Что такое восприятие в социальной психологии. Механизмы перцепции и развитие социальных навыков. Структура и механизмы социальной перцепции

Справедливо считается, что социальная установка - одно из основных качеств человеческой природы; характер социальной установки представляет собой важнейшую черту личности. В качестве фундаментального выдвигается противопоставление личности, ориентированной вовне, общительной, открытой, и личности, так сказать, замкнутой на себя, сосредоточенной на себе (аутистической), закрытой.

Юнг говорит об экстравертах и интровертах, Кречмер - о циклотимном и шизотимном характере. В пределах циклотимного типа Кречмером выделяется еще одна оппозиция: наивной самоуверенности со склонностью к грандиозным предприятиям и скромной нерешительности. В пределах шизотимного типа идеалистическое мышление (на одном полюсе которого мы наблюдаем страсть к преобразованиям, стремление к систематизации и организации, тогда как на другом - упрямство, дух противоречия, угрюмую подозрительность и мизантропию) противопоставляется грубому, откровенно антисоциальному поведению.

Социальное поведение душевнобольных и психопатов не сводимо к единой, простой формуле. Даже при одной и той же форме расстройства разные люди ведут себя по-разному. Иногда лицо с тяжелым шизофреническим процессом продолжает вести вполне активную социальную жизнь; с другой стороны, лицо, страдающее психопатией, может прекратить всякие контакты с другими людьми и до конца своих дней прозябать в полном одиночестве. Но люди, которых мы считаем психически аномальными, в большинстве своем аномальны и в аспекте социального поведения. Эта особенность даже выдвигалась в качестве критерия для определения болезни. Люди, страдающие психическими аномалиями, в большинстве своем асоциальны; но лишь немногие из них антисоциальны.

А) Асоциальное поведение

Многочисленные разновидности асоциального поведения сводятся к Двум типичным формам.

1. Помешанные в узком смысле этого слова - то есть те, кого мы в настоящее время относим к больным шизофренией, - как правило, в той или иной форме исключают себя из человеческого общества. Внутри себя они воздвигают новый, особый мир, в котором главным образом и живут. - хотя поверхностному наблюдателю может показаться, что они сохраняют контакт с реальным миром. У них нет потребности делиться с другими тем царством чувств, переживаний и бредовых идей. которое принадлежит только им. Они самодостаточны и постепенно отчуждаются от других людей, в том числе и от тех, кто страдает той же формой психического расстройства. Справедливо считается, что между такими больными и нами дистанция больше, чем между нами и представителями первобытных культур. Сам больной, судя по всему, не сознает своей антисоциальности и живет в своем мире так, как если бы мир этот был вполне реален. В типичном случае такие люди замыкаются в себе. сами того не замечая и не испытывая в этой связи никаких страданий. Они составляют «социально мертвую» группу. Если расстройство выражено относительно слабо, больные из низших слоев общества становятся бродягами, а больным из обеспеченных слоев уготована репутация чудаков.

2. Совершенно иной тип асоциальности, иногда, на ранних стадиях процесса, сочетающийся с только что описанным, развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится настоящей пыткой; поэтому человек старается держаться подальше от других, предпочитает оставаться наедине с собой. Это причиняет ему огромные страдания: ведь подавляя в себе социальные инстинкты, человек испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим; он досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается в себе. Этой форме асоциальности присуще множество разнообразных психологически понятных связей; она зависит от самых разных «комплексов» и при благоприятно складывающихся обстоятельствах может исчезнуть. С другой стороны. она способна привести к абсолютной самоизоляции: человек заточает себя в помещении, которого никогда не покидает. Такое поведение наблюдается у представителей самых разных характерологических типов - не только у личностей грубых и недифференцированных, но и у людей культурных и способных на глубокие чувства; оно может сочетаться со многими другими дефектными проявлениями психической жизни и обнаруживаться как преходящая фаза или как один из аспектов устойчивой конституции. Оно может развиваться спонтанно или представлять собой отчетливую реакцию на неблагоприятные обстоятельства. Короче говоря, такое поведение может быть выражением самых разных форм психических заболеваний.

Под антисоциальным, или деликвентным (лат. Delinquo — совершать проступок, провиниться), поведением подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть серьезных правонарушений и преступлений, наказуемых согласно УК РФ. Основной чертой такого поведения являются совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей. Иногда все эти нарушения поведения называют «девиантным поведением», что не совсем точно отражает суть. Девиантность (асоциальность, или отклонение от принятых норм) понятие более широкое, поэтому оно включает не только деликвентность, но и другие нарушения поведения: аддиктивное, суицидное, конформистское, фанатическое, нарцисстическое, аутистическое.

Антисоциальное поведение обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у младших, угон автомототранспорта без цели хищения, мошенничество. Обычно антисоциальное поведение служит наиболее частой причиной разбирательств в комиссиях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Антисоциальное поведение получило широкое распространение в больших городах, где вокруг многочисленных центров проведения свободного времени (дискотеки, пивные бары) нередко создаются условия, облегчающие вовлечение подростков в различные виды преступной деятельности.

В международной классификации болезней (МКБ-10) антисоциальное поведение рассматривается в рамках «антисоциального нарушения личности». Признаки его проявляются уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость, проявляемая к животным, более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия; они также склонны пропускать школу, поздно возвращаться домой, бродяжничать, красть. У подростков антисоциальное поведение характеризуется общим отсутствием ответственности и чувства долга. Они не выполняют своих домашних обязанностей, не надежны во всех отношениях, плохо справляются с профессиональными обязанностями, нарушают этико-моральные нормы, совершают прямые правонарушения: жульничество, кражи, подделки. Антисоциальные подростки раздражительны, импульсивны, склонны к агрессии, что особенно часто проявляется в условиях дома (избиение животных, младших сверстников и др.). Антисоциальное поведение сочетается обычно с промискуитетом (частые сексуальные связи с разными партнерами). При этом угрызения совести в отношении своих действий отсутствуют, наоборот, они постоянно обвиняют в чем-то других людей. Им все очень быстро надоедает, в том числе и межличностные отношения с конкретными людьми. Они не способны поддерживать длительные нормальные отношения с друзьями, членами семьи и др. Антисоциальное поведение сочетается обычно с употреблением различных веществ, изменяющих психическое состояние, в ряде случаев с азартными играми, т.е. сочетание антисоциального и аддиктивного поведения. Лица с антисоциальным поведением уже в раннем подростковом возрасте начинают курить, употреблять алкоголь и другие эйфоризирующие вещества, они рано вступают в беспорядочные половые связи, обычно со своими ровесниками, склонны к проявлению сексуальной агрессии. Антисоциальные лица склонны в подростковом возрасте к разрушительным действиям, порче чужого имущества, поджогам.

Приведем отрывок из повести А.Лой «Дневник Леночки Сосновской» (цит. по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, 1990), в которой автор описала особенности антисоциального поведения своей героини. Описывается ситуация разговора с врачом в венерологическом отделении: «Эдуард Константинович сел за стол, кивком головы указав на стул. Я села. Нас разделяла теперь лишь полированная поверхность, на которой в беспорядке лежали бумаги. Он достал из ящика стола сигареты.

Да! — с вызовом ответила я. Он окинул меня изучающим взглядом и протянул пачку. Мы закурили. Помолчав, он спросил:

Ты в школе хорошо училась? — Я удивленно посмотрела на него.

Так себе, средне.

«Действительно на Алена Делона похож», — мелькнула непрошеная мысль.

Не захотела. Мне больше нравилось шляться по кафе, чем учиться. Помните, как это: «не хочу учиться, а хочу — жениться!»

Помню-помню, — продолжает.

Вот я и последовала этому совету. Взяла и влюбилась. Да так сильно, что сифилис подцепила. Разве сильнее можно полюбить? «Она полюбила до сифилиса! 3вучит?!»

Для подростков с антисоциальным поведением характерно стремление к бродяжничеству, тунеядству, отсутствие желания участвовать в общественно полезной работе. Почти половина подростков, стоящих на учете в инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, (42,3%) не работают и не учатся. Они объясняют это тем, что учиться и работать им скучно, гораздо интереснее проводить время в компании приятелей. На вопрос, где они берут деньги, некоторые отвечают, что живут на деньги родителей, другие не скрывают, что живут на средства кого-нибудь из членов компании или на общие деньги всех членов их микрогруппы; на вопрос, откуда берутся общие деньги, обычно отвечать отказывались.

Приведем примеры. Подросток Т. 14 лет. Живет с матерью и отчимом. Мать эмоционально холодная, заботится лишь о материальной стороне жизни девочки. Отчим занят своей работой, на девочку не обращает внимания. Т. с ранних лет «не подчиняется» родителям. Капризная, непослушная, склонная к обманам. Мать обратила внимание на то, что девочка с пяти лет стремилась петь «блатные песни», которые где-то слышала на улице. С девятилетнего возраста Т. убегает из дома, не возвращается на ночь, ночуя в подъездах, «так как можно свободно покурить, а дома ей скучно». Алкоголь впервые попробовала в 10 лет, с этого времени выпивает периодически в компаниях подростков, старших по возрасту. Заявляет, что «все равно вы со мной ничего не сделаете, я попаду в тюрьму или публичный дом». Общается с лицами, злоупотребляющими различными лекарствами. Школу постоянно пропускает, так как «учиться неинтересно, скучно», предпочитает проводить время с друзьями. К матери и отчиму относится отрицательно, считает, что она им не нужна, а только мешает.

Подросток Л., 17 лет. Нигде не работает. Образование не полное среднее. Воспитывалась в детском доме. Родителей не знает. Имеет старших брата и сестру. Брат находится в заключении. С сестрой практически не общается, так как сестра «ее презирает». Со слов сестры известно, что мать пациентки злоупотребляет алкоголем. Девочка училась плохо из-за отсутствия интереса к школе, часто уходила с уроков. Начиная с 13 лет убегала из детдома, уезжала в другие города, бродяжничала. Половая жизнь с 14 лет. С 11 эпизодически употребляет алкоголь, с 14 лет — суррогаты (стеклоочиститель), ингалянты (бензин, клей «Момент», нитрокраски). Эффект алкоголя нравится больше. Основная мотивация употребления алкоголя — гедонистическая. Стремится к выпивке, «чтобы было веселее и радостнее». Считает употребление алкоголя одним из способов получения «кайфа», хотя может обходиться и без него. Выпивает только, когда угощают, за чужой счет. Состояла на учете в милиции за хулиганские действия и кражи. Любит быть «активной», постоянно с кем-нибудь общаться. Плохо переносит одиночество, все быстро надоедает. Стремится к лидерству среди сверстниц. Не испытывает сочувствия к окружающим, живет «сегодняшним днем». Главным в жизни считает получение удовольствия.

Подростковая деликвентность в подавляющем большинстве случаев имеет социальные причины — недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% подростков с антисоциальным поведением, вырастают в неполной, или деформированной семье — с недавно появившимся отчимом или мачехой. Немалое значение имеют безнадзорность, воспитание по типу «гипопротекции». Росту антисоциального поведения среди подростков способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. Деликвентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. А.А. Вдовиченко (1976) среди подростков с антисоциальным поведением в 66% установил различные типы акцентуаций характера и психопатоподобные состояния.

Особенности типа воспитания подростков с антисоциальным поведением

Исследование подростков с антисоциальным поведением показало, что в большинстве случаев отмечались явно неблагоприятные условия семейного воспитания; они выражались в недостаточном внимании к ним родителей, отсутствии теплоты, эмоциональной привязанности со стороны одного или обоих родителей. В ряде случаев семьи были неполными, дети воспитывались матерью, матерью и отчимом, домашняя обстановка характеризовалась частыми ссорами, скандалами, постоянной конфликтной ситуацией. Временами эта напряженная ситуация приводила к большим скандалам с взаимными оскорблениями, после чего подростки уходили из дома. Родители мало интересовались успеваемостью в школе и внутренней жизнью подростка. В лучшем случае забота родителей сводилась к обеспечению детей питанием и одеждой. У подростков не формировался положительный родительский образ, отсутствовала эмоциональная привязанность к дому, не возникало желания приходить домой.

Подростки не получали достаточного количества информации. Это касалось, прежде всего, формальных школьных знаний; не развивались интерес к чтению, любовь к книгам. Чтение книг связывалось обычно с неприятными эмоциональными реакциями, переживалось как нагрузка, неинтересное дело. В домашней обстановке оно заменялось просмотром телепередач исключительно развлекательного характера. Вкусы формировались в соответствии с модой и совпадали с ценностями массовой культуры. В подростковом возрасте формировались образы положительных героев, которыми являлись, как правило, кинозвезды, популярные роковые певцы, иногда барды. Наиболее типичной была слабая представленность конструктивных социально-позитивных мотиваций: на первый план выступало стремление к красивой и легкой жизни, которая должна была наступить сама собой, без каких-либо серьезных усилий. Этико-моральные критерии были слабо представлены и носили в основном поверхностный характер: было слабо выражено чувство сопереживания, моральной ответственности за других, необходимости исполнения долга. Возникали частые влюбленности, основанные на сексуальном влечении, однако стойкие привязанности не развивались. Формировались основные установки: жить сегодняшним днем, не думать о будущем, при этом жизненные трудности не преодолевались, а попросту не принимались во внимание, все в жизни протекало как бы «по воле волн». Поведение носило во многом хаотический характер, крайне зависело от поиска удовольствий в разных ситуациях. К «плотскому» ассортименту развлечений относились пребывание в компаниях, курение, раннее употребление алкоголя, наркотиков (вначале всегда только в обществе знакомых). Ради ‘удовольствия» подростки пропускали занятия в школе, не готовили уроки, обманывали родителей и учителей. Угрызений совести не возникало, страх перед наказанием в большинстве случаев практически отсутствовал, что в какой-то степени можно было объяснить домашней ситуацией, а в основном — личностными особенностями исследованных. Кроме того, большое значение имело поведение по механизму: немедленное получение удовольствия важнее, чем более отдаленное наказание.

По данным Ц.П. Короленко и Т.А. Донских (1990), одной из характерных особенностей подростков-девушек с антисоциальным поведением является повышенная активность. С раннего детства они обращали на себя внимание неусидчивостью, капризностью, постоянным стремлением к общению. Их трудно было привлечь к какой-либо работе, продуктивной деятельности. Они не любили играть в традиционные для девочек игры: «куклы», «приготовление пищи», «дочки-матери» и др., а предпочитали участвовать в играх мальчиков: «в войну», «в прятки», носиться по улице, совершать хулиганские действия: поджигать почтовые ящики, портить лифты, разрисовывать стены и др. Интерес к школьным занятиям отсутствовал, что выражалось в частых опозданиях, пропусках уроков. Домашние задания они часто не готовили, в лучшем случае списывали. Девочки обманывали учителей, родителей, а также и своих сверстников, не испытывая никаких угрызений совести. Наряду с этим они старались произвести хорошее впечатление на взрослых, продемонстрировать свою осведомленность, подчеркнуть независимость, вызвать к себе интерес, кокетничали, экстравагантно одевались, пользовались косметикой, пытались быть модными.

Дома таким подросткам было скучно, и они стремились как можно меньше времени находиться в его стенах и общаться со своими родителями. Если по каким-либо причинам уход из дома оказывался невозможным, они предпочитали подолгу разговаривать по телефону. Содержание этих телефонных разговоров не касалось каких-либо деловых тем, связанных, например, с обсуждением занятий в школе, домашних заданий, решения математических задач и т.д. Обсуждались обычно отношения с кем-то из общих знакомых, любовные истории, межличностные конфликты, ссоры, планы совместного проведения времени на следующий день и вечер, организация вечеринок, загородные поездки, современная мода, «черный» рынок, различные способы получения «кайфа». В случае отсутствия телефона дома они предпочитали подолгу смотреть телевизионные передачи, если последние носили развлекательный характер.

Проведение времени у подростков с антисоциальным поведением вне дома достаточно типично. Оно включает прежде всего общение в группе, в которую входят другие подростки с антисоциальным поведением. Разнополый состав таких компаний не носит достаточно стабильного характера, так как очень легко принимаются другие люди. Каждая из групп имеет излюбленные места проведения времени: летом — улицы центральной части города, места около гостиниц, ресторанов, кинотеатров, парки, скверы, иногда привокзальные районы, набережная, зимой — свободные квартиры кого-либо из членов группы в случае, например, отъезда родителей, нередко не полностью достроенные здания, а также подвалы жилых домов, чердаки, гаражи, дачи. Как правило, каждая группа проводит время в своем районе.

В структуризации проведения времени у таких подростков преобладают гедонистические мотивации, т.е. стремление к получению удовольствия. Они практически находятся во власти своих желаний, на возможные неблагоприятные или опасные последствия своих действий внимания не обращают. Это связано, очевидно, с известным психологическим механизмом действий по принципу немедленного удовлетворения желаний, получения удовольствия любой ценой, невзирая на более отдаленные результаты. Страх перед наказанием мало выражен и не задерживал развитие отклонений в поведении.

Отличительной особенностью антисоциального поведения подростков являются многочисленные сексуальные связи, в которые они вступают с малознакомыми или даже незнакомыми людьми. Подростки с антисоциальным поведением нередко посещают притоны, в которых находятся личности, совершавшие неоднократные преступления, судимые, вышедшие на свободу после окончания срока заключения. Нередко при этом обращает на себя внимание разительный контраст между благополучной обстановкой собственного дома и обстановкой, в которой стремятся находиться подростки с антисоциальным поведением. Установлено, что сами сексуальные контакты в отрыве от специфической обстановки, например в домашних условиях, не представляли интереса и к ним не возникало какого-либо активного стремления у подростков.

Подростки с антисоциальным поведением находятся в постоянном конфликте с окружающими их людьми. У них отсутствует понимание прав других людей, они не способны к сочувствию, что сочетается со стремлением к беззастенчивой эксплуатации всех тех, кто этому поддается, включая прежде всего наиболее близких людей. Для достижения своих эгоцентрических целей они не стесняются в выборе средств: могут обманывать, предавать, шантажировать. Такими подростками мало осознаются также общественные интересы, социальные требования, предъявляемые к человеку. Во главу угла ставились только собственные желания, импульсы и эмоции. Им мало знакомо чувство тревоги. Обращает на себя внимание цинизм, демонстративное пренебрежение этическими нормамиповедения.

В качестве иллюстрации приведем следующее наблюдение. Подросток О., 16 лет, состоит на учете в инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Не учится. Образование 9 классов. Отца не знает. Мать лишена родительских прав в связи со злоупотреблением алкоголем. В последнее время живет с тетей. Ранее жила у бабушки, с которой часто ссорилась. Иногда навещает мать, но более нескольких дней у нее не задерживается, что объясняет выпивками матери. Алкоголь употребляет с 9 лет. Курит с 8 лет. Училась плохо, часто пропускала школу. Любила подолгу находиться на улице, в компаниях друзей и подруг. В связи с совершаемыми ею кражами с 7-го класса переведена в спецшколу. После употребления алкоголя любит гулять по улицам, придираться к прохожим, которых стремится оскорбить. Половая жизнь с 13 лет. Считает себя «очень влюбчивой», но ее «любовь быстро проходит». Часто вступает в сексуальные связи со случайными партнерами. Говорит об этом без стеснения, смеется, не собирается что-либо изменять в своей жизни. Склонна ко лжи. Попадая в трудные ситуации, старается вызвать сочувствие, что находится в противоречии с ее прежними заявлениями и не соответствует действительности. Нередко ночует на вокзале, где задерживается милицией.

Таким образом, можно сделать заключение о роли в возникновении антисоциального поведения определенных типов воспитания. Предупреждение этого деструктивного поведения связано с социально-психологическими факторами, повышением психологической грамотности в семье, улучшением психологического климата в микросоциальной среде.

Никто не хочет иметь таких соседей, как здесь.

Мягко говоря, крайне антисоциальные типы. …

Карты, деньги и два ствола

Вы ещё ответите за ваши антиобщественные опыты, хулиган!

«Иван Васильевич меняет профессию»

Антисоциальность как качество личности – склонность вести жизнь, враждебную обществу, направленную против его интересов; попирать нормы общепринятой морали, а нередко и уголовного права.

Сидят в камере наркоман, алкаш и педик. И что-то надоело им сидеть, на волю захотелось. Тут алкаш и говорит: — Давайте чифирьку ароматного заварим, охранник на запах потянется, тут мы его и скрутим, ключи возьмем и свалим отсюдова. Наркоман отвечает: — Вряд ли. У него на воле водки полно, зачем ему наш чифирь. — Тогда я его соблазню, он нам сам ключи отдаст — говорит педик. — Тоже не получится, у него на воле женщин много, зачем ему твоя задница — отвечает наркоман. — А ты что предлагаешь? — спрашивают наркомана алкаш и педик. Наркоман достает из кармана травку и говорит: — Ща, мужики. Па-ку-у-урим, да и отпросимся по-хорошему.

Антисоциальность – враг общества, который играет без правил. Около двадцати процентов населения настойчиво стремятся отравлять жизнь другим людям. Антисоциальность – системное качество личности. Это и жуткий аморализм, и неуважение к людям, и безнравственность, словом, длинный ряд пороков, толкающих человека в болото невежества и деградации. Антисоциальная личность, нужно это помнить, всегда находится под влиянием энергии невежества. Этим обстоятельством определяется, как с ней нужно вести. Раз человек равнодушен к правам других, раз он не способен следовать социальным нормам, уважать законопослушные модели поведения, постоянно лжет и склонен к мошенничеству, значит, с ним и вести нужно соответственно.

Правда, нужно учитывать один важный момент. Если общество само деградирует, оно насилует личность, заставляя делать то, что противоречит Божьим заповедям, совести. Совесть в таком случае становится системой антисоциальных рефлексов. Человек нарушает закон, выглядит антисоциалом, но не идёт вопреки своей совести. Такую антисоциальность нужно только приветствовать. Общество, которое тянет человека от совести и Божьих заповедей, само по своей природе невежественно и антисоциально.

Рон Хаббарт описал характерные черты антисоциальной личности:

1. Он или она говорит только очень широкими обобщениями. «Говорят…», «Все считают…», «Каждый знает…» и тому подобные выражения употребляются постоянно, особенно при передаче слухов. Если спросить: «Кто эти все?», то обычно все сводится к одному источнику, и из этого источника антисоциальная личность создала то, что он или она преподносит как единое мнение всего общества. Это естественно для таких людей, поскольку для них все общество является большим вражеским лагерем, который, в частности, выступает против них.

2. Такое лицо обычно занимается дурными новостями , критическими или злобными замечаниями, обесцениванием и всеобщим подавлением. Таких называют «сплетниками», «недобрыми вестниками» или «распространителями слухов». Примечательно, что такой человек не передает хороших новостей или одобрительных замечаний.

3. Передавая новости или сообщения, антисоциальная личность изменяет их содержание в худшую сторону. Хорошие новости задерживаются, пропускаются лишь плохие, часто сдобренные выдумками. Такой человек также притворяется, что передает «плохие новости», которые на самом деле выдуманы.

4. Характерная и досадная черта антисоциальной личности состоит в том, что она не поддастся лечению или перевоспитанию.

5. Обнаруживается, что такая личность окружена запуганными или больными близкими и друзьями , которые, хотя и не доведены по-настоящему до безумия, все же ведут себя в жизни ущербно, терпят поражения и не добиваются успехов. Такие личности причиняют другим неприятности. Близкие к антисоциальной личности люди не показывают стабильных результатов при лечении или учебе, но, находясь под ее подавляющим воздействием, быстро заболевают вновь или теряют преимущества, которые дают им полученные знания. Такие близкие при физическом лечении чувствуют себя хуже и плохо поддаются реабилитации. Этих людей совершенно бесполезно лечить, учить или помогать им, пока они остаются под влиянием антисоциальной личности. Подавляющее большинство душевнобольных безумны именно из-за таких связей с антисоциальными личностями, и по той же причине они трудно выздоравливают. Несправедливо, но среди пациентов психиатрических больниц редко можно встретить антисоциальную личность. Там находятся только ее «друзья» и члены семьи.

6. У антисоциальной личности есть привычка выбирать неверную цель. Если шина проколота из-за наезда на гвозди, антисоциальная личность винит своего спутника или несуществующий источник беспокойства. Если у соседей слишком громко включено радио, он или она пинает кошку. Если явной причиной является А, то антисоциальная личность всегда винит Б или В, или Г.

7. Антисоциальная личность не способна завершить цикл действия . Любое действие совершается в определенной последовательности: оно начинается, продолжается настолько долго, насколько требуется, и заканчивается, как запланировано. Антисоциальная личность окружена незаконченными делами.

8. Многие антисоциальные личности будут свободно признаваться в совершении самых страшных преступлений , если их принудят к этому, однако не почувствуют ни малейшей ответственности за то, что сделали. Их действия почти или совсем не соотносятся с собственным выбором или решением. Все «просто случилось». Они не чувствуют связи между причиной и следствием, в частности они, неспособны чувствовать своего раскаяния или стыда.

9. Антисоциальная личность поддерживает только группы, занимающиеся разрушением , а к конструктивным или занимающимся улучшением группам испытывает ярость и нападает на них.

10. Этот тип личности одобряет только разрушительные действия и борется против созидательных или помогающих кому-то действий или видов деятельности. Часто обнаруживается, что человек творческой профессии особенно притягателен для людей с антисоциальным складом характера, которые рассматривают его искусство как нечто, подлежащее уничтожению, и тайно, под личиной «друзей», пытаются это сделать.

11. Деятельность, направленная на помощь другим людям, доводит антисоциальную личность до бешенства . Однако такие виды деятельности, которые разрушают под видом оказания помощи, получают активную поддержку.

12. У антисоциальной личности плохое чувство собственности , она считает притворством, выдумкой для надувательства людей мысль о том, что кто-нибудь может чем-то владеть. Ничто никогда не может быть чьей-то собственностью.

Петр Ковалев 2015 год

Тема: Проявления девиантного поведения личности и их психологический анализ.

1.Проявления девиантного поведения личности в сфере наиболее значимых социальных отношений.

2.Проявления девиантного поведения в сфере межличностных отношений и отношения к себе.

3.Психологический анализ делинквентного и криминального поведения.

4.Аутодеструктивное поведение личности.

К основным психологическим проявлениям девиантного поведения личности относят:

Духовные проблемы (отсутствие или потеря смысла жизни, переживание внутренней пустоты, блокирование самореализации духовного потенциала);

Деформация ценностно - мотивационной сферы - неформальные либо редуктированные моральные ценности (совесть, ответственность, честность) переживание девиантных ценностей, ситуативно - эгоцентричную ориентацию, фрустрированность высших потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

Эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, переживание негативных эмоций, алекеитимия (усложнение в понимании своих переживаний, проблема вербализации своих эмоциональных состояний), эмоциональное огрубение (потеря способности определять уместность тех или иных эмоциональных реакций, дозировать их), афективность и т.д.;

Проблемы саморегуляции - неадекватная самооценка и уровень притязаний, слабое развитие рефлексии, чрезмерный либо недостаточный самоконтроль, низкий уровень адаптивных возможностей;

Искажение в когнитивной сфере - стереотипность, ригидность мышления, ограниченность знаний, наличие забобонов;

Негативный жизненный опыт - наличие вредных привычек, психических травм, опыт насилия, социальная некомпетентность и т.д.

-В зависим ости от вида нормы, с которой сопоставляются особенности поведения и ее негативные последствия выделяют такие виды девиан тного поведения : антисоциальное (делинквентное и криминальное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное поведение.

- Антисоциальное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

- Асоциальное поведение (аморальное т.е. девиантное поведение в сфере межличностных отношений) - это уклонение от выполнения морально - нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Что бы поведение было асоциальным, индивиду необходимо действовать либо осознано (тогда его поведение - следствие его убеждений), либо же индивид - не социализированная личность, - т.е. в силу различных причин не усвоивший моральных поведенческих норм общества, и не действующий в соответствии с ними.

- Такими причинами считаются: наследственные предпосылки, определенные характерологические и патохарактерологические особенности, дефекты раннего воспитания, вовлеченность в асоциальные группы и т.п.

- КАСОЦиал ьному поведению можно соотнести бродяжничество как

Следствие социальной дезадаптации, обусловленное стремлением избегания социального контроля, «избегание» требований общества посредством субъективного переживания невозможности придерживаться их (с одной стороны) и примирение с этим фактом (с другой стороны). О бродяжничестве идет речь, когда у личности нет постоянного места жительства, а она существует на нетрудовые

доходы (речь идет о так называемом «социальном

Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

В этом случае речь идет о:

1. суицидальном поведении;

2.поведением с выраженной угрозой для жизни, когда личность отдает предпочтение экстремальным видам деятельности;

3.виктимное поведение;

4.аддиктивное поведение;

5.фанатичное поведение (слепое следование определенным идеям, н -р релизиозному культу деструктивной направленности) и т.д. Психологический анализ делинквентного и криминального поведения. Делинквентное поведение - состоит в совершении личностью мелких правонарушений, за которые ее не притягивают к ответственности.

Это поведение проявляется в форме озорства и хулиганства, когда, н. - р., личность желает развлечься, но выбирает для этого не принятые формы, в первую очередь, вследствие недостатков в своем воспитании.

Подросток из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». В виде шадости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.

К делинквентному поведению можно отнести, в определенных случаях и проявления вандализма, как формы разрушительного поведения,

направленного на бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

Опираясь на классификацию мотивов вандализма Д. Кантера , выделяют такие типы вандализма:

1.Вандализм как способ приобретения, мотивом разрушения есть - материальная выгода;

2.вандализм, как месть, ответ на обиду;

3.злость за переживание неспособности достичь определенной цели и попытка справиться со стрессом;

4.скука и, соответственно, желание развлечься, поиск новых, острых ощущений;

5.Вандализм, как способ самоутверждения, привлечение к себе внимания;

6.Вандализм - как исследование (в детском возрасте), желание понять принципы и механизмы функционирования определенных вещей;

7.Граффити, как разновидность коммуникации, которое через анонимность освобождает личность от социального контроля.

Граффити зачастую служит способом выражения подавления внутриличностного конфликта и проблем (н.-р. таким способом личность стремиться утвердить собственную или групповую идентичность, проявить протест против «давления» социальных и культурных норм или же через высказывания в адрес известных людей самоутвердится за их счет).

Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.

Правонарушения делятся на преступления и проступки. С уть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

К.К. Платонов выделил такие типы личности преступников:

1.определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям.

2.определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступления под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц.

3.определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм.

Определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм.

Определяется возможностью только случайного преступления.

В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей и пятой групп.

У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально - психологических особенностей нарушается и блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка).

Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий.

Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе, и для самого человека) последствий.

Нередко делинквентные действия опосредствуются ситуационо - импульсными или аффектогенными мотивами.

В основе ситуационно - импульсных преступных действий лежит тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которым понимается наличие неудовлетворенной потребности.

Реализуются ситуационно - импульсные мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования, без выбора адекватных объектов, целей,

способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребности.

Постепенно делинквентное поведение может трансформироваться в преступное.

Криминальное поведение проявляется в поступках, которые перечат нормам права и нормам уголовного законодательства.

О.Ю. Дроздов, М. А. Скок, опираясь на классификацию Ю. Антоняна, выделяют несколько типов криминального поведения в зависимости от тяжести преступления:

1. преступления, которые совершаются с применением физической силы: убийства (гомицид), нанесение телесных повреждений, побои и хулиганство, изнасилование, захват заложников и т.д.

2.преступления, которые происходят с угрозами применения физического насилия: рекет, угроза физической расправы, принуждение к дачи заведомо ложных показаний и т.д.

3.преступления, которые совершаются через психологическое насилие: шантаж, оскорбления, оговор и ряд подобных.

4.преступления, совершаемые с помощью «интеллектуального насилия»: н- р, должностное лицо превышает полномочия и власть, совершает арест или задержание и т.д.

В зависимости от особенностей направленности личности Г.М. Миньковский определил такие типы преступного поведения:

Случайное, что перечит общей направленности личности;

Вероятное, но неизбежное с учетом общей нестабильности личностной направленности;

Такое, что отвечает антиобщественной направленности личности, но случайное со стороны повода и ситуации;

Такое, что отвечает преступным установкам личности и предусматривает поиск либо создание необходимых поводов и ситуаций.

Преступленное поведение объяснять очень сложно.

Преступление - это социально - политическое событие, а не клиническое состояние.

Закон определяет его как поведение, отклоняющееся настолько, что оно приносит ущерб обществу и поэтому заслуживает применения правовых санкций и вмешательства со стороны общества в жизнь тех, кому подобное поведение свойственно.

Такое поведение не является болезненным состоянием, в отношении которого может быть поставлен медицинский диагноз и проведено специальное лечение.

В силу этого к проблеме преступности подходят с различных позиций, которые по - разному соотносятся и согласуются между собой.

Преступное поведение, несомненно, нельзя объяснить исходя из наблюдений, лежащих на поверхности явлений. Отклоняющееся поведение может считаться, а может и не считаться патологическим с клинической точки зрения.

Объяснить преступное поведение пытались при помощи догадок и с позиций метода дроб и ошибок, но во всем этом всегда было слишком много эмоций. В форме различных теорий предлагались и опровергались разного рода умозрительные конструкции. Их использование для объяснения труднообъяснимых явлений стало обычным.

Некоторые из таких теорий способствовали развитию исследований и сами совершенствовались, другие были отброшены, и о них забыли. Социологическая мысль того времени исходила из принципиальной посылки, согласно которой поведение имеет биологические основы и коллективное поведение следует рассматривать как некий организм.

Джон Дъюи говорил, что «человек живет и действует в окружающей его среде, причем не как монета в копилке, а как растение, высаженное в почву и растущее под солнцем».

Фердинанд Теннис разработал типологию социальной приспособляемости , выделяя главным образом два ее типа - общность и общество.