текст и был найден. Вот с тех пор и родилась эта легенда…

Среди суеты и шума иди с миром по жизни своей; и помни о том, что можно покой в тишине обрести.

По возможности, без лишних уступок, сохраняй хорошие отношения с всеми.

Правду говори спокойно и ясно; и других выслушивай, так как даже дуракам и невеждам есть, что сказать.

Избегай крикунов и агрессивно настроенных людей; они лишь раздражают дух твой.

Если станешь сравнивать себя с другими, тщета и горечь могут овладеть тобой, ибо всегда найдутся те, кто будет либо лучше, либо хуже тебя.

Радуйся достижениям и планам своим. Стремись к успеху, пусть даже скромному; лишь он один - твоё подлинное достояние в этом изменчивом мире.

Будь осторожен в делах своих, так как мир полон мошенничества. Но не позволяй обману скрыть от тебя добродетели: многие стремятся к высоким идеалам, и повсюду жизнь полна героизма.

Будь самим собой. А в особенности, не демонстрируй притворной привязанности. Также не будь циничным, когда имеешь дело с любовью, поскольку среди скуки и разочарований лишь она одна, подобно траве, возрождается вновь и вновь.

С благодарностью принимай течение времени и без сожалений расставайся с тем, что радовало тебя в молодости.

Развивай силу духа, чтобы была она тебе защитой от ударов судьбы. Но не позволяй тёмным мыслям овладеть тобой. Усталость и одиночество порождают множество страхов.

Не забывая о дисциплине, будь добрым к самому себе.

Ты, подобно деревьям и звёздам, рождён Вселенной. И у тебя есть право быть здесь. Осознаёшь ты или нет, но Вселенная развивается так, как надо.

Поэтому живи в мире с Богом, каким бы ты его себе ни представлял. И чем бы ты ни занимался, и каковы бы ни были твои устремления, среди шума и неразберихи сохраняй покой в душе своей. Несмотря на фальшь, тяжкий труд и несбывшиеся мечты, наш мир всё же прекрасен.

Не унывай. И постарайся быть счастливым.

Макс Эрманн «Desiderata», !827 г.

Перевод с английского: И. Ефремов

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Понятие биополя известно людям с незапамятных времен. Разумеется, раньше оно носило другое название - чаще всего о человеке с мощной аурой говорили, что он обладает особой «силой». Можно было развить в себе эту силу, то есть увеличить размер биополя, что наделяло людей «волшебными» свойствами. Подобные техники существовали практически у всех народов, в том числе и у древних славян.

Еще из язычества пришел к нам обычай водить хороводы. Люди берутся за руки и с пением ходят по кругу. А пляски вприсядку, сопровождаемые громким свистом? Это тоже языческие ритуалы. Славянам было известно, что круговые движения и крики определенной тональности увеличивают «силу».

В русских народных сказках можно отыскать массу рекомендаций по развитию в себе мистических способностей. Тут и зеркало, которое «всю правду доложит», и яблочко, которое катают по блюдечку. На самом деле имеется в виду глазное яблоко. Если вращать его по краю блюдца с налитой водой, то рано или поздно появятся галлюцинации, которые можно истолковать как информацию.

Но помимо этого желающий стать «магом» должен был соблюдать ряд нравственных принципов. У наших предков существовал целый свод «божественных» законов общения человека с природой, нарушение которых вело к распаду и разрушению. Так, нельзя было плевать на землю, иначе потом будут болеть зубы. Позднее это правило благополучно забыли: видимо, отсюда и массовый … Не следовало дарить женщинам умирающие цветы (то есть цветы с отрезанными корнями). А современные кавалеры покупают завядшие букеты у метро и преподносят их своим возлюбленным. Неудивительно, что сейчас столько разводов!

Каждое из основных нравственно-этических правил соотносилось с одним из божеств славянского пантеона. Имя каждого божества обладало своим сакральным значением. Ныне большинство из них уже утеряны, хотя мы, потомки язычников, продолжаем называть детей этими именами…

Сильнобог (Силич) олицетворял честность. По наблюдениям современных парапсихологов, в моменты, когда человек лжет или скрывает что-то, аура вокруг его головы уменьшается. Такие люди обычно превращаются в хронических неудачников и отталкивают от себя окружающих. На тех, с кем они входят в контакт, так же могут обрушиться неудачи и даже серьезные несчастья, так как их аура слабеет и они не могут противостоять препятствиям.

Надя – символ ответственности. Эта богиня предписывала отказаться от разрешения своих трудностей за счет других людей и «утверждаться над собой, а не над другими». Чем более ответственен человек за свои поступки и решения, тем сильнее его .

Вера символизировала смелость. Ее девизом было – «Не бойся». Это означало, что следует не поддаваться чувству страха, так как оно разрушает личность человека, и его аура становится уязвимой.

Люба являлась символом скромности, но славяне обычно соотносили ее с «потерей важности». Суть в том, что, отказавшись от собственной важности, значительности, мы начинаем тоньше воспринимать окружающий мир, к примеру, читать мысли других людей.

Милич олицетворял безупречность. Это означает, что люди не должны никому наносить вреда, так как все живые твари – создания Божьи. Иначе аура приобретет отрицательный заряд.

Особое место в пантеоне славянских языческих богов занимала Таня-яга . Не стоит путать ее с Бабой-ягой – персонажем русских сказок. Вернее, «ягами» звали всех славянских божеств женского пола. Таня была одной из верховных богинь, и способствовала увеличению сексуальной энергетики. Но, в сущности, в ее ведении находилась вся эмоциональная сфера человека. Кстати, от имени этой богини произошли такие слова, как «тянуть», «танец» и даже «тантра». Известно, что славянские верования имеют общие корни с ведической традицией: так, имена многих славянских языческих богов напоминают индийские…

Существует миф о том, что языческие мистерии часто были связаны с сексуальными оргиями. Однако каноны тантрического культа – культа богини Тани – однозначно указывают на то, что любовные отношения – это дело двоих. Единственное, что допускается во время массовых ритуалов – это крепкие объятия и поцелуи в те места, где расположены энергетические чакры. При этом такие поцелуи отнюдь не были проявлением плотской страсти, ими обменивались при встрече в знак дружбы и расположения. Поцелуй означал пожелание человеку совершенства. Обычай дошел до наших дней в несколько искаженном виде: у нас принято , если мы проявляем к кому-то сексуальный интерес, в щеку – если мы хотим выразить свои родственные или дружеские чувства. Родители иногда целуют детей в лоб, как бы напутствуя их. Во время занятий любовью партнеры могут целовать друг друга в самые различные места, не задумываясь о том, что существует связь между чувственным удовольствием и энергетическими центрами организма.

Отголоски тантрического ритуала видны и в современных традициях поздравлять с праздниками и юбилеями. Мы произносим тосты, желаем «всего самого лучшего». А ведь такие пожелания тоже увеличивают нашу энергетику! Правда только в том случае, если их высказывает сразу много человек.

Теперь нам предстоит рассмотреть могущество души Христа, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) обладал ли Он всемогуществом просто; 2) обладал ли Он всемогуществом в отношении телесных тварей; 3) обладал ли Он всемогуществом в отношении собственного тела; 4) обладал ли Он всемогуществом в том, что касается исполнения собственной воли.

Раздел 1 Обладала ли душа Христа всемогуществом?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что душа Христа обладала всемогуществом. Так, Амвросий, комментируя слова [из евангелия от Луки] (), говорит, что «могущество, которым Сын Божий обладал по природе, во времени имел обрести и Человек». Но это, похоже, в первую очередь сказано о душе, поскольку она суть главная часть человека. Следовательно, коль скоро Сын Божий обладал всемогуществом от вечности, то похоже на то, что душа Христа получила всемогущество во времени.

Возражение 2. Далее, как бесконечно могущество Божие, точно так же [бесконечно] и Его знание. Но душа Христа, как было показано выше (10, 2), тем или иным способом знала все то, что знает Бог. Следовательно, Он обладал всей полнотой могущества, и потому Он был всемогущим.

Возражение 3. Далее, душа Христа обладает всем знанием. Но знание является или практическим, или созерцательным. Следовательно, Он обладает практическим знанием того, что Он знает, то есть Он знает, как делать то, что Он знает, и потому дело представляется так, что Он может делать все.

Этому противоречит следующее: то, что присуще Богу, не может быть присущим какой-либо твари. Но Богу присуще быть всемогущим, согласно сказанному [в Писании]: «Он – мой (и прославлю Его)», и далее: «Всемогущий – имя Ему» (). Следовательно, душа Христа, будучи сотворенной, не обладает всемогуществом.

Отвечаю: как уже было сказано (2, 1; 10, 1), в тайне Воплощения соединение в личности сохранило различие природ, так что каждая природа удержала принадлежащие ей свойства. Затем, активное начало вещи последует являющейся началом действия форме. Но форма вещи является либо самой ее природой, как это имеет место в простых вещах, либо же – составной частью ее природы, как это имеет место в том, что составлено из материи и формы.

Таким образом, всемогущество проистекает, если так можно выразиться, из божественной Природы. В самом деле, коль скоро божественная Природа, как явствует из сказанного Дионисием, есть не что иное, как беспредельное бытие Божие , она обладает активной властью над всем, что только может иметь природу сущего, что [собственно и] означает всемогущество (это подобно тому, как любая вещь обладает активной властью над теми вещами, на которые простирается совершенство ее природы, например, горячее – нагревать). Следовательно, коль скоро душа Христа является частью человеческой природы, она не имеет возможности быть всемогущей.

Ответ на возражение 1 . Посредством соединения с Лицом Человек во времени получил то всемогущество, которым Сын Божий обладает от вечности. Следствием этого соединения явилось то, что как Человека называют Богом, точно так же Его называют и всемогущим, то есть не потому, что [Его] всемогущество (как и Его Божество) отличается от всемогущества Сына Божия, а потому, что есть только одно Лицо Бога и человека.

Ответ на возражение 2. Некоторые говорили, что знание и активная власть не соразмерны, поскольку активная власть имеет свое начало в самой природе вещи (и рассматриваем мы ее как то, что исходит от действователя), тогда как самая сущность или форма знающего не всегда обладает знанием (ведь знать можно вследствие уподобления познающего познаваемому посредством воспринятого вида). Но этот довод не представляется убедительным, поскольку мы можем не только мыслить посредством полученного от другого подобия, но и действовать посредством полученной от другого формы, как [например] когда нагревают воду или железо посредством заимствованной у огня теплоты. Следовательно, не существует такой причины, по которой душа Христа, будучи способна знать все посредством впечатленных в нее Богом подобий всех вещей, не может делать эти же вещи посредством тех же подобий.

Поэтому далее нам надлежит принять во внимание то обстоятельство, что воспринимаемое более низкой природой от более возвышенной находится [в первой] более низким способом; так, воспринятая водой теплота уже не имеет того совершенства и силы, которыми она обладала в огне. Таким образом, коль скоро душа Христа по сравнению с божественной Природой является низшей природой, подобия вещей не обладают в душе Христа теми совершенством и силой, которыми они обладают в божественной Природе. Следовательно, знание души Христа уступает божественному знанию как в том, что касается способа знания, поскольку Бога знает более совершенно, чем душа Христа, так и в том, что касается количества знаемых вещей, поскольку душа Христа не знает все то, что может соделать из того, что Он знает простым умным знанием, хотя она и знает все то, что было, есть и будет из того, что Бог знает знанием видения. И точно так же подобия всеянных в душу Христа вещей не равносильны божественной силе в действии, то есть так, чтобы делать все то, что может соделать Бог, или соделывать таким же образом, как соделывает Бог, Который действует с бесконечной силой, на которую не способна ни одна тварь. Затем, нет такой вещи, в том или ином знании которой нуждается бесконечная сила, хотя она и обладает определенным видом знания, притом что есть вещи, которые могут быть сделаны только бесконечной силой, например твари и тому подобное, как это явствует из того, что было показано нами в первой части (I, 45). Таким образом, душа Христа, которая, будучи сотворенной, по своей силе конечна, может знать все, хотя и не по-всякому, однако она не может делать все, что свойственно только природе всемогущества, и помимо всего прочего она не может сотворить самую себя.

Ответ на возражение 3. Душа Христа обладает как практическим, так и созерцательным знанием, однако из этого вовсе не следует, что она обладает практическим знанием обо всем том, относительно чего она обладает созерцательным знанием. И так это потому, что для созерцательного знания бывает достаточно просто сообразования, или уподобления, знающего знаемой вещи, тогда как для практического знания необходима действенность находящихся в уме форм вещей. Но обладать формой и впечатлять эту форму во что-то иное есть нечто большее, чем просто обладать формой; так, быть просветленным и просветлять есть нечто большее, чем просто быть просветленным. Следовательно, душа Христа обладает созерцательным знанием творения, поскольку ей известен модус божественного творения, но она не обладает практическим знанием этого модуса, поскольку не обладает знанием действенности творения.

Раздел 2 Обладала ли душа Христа всемогуществом в отношении изменений в тварях?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что душа Христа обладала всемогуществом в отношении изменений в тварях. Ведь Он же Сам сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (). Но под «небом и землей» понимается все сотворенное, как это явствует из слов [Писания]: «В начале сотворил небо и землю» (). Следовательно, похоже на то, что душа Христа обладала всемогуществом в отношении изменений в тварях.

Возражение 2. Далее, душа Христова по своему совершенству превосходит все сотворенное. Затем, всякая тварь может быть подвигнута другой тварью; так, Августин говорит, что «каким образом в должном порядке тела более грубые и низкие управляются посредством тел более тонких и высших, таким же образом все тела управляются духом жизни, дух неразумной жизни – духом жизни разумной, отступившийся и прегрешающий дух жизни разумной – духом разумной жизни благочестивым и праведным» . Но душа Христа, по словам Дионисия, движет наивысшие духи, просвещая их . Следовательно, похоже, что душа Христа обладает всемогуществом в отношении изменений в тварях.

Возражение 3. Далее, душа Христа была исполнена в высшей степени сверхъестественной, или чудесной, благодати. Но всякое изменение в твари может быть следствием сверхъестественной благодати; так, по словам Дионисия, чудесным образом были изменены даже орбиты небесных тел. Следовательно, душа Христа обладала всемогуществом в отношении изменений в тварях.

Этому противоречит следующее: изменять твари подобает Тому, Кто их сохраняет. Но это приличествует одному только Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Держа все словом силы Своей» (). Поэтому только обладает всемогуществом в отношении изменений в тварях и, следовательно, это не подобает душе Христа.

Отвечаю: здесь надобно провести двоякое различение. Первое из них относится к изменению в тварях, которое бывает трояким. Во-первых, естественным, и оно естественно производится надлежащим действователем; во-вторых, чудесным, и оно производится сверхъестественным действователем сверх обычного для природы порядка и следования, например воскрешение умершего; в-третьих, то, посредством которого любая тварь может быть обращена в ничто. Второе различение должно провести в отношении души Христа, которую можно рассматривать двояко. Во-первых, в ее надлежащей природе совместно с ее естественной или благодатной силой; во-вторых, как орудие Слова Божия, личностно соединенное с Ним.

Так вот, если мы говорим о душе Христа в ее надлежащей природе совместно с ее естественной или благодатной силой, то она обладала силой обусловливать те следствия, которые присущи душе (например, управлять телом и направлять человеческие действия, а еще – благодаря полноте благодати и знания – просвещать все утратившие совершенство разумные твари), тем способом, который приличествует разумной твари. Но если мы говорим о душе Христа как о соединенном со Словом Его орудии, то она обладала инструментальной силой производить все чудесные изменения, предопределенные к цели Воплощения, а именно устроению всего небесного и земного (). Что же касается того изменения в тварях, посредством которого они могут быть обращены в ничто, то оно аналогично их сотворению, посредством которого они были обращены из ничто. Следовательно, коль скоро один только может сотворить [из ничто], точно так же только Он может и обратить твари в ничто, и только Он сохраняет их в бытии, чтобы они не обратились в ничто. Поэтому нам надлежит говорить, что душа Христа не обладала всемогуществом в отношении изменений в тварях.

Ответ на возражение 1 . Как говорит Иероним, «власть дана Тому», то есть Христу как человеку, «Кто перед тем был распят, погребен и затем вновь воскрес». Затем, о власти говорят как о данной Ему по причине того соединения, в силу которого, как было показано выше (1), Человека считают всемогущим. И хотя, как говорит Ремигий, ангелы знали об этом прежде Воскресения, однако люди узнали об этом после Воскресения. Но [как говорит Гуго Сен-Викторский] «о вещах говорят как о случившихся тогда, когда об этом становится известно». Поэтому Господь говорит, что Ему дана «всякая власть на небе и на земле», после [Своего] Воскресения.

Ответ на возражение 2. Хотя всякая тварь изменяется какой-то другой тварью, за исключением, конечно, наивысшего ангела (впрочем, и он может быть просвещен душою Христа), однако не каждое изменение, которое может быть произведено в твари, может быть произведено тварью, поскольку некоторые изменения могут быть произведены только Богом. Тем не менее все изменения, которые могут быть произведены в тварях, могут быть произведены душою Христа не в надлежащей ей природе и власти (поскольку некоторые из этих изменений не связаны с душой ни в порядке природы, ни в порядке благодати), а как орудием Слова.

Ответ на возражение 3 . Как было показано во второй части (ИИ-ИИ, 178, 1), благодать соделывать чудеса сообщается душам святых таким образом, чтобы эти чудеса производились не их, а божественной силой. И [именно] эта благодать была дарована душе Христа наиболее превосходным образом, то есть так, чтобы Он мог не только соделывать чудеса, но и сообщать эту благодать другим. Поэтому [в Писании] сказано, что «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами (чтобы изгонять их, и врачевать всякую болезнь и всякую немощь)» ().

Раздел 3 Обладала ли душа Христа всемогуществом в отношении Его собственного тела?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что душа Христа обладала всемогуществом в отношении Его собственного тела. Так, Дамаскин говорит, что «все естественное во Христе не предваряло Его хотения: по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал, добровольно боялся, добровольно умер» . Но называется всемогущим постольку, поскольку Он «творит все, что хочет» (). Следовательно, похоже, что душа Христа обладала всемогуществом в отношении естественной деятельности тела.

Возражение 2. Далее, человеческая природа в Христе была совершеннее, чем в Адаме, который благодаря той изначальной правосудности, которая имела место в состоянии невинности, обладал полностью подчиненным душе телом, так что с телом не могло случиться ничего такого, что было бы противно желанию души. Следовательно, Христос тем более обладал всемогущей в отношении Его тела душой.

Возражение 3. Далее, как было показано в первой части (I, 117, 3), тело естественным образом изменяется представлениями души, причем тем больше, чем более сильным является представление. Но душа Христа обладала в наивысшей степени совершенной силой всех способностей, в том числе и [силой] воображения. Следовательно, душа Христа обладала всемогуществом в отношении Его собственного тела.

Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что «Он должен был во всем уподобиться братьям» (), и в первую очередь в том, что касается вещей, относящихся к состоянию человеческой природы. Но к состоянию человеческой природы относится то, что здоровье тела, его питание и рост не подчиняются предписаниям разума или воли, поскольку естественные вещи подчинены только Богу, Творцу природы. Поэтому они не были подчинены [и душе] Христа. Следовательно, душа Христа не была всемогущей в отношении Его собственного тела.

Отвечаю: как уже было сказано (2), душу Христа можно рассматривать двояко. Во-первых, в ее надлежащей природе и силе, и в этом смысле она, не бывши способной изменять образ действий и порядок природы внешних тел, также не была способной изменять и естественные расположения собственного тела, поскольку по своей природе душа относится к телу установленным образом. Во-вторых, душу Христа можно рассматривать как орудие, соединенное в личности со Словом Божиим, и в этом смысле всякое расположение Его тела было полностью Ему подвластно. Однако поскольку силу действия надлежит усваивать не орудию, а главному действователю, то и это всемогущество надлежит усваивать скорее Слову Божию, чем душе Христа.

Ответ на возражение 1. Дамаскин выразился так, имея в виду божественную волю Христа, поскольку несколько ранее он говорит, что «по благоволению божественной воли, плоти позволялось страдать и совершать то, что ей свойственно» .

Ответ на возражение 2. Свойством той изначальной правосудности, которой обладал в состоянии невинности, было не то, что человеческая душа была наделена властью преобразования тела в любую форму, а то, что она могла оберегать его от какой бы то ни было порчи. Впрочем, Христос при желании мог бы принять и такую власть. Но так как у человека может быть [только] три состояния, а именно невинности, греховности и славы, то подобно тому, как от состояния славы Он принял разумение, а от состояния невинности – свободу от греха, точно так же от состояния греховности Он принял необходимость перенесения наказаний нынешней жизни, о чем будет сказано ниже (14, 2).

Ответ на возражение 3. Если представление достаточно сильно, то в некоторых случаях тело повинуется естественным образом, например, падает с высоко поднятой балки, поскольку воображение, как сказано в третьей [книге трактата] «О душе», формируется для того, чтобы служить началом пространственного движения . Это же относится и к изменениям температуры [тела] и их следствиям, поскольку движимые сердцем душевные страсти по природе связаны с воображением, и таким вот образом волнение духа обусловливает телесное изменение. Но другие телесные расположения, которые по природе никак не связаны с представлениями, например форма руки или ноги и тому подобное, не изменяются представлениями, сколь бы сильными они ни были.

Раздел 4 Обладала ли душа Христа всемогуществом в том, что касается исполнения Его воли?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что душа Христа не обладала всемогуществом в том, что касается исполнения Его воли. Так, [в Писании] сказано, что Христос, «войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал, – но не мог утаиться» (). Следовательно, Он не всегда мог добиться желаемого.

Возражение 2. Далее, как было показано в первой части (I, 19, 12), обозначением воли служит пожелание [или волеизъявление]. Но Господь желал, чтобы делалось то-то и то-то, а делалось нечто противоположное; так, читаем, что Иисус строго наказал тем, кому открыл глаза: «״Смотрите, чтобы никто не узнал!» – а они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» (). Следовательно, Он не всегда мог добиться желаемого.

Возражение 3. Далее, человек не просит другого о том, что он может сделать сам. Но Господь умолял Отца, испрашивая то, что Он желал, о чем читаем: «Взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (). Следовательно, Он не всегда мог добиться желаемого.

Этому противоречит сказанное Августином о том, что «невозможно, чтобы воля Спасителя не была исполнена, равно как и невозможно, чтобы Он пожелал то, чего, как Ему ведомо, не должно быть».

Отвечаю: желание души Христа было двояким. Во-первых, [она желала] то, что должно было быть исполнено Им Самим, и в этом смысле нам надлежит утверждать, что Он мог соделать все, что пожелает, поскольку Ему со стороны Своей мудрости не приличествовало желать Самому соделывать то, что не было подчинено Его воле. Во-вторых, Он желал, чтобы вещи были исполнены божественной силой, например воскрешение Его тела и подобного рода чудесные дела, которые, как было показано выше (2), Он не мог обусловливать посредством собственной силы иначе, как только в качестве орудия Божества.

Ответ на возражение 1 . Как говорит Августин, «что произошло, о том и надлежит говорить как о желаемом Христом. В самом деле, следует заметить, что это случилось в землях язычников, проповедовать которым время еще не настало. С другой стоны, было бы несправедливо отвергнуть то, что было побуждено верой. Таким образом, Он не желал объявлять о Себе Сам, однако желал быть обнаруженным, и потому произошло именно так». А еще можно сказать, что это желание Христа относилось не к тому, что имело быть исполнено Им, а к тому, что имело быть исполнено другими, что не было подчинено Его человеческой воле. Поэтому в письме папы Агапия, которое было одобрено Шестым собором , сказано: «Когда Он, Создатель и Избавитель всего, желал утаиться и не мог, то не должно ли это относить исключительно к Его человеческой воле, которую Он соизволил принять во времени?».

Ответ на возражение 2. По словам Григория, «Господь, наказав никому не сообщать о Своих чудесах, этим преподал урок следовавшим за Ним ученикам, что хотя им и надлежит стараться скрывать свои добродетели, тем не менее они должны стать известными вопреки их желанию, дабы другие из их примера могли извлекать для себя пользу» . Таким образом, это пожелание явило Его волю избегать людской славы, согласно сказанному [в Писании]: «Я не ищу Моей славы» (). Тем не менее Он безусловно желал, и в первую очередь посредством Своей божественной воли, чтобы о Его чудесных делах стало известно ради блага других.

Ответ на возражение 3. Христос молился и о том, что имело произойти по божественной воле, и о том, что Ему Самому надлежало исполнить по Своей человеческой воле, поскольку способности и деятельности Христовой души зависели от Бога, Который «производит во всем и хотение и действие» ().

Знаете ли вы, что от природы вы талантливы, обладаете недюжинными творческими способностями и огромной силы интеллектом, при помощи которого вы можете достигать целей, которые сейчас кажутся вам недостижимыми, всегда принимать самые верные решения, действовать с максимальной эффективностью в любой ситуации?

Человеческий мозг обладает огромным могуществом, которое большинством людей не используется. Дело в том, что эти способности неочевидны. Они находятся, можно сказать, в спящем состоянии. И сами собой не проснутся – чтобы их разбудить, нужно наше активное и осознанное вмешательство. Да, не только мозг управляет нашей жизнедеятельностью – но и мы сами можем управлять своим мозгом! Кто постиг эту науку – тот получил ключ к успеху в творчестве, профессиональной деятельности, взаимоотношениях с людьми, к улучшению здоровья, умению владеть собой и решению практически всех своих проблем.


По сути, управление деятельностью своего мозга – это ключ к совершенно новому качеству жизни, это гигантский скачок в вашем развитии, открывающий невероятные перспективы. Новые возможности, новые способности, новые достижения – это все ждет вас впереди, и поверьте, ничего невозможного нет, стоит вам только по-настоящему захотеть.

Чтобы проснулись таланты, надо разбудить правое полушарие мозга!

Управление собственным мозгом – процесс вполне естественный, запланированный для человека самой природой. Но развитие цивилизации пошло по пути, не предусматривавшему никакого осознанного управления собой и процессами собственной нервной деятельности. Поэтому у большинства людей мозг работает как придется. А именно – использование мозга ограничивается деятельностью лишь левого полушария, отвечающего за логику, анализ и чуждого творчеству, воображению, созидательной мыслительной деятельности.

Есть люди, чей мозг может спонтанно переключаться на другой режим работы, когда в дело вступает правое полушарие, отвечающее за творчество, воображение, созидание и интуицию. Из таких людей обычно получаются художники, артисты, музыканты и представители других творческих профессий. Но и в науке, и в технике, и в прочих видах деятельности просто невозможны серьезные достижения без подключения правого полушария! Левое полушарие делает нас в лучшем случае хорошими исполнителями. И лишь правое полушарие дает возможность быть активным творцом своей жизни. Но для этого вовсе не обязательно обладать художественными талантами. Пробудить правое полушарие способен каждый человек. И уже как следствие – развить в себе любые таланты, какие захотите.

Итак, чтобы стать творцом своей жизни, нужно активировать правое полушарие . А для этого надо знать, как проявляет себя разница между активностью левого полушария и активностью правого полушария.

Хосе Сильва, всю жизнь изучавший не только психологию, но и электронику, очень хорошо разбирался во всем, что связано с электромагнитными волнами. И прежде всего его интересовали электромагнитные волны, излучаемые человеческим мозгом.

Да, человеческий мозг по природе своей обладает электромагнитной активностью. Излучаемые им электромагнитные волны, или волны мозговой активности , как и любые волны, обладают такой важной характеристикой, как ритм . Именно этим ритмом и определяется, в каком состоянии мы находимся.

«Все процессы и явления, происходящие на нашей планете, имеют свой скрытый ритм. Ритм света проявляется в его волновой структуре. То же можно сказать и про звук. Каждый цвет спектра также имеет свой ритм. Даже ваше сердце бьется в определенном ритме. В последние несколько десятилетий ученые установили, что в процессе мозговой деятельности также возникают волны, которые можно измерить. Эти волны тесно связаны с тем, спите вы или бодрствуете, находитесь в расслабленном или, наоборот, напряженном состоянии. Эти волны также зависят от того, здоровы вы или больны. На ритмах мозга отражаются все желания, тревоги, стрессы и волнения, которые вы испытываете. Короче говоря, ритмы мозга являются продуктом того состояния, в котором вы находитесь. Разве не прекрасно было бы, если бы этими ритмами можно было управлять?»

(Хосе Сильва, Берт Голдман. Управление интеллектом по методу Сильва)

Любая волна по своей природе обладает определенной частотой колебаний. Колебания – это неотъемлемый атрибут волны. И если вы, сидя на берегу моря, зададитесь целью подсчитать, сколько раз в единицу времени волна набегает на берег, то таким образом вы определите частоту колебаний морского прибоя.

Точно так же – и с электромагнитными колебаниями, излучаемыми мозгом. Они производят определенное количество повторяющихся циклов (своего рода приливов и отливов) в секунду. Число подобных циклов в секунду – это и есть ритм мозговой активности. И ритм этот далеко не всегда одинаков. У большинства людей он может колебаться от одного цикла в две секунды до сорока циклов в секунду. В зависимости от частоты колебаний волн мозговой активности выделено четыре основных категории этих ритмов, свойственных человеческому мозгу: альфа-ритм, бета-ритм, тета-ритм и дельта-ритм .

Бета-ритм: обычное состояние бодрствования

Для большинства людей в нормальном состоянии бодрствования характерен бета-ритм мозговых волн. Его частота – от 15 до 40 циклов в секунду.

В этом состоянии преимущественно активно левое полушарие головного мозга.

Когда частота волн мозговой активности не превышает 20 циклов в секунду, вы чувствуете себя спокойно и комфортно. Вы сосредоточенны и внимательны, можете четко и ясно мыслить, воспринимать информацию, принимать решения и действовать.

Однако если мозг начинает излучать электромагнитные волны с частотой, превышающей 20 циклов в секунду, вы оказываетесь в состоянии тревоги, беспокойства, стресса. Мысли начинают скакать в голове хаотично, вам трудно сосредоточиться на чем-то одном, ваше сердце колотится, а дыхание учащается. А если активность бета-волн повышается еще больше и их ритм приближается к сорока циклам в секунду, ваш интеллект «зашкаливает» и полностью выходит из-под вашего контроля: вы не способны думать вообще, и вам даже трудно усидеть на месте. По сути дела, это состояние крайнего возбуждения либо паники. А в этом состоянии никакая более или менее эффективная деятельность невозможна вообще. Мозг в этом случае работает с колоссальными перегрузками.

Чем выше частота бета-волн, тем менее эффективен наш разум и тем больше вреда причиняется нашему здоровью: ведь состояние стресса, а тем более паники разрушительно действует практически на все системы организма.

Тета-ритм: погружение в сон

Когда вы засыпаете и погружаетесь в сон, активность вашего мозга снижается, теперь ее ритм составляет от 4 до 8 циклов в секунду. В этом состоянии сознание перестает быть активным, зато пробуждается подсознание. Все то, что остается неосознанным для вас в бодрствующем состоянии, может прорваться в сновидениях. Некоторые люди достигают тета-ритма в состоянии глубокой медитации.

И когда в бодрствующем состоянии вас посещают какие-то смутные предчувствия, ощущения, которые трудно выразить словами, или вы чувствуете, что должны что-то понять или вспомнить, но не знаете, что именно, – все это результат работы тета-волн, которые были активны, когда ваше сознание находилось в сонном состоянии.

В этом состоянии активно правое полушарие мозга, а левое находится в покое. Мозг при этом отдыхает и восстанавливается. Однако в этом состоянии интеллект не способен к какой-либо эффективной работе. Наше подсознание может много нам рассказать о нас же самих – но без участия левого полушария наше сознание не способно воспринимать эту информацию.

Дельта-ритм: глубокий сон и бессознательное состояние

Частота дельта-волн чрезвычайно низка: от одного цикла в две секунды до четырех циклов в секунду. Данный ритм характерен для человека, находящегося в состоянии глубокого сна либо без сознания.

Тета-волны необходимы организму для восстановления, выздоровления от тяжелых болезней. Человек в этом случае находится в контакте с самыми глубинными слоями подсознания – такими, которые никогда не выходят на поверхность и не становятся достоянием сознательного интеллекта. Некоторые исследователи считают, что в этом состоянии, к примеру, возможна телепатическая связь с людьми, которых вы никогда не знали. И если вы впоследствии встретите этих людей наяву, то у вас может появиться смутное ощущение, будто вы с ними знакомы, но причин этих ощущений так и не узнаете.

Наше поведение в бодрствующем состоянии может порой определяться тем контактом с подсознанием, которое состоялось на дельта-уровне. Но контролировать этот контакт и тем более управлять им мы не можем.

Альфа-ритм: высвобождение творческого потенциала

Частота альфа-волн составляет от 8 до 15 циклов в секунду – это ниже, чем при обычном состоянии бодрствования, но выше, чем в состоянии сна. Частота 8–10 циклов в секунду соответствует полному расслаблению, покою, граничащему с полусонным состоянием. А вот когда мозг излучает волны с частотой 10–15 циклов в секунду – мы вовсе не спим, мы бодрствуем, наше сознание при этом активно. Более того – в этом состоянии мы мыслим даже более ясно, четко и продуктивно, чем обычно. Происходит это благодаря тому, что альфа-ритм создает состояние покоя и комфорта, в котором ничто не мешает сосредоточению и четкой работе мысли.

Кроме того, альфа-ритм успокаивает беспорядочную сумятицу мыслей в голове. Исчезает ненужный «шум», уходят всякие беспокойства, тревоги, стрессы – мозг освобождается от всего, что мешает мыслительному процессу. Благодаря такому успокоению деятельности левого полушария мозга высвобождается дополнительная энергия для деятельности правого полушария. Левое полушарие продолжает активно работать – но перестает доминировать, а вместо этого вступает в равноправные партнерские взаимоотношения с правым полушарием.

Правое полушарие, которое наконец освободилось от прессинга левого полушария, теперь может проявить свои возможности. Оно открывает вам доступ к силе вашего воображения. Вы можете создавать мысленные образы. И таким образом вы получаете в свое распоряжение мощнейший инструмент преобразования своей жизни. Ведь все, что мы хотим создать в своей жизни – будь то какие-то материальные вещи или здоровье, успех, благополучие, необходимые нам качества характера, свойства личности, отношения с другими людьми, – сначала должно быть заложено в виде «проекта», желания или намерения. А по-настоящему действенные «проекты» создаются даже не мыслью, а именно мысленными образами. Именно при помощи альфа-ритма мы может перепрограммировать и свою жизнь, и себя самих так, как считаем нужным, – например, избавиться от вредных привычек, бедности и болезней и стать сильным, здоровым, преуспевающим человеком. Мы ведь так или иначе планируем и программируем свою жизнь и делаем это именно при помощи своего мозга – хотя и не всегда это осознаем. Так почему бы не начать делать это осознанно, и не как придется, а как нужно нам?

У альфа-ритма есть еще и такое полезное свойство: он открывает вам доступ к силе вашей интуиции. В этом состоянии вы получаете доступ к информации, заложенной в вашем подсознании. Вы можете получать от подсознания ответы на волнующие вас вопросы. Ведь подсознанию известно гораздо больше, чем сознанию – просто потому, что оно улавливает на несколько порядков больше информации, чем это доступно сознанию. Руководствуясь интуицией, вы перестанете совершать те ошибки, к которым вас толкает то и дело заблуждающаяся логика.

И еще немаловажное свойство альфа-ритма состоит в том, что он обладает целительными свойствами для всего организма. Не случайно в состоянии болезни мозг подчас автоматически перестраивается на альфа-ритм. Так организм пытается исцелить сам себя. И это удается благодаря спокойному, расслабленному состоянию, когда уходит напряжение и тревога, отступает в сторону суета мыслей, и, как следствие, в теле начинают работать механизмы самовосстановления, постепенно возвращающие нам утраченную гармонию.

Некоторые люди опасаются, что, настроившись на альфа-ритм, они окажутся в каком-то заторможенном состоянии, когда все окружающее будет восприниматься как бы сквозь туманную дымку. Но это совсем не так. Напротив, в состоянии, характеризующемся альфа-ритмом, все окружающее воспринимается гораздо яснее и четче, ваша реакция становится более быстрой и адекватной, а мыслительные процессы текут активнее и, главное, эффективнее, потому что исчезают такие обычные помехи, как напряжение, тревога и состояние стресса.

Таким образом, альфа-ритм – это наиболее благоприятное, здоровое, творческое состояние мозга. Более того – это состояние гениальности! Все великие открытия, озарения, самые удачные идеи в науке, бизнесе, искусстве, политике были найдены именно в состоянии альфа-ритма. Это состояние самых правильных решений и самых эффективных действий.

Все великие гении умели входить в это состояние спонтанно. Но гений дремлет в каждом человеке! Чтобы пробудить его, надо просто научиться входить в это состояние осознанно, по своей воле, не отдавая его на волю случая.

И сделать это вовсе не трудно – вам потребуется совсем немного времени, чтобы этому научиться.

Как правильно выйти на альфа-уровень

Процесс вхождения в состояние, характеризующееся альфа-ритмом, или выход на альфа-уровень Хосе Сильва называет медитацией . Однако он вкладывает в это слово несколько иной смысл, чем это принято обычно. В медитативных практиках, характерных для традиционной восточной культуры, медитация является самоцелью и представляет собой расслабленное состояние покоя и безмыслия. Медитация же, как ее понимает Хосе Сильва, – это активный процесс, не являющийся самоцелью, но представляющий собой средство для улучшения своей жизни и решения всевозможных проблем.

Сама по себе медитация уже способна решить многие ваши проблемы – вы станете спокойнее, будете лучше спать, ваше здоровье начнет улучшаться. Но Хосе Сильва предлагает гораздо больше – применяя в состоянии медитации различные техники визуализации, создания мысленных образов, перепрограммировать свою жизнь. К этому мы придем посредством следующих шагов. А пока надо заложить основу для грандиозных перемен в своей жизни – научиться медитировать, или выходить на альфа-уровень. Таким образом вы сделаете самый главный шаг к тому, чтобы научиться гораздо шире использовать свой мозг и открыть его творческие возможности себе во благо.

Для тренировки выхода на альфа-уровень существует четыре основных способа. Вы можете выбрать любой из перечисленных ниже. Эти приемы еще не подходят для серьезной глубокой работы на альфа-уровне, для этого потребуются более основательные тренировки, о которых будет подробно говориться в практической части этой главы. А начинать надо с легкого альфа-уровня, в чем и помогут вам данные четыре приема.


1. Сядьте в удобную позу, но следите, чтобы спина была прямой. Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Постепенно успокойте дыхание, чтобы оно стало медленным, ровным и глубоким. Затем начинайте произносить про себя: «Три, три, три», одновременно представляя себе эту цифру. Сделав три вдоха и выдоха и одновременно повторяя цифру «три», делайте следующие три вдоха и выдоха, повторяя мысленно: «Два, два, два» и одновременно представляя себе эту цифру. Затем сделайте все то же самое, повторяя цифру «один» и мысленно представляя ее. После этого вы окажетесь на альфа-уровне.

2. Сядьте в удобную позу с прямой спиной, закройте глаза, успокойте дыхание, чтобы оно стало ровным, медленным и глубоким. Во время выдоха очень медленно и спокойно произносите слово «Расслабление». Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что полностью расслабились.

3. Сядьте в удобную позу с прямой спиной, закройте глаза, успокойте дыхание и начинайте медленно про себя считать от десяти до одного. При этом представляйте, как выглядит каждая из называемых вами цифр. Вы почувствуете, что с каждой цифрой расслабляетесь все больше и в конечном итоге окажетесь на альфа-уровне.

4. Утром, после пробуждения, или вечером, перед сном, лежа в постели, закройте глаза и под закрытыми веками направьте взгляд вверх под углом примерно в 20 градусов. Начинайте медленно, с интервалом примерно в две секунды, обратный счет от ста до одного. Полностью сосредоточившись на счете, вы войдете в альфа-состояние.


Вы можете находиться на альфа-уровне столько времени, сколько захотите. Ограничений здесь никаких нет, поскольку это состояние никогда и ничем не может вам повредить, а напротив, пойдет лишь на пользу. Если вы захотите вернуться к обычному состоянию бодрствования, то вам достаточно сказать себе: «Сейчас я сосчитаю до пяти, на счете „три“ вернусь на бета-уровень и буду чувствовать себя очень хорошо». После этого мысленно сосчитайте до пяти и откройте глаза.

«Одна из прелестей медитации в альфа-состоянии заключается в том, что вы не можете увлечь туда за собой никаких дурных чувств и злобы. Если подобные чувства вторгнутся в ваше состояние, то вы вылетите из медитации, как пробка из бутылки. С течением времени подобные чувства будут все дольше оставаться за пределами вашего состояния, пока в один прекрасный день вообще не исчезнут. Это будет означать, что те виды деятельности головного мозга, которые приводят к заболеваниям организма, нейтрализованы».

(Хосе Сильва, Филипп Миэле. Управление разумом)

Практика

Упражнение 1. Учимся выходить на альфа-уровень

Выберите день, в который вы начнете учиться выходить на альфа-уровень. Имейте в виду, что с этого дня ваши тренировки должны стать ежедневными. Много времени у вас это не займет, вы можете заниматься по 5–10 минут от одного до трех раз в день.

Если вы страдаете бессонницей, то лучше практиковать выход на альфа-уровень вечером, перед сном. В остальных случаях желательно заниматься тогда, когда вы бодры и полны сил – лучше всего утром и в первой половине дня.

Выберите один из перечисленных выше четырех способов тренировки выхода на альфа-уровень. Или вы можете поочередно применять все из них, но только не подряд, а с перерывом в 2–3 часа – так вы выберете тот способ, который больше вам нравится и лучше для вас работает. Практикуйте любой из способов в течение недели. Не ждите, что у вас сразу появятся какие-то необычные ощущения. Дело в том, что альфа-ритм – естественное состояние человека, и вы не раз в своей жизни оказывались в этом состоянии спонтанно и неосознанно. То есть вы уже это испытывали не раз – поэтому, возможно, для вас в этом состоянии не будет ничего нового и неожиданного. Тем не менее вы заметите, что это состояние приятно для вас. И по мере ваших тренировок вам будет все легче и быстрее удаваться выходить на альфа-уровень.

Задача тренировочных упражнений – прийти к такому результату, когда вы будете практически мгновенно и по одному своему желанию оказываться на альфа-уровне. Постарайтесь довести до автоматизма как вход на альфа-уровень, так и выход из него. Сейчас для вас главное – освоить именно данную последовательность входа и выхода. Недели тренировок для этого может быть достаточно – но если вы почувствуете, что вам этого мало, продлите занятия еще на одну неделю.

Упражнение 2. Осваиваем более глубокий альфа-уровень

После того как вы освоили предыдущее упражнение и научились в течение одной-двух недель выходить на альфа-уровень, можно переходить к более глубоким «погружениям». Тренировочные упражнения дали нам легкий альфа-уровень, но для серьезной работы по перепрограммированию своей жизни потребуются более основательные тренировки.

Чтобы научиться входить на тот глубокий альфа-уровень, который необходим вам в работе, потребуется месяц ежедневных тренировок.

Примечание : в течение этого времени вы можете прочитать всю книгу до конца, но не приступайте к освоению практической части шага 2 и последующих, пока не освоите полностью задания шага 1.

Потратьте на выполнение следующего задания не менее 10–15 минут. Желательно выполнять его не один раз в день, а хотя бы два или три.

Сядьте на стул или край кровати, чтобы стопы плотно упирались в пол. Голову и спину держите прямо. Руки расслабленно положите на колени. Глаза не закрывайте. Направьте внимание на левую стопу, заметьте, нет ли там напряжения, и позвольте ему уйти. Затем последовательно переводите внимание на левую голень, колено, бедро, левую часть туловища, левую руку, левую половину шеи и головы, позволяя напряжению уходить. Затем проделайте ту же последовательность действий с правой половиной тела.

Когда почувствуете, что лишнее напряжение ушло, направьте взгляд примерно на 45 градусов выше, чем ваше обычное направление взгляда, когда вы смотрите прямо перед собой. Начинайте вглядываться в воображаемую точку на этом уровне (на стене или потолке), пока ваши веки не начнут тяжелеть. Когда это произойдет, позвольте векам свободно опуститься и начинайте про себя медленно считать от пятидесяти до одного. Так вы выйдете на глубокий альфа-уровень. Чтобы вся продолжительность упражнения не превышала 10–15 минут, вы можете заранее завести будильник, звонок которого будет для вас сигналом, что пора возвращаться с альфа-уровня. Выйдите с него точно тем же способом, которым вы делали это раньше (скажите себе, что, досчитав до пяти, вы вернетесь на бета-уровень и будете чувствовать себя отлично, затем считайте и на счет «пять» открывайте глаза).

Во вторые десять дней тренировок надо несколько видоизменить упражнение: считать не от пятидесяти до одного, а от десяти до одного. В третьи десять дней переходите к счету от пяти до одного. К этому времени вы уже научитесь выходить на альфа-уровень быстро и легко.

Упражнение 3. Техника сомкнутых пальцев: активизируем процесс выхода на альфа-уровень

Освоив предыдущие два упражнения, вы научитесь входить на альфа-уровень в любой момент: для этого вам будет достаточно лишь закрыть глаза и успокоить дыхание, сделав его медленным, глубоким и ровным. Для того чтобы активизировать этот процесс и научиться еще проще и быстрее выходить на альфа-уровень в любой обстановке, вы можете освоить «технику сомкнутых пальцев». Суть ее очень проста: вы соединяете подушечки большого, указательного и среднего пальцев на любой руке – и превращаете этот жест в своего рода «пусковой механизм», который мгновенно выводит вас на альфа-уровень. Но для того чтобы этот механизм заработал, нужна тренировка – с первого раза, конечно, ничего не произойдет. Нужно время, чтобы в вашем сознании и подсознании закрепился механизм связи между этим жестом и выходом на альфа-уровень. Чтобы этот механизм закрепился, нужно в течение семи дней как минимум один раз в день выполнять следующее упражнение.

Войдите на альфа-уровень любым из освоенных вами способов. Соедините вместе большой, указательный и средний пальцы на любой руке и одновременно скажите (мысленно или вслух): «Когда я хочу чего-то достичь, то соединяю пальцы вот так и мгновенно оказываюсь в состоянии, необходимом для достижения желаемого». Можно применять и более короткую формулировку, например: «Когда я соединяю пальцы вот так, то мгновенно оказываюсь на альфа-уровне».

Внимание: это упражнение можно осваивать только после того, как вы уже хорошо научились выходить на альфа-уровень способами, описанными выше.

По мере семидневных тренировок у вас в мозгу закрепится ассоциация между положением пальцев и альфа-уровнем. Через неделю вы сможете мгновенно входить в альфа-состояние при помощи этого жеста, не применяя дополнительно никаких других техник.

«функции общественного благосостояния. Компенсационный критерий в таком случае обладает преимуществом в том, что он не требует...»

функции общественного благосостояния. Компенсационный критерий в

таком случае обладает преимуществом в том, что он не требует межперсонального сравнения полезностей. В то же время его использование может приводить к непоследовательным рекомендациям в том смысле, что

Список литературы:

1. Kaplow L., Shavell S. Principles of Fairness Versus Welfare: on the Evaluation of Legal Policy, Harvard Law School, Discussion Paper № 277, March 2000.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика:

в 2-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1997. – Т. 2.

3. Тарасова С.В. Экономическая теория благосостояния. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. – М.: Аспект Пресс, 1996.

5. Тарасова С.В. Экономическая теория благосостояния. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭЛЕМЕНТОВ МОТИВАЦИОННОГО

МЕХАНИЗМА

© Золотарева Ю.В.

Пятигорский филиал Северо-Кавказской академии государственной службы, г. Пятигорск Основными элементами мотивационного механизма являются интересы, потребности, мотивы, стимулы. Наиболее важны из них потребности, именно они выступают внутренними побудителями активности личности.



Мотивационный механизм является предметом исследования теоретиков и практиков различных школ и специальностей. Наибольший интерес они вызывают у социологов, экономистов, психологов. Однако, несмотря на кажущуюся изученность этой категории, все же есть вопросы, на которые хотелось бы дать ответ, а в частности: какова взаимосвязь элементов мотивационного механизма.

Доцент, кандидат социологических наук Экономические теории 75 Мотивационный механизм – это сложная система, компоненты которой можно дифференцировать на две подсистемы. Первая подсистема включает в себя такие компоненты мотивации как потребности, интересы, ценностные ориентиры, установки, мотивы, стимулы, которые формируются под влиянием социального пространства, окружающего индивида.

Вторая подсистема включает факторы внешней среды и представляет собой взаимосвязь таких компонентов как социально-политические условия, финансовая и налоговая система, законодательство, правовые условия, производственная сфера, жилищно-бытовые условия, духовная среда, природно-географическая среда.

Отдельные категории мотивационного механизма, такие как потребности, интересы, мотивы, стимулы, обстоятельно рассматривались в отечественной литературе. Здесь можно назвать работы Н.М. Железноводской, А.Г. Здравомыслова, А.В. Маргулиса, Е.И. Степанова, М.В. Демина, Т.А. Марченко, А.В. Мялкина, А.Н. Леонтьева, М.Ф. Филиппова. Однако следует отметить, что в исследованиях выше представленных авторов недостаточное внимание уделялось рассмотрению взаимосвязей между категориями мотивационного механизма. Более обстоятельно связи между элементами мотивационного механизма рассматривали Ф.Н. Щербак, И.П. Поварич, Б.Г. Прошкин. Несколько позже, Н.Н. Пилипенко, В.А. Зинин, Ю.В. Быстров, В.В. Чистов, Т.П. Санкина, Б.Я. Гершкович, А.А. Дикарева, М.И. Мирская, В.В. Радаев, В.Б. Бовыкин.

Нам предоставляется возможность уточнить взаимосвязи элементов мотивационного механизма, чтобы представить его действие как целого.

Начнем рассмотрение мотивационного механизма с потребностей.

«Потребность – это состояние противоречия между имеющимся и желаемым, в частности, между реально наличествующим и необходимым; в обществе это противоречие между социальным субъектом и условиями его жизнедеятельности. Потребность всегда выступает как объективносубъективное явление. Содержательный ее момент объективен, а функциональный – субъективен, то есть потребность выражается в желаниях, влечениях и мотивах, являясь активной силой, поистине первоисточником деятельности» .

Дикарева А.А. и Мирская М.И. определяют «потребность как нужду, надобность субъекта в чем-либо для своего нормального функционирования» , то есть как состояние субъекта рынка. Поэтому потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение человека, определяют направленность мышления, чувства и воли человека. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей.

«Удовлетворяя потребности и достигая цели, человек тем самым создает новые объекты, новые условия среды, которые, в свою очередь, порождают новые потребности» .

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Потребности человека многообразны по своей природе, однако для каждой личности характерна определенная система потребностей. Потребности можно характеризовать как врожденные и приобретенные, первичные и вторичные, результативные и процессуальные, гомеостатические и антигомеостатические, явные и латентные, осознанные и неосознанные.

Все люди обладают одними и теми же потребностями, но выражение их будет для разных людей различным в силу различий факторов личных и факторов среды. Потребности могут быть спровоцированы как внутренними, так и внешними стимулами и могут быть в определенные периоды сильными или слабыми.

Потребности существуют в трех состояниях: 1) рефракторном, когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности; 2) внушаемом, когда потребность пассивна, но может быть возбуждена; 3) активном, при котором потребность определяет поведение организма. Современная наука рассматривает потребность как некое специфическое состояние человека (группы людей, общества в целом), возникающее вследствие того, что этот человек существует, во-первых, сам по себе, т.е. в виде отдельной биологической особи, во-вторых, является составной частью общественной системы, и, в третьих, взаимодействует с внешним окружением (обществом, живой и неживой природой). Таким образом, потребность можно рассматривать с самых разных сторон – как биологическую, социальную, экономическую, производственную, культурную.

«При всем многообразии человеческих потребностей и нужд все они объединены тем, что обусловлены экономическим развитием общества» .

Потребность проявляется в стремлении людей потреблять блага, и носит объективный характер, поскольку возникает под воздействием социальноэкономических условий развития общества, уровня материального благосостояния, конкретного исторического этапа.

С категорией «потребность» связана категория «интересы». У В.Б. Бовыкина интерес – естественное стремление удовлетворить первичные (активные) нужды, присущие любому человеку в некоторой конкретной ситуации . Из представленного определения видно, что, во-первых, интересы не зависят от свойств личности индивида, так как базируются на нуждах; и, во-вторых, в аналогичных ситуациях интересы различных людей всегда совпадают. Общность интересов у представителей одного и того же класса характеризуется тем, что члены данного класса имеют примерно одинаковое социальное положение и обладают равными возможностями. Как только человек в силу тех или иных причин переходит из одного общественного класса в другой, у него тотчас меняются интересы. Таким образом, с изменением ситуации у человека всегда изменяются интересы. В какую бы ситуацию человек не попал, он всегда пытается Экономические теории 77 удовлетворить свои интересы. Удовлетворить интерес – удовлетворить первичные нужды человека в данной конкретной ситуации. Заинтересовать человека – значит предоставить ему способ удовлетворить свои интересы.

Необходимость изучения категории интереса связана с тем, что зная интересы индивидов, можно найти способы их удовлетворения.

Интерес порождает стимулы и мотивы. Стимулы выступают как внешние, а мотивы как внутренние побудители активности личности. Мотив – это осознанный, воспринятый стимул. К этому приводит трактовка стимулов П.Э. Эхиным: «Стимулами можно назвать специальные средства для побуждения человека к данной конкретной деятельности . Стимул порождает, вызывает мотив деятельности».

Стимулы можно рассматривать как специально организованное, сконцентрированное и управляемое воздействие на объект со стороны субъекта управления. Цель такого воздействия – изменение линии поведения индивида. Один и тот же стимул может побуждать одного человека сильно, другого вообще не побуждать. Основой стимула выступает объект удовлетворения потребностей, и лишь за счет удовлетворения потребностей можно направлять потребительское поведение индивидуума по определенному пути. Стимулы действуют, направляют поведение человека в рамках определенных интересов. Чем шире рамки интереса – тем больше и набор возможных стимулов.

Мотив это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится внутри человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо делать и как будет осуществлено это действие. В частности если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Мотив находится под влиянием ценностей и убеждений. Существует множество определений мотива. «Мотив – это отражение, проявление осознанной потребности, как бы ее трансформированное и конкретизированное выражение» . «Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность» . В мотивах деятельности индивида отражаются не только его собственные потребности, но и потребности всего общества. «Мотив – это внутреннее побуждение человека к действительности и осознанное им» .

Ценности – внутренние побудители, выражающие то, к чему следует стремиться в жизни вообще, независимо от ситуации.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Как считает М.О. Рокич, исследование человеческих ценностей фокусируется на важных целях, которых стремится достичь человек. Ценности тесно связаны с потребностями человека, но существуют на более реалистичном уровне. «Ценность – это укоренившаяся убежденность, что определенный стиль поведения или конечное состояние существования индивида предпочтительно в личном или социальном отношении противоположному или обратному стилю поведения или конечному существованию.

Система ценностей есть укоренившаяся упорядоченная совокупность убеждений, касающихся предпочтительных стилей поведения или конечных состояний существования в соответствии с континуумом относительной важности» .

Убеждения – внутренние побудители, выражающие то, что следует и чего не следует делать как в жизни вообще, так и в данной ситуации.

Ценности и убеждения складываются под влиянием условий жизни человека. В ценностях и убеждениях находят свое отражение потребности.

Ценности, убеждения, устойчивые мотивы составляют основу самомотивации индивида к тем или иным действиям.

Мотивация представляется как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Мотивация безусловно не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия.

Итак, исходным звеном в мотивационном механизме являются потребности, которые выступают материальной основой интереса. Интерес имеет две формы проявления: объективную (стимулы) и субъективную (мотивы). Связь между мотивами и стимулами не является простой и однозначной. С различных точек зрения то мотив, то стимул могут выступать причиной активности личности. Когда стимулы уже не в состоянии побудить человека к действиям, то важное значение в процессе мотивации индивидов приобретают ценности и интересы. Они выступают внутренними побудителями активности личности.

Список литературы:

1. Толмачев Н.И. Менталитет потребителя. – Ростов-н/Д.: СКИАПП, 2001. – С. 224.

2. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 131.

3. Менеджмент (современный российский менеджмент) / Под ред.

Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. – М.: ФКБ-Пресс, 1999. – С. 504.

Экономические теории 79

4. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 160.

5. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления.

– М.: ОАО Экономика, 1997. – С. 138.

6. Эхин П.Э. Собственность и экономические интересы при социализме. – М.: Мысль, 1972. – С. 21.

7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1998.

8. Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – С. 206-207.

9. Любимова Т. Г. Экономические интересы и механизм их реализации. – Одесса: Изд-во ОПУ, 1993. – С. 12.

10. Rokeach M.O. The Nature Of Human Values, New York, The Free Press, 1973. – P. 5

–  –  –

Одной из наиболее актуальных проблем формирования инновационно-ориентированной экономики сегодня является создание стимулов к устойчивому развитию инновационной активности. В этой связи особую важность принимают меры по защите прав интеллектуальной собственности (ИС). Данная тема особенно актуальна в свете недавнего вступления в силу четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации. В эссе мы кратко рассмотрим влияние развития патентного права в России на интенсивность изобретательской деятельности.

Как несложно отметить, основная проблема в выработке четкой позиции относительно ИС заключается в том, что сама по себе идея – общественное благо, и без дополнительных барьеров не может быть исключена из использования всеми, кто с нею знаком. Кроме того, использование идеи одним агентом не сказывается на способности других найти ей приКафедра Экономической теории

Похожие работы:

«Альфред Маршалл ДЕНЬГИ, КРЕДИТ И ЭКОНОМИКА Marshall Alfred The pure theory of foreign trade. Ch. 6. Общая связь спроса и предложения в международной торговле 1. Введение Причиной движения может стать даже небольшая сила, если она получает минимум противодействия. Обычно движению ка...»