Анализ хорь и калиныч тургенева. «Хорь и Калиныч», анализ рассказа Тургенева. Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»

«До свиданья, друг мой, до свиданья» - пожалуй, наиболее известное из всех стихотворений Сергея Есенина . И дело не только в том, что оно имеет мистический ярлык «предсмертное», но и в огромной глубине этих восьми строк.

История создания произведения довольно необычна. Писал Есенин свои последние строки кровью, но не потому, что хотел подчеркнуть их драматичность (хотя эта версия до сих пор рассматривается), а потому, что в гостинице не оказалось чернил. С другой стороны, тяжёлое душевное состояние поэта не вызывает сомнений: после выхода из психоневрологической больницы, где он лечился, минула всего неделя. И последнее стихотворение несёт явный отпечаток сложных размышлений, это своеобразное подведение итога собственной жизни.

В самом начале стоит обращение «друг мой» , такое же, как в «Чёрном человеке» - ещё одном произведении, в котором Есенин оценивает свою жизнь. Этот «друг» - вымышленное лицо, то ли лучшая сторона натуры автора, то ли кто-то светлый и бесконечно снисходительный к человеческим слабостям. «Ты у меня в груди» - эти слова подтверждают постоянное присутствие образа в жизни автора. После печальной третьей строфы о предназначенном расставании - обещание встречи, словно этот «друг» и правда способен пересилить всё, даже конец жизни, уход в иной мир. Именно окончание первой строфы дарит ощущение подъёма, надежды; возможно, сам поэт в эту минуту верил в будущую встречу, в то, что за смертельной чертой будет не одна лишь пустота. Похожую надежду он высказывает в стихотворении «Мне осталась одна забава» , где хотел умирать под иконами, несмотря на «неверие в благодать» .

Но в своём последнем произведении Есенин сам же и гасит этот проблеск веры. Прощание без руки и слова, мало того - обращаясь к собеседнику, «другу» , автор почти отмахивается от него и от его переживаний, как будто прощание это ничего не значит, как будто оборвать свою жизнь - пустяк, и само бытие - тоже. Две последние строчки давно стали афоризмом, философским изречением, отрицающим важность жизни и смерти. И как тонко отрицающим! Никаких уничижительных слов, простая и ёмкая формулировка - «не ново» . Здесь невозможно спорить, в самом деле, сколько тысячелетий живут и умирают люди, и никого нельзя этим удивить. Автор не ставит себя ни выше, ни ниже других в этих строках, перед финальной чертой жизни все в конечном итоге равны, и это признание, даже осознание потрясает своей глубиной.

Есенин не мог не понимать, что оставит после себя намного больше, чем обычные люди. В других его произведениях нередко мелькает похвала себе и своему таланту, но все они забываются и отлетают, словно шелуха, перед величием последнего стихотворения. Диалог с незримым другом и судьёй, осознание ценности жизни, не большей и не меньшей оттого, что это жизнь поэта, осознание того самого «не важно» , которое часто ведёт к гибели, и сама последовавшая гибель вырывают произведение из ряда выдающихся и возносят к гениальным.

Стихотворение и воспринимается, и является откровением. О том, что строки шли прямо от намаявшейся души, свидетельствует и их размер: неровный, сбивчивый. Пятистопный ямб с безударными стопами в то в начале, то в середине строки создаёт своеобразный ритм с паузами, больше похожий на живой разговор или напев, чем на стихотворение. Первая строка во второй строфе выбивается из общего размера за счёт обращения «друг мой» , и эта небрежность не нарочитая, а подтверждающая, что стихотворение писалось на одном дыхании, без правки и приглаживания.

Какая бы тоска и уныние ни вдохновили поэта на создание этой эпитафии самому себе , впечатление она оставляет скорее светлое. Прощание без надрыва и слёз; признание равной ценности жизни и смерти, и к тому же - всё-таки надежда на будущую встречу. Так проститься с бытием и людьми мог только истинный поэт.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

Булат Окуджава.

«ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

1958 год.

Каковы ваши первые впечатления после прочтения стихотворения?

Какие картины возникли при чтении?

Какому периоду истории России посвящено данное стихотворение? (Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года)

Какова тема этого стихотворения? ( Тема войны).

Сформулируйте основную мысль стихотворения. (По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Эта мысль наиболее точно отражена в стихотворении «До свидания, мальчики». )

Почему жанр этого лирического произведения можно определить как стихотворение – плач? Докажите. (Стихи, написанные слезами – протест войне. Напоминают плач. Этому способствуют частые обращения и повторы: «мальчики, мальчики», «девочки, девочки»; эмоциональность (первое предложение с обращением заканчивается восклицательным знаком – надрыв, крик души при расставании, второе – точкой, - смирение с происходящим), певучесть стиха.)

Рассмотрите структуру стихотворения. На какие части его можно разделить? (Оно делится на две части: первая – это обращение к мальчикам, вторая – обращение к девочкам.)

Обратимся к первой части. Почему свое стихотворение автор начинает с обращения к войне? Какое языковое средство здесь используется? (Здесь используется олицетворение – излюбленный художественный приём поэта - война как нечто живое, поэтому автор начинает с обращения к ней и дает ей человеческую характеристику: «подлая».)

Найдите в этой части контекстуальные антонимы? Как вы думаете, почему автор не употребляет синонимы? (Поэту не нужны синонимы, ведь на войну ушли совсем молодые ребята, которые недавно играли во дворах Арбата, школьные друзья – приятели автора. Вместе с ними и он ушел на фронт. Очень ясно понимается, что дети и война – вещи не совместимые, поэтому слова «мальчики» и «солдаты» воспринимаются в стихотворении как контекстуальные антонимы.)

- Какие ещё используются здесь языковые средства? Какова их роль в стихотворении? (Появляется метонимия «вы будьте высокими», то есть бесстрашными, сильными. Автор использует здесь слово «высокими» так как хочет подчеркнуть красоту юности. Молодости не столько нужна физическая сила, сколько красота - сила эстетическая, со временем она (красота) угаснет и ей на смену придет сила. Стих, построенный на антитезах: смерть – красота, война – детство, - приобретает душещипательное звучание.)

- Что представляет собой вторая часть стихотворения? (Вторая часть – это разговор с девочками, которые, сменив белые платьица на шинели, ушли на фронт вслед за мальчиками.)

Какие языковые средства использует здесь автор? (Ряд контекстуальных антонимов пополняется: «свадьба» - «разлука», «белые платья» - «сапоги, зеленые крылья погон» , - строится новая антитеза: девочка, красота непорочная, любовь… и война. Метафора «зеленые крылья погон» подчеркивает неопределенность будущей судьбы девочек: как птицы улетят они в неизвестные края, что будет с ними там? )

Как вы думаете, почему автор ставит многоточие и не делает напутствие девочкам, как мальчикам? (Напутствия своим девочкам поэт не делает. Он только спорит с теми «злыми языками», которые говорят, что, мол, война – не женское дело и что они идут «войной наугад». И он ставит многоточие. Провожая на войну девочек, у Окуджавы нет слов. Он только просит их вернуться живыми.)

Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни? (Лирический герой выражает чувства автора, передает его основную мысль.)

Определите эмоциональную окраску выраженных в стихотворении чувств. (Стихотворение «До свиданья, мальчики» наполнено горечью и болью. Поэт прощается с мальчиками, еле сдерживая слезы. Но, прощаясь, он дает им напутствие. А следом тональность меняется. И за этими чеканными строками опять звучит искренне и нежно самая большая просьба поэта, которую, к сожалению, выполнят не все ребята, ушедшие на фронт:

… постарайтесь вернуться назад.

Все нежное, гармоничное приносится в жертву войне, поэтому с особым замиранием сердца читаются последние строчки, в которых автор провожает девочек на войну. Ни один читающий не может остаться равнодушным к стихотворению «До свидания, мальчики».)


повторения, и другое. В каком размере написано это стихотворение?

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

Сделайте пожалуйста анализ стихотворения Роберта Бернса

В полях, под снегом и дождём,
Мой милый друг,
Мой бедный друг,
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг,
От зимних вьюг.

А если мука суждена
Тебе судьбой,
Тебе судьбой,
Готов я скорбь твою до дна
Делить с тобой,
Делить с тобой.

Пускай сойду я в мрачный дол,
Где ночь кругом,
Где тьма кругом, -
Во тьме я солнце бы нашёл
С тобой вдвоём,
С тобой вдвоём.

И если б дали мне в удел
Весь шар земной,
Весь шар земной,
С каким бы счастьем я владел
Тобой одной,
Тобой одной.

Помогите с анализом стихотворений (любого) по плану: 1)Тема (о чём данное стихотворение) 2)Идея текста (с какой цеью написан?)

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

4)Синтаксис и пунктуация предложений

5)Звукопись

6)Рифма, ритм, размер

Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ: 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Какова идея рассказа Тургенева "Хорь и Калиныч"?

    Рассказ Хорь и Калиныч это самое узнаваемое произведение И. С. Тургенева. Рассказ входит в сборник Записки охотника.В этой книге автор подробно описывает жизнь простого народа,их быт,речь,мировоззрение.Главные герои Хорь и Калиныча,между ними идет сравнение.

    Основная идея художественного произведения Хорь и Калиныч Тургенева - это отмена крепостного права. Оно мешает русским людям развивать свою нацию, и тем не менее, даже оно не способно сломить дух русского человека. Эту идею он передал через двух героев рассказа, имена которых числятся в названии произведения.

    Иван Сергеевич Тургенев в свом рассказе Хорь и Калиныч описывает взаимоотношения двух крепостных крестьян, совершенно разных по темпераменту и мировоззрению. Герои смотрят на жизнь с различных точек зрения, счастье для них у каждого сво, однако, они находят точки соприкосновения. Автор наблюдает за двумя представителями русского народа, которые по-разному приспосабливаются к существованию в одних и тех же условиях - условиях действия крепостного права, причм явно заметно, что симпатии автора находятся на стороне Калиныча. Цензоры усмотрели в рассказе И. А. Тургенева призыв к отмене этой формы феодальной зависимости.

    Рассказ Хорь и Калиныч Тургенева в цикле Записки охотника раскрывает духовные силы русского человека, его перспективы дальнейшего роста и становления,талантливость,высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

    В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева Хорь и Калиныч из цикла Записки охотника прослеживается идея раскрытия внутренних сил русского человека, а также его перспектива, дальнейший рост и становление. В рассказе происходит раскрытие одарнности, талантливости и высоких духовных качеств простого русского человека. Кроме этого, Тургенев затрагивает борьбу России с общенациональными врагами. Идея Тургенева здесь в том, что главную роль в этой борьбе должны играть не только крестьяне, но и дворяне, то есть, вся живая Россия.

    Основная идею рассказа Тургенева Хорь Калиныч - любовь к русскому народу. Главные герои совершенно разные, поэтому к ним можно относиться по разному. Однако Тургенев показывает каждого и выделяет его лучшую сторону.

    Хорь очень хозяйственный и рассудительный, а Калиныч более поэтичный и романтичный.

    Ничто не смогло сломить русский народ.

    В рассказе Хорь и Калиныч Ивана Тургенева, как мне кажется, очень органично переплетены несколько основных идей:

    1. Два русских подневольных мужика: Хорь и Калиныч. Они служат одному барину, но абсолютно разные характеры: рационалист и идеалист, домовитый зажиточный крестьянин и бедный мечтательный романтик, крепкий семьянин и одиночка. И все же они приятели, какая-то незримая нить связывает этих двух людей. Идея гармонии двух противоположностей актуальна в наше время, как и двести лет назад.
    2. Вторая идея рассказа Хорь и Калиныч: показать уклад жизни русской глубинки, такой закостенелой, традиционной, я бы сказала, ленивой и неповоротливой, но в то же время таившей в себе такую скрытую силу - такой мощный потенциал. При том, что как и простодушный Калиныч, так и хитрый, деятельный и предприимчивый Хорь - оба не видят себя отдельно от барина, при этом мотивация у каждого своя. На сколько же силен был менталитет крепостничества в России того времени, но ростки свободы и тяги к независимости уже проклюнулись, хотя до Революции еще далеко.
  • Рассказ Тургенева Хорь и Калиныч входит в цикл рассказов Записки охотника. Причем этот рассказ является одним из самых известных.

    Тургенев анализирует и сравнивает жизнь крестьян разных губерний: Орловской и Калужской. При этом автор отмечает, что уровень жизни крестьянства в Калужской губернии намного выше.

    В рассказе охотник знакомится с двумя крестьянами - Хорем и Калинычем и их общим помещиком Полутыкиным.

    Хорь характеризуется как работящий, деловой крестьянин, который сумел стать богатым. Однако он не спешит уходить от помещика.

    Калиныч наоборот не такой расчетливый, иногда он работает, помогает помещику в ущерб себе. Однако автор ему более симпатизирует.

    В рассказе Хорь и Калиныч речь идет о простом русском народе, об их проблемах и будних днях. Автор немного романтизирует образ русского крестьянина, но все равно рассказ является реалистичным.

    Прежде всего стоит отметить, что Тургенев на примере двух внешне совершенно разных героев, простых мужиков, показывает, что каждый человек может жить так, как ему хочется и находить в этом свое счастье. Если Хорь, как и следует из его прозвища, угрюмый обстоятельный мужик, который предпочел жить вдали от деревни, но при этом справил себе отличное богатое хозяйство, то Калиныч невзрачный романтик, для которого главное общение с природой и которому по большому счету наплевать, что ему не на что купить себе новые сапоги. При этом двух этих совершенно разных по характеру людей связывала нежная дружба, они словно дополняли друг друга. А идея рассказа в том, что каждый человек сам кует свое счастье и счастье оказывается жить в гармонии со своим внутренним миром.

    Хорь и Калиныч - это то произведение Тургенева,в котором он отражает силу духа русского народа, описывает именно времена отмены крепостного права. Тургенев подчркивает непобедимость народа.

    Основная идея рассказа заключается в том, чтобы показать читателем, что несмотря на разность во взглядах и на разность в достатке, люди могут искренне дружить. Хорь является очень хитрым, продуманным и зажиточным крестьянином, тогда как Калиныч простой романтичный бедный человек. Но это не мешает двум персонажам общаться и так они даже могут дополнять друг друга. Да, для каждого счастье сво и каждый сам решает как проживать свою жизнь, главное, чтобы действительно счастливо.

    Произведение Тургенева под названием Хорь и Калиныч описывает абсолютно двух разных людей, которые являются хорошими друзьями. Каждый из этих героев лично нам нравится каждый по своему. Вот, например Хорь, является хозяйственным, рассудительным и зажиточным крестьянином. А Калиныч, является полной его противоположностью - он бедный, но мечтательный романтик. Автор с удовольствием рассматривает своих героев и больше на наш взгляд симпатизирует Калинычу - романтику, который обладает неисчерпаемым богатствам души. Тем ни менее сломить дух русского человека ни под силу никому, независимо от его статуса.

Урок № 26.

Тема. Образы крестьян в рассказе И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»

Цель :

  • выявить различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека – общественной и естественно-природной;
  • развивать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, лексической работы;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «раболепство».

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Анализ содержания рассказа «Хорь и Калиныч».

2.1.Беседа по первичному восприятию.

Понравился ли вам рассказ? Почему он так назван?

Какой персонаж вам наиболее симпатичен? Почему?

2.2. Слово учителя.

В «Записках охотника» изображается Россия провинциальная. Сама тема вроде бы исключает критические выходы к России государственной, не представляя никакой опасности для «высших сфер». Возможно, это обстоятельство отчасти и усыпило цензуру. Но Тургенев широко раздвигает занавес провинциальной сцены, показывая, что творится там, за кулисами. Читатель ощущает мертвящее давление тех сфер жизни, которые нависли над русской провинцией, которые диктуют ей свои законы.

2.3. Выразительное чтение учащимся эпизода от начала до слов «...хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку».

2.4. Сообщение «историка» о Волховском и Жиздринском уездах (по материалам рассказа).

Волховский уезд в Орловской губернии (нечерноземье), Жиздренский – в Калужской (нечерноземье).

2.5. Слово учителя.

И.С. Тургенев дает точную характеристику образа жизни и духовного облика крестьян различных губерний России. К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк.

Барщина - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса.

Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Разница в социально-экономических условиях по-своему сказывалась и в характерах крестьян черноземных, где существовала барщина, и нечерноземных губерний, где был распространен оброк.

«И на запаханной земле высек его же бабу». Границы помещичьих владений, не установленные строгими законодательными актами, были постоянным поводом для дворянских междоусобиц, от которых страдали в первую очередь лишавшиеся земли крепостные крестьяне. Богатые помещики, используя свое положение, беззастенчиво урезывали землю у мелких соседей.

Веками складывался противоестественный порядок вещей, вошел в плоть и кровь национального характера, наложил свою суровую печать даже на природу России. Через всю книгу Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Впервые он возникает в «Хоре и Калиныче», где бегло сообщается об орловской деревне.

Какая деталь в эпизоде свидетельствует об этом?

Каким изображен помещик Полутыкин в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора - «отличный человек»?

2.6. Выразительное чтение учащимся от слов «В качестве охотника посещая Жиздринский уезд...» до слов «...г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек» и от слов «А это моя контора...» до слов «...я продал купцу Аллилуеву четыре десятины лесу за выгодную цену».

2.7. Сообщение «литературоведа».

«Хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть Пинну» - лаконичная характеристика убогих духовных запросов Полутыкина. А.Н. Нахимов (1783-1815) - поэт-сатирик. «Пинна» - повесть АА. Маркова (1810- 1876). В.Г. Белинский писал, что со смертью героя этой повести «на свете стало одним глупцом меньше - единственная отрадная мысль, которую читатель может вынести из этой галиматьи».

Неспроста о Полутыкине говорится мимоходом: так незначителен, так пуст этот человек по сравнению с полнокровными характерами крестьян. «Отличный человек» звучит иронично.

2.8. Сообщение «историка».

В финале рассказа звучит фраза: «Стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще». Устами крепостного мужика Тургенев дает отрицательную оценку культурно-хозяйственным возможностям русского дворянина. Крестьянин относится к помещику с пренебрежением, считая его человеком пустым, совершенно не приспособленным к полезной, практической деятельности.

Тургенев показывает в книге социальный конфликт, драматически сталкивает друг с другом два национальных образа мира, две России - официальную, крепостническую, мертвящую жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянскую, живую и поэтическую, - с другой. И все герои тяготеют к одному из двух полюсов - «мертвому» или «живому».

2.9. Выразительное чтение от слов «Мы отправились к нему...» до слов «Смотри же, Вася... барина везешь», от слов «А вот отчего: он у меня мужик умный» до слов «Да, как бы не так!..».

Каким изображен Хорь в рассказе?

Хорь олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, Хорь живет независимо от своего помещика, Полутыкина, хозяйство его налажено, много детей. Автор особенно отмечает деятельный ум своего героя как неотъемлемую часть его натуры.

2.10. Выразительное чтение по ролям от слов «Склад его лица напоминал Сократа...» до слов «Крепок ты человек, да и себе на уме».

Какой смысл вкладывает рассказчик в сравнение Хоря с Сократом?

Сравнение - высокая характеристика умственных способностей крепостного крестьянина.

2.11. Сообщение учащегося о Сократе.

Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, - 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников - Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.

Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них.

Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?

В поведении Хоря нет зависимости, и он не выкупается из крепостных по каким-то практическим соображениям.

2.12. Сообщение «историка».

«Попал Хорь в вольные люди... кто без бороды живет, тот Хорю набольший».

Речь идет о драматическом положении крестьянина, решившегося путем выкупа освободиться от крепостной зависимости. «Вольный» мул попадал в зависимость от «безбородой» чиновничьей братии, разорявшей его вымогательствами и поборами. Чиновники по указу Николая I не имели права носить бороду, за что и получили в народе прозвание безбородых.

2.13. Выразительное чтение от слов «Хорь молчал, хмурил густые брови…» до слов «Его познания были обширны, но читать он не умел».

Какой смысл в контексте рассказа приобретает фраза: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Что хорошо - то ему и нравится, что разумно - того ему и подавай, а откуда оно идет - ему все равно»?

Это сопоставление, как и сравнение внешности Хоря с наружностью Сократа, придает особую значимость образу Хоря.

Так за сюжетом, взаимоотношениями героев возникают вопросы, чрезвычайно волнующие автора, - о человеке и обществе, о народном характере и истории, человеке и государстве, и проявляются они и в особенностях изображения персонажей, и в подробных описаниях обстановки, места действия, биографии действующих лиц.

Какое начало преобладает в образе Хоря - рациональное или идеальное? Найдите в тексте ответ на вопрос.

«Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист». В основе характера героя находится рациональное начало.

Важнейшее средство характеристики героя - параллель с другим персонажем, Калинычем. Они четко противопоставлены как рационалист и идеалист. Однако в отношениях с Калинычем герой проявляет себя с иной стороны.

2.14. Обращение к иллюстрации в учебнике «Хорь и Калиныч». Художник П.П. Соколов.

Какой эпизод рассказа изображен на иллюстрации П.П. Соколова? Какие черты характера Хоря проявляются в отношениях с Калинычем?

2.15. Выразительное чтение эпизода от слов «Калиныч пел довольно приятно...» до слов «жаловаться на свою судьбу».

Дружба с Калинычем выявляет в образе Хоря такие черты, как понимание музыки, природы.

Каков Калиныч в рассказе И.С. Тургенева? Как отзывается о нем помещик Полутыкин?

2.16. Выразительное чтение от слов «На другой день мы тотчас после чаю…» до слов «...кротким и ясным, как вечернее небо».

Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении Калиныча нет раболепства, он любит и уважает Полутыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком.

2.17. Лексическая работа: раболепство.

РАБОЛЕ́ПСТВО (книжн. презр.). Льстивое угодничество, низкопоклонство, приниженное послушание по отношению к кому-чему-нибудь.

В противоположность Хорю Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. В чем она проявляется?

2.18. Выразительное чтение от слов «...они непринужденно разговаривали со мной...» до слов «...и от него я многому научился».

Поэтическая сторона характера проявляется в мечтательности, восторженности, пренебрежении материальными благами, доброте, любви к людям, желании служить им, доверии к миру, нравственной чистоте, в трогательной дружбе с Хорем.

III. Подведение итогов урока.

В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.

Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Это единство гармоничное, это счастливое соединение в русском характере общественного и естественно-природного.

Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче»?

Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.

IV. Домашнее задание.

2.Индивидуальные задания:

Составить рассказ о Николае Ивановиче, Моргаче, Обалдуе, Диком Барине;

Подготовить комментарии «историка» к фразе «прозванной в околотке Стрыганихой…»;

Подготовить сообщение о песнях «Не одна во поле дороженька пролегала…», «Распашу я молода-молоденька…».

Калиныч - характеристика персонажа

КАЛИНЫЧ - герой рассказа И. С.Тургенева "Хорь и Калиныч» (1847) из цикла "Записки охотника». В противоположность Хорю, герою того же рассказа, К. символизирует поэтическую сторону русского национального характера. Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т. д. Вместе с тем в поведении К. нет раболепства, он любит и уважает Полу-тыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком. Самые лучшие черты характера К. проявляются в его трогательной дружбе с Хорем. Так, рассказчик впервые встречает его, когда К, приносит своему другу пучок полевой земляники, и признается, что не ожидал от мужика таких "нежностей». Образ К. открывает в "Записках охотника» целый ряд "вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. В числе таких героев Касьян из "Красивой Мечи», Ер-молай - спутник рассказчика-охотника, появляющийся в рассказах "Ермолай и мельничиха», "Мой сосед Радилов», "Льгов» и др. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Следуя традиции Тургенева, два противоположных характера, подобных Хорю и К., создает А. И.Куприн в рассказе "Лесная глушь» (первоначально "В лесной глуши», 1898). Это сотский Кирилл и полесовщик Талимон, но такой типаж, как К., оказывается более привлекательным для Куприна, поэтому его непрактичный, добрый и скромный Талимон по своему душевному облику выше самовлюбленного и болтливого Кирилла.

Тема . И.С.Тургенев. «Записки охотника». «Хорь и Калиныч».

Цели: проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа; определить отношение писателя к простому русскому мужику, дать сравнительную характеристику главных героев; определить место «Записок охотника» в творчестве И.С.Тургенева и русской литературе; вырабатывать навыки аналитического чтения.

Оборудование: интерактивная доска; презентация; тексты, запись на доске.

Ход урока

Организационная часть

Вхождение в тему.

Слово учителя

(1 слайд)

С творчеством великого русского писателя 19 века И.С.Тургенева мы встречаемся уже не первый год. Давайте вспомним, с какими из его произведений мы уже знакомы? (на слайдах- иллюстрации к рассказам «Муму» и «Бежин луг» - дети называют эти произведения).

(слайд 2,3)

Индивидуальным заданием к сегодняшнему уроку была подготовка презентации по жизни и творчеству И.С.Тургенева. Давайте дадим слово вашему товарищу.

(Ученик по презентации рассказывает о биографии И.С.Тургенева)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2 индивидуальной работы.

Выступление ученика по подготовленной презентации «Биография И.С.Тургенева»

Основная часть

Слово учителя

Действительно, несмотря на то, что Тургенев был помещиком, он критически относился к крепостному праву. Достаточно вспомнить рассказ «Муму», где на примере дворника Герасима показано всё бесправие крепостного права. Сегодня же мы познакомимся с ещё одним произведением, которое входит в цикл рассказов «Записки охотника» и называется «Хорь и Калиныч».

(слайд №4)

История цикла «Записки охотника». Раннее творчество И.С Тургенева - это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов 19 века Тургенев был уже довольно известным писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника».

Великий русский критик В.Г.Белинский объяснил повышенное читательское внимание к произведению, сказав: «неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Все рассказы цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным качествам изображаются выше их бессердечных господ.

Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»? (Тургенев был заядлым охотником, у охотников всегда припасено много интересных историй, по цензурным соображениям)

(слайд №5)

Итак, первым появился очерк «Хорь и Калиныч» (1747г), который произвёл огромное впечатление на читателей.

Напомните, что означает термин «очерк»? (Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо).

В центре очерка «Хорь и Калиныч» два крестьянских характера. Тургенев создавал образ Хоря под впечатлением встречи с реальным крестьянином, «с натуры» и даже послал ему свой очерк, чем тот был очень польщен. Прототипом Полутыкина послужил помещик Н.А. Голофеев, который узнал себя и очень обиделся на писателя.

Почему он обиделся?

(слайд № 6)

Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера.

(учитель зачитывает отрывок от слов «Кому случалось … до слов …и пугает собаку)

Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера.

Хорь и Калиныч - две стороны единого национального русского характера, в котором сосуществуют трезвое отношение к жизни - и мечтательность, деловитость, предприимчивость и пренебрежение к материальному благополучию. Калиныч ближе к природе, Хорь - к людям, к обществу. Весь рассказ построен на антитезе - изображении двух противоположных, но дополняющих друг друга русских характеров.

Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча. Работа с текстом.

(слайд №7)

А теперь обратимся к главным героям рассказа.

Дайте развернутую сравнительную характеристику Хоря и Калиныча. Подтвердите свое мнение текстом.

А) Хорь

Выступление ученика: Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне.

Вот как Тургенев даёт нам описание Хоря: На пороге избы встретил меня старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.

Б) Калиныч

Выступление ученика: Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке. Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа.

Вот как описывает Тургенев Калиныча: Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.

В какой форме зависимости от своего хозяина были Хорь и Калиныч. Ведь оба они были крепостными. Хорь - платил хозяину оброк, а Калиныч отрабатывал барщину. Давайте вспомним, чем отличаются эти формы повинностей.

Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами. Барщина - даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.

Чем выгодна был оброк для Хоря? Но как говорится, до боженьки высоко, до царя–батюшки далеко.

(Слайды№ 8,9)

Отношения главных героев. Дружба крестьян.

А) слово учителя.

Нам понятно, что произведение построено на противопоставлении. Перед нами два разных крестьянина, по характеру, внешности, отношению к своему хозяину. На чём же строилось их взаимное уважение? Где мы можем увидеть взаимоотношения Хоря и Калиныча.

Б) Зачитывание отрывка

(от слов «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга… до слов Он много видел, много знал.)

Тургенев специально показывает этих героев, выражая в них лучшие качества русского мужика. Они словно дополняют друг друга, составляя одно целое. Давайте найдём в тексте подтверждение любви автора к своим героям.

«Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними»

«Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика»

«Жаль мне было расставаться со стариком»

«Меня занимали новые мои знакомцы»

«Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд»

Игра «Кто это?»

Все вы, ребята, прекрасно ознакомились с текстом рассказа, осталось выяснить н, насколько правильно вы разобрались в образах главных героев.

(Слайды № 10,11)

EMBED PowerPoint.Slide.12

EMBED PowerPoint.Slide.12

Творческая письменная работа

(слайд №12)

После такой активной работы с текстом, нам необходимо подвести итог. Он и выльется у нас в небольшую письменную работу «Кто из героев рассказа мне понравился? Почему?»

IV. Заключительная часть урока.

Итог урока

В чём новаторство И.С.Тургенева? Как И.С.Тургенев показывает простой народ? Какое место в литературе 19 века занимают эти рассказы?

Домашнее задание

"Записки охотника" (урок-практикум)

Урок-практикум по циклу рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника»

Цель: Познакомить с жанровым понятием «цикл»

Учиться давать комплексный анализ текста, сопоставлять и анализировать характеры героев по заданной схеме, видеть мотивы их поступков, авторскую позицию.

Научиться самостоятельно организовывать групповую работу.

Записи в тетрадях

«Записки охотника» - поэзия, а не политика». Б. Зайцев.

Цикл рассказов и очерков

Форма рассказов и очерков очень удачна, «поскольку она дала писателю свободу … исходить вдоль и поперек пространное русское царство и на пути знакомиться с разными лицами и явлениями той сферы жизни».

1847 первый рассказ «Хорь и Калиныч» 1852 отдельное издание 1874 окончательно сформировался цикл

Не столько дать картину классового противоборства помещиков и крестьян в крепостнической России, сколько показать индивидуальные и одновременно вневременные психологические черты, свойственные русскому народу вообще

Охотник – рассказчик в тургеневской книге не просто повествует об увиденном или услышанном им и оценивает то, что узнал. Он пытается докопаться до сути…

Рассказчик – охотник… ненавязчиво, но вместе с тем настойчиво руководит читателем, приобщает его к своей точке зрения.

ЦИКЛ:

1. За каждым рассказом закреплено определенное место.

2. Общность героев: рассказчик объединяет собой все 25 рассказов.

3. Тематическое единство: истории жизни помещиков и крестьян, мужчин и женщин, пожилых и молодых, жизнь природы, приключения охотников.

4. Идейное единство: большинство рассказов посвящено жизни крестьян и решительно отвергают точку зрения о них как о людях неполноценных, глупых, неряшливых. В центре их – необычность, непохожесть, талантливость крестьян, их ум, поэтичность, умение чувствовать, любовь к порядку и труду.

5. Композиция: небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем; знакомство с новым героем (портрет, история жизни, беседа с ним). Неожиданная концовка, никаких выводов, никакой морали.

ВЫВОД

В цикле «Записки охотника» Тургенев представил два мира: «барство дикое» и жизнь народно-крестьянскую. Развенчивая и обличая жестокость первого, Тургенев трепетно изображает крестьян, выявляет черты русского национального характера. На антикрепостническую направленность «Записок» указывал сам Тургенев: «Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не мириться…Это была моя Аннибалова клятва».

Сопоставительная таблица характеристики образов русских крестьян

Положительное начало Отрицательное начало

1.Стремление к свободе 1.Крестьянское невежество

2.Духовное богатство 2.Жестокость

3.Честность и скромность 3.Рабская психология

4.Музыкальная одаренность, стремление к прекрасному

5.Способность к самопожертвованию

6.Глубокая связь с русской природой

2Записки охотника – цикл рассказов

«Записки охотника» - цикл рассказов

Название рассказа

Темы

Герои

Позиция рассказчика

Идеи

«Хорь и Калиныч»

Типы крестьян, помещиков. Быт крестьян, Природа.

Хорь, Калиныч, помещик Полутыкин, охотник-рассказчик

Активная: знакомится с крестьянами, с помещиком, вникает в их жизнь и проблемы

Крестьяне не менее интересны, чем помещики. Они умны, горды, радушны, талантливы.

«Бурмистр»

Тип «образованного» помещика, его взаимоотношения с дворовыми, со старостой, с крестьянами.

Помещик Пеночкин, староста Софрон, крестьянин Антип, рассказчик.

Объясняет нам истинную суть взаимоотношений помещиков и их крестьян.

Крепостное право развращает и помещиков, и крестьян.

«Певцы»

Жизнь целовальника, обитателей кабака – людей разных сословий.

Яшка Турок, Дикий-Барин, рядчик, Николай Иванович, рассказчик.

Наблюдая за соревнованием певцов, он переживает истинное душевное потрясение.

Талант певцов ставит их выше сословных различий.

«Живые мощи»

Судьба дворовой девки Лукерьи.

Лукерья, Ермолай, рассказчик Петр Петрович.

Беседуя с Лукерьей, Петр Петрович потрясен величием духа страдалицы.

Никто не знает своей судьбы, и истинно мудр тот, кто смиренно принимает и переносит все тяготы.

«Два помещика»

Типы помещиков.

Отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский,Мардарий Аполлоныч Стегунов.

Пытается усовестить Стегунова, слышит, как наказывают буфетчика Васю.

«Вот она, старая-то Русь!»

Жанровая специфика «Записок»

Ограниченность узкими сюжетными рамками очерка и рассказа.

2. Преобладание портретных характеристик.

3. Мастерски построенный диалог.

4. Лаконичные и выразительные пейзажные зарисовки.

5. Часто встречающиеся сравнительные авторские характеристики.

6. Бытовые зарисовки (описание изб, усадеб).

«Батальонный огонь по крепостничеству»

И. С. Аксаков

1846-1852

«аннибалова клятва»

Никогда не примириться с крепостническими порядками, бороться с ними всеми средствами художественной литературы.

В О П Р О С Ы

1 О социально-экономической и моральной несостоятельности крепостного права.

2 О сущности народа, его возможностях, свойствах, задачах.

«Хорь и Калиныч»

Показаны 2 наиболее характерных типа мужика

ПРАКТИЧНОСТЬ ВОСТОРЖЕННОСТЬ

ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ

РАЦИОНАЛИЗМ РОМАНТИЗМ

СТОИТ БЛИЖЕ К ЛЮДЯМ СТОИТ БЛИЖЕ К ПРИРОДЕ

РАЦИОНАЛИЗМ ПОЭТИЧНОСТЬ

«…смотрите, ведь они (крестьяне) больше похожи на людей, чем мы думали».

А. И. Герцен

Тургенев разглядел в крестьянине не только саму личность, но и её интеллектуальный творческий потенциал, необходимый для поступательного развития русской нации.

Записки охотника «Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ- это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы. Первые очерки из «Записок охотника» создавались И. С. Тургеневым в период тесного общения с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым, под их непосредственным идейным влиянием.

Слайд 7

Характеристика героев. Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь..

Слайд 8

Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке

Слайд 9

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч. Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.