Сорочинцы писатель. Великие сорочинцы

Великие Сорочинцы - крупное село Миргородского района на реке Псёл. Расположено село в 26 километрах восточнее Миргорода . Ближайшая железнодорожная станция находится в 14 километрах южнее, в посёлке Гоголево Шишацкого района.

История

Великие Сорочинцы - старинное поселение. Предполагают, что возникло оно в 16 веке под названием Краснополь, но уже в начале 17 века известно как Сорочинцы. Первое упоминание о селе датировано 1620 годом, когда переяславский староста Лукаш Жолкевский получил разрешение на строительство слободы в урочище Краснополье. От этой даты и принято считать историю села.

В период Гетманщины существовала Сорочинская сотня, подчинённая Миргородскому полку. Долгое время это было владение казацких полковников Апостолов. Здесь же в 1654 году родился Данило Апостол - гетман Левобережной Украины в 1727-34 годах. Он был инициатором строительства Преображенской церкви - главной архитектурной достопримечательности села. Известно, что Данило Апостол хотел перенести в родное село гетманскую резиденцию.

В Российской империи Великие Сорочинцы значились местечком и центром волости в Миргородском уезде. В 1905 году местечко стало эпицентром крестьянских волнений, подавленных правительственной карательной экспедицией. В 1925 году Сорочинцы переименовали в Нероновичи - в честь большевика, уроженца Полтавщины Евгения Нероновича. Но название не прижилось и в 1931 году селу вернули прежнее название. С 1923 года в Великих Сорочинцах работает фабрика художественных изделий, выпускающая вышиванки, народную одежду и декоративные скатерти, рушники и другую подобную продукцию.

Туризм

Ежегодно в конце августа в Великих Сорочинцах проводится «Сорочинская ярмарка», имеющая статус национальной. Ярмарочная традиция в селе появилась в начале 19 века, но местная ярмарка не была ни самой большой, ни самой богатой. Славу ей принёс Николай Гоголь, воспевший её в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Торговать здесь продолжали до 1920-х годов, после чего мероприятие упразднили.

Возрождение «Сорочинской ярмарки» началось в 1960-х годах. На торговой площади села представляли продукцию предприятия разных областей, союзных республик, были гости и-за рубежа. Ныне ярмарка включает элементы фестиваля. Здесь проводятся самые разнообразные мастер-классы, выступают всевозможные коллективы и звёзды эстрады. Гвоздём программы являются инсценировки из произведений Гоголя.

Великому земляку - Николаю Гоголю - в Великих Сорочинцах посвящён литературно-мемориальный музей. Он хранит не только вещи связанные с писателем, но и коллекции картин художников 19 - начала 20 века, изделия народных мастеров. Также в селе работает историко-краеведческий музей.

Спасо-Преображенская церковь в Великих Сорочинцах возведена в 1732 году по инициативе гетмана Данилы Апостола. Храм был усыпальницей рода Апостолов: в ней похоронен сам гетман, его жена и сын. Церковь являет собой яркий образец украинского барокко, считается одним из красивейших храмов Левобережной Украины и числится в реестре памятников архитектуры национального значения.

Село Великие Сорочинцы известно далеко за пределами Украины не только потому, что там родился Н.В.Гоголь, что там уже несколько столетий проводятся Сорочинские ярмарки, что это село является родиной Апостола Даниила Павловича - гетмана Войска Запорожского. И не потому, что там, в 1968 году родился будущий российский контр-адмирал, командир Ленинградской военно-морской базы. Следует отметить, что село Великие Сорочинцы в разные годы дарило стране ещё нескольких известных людей, таких как:
- Ажажа, Владимир Михайлович (1931-2009) - советский и украинский физик, академик Национальной академии наук Украины;
- Балюк, Александра Алексеевна = Герой Социалистического Труда;
- Заплава, Мария Григорьевна (1927-2011) - Герой Социалистического Труда;
- Самойленко, Владимир Иванович - украинский поэт и драматург;
- Ручко, Игнат Емельянович - украинский микробиолог. Член-корреспондент АН Украины.

Отдыхая в Миргороде, можно съездить на экскурсию в Великие Сорочинцы: здесь и без ярмарки интересно. Там вам покажут старинную гетманскую Свято-Преображенскую церковь, построенную на деньги гетмана Данила Апостола, где посетителей радушно встречает отец Иван, настоятель святыни. Он покажет ходы, запрятанные в стене толщиной в два метра, вход в древний заваленный грабителями склеп и места захоронений членов гетманского рода под каменным полом храма. Расскажет об уникальности оригинального иконостаса и о том, как дважды молния жгла купола храма.

Экскурсоводы расскажут вам историю о том, как из церкви украли наиболее ценные иконы (в том числе подаренную вторым президентом Украины-Леонидом Кучмой). В центре села находится отель-музей "Хутор Гоголя" - комплекс хаток-мазанок в качестве номеров и корчма-ресторан.

История этого небольшого села, имеющего всего две большие улицы, сама по себе интересна и окутана несколькими легендами.

Великие Сорочинцы разместились в долине реки Псёл, в 25-ти километрах от города Миргорода. Ранее село имело название Краснополь. В нём размещалась казачья сотня Миргородского казачьего полка. Казаки не только стояли на страже южных рубежей, но периодически совершали набеги на Турцию и другие страны.

Нынешнее название села связывают легендой с Михайловским мужским монастырём, основанным недалеко от села на берегу реки Псёл Миргородским полковником Павлом Апостолом, отцом гетмана Даниила Апостола. Легенда гласит, что в монастыре проживали 40 монахов (по-украински–ченцов), и действовали три церкви: Михайловская, св. Николая и Преподобной Марфы - матери св. Симеона Дивногорца.

В легенде утверждается, что казаки, однажды отправляясь в очередной боевой поход, оставили на хранение ченцам полковую кассу и своих жён. Вернувшись, через несколько месяцев из похода, казаки не нашли свою полковую кассу, а своих жён застали беременными. Тогда они пытками замучили всех монахов до смерти, а монастырь разрушили. В память о монастыре и его обитателях местные жители решили в их честь назвать поселение–Соро(к)чинцы. Название села, Сорочинцы в официальных документах упоминается с 1620-х годов. В это время село принадлежало Иеремии (Ереме) Вышневецкому.

К 1900 году в местечке было 1514 дворов, 8882 жителей, 7 школ (1 министерская, 1 земская, 3 церковно-приходских, 2 школы грамоты). В селе проводились до 5 ярмарок в год.

Настоящую мировую известность село получило после издания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», первой книги Н.В.Гоголя. В эту книгу входила повесть: «Сорочинская ярмарка», действие которой разворачивается на родине писателя, в селе Великие Сорочинцы. Благодаря этой повести родное село писателя получило мировую известность.

Сейчас Великие Сорочинцы - это село Миргородского района, Полтавской области в Украине с населением (по переписи 2001 года)-4050 человек. Поблизости от села, в последнюю неделю августа, ежегодно проходит Национальная Сорочинская ярмарка, привлекающая тысячи продавцов и покупателей не только из Украины.

В последнее воскресенье августа по территории ярмарки разъезжает пролётка, запряжённая тройкой красивых рысаков с Дубровского конного завода. В пролётке находятся сам Н.В.Гоголь и другие герои его рассказов в исполнении артистов Полтавских театров.

Рецензии

Александр!Прочитала еще одну главу про Миргород и его окрестные достопримечательности - все мне интересно!
Спасибо за все!Прикоснуться к классике,к Н.В.Гоголю,хотя бы с Вашей помощью - это здорово!
До встречи,
с уважением и теплом,

Спасибо, Татьяна. Мне приятно, что Вам нравятся рассказы о миргородских давнишних и современных историях. Кроме того, там очень сильный оздоровительный фактор, отлично организованный в добротных санаториях. С уважением,

    Проезжая по гоголевским местам, невозможно не посетить знаменитые Большие (Великие) Сорочинцы (кстати, дословно “великі” с украинского переводится как большие). Мое очередное путешествие пришлось как раз в разгар знаменитой Сорочинской ярмарки. Поэтому, я опишу в своем рассказе не только впечатления от посещения Сорочинцев, но и знаменитой ярмарки.
    Начну с того, что Сорочинцы (прошу простить за сокращения) это небольшое село имеющее всего две большие улицы. В центральной его части разместились и все имеющиеся в нем достопримечательности, а вот территория самой знаменитой ярмарки находится на окраине в километрах трех от центра. Как и многие украинские села, этот населенный пункт ничем не примечателен и, если бы не знаменитая ярмарка да уникальный храм начала 18 века, то, в принципе, и смотреть то было бы нечего. В течение года здесь течет размеренная жизнь со своими проблемами и заботами, разбавляемая иногда туристами, паломничающими по гоголевским местам, да знаменитой ярмаркой, которая раз в году меняет здесь все, превращая на несколько дней тихое село в огромный муравейник...

    Немного истории.

    Село Великие Сорочинцы раскинулось в долине реки Псел, в 25-ти километрах от районного центра – города Миргород. Название села связывают с легендой о том, что недалеко существовал Михайловский мужской монастырь, основанный в 1670 году Миргородским полковником Павлом Апостолом, отцом Даниила Апостола, на берегу реки Псел. В монастыре проживало 40 монахов, и действовали три церкви: Михайловская, св. Николая и Преподобной Марфы - матери св. Симеона Дивногорца. В 1786 году монастырь был закрыт, а его владения переданы государству.
    Когда монастырь разрушили, а монахов замучили до смерти, местные жители решили в их честь назвать поселение – Соро(к)ченцы (“ченцы” – укр. монахи). Это название в официальных документах упоминается с 20-х годов XVII века. Употреблялось и другое название, более древнего происхождения, – Краснополь (Краснопіль).

    Сейчас Великие Сорочинцы - это село Миргородского района с населением (по переписи 2001 года) - 4050 человек. В 1646 году Сорочинцы захватил И. Вишневецкий. В 1648 году была учреждена Сорочинская сотня Миргородского полка, а в начале XVIII века здесь находилось его руководство (полковником был Даниил Апостол). Поселение было окружено земляным валом с деревянными башнями на бастионах. В 1709 г. Сорочинцы выдержали штурм шведских войск, с 1781 года это центр волости Миргородского уезда и только в середине XIX века за поселением закрепилась нынешнее название – Великие Сорочинцы.
    О том, что поселение интенсивно развивалось и заселялось, говорит тот факт, что уже к 1859 г. в Великих Сорочинцах насчитывалось 1150 дворов и 7167 жителей, в 1900 - 1514 дворов и 8882 жителей, имелось 7 школ (министерская, земская, 3 церковно-приходских, 2 грамоты), 7 промышленных предприятий, 5 ярмарок в год. В истории села известно крестьянское восстание, подавленное царскими войсками в декабре 1905 г. Это событие в своей статье «Сорочинская трагедия» описал В.Г. Короленко. В этом же году здесь была открыта Великосорочинская учительская мужская семинария. В 1913-14 гг. по проекту А. Г. Сластиона построено здание кредитно-кооперативного общества.
    Очередной перелом в истории села наступил после февраля 1918 года, когда в Сорочинцах была провозглашена Советская власть. В 1923 году Сорочинцы стали центром Великосорочинского района (в 1925-31 гг. назывался Нероновицким, по фамилии народного секретаря по военным делам Советского правительства Украины Е. В. Нероновича, погибшего под Великими Сорочинцами 24.03.1918 г.). С 1931 г. Большие Сорочинцы переходят в состав Миргородского района.
    В 1923 здесь была основана Великосорочинская фабрика художественных изделий им. Н.К. Крупской (1927), в 1927-28 гг. построен первый в Украине сельский водопровод, как памятник ему в центре местечка до сих пор возвышается старая, но еще крепкая водонапорная башня. В 1930-32 гг. образовано 7 сельскохозяйственных артелей.
    Не минул Сорочинцы и голод 1932-33 гг. Если по переписи 1923 года здесь числилось 7620 жителей, то во время голода население уменьшилось на 1200 чел.
    К началу Великой Отечественной войны в местечке имелись педагогическое училище, неполная средняя, две начальные и вечерняя школы.
    Во время немецко-фашистской оккупации (14.09.1941 - 17.09.1943) в Великих Сорочинцах было замучено 86 советских граждан и более 500 отправлены в Германию. В сентябре - октябре 1941 г. здесь действовала подпольная группа партизан отряда «Победа». Одной из связных отряда была колхозная звеньевая, затем председатель сельсовета А. А. Бондаренко, расстрелянная гитлеровскими оккупантами вместе с мужем и сыном. В 1979 г. ей был поставлен памятник.
    В 1950 г. из 7 колхозов в Больших Сорочинцах были созданы 2 сельскохозяйственные артели, которые в 1959 г. объединились в (животноводческо-зерновую) артель им. Н.В. Гоголя. Здесь действуют 3 школы (средняя, интернат, музыкальная), больница (90 коек), санаторий (126 коек), дом культуры на 400 мест, библиотека (41,4 тыс. ед. сб.).

    Что же касается Великосорочинской фабрики художественных изделий им. Н.К. Крупской (с 1960 г.), то, со времени своего основания в 1923 году, она существовала как ткацкая мастерская системы «Украинкустаробъединение». В 1927 г. эта мастерская была реорганизована в артель художественных вышивок и тканей, а с 1944 - в промышленную артель.
    На конец 1960 года фабрика имела вышивальные цеха: в Великих Сорочинцах, Миргороде, Комышно, Рашевце, Гоголево, бригады вышивальщиц-надомниц - в Поповке, Хомутце, Петровцах, Лютеньке, Ковалевке, ткацкий цех в Великих Сорочинцах. Мастерицы артели и фабрики специализировались на ручной вышивке (женские блузки, мужские рубашки, женские и детские платья, полотенца, скатерти) и декоративного ткачества (настенные коврики, плахты, ткани плахт, пояса, портьеры). Изделия местных мастеров экспонировались на всемирных (Монреаль), зарубежных, всесоюзных и республиканских выставках. С 1961 изготовление тканых изделий было прекращено. С 1971 г. в Великих Сорочинцах действует участок, объединения «Полтавчанка».
    Ну, вот и вся короткая история этого населенного пункта. Страницы предыдущая следующая >>

В один из жарких дней августа тысяча восемьсот... не будем уточнять, какого именно года, на мосту через реку Псел появился воз, груженный пенькою и полотном, на верху которого сидели две женщины - одна уже немолодая, с неприятным и «диким» лицом, другая - совсем еще молоденькая, «с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками». Воз направился на ярмарку и здесь, на мосту, за которым начинались окраины местечка Сорочинцы, славившегося на Миргородщине своими ярмарками, и повстречали его веселые парубки.

Красавице они улыбнулись, над ее соседкою посмеялись, за что выслушали немало брани, впрочем, никак не нарушившей ленивую тишину августовского полдня, неторопливого хода тянущих воз волов и невозмутимости хозяина обоза - козака Черевика, который привык и к крикам жены, и к восхищению, которое вызывала у молодых козаков красота его дочери.

По этому мосту въехала когда-то в Сорочинцы и облепленная весенней грязью карета с Марией Ивановной Гоголь. Существует предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя поспеть в Сорочинцы.

Но родиной Гоголя все равно считаются Сорочинцы. Лаже если права легенда, то ехала-то Мария Ивановна сюда, здесь ждал ее доктор Трохимовский, к которому она направлялась и который сказал свои знаменитые слова о новорожденном: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.

Может быть, недаром действие самой беспечной повести Гоголя «Сорочинская ярмарка» происходит на его родине. Может быть, поэтому так молодецки весела она, так полна жизнью, красками, звуками, изобилием света и цвета Украины. Из нее бьет юношеская свежесть Гоголя.

Домик М. Трохимовского, где (согласно другой - и давно принятой за единственную - версии) родился Гоголь, стоит неподалеку от упомянутого моста через Псел, вернее, стоял, потому что сейчас на том месте другое здание, а обиталище доктора сгорело во время Великой Отечественной войны, подожженное фашистами.

Место это Трохимовский выбрал не случайно - он лечил водою Псела, целебными травами, настоянными на этой воде. И в нынешних Сорочинцах так лечат и детей, и взрослых. Детей, например, кладут в корытце с теплой псельской водой, заматывают их в полотенца, пропитанные травяным настоем,- и отступают болезни, дети растут крепкими, здоровыми.

Гоголь, в течение своей жизни много болевший, не раз пользовался травами и когда наезжал в Васильевку, и когда жил в Петербурге (туда присылала ему травы мать), и в далеком Риме, куда он тоже прихватывал с собой целебные настойки и мешочки с сушеною травой. Пользоваться ими его научила еще бабушка Татьяна Семеновна - большая искусница по этой части, ее знание перешло потом к сестре Гоголя, Ольге Васильевне Гоголь-Головне, дом которой в Васильевке стал приютом для сотен страждущих. Гоголь, кстати, очень хотел, чтоб после его смерти в Васильевке было устроено нечто вроде бесплатной больницы, где лечили бы всякого, кто обратится за помощью.

Мария Ивановна Гоголь ехала к Трохимовскому, чтобы спасти дитя, - ведь двое ее предыдущих детей родились мертвыми. Мальчик выжил, трех недель от роду он был отправлен вместе с матерью в Васильевку.

Гоголь не выбирал места своего рождения, но оно во всех отношениях оказалось историческим. Там, где стоял дом Трохимовского, были некогда конюшни гетмана левобережной Украины Даниила Апостола. Апостол одно время имел квартиру в Сорочинцах. От квартиры гетмана вел потайной подземный ход в церковь, высящуюся неподалеку на берегу Псела, - церковь Спасо-Преображения, где крестили Гоголя. Церковь эту построил Даниил Апостол, построил как память о себе и собственную усыпальницу - под тяжкими плитами каменного пола покоятся его останки.

Храбрый то был полковник и горячий. Служил верою и правдою царю Петру, потом чуть не ушел с Мазепой, но вовремя одумался, пал Петру в ноги и попросил смерти или милости. Выпала милость. Полковник Апостол стал гетманом Апостолом.

Был он дальним предком знаменитых Муравьевых-Апостолов, ставших декабристами. Их имение, точнее, имение их отца Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола находилось недалеко от Сорочинец. Оно и посейчас цело, называется Хомутец, и стоит там посреди разросшегося запущенного парка дом Апостолов, а в углу парка, в конце аллеи, срослись стволами три дуба, посаженные стариком Муравьевым-Апостолом в честь сыновей - Матвея, Сергея и Ипполита, принимавших участие в событиях 14 декабря. Один брат - Ипполит - застрелился при неудаче восстания Черниговского полка, другой - Сергей - был казнен, третий сослан в каторгу. Отец сочинил о сыновьях элегию на греческом языке, которую читал своим друзьям, когда приходили они на то место, где росли три дуба.


Гоголь не бывал в Хомутце, но зато он бывал и живал в Кибинцах- имении Д. П. Трощинского под Миргородом, у которого часто гостили братья Муравьевы-Апостолы, как и их друг, подпоручик Полтавского пехотного полка М. Бестужев-Рюмин.

Многих знаменитых людей мог видеть Гоголь в детстве. Это и князь Н. Г. Репнин, малороссийский генерал-губернатор, родной брат декабриста С. Г. Волконского, и Василий Васильевич Капнист, владелец соседствующей с Сорочинцами Великой Обуховки, автор «Ябеды», и Гаврила Романович Державин, который в июле 1813 года посетил своего друга Капниста в Обуховке. По словам матери Гоголя, вся их семья находись в то время в гостях у Капнистов. Проверить это трудно, но дух Державина (мало того, что поэты были друзья, они были еще женаты на родных сестрах) витал в Обуховке.

Капнист, по рассказу той же Марии Ивановны, первый поощрил поэтические занятия маленького Никоши. Не знаем, что именно было предложено ему прочесть из ранних стихов Гоголя, но старый поэт поступил с начинающим пиитом снисходительно: сказал, что из него будет толк. Но добавил при этом, что тому нужен хороший учитель.

Мать писателя Мария Ивановна Гоголь-Яновская

Земля, на которой явился свету Гоголь, имела славное прошлое. Тут казачьи полки рубились с поляками, на землю эту заглядывались и литовцы. И сейчас в лесах Миргородщины находят клады, отрывают старинные бочонки с золотом, находят богато украшенное оружие, подземные траншеи и «мины» - подземные ходы. Начало одного такого подземного хода автору этих строк показывали в Диканьке. Говорят, он вел до самой Полтавы.

В. В. Капниста Гоголь любил, с него брал пример, будучи юношей. По примеру Капниста Гоголь хотел сделаться «совестным судьею» (должность, в которой некоторое время пребывал и сам Капнист) и пойти по юридической части. Капнист всю жизнь служил отечеству. Служил, состоя в должности и находясь в отставке. Он был полтавским генеральным судьей, предводителем полтавского дворянства, основателем училища для бедных дворян в Полтаве, ведал репертуаром императорских театров.

У себя в Обуховке он был честным помещиком. Телесных наказаний не было в Обуховке, как не было их, кстати сказать, и в Васильевке. Если Капнист замечал самоуправство или несправедливость, он жестоко карал виновных, привлекал их к суду.

По многим запутанным делам, касающимся других лиц, он ездил в Петербург - «ужасный лабиринт», как он называл этот город.

Дочь В. В. Капниста, С. В. Скалон, оставила записки при своей жизни, где поминаются ее встречи с Гоголем. Одна из них относится к 1828 году, когда Никоша Гоголь приезжал со своим другом Данилевским в Петербург. Прощаясь с автором записок, он говорил: «Прощайте, или вы обо мне ничего не услышите, или услышите нечто весьма хорошее». Я тогда подивилась самонадеянности сына Марии Ивановны, пишет Скалой, потому что мы в нем ничего замечательного не видели. Прошло много лет. В 1851 году Гоголь в последний раз посетил Полтаву. И Софья Васильевна напомнила ему тот давний разговор. Он улыбнулся, и на глазах его показались слезы.

Между прочим, в архиве Капнистов сохранились письма Михаила Трохимовского В. В. Капнисту, в которых тот дает поэту врачебные советы.


В 1929 году в домике Трохимовского открыли музей. Он был беден, но в нем показывали некоторые вещи Гоголя - его портфель, сюртук. Они перешли сюда от бывших владельцев Васильевки. После войны на этом месте зияло пепелище. Вся Полтавщина тогда напоминала селение, по которому прошелся большой пожар. Война и Васильевку опустошила. Немцы вырубили сад и парк. Уходя, поджигали хаты, а колодцы заливали бензином. Если б не поспевшие на бахчах арбузы, жители села умерли бы от жажды.

Об этом мне рассказывал отпускник-майор, с которым мы вместе ехали из Васильевки в Полтаву. У майора был удивительно острый, по-гоголевски птичий и длинный нос.

Дом в Сорочинцах не восстановили, на его месте построили новый. Кирпичный, низенький, он побелен так же чисто, как белят на Украине старые хатки. В затененных зеленью сада окнах видны просветы неба, прохлада даже в самые жаркие дни царит в бережно убранных, до блеска отмытых комнатах. Перед входом стоит бюст Гоголя. Гоголь иронически улыбается.

В Сорочинцах нашлись люди, которые по собственному почину стали собирать библиотеку музея. Один из них - Г. С. Брайко - ездил в Москву и Ленинград, скупал бесценные издания Гоголя у букинистов. Иные из букинистов не верили, что в Сорочинцах можно сохранить редкие книги, приезжали сюда сами, смотрели, удостоверялись, что «старый» Гоголь обрел надежный приют. Деньги на книги собирали у любителей литературы. Сейчас в музее редчайшее собрание сочинений Гоголя, вышедших при его жизни.

Есть тут и вещи Гоголя - жилет, цилиндр, портфель, чемодан. Есть сделанные его рукой рисунки, отрывок из письма лицейскому товарищу. И копия портрета работы Ф. Моллера, очень похожая на подлинник. Портрет этот Гоголь подарил матери, и однажды - уже после смерти сына - Мария Ивановна приняла портрет за его живое лицо. Она была женщина «страшного воображения», как любил выражаться отец, Гоголя Василий Афанасьевич.

Спасо-Преображенская церковь в двух шагах от музея. Стоит она на обрывистом берегу Псела. Берег не так высок, но с него открывается вид на окрестности, на раскинувшиеся над Пселом луга. Церковь выстроена в стиле украинского барокко. Золоченые кресты, зеленые купола оттеняют яркую белизну стен, украшенных национальной лепкой. Кажется, каменный рушник опоясывает ее карниз и надвратные изгибы стен.

Когда смотришь на эту гоголевскую реликвию со стороны заречья или с моста, по которому подъезжала к Сорочинцам красавица Параска, героиня «Сорочинской ярмарки», то церковь кажется величественной, огромной. Тень ее при заходе солнца падает через весь Псел. Сорочинцы тонут в садах, крыши хат (а теперь уже каменных домов) как будто утоплены в зелени деревьев. Изобильна полтавская земля, все родит, всем кормит - всякого «дрязгу», как говорил Гоголь о яблоках, грушах, вишнях, абрикосах, здесь много.

Гоголь любил дорогу, действие многих его сочинений происходит в дороге. С дороги, ведущей в Сорочинцы, открывается его первая повесть, дорогою заканчивается и последняя - последние главы «Мертвых душ»,- это дорога Чичикова, дорога Хлобуева, дорога князя, едущего с отчетом государю в Петербург.


Гоголь всю жизнь ездил. Беспокойство гнало его по городам и весям, он нигде подолгу не заживался, не задерживался. И всюду он был гость, проезжий путник, а не постоянный житель. Недолго жил он в Петербурге, в Риме, все время выезжая из него, скитаясь по Европе, в Москве. И до последних дней своей жизни мечтал он куда-нибудь уехать - на острова Средиземного моря, на Камчатку («хоть фельдъегерем»,- грустно иронизировал он), в Сибирь (чтоб собрать материалы для второго тома «Мертвых душ»), в волжские губернии, на Север, в Кострому, в Ярославль. И очень хотелось ему в Крым, к теплу, к которому он, южанин, так привык с детства и которое ему дарил Рим. «Весной, - пишет он сестре Ольге в декабре 1851 года, за два месяца до смерти,- если поможет Бог... надеюсь заглянуть к вам...»

Но не суждено ему было более посетить места своего рождения. Летом в Васильевку из Москвы прибыли сначала сундуки с книгами, вещи Гоголя, которые сопровождал мальчик Семен Григорьев (присутствовавший при сожжении второго тома поэмы и при кончине хозяина), затем и его бумаги. Их привез С. П. Шевырев. Он писал в своем дневнике: «Крестьяне Васильевки и козаки (вольные крестьяне), знавшие покойного, никак не думают, чтобы он умер, а говорят, что у него было много врагов и император Николай Павлович, чтоб скрыть его от врагов, услал в Европу западную отыскивать брата его Александра Павловича, также еще живого, но что он возвратится. Они гадали об нем - и выходило, что он жив».

Гадали по-всякому, в том числе и так: в чистую крынку с глянцевыми стенками сажали паука. Если паук за ночь выберется из крынки (или горшка), то тот, на кого гадают, жив. Если нет - умер. На Гоголя гадали - получилось, что жив.

В семье Гоголя верили в приметы и предсказания, Василий Афанасьевич незадолго до кончины своей слышал «голоса», предвещающие ему смерть. «Голоса» слышались в последние дни жизни и его сыну.

Отсюда, из Сорочинец, начал он свой путь по жизни. Здесь - в окружении детей помещиков, поручиков, крестьян, козаков - был записан в метрическую книгу Спасо-Преображенской церкви и получил духовное напутствие. В книге этой рядом с отметкой о рождении и крещении Гоголя помянуты некие Иван Зеленый, Матвей Могильный, Василий Пищилыка (один - мещанин, другой - козак, третий - «порутчик»). У всех записано: «Местечка Сорочинец... родился и... крещен».

Про Гоголя сказано: «У помещика Василия Яновского родился сын Николай и крещен...» Не сказано весьма важного: «Местечка Сорочинец». Только про одного Гоголя и не сказано. Может, он и вправду родился в дороге?

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь





Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь - Яновский (), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косировской (), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.



В Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях как художник - декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру " Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан " (не сохранилась).


1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольд, что 2- й том " совершенно окончен ". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2- го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.