Как ставится зачет. Словарь студента: определение зачета, экзамена и других понятий. Если студент не явился

Для обозначения рассказа, созданного на каком-либо заново обработанном традиционном материале, возникает слово nova . Отсюда - итальянское novella (в популярнейшем сборнике конца XIII века «Новеллино», известном также как «Сто древних новелл»), которое начиная с XV века распространяется по Европе.

Жанр утвердился после появления книги Джованни Боккаччо «Декамерон » (ок. ), сюжет которой состоял в том, что несколько человек, спасаясь от чумы за городом, рассказывают друг другу новеллы . Боккаччо в своей книге создал классический тип итальянской новеллы, получивший развитие у его многочисленных последователей в самой Италии и в других странах. Во Франции под влиянием перевода «Декамерона» около 1462 года появился сборник «Сто новых новелл» (впрочем, материалом больше обязанный фацециям Поджо Браччолини), а Маргарита Наварская по образцу «Декамерона» написала книгу «Гептамерон» ().

Характеристика новеллы

Новелла характеризуется несколькими важными чертами: предельная краткость, острый, даже парадоксальный сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка. Фабульная конструкция новеллы схожа с драматической, но обычно проще.

Об остросюжетности новеллы говорил Гёте , давая ей такое определение: «свершившееся неслыханное событие» .

В новелле подчёркивается значение развязки, которая содержит неожиданный поворот (пуант, "соколиный поворот"). По утверждению французского исследователя, «в конечном счёте, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка» . Виктор Шкловский писал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б» . Он выделил особый тип развязки, названный им «ложный конец»: обычно он делается из описания природы или погоды.

У предшественников Боккаччо новелла имела морализующую установку. Боккаччо сохранил этот мотив, но у него мораль вытекала из новеллы не логически, а психологически и часто являлась только поводом и приёмом . Позднейшая новелла убеждает читателя в относительности моральных критериев.

Новелла, рассказ, повесть

Нередко новелла отождествляется с рассказом и даже повестью . В XIX веке эти жанры было сложно различить: так, «Повести Белкина » А. С. Пушкина - это, скорее, пять новелл.

Рассказ сходен с новеллой объёмом, но отличается структурой: выдвижением на первый план изобразительно-словесной фактуры повествования и тяготением к развёрнутым психологическим характеристикам.

Повесть отличается тем, что в ней сюжет сосредотачивается не на одном центральном событии, но на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повесть более спокойна и нетороплива.

Новелла и роман

Сборник новелл был предшественником романа .

Новелла в китайской литературе

Китай является классической страной новеллы, которая развивалась здесь на основе постоянного взаимодействия литературы и фольклора с III до XIX век: в III-VI вв. были широко распространены мифологические былички , смешавшиеся с отрывками из исторической прозы и отчасти оформленные по её канонам (позднее, в XVI веке , их назвали термином «чжигуай сяошо», т. е. рассказы о чудесах). Они были важнейшим источником классической художественной новеллы эпохи Тан и Сун (VIII-XIII вв.), так называемых «чуаньци», написанных на классическом литературном языке . С эпохи Сун появляются сведения о народном сказе «хуабэнь» (букв. «основа рассказа»), широко использовавшем как наследие классических танских чуаньци, так и собственно фольклорные источники, демократизировавшем жанр новеллы и по языку, и по тематике. Хуабэнь постепенно перешли полностью из фольклора в литературу и достигли высшего развития в письменной форме («подражательные хуабэнь») в конце XVI-начале XVII век

Старейшиной английских новеллистов принято считать Томаса Гарди (хотя он не был ни самым первым, ни самым старым). Гарди был тесно связан с реалистическими традициями диккенсовской школы . Другой великий английский новеллист – Оскар Уайльд – относился скорее к эстетам , отрицал реализм . Его новеллам были чужды проблемы социологии, политики, общественной борьбы и т.д. Отдельное место в английской новеллистике занимает такое течение, как натурализм . Характерным направлением натурализма стала так называемая «литература трущоб» (сборник новелл Артура Моррисона «Рассказы о трущобах», 1894; новелла Джорджа Мура «Театр в глуши», пр.). Еще одним направлением в английской литературе, противопоставлявшем себя эстетам и натуралистам , считается «неоромантизм» . Английскими новеллистами из числа «последних романтиков» были Роберт Стивенсон , а позднее Джозеф Конрад и Конан Дойль . В начале XX века английская новелла становится более «психологичной». Здесь стоит отметить Кэтрин Мэнсфилд , новеллы которой зачастую были практически «бессюжетными». Все внимание в них было прикованно к внутренним переживаниям человека, его чувствам, мыслям, настроению. В первой половине XX века английской новелле были свойственны психологизм , эстетизм и «поток сознания» . Самыми яркими представителями английской литературы эпохи модернизма были Вирджиния Вульф , Томас Элиот ,Джеймс Джойс , Олдос Хаксли .

Среди английских писателей, в разное время создававших произведения в жанре новеллы, такие замечательные авторы, как Джером К. Джером , Джон Голсуорси , Сомерсет Моэм , Дилан Томас , Джон Соммерфилд, Дорис Лессинг , Джеймс Олдридж и др.

Ссылки

Определения и характеристика

  • «„Твёрдые“ и „свободные“ формы в эпике: новелла, повесть, рассказ» . В кн.: «Теоретическая поэтика. Понятия и определения. Хрестоматия». Автор-составитель Н. Д. Тамарченко
  • М. Юнович. «Новелла» - статья из «Литературной энциклопедии» (1929-1939)
  • Людмила Поликовская. «Рассказ» - статья из энциклопедии «Кругосвет»
  • М. Петровский. «Повесть» - статья из «Литературной энциклопедии» (1925)
  • Б. А. Максимов. «Особенности сюжетной структуры в авторской сказке и фантастической новелле эпохи романтизма»
  • О. Ю. Анциферова. «Детективный жанр и романтическая художественная система»

Отдельные авторы и произведения

  • В. И. Тюпа. «Эстетический анализ художественного текста (Часть первая: Сюжет „Фаталиста“ М. Лермонтова)»
  • Ю. В. Ковалёв. «Эдгар По» - статья из «Истории всемирной литературы»

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Новелла (литература)" в других словарях:

    - (итальянское novella, испанское novela, французское nouvelle, немецкое Novelle) термин, обозначающий в истории и теории литературы одну из форм повествовательного художественного творчества. Наряду с наименованием Н., ставшим международным,… … Литературная энциклопедия

    1. НОВЕЛЛА, ы; ж. [итал. novella] Короткий рассказ, для которого характерны чёткая композиция, напряжённое действие и драматизм сюжета, тяготеющего к необычному. ◁ Новеллистический, ая, ое. Н ая литература. Н. жанр. Н ая композиция. 2. НОВЕЛЛА,… … Энциклопедический словарь

    - (в Болонье, дата неизвестна, умерла в 1333) итальянский правовед и профессор права в Болонском университете. Будучи дочерью Джованни ди Андреа, она получила хорошее домашнее образование и нередко читала лекции вместо отца. Согласно Кристине … Википедия


Новелла и рассказ - эти два литературных понятия практически одинаковы. Однако это только на первый взгляд. Действительно в европейской традиции понятие новеллы зачастую используется как синоним рассказа. Однако в русском литературоведении новелла и рассказ хотя и имеют общие черты, однако вполне четко разделены. Давайте рассмотрим отличие рассказа от новеллы поподробнее.


Итак, что такое рассказ? Это малая форма эпической прозы, для которой характерно единство художественного события. А что такое новелла? Это тоже малая форма эпической прозы, для нее свойственен непредсказуемый, неожиданный конец. Как видим из представленных определений, рассказ и новеллу объединяет небольшой объем. Некоторые литературоведы относят новеллу к разновидности рассказа. Однако существуют некоторые отличия рассказа от новеллы.


Прежде всего, в рассказе главное место занимает авторское повествование, различные описания, начиная от пейзажных зарисовок и заканчивая психологическим состоянием героя. Кроме того, в рассказе, как правило, отчетливо выражена позиция автора, его субъективная оценка описываемым событиям. В рассказе описывается случай, который может приключиться с любым человеком. Персонажу рассказа может даваться подробная характеристика. Рассказ как жанр более распространен в русской литературе.


Чем отличается новелла от рассказа? Новелле не свойственен психологизм. В новелле вы не найдете описаний, оценок и прочих характеристик. Во главу угла автор новеллы ставит необычный, неординарный сюжет. И если рассказ обращен к созерцательной стороне человеческого бытия, то новелла - к деятельной.


Итак, главное отличие рассказа от новеллы - это художественность изображаемого. Это достигается не за счет напряженного сюжета и необычности происходящего (как в новелле), а посредством всевозможных описаний.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.11.2013. Отличие рассказа от новеллы

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Проза — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.

Литературные жанры в прозе

Несмотря на то, что понятие жанра определяет содержание произведения, а не его форму, большинство жанров тяготеет либо к поэтическому написанию (поэмы, пьесы), либо к прозе (романы, повести). Такое деление, тем не менее, нельзя воспринимать буквально, так как существует множество примеров, когда произведения различных жанров писались в необычных для них форме. Примерами этого могут служить романы и новеллы русских поэтов, написанные в стихотворной форме: «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Евгений Онегин» Пушкина, «Казначейша», «Сашка» Лермонтова. Кроме того, существуют жанры, которые одинаково часто пишутся как в прозе, так и в стихах (сказка).

В число литературных жанров, традиционно относимых к прозе, входят:

Роман — большое по объёму повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом. Роман предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период жизни.

Эпопея — монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. Эпопея — родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:

1) Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
2) Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Возникновению эпопеи предшествовало обращение былевых песен полулирического, полуповествовательного характера, вызванных боевыми подвигами клана, племени и приуроченных к героям, вокруг которых они группировались. Песни эти складывались в крупные поэтические единицы — эпопеи, — запечатленные цельностью личного замысла и построения, но лишь номинально приуроченные к тому или другому автору.

Повесть — род эпического произведения, близкого к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов. Этот жанр не имеет устойчивого объёма и занимает промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеет к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella).

В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ». Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом («Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина).

Сюжет классической повести (как она сложилась во второй половине XIX века) обычно сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства.

Иногда одно и то же произведение сам автор характеризует в различных жанровых категориях. Так, Тургенев сначала называл «Рудина» повестью, а затем — романом. Названия повестей часто связаны с образом главного героя («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Рене» Р. Шатобриана, «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского) или с ключевым элементом сюжета («Собака Баскервилей» А.Конан-Дойла, «Степь» А. П. Чехова, «Уездное» Е. И. Замятина и др.).

Новелла (итал. novella — «новость») — литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Новелла — более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах немного действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.

Соотношение терминов «рассказ» и «новелла» не получило однозначной трактовки в российском, а ранее советском литературоведении. Большинству языков различие между этими понятиями вообще неизвестно. Б. В. Томашевский называет рассказ специфически русским синонимом международного термина «новелла». Другой представитель школы формализма, Б. М. Эйхенбаум, предлагал разводить эти понятия на том основании, что новелла сюжетна, а рассказ — более психологичен и рефлексивен, ближе к бессюжетному очерку. На остросюжетность новеллы указывал ещё Гёте, считавший её предметом «свершившееся неслыханное событие». При таком толковании новелла и очерк — две противоположные ипостаси рассказа.
На примере творчества О. Генри Эйхенбаум выделял следующие черты новеллы в наиболее чистом, «незамутнённом» виде: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Рассказ, в понимании Эйхенбаума, не отличается от новеллы объёмом, но отличается структурой: персонажам или событиям даются развёрнутые психологические характеристики, на первый план выступает изобразительно-словесная фактура.

Разграничение новеллы и рассказа, предложенное Эйхенбаумом, получило в советском литературоведении определённую, хотя и не всеобщую поддержку. Авторов рассказов по-прежнему называют новеллистами, а «совокупность малых по объёму эпических жанров» — новеллистикой. Различение терминов, неизвестное зарубежному литературоведению, кроме того, теряет смысл применительно к экспериментальной прозе XX века (например, к короткой прозе Гертруды Стайн или Сэмюэла Беккета).
Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка. Экспозиция факультативна. Ещё романтики начала XIX века ценили в новелле неожиданный «соколиный» поворот (т. н. пуант), который соответствует в поэтике Аристотеля моменту узнавания, или перипетии. В связи с этим Виктор Шкловский отмечал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б».

Рассказ — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста.

Рассказам одного автора свойственна циклизация. В традиционной модели отношений «писатель-читатель» рассказ, как правило, публикуется в периодическом издании; накопленные за определённый период произведения затем издаются отдельной книгой как сборник рассказов.

Рассказ/новелла и повесть/роман

До середины XIX века понятия рассказа и повести в России толком не различались. Любая малая повествовательная форма именовалась повестью, любая крупная форма — романом. Позднее возобладало представление, что повесть отличается от рассказа тем, что в ней сюжет сосредотачивается не на одном центральном событии, но на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повесть более спокойна и нетороплива, чем рассказ или новелла.

Принято считать, что отдельной новелле в целом не свойственны богатство художественных красок, изобилие интриг и переплетений в событиях — в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг разнообразных проблем и действий. В то же время Х. Л. Борхес указывал, что после новеллистической революции рубежа XIX и XX вв. рассказ в состоянии передать всё то же, что роман, при этом не требует от читателя избыточных затрат времени и внимания.

Для Эдгара По новелла — это вымышленная история, которая может быть прочитана за один присест; для Герберта Уэллса — менее чем за час. Тем не менее разграничение рассказа и иных «малых форм» от романа по критерию объёма в значительной степени условно. Так, к примеру, «Один день Ивана Денисовича» принято определять как рассказ (день из жизни одного героя), хотя по протяжённости этот текст ближе к роману. И напротив, небольшие по объёму произведения Рене Шатобриана или Паоло Коэльо с любовными переплетениями и интригами считаются романами.

Некоторые рассказы Чехова при малом объёме представляют собой своеобразные мини-романы. Например, в хрестоматийном рассказе «Ионыч» автор «сумел без потерь сгустить грандиозный объём всей человеческой жизни, во всей её трагикомической полноте на 18 страницах текста». В плане сжатия материала едва ли не дальше всех классиков продвинулся Лев Толстой: в коротком рассказе «Алёша Горшок» целая человеческая жизнь рассказана всего на нескольких страницах.

Эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Андрей Белый, Лев Шестов, В. В. Розанов, позднее — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский. Литературно-критические оценки современных критиков, как правило, воплощаются в разновидности жанра эссе.

Биография — сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица. описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим (автобиография). Биография является источником первичной социологической информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности.

Биография воссоздаёт историю человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т. д.

в Рос. Федерации форма контроля и оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся и студентов. Проводится преподавателем как индивидуальное или групповое собеседование, опрос, практич. работа и т. п.

В вузах и ср. спец. уч. заведениях организуется после окончания семинарских и практич. занятий по определенному разделу уч. курса, после уч. или производств. практики, а также по выполнении установленной серии лабораторных и расчетно-графич. работ. Сдача всех 3., предусмотренных уч. планом на данный семестр, - обязат. условие для допуска студента или учащегося к экзаменац. сессии. Выполненные к 3. курсовые проекты (работы), отчеты по производств. практике, 3. по дисциплинам, установленным Советом вуза или пед. советом ср. спец. уч. заведения, оцениваются дифференцир. отметкой (вносится во вкладыш к диплому). В остальных случаях знания, умения и навыки студента или учащегося оцениваются единой отметкой «зачтено».

В ср. общеобразоват. школе 3. проводится гл. обр. в старших классах, в ПТУ - по общеобразоват. и обществ. дисциплинам. На 3. выносятся крупные темы уч. программы. 3. организуется с целью закрепления и обобщения полученных знаний и уч. навыков с учетом результатов текущего контроля. В вечерней школе 3. - форма текущего контроля и обязателен для учащихся. Перечень 3., требования и рекомендации по подготовке к ним объявляются учащимся заранее. Педагог организует такую подготовку на уроках и спец. консультациях. Эффективность 3. во многом зависит от содержания и характера проверочных вопросов, к-рые целесообразно сформулировать т. о., чтобы учащийся мог в устном ответе продемонстрировать знание осн. законов науки, причинно-следств. связей явлений, умение дать верное изложение конкретной темы. В соответствии со спецификой предмета могут применяться письменные 3. В этом случае широко используются карточки-задания, уч. таблицы с печатной основой и т. п.

Лит.: Зачетная система в вечерней школе, под ред. О. Е. Лебедева, М., 1974; Зиновьев С. И., Уч. процесс в сов. высш. школе, M.

Если вы пришли сюда за секретными техниками списывания во время зачёта или экзамена, то будете разочарованы. Шпаргалки и «бомбы» - это путь в никуда и следствие куда более серьёзной проблемы.

Человек не сможет серьёзно относиться к чему-либо и не добьётся успеха, пока не ответит сам себе на главный вопрос: «Зачем мне это?»

Поняв важность и необходимость достижения цели, вы будете стремиться к ней всеми силами, и никакая внешняя дополнительная мотивация вам больше не понадобится. Задавайте себе этот вопрос до тех пор, пока не докопаетесь до истины.

Зачем вы учитесь? Чтобы получить корочку? Зачем? Чтобы устроиться на перспективную высокооплачиваемую работу? Там правда вскроется моментально, потому что любой нормальный наниматель смотрит не на диплом, а на реальные знания, навыки и опыт. Так зачем? Родители решили, что отпрыску обязательно надо стать финансистом, хотя вас явно тянет к кодингу? Это очень трудная ситуация, но и из неё есть как минимум два выхода:

  1. Поговорить с родителями. Объясните им, что вам интересно другое, что вас обрекают на жизнь, которой вы не хотите. Аргументируйте свои желания, чтобы ваши слова звучали не как каприз, а как обдуманное взвешенное решение. Сменить факультет и даже вуз более чем реально. Да, вы можете потерять время, но лучше упустить год, чем всю жизнь заниматься неинтересной работой, сожалеть о несделанном и завидовать тем, кому хватило смелости реализовать мечту.
  2. Совместить. Данный вариант является золотой серединой и зачастую даже лучше, чем смена места обучения и специальности. Реальный мир устроен так, что у специалиста в двух областях больше возможностей, чем у специалиста в одной. Возьмём пример с социальными и техническими науками. Быть разработчиком хорошо, но быть разработчиком с экспертными знаниями в области человеческого поведения гораздо лучше, так как это открывает путь в big data и подобные крайне перспективные направления. Конечно, получать сразу два высших образования трудно, но жизнь в принципе непростая штука. Если задача кажется невыполнимой, ещё раз спросите себя: «Зачем мне это?» Найдёте ответ - найдёте способ достигнуть цели.

Отношение к учебному процессу

Вам не придётся догонять, если вы не будете отставать. Двигайтесь согласно учебному плану, и проблем не будет.

Вероятность успешной сдачи сессии определяется с первого дня семестра.

Сейчас вам крайне важно понять, что вы учитесь не для того, чтобы сдать зачёты и экзамены. Вы учитесь, чтобы стать специалистом, экспертом, профессионалом в своём деле. Сессия - это вообще вторично. Гораздо важнее усвоить и научиться применять знания. При таком раскладе всё сдаётся само собой. Вы даже не заметите сессию, потому что, помимо программы вуза, вам хочется впитать ещё тонну информации на стороне. Это куда интереснее и полезнее, чем какие-то зачёты и экзамены.

Да, самообучение - это неотъемлемая часть жизни студента. Наша система образования несовершенна, программы зачастую устаревшие, неполноценные либо неприменимы в жизни. Ежегодно из вузов выходят тысячи дипломированных теоретиков, но работать они не умеют. В результате работодателю приходится всему их учить. Почему? Потому что студенты подходят к образованию неосознанно, не понимают, что они тут делают и зачем.

Представьте, что вы прямо сейчас устраиваетесь на работу по своей специальности. Поищите в интернете примеры тестовых заданий и требований, предъявляемых к специалистам в вашей области. Сможете ли вы выполнить эти задания, соответствуете ли требованиям? Нет? Ну что же, зато теперь вы ясно понимаете, что должны знать и уметь.

Если говорить непосредственно о процессе получения знаний в стенах вуза, то тут есть несколько универсальных советов, которые кажутся банальными, но работают всегда:

  1. Ходите на лекции, пишите и спрашивайте. Так информация хорошо усваивается. При возникновении вопросов не стесняйтесь задавать их. Очень важно не допускать ситуации, когда вы перестаёте понимать, о чём говорит преподаватель. Если вы не можете пересказать содержание лекции после её окончания, значит, что-то не так. Садитесь за конспект и разбирайтесь, иначе на следующей паре всё станет ещё хуже, а потом ещё, ещё и ещё. Понятные формулы и термины превратятся в бессмысленные значки и слова.
  2. Ходите на практику, выполняйте задания. Так вы научитесь применять полученные знания. Теоретики никому не нужны.
  3. Изучайте то, что происходит в сфере вашей специальности в реальном мире. Ваши курсовые и прочие работы должны быть актуальными, полезными, решать проблемы, с которыми человечество имеет дело сегодня. Всё это хорошо отразится на преподавательском отношении к вам, а заодно пойдёт в раздел «Достижения» вашего первого резюме.

Полезные советы, которым стоит следовать непосредственно перед сдачей зачёта или экзамена и во время:

  1. Приходите на сдачу, даже если вообще не готовы. Тут работает теория вероятностей. Если не прийти на зачёт или экзамен, то шанс сдать его равен нулю. Если прийти на зачёт или экзамен без подготовки, то существует отличный от нуля шанс сдать предмет. Как? Преподаватель может сжалиться и разрешить допуск даже без выполненного учебного плана. Вам может достаться тот единственный вопрос, ответ на который вы знаете. Говоря проще, явившись на сдачу, вы можете повлиять на ситуацию, а не явившись - нет. В глазах преподавателя вы сдались, отказались от мечты, и помогать вам больше нет смысла.
  2. Выходите отвечать в числе первых либо последних. Обычно сначала идут самые подготовленные, претендующие на пятёрку. Если вы правильно учились, то должны быть в их числе. Отвечая в числе последних, вы рискуете не получить максимальной оценки, так как преподаватель уже устал, проголодался и более не готов тратить дополнительное время на детальную проверку ваших знаний. Это же состояние принимающего предмет может сыграть на руку тем, кто учится неправильно. Преподаватель не будет глубоко копать и с большой вероятностью даже не дослушает ваш ответ. Достаточно не облажаться на первых словах, и троечка почти гарантирована.
  3. Пишите шпаргалки и «бомбы», но не для того, чтобы ими воспользоваться. Повторение - мать учения. При создании шпаргалок и «бомб» вы неизбежно будете хоть как-то изучать и повторять то, что пишете. Часть этого отложится в голове. Грубо говоря, подготовка к читингу без последующего его применения - это разновидность подготовки к сдаче, причём очень эффективная.
  4. Наведите порядок в подготовительных материалах. Если ответ на один вопрос разбросан по трём конспектам и двум учебникам, то вы потратите больше времени на поиск информации, нежели на её усвоение и повторение.

Отношение к преподавателям и другим студентам

Чем человек младше, тем он менее сознательный. Учёба в школе для него - пытка, а учитель - тиран. Такое искажение восприятия проходит через года и не позволяет наладить правильные отношения с преподавателями вуза.

Уясните для себя одну простую вещь: преподаватель - это не враг, не злодей, не противник, который только и ищет способ завалить и отчислить вас. Давать знания и проверять качество их усвоения - это его работа. Ваша работа заключается в том, чтобы получить эти знания, усвоить их и научиться применять. Иначе зачем вы учитесь?

Выходит, при правильном восприятии преподаватель становится вашим другом и цели у вас теперь общие. Соответственно, отношения между вами должны быть максимально искренними и честными.

Задайте преподавателю вопрос: «Что мне делать, чтобы максимально успешно усвоить и сдать ваш предмет?»

Так вы покажете свою сознательность, а именно заинтересованность в получении знаний, а заодно будете в курсе критериев и взглядов преподавателя на процесс обучения. При наличии проблем, таких как невозможность посещать все пары, сообщите о них и узнайте, как это компенсировать.

Расспросите старшекурсников, у которых ваш преподаватель уже вёл предметы. В чём особенности? Что обязательно нужно делать? Требуется ли стопроцентная посещаемость?

Одногруппники, однокурсники и старшекурсники - это ваши друзья. Вы можете помочь им, а они - вам. Поддерживать дружественные отношения с коллегами по цеху крайне важно. Вы сможете больше, если будете держаться вместе. Не отказывайте в помощи другим, но и не позволяйте садиться себе на шею.

Отношение к себе, своему здоровью и деньгам

Студенты очень редко думают о своём здоровье. Почему? Потому что организм молодой и пока ещё работает как часы. Ему по силам практически всё. Можно кутить до четырёх утра, поспать три часа, приехать к первой паре и быть огурцом. Человеку сложно понять то, с чем он ещё не сталкивался, но потом будет поздно.

Неправильный образ жизни сейчас наносит вашему организму огромный ущерб, зачастую непоправимый. Пока вы не замечаете этого, но уже в ближайшие 10–15 лет вам всё аукнется.

Вы «живёте по полной» и считаете, что это не мешает вам учиться эффективно. На самом деле вы просто не осознаёте, на что способны.

Обратите внимание, насколько вам лучше, если просто хорошо выспаться. Сколько дополнительных сил и энергии появляется, если элементарно вовремя поесть. Некоторые студенты, пытаясь компенсировать несознательный подход к учёбе в течение семестра, обращаются во время сессии к всевозможным допингам. Это самое глупое, что можно сделать накануне важного зачёта или экзамена, особенно если вы раньше не имели дело с данным препаратом. Знаете, что такое побочные эффекты и индивидуальная непереносимость? В лучшем случае не произойдёт ничего, в не самом плохом - больница и проваленная сессия.

Призывать молодёжь к ЗОЖу, наверное, наивно. Всё равно вы не послушаете. В таком случае попробуйте поверить на слово и проведите простой эксперимент: возьмите еду, спорт и отдых под контроль буквально на пару недель и посмотрите, что будет.

  1. Соблюдайте режим питания в течение дня. Изучите основы диетологии и научитесь готовить хотя бы элементарные здоровые блюда. Правильное питание, которое при самостоятельном приготовлении, кстати, не обязательно дорогое, даст вам энергию и силы для продуктивной учёбы.
  2. Добавьте в жизнь ежедневную утреннюю зарядку и 2–4 полноценные тренировки в неделю в дополнение к физкультурной программе вуза. Выбирайте любой спорт, который вам по душе. Бег, футбол, теннис, тренажёрка, турники, плавание - без разницы. Физическая нагрузка благоприятно сказывается на кровоснабжении и работе мозга, выносливости, общем самочувствии и улучшает качество сна.
  3. Не жертвуйте сном. Задайте себе вопрос: «Что для меня важнее? Ещё одна игра или возможность отдохнуть, чтобы завтра хорошо отучиться и стать ещё ближе к заветной цели?»

О финансах студенты, напротив, думают, и очень много. Всё потому, что денег постоянно не хватает. Попробуйте подработку по специальности. Так вы получите не только дополнительные средства, но и опыт работы, умение решать реальные задачи, а также общее представление о том, что такое взрослая жизнь.

Проблему пустого кошелька хорошо решает осознанный подход к своему здоровью. Сокращение расходов на развлечения высвобождает приличную сумму на более важные вещи:

  1. Хорошую еду. Тратьте деньги на максимально качественное питание. Серьёзно. Вашему молодому и всё ещё растущему организму это необходимо больше всего.
  2. Учебный ноутбук. Гнаться за трендами и мощностями нет смысла. Вам нужна рабочая лошадка - доступная, удобная и максимально функциональная, но без избыточной производительности. Ноутбук проигрывает планшету в мобильности, зато умеет гораздо больше и куда лучше подходит для набора текста.
  3. Экономичный принтер. Вам придётся много печатать. Очень много. Независимо от специальности. Даже технари, у которых по идее всё должно быть в цифре, всё равно печатают сотни страниц в течение каждого семестра. Очевидно, что распечатать одну, даже очень большую работу дешевле, чем покупать печатающее устройство, но если смотреть на это в масштабах всего времени обучения, то приобрести принтер становится гораздо выгоднее.

Canon Pixma G - это идеальные принтеры для студентов. Серия Pixma G разработана и создана с одной целью - печатать много и дёшево. Струйная технология не уступает по качеству лазерной, зато цена печати у неё гораздо ниже. Пополняемые чернильницы Pixma G увеличенного объёма расположены во фронтальной части принтера. Вы всегда будете знать, сколько осталось чернил, а при необходимости легко, быстро и за минимальные деньги пополните их запас.