Красные и белые главные. Гражданская война: красные — гипермаркет знаний. Периодизация Гражданской войны

Гюго Виктор

Девяносто третий год

Виктор Гюго

Девяносто третий год

ДЕВЯНОСТО ТРЕТИЙ ГОД

Перевод Н. М. Жарковой

Часть первая В МОРЕ

Книга первая СОДРЕЙСКИЙ ЛЕС

Содрейский лес 7

Книга вторая КОРВЕТ "КЛЕЙМОР"

I. Англия и Франция -- в смешении 20

II. Корабль и пассажир, скрытые во мраке 23

III. Знать и простолюдины -- в смешении 25

IV. Tormentum belli 32

V. Vis et vir 35

VI. На чаше весов 40

VII. Поднявший парус, бросает жребий 43

IX. Некто спасается 51

X. Спасется ли? 53

Книга третья ГАЛЬМАЛО

I. Слово есть глагол 56

II. Мужицкая память стоит знаний полководца 61

Книга четвертая ТЕЛЬМАРШ

I. С вершины дюны 71

II. Aures habet et non audiet 74

III. Когда бывает полезен крупный шрифт 76

IV. Нищеброд 78

V. Подписано: "Говэн" 84

VI. Превратности гражданской войны 88

VII. Не миловать (девиз Коммуны), пощады не давать (девиз принцев) 93

Часть вторая В ПАРИЖЕ

Книга первая СИМУРДЭН

I. Улицы Парижа тех времен 101

II. Симурдэн 108

III. То, чего не смыли воды Стикса 115

Книга вторая КАБАЧОК НА ПАВЛИНЬЕЙ УЛИЦЕ

I. Минос, Эак и Радамант 118

II. Magna testantur voce per umbras 120

III. Содрогаются тайные струны 135

Книга третья КОНВЕНТ

I. Конвент 146

XIII. Марат за кулисами 171

Часть третья В ВАНДЕЕ

Книга первая ВАНДЕЯ

II. Люди 181

III. Сообщничество людей и лесов 183

IV. Их жизнь под землей 185

V. Их жизнь на войне 187

VI. Душа земли вселяется в человека 192

VII. Вандея прикончила Бретань 195

Книга вторая ТРОЕ ДЕТЕЙ

I. Plus quam civilia bella 197

II. Доль 204

III. Малые армии и большие битвы 210

IV. Во второй раз 217

V. Капля холодной воды 220

VI. Зажившая рана и кровоточащее сердце 222

VII. Два полюса истины 228

VIII. Dolorosa 234

IX. Провинциальная Бастилия

1. Ла Тург 237

2. Пролом 238

3. Каземат 239

4. Замок на мосту 240

5. Железная дверь 243

6. Библиотека 245

7. Чердак 245

X. Заложники 246

XI. По-древнему грозный 251

XII. Надежда на спасение 255

XIII. Что делает маркиз 257

XIV. Что делает Иманус 259

Книга третья КАЗНЬ СВЯТОГО ВАРФОЛОМЕЯ

Книга четвертая МАТЬ

I. Смерть везут 278

II. Смерть говорит 280

III. Крестьяне ропщут 284

IV. Ошибка 288

V. Vox in deserto 290

VI. Положение дел 292

VII. Переговоры 295

VIII. Речь и рык 299

IX. Титаны против гигантов 302

X. Радуб 306

XI. Обреченные 313

XII. Спаситель 316

XIII. Палач 318

XIV. Иманус тоже уходит 320

XV. О том, что не следует класть в один карман часы и ключ 323

Книга пятая In daemone deus

I. Найдены, но потеряны 327

II. От каменной двери до двери железной 334

III. В которой спящие дети просыпаются 336

Книга шестая ПОСЛЕ ПОБЕДЫ НАЧИНАЕТСЯ БИТВА

I. Лантенак в плену 341

II. Говэн размышляет 343

III. Плащ командира 355

Книга седьмая ФЕОДАЛИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ

I. Предок 358

П. Военнополевой суд 365

IV. На смену Симурдэну-судье -- Симурдэн-учитель 373

V. В темнице 375

VI. Тем временем солнце взошло 383

Комментарии А. И. Молока 393

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ В МOPE

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Книга первая

СОДРЕЙСКИЙ ЛЕС

В последних числах мая 1793 года один из парижских батальонов, отправленных в Бретань под началом Сантерра, вел разведку в грозном Содрейском лесу близ Астилле. Около трехсот человек насчитывал теперь этот отряд, больше чем наполовину растаявший в горниле суровой войны. То было после боев под Аргонном, Жемапом и Вальми, когда в первом парижском батальоне из шестисот волонтеров осталось всего двадцать семь человек, во втором -- тридцать три и в третьем -- пятьдесят семь человек. Памятная година героических битв.

Во всех батальонах, посланных из Парижа в Вандею, было девятьсот двенадцать человек. Каждому батальону придали по три орудия. Сформировали их в спешном порядке. 25 апреля, в бытность Гойе министром юстиции и Бушотта военным министром, секция Бон-Консейль предложила послать в Вандею несколько батальонов волонтеров; член коммуны Любен сделал соответствующее представление; первого мая Сантерр уже мог направить к месту назначения двенадцать тысяч солдат, тридцать полевых орудий и батальон канониров. Построение этих батальонов, возникших молниеносно, оказалось столь разумным, что и посейчас еще служит образцом при определении состава линейных рот; именно тогда впервые изменилось традиционное соотношение между числом солдат и числом унтер-офицеров.

28 апреля Коммуна города Парижа дала своим волонтерам краткий наказ: "Ни пощады, ни снисхождения!" К концу мая из двенадцати тысяч человек, покинувших Париж, восемь тысяч пали в бою.

Батальон, углубившийся в Содрейский лес, готов был к любым неожиданностям. Продвигались не торопясь. Зорко смотрели по сторонам направо и налево, вперед и назад; недаром Клебер говорил: "У солдата и на затылке глаза есть". Шли уже давно. Сколько могло быть времени? День сейчас или ночь? Неизвестно, ибо в таких глухих чащах безраздельно господствует вечерняя мгла и в Содрейском лесу вечно разлит полумрак.

Трагическую славу стяжал себе Содрейский лес. Здесь, среди лесных зарослей, в ноябре 1792 года свершилось первое злодеяние гражданской войны. Из гибельных дебрей Содрея вышел свирепый хромец Мускетон; длинный список убийств, совершенных в здешних лесах и перелесках, вызывает невольную дрожь. Нет на всем свете места страшнее. Углубляясь в чащу, солдаты держались настороже. Все кругом было в цветенье; приходилось пробираться сквозь трепещущую завесу ветвей, изливавших сладостную свежесть молодой листвы; солнечные лучи с трудом пробивались сквозь зеленую мглу; под ногой шпажник, касатик, полевые нарциссы, весенний шафран, безыменные цветочки -предвестники тепла, словно шелковыми нитями и позументом расцвечивали пышный ковер трав, куда вплетался разнообразным узором мох; здесь он рассыпал свои звездочки, там извивался зелеными червячками. Солдаты шагали медленно в полном молчании, с опаской раздвигая кустарник. Над остриями штыков щебетали птицы.

В гуще Содрейского леса некогда, в мирные времена, устраивались охоты на пернатых, ныне здесь шла охота на людей.

Стеной стояли березы, вязы и дубы; под ногой расстилалась ровная земля; густая трава и мох поглощали шум человеческих шагов; ни тропинки, а если и встречалась случайная тропка, то тут же пропадала; заросли остролиста, терновника, папоротника, шпалеры колючего кустарника, и в десяти шагах невозможно разглядеть человека. Пролетавшая иногда над шатром ветвей цапля или водяная курочка указывали на близость болота.

А люди все шли. Шли навстречу неизвестности, страшась и с тревогой поджидая появления того, кого искали сами.

Время от времени попадались следы привала -- выжженная земля, примятая трава, наспех сбитый из палок крест, груда окровавленных ветвей. Вот там готовили ужин, тут служили мессу, там перевязывали раненых. Но люди, побывавшие здесь, исчезли бесследно. Где они сейчас? Может быть, уже далеко? Может быть, совсем рядом, залегли в засаде с ружьем в руке? Лес словно вымер. Батальон двигался вперед с удвоенной осмотрительностью. Безлюдье -верный знак опасности. Не видно никого, тем больше оснований остерегаться. Недаром о Содрейском лесе ходила дурная слава.

В таких местах всегда возможна засада.

Тридцать гренадеров, отряженные в разведку под командой сержанта, ушли далеко от основной части отряда. С ними отправилась и батальонная маркитантка. Маркитантки вообще охотно следуют за головным отрядом. Пусть на каждом шагу подстерегает опасность, зато чего только не насмотришься... Любопытство -- одно из проявлений женской храбрости.

Вдруг солдаты маленького передового отряда почувствовали тот знакомый охотнику трепет, который предупреждает его о близости звериного логова. Будто слабое дуновение пронеслось по ветвям кустарника, и, казалось, что-то шевельнулось в листве. Идущие впереди подали знак остальным.

Офицеру не для чего командовать действиями разведчика, в которых выслеживание сочетается с поиском; то, что должно быть сделано, делается само собой.

В мгновение ока подозрительное место было окружено и замкнуто в кольцо вскинутых ружей: черную глубь чащи взяли на прицел со всех четырех сторон, и солдаты, держа палец на курке, не отрывая глаз от цели, ждали лишь команды сержанта.

Но маркитантка отважно заглянула под шатер ветвей, и, когда сержант уже готов был отдать команду: "Пли!", раздался ее крик: "Стой!"

Она бросилась в кустарник. Солдаты последовали за ней.

И впрямь там кто-то был.

В самой гуще кустарника на краю круглой ямы, где лесорубы, как в печи, пережигают на уголь старые корневища, в просвете расступившихся ветвей, словно в зеленой горнице, полускрытой, как альков, завесою листвы, сидела на мху женщина; к ее обнаженной груди припал младенец, а на коленях у нее покоились две белокурые головки спящих детей постарше.

После публикации знаменитого романа «Отверженные» в 1862 году, Виктор Гюго задумал написание другого, не менее масштабного произведения. Эта книга создавалась на протяжении долгих десяти лет. Актуальные вопросы своего времени затронул в романе «93 год» Гюго. Краткое содержание последнего произведения великого французского писателя изложено в этой статье.

История создания

О чем поведал в романе «93 год» Гюго? Краткое содержание произведения представлено ниже. Однако прежде чем приступить к нему, следует сказать несколько слов об истории написания романа. В основу его легли 1793 года. Однако изложены они были под впечатлением автора от того, что происходило во Франции во второй половине девятнадцатого века, а именно - франко-прусской войны и Парижской коммуны. Таким образом, в художественном произведении «Девяносто третий год» Виктор Гюго выразил отчасти свои взгляды на политическую ситуацию, которая сложилась на его родине в 1870-1871 годах.

Что произошло в тот период, когда писатель завершал свой последний После заключения мирного договора с Пруссией начались волнения, которые вылились в революцию и привели к установлению самоуправления. Продолжалось это семьдесят два дня. Как уже было сказано, мысль о романе «Девяносто третий год» пришла в голову писателя за десять лет до вышеизложенных событий. Возможно, именно в силу непростой ситуации в стране создание очередного творения затянулось на долгий срок. Замысел романа, который на первоначальном этапе не имел четких очертаний, окончательно сформировался после социальных и политических потрясений 1870-1872 годов.

Шедевр исторической прозы

Когда речь идет о такой категории, как книги о Великой французской революции, прежде всего, упоминается не только сочинение патриарха французского романтизма. Об этих событиях некогда писал Им посвящали свои труды многие зарубежные и российские исследователи. Однако огромную историческую и литературную ценность представляет собой книга «93 год» Гюго. Краткое содержание этого произведения - это, безусловно, не только перечисление важных политических событий, послуживших материалом для создания сюжета. Это также сжатая история о судьбах основных героев. Итак, с чего начинается роман «93 год» Гюго?

Действие романа происходит в конце мая 1793 года. Парижский батальон, проводя разведку в Содрейском лесу, был готов к любым неожиданностям. Ведь эти места стяжали трагическую славу. Автор назвал Содрейский лес самым страшным местом на свете. Потому как именно здесь за полгода до событий, описанных в романе «Девяностое третий год», произошло первое злодеяние гражданской войны. Когда-то в Содрейском лесу устраивалась вполне мирная охота на птиц. В связи с политическими событиями в Париже все изменилось. Роман «Девяносто третий год» изображает время, когда в этих живописных местах велась жестокая охота на людей.

Солдаты и маркитанка, сопровождающая их, услышали подозрительный шорох в кустах. Они уже были готовы стрелять. Однако оказалось, что в кустах прячется женщина крестьянского происхождения и трое ее малолетних детей. По законам военного времени несчастной устроили допрос. Следовало выяснить, каких политических убеждений придерживается одинокая мать. Далеко не на все вопросы смогла внятно ответить незнакомка. Солдаты все же выяснили, что муж Мишель Флешар - а именно так звали женщину - погиб. А хижину, где они проживали, сожгли. В результате крестьянка оказалась в бедственном положении. С тех пор она брела по лесу куда глаза глядят, не осознавая, сколь велика опасность, которой она подвергает себя и своих детей.

Услышав печальную историю крестьянки, сержант батальона по имени Радуба высказал предложение усыновить Рене-Жана, Гро-Алена и Жоржетту.

Корвет «Клеймор»

Написанию романа предшествовало глубокое изучение автором истории контрреволюционного движения шуанов. Писатель проштудировал ряд исторических трудов. А события, которые происходили в Париже в то время, когда он создавал историческое произведение, оказали влияние на сюжет и образы главных героев.

В романе просматривается отношение Гюго к революционному движению. Писатель искренне симпатизировал разгромленным коммунарам, но в то же время относился критически к их методам борьбы. Это противоречивое отношение к революционному движению сформировало отношение к событиям, отраженным в романе «Девяносто третий год». Герои Гюго - люди действия. Однако они преданы идеалам и жертвуют своей жизнью ради высокой цели. Порою цена подобных жертв слишком высока.

Первого июня от берегов Англии отплывает фрегат, замаскированный под торговое судно. В действительности, на «Клейморе» находится весьма важный пассажир. Автор описывает его следующим образом: «высокий старик, облаченный в крестьянское одеяние, но обладающий осанкой принца». Фрегат гибнет в бою с французской эскадрой. Виной всему канонир, которого по приказу человека, выряженного в простые крестьянские одежды, затем расстреливают. Величественный старик, спасенный роялистами, является будущим предводителем мятежной Вандеи. Однако один из матросов - молодой человек по имени Гальмало - решает отомстить старику за убийство канонира. Ведь тот был его родным братом. Однако Гальмало вовремя отказывается от совершения этого убийства.

Маркиз де Лантенак

Таково имя загадочного старика, чудом спасшегося во время путешествия на фрегате. На суше он узнает весть об уничтоженном республиканском отряде. Лантенак приказывает казнить всех пленных. При этом он не делает исключения даже для двух женщин. Троих детей, о которых ему сообщают, он приказывает взять с собой, не имея четкого плана об их дальнейшей судьбе. Одна из женщин тем временем оказывается жива: ей всего лишь прострелили ключицу.

Революционный дух

В Париже царит атмосфера борьбы. Гюго изображает французскую столицу городом, в котором даже дети улыбаются героически. Здесь все дышит революцией. Среди проповедников в эти дни выделяется священник Симурден. Он свиреп и хладнокровен. После того как грянула революция, Симурден отказался от сана и посвятил свою жизнь освободительному движению. Этот человек, оцененный по заслугам Робеспьером, впоследствии становится уполномоченным Конвента в Вандею.

В первые дни июля одинокий путник останавливается вблизи города Доля, на одном из постоялых дворов. От хозяина трактира этот человек, который в дальнейшем оказывается не кем иным, как Симурденом, узнает о боях, происходящих неподалеку. Сражаются Говен и маркиз де Лантенак. Причем бои могли бы быть не столь кровопролитными, если бы не поступок предводителя роялистов. Лантенак якобы приказал расстрелять женщину, а детей ее держит где-то в крепости. Симурден отправляется на поле брани, где едва не погибает от шпаги, удар которой предназначен Говену. Этот молодой человек - потомок дворянского рода. Симурден знает его с малых лет.

Террор и милосердие

Говен когда-то был воспитанником Симурдена. Кроме того, он является единственным человеком, к которому этот немолодой и жестокий мужчина испытывает привязанность. И Симурден, и Говен мечтают о торжестве Республики. Однако первый полагает, что достигнуть цели можно лишь террором. Второй же предпочитает руководствоваться милосердием. Говен, впрочем, по отношению к Лантенаку настроен весьма непримиримо. Он готов во что бы то ни стало уничтожить маркиза.

Дети Мишель Флешар

Лантенак обречен на погибель. Дабы спасти свою жизнь, он использует детей крестьянки Флешар в качестве заложников. Но дело в том, что в замке, где укрывается Лантенак, существует подземный выход. Роялисты освобождают своего предводителя, а тот, прежде чем покинуть убежище, устраивает пожар, тем самым обрекая детей на верную погибель. Однако в последний момент Лантенак, услышав крик матери, возвращается и спасает своих маленьких пленных.

Казнь

Говен - персонаж, олицетворяющий справедливость и милосердие. А потому он освобождает Лантенака. Республика, по мнению Говена, не должна запятнать себя убийством человека, который пошел на самопожертвование. За великодушный поступок молодого командира приговаривают к казни. Жестокий приговор выносит не кто иной, как Симурден. Но лишь только Говен лишается головы от удара гильотины, бывший священник кончает жизнь самоубийством. Таким трагическим исходом завершил Гюго «Девяносто третий год».

Анализ

Это историческое произведение свидетельствует о противоречивом отношении автора к революции в широком смысле этого слова. Роман был написан во время событий и не мог не стать откликом на ситуацию, которая сложилась во французской столице в 1871-1872 годах. Писатель воспел значение революции, которая пронеслась не только над его родиной, но и над всем миром. Но при этом автор остался верен своей прежней идее, согласно которой, общество может измениться к лучшему лишь вследствие перерождения внутреннего мира человека. Неслучайно в романе присутствует противопоставление таких образов, как Симурден и Говен. Террор и милосердие - таковы особенности революционного движения, по мнению Гюго.

«Девяносто третий год»: отзывы

Один из литературоведов назвал это творение широким художественным полотном, на котором изображены величайшие события конца девятнадцатого века. Безусловно, критики советской эпохи видели в романе Гюго то, что требовала цензура, а именно: борьбу трудящегося парижского народа, прославление революционеров и гневные выпады в адрес дворян-эмигрантов. В действительности роман, о котором идет речь в этой статье, является не только величайшим творением классической прозы, но и самым противоречивым произведением Гюго.

Творчество французского писателя высоко ценили гении русской литературы Толстой и Достоевский. Самым известным произведением за пределами Франции был роман «Отверженные». Однако сочинение, посвященное противоречивому духу революции, тоже не осталось без внимания читателей. Этот роман, по мнению поклонников творчества Виктора Гюго, является лучшим произведением исторической прозы девятнадцатого века.

Перевод с французского на русский впервые осуществлен был в конце девятнадцатого века. Революционные идеи, как известно, занимали в ту пору умы студентов и представителей интеллигенции. Однако тема эта актуальна всегда. Спустя более ста лет интерес к роману не угас. На сегодняшний день лучший перевод с французского на русский, по мнению читателей и критиков, принадлежит Надежде Жарковой.

Пагубные последствия революции - важная часть российской истории. А потому великий роман Виктора Гюго пользуется популярностью у читателей в нашей стране и сегодня.

О романе «Девяносто третий год»

«Девяносто третий год» – одно из самых значительных произведений Виктора Гюго. Этот роман представляет собой широкое художественное полотно, на котором яркими красками изображены события и деятели, участники и противники великого революционного переворота конца XVIII века, ликвидировавшего прогнившие феодальные порядки во Франции и открывшего новую главу в ее истории, а отчасти и в истории других стран. «Она недаром называется великой, – писал В. И. Ленин о первой французской буржуазной революции. – Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции».

Многие выдающиеся мастера слова – в том числе Анатоль Франс, Ромен Роллан, Чарльз Диккенс – изобразили в своих произведениях грандиозную историческую драму 1789–1794 годов. Но, быть может, никому из них не удалось дать такую широкую картину эпохи, такое потрясающее по своей силе изображение событий, какое привлекает читателей в романе Гюго. Объясняется это прежде всего тем, что Гюго был современником и очевидцем четырех революций (1830, 1848, 1870 и 1871 годов), что он являлся активным участником борьбы за утверждение республиканского строя во Франции. А борьба эта развернулась в 70-х годах, как раз тогда, когда создавался роман «Девяносто третий год».

Замысел романа появился у Гюго в начале 1863 года. «Я задумал большое произведение, – писал он тогда. – Я колеблюсь перед громадностью задачи, которая в то же время меня привлекает. Это 93-й год».

Шестидесятые годы XIX века были временем оживления и подъема общественного движения во Франции, направленного против душившего ее режима бонапартистской реакции. Нараставшая с каждым годом борьба рабочего класса и республиканских групп буржуазии отражалась и в литературе, особенно исторической. Не случайно, что именно в этот период появляется большое количество книг не только по истории революции 1848 года, память о которой еще была свежа тогда, но и по истории революции конца XVIII века.

Находясь в эмиграции, Гюго внимательно следил за тем, что происходило во Франции. Он тщательно изучал документы и литературу по истории Франции эпохи революции 1789–1794 годов. Писатель проделал огромную подготовительную работу: сохранилось множество папок с историческими материалами (заметками, выписками из документов, копиями), которые Гюго собирал и изучал, подготовляя роман об этой эпохе. Сведения о ней он черпал преимущественно из трудов буржуазно-демократического направления: из книги Луи Блана «Французская революция», из «Истории Робеспьера» Эрнеста Амеля, из трудов Мишле и других прогрессивных историков. Однако ему осталась, повидимому, неизвестна книга Бужара о Марате, появившаяся в 1866 году.

Гюго начал писать роман 16 декабря 1872 года и закончил его 9 июня 1873 года. Роман был издан в 1874 году.

Выход в свет этого произведения совпал с обострением политической обстановки во Франции, вызванным происками крайних реакционеров, стремившихся восстановить монархический строй и привести к власти династию Бурбонов, которую поддерживали крупные помещики, высшее католическое духовенство, реакционное офицерство и верхушка буржуазии.

Гюго принял активное участие в борьбе прогрессивных сил против планов монархической реставрации. Он боролся против них и в своих речах в Национальном собрании и в своих литературных произведениях. Роман о 1793-м годе – самом трудном и вместе с тем самом славном годе французской революции – всем своим содержанием, всей своей направленностью служил делу защиты республиканского строя, делу борьбы против приверженцев новой реставрации. Реакционная критика сразу же почувствовала это и потому так враждебно встретила роман Гюго. «В „Девяносто третьем годе“, – с неприкрытым негодованием писал в газете „La Presse“ от 1 марта 1874 года критик Лескюр, – чувствуется дыхание революционного демона, которым теперь вдохновляется поэт; видно, как над романом реет знамя социальных требований… не белое или трехцветное, а красное знамя».

Лескюр был, разумеется, неправ, изображая Гюго сторонником красного знамени – знамени пролетарской революции, знамени Парижской Коммуны. Известно, что писатель не понял великих освободительных задач и целей Коммуны. Но известно и то, что Гюго сурово осуждал дикие жестокости версальской военщины, ее кровавую расправу с трудящимися Парижа, что он энергично боролся за амнистию коммунарам. Страх, который под влиянием событий Коммуны охватил имущие классы Франции, превратил многих буржуазных либералов в ярых реакционеров. Показательна эволюция, которую проделал Тэн, в своей книге «Происхождение современной Франции» (она начала издаваться в 70-х годах) грубо фальсифицировавший историю французской революции и клеветнически чернивший ее деятелей (особенно якобинцев).

Заслуга Гюго состоит в том, что в своем романе, проникнутом духом свободолюбия и гуманности, он стремился показать величие революционного переворота конца XVIII века, бесстрашие и героизм французского революционного народа, стойко защищавшего свою родину и от контрреволюционных мятежников и от иностранных интервентов. Прославляя мужество французских революционеров конца XVIII века, их патриотическую преданность, Гюго клеймил изменников родины – дворян-эмигрантов, которые ради восстановления своих былых привилегий предавали свою страну ее злейшим врагам. Патриотический пафос, которым проникнут «Девяносто третий год», оказался не по нутру версальским реакционерам, пошедшим на прямой сговор с германскими милитаристами для совместной борьбы против парижских коммунаров, доблестных защитников свободы и независимости Франции.

С большой художественной силой и с большим знанием исторического материала показывает Гюго в своем романе два враждебно-противостоящих друг другу лагеря – лагерь буржуазно-демократической революции, сплоченный вокруг якобинского Конвента, и лагерь дворянско-монархической контрреволюции. Картины, изображающие гражданскую войну в Вандее, борьбу между «синими» (частями республиканской армии) и «белыми» (отрядами монархических мятежников), сменяются картинами, рисующими революционный Париж, его народные массы и их вождей.

Писатель резко клеймит контрреволюционных мятежников, как врагов прогресса, как изменников родине. Какими ничтожными и ограниченными людьми выглядят действующие в романе эмигранты– граф дю Буабертло, шевалье де Ла Вьевиль. Они твердо убеждены в том, что революция произошла из-за пустяков, что через месяц они вступят в Париж победителями, что восстановление феодально-абсолютистского строя «спасет» Францию. Однако даже они вынуждены признать, что «принцы не хотят драться» и что без активной поддержки со стороны Англии и других монархических держав французские монархисты ничего не добьются.

Вождь монархистов маркиз де Лантенак (под этим именем выведен один из руководителей вандейского мятежа граф де Пюизэ, мемуары которого использованы в романе) изображен как образ явно отрицательный. Это – законченный представитель «старого режима», злобный и фанатичный враг революционного народа, идущий на прямое предательство национальных интересов Франции ради спасения социальных привилегий дворянской аристократии. Сознавая, что одних вандейцев недостаточно для борьбы с революцией, Лантенак призывает в свою страну английских интервентов, готов отдать им часть французского побережья. Именно за это больше всего и осуждает его Гюго. Описывая гибель английского корабля «Клеймор», шедшего к берегам Франции, чтобы высадить там Лантенака, писатель отмечает, что хотя «Клеймор» погиб так же мужественно, как и французский республиканский корабль «Мститель» (он пошел ко дну в битве с английской эскадрой 1 июня 1794 года), слава не выпала на его долю. «Нельзя быть героем, сражаясь против своей отчизны», – справедливо замечает Гюго.

«Все предать огню и мечу… Не давать пощады», – такова программа действий Лантенака, считающего, что только таким путем можно «покончить с революцией». И эта программа выполняется: раненых республиканских солдат добивают, пленных – расстреливают. Поступок Лантенака, спасающего крестьянских детей из горящего замка, совершенно не вяжется с образом жестокого вожака вандейцев и кажется ничем не оправданным. Этот надуманный эпизод не меняет общей характеристики Лантенака. Эпизод этот понадобился Гюго, чтобы оправдать изменнический поступок Говэна – молодого командира батальона республиканских войск и вместе с тем близкого родственника Лантенака. Освобождая взятого в плен Лантенака, Говэн совершает тяжкое преступление перед родиной и революцией. Гюго из соображений отвлеченной гуманности прощает Говэна, которого он идеализирует и которым восхищается. Только в самом конце романа писатель вкладывает в уста Говэна слова, свидетельствующие о том, что он осознал свою вину. Он говорит: «Я забыл сожженные деревни, вытоптанные нивы, зверски приконченных пленников, добитых раненых, расстрелянных женщин; я забыл о Франции, которую предали Англии; я дал свободу палачу родины. Я виновен».

Один из самых волнующих образов романа – это образ Симурдэна. Симурдэн – комиссар отряда Говэна, бывший священник, в прошлом воспитатель молодого аристократа. Этот аскетически суровый и непреклонный революционер списан с натуры. Среди деятелей французской революции были и такие люди, вышедшие из рядов низшего духовенства. Достаточно вспомнить священника Жака Ру, одного из наиболее ярких представителей группы «бешеных», мужественно защищавших интересы городской бедноты, рабочего класса; достаточно вспомнить монаха Дюкенуа, одного из «последних якобинцев», заколовшего себя кинжалом после того, как судьи восторжествовавшей контрреволюции вынесли ему смертный приговор. Симурдэн убежден в необходимости беспощадной расправы с врагами революции. Чувство гражданского долга, сознание своей ответственности перед народом заставляют Симурдэна гильотинировать того, кого он любит, как родного сына. Но, выполнив свой долг, Симурдэн оказался не в силах пережить смерть Говэна и в момент его казни покончил с собой. Это самоубийство как бы символизирует моральную капитуляцию Симурдэна перед идеей милосердия. Образ стойкого комиссара Конвента, разумеется, проигрывает от этого, оказывается менее цельным.

Для Гюго и его идеалистического мышления этот эпизод, которым заканчивается роман, весьма характерен. В этом трагическом эпизоде отчетливо обнаруживается противоречивость взглядов Гюго на революционный террор. Писатель оправдывает его лишь как временное, преходящее явление, допустимое лишь в обстановке ожесточенной гражданской войны (впрочем, в других местах романа он не скрывает своего отрицательного отношения к «закону о подозрительных» и другим террористическим мерам якобинской диктатуры). В дальнейшем, полагает Гюго, допустимы одни только методы милосердия.

Глубоко реалистичен образ матроса Гальмало – темного, невежественного, суеверного крестьянина, слепо верящего в бога и короля. Именно такова была основная масса вандейцев, которых дворянам и священникам так легко удалось поднять против Республики.

«Их можно было уверить, в чем угодно, – пишет Гюго, – священники показывали им своего собрата по ремеслу, которому предварительно веревкой стягивали докрасна шею, и объявляли собравшимся: „Смотрите, вот он воскрес после гильотинированья!“ – и те верили». Подчеркивая умственную и политическую отсталость бретонских крестьян того времени, которых он изображает полудикарями, Гюго игнорирует социально-экономические причины вандейского мятежа (в частности, недовольство, вызванное в деревне законом о максимуме цен на зерно). Обходя молчанием эти причины, писатель скользит по поверхности явлений в анализе того, что он называет вандейской загадкой. Историческая концепция Гюго, идеалистическая по своей сущности, приводит его к тому, что он придает чрезмерное значение географическим условиям; утверждая, что человек подчиняется «роковому воздействию природной среды», писатель пытается доказать, что жители гор свободолюбивы по природе, а жители болот и лесов, уже в силу природных условий, мирятся с рабством, чужды идеалам прогресса. С этими рассуждениями, в которых чувствуется несомненное влияние исторической теории Монтескье, нельзя, конечно, согласиться. Зато как правдива картина партизанской войны в Вандее, которую рисует Гюго.

Особого упоминания заслуживает фигура нищего и бродяги Тельмарша. Тельмарш весьма невысокого мнения о «старом режиме», представителем которого является Лантенак; этот нищий крестьянин, живущий в землянке и питающийся каштанами, помнит, что до революции простых людей вешали ни за что ни про что; несмотря на это, он осуждает казнь короля, хотя и затрудняется сказать, почему этого не следовало делать. Он признает, что антагонизм между бедными и богатыми является источником всех происходящих на земле переворотов, но заявляет, что не может разобраться, где настоящая правда, и фаталистически замечает: «Только мое дело сторона. События, они и есть события… Знаю только, что, раз есть долги, их надо платить. Вот и все». Зная, что за выдачу Лантенака обещано огромное денежное вознаграждение, этот умирающий с голоду нищий спасает маркиза, укрывая его в своей землянке. «Мы ведь теперь с вами братья, ваша светлость, – говорит он. -Я прошу кусок хлеба, вы просите жизни. Оба мы теперь нищие».

Так мотивирует свой поступок Тельмарш, устами которого говорит сам Гюго, делающий нищего носителем своей излюбленной идеи о «превосходстве» отвлеченной гуманности над социальными конфликтами. Впрочем, суровая правда классовой борьбы вскоре разбивает иллюзии Тельмарша: он был убежден, что делает доброе дело, спасая человека, которого травили как хищного зверя, и вот оказывается, что по приказу этого человека расстреливают пленных, убивают женщин. С ужасом убеждается Тельмарш, что он совершил ошибку, укрыв Лантенака от республиканских властей.

Большой творческой удачей Гюго в романе «Девяносто третий год» следует признать мастерское описание жизни Парижа в период якобинской диктатуры, основанное на изучении разнообразных исторических источников. В этих главах романа, заполненных множеством интересных фактов и деталей, живо чувствуются биение пульса революции, патриотический подъем народных масс, энергия революционного правительства якобинцев. Несмотря на огромные экономические трудности, страшную дороговизну, нехватку хлеба, угля, мыла и других предметов, несмотря на контрреволюционные заговоры и мятежи в провинции, несмотря на обостренное положение на фронтах, «Париж Сен-Жюста», как называет Гюго столицу Франции 1793 года, не падал духом. "Лавиной шли добровольцы, предлагавшие родине свою жизнь. Каждая улица выставляла батальон. Над головой проплывали знамена округов, на каждом был начертан свой девиз. На знамени округа Капуцинов значилось: «Нас голыми руками не возьмешь!» На другом: «Благородным должно быть лишь сердце!» На всех стенах афиши и объявления – большие, маленькие, белые, желтые, зеленые, красные, отпечатанные в типографии и написанные от руки – провозглашали: «Да здравствует Республика!» Крохотные ребятишки лепетали: « a ira».

Никто из историков, писателей, мемуаристов, писавших о французской революции, не дал такого яркого изображения Конвента, какое мы находим в романе «Девяносто третий год». Прекрасное знание исторического материала позволило Гюго дать меткие, хотя и предельно сжатые, характеристики наиболее видных деятелей Конвента как из партии монтаньяров, так и из партии жирондистов. Разумеется, не все эти характеристики исторически верны: некоторые из них (особенно это относится к характеристике левых якобинцев) явно тенденциозны и несправедливы.

Знаменитая сцена беседы Робеспьера, Дантона и Марата в кабачке на улице Павлина свидетельствует о том, как тщательно изучал Гюго детали событий (даже мельчайшие), а также характеры этих виднейших деятелей революции. Впрочем, не всех трех. Если Робеспьер и Дантон обрисованы в общем исторически верно, то этого никак нельзя сказать о Марате. Даже описание наружности «Друга народа», как любовно называли Марата простые люди Парижа, выдает неприязненное отношение к нему Гюго, типичное почти для всех буржуазных деятелей. Это описание искажает действительный физический облик Марата, каким мы знаем его из воспоминаний объективно настроенных современников.

Нельзя согласиться и с общей характеристикой, которую дает Гюго членам Конвента: «Когорта героев и стадо трусов». Этой характеристике противоречит та высокая оценка исторического значения Конвента, которую здесь же дал сам писатель: «Воинский стан человечества, атакуемый всеми темными силами; сторожевой огонь осажденной армии идей; великий бивуак умов, раскинувшийся на краю бездны».

Подводя итог деятельности Конвента, Гюго перечисляет проведенные им демократические преобразования, подчеркивает проявленную им кипучую энергию (11210 декретов!). При этом он явно переоценивает результаты деятельности Конвента, не замечает антипролетарской направленности многих его декретов (как, например, закона о всеобщем максимуме цен, устанавливавшего и предельные ставки заработной платы), приписывает Конвенту издание декрета о праве на труд, что не соответствует исторической правде, утверждает, что Конвент провозгласил «все высшие принципы». Переоценка парламентаризма и буржуазно-демократических свобод, свойственная вообще Гюго, отчетливо чувствуется в этом прославлении Конвента.

Следует заметить, что революционная решительность Конвента 1793–1794 годов и якобинской диктатуры в целом подчеркивается и в трудах классиков марксизма, «…чтобы быть конвентом, – писал в 1917 году В. И. Ленин, – для этого надо сметь, уметь, иметь силу наносить беспощадные удары контрреволюции, а не соглашаться с нею. Для этого надо, чтобы власть была в руках самого передового, самого решительного, самого революционного для данной эпохи класса». Но одновременно классики марксизма отмечали и классовую ограниченность французской революции, которая, освободив народ от цепей феодализма, надела на него новые цепи – цепи капитализма.

Буржуазная по своему объективному содержанию, по своим историческим задачам, французская революция конца XVIII века была демократической по своим движущим силам. Роль народных масс в событиях этой революции, в ее развитии по восходящей линии была чрезвычайно велика; «…буржуа на этот раз, как и всегда, были слишком трусливы, чтобы отстаивать свои собственные интересы, – указывает Энгельс (в письме к Каутскому от 20 февраля 1889 года), – …начиная с Бастилии, плебс должен был выполнять за них всю работу… без его вмешательства 14 июля, 5–6 октября, 10 августа, 2 сентября и т. д. феодальный режим неизменно одерживал бы победу над буржуазией, коалиция в союзе с двором подавила бы революцию… таким образом, только эти плебеи и совершили революцию»

Решающая роль народных масс и тесная связь с ними органов якобинской диктатуры хорошо показаны в романе Гюго. «Народ глядел на Конвент через свое собственное открытое окно – трибуны для публики, но когда это окно оказывалось слишком узким, он распахивал дверь, и в зал вливалась улица». Заседания Конвента беспрестанно прерывались появлением депутаций от народа с приветствиями, петициями, дарами. Описывая эти сцены, Гюго подчеркивает, что обычно они носили дружелюбный характер, происходили в обстановке братания. «Впрочем, иной раз не все обходилось так мирно, и Анрио в таких случаях приказывал ставить у входа в Тюильрийский дворец жаровни, на которых накаливали пушечные ядра». Так было, заметим, только один раз – 2 июня 1793 года, когда сорок тысяч вооруженных жителей народных кварталов окружили здание Конвента, навели на него пушки, потребовали и добились декрета об исключении и аресте двадцати двух депутатов-жирондистов и двух министров, принадлежавших к той же партии.

Все симпатии автора романа «Девяносто третий год» принадлежат простым людям Франции вроде сержанта Радуба, крестьянина по происхождению, беззаветно храброго бойца республиканской армии, человека, наделенного огромной человечностью и душевным благородством. Таких Радубов было много во французских революционных войсках, победоносно отражавших натиск вражеских армий и удары контрреволюционных мятежников. Однако Гюго не вскрывает социально-экономических причин (полная ликвидация феодализма, переход к свободной крестьянской собственности на землю и т. д.), обеспечивших эти блестящие победы, которые потрясли всю Европу.

Придавая такое большое значение роли народных масс, а также руководящих исторических деятелей, Гюго видел, однако, в революции действие стихийных сил, не зависящих от воли людей. «Революция, – утверждает он, – дело Неведомого… Революция – одна из форм того имманентного явления, которое теснит нас со всех сторон и которое мы зовем Необходимостью… То, чему положено свершиться, – свершится, то, что должно разразиться, – разразится». Это чисто фаталистическая концепция исторического процесса весьма характерна для Гюго как писателя буржуазно-демократического направления. Но фатализм сочетается у Гюго с оптимизмом; с глубокой верой в прогресс человечества. «Над революциями, – заявляет он, – как звездное небо над бурями, сияют Истина и Справедливость».

Идеалистическое мировоззрение Гюго и его политическая позиция как буржуазного демократа, далекого от социалистической идеологии рабочего класса, чуждого ей, определили слабые стороны этого романа, обусловили имеющиеся в нем принципиальные недостатки.

И все же «Девяносто третий год» представляет собой выдающееся, монументальное произведение, наиболее сильное среди произведений мировой художественной литературы, посвященной бурному революционному перевороту конца XVIII века.

Драматизму сюжета и мастерству изложения соответствует романтическая приподнятость тона, страстный волнующий стиль. Вместе с тем это и глубоко реалистическое произведение, в котором чувствуется основательное знание событий и людей той эпохи, а также обстановки, в которой развертывались эти события и действовали эти люди.

Данный исторический роман знаменитого французского писателя, пламенного патриота своей родины, убежденного демократа, великого гуманиста, пользуется огромной популярностью среди миллионов прогрессивно настроенных читателей во всех странах света. Это – одна из любимейших книг нашей советской молодежи.

В настоящее время, когда национально-патриотические силы Франции во главе с рабочим классом ведут мужественную борьбу за мир, национальную независимость и демократические свободы, интерес к историческому прошлому великого французского народа, к его славным демократическим традициям все возрастает. Тем самым усиливается интерес к художественным произведениям, в которых отразился тот или иной этап освободительного движения во Франции. Роман Гюго «Девяносто третий год» занимает одно из первых мест среди произведений этого рода.


| |

Солдаты Гражданской войны

Февральская революция, отречение Николая Второго были встречены населением России с ликованием. страну расколола. Далеко не все граждане позитивно восприняли призыв большевиков к сепаратному миру с Германией, не всем пришлись по душе лозунги о земле — крестьянам, заводах — рабочим и миру — народам, и, тем более, провозглашение новой властью «диктатуры пролетариата», которую она начала проводить в жизнь очень резво

Годы Гражданской войны 1917 — 1922

Начало Гражданской войны

Положа руку на сердце, следует, однако, признать, что сам захват власти большевиками и несколько месяце после этого были временем относительно мирным. Три-четыре сотни погибших в восстании в Москве и несколько десятков — при разгоне Учредительного собрания — мелочи по сравнению с миллионами жертв «настоящей» Гражданской войны. Так что с датой начала Гражданской войны имеется путаница. Историки называют разные

1917, 25-26 октября (ст. ст.) — атаман Каледин объявил о непризнании власти большевиков

От имени «Донского войскового правительства» он разогнал советы в Области Войска Донского и заявил, что не признает узурпаторов и не подчиняется Совнаркому. В Область Войска Донского устремилось множество недовольных большевиками: гражданские лица, юнкера, гимназисты и студенты…, генералы и старшие офицеры Деникин, Лукомский, Неженцев…

Призыв звучал «ко всем, кто готов спасти Отечество». 27 ноября Алексеев добровольно передал командование Добровольческой армией Корнилову, имеющему опыт боевых действий. Сам же Алексеев был штабистом. С этого времени «Алексеевская организация» официально получила название Добровольческой армии

Учредительное собрание открылось 5 января (ст. ст.) в Таврическом дворце в Петрограде. Большевики имели в нем только 155 голосов из 410, потому 6 января Ленин распорядился не допускать открытия второго заседания Собрания (первое закончилось 6 января в 5 часов утра)

С 1914 года союзники поставляли России оружие, боеприпасы, амуницию, технику. Грузы шли северным путем по морю. Корабли разгружались на склады. После Октябрьских событий склады требовали охраны, чтобы их не захватили немцы. Когда Мировая война закончилась, англичане уехали домой. Однако 9 марта с тех пор считается началом интервенции — военного вмешательства стран Запада в Гражданскую войну в России

В 1916 году русское командование сформировало из пленных чехов и словаков, бывших военнослужащих Австро-Венгрии, корпус в 40000 штыков. В 1918 году чехи, не желая участвовать в русских разборках, потребовали вернуть их на родину ради борьбы за независимость Чехословакии от власти Габсбургов. Союзница Австро-Венгрии Германия, с которой уже был подписан мир, воспротивилась. Чехов решили отправить в Европу через Владивосток. Но эшелоны шли медленно, или вовсе стояли (их нужно было 50 штук). Вот чехи и взбунтовались, разогнали советы по линии своего следования от Пензы до Иркутска, чем тут же воспользовались оппозиционные большевикам силы

Причины Гражданской войны

Разгон большевиками Учредительного собрания, работа и решения которого по мнению либерально настроенной публики могли направить Россию по демократическому пути развития
Диктаторская политика большевицкой партии
Смена элиты

Большевики, претворяя в жизнь лозунг о разрушении до основания старого мира вольно или невольно взялись за уничтожение элиты русского общества, правившей страной 1000 лет со времён Рюрика.
Ведь это сказки, что историю делает народ. Народ — грубая сила, тупая, безответственная толпа, расходный материал, которым пользуются ради собственной выгоды те или иные движения.
Историю делает элита. Она придумывает идеологию, формирует общественное мнение, задает государству вектор развития. Покусившись на привилегии, традиции элиты, большевики заставили её обороняться, бороться

Экономическая политика большевиков: установление государственной собственности на всё, монополия торговли и распределения, продразверстка
Ликвидация гражданских свобод, провозглашенных
Террор, репрессии в отношении так называемых эксплуататорских классов

Участники Гражданской войны

: рабочие, крестьяне, солдаты, матросы, часть интеллигенции, вооруженные отряды национальных окраин, наёмные, в основном латышские, полки. В составе Красной армии воевали десятки тысяч офицеров армии царской, частью добровольно, частью мобилизованные. Многие крестьяне и рабочие так же были мобилизованы, то есть призваны в армию насильно
: офицеры царской армии, юнкера, студенты, казаки, интеллигенты, другие представители «эксплуататорской части общества». Белые тоже не брезговали устанавливать на завоеванной территории мобилизационные законы. Националисты, выступающие за независимость своих народов
: банды анархистов, уголовников, безыдейных люмпенов, грабившие, воевавшие на конкретной территории против всех.
: защищавшиеся от продразверстки

Гражданская война и интервенция

Гражданская война — организованная вооруженная борьба за государственную власть между социальными группами одной страны. Она не может быть справедливой ни с одной, ни с другой стороны, ослабляет международное положение страны, ее материальные и интеллектуальные ресурсы.

Причины Гражданской войны в России

  1. Экономический кризис.
  2. Напряженность социальных отношений.
  3. Обострение всех существующих противоречий в обществе.
  4. Провозглашение большевиками диктатуры пролетариата.
  5. Роспуск Учредительного собрания.
  6. Нетерпимость представителей большинства партий к оппонентам.
  7. Подписание Брестского мира, оскорбившего патриотические чувства населения, прежде всего офицерства и интеллигенции.
  8. Экономическая политика большевиков (национализация, ликвидация помещичьего землевладения, продразверстка).
  9. Злоупотребление большевиками властью.
  10. Вмешательство Антанты и австро-германского блока во внутренние дела советской России.

Социальные силы после победы Октябрьской революции

  1. Поддерживавшие советскую власть: промышленный и сельский пролетариат, беднота, низшие чины офицерства, часть интеллигенции — «красные».
  2. Противостоящие советской власти: крупная буржуазия, помещики, значительная часть офицерства, бывшая полиция и жандармерия, часть интеллигенции — «белые».
  3. Колеблющиеся, периодически примыкавшие то к «красным», то к «белым»: городская и деревенская мелкая буржуазия, крестьянство, часть пролетариата, часть офицерства, значительная часть интеллигенции.

Решающей силой Гражданской войны было крестьянство — самый многочисленный слой населения.

Заключив Брестский мир, правительство Российской республики получило возможность сосредоточить силы для разгрома внутренних противников. В апреле 1918 г. было введено обязательное обучение военному делу рабочих, на военную службу начали привлекать царских офицеров и генералов. В сентябре 1918 г. решением ВЦИК страна была превращена в военный лагерь, внутренняя политика подчинялась одной задаче — победе в Гражданской войне. Был создан высший орган военной власти — Революционный военный совет Республики (РВК) под председательством Л. Д. Троцкого. В ноябре 1918 г. под председательством В. И. Ленина был образован Совет рабочей и крестьянской обороны, которому предоставлялись неограниченные права в деле мобилизации сил и средств страны в интересах войны.

В мае 1918 г. чехословацкий корпус и белогвардейские формирования захватили Транссибирскую магистраль. Советская власть в занятых районах была сверг нута. С установления контроля над Сибирью Верховный совет Антанты в июле 1918 г. принял решение о начале интервенции в Россию.

Летом 1918 г. антибольшевистские восстания прокатились по Южному Уралу, Северному Кавказу, Туркестану и другим районам. Сибирь, Урал, часть Поволжья и Северного Кавказа, европейского Севера перешли в руки интервентов и белогвардейцев.

В августе 1918 г. в Петрограде левыми эсерами был убит председатель Петроградского ЧК М. С. Урицкий, в Москве ранен В. И. Ленин. Эти акты были использованы Совнаркомом для проведения массового террора. Причинами «белого» и «красного» террора были: стремление обеих сторон к диктатуре, отсутствие демократических традиций, обесценивание человеческой жизни.

Весной 1918 г. на Кубани была сформирована Добровольческая армия под командованием генерала Л. Г. Корнилова. После его гибели (апрель 1918 г.) командующим стал А. И. Деникин. Во второй половине 1918 г. Добровольческая армия заняла весь Северный Кавказ.

В мае 1918 г. на Дону вспыхнуло восстание казаков против Советской власти. Атаманом был избран П. Н. Краснов, который занял Донскую область, вступил в Воронежскую и Саратовскую губернии.

В феврале 1918 г. германская армия вторглась на Украину. В феврале 1919 г. в южных портах Украины высадился десант Антанты. В 1918 — начале 1919 г. советская власть была ликвидирована на 75 % территории страны. Однако антисоветские силы были политически раздроблены, у них отсутствовала единая программа борьбы и единый план боевых действий.

В середине 1919 г. белое движение объединилось с Антантой, которая делала ставку на А. И. Деникина. Добровольческая и Донская армии объединились в Вооруженные силы юга России. В мае 1919 г. войска А. И. Деникина заняли Донскую область, Донбасс, часть Украины.

В сентябре Добровольческая армия овладела Курском, а Донская захватила Воронеж. В. И. Ленин написал воззвание «Все на борьбу с Деникиным!», была проведена дополнительная мобилизация в Красную Армию. Получив подкрепление, советские войска в октябре — ноябре 1919 г. перешли в контрнаступление. Были освобождены Курск, Донбасс, в январе 1920 г. — Царицын, Новочеркасск, Ростов-на-Дону. Зимой 1919-1920 гг. Красная Армия освободила Правобережную Украину, заняла Одессу.

Кавказский фронт Красной Армии в январе — апреле 1920 г. продвинулся к границам Азербайджанской и Грузинской республик. В апреле 1920 г. Деникин передал командование остатками своих войск генералу П. Н. Врангелю, который начал укрепляться в Крыму и формировать «Русскую армию».

Контрреволюцию в Сибири возглавил адмирал А. В. Колчак. В ноябре 1918 г. он произвел в Омске военный переворот и установил свою диктатуру. Войска А. И. Колчака начали боевые действия в районе Перми, Вятки, Котласа. В марте 1919 г. колчаковцы взяли Уфу, в апреле — Ижевск. Однако из-за чрезвычайно жесткой политики возросло недовольство в тылу Колчака. В марте 1919 г. для борьбы с А. В. Колчаком в Красной Армии были созданы Северная (командующий В. И. Шорин) и Южная (командующий М. В. Фрунзе) группы войск. В мае — июне 1919 г. они овладели Уфой и оттеснили колчаковские войска к предгорьям Урала. При взятии Уфы особенно отличилась 25-я стрелковая дивизия, возглавляемая командиром дивизии В. И. Чапаевым.

В октябре 1919 г. войска овладели Петропавловском и Ишимом и в январе 1920 г. завершили разгром армии Колчака. С выходом к Байкалу советские войска приостановили дальнейшее продвижение на восток, чтобы избежать войны с Японией, оккупировавшей часть территории Сибири.

В разгар борьбы Советской республики против А. В. Колчака началось наступление на Петроград войск генерала Н. Н. Юденича. В мае 1919 г. они взяли Гдов, Ямбург и Псков, однако Красная Армия сумела отбросить Н. Н. Юденича от Петрограда. В октябре 1919 г. он предпринял еще одну попытку овладеть Петроградом, но и на этот раз его войска были разбиты.

К весне 1920 г. основные силы Антанты были эвакуированы с территории России — из Закавказья, с Дальнего Востока, с Севера. Красная Армия одержала решающие победы над крупными формированиями белогвардейцев.

В апреле 1920 г. началось наступление польских войск на Россию и Украину. Полякам удалось захватить Киев и оттеснить советские войска на левый берег Днепра. В срочном порядке был создан Польский фронт. В мае 1920 г. советские войска Юго-Западного фронта под командованием А. И. Егорова перешли в наступление. Это был серьезный стратегический просчет советского командования. Войска, пройдя 500 км, оторвались от своих резервов и тылов. На подступах к Варшаве они были остановлены и под угрозой окружения вынуждены с большими потерями отступить с территории не только Польши, но и Западной Украины и Западной Белоруссии. Результатом войны был мирный договор, подписанный в Риге в марте 1921 г. По нему к Польше отходила территория с населением 15 млн человек. Западная граница Советской России теперь проходила в 30 км от Минска. Советско-польская война подорвала доверие поляков к коммунистам и способствовала ухудшению советско-польских отношений.

К началу июня 1920 г. П. Н. Врангель закрепился в Северном Причерноморье. Против врангелевцев был образован Южный фронт под командованием М. В. Фрунзе. Крупное сражение между войсками П. Н. Врангеля и частями Красной Армии произошло на Каховском плацдарме.

Войска П. Н. Врангеля отступили в Крым и заняли укрепления на Перекопском перешейке и у переправ через пролив Сиваш. Главная линия обороны проходила по Турецкому валу высотой 8 м и шириной у основания 15 м. Две попытки взять Турецкий вал оказались для советских войск безуспешными. Тогда был предпринят переход через Сиваш, который осуществлялся в ночь на 8 ноября при 12-градусном морозе. Бойцы шли в течение 4 часов в ледяной воде. В ночь на 9 ноября начался штурм Перекопа, который был взят к вечеру. 11 ноября войска П. Н. Врангеля начали эвакуироваться из Крыма. Несколько тысяч сдавшихся в плен белогвардейцев были вероломно расстреляны под руководством Б. Куна и Р. Землячки.

В 1920 г. Советская Россия подписала мирные договоры с Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией. В 1920 г. большевики добились образования Хорезмской и Бухарской народных советских республик. Опираясь на коммунистические организации в Закавказье, Красная Армия в апреле 1920 г. вошла в Баку, в ноябре — в Ереван и в феврале 1921 г. — в Тифлис (Тбилиси). Здесь были созданы советские республики Азербайджан, Армения и Грузия.

К началу 1921 г. Красная Армия установила контроль над значительной частью территории бывшей Российской империи, за исключением Финляндии, Польши, Прибалтики, Бессарабии. Были ликвидированы основные фронты Гражданской войны. До конца 1922 г. военные действия продолжались на Дальнем Востоке и до середины 20-х гг. в Средней Азии.

Итоги Гражданской войны

  1. Гибель около 12-13 млн человек.
  2. Потеря Молдавии, Бессарабии, Западной Украины и Белоруссии.
  3. Развал экономики.
  4. Раскол общества на «своих» и «чужих».
  5. Обесценивание человеческой жизни.
  6. Гибель лучшей части нации.
  7. Падение международного авторитета государства.

«Военный коммунизм»

В 1918-1919 гг. была определена социально-экономическая политика советской власти, получившая название «военного коммунизма». Основной целью введения «военного коммунизма» было подчинить все ресурсы страны и использовать их для победы в Гражданской войне.

Основные элементы политики «военного коммунизма»

  1. Продовольственная диктатура.
  2. Продразверстка.
  3. Запрещение свободы торговли.
  4. Национализация всей промышленности и управление ею через главки.
  5. Всеобщая трудовая повинность.
  6. Милитаризация труда, образование трудовых армий (с 1920 г.).
  7. Карточная система распределения продуктов и товаров.

Продовольственная диктатура — система чрезвычайных мер Советского государства в отношении крестьян. Была введена в марте 1918 г. и включала централизованную заготовку и распределение продовольствия, установление государственной монополии на торговлю хлебом, принудительное изъятие хлеба.

Продразверстка представляла собой систему заготовок сельхозпродуктов в Советском государстве в 1919-1921 гг., которая предусматривала обязательную сдачу крестьянами всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов по твердым ценам. Зачастую отбирались не только излишки, но и необходимые запасы.