5 процентов от числа. Проценты. Как высчитать процент от суммы

Имя И.А. Бунина (1870-1953), лауреата Нобелев­ской премии 1933 года, известно всему миру. Оно стоит в одном ряду с именами Пушкина, Лермонтова, Толсто­го, Чехова, Тютчева. Оно составляет славу и гордость русской литературы. Чтение Бунина дарит незабывае­мые минуты проникновения во внутренний мир челове­ка, духовно возвышает и обогащает. «А лучший совре­менный писатель - Иван Бунин, скоро это станет ясно для всех, кто искренно любит литературу и русский язык!» - писал М. Горький в 1.911 году.

Проза Бунина широко известна русскому читателю, особенно его рассказы. Тематика их разнообразна. Это жизнь старых дворянских усадеб («Антоновские ябло­ки», «Грамматика любви»), драматические судьбы лю­дей («Легкое дыхание», «Последнее свидание», «Сны Чанга»), освещенные трагедией любви, загадочное в че­ловеческой судьбе, чистота душ людских («Чистый по­недельник», «Худая трава»). Бунин хорошо видел поро­ки буржуазной цивилизации. Этой теме посвящен рассказ «Господин из Сан-Франциско».

К лучшим рассказам Бунина относятся «Антонов­ские яблоки» (1900) - лирическое повествование о по­этических сторонах дворянского быта. Расставаясь с про­шлым, писатель хотел удержать в памяти потомков то, что достойно воспоминания, что достойно сохраниться в веках. Рассказ весь проникнут поэтическим настроени­ем, это подлинная лирическая проза. «...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дож­диками. (...) Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, пом­ню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свеже­сти. Воздух так чист, точно его совсем нет...»

Яркое чувствование и описание природы перемежает­ся воспоминаниями о близких людях, их повседневных заботах, быте на фоне прекрасных пейзажей. «...И ста-

ринная мечтательная жизнь встанет перед тобою... Хо­рошие девушки и женщины жили когда-то в дворян­ских усадьбах! Их портреты глядят на меня со стены, аристократически-красивые головки в старинных при­ческах кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза...».

Писатель с сожалением расстается с прошлым, ове­янным в его представлении романтической дымкой, по­эзией дворянских гнезд, где царил запах антоновских яблок, запах России.

В рассказе «Худая трава» (1913) опоэтизирован уми­рающий мужик Аверкий. Он вспоминает прожитую жизнь, пытается осмыслить ее, но не находит нужных слов и понятий. Бунин своим искусством заставляет читателя ощутить его человеческую содержательность, глубину чувств и праведность его существования. Мы видим, сколько мук, тревог и горя пережил Аверкий, не растеряв доброты, смирения, душевной красоты, ощуще­ния высокого смысла бытия.

Уходя из жизни, он любит своих близких, желает всем добра. Нет у него зла и против зятя, который из­меняет дочери, и против тех, кто творит зло. Читатель узнает, что герой тридцать лет работал на чужих людей. И хотя не заработал себе покойную старость, сохранил при этом согласие с миром. Аверкий чувствует и видит красоту, любуется дочерью, в его душе звучит песня - нежная, любовная. Он тихо прощается с жизнью.

Рассказ «Последнее свидание» (1912) - произве­дение с романной фабулой, оно рассказывает о потерян­ной, обманувшей любви. В минуты последнего свида­ния герой рассказа Андрей Стрешнев остро осознает, что жизнь была пожертвована любви и сгорела зря, не принесла счастья ни ему, ни Вере, погнавшейся за при­зрачным счастьем где-то там, далеко, в другом мире, с другими людьми. Через много лет оказывается, что оба глубоко несчастны, но дороги назад нет. «И, чувствуя на губах теплую соль слез, катившихся по его щекам и усам, Стрешнев скинул с постели ноги и вышел из ком­наты».

В этом рассказе хорошо видны особенности повество­вательной манеры Бунина. Способность одной деталью обозначить внутреннее состояние героя и стиль его от-

ношений с людьми роднит Бунина с Чеховым. Поседев­шего мужчину с «поблекшим, обветренным лицом» ро-дители опекают как подростка. Отец, «пьяный и болт­ливый, как обычно», понимает, что у сына будет, вероятно, последнее свидание с его давнишней любовью. «Ты куда, Андрей? - хрипло спросил он. - Прошу передать мой душевный привет Вере Алексеевне. Я.всегда глубоко уважал ее. - Кого ты можешь уважать? - ответил Стрешнев. - И что ты лезешь постоянно не в свое дело?.. Стрешнев, стиснув зубы, стал садиться» [на ло­шадь].

Встреча тяжела для обоих, потому что сломана жизнь, сломана судьба. Бунин резко обозначает конфликт, тра-гические противоречия. Но ничего уже не изменить. «Он взглянул на Веру и заговорил резче:

Зачем ты ушла - и за кем! - из своего рода, из
своего племени?

Он приподнялся и стал в упор, злыми глазами гля-деть на ее черные сухие волосы:

Я о тебе, с восторгом, с благоговением, всегда толь­
ко как о жене думал. <...> И чем ты мне стала? Женой
разве? А была молодость, радость, чистота...»

Предреволюционная проза Бунина пронизана враж­дебным отношением к капиталистической цивилиза­ции. Это особенно отчетливо выразилось в рассказе «Гос­подин из Сан-Франциско» (1915). Но это повествование не только о частной судьбе - ведь герой не назван по имени. Все в рассказе обращено к трагическим судьбам мира, пораженного эпидемией бездуховности.

Автор сосредоточил внимание на фигуре главного ге­роя, принадлежащего к избранному обществу, «от кото­рого зависят все блага цивилизации: и фасон смокин­гов, и прочность тронов, и объявление войн, и благосос­тояние отелей». Свое отношение к этому обществу Бунин передал в тоне едкой иронии, исключающей сочувствие и сострадание. Писатель изобразил «высшее отребье че­ловечества» с его цинизмом, низменностью вкусов и по­требностей, призрачное благополучие которого держится на жестокости, богатстве и власти.

Писатель внешне спокойно, с объективностью учено­го, воссоздает жизнь еще не старого миллионера в тот момент, когда «господин» решил отдохнуть и развлечь-

ся. Здесь и возникает картина полного ничтожества и безликости этого существа, которого автор не случайно лишил даже имени собственного. Американский мил­лионер утратил, а вернее, погубил в себе, а может, не открыл самое главное, самое ценное, что всегда поэтизи­ровал Бунин, - человеческую индивидуальность, само­бытность, способность радоваться прекрасному и добро­му. Не только главный герой, но люди, близкие к нему, лишены индивидуальных примет. Это маски, куклы, ме­ханические люди, которые живут в соответствии с нор­мами своего обезличенного круга.

Авторскую позицию, отношение к изображенному миру богатых проясняют образы другого плана. Это бушу­ющий океан, в котором пышная многоярусная «Атлан­тида» выглядит игрушкой стихии. Безликим пассажи­рам противостоит солнечная Италия и ее люди, не утратившие радостного восприятия мира.

Мотив подведения итогов долгой жизни - один из любимых у Бунина. Он звучит и в книге рассказов «Тем­ные аллеи» (1937-1943), которую называют энцикло­педией любовных драм. «Она говорит о трагичности и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жиз­ни...»,- признавался Бунин в 194 7 году.

В рассказе, давшем название книге, изображена неча­янная встреча «стройного старика-военного», у которого «красивое удлиненное лицо с темными глазами», с его юношеской любовью, «...в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку...» Она узнает в нем былого Николая Алексеевича. Они не виделись лет тридцать пять. Он спрашивает, не была ли она замужем. Надежда отвечает, что не могла этого сделать: «- Не­бось помните, как я вас любила». «Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал». Он пытается себя и ее уверить, что все проходит - молодость, любовь. А На­дежда говорит: «- Что кому Бог даст, Николай Алексее­вич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело. Он поднял голову и, остановись, болезненно усмех­нулся: - Ведь не могла же ты любить меня весь век! - Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила... <.„>... а ведь правда, очень бессердечно вы меня

бросили, сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем...» Неслу­чайно в финале своего произведения Бунин рассказывает о том, что жизнь главного героя не сложилась, жена его оставила, сын обманул надежды. Таковы итоги. Такова расплата. Глубокий философский и гуманистический смысл рассказа ясен внимательному читателю.

В годы тяжелых испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значи-

V тельном и высоком, что есть в мире. «Разве бывает не-; счастная любовь?.. Разве самая скорбная в мире музы­ка не дает счастья?» - в этих словах Натали, героини одноименного рассказа, так тонко и музыкально пере-

И. А. Бунин работал над циклом «Темные аллеи» в течение многих лет и считал эту книгу самым современным своим созданием. И действительно, все рассказы, вошедшие в сборник - образец величайшего таланта писателя.

Писатель совершил в этой книге беспрецедентную по художественной смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) написал «об одном им том же». Главная тема, объединяющая весь цикл рассказов - тема любви. Но это не просто любовь, а любовь, которая раскрывает самые потайные уголки человеческой души, одновременно являясь и основой жизни и вечной мечтой о счастье, стремлением к нему. И которое, увы, мы так часто упускаем.

Для Бунина любовь - это неразгаданная тайна. Любовные переживания в изображении писателя связаны с небывалым взлетом всех эмоциональных способностей человека, позволяющим человеку видеть и воспринимать жизнь в особом измерении, которое контрастирует с будничным восприятием жизни. Это особое видение и восприятие жизни дано далеко не всем, а лишь избранным, тем, кому дана счастливая (и всегда единственная) возможность пережить мучительную радость любви.

Любовь в произведениях Бунина позволяет человеку принять жизнь как величайший дар, остро ощутить радость земного бытия, но эта радость для писателя - не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тревогой. В этом чувстве радость и мука, печаль и ликование сплавлены в единое, нерасторжимое целое. «Трагический мажор» - так определял пафос бунинских рассказов о любви критик русского зарубежья Георгий Адамович: «У Бунина в самом языке его, в складе каждой его фразы чувствуется духовная гармония, будто само собой отражающая некий высший порядок и строй: все еще держится на своих местах, солнце есть солнце, любовь есть любовь, добро есть добро.»

Каждый герой бунинских произведений обладает своими индивидуальными чертами и качествами характера. И Бунин как истинный художник и мастер достигает совершенства в изображении индивидуальных характеров своих героев.

Какие же художественные средства использует автор для создания этих характеров? Для ответа на этот вопрос обратимся к самим произведениям и попытаемся их проанализировать.

Для анализа возьмём произведения, входящих в цикл «Темные аллеи». Это рассказы «Натали» и «Чистый понедельник».

Рассказ «Натали» входит в книгу «Темные аллеи», которую Бунин считал лучшей книгой из всех, созданных им.

Интересен замысел рассказа и его прототипы. Многие считали и даже близкие знакомые Бунина склонны были думать, что этот рассказ автобиографичен. Но сам автор писал так об этом: «Мне как-то пришло в голову... не выдумать ли Мне молодого человека, который поехал на поиски любовных приключений? И сперва я думал, что это будет ряд довольно забавных историй. А вышло совсем, совсем другой».

Рассказ повествует о возвышенных, поэтических переживаниях молодых людей, захваченных любовью как бы врасплох. Писателя волнует не просто «неожиданная» любовь, но прежде всего и, главным образом, истинная, человеческая, земная любовь, гармония телесного и духовного единства. Такая Любовь - огромное счастье, но счастье именно как зарница: вспыхнуло и исчезло. Рассказ ведется от первого лица. Главный герой - студент, который приехал к своему дяде в период летних каникул. Таким образом, все события в рассказе Воспринимаются читателем, через призму взгляда главного героя.

Основные сюжетные линии рассказа переплетаются:

Виталий - Натали

Виталия - Соня

Соня - Натали.

Как же автору удаются такие «хитросплетения» главных героев? Какими тайнами он обладал, чтобы дать какие яркие характеристики таким разным по содержанию людям? Попробуем провести анализ. Бунин, как известно, награждает своих героев какой-то определенной деталью, которая сопутствует им на протяжении всего рассказа.

Так «золотые волосы» Натали и ее «черные глаза» постоянно преследуют нас до последней главы, и мы, независимо от нашего желания уже создаем в своем сознании определенный образ. Кажется, это удача автора. Кроме того, характеристику героям дают сами герои. И это создает определенное доверие к характеристике. Автор через эту деталь хочет подсказать суть персонажа, его главную черту.

1. Характеристику Виталию дает Соня, которая сразу заметила, что он «вообще очень изменился, стал легкий, приятный. Вот только глаза бегают». Подчеркнем здесь два слова «глаза бегают», и сразу станет ясно, что это еще и неустойчивый характер, и неумение найти себя, и «поиски любовных встреч» - именно с этой целью и приехал наш герой в деревню к дяде.

2. Характеристику Натали дает тоже Соня: «Золотые» волосы и черные глаза. Эти «золотые» волосы и черные глаза" будут сопутствовать Натали на протяжении всего повествования.

3. Соня сама дает себе характеристику: «Характер у меня вовсе не такой милый, как можно думать!»

Вообще каждый характер раскрывается в его взаимодействие с другими характерами. И Бунин так сочетает между собой явления, что они дополняют друг друга: явление, характер становятся нам понятными именно в движении в развитии, в связи с другими явлениями. Легко заметить, что в этом рассказе не сразу вступают в действие все характеры, все детали. Автор вводит постепенно то характер, то отдельные свойства характер. Так образная композиция рассказа уже не косвенно участвует в изображении характера, а прямо «дорисовывает» портрет.

Все главы располагаются в следующем порядке и имеют следующее содержание:

1 - Приезд Виталия, Соня и Виталий.

2 - Встреча с дядей Виталия. Знакомство с Натали.

3 - Первый диалог с Натали. Проницательность Натали.

4 - Болезнь Сони. Монолог Виталия. Объяснение с Натали.

5 - «Загорается земля и небо» (кульминация).

6 - Через год... в Благородном собрании «И прошло еще полтора года» Похороны Мещерского

7 - Встреча с Натали через 3 года. Безысходность. Смерть.

Главная героиня рассказа Натали появляется лишь во второй главе и уже не сходит со страниц до конца рассказа. А Соня появляется в самом начале первой главы, но в шестой главе и седьмой главе - о ней не сказано ни слова.

Так на первый план среди всех героев рассказа выходит Натали. И хотя она не так часто и не так много говорит, мы знаем, что главным героем становится она именно потому, что все мысли и сердце Виталия заняты ею, и основную нагрузку рассказа несет Натали. Так композиция частей рассказа помогает нам понять глубину характера героев.

Что же руководит поступками наших героев? Что положено в основу их поведения? Какие мысли? Чувства? То есть чем мотивирован каждый из поступков. Возьмем конкретный пример: тайное свидание Сони и Виталия у него в комнате. Соня не только идет на этот поступок. Более того, она сама выступила с этой идеей, а теперь воплощает ее. Что заставляет Соню так поступать? Мотив ее души объясняется тем, что Соня, вырастая без матери, очень быстро повзрослела. И справиться со своей взрослостью она не может. И помочь некому.

Поэтому, используя сложившиеся обстоятельства, Соня выбирает этот путь. Но при этом оставляет за собой право решать главный вопрос ее жизни: надо найти... Соня надо „найти поскорее такого жениха. Что пошел бы к нам „во двор“, - говорит она сама. И нам понятно, что перед нами расчетливая, ищущая приключений девица, склонная к интриге, что было не таким уж редким явлением В России того времени. Бунин, конечно, знал хорошо обычаи дворян конца 19 века, начала 20 века, знал жизнь во всех ее подробностях и ему не составляло большого труда представить и создать вот такой характер, как Соня.

Ловкая и смелая в поступках, она сразу определила: «Натали нашему роману с тобой не помешает. Ты будешь сходить с ума от любви к ней, а целоваться будешь со мной. Будешь плакать у меня на груди от ее жестокости, а я буду тебя утешать» Конечно, читатель сразу догадался, что последняя фраза произнесена Соней скорее для большего эффекта, чем для реального действия, и все же Соня выступает как ярко очерченный женский тип, имеющий место не только в бунинской прозе, но и в жизни.

Соня продолжает свою „игру“ и во второй главе. Она находит место, время, чтобы шепнуть своему избраннику: «Изволь с нынешнего дня притворяться, что ты влюбился в Натали. И берегись, если окажется. Что тебе притворяться не надо». А что же толкнуло нашего молодого человека на эту двойную игру? Почему он так легко включился в нее? Всегда ли он одинаков? Или меняет позицию?

Наш главный герой студент Виталий „был счастлив тем особым счастьем начала молодой свободной жизни, что бывает только в эту пору“. Он жаждал приключений, когда понял, что жизнь не ограничивается только мечтаниями о любви, “ что настало время быть как все, нарушить свою чистоту, искать любви без романтики», а самой настоящей, с приключениями. Он смело подчинился предложению Сони, которая и сама не предполагала романа" в своих действиях: «это сумело бы нам много любовных утех,... если бы не Натали, в которую ты завтра же утром влюбишься до гроба».

А что ответил студент: «Вот ты говоришь Натали... Никакая Натали с тобой не сравнится...»

И тут же оба соглашаются, что «Натали нашему роману все-таки не помешает». А Натали? И здесь мы встречаемся с тем типом женщин, который так же характерен для Руси, что без них, таких святых. Не мыслится ни роман, ни жизнь. Бунин достигает большой удачи в обрисовке образа Натали благодаря не только используемому им приему-контрасту.

Все мотивы ее поступков - это строгость к себе, выработанная годами, такой же строгий анализ мыслей, слов и поступков других людей. Никаких таких поступков она не совершает, кроме одного, когда она увидела Соню и Виталия в его комнате, «бессознательно крикнула: „Соня, где ты? Я страшно боюсь...“ И тотчас исчезла».

Здесь - вся Натали. Увидела их она, конечно случайно, но благородство души не позволило ей выяснять отношения.

Она уходит от Сони, порывает с этим домом, унося с собой святое чувство первой любви. Единственное, что движет поступками Натали - это благородство ее натуры. Это тоже характер, тип.

Можно ли при этом утверждать, что молодой любовник - двуличен? Или в том и другом случае он поступает по совести? А ответ на этот вопрос дает время. Недаром Бунин не обрывает повествование на 5 главе, а дает возможность читателю увидеть своими глазами, кто есть, кто«

Встреча (если можно так назвать) Виталия с Натали в Благородном собрании, произвела на него такое впечатление, что он был «страшно бледный» и стал пить коньяк «чайными чашками, в надежде, что... разорвется сердце». И это еще не конец романа двух молодых людей.

И вот последняя встреча Виталия с Натали. Воспоминания. Объяснения. Вот что говорит он: «Что до моей страшной вины перед вами, то я уверен, что она уже давным-давно стала для вас безразлична и гораздо более понятна, простительна, чем прежде: вина моя была все-таки не совсем вольная и даже и в ту пору заслужила снисхождения по моей крайней молодости и по тому удивительному стечению обстоятельств, в которое я попал». В этих словах, конечно, чувствуется искренность и благородство. Он не стал винить Соню - это было бы не в его правилах, он не стал оправдываться. Но пожалел о своем приезде к Натали в один из моментов встречи: ... напрасно совершил я этот глупый, внезапный поступок, напрасно заехал, понадеялся на свое спокойствие«.

1. Значит любовь...

2. Значит, к Соне не было любви. Только порыв. Только повиновение ее воле!

Не последнюю роль в рассказе играет пейзаж, картины природы, явления природы. Обычным, характерным для Бунина, можно считать то, что природа - это спутница настроения, или явление, которое предваряет ожидаемое событие. В первый день приезда Виталия Мещерского в доме улана Черкасова случилось непредвиденное: когда Виталий вошел в темную комнату, на него метнулась летучая мышь. Эпитеты, которыми наделяет автор это существо, он хочет показать то «зловещее предзнаменование», которое, в сущности, сбылось: «мерзкая темная бархатистость и ушастая, курносая, похожая на смерть, хищная мордочка, потом с гадким трепетанием, изламываясь, нырнула в черноту открытого окна».

В течение всего повествования не часто видим мы пейзаж, и он не играет главенствующей роли в рассказе. Но отдельные моменты Бунин особо подчеркивает. Хотя бы такой момент в 4 главе, когда Виталий Петрович предполагает дождь, перемену погоды.

А читатель уже настораживается: «Что-то будет!» И вот как автор предваряет конфликтную ситуацию в отношениях между своими героями: «... комната озарилась вдруг до неправдоподобной видимости, на меня понесло свежим ветром и таким шумом сада, точно его охватил ужас: вот оно, загорается земля и небо! Я вскочил...

В данном описании волнение передается от природы к читателю: настораживают и «темнота от туч», и «шум сада», который «точно охватил ужас».

Это кульминация рассказа. Расставлены все точки над i ... Натали стала свидетелем любовной сцены Сони и Виталия.

Развитие действия достигает своего апогея. Соне ясно, что Натали убедилась в ее отношениях с Виталием, Натали ясно, что Виталий любит не только ее, но и Соню: А в представлении Натали двоих сразу нельзя любить. Виталию ясно, что он попался в капкан Натали. Если всем все ясно, то есть еще вопрос: кто как поступит? Но на самом интересном месте заканчивается пятая, самая короткая и самая сильная глава.

Автор находит верный тон. Он избавляет читателя от сцен неприличных объяснений друг с другом, опускает в рассказе описание дальнейших событий после неприятного столкновения наших героев. И переносит читателя и своих героев в Воронеж в благородное собрание.

О Соне - ни слова. Натали вышла замуж за Мещерского. Читатель догадался: Натали, эта цельная и гордая натура, с хорошо развитым чувством собственного достоинства, ни минуты не останется в доме, где ее предали.

Вот когда мы узнаем, на чьей стороне симпатии автора. Он отстаивает душевную чистоту и цельность натуры Натали. Вот почему, рассказ назван ее именем.

А теперь читатель непременно перелистает несколько страниц назад и отметит, что автор наградил свою главную героиню Натали еще и таким качествами как наблюдательность и умение анализировать события, поступки, обстоятельства.

Гл. 3. «... начала не то страдать, не то негодовать, чувствовать, что что-то есть между мной и Соней тайное. Натали».

Гл. 3. «Но вы же любите Соню!... Я покраснел, как пойманный мошенник...»

Гл. 4. Натали: «Но, слава богу, Соня уже здорова, скоро не будет скучать...»

То есть перед нами не просто образ, а тип женщины конца ХIХ в., которые составляли определенную плеяду русских, умеющих самоотверженно любить, женщин.

Основной способ раскрытия характера - контраст.

Бунин знаток и мастер создания персонажей и умело использует для их характеристики все богатства языка. Он не просто наделяет своих героев любым языком, а, подвергая язык обобщающей обработке, которая вообще является необходимым условием образного отражения жизни, отвергает в нем характерное, типичное. Индивидуальные формы речи являются выражением обобщений писателя по поводу определенного типа людей.

Так для людей типа Сони характерна речь с элементами цинизма: «... Ты за эти два года, что я не видела тебя, превратился из вечно вспыхивающего от застенчивости мальчишки в очень интересного нахала».

Для Натали характерна определенная сдержанность, отсутствие ярко выраженных эмоций, немногословие. Для ее речи так же характерно и то, что она говорит только то вслух, что хорошо обдумала: «Я в одном убеждена: в страшном различии первой любви юноши и девушки».

Виталий Петрович: «Натали, не нужно вам быть со мной светски любезной... и не чувствуйте неловкости - ведь все, что было - быльем поросло и прошло без возврата».

Прокомментируем этот кусочек с двух сторон.

Первая: Виталий Петрович «призывает» Натали вести себя раскрепощено. Почему? Что, Натали стесняется его присутствия? Но она достаточно сильна и умеет владеть собой! Она всегда была такой! Это характер, тип.

Вторая: речь главного героя. А он тоже все такой же воспитанный, обращается к Натали на «вы», как и принято в светском обществе.

Поразительны и эпитеты, которые играют большую роль как художественные изобразительные средства и слова, употребляемые в значении, далеко выходящими за рамки их первоначального значения.

Примеры: «Черные глаза» и даже не глаза, а «черные солнца», «золотистый цвет лица», «золотые волосы», «зловещее предзнаменование», «чудесный старик», «чудесный дом», «тайная соучастница», «тайное свидание», «блестящая чернота глаз», «тонкие, крепкие, породистые щиколотки», «темно- красный бархат розы», «иноческая стройность ее черного платья». Все эпитеты имеют экспрессивную окраску.

Почти все приведенные примеры относятся к главному лицу рассказа - Натали. Здесь Бунин оттеняет два цвета, чтобы подчеркнуть необычность натуры Натали: золотистый и черный. Черный - это как «зловещее предзнаменование», ведущее к трагедии.

Трагическое звучание рассказа усиливается его своеобразным финалом: Натали умирает.

«Натали» - это один из бунинских рассказов, но не единственный, который заканчивается трагически.

Действие рассказа «Чистый понедельник» происходит в старой России. Главная героиня - женщина, мятущаяся, страдающая, прелестная, погубившая свою жизнь, уйдя в монастырь: это живой, достоверный и очень русский характер. В композиционном отношения рассказ прост и последователен. И как все бунинские рассказы перед самой концовкой имеет кульминационный момент - высшую точку любовной истории, а затем, как развязка - трагедия души главного героя. Но и в начале рассказа есть маленький штрих, который так характерен для Бунина: умение завязать «начало», заинтересовать читателя: «Чем все это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно... она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем...»

Действие рассказа построено на контрасте двух действующих лиц. Каким же образом автору удается передать в главной героине рассказа несовместимость привычной жизни с внутренним состоянием ее души? Даже внешне, несмотря на то, что «оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что их «провожали взглядами», Бунин не избежал возможности оттенить красоту и внешность главной героини особенностями.

«А у нее красота была какая- то индийская, персидская». А дальше внешность ее тоже построена на контрастах цвета: «Черные волосы», «черные соболий мех», «черные, как бархатный уголь, глаза» и «бархатисто-пунцовые губы», гранатовое бархатное платье. Очень часто употребляется слово «бархатный». И это придает свой колорит нашей знакомой, которая уже успела и нам понравиться.

Контраст и в том, что он - разговорчив, она - молчалива, что тоже не один раз подчеркивает автор. Вкусы и взгляды ее тоже контрастны: то она «все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», то вдруг мы видим ее на «капустнике» художественного театра.

Пейзаж в рассказе играет определенно особую роль. И начинается рассказ с пейзажа. Здесь основную нагрузку несет цвет: «темнел серый день», «в сумраке видно было...», «зеленые звезды», «мутно чернеющие прохожие», и глаголы: «чернея, разгоралась; мчал» и т. д. - это все глаголы несовершенного вида. Они как бы повторяют все эти действия изо дня в день - так автор передает периодичность, незавершенность действия и, наконец, ритм. Но вернемся к пейзажу: не зря, значит, она снимала квартиру с видом на Москву из окна: «лежала вдали огромная картина заречной снежно - сизой Москвы: ... была видна часть Кремля... белела слишком новая громада Христа Спасителя...» И сразу повеяло стариной, той знакомой Русью, которую каждый из нас знает с детства из русских преданий и былин и так сочетается с этой стариной «экскурсия» наших героев на кладбище: «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали галки, похожие на монашенок...» Весь этот пейзаж передает настроение Ее. И предчувствие чего - то необычного охватывает читателя.

И немой вопрос читателя: «Что это? Бунин впадает в мистику? Религию?» уже замечен автором, и он незамедлительно отвечает устами героини.

«Это не религиозность... Все время это чувство Родины, ее старины...» и благодаря желанию автора воздать должное старине. Он как бы ведет нас дорогой, где еще и в языке старину чувствуешь.

От этого рассказ насыщен архаизмами и церковно-славянскими терминами из церковных книг: обитель, архиепископ, лик, диаконы с рапидами и трикириями, соборы, клирос, Богородица троеручница.

А вот момент, которым нельзя не восторгаться: «А она говорила с тихим светом в глазах:

Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравиться, пока наизусть не заучу».

Здесь вся Она - русская и такая простая, и такая загадочная: «она была загадочна, непонятна для меня, странны были наши с ней отношения»

Выше уже говорилось, что Бунин - мастер детали. Деталь в этом рассказе выполняет очень разные функции.

Деталь отражает взгляды героя: «висел портер босого Толстого».

Деталь - передает предчувствие, настроение: «Все черное!» - Ведь завтра уже чистый понедельник, - сказала она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке«.

Хотя мы не может сказать, что человек, ведущий повествование от первого лица легкомыслен, однако он - полная противоположность Ей. И таким образом, автору удается лучше оттенить все Ее достоинства. Особенно, когда они ведут философски- жизненные разговоры.

Когда он спросил: «Зачем?» Она пожала плечом: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?

Или: «Счастье, счастье... Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулась, а вытащить - ничего нету».

Как видим, женщина, а философски мыслить умеет не хуже, чем со вкусом одеваться. Автор, повествуя об этой интересной личности, считает излишним давать мотивы поступка героини (ухода в монастырь). Он оставляет это на суд читателя. А что испытывает Он после ее ухода в монастырь? Можно ли считать, что в Его душе произошел какой-то перелом?

Некоторые считают, что в книге «Темные аллеи» есть только женские характеры - типы, а мужские характеры отсутствуют, есть только их чувства и переживания. На мой взгляд именно в этом рассказе выведен характер. Во-первых, этот мужской образ отразил в себе все черты русского человека - любящего и бессильного что-либо сделать для любимой, и она, оказавшись сильнее его по натуре, поступает так, как задумала, потому что не смогла найти ответ на вопросы: «...что такое любовь», «что такое счастье», а он ей не помог. И, конечно, в душе его наступил перелом, Он «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался. Всячески опускаясь на «дно» жизни... Рассказ заканчивается вопросом. Особенно вторая его часть значительна: «... как могла она почувствовать мое присутствие?»

Что дает такой открытый финал для восприятия рассказа читателем? Отсутствие ответа в рассказе художественно оправдано. Оно подчеркивает, что Она чистая, любящая натура, сердцем чувствует приближение любимого человека. Вот и такие типы женщины водятся на Руси: и любит, и мучается, и страдает одна. А автор? Какую позицию занимает он по отношению к своей героине? Автор явно любит свое создание. И сам в своем дневнике писал об этом.

Во всех этих рассказах Бунин нарисовал два женских типа и один мужской характер: каждый из них силен своей любовью и характером, которым наделил его автор. К книге «Темные аллеи», которую можно назвать «энциклопедией любви», можно присоединить еще рассказ «Солнечный удар», который предшествовал этой книге. В них автор исследует самые различные степени и состояния человека, начиная с возвышенных, поэтических переживаний («Натали»), вплоть до «заурядных» элементарных эмоций. Со «счастливой» любовью, когда уже нет боли, муки, Бунину просто нечего делать. Он никогда не пишет о ней.

«Пусть будет только то, что есть... лучше уж не будет...»

Рассказы цикла - образец русской психологической прозы, в которой автором была сделана попытка раскрыть одну из вечных жизненных тайн - тайну любви. Многие художники предпринимали попытку к ее раскрытию, но ближе всех к разгадке этой тайны подошел Бунин.

Используемая литература

1. Н. Любимов «Образная память» (Искусство Бунина).

2. В. Гейдеко «А. Чехов и И. Бунин».

3. О. Михайлов И. А. Бунин. «Жизнь и творчество».4.

4. Рассказы Бунина «Натали», «Чистый понедельник»

Первые прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. Многие из них по жанру - лирические миниатюры, напоминающие стихи в прозе. Поэзия как бы ведет за собой прозу писателя, которая приобретает у него своеобразный лирический характер, содержит особое чувство ритма.

В 1897 году выходит первая книга рассказов, куда вошли рассказы “Вести с родины”, “На край света”, “Танька” и другие. Основная тема этих произведений - нищая, разоренная крестьянская Россия. Он пишет о новых капиталистических отношениях, о деревне, в которой царствует голод и смерть, о физическом и духовном увядании дворянства. Беспросветна и печальна судьба обедневшего под напором жестокой цивилизации поместного дворянства. Бунин видит идеал жизни в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Чувство безысходной грусти и сожаления вызывает у автора запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев. Лирической эпитафией прошлому звучит рассказ “Антоновские яблоки”.

Неприятие декаданса, ориентированного на обновление искусства, порожденного капиталистическим городом, делают фигуру Бунина на грани нового века достаточно одинокой. Попытки откликнуться на злобу дня малоудачны. Он эстетизирует одиночество, замкнутость переживаний.При всем раннем самоопределении Бунина, устойчивом круге интересов, его взгляды как некая система сложились лишь в середине 1910 г. В раннем творчестве обнаруживаем демократические тенденции, продолжающиеся до конца 90-х гг. (рассказ "Сны" свидетельствует о близости Бунина демократическому крылу литературы и передает ощущение близких перемен).

У Бунина проявлялся консерватизм мышления и удаленность от того, что называют "запросами времени".

Наблюдательность, цепкая память, подвижничество обусловили не только художественную чистоту и совершенство, но и известную ограниченность его творчества 1890 - начала 1900-х гг., сосредоточенного на нравственно-духовных, чисто эстетических задачах.

Именно в этот период выявились многие особенности своеобразного дарования писателя, и, по его словам, с этого момента начинается его "более или менее зрелая жизнь, сложная внутренне и внешне".

После выхода в сборника рассказов "На край света" молодой писатель, по его собственным словам, "внезапно надолго исчез из Петербурга, да не только исчез, а замолчал на несколько лет". Последнее утверждение, впрочем, не совсем точно. Бунин немало пишет в стихах и прозе, помещая свои произведения в столичных и провинциальных изданиях.

Так, в 1898-1900 гг. в журналах для детей "Всходы" и "Детское чтение" появляются его рассказы "В деревне", "Кукушка" очерк "казацким ходом". Но сам автор критически к ним относился.


Путь нахождения себя в прозе был трудным и длительным. Легче "впечатления бытия" молодого Бунина выражались в лирике.

Читающей публикой Бунин долгое время воспринимался как поэт.Наиболее самостоятельный среди ранних прозаических опытов - рассказ "Первая любовь" с характерным подзаголовком "Из воспоминаний детства" , что это опыты в области чужих стилей, своеобразное творчество" по стилевому образцу.

Более самостоятельные очерки "Дементьевна" и "Судорожный" предвосхищали характерное бунинское начало в жанре бессюжетного рассказа-эпизода, где все повествование цементируется настроением непревзойденного художественного совершенства и мастерства.

В конце 90-х гг. Бунин много переводит, по его словам, "чужое было легче передавать".8 Выходит из печати бунинской перевод "Песни о Гайавате" Генри Лонгфелло, отмеченный Пушкинской премией.

В 1899 г. в Москве происходит знакомство Бунина с писателем Н.Д. Телешовым, который вводит его в незадолго до этого возникшее объединение писателей-реалистов "Среда". Бунин становится ревностным участником этого объединения, а в его творчестве упрочится реалистический метод. Неслучайно исследователи считают, что в этот период "начался" Бунин-художник. Не лихорадочное биение пульса капиталистического города -"железа мучительный гром", - столь ощутимое в стихах В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского, зрелого А. Блока или в прозе А Куприна, П.Шмелева, а немая "печаль полей" заворожила Бунина.Движение Бунина-прозаика от середины 90-х гг. к началу 900-х it. проявляется прежде всего в расширении масштабности кругозора, в переходе от наблюдений над отдельными судьбами крестьян или мелкопоместных дворян к обобщающим размышлениям (пример: зарисовки косной жизни, в которую ворвалась "Чугунка", перерастают в раздумья о целой стране и ее "унылом лесном народе" ("Новая дорога")).Становление Бунина пришлось на период, когда классическая эпоха русского реализма заканчивалась и на смену единодержавию реализма явилась беспрецедентная пестрота школ и направлений, отрицающих друг друга, писатель был убежден, что в его время "произошло невероятное обнищание и омертвение русской литературы" (Бунин И.А. Собрание сочинения в 9-ти томах, Т.9, С. 529). Он испытывал чувство одиночества в литературе. Причину кризиса и разъединения писательских сил Бунин видел в "общей расшатанности, неустойчивости общественного мнения". (9, 530)

В первых самостоятельных прозаических произведениях Бунина проявилось характерное для него впоследствии начало, где повествование цементируется настроением автора рассказчика.

  • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
  • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
  • Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
  • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
  • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
  • Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ». У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И […]
  • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
  • После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
  • Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
  • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
  • Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
  • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
  • Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
  • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
  • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
  • «Слово – полководец человечьей силы…» В.В. Маяковский. Русский язык – какой он? Если отталкиваться от истории, сравнительно молодой. Самостоятельным он стал в 17 веке, а сформировался окончательно лишь к 20. Но мы уже по произведениям 18 и 19 веков видим его богатство, красоту, мелодичность. Во-первых, русский язык вобрал в себя традиции своих предшественников – старославянского и древнерусского языков. Многое привнесли в письменную и устную речь писатели, поэты. Особняком стоит Ломоносов и его учение о […]
  • Россия, 17 век. Мировоззрение, обычаи и нравы, а также религиозные верования в государстве консервативны и неизменны. Они будто бы застыли, как муха в янтаре. И могли бы этой мухой остаться ещё на полтысячи лет, если бы... Если бы к штурвалу не пришел деятельный и активный, любознательный и непоседливый, всем на свете интересующийся и работы не боящийся молодой человек. Которого мы, потомки, называем "Петром I". А за границей величают государя нашего не иначе как "Великим". По поводу "или". Мне кажется, в […]
  • 17 столетие, Россия, точнее - все ещё "Русь". Общество и государство, закрытые от иноземных контактов и влияний на протяжении многих веков, начинают потихонечку, по миллиметру буквально, выглядывать из толстой своей раковины, как улитка, тревожно и неохотно, расправляет "рожки" и "глазками", каждый миг готовая нырнуть обратно и закрыться навеки. Культура Руси очень консервативна и традиционна. Образ жизни, мировоззрение и мироощущение подавляющего большинства жителей территории не менялись сотни лет. […]
  • «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду…» - сказал когда-то Иван Бунин, который был не только поэтом, но и замечательным прозаиком. В его коллекции есть множество рассказов и повестей, мотивы которых немного позже позаимствовали Куприн и Чехов. Это извечная проблема счастья, которая нашла свое отражения в творчестве этих трех писателей. Герои рассказов Бунина не думают о том, что счастье можно найти во всем окружающем. Каждый рассказ имеет несчастливый конец, который заставляет читателя […]
  • В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]