Игры с гиперактивными детьми. Коррекционные игры для гиперактивных детей. Как проводятся игры с песком

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Неслучайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин и др.), неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание (А.Дистервег).

Сравним в общих чертах деятельность преподавания, имеющую место как в процессе обучения, так и во внеурочное время, и воспитательную работу, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Содержание обучения, а следовательно, и логику преподавания можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами, по существу есть не что иное, как обучение. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.

Преподаватель имеет дело примерно с однородным "исходным материалом". Результаты учения практически однозначно определяются его деятельностью, т.е. способностью вызвать и направить познавательную деятельность ученика. Воспитатель вынужден считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с неорганизованными и организованными отрицательными влияниями на школьника. Преподавание как деятельность имеет дискретный характер. Оно обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть более или менее продолжительным. Особенность воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредственного контакта с учителем воспитанник находится под его опосредованным влиянием. Обычно подготовительная часть в воспитательной работе более продолжительна, а нередко и более значима, чем основная часть.

Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения - уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях. В воспитательной работе осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. В воспитательном процессе затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.

Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание значительно легче по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированного познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Например, мастер производственного обучения в системе профессионально-технического образования в процессе своей деятельности решает две основные задачи: вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно стремился бы к повышению производительности труда, качества выполняемой работы, был бы организован, дорожил честью своего цеха, предприятия. Хороший мастер не только передает свои знания ученикам, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. В этом, собственно, и заключается суть профессионального воспитания молодежи. Только мастер, знающий и любящий свое дело, людей, сможет привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.

Точно так же, если рассмотреть круг обязанностей воспитателя группы продленного дня, можно увидеть в его деятельности и преподавание, и воспитательную работу. Положением о группах продленного дня определены задачи воспитателя: прививать учащимся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены; регулировать режим дня воспитанников, наблюдая за своевременным приготовлением домашнего задания, оказывать им помощь в учении, в разумной организации досуга; осуществлять совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию детей; поддерживать связь с учителем, классным руководителем, с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими. Однако, как это видно из задач, привитие привычек культурного поведения и навыков личной гигиены, например, - это уже сфера не только воспитания, но и обучения, которое требует систематических упражнений.

Итак, из многих видов деятельности школьников познавательная деятельность не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, "отягощено" воспитательными функциями. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются прежде всего те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом.

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. Преподавание - это такой вид специальной деятельности учителя, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Преподавание - один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и в опосредованной форме. Но в какой бы форме это взаимодействие не выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.

Таковым же он выступает при условии, когда деятельность учащихся обеспечивается, организуется и контролируется учителем, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. В ходе подготовки и реализации процесса обучения учитель выполняет следующие виды деятельности: с одной стороны, осуществляет отбор, систематизацию структурирования учебной информации, предъявление ее учащимся, с другой - организует рациональную, эффективную, адекватную задачам обучения системы знаний и методов оперирования ими в учебной и практической работе.

Предметом деятельности преподавания выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся (см. схему 10). Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Преподавание и воспитательная работа - две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько

оно будет продумано. Аналогично, процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания рассматривается изолированно от воспитания. Раскрывая диалектику взаимосвязи этих двух сторон единого педагогического процесса, необходимо учитывать ряд их существенных различий, например, такие как:

Преподавание, осуществляемое в любой организационной форме, в том числе и на уроке, имеет, как правило, жесткие временные ограничения, строго определенную цель и некоторый набор вариантов путей ее достижения. Воспитательная работа не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в сроки, ограниченные временными рамками организационной формы. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель.
Содержание обучения и логику преподавания можно жестко запрограммировать. Содержание воспитательной работы не допускает детального регламентирования. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.
В преподавании планирование является неотъемлемой функцией процесса, управления познавательной деятельностью учащихся. В воспитательной работе планирование возможно лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, труду, к людям, к науке (учению), природе, вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе.
Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно- количественных показателях. Выявление и прогнозирование результатов воспитательной деятельности в развивающейся личности весьма затруднено из-за наличия большого количества факторов, влияющих на воспитание ребенка и придающих воспитательной работе вероятностный характер.
Преподавание предполагает постоянную и немедленную обратную связь, что определяет возможность эффективного управления процессом учения. Воспитательная работа из-за отдаленности результатов не имеет возможности образовать обратную связь в рамках ее организационных форм и, следовательно, эффективно управлять процессом воспитания.
Критерием успешности учебной деятельности выступает уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных, практических задач, интенсивности продвижения в развитии.
Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение заданной учебной цели. Важнейшим критерием успешного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание значительно легче по способам его организации и осуществления, а в структуре целостного педагогического процесса, по мнению В.А. Сластенина, «оно должно занимать подчиненное положение» (Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин и др. М., 1997. С. 27-28). Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Следует отметить также, что формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук, изучение которых не предусмотрено учебными планами, по сути своей есть не что иное, как обучение. Кроме того, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин отмечали, что неотъемлемыми компонентами содержания образования наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Еще А. Дистервег понимал целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте как процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание». В принципе, и педагогическая, и воспитательная деятельность - понятия тождественные.

Идея целостного педагогического процесса, при всей ее привлекательности и продуктивности, не является бесспорной в глазах ряда ученых (П.И. Пидкасистый, Л.П. Крившенко и др.), считающих, что она несет в себе определенную опасность «размывания границ между теориями обучения и воспитания». В педагогической науке и практике достаточно часто встречаются заблуждения другого рода - отождествление преподавательской и педагогической деятельности. Показательно в этом плане мнение Н.В. Кузьминой, которая считала их специфической характеристикой педагогической деятельности, ее высокую продуктивность. Она различала пять уровней продуктивности педагогической деятельности, имея в виду только преподавание:

I (минимальный) - репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II (низкий) - адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

III (средний) - локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный.

IV (высокий) - системно-моделирующий знания; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.

V (высший) - системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный (Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 13).

Рассматривая, например, круг обязанностей воспитателя группы продленного дня, можно увидеть в его деятельности и преподавание, и воспитательную работу. Решая задачи воспитывать у учащихся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены, он регулирует режим дня школьников, наблюдает и оказывает помощь в своевременном приготовлении домашних заданий, в разумной организации досуга. Очевидно, привитие привычек культурного поведения, навыков личной гигиены и учебной деятельности, например, - это уже сфера не только воспитания, но и обучения, которая требует систематических упражнений. Необходимо указать еще один аспект данной проблемы: некоторые учителя помимо преподавательской работы выполняют еще функции классного руководителя. Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации - учитель, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса. В содержание деятельности классного руководителя входит:

всестороннее изучение учащихся, выявление их склонностей, запросов и

интересов, создание актива класса, разъяснение Устава школы или

«Правил для учащихся» с целью воспитания норм поведения и чувства

ответственности за честь класса и школы;

Наблюдение за успеваемостью, дисциплиной, общественной работой и

досугом учащихся;

Организация внеклассных и внешкольных мероприятий;

Систематическое взаимодействие с родителями учащихся, организация

работы родительского комитета класса;

Принятие мер по предупреждению отсева учащихся из школы и т.д.

Классный руководитель составляет план работы на четверть или на полугодие, в конце учебного года представляет администрации школы краткий отчет о своей деятельности. Важнейшая задача классного руководителя - развитие ученического самоуправления (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Автор-сост. В.А. Мижериков. Ростов н/Д.: Феникс, 1988).

Существует еще несколько видов педагогической деятельности, которые наглядно показаны на схеме 11.

Таким образом, подводя итог сказанному, приходим к выводу: педагогическая деятельность будет успешна, когда учитель сумеет развить и поддержать познавательные интересы детей, создать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников, т.е. когда в его деятельности будут реально взаимодействовать обе разновидности педагогической деятельности при ведущей, доминирующей роли воспитательной работы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в педагогическую деятельность

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Деятельность
Рекомендовано Ученым советом Педагогического общества России и кафедрой педагогики Московского педагогического университета в качестве учебного

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н
М58 Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с. ISBN 5-93

Возникновение и становление профессии учителя
Профессия учителя является одной из (если не самой) древнейших. Ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятель

Особенности педагогической профессии
Учительская профессия - особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным ка

Педагог и личность ребенка
Как мы уже отмечали, в своей профессиональной деятельности учитель связан прежде всего с учащимися. Однако круг общения педагога значительно шире. Важную роль в воспитании подрастаю

Специфика деятельности учителя сельской школы
Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обусловили существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяют

Перспективы развития педагогической профессии в условиях информационно-технологической революции
Мир находится на пороге нового тысячелетия. Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу

Требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики
Любая профессиональная деятельность предполагает соответствие определенным требованиям тех, кто ею занимается. Очевидно, можно выделить и такие базовые требования, какими являются в

Учитель как субъект педагогической деятельности
У учителя в школе очень много дел: он учит детей всему, что знает и умеет сам, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь своих воспитанников, закладывая и

Социально-профессиональная направленность личности педагога
В процессе профессиональной подготовки на базе ценностных ориентации формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деяте

Гуманистическая направленность личности учителя
Необходимо отметить, что педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Он может быть ориентирован на профессиональное самоутверждение, на средства пед

Познавательная направленность личности учителя
Рассмотрим описание нескольких типов учителей, предложенное В.В. Маткиным (Маткин В.В. Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических

Профессионально-значимые качества личности педагога
Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Молодой человек, независимо от выбора своей будущей профессии, должен быть нацелен

Доминантные качества
1. Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности. 2. Целеустремленность - умение

Негативные качества
1. Пристрастность - выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам. 2. Неуравновешенность - неумение контролир

Профессиональные противопоказания
1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.). 2. Нравственная нечистоплотность. 3. Рукоприкладство. 4. Грубость.

Сущность педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить,

Мотивация педагогической деятельности
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Этот термин является производным от слова «мотив». Согласно Л.И. Божович, в качестве мотива могут в

Цель педагогической деятельности
Цель в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результа

Функции педагогической деятельности
Педагогическая деятельность учителя реализуется в определённых ситуациях через выполнение самых разнообразных действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех

Понятие о стиле педагогической деятельности
Педагогическая деятельность учителя (преподавателя), как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности (например, управленческой, производстве

Общая характеристика стиля педагогической деятельности
Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает стиль управленческой деятельности, саморегуляции, общения и когнитивный стиль. Стиль педагогической деятельности вы

Взаимосвязь стиля и характера педагогической деятельности
Наиболее полное деятельностное представление о стилях педагогической деятельности предложено А.К. Марковой и А.Я. Никоновой (Маркова А.К. Психология труда учителя. С. 180-190). В ос

Необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя
Необходимость культурологической подготовки будущих учителей априори доказана большинством учёных, исследующих проблемы профессиональной школы. Это обусловлено целым рядом факторов.

Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
Термин «культура» (cultura) латинского происхождения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобще

Компоненты педагогической культуры
Педагогическую культуру (ПК) мы рассматриваем как уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции

Аксиологический компонент педагогической культуры
Содержит в себе усвоение и принятие учителем ценностей педагогического труда: а) профессионально-педагогические знания (психологические; историко-педагогические, закономерности цело

Технологический компонент педагогической культуры
Деятельностный (технологический) компонент раскрывает её технологический аспект, способы и приёмы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, в том числе

Эвристический компонент педагогической культуры
Для традиционного российского учителя стало привычным опираться на руководящую роль науки: пользоваться разработанными учеными программами, учебниками, методическими материалами. В

Личностный компонент педагогической культуры
Проявляется в самореализации сущностных сил педагога - его потребностей, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности. Процесс самореализации складывается из ряд

Система непрерывного педагогического образования
Педагогическое образование определяет качество профессиональной подготовки кадров во всех сферах функционирования общества и государства. За последние годы произошло расширение сфер

Мотивы выбора педагогической профессии
Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. По данным исследований американских ученых, правильный выбор

Основы профессиональной ориентации на учительскую профессию
Сегодня вряд ли стоит кого-то убеждать, что учителем может быть далеко не каждый. Хорошие, разные специалисты для общества одинаково весомы. Но учителя в общий ряд не поставишь - от

Основы самообразовательной работы будущих учителей
Чтобы соответствовать высокому званию учителя, каждый юноша и девушка, решившие посвятить себя педагогической профессии, должны развивать в себе готовность к сложной и многогранной

Понятие и сущность профессиональной компетентности педагога
Под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или реш

Профессиональное самовоспитание учителя
Учить сегодня подрастающее поколение на современном уровне требований общества нельзя без постоянного обновления и обогащения своего профессионального потенциала. Профессиональное с

Объяснительная записка
Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовк

Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
Система непрерывного педагогического образования в Российской Федерации. Содержание высшего педагогического образования. Государственный образовательный стандарт высшего (педагогического) образо

Шалва Александрович Амонашвили
Область педагогического творчества: начальные классы. Сущность опыта: процесс обучения строится на личностно-гуманном подходе к детям. Исходя из этого положения определены

Волков Игорь Павлович
Сущность опыта: в разработанной системе развития разноплановых и доминирующей способности школьника посредством обучения решать оригинальные задачи при выполнении заданий и изготовлении р

Иванов Игорь Петрович
Сущность опыта: использование коммунарской методики в организации формирующей деятельности школьников, педагогов и друзей школы, гуманистической по характеру, творческой по исполнению, ко

Ильин Евгений Николаевич
Область педагогического творчества: преподавание литературы. Сущность опыта: «обучающее воспитание» на уроке литературы, цель которого - нравственное формирование средства

Кабалевский Дмитрий Борисович
Область педагогического творчества: музыкальное воспитание детей. Сущность опыта: целью системы музыкального воспитания учащихся является эмоциональная заинтересованность

Лысенкова Софья Николаевна
Область педагогического творчества: уроки обучения грамоте, русского языка, математики в начальной школе. Сущность опыта: процесс обучения строится на основе перспективног

Шаталов Виктор Федорович
Область педагогического творчества: обучение математике, физики, истории в средней общеобразовательной школе. Сущность опыта - в создании эффективной организационно-методи

Тест. Голланда по определению типа личности
Инструкция: ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий «поэт или психолог» вы

Анкета 1
1. В какой среде ты считаешь возможным применить способности (наука, искусство, сельское хозяйство, промышленность, речной или морской флот, сфера обслуживания, строительство, транс

Анкета 2
Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни следующее задание: 1. Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбра

Опросник профессиональных предпочтений
Инструкция: опросник профессиональных предпочтений (ОПП) предназначен для выявления вашего отношения к различным видам профессиональной деятельности (типам профессий). Внимательно прочитайте

Образовательной программе подготовки выпускника по специальности
033200 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» 3.1. Основная образовательная программа подготовки учителя иностранного языка разрабатывается на основании настоящего Го

Общие основы педагогики
Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность,

Теория и методика воспитания
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития лич

История образования и педагогической мысли
История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества Во

Психологии
Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и мото

Педагогические технологии
Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные.

Психолого-педагогический практикум
Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситу

Образовательной программы выпускника
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033200 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» 5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя иностранного языка при очной ф

Подготовки учителя иностранного языка
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки учителя иностранного языка на основе настоящего Государстве

Процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответству

Требования к профессиональной подготовленности специалиста
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта. Специалист должен: - знать

Общие требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация учителя иностранного языка включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. Итоговые аттестационные испытания предназначены

Работе специалиста
Дипломная работа специалиста должна быть представлена в форме рукописи. Требования к объему, содержанию и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании учебно-методического совета по лингвистике и межкультурной коммуникации 10 ноября 1999 г. (проток

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. Преподавание -- это такой вид специальной деятельности учителя, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Преподавание -- один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и в опосредованной форме. Но в какой бы форме это взаимодействие не выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.

Таковым же он выступает при условии, когда деятельность учащихся обеспечивается, организуется и контролируется учителем, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. В ходе подготовки и реализации процесса обучения учитель выполняет следующие виды деятельности: с одной стороны, осуществляет отбор, систематизацию структурирования учебной информации, предъявление ее учащимся, с другой -- организует рациональную, эффективную, адекватную задачам обучения системы знаний и методов оперирования ими в учебной и практической работе.

Предметом деятельности преподавания выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся (см. схему 4). Воспитательная работа -- это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Преподавание и воспитательная работа -- две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько

оно будет продумано. Аналогично, процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания рассматривается изолированно от воспитания. Раскрывая диалектику взаимосвязи этих двух сторон единого педагогического процесса, необходимо учитывать ряд их существенных различий, например, такие как:


Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание значительно легче по способам его организации и осуществления, а в структуре целостного педагогического процесса, по мнению В.А. Сластенина, «оно должно занимать подчиненное положение» (Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин и др. М., 1997. С. 27--28). Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Следует отметить также, что формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук, изучение которых не предусмотрено учебными планами, по сути своей есть не что иное, как обучение. Кроме того, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин отмечали, что неотъемлемыми компонентами содержания образования наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Еще А. Дистервег понимал целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте как процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание». В принципе, и педагогическая, и воспитательная деятельность -- понятия тождественные.

Идея целостного педагогического процесса, при всей ее привлекательности и продуктивности, не является бесспорной в глазах ряда ученых (П.И. Пидкасистый, Л.П. Крившенко и др.), считающих, что она несет в себе определенную опасность «размывания границ между теориями обучения и воспитания». В педагогической науке и практике достаточно часто встречаются заблуждения другого рода -- отождествление преподавательской и педагогической деятельности. Показательно в этом плане мнение Н.В. Кузьминой, которая считала их специфической характеристикой педагогической деятельности, ее высокую продуктивность. Она различала пять уровней продуктивности педагогической деятельности, имея в виду только преподавание:

I (минимальный) -- репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II (низкий) -- адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

III (средний) -- локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный.

IV (высокий) -- системно-моделирующий знания; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.

V (высший) -- системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный (Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 13).

Рассматривая, например, круг обязанностей воспитателя группы продленного дня, можно увидеть в его деятельности и преподавание, и воспитательную работу. Решая задачи воспитывать у учащихся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены, он регулирует режим дня школьников, наблюдает и оказывает помощь в своевременном приготовлении домашних заданий, в разумной организации досуга. Очевидно, привитие привычек культурного поведения, навыков личной гигиены и учебной деятельности, например, -- это уже сфера не только воспитания, но и обучения, которая требует систематических упражнений. Необходимо указать еще один аспект данной проблемы: некоторые учителя помимо преподавательской работы выполняют еще функции классного руководителя. Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации -- учитель, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса. В содержание деятельности классного руководителя входит:

  • * всестороннее изучение учащихся, выявление их склонностей, запросов и интересов, создание актива класса, разъяснение Устава школы или «Правил для учащихся» с целью воспитания норм поведения и чувства ответственности за честь класса и школы;
  • * наблюдение за успеваемостью, дисциплиной, общественной работой и досугом учащихся;
  • * организация внеклассных и внешкольных мероприятий;
  • * систематическое взаимодействие с родителями учащихся, организация работы родительского комитета класса;
  • * принятие мер по предупреждению отсева учащихся из школы и т.д.

Классный руководитель составляет план работы на четверть или на полугодие, в конце учебного года представляет администрации школы краткий отчет о своей деятельности. Важнейшая задача классного руководителя -- развитие ученического самоуправления (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Автор-сост. В.А. Мижериков. Ростов н/Д.: Феникс, 1988).

Существует еще несколько видов педагогической деятельности, которые наглядно показаны на схеме.

Таким образом, подводя итог сказанному, приходим к выводу: педагогическая деятельность будет успешна, когда учитель сумеет развить и поддержать познавательные интересы детей, создать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников, т.е. когда в его деятельности будут реально взаимодействовать обе разновидности педагогической деятельности при ведущей, доминирующей роли воспитательной работы.

Профессионально-значимые качества личности педагога

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Молодой человек, независимо от выбора своей будущей профессии, должен быть нацелен на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Однако каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

Ещё в конце XIX века П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.). Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность -- способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности) (Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 24), «педагогическое целеполагание -- это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам» (Там же. С. 20). Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.

Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей -- проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность (Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. С.20). Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества -- направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложнопедагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно Педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчёте на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» (Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. С. 16).

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (более чем для 85% студентов педагогического вуза, по данным Н.В.Кузьминой, Характерен этот мотив). В педагогическую направленность, как высший её уровень, включается призвание, которое соотносится в своём развитии с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития -- призвания -- «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» (Н.В. Кузьмина).

Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание.

Задача будущего учителя заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.

В заключение обратимся к исследованиям данной проблемы, осуществленным на кафедре педагогики Московского педагогического университета. В качестве одного из вариантов классификации профессионально значимых качеств личности педагога приводим фрагмент карты ПЗЛК, разработанной В.П. Симоновым (Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 86--89) и содержащей «оптимальные характеристики качества личности» педагога по трём важным в данном пособии аспектам:

  • 1. Психологические черты личности как индивидуальности:
    • а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;
    • б) тенденция к лидерству;
    • в) уверенность в себе;
    • г) требовательность;
    • д) добросердечие и отзывчивость;
    • е) гипертимность.
  • 2. Педагог в структуре межличностных отношений:
    • а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;
    • б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;
    • в) нормальная самооценка;
    • г) стремление к сотрудничеству с коллегами;
    • д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.
  • 3. Профессиональные черты личности преподавателя:
    • а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;
    • б) умение учитывать психологические возможности учащихся;
    • в) темп речи -- 120--130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;
    • г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;
    • д) обращение к учащимся по именам;
    • е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;
    • ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;
    • з) умение организовать всех учащихся сразу;
    • и) проверяет степень понимания учебного материала.

Любая совокупность ПЗЛК требует ранжирования их по степени значимости. Юзефавичус Т.А. предложила разделить ПЗЛК на 4 ступени по данному критерию: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества (Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: Учебное пособие для преподавателей и студентов. -- М.: 1998, С. 42--43).

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим эти качества подробнее.

Доминантные качества

  • 1. Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.
  • 2. Целеустремленность -- умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
  • 3. Уравновешенность -- способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
  • 4. Желание работать со школьниками -- получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.
  • 5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях -- умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними.
  • 6. Обаяние -- сплав духовности, привлекательности и вкуса.
  • 7. Честность -- искренность в общении, добросовестность в деятельности.
  • 8. Справедливость -- способность действовать беспристрастно.
  • 9. Современность -- осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).
  • 10. Гуманность -- стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.
  • 11. Эрудиция -- широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.
  • 12. Педагогический такт -- соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
  • 13. Толерантность -- терпеливость в работе с детьми.
  • 14. Педагогический оптимизм -- вера в ученика и его способности.

Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

Негативные качества

  • 1. Пристрастность -- выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.
  • 2. Неуравновешенность -- неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.
  • 3. Мстительность -- свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.
  • 4. Высокомерие -- педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.
  • 5. Рассеянность -- забывчивость, несобранность.

Профессиональные противопоказания

  • 1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).
  • 2. Нравственная нечистоплотность.
  • 3. Рукоприкладство.
  • 4. Грубость.
  • 5. Беспринципность.
  • 6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.
  • 7. Безответственность.

Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:

Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.

Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе -- направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

3.1. Сущность педагогической деятельности

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философии ей, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека – быть активным. Именно это подчеркивается в различных определениях этой категории. Деятельность - специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. (Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993).

Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Как отмечал психолог Б.Ф. Ломов, «деятельность является многомерной». Поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную (исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и т.д. Выделены также разнообразные виды педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся.

Системообразующей характеристикой педагогической деятельности является цель (А.Н. Леонтьев). Цель педагогической деятельности носит обобщенный характер. В отечественной педагогике она традиционно выражена в формуле «всестороннее гармоническое развитие личности». Дойдя до отдельного учителя, она трансформируется в конкретную индивидуальную установку, которую учитель и пытается реализовать в своей практике. В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Предметом педагогической деятельности выступает управление учебно-познавательной и воспитывающей деятельностью учащихся. Управленческая деятельность складывается из планирования собственной деятельности и деятельности учащихся, организации этих деятельностей, стимулирования активности и сознательности, контроля, регулирования качества обученности и воспитанности, анализа результатов обучения и воспитания и прогнозирования дальнейших сдвигов в личностном развитии учащихся. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер. Она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).

Характеризуя педагогическую деятельность как самостоятельное общественное явление, можно указать следующие ее признаки. Во-первых, она носит конкретно-исторический характер. Это значит, что цели, содержание и характер такой деятельности изменяются в соответствии с изменением исторической действительности. Например, Л.Н. Толстой, критикуя современную ему школу с догматическим характером обучения, казенщиной, отсутствием внимания и интереса к личности ученика, призывал к гуманным отношениям в школе, к учету потребностей и интересов ученика, высказывался затакое развитие его личности, которое сделало бы растущего человека гармоничным, высоконравственным, творческим. «Воспитывая, образовывая, развивая, …мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра», - писал Л.Н. Толстой (Л.Н. Толстой Кому и у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Пед. соч., М., 1989. – с. 278). Считая все недостатки школы своего времени порождением неразработанности проблемы сущности человека, смысла его жизни в современной ему психологии и философии, Л.Н. Толстой предпринял удачную попытку реализовать собственное

понимание этой проблемы при организации Яснополянской школы для крестьянских детей. Во-вторых, педагогическая деятельность является особым видом социально ценной деятельности взрослых людей. Социальная ценность этой работы заключается в том, что духовная, экономическая мощь любого общества, государства прямо связана с самосовершенствованием его членов как цивилизованных личностей. Обогащается духовный мир человека. Улучшаются различные сферы его жизнедеятельности, формируется нравственное отношение к самому себе,

другим людям, к природе. Духовным и материальным ценностям, а за счет этого осуществляется прогресс общества, его поступательное развитие. Каждое человеческое общество заинтересовано в позитивных результатах педагогической деятельности. Если деградируют его члены, ни одно общество не сможет полноценно развиваться.

В-третьих, педагогическая деятельность ведется специально подготовленными и обученными специалистами на основе профессиональных знаний. Такие знания – это система гуманитарных, естественных, социально-экономических и других наук, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и постоянно развивающегося феномена. Они позволяют понять разнообразные формы его социальной жизнедеятельности, взаимоотношений с природой. Кроме профессиональных знаний, большая роль принадлежит и профессиональным умениям. Педагог постоянно совершенствуется в практическом применении знаний. И наоборот, он черпает их из деятельности. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенками», - признавался А.С. Макаренко. В-четвертых, педагогическая деятельность носит творческий характер. Невозможно запрограммировать и предугадать все возможные варианты ее протекания, как невозможно найти двух одинаковых людей, две одинаковые семьи, два одинаковых класса и т.п.

3.2. Основные виды педагогической деятельности

К основным видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную работу, преподавание, научно-методическую культурно-просветительскую и управленческую деятельность.

Воспитательная работа - педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды, и организованное, целенаправленное управление воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Воспитательная работа осуществляется в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, потому что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как например, в процессе обучения. Но поскольку педагогическая деятельность имеет определенные хронологические границы, на которых фиксируются уровни и качества сформированности личности, можно говорить и об относительно конечных результатах воспитанности, проявляющихся в позитивных изменениях в сознании воспитанников, - эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Преподавание - управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы (урок, экскурсия, индивидуальное обучение, факультатив и др.), имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. Это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности функций организации, средств, форм и методов обучения и воспитания. В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций.

Научно-методическая деятельность . Педагог сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика – в том смысле, что он применяет эти знания. Педагог зачастую сталкивается с тем, что не находит в научной литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью обобщения результатов своей работы. Научный подход в работе, таким образом, является основой собственно-методической деятельности педагога. Научная работа педагога выражается в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного «банка» различных методов, обобщении результатов своей работы, а методическая – в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, в фиксировании результатов педагогической деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков.

Культурно-просветительская деятельность – составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся – с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует потребность в психолого-педагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей. Любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив - главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя.

Управляя группой детей, педагог выполняет несколько функций: планирование, организацию – обеспечение выполнения плана, мотивацию или стимулирование – это побуждение педагогом себя и других к работе по достижению поставленной цели, контроль.

3.3. Структура педагогической деятельности

В психологии устоялась следующая структура педагогической деятельности: мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ и концептуальная модель, принятие решений, действия, проверка результатов и коррекция действий. Определяя структуру профессиональной педагогической деятельности, исследователи отмечают, что ее основное своеобразие – в специфике объекта и орудий труда. Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента; конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивная деятельность связана с разработкой технологии каждой формы деятельности учащихся, решением каждой возникшей педагогической задачи.

Организаторская деятельность направлена на создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность предполагает установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами. Подробная характеристика структуры педагогической деятельности дана А.И.Щербаковым. На основе анализа профессиональных функций учителя он выделяет 8 основных взаимосвязанных компонентов-функций педагогической деятельности: информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую. А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетрудовым. Конкретизируя функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, он представил организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.

И.Ф.Харламов среди множества видов деятельности выделяет следующие взаимосвязанные виды деятельности: диагностическую, ориентационно-прогностическую, конструктивно-проектировочную, организаторскую, информационно-объяснительную, коммуникативно-стимулирующую, аналитико-оценочную, исследовательско-творческую.

Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики. Прогностическая деятельность выражается в постоянной постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей, иначе говоря, в прогнозировании конечного результата. Конструктивная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение. Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить. В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Именно в процессе этой деятельности школьники овладевают знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. В этом случае учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи. Успех педагогической деятельности во многом определяется умением профессионала устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимодействие с ними на уровне сотрудничества. Понимать их, в случае необходимости – прощать, по сути, вся деятельность педагога носит коммуникативный характер. Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи, т.е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс. Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для успешной реализации этого вида деятельности он должен владеть методами педагогических исследований. Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.

3.4. Творческий характер педагогической деятельности

На то, что творческий, исследовательский характер имманентно присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель с помощью творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Можно выделить следующие критерии педагогического творчества:

Наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

Умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

Способность к самосовершенствованию и самообразованию;

Разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;

Диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;

Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

Способность к рефлексивной оценке собственной деятельности

и ее результатов;

Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

Способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;

Умение видеть «веер вариантов».

Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяют три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самовоспитание.

Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели, конструирования содержания и способов воздействия.

Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, взаимодействия с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию. Творческое самовоспитание предполагает осознание педагогом самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования. В. И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества: жесткий лимит времени. Учитель принимает решение в ситуациях немедленного реагирования: уроки ежедневно, непредвиденные ситуации сиюминутно, ежечасно; общение с детьми постоянно. Возможность сопоставить замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее. В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы, как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.

Педагогическое творчество всегда сотворчество с детьми, коллегами. Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и у учащихся творческое воодушевление. Специфичными являются предмет педагогического творчества - формирующаяся личность, «инструмент» - личность учителя, сам процесс - сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат - определенный уровень развития личности воспитуемых (Загвязинский В.И. «Педагогическое творчество учителя». - М., 1987).

Проблемные вопросы и практические задания:

1.В чем сущность педагогической деятельности?

2. Каковы цели педагогической деятельности?

3. Какова структура педагогической деятельности?

4.В чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности?

5. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?

6. Напишите творческую работу на одну из предлагаемых тем:

«Учитель в моей жизни», «Мой педагогический идеал».

Педагогическая деятельность представлена в современной педагогической литературе в качестве особого вида общественно-полезной деятельности взрослых людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.

Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, аккумулирует многовековой опыт поколений. Педагог, по сущности, представляет собой связующее звено между поколениями, является носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.

Задачи педагогической деятельности

Задачи педагогической деятельности, изменяясь на протяжении столетий с развитием общества, всегда охватывают сферу образования, воспитания, обучения. Передовыми мыслителями разных времён отмечается социальная значимость педагогической деятельности.

Основной специфической особенностью педагогической деятельности является её использование практически всеми людьми при выполнении различных социальных ролей: родителя и родственника, старшего товарища, друга, руководителя, должностного лица, но данная педагогическая деятельность – непрофессиональная.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется специалистом, имеющим специальное, профессионально-педагогическое образование; она реализуется в определенных педагогических системах, представляет собой основной источник существования и соответственно оплачивается.

Основные компоненты и содержание педагогической деятельности

Основными составляющими компонентами педагогической деятельности, которые одинаково важны и представляют собой динамические взаимосвязи, являются:

  • производство знаний, то есть проведение исследований, поиск нового, осуществление разработок, проведение экспертизы и т.д.;
  • передача знаний в организованном образовательно-воспитательном процессе;
  • распространение знаний (разработка и издание учебников, учебных пособий, написание научных статей);
  • воспитание учащихся, формирование и развитие их личности.

Основным содержанием педагогической профессии является наличие и использование специальных, предметных знаний, а также разнонаправленные взаимоотношения с людьми (учениками, родителями, коллегами). Отметим требования двойной подготовки специалиста педагогической профессии – наличие специальных, предметных знаний, а также необходимость психолого-педагогической подготовки.

Особенность педагогической профессии выражается в её гуманистической, коллективной и творческой направленности.

Три характера педагогической деятельности

Особенностью педагогической профессии является также то, что она, по своей сути, имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

  1. Гуманистический характер педагогической профессии имеет направленность на воспитание человека, который формируется и развивается как личность, им осваиваются достижения человечества, и тем самым обеспечивается продолжение человеческого рода, происходит непрерывная преемственность поколений.
  2. Коллективный характер педагогической профессии предполагает воздействие на обучающегося не только отдельного педагога, но и всего педагогического коллектива образовательного учреждения, а также семьи и других источников, обеспечивающих групповое, коллективное воздействие.
  3. Творческий характер педагогической деятельности является наиболее важной специфической особенностью, отражается в степени использования педагогом своих возможностей в достижении поставленных целей.

Формирование творческого потенциала личности педагога обусловлено накопленным им социальным опытом, психолого-педагогическими и предметными знаниями, новыми идеями, умениями и навыками, позволяющими в нахождении и использовании оригинальных решений, новаторских форм и методов.

Педагогическая деятельность отличается трудностью, уникальностью и неповторимостью, представлена системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение педагогических задач в определенный срок и с соблюдением принципов и правил.

Цели педагогической деятельности

Осуществление педагогической деятельности предваряется осознанием цели, которая задает импульс деятельности. Определяя цель как предполагаемый результат деятельности, под педагогической целью понимается предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Определение целей педагогической деятельности обладает большим теоретическим и практическим значением, которое выражается в следующем.

  • Чёткая постановка целей оказывает влияние на разработку педагогических теорий, цель педагогической деятельности влияет на осознание того, формированию каких качеств человека необходимо отдать предпочтение, сказывается на сущности педагогического процесса.
  • Формулирование целей педагогической деятельности непосредственным образом влияет на осуществление практической работы педагога. Важным профессиональным качеством педагога является проектирование личности воспитанников, что требует знания, какой она должна быть и какие качества необходимо сформировать.

Цели педагогической деятельности опираются на идейные и ценностные установки общества, что порождает традиционные подходы к образованию и воспитанию, ориентированные на эффективность, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

В современном обществе интенсивно совершенствуется производство, повышается его технический уровень, что сказывается на предъявлении высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения. Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни общества привело к формулированию цели педагогической деятельности, в которой в качестве идеала современного образования и воспитания выступает разносторонняя и гармонично развитая личность. Данная представляет собой потребность развития личности, общества, государства.

В содержание понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вкладывается необходимость обеспечения умственного и физического развития, духовно-нравственного и художественного развития, выявления склонностей и задатков, развития способностей; приобщения к современным достижениям науки и техники; воспитания гуманизма, любви к Родине, гражданственности, патриотизма, коллективизма.

Вывод

Таким образом, главной целью педагогической деятельности в современных условиях является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества и государства.

Современной педагогической наукой выделены традиционные основные виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Преподавание - вид педагогической деятельности, направленный на обеспечение познавательной деятельности школьников. Деление педагогической деятельности на виды достаточно условно, так как в процессе преподавания решаются частично воспитательные задачи, а при организации воспитательной работы решаются не только воспитательные, но и развивающие, а также образовательные задачи. Такое понимание видов педагогической деятельности помогает в раскрытии смысла тезиса о единстве обучения и воспитания. Вместе с тем для более глубокого осознания сущности обучения и воспитания данные процессы в педагогической науке рассматриваются изолированно. В реальной педагогической практике целостный педагогический процесс подразумевает полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».

Педагогическая деятельность имеет свой предмет, которым является организация учебной деятельности обучающихся, которая направлена на освоение предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности

В литературе представлены основные средства педагогической деятельности:

  • научные (теоретические и эмпирические) знания, которые способствуют формированию понятийно-терминологического аппарата учащихся;
  • носители информации, знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое при осуществлении систематических наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.) организованном преподавателем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
  • вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Основными способами передачи социального опыта в педагогической деятельности является использование объяснения, показа (иллюстрации), совместной работы, непосредственной практической деятельности учащихся и т.д.

Определение

Продукт педагогической деятельности - формируемый у обучаемого индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзаменах, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражен в интеллектуальном и личностном совершенствовании, становлении их как личности, как субъектов учебной деятельности.

Итак, нами была рассмотрена специфика педагогической деятельности, которая заключается в наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, наличии творчества. Основной целью педагогической деятельности является формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа; подчеркнём наличие взаимосвязи между видами педагогической деятельности. Средствами педагогической деятельности являются: научные знания, носители информации, знаний, вспомогательные средства.