Древние спартанцы. История спарты. История Спарты в классическую эпоху

Спарта (Лакония, Лакедемон) - одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей. В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя «общиной равных». Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны.

Спартанцы (спартиаты) окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины . Даже купцы не привозили товаров в Спарту - спартанцы ничего не покупали и не продавали. Хотя сами спартанцы не оставили описания своих законов и государственного строя, многие древнегреческие мыслители пытались разгадать причину прочности гражданского согласия и военной мощи Спарты.

Особенно усилилось их внимание к этому государству после победы Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431-405 гг. до н. э.). Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны или жили через много столетий после того, как возникла «община равных», многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям.

Поэтому некоторые проблемы истории Спарты до сих пор вызывают споры у историков . Например, чем был обусловлен спартанский образ жизни, когда возникло это государство, столь непохожее на другие греческие полисы? Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга. Писатель и историк Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная рассказ о жизни и реформах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего строго достоверного сообщить о них невозможно.

Тем не менее он не сомневается в том, что этот политический деятель был исторической личностью. Большинство современных учёных считают Ликурга легендарной (никогда не существо- вавшей) личностью, а удивительный государственный строй Спарты - следствием сохранения в нём примитивных догосударственных форм человеческого общежития. Другие историки, соглашаясь с тем, что Ликург - фигура вымышленная, не отрицают полностью предания о возникновении Спартанского государства в результате переворота после долгих смут в первой половине VI в. до н. э. Есть и третья группа учёных, считающих, что у историков нет серьёзных оснований для полного недоверия к сообщениям античных писателей. В биографии Ликурга, считают они, нет ничего фантастического, а проведение в Спарте реформ на два века раньше, чем в других районах Балканской Греции, объясняется сложной ситуацией, сложившейся в Лаконии.

Основавшие Спартанское государство дорийцы пришли сюда как завоеватели и, чтобы удерживать в повиновении порабощённое ими местное ахейское население, нуждались в ускоренном создании необходимых для этого учреждений . Согласно Плутарху и другим древним авторам, время жизни Ликурга приходится примерно на первую половину VII в. до н. э. Это было время смут и беззаконий. Ликург происходил из царского рода и после гибели отца от удара ножом и смерти старшего брата стал царём, но правил всего восемь месяцев.

Уступив власть своему племяннику, он покинул Спарту . Путешествуя по Криту, Египту и греческим полисам на побережье Малой Азии, Ликург изучал законы и образ жизни людей и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины и установить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду между спартанцами. Перед возвращением в Спарту Ликург отправился в Дельфы, где находился храм бога Аполлона с оракулом (прорицателем).

В те времена ни одно важное для всего государства решение не принималось без обращения за советом к жрецам бога Аполлона Дельфийского. Жрица-прорицательница (пифия) передавала обращающимся за советом предсказания, которые ей якобы сообщало само божество. Пифия назвала Ликурга «боголюбезным» и сказала, что Аполлон обещает дать Спарте самые лучшие законы. Как рассказывает Плутарх, вернувшись из Дельф, Ликург вместе с тридцатью верными ему знатными гражданами приступил к осуществлению своего замысла. Он приказал друзьям вооружиться и выйти на площадь, чтобы запугать врагов и заставить всех подчиниться новым законам.

Установление новых порядков, видимо, вызывало недовольство и сопротивление части богатых и знатных граждан. Однажды они окружили законодателя и, злобно крича, забросали камнями.

Ликург бежал, но один из преследователей выбил ему палкой глаз. По легенде, завершив реформы, Ликург собрал народ и, взяв с него клятву ничего не менять из установленных им порядков до его возвращения, снова отправился в Дельфы. В Дельфах он получил через оракула одобрение проведённым законам.

Отправив это прорицание в Спарту, он сам решил больше туда не возвращаться, чтобы не освобождать народ от данной ему клятвы, и уморил себя голодом . Установленные Ликургом порядки вызывали восхищение одних, осуждение и критику других. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской общиной. Античные писатели утверждают, что Ликургом был создан совет старейшин (герусия) из 28 человек.

Старейшины (геронты) - не моложе 60 лет - избирались народным собранием граждан (апеллой) . В герусию входили и два царя, одной из главных обязанностей которых было командование армией на войне.

Апелла первоначально, видимо, имела большую силу и решала все важнейшие вопросы в жизни общины . Со временем власть в государстве перешла в руки эфоров. В VIII в. до н. э. в Спарте, как и в других греческих полисах, возникла острая нехватка земли. Спартанцы решили эту проблему, завоевав соседнюю область Мессению, а её жителей обратили в рабство. Завоёванная земля и порабощённое население были объявлены собственностью всех граждан Спарты.

И система управления, и верховная собственность всех граждан на землю - всё это ничем не отличало Спарту от других греческих полисов . Как и всюду в государствах Древней Греции, здесь действовал принцип: сообща владеем, сообща управляем, сообща защищаем. Но в Спарте он был проведён в жизнь с такой последовательностью, что это превратило её в нечто уродливое, в «исторический курьёз», по определению некоторых историков. Причиной этого была особая форма рабства, возникшая в Древней Спарте.

В большинстве греческих полисов рабов привозили из дальних стран. Оторванные от родных очагов, разной национальности, они были разобщены и им было трудно договориться друг с другом и поднять мятеж против своих господ. Обращённое же в рабов (илотов) население Лаконики и Мессении оставалось жить там, где жили и их предки.

Они вели самостоятельное хозяйство, имели имущество и семью . Своим хозяевам они платили подать (апофору), оставшейся же частью продуктов могли распоряжаться по своему усмотрению.

Это создавало благоприятные условия для восстаний, которые илоты, во много раз превосходящие по численности своих господ, поднимали довольно часто. Чтобы добиться согласия и мира, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в государстве. Всю землю, которой владела община, он поделил на примерно равные участки (клеры). 9 тыс. клеров получили спартанцы - по числу семей, 30 тыс. было отдано периэкам - жителям окрестных мест. Периэки были свободными людьми, но не входили в число полноправных граждан.

Полученную землю нельзя было ни продавать, ни дарить. Обрабатывали её илоты, а периэки занимались ремеслом.

Спартиаты же всякий труд, кроме военного дела, считали для себя позорным . Получив возможность довольно безбедно жить за счёт труда илотов, они превратились в воинов-профессионалов.

Вся их повседневная жизнь стала постоянной и изнурительной подготовкой к войне . Для сохранения всеобщего равенства Ликург запретил употреблять в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, и ввёл железные деньги, настолько тяжёлые, что даже для небольшой суммы требовалась целая повозка. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте, периэкам же было строжайше запрещено производить предметы роскоши, разрешалось изготовлять только простую посуду и одежду, оружие для спартиатов. Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда должна была быть у всех одинаковой.

Спартанские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем . Вся их жизнь от рождения и до смерти проходила под неусыпным контролем. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община, но молодые женатые мужчины ещё долгое время жили отдельно от своих семей.

Даже дети не принадлежали родителям . Новорождённого младенца отец приносил в лесху, где заседали старейшины. Ребёнка внимательно осматривали, и если находили больным и хилым, то отправляли к Апотетам (обрыв на горном хребте Тайгет) и там оставляли умирать. С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах). Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными.

На год мальчикам выдавали только одно платье, мыться разрешали только несколько раз в год. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость. Возмужавших юношей после 16 лет подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды.

Юношей жестоко бичевали, они же при этом должны были молчать. Некоторые не выдерживали испытания и умирали.

Ещё одним испытанием для юношей были криптии - тайные войны против илотов, которые время от времени объявляли эфоры . Днём молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов, убивая самых крепких мужчин, что позволяло держать илотов в постоянном страхе. Воля законодателя и постоянная угроза со стороны илотов создали необычайно сплочённую гражданскую общину, не знавшую внутренних смут на протяжении нескольких столетий.

Но спартанцы заплатили за это дорогую цену . Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора или художника. Всё, что смогла создать Спарта, - это сильная армия.

Безграничное право эфоров контролировать все стороны жизни общины сделало их власть, по определению Аристотеля, «близкой к тирании» . Постепенно Спарта превратилась в оплот политической реакции для всей Греции. Спартанцы сознательно проводили политику изоляции своей общины от внешнего мира. Она была направлена на то, чтобы чужие нравы и обычаи не могли проникнуть в «общину равных», но главная причина заключалась в том, что постоянная угроза восстаний илотов требовала мобилизации всех сил. Спарта не могла надолго и далеко уводить свою армию за пределы Пелопоннеса, поэтому в моменты большой опасности для всего эллинского мира она часто руководствовалась сугубо эгоистическими интересами.

Это сказалось уже в период греко-персидских войн, когда Спарта готова была уступить иранцам (персам) большую часть Балканской Греции и греческие города на побережье Малой Азии . Взамен она предлагала всем желающим переселиться на территорию Пелопоннеса, готовая защищать его рубежи до последнего вздоха. Жажда господства над всей Грецией привела Спарту к войне с богатыми и процветающими Афинами.

Она вышла победительницей из Пелопоннесской войны, но ценой предательства интересов Эллады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов . Война вывела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и «община равных» вступила в полосу смут, как и все другие греческие полисы. .

Историческое государство
Спарта
Λακεδαίμων
(Лакедемон)

Территория Древней Спарты

XI век до н. э. - 146 год до н. э.

Столица Спарта
Язык(и) древнегреческий, дорийский диалект
Религия Древнегреческая
Форма правления аристократическая , олигархическая
Династия Агиды, Эврипонтиды
Цари Спарты
XI век до н. э. Аристодем
IX век до н. э. Ликург (регент)
491 - 480 до н. э. Леонид I
262 - 241 до н. э. Агис
235 - 222 до н. э. Клеомен
207 - 192 до н. э. Набис (узурпатор)
История
XI век до н. э. возникновение города-государства Спарта
IX век до н. э. введение законодательства Ликурга
480 до н. э. подвиг 300 спартанцев у Фермопил в войне с персами
431 – 404 до н. э. Пелопоннесская война и утверждение в Греции гегемонии Спарты
195 до н. э. Лаконская война, поражение Спарты и присоединение её к Ахейскому союзу
146 до н. э. Подчинение Спарты Риму

Спа́рта (др.-греч. Σπάρτη , лат. Sparta ), или Лакедемóн (др.-греч. Λακεδαίμων , лат. Lacedaemon ) - древнее государство в в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота.

Государственное устройство

Древняя Спарта - образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) сдерживало развитие частной собственности и успешно пыталось сохранить равенство среди самих спартанцев. Организация политической власти у спартанцев была типичной для периода распада племенного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племён), совет старейшин, народное собрание. В VI веке до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путём уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждый год путём гадания по звёздам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Должности и органы власти:

  • Апелла - народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста).
  • Цари Спарты - Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.
  • Эфоры - выборные должности, в руках которых сосредоточивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе).
  • Герусия - высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя).
  • Наварх - одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха «чуть ли не второй царской властью»). Навархом был, например, один из наиболее известных спартанских полководцев - Лисандр.
  • Гиппагреты - трое 30-летних юношей, избранных эфорами, и гиппеи, «всадники» - 300 юношей моложе 30 лет, избранных гиппагретами.

История

Доисторическая эпоха

На лаконские земли, где первоначально жили лелеги, прибыли ахейцы из царского рода, родственного Персеиде, место которых позднее заняли Пелопиды. После завоевания Пелопоннеса дорийцами, Лакония, наименее плодородная и незначительная область, вследствие обмана, досталась несовершеннолетним сыновьям Аристодема, Еврисфену и Проклу из рода Гераклидов. От них произошли династии Агиадов (от имени Агида, сына Еврисфена) и Еврипонтидов (от имени Еврипонта, внука Прокла).

Главным городом Лаконии вскоре стала Спарта, расположенная вблизи древних Амикл, которые, как и остальные ахейские города, потеряли свои политические права. Наряду с господствующими дорийцами спартиатами , население страны состояло из ахейцев, среди которых выделяли периэков (др.-греч. περίοικοι ) - лишённых политических прав, но лично свободных и имеющих право на владение собственностью, и илотов - лишённых своих земельных участков и обращённых в рабов. Долгое время Спарта ничем не выделялась среди дорических государств. Внешние войны она вела с соседними и городами. Подъём Спарты начался со времён Ликурга и Мессенских войн.

Архаическая эпоха

С победой в Мессенских войнах (743-723 и 685-668 гг. до н. э.) Спарте удалось окончательно покорить Мессению, после чего древние мессенцы были лишены своих земельных владений и обращены в илотов. О том, что внутри страны в это время не было покоя, свидетельствует насильственная смерть царя Полидора, расширение полномочий эфоров, что повлекло ограничение царской власти, и высылка парфений, которые под начальством Фаланфа основали в 707 году до н. э. . Однако, когда Спарта после тяжелых войн победила аркадян, особенно, когда вскоре после 660 год до н. э. заставила Тегею признать свою гегемонию, и по договору, который хранился на поставленной вблизи Алфеи колонне, вынудила заключить военный союз, с тех пор Спарта считалась в глазах народов первым государством Греции. Спартанцы импонировали своим почитателям тем, что пытались свергнуть тиранов, которые с VII века до н. э. появлялись почти во всех греческих государствах. Спартанцы способствовали изгнанию Кипселидов из и Писистратов из Афин, освободили Сикион, Фокиду и несколько островов Эгейского моря. Тем самым спартанцы приобрели себе в разных государствах благодарных и знатных сторонников.

Дольше всего соперничал со Спартой за первенство . Однако, когда спартанцы в 550 году до н. э. завоевали пограничную область Кинурии с городом Фиреей, царь Клеомен около 520 год до н. э. нанес аргивянам решительное поражение при Тиринфе, и с тех пор Аргос держался вдали от всех областей, которыми руководила Спарта.

Классическая эпоха

Прежде всего спартанцы заключили союз с Элидой и Тегеей, а затем привлекли на свою сторону полисы остального Пелопоннеса. В образовавшемся Пелопоннесском союзе гегемония принадлежала Спарте, которая осуществляла руководство на войне, а также являлась центром собраний и совещаний Союза. При этом она не посягала на независимость отдельных государств, которые сохраняли свою автономию. Также союзные государства не платили Спарте взносы (др.-греч. φόρος ), не существовало и постоянного союзного совета, но он при необходимости созывался в Спарте (др.-греч. παρακαλειν ). Спарта не пыталась распространить свою власть на весь Пелопоннес, но общая опасность во время Греко-персидских войн подтолкнула все государства, кроме Аргоса, перейти под начальство Спарты.С устранением непосредственной опасности спартанцы поняли, что им не под силу продолжать войну с персами далеко от своих границ, и, когда Павсаний и Леотихид опозорили спартанское имя, спартанцы были должны допустить, чтобы Афины взяли на себя дальнейшее руководство на войне, а сами ограничились Пелопоннесом. Со временем начало проявляться соперничество между Спартой и Афинами, вылившееся в Первую Пелопоннесскую войну, завершившееся Тридцатилетним миром.

Рост могущества Афин и их экспансия на запад в 431 году до н. э. привели к Пелопоннесской войне. Она сломила могущество Афин и привела к установлению гегемонии Спарты. Одновременно начали нарушаться устои Спарты - законодательство Ликурга.

Из стремления неграждан к полноправию в 397 году до н. э. произошло восстание Кинадона, не увенчавшееся успехом. Устоявшуюся в Греции власть Агесилай пытался распространить и на Малой Азии и успешно воевал против персов, пока персы не спровоцировали Коринфскую войну в 395 году до н. э. После нескольких неудач, особенно после поражения в морском сражении при Книде (394 год до н. э), Спарта, желая воспользоваться успехами оружия своих противников, уступила по Анталкидову миру царю Малую Азию, признала его посредником и судьей в греческих делах и, таким образом, под предлогом свободы всех государств, обеспечила за собой первенство в союзе с Персией. Только Фивы не подчинились этим условиям и лишили Спарту преимуществ позорного мира. Афины с победой при Наксосе в 376 году до н. э. заключили новый союз (см. Второй афинский морской союз), и Спарта в 372 году до н. э. формально уступила гегемонии. Ещё большее несчастье постигло Спарту в дальнейшей беотийской войне. Эпаминонд нанес окончательный удар городу восстановлением Мессении в 369 году до н. э. и образованием Мегалополя, поэтому в 365 году до н. э. спартанцы были вынуждены позволить своим союзникам заключить мир.

Эллинистическая и римская эпоха

С этого времени Спарта быстро начала приходить в упадок, а вследствие обеднения и обременения долгами граждан законы обратились в пустую форму. Союз с фокеянами, которым спартанцы послали помощь, но не предоставили действительной поддержки, вооружил против них Филиппа Македонского, который появился 334 год до н. э. в Пелопоннесе и утвердил независимость Мессении, Аргоса и Аркадии, однако, с другой стороны, не обратил внимания на то, что не были отправлены послы в Коринфские сборы. В отсутствие Александра Македонского царь Агис III с помощью денег, полученных от Дария, пытался сбросить македонское иго, но потерпел поражение от Антипатра при Мегалополисе и был убит в бою. То, что мало-помалу исчез также и знаменитый спартанский воинственный дух, показывает наличие укреплений города при приступах Деметрия Полиоркета (296 до н. э) и Пирра Эпирского (272 до н. э).

Попытка Агиса IV в 242 год до н. э. выработать с уничтожением долговых книг новый раздел поземельной собственности и увеличить число граждан, которое снизилось до 700, оказалась неудачной из-за корысти богатых. Осуществить это преобразование удалось в 226 до н. э. Клеомену III только после насильственного уничтожения эфора. Для Спарты в это время наступила, пожалуй, новая эра процветания, - Клеомен был близок к тому, чтобы установить свою власть над Пелопоннесом, но союз ахейцев с Македонией привел Антигона Досона в Пелопоннес. Поражение при Селласии в 222 год до н. э. и затем смерть Клеомена в положили конец государству Гераклидов. Антигон, правда, великодушно оставил спартанцам их независимость. После царствования незначительных правителей (Ликург, Хилон) восстали тираны, которые пользовались дурной славой, Маханид (211-207 годы до н. э) и Набис (206-192 годы до н. э).

Оба должны были уступить Филопемену, который в 192 год до н. э. включил Спарту в Ахейский союз, но в 189 год до н. э. строго наказал восставших спартанцев. Между тем 195 год до н. э. началась лаконская война. Жалобы угнетённых были услышаны римлянами, которые долгое время поддерживали взаимные распри, пока не признали своевременным покорить Грецию в 146 год до н. э. По Павсанию в римский период 18 городов Лаконии принадлежали к Элевтеролаконам, которых император Август освободил от владычества Спарты.

Государственный строй Спарты

В основу государственного строя Спарты был положен принцип единства полноправных граждан. Для этого государство строго регламентировало жизнь и быт спартанцев, сдерживала их имущественное расслоение. Основы государственного строя были заложены ретро (договором) легендарного царя Ликурга. Спартиаты были обязаны заниматься только военным искусством и спортом. Земледелие, ремесло и торговля стали делом илотов и периэков.

«Строй Ликурга» трансформировал военную демократию спартиатов в олигархическую рабовладельческую республику, которая сохранила черты родоплеменного строя. Во главе государства находились одновременно два царя - архагеты. Их власть была наследственной. Полномочия архагета сводились к военной власти, организации жертвоприношений и участия в совете старейшин.

Герусия (совет старейшин) состояла из двух архагетов и 28 геронтов, которых избирали пожизненно народным собранием из знатных граждан, достигших 60-летнего возраста. Герусия выполняла функции правительственного учреждения - готовила вопросы для обсуждения на народных собраниях, руководила внешней политикой, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях (включая преступления против архагета).

Коллегия эфоров (появилась в VIII веке до н. э) состояла из пяти достойных граждан, которых избирали на один год народным собранием. Сначала полномочия эфоров ограничивались судопроизводством по имущественным спорам. В VI веке до н. э их власть растет, они вытесняют герусии. Эфоры начали созывать герусии и народное собрание, руководить внешней политикой, осуществлять внутреннее управление государством и судопроизводство, контролировать должностных лиц (включая архагета).

Народное собрание (апелла) в Спарте отличались пассивностью. Право на участие в народном собрании имели полноправные граждане-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Сначала народное собрание созывалось архагетом, впоследствии руководство ими перешло к эфором. Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или отвергала предложенное решение. Голосование проводилось примитивно - криком или участники расходились по разные стороны и «на глаз» определялось большинство. Народное собрание имело законодательные права, право на избрание должностных лиц, решали также вопросы войны и мира.

Хроника

Ликург Спартанский - великий законодатель

Хилон - законодатель, один из Семи мудрецов

  • XI век до н. э. - возникновение города-государства Спарта.
  • X век до н. э. - территория Лаконии была завоевана дорийцами, которые часть прежних жителей-ахейцев превратили в периэков (политически бесправных, но граждански свободных), часть в илотов (государственных рабов); сами дорийцы составили господствующее сословие спартиатов.
  • IX век до н. э. - законодательство Ликурга делает из Спарты сильное военное государство, приобретшее гегемонию над Пелопоннесом и даже преобладание во всей Древней Греции, вплоть до периода греко-персидских войн.
  • 743 - 724 годы до н. э. - Первая Мессенская война. Спарта захватывает часть Мессении.
  • 685 - 668 годы до н. э. - Вторая Мессенская война. Спарта захватывает всю Мессению.
  • 545 год до н. э. - «Битва 300 чемпионов».
  • 499 - 449 до н. э. - Греко-персидские войны.
    • 480 год до н. э. - Фермопильское сражение. Подвиг трёхсот спартанцев.
    • 479 год до н. э. - Битва при Платеях. Окончательная победа спартанцев и их союзников.
  • 479 - 464 - война с Тегеатидой, закончившаяся победой Спарты.
  • 464 - 455 годы до н. э. - Третья Мессенская война (восстание илотов Мессении).
  • 460 - 445 годы до н. э. - Малая Пелопоннесская война. Раздел сфер влияния между и Спартой. Мирный договор на 25 лет.
    • 457 год до н. э. - Битва при Танагре. Победа спартанцев и их союзников.
  • 431 - 404 годы до н. э. - Пелопоннесская война. В соперничестве с афинянами спартанцы побеждают их и становятся доминирующим государством в Греции.
    • 427 год до н. э. - Взятие спартанцами Платей и уничтожение большей части населения.
    • 425 год до н. э. - Поражение спартанцев под Пилосом.
    • 422 год до н. э. - Битва при Амфиполе. Победа спартанцев и их союзников.
    • 418 год до н. э. - Битва при Мантинее. Победа спартанцев.
  • 395 - 387 годы до н. э. - Коринфская война. Победа Спарты и Персии.
  • 378 - 362 годы до н. э. - Беотийская война между Беотийским союзом во главе с Фивами и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой. В этой войне никто не победил, но обе стороны были существенно ослаблены.
    • 371 год до н. э. - Битва при Левктрах. Спарта теряет своё преобладание в войне с Фивами.
    • 362 год до н. э. - Битва при Мантинее. Битва закончилась победой спартанцев.
  • 331 год до н. э. - Война Спарты и Македонии.
    • 331 год до н. э. - Битва при Мегалополе. Поражение Спарты и её союзников.
  • 279 год до н. э. - Вторжение галатов в Грецию. Вторая битва при Фермопилах с участием спартанцев.
  • 245 - 241 годы до н. э. - попытка реформ Агиса, закончившаяся неудачей.
  • 235 - 221 годы до н. э. - попытка реформ Клеомена, которые были весьма успешными, но были отменены македонским царём Антигоном III, после военного поражения Спарты в битве при Селласии.
  • 229 - 222 годы до н. э. - Клеоменова война. Война Спарты против Ахейского союза и Македонии за гегемонию на Пелопоннесе.
    • 222 год до н. э. - Спарта в битве при Селласии терпит тяжёлое поражение. Спарту силой включают в Эллинский союз.
  • 220 - 217 годы до н. э. - Союзническая война, в которой Спарта выступила как союзник Этолийского союза против Эллинского союза.
  • 215 - 205 годы до н. э. - Первая Македонская война.
    • 207 год до н. э. - Битва при Мантинее. Битва закончилась поражением спартанцев и гибелью их царя Маханида.
  • 204 год до н. э. - спартанцы неудачно пытаются захватить Мегалополь.
  • 201 год до н. э. - спартанцы вторгаются в Мессению, но терпят поражение у Тегеи.
  • 195 год до н. э. - Лаконская война, поражение Спарты и присоединение её к Ахейскому союзу.
  • 147 год до н. э. - Спарта выходит из Ахейского союза и получает поддержку Рима. Начинается Ахейская война.
  • 146 год до н. э. - вся Греция попадает под власть Рима и становится римской провинцией Ахея. Спарта и при этом получили права самоуправления в пределах своей территории в знак памяти об их былой славе.

Сословия

Аристократия:

  • Гомеи (буквально «равные») - полноправные граждане, именно они чаще всего именуются спартанцами и спартиатами
    • Парфении (буквально «девой рождённые») - потомки детей незамужних спартанок. Согласно Аристотелю, они являлись гражданами второго сорта, но входили в число гомеев, то есть аристократов. Сословие появилось во время 20-летней Первой Мессенской войны, затем было выселено в

Народ:

  • Гипомейоны (буквально «опустившиеся») - обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав
  • Мофаки (буквально «выскочки») - дети не-гомеев, получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства
  • Неодамоды (буквально «новые граждане») - бывшие илоты (из числа лаконских), получившие неполное гражданство (сословие появилось во время Пелопоннесской Войны)
  • Периэки - свободные не-граждане (примерный аналог афинских метеков)

Зависимые земледельцы:

  • Лаконские илоты (жившие в Лаконии) - государственные рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопоннесской войны также и неполное гражданство: см. выше неодамоды )
  • Мессенские илоты (жившие в Мессении) - государственные рабы, в отличие от прочих рабов имевшие свою общину, что позднее после обретения независимости Мессении послужило основанием для признания их свободными эллинами.
  • Эпейнакты - илоты, получившие свободу за брак с вдовами спартанцев
  • Эриктеры и деспоионавты - илоты, допущенные к оказанию услуг своим господам в армии и на флоте
  • Афеты и адеспоты - отпущенные на волю илоты.

Армия Спарты

Впервые спартанская армия упоминается в Илиаде. В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время.

Вооружение спартанца составляли копьё, короткий меч, круглый щит, шлем, панцирь и поножи. Общий вес вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооружённый пехотинец назывался гоплитом. В состав спартанского войска включались и бойцы вспомогательных частей, чьё вооружение составляло лёгкое копьё, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли гоплиты, имевшие численность порядка 5-6 тысяч человек.

Что касается конницы, то так называемые «всадники» хоть и состояли из граждан, способных позволить себе покупку и содержание лошади, тем не менее сражались исключительно в пешем строю в составе фаланги, составляя отряд царской гвардии численностью в 300 человек (именно такой отряд погиб в знаменитой битве при Фермопилах вместе с царём Леонидом). По мнению некоторых учёных, этот отряд в мирное время мог выполнять функции военной полиции, играя основную роль в подавлении восстаний рабов и в криптиях.

В отличие от других греческих государств, спартанцы не имели военных формирований, составленных из любовников .

Система воспитания

Рождение

Согласно легенде, ущербных и физически обреченных младенцев сбрасывали в ущелье с горы Тайгет (своего рода примитивная форма евгеники). Однако некоторые археологи отмечают, что в пропасти, куда якобы сбрасывали спартанских детей, были найдены только взрослые останки, что ставит под сомнение существование такой практики в Спарте.. С другой стороны, убийство детей (не обязательно путем сбрасывания со скалы) имело место по всей Греции, включая Афины.

Воспитание

Воспитание молодого поколения считалось в классической Спарте (до IV в. до н. э.) делом государственной важности. Система воспитания была подчинена задаче физического развития граждан-воинов. Среди моральных качеств упор делался на решительность, стойкость и преданность. С 7 до 20 лет сыновья вольных граждан жили в интернатах военного типа. Помимо физических упражнений и закаливания, практиковались военные игры, занятия музыкой и пением. Вырабатывались навыки чёткой и краткой речи («лаконичной» - от Лакония). Все дети в Спарте считались собственностью государства. Суровое воспитание, ориентированное на выносливость, и сейчас называют спартанским.

Наследие Спарты

Самое значимое наследство Спарта оставила в военном деле. Дисциплина - необходимый элемент любой современной армии.

Значительное влияние Спарта оказала и на гуманитарные сферы человеческой жизни. Спартанское государство - прообраз идеального, по мнению Платона, государства, описанного в его «Диалогах». Отвага «трехсот спартанцев» в битве при Фермопилах была темой многих литературных произведений и современных кинолент. Слово лаконичный , означающее немногословного человека, происходит от названия страны спартанцев Лаконии.

Знаменитые спартанцы

  • Агесилай II - царь Спарты с 401 года до н. э., выдающийся полководец древнего мира.
  • Агис IV - царь-реформатор, казнённый за попытку раздачи земель 100 богатейших семей спартанцам, урезанным в гражданских правах по причине бедности.
  • Алкман - спартанский поэт и музыкант.
  • Демарат - царь Спарты с 515-510 гг. до н. э. по 491 г. до н. э. из рода Эврипонтидов; потерпев поражение во внутренней политической борьбе, бежал в Персию через Элиду и Закинф к царю Дарию под видом поездки в Дельфы. В 480 г. до н. э. сопровождал персидского царя Ксеркса в его походе против Эллады.
  • Клеомен I - царь Спарты с 525-517 гг. до н. э. по 490 г до н. э. из рода Агиадов, при нём началось ограничение военной власти царей Спарты (введён закон эфорами о командовании войсками одним царём), он же и устранил Демарата поставив на его место Леотихида II (побочная ветвь Эврипонтидов). Избавление от Демарата самая удачная политическая интрига Клеомена I.
  • Ксенофонт - историк, родившийся в Афинах, но получивший лаконское гражданство за величайшие заслуги перед Спартой.
  • Киниска - первая женщина, победившая в олимпиаде, прислав на игры свою колесницу.
  • Клеомен III - царь-реформатор, едва не сокрушивший Ахейский союз.
  • Ксантипп - военачальник из Спарты, живший в III веке до н. э., во время Пунических войн был нанят правителями Карфагена, провёл реформу Карфагенской армии, в 255 до н. э. одержал полную победу над легионами римского военачальника Регула.
  • Леонид I - царь, погибший во главе отряда из 300 спартанцев и воинов из других греческих городов в битве при Фермопилах против войска персидского царя Ксеркса.
  • Ликург - законодатель.
  • Лисандр - наварх Спарты в период её величайшего могущества, превзошедший (на короткое время) своей властью царей; создатель Спартанской державы.
  • Павсаний - царь Спарты, политический оппонент Лисандра, восстановил демократию в .
  • Телевтий - наварх Спарты, брат царя Агесилая. Принимал деятельное участие в Коринфской войне.
  • Терпандр - спартанский поэт и музыкант.
  • Тиртей - спартанский поэт.
  • Тисамен Элейский - знаменитый жрец-прорицатель и атлет.
  • Хилон - законодатель.

Художественный образ Спарты

Луиджи Муссини. Спартанский мальчик наблюдает последствия чрезмерного потребления алкоголя, 1850

Романы Спарты

  • Асимакопулос, Костас. Убийства в Спарте; Король и Статуя; Алтана из Парги: Романы. Пер. с греческого В. Соколюка. М.: Изд. «Радуга», 1994. (Роман «Убийства в Спарте» удостоен греческой литературной премии им. Менелаоса Лудемиса; события развиваются в III в. до н. э.; роман представляет собой беллетризированную биографию спартанского царя-реформатора Агиса IV.)
  • Йерби, Фрэнк. Изгнанник из Спарты: Роман. Пер. Е. Комиссарова и Т. Шишовой. Минск: Изд. Вагриус, 1993.
  • Ефремов И. А. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 6. Таис Афинская: Ист.роман. - М.: Современный писатель, 1992.

Лирика

  • Кавафис, Константинос. Лирика. Пер. с новогреческого. М.: Художественная литература, 1984. (Константинос Кавафис (1863-1933 гг.) - известный греческий поэт; в указанном сборнике среди прочего опубликовано несколько стихов, посвященных древней Спарте, например: «Фермопилы», «Демарат», «В Спарте», «Мужайся, царь лакедемонян», «В 200 году до нашей эры».)

Кинематограф

  • Триста спартанцев (1962)
  • Гладиаторы Спарты (1964)
  • 300 спартанцев (2007)
  • 300 спартанцев: Расцвет империи (2013)

Живопись

  • Луиджи Муссини. Спартанский мальчик наблюдает последствия чрезмерного потребления алкоголя (1850).

Компьютерные игры

  • Sparta: War of Empires - Браузерная онлайн стратегия во времена великой Спарты.
  • В God of War главный герой игры - спартанский военачальник Кратос.
  • В Rome: Total War Спарта выступает столицей греческого государства 200-х годов до н. э.
  • 300: March to Glory.
  • Атлантика онлайн Спартанец является одним из наёмников.
  • Ancient wars - Sparta Отдельная кампания за спартанцев.
  • В играх серии Halo Спартанцы - элитные суперсолдаты, защищающие Человечество от инопланетян.
  • Легион 3: Спартанцы.
  • В Sid Meier’s Alpha Centauri Спарта - одна из основных фракций, ведущих борьбу за господство на планете.
  • В Rise and Fall: Civilizations at War спартанец-один из военных юнитов цивилизации древних греков.
  • В сериях игр Metro 2033 и Metro Last Light Спарта является военизированным орденом.
  • В Starcraft II: Wings of Liberty отряд наёмников, оставшихся после появления в секторе Копрулу войск ОЗД носит название «Отряд спартанцев».
  • В Total War: Rome II Спарта представлена одной из игровых фракций.

Слава Спарты – пелопонесского города в Лаконии – в исторических хрониках и мире очень громкая. Это был один из известнейших полисов Древней Греции, который не знал смут и гражданских потрясений, а его армия никогда не отступала перед врагами.

Спарта была основана Лакедемоном, царствовавшим в Лаконии за полторы тысячи лет до Рождества Христова и назвавший город именем своей жены. В первые столетия существования города вокруг него не было никаких стен: они были возведены лишь при тиране Навизе. Правда, поздней они были разрушены, но Аппий Клавдий в скором времени воздвиг новые.

Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга, время жизни которого приходится приблизительно на первую половину VII столетия до н. э. Население древней Спарты по своему составу разделялось в те времена на три группы: спартанцев, периэков и илотов. Спартанцы проживали в самой Спарте и пользовались всеми правами гражданства своего города-государства: им необходимо было выполнять все требования закона и они были допущены ко всем почетным общественным должностям. Занятие земледелием и ремеслом хоть и не было запрещено этому сословию, но не отвечало образу воспитания спартанцев и поэтому презиралось ими.

Большая часть земель Лаконии была в их распоряжении ее для них возделывали илоты. Чтобы владеть земельным участком, спартанцу было необходимо выполнить два требования: в точности следовать всем правилам дисциплины и предоставлять определенную часть дохода для сиссития – общественного стола: ячменную муку, вино, сыр и т. д.

Дичь добывали охотой в государственных лесах; сверх того каждый, приносящий жертву богам, посылал в сисситий часть туши жертвенного животного. Нарушение или невыполнение этих правил (по любой причине) приводило к потере прав гражданства. Все полноправные граждане древней Спарты, от мала до велика, должны были участвовать в этих обедах, при этом ни у кого не было никаких преимуществ и привилегий.

Круг периэков составляли также люди свободные, но они не были полноправными гражданами Спарты. Периэки населяли все города Лаконии, кроме Спарты, которая принадлежала исключительно спартанцам. Они не составляли политически целого города-государства, так как управление в своих городах получали только из Спарты. Периэки различных городов были независимы друг от друга, и в то же время каждый из них был в зависимости от Спарты.

Илоты составляли сельское население Лаконии: они были рабами тех земель, которые обрабатывали в пользу спартанцев и периэков. Илоты жили и в городах, но городская жизнь не была характерна для илотов. Им разрешалось иметь дом, жену и семью, продавать илота вне владений запрещалось. Некоторые ученые считают, что продажа илотов вообще была невозможной, так как они были собственностью государства, а не отдельных лиц. До наших времен дошли некоторые сведения о жестоком обращении спартанцев с илотами, хотя опять же некоторые из ученых полагают, что в таком отношении больше проглядывало презрение.


Плутарх сообщает, что каждый год (в силу постановлений Ликурга) эфоры торжественно объявляли войну против илотов. Молодые спартанцы, вооружившись кинжалами, ходили по всей Лаконии и истребляли несчастных илотов. Но со временем учеными было установлено, что такой способ истребления илотов был узаконен не во время Ликурга, а только после Первой Мессенской войны, когда илоты стали опасными для государства.

Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная свой рассказ о жизни и законах Ликурга, предупредил читателя, что ничего достоверного сообщить о них невозможно. И все-же он не сомневался в том, что этот политический деятель был лицом историческим.

Большая часть ученых нового времени считают Ликурга личностью легендарной: одним из первых еще в 1820-е годы засомневался в его историческом существовании известный немецкий историк античности К.О.Мюллер. Он предположил, что так называемые «законы Ликурга» намного древней своего законодателя, так как это не столько законы, сколько древние народные обычаи, уходящие своими корнями в далекое прошлое дорийцев и всех других эллинов.

Многие из ученых (У.Виламовиц, Э.Мейер и др.) сохранившееся в нескольких вариантах жизнеописание спартанского законодателя рассматривают как позднюю переработку мифа о древнем лаконском божестве Ликурге. Приверженцы этого направления поставили под сомнение и само существование «законодательства» в древней Спарте. Обычаи и правила, которые регулировали повседневную жизнь спартанцев, Э.Мейер классифицировал как «житейский уклад дорийской племенной общины», из которой почти без всяких изменений и выросла классическая Спарта.

Но результаты археологических раскопок, которые проводились в 1906-1910-х годах английской археологической экспедицией в Спарте, послужили поводом к частичной реабилитации античного предания о законодательстве Ликурга. Англичане исследовали святилище Артемиды Орфии – один из самых древних храмов Спарты – и обнаружили много художественных произведений местного производства: замечательные образцы расписной керамики, уникальные терракотовые маски (больше нигде не встречающиеся), предметы из бронзы, золота, янтаря и слоновой кости.

Эти находки в большинстве своем как-то не вязались с представлениями о суровой и аскетичной жизни спартанцев, о почти совершенной изоляции их города от всего остального мира. И тогда ученые предположили, что законы Ликурга в VII столетии до н. э. еще не были пущены в действие и хозяйственное и культурное развитие Спарты шло так же, как и развитие других греческих государств. Только к концу VI столетия до н. э. Спарта замыкается в себе и превращается в тот город-государство, каким его знали античные писатели.

Из-за угроз мятежа илотов, обстановка тогда была беспокойной, и потому «инициаторы реформ» могли прибегнуть (как это нередко бывало в древние времена) к авторитету какого-то героя или божества. В Спарте на эту роль был избран Ликург, который мало-помалу из божества стал превращаться в исторического законодателя, хотя представления о его божественном происхождении сохранялись до времен Геродота.

Ликургу довелось приводить в порядок народ жестокий и возмутительный, потому надо было научить его сопротивляться натиску других государств, а для этого сделать всех искусными воинами. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления спартанской общиной. Античные писатели утверждали, что он создал Совет старейшин (герусию) из 28 человек. Старейшины (геронты) избирались апеллой – народным собранием; в герусию входили и два царя, одной из основных обязанностей которых было командование армией во время войны.

Из описаний Павсания мы знаем, что периодом наиболее интенсивной строительной деятельности в истории Спарты был VI столетие до н. э. В это время в городе были возведены храм Афины Меднодомной на акрополе, портик Скиада, так называемый «трон Аполлона» и другие постройки. Но на Фукидида, видевшего Спарту в последней четверти V столетия до н. э., город произвел самое безотрадное впечатление.

На фоне роскоши и величия афинского зодчества времен Перикла Спарта казалась уже невзрачным провинциальным городком. Сами же спартанцы, не боясь прослыть старомодными, не перестали поклоняться архаичным каменным и деревянным идолам в то время, когда в других эллинских городах создавали свои шедевры Фидий, Мирон, Пракситель и другие выдающиеся скульпторы Древней Греции.

Во второй половине VI столетия до н. э. наступило заметное охлаждение спартанцев к Олимпийским играм. До того они принимали в них самое активное участие и составляли более половины победителей, причем во всех основных видах соревнований. В последствии, за все время с 548 до 480 года до н. э., победу одержал лишь один представитель Спарты – царь Демарат – и только в одном виде состязаний – скачках на ипподроме.

Чтобы добиться согласия и мира в Спарте, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в своем государстве. Он запретил употреблять золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, а вместо них ввел железные деньги в виде оболов. На них покупалось лишь то, что производилось в самой Спарте; кроме этого, они были настолько тяжелыми, что даже небольшую сумму следовало перевозить на повозке.

Ликург предписал и уклад домашней жизни: все спартанцы, от простого гражданина до царя, должны были жить в абсолютно одинаковых условиях. В специальном предписании указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить: она должна была быть такой простой, чтобы не было места никакой роскоши. Даже еда должна была быть у всех одинаковая.

Таким образом, в Спарте постепенно богатство потеряло всякий смысл, так как пользоваться им было невозможно: граждане меньше начали думать о добре собственном, а больше о государственном. Нигде в Спарте бедность не соседствовала с богатством, как следствие, не было зависти, соперничества и других корыстолюбивых страстей, изнуряющих человека. Не было и жадности, которая частную пользу противопоставляет государственному благу и вооружает одного гражданина против другого.

Одного из спартанских юношей, который за бесценок приобрел землю, предали суду. В обвинении было сказано, что он еще очень молод, а уже соблазнился выгодой, в то время как корысть – враг каждого жителя Спарты.

Воспитание детей считалось в Спарте одной из основных обязанностей гражданина. Спартанца, у которого было три сына, освобождали от несения сторожевой службы, а отца пятерых – от всех существовавших обязанностей.

С 7-и летнего возраста спартанец уже не принадлежал своей семье: дети были отделены от родителей и начинали общественную жизнь. С этого момента они воспитывались в особых отрядах (агелах), где за ними надзирали не только сограждане, но и специально приставленные цензоры. Детей обучали читать и писать, приучали подолгу молчать, а говорить лаконично – кратко и четко.

Гимнастические и спортивные упражнения должны были развивать в них ловкость и силу; чтобы в движениях была гармония, юноши обязаны были участвовать в хоровых плясках; охота в лесах Лаконии вырабатывала терпение к тяжким испытаниям. Кормили детей довольно скудно, потому недостаток в пище они восполняли не только охотой, но и кражей, так как их приучали и к воровству; однако если кто попадался, то били нещадно – не за кражу, а за неловкость.

Достигнувших 16-ти летнего возраста юношей подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды: их жестоко секли, они же должны были молчать. Даже самый малый вскрик или стон способствовали продолжению наказания: некоторые не выдерживали испытания и умирали.

В Спарте был закон, по которому никто не должен был быть полней, чем это необходимо. По этому закону все юноши, не достигшие еще гражданских прав, показывались эфорам – членам выборной комиссии. Если юноши были крепки и сильны, то их удостаивали похвалы; юношей, чье тело считали слишком дряблым и рыхлым, били палками, так как их вид позорил Спарту и ее законы.

Плутарх и Ксенофонт писали, что Ликург узаконил, чтобы и женщины выполняли те же самые упражнения, что и мужчины, и сделались через то крепкими и могли рожать крепкое и здоровое потомство. Таким образом, спартанские женщины были достойны своих мужей, так как также подчинялись суровому воспитанию.

Женщины древней Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены. Если в грудь, то женщины с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей в отчих гробницах. Если же видели раны на спине, то, рыдая от стыда, торопились скрыться, предоставив хоронить убитых другим.

Брак в Спарте также подчинялся закону: личные чувства не имели никакого значения, потому как все это было дело государственное. В брак могли вступать юноши и девушки, физиологическое развитие которых соответствовало друг другу и от которых можно было ожидать здоровых детей: брак между лицами неравных комплекций не допускали.

Но у Аристотеля о положении спартанских женщин говорится совсем иначе: в то время как спартанцы вели строгую, почти аскетическую жизнь, жены их предавались в своем доме необыкновенной роскоши. Это обстоятельство заставляло мужчин добывать деньги зачастую нечестными путями, потому как прямые средства были им запрещены. Аристотель писал, что Ликург пытался и спартанских женщин подчинить такой же строгой дисциплине, но встретился с их стороны с решительным отпором.

Предоставленные сами себе, женщины сделались своевольными, предались роскоши и распущенности, они даже начали вмешиваться в государственные дела, что в конце концов привело в Спарте к настоящей гинекократии. «Да и какая разница, – с горечью вопрошает Аристотель, – правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?» В вину спартанкам ставилось то, что они вели себя дерзко и нахально и позволяли себе роскошествовать, чем бросали вызов строгим нормам государственной дисциплины и морали.

Чтобы охранить свое законодательство от иноземного влияния, Ликург ограничил связи Спарты с иностранцами. Без разрешения, которое давали лишь в случаях особой важности, спартанец не мог покинуть города и выехать за границу. Иностранцам также было запрещено появляться в Спарте. Негостеприимство Спарты было самым известным явлением в древнем мире.

Граждане древней Спарты представляли из себя что-то вроде военного гарнизона, постоянно упражнявшегося и всегда готового к войне или с илотами, или с внешним врагом. Законодательство Ликурга приняло исключительно военный характер еще и потому, что то были времена, когда отсутствовали общественная и личная безопасность, отсутствовали вообще все начала, на которых зиждется государственное спокойствие. Кроме этого, дорийцы в весьма незначительном числе осели в стране покоренных ими илотов и были окружены полупокоренными или совсем не покоренными ахейцами, потому только битвами и победами они могли держаться.

Такое суровое воспитание, на первый взгляд, могло представить жизнь древней Спарты очень скучной, а сам народ несчастным. Но из сочинений древнегреческих авторов видно, что столь необычные законы сделали спартанцев самым благополучным народом в древнем мире, потому что везде господствовало лишь соперничество в приобретении добродетелей.

Существовало предсказание, по которому Спарта останется сильным и могущественным государством, пока будет следовать законам Ликурга и останется равнодушной к золоту и серебру. После войны с Афинами спартанцы привезли в свой город деньги, которые соблазнили жителей Спарты и заставили их отступить от законов Ликурга. И с этого момента доблесть их начала постепенно угасать…

Аристотель же считает, что именно ненормальное положение женщин в спартанском обществе привело к тому, что Спарта во второй половине IV столетия до н. э. страшно обезлюдела и лишилась своей былой военной мощи.

Спарта – древнее государство в Греции, известное ныне во всем мире. Такие понятия как «спартанец», «спартанский» пошли именно от Спарты. Всем известен также обычай спартанцев убивать слабых детей, для поддержания генофонда нации.

Сейчас Спарта это небольшой городок в Греции, центр нома Лакония, расположенного в области Пелопоннес. А раньше Спартанское государство было одним из основных претендентов на главенство в древнегреческом мире. Некоторые вехи истории Спарты воспеты в произведениях Гомера, среди которых выдающаяся «Илиада». Кроме того, все мы знаем фильмы «300 спартанцев» и «Троя», сюжет которых также затрагивает некоторые исторические события с участием Спарты.

Официально Спарта называлась Лакедемон, отсюда и пошло название нома Лакония. Возникновение Спарты относят к 11 веку до нашей эры. Спустя некоторое время местность, в которой располагался город-государство, была завоевана дорийскими племенами, которые, ассимилировавшись с местными ахейцами, и стали спартакиатами в известном нам смысле. Прежние жители города были превращены в рабов-илотов.

Одной из ключевых фигур становления Спарты как сильного государства является Ликург, правивший городом в 9-м веке до нашей эры. До появления Ликурга Спарта, Греция мало чем отличалась от других древнегреческих городов-государств, здесь также было развито искусство, торговля, ремесла. О высокой культуре спартанского государство говорит и поэзия его поэтов. Однако с приходом к власти Ликурга ситуация в корне поменялась, приоритет в развитии получило военное искусство. С этого момента Лакедемон преобразился в могущественное военное государство.

Начиная с 8-го века до нашей эры, Спарта начала вести захватнические войны на Пелопоннесе, покоряя своих соседей один за другим. Так, до наших дней дошла слава о так называемых Мессенских войнах, 1-й и 2-й, по результатам которых победила Спарта. Граждане Мессении были превращены в рабов-илотов. Таким же образом были завоеваны Аргос и Аркадия.

После череды военных операций по захвату работ и новых территорий, Лакедемон перешел к установлению дипломатических отношений с соседями. Путем заключения договоров Лакедемон стал во главе союза Пелопонесских государств - могущественного образования Древней Греции.

Создание Спартой Пелопонесского союза государств послужило прообразом будущего альянса с Афинами для отпора угрозы персидского вторжения. Во время войны с Персией в 5-м веке до нашей эры произошло знаменитое Фермопильское сражение, которое послужило источником для сюжета знаменитого американского фильма «300 спартанцев». И хотя сюжет фильма далек от исторической действительности, благодаря нему миллионы людей во всем мире узнали об этом сражении.

Невзирая на совместную победу в войне с персами, союз Афин и Спарты долго не продержался. В 431-м году до нашей эры разразилась так называемая Пелопонесская война, в которой, спустя несколько десятилетий, победу одержало Спартанское государство.

Однако, не все в Древней Греции были довольны верховенством Лакедемона и через 50 лет после Пелопонесской войны разразилась новая война. На этот раз соперниками спартанцев стали Фивы с союзниками, которым удалось нанести серьезное поражение Спарте, после чего могущество государства спартанцев было утрачено. Стоит отметить, что между этими двумя кровопролитными и жестокими войнами за господство на полуострове спартанцы не сидели без дела, практически все это время велись войны против различных городов-государств Древней Греции, которые в конечном итоге подкосили силы Лакедемона.

После поражения от Фив, Лакедемон вел еще несколько войн. Среди которых война с Македонией в 4-м веке до нашей эры, принесшая поражение спартанцам, война с вторгшимися галатами в начале 3-го века до нашей эры. Также спартанцы боролись за господство на Пелопоннесе с вновь созданным Ахейским союзом, а несколько позже, уже в начале 2-го века до нашей эры, они были участниками Лаконской войны. Все эти сражения и войны наглядно показывали сильный упадок былого могущества Спартанского государства. В конце концов, Спарта, Греция была насильно включена в состав Древнего Рима, вместе с другими древнегреческими государствами. Так закончился самостоятельный период истории гордого и воинственного государства. Спарта - древнее государство в Греции прекратило свое существование, став одной из провинций Древнего Рима.

Устройство древнего Спартанского государства существенно отличалось от других древнегреческих городов-полисов. Так, правителями Лакедемона были два царя из двух династий - Агидов и Эврипонтидов. Они управляли государством вместе с советом старейшин, так называемой герусией, в которую входили 28 человек. Состав герусии был пожизненным. Кроме того, важные государственные решения принимались на всенародном собрании, называвшемся апелле. Участвовать в собрании принимали только свободные граждане, достигшие 30-ти лет и обладавшие достаточными денежными средствами. Несколько позже возник государственный орган эфоров, куда входили 5 чиновников от 5-ти спартанских областей, которые в совокупности власти имели больше чем цари.

Население Спартанского государства было классово неравноправным: спартанцы, периэки - вольные жители из близлежащих городов, не имеющие права голоса и илоты - государственные рабы. Спартанцы должны были заниматься исключительно войной, им нельзя было участвовать в торговле, ремеслах и сельском хозяйстве, все это было отдано на откуп периэкам. Имения спартанцев обрабатывали арендованные у государства илоты. Во времена расцвета Спартанского государства спартанцев было в 5 раз меньше чем периэков и в 10 раз меньше чем илотов.

Такой была древняя Sparta, от которой ныне остались развалины ее сооружений, неувядаемая слава государства-воина и небольшой городов с одноименным названием на юге Пелопоннеса.

Спарта

Спартанский образ жизни хорошо описал Ксенофонт в своем произведении: «Лакедемонская политика». Он писал, что в большинстве государств каждый обогащается, как только может, не брезгуя никакими средствами. В Спарте, напротив, законодатель с присущей ему мудростью лишил богатство всякой привлекательности. Все спартариаты – бедные и богатые ведут совершенно одинаковый образ жизни, одинаково питаются за общим столом, носят одинаково скромную одежду, их дети без всяких различий и поблажек военной муштре. Так что приобретательство лишено в Спарте всякого смысла. Деньги Ликург (спартанский царь) превратил в посмешище: настолько они неудобны. От сюда и выражение «спартанский образ жизни», означает - простой, без всяких излишеств, сдержанный, строгий и суровый.

Случайные фото природы
Все древние классики от Геродота и Аристотеля и до Плутарха сходились на том, что до прихода Ликурга к управлению Спартой существующие там порядки были безобразными. И что худших законов не было ни в одном из тогдашних греческих городов-государств. Ситуация усугублялась тем, что спартанцы должны были постоянно удерживать в повиновении массы коренного греческого населения некогда покоренных земель, превращенного в рабов или полузависимых данников. Само собой разумеется, что внутриполитические конфликты создавали угрозу самому существованию государства.

В древней Спарте существовала причудливая смесь тоталитаризма и демократии. Основоположник «спартанского образа жизни» легендарный реформатор древности Ликург создал, по мнению многих исследователей, прототип как социал-коммунистических, так и фашистских политических систем ХХ в. Ликург не только преобразовал политическую и хозяйственно-экономическую систему Спарты, но и полностью регламентировал личную жизнь сограждан. Суровые меры по «исправлению нравов» предполагали, в частности, решительное искоренение «частнособственнических» пороков - алчности и корыстолюбия, для чего были почти полностью обесценены деньги.

Ликурговы помыслы, таким образом, не просто преследовали цель навести порядок, но были также призваны решить проблему национальной безопасности Спартанской державы.

История возникновения Спарты
Спарта, главный город области Лакония, находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония (Лаконика) - сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемон, поэтому обитателей этой местности часто именовали "лакедемонянами", что равнозначно словам "спартанец" или "спартиат".

С VIII века до н.э. Спарта начала расширяться за счет покорения соседей - других греческих городов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов.

Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными греческими городами-государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать ок. 550 до н.э., оформился ок. 510-500 до н.э.) Спарта фактически превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.

Конфликт между двумя величайшими государствами Греции, Спартой и Афинами, сухопутной и морской державой, был неизбежен, и в 431 до н.э. разразилась Пелопоннесская война. В конечном счете, в 404 до н.э. Спарта взяла верх.

Недовольство спартанским засильем в Греции привело к новой войне. Фиванцы и их союзники во главе с Эпаминондом нанесли спартанцам тяжелое поражение и Спарта стала терять былое могущество.

Спарта обладала особым политическим и социальным устройством. Во главе спартанского государства издавна стояли два наследственных царя. Они проводили заседания вместе с герусией - советом старейшин, в который пожизненно избирались 28 человек старше 60 лет. В народном собрании (апелле) участвовали все спартанцы, достигшие 30 лет и имевшие достаточно средств для того, чтобы исполнять то, что считалось необходимым для гражданина, в частности, вносить свою долю на участие в совместных трапезах (фидитиях). Позднее возник институт эфоров, пяти чиновников, которых избирало собрание, по одному от каждой области Спарты. Пять эфоров имели власть, превосходившую власть царей.

Тип цивилизации, который именуется теперь "спартанским", не характерен для ранней Спарты. До 600 до н.э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия спартанских поэтов Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни приписывается Ликургу – наследственному царю Спарты.

Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки ("живущие рядом") - выходцы из союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты – рабы спартанцев.

Голосовать и входить в органы управления могли исключительно спартиаты. Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения прибыли, использовать золотые и серебряные монеты. Земельные участки спартиатов, обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных потребностей. Спартанцы-хозяева не имели права освобождать или продавать прикрепленных к ним илотов; илоты давались спартанцам как бы во временное пользование и являлись собственностью спартанского государства. В отличие от обыкновенного раба, который не мог иметь никакой собственности, илоты имели право на ту часть произведенных на своем участке продуктов, которая оставалась после уплаты фиксированой доли урожая спартанцам. Для предотвращения восстаний имевших численный перевес илотов и поддержания боеготовности собственных граждан постоянно устраивались тайные вылазки (криптии) с целью убийства илотов.

Торговлей и производством занимались периэки. Они не участвовали в политической жизни Спарты, но обладали некоторыми правами, а также привилегией служить в армии.

Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать все свое время физическим упражнениям и военному делу. К 600 до н.э. насчитывалось около 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число илотов превосходило число граждан уже в 15 раз.

Войны и экономические невзгоды сокращали численность спартиатов. Во время греко-персидских войн (480 до н.э.) Спарта выставила ок. 5000 спартиатов, но столетием позднее в битве при Левктре (371 до н.э.) их сражалось только 2000. Упоминается, что в 3 в. в Спарте насчитывалось лишь 700 граждан.

Спартанское воспитание
Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. При рождении всех детей подвергали осмотру старейшин, которые решали здоровы ли они, сильны и не увечны ли. В последнем случае дети, как не могущие стать способными орудием государства, обрекались на гибель, для чего сбрасывались в пропасть с Тайгетской скалы. Если же они были здоровы, то возвращались родителям на воспитание, которое длилось до 6 лет.

Воспитание было крайне суровым. С 7 лет ребенок полностью принадлежал власти государства, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям, в ходе которых допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. Все городские мальчики разделялись на разряды и классы и жили вместе под наблюдением назначенных государством надзирателей. Надзиратели, в свою очередь, со всеми подчиненными находились под начальством главного надзирателя – педонома. Эту должность обычно занимал один из знатнейших и почетнейших граждан. Этим совместным воспитанием достигалось то, что все дети были проникнуты одним общим духом и направлением. Кроме гимнастики спартанцев учили в школе играть на флейте и петь религиозные воинственные гимны. Скромность и уважение к старшим были первым долгом молодых людей.

Детей воспитывали в величайшей простоте и умеренности, подвергали всякого рода лишениям. Пища их была дурна и настолько недостаточна, что они должны были сами добывать себе недостающее пропитание. Для этого а также для развития в молодых спартиатах находчивости и ловкости, им позволялось безнаказанно красть что-либо из съестного, но если вор попадался, то его больно наказывали. Одежда детей состояла из простого плаща, и они всегда ходили босиком. Спали на сене, соломе или тростнике, собираемом ими самими из реки Эврот. Ежегодно в праздник Артемиды мальчиков секли до крови, и некоторые из них падали мертвыми, не произнеся ни одного звука, не издав ни одного жалобного стона. Этим думали достигнуть того, что вышедшие из таких мальчиков мужчины не будут бояться в сражении ни ран, ни смерти.

По истечении испытательного срока, в 15 лет подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пятиборье (пенатлон) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели и взрослые. Спартанские юноши обыкновенно ходили по улицам тихим, ровным шагом, с опущенным взором и, держа руки под плащом (последнее считалось в Греции признаком скромности). Они с детства приучались не плодить речей, а отвечать коротко и сильно. Отсюда подобные ответы и теперь называются «лаконичными».

В двадцать лет спартиат оканчивал свое воспитание и поступал в войско. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком.

В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином, мог законно жениться и участвовать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гимнасии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии. Брак заключался между молодыми людьми свободно, по склонности. Обыкновенно спартиат похищал свою подругу (впрочем, с ведома родителей) и несколько времени виделся с ней тайком, а потом уже открыто объявлял ее своей женой и вводил в дом. Положение жены в Спарте было довольно почетное: она была госпожою в доме, не вела такой затворнической жизни, как на Востоке и отчасти у других греческих племен, и в лучшие времена Спарты обнаруживала высокий патриотический дух.

Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Ликург ввел такое обучение для девочек для того, чтобы они вырастали сильными и смелыми, способными произвести на свет крепких и здоровых детей. Спартанки были известны своей красотой во всей Греции; спартанские кормилицы вошли в такую славу, что везде богатые люди старались поручать им своих детей.

Обычаи и быт спартанцев
Законы, касавшиеся частного образа жизни полностью были направлены на уничтожение неравенства.

Спартанцам предписан был самый строгий образ жизни. Например, мужчины не могли обедать дома, они собирались за общие столы, где обедали группами, или товариществами. Этот обычай общественных столов назывался сиссития. Каждый член товарищества доставлял к столу определенное количество муки, вина, плодов и денег. Обедали они очень умеренно, любимое кушанье их составляла черная похлебка, сваренная на свинине, с приправой из крови, уксуса и соли. На покрытие издержек такого общего стола каждый спартанский гражданин обязан был ежемесячно доставлять какое-то количество съестных припасов: ячменной муки, вина, сыра и фиг. Приправы приобретались на незначительные денежные взносы. Самые бедные люди, которые были не в состоянии платить эти взносы, освобождались от них. Но от сисситии мог быть освобожден только тот, кто был занят жертвоприношением или чувствовал усталость после охоты. В этом случае, чтобы оправдать свое отсутствие, он должен был послать в сисситию часть принесенной жертвы или убитого им животного.

В частных жилищах Ликургом был изгнан всякий признак роскоши, для чего им было предписано не употреблять при постройке домов никаких других инструментов, кроме топора и пилы.

Естественным следствием простоты таких отношений и потребностей было то, что деньги в государстве не обращались в большом количестве, и при ограниченности торговли с другими государствами, в особенности в первые времена, легко обходились без золота и серебра.

В одежде и жилищах соблюдалась также величайшая простота. Только перед битвой спартанцы наряжались как на праздник: они надевали тогда багряные плащи, украшали венками свои длинные волосы и шли с песнями под звуки флейт.

При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, приспособленной к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучение к грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву.

Такая самобытность в нравах и образовании, которую поддержали законы Ликурга, еще больше усиливала противоположность между спартанцами и всеми остальными эллинами, вела к еще большей отчужденности природного характера спартанско-дорийского племени. Поэтому, хотя и указывают на Ликургов закон, по которому ни один иностранец не мог оставаться в Спарте дольше необходимого времени и не имел права долго жить вне отечества, очевидно, что это был просто обычай, вытекавший из самой сущности вещей.

Природная суровость Спарты уже сама по себе удаляла от нее чужеземца, и если что и могло привлекать его туда, так это только одна любознательность. Для спартанца же любая сторона не могла иметь никакой заманчивости, так как там он встречал чуждые ему обычаи и условия жизни, к которым он приучался с самого детства относиться не иначе, как с презрением.

Кроме изложенных законов, устанавливающих умеренность, сохранность телесного здоровья, презрение ко всякого рода опасностям, существовали еще и другие постановления, непосредственно стремившиеся образовать из спартанцев воинов и храбрых мужей.

Пребывание в военном лагере считалось праздником. Здесь строгость домашней жизни получала некоторое облегчение и жилось несколько свободнее. Багряная одежда, носимая спартанцами на войне, венки, которыми они украшались, вступая в сражение, звуки флейт и песен, сопровождавших их при наступлении на врага, - все это придавало страшной прежде войне веселый торжественный характер.

Храбрые воины, павшие на поле битвы, погребались увенчанные лавровыми венками. Еще почетнее было погребение в багряной одежде; имена указывались только на могилках убитых в сражении. Трус же наказывался оскорбительным позором. Кто бежал с поля битвы или уходил из строя, тот лишался права участвовать в гимнастических играх, в сисситиях, не смел ни покупать, ни продавать, одним словом, во всем выставлялся на всеобщее презрение и поношение.

Поэтому матери перед битвой напутствовали своим сыновьям: «Со щитом или на щите». «Со щитом» - значит, ожидаю твоего возвращения с победой. «На щите» - значит, путь лучше тебя принесут мертвого, нежели ты побежишь с поля боя и вернешься в бесславии.

Заключение
Спартиаты намеренно ввели у себя деспотию, которая лишала индивидуума свободы и инициативы и уничтожала влияние семьи. Однако спартанский образ жизни весьма импонировал Платону, который включил в свое идеальное государство многие из ее милитаристских, тоталитарных и коммунистических черт.

Воспитание подрастающего поколения считалось в Спарте делом государственной важности и прямой задачей государства.

В сущности, Спарта была довольно отсталое аграрное государство, которое не только не заботилось развитием своих производительных сил, но, как это ни парадоксально, больше того, видело своей целью всяческое воспрепятствование ему. Торговля и ремесло считались здесь занятиями, позорящими гражданина, этим могли заниматься лишь пришлые (периэки), да и то в сравнительно ограниченных масштабах.

Однако отсталость Спарты состоит не только в структуре ее экономики. В сущности, здесь еще очень сильны пережитки родовой организации общества, полисное начало проявляется слабо, и не в последнюю очередь именно это обстоятельство мешает ей объединить Грецию. Впрочем, пережитки родовой организации, и слабость полисного начала накладываются на строгие идеологические ограничения. Античный полис жестко увязывает свои представления о свободе, кроме всего прочего, еще и с полной хозяйственной независимостью. Просто в Спарте, как, может быть, ни в каком другом греческом государстве, и общая отсталость и стремление к абсолютной экономической самодостаточности проявились в наиболее резкой и контрастной форме.

Спарту не зря считают самым странным государством Древней Эллады: эта репутация прочно закрепилась за ней еще у древних греков. Одни смотрели на спартанское государство с нескрываемым восхищением, другие же клеймили царившие в нем порядки, считая их дурными и даже аморальными. И, тем не менее, именно Спарта, военизированная, закрытая и законопослушная, стала образцом идеального государства, придуманного Платоном, уроженцем вечного соперника Спарты - демократических Афин.

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.