Что такое культура языка. Формирование языковой культуры и языковая норма. В рамках теории знака были выделены разграничения

На школьных уроках литературы все мы в свое время изучали стили речи. Однако мало у кого осталось в памяти что-либо по данному вопросу. Предлагаем вместе освежить эту тему и вспомнить, что такое литературно-художественный стиль речи.

Что такое стили речи

Прежде чем говорить более подробно о литературно-художественном стиле речи, нужно понять, что это вообще такое - стиль речи. Кратко коснемся данного определения.

Под стилем речи необходимо понимать особые речевые средства, которые мы используем в определенной ситуации. Эти средства речи всегда несут особую функцию, а потому их называют функциональными стилями. Другое часто встречающееся название - языковые жанры. Иными словами, это набор речевых формул - или даже клише, - которые применяются в разных случаях (как устно, так и письменно) и не совпадают. Это речевая манера поведения: на официальном приеме у высокопоставленных лиц мы говорим и ведем себя так, а встретившись с компанией друзей где-нибудь в гараже, кино, клубе - совсем иначе.

Всего выделяют пять. Кратко охарактеризуем их ниже, прежде чем приступать подробно к интересующему нас вопросу.

Какие бывают стили речи

Как уже было сказано выше, стилей речи пять, однако некоторые считают, что есть еще и шестой - религиозный. В советское время, когда выделялись все стили речи, изучение данного вопроса не проводилось по понятным причинам. Как бы то ни было, официально функциональных стилей пять. Ниже рассмотрим их.

Научный стиль

Используется, разумеется, в науке. Его авторы и адресаты - ученые, специалисты в какой-то конкретной области. В письменном данного стиля могут встречаться в научных журналах. Этот языковой жанр характеризуется наличием терминов, общих научных слов, абстрактной лексики.

Публицистический стиль

Как нетрудно догадаться, живет в средствах массовой информации и призван воздействовать на людей. Именно люди, население является адресатом этого стиля, который характеризуется эмоциональностью, лаконичностью, присутствием общеупотребительных фраз, часто - наличием социально-политической лексики.

Разговорный стиль

Как можно понять по его названию, является стилем общения. Это преимущественно устный языковой жанр, он необходим нам для простой беседы, выражения эмоций, обмена мнениями. Для него характерна порой даже лексика, экспрессивность, живость диалогов, красочность. Именно в разговорной речи часто наряду со словами фигурируют мимика и жесты.

Официально-деловой стиль

В основном является стилем письменной речи и используется в официальной обстановке для оформления документов - в сфере законодательства, например, или делопроизводства. С помощью этого языкового жанра составляются различные законы, приказы, акты и прочие бумаги подобного характера. Узнать его легко по сухости, информативности, точности, наличию речевых клише, отсутствию эмоциональности.

Наконец, пятый, литературно-художественный стиль (или просто - художественный) представляет собой предмет интереса данного материала. Так что о нем подробнее далее и поговорим.

Характеристика литературно-художественного стиля речи

Итак, что это такое - художественный языковой жанр? Исходя из его названия, можно предположить - и не ошибиться, - что он используется в литературе, конкретно - в художественной. Это действительно так, данный стиль - язык текстов художественной литературы, язык Толстого и Горького, Достоевского и Ремарка, Хемингуэя и Пушкина... Основная роль и цель литературно-художественного стиля речи - воздействовать на умы, на сознание читателей таким образом, чтобы те начали размышлять, чтобы оставалось послевкусие даже по прочтении книги, чтобы о ней хотелось думать и возвращаться к ней снова и снова. Этот жанр призван передать читателю мысли и чувства автора, помочь увидеть происходящее в произведении глазами его создателя, проникнуться им, прожить вместе с героями их жизнь на страницах книги.

Текст литературно-художественного стиля тоже эмоционален, как и речь его разговорного "собрата", однако это две разные эмоциональности. В разговорной речи мы освобождаем свою душу, свой мозг с помощью эмоций. Читая же книгу, мы, напротив, напитываемся ее эмоциональностью, которая выступает здесь в качестве некоего эстетического средства. Подробнее о тех признаках литературно-художественного стиля речи, по которым его совсем нетрудно распознать, мы расскажем далее, а пока остановимся коротенько на перечислении тех литературных жанров, которым свойственно использование вышеупомянутого стиля речи.

Каким жанрам присущ

Художественный языковой жанр можно встретить в басне и балладе, оде и элегии, в повести и романе, сказке и новелле, в очерке и рассказе, эпопее и гимне, в песне и сонете, поэме и эпиграмме, в комедии и трагедии. Так что и и Михаил Ломоносов, и Иван Крылов - все в равной степени могут служить примерами литературно-художественного стиля речи, невзирая на то, насколько разные произведения они писали.

Немного о функциях художественного языкового жанра

И хоть мы уже озвучили выше, какая задача является для данного стиля речи основной, все же приведем все три его функции.

  1. Воздействующая (а сильное воздействие на читателя достигается с помощью хорошо продуманного и прописанного "сильного" образа).
  2. Эстетическая (слово не только является "переносчиком" информации, но и конструирует художественный образ).
  3. Коммуникативная (автор выражает свои мысли и чувства - читатель воспринимает их).

Черты стиля

Основные стилевые черты литературно-художественного стиля речи таковы:

1. Использование большого количества стилей и их смешение. Это признак авторского стиля. Любой автор волен использовать в своем произведении сколько угодно языковых средств различных стилей - разговорного, научного, официально-делового: любого. Все эти речевые средства, примененные автором в своей книге, складываются в единый авторский стиль, по которому впоследствии можно без труда угадать того или иного писателя. Именно так Горького легко отличить от Бунина, Зощенко - от Пастернака, а Чехова - от Лескова.

2. Использование слов, которые являются многозначными. С помощью подобного приема в повествование вкладывается скрытый смысл.

3. Использование различных стилистических фигур - метафор, сравнений, аллегорий и тому подобное.

4. Особые синтаксические конструкции: зачастую порядок слов в предложении выстроен таким образом, что сложно подобным методом изъясняться в устной речи. Без труда еще и по этому признаку можно узнать автора текста.

Литературно-художественный стиль является наиболее гибким и заимствующим. Он вбирает в себя буквально все! Можно встретить в нем и неологизмы (новообразованные слова), и архаизмы, и историзмы, и бранные слова, и различные арго (жаргоны профессиональной речи). И это является пятой чертой, пятым отличительным признаком вышеупомянутого языкового жанра.

Что еще необходимо знать о художественном стиле

1. Не следует думать, будто художественный языковой жанр живет исключительно в письменном виде. Это вовсе не так. В устной речи данный стиль тоже вполне себе функционирует - например в пьесах, которые сначала были написаны, а теперь зачитываются вслух. И даже слушая устную речь, можно хорошо представить себе все, что происходит в произведении - таким образом, можно сказать, что литературно-художественный стиль не рассказывает, но показывает историю.

2. Вышеупомянутый языковой жанр является, пожалуй, самым свободным от каких бы то ни было ограничений. В других стилях есть свои запреты, в данном же случае о запретах говорить не приходится - какие могут быть ограничения, если уж авторам дозволено даже научные термины в канву своего повествования вплетать. Однако злоупотреблять иными стилевыми средствами и выдавать все за свой авторский стиль все же не стоит - читателю должно быть доступно и понятно то, что у него перед глазами. Обилие терминов или сложных конструкций заставит его заскучать и перевернуть страницу, не дочитав.

3. Сочиняя художественное произведение, необходимо быть очень внимательным в подборе лексики и учитывать, какую ситуацию вы описываете. Если речь идет о встрече двух чиновников из администрации - можно ввернуть парочку речевых клише или иных представителей официально-делового стиля. Однако если рассказ идет о прекрасном летнем утре в лесу, подобные выражения будут явно неуместны.

4. В любом тексте литературно-художественного стиля речи приблизительно в равной степени используются три типа речи - описание, рассуждение и повествование (последнее, разумеется, занимает большую часть). Также примерно в одинаковых пропорциях в текстах вышеупомянутого языкового жанра применяются и виды речи - будь то монолог, диалог или полилог (общение нескольких человек).

5. Художественный образ создается за счет вообще всех средств речи, доступных автору. В девятнадцатом веке, например, был очень широко распространен прием использования «говорящих фамилий» (вспомним Дениса Фонвизина с его «Недорослем» - Скотинин, Простаков и так далее, или у Александра Островского в «Грозе» - Кабаниха). Подобный метод позволял с первым же появлением персонажа перед читателями обозначить, что из себя данный герой представляет. В настоящее время от использования данного приема несколько отошли.

6. В каждом художественном тексте присутствует и так называемый образ автора. Это либо образ рассказчика, либо образ героя, условный образ, подчеркивающий нетождественность с ним «настоящего» автора. Данный образ автора активно принимает участие во всем происходящем с персонажами, комментирует события, общается с читателями, выражает собственное отношение к ситуациям и так далее.

Такова характеристика литературно-художественного стиля речи, зная которую можно совсем под другим углом оценивать произведения художественной литературы.

Художественный стиль как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функции. Чтобы понять особенности художественного способа познания действительности, мышления, определяющего специфику художественной речи, надо сравнить его с научным способом познания, определяющим характерные черты научной речи.

Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности , автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному , за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните «Мертвые души» Н. В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись «лицом» современной автору России.

Мир художественной литературы – это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в художественном мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т. п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности . В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, входят прежде всего образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова , что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения . Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально обобщенные понятия, в художественной речи – как конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый…». Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией , т. е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.

По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка.
Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной выполняет номинативно-изобразительную функцию.

Языковые особенности художественного стиля речи

1. Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п.

Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе.
(М.А.Шолохов)

2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.

Дарья нам минуту замешкалась и отказала:
- Нет, нет, я одна. Туды я одна.
Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)


3. Активность многозначных слов
всех стилевых разновидностей речи.


Бурлит река вся в кружеве белой пены.
На бархате лугов алеют маки.
На рассвете родился мороз.

(М. Пришвин).


4. Комбинаторные приращения смысла
(Б.Ларин)

Слова в художественном контексте получают новое семантическое и эмоциональное содержание, что воплощает образную мысль автора.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня.
Я на башню всходил. И дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой к меня

(К. Бальмонт)

5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

6. Минимум родовых понятий.

Еще один существенный для прозаика совет. Побольше конкретности. Образность тем выразительнее, чем точнее, конкретнее назван предмет.
У Вас: «Лошади жуют зерно . Крестьяне готовят «утреннюю пищу », «шумели птицы »… В поэтической прозе художника, требующей зримой ясности, не должно быть родовых понятий, если это не диктуется самой смысловой задачей содержания… Овес лучше зерна. Грачи более уместны, чем птицы (Константин Федин)

7. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.

Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин).


В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало.
(Г. Иванов)

8. Глагольное речеведение

Писатель называет каждое движение (физическое и/или психическое) и изменение состояния поэтапно. Нагнетание глаголов активизирует читательское напряжение.

Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась . Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал , чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

Доминантами художественного стиля являются образность и эстетическая значимость каждого его элемента (вплоть до звуков). Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, большое количество тропов, особая художественная (соответствующая действительности) точность, использование специальных, характерных только для этого стиля выразительных средств речи – ритма, рифмы, даже в прозе особой гармонической организации речи.

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. В нем кроме типичных для него языковых средств используются средства и все других стилей, в особенности разговорного. В языке художественно литературы могут употребляется просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля, жаргонные, грубые слова, профессионально деловые обороты речи, публицистика. ОДНАКО ВСЕ ЭТИ СРЕДСТВА В художественном стиле речи ПОДЧИНЯЮТСЯ ОСНОВНОЙ ЕГО ФУНКЦИИ – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ.

Если разговорный стиль речи выполняет по преимуществу функцию общения, (коммуникативную), научный и официально-деловой функцию сообщения (информативную), то художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально эстетического воздействия. Все языковые средства, включаемые в художественное произведения, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрение материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л. Толстого «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир созданный автором.
Все это доступно ЛИШЬ ЯЗЫКУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота - в произведениях художественной литературы, и все это достигается художественными средствами языка.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Со многими из них вы уже знакомы. Это такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы и т.д.

Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком либо отношении. Наиболее распространенные виды троп – аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метомия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно – олицетворение. Все флаги в гости будут к нам – синекдоха. Мужичок с ноготок, мальчик с пальчик – литота. Ну, скушай же тарелочку, мой милый – метонимия и т.д.

К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры речи или просто фигуры речи : анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора . К средствам художественной выразительности так же относятся ритм (стихи и проза ), рифма, интонация .

Лекция № 92 Художественный и разговорный стиль

Рассматриваются типичные языковые особенности художественного и разговорного стилей

Художественный и разговорный стиль

Рассматриваются типичные языковые особенности художественного и разговорного стилей

План лекции

92.1. Понятие художественного стиля

92.2. Основные языковые черты художественного стиля.

92.3. Понятие разговорного стиля

92.4. Языковые черты разговорного стиля

92.1. Понятие художественного стиля

Художественный стиль - это разновидность языковых средств, закрепленная за художественной литературой.

Сфера общения - эстетическая (художественная литература).

Функция речи - эстетическая (создание художественного образа).

Специфические черты - образность, эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность.

Типичные жанры - роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.

Нормы художественного стиля

Лексика

Неоднородность лексического состава (сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектизмами, жаргонизмами и т. д.).

Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.

Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.

Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая - абстрактной.

Минимальное использование родовых понятий.

Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.

Общий глагольный характер художественной речи и в связи с этим широкое использование личных глаголов и личных местоимений.

Синтаксис

Возможность использования всех типов простого и сложного предложения.

Уместность синтаксических конструкций с избыточными языковыми средствами, инверсией; разговорных конструкций.

Широкая употребительность диалога, предложений с прямой речью, несобственно-прямой и косвенной.

Активное использование парцелляции.

Недопустимость синтаксически монотонной речи.

Использование средств поэтического синтаксиса.

Использование образных средств

Самое широкое, по сравнению с другими функциональными стилями, употребление средств словесной образности: тропов и фигур.

Достижение образности за счет намерен-ного столкновения разностильных языко-вых средств.

Использование всех средств языка, в том числе и нейтральных, для создания системы образов.

Способ изложения

Многосубъектность художественной речи: сочетание речи автора (автора-повествователя, автора-создателя) с речью персонажей.

Пример текста художественного стиля:

Прекрасна - и особенно в эту зиму - была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюшне и прочим службам, окружающим двор... Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вершине, между двумя спокойно и высоко дымящимися трубами... На пригретых солнцем фронтонах крылец сидят, приятно жмутся монашенки-галки, обычно болтливые, но теперь очень тихие; приветливо, щурясь от слепящего, веселого света, от ледяной самоцветной игры на снегах, глядят старинные окна с мелкими квадратами рам… Скрипя мерзлыми валенками по затвердевшему на ступеньках снегу, поднимаешься на главное, правое крыльцо, проходишь под его навесом, отворяешь тяжелую и черную от времени дубовую дверь, проходишь темные длинные сени...

(И. Бунин. Жизнь Арсеньева)

92.2. Понятие разговорного стиля

Разговорный стиль - это разновидность языковых средств, закрепленная за обиходно-бытовой сферой человеческой деятельности.

Сфера общения - межличностные отношения (бытовая сфера).

Функция речи - установление межличностных отношений.

Адресат - любой человек.

Специфические черты - непринужденность, неподготовленность, зависимость от ситуации.

Жанры - диалог при покупке, разговор по телефону, семейные диалоги и т.п.

92.3. Языковые черты разговорного стиля

Фонетика

Редукция (сокращение) гласных и согласных (/прос так / - просто так , /чек / - человек , /шиисят / - шестьдесят ).

Упрощение групп согласных (/када / - когда ).

Удлинение согласных как средство выразительности (Да-а! Коне-ечно! ).

Лексика

Использование бытовой, разговорной лексики (сынок, окошко, телек ).

Эмоциональная лексика (ручища, дощечка, крохотный и т.п.).

Использование эмоционально окрашенных фразеологизмов (ни кожи ни рожи, через пень колоду и т.п.).

Синтаксис

Использование звательной формы (мам, Коль, Ир ).

Неполные предложения (Ты домой? Вы на трамвае? Я скоро ).

Преобладание конструкций с бессоюзной связью.

Специфический порядок слов (В школу ее отдали английскую. Малину, я знаю, ты не любишь ).

Использование вопросительных и побудительных предложений.

Междометные сказуемые (Блузка не ах ).

Пример текста разговорного стиля:

Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно - мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух - послушать значит. Слышу - вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла - в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну - мне же помощники не нужны!

(Из разговорной речи)

Дата: 2010-05-22 11:11:26 Просмотров: 70712

Тема 10. Языковые особенности художественного стиля

Тема 10. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ

Прекрасная мысль теряет свою цену,

если она дурно выражена.

Вольтер

План занятия:

Теоретический блок

    Тропы. Виды тропов.

    Стилистические фигуры. Виды стилистических фигур.

    Функциональная характеристика языковых средств выразительности в художественном стиле.

Практический блок

    Выделение в текстах художественного стиля изобразительно-выразительных средств и их анализ

    Функциональная характеристика тропов и фигур

    Составление текстов с использованием опорных выражений

Задания для СРО

Список литературы:

1. Голуб И.Б . Стилистика русского языка. – М., 1997. – 448 с.

2. Кожин А .Н ., Крылова О .А ., Одинцов В .В . Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982. – 392 с.

3. Лаптева, М. А. Русский язык и культура речи. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. – 216 с.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. – М., 2001. – 381 с.

5. Хамидова Л.В ., Шахова Л .А . Практическая стилистика и культура речи. – Тамбов: Изд.-во ТГТУ, 2001. – 34 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Языковые особенности художественного стиля

Лексические

    Широкое использование слов в переносном значении;

    Намеренное столкновение разностильной лексики;

    Использование лексики с двуплановой стилистической окраской;

    Наличие эмоционально-окрашенных слов;

    Большая предпочтительность использования конкретной лексики;

    Широкое употребление народно-поэтических слов.

Словообразователь-ные

    Использование разнообразных средств и моделей словообразования;

Морфологические

    Использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;

    Частотность глаголов;

    Пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица;

    Незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;

    Формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;

    Широкое употребление прилагательных и наречий.

Синтаксические

    Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;

    Широкое использование стилистических фигур;

    Широкая употребительность диалога, предложений с прямой речью, несобственно-прямой и косвенной;

    Активное использование парцелляции;

    Недопустимость синтаксически монотонной речи;

    Использование средств поэтического синтаксиса.

Художественный стиль речи отличается образностью, экспрессивностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Средства художественной выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию.

Средства выразительности в художественном стиле разнообразны и многочисленны. Обычно исследователи выделяют две группы изобразительно-выразительных средств: тропы и стилистические фигуры.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ

Характеристика

Примеры

Эпитет

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак.

(А . Пушкин )

Метафора

Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. (С . Есенин )

Олицетво-рение

Разновидность метафоры,

перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Спит зеленая аллея

(К . Бальмонт )

Метонимия

Ну, скушай же еще тарелочку , мой милый

(И .А . Крылов )

Синекдоха

Разновидность метонимии, перенос наименования целого на часть этого целого или наименования части на все целое

Друзья, римляне, соотечественники, одолжите мне ваши уши . (Ю. Цезарь )

Сравнение

Луна светится, как огромный холодный шар .

Звездопадом летела листва. (Д . Самойлов )

Перифраза

Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их

характерные черты

Царь зверей (лев),

снежная красавица (зима),

черное золото (нефть)

Гипербола

В сто тысяч солнц закат пылал (В .В . Маяковский )

Литота

Мужичок с ноготок

(Н .А . Некрасов )

Аллегория

В баснях И. Крылова: осел – глупость, лиса – хитрость, волк – жадность

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Характеристика

Примеры

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание

Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. …

(С . Есенин )

Эпифора

Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков, строк, фраз

Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости (А . Пушкин )

Антитеза

Это оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая…

(М . Цветаева )

Бессоюзие

Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями

(И . Резник )

Многосоюзие

Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

(И . Бунин )

Градация

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение

Не жалею, не зову, не плачу (С . Есенин )

Инверсия

Нарушение обычного порядка слов в предложении,

обратный порядок слов

Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя

(Н . Гладков )

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

(М . Лермонтов )

Риторический вопрос

Вопрос, не требующий ответа

Кому на Руси жить хорошо? (Н .А . Некрасов )

Риторическое восклицание

Выражение утверждения в восклицательной форме.

Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В . Сухомлинский )

Эллипсис

Конструкция со специально пропущенным, но подразуме-ваемым каким-либо членом предложения (чаще – сказуемое)

Я – за свечку, свечка – в печку! Я – за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать! (К. Чуковский )

Оксюморон

Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга

Мёртвые души, живой труп, горячий снег

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Вопросы для обсуждения и закрепления :

    Каковы основные признаки художественного стиля речи?

    Какую сферу обслуживает художественный стиль речи?

    Какие средства художественной выразительности вам известны?

    На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка?

    Что называют тропами? Охарактеризуйте их.

    Какую функцию выполняют в тексте тропы?

    Какие стилистические фигуры вы знаете?

    С какой целью в тексте используются стилистические фигуры?

    Охарактеризуйте разновидности стилистических фигур.

Задание 1 . Установите соответствие: найдите представленным ниже понятиям – тропам (левая колонка) соответствующие определения (правая колонка)

Понятия

Определения

Олицетворение

Художественное, образное определение

Метафора

Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Перифраза

Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства, сравнения, аналогии

Синекдоха

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления

Гипербола

Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними, смежности

Сравнение

Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

Аллегория

Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого

Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ

Метонимия

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение

Задание 2 . Найдите в предложениях эпитеты. Определите форму их выражения. Какую роль они выполняют в тексте? Составьте свои предложения с использованием эпитетов.

1. На небесном синем блюде желтых туч медовый дым….(С. Е.). 2. На севере диком стоит одиноко.. .(Лерм); 3. Вокруг белеющих прудов кусты в пушистых полушубках … (Марш.). 4. Волны несутся, гремя и сверкая.

Задание 3 .

1. Спит земля в сияньи голубом... (Лерм.). 2. Мне оставалось раннее, еще дремотное утро и глухая ночь. (Грин). 3. Вдали показалась голова поезда . 4. Крыло здания явно нуждалось в ремонте. 4. Корабль летит по воле бурных вод… (Лерм.). 5. Жидкий , ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею… (Тург.). 6. Серебряный дым подымался к чистому и драгоценному небу… (Пауст.)

Задание 4 . Найдите в предложениях примеры метонимии. На чем основан метонимический перенос наименований? Составьте свои предложения с использованием метонимии.

1. Готовясь к экзамену, Мурат перечитал Толстого. 2. Класс с удовольствием посетил выставку фарфора. 3. Весь город вышел встречать космонавта. 4. На улице было тихо, дом спал. 5. Аудитория слушала оратора внимательно. 6. Спортсмены привезли с соревнований золото и серебро.

Задание 5 . Определите значение выделенных слов. К какому виду тропа их можно отнести? Составьте свои предложения с использованием такого же вида тропа.

1. Сарафан за кафтаном не бегает. (посл.). 2. Все флаги в гости будут к нам (П.). 3. Голубые береты спешно высадились на берег. 4. Лучшие бороды страны собрались на спектакль. (И. Ильф). 5. Передо мной стояла женщина в шляпе. Шляпа возмущалась. 6. После недолгого раздумья мы решили поймать мотор.

Задание 6. Найдите в предложениях сравнения. Определите форму их выражения.Составьте свои предложения, используя сравнения разных форм выражения.

1. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы. (Тург.) 2. Платье на ней было цвета зелени. 3. Заря запылала пожаром…. (Тург.). 4. Свет падал из-под колпака широким конусом … (Битов). 5. Слова, как ястребы ночные, срываются с горячих губ. (Б. Ок.). 6. День газетой за дверьми шуршит, опоздавшим школьником бежит. (Слуцк.). 7. Лёд, словно тающий сахар, лежит на застывшей реке.

Задание 7 . Прочитайте предложения. Спишите их. Укажите примеры олицетворения

(1 вариант ); гиперболы (2 вариант ); в) литоты (3 вариант ). Аргументируйте свой ответ.

    Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость...(П. ).

    Шаровары шириною с Чёрное море… (Гоголь ).

    Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами … (Фет ).

    А мы не виделись, наверно, сто лет…(Рубин ).

    Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах... а сам с ноготок ! (Некр. ).

    Одни дома длиною до звезд, другие – длиной до луны; до небес баобабы

( Маяк. ).

    Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка! (Грибоедов ).

Задание 8. Прочитайте текст.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты – несомненный признак постоянной погоды – высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба… (И. Тургенев. Бежин луг.)

    Выпишите из текста незнакомые слова, определите их значение.

    Определите стиль и тип текста.

    Разделите текст на смысловые части. Сформулируйте основную мысль текста, его тему. Озаглавьте текст.

    Какие слова несут в тексте особую смысловую нагрузку?

    Укажите слова одной тематической группы.

    Найдите в тексте определения. Все ли они являются эпитетами?

    Какие средства художественной выразительности использовал в тексте автор?

    Выпишите из текста примеры тропов: эпитетов (1 вариант ); сравнений(2 вариант ); метафоры. (3 вариант ). Аргументируйте свой выбор.

Задание 9. Прочитайте тексты о зиме.

1.Зима – самое холодное время года. (С . Ожегов ).

2. Зима на побережье не так зла, как в глубине полуострова, и ниже сорока двух ртуть в термометре не опускается, а чем от океана дальше, тем крепче мороз – так старожилы считают, будто сорок два под нулем это что-то вроде сентябрьских заморозков на траве. Зато близ воды погода переменчивей: то вьюга порошит глаза, стеной против ветра люди ходят, то мороз за живое схватит и, как проказой, выбелит, потом суконкой до крови тереть надо, оттого и говорят: «Три к носу, все пройдет». (Б . Крячко )

    Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, зимушка-зима! (П . Вяземский )

4. Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек. С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов. (И. Соколов - Микитов )

    Определите стиль, жанр и назначение каждого текста.

    Укажите основные стилевые признаки каждого текста.

    Какие языковые средства использованы в текстах о зиме?

Задание 10. Создайте свою произвольную зимнюю пейзажную зарисовку с использованием не менее 10 (десяти) определений, выбранных из представленных ниже слов. Какую функцию они выполняют в тексте?Чей текст наиболее удачен и почему?

Белый, первый, свежий, пожухлый, прохладный, морозный, неласковый, белоснежный, сердитый, суровый, яркий, зябкий, чудесный, ясный, бодрящий, колючий, горячий, сердитый, скрипучий, хрустящий, голубой, серебристый, задумчивый, молчаливый, мрачный, хмурый, громадный, огромный, хищный, голодный, быстрый, заледенелый, мерзлый, теплый, сверкающий, чистый.

Задание 11. Составьте синквейн к микротеме «Тропы как изобразительно-выразительные средства русского языка»:

1 вариант – ключевое слово «Олицетворение»;

2 вариант – ключевое слово «Гипербола»;

3 вариант – ключевое слово «Литота»;

4 вариант – ключевое слово «Аллегория».

Задание 12. Прочитайте текст. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте его.

Степь, скованная лунным светом, ждала утра. Стояла та предрассветная тишина, которой нет названия. И только очень чуткое, привыкшее к этой тишине ухо услышало бы непрерывный шорох, всю ночь доносившийся из степи. Один раз что-то звякнуло...

Первый белесый луч зари прорвался из-за далекого облачка, луна сразу поблекла, а земля потемнела. И вот тогда неожиданно появился караван. По грудь в сочной луговой, смешанной с молодым камышом траве один за другим шли верблюды. Справа и слева тяжелой, приминающей луг массой двигались табуны лошадей, ныряли в траву и снова показывались из нее всадники. Время от времени цепь верблюдов прерывалась, и, соединенные друг с другом длинным шерстяным канатом, катились в траве высокие двухколесные повозки. Потом снова шли верблюды...

Растаяло далекое облачко, и солнце вдруг все сразу хлынуло в степь. Словно россыпями драгоценных камней заискрилась она во все стороны до самого горизонта. Была вторая половина лета, и уже прошло время, когда степь похожа на невесту в свадебном наряде. Остались только изумрудная зелень тростника, желто-красные островки перезрелых колючих цветов, да среди поросли запоздалых щавелей горели алые глазки костяники. Крутыми боками сытых, отъевшихся за лето лошадей лоснилась степь.

И как только вспыхнуло солнце, сразу явственно стали слышны глухой и мощный топот, храп, ржание, тоскливый рев верблюдиц, скрип высоких деревянных колес, человеческие голоса. С шумом вспархивали из-под кустов перепелки и слепые совы, застигнутые врасплох надвигающейся лавиной. Точно свет мгновенно растворил тишину и вызвал все это к жизни...

С первого взгляда было понятно, что это не просто сезонная откочевка одного из бесчисленных аулов, разбросанных в бескрайней казахской степи. Не носились, как обычно, молодые джигиты по обе стороны каравана, не пересмеивались с девушками. Молча ехали они, держась поближе к верблюдам. И женщины на верблюдах, закутанные в белые платки – кимешеки, тоже молчали. Даже маленькие дети не плакали и только таращили круглые черные глаза из переметных сум – коржунов по обе стороны верблюжьих горбов.

(И. Есенберлин . Кочевники .)

    Выпишите из текста незнакомые слова, определите по словарю их значение.

    К какому подстилю художественного стиля относится текст? Аргументируйте свой ответ.

    Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ.

    Какое время года представлено в тексте?

    Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания, необходимые для передачи основного содержания.

    Выпишите из текста тропы, определите их вид. С какой целью автор использует в тексте эти изобразительно-выразительные средства?

    Воспроизведите текст своими словами. Определите стиль вашего текста. Сохранилась ли функционально-стилевая принадлежность текста?

Книжная сфера общения выражается через художественный стиль – многозадачный литературный стиль, который сложился исторически, и выделяется от остальных стилей через средства выразительности.

Художественный стиль обслуживает литературные произведения и эстетическую деятельность человека. Главная цель – воздействие на читателя с помощью чувственных образов. Задачи, с помощью которых достигается цель художественного стиля:

  • Создание живой картины, описывающей произведение.
  • Передача эмоционального и чувственного состояния героев читателю.

Функции художественного стиля

Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, но она не является единственной. Общая картина применения этого стиля описана через его функции:

  • Образно-познавательная. Преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста.
  • Идейно-эстетическая. Обслуживание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета.
  • Коммуникативная. Выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Информация из художественного мира связывается с действительностью.

Признаки и характерные языковые особенности художественного стиля

Чтобы с легкостью определить данный стиль литературы, обратим внимание на его черты:

  • Оригинальный слог. За счет специальной подачи текста, слово становится интересно без контекстного значения, разрывая канонические схемы построения текстов.
  • Высокий уровень упорядочивания текста. Деление прозы на главы, части; в пьесе – деление на сцены, акты, явления. В стихотворениях метрика – размер стиха; строфика – учение о сочетание стихотворений, рифма.
  • Высокий уровень полисемии. Наличие нескольких взаимосвязанных значений у одного слова.
  • Диалоги. В художественном стиле преобладает речь персонажей, как способ описания явлений и событий в произведении.

Художественный текст содержит в себе всё богатство лексики русского языка. Презентация присущей данному стилю эмоциональности и образности, проводится с помощью специальных средств, которые называются тропами – языковые средства выразительности речи, слова в переносном значении. Примеры некоторых тропов:

  • Сравнение – часть произведения, с помощью которого дополняется образ персонажа.
  • Метафора – значение слова в переносном смысле, основанное на аналогии с другим предметом или явлением.
  • Эпитет – определение, которое делает слово выразительным.
  • Метонимия – такое сочетание слов, в котором один предмет заменяется другим на основе пространственно-временного сходства.
  • Гипербола – стилистическое преувеличение явления.
  • Литота – стилистическое приуменьшение явления.

Где используется стиль художественной литературы

Художественный стиль вобрал в себя многочисленные аспекты и структуры русского языка: тропы, многозначность слов, сложный грамматический и синтаксический строй. Поэтому его общая сфера применения огромна. Она включает в себя и основные жанры художественных произведений.

Используемые жанры художественного стиля, имеют отношение к одному из родов, по-особому выражающих действительность:

  • Эпос. Показывает внешние волнения, мысли автора (описание сюжетных линий).
  • Лирика. Отражает внутренние волнения автора (переживания героев, их чувства и мысли).
  • Драма. Присутствие автора в тексте минимально, большое количество диалогов между персонажами. Из такого произведения часто делают театральные постановки. Пример – Три сестры А.П. Чехова.

Эти жанры имеют подвиды, которые могут делиться еще на более конкретные разновидности. Основные:

Жанры эпоса:

  • Эпопея – жанр произведения, в котором преобладают исторические события.
  • Роман – рукопись большого объема со сложной сюжетной линией. Все внимание обращено к жизни и судьбе персонажей.
  • Рассказ – произведение меньшего объема, где описывается жизненный случай героя.
  • Повесть – рукопись средних размеров, имеющая черты сюжета романа и рассказа.

Жанры лирики:

  • Ода – торжественная песнь.
  • Эпиграмма – стихотворение сатирической направленности. Пример: А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».
  • Элегия – стихотворение лирической направленности.
  • Сонет – стихотворная форма в 14 строк, рифмовка которой имеет строгую систему построения. Примеры данного жанра распространены у Шекспира.

Жанры драматических произведений:

  • Комедия – в основе жанра заложен сюжет, который высмеивает социальные пороки.
  • Трагедия – произведение, описывающее трагическую судьбу героев, борьбу характеров, отношений.
  • Драма – имеет структуру диалога с серьезной сюжетной линией, показывающей персонажей и их драматические отношения друг с другом или с обществом.

Как определить художественный текст?

Понять и рассмотреть особенности данного стиля проще, когда читателю предоставлен художественный текст с наглядным примером. Потренируемся определить какой стиль текста перед нами, используя пример:

«Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде…»

Основные аспекты, подтверждающие художественный стиль речи:

  • Данный текст построен на передаче событий с эмоциональной точки зрения, поэтому нет сомнения, что перед нами художественный текст.
  • Употребленные в примере средства: «революционный вихрь выдул, приволок» – не что иное, как троп, а точнее, метафора. Использование данного тропа присуще только художественному тексту.
  • Пример описания судьбы человека, окружающей обстановки, социальных событий. Вывод: данный художественный текст относится к эпосу.

Любой текст можно детально разобрать по такому принципу. Если функции или отличительные черты, которые описаны выше, сразу бросаются в глаза, то нет сомнения, что перед вами художественный текст.

Если вам тяжело разобраться с большим объемом информации самостоятельно; основные средства и черты художественного текста вам непонятны; примеры заданий кажутся сложными – воспользуйтесь таким ресурсом, как презентация. Готовая презентация с наглядными примерами доходчиво заполнит пробелы в знаниях. Сфера школьного предмета «русский язык и литература», обслуживает электронными источниками информации по функциональным стилям речи. Обратите внимание, чтобы презентация была емкой и информативной, содержала поясняющие средства.

Таким образом, разобравшись в определении художественного стиля, вы станете лучше понимать структуру произведений. А если вас посетит муза, и появится желание самому написать художественное произведение – следите за лексическими составляющими текста и эмоциональной подачей. Успехов в изучении!