Защитники земли русской образ богатыря. План-конспект на тему: "Богатыри - защитники земли русской". великий русский полководец

Храменкина Светлана
Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе - дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, образовательной программы дошкольного образования, методов и приемов общения и воспитания.

Прежде всего определимся, что планирование - это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы . Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы , изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе . План следует составлять при обязательном участии обоих воспитателей, а не по очереди, как иногда случается на практике. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на одну неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Открывая план воспитателя, видно лицо педагога, его грамотность; умение анализировать, планировать. Его профессионализм: знание методик, возрастных и индивидуальных особенностей детей группы, есть ли контакт со специалистами и прослеживается ли система планирования.

Существуют общие требования к составлению календарного плана, т. е. технология разработки ежедневного планирования.

Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.

Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.

Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).

Учтены время года и погодные условия.

Чередование организованной и самостоятельной деятельности детей.

Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Учет уровня индивидуального развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития (триединая задача при планировании НОД)

Регулярность, последовательность, цикличность (повторность) воспитательных воздействий.

Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие.

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов

Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется при создании необходимых условий. Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.

В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

Должна быть прослежена работа с родителями.

Существует определённая технология разработки календарного планирования с чётким определением его общего алгоритма.

Непосредственно образовательная деятельность - основная форма развития интегративных качеств ребёнка

Непосредственно образовательная деятельность планируется в соответствии с сеткой с обязательным указанием даты и дня.

Структура написания: Вид НОД. Тема. Реализуемые задачи. Источник (с указанием автора и страницы). Наглядный материал и оборудование.

Планируя занятие, воспитатель должен, прежде всего, наметить конкретные задачи, которые он будет решать. Чем подробнее и конкретнее будут указаны задачи, тем легче осуществить их реализацию. В планировании обязательно указывается материал, необходимый для занятий. Многие занятия требуют подготовительной работы. Она также указывается в плане.

Совместная деятельность – это взаимодействие участников образовательных отношений в ходе режимных моментов по реализации задач образовательных областей.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

Утренний отрезок времени.

Прогулка.

II-ая половина дня (вечер)

Вечерняя прогулка.

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).

Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы. Зная их перечень, педагог,

Во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами,

Во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро - это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.

Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием - наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) и развитию мелкой моторики. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Эти упражнения должны проводиться во всех возрастных группах ежедневно. Комплекс проводится в любое удобное время дня.

При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.

Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав, спортивных развлечений и игр малой подвижности. Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры. Хорошо планировать на утро короткие беседы на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей, а также рассматривание иллюстраций, альбомов. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, в утренние часы планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные, то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно, комплекс утренней гимнастики планируется один раз в 2 недели.

Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Комплекс утренней гимнастики можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,

2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений,

3 часть – заключительная.

Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

Задача прогулки в первую половину дня - восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Наблюдения . Следует обратить внимание на планирование наблюдений. Этот вид детской деятельности на прогулках планируется ежедневно. В старших группах, можно планировать и по несколько наблюдений. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными сезонными отрезками. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Содержание наблюдений ритмично чередуется. Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.

Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.

Полноценное планирование руководства играми детей требует от воспитателя хорошего их знания, а также представления о том, какие игры особенно любимы детьми его группы, их содержание, кто с кем хочет играть, насколько дети самостоятельны в играх, какие игрушки предпочитают и т. д. Необходимо знать, как развиваются детские игры от возраста к возрасту: как меняется и обогащается их содержание, усложняется поведение детей в игре, нарастает их самостоятельность. Все это важно потому, что планируется не игровая деятельность детей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми.

При планировании руководства творческими играми указываются конкретные задачи воздействия педагога на игру: обогащение ее содержания, формирование у детей умений играть с теми или другими игрушками, устанавливать правильные отношения друг с другом, обучение их новым игровым действиям, умениям строить сюжет, создавать обстановку для игры и т. д. При этом воспитатель уделяет внимание не только совместным, коллективным, но и индивидуальным играм детей. Ставятся и задачи воспитания поведения дошкольников в игре: доброжелательного отношения друг к другу, умения считаться с интересами других, делиться игрушками, справедливо решать возникающие конфликты и др.

Все эти задачи намечаются на длительный срок и периодически повторяются в плане.

Обогащение содержания детских игр - одна из основных задач руководства ими. В плане работы она отражается по-разному. Например, может быть поставлена задача обогащения содержания детских игр без указания их конкретной темы («Принять участие в играх Нины, Тани, Вовы. Помочь им выбрать игрушки, показать действия с ними»). Чаще всего так формулируется эта задача в младших группах. В группах детей среднего и старшего дошкольного возраста педагог, хорошо зная, во что и как играют его воспитанники, может наметить обогащение содержания конкретных игр; например: «Помочь детям обогатить содержание игры в детскую библиотеку: работники библиотеки не только выдают книги детям, они рассказывают им об интересных произведениях, заботятся о порядке, о сохранности книг, получают новые издания», «Принять участие в игре «Моряки» вместе с Колей. Заинтересовать выполнением второстепенных ролей». В плане предусматриваются и основные приемы руководства творческими играми, и косвенные способы воздействия на играющих: расширение их знаний, представлений, изготовление нового игрового материала и т. п. Воспитатель может запланировать свое участие в игре на определенную тему и осуществить его, если игра возникнет. Например: «В качестве пассажира корабля принять участие в игре «Моряки» - помочь появлению новых ролей (корабельного врача, повара). Помочь девочкам включиться в игру мальчиков на этих ролях».

Обогащая игровые интересы детей, педагог время от времени планирует новые темы для игр. Основное условие включения новой темы: наличие у детей достаточных знаний о явлениях, связанных с темой игры

Планирование руководства игрой-драматизацией осуществляется несколько иначе.

В план включается предварительная работа над освоением детьми художественного произведения (сказки, рассказа): ознакомление с ним, повторное чтение, рассказ от лица героев и т. д. Необходимо спланировать изготовление вместе с детьми несложных игровых атрибутов (элементов костюмов, декорации, а затем и проведение самой игры. Игра-драматизация повторяется многократно, она может стать содержанием вечера развлечений, быть показанной детям других групп, включена в сценарий того или другого праздника. Все это предусматривается в плане.

Подвижные игры . Важное место на прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. При планировании подвижных игр необходимо соблюдать ряд методологических принципов. Количество подвижных игр - от одной до четырех. Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра или какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется несколько подвижных игр, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)

В руководстве трудом детей перед педагогом стоят две группы задач: воспитание навыков и умений в различных видах труда (хозяйственно-бытовой, труд в природе и т. д.); воспитание положительного отношения к труду и качеств личности, необходимых для успешного выполнения трудовой деятельности: трудолюбия, ответственности, самостоятельности, взаимопомощи и др. В плане необходимо отражать объем и содержание труда детей по разным его видам (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд детей в природе, ручной труд, формы организации, основные приемы руководства, подбор оборудования и инструментов. Наиболее рационально осуществлять планирование трудовой деятельности детей по формам ее организации. Планируя наиболее простую форму организации труда - поручения, воспитатель указывает их содержание, детей, которые для этого будут привлекаться. По мере того как выполнение каждого нового поручения становится доступным всем детям, педагог указывает в плане лишь фамилии тех из них, которые при этом нуждаются в его особом внимании.

В планах систематически отражается работа по руководству дежурствами. Обязательно планируется введение в той или иной группе нового вида дежурства. В плане указываются объем и содержание труда детей во время дежурства, распределение между ними обязанностей, необходимое оборудование, методы и приемы, которые будут использованы для ознакомления дошкольников с задачами дежурных (наблюдение за трудом взрослых и сверстников, показ, объяснение и т. д.).

Отражается при планировании дежурств и усложнение труда детей, случаи, когда отдельные дошкольники, привлекаемые к дежурству, нуждаются в особом внимании воспитателя (недостаточно владеют навыками, не умеют организовать совместную деятельность, пытаются переложить свои обязанности на других). В воспитательных целях время от времени планируется беседа с детьми при передаче дежурства от одной группы к другой (в группах старшего дошкольного возраста).

Планируя коллективный труд детей, воспитатель указывает время его проведения, содержание, структуру (распределение обязанностей, последовательность трудовых действий, определяет необходимое оборудование и его размещение. Намечается также и индивидуальная работа с детьми в процессе руководства их трудовой деятельностью.

В плане следует предусмотреть ознакомление детей с трудом взрослых: наблюдения за деятельностью сотрудников детского сада (они могут проводиться в повседневной жизни, но заранее планируются, ознакомление с другими видами общественно полезного труда людей.

Планирование второй половины дня

Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

Уборку групповой комнаты;

Ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

Стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

Изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Кукольный, настольный, теневой театры;

Концерты;

Спортивные, музыкальные и литературные досуги;

Слушание аудиокассет и многое другое.

В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по ознакомлению с ИЗО-искусством, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций, картин классиков и современных художников.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания. Комплекс гимнастики после сна также планируется 1 раз в 2 недели.

Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй.

Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим) :

Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи-добавлялки, загадки, каламбуры, песенки).

Рифмованные правила поведения безопасности.

Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.

Экскурсии, целевые прогулки.

Продуктивные виды детской деятельности - изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.

Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах).

Тренинги (игровые).

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе. Чтение больших художественных произведений следует планировать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней, так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий.

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты, тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список детской художественной литературы определён образовательной программой

Организация работы по театрализованной деятельности:

Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время или может быть запланирована как специальное занятие.

План работы с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

Родительские собрания,

Консультации (индивидуальные, групповые,

Семинары-практикумы,

Тематические выставки,

Эпизодические беседы с родителями,

Совместные праздники,

Развлечения и досуги,

Анкетирование,

Родительские посиделки,

Экскурсии,

Туристические походы,

Участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.

Богатыри и защитники земли Русской
(беседа-игра для 3-х классов ко Дню независимости России)
Цель занятия - на примере былин и книг о богатырях воспитать чувство гордости о героическом прошлом нашей страны, познакомить с новыми изданиями по теме.

О защитниках и хранителях русской земли и русского государства издавна слагали былины богатырские – песни-рассказы о народных героях-богатырях. Песни эти были сложены много веков назад, еще в ту пору, когда столицей нашей родины был Киев, а некоторые из них в еще более далекое от нас время (больше тысячи лет назад). В старину былины пели под звон гуслей, пели торжественно, при большом стечении народу.

Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былинах правда. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку.

Многие русские былины рассказывают о героических подвигах народных богатырей. Все в их деяниях величаво, крупно, удивительно. Богатыря отличает огромная физическая сила: он и ест, и пьет как существо необыкновенное – выпивает единым духом чару в полтора ведра. Богатыри бьются с недругами – рубятся «по двенадцати дней, не пиваючи, не едаючи», орудуют в бою тяжелой палицей налево и направо , так что враги валятся, как подкошенная трава.

Гиперболично, т.е. с преувеличением, изображаются враги Руси – Тугарин Змеевич, Идолище Поганое, Соловей Разбойник и другие. Так народ выказывал свое отношение к чужеземным захватчикам.
Справка:

Исследователи выделяют Киевский и Новгородский циклы былин. В Киевском изображается стольный град Киев – центр Русского государства во главе с князем Владимиром (? – 1015), которого народ прозвал Красное Солнышко. Ни один правитель Древней Руси не воспет в былинах и сказаниях так, как этот князь. Вокруг Владимира собираются богатыри из самых разных областей – Мурома, Ростова, Рязани, чтобы защитить Русь от врагов. Считается, что сочинялись былины именно в Киеве, а оттуда уже расходились по всей Руси. (со временем некоторые древние былины изменялись, их дополняли новыми рассказами, вот почему князь Владимир фигурирует в былинах, где описываются события совсем других эпох.)

Новгородский былинный цикл тесно связан с жизнью и историей этого города. Новгород – богатый, с высокой культурой город, он живет самостоятельной жизнью, хотел иметь и имел все свое – и даже былины. Самые знаменитые былины новгородского цикла – «Садко», «Василий Буслаев», «Ставр Годинович».
Но есть былины, которые нельзя отнести ни к тому, ни к другому циклу. Они древнее Киева и Новгорода и созданы еще до образования Руси. Это, например, былины об охотнике Волхе, о богатыре Святогоре.
Былины, где изображены воины- богатыри, сражающиеся с врагами за Русь святую, называют героическими.
На рубежах Русской земли богатырской заставой стоят три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
-А кто знает, откуда они родом?

(Илья Муромец - из села Карачарово близь Мурома.

Добрыня Никитич - из Рязани.

Алеша Попович - из Ростова Великого.)

С какими «темными силами» они сражались?

(Илья Муромец - с Соловьем Разбойником, Идолищем Поганым, Калином – царем татарским.

Добрыня Никитич - со Змеем Горынычем о трех головах и двенадцати хвостах , великаншей Поляницей, освободил полон русский.

Алеша Попович – с Тугариным Змеевичем, с ратью бусурманской.)


- А в дружине какого князя эти богатыри служили? Кто из русских князей больше всего воспет в былинах?

Князь Владимир Красное Солнышко.


- А кто из этих богатырей самый прославленный?

(Илья Муромец.)

Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Илья Муромец».
А сейчас мы проведем викторину «Былинные богатыри» и проверим, внимательно ли вы читали и что запомнили об этих героях.

(журнал «Читайка», № 8 2008, с.18 –19):


Какие ошибки допустил дедушка Читайло-Забывайло в своем рассказе о богатырях?

(зачитываем фрагменты и уточняем ошибки).


Победителя можно наградить игрой « Сказания о богатырях русских» из журнала «Читайка» № 8, 2008 г.
Ребята, этих богатырей знают все. А слышали вы о таком герое, как Никита Кожемяка?

Ответы детей или рассказ о нем. (Альманах Клепа в Древней Руси. № 40, 1997. С. 22-27)


Дорогие мои читатели! Мы поговорили о былинных героях, а кто назовет русских князей – защитников русской земли? Кто защищал родную землю и прославился в веках так, что мы помним их имена, хотя прошли сотни лет?

Александр Невский – новгородский князь был одним из самых славных защитников Древней Руси. Народ любил его за величественную красоту, мудрость, силу и мужество.
-А кто знает, почему он получил такое прозвище – Невский?

(дети рассказывают – битва со шведами на Неве)


-Какую еще победу одержал князь Александр Невский?

(ответы детей – «Ледовое побоище» тевтонских рыцарей на Чудском озере)


Важную службу сослужил он русской земле своими победами. Невская победа и Ледовое побоище на долгое время отвадили и шведов, и немцев от попыток завладеть северными русскими землями. Западные враги русской земли убедились, что русские, даже порабощенные татарами, могут еще постоять за себя.

Александр Невский был не только выдающимся полководцем, но и умным политиком, тонким дипломатом, главной заботой которого было любой ценой сохранить мир на Руси, тем более, что многие ее земли были разорены Батыем.


-А кто из вас знает откуда родом Александр Невский?
(С именем Александра Невского связана история города Переславля. Именно в этом городе в 1220 году близ Спасо-Преображенского собора родился легендарный полководец. Здесь прошло его детство. В 16 лет он становится новгородским князем. Известно, что после победы над шведами в 1240 году он снова приехал в Переславль, восстановил крепостные стены, башни, городские строения; построил хоромы на высокой горе, где жил до 1241 года. А гора и поныне называется Александровой.

Считается, что бывал Александр и в Ярославле – приезжал на похороны своего родственника – ярославского князя Василия Всеволодовича в 1249 г. С именем Александра Невского связано также ярославское восстание 1262г., когда горожане убили и выбросили за городскую стену ордынского баскака Зосиму, который вымогал огромные поборы и довел ярославцев до отчаяния.)


Большим умом нужно было обладать, чтобы понять, что не с ордой нужно биться ослабленной Руси, а копить силы, чтобы потом сообща избавить Русь от татаро-монгольского ига. И Александр едет к татарскому хану, долго живет в чужой стране и ведет долгие разговоры с ханом. Так он спасал жизнь многим русским людям. Он привез на Русь мир и покой, потому что хан разрешил ему править Русью самому, пока казна ханская не будет знать ущерба.

Из Орды князь Александр возвращался больным. В ночь на 14 ноября 1263 г. он скончался в возрасте 43 лет. Невыразима была скорбь всех русских людей, когда они узнали о кончине Александра. Закатилось солнце земли русской. В летописи записано: «Был же крик и плач, и стон такой, какого еще никогда не бывало – так что земля содрогнулась».

Светлое и славное имя Александра всегда вспоминали потомки в трудные времена нашествий вражеских. С именем его на устах русские воины шли в бой. Когда царь Петр начал Северную войну, он издал указ, чтобы все воины знали о подвигах Александра – победителя шведов. Другим указом Петр ввел орден Александра Невского. И, отвоевав у шведов давние русские земли, повелел царь Петр перенести в Петербург гробницу с прахом Александра Невского.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, для награждения особо отличившихся генералов и офицеров также был учрежден орден Александра Невского. Духовенство и вся Россия причислила его к лику святых и установила день его памяти - 23 ноября.

Время не сохранило для нас сколько-нибудь точного портрета этого человека, но добрая память о человеке заставляет потомков представлять его прекрасным. Слава Александра Невского столь велика, что иконописцы и живописцы, ничего не зная о настоящем его облике, из века в век творили образ могучего воина с совершенными чертами лица. (Например, «Александр Невский» Павла Корина из триптиха «Русь уходящая»).
Вот какую великую славу оставил по себе князь Александр Невский. Шведов с тевтонцами разгромил, татар от зверств на земле русской удерживал.

Прошло чуть больше 100 лет, и побил ордынцев на Куликовом поле потомок Александра Невского, московский князь Дмитрий. Сбылись мечты Александра Невского: Русь одержала победу над самым лютым своим врагом.


А кто расскажет как происходила эта битва? И почему князя Дмитрия прозвали Донским после этого сражения?
(собрал князь войско со всех русских земель и поехал к настоятелю Троицкого монастыря Сергию Радонежскому – просить совета и благословения. Сергий благословил войско. И повел князь свое войско на врага. А с ним – два монаха из Троицкого монастыря, два брата – Ослябя и Пересвет.

У речки Непрядвы, что впадает в Дон, в поле сошлись две рати. Сначала - поединок БОГАТЫРЕЙ. Кто победит, на стороне того и удача. Но равными оказались силы у татарского богатыря и русского монаха Пересвета. Ударили друг друга – и оба рухнули замертво.

И началась жестокая сеча! Ордынцы бились за добычу, а русские – за родную землю. Великой победой русского оружия закончилась битва на Куликовом поле.
- А кому известны имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского?

(они собрали русских людей против польско-литовских завоевателей и освободили Москву от врага в период «смутного времени»).
А известно ли вам, что по пути из Нижнего Новгорода , откуда шло ополчение Минина и Пожарского, оно остановилось в Ярославле, чтобы укрепить свои силы? И несколько месяцев здесь была временная столица русского государства. Здесь находилось правительство, монетный двор – чеканилась монета, отсюда рассылались указы и грамоты по всей Руси.
Русские бойцы всегда героически сражались и защищали свою землю. Вот послушайте какую былину написала ваша ровесница Анна Чекашева о Иване-богатыре, защитнике всей Земли в годы Великой Отечественной войны, в которой принимал участие ее прадед, защищая родной город Волгоград.

Девочка говорит: низко склоняю голову перед всеми, кто защищал нашу Родину. Свою былину я посвящаю им, защитникам Земли Русской:


Было это в годы страшные,

В годы лютые, военные…

Как пошел на нашу Землю Русскую

Немец злой – злой гитлерище


И нагнал он силы черным-черно

Ай, черным-черно, как черна ворона.

И как стал тот вражище-злодеище

Русь родную, нашу матушку,

Сапогом топтать да вытаптывать.

Долго плакала Земля Русская…

Не один день и не один год.
А злой немец – злой гитлерище –

Всех сынов и дочерей ее в полон брал,

В лагерях гноил да расстреливал.

И страдали люди русские,

И земля горела пламенем,

И не мог собраться силушкой

Наш солдат Иван – народа сын…

Был он добрым, честным, смелым был,

Свой народ любил, любил Землю Русскую.
Разозлил его ворог злой, лютый злодеище.

С боем правым, с битвою великоей,

Собрав силушку народную,

Стал Иван бить ворога заклятого,

Немца злого – лютого злодеища,

Гнать его от Волги нашей матушки.


Долго гнал его с земли Сталинградской…

Спотыкался немец, бежал и погибал поганище.

И освободил Иванушка землю Волжскую,

А потом и Русскую всю от ворога.

И по сей день народ наш Победу празднует,

Славит битву Сталинградскую,

Землю Русскую, православную!
Будьте и вы достойны памяти наших героев, богатырей. Любите Русскую землю.
Сегодня очень хорошо отвечали на все вопросы …..

Им вручаем маленькие призы – ИЗОБРАЖЕНИЯ ДОСПЕХОВ И ВООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ВОИНОВ; игру «Сказания о богатырях русских».

Литература.
1.Добрыня Никитич. Алеша Попович. Пересказала Е.Григорьева. М.: Белый Город. 1997.

2.Илья Муромец. Пересказал Н.Надеждин. М.: Белый город.2003

3.Истомин С. Минин и Пожарский. М. 2006.

4.Лубченков Ю. Русские полководцы. М.: Белый город.2002.

5.Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. В гостях у истории. М.:Русич.2000.

6.Орлова Н. Герои русских былин. М.: Белый город.2004.

7.Русские полководцы. Под ред. Б.А. Алмазова. СПб.: «Золотой век». «Диамант». 1999.

8.Тихомиров О. Былинные богатыри// Читайка. 2008. № 8. С. 18-19.

9.Тихомиров О. Александр Невский. М.: Издательский дом «Сельская новь». 1997.

10.Толстой Л. Былины. М.: Детская литература. 1984.

11.Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. М.: «Стрекоза пресс» 2005.
Приложения.
1.Тихомиров О. Былинные богатыри.// Читайка. 2008.№ 8. С.18-19.

2.Чекашева А. Былина о земле русской. //О русская земля. 2008. № 3. С. 24.

3.Приз – «Сказания о богатырях русских». Правила игры и игра.//Читайка. 2008. №8. С. 30 – 31.

4.Приз – «Изображения вооружения и доспехов древнерусских воинов».

5. Происхождение слова «богатырь». http://wikipedia.ru.
Составитель: заведующая отделом филиала № 10

Фесенко Марина Леонидовна

У Титова ручья

(историко-поэтический час).


Цель:
Дать учащимся представление о государственном празднике ;

Познакомить со страницами нашей истории;

Подвести детей к пониманию смысла праздника;

Воспитывать бережное отношение к окружающим людям;

Представить историю Ярославского грая в период польской интервенции;

Подготовительная работа:

Оборудование:

Книжная выставка «Не предать забвению»

Цитата: «Пока мы едины, мы непобедимы!»

Разделы:

«День Народного единства»

«Поле русской славы»

«Ярославский край и польская интервенция»

Исторические справки о лицах-участниках событий Смутного времени.

(Готовят участники совместно с библиотекарем)
Раздаточный материал:

«Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» - текст;

Государственный гимн Российской Федерации - текст;

Словарь терминов;

Кроссворд «Герб и флаг»
Запись фонограммы музыкальных фрагментов к мероприятию.
Оформление зала.

Ведущий I : Указом Президента в 2005 году был принят новый закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Один из этих дней - «День Народного единства»
Звучит фонограмма увертюры к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» «Слався…»
Ведущий I : Ребята, прозвучал хор ликующего «Слався!..», раздался буйный перезвон колоколов из оперы «Жизнь за царя» великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. В его опере выражена трагедия крестьянина-свободолюбца и одновременно трагедия силы русского народа. Народа – освободителя.

Не случайно, цитатой к выставке «Не предать забвению» выбрана русская пословица «Пока мы едины, мы непобедимы».

Сегодня мы проведём с вами экскурс в историю нашей Родины. События, о которых пойдёт речь, произошли несколько столетий назад, но единство народа, его мощь и сила в борьбе за правое дело, актуальны всегда.
Ведущий II : Итак, давайте мысленно перенесёмся в начало 17 века. После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер. Средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - не изве­стно. То ли от болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в наро­де слух ходил: конечно, убили цар­ское дитя! И убийца - тот, кто стал царем вместо Дмитрия: Году­нов Борис Федорович! Борис Годунов для страны много хорошего сделал, еще больше заду­мал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут еще - неурожай, голод. Кто вино­ват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государст­ве страшное время, которое назва­ли Смутой.
Ведущий I : Началось оно с того, что в Лит­ве вдруг объявился беглый мо­нах и назвал себя царевичем Дмитрием, чу­десным образом спасшимся! В истории отмечен как Лжедмитрий I.
Историческая справка № 1 (Лжедмитрий I)
Ведущий II : Польский король Сигизмунд III решил «Что самая пора скинуть Бориса, а царём в Москве поставить своего человека». Поляки понимали, как выгодно для них поддержать Лжедмитрия I. Но не грех, чтобы рядом с ним был «свой» человек», таким человеком стала Марина Мнишек.
Историческая справка № 2 (Марина Мнишек)
Ведущий I : А кто же такой Лжедмитрий II?
Историческая справка № 3 (Лжедмитрий II)
Ведущий I : С Лжедмитрием было покончено, но разоренное Российское государство находилось на краю гибели. 19 июля 1610 года царя Василия Шуйского свергли с престола бояре-изменники и насильно постригли в монахи. В страну вторглись польско-литовские интервенты. Началось тяжелейшее на Руси время междуцарствия, народных восстаний, запылала земля под ногами захватчиков. Рязанец Прокопий Ляпунов собрал первое ополчение и двинулся на Москву.

Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви – самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ выступить против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин выступил на сходе с пламенной речью. Минин говорил своим согражданам:

Народная песня: «Оставляйте вы свои домы…»
Ведущий I : Нижегородские посадские люди поручили Минину руководить новым ополчением. В истории это считается вторым ополчением. Нужен был ещё и опытный военночальник. Таким оказался князь Дмитрий Пожарский.
Историческая справка № 4 (Козьма Минин)

Историческая справка № 5 (Дмитрий Пожарский)
Ведущий II : Ополчение двинулось на Москву длинным путём: Нижний Новгород – Ярославль – Москва. В пути ополчение росло, люди стекались отовсюду.
Обратимся к истории нашего города в этот период.

Ведущий II : Ярославль был одним из наиболее богатых торговых российских городов, поэтому он так привлекал захватчиков. Второй самозванец даже грамоту прислал: «Брать с ярославцев всякие товары на царя».

Поляки разгромили Ростов. Известие об этом устрашило ярославского воеводу Барятинского, и он решил сдать город без боя. Захватчики грабили и разоряли городское и сельское население, облагали его тяжёлыми поборами. Попытка сопротивления ярославцев привела к жестокой расправе над ними.

В феврале-апреле 1609 года произошли восстания в Вологде, Галиче, Костроме, Суздале, Ярославле, Романове, Мологе, Рыбной Слободе. В апреле вологодское ополчение под руководством воеводы Никиты Вышеславцева подошло к Ярославлю.
Звучит фонограмма «Благовест» (Колокольный звон)

Историческая справка № 6 (Никита Вышеславцев)
Ведущий I : К исторической справке добавим некоторые факты. (Отрывок из книги

Генкина Л.Б. со стр. 110-111)

Ведущий II : Озлобленный неудачами неприятель подступил к Рубленому городу и Спасской

обители и крепко держа ли эти пункты в осаде, громя стены. Но засевшее в

монастыре войско храбро отражало все приступы, и усилия Северной Руси

отступил от нашего города. Воеводы Никита Вышеславцев и Сила Гагарин,

духовенство и все ярославцы решили в память избавления от врагов

воздвиг нуть храм, посвятив его Казанской Божией Матери и поставить в нём

О былинном богатыре Илье Муромце слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.

Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».

В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.

Главные их черты - верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.

Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:

«Я простой крестьянский сын, - говорит он. - Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.

Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен - «не владел ногами» - и до тридцати лет не мог ходить.

Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.

Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.

Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…

После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.

Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», - предсказывают они.

Научное обоснование

А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».

Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».

Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени - 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.


«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе

Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.

Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.

Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.

Собравшиеся за столом богатыри - не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.

Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин, Иван - купеческий сын.

Илья Муромец - единственный из русских витязей - крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.

Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.

Но русские воины-профессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.

Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.Никитининок Печерского монастыря

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.

В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.

Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.

Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.

Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.

Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.

Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.

В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.

Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.

Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая - о духовном подвиге православного монаха.

Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя - преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.

Богатыри земли русской Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.

За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Константин Васильев «Русский витязь»

Сказитель так и говорил: Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские!

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Андрей Рябушкин «Микула Селянинович», 1895г. МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью. Былина о нём так говорит: Он одной рукой камень вывернет, А двумя – то руками быка свалит, Зовут его Микула Селянинович. Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?» Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор. Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»

Андрей Рябушкин «Волга Всеславьевич или Волх Всеславич », 1895 г. Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем. Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей. ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

Константин Васильев «Вольга Святославович»

Самые известные былинные богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. В.М.Васнецова «Богатыри».

Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Н.Каразин Иллюстрация к былине «Илья Муромец» Илья просит благословение у родителей на службу князю Владимирую.

Памятник Илье Муромцу в Муроме.

Андрей Рябушкин «Алёша Попович», 1895 г. Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом. АЛЁША ПОПОВИЧ

Виктор Васнецов « Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 1913-1918 г. - он стрелец и боец отличный, на речах разумен, в жизни был тихий и спокойный. Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней, дядей Владимира, и считали его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Виктор Васнецов «Богатырь» 1878. – Защищать свою Родину, беречь её. - - Защищать слабых, бедных, стариков и детей. - Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. - Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. Завет богатырей к нам, своим потомкам:

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне!

Богатыри - былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков. Вспомним главных.

1. Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

2. Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

3. Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

4. Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.
Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

8. Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

10. Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

11. Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».
По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

12. Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать.
В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

14. Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos .
Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

15. Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.