С кем воевали тевтонские рыцари. Соединение Ливонского ордена с Тевтонским. – Закрепощение туземцев. – Рига. Ян Матейко. Магнаты

Цепи Маркова

Введение

§ 1. Цепь Маркова

§ 2. Однородная цепь Маркова. Переходные вероятности. Матрица перехода

§3. Равенство Маркова

§4. Стационарное распределение. Теорема о предельных вероятностях

§5. Доказательство теоремы о предельных вероятностях в цепи Маркова

§6. Области применения цепей Маркова

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема нашей курсовой работы цепи Маркова. Цепи Маркова названы так в честь выдающегося русского математика, Андрея Андреевича Маркова, который много занимался случайными процессами и внес большой вклад в развитие этой области. В последнее время можно услышать о применении цепей Маркова в самых разных областях: современных веб-технологиях, при анализе литературных текстов или даже при разработке тактики игры футбольной команды. У тех, кто не знает что такое цепи Маркова, может возникнуть ощущение, что это что-то очень сложное и почти недоступное для понимания.

Нет, все как раз наоборот. Цепь Маркова это один из самых простых случаев последовательности случайных событий. Но, несмотря на свою простоту, она часто может быть полезной даже при описании довольно сложных явлений. Цепью Маркова называют такую последовательность случайных событий, в которой вероятность каждого события зависит только от предыдущего, но не зависит от более ранних событий.

Прежде чем углубиться, нужно рассмотреть несколько вспомогательных вопросов, которые общеизвестны, но совершенно необходимы для дальнейшего изложения.

Задача моей курсовой работы – более подробно изучить приложения цепей Маркова, постановку задачи и проблемы Маркова.

§1. Цепь Маркова

Представим, что производится последовательность испытаний.

Определение. Цепью Маркова называют последовательность испытаний, в каждом из которых появляется одно и только одно из

несовместных событий полной группы, причем условная вероятность того, что в -м испытании наступит событие , при условии, что в -м испытании наступило событие , не зависит от результатов предшествующих испытаний.

Например, если последовательность испытаний образует цепь Маркова и полная группа состоит из четырех несовместных событий

, причем известно, что в шестом испытании появилось событие , то условная вероятность того, что в седьмом испытании наступит событие , не зависит от того, какие события появились в первом, втором, …, пятом испытаниях.

Заметим, что независимые испытания являются частным случаем цепи Маркова. Действительно, если испытания независимы, то появление некоторого определенного события в любом испытании не зависит от результатов ранее произведенных испытаний. Отсюда следует, что понятие цепи Маркова является обобщением понятия независимых испытаний.

Часто при изложении теории цепей Маркова придерживаются иной терминология и говорят о некоторой физической системе

, которая в каждый момент времени находится в одном из состояний: , и меняет свое состояние только в отдельные моменты времени то есть система переходит из одного состояния в другое (например из в ). Для цепей Маркова вероятность перейти в какое-либо состояние в момент зависит только от того, в каком состоянии система находилась в момент , и не изменяется от того, что становятся известными ее состояния в более ранние моменты. Так же в частности, после испытания система может остаться в том же состоянии («перейти» из состояния в состояние ).

Для иллюстрации рассмотрим пример.

Пример 1. Представим, что частица, находящаяся на прямой, движется по этой прямой под влиянием случайных толчков, происходящих в моменты

. Частица может находиться в точках с целочисленными координатами: ; в точках и находятся отражающие стенки. Каждый толчок перемещает частицу вправо с вероятностью и влево с вероятностью , если только частица не находится у стенки. Если же частица находится у стенки, то любой толчок переводит ее на единицу внутрь промежутка между стенками. Здесь мы видим, что этот пример блуждания частицы представляет собой типичную цепь Маркова.

Таким образом, события называют состояниями системы, а испытания – изменениями ее состояний.

Дадим теперь определение цепи Маркова, используя новую терминологию.

Цепью Маркова с дискретным временем называют цепь, изменение состояний которой происходит в определенные фиксированные моменты времени.

Цепью Маркова с непрерывным временем называют цепь, изменение состояний которой происходит в любые случайные возможные моменты времени.

§2. Однородная цепь Маркова. Переходные вероятности. Матрица перехода

Определение. Однородной называют цепь Маркова, если условная вероятность

(переход из состояния в состоянии ) не зависит от номера испытания. Поэтому вместо пишут просто .

Пример 1. Случайное блуждание. Пусть на прямой

в точке с целочисленной координатой находится материальная частица. В определенные моменты времени частица испытывает толчки. Под действием толчка частица с вероятностью смещается на единицу вправо и с вероятностью – на единицу влево. Ясно, что положение (координата) частицы после толчка зависит от того, где находилась частица после непосредственно предшествующего толчка, и не зависит от того, как она двигалась под действием остальных предшествующих толчков.

Таким образом, случайное блуждание − пример однородной цепи Маркова с дискретным временем.

Тевто́нский о́рден (от лат. teutonicus — немецкий) — религиозный орден, основанный в конце XII века.

Девиз Тевтонского Ордена:
«нем. Helfen — Wehren — Heilen» («Помогать — Защищать — Лечить»)

Основание ордена

Первая версия

Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено одним из немецких рыцарских руководителей князем Фридрихом Швабским (Fürst Friedrich von Schwaben) 19 ноября 1190 года, и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ей постоянное место в городе.

Вторая версия

Во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный Орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов.

Римский папа Климент III утвердил Орден как «fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae» (Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской) своей папской буллой от 6 февраля 1191 года.

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден. На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.

Название ордена

Официально орден именовался на латинском языке:

* Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae
* Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem (второе название)

В немецком языке также употреблялось два варианта:

* полное наименование — Brüder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem
* и сокращённое — Der Deutsche Orden

В русской историографии Орден получил имя Тевтонский Орден или Немецкий Орден.

Структура ордена

Великий магистр

Верховной властью в Ордене обладали Великие Магистры (нем. Hochmeister). Устав Тевтонского Ордена (в отличие от устава Бенедиктинского ордена, к которому он восходит) не передаёт в руки Великого Магистра неограниченной власти. Его власть всегда ограничивалась Генеральным Капитулом. Исполняя свои обязанности, Великий магистр зависел от собрания всех братьев ордена. Однако с расширением Ордена власть Великого магистра значительно усиливается, ввиду невозможности собирать часто Генеральный капитул. На деле взаимоотношения Магистра и Капитула определялись больше правовым обычаем. Вмешательство Капитула было необходимым в кризисные ситуации, что порой приводило к отставке Великих Магистров с должности.

Ландмейстер

Ландмейстер (нем. Landmeister) — следующая должность в структуре ордена. Ландмейстер являлся заместителем Великого Магистра и руководил более мелкими административными единицами — баллеями. Всего в Тевтонском Ордене существовало три вида ландмейстеров:

* Немецкий ландмейстер (нем. Deutschmeister) — впервые Немецкие ландмейстеры появились в 1218 году. С 11 декабря 1381 года их власть начинает распространяться и на итальянские владения ордена. В 1494 году Император Карл V даровал Немецким ландмейстерам статус имперских князей.

* Ландмейстер в Пруссии (нем. Landmeister von Preußen) — должность была учреждена в 1229 году с началом завоевания орденом Пруссии. Первым ландмейстером стал Герман фон Балк, внеся значительный вклад в завоевание Пруссии. Его усилиями были основаны несколько замков, проведено множество походов на прусские земли. На протяжении всего XIII века основной задачей ландмейстеров стало подавление постоянных восстаний пруссов и войны с литовцами. В XIV веке «обязанность» руководить постоянными походами в Литву полностью перешла к Маршалам ордена. Должность существовала до 1324 года. После переноса столицы Ордена в 1309 году в Мариенбург, необходимость в специальном «заместителе» Великого Магистра в Пруссии отпала. С 1309 по 1317 год должность оставалась свободной. С 1317 по 1324 год последним ландмейстером стал Фридрих фон Вильденберг.

* Ландмейстер в Ливонии

Ландкомтур

Дословно переводится как «комтур земли». Руководил баллеем Ордена.

Низшая должностная единица в структуре Ордена. Комтур руководил комтурством вместе в Конвентом — собранием рыцарей данного комтурства. Рыцари, подчинявшиеся комтуру, назывались попечителями (нем. Pfleger) или фогтами (нем. Vögte) и могли иметь различные «специализации» и в соответствии с ними называться, например: фишмейстерами (нем. Fischmeister) или лесничими (нем. Waldmeister).

Главные должностные лица Ордена

Кроме этого в Ордене существовало пять должностных лиц, с которыми должен был совещаться Великий Магистр:

Великий Комтур

Великий Комтур (нем. Grosskomture) — был заместителем Великого Магистра, представлял Орден во время его отсутствия (по болезни, в случае отставки, преждевременной кончины), осуществлял иные поручения Великого Магистра.

Маршал Ордена (нем. Marschalle или нем. Oberstmarschall) — в его основные обязанности входило руководство военными операциями Ордена. Большую часть времени проводил либо в военных походах, либо в Кёнигсберге, являвшимся базой для сбора братьев Ордена в походы против Литвы. Являлся вторым лицом Ордена в сражениях после Великого Магистра.

Верховный госпитальер

Верховный госпитальер (нем. Spitler) — в первые годы после создания Ордена руководил госпиталями и больницами Ордена. После завоевания Пруссии его резиденция находилась в Эльбинге.

Верховный интендант

Верховный интендант (нем. Trapiere) — в его функции входило снабжение братьев Ордена всем необходимым в мирной жизни: одеждой, пищей и другими предметами быта. После завоевания Пруссии его резиденция находилась в замке Христбург.

Главный казначей

Главный казначей (нем. Trapiere) — руководил финансовыми операциями Ордена, заведовал денежными ресурсами Ордена.

Другие должности

* Kommandeur. В русском языке используется термин «командор», хотя суть этого слова значит «командующий», «командир».
* Capitularies. На русский язык не переводится, транскрипируется как «капитульер». Суть титула — руководитель капитула (собрания, совещания, комиссии).
* Rathsgebietiger. Можно перевести как «член Совета».
* Deutschherrenmeister. На русский не переводится. Означает примерно «Главный магистр Германии».
* Balleimeister. На русский можно перевести как «магистр имения (владения)».

История ордена

Начало утверждения в Восточной Европе

К тому времени влияние и богатство Тевтонского ордена было замечено многими державами, желающими под знаменем «борьбы с язычниками» расправиться с противоборствующими группами. Большое влияние имел тогдашний глава тевтонов — Герман фон Зальца (Herman von Salza, 1209—1239), обладавший значительными владениями и ставший заметным посредником Римского Папы. В 1211 году король Венгрии Андрей II (Andras) пригласил рыцарей для помощи в борьбе с воинствующими гуннами (печенегами). Тевтонцы разместились на границе Трансильвании, получив при этом значительную автономию. Однако чрезмерные запросы на большую независимость привели к тому, что король в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли.

Борьба против прусских язычников

Тем временем (1217 год) Римским Папой Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого. В 1225 году князь попросил помощи у тевтонских рыцарей, обещав им владение городами Кульм и Добрынь, а также сохранение за ними захваченных территорий. Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1232 году, основавшись на правом берегу реки Вислы. Здесь был построен первый форт, давший рождение городу Торунь. При продвижении на север были основаны города Хелмно и Квидзын. Тактика рыцарей была одинакова: после подавления местного языческого главы население насильно обращалось в христианство. На этом месте строился замок, вокруг которого прибывшими немцами начиналось активное использование земель.

Расширение влияния

Несмотря на активные действия Ордена в Европе, его официальная резиденция (вместе с Великим Магистром) находилась в Леванте. В 1220 году Орден выкупает часть земель в Верхней Галилее и строит крепость Starkenberg (Montfort). Здесь располагался архив Ордена и сокровищница. Лишь в 1271 году после взятия крепости Бейбарсом, предводителем мамлюков, резиденция Ордена переезжает в Венецию. В 1309 году столицей Тевтонских рыцарей стал город Мариенбург (нем. «Замок Марии»; польское название — Мальборк). Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия. В 1237 году Тевтонский орден слился с остатками военного братства рыцарей Меча (рыцари Христа), тем самым получив власть в Ливонии. При захватническом походе на Гданьск (1308 г.) под лозунгом «Jesu Christo Salvator Mundi» (Иисус Христос Спаситель Мира) было уничтожено почти всё польское население (около 10 000 местных жителей), на захваченные земли прибывали немецкие переселенцы. К тому же времени относится приобретение Восточного Поморья, что имело большое значение: захват уже не преследовал религиозных целей. Таким образом, к концу XIII века орден фактически становится государством. К середине XIII века произошёл раскол церкви, и орден повёл активное наступление на восток, в поддержание старой немецкой идеи вытеснения славян [источник?] [нейтральность?] «Drang nach Osten». Со временем в Прибалтике возникли еще две похожие организации рыцарей — орден Меченосцев и Ливонский орден.

Отношения с русскими княжествами и Великим княжеством Литовским

Покорение эстов привело к столкновению ордена с Новгородом. Первый конфликт произошёл в 1210, а в 1224 тевтонцами был захвачен стратегически важный пункт новгородцев — город Тарту (Юрьев, Дерпт). Противоборство шло за сферы влияния, однако к 1240-м гг. возникла реальная угроза скоординированной атаки всех западных сил против собственно русских земель, ослабленных монгольским нашествием. В конце августа 1240 орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля и заручившись поддержкой папской курии, вторгся в псковские земли и захватил Изборск. Попытка псковского ополчения отбить крепость, окончилась провалом. Рыцари осадили сам Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осаждённых. В город были посажены два немецких фогта. Далее рыцари вторглись в пределы Новгородского княжества и построили крепость в Копорье. В Новгород прибыл Александр Невский, и в 1241 он стремительным рейдом освободил Копорье. После этого вернулся в Новгород, где провёл зиму, дожидаясь прибытия подкрепления из Владимира. В марте объединённое войско освободило Псков. Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 на Чудском озере. Оно закончилось сокрушительным поражением рыцарей. Орден вынужден был заключить мир, по которому крестоносцы отказались от притязания на русские земли.

Другим русским княжеством, столкнувшимся с орденом, стало Галицко-Волынское. В 1236 князь Даниил Романович в битве под Дрогочином остановил экспансию рыцарей на Юго-Восточную Русь. Объектом спора в этом регионе были ятвяжские земли. В 1254 вице-магистр Тевтонского Ордена в Пруссии Бурхард фон Хорнхаузен, Даниил и мазовецкий князь Земовит заключили в Рачёнже трёхсторонний союз для покорения ятвягов.

Самому массированному натиску ордена подверглись Великое княжество Литовское и русские земли (главным образом белорусские княжества), вошедшие в её состав. Борьбу с орденом начал современник Александра Невского литовский князь Миндовг. Он нанёс рыцарям два сокрушительных поражения в битве при Сауле (Шауляе) в 1236 и в битве при озере Дурбе (1260). При преемниках Миндовга князьях Гедимине и Ольгерде Великое княжество Литовское и Русское стало крупнейшим государством Европы, но продолжало подвергаться ожесточённым атакам.

В XIV веке Орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала улучшаться лишь с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона. Это положило начало сближению Литвы и Польши (т. н. «личная уния» — оба государства имели одного правителя).

Закат ордена

Трудности орден стал испытывать с 1410 года, когда объединённые польско-литовские войска (с участием русских полков) нанесли сокрушительное поражение армии Ордена в битве при Грюнвальде. Погибло более двухсот рыцарей и их глава. Тевтонский орден потерял репутацию непобедимого войска. Славянской армией командовали польский король Ягелло и его двоюродный брат, великий князь Литвы Витовт. В состав войска вошли также чехи (именно здесь Ян Жижка потерял свой первый глаз) и татарская гвардия литовского князя.

В 1411 году после двухмесячной, так и не увенчавшейся успехом осады Мариенбурга, Орден выплатил контрибуцию Великому Княжеству Литовскому. Был подписан мирный договор, однако мелкие стычки время от времени имели место. В целях реформы императором Священной Римской империи Фридрихом III была организована Лига Прусских государств. Это спровоцировало в дальнейшем тринадцатилетнюю войну, из которой Польша вышла победительницей. В 1466 г. Тевтонский орден вынужден был признать себя вассалом польского короля.

Окончательная потеря могущества произошла в 1525 году, когда великий магистр Тевтонского ордена, «великий курфюрст» Бранденбурга Альбрехт Гогенцоллерн перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель - основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, автора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от католической Польши. Орден был распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Остававшиеся под властью ордена владения и территории отошли вассалам и союзниками Наполеона. Реорганизовать Тевтонский орден удалось лишь во время Первой Мировой войны.

Претенденты на наследие Ордена

Орден и Пруссия

Пруссия, несмотря на то, что была протестантским государством, претендовала на то, что является духовной наследницей Ордена, особенно в части воинских традиций.

В 1813 году в Пруссии был учреждён орден «Железный Крест», вид которого отражал символ Ордена. История Ордена преподавалась в прусских школах.

Орден и нацисты

Нацисты считали себя продолжателями дела Ордена, особенно в области геополитики. Доктрина Ордена «натиск на Восток» была полностью усвоена руководством.

Нацисты претендовали и на материальное имущество Ордена. После аншлюсса Австрии 6 сентября 1938 года сохранившиеся владения Ордена были национализированы в пользу Германии. То же самое произошло после захвата Чехословакии в 1939 году. Сохранили независимость только орденские больницы и здания в Югославии и на юге Тироля.

Была также произведена инспирированная Генрихом Гиммлером попытка создать некий собственный «Тевтонский Орден» в целях возрождения немецкой военной элиты. В этот «орден» вошло десять человек во главе с Рейнхардом Гейдрихом.

При этом нацисты преследовали священников настоящего Ордена, а также потомков тех прусских семейств, чьи корни восходили к рыцарям Ордена. Некоторые из этих потомков, как например фон дер Шуленбург, примкнули к антигитлеровской оппозиции.

Восстановление Ордена. Орден сегодня

Восстановление ордена произошло в 1834 при содействии австрийского императора Франца I. Новый Орден был лишён политических и военных амбиций и сосредоточил усилия на благотворительности, помощи больным и т. п.

В период нацистских гонений на Орден его деятельность была фактически свёрнута.

После окончания войны Ордену были возвращены аннексированные нацистами австрийские владения.

В 1947 году декрет о ликвидации Ордена был формально аннулирован.

Орден не был восстановлен в социалистической Чехословакии, но возродился в Австрии и Германии. После распада советского блока отделения Ордена появились на территории Чехии (в Моравии и Богемии), Словении и некоторых других европейских странах. Имеется также маленькое (менее двадцати человек) сообщество членов Ордена в США.

Резиденция Великого магистра по-прежнему находится в Вене. Там же находятся казначейство ордена и библиотека, хранящая исторические архивы, около 1000 старых печатей, другие документы. Орденом управляет аббат-хохмейстер, хотя сам орден состоит в основном из сестёр.

Орден разделён на три владения — Германия, Австрия и Южный Тироль, и два командорства — Рим и Альтенбисен (Бельгия).

Орден полностью обслуживает своими монахинями одну больницу в городе Фризах в Каринтии (Австрия) и один частный санаторий в Кёльне. Сёстры Ордена также работают в других больницах и частных санаториях в Бад-Мергенгеме, Регенсбурге и Нюрнберге.

Современная символика Ордена

Символ Ордена — латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый (для Рыцарей Чести) шлемом с чёрно-белыми перьями или (для членов общества Св. Марии) простым круговым украшением из чёрно-белой орденской ленточки.

Источники информации

Как ни покажется странным, но Тевтонский орден в послеорденской Пруссии не пользовался популярностью. Причин на то несколько. Прежде всего, они были католики, а Пруссия перешла в ортодоксальное воинствующее лютеранство. 17-18 века в Пруссии наступает полное забвение ТО. Практически ни один из историков того времени не написал ни одного исследования по его истории. Если были упоминания то только негативные.

Памятники архитектуры оставленные орденским периодом не вызывали пиетета, в эти века готика считалась варварской архитектурой. Что бы как - то эту готику прикрыть практически все храмы и остатки замков были оштукатурены (на территориях с преобладанием лютерано-евангелического населения). Это касается и кёнигсбергского замка. Считалось нормой разрушать и сносить орденские замки для использования строительного материала в хозяйственных целях как пример: (Бальга, Бранденбург, Лохштедт, Кройцбург и многие другие). Очень многие перестраивались. (Георгенбург, Кёнигсберг, Инстербург и масса более мелких замков).

Единственное, что спасло эти памятники так это их количество. В орденское время было построено так много, что всё снести было просто невозможно. Если замки всё - таки разбирались и сносились то кирхи по большей части сохранились, они продолжали выполнять свои функции в качестве лютеранско-евангелических храмов. Впервые о памятниках орденского периода в Пруссии заговорили в 19 веке, с подачи известного архитектора Шинкеля который в 1834 г. сделал запись в своём дневнике о руинах замка Бальга, в которых рекомендовал служащим имения Бальга заботиться о сохранности этих руин. Его поддержал камер президент фон Ауэрсвальд, который выступил за сохранение руин замка.

Как-то в Интернете попал на страничку Википедии посвящённой истории Тевтонского ордена, где наши «историки» публикуют своё понимание этой самой истории, и обнаружил там опус, цитирую: «Пруссия, несмотря на то что была протестантским государством, претендовала на то, что является духовной наследницей ордена, особенно в части воинских традиций». (выделено мной АБ ).

Хотелось бы только знать, в чём именно эти традиции выражались на самом деле. Не голословно заявить о каких то там традициях, а конкретно их обозначить. Да Какие могли быть традиции у Тевтонского ордена кроме борьбы против язычников.

На что претендовала армия Германии в 19 и 20 вв. так это на традиции Прусской армии Фридриха II Великого, (Кстати эта традиция сохраняется до сегодняшнего дня ) но никак не Тевтонского ордена.

Теперь о нацистах

Очень часто в наших периодических и псевдоисторических изданиях попадаются сообщения о нацистской Германии и организации СС как наследников Тевтонского ордена. Этот идеологический штамп о преемственности как я полагаю, не имеет под собой никакой базы.

Доктрина

Очень много говорится о доктрине Тевтонского ордена. В Интернете в той же Википедии я прочитал: «Нацисты считали себя продолжателями дела ордена, особенно в области геополитики. Доктрина ордена «натиск на Восток» была полностью усвоена руководством». (надо полагать нацистской Германии ).

Очень интересное заявление, если учесть что сам политический лозунг «Drang nach Osten» впервые был употреблён в националистической дискуссии только в середине 19 века. В качестве первого письменного документа (источника) часто называется открытое письмо польского публициста Юлиана Клачко Георгу Гервинусу, датированное 1849 годом. Клачко все же использовал не формулировку «Drang», а «Zug nach Osten» в том же значении.

О какой доктрине идёт речь? Если главной задачей Тевтонского ордена и других рыцарских орденов (Тамплиеры и Иоанниты) являлась оборона Святой Земли, которая отнимала основные силы ордена, по некоторым данным две трети рыцарей находились на Ближнем Востоке. Гарнизоны Тевтонского ордена были разбросаны от Киликийской Армении на севере, до границы с Египтом на юге, что по прямой составляет более 700 километров

Важное значение имело, и присутствие ордена в Испании, куда он был приглашён королём Фердинандом III Кастильским, где Тевтонский орден вместе с другими рыцарскими орденами (тамплиеров и иоаннитов) с 1222 г. принимал участие в затянувшейся реконкисте против мусульман. Можно предположить, что в Испании находилось не менее трети от всех вооружённых сил ордена.

Похоже, не рвался Орден на восток. Как известно и в Пруссию орден попал не по собственному желанию с целью «Натиска на восток», а по приглашению польского князя, у которого не было сил противостоять набегам прусских язычников. Да и переговоры об участии Тевтонского ордена шли 5 лет.

Завоевание Пруссии шло, как я уже говорил в предыдущей статье по остаточному принципу. Если в Святой Земле находилось более 100 рыцарей, в Испании несколько десятков, то против Пруссии в 1231 г. орден смог выставить только 8-9 рыцарей.

К Германну фон Зальца в Италию в 1231 г была направлена многочисленная делегация меченосцев. После ознакомления с ситуацией верховный магистр понял, как будет сложно избежать зависимых условий, в которых находится орден меченосцев . В результате делегация, так и не дождавшись ответа, отбыла в Ливонию.

Но, меченосцы не оставили надежды объединиться с Тевтонским орденом. С этой целью магистр Фолквин уже через папу Григория IX в 1234 г. вновь предложил Германну фон Зальца объединиться. Фон Зальца был против этого объединения но, ему был необходим повод для отказа. Для этого он в 1235 г. отправляет в Ливонию делегацию во главе с комтуром фон Ноенбург. После ознакомления с порядками в ордене меченосцев и возвращении в Германию, в Марбурге был собран капитул, который возглавил ландмейстер Людвиг фон Оттинген. Меченосцы прибывшие на этот капитул были тщательно опрошены, об их уставе, образе жизни, владениях и притязаниях. Затем была опрошена делегация побывавшая в Ливонии. Глава делегации фон Ноенбург представил отчет, в котором в очень негативном свете описал поведение братьев меченосцев, которые в своей деятельности нарушают орденские уставы, и больше уделяют внимания личному за счёт общественного блага. «А эти прибавил он, указывая пальцем на присутствующих меченосцев, да ещё четверо мне известных, хуже всех там» . Формальный повод к отказу в объединении был найден.

Орден меченосцев во второй половине лета 1236 года организовал поход против усиливающейся Литвы, к этой акции присоединился и Псков, земли которого так же подвергались литовским набегам. (О чём имеются многочисленные записи в русских летописях 20-30 годах 13 века). Это предприятие завершилось для союзников тяжёлым поражением при Сауле (Зауле), в котором меченосцы потеряли убитыми своего магистра и большую часть (48) рыцарей. Из 200 псковских дружинников домой вернулись только два десятка.

Меченосцев это поражение поставило на грань краха. «Братья рыцарей Христа» вновь обратились к Тевтонскому ордену с просьбой о помощи и объединении. Германн фон Зальца в резкой форме им отказал, указывая на беспорядки в ордене и отсутствие строгой дисциплины. Но это объяснение было только формальность, по сути, Тевтонский орден не желал брать на себя проблемы, созданные меченосцами в своей внутренней и внешней политике.

Этот отказ вынудил меченосцев обратиться на прямую, к римскому папе. Епископы Рижский, Дорпатский и Эзельский (Сааремаа –Викский) под впечатлением страшного разгрома при Сауле эту просьбу поддержали . Только под сильнейшим давлением папы (практически это был приказ) , 13 мая в 1237 г. в Витербо, была подписана булла о слиянии орденов. Объединение состоялось, и орден вынужден был продвинуться дальше на северо-восток.

Ещё в конце 14 века в конвентах Пруссии шли невесёлые разговоры о «Ливонском наследии». Так как кроме лишней головной боли, объединение с меченосцами им ничего не принесло.

Идеология

Теперь об идеологии. Тевтонский орден являлся христианским и был создан для активной борьбы с язычеством. Что в корне расходилось с идеологией основателя СС Генриха Гиммлера, где в основе своей изначально предполагался древнегерманский языческий культ. Выступая перед руководителями окружных организаций СС в Доме летчика, в связи с объявленным в стране трауром по поводу убийства в Праге обергруппенфюрера SS Гейдриха, Гиммлер заявил: "..Христианство - эта чума, эта моровая язва мировой цивилизации - должно быть уничтожено. Если это не удастся сделать нашему поколению, значит, не удастся сделать уже никому».

На могилах павших SS ставился не крест, а рунический знак смерти.

Идеологическая система SS представляет собой чудовищную смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и маловразумительных идей таких авторов, как геополитик Карл Хаусхофер с его обоснованием "исторической закономерности территориальной экспансии Германии", Фридрих Макс Мюллер с его теорией "арийской филологии", француз Артур де Гобино - с измышлениями "о неравенстве человеческих рас" и британец Хьюстон Стюарт Чемберлен - с идеей "человека и сверхчеловека", Ганс Гербигер с "доктриной вечного льда" и многие другие. Но все же важнейшими компонентами нацистской и эсэсовской идеологии стала интерпретация воззрений Ницше и его рассуждений о "сильных и слабых нациях" и расистские эскапады Рихарда Вальтера Дарре, ставшим руководителем Главного управления SS по вопросам расы и поселений.

Какие тут могут быть параллели с христианством и Тевтонским орденом?

Ничто в СС не напоминало о Тевтонском ордене, ни униформа, ни символы, ни гербы не девизы. Более того, всё было совершенно противоположным.

Орденские рыцари носили белые одежды, SS чёрные.

Символы гербы

Тевтонский орден имел герб в виде христианского креста.

SS языческие руны (которые представляют собой знаки древнейшего германского алфавита), и мёртвую голову (череп) .

Мы всегда готовы к битве, если нас зовут в бой руны и мертвая голова... Боевой гимн «Все мы SS ». Что тут общего?

Девизы

Девиз Тевтонского Ордена : "Helfen - Wehren - Heilen" (Помогать-Защищать-Лечить).

Девизом SS Meine Ehre hei ß t Treue ! - (Моя честь называется верность , так же возможный перевод на русский язык Верность - моя честь ). Этот девиз имелся на пряжках ремней солдат и офицеров войск SS . Девиз SS Meine Ehre heißt Treue! на пряжках писался всегда с

Посетители территории северо-восточной части Польши, ранее населенной воинственными племенами Пруссов, могут наблюдать большое количество впечатляющих замков, выполненных в готическом стиле, или живописные развалины. Мощь их стен должна заставить туристов задуматься о темных тайнах и увлекательных историях этой земли, которая стала свидетелем подъема и распада Тевтонского ордена.

Полное имя ордена: Орден госпиталя Св. Марии Немецкого дома в Иерусалиме (Latin: Ordo domus fratrum Sanctae Mariae hospitalis Theutonicorum in Jerusalem). В Польше, из-за эмблемы – черный крест на белом фоне, их просто и коротко называли “люди креста”. За беззаконие, грабежи и убийства невинных людей, Тевтонских рыцарей до сих пор вспоминают здесь в негативном свете.

Тевтонский орден был создан в г. Акра во время 3-го крестового похода для того, чтобы заботиться о раненых крестоносцах. Официальной датой его создания считается 1191 г од, когда Папа Римский Климент III официально подтвердил существование Тевтонского ордена. Как только Орден завоевал огромные территории вокруг города, число его членов резко возросло. В последующие годы, особенно во времена великого магистра Германа фон Зальца (на иллюстрации), деятельность Ордена вышла далеко за пределы медицинской помощи. Орден хотел занимать такие экономические и политические позиции, какие занимали рыцари Тамплиеры, а фон Зальц даже мечтал о создании мощного и независимого монашеского государства. Для этих целей необходимо было найти подходящее место в Европе. Поначалу, в первые годы тринадцатого века, рыцари Ордена пытались обосноваться в Трансильвании, куда их пригласил король Венгрии Андраш II для того, чтобы защитить страну от захватчиков. Однако когда оказалось, что земли, отданные им в аренду, были переданы Приказом как феодальное владение Папы Римского, мудрый король прогнал Тевтонцев из страны в 1225 году.

Нападения на Пруссию

Затем, в 1226 году, они получили другое приглашение – на этот раз их позвал Конрад, польский князь Мазовии, на чьи северные земли постоянно нападали Пруссы, которые жили между нижней Вислой и нижним Неманом (на территории современной Польши это место известно как Варминско-Мазурское воеводство). Это были воинственные племена балтов, которые культурно и по своему языку были связаны с литовцами и латышами.

Прусские племена в XIII веке

Поскольку с ними не могли справиться ни польские князья, ни Цистерцианцы в их миссии по христианизации населения,
казалось, что рыцари Ордена идеально подходили для того, чтобы помочь им в этой ситуации (к несчастью, князь Конрад не спросил совета у короля Венгрии). Целью являлась христианизация Пруссии (но по сути, это было ее завоевание), поэтому эту миссию одобрил император Фридрих II и Папа Римский Григорий IX. Они позволили Тевтонам превратить захваченные земли в свое государство, которое должно было стать частью Римской Империей, и, в то же время, феодальным владением князя Мазовии. В действительности, эти планы были направлены против намерений обманутого князя. На иллюстрации: Прусские воины.

Первые представители Тевтонского ордена – ими были семь рыцарей, которыми руководил Герман фон Балк, появились на территории Польши в 1230 году. Получив от Конрада в аренду Земли в Хелмно, Тевтоны основали там свое первое укрепленное поселение, которое в 1233 году получило право города и название Торунь.

Тевтонский замок в городе Торунь

Поселившись в Торуне, рыцари Тевтонского ордена начали завоевание Пруссии. Их план был основан на устранении врага в рассеянных очагах сопротивления, немедленном строительстве укреплений на приобретенных землях и консолидации власти террора. Благодаря данной тактике, довольно быстро была основана отлично организованная группа замков и крепостей с сельскохозяйственными и лесными владениями вокруг, которыми напрямую управляли рыцари и население крестьян из Мазовии. Чешским и немецким Пруссам удалось отважно защитить себя, поэтому период завоевания их земель продлился до 1283 года, после чего племена, уничтоженные Тевтонами, прекратили свое существование.

Рыцари Тевтонского Ордена

Ненасытное религиозное государство, однако, не намеревалось останавливаться на своих завоеваниях и направило армию против Литвы (на восток) и … Польши, что повлекло за собой далеко идущие политические последствия для обеих стран – очень нежелательные для государства Ордена. Литва привела Ордену идеальное оправдание против того, чтобы принять христианство, а по сути – увеличить границы Тевтонского государства. Осознавая эту опасность, Литва решила принять баптизм из рук поляков и создать польско-литовский союз, который состоялся в 1385 году в городе Крево. (В результате, языческий правитель Литвы – Ягайло, женился на польской королеве – Ядвиге Анжуйской, взяв имя Владислав. Позже он положил начало новой польской королевской династии). Этот поступок литовцев лишил монастырь официального права продолжать завоевание Литвы и расширять границы на востоке.

Государство Тевтонского Ордена с 1260 по 1410 годы

Конфликты с поляками

Политика экономического роста, направленная против Польши, привела к многочисленным вооруженным конфликтам. Когда в 1308 году король Владислав Локетек (Владислав Короткий) попросил рыцарей Тевтонского ордена помочь защитить город Данциг от браденбургцев, они превратили его – после массового убийства горожан – в незаконный захват Данциг Померании (что отделило Польшу от Балтийского моря). В 1309 году расположенный там Тевтонский замок Мальборк стал резиденцией Великого Магистра.

Замок Мальбoрк, вид в начале XX века

В 1327 году Орден разграбил области Куявия и Великая Польша, убивая женщин и детей; в 1342 году войска Ордена достигли Познани. Никакие мирные переговоры не могли убедить тевтонцев (которые всегда получали поддержку правителей Западной Европы) вернуть захваченные земли, что в итоге привело к началу войны в 1409 году. Эта война, наконец, разрушила политическую и экономическую мощь Ордена. Именно тогда состоялась знаменитая Грюнвальдская битва (14 июля 1410 год).

Грюнвальдская битва, Ян Матейко

Грюнвальдская битва в фильме Рыцари Тевтонского Ордена (1960
год)

Польско-литовское войско, во главе с Владиславом Ягайло, разгромило рыцарей Тевтонского Ордена (их Великий Магистр Ульрих фон Юнгинген был убит прямо во время битвы), но до окончательного краха Ордена было еще далеко. В годы с 1414 по 1421 и с 1431 по 1435 состоялись другие войны – в результате последней войны Пруссия была присоединена к Польше. Но Орден не сдавался так просто. Попытки по восстановлению суверенитета привели к новой Польско-Тевтонской войне, которая длилась с 1519 по 1521 год. Очередное поражение в 1525 году заставило Великого Магистра Альберта Гогенцоллера принять Лютеранство, превратив религиозное государство в светское герцогство, и вынудило платить дань польскому королю Сигизмунду Старому.

Следует знать, что с 1327 года Ливония (в настоящее время Латвия и Эстония) являлась частью Тевтонского ордена, базирующейся на Ордене Братьев Меча, и пользовалась определенной автономией. Союз с Россией в 1554 году привел к польской интервенции и, следовательно, с 1558 по 1570 годы к литовско-русской войне. В результате этих событий, Ливонское религиозное государство также было секуляризовано, южная часть стала светским герцогством Курляндии и Семигалии как феодальное владение Речи Посполитой. Его возглавил последний Великий Магистр Готхард Кетлер, который основал свою собственную династию. Остальная часть земель Ордена была включена в общие границы Польши и Литвы, часть отошла к Дании.

Новейшая история

“Рыцари Тевтонского Ордена”, Александр Форд, 1960 год

Негативный стереотип по отношению к Тевтонцам сохранился до сих пор. Лучшим доказательством являются споры вокруг проекта по реконструкции статуи Германа фон Балка в Эльблонге, в то время как он был основателем города. Однако, несмотря на преступления, мошенничество и безрассудство, существуют и положительные стороны, связанные с Тевтонским орденом. Места расположения городов в соответствии с современными немецкими принципами стали моделью для многих недавно построенных польских городов, например, Варшавы. А приток западных рыцарей для борьбы с язычниками приобщил Польшу к рыцарской культуре Западной Европы.

Достопримечательности

Сохранившиеся сегодня замки Тевтонского Ордена или же их впечатляющие развалины привлекают в северо-восточную Польшу большое количество туристов. Они были сооружены из кирпича (а затем из камня) в готическом стиле, сочетая монастыри и крепости, что делает их уникальными в Европе. Они построены на небольших холмах, часто рядом с реками или озерами, как правило, в форме четырехугольника. Крупнейшей польской, а также европейской средневековой крепостью является замок Тевтонского Ордена в городе Мальборк – укрепленный настолько, что к нему невозможно подобраться (даже король Ягайло не смог его захватить во время Грюнвальдской битвы). Другими важными крепостями являются замки в городах Гнев, Квидзын, Голюб-Добжинь, Бытув, Фромборк, Лидзбарк-Варминьский, Пасленк, Мораг, Дзялдово, Нидзица, Щитно, Кентшин, Барцяны и Венгожево.

Замок в г. Кентшин / фотография rodzinna-turystyka.pl

Сегодня многие из них являются не только музеями, но также и современными отелями, местами сосредоточения Рыцарских братств. Летом здесь проходят различные исторические события, шоу, такие как “Свет и звук”, турниры, а в Мальборке – реконструкция осады города. Многие замки связаны с интересными легендами, а иногда в полночь здесь могут появиться пугающие духи умерших рыцарей Тевтонского Ордена.

Средневековый фестиваль Мазурии, 2010 год – турнир рыцарей в замке в городе Рын / фото: rodzinna-turystyka.pl

Самым главным событием на открытом воздухе является ежегодное воссоздание Грюнвальдской битвы / grunwald1410.pl

Рената Глушек

Перевод на русский язык: Анна Дедюхина

Тевтонский орден был учрежден в период третьего крестового похода(1189 - 1192 гг.). Его полное латинское название - "Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum" ("Орден дома святой Марии Тевтонской"), немецкое -"Deutscher Order" - "Немецкий орден". Члены этого немецкого католического духовно-рыцарского ордена считались одновременно монахами и рыцарями и давали три традиционных монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В то время члены ордена полностью зависели от папы римского, являясь его мощным орудием и не подчиняясь властитех государей, на территории которых находились их владения. Цель монашеского подвига, подчеркивают христианские богословы, -достижение действием Божией благодати духовной чистоты, беспорочности и полного предания себя воле Божией через аскетический подвиг, совершаемыйкаждодневно в течение всей жизни. Однако уже в период образования Тевтонского военно-монашеского орденаредко кто относился всерьез к тому, что монах должен лишать себя радостейземной жизни, чтобы побеждать искушения плоти и дьявола и достичь благодати Духа Святого. В 1198 году орден был учрежден папой Иннокентием III, а в 1221 годупапа Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии, иммунитет ииндульгенции, которыми обладали более старые ордены: иоаннитов и тамплиеров. Зловещую роль сыграл Тевтонский орден при завоевании Прибалтики иПруссии. Примерно с 1215 г. по инициативе папы римского Иннокентия IIIгерманские феодалы форсируют проникновение на восточное побережьеБалтийского моря под предлогом христианизации языческого племени пруссов.Еще в 1201 году епископ Альберт основал город Ригу и учредил с благословениятого же Иннокентия III духовно-рыцарский орден меченосцев, или Ливонскийорден. С тех пор в Прибалтику стали стекаться рыцари со всей Европы. Развернулись кровавые операции по обращению в христианство местногонаселения (племен куров, пруссов, ливов, эстов). В 1226 году по договору гроссмейстера Тевтонского ордена Германа фонЗальца с польским удельным князем Конрадом Мазовецким " для защиты Мазовии отпруссов и литовцев" орден получил Хелминьскую землю и, перенеся своюдеятельность в Восточную Европу, начал покорение пруссов - группы племен,издревле населявших южное побережье Балтийского моря между нижним течениемрек Вислы и Немана. Немецкий писатель Август Коцебу, известный монархист, которогоневозможно обвинить в симпатиях к славянам, писал о тевтонских рыцарях:"Нельзя без содрогания читать описания всех зверств, которые крестоносцысовершали над несчастным народом. Приведем только один пример. Еще в концеXIV столетия, когда Пруссия была полностью покорена и усмирена, великиймагистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на кумерляндского епископа, приказал отрубить правые руки всём крестьянам егоепископства" (Коцебу А Древняя история Пруссии. Рига, 1808). За неполные 50 лет Тевтонский орден в ходе истребительных войн покорилвсе прусские земли. От Польши была оторвана не только Хелминьская земля, нои Восточное Поморье. Постоянными объектами экспансии тевтонцев сталиДобжинская земля и даже Куявия (раннефеодальное государственное образованиевосточнославянских племен Среднего Приднепровья). Крестоносцы представлялитакже большую угрозу для Литвы и северо-западных русских земель. Подпостоянным натиском ордена была и западная часть литовской Жемайтии (Жмуди). В 1261 году после поражения тевтонских рыцарей в сражении с литовцамипруссы подняли восстание против крестоносцев. Выступления пруссовпрокатились по всей Прибалтике, и только в 1283 году ордену удалосьокончательно покорить это гордое и свободолюбивое племя. Чтобы удержать господство над Прибалтикой, тевтонцы продолжалибеспощадно истреблять всех, кто пытался оказать им малейшее сопротивление.Вот, например, как описывает "Хроника Ливонии" поход крестоносныхзавоевателей: "И разделилось войско по всем дорогам и деревням, и перебилиони повсюду много народа, и преследовали врагов по соседним областям, изахватили из них женщин и детей в плен, и, наконец, сошлись вместе у замка.На следующий и на третий день, обходя все кругом, разоряли и сжигали, чтонаходили, а коней и бесчисленное множество скота угнали с собой... Многиеязычники, спасшиеся бегством в леса или на морской лед, погибли, замерзши отхолода" (Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. 2-е изд. И. - Л., 1938, с.124 -125). В 1236 году большое войско тевтонцев вторглось в ливонские земли,предав их огню и железу. Но рыцарей опрокинули воины объединенногоЛитовского государства. Через год после этого события Тевтонский орден объединился с Ливонскиморденом. Магистру тевтонцев (получившему титул великого магистра -гроссмейстера) подчинился магистр Ливонского ордена (который в дальнейшем стал называться ландмейстером). Объединив таким образом свои силы,германские рыцари стали готовиться к новому "Дранг нах Остен" ("Натиск на Восток"). У Тевтонского ордена были могущественные покровители: папа римский игерманский император, которые всегда поддерживали крестоносцев во всех ихстолкновениях не только с недавней языческой Литвой, но и с давно ужехристианизированной Польшей. Вступив в союз со шведскими феодалами, Тевтонский орден стал угрожатьПскову и Новгороду. "Укорим словеньский язык" - таков, по словам летописца,был лозунг тевтонцев. Римские папы давно стремились к мировому господству, иособенно манила их Русь с ее неисчислимыми богатствами. Поработив ливов,эстов и пруссов руками тевтонцев, католическая церковь протянула своищупальца и к Руси. В июле 1240 года в Финском заливе неожиданно появилась шведская флотилия, которая, пройдя по Неве, стала в устье Ижоры. Утром 15 июлярусское войско под водительством новгородского князя Александра Ярославича напало на шведов и молниеносным ударом разгромило их. В этой знаменитойбитве, за победу в которой Александр был назван "Невским", русский князь,как повествует летопись, "самому королю возложи печать на лице острым своиммечом". Борьба со шведскими захватчиками была, однако, лишь составной частьюобороны Руси. Тевтонские рыцари в 1240 году с помощью датских феодаловзахватили город Изборск, а затем и Псков, после чего появились вблизиНовгорода. Александр Невский разбил рыцарей под Псковом, вторгся в ихвладения, "землю ордена пожже и повоева, и полона много взя, а иных иссече".А 5 апреля 1242 года произошла историческая битва против тевтонцев наЧудском озере, получившая название Ледового побоища, в ходе которого однихтолько рыцарей было убито 500 и 50 тевтонцев попало в плен. "И бысть та сечезла и велика, и треск от копий ломления и звук от мечного сечения... и не бевидети льду, покрыто бо все есть кровию". Победа над тевтонцами на Чудском озере имела огромное значение длядальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы.Благодаря Ледовому побоищу был положен предел грабительскому продвижениютевтонцев на Восток. Конец XIV - начало XV века были временем расцвета военного могуществатевтонского ордена, получившего большую помощь от западно-европейскихфеодалов и папы римского. В борьбе против этой грозной силы объединилисьпольские, русские и литовские войска. В 1409 году между Тевтонским орденом,с одной стороны, и Польшей и Литвой - с другой, вновь вспыхнула война,получившая название Великой. Решающая роль между армией Тевтонского ордена ипольско-литовско-русскими войсками произошла 15 июля 1410 года подГрюнвальдом (литовцы называют это место Жальгирисом, а немцы -Таннен-бергом). Под предводительством великого князя Литовского Витау-таса былиразгромлены основные силы тевтонцев. Этим был положен конец экспансиинемецких феодалов и крестоносцев на Восток, продолжавшейся 200 лет.Эпохальное значение битвы, в которой погибли гроссмейстер Уль-рих фонЮнгинген и почти все члены военного руководства ордена, состоит в том, чтобыла сломлена военная и политическая мощь тевтонцев, развеяны их планыгосподства в Восточной Европе. Тевтонский орден не смог больше оправиться отнанесенного ему поражения. Тщетно искал он помощи у папы и у вселенскихсоборов, которые в это время старались укрепить расшатанный авторитеткатолической церкви. Под объединенными ударами Польши и восставших городовТевтонский орден был вынужден признать себя побежденным и отказаться отполитической самостоятельности. По Торунскому миру 1466 года Польша получила обратно поморские земли сГданьском, Кульмскую землю и часть Пруссии. Остальные земли, оставшиеся заорденом, стали вассальными владениями Польши. Гроссмейстер тевтонцевобязался приносить присягу польскому королю и лишался права самостоятельнозаключать союзы и объявлять войну. В первой четверти XVI века в истории Тевтонского ордена развернулисьинтересные события. 2 апреля 1525 года гроссмейстер тевтонцев АльбрехтГогенцоллерн въехал в Краков - столицу Польши в белом плаще "священноговоинства", украшенном черным орденским крестом, а уже 8 апреля подписал сПольшей мир не как гроссмейстер Тевтонского ордена, а как герцог Пруссии,находившейся в вассальной зависимости от польского короля Сигизмунда. Поэтому договору все старые привилегии, которыми пользовались тевтонцы,утрачивались, однако все права и привилегии прусского дворянства оставалисьв силе. А еще через день на старом рынке Кракова коленопреклоненный Альбрехтпринес присягу на верность королю польскому. Таким образом, 10 апреля 1525года родилось новое государство. Тевтонский орден был ликвидирован ради того, чтобы существовалаПруссия. В 1834 году орден был восстановлен с несколько видоизмененными задачамив Австрии (при гроссмейстере Антоне Викторе, который стал называтьсяхохмейстером), а вскоре де-факто и в Германии, хотя официальные орденскиевласти утверждают, что в этой стране тевтонцы возобновили свою деятельностьтолько после окончания второй мировой войны, ибо братья-рыцарипреследовались при нацизме.