Как избавить от комплекса неполноценности. Закомплексованный человек — как комплексы постоянно мешают жить. К чему приводит обесценивание желаний

Комплекс неполноценности – это иррациональное переживание собственной ущербности, когда себя чувствуют бракованным товаром, который, если не пожалеют, то попросту спишут и выбросят. Комплекс неполноценности – одна из главных причин всех неврозов. Эта тема уже не раз освещалась на сайте под разными углами: , самолюбие, – все это проявления колеблющейся самооценки, которая мечется между гордостью и неполноценностью.

Суррогаты «полноценной жизни»

Альфред Адлер утверждал, что комплекс неполноценности формируется в раннем детстве, когда ребенок начинает осознавать, что его возможности не безграничны, и далеко не все желания реализуемы.

Пожалуй, два самых очевидных ограничителя наших возможностей – это физическое тело (на уровне материальном) со всеми своими потребностями, и морализирующее воспитание (на уровне психологическом). Детские игры, наполненные фантазиями – один из способов компенсировать эти ограничения. Используя игрушки, ребенок, преодолевая ограничения, отыгрывает различные роли, реализовать которые в реальной жизни возможности нет – таким образом опосредованно воплощает свои желания.

С годами повзрослевший ребенок продолжает такое отыгрывание своих ограничений в актуальных его положению . Можно свою энергию сублимировать и выражать в творчестве. Можно свои комплексы отыгрывать, терроризируя окружающих – не самый продуктивный вариант. Можно изображать из себя особенного, или великого человека, как это делают . Можно реализовывать себя, аналогично детям, увлекаясь миром воображения, погружаясь в компьютерные игры, чтение романов, просмотр сериалов, где, забываясь, проживают чужую жизнь.

Один из самых популярных и общественно одобряемых вариантов компенсации комплекса неполноценности – это так называемый «успех». Неважно в чем, главное, чтобы человек сам в своей полноценности более не сомневался

То есть вариантов успокоить сомнения на собственный счет – множество. Практиковать тиранию, манию величия, срывать звезды с неба для этого необязательно.

Противоречивость комплекса неполноценности

В основе комплекса неполноценности таится страх. На поверхности – это страх оказаться неполноценным, и потому нелюбимым, отвергнутым, униженным, брошенным и одиноким. На глубинном уровне эти переживания сводятся к .

Какой бы искусственной и топорной ни была , в целом она (надо бы отдать ей должное) на свой лад побуждает к конструктивным переменам. Каждому знаком вкус удовлетворения, когда на прокорм совести был предложен так называемый «правильный» образ жизни. Мы радуемся и отдыхаем со спокойной душой после проделанного труда. В этом ракурсе комплекс неполноценности работает в купе с инстинктом выживания; природа, таким образом ограждает нас от опасного для жизни безделья. Поэтому и чувство вины, и чувство собственной ничтожности нельзя однозначно назвать какими-то зловредными неврозами. Они побуждают нас развиваться.

Но в этом вся загвоздка. Именно так вовлекаются в порочный круг, когда комплекс неполноценности вызывает одновременно и жажду самореализации, и страх в процессе этой «реализации» облажаться, пережив собственную никчемность и беспомощность теперь уже в обостренной форме. В итоге комплекс неполноценности стимулирует двигаться одновременно в двух противоположных направлениях. Человек жаждет перемен и одновременно этих перемен до ужаса боится, потому что они требуют реальных действий, которые со всей очевидностью выявляют все слабости.

В противостоянии жажды перемен и страха перед ними, как правило, поочередно побеждает то одно, то другое. Но если побеждает страх, ко всем прочим негативным ощущениям, может добавиться депрессия как переживание безвыходной бессмысленности собственной жизни. И в таком положении комплекс неполноценности цветет и плодоносит, опуская сознание в бездну личного ада.

Самообман комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности – гнилая заноза в душе человека. И чтобы гримаса боли от этой занозы не коверкала фасад личности, обряжаются поверхностными масками на показ себе и окружающим. Наша социальная личность во многом – «собирательный образ», своеобразная психическая витрина. По Юнгу – это архетип «персона», личина, за которой человек прячет свои неугодные черты. .

Комплекс неполноценности порождает сомнения в собственных истинах, в том, кто ты есть и на что можешь опираться, следуя по жизни – все это и приводит к общей неуверенности в себе. Закомплексованный, неуверенный в себе человек боится, что его раздутый образ не выдержит контакта с реальностью, и он столкнется с собственным ничтожеством лицом к лицу.

Мы создаем самообман, чтобы спрятаться от реальности, чтобы сохранять лживые маски, которые защищают от осознания собственной беспомощности перед лицом жизни. В самых запущенных случаях этот механизм проявляется в серьезных клинических отклонениях.

Под влиянием комплекса неполноценности, единственное, чего на самом деле хотят в глубинах души – это, чтобы не отвергали, а без всякого осуждения приняли со всеми потрохами. Мы сами хотим принять себя в своем истинном обличии, чтобы избавиться от самобичевания и самоуничижения. Но на поверхности мы ожидаем одобрения, похвалы, хороших оценок, медалей и грамот, а в запущенной стадии – преклонений и простираний.

Зависимость от чужого мнения – это неспособность опираться на собственное мнение о себе, сомнение в своих знаниях о себе – оно же неуверенность в себе.

Не зря в голливудских фильмах одно из самых «обидных» ругательств – «неудачник» – человек, который игнорирует возможности, акцентируясь на причинах для пассивного бездействия, затаившись от страха в . Есть такое мнение, будто неудачник – это каждый пассажир автобуса старше 30-и лет. Но в реальности неудачником себя может почувствовать абсолютно каждый под действием личного комплекса неполноценности. Например, когда среди привычных образов ума, начинают фонить нереализованные мечты.

Зачастую мы покупаем дорогие, роскошные вещи исключительно ради самоутверждения, просто потому что нам стыдно ездить в общественном транспорте в дешевой одежде. В таком случае машина – это не средство передвижения, а только роскошь – всего лишь очередная игрушка и дань ненасытному комплексу. Внешний декор – лишь временный способ поддержать свой статус и заглушить неутолимый комплекс неполноценности. Когда смакуют свою нереализованность, становятся неудачником при любом раскладе – с деньгами, или без них, до тех пор, пока не изменят собственные пагубные убеждения.

Психология товара

Комплекс неполноценности – это психология товара. Человек сам выставляет себя на витрину жизни, чтобы сорвать одобрение потенциальных «покупателей». И если «товар» не берут, он сам включает себя в список непригодных к употреблению. Комплекс неполноценности – это выдуманный запах гнили, из-за которого товар самостоятельно зачисляет себя в «испорченные» и потому – пригодные к утилизации. Совсем иначе на этом рынке мыслит «покупатель».

Когда комплекс неполноценности у человека отсутствует, или выражен слабо, он не боится проигрывать, не боится ошибок и неудач, потому что те перестают символизировать низкое качество себя, а всего лишь дают полезный опыт.

Такой человек не чувствует потребности возвышаться за чужой счет, спокойно воспринимает и критику, и комплименты. В оценке ситуации опирается не на эмоции, а на , логику и разум.

Для восстановления и укрепления собственного психологического здоровья необходимо изучать и познавать себя. Методов много. Один из самых эффективных – работа с психологом, или систематический самоанализ. Помогают осознанность и медитация, ведение дневника, любая сознательная работа с мышлением и чувствами. Мощно срабатывает взаимодействие с людьми, когда мы узнаем себя глубже в отношениях. В целом все сводится к вскрыванию глубинной правды о себе и жизни.

Когда человек знает себя, ему не страшно проверять на прочность собственные убеждения. Даже если все мы идем по пути наименьшего сопротивления, желание упростить и облегчить свою жизнь – превосходная мотивация для личного роста.

Который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности . К. н. был открыт А. Адлером , изучавшим формы компенсации, складывающиеся у детей с дефектами органического развития. Имеющееся у них чувство неполноценности Адлер вначале рассматривал как следствие дефекта, затем как универсальную движущую силу развития личности , а еще позднее - как следствие фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Неспособность компенсировать дефект или справиться с жизненной ситуацией и тем самым преодолеть чувство собственной неполноценности влечет за собой перерастание последнего в К. н.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Комплекс неполноценности

(комплекс малоценности)

Ведущий к невротическим отклонениям синдром психопатологический, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. Был открыт А. Адлером, изучавшим формы компенсации, складывающиеся у детей с дефектами органического развития. Имеющееся у них чувство неполноценности он вначале рассматривал как следствие дефекта, затем - как универсальную движущую силу развития личности, а еще позднее - как следствие фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Неспособность компенсировать дефект или справиться с жизненной ситуацией и так преодолеть чувство собственной неполноценности влечет за собой перерастание последнего в комплекс неполноценности. Формируемое еще в раннем детстве «чувство неполноценности» вызывается естественным для каждого ребенка переживанием ощущения собственной недостаточности, возникающим из - за различных неблагоприятных внешних условий, и оказывает исключительное влияние на формирование и всю жизнедеятельность личности. Позднее это чувство вытесняется в бессознательное, за счет чего ему придается характер постоянной ненасыщаемости, Стремление к позитивному переживанию чувства компетентности - к самоутверждению (социализации) среди других людей, - стимулирует различные виды деятельности, в коих возможен реальный или мнимый успех. Индивид пытается преодолеть - «скомпенсировать» - неполноценность симуляцией творческих возможностей и так порой достигает исключительных результатов (сверхкомпенсация). З. Фрейд иногда тоже пользовался этим понятием, но не признавал за ним столь исключительной роли. По мнению французского писателя Жана Дютура, самое скверное в комплексе неполноценности то, что обладают им отнюдь не те, кому следовало бы.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Комплекс неполноценности Этимология.

Происходит от лат. cоmplexus - сочетание.

Автор. Категория.

Теоретическое конструкт индивидуальной психологии, призванный объяснить человеческую активность.

Специфика.

Обозначает энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. При этом происходит вытеснение данного чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости. Стремление к позитивному переживанию чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.

Синоним.

Чувство неполноценности.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Комплекс неполноценности

   КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (с. 311) - обостренное, преувеличенное переживание собственной слабости и несовершенства. Одно из ключевых понятий индивидуальной психологии Альфреда Адлера, которому и принадлежит данный термин. Понятие широко используется в обыденной речи в не вполне адекватном значении. При этом, как правило, имеется в виду, что человек невысоко себя ценит и страдает от неуверенности в себе. Данное явление, которое в самом деле встречается довольно часто, правильнее было бы определить в терминах заниженной самооценки. Однако, в представлении Адлера, содержание комплекса неполноценности нетождественно заниженной самооценке или, по крайней мере, не исчерпывается ею.

Свою концепцию неполноценности Адлер сформулировал, первоначально опираясь на результаты исследования детей, страдавших различными физическими дефектами. Он считал, что телесный недостаток порождает естественное ощущение собственного несовершенства, неполноценности; параллельно у ребенка возникает стремление преодолеть, компенсировать дефект, и именно стремление к компенсации есть движущая сила развития. Это представление было творчески переосмыслено и развито ЛСВыпотским (хотя ссылки на Адлера у Выготского немногочисленны, его влияние прослеживается достаточно явно), заложившим основы отечественной дефектологии, - одним из центральных в дефектологической концепции Выготского выступает принцип компенсации дефекта.

Впоследствии Адлер распространил свои представления на всех детей, в том числе и не отягощенных физическими дефектами. Он полагал, что ребенок, который еще мал, слаб и неумел в сравнении со взрослыми, тем самым уже обречен на ощущение своей неполноценности. Человек, в отличие от животных, рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей.

Чрезвычайно важно, однако, что для Адлера представление о неполноценности не тождественно патологии. Он писал: «Чувства неполноценности сами по себе не являются чем-то болезненным или ненормальным. Они - причина всех улучшений в положении человечества».

В индивидуальной психологии чувство неполноценности рассматривается как общее условие существования человека. Оно с рождения присуще всем людям без исключения. Не являясь психическим расстройством, оно, напротив, способствует здоровому развитию человека, достижению им успехов в жизни.

Испытывая неудовлетворенность своей слабостью, человек активизирует свою деятельность - он стремится компенсировать имеющиеся у него от рождения недостатки, преодолеть свою неполноценность, самоутвердиться в жизни. Тяготясь своим несовершенством, он делает все для того, чтобы стать более совершенным. В этом плане чувство неполноценности является стимулом для развертывания его жизнедеятельности, становится движущей силой общественно полезной деятельности человека.

Из истории известны примеры, когда стремление преодолеть свою неполноценность приводило к выдающимся результатам. Так, Демосфен, с рождения страдавший дефектами речи, благодаря своему стремлению справиться с недугом стал величайшим оратором. Или, к примеру, легендарный полководец Суворов - в детстве он был крайне слабым и болезненным, однако ценой самоотверженных упражнений сумел добиться исключительной физической стойкости и выносливости.

Вместе с тем вполне очевидно, что болезненное переживание собственной неполноценности может породить у человека неуверенность в своих силах, что отнюдь не способствует его социальной адаптации, создает многочисленные проблемы. Причем в любом возрасте. По этому поводу Адлер метко заметил: «В своих мечтах дети выражают свои амбиции. Большая часть их фантазий начинается со слов «когда я вырасту»... Есть немало взрослых, которые тоже живут так, будто они еще не выросли».

Обострение переживаний неполноценности может привести к патологическому проявлению этого чувства. То есть, по Адлеру, определяющим является не сама неполноценность, а сила и характер ее восприятия человеком. Если переживания неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, человек утрачивает способность к позитивному развитию своих творческих сил и дарований. Не чувствуя в себе сил для подлинной компенсации недостаточности, он избирает извращенные компенсаторные пути. В этом и состоит патологический характер комплекса неполноценности.

В обыденном представлении человек, страдающий комплексом неполноценности, предстает робким, застенчивым созданием, склонным к унынию и самобичеванию. По наблюдениям Адлера, проявления этого расстройства - совсем иные. Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает так называемый комплекс превосходства - человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность; верх в нем берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы - материальные и статусные. Для компенсации своего комплекса человек может стремиться к обогащению, всячески подчеркивая значение денег как мерила жизненного успеха, либо к обретению всевозможных званий и высоких должностей, позволяющих ему вопреки скромным способностям утвердить свое превосходство над другими. Так что безудержный карьеризм, погоня за инструментами и символами власти (одним из которых, совершенно очевидно, в человеческом обществе выступают деньги) во многих случаях являются не столько проявлением силы, сколько симптомом слабости. Характерно, что всевозможные руководства по обогащению и достижению жизненного успеха, инструкции по манипулированию людьми - любимое чтиво неудачников. Так что и надменный нувориш, считающий нищими всех, кто не так богат, как он, и начальник-самодур, и титулованный нарцисс, чья визитная карточка убористо испещрена его громкими званиями, и домашний тиран, изводящий близких своими придирками, - все они чаще всего жертвы пресловутого комплекса.

Другим проявлением комплекса неполноценности может быть стремление к собственной исключительности за счет противопоставления себя другим, ухода из полноценной социальной жизни - «в себя» либо в замкнутую касту таких же закомплексованных особ. Для психолога очевидно, что большинство приверженцев всевозможных экзотических учений и бредовых теорий - слабые, беспомощные люди, не умеющие самоутвердиться принятыми в социуме способами. Противопоставление себя «непосвященным» помогает им проникнуться иллюзорным ощущением своего превосходства и тем самым преодолеть гнетущее чувство своей никчемности.

Комплекс неполноценности может выражаться и в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь». Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить свою самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться своими неудачами, поражениями и даже болезнями. Более того, он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть таким способом привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких.

По мнению Адлера, на основе комплекса неполноценности развивается невроз. Сталкиваясь с трудноразрешимыми проблемами, невротик и не пытается их решить, уклоняется от конструктивной деятельности. Он находит или создает свое собственное поле деятельности в воображаемом мире. Благодаря разнообразным уловкам невротик добивается «успехов» в этом воображаемом мире, что позволяет ему почувствовать себя выдающейся личностью. Он отдается во власть мании величия, принуждает окружающих считаться со своими прихотями, сосредоточившись лишь на своих - по большей части извращенных - представлениях и игнорируя чужие.

Альфред Адлер

Адлер полагал, что истоки комплекса неполноценности надо искать в детстве. По его мнению, провоцируют возникновение комплекса, во-первых, разумеется, природное органическое несовершенство и ослабленность (дети со всевозможными нарушениями тут, в самом деле, оказываются наиболее уязвимы), во-вторых - дефекты воспитания, причем двоякого рода. К обострению переживаний неполноценности может привести как гипоопека, недостаток внимания и воспитательного влияния со стороны родителей, так и гиперопека - избыточное внимание и забота. А поскольку редкой семье удается достичь золотой середины между двумя этими крайностями, то и возникновение комплекса неполноценности у формирующейся личности - весьма вероятная перспектива.

Цель психотерапии по Адлеру - избавление человека от деструктивных последствий преувеличенного чувства неполноценности. Благодаря лечению, направленному на исправление ошибок воспитания, осуществляется пробуждение у человека чувства общности с другими людьми («общественного интереса»). Отказ от извращенных путей компенсации неполноценности, появление стремления к самоутверждению за счет заслуженного поощрения окружающими реальных достоинств и достижений человека означает движение в направлении душевного здоровья.

В наши дни, когда навязчиво насаждается неразумно позаимствованный извне культ индивидуализма, у многих встречает настороженное отношение само понятие «общественного интереса», введенное Адлером. А совсем нелишне было бы прислушаться к его словам, по сей день не утратившим актуальности: «Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Именно в среде подобных людей и появляются неудачники».


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "комплекс неполноценности" в других словарях:

    КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным понятием в речи современных горожан. Адлер был одним из ближайших учеников и сподвижников Фрейда (наряду с К. Г. Юнгом… … Энциклопедия культурологии

    Комплекс неполноценности - Медицинский термин, который вошел в широкий оборот после выхода в свет книги «О неполноценности органов» (1907) австрийского врача психиатра, психолога, ученика Фрейда и основателя «индивидуальной психологии» Альфреда Адлера (1870 1937). Автор… … Словарь крылатых слов и выражений

    КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - в психологии и психоанализе, чувство собственной неполноценности, несостоятельности, обусловленное действительными или мнимыми физическими либо психическими недостатками … Современная энциклопедия

    Комплекс неполноценности - в психологии и психоанализе, чувство собственной неполноценности, несостоятельности, обусловленное действительными или мнимыми физическими либо психическими недостатками. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - см. Комплекс, в психологии … Большой Энциклопедический словарь

    Комплекс Неполноценности - теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Происходит вытеснение этого… … Психологический словарь

Комплекс неполноценности как источник жизненной активности


В психологии определены и изучаются различные комплексы личности. Но в житейском словоупотреблении термин «комплекс» воспринимается как синоним комплекса неполноценности. В быту про человека робкого, неуверенного в себе, мнительного говорят, что он закомплексованный.
Редко можно встретить человека, который полностью доволен собой. Но как отличить неудовлетворенность теми или иными особенностями личности от патологического комплекса? Как избавиться от комплекса неполноценности и полюбить себя?


Чувство неполноценности и его компенсация

Комплекс неполноценности – психологический феномен, совокупность психологических ощущений, представлений и отношений себе как к слабому, ущербному, бесполезному человеку. В то же время другие люди воспринимаются как достойные уважения, превосходящие во всем, идеальные. Люди с комплексом неполноценности считают, что не смогут самореализоваться, так как неспособны на это и недостойны.
Впервые возникая, чувство собственной ущербности, закрепляется в подсознании и становится привычным. Оно превращается в комплекс – психопатологический синдром, ведущий к невротическим отклонениям.
Нет безупречно идеальных людей, но каждый человек прекрасен своей уникальностью. Закомплексованные люди свое несовершенство слишком преувеличивают, переживают его очень остро и глубоко.
Чувство неудовлетворенности собой отрицательно влияет на самочувствие и поведение личности. Это, несомненно, негативное чувство, но оно также и стимул для личностных достижений. Психолог и психиатр Альфред Адлер, который первым описал концепцию этого термина, определял его как энергетический двигатель психической активности и поведения.
По А. Адлеру каждый человек в раннем детстве, будучи маленьким и беспомощным, переживает чувство недостаточности, несостоятельности, так как осознает, что сам по себе (без родителей) он не выживет. Если других факторов, дополнительно провоцирующих развитие ощущений, нет, человек избавляется от чувства неуверенности и беспомощности. Переживания компенсируются активной деятельностью, направленной на достижение успеха в жизни.


Причин для возникновения деструктивного комплекса может быть несколько:

  • слишком строгий стиль воспитания в детстве или, наоборот, гиперопека;
  • реальные или надуманные недостатки внешности, характера, образа жизни;
  • неадекватная негативная оценка личности окружающими людьми;
  • асоциальное окружение;
  • мнительность, ранимость, впечатлительность особы;
  • дискриминация, унижение в социальной группе;
  • негативный жизненный опыт, ошибки и неудачи,
  • чрезмерная фиксация на своих переживаниях;
  • психологическая травма.

  • Пожалуй, у каждого в жизни бывали ситуации, когда случалось чувствовать себя неудачником, глупым и ни на что неспособным человеком. Ошибки – стимул стать лучше, достичь большего. Нормально и естественно, если человек недоволен собой, когда есть реальные на то причины.
    Проблема в том, что патологический комплекс продолжает существовать несмотря на успехи и достижения личности. Очередные личные жизненные победы – способ компенсировать свои негативные ощущения, доказать себе и показать окружающим свою успешность и состоятельность. Но аномальное чувство неполноценности требует все большей компенсации раз за разом, а впоследствии и сверхкомпенсации.
    Может наступить момент, когда количество сверхкомпенсации перейдет в новое качество, и комплекс неполноценности породит другой противоположный дефект – комплекс превосходства. Так происходит не всегда.
    А. Адлер наилучшим способом сверхкомпенсации считал власть, стремление и волю к ней. Таким образом, детское вытесненное в подсознание чувство собственной слабости и недостаточности, в лучшем случае, становится постоянно действующим стимулом и источником активности человека, а в худшем случае – причиной фрустрации, пессимизма, депрессии и других психических расстройств.
    Человек, который полностью доволен собой, не видит или не хочет искать пути для развития, останавливается и перестает расти как личность. Закомплексованные люди видят, в чем их изъян и как можно стать лучше, стремятся достичь цели, а вместе с ней познать успех и уважение, делают попытки снова и снова. Они достигают в жизни много, но редко при этом бывают счастливы.
    Чтобы стремление к успеху и самореализации не было средством компенсации хронического чувства собственной ущербности и несостоятельности, а проявлялось как естественная социальная и духовная потребность, комплекс нужно преодолеть.


    Комплекс неполноценности у мужчин и женщин

    Женская психология отличается от мужской. Женщины более чувствительны к своим недостаткам, они чаще подвержены влиянию чужого мнения, склонны сравнивать себя с другими и критиковать, поэтому комплекс неполноценности у женщин наблюдается чаще, чем у мужчин.


    У женщин он обычно связан с тем, что они:

  • недовольны своей внешностью (комплекцией, весом, ростом и так далее);
  • отрицают в себе женское начало, боятся своей женственности;
  • испытывают неприязнь или ненависть к мужчинам;
  • боятся одиночества, быть покинутой;
  • не верят в возможность быть любимой;
  • имеют комплекс вины.
  • Комплекс неполноценности у мужчин чаще имеет под собой такие причины:
  • недовольство своими физическими особенностями (маленький рост, облысение и другое);
  • недовольство физическими способностями;
  • недостаток силы воли и мужественности;
  • неудачи в интимной сфере, импотенция;
  • безработица;
  • неспособность достичь желаемой должности;
  • финансовая несостоятельность, бедность;
  • если близкая или родная женщина сильнее и успешнее мужчины.
  • Комплекс у мужчин и женщин проявляется в поведении одинаково:
  • социальная изолированность, избегание компаний, боязнь быть в обществе, предпочтение одиночества;
  • стеснительность, зажатость, чрезмерная скромность;
  • неуверенная речь;
  • перекладывание ответственности за неудачи на "предначертание" судьбы; незаслуженное самообвинение, самобичевание за малейшие промахи;
  • неспособность постоять за себя, защитить права;
  • боязнь конкурировать, принимать участие в соревнованиях;
  • страх совершить ошибку;
  • нерешительность, безынициативность;
  • мотивация на избегание неудач, а не на успех;
  • демонстративная грубость, хвастовство, высокомерие, агрессивность как способы скрыть недостатки.
  • Иногда закомплексованный человек старается убежать от себя при помощи различного рода зависимостей. Мужчины злоупотребляют алкоголем, когда хотят «залить» нелюбовь к себе, а женщины чаще «заедают» ее сладостями.

    Как самостоятельно избавиться от комплекса

    Преодолеть ощущение ограниченности и ущербности не всегда возможно собственными силами. Если комплекс оказывается сильнее воли личности, понадобится помощь психолога. Когда проблема уходит корнями в детство, пережитую психологическую травму, основана на сильной обиде, злости, вине, страхе или иных тяжелых чувствах, справиться с ней самостоятельно довольно трудно. Консультации психолога, психологические тренинги, психотерапия помогут понять причины комплекса неполноценности, вернуть уверенность в себе, повысить самооценку, осознать собственную уникальность и ценность.


    Рекомендации, как избавиться от комплекса неполноценности собственными силами, включают советы:
    1. Избавиться от чувства зависти, перестать злиться на себя и других людей за то, что они другие.
    2. Не равняться на окружающих, не сравнивать себя ни с кем.
    3. Не создавать себе кумиров, не стремиться к эфемерному идеалу.
    4. Адекватно воспринимать субъективную оценку своей личности со стороны, подвергать внутренней критике неэтичные высказывания других людей, а конструктивные замечания воспринимать спокойно.
    5. Замечать и осознавать собственные достижения, успехи, хвалить себя за них.
    6. Промахи и неудачи воспринимать как нормальные проявления личностного роста, возможность лучше понять жизнь и стать мудрее.
    7. Ни винить себя, ни корить, ни заниматься самокопанием, ни придумывать себе наказания и ни вешать ярлыки.
    8. Избавиться от негативных чувств и воспоминаний, простить себе и людям ошибки.
    9. Ставить перед собой конкретные, реальные цели по саморазвитию и достигать их.
    10. Общаться с уверенными в себе людьми и личностями, которые побороли комплекс.
    11. Развиваться как личность культурно и интеллектуально.

    Самое важное, что должен сделать закомплексованный человек – полюбить и поверить в себя, осознать и принять свои особенности, индивидуальность и уникальность.

    Что может быть ужаснее чувства, что ты хуже всех, что ты лишний на этом празднике жизни. Занимаешь наблюдательную позицию в самом темном углу - закомплексованный, съежившийся внутри от тошнотворного чувства собственной ущербности, смотришь, как живут другие люди. Смотришь, но не живешь сам. Ненависть к самому себе и окружающим людям за их превосходство над тобой. Разве это жизнь?

    Многие люди, недовольные собой и своим отношением к самому себе, задаются вопросом - как избавиться от комплекса неполноценности?

    «Полюби себя и комплекс неполноценности пройдет! » - философствуют «знатоки» на просторах сети Интернет. «Прими себя таким, какой ты есть! » - советуют гуру на форумах психологической поддержки. Эти советы не действуют, не помогают. Полюбить себя? Не смешите. Ощущение собственной ущербности и неполноценности по всем параметрам: начиная от внешности, заканчивая социальным статусом, разве тут есть за что любить?

    Комплекс неполноценности - что это?

    Страдающие этим недугом, остро ощущая собственную ущербность по сравнению с другими людьми, неспособны жить, получая наслаждение и радость - фоном всегда ощущается недовольство собой.

    Комплекс неполноценности - формулировка достаточно общая, размытая. Чтобы избавиться от столь коварного, подлого и могущественного «врага», нужно знать его в лицо, понимать психологические аспекты этого явления.

    Попробуем разложить на составляющие эту комплексную проблему. Проанализировав множество форумов, я выделила наиболее частые «симптомы»:

    Слово ущербность воспринимается как второе имя.
    Необоснованное чувство вины. Чувство обиды: на родителей, людей, жизнь.
    Разрушительная зависть.
    Привычка занижать, обесценивать свои личностные качества.
    Мнительность, страхи.
    Страх опозориться, нерешительность.
    Неприятие своей внешности.
    Постоянное сравнение себя с другими людьми.

    Список можно продолжать, наверное, бесконечно, но перейдем к основному вопросу: как бороться с комплексом неполноценности и вообще возможно ли это? Рассмотрим этот вопрос с помощью материалов тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

    Комплекс неполноценности у самых… идеальных

    Эти, во всех смыслах замечательные, люди - вдумчивые, честные, прямолинейные. Они стремятся все делать идеально, ведь любовь к перфекционизму - их природное качество. Таковы обладатели анального вектора.

    Почему такой человек может чувствовать себя ущербным, страдать от комплекса неполноценности?

    Обладая идеальной памятью, помимо приятного, люди с анальным вектором очень хорошо помнят и неприятные моменты (приобретенный негативный опыт), которые способны влиять на их жизненный сценарий даже спустя долгие годы.

    С детства, стремящийся быть лучшим, ребенок с анальным вектором будет стараться изо всех сил, чтобы получить свою награду - похвалу. В первую очередь от самого близкого, значимого для себя человека - от мамы. Мама для анальных детей - святое.

    Представим следующую картину:

    Что получаем в итоге? С детства закладывается сомнение в собственных силах, способностях. Как бы он не хотел стать лучшим в глазах самого дорогого человека, что бы не делал, он не может. Для человека с анальным вектором, который от природы сомневающийся, не обладающий решительностью и инициативностью, это может перерасти в очень сложную проблему и в чувство своей ущербности. То, что часто называют закомплексованностью. В добавок к этому стремительно развивается чувство обиды, которое станет серьезным препятствием на пути к счастливой жизни и реализации себя в обществе.

    Чтобы понять, как в таком случае справится с ощущением неполноценности, важно разобраться в себе и понять, что же стало пусковым механизмом. Сделать это можно осознав особенности своей психики.

    Бороться с комплексом неполноценности … эмоционально

    Если в человеке присутствует сочетание анального и зрительного вектора , то проблема может усугубляться из-за свойственной зрительному вектору мнительности.

    Зрительный вектор наделяет человека богатым воображением и гиперэмоциональностью, которые, к сожалению, могут работать против своего обладателя, если он находится в состоянии страха.

    Что в итоге? Нерешительный человек с анальным вектором и так боится прилюдного позора, а наличие зрительного вектора увеличивает проблему в масштабах. Постоянные сомнения и страхи: «А если не получится…» - в итоге желания остаются нереализованными, а чувство собственной ущербности и никчемности растет с каждым днем. Переломить себя и стать смелым и уверенным навряд ли получится. Бороться с самим собой не выигрышно, куда продуктивнее начать разбираться в особенностях психики и действовать согласно своей природе.

    Стоит ли бороться с комплексами из-за лишнего веса?

    Стоит отдельно отметить закомплексованность у женщин из-за лишнего веса. Чаще всего из-за этого страдают именно обладательницы анального вектора. В силу замедленного метаболизма и психологической неспособности к жесткому ограничению себя в поглощении различных вкусностей они легко набирают вес.

    В погоне за общепринятыми «стандартами» красоты они, ощущая свою якобы ущербность по сравнению с дивами с обложек и безрезультатно изводя себя диетами, пытаются заниматься спортом. В конце концов устав от борьбы с собой, заедают стресс, полученный от неудачных попыток ограничить себя, испытывая чувство вины за слабохарактерность.

    К сожалению, эти женщины не знают о том, что не всем нужно быть обладательницами модельных параметров. Хвастаться параметрами 90-60-90 и отличаться любовью к диетам и спорту хорошо получается у кожно-зрительных девушек, это их природа, и их психика прямо противоположная психике девушек с анальным вектором.

    Из-за несовершенной, субъективно, конечно, фигуры часто возникают переживания и ощущение ущербности не только у женщин, но и у мужчин. Системно-векторная психология объясняет, что особенности строения тела напрямую связаны с психикой человека. Если одному достаточно посещать спортивный зал и эффект будет очевиден, то для другого нужен совершенно другой подход.

    Осознав свою психологическую природу можно понять причины своей проблемы, с легкостью избавиться от действительно лишних килограммов, привести свое тело в природную норму и перестать быть заложником ложных установок и чувства ущербности.

    Комплекс неполноценности у лидеров по природе, как бороться?

    Смотришь на таких людей и грустно вздыхаешь: «Вот бы мне таким быть!». Успешные бизнесмены, инженеры, люди, умеющие организовать свое дело. Денег всегда в достатке, уверенные в себе, пробивные и всегда стремящиеся быть первыми. Люди с кожным вектором , они такие. Если, конечно, не имеют психологических травм, которые лишают их всех этих благ.

    Как может страдать от ощущения ущербности и быть закомплексованным тот, чья психика нацелена на успех и первенство, а умению зарабатывать позавидует любой?

    В системно-векторной психологии существует такое понятие, как комплекс неудачника . Любое начинание кожника с этим комплексом обречено на провал. Сознательно он естественным образом желает успеха, хорошего заработка, но каждый раз что-то мешает. Человека словно преследуют постоянные неудачи и он попадает разными способами в очередные неприятности.

    Каковы причины такой ситуации? Это происходит в том случае, если в детстве кожного ребенка часто унижали, может, даже били. У людей с кожным вектором очень гибкая психика, которая способна адаптироваться к любым условиям. Изначально, с самого детства, он стремится к успеху, но если его постоянно унижают словесно или бьют, то он вынужден адаптироваться к таким условиям. Чтобы защититься от боли, мозг выделяет естественные опиаты для погашения болезненных ощущений. Далее формируется сценарий «больно=приятно», и в последствии получать удовольствие от жизни возможно только после порции боли, унижения.

    Сознательно он все так же хочет побед, но его психика научилась получать наслаждение иначе. Вытесненное в подсознание стремление к мазохизму превращает человека с кожным вектором в неудачника. От одной неудачи к другой растет ощущение своей ущербности, от провала к провалу он становится все более закомплексованный и несчастный.

    Есть еще одно свойство кожных людей, которое может заставлять чувствовать их свою ущербность - зависть.

    Природное желание кожного человека соревноваться, чтобы быть первым, имеет два итога:

    Соревноваться с теми, кто лучше, чтобы обогнать - это делает человека конкурентоспособным, заставляет максимально реализовывать свои таланты.
    Завидовать тем, кто более успешен, стремясь обесценить чужие успехи, а не получать свои.

    Будет зависть разрушительной для самого себя или же подстегнет на действия, зависит от того, в каком психологическом состоянии находится человек.

    Когда с помощью системно-векторной психологии мы понимаем, что нами движет, у нас появляется возможность изменить свою жизнь.

    «…Спустя 3 месяца я поняла, что означает жить взахлеб! Когда я читала об этом в других отзывах, всегда пыталась представить, как бы это могло быть у меня, но для меня это оказалось совсем иначе, чем я воображала…»
    Анастасия Г., Москва

    «…В процессе прохождения тренинга я вдруг заново испытала одно важное ощущение, которое испытала когда-то в раннем детстве. Из того далекого времени, когда мне было 4-5 лет и я только-только начинала себя осознавать, я ясно помню одну свою мысль: «Как хорошо, что я именно такая, какая я есть…»
    Ольга Ч., филолог, кандидат филологических наук, преподаватель ВУЗа, Санкт-Петербург

    Избавление от чувства неполноценности и ущербности - это процесс, который под силу любому желающему. Его можно начать уже сейчас с бесплатного онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

    Часто читают

    1.1 История возникновения

    1.3 Причины комплекса неполноценности личности

    2. Формирование комплекса неполноценности

    2.1 Почему развивается комплекс неполноценности

    2.2 Роль комплекса неполноценности в жизни личности

    2.3 Как избавиться от комплекса неполноценности

    3. Взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Человеку не следует стремиться искоренять свои комплексы, а следует прийти с ними в согласие: они законно являются тем, что направляет поведение человека в мире.

    Зигмунд ФРЕЙД

    Комплекс неполноценности - теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности.

    Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью.

    Актуальность выбранной темы заключается в том, что происходит вытеснение чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.

    1.1 История возникновения

    Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может. В этом случае в основе комплекса лежит какое-либо сильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться (хотел покачать любимую маленькую сестру в коляске, но нечаянно уронил ее; мечтал проснуться рядом с отцом, но тот внезапно уехал, а ребенок проснулся один в пустой темной комнате и т.п.). Тяжелое переживание отделяет травмирующий эпизод подобно стенке, вытесняет его из сознания и превращает в комплекс. Иногда сильные неосуществленные желания, которые не осознавались, способны порождать комплексы и во взрослом возрасте (обычно они бывают связаны с общественным или материальным положением человека, с его сексуальными переживаниями).

    Другой путь сложнее. В истории человечества некоторые поступки и ситуации встречались столь часто и были столь значимы, что оказались закреплены в глубоких слоях бессознательного у каждого из людей (в той области, которую К.Г.Юнг назвал "коллективным бессознательным"). Подобные поступки описаны уже в древних мифах, которых человек может даже и не знать.

    Иногда эти ситуации содержат напряжения, могущие породить комплекс: например, запретное стремление к сексуальной близости с одним из родителей, получившее название комплексов Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек). Попав в подобные обстоятельства, наш герой "вспоминает" и воспроизводит чужие поступки - подвиги и грехи. В подобных случаях комплексы залегают еще глубже, и обнаружить их еще труднее.

    Итак, комплекс - это болевая точка, которая может не проявлять себя, пока на нее не нажали. Но если нажали - комплекс расправляется, напоминает, что он тоже жилец нашего дома, его нужно холить, лелеять и кормить. Вот тут-то и кроется основная опасность. Прорастая незаметно, комплекс может подчинить себе всю жизнь человека.

    Поэтому его лучше вовремя остановить. А сначала - распознать.
    Это дело нелегкое, потому что комплексы живут "шиворот-навыворот". Они никогда не заявляют о себе правдивым языком, а изъясняются намеками: "нет" подразумевает "да", "разумеется" - "ни за что на свете", показная сила - стыдливую слабость и т.д. Как же о них можно догадаться?

    Каждый человек иногда ошибается - "шел в комнату, попал в другую…". Редко кто не оговаривался: вместо "танцевать" - "целовать", вместо "позвольте мне открыть наше совещание" - "позвольте мне закрыть…" и т.д. Время от времени все люди удивляются результатам своих действий, решений, поступков. "На самом деле" и "как будто" меняются местами. И только чувство разочарованности, усталости или раздражения наводит на мысль, что человек не живет, а кому-то служит. Кто же этот негодяй? А все он, комплекс.

    Итак, комплексы были всегда. Даже наши первобытные предки были убеждены, что душ у них несколько, и каждая из них как бы отвечает за свой участок жизни. Обычно они успешно договаривались между собой, но если нет - возникали первобытные неврозы. Чем сложнее становился человек с развитием цивилизации, тем больше различных желаний у него возникало, - а следовательно, и больше противоречий между ними. Современного Homo sapiens великий знаток этого предмета Г.К.Честертон сравнивал с городом, охваченным гражданской войной - так много в нем враждебных друг другу частей.

    1.2 Общее представление о комплексе неполноценности

    Кого мы имеем в виду, говоря о человеке закомплексованном? Того, кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силу этого не умеет добиваться своего. А вот человек без комплексов - это тот, кто уверенно шагает по жизни, не скован условностями, умеет и себя подать, и с другими поладить. Правда, "человек без комплексов" - оценка скорее неодобрительная, ибо слишком часто уверенность в себе обращается в самоуверенность, а раскованность легко перетекает в развязность, которая никого не красит. Тем не менее все мы стремимся от комплексов избавляться, считая их тяжелым бременем, едва ли не позорным клеймом. А как же иначе в наш динамичный век?

    Над этим житейским представлением любой психолог только посмеется, ибо оно хотя в принципе и верное, но слишком примитивное и поверхностное. Специалисты, которые почти столетие назад ввели слово "комплекс" в научный обиход, обозначали им отнюдь не только скованность и робость, а явление гораздо более глубокое и серьезное. В то же время в представлении психологов комплексы -это не недостаток, не болезнь, а качество, всем нам в той или иной мере присущее. И призывы бороться с комплексами надо воспринимать осторожно -полностью от них избавиться вряд ли возможно. С ними надо просто научиться жить. А сначала, разумеется, хорошо бы понять, что же это такое.

    Психологи называют комплексами совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.

    В истоках своих комплексов человек, как правило, не отдает себе отчета и продиктованное ими поведение считает частью своей натуры. В обыденной речи мы привыкли называть комплексами те наши особенности, которые мешают полноценно жить, общаться, работать. А о том, что не доставляет нам неудобства, мы даже не задумываемся. Ведь многое из того, что когда-то было нами глубоко и безотчетно прочувствовано, усвоено, жить не мешает, даже наоборот - составляет тот набор внутренних "тормозов", без которых в жизни не обойтись.

    Проблемы начинаются, когда в сложном внутреннем механизме побуждений и ограничений происходит перекос. Из-за него мы на своем жизненном пути сворачиваем в тупики, безрассудно лихачим на виражах либо беспомощно застываем на обочине. И тут не обойтись без наладчика этого механизма - психотерапевта, который поможет предотвратить серьезную аварию.

    Кто более других склонен испытывать страх? Тот, кто безотчетно чувствует свою уязвимость, слабость, иными словами - неполноценность. Вообще-то именно комплекс неполноценности чаще всего имеют в виду, говоря о комплексах вообще, тем более что в жизни он может принимать самые разные формы. Это и комплекс неудачника, мешающий смелым творческим начинаниям. Это и комплекс бедняка, заставляющий выискивать оправдания своей непрактичности. Это и комплекс страдальца, побуждающий упиваться набитыми шишками. Это и комплекс "гадкого утенка", не позволяющий проявиться красоте, присущей каждому независимо от формы носа и длины ног...

    Само по себе чувство неполноценности - не болезнь или недостаток. Человек в отличие от животных рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей. Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такой ситуации чувство неполноценности - не тормоз, а стимул.